Кто осуществляет ведомственный контроль в сфере закупок. Кто является контрольным органом в сфере закупок

Контрольный орган в сфере закупок , его функции, полномочия, цели и субъекты, за которыми ведется контроль, четко определяются действующим законодательством. О том, какими нормативно-правовыми актами регулируются перечисленные вопросы, какие органы являются контролирующими и кто еще может контролировать тендерные процедуры, расскажем в статье далее.

Закон № 44-ФЗ о том, кто осуществляет контроль при проведении электронного аукциона

Проведение тендеров регламентируется достаточно большим пластом нормативно-правовых актов. Самым информативным в части контроля процедуры торгов является закон «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ). Этот правовой источник раскрывает всю схему контрольных органов, их функции, полномочия, а также обозначает контролируемых субъектов и другие моменты данной проблемы.

Однако назначение конкретного органа в качестве курирующего звена производится в каждом случае соответствующими подзаконными актами. При этом закон № 44-ФЗ выделяет несколько ступеней контроля. Он определяет, что курирующую деятельность могут вести не только властные органы, но и общественные институты или даже обычные граждане. Рассмотрим все эти нюансы подробнее…

Структура системы контроля (контроль финансовым органом, ФАС и т. д.)

Система контроля является трехуровневой и предусматривает его осуществление на федеральном, региональном (на уровне субъектов РФ) и муниципальном уровнях.

  1. На федеральном уровне контроль осуществляют:
    • Федеральная антимонопольная служба (п. 1 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ). При этом в ее компетенцию также входит контроль в области оборонного заказа (п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий…» от 26.08.2013 № 728);
    • Федеральное казначейство (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ) как орган бюджетной системы РФ и орган внутреннего государственного финансового контроля (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ);
    • органы управления государственными внебюджетными фондами: ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС РФ (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
  2. На уровне субъектов Российской Федерации контроль за тендерами для региональных нужд каждого осуществляют органы, которые определяет законодательство конкретного региона.
  3. Кто является контрольным органом в сфере закупокдля муниципальных потребностей, определяется на муниципальном уровне местными правовыми актами.

Виды контроля по субъектам: ведомственный, контроль заказчиком, общественный

Классифицируя по контролирующим субъектам, закон № 44-ФЗ разделяет все виды контроля на 3 группы:

  1. Ведомственный (ст. 100 закона № 44-ФЗ).
  2. Осуществляемый заказчиком (ст. 101 закона № 44-ФЗ).
  3. Общественный (ст. 102 закона № 44-ФЗ).

Первый вид мы подробно разобрали выше. Однако к перечисленным органам можно добавить еще такие государственные корпорации, как «Росатом» и «Роскосмос». Ведомственный контроль заключается в наблюдении государственными органами и корпорациями за деятельностью подведомственных им заказчиков.

Второй тип контроля осуществляется заказчиком (организатором) тендера. Эта функция заключается в курировании поставщика при выполнении им контракта. Также заказчик следит за субподрядчиками и соисполнителями по договору. При этом уровни такого контроля законодателем не ограничены, поэтому заказчик может отслеживать соблюдение норм о торгах на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

Последний способ контроля проводится:

  • общественными объединениями;
  • гражданами без какого-либо статуса;
  • объединениями юридических лиц.

Все эти звенья обладают достаточно большими полномочиями, которые осуществляют от своего имени. Например, они могут:

  • делать запросы у организаторов торгов о проведении тендера;
  • подавать жалобы в контролирующие и правоохранительные органы с целью применения соответствующих мер воздействия к нарушителям;
  • подавать заявления в суд.

Таким образом, органов, контролирующих проведение тендеров, достаточно много. Самым главным, постоянным и универсальным ведомством в этой системе можно назвать Федеральную антимонопольную службу РФ. Кроме того, участники торгов могут обращаться и к общественному контролю. Общественные объединения и граждане обладают широким спектром прав — вплоть до обращения в судебные органы за защитой интересов другого лица или нескольких заявителей. Такие возможности даны общественности в том числе с целью недопущения коррупции при проведении торгов.

Осуществление ведомственного контроля в сфере закупок предполагает действие одного из механизмов надзора в сфере закупок. Этот механизм направлен, в первую очередь, на повышение эффективности торговой процедуры. Также стоит отметить, что данный процесс полезен и в целях снижения нарушений в области проведения тендеров. Предметом этого процесса является как стадия планирования, так и стадия непосредственного осуществления торгов.

Порядок ведомственного контроля в сфере закупок по 44-ФЗ

Итак, данная процедура осуществляется в соответствии со . На основании этой статьи принято Постановление Правительства РФ № 89 (от 10.02.2014), в котором закреплен порядок проведения наблюдения в сфере торгов для федеральных нужд. Мероприятия по торгам на федеральные нужды осуществляют:

Форма осуществления подобного рода процесса может быть как выездная, так и документарная. О проведении мероприятия направляется уведомление в адрес проверяемого лица. Срок проведения процедуры составляет не более чем 15 календарных дней (может быт продлен, но не более чем на 15 календарных дней). Результатом проверки является акт по ведомственному контролю в сфере закупок, который отражает наличие (отсутствие) нарушений.

Скачать пример акта ведомственного контроля

В случае наличия нарушений орган, проводящий проверку, разрабатывает и утверждает план исправления выявленных нарушений.

Если же проверяемыми лицами выявлены нарушения, которые содержат признаки административного нарушения в соответствии с нормами КоАП РФ, то материалы направляются в орган государственной власти, уполномоченный на возбуждение дела об

Аналогично проходят проверки в сфере закупок регионального характера. То есть субъектом РФ разрабатывается и утверждается порядок осуществления проверки, а также определяются органы власти, наделяемые полномочиями по проведению подобных процедур. Ведомственный контроль в сфере муниципальных закупок проводится аналогично региональному.

Порядок осуществления ведомственного контроля 223-ФЗ

Итак, ведомственный контроль по 223-ФЗ осуществляется на основании ст. 6.1 закона № 223-ФЗ.

Как и в рамках ФЗ № 44, проверка закупочной деятельности по 223-ФЗ осуществляется исходя из деления уровней на федеральный, региональный и местный (муниципальный). Таким образом, на каждом уровне органами власти принимается соответствующий акт, регламентирующий осуществление такого рода мероприятий.

с 20.11.2018 вступило в силу постановление правительства № 1335 от 08.11.2018. Оно утвердило правила проведения ведомственного контроля, а так же обязало ФОИВ до 01.01.2019 разработать регламент контрольных мероприятий.

Система государственных закупок, регламентируемая 44-ФЗ сложная и многоуровневая, на каждом её этапе осуществляется строгий контроль. Таким образом законодатель стремится добиться максимальной прозрачности и легитимности проводимых процедур. Надзора осуществляется различными ведомствами. Они следят за целевым расходом бюджетных средств, поведением заказчиков, комиссий, контрактных управляющих, торговых площадок и так далее.

Разновидности контроля

Одной из самых серьезных проблем в осуществлении госзакупок является коррупция. Число недобросовестных заказчиков и поставщиков, которые входят в преступный сговор, постоянно увеличивается. Основную задачу контролирующих органов составляет выявление подобных фактов, а также принятие соответствующих мер по их предупреждению.

Правила осуществления контроля в области государственных закупок регламентируется главой 5 44-ФЗ. При этом выделяют три его основных разновидности:

  1. Внутренний;
  2. Общественный;
  3. Ведомственный.

Каждый из них имеет свои подконтрольные субъекты, цели и задачи. В качестве контролирующих органов выступают различные уполномоченные организации. Наиболее значимой для участвующих в госзакупках несомненно остаётся Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Контролирующие органы

В статье 99 44-ФЗ прописан перечень органов, которые наделены полномочиями осуществлять контроль в сфере государственных закупок:

  1. Федеральный орган исполнительной власти, надзорный орган в области гособоронзаказа, территориальные органы исполнительной власти, организации, относящиеся к местному самоуправлению.
  2. Орган исполнительной власти федерального значения, осуществляющий функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, Органы управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета.
  3. Органы, осуществляющие внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.

Основными контролирующими органами нашей страны являются: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций помимо прочего входит надзор за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и так далее.

Внутренний контроль

Согласно нормам статьи 101 44-ФЗ на каждого заказчика возлагаются обязанности по контролю за деятельностью поставщиков во время исполнения контракта. Надзор должен осуществляться также над работой соисполнителей и субподрядчиков. Это и называется внутренним контролем.

Целью таких мероприятий становится предотвращение фактов нарушения законодательства. Форма надзора законодательно не закреплена, поэтому каждый заказчик вправе определять ее самостоятельно. Согласно части 15 статьи 95 44-ФЗ при обнаружении нарушения поставщиком законодательства, заказчик обязан расторгнуть с ним контракт .

Как именно заказчик должен контролировать факт привлечения к исполнению договора субподрядчиков, в законе не прописано. Поэтому рекомендуется опираться на разъяснения Министерства экономики и развития России. Они гласят, что подтвердить работу субподрядчика могут любые документы, относящиеся к работам, оговоренным в контракте. Это могут быть платежные поручения, акты и так далее.

Заказчик должен проводить контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается типовая документация: контракты, шаблоны технических заданий и так далее. Необходимо стремиться к тому, чтобы большинство процессов стало автоматизированным. Современное программное обеспечение позволяет отслеживать практически все этапы закупки.

Общественный контроль

Ключевой целью общественного контроля становится соблюдение принципов открытости и прозрачности государственных закупок. Такой надзор осуществляют общественные объединения, юридические лица и простые граждане. Они следят за соблюдением требований законодательства и правильностью расходования бюджетных средств. Эта деятельность регламентирована статьей 102 44-ФЗ.

В рамках осуществления надзора организуются общественные обсуждения государственных закупок. Порядок их проведения регламентируется 212-ФЗ. Общественный контроль проводится отрыто, для чего используются ресурсы специализированных интернет-сайтов. Разрешено при этом запрашивать у заказчика все интересующие документы. Может также проводиться мониторинг и оценка эффективности процедур.

При выявлении нарушения законодательства составляется жалоба в контролирующие органы. При необходимости составляется обращение в судебные инстанции.

Ведомственный контроль

Необходимость проведения ведомственного контроля регламентирована статьей 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько организаций: Росатом, Роскосмос, Федеральные казначейства, различные государственные и муниципальные органы. Постановлением Правительства №315 от 20.03.2017 контроль со стороны казначейства за деятельностью муниципальных заказчиков приостановлен до начала 2019 года. Основным контролирующим органом становится ФАС.

Органы ведомственного контроля следят за соблюдением законодательства в следующих сферах:

  1. Ограничения и запреты, установленные законодательством.
  2. Требования о нормировании закупок.
  3. Требования к обоснованию приобретения товаров и услуг.
  4. Определение и обоснование начальной максимальной цены контракта.
  5. Сведения о размерах финансового обеспечения, доведенного до заказчика.
  6. Информация об идентификационных кодах закупок.
  7. Участие субъектов малого предпринимательства.
  8. Процедуры по определению поставщиков.
  9. Отчетность по результатам проведения процедур.

При выявлении нарушений контролирующие органы выдают предписание к их устранению. В отдельных случаях они могут приостановить проведение закупки или вовсе отменить её. В компетенцию органов входит также применение штрафных санкций к организациям и должностным лицам, допустившим ошибки. Проводятся как плановые, так и внеплановые проверки. Информация о них публикуется в открытом доступе.

В данной статье мы рассмотрим виды контроля в сфере закупок и их особенности, предусмотренные Законом о контрактной системе. Учитывая, что развитие сферы закупок прошло путь от регулирования одной процедуры до сложного, многокомплексного института общественных отношений, неудивительно, что на определенном этапе этого развития необходимым элементом данной системы явился контроль за происходящими процессами. При этом контроль закупок, наравне с аудитом и мониторингом осуществляется на каждом этапе закупок.

1. Контроль закупок

Несколько видов контроля в сфере закупок определяется многоэтапностью данного процесса, где каждый этап требует своего подхода к его контролю. Поскольку сфера закупок была и остается очень сложной и проблемной сферой общественных взаимоотношений, потребность в тщательном и даже жестком контроле возрастает с каждым годом. Ключевыми целями контроля в сфере закупок является нивелирование различных рисков, которые могут повлечь растрату средств бюджета, и повышение эффективности удовлетворения нужд государства и муниципалитетов. Объектами контроля в сфере закупок являются все субъекты закупочной деятельности - заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществления закупок, уполномоченные органы и учреждения, специализированные организации, операторы торговых площадок и другие. Глава 5 Закона № 44-ФЗ посвящена целиком контролю в сфере закупок и определяет контрольный орган в сфере закупок и различные виды такого контроля, а именно: ведомственный контроль в сфере закупок, общественный контроль в сфере закупок и внутренний контроль в сфере закупок.

2. Ведомственный контроль в сфере закупок

Часть 3 статьи 99 Закона о контрактной системе устанавливает, что ведомственный контроль закупок в отношении каждого типа заказчика осуществляет отдельный орган контроля в сфере закупок. Но не смотря на видимое разнообразие контрольных органов в сфере закупок, ведущую роль для всех типов заказчиков играет и Казначейство. Так, именно контрольный орган в сфере закупок - Казначейство России осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, который так же неофициально называют как «финансовый контроль в сфере закупок». В рамках финансового контроля осуществляется сопоставление информации и сведений из различных документов, для определения соответствия закупки ее финансовому обеспечению. Именно этот механизм в первую очередь направлен на снижение рисков по нецелевому расходованию бюджетных средств. Основным инструментом финансового контроля является идентификационный код закупки (ИКЗ), который и позволяет проследить историю всей закупки, начиная от ее планирования до непосредственного исполнения. Данный контроль закупок носит форму текущего и осуществляется непосредственно при осуществлении закупочной деятельности, без его прохождения заказчик не сможет опубликовать требуемую информацию.

Антимонопольная служба и его территориальные органы являются основным контрольным орган в сфере закупок и осуществляют контроль закупок непосредственно при осуществлении процедур закупок, регистрируя жалобы от участников закупки и реагируя на них осуществляя проверку. К полномочиям ФАС относится контроль осуществления закупок и в случае обнаружения нарушений относится возможность выдачи предписаний, а также возможность остановить процедуру заключения контракта. Основные составы КоАП РФ в сфере закупок так же относятся к компетенции ФАСа, по которым могут быть оштрафованы субъекты закупочной деятельности. При этом законодательно установлено, что плановые проверки могут осуществляться не чаще одного раза в 6 месяцев. Из этого правила есть исключение для специализированных организаций, по которым проверка может быть осуществлена не более одного раза в процедуре конкретной закупки. Информация о плановых проверках публикуется и является общедоступной, но помимо плановых проверок контрольный орган в сфере закупок имеет право осуществлять также внеплановые проверки. Но для их осуществления требуются основания. Таковыми могут быть для контрольного орган в сфере закупок жалоба участника закупки или результат общественного контроля в сфере закупок.

Внимание: Казначейский контроль, который предусмотрен ч.5 ст. 99 44-ФЗ приостановлен в соответствии с ПП РФ от 20.03.2017 №315. Для федеральных заказчиков срок приостановки контроля до 01.01.2018 г, для муниципальных заказчиков и субъектов РФ до 01.01.2019 г.

3. Общественный контроль в сфере закупок

Принципы открытости и прозрачности в сфере закупок реализован, в том числе путем механизма общественного контроля в сфере закупок. Правом осуществлять такой контроль закупок обладают граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц. Это право корреспондирует к обязанности государственных органов и муниципалитетов способствовать им в осуществлении такого контроля. Им предоставлено право осуществлять публичное обсуждение государственных закупок и непосредственно у заказчиков запрашивать все необходимые документы. В случае такого запроса, заказчики с ними работают в общем порядке, как с обращениями граждан. При осуществлении общественного контроля в сфере закупок может проводиться независимый мониторинг и оцениваться эффективность закупок, а также условия исполнения контрактов. К полномочиям общественного контроля относится возможность подачи жалобы в орган контроля в сфере закупок, а также возможность судебной защиты, в случае необходимости.

4. Внутренний контроль в сфере закупок

Помимо всего выше обозначенного, непосредственный контроль закупок должен осуществлять и тот, кто осуществляет данные закупки. В соответствии со статьей 101 44-ФЗ заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением контракта . Помимо этого, заказчик обязан контролировать привлечение субподрядчиков и соисполнителей из числа субъектом малого предпринимательства. Формы такого контроля законодательно не определены, поэтому заказчик вправе самостоятельно определить формы и методы такого контроля.



Просмотров