Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в старшей группе «Защитим наш дом от огня! Конспект занятия «Пожарная безопасность» в подготовительной группе

Тема: Спичка – невеличка!

Цели:

  • формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться;
  • дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, сформировать чувство опасности огня;
  • закрепить знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар;
  • углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара; познакомить детей с номером «01», научить звонить в пожарную часть по телефону;
  • закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности

Предварительная работа:

  • просмотр сказки «Кошкин дом» С. М. Маршака;
  • заучивание пословиц и стихотворений о пожаре;
  • работа с демонстрационным материалом «Правила пожарной безопасности»;
  • игры с пожарной машиной.

Материалы к занятию: демонстрационные картинки: пожарный, камин, костер, огонь; игрушка — пожарная машина; телефон; сюрпризный момент — Котенок.

Ход занятия

1. Организационный момент.

— Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, отгадав которую вы поймете, о чем сегодня мы будем говорить. Итак, слушайте внимательно:

Жарю, парю и пеку,

В доме каждом быть могу.

Людям много — много лет

Я несу тепло и свет.

Обожгу – меня не тронь.

Называюсь я …(Огонь ).

— Правильно, это – огонь! Сегодня мы поговорим с вами об огне.

2. Беседа «Огонь-огонек»

Видели — ли вы когда-нибудь огонь? (свеча, костер)

— Расскажите об огне. Какой он? (показ картинки — яркий, горячий, опасный)

— А может ли огонь быть полезным? (огонь в костре — греет, освещает, помогает готовить еду; огонь в камине — греет, освещает)

— А где берут огонь? (спички, зажигалки)

3. Пословицы – как их понять?

«Спички не тронь, в спичках огонь!»

«Спичка – невеличка, а огонь великан»

«Не шути с огнем – обожжешься»

«Слезы пожара не тушат»

(совместное обсуждение значений пословиц)

4. Физминутка

Спички опасны, /Дети грозят пальчиком./

Их только тронь —

Сразу появиться /Поднимают руки вверх, шевелят

Яркий огонь! пальчиками,/

Сначала маленький, /Руки перед собой./

А потом большой, большой! /Руки вверх, шевелят пальчиками./

Подул ветерок /Дуют./

И огонь погас. /Опускают руки./

5. Беседа «Пожар и все что с ним связано»

— В наших квартирах, ребята, много предметов, которые могут легко загореться, поэтому все взрослые и дети должны быть очень осторожными с огнем. Пожары очень опасны. В большом огне могут сгореть мебель, одежда, игрушки и даже люди. Ребята, а если случилась беда — пожар, куда мы должны позвонить? (В пожарную часть)

— По какому номеру? (01)

Знает каждый гражданин,

При пожаре, при пожаре

Набирают «01»

— Давайте попробуем набрать этот номер на телефоне.

(набор цифр 01 на телефоне)

— Как называется машина, которая тушит пожар? (демонстрационная картинка — пожарная машина)

— Посмотрите и скажите, чем отличается пожарная машина от других машин? (она красного цвета, с лестницей, когда едет — звучит серена)

— А как звучит серена? (У-у-у, у-у-у)

— Как называют людей, которые тушат пожар? (демонстрационная картинка — пожарники)

6. Сюрпризный момент

— Ребята, посмотрите кто пришел к нам в гости? (Котенок с забинтованной лапкой)

— Котенок, расскажи ребятам, что с тобой случилось?

(— Я обжег лапку, а как это произошло, ребята узнают, посмотрев мультфильм)

7. Просмотр серии «Колобок – шершавый бок» из мультфильма «Три котенка» 36.25

8. Правила пожарной безопасности в стихах.

— Давайте ребята напомним Котенку правила пожарной безопасности.

— Для забавы и игры

Спичек в руки не бери!

— Не шути, дружок, с огнем

Чтобы не жалеть потом!

— Сам костра не разжигай

И другим не позволяй!

— Даже крошка – огонек

От пожара недалек!

— Газ на кухне, пылесос,

Телевизор и утюг

Пусть включает только взрослый,

Наш надежный старший друг!

— Пусть мы маленького роста,

Только рост здесь ни при чем!

Мы всегда готовы взрослым

Помогать в борьбе с огнем!

9. Итог.

— Ребята, давайте попрощаемся с Котенком, пожелаем ему быть осторожным с огнем, не играть со спичками.

Цели: дать детям представление о причинах возникновения пожара в помещении, познакомить с правилами пожарной безопасности; закрепить знание у детей домашнего адреса; научить набирать номер 01 на телефоне, разговаривать с дежурным пожарной части;

Предварительная работа: рассматривание плакатов по пожарной безопасности, огнетушителя. Экскурсия по детскому саду, знакомство с пожарной сигнализацией. Чтение художественных произведений: “Пожарные собаки”; “Пожар” Л.Н. Толстого; “В дыму” В. Житкого; “Рассказ о неизвестном герое” С.Маршака. Оформление уголка для родителей “Действия при возникновении пожара в жилом доме”.

Оборудование: Наглядный материал – плакаты на противопожарную тематику, телефоны, атрибуты для эстафеты.

1. Вступительная беседа.

Воспитатель: Отгадав мою загадку, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова.
Может час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь! (Огонь.)

А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам про огонь. Огонь – одно из самых больших чудес природы. Огонь дарит человеку тепло, используется для приготовления пищи. Но если огонь выйдет из – под контроля человека, то превращается в страшное бедствие – пожар, который несет разрушение, горе, боль. Пламя пожара не жалеет никого и ничего. В пламени пожара скручиваются даже стальные балки, рушатся стены домов, гибнут люди.

Как вы думайте. Отчего возникают пожар? (Дети играют со спичками, зажигалками, забыли выключить утюг, телевизор, неправильно пользовались газом, и т.д.)

Давайте рассмотрим несколько иллюстраций по нашей теме (предлагаются последовательно изображения, дети дают свои комментарии к увиденному).

2. Обучающая ситуация “Звонок на станцию МЧС”.

Воспитатель: Давайте представим себе, что в вашем доме случилась беда – пожар, а вы дома остались одни. Куда бы вы обратились, если бы поняли, что сами не справитесь с огнем? (Нужно позвонить в пожарную часть.)

А какой номер набрать? (01.)

И затем что сказать? (Надо сказать, что у нас в квартире пожар, назвать свой домашний адрес, фамилию и имя).

Посмотрите, у нас в группе тоже есть телефоны. Давайте поучимся вызывать пожарную бригаду. Я буду дежурным в пожарной части, а кто-то из вас пострадавшим, в доме которого беда – пожар.

Диалог между пострадавшим и дежурным части. Пригласить двоих детей. Обратить внимание детей, как важно знать для этого свой домашний адрес и номер телефона.

Воспитатель: Ребята, позвонили вы по телефону, сказали, что в квартире пожар, и что вы будете делать дальше? (Ответы детей.)

3. Обобщая ответы детей, нужно отметить правила поведения при пожаре:

Спички и зажигалки предназначены для хозяйственных нужд. Они не могут служить предметом для игр, и без надобности их брать и вовсе не стоит.

Даже одна маленькая искорка может стать причиной большого пожара. Поэтому не допускайте возникновения даже небольшого огня в помещении.

Если пожар небольшой, огонь можно затушить водой, накрыть плотным одеялом, топтать огонь ногами.

Нельзя тушить водой электроприборы.

Если в квартире начался пожар, а взрослых нет, убегай подальше от огня. Необходимо вызвать службу 01 по телефону, позвонить родителям на работу или позвать соседей.

Во время пожара нужно закрыть все окна, двери, нельзя их открывать

Нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафами, ведь пожарным будет очень трудно вас тогда найти и спасти.

Если в квартире дым, нужно низко пригнуться и пробраться к двери, прикрывая рот и нос мокрым платком или полотенцем.

Если пожар в вашем подъезде, не выходите из квартиры. Откройте балкон, окно или хотя бы форточку и зовите на помощь.

Если в доме пожар, не пользуйтесь лифтом. Он может остановиться между этажами, а вы окажетесь в самой настоящей ловушке.

Когда приедут пожарные. Во всем слушаться и не бояться. Они лучше вас знают, как вас спасти.

4. Комбинированная эстафета.

Цель эстафеты – выявить самых ловких и закрепить знания о порядке действий при пожаре.

Организуются две команды. Каждая выбирает себе название (например, “Уголек”, “Огонек”).

Эстафета состоит из нескольких этапов:

1-ый этап: “Кто быстрее сообщит о пожаре”. Нужно добежать до телефона, набрать нужный номер и сообщить о пожаре, называя адрес.

2-ый этап: “Спасательные работы”. Проползти, “спасаясь от дыма”, вокруг обручей до “места пожара”, взять на руку потерпевшего, и проползи обратно также.

3-ый этап: “Кто быстрее потушит огонь”. С ведерком “воды”, переступая через преграды, добежать до “места пожара”, “вылить воду” и вернуться.

Та команда, которая правильно и быстро выполнит все этапы, объявляется победительницей.

5. – Молодцы! Вы хорошо усвоили правила поведения при пожаре.


Рис. 2


Рис. 3

Обобщить и закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности , причинах и вещах, которые способствуют возникновению пожара;

Закрепить знания детей об одежде пожарного, вещах, которые необходимы ему для работы; учить действовать в экстремальных ситуациях;

Закрепить знания детей о различных видах транспорта; учить отличать и называть пожарную машину по строению, цвету;

Закреплять знания детей о цифрах и числах от 1 до 5; о цветах, а именно - красный, желтый, синий, белый, черный; учить ориентироваться в пространстве;

Учить дошкольников отвечать на вопросы воспитателя , развивать речь, пополнять словарный запас ; учить детей образовывать прилагательные от существительных;

Учить детей быть вежливыми, не забывать здороваться и прощаться с людьми

Воспитывать вежливость, учить выполнять трудовые поручения.

Предыдущая работа: рассматривание иллюстраций с изображением пожарной машины, изучение стихотворения «Мы в пожарных поиграем...», беседа о пожарной машине, как нужно вести себя при пожаре, рассматривание иллюстраций «Пожарные работают».

Словарь: утюг, спички, сапоги, фен, сирена, кабина, кузов, цистерна с водой, пожарный рукав, лестница, огнетушитель, каска.

Оборудование: 5 детских домиков-палаток, игрушка Бобер, цифры от 1 до 5, игрушка пожарная машина, игрушка-руль, платки желтые и красные - 14, цистерна, картинка пожарный рукав, картинки пламени - 4, кукла, красные жилеты для детей - 6, каски - 6, пожарный костюм для взрослого, каска, материалы для игр «Опасные предметы» (Свеча, спички, утюг, фен, расческа), «Вещи, которые необходимы пожарному» (огнетушитель, сапоги, каска, сумка, книга, перчатки, пожарный шланг, игрушка), посуда, чайные ложки, сладости, скатерть, аудиозаписи - телефонный звонок, сирена пожарной машины.

Ход занятия в детском саду по пожарной безопасности

Орг.момент. Приветствие

Воспитатель: Малыши, посмотрите, пожалуйста, на меня. В какой я одежде? Как этот костюм называется? (Пожарного).

Так, молодцы! А какой он цветом? (Красный).

А что одевают пожарные на голову, когда едут тушить пожар? (каску).

Дети, а зачем он надевает каску? (Для защиты головы от удара, от огня).

Одежда зачем пожарному? (Для защиты тела и кожи от огня, ожогов).

А сапоги зачем ему? (Для защиты ног от ожогов).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ой, посмотрите, к нам пришел еще один гость.

Дети, кто это? (Бобер). Давайте с ним поздороваемся (дети здороваются с бобром).

Малыши, он мне рассказал, что тоже хочет стать пожарным, но он ничего не знает ни о пожаре, ни о вещах, которые необходимы пожарному, ни о пожарной машине.

Поможем нашему Бобру (Да).

Давайте сначала с вами расскажем Бобру о пожаре, от чего он может произойти.

Дидактическая игра «Опасные предметы»

Воспитатель. Дети, перед вами лежат вещи, которые могут привести к пожару, а есть такие от которых не может случиться пожара. Составьте на желтый стол - вещи, от которых может случиться пожар. И объясните почему (Дети раскладывают и объясняют).

Молодцы, ребята. Давайте с вами теперь немного отдохнем. Давайте возьмем вот такие платки! Какого они цвета? (Желтого и красного). Так, а теперь давайте поиграем.

Физкультминутка

Мы в пожарных поиграем,

Быстро шланги размотаем,

Вот так, вот так,

Быстро шланги размотаем.

Вот огонь у нас горит

Будем мы его гасить,

Вот так, вот так,

Будем мы его гасить.

А теперь мы приседаем,

Под диваны заглядываем,

Вот так, вот так,

Под диваны заглядываем.

Вот огонь мы погасили,

И на стулья быстро сели.

Воспитатель: Хорошо поиграли, а теперь давайте расскажем нашем Бобру о пожарной машине. Посмотрите вот она (стоит на столе, рассматриваем).

Какого она цвета? (Красного). А вы знаете, почему машина окрашена в красный цвет? (Потому что это цвет тревоги, ее хорошо видно).

Еще мигалка. Покажите где она. Какого она цвета? (Синего).

А как называется эта часть машины и для кого, чего она? (Кабина - для водителя и пожарных, кузов - для пожарного оборудования: цистерн с водой, пожарных рукавов, огнетушителей, пожарной лестницы).

Девочки и мальчики, давайте еще раз с вами расскажем и покажем Бобру, какие вещи необходимы пожарному.

Дидактическая игра «Вещи, которые необходимы пожарному»

Воспитатель: Вот посмотрите на все эти вещи и скажите мне, какую одну вещь можно положить в сумку пожарного и почему?

Дети составляют вещи и говорят, почему именно эти вещи нужны пожарному на работе.

Молодцы, все сложили, что нужно нашим спасателям, чтобы выполнять свою работу.

Телефонный звонок.

Алло, пожарная часть. Слушаю вас. Что случилось? Так, сейчас выезжаем. Какой ваш адрес? Улица _________, номер___.

Дорогой наш Бобер и дети, у Кати случилась беда. Она играла спичками, и забыла одну спичку потушить. Начался пожар. Поможем Кате? (Да).

Тогда смотрите где наша пожарная машина, где наша одежда, пожарное оборудование. Быстренько одеваем жилеты, каски и едем к Кате на улицу ______. (В машине определяем водителя).

Отправляемся скорее. А скажите, какой номер нужно набирать, когда случился пожар? (01, 010 или 112).

Включается сирена.

Молодцы быстро доехали. Выходим из машины.

Дети, а давайте посмотрим, а на ту улицу мы с вами приехали. Посмотрите внимательно. Что нарисовано здесь? (Грибы). Значит ли это улица называется как? (Грибная).

А нам нужна улица Вишневая, 5. Ой, посмотрите, что здесь нарисовано (Вишни). Значит это улица... (Вишневая).

Где же здесь дом № 5? Дети, посмотрите это дом номер (1, 2, 3, 4, 5).

Вот нужный нам дом. Берите цистерну с водой, вытаскиваем пожарный шланг и будем тушить огонь (Дети тушат огонь, спасают из дома Катю).

Молодцы, спасатели. Вовремя мы с вами успели потушить огонь. А то еще бы немного и наша Катя осталась без дома. Вы настоящие пожарные.

Итог. Рефлексия

Воспитатель: Дети, а что мы сегодня с вами делали? (Были пожарными, тушили огонь, помогали Кате).

Можно играть спичками? Свечой? Почему? (Нельзя, потому что будет пожар).

К кому нужно обращаться, когда случился пожар? (Пожарным).

По какому номеру нужно вызывать пожарных? (01, 010, 112).

Что нужно сказать, когда вызывают пожарных? (Что случилось и адрес - улицу и номер дома).

Без чего пожарные не смогут погасить огонь? (Без цистерны с водой, огнетушителей, бака с пеной).

Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей).

Воспитатель: Мои помощники рассказали, во что одеваются пожарные, нужные им вещи, какая у них машина. Также мы знаем, что вызывая на помощь пожарных мы набираем номер телефона, а также обязательно говорим им адрес - улицу и номер дома, где возник пожар.

Дети, Бобер вам благодарен за то, что вы ему рассказали и показали, он прощается с вами. Ему нужно возвращаться домой и теперь он обязательно будет знать, что нужно делать, если произойдет пожар и может наш Бобер тоже когда-нибудь станет пожарным (Дети прощаются с Бобром).

Ой, дети, смотрите, Катя нам и нашим гостям приготовила угощение за то, что мы вовремя потушили пожар и спасли ееи ее дом.

Говорим гостям всем-приятного аппетита! А теперь за нашим водителем отправляемся на следующий вызов.

До свидания! (Дети прощаются и выходят).

Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается, до новых встреч!

Дорогие ребята! Давайте поговорим о том, почему не стоит затевать игры на кухне.

Кухня — это место, где мама или бабушка готовят пищу. На кухне есть электрическая или газовая плита. На ней варят каши и супы, жарят мясо и пирожки, готовят рагу из овощей. На плите стоят кастрюли с горячими супами, бульонами, кипят чайники, на раскаленной сковороде жарят котлеты.

Вы можете нечаянно прикоснуться к горячим предметам и обжечься. Еще хуже, если вы прольете на себя горячий суп или чай. Пробегая возле окна, вы можете случайно задеть занавеску, а если та коснется горящего газа, то вспыхнет, и на кухне может возникнуть пожар!

На кухне много предметов, служащих источником огня. Расскажите о них. Верно! Чтобы зажечь конфорку газовой плиты, чиркают спичками, зажигалкой. Кстати, продукты сгорания бытового газа очень вредны! Лучше их не вдыхать, а готовить пищу нужно, держа форточку открытой.

Какие горячие предметы есть на кухне? Правильно! Чайники, кастрюли, сковороды. Если на сильно разогретую сковороду налить масло, то оно может вспыхнуть.

На кухне, ребята, вас подстерегает немало опасностей. Поэтому лучше играть с любимыми игрушками в детской комнате, а в подвижные игры с друзьями — на свежем воздухе, детской площадке.

Вопросы и задания

1. Назовите опасные горячие предметы, которые есть на кухне.

2. Составьте короткий рассказ со словами: занавеска, ветер, горящий газ, огонь, дым, пожарные.

3. Почему дети не должны играть на кухне?

4. Где нужно играть в игрушки?

5. Почему в квартире не стоит играть в подвижные игры?

А теперь послушайте сказку.

Пир мышей

Жил-был кот Федот. Он любил мурлыкать и тереться о бабушкины ноги в мягких вязаных носках, дремать в теплом уголке на диване и ловить мышей.

Всех мышей Федот в доме давно переловил и только одну мышку Хитрушу никак поймать не мог. Уж он и подкрадывался к ней совершенно неслышно, и часами сторожил, притаившись возле ее норки в кладовке, и кусочком свежего сыра приманивал. Все напрасно! Хитруша всегда улучала минутку, когда Федот уходил прогуляться по крышам или был занят другими делами, неслышно подбиралась к буфету и добывала себе и детям-мышатам кусочек печенья или корочку хлеба, а то и шоколадную конфетку.

Однажды жарким летним днем все домашние отправились на дачу и Федота с собой взяли. То-то обрадовалась веселая семейка мышей! Мыши тут же решили устроить самый настоящий пир.

— Надоело по углам прятаться! — воскликнул самый смелый мышонок Дик. — Давайте приготовим что-нибудь вкусное, например пожарим яичницу или испечем пирожки. А то все всухомятку да всухомятку!

— Давайте, — обрадовались его сестры и братья.

— Замечательная идея! — подхватила Хитруша.

Мыши все вместе быстро достали небольшую сковородку с длинной ручкой и поставили ее на плиту.

— Но плита совсем холодная! — заметила малышка Микки.

— Не беда! — воскликнул Дик. — Я много раз видел, как хозяйка ее зажигает, и, думаю, сумею это сделать сам.

— А я тебе помогу, — предложила Хитруша.

Вдвоем они ловко зажгли плиту. Конфорка под стеклом загорелась красным огоньком.

— Замечательно! — заметил мышонок Микки. — Но как делают яичницу, вот в чем вопрос?

— Я знаю, я знаю! — воскликнул Дик. — Сначала нужно хорошенько нагреть сковороду, потом налить в нее немного масла, а потом разбить в сковороду несколько яичек и обжарить их. Ничего сложного!

— Правильно! Умница! — похвалила сынка Хитруша. — Но пусть сковорода сначала хорошенько прогреется.

Прошло несколько минут, и Дик заметил:

— Что ж, пожалуй, пора лить на сковороду масло.

Мыши вытащили из буфета бутылочку с подсолнечным маслом и стали лить масло на сковороду. Но что это? Масло вдруг зашипело и вспыхнуло высокими ярко-красными языками. Раскаленные искры посыпались во все стороны. Испуганные мыши в ужасе отпрянули от горящей сковороды.

— Ужас! Горит сковорода! Пожар! Горим! — заверещала самая маленькая мышка по имени Крошка.

Да и сама Хитруша испугалась не на шутку: ветерок, влетевший в раскрытое окно, шевелил прозрачные занавески, и они вот-вот могли коснуться огня и вспыхнуть. Тогда пожара не миновать.

— Что же делать? — испуганно запищали все мыши разом.

— Эх вы, несмышленыши! — важно сказал большой мохнатый паук, который спокойно покачивался в паутинном гамаке в углу кухни. — Нужно просто-напросто закрыть сковороду крышкой. Тогда масло погаснет. Я много раз видел, что так делала бабушка.

Мыши послушались совета паука и прикрыли сковороду. Скоро огонь погас, а Хитруша и Дик сумели выключить плиту.

— Вот что, ребята, — сказала умная Хитруша, — лучше нам поискать себе другой дом, а то скоро вернутся хозяева, тогда нам всем несдобровать! Они везде мышеловок понаставят, да и Федот снова станет охотиться за нами. Не понравится хозяевам, какой мы беспорядок на кухне устроили.

Мышата согласились с матерью. А что им еще оставалось?

— Жалко, конечно, что пир не удался, но зато и пожара не случилось! — благоразумно заметила мышка Крошка.

Мышата вслед за Хитрушей проскользнули в приоткрытую дверь и ушли из дома в поисках нового жилья.

Напрасно Федот, вернувшись с дачи, стерег всю ночь Хитрушу у входа в ее норку. В норке было совсем тихо: никто не шуршал и не пищал.

«Видно, теперь и ловить некого», — грустно подумал кот.

Вопросы к сказке

1. Как звали кота, который любил ловить мышей?

2. Как вы думаете, почему Федоту никак не удавалось поймать мышку Хитрушу?

3. Куда уехали все домашние?

4. Что решили устроить на кухне мыши?

5. Что из этого вышло?

6. Почему на кухне мог вспыхнуть пожар?

7. Почему мыши ушли из дома?

8. Почему в сковороде вспыхнуло масло?

9. Можно ли детям шалить на кухне? Объясните свой ответ.

Данное занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие формирует у детей понятие "пожарная безопасность", закрепляет знание о причинах пожаров. Дети в игровой форме узнают как вести себя при пожаре, какие действия важны при возникновении пожара. Проходят специальное обучение, подготовку, как стать юными пожарными. Юные пожарные отвечая на вопросы описывают и в то же время узнают о внешнем виде пожарных, их работе, их инструментах работы. В экпериментальной лаборатории воспитанники с воспитателем проводят опыты с огнем, где они с интересом узнают свойства огня.

В дополнение к тексту занятия использовались: видеослайдшоу с озвучиванием, прослушивание песни, наглядные материалы и пособия которые повышают интерес к теме пожарной безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №3"Теремок" Елабужского муниципального района" Республики Татарстан

Конспект интегрированного занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе на тему: «Юные пожарные»

Работа выполнена

Воспитателем

МБДОУ № 3 «Теремок» ЕМР

Бычковой Мариной Валерьевной

г.Елабуга, 2015 г.

Тема интегрированного занятия: «Юные пожарники»

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Музыка,Здоровье, Безопасность

Пояснительная записка

В связи с увеличением числа пожаров по вине детей и повышением детской смертности, учитывая материалы письма Департамента государственной политики в образовании и науки, Министерства образования и науки РФ от 30.08 2005г., № 03 - 1572 об установлении внимания к вопросам безопасности жизнедеятельности детей, считаем актуальным проведения занятий, игр, бесед, чтения художественной литературы по пожарной безопасности в дошкольном учреждении. Это позволит формировать осознанное безопасное поведение детей во время чрезвычайной ситуации (пожар), тем самым, обеспечивая охрану жизни детей и их безопасность.

Новизна проекта : через создание развивающей среды и внедрение инновационных форм работы: видеоматериалов в виде слайд-шоу с музыкальным сопровождением и элементами игровой и познавательной деятельности с детьми формировать осознанное безопасное поведение воспитанников во время чрезвычайной ситуации (пожар).

Цель: привитие элементарных знаний и навыков в пожарной безопасности.

Задачи

Обучающие задачи:

  • Формировать у детей понятие «пожарная безопасность».
  • Закрепить знания о причинах возникновения пожара.
  • Формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара, закрепить знания детей о том, что огонь боится песка, воды и земли.
  • Закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности.
  • Познакомить детей с огнетушителем, подчеркнув, что пользоваться им могут только взрослые.

Развивающие задачи:

  • Развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде.
  • Укреплять здоровья детей, развивать физические качества, вызывать желание помогать людям в беде, воспитывать чувство сострадания и ответственности.

Воспитательные задачи :

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, уважения к труду пожарных, ее значимость в жизни людей.

Материалы и оборудование:

  • Иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций, где огонь – друг или враг; плакат по пожарной безопасности, письмо.
  • Костюмы пожарных для детей(каски, жилеты).
  • Для игры «Потуши пожар»: макет костра, ведра с песком, водой, землей, снегом, лопата, огнетушитель, сухие ветки, бумага, пластмассовые предметы, пенопласт, пластиковые бутылки, картинки с иллюстрациями правил пожарной безопасности.
  • Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком,землей, снегом, стеклянная колба, лист бумаги, немного ваты, деревянная щепа; фартук, нарукавники и шляпа.
  • Музыкальный центр (лучше если заменит музыкальный работник), аудио запись песни «Песня пожарных» Григория Гладкова.
  • Туннель, надувные кубики 3 шт., 2 телефона.

Предварительная работа:

  • Разучивание пословиц и поговорок, загадоко противопожарной безопасности.
  • Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
  • Чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» Л.Толстого; «Что я видел», «В дыму» В.Житкова; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом» С.Маршака; «Тревога» М.Лазарев.
  • Рассматривание иллюстраций к ним.
  • Беседа о профессии «Пожарный».

Словарная работа: автолестница, пожарный рукав, огнезащитный костюм, мобильный пункт управления, автоцистерна, дыхательный аппарат, радиационно- защитный комплект одежды.

Ход занятия.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, к нам пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей.

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : Сейчас я загадаю вам загадку:

Веселый шалунишка,

Оранжевый мальчишка,

Лишь вечер настает,

Концерт в печи дает.

Разбегался мальчонка,

Трещат дровишки звонко,

Оранжевые пряди

Так хочется погладить…

Зовется он…(Огонь).

Воспитатель : Правильно. Почему возникают пожары?

Ответы детей.

Воспитатель :Сегодня я получила письмо от инспектора Пожарного. Инспектор Пожарный просит вашей помощи в тушении пожара. Послушайте, пожалуйста.

«Дорогие ребята детского сада №3! Я – инспектор Пожарный. Хочу попросить вас оказать помощь в тушении пожара, так как все мои пожарные заняты на других объектах. Жду вашей помощи!».

Воспитатель : Вы согласны помочь пожарным?

Дети : Да, согласны!

Воспитатель : Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным?

Дети: Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку.

Воспитатель : Путь у нас сегодня будет долгий. Пока мы будем добираться до очага пожара, я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами вспомним пословицы и поговорки о безопасном поведении, повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, узнаем чем можно потушить огонь.

Я вас приглашаю в автобус, займите свои места. Пока мы будем ехать я прошу ответить Вас, на несколько вопросов:

  • Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные).
  • Что вы знаете о форме пожарного?
  • Скажите, ребята, зачем пожарному каска?
  • Как вы думаете, почему, пожарная машина красная? (Чтобы издали ее видели другие машины и уступали место на проезжей части).
  • Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01).

Воспитатель : Вот мы и приехали. Первая остановка « Рекомендации о безопасном поведении », а ими являются очень древние пословицы и поговорки. Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки, где говорится о пожарной безопасности?

Дети отвечают :

  • Слезы пожара не тушат.
  • Спички – не игрушка, огонь не забава.
  • Нет дыма без огня.
  • Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.
  • Спичка – невеличка, огонь – великан.
  • Водой тушат пожар, а умом предотвращают.

Воспитатель : Посмотрите, у нас на столе лежат карточки. Давайте на одну сторону стола мы положим карточки, где огонь друг, а на другую сторону – где огонь враг. (Дети раскладывают карточки, следует обговорить иллюстрации)

Воспитатель : Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?

Дети : За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома.

Воспитатель : А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?

Дети: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.

Воспитатель : От чего бывают пожары?

Дети : Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит.

Физкультурная минутка.

Дым и огонь не к добру, так и знай,

Взрослых на помощь скорей призывай

И в «01» поскорее звони:

Срочно пожарных! Помогут они!

«Вызов пожарных».

Прыжки через островки (3 шт.).

Пролезть в туннель (1 шт.).

Подбежать к телефону, поднять трубку, вызвать(крикнуть) «01»

Обратно – бег по прямой - передать эстафету (хлопнуть по ладошке следующего участника).

Воспитатель : Молодцы ребята! Занимайте свои места, наше путешествие продолжается, в автобусе.

Дети продолжают поездку, подъезжают к следующей остановке.

Воспитатель: Обратите внимание налево – здесь находится остановка « Картинная галерея ». Она необычная, догадались, почему? (Потому что на каждой картине нарисованы правила безопасного поведения при пожаре).

Воспитатель: Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим.

Детирассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае .

После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод используя стихотворную форму :

  • Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь – в спичках огонь.
  • Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
  • Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
  • Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
  • Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.

Воспитатель : Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды.

Воспитатель: А теперь отгадайте загадку

Когда, грозя спалить наш дом,
Появится огонь с дымами,
Мы скажем папе или маме -
И вмиг на улицу уйдём.
Уймут пожар песок, вода -
С колодца, речки и пруда,
И возгорания душитель,
Борец с огнём - ОГНЕТУШИТЕЛЬ.

Воспитатель: Ребята, а знаете, что у нас в детском саду тоже есть огнетушитель. Он тушит огонь пеной или специальным порошком. Вот он какой! (Показывает всем огнетушитель. Дети трогают, руками на ощупь говорят, из какого материала он сделан.)

Воспитатель : Путешествие продолжается, садимся в автобус, занимаем свои места. Следующая остановка: « Экспериментальная лаборатория ». Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем. Воспитатель знакомит детей с огнем и его свойствами.

Воспитатель : Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило давать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем .

Воспитатель надевает фартук, нарукавники и шляпу

Эксперимент первый:

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи. – Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек). Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?(Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься.Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь - стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.

Эксперимент второй:

Воспитатель подносит к огоньку лист бумаги. Ребята, быстро сгорает бумага? (Да).

Эксперимент третий:

Воспитатель подносит к огоньку немного ваты. Ребята, а вата быстро сгорает? (Да).

Эксперимент четвертый :

Воспитатель подносит деревянную щепку. Ребята, а дерево быстро сгорает? (Нет). Да, дерево медленнее загорается, но когда горит, то горит долго. И это очень опасно.

Эксперимент пятый :

Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, земли, песка). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да). Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).

Эксперимент шестой, седьмой, восьмой : Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.

Эксперимент девятый:

Воспитатель : А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Воспитатель: На этом наша работа в лаборатории окончена, продолжим наш путь.

Воспитатель : Мы сегодня узнали о свойствах огня, а наше путешествие продолжается, садимся в автобус. Вот мы и приехали к пункту назначения. Здесь нас ждет инспектор Пожарный.

Воспитатель включает слайд с изображением пожарника и его последующей беседы с детьми.

Пожарный : Здраствуйте, ребята! Я инспектор Пожарный, мне нужна ваша помощь. Вы готовы стать юными пожарниками, оказать помощь при тушении пожара? (Готовы!) Прежде чем допустить вас к работе, проверим ваши знания, проведем экзамен.

  • Вопрос первый: По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01)
  • Вопрос второй: Можно ли пользоваться детям спичками? (Конечно нет, из-за неосторожного обращения может возникнуть пожар).
  • Вопрос третий: Можно ли включать самостоятельно электроприборы? (Без помощи взрослого нельзя).
  • Вопрос четвертый: Чем можно потушить пожар? (Водой, песком, землей, огнетушителем). Слад с изображением огнетушителя

Пожарный: По результатам экзамена вы достойны стать юными пожарными. Теперь я могу вас допустить к тушению пожара. На окраине города возник пожар, его необходимо потушить. Прежде чем приступить к тушению, необходимо одеть специальную форму пожарного. (Детиодевают костюмы пожарных ). Вам нужно самостоятельно добраться к очагу пожара, выбрать необходимые средства тушения пожара и потушить огонь. Будьте внимательны, не ошибитесь в выборе средств тушения пожара. Напоминаю, что не все средства способны потушить огонь.

Игра «Потуши пожар» .

Дети делятся на две команды, по очереди подбегают к «огню», тушат пожар: первый ребенок тушит песком; второй – песком; Третий – снегом; четвертый заливает водой и т.д.(Средства тушения пожара находятся в пластиковых контейнерах)

Пожарный : Пожарная бригада! Вы быстро потушили пожар, выбрали правильные средства тушения пожара. Молодцы!

Пожарный : Какие материалы остались не использованы? (Бумага, сухие листья, пенопласт,пластиковые бутылки). Почему? (Если бросить в огонь эти предметы, он разгорится еще сильнее.)

Пожарный : А на прощанье хочу дать вам один совет:

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен,

Ребята, помните, о том.

Что нельзя шутить с огнем!

Инспектор Пожарный прощается с детьми и уходит.

Воспитатель : Ну, ребята, нам пора возвращаться домой. Понравилось вам,наше путешествие, что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось? (Мы познакомились со свойствами огня. Поговорили о причинах возникновения пожара, вспомнили правила поведения при пожаре. Помогли инспектору Пожарному потушить огонь).

Ну, вот и прекрасно, я рада от души.

О наших советах другим расскажи:

Что шалость опасна, ребята, с огнем. Наше путешествие окончено.

Дети садятся в автобус, звучит песня про пожарных.

Список литературы:

1) Белая К. Ю., Зимонина В. И., Кондрыкинская А. А.

«Как обеспечить безопасность дошкольников»-Просвещение, 2004г. -издание 4-е.

2) Кононова И. В. «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников», Айрис-Пресс, 2008, издание 2-е/3-е. 128с.

3) Т. А. Шорыгина «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» М: ТЦ Сфера, 2007- 64с.

4) В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».

5) В.А. Степанов «Азбука в загадках».




Просмотров