Право в системе социальных норм современного общества. По форме выражения. Структура нормы права: понятие, характеристика элементов

Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений, которые многочисленны и разнообразны, но не все из них урегулированы правом, например, вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей в сфере любви, дружбы, досуга, потребления.

Политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами.

Право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.

Социальная норма – это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль , религия, корпоративные правила , обычаи , мода.

Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера.

Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Общие признаки социальных норм:

  1. Социальный (общественный) характер и строятся по типу Субъект - Субъект;

    Социальные нормы носят общий характер, социальные нормы представляют собой не конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения.

  2. Объективно - субъективный характер;

    В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы, например, с одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой - обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.

  3. Системный характер;

    Для социальных норм характерны два вида системных взаимодействий - внутренние - внутри отдельно взятой системы норм и внешние - между разными системами социальных норм, например между правом и моралью, правом и традициями. Право взаимодействует и с моралью, и с религией, и с традициями, и с иными видами социальных норм.

  4. Подзаконный характер;

    И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству.

  5. Обеспеченный характер;

    Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций, если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера.

Виды социальных норм:

  1. Корпоративные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в локальных сообществах;
  2. Религиозные нормы - это правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни;

    Все религии провозглашают божественное происхождение природы и социальных институтов, включая религиозные каноны, государство и право. Ответственность за свои действия непосредственно перед Богом. Характерным является понятие греха, а также рая для избранных и ада для грешников.

  3. Обычаи - это правила, сложившиеся стихийно в результате многократного, длительного, повсеместного использования в какой-либо сфере общественной или частной жизни;

Социальные нормы могут быть классифицированы по различным основаниям.

Право – система правильного поведения в обществе.

Право и правовые норма – это нормы, принятые государством.

Правовые и юридические нормы обязательны для всех граждан государства.

Выполнение юридических норм может обеспечиваться принуждением со стороны государства.

Право – система общеобязательных правил и норм, установленных в обществе компетентными органами и носящее государственно-властный характер.

Признаками права являются:

государственно-властный характер. Нормы права устанавли­ваются компетентными государственными органами (а не лю­быми органами) при соблюдении особой процедуры (например для принятия законов установлен один порядок, постановле­ний правительства - другой, и т. д.);

общеобязательность. Право распространяет свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся на территории дан­ного государства;

формальная определенность. Нормы права формулируются крат­ко, логично, однозначно, чаще всего - по следующему образцу.

Диспозиция (вводная, описательная часть);

Гипотеза (формулировка запрета);

Санкция (меры, принимаемые к субъекту за невыполнение нормы);

системность. Вся совокупность правовых норм представляет со­бой четкую логическую систему, состоящую из норм, институтов, подотраслей и отраслей права; самый крупный элемент систе­мы - отрасль (объединяет нормы, регулирующие сходные от­ношения, например семейное, уголовное, финансовое право и др.);

подкрепленность принудительной силой государства. Соблюде­ние норм права обеспечивается не только их выполнением на основе добровольного признания, но и путем применения принудительной силы государства или под угрозой примене­ния такой силы. Принудительное исполнение норм права осу­ществляют правоохранительные органы.

2. Право в системе социальных норм

1. Нормы права являются не единственным регулятором общест­венных отношений. Наряду с нормами права общественное по­ведение регулируют и другие нормы, принятые в обществе и имею­щие не меньшее значение, чем нормы права. Данные нормы получили наименование социальных норм. К социальным нормам относятся:

Нормы морали;

Религиозные нормы;

Нормы общественных организаций;

Нормы профессиональных групп;

Нормы этикета;

Неформальные нормы отдельных социальных групп;

Иные нормы.

2. Нормы морали - устойчивые представления в обществе о добре и зле, о допустимом и недопустимом поведении, например ува­жение к старшим, вежливость и др. Нормы морали имеют сле­дующие особенности:

Не подкреплены принудительной силой государства;

Но влекут сильное общественное осуждение в случае их нару­шения;

Тем самым являются мощным регулятором общественных от­ношений.

Сильной чертой норм морали является их всеобъемлющий ха­рактер (правом нельзя урегулировать абсолютно все отноше­ния, в то время как под критерий моральности и аморальности можно подвести почти любой вид отношений).

Религиозные нормы - нормы поведения, установленные опре­деленной религией. По своей сути очень близки к нормам мо­рали (фактически их разновидность, закрепленная в религиозных канонах). Примерами религиозных норм являются 10 запове­дей Христа ("Не убий", "Не укради" и др.). В современных му­сульманских странах получает распространение "жизнь по ис­ламу" - ежедневное следование нормам ислама в повседневной жизни. Также особенностью норм ислама является их совпаде­ние в ряде стран с официальными правовыми нормами. Обычаи (и близкие к ним традиции) - это правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и во­шедшие в привычку, закрепившиеся в сознании людей. Они передаются из поколения в поколение, в основном в устной форме. Несоблюдение обычаев влечет общественное воздейст­вие, осуждение. В ряде обществ обычаи имеют более сильное " регулирующее влияние, чем официальный закон. Например, обычай кровной мести у ряда горских народов - представители данных народов воздерживаются от убийства не столько в ре­зультате страха перед уголовным наказанием, сколько в резуль­тате страха перед кровной местью со стороны родственников убитого всему роду убийцы. Другой пример обычая - выкуп за невесту; он выплачивается в ряде азиатских обществ, несмотря на то, что официальный закон этого не требует.

Нормы общественных организаций - этоправила поведения, ус­тановленные в общественной организации и регулирующие отно­шения между ее членами. Данные норму:

Определяют:

Права, обязанности членов (обязанность платить членские взносы);

Структуру объединения, порядок формирования, компетен­цию высших органов;

Распространяются только на членов данной организации;

обеспечиваются мерами общественного воздействия, такими как:

Предупреждение;

Выговор;

Исключение из организации и др.

В качестве примера жесткого регулирующего действия подобных норм можно привести нормы КПСС для членов партии (выго­вор по партийной линии, исключение из партии за какой-либо проступок были не меньшим наказанием, чем другие наказа­ния, установленные законом).

Нормы профессиональных групп регулируют поведение представи­телей отдельных профессий. Например, ими могут быть:

нормы адвокатов:

Писаные - Кодекс адвокатской этики (адвокатская тайна, запрет вести дела в интересах стороны - в прошлом про­тивника клиента по этому же делу);

Неписаные (не "перебивать" клиентов, не устанавливать цены за услуги, явно отличающиеся от общепринятых, и др.;

нормы врачей:

Писаные (например клятва Гиппократа, иные);

Неписаные, распространенные среди врачей;

В прошлом - неписаные нормы поведения функционеров КПСС (спокойствие, невыражение своей позиции, бесконфликт­ность, стремление не принимать единоличных решений и др.);

Нормы представителей иных профессиональных групп.

Указанные нормы, как правило, носят (носили) неформальный характер, но их нарушители рискуют (рисковали) быть отторг­нутыми другими представителями данной группы. Нормы этикета - нормы ежедневного поведения, внешнего вида, общения. Например, законы не требуют опрятно одеваться, но данное требование самостоятельно выполняется людьми, при­знающими основополагающие правила этикета.

Неформальные нормы отдельных социальных групп включают в себя, в частности:

Нормы преступников, соблюдаемые в преступном мире (напри­мер "воровской закон", влияние которого в преступной среде постепенно ослабевает);

"дворовые", молодежные нормы (являются более сильным регу­лятором для молодежи, чем законы);

Негласные армейские нормы и т. д.

Таким образом, поведение человека в обществе регулируется не только правом, но и многочисленными, часто незримыми социальными нормами.

3. В правовой науке наблюдается два явления:

правовой идеализм - ошибочное убеждение, что все отношения в обществе можно урегулировать правом. Например, невозможно урегулировать только правом:

Режим в исправительных учреждениях; . отношения между военнослужащими;

Отношения родителей и детей и т. д.) - в реальной жизни всегда есть и будут сферы, недосягаемые для права;

правовой нигилизм - ошибочное убеждение, что правом почти ничего нельзя урегулировать (даже в тех сферах, где возможности регулирования правом ограничены, право в любом случае вы­полняет регуляторную функцию (например трудно на практике запретить законом недобросовестное выполнение родительских обязанностей или телесные наказания детей, но в случае явного злоупотребления ими со стороны родителей это будет так или иначе замечено обществом и государством, и существует воз­можность ограничения произвола родителей правовыми мера­ми; то же касается и других не регулируемых правом сфер).

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения между людьми. Все существующие социальные нормы можно подразделить на нормы права, нормы морали, религиозные нормы, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев, ритуалов.

Правовые нормы - это правила поведения, являющиеся общеобязательными для исполнения на всей территории государства.

Правовые нормы устанавливаются и охраняются государством.

Нормы морали - это правила поведения, которые отражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге чести, достоинстве. Нормы морали охраняются силой общественного мнения или внутреннего убеждения.

Религиозные нормы определяют отношение личности к Богу, Религиозные нормы определяют поведение верующих и охраняются силой внутреннего убеждения.

Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются мерами общественно!: о воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.

Традиции - это правила поведения, регулирующие устойчивые отношения, но не затрагивающие какой-либо общественной закономерности. Традиции могут быть семейными, национальными и другими.

Обычаи - это правила поведения, сложившиеся исторически на протяжении длительного времени и ставшие в результате их многократного повторения жизненной потребностью людей. Обычаи прочно входят в жизнь людей и выражают какую-либо жизненную закономерность.

Ритуалы - это правила поведения при совершении обрядов. Отличительной особенностью ритуалов является их торжественность, красочность. Ритуал иначе можно определить как церемонию.

Социальные нормы являются важным регулятором общественных отношений и воздействуют на поведение людей в этих взаимоотношениях.

Еще по теме § 2. Место права в системе социальных норм:

  1. Место и роль в теории государства и права и в системе гос и социальных наук.
  2. ПРедмет общей теории права. Место теории права в системе социальных наук
  3. if(!cssCompatible) { document.write("\ \ Розділ 17\ \ \ СИСТЕМА ПРАВА І ЇЇ ОСНОВНІ ЕЛЕМЕНТИ\ \ \ 17.1. Поняття і структура системи права\ \ \ При вивченні ознак права значна увага приділяється його системності, адже регулювання і охорону суспільних відносин право здійснює через відповідну систему правових норм.\ \ \ Як відомо, право складається з правових норм, але це не проста сукупність, а система взаємозалежних і взаємопов"язаних норм. Право являє певне цілісне утворення, що складається

Люди в процессе своей многовековой жизнедеятельности выработали множество различных норм и правил. Это моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, обряды, ритуалы и др. Нормы – это образцы, эталоны, правила поведения участников общественных отношений.

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две основные группы – социальные и технические.

Социальные нормы обществА

Ритуалы Моральные нормы

Обряды Религиозные нормы

Обычаи Политические нормы

Традиции Нормы права Этические нормы

Социальные нормы – правила поведения, установленные обществом, они содержат указания, информацию о желательном или нежелательном поведении людей.

Под техническими нормами понимаются все национальные нормы, куда входят кроме сугубо технических, например, санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др. Но для краткости всех их принято именовать техническими в контексте соотношения с социальными.

Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становясь технико-юридическими правилами поведения, в силу чего они выступают общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Например, уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ. Также существуют правовые нормы эксплуатации транспорта.

Современные социальные нормы – это всевозможные способы, которые предназначены для того, чтобы жизнь в обществе не превращалась в беспорядок, была эффективной, комфортной, справедливой, полезной, ценной для каждого гражданина, групп людей, конкретных государств и всего человеческого сообщества в целом.

Каждый субъект правоотношения (человек) должен иметь знания о нормах, действующих в обществе и строить свою жизнь на их основе. Процесс изучения, усвоения и применения различных социальных норм называют социализацией.

Участвуя в различных группах, сообществах, человек приобретает социальный опыт, формируется как личность. Личность – это индивид, который действует на основе знания культурных норм, ясно представляет себя, свою роль среди других людей. В результате социального взросления (в процессе формирования личностных качеств) человек осмысливает себя как гражданин. Гражданин – это одна из основных характеристик человека, которая обозначает его принадлежность к определенному государству.

Схематически социализацию человека можно представить как жизненный путь, который начинается в семье и осуществляется в обществе и государстве. Государство – это одна из организаций общества, которая занимается регулированием совместной жизни людей. Гражданин и его интересы представляют главную заботу цивилизованного государства.

Нормы, которые направляют совместную жизнедеятель-ность людей, представлены в международных соглашениях (конвенциях); конституциях; уставах различных организаций, партий; кодексах; законах; моральных требованиях (предписаниях); религиозных обычаях; культурных традициях; политических обязательствах. С помощью этих норм устанавливается определенный порядок, иерархия (то есть соподчиненность одних другим). Действие норм наблюдается везде и повсюду, они регулируют разнообразные виды деятельности людей, в их взаимоотношениях между собой. Социальные нормы начинают функционировать с момента, когда человеческий плод еще находится в материнском организме и прекращается с событиями, связанными со смертью человека.

Чтобы создать нормальную жизнь для граждан государства, регулировать их взаимоотношения, а также отношения между государствами (между народами), имеются нормы права. Эти нормы закреплены в законах, кодексах, конвенциях (договорах) и иных правовых актах. В обществе действуют национальные (государственные) и международные (если данное государство разделяет их) нормы права. В свою очередь они обязательны для применения и исполнения всеми гражданами, организациями.

Наибольшее значение для правовых норм имеют нормы морали. Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.

В системе социальных норм нормы морали выступают самыми универсальными регуляторами общественных отношений с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого и обеспечиваются мерами общественного воздействия. В отличие от права мораль несет оценочную характеристику (хорошо- плохо, благородно – низко). Нормы морали действуют через внутренние психологические механизмы. Для них характерно отсутствие текстуального закрепления, и санкциями являются, например, общественное осуждение. Отклонениями от моральных норм можно назвать пьянство, самоубийство, бродяжничество.

Право и мораль являются важнейшими элементами человеческого поведения, тесно взаимосвязаны. Как правило, все правовое подлежит моральным оценкам и, прежде всего классификации добра и зла. Мораль есть одна из сторон правовых отношений, т.к. эти отношения затрагивают коренные интересы людей и подлежат не только юридическим, но и моральным оценкам.

Сфера применения правовых оценок к морали значительно уже, чем моральных к праву. Это объясняется тем, что моральные оценки являются универсальными, а правовые ограничены определенными сферами действительности.

Также право связано с религиозными нормами. Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Источниками религиозных норм являются Коран, Сунна, Иджма,Киас, Ветхий завет, Новый завет, религиозные книги буддистов и др. Эти нормы устанавливают правила организации и функционирования (деятельности) религиозных объединений.

Из истории развития человеческого общества видно, что религиозные нормы имели юридический характер, являлись регуляторами политических, государственных, гражданско-правовых, брачно-семейных и иных отношений.

Нормы, которые установлены религиозными организациями, соприкасаются с действующими правом в ряде отношений, а именно основной закон государства создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободно исповедовать любую религию. Религиозным объединениям может придаваться статус юридического лица.

Правовые нормы также связаны с нормами обычаев. Обычаи – это сложившиеся в многовековой жизнедея-тельности общества, передаваемые из поколения в поколение вошедшие в привычку нормы или правила поведения людей, исполняемые добровольно.

Согласно ст. 3 Гражданского Кодекса Республики Казахстан обычаи делового оборота считаются источниками гражданского законодательства.

Обычаи менее связаны с правом, чем моральные нормы, но тем не менее обычаи также влияют на право.

Так, в казахском обществе кочевого периода обычаи были источником права. Государство санкционировало в виде правовых норм те или иные обычаи, придавало им общеобязательное значение. Ярким примером собрания правовых обычаев является свод законов хана Тауке «Жетi Жар№ы».

Рассмотрим сходство и отличие права и обычая. Так, нормы права и обычаи являются регуляторами поведения людей, выражаются в виде общих, общеобязательных правилах и указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения и способу обеспечения. Если обычаи появились с возникновением человеческого социума, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных акта, а содержатся в сознании людей и передаются из поколения в поколение, то нормы права существуют в определенных формах и передаются через официальные каналы; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права реализуются с учетом возможности государственного принуждения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите виды социальных норм.

2. Какова роль и место правовых норм в системе социальных норм?

3. Каково влияние моральных норм на право?

4. Охарактеризуйте соотношение обычаев и правовых норм.

5. Каково соотношение религиозных и правовых норм?

Политические нормы более удалены от экономических основ общественной жизни, чем нормы права , поэтому они менее стабильны. Политические нормы всегда направлены на определенную часть общества , социальную группу (или класс, как раньше было принято это называть). Нормы права устанавливаются всегда единым субъектом — государством . Безусловно, политические партии и иные организации влияют на него и даже участвуют в государственной власти . Но принимают эти правовые нормы они все равно от имени и в интересах государства, а не как политические силы. Если же происходит наоборот, тогда налицо доминирование политических норм над правовыми, чего быть не должно. Политические нормы фиксируются в праве. В таком случае они перестают быть политическими и становятся нормами права, рассчитанными на все общество, а не только на отдельную его часть. В этом заключается отличие правовых норм от политических.

Взаимодействие норм права с религиозными нормами

Религиозные и правовые нормы очень многое объединяет. Верования практически всегда выступают мерилом добропорядочного поведения субъекта, уровня его законопослушания. Это происходит потому, что правовые нормы в значительной степени базируются на религиозных постулатах, на требованиях морали , которая, в свою очередь, напрямую вытекает из религии.

Сходство религиозных и правовых норм заключается в следующем:

  • они всегда формализованы, то есть содержат определения и понятия;
  • документально зафиксированы и оформлены (нормы права — в законах , религиозные нормы — в религиозных книгах).

Существуют и отличия религиозных норм от правовых:

  • сфера действия религиозных норм всегда уже, чем правовых;
  • правовым нормам субъект следует во многом вынужденно, религиозным — добровольно и осознанно;
  • различен механизм действия этих норм. Религиозные нормы неизменны, непреложны и всегда ссылаются на «высший авторитет».

Взаимодействие норм права с корпоративными нормами

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах (фирмах, учреждениях и в иных крупных и малых организациях, профсоюзах и политических партиях), распространяющиеся лишь на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Сходство правовых и корпоративных норм заключается в следующем:

Различия правовых и корпоративных норм.



Просмотров