В чем разница между подданством и гражданством. Гражданство (подданство). Правовое положение иностранцев

  • 6. Понятие, виды и сущность конституций в зарубежных странах.
  • 7. Основные этапы развития конституций зарубежных стран.
  • 8. Структура и содержание конституций зарубежных стран.
  • 9. Характерные черты и особенности содержания конституций стран Европы, принятых после Второй мировой войны.
  • 10. Конституции развивающихся стран: этапы конституционной реформы, особенности их содержания.
  • 11. Конституционные реформы в государствах снг и Восточной Европы в 90-х годах 20 века.
  • 12. Права, свободы и обязанности граждан в зарубежных странах: понятие, классификация, содержание.
  • 13. Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства в зарубежных странах.
  • 14. Конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах: понятие, правовое регулирование, принципы.
  • 15. Гражданство (подданство) в зарубежных странах: понятие, принципы, конституционно-правовое закрепление.
  • 16. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Многогражданство.
  • 17. Внутригосударственные и международные механизмы защиты основных прав и свобод в зарубежных странах.
  • 18. Понятие и разновидности конституционного контроля в зарубежных странах.
  • 19. Американская и европейская модели конституционного контроля: их характеристика.
  • 2. Виды конституционного контроля
  • 20. Понятие, структура и принципы общественного строя зарубежных стран.
  • 3. Социальные отношения
  • 4. Духовно-культурные отношения
  • 5. Политические отношения
  • 21. Конституционные основы политической системы в зарубежных странах.
  • 22. Конституционные основы экономической системы в зарубежных странах.
  • 23. Конституционно-правовое регулирование социальной системы в зарубежных странах, конституционные принципы социальной политики государств и их реализации.
  • 24. Принцип единства государственной власти в социалистических странах, особенности его закрепления.
  • 25. Принцип разделения властей в государственном механизме зарубежных стран, особенности его закрепления.
  • 26. Партийные системы в зарубежных странах: понятие, разновидности, общая характеристика.
  • 27. Политические партии в зарубежных странах: понятие, функции, классификация. Особенности в конституционном законодательстве о политических партиях.
  • 28. Общественные объединения в зарубежных странах: понятие, виды, правовое регулирование.
  • 29. Избирательная система в зарубежных странах: понятие, виды, общая характеристика.
  • 30. Понятие и принципы избирательного права зарубежных стран.
  • 31. Избирательный процесс в зарубежных странах: понятие, стадии, общая характеристика.
  • 32. Понятие и виды референдумов в зарубежных странах.
  • 33. Республика как форма государственного правления в зарубежных странах: понятие, виды, характеристика.
  • 34. Монархия как форма государственного правления в зарубежных странах: понятие, виды, характеристика.
  • 35. Общая характеристика смешанных форм правления (на примере Франции, Малайзии, оаэ).
  • 36. Федерации: понятие, признаки, виды. Основные модели разграничения компетенции между союзом (центром) и субъектами федерации в зарубежных странах.
  • 37. Конституционно-правовой статус субъектов федераций (на примере сша, Германии, Индии).
  • 38. Унитарные зарубежные государства: понятие, признаки, основные разновидности. Конституционно-правовой статус административно-территориальных единиц.
  • 39. Конституционно-правовой статус автономных образований: понятие, основные разновидности, характеристика.
  • 40. Понятие государственного режима, его виды и характеристики.
  • 41. Порядок формирования, состав и внутренняя организация парламента в зарубежных странах.
  • 42. Компетенция парламента в зарубежных странах.
  • 43. Порядок работы парламентов зарубежных стран.
  • 44. Стадии законодательного процесса, особенности их содержания в различных странах.
  • 45. Конституционно-правовой статус депутата парламента в зарубежных странах.
  • 46. Формы парламентского контроля за деятельностью правительства в зарубежных странах.
  • 47. Место и роль главы государства в системе органов государственной власти. Виды глав государств.
  • 48. Порядок избрания и досрочного прекращения полномочий Президента в зарубежных странах, его ответственность.
  • 15. Гражданство (подданство) в зарубежных странах: понятие, принципы, конституционно-правовое закрепление.

    Понятие и принципы гражданства (подданства) в ЗС.

    Гражданство (подданство) означает правовую принадлежность лица к данному государству. Гражданство и подданство равнозначны в том плане, что и на гражданина и на подданного распространяется суверенитет государства (т. е. лицо пользуется со стороны государства защитой прав и свобод как внутри страны, так и за ее пределами).

    Гражданство - это правовая связь физического лица и государства (республики), т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта всех прав и обязанностей.

    Подданство - это правовая связь физического лица и монарха (монархии), т.е. признание монархом этого лица в качестве полноправного субъекта всех прав и обязанностей.

    Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробное регулирование осуществляется обычными законами. Есть конституции, которые не содержат специальных норм о гражданстве. Например, Конституция Италии; гражданство этой страны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и дополнениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, например, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентируются данный институт.

    В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, а во многих федеративных государствах наряду с общефедеральным существует еще и гражданство субъектов (штатов, земель и т. д.). Каждый человек считается в таком государстве гражданином союза и одновременно - субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации.

    Гражданство может быть получено:

    1. по рождению: право крови (гражданство родителей) и право почвы (территория государства). Процесс установления гражданства по рождению - филиация.

    2. в процессе натурализации - по заявлению и решению специальных органов.

    3. восстановление в гражданстве - по заявлению и решению специальных органов.

    4. оптация - выбор гражданства в случае перехода территории от одного государства к другому (Гонконг - от Великобритании к Китаю). Гражданство (подданство) означает правовую принадлежность лица к данному государству. Гражданство и подданство равнозначны в том плане, что и на гражданина и на подданного распространяется суверенитет государства (т.е. лицо пользуется со стороны государства защитой прав и свобод как внутри страны, так и за ее пределами). Понятие "подданство" традиционно относится к государствам с монархической формой правления. Подданство в первоначальном смысле означает личную верность монарху данного государства. Гражданство, как правило, характерно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т.е. гражданин - это лицо, которое обладает правом и обязанностью активно участвовать в реализации государственной власти Лапшин И.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005.С.29.

    Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробное регулирование осуществляется обычными законами. Есть конституции, которые не содержат специальных норм о гражданстве. Например, Конституция Италии; гражданство этой страны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и дополнениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, например, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентируются данный институт.

    Институт гражданства включает нормы, регулирующие правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), беженцев. Тесно связаны с институтом гражданства вопросы предоставления политического убежища, выдача человека другому государству (экстрадиция), возможность высылки из страны.

    В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, а во многих федеративных государствах наряду с общефедеральным существует еще и гражданство субъектов (штатов, земель и т.д.). Каждый человек считается в таком государстве гражданином союза и одновременно - субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации.

    Институт гражданства постоянно развивается. Одной из последних новелл является учреждение гражданства Европейского Союза, которое распространяется на всех граждан государств - членов ЕС и способствует существенному расширению их прав и свобод.

    Существует несколько способов приобретения гражданства (подданства). Подавляющее большинство людей приобретает гражданство по рождению. Такой способ называется филиацией. Гражданство приобретается на основе принципа "права крови" и "права почвы". В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, а во втором - ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился, независимо от гражданства родителей. В большинстве стран законодательство предусматривает оба основания приобретения гражданства по рождению: и права крови, и права почвы.

    Вторым общепризнанным способом приобретения гражданства является натурализация. Натурализация - это прием в гражданство иностранца по заявлению. Обычно натурализация может иметь место после определенного срока проживания иностранца на территории данного государства (например, чтобы получить гражданство Венгрии, нужно прожить на се территории 3 года, Алжира - 7 лет, Республики Чад - 15 лет).

    Кроме проживания на территории данного государства к лицу предъявляются и другие требования. Одним из таких требований является знание языка страны, в гражданство которой лицо желает вступить. Предъявляется также требование к состоянию здоровья данного лица (например, отсутствие заболевания СПИДом), наличие дееспособности. В большинстве стран предъявляется требование - не быть зарегистрированным в качестве члена террористической организации.

    В отдельных арабских государствах (Кувейт, ОАЭ и др.) в гражданство могут быть приняты только мусульмане.

    Вступление в брак, как правило, не влечет автоматического предоставления гражданства, хотя и облегчает процедуру его получения.

    Наряду с двумя указанными повсеместно распространенными способами приобретения гражданства существуют и менее распространенные Лапшин И.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005.С.30..

    Гражданство может быть приобретено путем оптации, т.е. выбора гражданства одного из двух государств, при изменении границ. В этом случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства. Частный случай оптации - трансферт, который предполагает обязательную смену гражданства при изменении границ двух государств.

    Гражданство может быть приобретено в результате репатриации, т.е. восстановления раннее утраченного гражданства.

    Гражданство некоторых лиц зависит от гражданства других лиц. Гражданство несовершеннолетних детей по законодательству ряда стран соответствует гражданству родителей и меняется вместе с гражданством родителей. Однако по достижении определенного возраста (например, в Болгарии с 14 лет, в Польше с 16 лет) изменение гражданства родителей влечет за собой изменение гражданства детей не автоматически, а лишь с письменного согласия самих детей. Усыновление ведет к тому, что несовершеннолетний усыновленный приобретает гражданство усыновителей.

    В некоторых странах объем прав граждан различается в зависимости от способа его приобретения. Так, в США президентом страны может быть избрано только лицо, являющееся гражданином по рождению.

    Гражданство прекращается вследствие таких причин, как отказ от гражданства (выход из гражданства), утрата гражданства, лишение гражданства, оптация другого гражданства, а также по некоторым другим причинам.

    Отказ от гражданства или выход из него имеет место по заявлению заинтересованного гражданина и с согласия компетентных органов государства. Основания для отклонения заявления обычно устанавливаются законодательно.

    Утрата гражданства как особый случай прекращения гражданства носит автоматический характер вследствие совершения лицом определенных запрещенных действий, например, поступление на иностранную государственную службу, использование фальшивых документов при приобретении гражданства. В США, например, автоматически (т.е. без обязательного акта волеизъявления лица) гражданство утрачивает лицо, присягнувшее или особым образом заявившее о верности иностранному государству или его политико-территориальному подразделению.

    Лишение гражданства является санкцией государства в отношении лица, допускающего недозволенное поведение. Обычно такая мера применяется только к натурализованным гражданам в течение небольшого срока после натурализации.

    Лицами без гражданства являются те, кто не может доказать наличие у них какого-либо гражданства. Правовое положение лиц без гражданства во всех странах приравнивается к правовому положению иностранцев. Государства, как правило, не заинтересованы в проживании на их территории большого числа лиц без гражданства и поэтому создают условия для перехода в гражданство постоянно проживающих на их территориях лиц без гражданства.

    Наиболее частным случаем многогражданства является бипатризм, т. с. принадлежность лица к гражданству двух государств, что удостоверяется соответствующими документами. Двойное гражданство в ряде случаев создает для его обладателя определенные сложности, если каждое из государств требует от него выполнения гражданских обязанностей.

    Следует отличать двойное гражданство от многоуровневого гражданства в федеративных государствах. В федерации союзное гражданство не может вступить в противоречие с гражданством субъектов федерации, поскольку в рамках последнего могут предоставляться лишь дополнительные гарантии, единых для граждан всего союза прав, и устанавливаться некоторые дополнительные права и обязанности, отражающие специфику члена федерации, но которые не должны вступать в противоречие с общефедеральным статусом гражданина.

    В интернет-публицистике часто встречается детская, казалось бы, ошибка. Несмотря на ряд очевидных отличий, многие отождествляют понятия «подданство» и «гражданство». И ошибочно, ведь каждое из них имеет не только свой юридический смысл, но и отличную друг от друга правовую природу возникновения. Безусловно, нельзя отрицать и некоторые сходства, но существующая между ними разница уж точно не позволяет их отождествлять и подменять друг другом. Разберем, в чем отличие гражданства и подданства и какое к этому отношение имеет Петр I.

    Гражданство: что это

    Достаточно хотя бы того, что гражданство, в отличие от подданства, имеет законодательное определение: согласно статье 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» , это политико-правовая взаимосвязь гражданина страны и России как государственного образования, выраженная в возложенных на них по законодательству правах и обязательствах.

    Суть такой взаимосвязи в том, что государство стоит на защите прав и свобод человека, предоставляет ему свое покровительство, когда тот находится за пределами страны, в обмен на что гражданин обязуется соблюдать Конституцию, законы и прочие предписания.

    Совокупно все это составляет правовой статус гражданина, о котором мы расскажем немного позже.

    Закон предусматривает несколько путей того, как можно стать гражданином России, среди них самые распространенные:

    • рождение от россиян или на территории России от иностранцев, если страны гражданской принадлежности родителей не предоставляют ребенку индигенат по праву крови;
    • натурализация – то есть прием в гражданство иностранцев и апатридов.

    Хотя, возможны и другие варианты, например, крымская оптация – выбор гражданства в силу изменения территории страны.

    Подданство: что это

    В отличие от гражданства, нынешнее российское законодательство такого понятия, как «подданство», не предусматривает. Обычно под термином «подданство» понимается тоже политико-правовая связь физического лица – подданного непосредственно с монархом, как главой государства, а не как с территориальным образованием. При этом такая связь является односторонней: у монарха не возникает обязательств по отношению к подданным. Подданство теоретически возможно лишь в государствах с монархической системой правления, что и имело место в большинстве стран средневековой Западной Европы.

    В своей истории институт подданства тесно связывают с феодализмом – когда землевладелец обладал властью над теми, кто находился на его земле. Оно, к слову, далеко не всегда находило какое-либо нормативное закрепление. Например, русское право до XVIII века вообще не определяло, что значит российское подданство, и не содержало конкретных отличий российских подданных от иностранцев. Только с 1700 года появилась возможность «натурализоваться», однако сделать это можно было лишь путем принятия православной веры. Факт рождения от иностранцев, пусть и на территории тогдашней России, ни о чем не говорил и подданным не делал.

    Первую возможность «натурализоваться», то есть вступить в подданство, ввел Петр I.

    С 1721 года он ввел такое определение, как «присяга на подданство». Ее мог принести всякий иностранец, желающий приобрести землю или усадьбу в России. Принятие присяги предполагало добровольное вступление на службу государю. Такой смысл присяги – как инструмента натурализации – сохранялся вплоть до начала XIX века.

    Законодательство Российской империи XIX века уже различало русских подданных и иностранцев: последние имели значительные ограничения, в частности, в экономических правах из-за наличия иностранного подданства. Однако даже принятие присяги на верность российскому государю для них не означало того, что такое подданство иностранного государства трансформируется в подданство России. Даже после принятия присяги и натурализации они все равно не считались «полноценными» подданными, такими, как русские в результате рождения. Хотя и имели ряд привилегий в результате. Стоит отметить, что в те времена существовало несколько категорий подданных, среди которых были как природные, то есть по рождению, уроженцы Финляндии, инородцы и ряд других категорий.

    Полноценное же уравнивание подданных в правах произошло лишь в середине 60-х годов XIX века. Подданство в дореволюционной России начинало приобретать уже некоторые характеристики гражданства. Так, несмотря на декларируемую верность государю как единому источнику власти, нравственный долг каждого русского человека заключался в пособничестве благосостоянию в первую очередь государства. После же падения монархического строя в России появился институт гражданства, хоть по своей сути он существенно отличался от современного понимания.

    Сложно полноценно ответить, в каких странах подданство смогло сохраниться в том понимании, в котором оно зародилось. Дело в том, что многие монархические страны до сих пор употребляют его по отношению к своим гражданам, однако закладывают в него смысл гражданства, то есть связи с государством, а не с главой государства, что юридически неверно.

    В чем сходство и в чем отличие понятий «гражданство» и «подданство»

    Все вышесказанное позволяет нам конкретно сформулировать, чем гражданство отличается от подданства и чем эти понятия схожи. Сходство их, безусловно, в том, что оба они являют собой политико-правовую связь физического лица с субъектом верховной власти, определяющим правовое положение этого физического лица в рамках отношений с этим субъектом власти, другими физическими лицами и так далее. Нужно отметить, что в данном контексте многие языки мира обозначают и гражданство, и подданство одним словом, различая их лишь по контексту.

    Тем не менее правовая природа и соотношение понятий гражданства и подданства позволяет нам выделить три главных различия:

    • во-первых, это субъект, в отношениях с которым определена связь. В случае с подданством речь идет исключительно о правителе, который является единоличным воплощением власти, самодержавия. Гражданство же предусматривает связь с государством, причем в более широком смысле, так как гражданство является в первую очередь инструментом не власти, а гарантии прав;
    • во-вторых, это характер связи – дело в том, что отношения подданства – это односторонняя связь, выраженная в верности правителю, преданность своим подданным со стороны монарха, в принципе, не предусматривалась. Граждане же могут рассчитывать на двустороннюю взаимосвязь с государством, в рамках которой на гражданина, ровно как и на государство возлагаются определенные права и обязательства;
    • в-третьих, это, конечно же, режим правления – подданство возможно исключительно в странах с монархической формой правления, где источником власти является правитель, король или иной монарх.

    Разница между гражданством в том, что последнее является характеристикой демократической страны, хотя возможно его использование и для тоталитарных режимов, и даже для той же монархии, что имеет место сегодня, например, в Саудовской Аравии или Великобритании. В последней, к слову, есть как граждане, так и подданные, которые воспринимаются в более широком смысле далеко за пределами самой страны.

    Права и свободы граждан и подданных

    Наиболее ярко институты гражданства и подданства отличают права, которые возникают в результате у граждан и подданных соответственно. Так, гражданство как институт демократии является инструментом приобретения широкого спектра равных прав для всех граждан независимо от их социального статуса, материального положения, вероисповедания, национальности или цвета кожи.

    Граждане всегда обладают наиболее полным спектром прав, чем кто-либо, ведь государство воспринимает их в качестве наиболее близких к себе субъектов. При этом все права, которые предоставляются гражданам, гарантируются им на территории такого государства.

    Что же касается подданства, то в классическом понимании связи с монархом оно вообще каких-либо прав не предусматривало, а заключалось лишь во взятой подданным обязанности оставаться верным государю. Однако по мере развития общества и деления его на классы (что было и в Российской империи) одним из главных критериев такой дифференциации стал комплекс прав: то есть менее привилегированные подданные имели меньше прав, чем более привилегированные. В современном же понимании страны, до сих пор называющие своих граждан «подданными», каких-либо ущемлений по отношению к ним не предусматривают.

    Правовой статус личности в России

    Нужно понимать, что правовой статус личности в России – куда более широкое понятие, чем статус гражданина. Если под последним понимается лишь связь определенных индивидов, то под правовым статусом личности – совокупность прав и обязанностей во взаимоотношениях с государством для любого лица. Закон различает такие понятия, как «личность» и «гражданин», воспринимая последнее в куда более узком смысле. Так, личностью может быть не только гражданин, но и иностранец или апатрид. Для этих категорий государство может предусматривать как общие метрики, так и частные особенности статуса.

    Большинство гарантированных всем физическим лицам личных прав и свобод закреплены Конституцией. Среди них фигурирует право на жизнь, свободу, здоровье, защиту частной собственности и так далее. Вместе с такими гарантиями на каждую личность возлагаются определенные обязанности: соблюдать Конституцию и законы, права третьих лиц, платить налоги и так далее. Все это составляет основу правового статуса личности в России.

    Как вступить в российское гражданство

    Как мы уже сказали, единственный очевидный вариант получения гражданства для иностранцев – это натурализация (прохождение процедуры приема).

    В общих случаях, когда иностранец не претендует на какие-либо льготы, согласно статье 13 Закона о гражданстве РФ, от него потребуется:

    • прожить на основании вида на жительство в России на протяжении 5-летнего срока (прожив до этого еще 1 год на основании РВП);
    • соблюдать Конституцию и законы РФ;
    • иметь законный источник получения доходов;
    • отказаться от своего прошлого гражданства или инициировать процедуру отказа;
    • подтвердить знание русского языка на должном уровне.

    При соответствии указанным критериям, иностранец или апатрид вправе ходатайствовать о предоставлении ему статуса «гражданин России». Его заявление будет рассматриваться в течение года и при отсутствии оснований для отказа кандидат получит положительный ответ.

    Но если иностранец или апатрид относится к одной из льготных категорий, оговоренных в статье 14 Закона о гражданстве РФ, срок ожидания, как и количество критериев (в том числе и о пятилетнем сроке проживания по ВНЖ), можно сократить.

    Упрощенным порядком приема в российское гражданство могут воспользоваться:

    Заключение

    Подытоживая все вышесказанное, можем выделить несколько очевидных отличий граждан от подданных. Во-первых, граждане верны государству, а подданные – монарху. Во-вторых, государство взаимно хранит верность своим гражданам, всячески покровительствуя им, чего нельзя сказать о традиционных отношениях между монархом и их подданным. В-третьих, подданство банально уже изжило себя, так как любое демократическое государство признает в качестве единственного источника власти своих граждан, а не правителя.

    Чем отличается гражданство от подданства: Видео

    Объем (т.е. количество) прав и свобод, которыми обладает личность и которые ему гарантируются государством (как, впрочем, и перечень его обязанностей перед государством), находятся в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства этого государства. Гражданство регулирует отношения между лич­ностью и государством, оно является одним из признаков любого государства.

    Принадлежность человека тому или иному государству означает, что данное лицо обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законами этого государства, и может пользоваться его защитой и покровительством.

    Например, согласно разделу 1 ст. II Конституции США прези­дентом может быть избран только прирожденный гражданин США, а для избрания в состав Сената и Палаты представителей Конгресса США установлены 7- и 9-летние цензы гражданства. Иначе говоря, конгрессменом или сенатором может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее указанного срока, С этим связано и то обстоятельство, почему во многих развитых штадных странах период натурализации, т.е. приема в гражданство иностранца по его заявлению, растянут во времени, а в наиболее богатых и благопо­лучных государствах он доходит до 10-12 лег (Швеция, Швейца­рия, Дания, Норвегия и др.).

    Следовательно, гражданство - не просто наличие у гражданина паспорта или свидетельства о рождении, а это правовое состояние, которое влияет на объем прав и свобод человека. Правда, состояние гражданства создает и обязанности для лица не только на террито­рии своего государства, но и за рубежом.

    Международное сообщество в Конвенции о сокращении без-гражданства (1961) рекомендует всем государствам сокращать число лиц, не имеющих гражданства, в целях более эффективной защиты прав и свобод личности и формирования большей ответственности самой личности за свои действия.

    Отношения между личностью и государством выражают два по­нятия: «гражданство» и «подданство». Исторически гражданство возникает вместе с появлением рабовладельческого государства. Однако в нем гражданами были лишь свободные люди, а все остальное население (т.е. зависимые) не были гражданами и не обла­дали многими правами (например, правом на брак, на справедли­вый суд, на жизнь и т.п.). В феодальном государстве вместо гражданства появляется подданство, которое означает не просто подвласт­ность населения монарху, но и всестороннюю зависимость от него. Монарх даровал высшим сословиям привилегии и права, а боль­шинство было лишено каких-либо прав.

    В ХVШ в. после буржуазных революций подданство было заме­нено гражданством, которое предполагало равноправие всех членов общества. В настоящее время термин «подданство» используется для характеристики правового положения личности в монархиче­ских государствах. Например, англичане считают себя подданными Ее Величества Королевы Елизаветы II. Однако в целом ряде монар­хических государств (Испания, Бельгия, Нидерланды) термин «подданство» заменен в законодательстве на термин «гражданство». Таким образом, гражданство - это устойчивая двусторонняя правовая связь человека с государством, которая обусловливает взаимные права и обязанности граждан и государства, указанные в конституции и законах.


    Интересно, что в ряде стран «гражданство» означает буквально «национальность». Например, согласно ст. 34 Конституции Мексики «гражданами Республики являются мужчины и женщины, кото­рые, будучи мексиканцами, отвечают, кроме того, следующим условиям: 1) достигли восемнадцатилетнего возраста; 2) ведут достойный образ жизни».

    Работаю преподавателем истории и обществознания в одном из российских техникумов. И вот что удивляет и настораживает меня как преподавателя – нынешние выпускники в большинстве своем очень путаются в понятиях. Такое впечатление, что в школе их практически не обучали. Они даже основ не знаю, что уж тут говорить о более углубленных знаниях.

    Особенно удручает, что они путаются в таких понятиях как подданство, гражданство и т.д. Вот об этом и хочу сегодня поговорить.

    Согласно теории права – связь страны и индивида на юридической основе. Она подразумевает правовые обязательства на взаимной основе и ответственность по отношению друг другу.

    Согласно историческим данным впервые понятие появилось в странах с монархическим правлением. В них подданство однобокая связь лица не со страной, а конкретно с правителем.

    Согласно лингвистическим понятиям только в русскоязычных странах между двумя такими понятиями как «подданство» и «гражданство» ставится знак различия. В англоязычных же эти два понятия обозначены, одним словом. При необходимости различаются эти два понятия, в каком контексте они употребляются на данный момент.

    При этом также в англоязычных странах имеются и специфические слова, которые обозначают термин подданства в более узком и более широком диапазоне.

    Основания принятия подданства

    Давайте разберем это на примере российской империи. Вот что для этого требовалось:

    • Право рождения. То есть если оба родителя были российскими подданными, то их ребенок также автоматом становился поданным России. Также эта процедура носит еще другое название «принцип крови». И толковалось оно так – подданным России являлся и ребенок, рожденный от российских поданных за границей, включая и судно иностранного государства. Единственным требованием при этом было зарегистрировать ребенка в зарубежном представительстве России;
    • При вступлении в брачные узы. В те времена это касалось только женщин. Например, иностранка выходила замуж за поданного российской империи и автоматически получала статус русскоподданой, при этом не нужно было приносить обязательную присягу. При разводе данный статус сохранялся, если только она от него не отказывалась добровольно. Если поданная России выходила замуж за иностранца, статус она теряла, но их дети при желании могли получить российское подданство в упрощенном порядке. При усыновлении подданство не менялось в автоматическом режиме. Для этого нужно было проходить специальную процедуру через принятии присяги;
    • Натурализация или укоренении. Например, до 1864 года любой иностранец мог принять гражданство России. Для этого ему достаточно было прийти в губернскую канцелярию и принести присягу. С 10 февраля 1864 правило несколько изменилось – от иностранца требовалось прожить на российской земле не менее пяти лет на постоянной основе. К тому же в данном случае прошение писалось на имя министра МВД.

    Выйти из подданства можно было только по повелению самого императора. Добровольный выход приравнивался к государственной измене. Даже если русскоподданый находился за рубежом, то по первому требованию властей он обязан был вернуться назад.

    Если подданный российской империи пять и более лет находился за границей самовластно, то есть без соответствующего разрешения, а на требования властей вернуться отказывался.

    Но по прошествии указанного срока он признавался безвестно отсутствующим, а на его имения назначались внешнее управление.

    Подданство и гражданство: различие понятий

    У многих понятие подданство ассоциируется с гражданством. Оба понятия связаны с государством, но имеют ряд существенных отличий. Если рассмотреть оба термина через призму их появления в официальных документах, то подданство, во-первых, появилось намного раньше, а во-вторых, под ним понимается связь лица с конкретным правителем.

    Многие исследователи утверждают, что появился термин в средневековье и связан с определением вассальной принадлежности мелкого дворянства и обнищавших рыцарей конкретному сеньору, господину, князю или королю.

    Гражданство в современном его понимании, появилось много позднее, хотя и этот момент является спорным. Так, термин «граждане» использовался еще в период античности в Римской империи.

    Последний применялся к категории свободных людей. По сути, в Римской империи гражданами именовали всех свободных людей, что позволяло отличать их от рабов. Позднее, понятие трансформировалось и стало обозначать взаимную связь государство и его жителей.

    Сегодня подтверждением гражданства является паспорт – удостоверение личности, определяющее легитимность проживания человека в конкретной стране. Так, гражданином государства можно стать по рождению или приобрести по закону этой страны.

    Применение терминов «гражданство» и «подданство» в России

    В отечественном праве понятие подданство в смысле гражданство сформировалось в период Империи. В окончательной форме, момент, регулирующий и определяющий гражданство в России, появился лишь после 1917 года. До 18 столетия конкретных норм, определяющих статус подданного страны, вообще не существовало.

    Первичные нормы, которыми начали определять подданных, появились в период правления Петра и определялись Указом от 1721 года. Связаны они были с моментами приобретения поместий и земельных наделов в стране иностранными гражданами на условиях принесения присяги Российскому царю.

    В последующем подданство принималось при заключении смешанных браков, когда союз заключался с иностранцем и также предусматривал одним из ключевых условий принесение присяги. В дальнейшем условие принятия российского подданства распространялось для иностранцев, поступающих на гражданскую службу.

    В начале ХХ столетия в нашей стране формируется институт гражданских прав, постепенно заменяющих собой сословные права и привилегии. Революция 1917 года завершила этот процесс, что и положило начало формированию института гражданства и соответствующих правовых норм.



    Просмотров