Влияние научно-технического прогресса на развитие медицинского знания издравоохранения

Предварительные медицинские осмотры проводятся при поступлении на работу. Они позволяют выявить людей, которые по состоянию здоровья не могут быть допущены на работу в условиях данного производства. В предварительных медицинских осмотрах участвуют все врачи-специалисты (терапевт, невропатолог, офтальмолог, дерматовенеролог, отоларинголог,

хирург). Периодические медицинские осмотры позволяют на ранних стадиях выявить профессиональное заболевание или отклонение в состоянии здоровья,повышающие опасность воздействия профессиональных вредностей. Основным лицом, проводящим периодические медицинские осмотры, является врач-терапевт. Участие врачей-специалистов (фтизиатра, невропатолога и др.) определяется врачом-терапевтом. При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров все женщины обязательно обследуются врачом акушером-гинекологом с проведением цитологического и бактериоскопического исследования. Лица, подвергающиеся воздействию веществ, являющихся аллергенами, в обязательном порядке осматриваются терапевтом, отоларингологом, дермато-венерологом с проведением клинического анализа крови. Все данные медицинского обследования заносятся в медицинскую карту амбулаторного больного (форма 025/У-87). В случае установления при проведении медицинских осмотров признаков профзаболевания трудящиеся направляются в центры профпатологии для специального обследования с целью уточнения диагноза и установления связи заболевания с профессиональной деятельностью.

Одним из документов, на основании которого решается вопрос о связи заболевания с профессиональным трудом, является санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работающего (осуществляется в соответствии с приказом МЗ № 555). Санитарно-гигиеническая характеристика составляется и выдается только санитарно-эпидемиологической станцией. Право на запрос санитарно-гигиенической характеристики имеет главный врач медико-санитарной части предприятия, на котором работает заболевший. Все лица с выявленными профзаболеваниями должны находиться на диспансерном наблюдении в течение всей жизни у соответствующих специалистов в зависимости от установленного патологического процесса (Приложение № 9 к Приказу МЗ от 30.05.86 г. №770). В профилактической работе цехового врача большое значение имеет санитарно-просветительная работа. В ней в обязательном порядке участвуют все врачи и средние медицинские работники. Содержанием санитарно- просветительной работы на предприятии являются:

а) пропаганда медицинских знаний по вопросам прежде всего тех заболеваний, которые распространены на данном предприятии;

б) пропаганда знаний по борьбе с профессиональными болезнями;


в) пропаганда знаний в области личной и общественной гигиены.

Гигиенические требования к факторам производственной среды

Территория и производственные помещения Правильное с гигиенической точки зрения устройство, оборудование и содержание промышленных предприятий являются важными факторами в борьбе с профессиональными вредностями и в создании условий для здорового и высокопроизводительного труда.Территория предприятия должна быть выравнена, замощена, иметь достаточно широкие проезды и проходы. Двор озеленяют, содержат в чистоте и порядке. Загромождение его может быть причиной несчастных случаев, особенно когда двор плохо освещен.

Производственные помещения . Не разрешается использовать для производственных целей подвальные или полуподвальные помещения, если это не является необходимым для самого производственного процесса. Взаиморасположение отдельных производственных помещений должно соответствовать ходу производственного процесса. Помещения, в которых производственные процессы сопровождаются сильным шумом, выделением тепла, пыли или вредных газов, должны размещаться у наружных стен здания и хорошо изолироваться от соседних помещений капитальными стенами или тамбурами. Не следует совмещать в одном помещении производственные процессы с разными вредностями, например кузнечные и сварочные работы, что приводит к суммированию действия вредностей на рабочих.

Рабочие помещения должны быть достаточно просторными, светлыми, сухими и теплыми. На каждого работающего должно приходиться не менее 13 м3 объема помещения: 4 м2 площади при высоте 3,2 м. Для безопасности расстояние между станками должно быть не менее 0,8-1 м, а ширина проходов между станками не менее 1,5 м. В механических, инструментальных и монтажных цехах рациональны деревянные торцовые полы. В помещениях, где на пол попадает значительное количество жидкостей, полы должны быть из водонепроницаемого материала - цемента, асфальта, плиток. В помещениях с цементными и другими холодными полами на рабочих местах устанавливают деревянные настилы. Для защиты рабочих от сквозняков у наружных въездов и входов в помещения сооружают тамбуры. В производственных помещениях необходимо поддерживать безукоризненный порядок и чистоту. При этом особое внимание уделяют систематической уборке стружек, обрезков и других отходов производства, загрязняющих и захламляющих помещения; влажному подметанию полов с использованием в необходимых случаях влажных опилок; обметанию пыли с панелей стен, окон и оборудования; систематическому проветриванию помещений и сквозному проветриванию во время пауз и перерывов в работе; внедрению различных видов пылесосов для уборки. Один раз в 1-2 недели устраивают генеральную уборку помещений с привлечением к участию в ней всех работающих.

Вентиляция и отопление производственных помещений Вентиляция является одним из важнейших средств борьбы за оздоровление условий труда на производстве. Как правило, производственные помещения должны быть обеспечены средствами усиления естественной вентиляции: форточками, фрамугами, вытяжными каналами. Помимо этого, широко применяется аэрация здании, под которой понимают управляемую естественную вентиляцию. С этой целью в стенах здания устраивают один-два ряда окон для подачи воздуха, а в крыше или в верхней части стен - окна (фонари) для удаления нагревшегося в помещении воздуха. Регулируется аэрация посредством большего или меньшего открывания окон. Аэрация позволяет интенсивно обменивать воздух производственных помещений и очень эффективна для борьбы с перегревом в цехах. Аэрацию нерационально применять в тех случаях, когда воздух в цехах сильно загрязняется вредными газами. Это привело бы к сильному загрязнению наружной атмосферы вокруг предприятий. Места образования пыли дробильные и просеивательные установки, транспортеры пылящих материалов и др. - укрывают кожухами, присоединенными к воздуховодам вытяжной вентиляции. На производствах, имеющих источники более или менее сильного загрязнения воздуха, нельзя обойтись без механической вентиляции.

Мощные вентиляторы создают в воздуховодах сильное разрежение воздуха, вследствие чего пыл* изпод кожуха устремляется в воздуховоды и не распространяется по помещению. Затем удаляемый из производственного помещения воздух очищается от пыли и выбрасывается в атмосферу.

Над местами образования вредных газов и паров наилучшим типом укрытия являются вытяжные шкафы, а над источниками образования нагретых дымов, газов или паров (горны, печи) широко применяется устройство зонтов. Чем ниже опущен зонт, тем он эффективнее. Поэтому для удобства работы к краям зонтов подвешивают заслонки, которые поднимают при загрузке горнов и опускают на время нагревания деталей. При рассеянном образовании газов или паров в помещении устраивают обще обменную вытяжную вентиляцию. При мощной вытяжной вентиляции в зимнее время необходимо подавать в помещение нагретый до 15-25° воздух С помощью (приточной вентиляции.

Отопление устраивают преимущественно центральное . На производствах, где выделяется легко возгоняющаяся или взрывоопасная пыль, лучшим является водяное отопление.

Производственное освещение

В любом трудовом процессе принимает участие зрительный аппарат, а тонкие работы предъявляют особо высокие требования к функции глаза. Нерациональное освещение неблагоприятно отражается не только на функции глаза, но и на общем состоянии работающих, понижает производительность труда, ведет к увеличению ошибок, брака, способствует общему утомлению и травматизму. При проведении гигиенической рационализации искусственного освещения на производстве медицинский работник обращает внимание на создание необходимой освещенности, а также на выбор типа светильника и места размещения его (рис. 99). При работах, требующих различения деталей размером менее 0,2 мм, минимальная необходимая освещенность от ламп накаливания составляет 150 лк, размером от 0,2 до 1 мм - 50 лк, размером от 1 до 10 мм - 20 лк, размером от 10 до 100 мм- 10 лк. Устройство одного местного освещения не разрешается. В помещениях, где в воздух поступают водяные пары, пары горючих веществ или взрывоопасная органическая пыль, применяют герметические, взрывобезопасные светильники. Во многих производственных помещениях поверхность светильников быстро загрязняется пылью, вследствие чего освещенность на рабочих местах резко падает. В этих случаях светильники следует очищать от пыли не реже 1-2 раз в неделю; в прочих цехах- 1 раз в 2 недели. Все производственные помещения с постоянным пребыванием рабочих в дневную смену должны иметь естественное освещение. Глубокие помещения, кроме бокового света окон, освещают еще верхним светом через остекленную крышу. Необходимо систематически очищать стекла от грязи и снега.

Санитарнобытовые помещения На предприятиях устраивают санитарнобытовые помещения: 1) для поддержания чистоты тела и одежды - гардеробы, душевые, санпропускники, умывальные, сушилки для одежды, прачечные; 2) для приема пищи и отдыха - буфетные, столовые, красные уголки, комнаты для курения, помещения для обогревания; 3) пункты для кормления грудных детей и комнаты для личной гигиены женщины ; 4) уборные.Если на предприятии в одну смену работает более 20 человек, то в рабочих помещениях при прилегающим к ним коридорах размещают гардеробные шкафчики, имеющие два отделения: одно для уличной и домашней одежды, другое - для производственной. На более крупных предприятиях для хранения одежды устраивают гардеробы. Администрация предприятий обязана обеспечить систематическую стирку и починку спецодежды. Умывальные и душевые, кот. устраивают вблизи от гардеробной. При работах, связанных с сильным загрязнением кожи, желателен подвод к умывальнику нагретой воды и обеспечение щетками, пемзой или специальными моющими составами для очистки рук. На тех производствах, где имеется эпидемиологическая опасность, у умывальника должен быть дезинфицирующий раствор. Душевые устраивают на пищевых предприятиях и на тех производствах, где возможно сильное загрязнение кожи тела, инфицирование или имеются неблагоприятные метеорологические условия, вызывающие сильное потение. Уборные размещают так, чтобы они находились не дальше 75-125 м от места работы. При отсутствии водопровода в цехах должны быть бачки с кипяченой водой.

Средства индивидуальной защиты: это приспособления, предохраняющие открытые кожные поверхности и различные органы человека от любого нежелательного внешнего воздействия в процессе труда. Это может быть воздействие вредных веществ, находящихся в окружающем воздухе, твердых частиц, пыли, брызг водных растворов с агрессивной кислотной, щелочной средой, различных излучений, действие высоких и низких температур или механическое воздействие. Соответственно, средства индивидуальной защиты на производстве должны изготавливаться из высококачественных тепло- и морозостойких материалов, рассчитанных на возможный контакт с агрессивными веществами и имеющих повышенные прочностные свойства.

К СИЗ относят средства защиты:

головы (каски, шлемы);

органов дыхания (изолирующие дыхательные аппараты, противогазы, респираторы);

лица и органов зрения (лицевые щитки, защитные очки, прозрачные экраны);

органов слуха (наушники, шумоизоляционные вкладыши);

кожи рук (защитные перчатки, рабочие рукавицы);

Спецодежда и спецобувь (она должна защищать работающих от неблагоприятных метеорологических условий, влаги, пыли, кислот, щелочей, нефтепродуктов)

страховочные и удерживающие (защищают от падения с большой высоты);

диэлектрические и пр.

Фирмы-изготовители стараются сделать средства индивидуальной защиты на производстве максимально удобными при заданной функциональности, чтобы их применение не сказывалось негативно на эффективности деятельности отдельных работников и предприятия в целом, а наоборот – способствовало росту показателя результативности. Тем не менее основная задача СИЗ заключается в обеспечении безопасности труда и сохранности жизни

Защитные очки разделяются на два типа: очки открытого типа - класс 030, т. е. очки защитные открытые (аналогичные по своей конструкции бытовым очкам для коррекции зрения) с откидными или фиксированными боковыми щитками (или без таковых), и очки закрытого типа - класс 033, т. е. очки защитные закрытые, состоящие из двух отдельных очковых коробок, соединенных переносьем или имеющие оправу коробчатого типа в виде так называемого моноблока с единым смотровым стеклом.

Особое внимание в стандарте ГОСТ уделяется внимание величине поля зрения, размерам очковых стекол, их запотеванию, удельному давлению оправы очков на кожу лица, качеству материалов для оправы, ее прочности, методам испытания очков и т. д.

Для защиты от шума применяются так называемые антифоны, или противошумы. Они разделятся на внутренние- заглушки и вкладыши, вкладываемые в устье слухового прохода, и наружные - противошумные наушники, шлемы и т. п., накладываемые на ушную раковину. Заглушающую способность противошумных средств выражают в децибелах (дБ).

Наиболее простой по конструкции является заглушка из гигроскопической стерилизованной ваты в виде небольшого тампона, вкладываемого в слуховой проход.

Противопылевые респираторы являются наиболее распространенным типом фильтрующих приборов для индивидуальной защиты органов дыхания. В качестве фильтра для очистки вдыхаемого воздуха от пыли применяются различные материалы: волокна растительного и животного происхождения (хлопок, шерсть, шелк и т. д.) в виде пористого картона, рыхлой бумаги, ваты и т. д. В последние годы широкое применение для указанных целей нашли искусственные и синтетические волокна и пористые материалы, обладающие повышенной фильтрующей способностью по отношению к пыли и дыму. Промышленностью в настоящее время выпускается ряд респираторов для защиты от неядовитой пыли: ПРБ-5, РПП-57, ШБ-1 («Лепесток»), Ф-62, ПРШ-2-59, «Астра»-2. Для защиты органов дыхания от вредных паров и газов служат широко распространенные промышленные противогазы. Они состоят из надеваемой на голову резиновой лицевой части с выдыхательным клапаном, соединенной при помощи гофрированной резиновой трубки с фильтрующей коробкой. Эта коробка наполнена соответствующими сорбентами, которые поглощают из фильтруемого воздуха вредные пары и газы.

В качестве поглотителей применяются активированный уголь, силикагель и др., а также хемосорбенты-поглотители, предварительно обработанные химическими веществами, с которыми фильтруемые.через противогаз пары и газы вступают в химическую реакцию, например для поглощения окиси углерода. В коробках противогазов находится специальный катализатор-окислитель (гопкалит), способствующий окислению этого газа в углекислый газ. Изолирующие приспособления применяются в тех случаях, если содержание кислорода во вдыхаемом воздухе ниже 16%, или в условиях, когда концентрация вредных веществ в воздухе чрезмерно высока и не может быть снижена до. допустимой величины путем фильтрации через соответствующие фильтры. К изолирующим средствам относятся так называемые шланговые и кислородные приборы, полностью отключающие органы дыхания работающего от той вредной воздушной среды, в которой он находится.

Защитные (профилактические) пасты и мази служат для предохранения кожи рук и лица от воздействия вредных паров, газов, пыли, агрессивных веществ, лучистой энергии.

По своему назначению защитные пасты и мази делятся на две основные группы: 1) мази и пасты для защиты от нефтепродуктов, растворителей, лаков, красок, жиров, масел и других органических продуктов; 2) пасты и мази для защиты от водных растворов кислот, щелочей, солей, охлаждающих водомасляных эмульсий, а также от чистой воды и т. д.

61. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ, ИНТЕНСИФИКАЦИЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ. ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА.

Научно-технический прогресс и ускорение темпа жизни неизбежно приводит к необходимости овладевать большим объемом научных и прочих знаний и умений. В связи с этим во всем мире ежегодно увеличивается число людей, занимающихся умственной деятельностью во всех сферах производства. В последующие годы эта тенденция будет сохраняться. Поэтому вопросы гигиены умственного труда становятся все более актуальными.

Умственный (интеллектуальный) труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.), так и вне его (врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.). Интеллектуальный труд характеризуется необходимостью переработки большого объема разнородной информации с мобилизацией памяти, внимания, частотой стрессовых ситуаций. Вместе с тем мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2400-2000 ккал в сутки). Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Указанные виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Операторский труд . В условиях современного механизированного производства основными становятся функции контроля за работой машин, широкое распространение приобретает операторская деятельность. Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Так, например, труд телефонисток характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд - труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд (научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, архитекторы, конструкторы) - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

Трудпреподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Первичные функциональные изменения в организме человека при умственном труде наступают прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности. Локальные процессы активации развиваются во многих зонах мозга, захватывая левое и правое полушарие. Важнейшую роль в осуществлении психических функций играют лобные отделы мозга.

В последние десятилетия в связи с бурным научно-техническим прогрессом, с возрастающим темпом жизни, с появлением так называемых болезней цивилизации проблема изучения здоровья с целью его поддержания и усиления собственных защитных сил организма приобретает особо важное значение.

Итак, что же такое «болезни цивилизации», или, каких часто сейчас называют, «патология XX века»? Если обратиться к Большой советской энциклопедии, то можно прочитать, что «цивилизация - это время, наступившее за эпохой дикости и варварства». Так почему же более прогрессивная эпоха предъявляет к человеческому организму новые, более повышенные требования и почему особенно велики нагрузки на здоровье в нашем родном, двадцатом столетии нового времени?

Дело заключается прежде всего в лавинообразно нарастающем темпе жизни. Именно этим отличается двадцатый век от его предшественников.

Представим на минуту фантастическую картину. Где-то в середине третьего тысячелетия до новой эры к земле подлетел космический корабль с посланцами иной, более высокой цивилизации. Космолет опустился на землю в северо-восточной части Африканского континента и пришельцы увидели плодородную долину Нила, согбенные фигуры крестьян, от зари и до зари трудящихся под бичами надсмотрщиков, а вдали - сияющий золотом своих дворцов Мемфис - резиденция фараонов. Решив, что обитатели земли еще не доросли до контакта с другими планетами, пришельцы улетают.

Проходит тысяча лет - срок немалый даже по космическим масштабам. Вновь на землю прибывает звездолет, его экипаж надеется увидеть расцвет человеческой цивилизации, напряженно ищет в эфире позывные земных спутников. Наконец, посадка, открыты люки и... Вновь долина широкой реки, вновь обливающиеся потом крестьяне, вновь жестокие надсмотрщики. Единственное, что изменилось в пейзаже - появились какие-то странные пирамидальные сооружения. Вновь улетают пришельцы и решают возвратиться через две тысячи лет. Новая экспедиция наблюдает вторжение гуннов в Европу, гибель целых народов. Проходит еще тысячелетие, и перед взорами обитателей последнего звездолета из планетной системы альфа Центавра предстает средневековый мрак, изредка озаряемый кострами инквизиции.

Мы обратились к помощи научной фантастики с тем, чтобы показать, как медленно текло время на заре человечества. А теперь рассмотрим последние сто лет. Около века тому назад один американский священник сказал, что никогда человек не сможет летать, как птицы, ибо это ему не дано. По чисто издевательскому парадоксу, какими богата история, фамилия этого священника была Райт и у него было два сына Орвил и Уилбур. Сто лет назад человечество освещалось керосиновыми и газовыми лампами, слов радио, телевидение, спутник земли, космический корабль и т. д. не было в его лексиконе. При этом надо заметить, что с течением времени нарастает и темп развития науки, нарастает темп изменения облика земли, темп изменения биосферы, т. е. той совокупности физических, метеорологических и биологических факторов, которые составляют среду обитания человека. А организм наш меняется гораздо медленнее.

Сотни тысяч лет эволюционировал человеческий организм и такими же черепашьими шагами продолжается эволюция и в настоящее время. Кроманьонский человек, живший на земле до наступления ледникового периода, мало чем отличается по своим анатомическим данным от нашего современника. Следовательно, изменение окружающей среды происходит значительно быстрее, чем может к ним приспособиться человеческий организм.

До начала этого столетия термина «неврастения» не было в лексиконе психиатров, так же как и термина . Толчком к возникновению этого, к сожалению, сейчас весьма распространенного невроза явилось резкое усиление шумовых факторов, связанных с бурным научно-техническим прогрессом.

Приведем другой пример. В середине прошлого столетия работал один из крупнейших патологов Европы австрийский ученый Карл Рокитанский. Он прославился в медицинской науке тем, что, произведя несколько тысяч вскрытий, описал изменения в органах и тканях почти при всех известных и распространенных сейчас заболеваниях. Не описал Рокитанский только двух болезней: и . Если бы эти заболевания сто лет тому назад имели бы такое же распространение, как сегодня, то, несомненно, они бы попались на глаза этому пытливому исследователю и тонкому наблюдателю... Значит, сто лет назад и атеросклеротическое поражение сосудистой стенки не были проблемой номер один. А сейчас? Постоянное перенапряжение нервной системы, особенности питания и ряд других факторов, являющихся порождением нашего цивилизованного века, выдвигают эти болезни на одно из первых мест в человеческой патологии.

Но не только с возрастающим темпом жизни связаны «болезни цивилизации», их причиной могут быть и другие особенности двадцатого века.

На пороге двадцатого столетия немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген открыл лучи, получившие впоследствии его имя. Несколько лет спустя супруги Кюри открыли радий и полоний и ввели термин радиоактивность. Вначале все эти явления представляли большой интерес лишь для физиков и медиков: для первых с теоретической, а для вторых - с чисто практической точки зрения. И никто в то время не мог подумать, что пройдет всего четыре десятилетия и эти открытия станут подобны выпущенному из бутылки сказочному джинну. Впрочем, уже тогда были замечены первые тревожные симптомы последствий этого открытия. В 1903 году Эрнест Резерфорд посетил в Европе супругов Кюри. Впоследствии он вспоминал: «После очень славного вечера, около 11, мы спустились в сад, куда профессор Кюри принес с собой трубочку, частично покрытую сульфидом цинка и наполненную раствором изрядного количества соли радия. В темноте сияние было сверкающим, и это явилось великолепным финалом незабываемого дня... Мы не могли не заметить тогда что руки профессора Кюри были сильно воспалены - в их болезненном состоянии повинны были лучи радия».

Но тогда в 1903 году никому и в голову не пришло, что Пьер Кюри (впрочем, также, как и сам Рентген) был первой жертвой заболевания, которое через полвека получит название «лучевая болезнь» и станет одной из важных проблем медицинской науки.

Да, широкое внедрение радиоактивных веществ в нашу жизнь, разработка и испытания ядерного оружия - все это привело к значительному загрязнению атмосферы и окружающей среды радиоактивными изотопами. Они влияют буквально на все стороны жизнедеятельности организма. Генетики, например, рассчитали, что при испытании одной водородной бомбы радиационный фон земли меняется так, что это приводит к появлению на земле десяти тысяч человек, больных лейкозами, - тяжелым, злокачественным заболеванием крови.

Можно привести много примеров отрицательного влияния последствий научно технического прогресса на организм, но достаточно ограничиться и этими.
Правда, надо сказать еще о двух особенностях двадцатого века. Первое - это «мышечное голодание» человечества. В связи с технизацией производства, внедрением техники в быт резко сокращается доля мышечного труда в жизни человека. Если сто лет назад эта доля составляла около 96%, то сейчас она колеблется где-то около 1%. Конечно, за сто лет значительно расширилась сфера деятельности человека и 1% мышечной работы сейчас в абсолютном выражении ней неизмеримо больше, чем 1% мышечной работы в середине прошлого века. Однако надо признать, что люди стали меньше утруждать свои мускулы, а это значит, что резко уменьшилась импульсация с так называемых проприорецепторов - нервных окончаний, заложенных в толще мышц, импульсация, которая необходима для правильной регуляции деятельности сердца, для приспособления его работы к меняющимся условиям внешней среды. Опять удар по приспособляемости человека, опять удар по его здоровью.

И второе. Все смелее и дерзновеннее вторгается человек в окружающую его среду, одну за другой вырывает он тайны у земли, воды, воздуха. Все интенсивнее приспосабливает он природу для своих нужд. Но в этой весьма полезной для человечества в целом деятельности есть и оборотная сторона: «...животное только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней, - писал Ф. Энгельс. - Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых... И так на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы,- что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять» .

Но, к сожалению, люди не всегда правильно понимают законы природы и начинают ее эксплуатировать поистине хищнически. В результате с лица планеты исчезают целые виды животных, уменьшается количество лесов, а тем самым нарушается нормальный кругооборот веществ в природе, меняются метеорологические факторы. И вот уже ученые начинают говорить о так называемом «парниковом эффекте», связанном с перегреванием атмосферы, появляются новые заболевания, названия которым дается по тем местностям, где впервые обнаружена данная болезнь (а обнаружена она в этой местности впервые потому, что именно здесь наиболее грубо нарушались правила санитарии и гигиены при создании того или иного промышленного предприятия). В атмосферу выбрасывается все больше и больше весьма небезразличных для организма веществ, происходит загрязнение отбросами Мирового океана. Это загрязнение биосферы приобретает поистине фантастические размеры. Достаточно сказать, что некоторые инсектициды были в весьма значительных концентрациях обнаружены во внутренних органах пингвинов и белых медведей, хотя в районах их обитания вряд ли кто-либо занимался уничтожением насекомых по причине отсутствия последних.

Возросший темп жизни, последствия бурного научно-технического прогресса, мышечное голодание, резкое изменение биосферы - все это ставит организм современного человека в достаточно неблагоприятные условия. Правда, организм обладает высокой пластичностью, высокой степенью приспособляемости к меняющимся условиям внешней среды.

Однако если эти условия будут меняться слишком быстро (а в настоящее время это именно так и происходит), то организм может не «поспеть» за окружающей средой. И тогда все системы организма начнут подвергаться повышенным нагрузкам. Но чтобы они смогли справиться с этими изменениями, их надо тренировать, т. е. помогать им приспосабливаться к переменам, делать их более стойкими, более эффективными, и тогда они смогут на достаточно высоком уровне (охранять здоровье - самый чудесный дар, который человеку дала природа).

Научно-технический прогресс и ускорение темпа жизни неизбежно приводит к необходимости овладевать большим объемом научных и прочих знаний и умений. В связи с этим во всем мире ежегодно увеличивается число людей, занимающихся умственной деятельностью во всех сферах производства. В последующие годы эта тенденция будет сохраняться. Поэтому вопросы гигиены умственного труда становятся все более актуальными. Умственный (интеллектуальный) труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.), так и вне его (врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.). Интеллектуальный труд характеризуется необходимостью переработки большого объема разнородной информации с мобилизацией памяти, внимания, частотой стрессовых ситуаций. Вместе с тем мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2400-2000 ккал в сутки). Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Указанные виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения. Операторский труд. В условиях современного механизированного производства основными становятся функции контроля за работой машин, широкое распространение приобретает операторская деятельность. Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Так, например, труд телефонисток характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Управленческий труд - труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. Творческий труд (научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, архитекторы, конструкторы) - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения. Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты). Первичные функциональные изменения в организме человека при умственном труде наступают прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности. Локальные процессы активации развиваются во многих зонах мозга, захватывая левое и правое полушарие. Важнейшую роль в осуществлении психических функций играют лобные отделы мозга. Основной задачей медицины труда в области организации трудового процесса является предупреждение развития утомления и переутомления. Утомление - физиологическое состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванной интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха. В отличие от утомления, переутомление является состоянием пограничным с патологией. Причем обычный кратковременный отдых не восстанавливает исходного уровня работоспособности, а изменение морфологических, биохимических и иных показателей организма носит выраженный и длительный характер. Исходя из сущности утомления и учитывая известные механизмы, вызывающие это состояние, предупреждение его может быть достигнуто благодаря широкому кругу социально-экономических, психофизиологических, технических и других мероприятий. Разработкой подобных мероприятий, предназначенных для реализации на производстве, помимо гигиены, физиологии и психологии труда занимаются эргономика, техническая эстетика, инженерная психология и научная организация труда (НОТ). Эргономика занимается решением прикладных вопросов физиологии труда: рационализацией трудовых процессов и рабочих мест, направленной на приспособление их к возможностям человека с учетом его анатомо-физиологических и психологических особенностей, что имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и повышения работоспособности. Техническая эстетика имеет два основных вида применения: цветовое оформление производственных помещений и оборудования и художественное конструирование оборудования, т.е. создание оборудования красивой и рациональной формы, обеспечивающей удобства эксплуатации. Техническая (или производственная) эстетика занимается вопросами выбора и применения оптимальных цветов для производственных помещений и оборудования, т.е. созданием цветового климата. В основном это группа цветов, имеющих малую насыщенность и сравнительно большой коэффициент отражения. Цветовое оформление производственных объектов должно быть различным в зависимости от характера выполняемой работы. Так, например, "холодные" цветовые тона (зеленые, зелено-голубые), понижающие напряжение зрения и действующие успокаивающе, рекомендуют применять при выполнении умственной и физической работы, требующей большой сосредоточенности. Мероприятия технической эстетики повышают работоспособность человека не только путем создания у него хорошего настроения (положительных эмоций), но и благодаря воздействию на функции сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Грамотно и рационально выполненное цветовое оформление дает большой производственный и экономический эффект. Функциональная окраска производственных помещений и оборудования повышает производительность труда. Инженерная психология изучает связи конструкций пультов управления с особенностями восприятия и переработки информации операторами. Целью инженерной психологии является проектирование и конструирование пультов управления с учетом пропускной способности анализаторных систем человека (зрительной, слуховой и др.) с тем, чтобы поток поступающих сигналов не превышал психофизиологических возможностей человека. Связи оператора с машиной осуществляются путем восприятия информации, передачи ее в ЦНС, переработки, принятия решения, передачи исполнительным органам и выполнения. Этот последний этап осуществляется путем воздействия на органы управления машины. Между оператором и машиной существуют и другие формы взаимодействия, которые характеризуются рабочей позой оператора, величиной усилий, скоростью, траекторией, количеством движений. Научная организация труда. В настоящее время на всех крупных промышленных предприятиях существует служба научной организации труда (НОТ), занимающаяся разработкой и внедрением мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса. Эта деятельность должна основываться на достижениях науки, в том числе гигиены и физиологии труда, а также на передовом опыте, что позволит наилучшим образом организовать технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивающем наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности груда. Внедрение гигиенических мероприятий системой НОТ способствует улучшению условий труда, сохранению здоровья человека. Первыми признаками хронического утомления являются быстро наступающая усталость, снижение внимания, ослабление памяти, ухудшение аппетита, раздражительность или апатия, периодические головные боли, расстройства сна, которые в одних случаях проявляются сонливостью, в других - бессонницей. Бессонница обычно тяжелее переносится человеком. Утром после бессонной ночи появляются общая слабость, ощущение "разбитости", раздражительность, понижается работоспособность. Гигиена умственного труда Для того чтобы предупредить заболевания, связанные с хроническим утомлением, прежде всего необходимо урегулировать сон. Для этого рекомендуется ложиться спать всегда в одно и то же время. За 1 ч до наступления сна следует прекратить напряженную работу и по возможности посвятить это время прогулке на свежем воздухе. Полезно перед сном принять теплую ванну или сделать 10-минутную теплую ножную ванну. Спать следует в хорошо проветренной комнате. Взрослому человеку необходимо спать не менее 7-8 ч в сутки. Утром рекомендуется сделать гимнастическую зарядку, по окончании которой желательно принять прохладный душ или растереться влажным полотенцем. Можно делать индивидуальный комплекс упражнений, разработанный применительно к своей физической подготовке. Для наиболее интенсивной и трудной умственной работы лучше отводить утренние часы. Приступая к работе, необходимо позаботиться о том, чтобы комната, в которой предстоит работать, в достаточной степени вентилировалась. Желательно, чтобы температура воздуха в помещении была в пределах 18- 20гр. Источник освещения рабочего места должен находиться слева и не быть слишком ярким, чтобы не вызвать утомления глаз. Шум мешает работе, поэтому его по возможности нужно исключить. Время от времени нужно снимать напряжение мышц, для чего необходимо менять положение тела. Каждые 1-2 ч рекомендуется делать перерывы 10-15 мин, во время которых следует, откинувшись на спинку стула, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов или проделать то же самое, прохаживаясь по комнате, затем, сидя в кресле, на несколько минут расслабить мышцы туловища и конечностей. После этого рекомендуется проделать несколько гимнастических упражнений, размяться. Опыт показывает, что в тех учреждениях, где внедрена производственная гимнастика, программа которой передается по радио в 11 ч, производительность труда выше. Умственная деятельность часто сопряжена с большой нагрузкой на зрительный анализатор (чтение, письмо). Для того чтобы не вызвать утомления глаз, нужно периодически во время работы на несколько секунд закрывать глаза и прикрывать их ладонями. За это короткое время расслабляются и отдыхают мышцы глаз. Совершенно недопустимо курение во время работы. Большую роль в профилактике умственного утомления играют положительные эмоции. Труд, протекающий в благоприятной психологической атмосфере, дает значительно больший экономический эффект, чем труд в неблагоприятной обстановке. Положительные эмоции вызывают перестройку в организме, способствующую улучшению кровоснабжения мозга, повышению тонуса коры мозга, активации деятельности вегетативной нервной системы. В результате этого увеличиваются резервы восприятия, улучшается память и возрастают творческие возможности мозга. Музыка действует как раздражитель, формирующий положительные эмоции. Однако в период напряженной умственной работы музыка часто является отвлекающим фактором и создает помехи в работе. Под влиянием отрицательных эмоций у человека притупляется внимание, снижается качество мышления. Для того чтобы компенсировать потерю работоспособности, человек делает дополнительные усилия, которые в итоге ведут к быстрому утомлению. Особенностью умственного труда является то, что человек по истечении времени, отведенного для этого труда, не может отрешиться от связанных с ним проблем, что вызывает нервно-психическое перенапряжение. Для профилактики утомления необходимы условия, помогающие "погасить" продолжающуюся умственную работу и снять нервно-психическое напряжение. С этой целью по окончании дневной работы можно совершить пешеходную прогулку, поиграть в спортивные игры, заняться умеренной физической работой. Работникам умственного труда выходные дни лучше проводить в движении, на воздухе. В эти дни рекомендуется полностью переключиться с умственной на другие формы деятельности. В период отпуска рекомендуется отдавать предпочтение активному отдыху, сочетая его со спортивными занятиями и умеренным физическим трудом на свежем воздухе. Немаловажную роль в организации режима труда играет и питание. Питание должно быть 3-4-разовым. Нужно следить за тем, чтобы пища была разнообразной, богатой белковыми веществами, витаминами. Утром следует позавтракать плотно. Пища в первой половине дня должна быть более калорийной, чем во второй. Ужин не должен быть обильным, в него следует включать молочно-растительные блюда. Не следует ужинать непосредственно перед сном. Необходимо широко использовать сырые овощи и фрукты. Не следует злоупотреблять острыми приправами к еде. Рекомендуется несколько ограничивать количество сахара, так как удельный вес углеводов в питании и без того занимает большое место. Вредно читать во время еды. Часто возникает вопрос о целесообразности повышения работоспособности в период утомления с помощью специальных средств. Прием чая и кофе рекомендуется уменьшить во второй половине дня и совсем не принимать их на ночь. Сильно действующие стимулирующие средства применять не рекомендуется. Не следует принимать и алкогольные напитки. Давно известно, что после приема даже малых доз алкоголя работоспособность уменьшается и увеличивается число ошибок в производимой работе. В некоторых случаях показан прием витаминов группы В и С. Правильное чередование ритма труда и отдыха - наиболее рациональный метод организации умственной деятельности, который способствует сохранению на долгие годы творческих сил человека и его физических возможностей. Выполнение всех этих несложных рекомендаций будет способствовать увеличению продуктивности умственного труда и поможет избежать нарушений в состоянии здоровья человека, связанных с его утомлением в процессе умственной деятельности. 62.

Научная революция в естествознании наряду с открытиями и кризисом механистической картины мира ускорила переход к неклассической науке, способствовала дальнейшему развитию как диалектико-материалистической, так и неклассической методологии. Медицина в условиях социальных сдвигов и научной революции демонстрировала углубление тенденций перехода от гуморализма и натурфилософии к формированию рационального теоретического уровня медицинского знания, к становлению его дисциплинарной организации.

Философия науки второй половины XXв. значима для медицинского знания тем, что в условиях изменения философско-методологических ориентиров понимания знания - перехода от классического рационализма к современному постнеклассическому (мультидисциплинарность, синергетика и др.) - она получает новые импульсы к развитию.

Научно-технический прогресс оказал влияние на все аспекты медицинского знания, но по-настоящему революционное влияние он оказал на область молекулярной биологии, которая решает фундаментальные проблемы антропологического характера. Современная антропология объединяет различные концепции построения, выделяют компенсирующую и конституирующую антропологии. Представители компенсирующей антропологии восполняют пробелы медицинской теории, привлекая биологию, психологию и социологию с целью создания так называемой объективной медицины. представители второго типа разрабатывают общую систему естественнонаучной медицины как медицинского учения о сущности болезни.

Одним из революционных достижений в процессе научно-технического процесса явилась расшифровка генома человека. В генофонде человека насчитывается, по современным данным 60-70 тысяч генов, молекулярная медицина, медицинская генетика и генная терапия, как наиболее значимые достижения научно-технического прогресса, занимаются предупреждением и профилактикой наследственных заболеваний и в целом сохранением генофонда нации.

В связи с этим, важнейшим аспектом является клонирование, необходимое для решения ряда вопросов медицины и биологии. Страсти по поводу размножения искусственным путем имеют давнюю историю и тревожили умы многих ученых, деятелей и писателей. Но лишь с недавнего времени это перестало казаться фантастикой. Однако в связи с сомнительными этическими моментами, использование клонирования для размножения человеческого индивида запрещено. К тому же, в связи техническими сложностями «массового тиражирования», идея о селекции людей с «особо ценными геномами» носит больше гипотетический характер.

Одним из современных понятий является понятие болезни как информационного сбоя, то есть здоровье – это не отсутствие внешних проявлений, а состояние внутреннего благополучия. В связи с этим становится все более актуальной наука синергетика - теория самоорганизации сложных систем, представляющая собой не только новое видение мира, но и новый тип детерминационного воздействия человека на окружающую среду, как природную, так и социальную. Это также является этапом научно-технического прогресса, ведь современная медицина во многих случаях не в состоянии избавить человека от недугов, именно потому, что она не может воздействовать на всю систему.

Научно-технический прогресс привел к тому, что важнейшие исследования проводятся на стыке различных наук, таких как этнография и физиология, общая антропология и медицинская социология. достижения. Центральными проблемами становятся валеология, формирование здорового образа жизни, взаимосвязь различных наук с практической и, прежде всего, профилактической и клинической медициной.

Не все достижения научно-технического прогресса окрашены только в положительные тона. Помимо того, что многие из них порождают массу сомнений в их этической и моральной обоснованности, они имеют и прямое отрицательное влияние на жизнь человечества. Это ухудшающаяся экологическая обстановка, это социальные проблемы отсталых стран и расслоения общества, демографический кризис и многое другое. Но жизнь не может стоять на месте и на возникающие в процессе научно-технического прогресса проблемы находятся решения.

ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА (НТП) НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Пыркин Иван Валерьевич

студент 4-го курса, кафедра менеджмента БНТУ, г. Минск

Морозов Вячеслав Федорович

научный руководитель, канд. экон. наук, БНТУ, г. Минск

Не возможно не отметить, что по всему миру идет семимильными шагами научно-технический прогресс и его влияние на все происходящее в нашем мире очень велико. Каждый день мы пользуемся благами данного прогресса, и не можем представить себе, как прожить и день, не воспользовавшись ими. Т. е., уже исходя из данного предложения, можно прийти к умозаключению, что использование предметов НТП каждый день оставляет след на личности каждого из нас и влияет на нас в течение всей жизни. Поэтому этот вопрос показался нам очень интересным, да и к тому же данному пока вопросу посвящено не очень много работ. Нет, конечно же, мы не будем в своей работе рассматривать достижения НТП с той точки зрения, добро это или зло. В данном вопросе мы не будем консерваторами и считаем, что любое достижение научно-технического прогресса каждый раз поднимает человека на ступеньку вверх. Но все же следует уделить большое внимание вопросу влияния достижений НТП на развитие личности каждого из нас.

Влияние достижений науки и техники на нас начинается уже в детстве. Ведь после рождения начинается очень активное развитие мозга человека. Данный процесс был и остается почти таким же, каким и был всегда, но на современном этапе, начиная с 3-5 лет, мозг начинает развиваться быстрее, чем раньше. Естественно, одним из главных факторов такого активного и быстрого развития мозга у детей являются достижения технического прогресса. Если раньше от мозга не требовалось каких-то особых усилий, для познания элементарных вещей, окружающих нас, то сейчас большинство детей достигших 3-5 лет уже вовсю пытаются освоить компьютер, познать первоначальные навыки в управлении сотовым телефоном и т. д. Разумеется, все эти технические новинки вносят свой непосредственный вклад в более быстрое развитие мозга человека. И, казалось бы, что все это должно приносить только пользу для развития наших детей интеллектуально, но как всегда существует это пресловутое «НО».

Во-первых, компьютеры, планшеты, сотовые телефоны, ноутбуки и т.д. являются не только средствами, которые помогают развиваться человеку интеллектуально, но также являются и средствами формирования представления о мире. Например, просмотр по телевизору какого-нибудь боевика или фильма ужаса может принести только вред, для ещё не окрепшей и формирующейся психики ребенка. Такое же влияние оказывают на детей и подростков современные компьютерные видеоигры. При этом следует учесть мнение учёных о том, что первые шесть лет жизни - это самый важный период в развитии человека, и в это время закладывается основание всей будущей жизни, уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях - то исходя из этого следует сделать непосредственные выводы. А именно: влияние современных достижений НТП на формирование личности человека начинается ещё с раннего детства, и уже в этом возрасте они могут оказывать пагубное влияние психику человека. Но наибольшую опасность для детей и подростков представляет собой игровая зависимость. Ведь в виртуальном мире ребенку не нужно отвечать за свои поступки, там он просто живет по написанным сценариям программистов и дизайнеров. Как следствие, развитие личности ребенка происходит по виртуальному сценарию, абстрагированному от реальности. Поэтому дети в последствие, попадая в мир реальности, становятся очень жестокими, чрезмерно эмоциональными, неконтролируемыми, также у них может появляться ощущение плохого самочувствия. Если вовремя не помочь им в этом состоянии, то в будущем эти дети могут лишиться ряда важных личностных качеств, таких как: целеустремленность, сдержанность, выдержка, ответственность, стрессоустойчивость и т. д. Стоит отметить, что данной теме посвящено очень много различного рода исследований, поэтому в данной работе мы не будем особо концентрировать свое внимание на ней.

Второй, наиболее острой, проблемой влияния НТП на человека стал «культ поклонения ежегодным техническим новинкам». Не сложно заметить, как за последние несколько лет, люди стали в буквальном смысле покланяться некоторым видам современных гаджетов. Разумеется, всё можно списать на потребительский бум, но все же если отвлечься и рассмотреть все с точки зрения теории потребления, то становится ясно, что данный процесс не полностью соответствует данной теории. Согласно теории спрос возрастает только при наличии существенных изменений потребительских свойств товара, что ежегодно, естественно, не происходит. Т. е. на лицо массовая зависимость людей от ежегодных технических новинок. Или как ещё называют её современные ученые - гаджет-зависимость. Ниже для рассмотрения в таблице 1 приведены показатели гаджет-зависимоти по некоторым странам Европы.

Таблица 1.

Среднестатистические данные по странам о гаджет-зависимости

Страна

Показатель гаджет-зависимости

Великобритания

1/3 жителей покупают приборы без определенной надобности

19 % поляков сообщили, что чувствуют гнев, если не могут воспользоваться той или иной технической новинкой

В этой стране проживает всего 4 % гаджет-зависимых граждан, которые делают необоснованные покупки сотовых телефонов и прочей техники

Среди наших соотечественников наибольшие потери насчитываются среди молодежи. В прекрасный мир сотовой связи с головой ушли 85 % жителей в возрасте от 18 до 35 лет. Половина из них к тому же психологически зависят от плееров

Казалось бы, как может влиять гаджет-зависимость на развитие личности человека. Но, при данном типе зависимости у человека наблюдается нарушение объективности принятия решения, что в дальнейшем может также сказаться на развитии личностных и профессиональных качеств человека.

Третьим, наиболее опасным, последствием развития НТП для нормального становления личности человека является интернет-зависимость. Интернет-зависимость - это расстройство психического характера, при котором человек очень навязчиво желает войти в глобальную сеть и неспособен выйти из нее вовремя. Данное расстройство первый раз было описано доктором Голдбергом в 1995 году. Хотя Голдберг не собирался включать это расстройство в официально принятые психиатрические стандарты, описание, которое он предложил, основывается на описании расстройств, которые связаны со чрезмерным употреблением психоактивных веществ. Психиатр выделял несколько основных симптомов этой зависимости: пользование интернетом приводит к ущербу психологического, межличностного, социального или физического статуса; вызывает дистресс или стрессовое негативное болезненное состояние. Также к последствиям данного расстройства можно отнести также деградирование личности человека, снижение двигательной активности: вместо того, чтобы встать и выглянуть в окно и узнать идет ли на улице дождь, человек в большинстве случаев предпочтет воспользоваться интернетом для этой цели. На данный момент интернет-зависимость очень широко обсуждается, но еще не признано официальной болезнью.

Также в данной работе нам хотелось бы заострить внимание на очень пугающей тенденции, которая показывает взаимосвязь между развитием НТП и статистикой роста суицида в мире. «Нужда и безработица», «бесплодность и беспросветность борьбы за существование» - эти слова стали штампами и уже давно связываются с причинами примерно 30 процентов самоубийств. В целом экономическая жизнь общества сильно отражается на кривой суицидов: спады в мировой экономике в 1908, 1923, 1929-1933, 1937 годах четко трансформировались в пики на этой кривой, а во времена «великой депрессии» в США уровень самоубийств вырос в 2 раза. Следует привести данные этой печальной статистики и для Росси с Беларусью: если в XIX веке в России уровень самоубийств (на 100 тыс. жителей) составлял в 1803 г. - 1,7; 1829 г. - 2,6; 1838 г. - 2,9 (т. е. в год налагали на себя руки от 582 до 1626 человек), то в настоящее время Россия занимает второе место в мире по количеству самоубийств - 37,4 на каждые 100 тыс. человек; что касается Беларуси, то для нашей небольшой, по сравнению с Россией, страны эта статистика выглядит не менее пугающей 28,3 случая самоубийства на 100 тысяч населения, если учесть, что проживает в нашей стране всего 9 млн. человек. По одной из версий ученых, рост суицидов связан ещё и с тем, что из-за НТП у людей стал все больше развиваться синдром дефицита внимания, т. к. ещё в детстве некоторые родители вместо того, чтобы заниматься с ребенком включали ему телевизор, компьютер или что-нибудь другое и уходили, при этом не подозревая какой опасности они подвергают своего ребенка в будущем. Исходя из выше написанного, хочется отметить ещё раз, что, конечно же, нельзя полностью провести параллели между НТП и ростом психологических отклонений и ростом суицида у людей, но все же стоит отметить, что данная тенденция присутствует.

Разумеется, видеть причину всех выше перечисленных проблем только в НТП нельзя, да и к тому же это будет не правильно, но стоит очень серьезно отнестись к тому, что во многих случаях НТП является катализатором развития этих проблем.

В конце хотелось бы отметить, что все решение данных проблем в основном лежит в самом человеке. Ведь, чтобы решить все данные проблемы человеку даже может и не потребоваться обращаться за профессиональной помощью. Например, чтобы ваши дети выросли абсолютно психически здоровыми и полноценными личностями, то для этого будет достаточно хорошего и грамотного воспитания в современных технических условиях. Если говорить о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние .Что касается гаджет-зависимости у взрослых, то тут просто нужно найти в себе силы и поставить себе ограничения. Например, вместо плеера взять в дорогу книгу. Ну, а если все же с влиянием достижений НТП не удается справиться данными способами, то лучше всего обратиться за помощью к профессионалам.

А вообще, самым главным советом, который только можно дать, чтобы избавиться от всех современных проблем, связанных с НТП, на самом деле очень прост: почаще общайтесь с живыми людьми в реальном мире!

Список литературы:

  1. Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 120 с.
  2. Козлов В.В., Карпов А.А. Психология игровой зависимости. Мн.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. - 227 с.
  3. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Психологический журнал, 1999. Том 20, 1, с 94-102.
  4. Раен А.А. Психология подростка. Полное руководство. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.
  5. Раен А.А., Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 683 с.
  6. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999. Том 20, 1, с 86-94.


Просмотров