Белгосстрах европротокол куда с ним обращаться. Европротокол – что это? Как выглядит бланк европротокола

Европротокол - это упрощенное оформление документов о ДТП, которое осуществляется без участия сотрудников полиции. Европротокол оформляется путем заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии участниками аварии (водителями) самостоятельно, без привлечения сотрудников полиции. Это позволяет не только существенно сократить временные затраты на оформление ДТП, но и быстро убрать машины с проезжей части, тем самым облегчив проезд остальным участникам дорожного движения и минимизировав риск возникновения новых столкновений.

Если вы являетесь владельцем полиса ОСАГО или КАСКО в страховой компании «АльфаСтрахование», то можете быть уверены, что самостоятельное оформление ДТП с использованием европротокола не станет препятствием для организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания или выплаты денежной компенсации, позволяющей покрыть ущерб, нанесенный транспортному средству.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕВРОПРОТОКОЛ, А В КАКИХ НУЖНО ВЫЗЫВАТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ?

В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.

  • Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
  • В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
  • Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
  • Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.

Отвечая на вопрос о том, при каких случаях европротокол не оформляется, руководствуйтесь приведенной выше информацией. Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных условий, фиксировать аварию придется в общем порядке.

Если одно из транспортных средств, ставших участником ДТП, зарегистрировано на территории иностранного государства, а его владелец не имеет полиса ОСАГО или КАСКО, но при этом является обладателем международного страхового полиса «Зеленая карта», оформить ДТП также можно самостоятельно, с применением упрощенной схемы. Подробную информацию о порядке назначения возмещения по «Зеленой карте» вы можете получить, связавшись с представителем Российского союза автостраховщиков (РСА).

Что нужно сделать после попадания в аварию?

Сразу после аварии многие водители, находясь в состоянии стресса, попросту забывают о том, что им нужно сделать, чтобы не нарушить требования законодательства. Тем не менее порядок действий, которые должны выполнить стороны ДТП, предельно прост и выглядит следующим образом:

  1. Прекратить движение . Вне зависимости от того, где произошла авария и какие последствия она повлекла за собой, остановитесь, покиньте транспортное средство и лично оцените масштаб происшествия.

  2. Установить знак аварийной остановки . В соответствии с пп. 7.2 п. 7 ПДД РФ он должен быть выставлен на расстоянии:
    • не менее 15 м от ТС – при остановке на территории населенного пункта;
    • не менее 30 м от ТС – при остановке вне территории населенного пункта.
  3. Зафиксировать следы произошедшего ДТП . Для этого воспользуйтесь средствами фото- и видеосъемки, в качестве которых может выступать камера мобильного телефона или специализированное устройство (например, фотоаппарат или видеокамера при их наличии). Сфотографируйте (или снимите на видео) общую панораму места ДТП, повреждения, причиненные обоим автомобилям, имеющиеся следы торможения, номерные знаки ТС, а также обломки деталей.

    Также вы можете зафиксировать повреждения с помощью приложения «АльфаСтрахование Мобайл». Этот способ является значительным преимуществом для вас, т.к. вы сможете оформить страховое событие в приложении «АльфаСтрахование Мобайл», и в дальнейшем вам не нужно будет обращаться лично в офис компании.


  4. Получить контакты свидетелей ДТП (Ф. И. О., домашний адрес, телефон) . Если есть возможность, заручитесь их письменными показаниями. В случае возникновения спорных вопросов на стадии оформления документов уже после того, как обе стороны аварии покинут место происшествия, показания свидетелей могут существенно упростить процедуру расследования и помочь пострадавшей стороне получить все причитающиеся ей выплаты.

  5. Заполнить бланки извещения о ДТП

  6. После того как вы освободили место происшествия, завершили оформление ДТП по «Европротоколу» , участники аварии могут разъехаться, а вы можете завершить оформление страхового события по прямому возмещению убытка уже через приложение «АльфаСтрахование Мобайл».

Где взять бланк европротокола?

Европротокол при ДТП оформляется с использованием специального бланка, который страховой агент бесплатно обязан выдать владельцу транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО. Если вы уже использовали имеющийся бланк или его по какой-то причине нет под рукой, необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании. Кроме того, можно скачать бланк бесплатно в интернете и распечатать на любом принтере (рекомендуется загружать форму документа только с официальных авторитетных источников, например с сайтов справочно-правовых систем «Гарант» или «Консультант»). Образец заполнения европротокола также можно найти на различных ресурсах.

Как выглядит бланк европротокола?

Европротокол при ДТП составляется на особом бланке установленной формы, носящем название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он состоит из двух листов: основного и дополнительного (вкладыша, на который копируется вся информация, вносимая на первый лист). На лицевую сторону первого листа нанесены две колонки, каждую из которых водители авто заполняют самостоятельно. После заполнения лицевой стороны основной бланк отделяется от дополнительного – каждый из них обладает одинаковой юридической силой, поэтому совершенно неважно, какому водителю достанется оригинал, а какому – копия.

Как заполнить форму европротокола?

Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:

Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.

  1. Заполняется лицевая сторона . На этой стадии необходимо:
    • указать сведения о месте и дате происшествия . Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
    • зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
    • вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
    • указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения ;
    • внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия ;
    • описать перечень поврежденных деталей и узлов авто . На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
    • составить схему ДТП . Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
      • на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
      • на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара – символом Х;
      • под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
      • в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.

    Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.

  2. Заполняется обратная сторона . Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).

  3. Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.

Лимит выплат по европротоколу

На сегодняшний день максимальная сумма компенсации, причитающейся пострадавшей в ДТП стороне, составляет 100 000,00 рублей. Такое ограничение действует для всех регионов, в т.ч. для Москвы и Санкт-Петербурга, а также прилежащих к ним Московской и Ленинградской областей.

Однако для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, при оформлении аварии без уполномоченных лиц, в случае предоставления данных систем ГЛОНАСС или иных глобальных навигационных спутниковых систем, сумма выплат по Европротоколу при ДТП составит уже 400 000 рублей (то есть максимальный лимит по ОСАГО). То есть только при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

Часто задаваемые вопросы

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП виновник аварии направляет бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность (лицевая сторона которого заполнена обоими водителями, оборот виновником ДТП). Это можно сделать, лично посетив офис компании или направив документ по почте с описью вложения и последующим уведомлением отправителя о вручении заказного письма. Кроме того, владелец виновного ТС без наличия согласия в письменной форме страховщиков не должен приступать к ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия и в течение пяти рабочих дней со дня получения требования от страховщиков обязан представить транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы. Нарушение указанных правил может стать причиной для предъявления страховой компанией виновнику аварии регрессного иска, в результате удовлетворения которого последнему придется выплатить пострадавшей стороне компенсацию за причиненный ущерб.

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующий пакет документов:

  • заявление на возмещение материального ущерба, причиненного в результате ДТП;
  • заверенную в установленном порядке копию документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя), т. е. паспорт;
  • документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя, т. е. доверенность;
  • документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке или заявление об организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания;
  • согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя)), не достигшего возраста 18 лет;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии (лицевая сторона, полностью заполненная обоими участниками ДТП с подписями и схемой; оборотная сторона, заполненная потерпевшим; оборотная сторона, заполненная причинителем вреда прикладывается только в случае, если страховщику потерпевшего было представлено оба экземпляра извещения о ДТП)
  • документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица.

При наличии электронного носителя информации, содержащего сведения, которые способны подтвердить невиновность заявителя (например, карты памяти, используемой в регистраторе или мобильном телефоне), его стоит также передать представителю страховой компании.

Даже в том случае, если виновник аварии нарушит установленный законом срок подачи европротокола в страховую компанию (или вовсе не сдаст документ страховщику), пострадавший причитающуюся ему выплату все равно получит.

До 2014 года оформить ДТП по упрощенной схеме, если авто пострадавшей стороны имело страховой полис КАСКО, было невозможно. В настоящее время законодатель не запрещает составлять европротокол по КАСКО, поэтому если вы являетесь владельцем такого полиса, то можете составить европротокол и впоследствии получить по нему причитающуюся выплату.

Но при этом стоит учесть, что урегулирование происходит согласно ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», т. е. только, если оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО и лимит ответственности страховщика не может превышать 50 000,00 рублей.

В соответствии изменениями, внесенными в 2008 году в ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ДТП, произошедшее на парковке, приравнивается к использованию транспортного средства , следовательно, оформляется в аналогичном (в том числе и упрощенном) порядке.

Бесконтактное ДТП – это разновидность дорожно-транспортного происшествия, при котором автомобиль, виновник аварии, непосредственно не наносит пострадавшему транспортному средству никаких повреждений, однако создает такую ситуацию, которая влечет за собой причинение ущерба второй стороне (например, уходя от столкновения с авто, нарушившим ПДД, водитель транспортного средства врезается в дерево или другой автомобиль). В этом случае европротокол не может быть составлен, т. к. не выполнено условие, предусматривающее оформление ДТП без участия сотрудников КО (дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств).

Чтобы избежать вопросов, которые могут возникнуть у сотрудников ГИБДД, остановивших автомобиль для проверки документов уже после аварии, заверьте бланк, подтверждающий факт ДТП, у представителя страховой компании.

Казалось бы, упрощенная схема оформления ДТП без вызова ГАИ — так называемый европротокол - выгодна всем. Водителям не нужно ждать инспекторов, инспекторы не тратят время на "мелочовку", а заторы, образовавшиеся из-за ДТП, рассасываются быстрее. Но европротокол по-прежнему не нравится нашим водителям.

Европротокол - дело тонкое

Пересечение улицы Осипенко и Старовилен-ского тракта. «Форд» и «Мерседес» столкнулись около пешеходного перехода. Первый ряд стоит, череда машин в крайнем правом растянулась на десятки метров. Водители решили разобраться по старинке с помощью расписки, но мимо проезжала патрульная машина ГАИ.

Может, лучше европротокол? 15 минут - и разъехались, - инспектор ДПС ОГАИ Центрального РУВД Минска Артем Попок подсказывает водителям быстрое решение их проблемы.


Водитель «Форда» Андрей пожимает плечами, а владелец «Мерседеса» Василий о европротоколе слышал. Несколько месяцев назад уже попадал в такую ситуацию: тогда - в качестве потерпевшего, сейчас - в статусе виновника. «Позвонил телефон, я отвлекся и въехал во впередистоящую машину», - вину владелец внедорожника признает. Вот только европротокола при себе нет.

Бланки должен выдавать страховщик после заключения договора. «Эти бланки можно бесплатно взять почти на всех автомобильных заправках», - объясняет автомобилистам Артем Попок.


Европротокол можно бесплатно взять на любой заправке

Его коллега Дмитрий Павлов рассказывает, как оформить бланк: «Он состоит из двух страниц: первая - оригинал, вторая - копия. При заполнении нажимайте на ручку сильнее, чтобы надписи на втором экземпляре были четкие. Главное - заполнить без помарок. Как показывает практика, документы с исправлениями страховщики не принимают». Сложностей при заполнении возникнуть не должно: на обратной стороне есть подробная инструкция, что и как делать.

Согласовав все моменты, Василий и Андрей подписывают документ. Оригинал остается у потерпевшего, копию забирает виновник. На все про все 10 минут.


Инспектор ГАИ объясняет, как заполнять европротокол

Кстати, если бы аварию оформляли инспекторы, Василию за это ДТП пришлось бы заплатить штраф до 10 базовых. Но так как участники ДТП разъехались без привлечения сотрудников ГАИ, виновника к административной ответственности привлекать не будут, а ущерб возместят страховщики. Главное - не затягивать и обратиться к ним в течение пяти рабочих дней. Страховую сумму выплатят в течение 5 дней после обращения.

По словам инспекторов, информацию о том, что при аварии есть вариант разъехаться без ГАИ, водители пропускают мимом ушей и в случае чего действуют по старинке. Это подтверждается и на практике: остановив 10 машин, мы поинтересовались у водителей, знакомы ли они с европротоколом. Всего четверо о нем слышали, и лишь у двоих бланк оказался при себе.


А ведь упрощенный порядок оформления ДТП действует в стране уже около пяти лет. Условия прежние: в аварии столкнулись не больше двух машин, пострадавших нет, водители трезвые и между ними нет спора, кто виноват, у обоих есть права и действующая страховка. Ну и, конечно, вред, причиненный имуществу каждого из участников, не превышает 400 евро по курсу Нацбанка.

Видимо, последнее обстоятельство и останавливает многих автовладельцев разбираться в аварии самостоятельно. Ведь на глазок в стрессовой ситуации не определишь точную сумму ущерба. Кто-то вообще не разбирается в стоимости запчастей. Иногда скрытые повреждения, ремонт которых превысит 400 евро, можно увидеть только постфактум на СТО. Вот водители и предпочитают дожидаться инспектора, чтобы не попасть впросак.

Часто слышу от автовладельцев: «Я позвонил в салон, и мне сказали, что деталь стоит 500 евро». Да, может быть. Но это цена нового элемента для новой машины, а если вашему авто уже лет 10-15, то от цены деталей страховщик будет минусовать их износ, - объясняет старший инспектор ДПС ОГАИ Центрального района Вячеслав Поплевко.

Окончательный размер ущерба определит страховщик. Это может быть и 10, и 200 евро.

Сейчас во многих странах Европы вся «мелочевка» оформляется по европротоколу. В Литве, например, вызов полицейского на мелкое ДТП стоит 50 евро. У нас же срабатывает принцип: «Вдруг я что-нибудь напутаю, лучше позвонить в ГАИ». А пока инспекторы оформляют царапины на бамперах, нередко случаются серьезные ДТП.

Цифра

По данным Белорусского бюро по транспортному страхованию, в этом году более 25% страховых случаев было оформлено по европротоколу. Для сравнения, в прошлом году их было около 15%. Рост количества страховых случаев, оформленных по европротоколу, специалисты связывают с увеличением размера страхового возмещения с 200 до 400 евро.

Инна ГОРБАТЕНКО

Почти семь лет назад в Беларуси ввели так называемый европротокол. При ДТП оформить документы для страховой водители могут самостоятельно при соблюдении ряда условий. сайт узнал у автомобилистов и в ГАИ, много ли водителей пользуются этой возможностью, а также как работают с европротоколом страховщики.

Возможность не вызывать ГАИ на место ДТП и обойтись европротоколом появилась у белорусов с 10 июля 2010 года. Тогда размер страховой выплаты мог доходить до 200 евро, . В настоящее время рассматривается вопрос .

Тем не менее, в ГАИ Минска отмечают, что вместо составления европротокола многие водители даже после незначительных ДТП предпочитают вызывать сотрудников ДПС.

— Мы все время объясняем водителям, как заполнять европротоколы, какие условия должны соблюдаться при этом. Но люди все же звонят в милицию, — рассказал начальник отдела агитации и пропаганды Сергей Зараник . — Иногда водители вызывают ГАИ лишь потому, что у них нет бланков европротокола. Хотя мы просим страховые компании, чтобы они предлагали клиентам эти документы во время заключения договоров ГО или КАСКО. Кстати, страховые компании оставляют бланки европротоколов в некоторых почтовых отделениях и на заправках.


Бывает, что инспектор ГАИ приезжает на вызов, а на машине, например, небольшая царапина или треснула рамка, в которую вставлен номер. По желанию водителей, сотрудник ГАИ может выдать им бланк европротокола. Но часто такие аварии оформляет инспектор. На это уходит минимум 45 минут.

«Вызвать ГАИ — себе спокойнее»

— Никогда я больше не поведусь на оформление европротокола, только ГАИ, — эмоционально заявил хозяин 15-летней Audi Игорь . — Хорошо, если знаешь, как протокол оформлять и правильно оценил ущерб. А если нет, то можно попасть, как недавно я.

Мужчина рассказал, что живет в многоэтажке в Малиновке. Во дворе машин много всегда — припаркованы в два ряда и даже на тротуаре. Однажды около полуночи Игорю позвонили на мобильник и сказали, что нечаянно задели его припаркованную машину.

— Выхожу и вижу, что в моей машине на бампере и дверце краска стерта немного. Виновник — молодой парень на Ford стоит рядом. Он хотел припарковаться и теранулся об мою машину. Это заметил мой сосед, поэтому виновник побоялся уехать и позвонил мне.

Виновник ДТП попросил не вызывать ГАИ, говорил, что денег при себе у него нет, но он привезет завтра. Игорь вспомнил, что можно обойтись европротоколом и предложил владельцу Ford остановиться на его заполнении. Только вот самого бланка документа у обоих участников не было, не было и опыта по его заполнению. Где найти европротокол ночью в спальном районе?

— Вышли на дорогу, остановили таксиста. Он нам за 2 рубля продал бланки европротокола. А мы и не знали, как они должны выглядеть. Взяли в руки — там все на английском. Уже потом я выяснил, что это протокол для оформления ДТП за границей, по зеленой карте.

Мужчинам пришлось еще побегать по улице и у четвертого остановленного таксиста купили за 4 рубля еще одни бланки европротокола — на сей раз нужные.

— Я начал заполнять. На улице темно, в машине свет тусклый. Вроде все заполнил правильно, оба расписались и разошлись, обменявшись телефонами.

Утром Игорь рассмотрел свой бланк европротокола и обнаружил ошибку: внизу, в окошке о признании виновности в ДТП, оба водителя поставили свои подписи, а должна быть только одна — виновного.

— Звоню в страховую, объясняю ситуацию, рассказываю про две подписи. А мне говорят: такой протокол мы не примем, это грубая ошибка. Посоветовали мне связаться с виновником и перезаполнить документ.

Игорь начал звонить хозяину Ford, а тот сначала не брал трубку, а потом и вовсе стал недоступен.

— А потом вышел срок подачи документов в страховую, а виновник так мне и не ответил. Так что буду делать машину за свой счет. Хорошо еще, что небольшие повреждения. Но я сам прошляпил, растерялся просто, надо было вызывать ГАИ, в этом случае этот парень бы уже никуда не делся, — с досадой сказал Игорь.

Мнение водителей

сайт спросил у десяти автомобилистов с разным водительским стажем, знают ли они, как заполнять европротокол и что будут делать, если попадут в незначительное ДТП?

  • шесть человек из десяти на вопрос ответили вопросом: «Что такое европротокол?»;
  • двое сказали, что про европротокол знают, но ни разу его не заполняли;
  • один водитель ответил, что умеет заполнять европротокол, но если произойдет даже незначительное ДТП, то вызовет ГАИ;
  • только один автомобилист из десяти подтвердил, что имел опыт заполнения европротокола, правда, в присутствии страховщиков. И если случится небольшая авария, то, скорее всего, он снова прибегнет к составлению этого документа.

У всех опрашиваемых в автомобиле нет бланков европротокола: в страховой компании при заключении полиса их не предлагали, а у самих водителей не возникало мысли их попросить. При дальнейшем разговоре респонденты высказывали примерно одинаковое мнение:

— Если вдруг произойдет авария, то буду договариваться на месте, а если не получится — вызову ГАИ. Кто знает, как европротокол правильно надо заполнять. Можно ошибок наделать: не так заполнили, не там подписали, как бы вообще без ничего потом не остаться.

Ошибка — не приговор

В Бюро транспортного страхования сайт рассказали, что в 2016 году 23 686 ДТП были оформлены европротоколами. Это составляет 28,7% от всех оформленных ДТП, владельцы которых были застрахованы по договору ГО. За 3 месяца текущего года по европротоколу оформили 6091 ДТП, или 33,3% от общего числа.

— То, что за 3 месяца общий процент оформленных ДТП по европротоколу подрос, не говорит о том, что больше людей стало пользоваться этой возможностью. Бывает, что к концу года процентное соотношение изменяется.

Однако специалисты отметили, что, по их наблюдениям, при повышении суммы страховой выплаты количество ДТП, оформленных по европротоколу увеличивается. Так было в 2014 году, когда сумма выплаты с 200 евро подросла до 400 евро. Это ожидается, если сумму выплаты поднимут до 600 евро.

— Возможно, нашим людям спокойнее, когда аварию оформит сотрудник ГАИ, поэтому они и звонят в милицию. Но автомобилистам не следует бояться оформления ДТП через европротокол. Сам бланк составлен очень простым языком. На обратной стороне написано, какие условия должны быть соблюдены при оформлении документа. Даны пояснения по заполнению граф.

Тем не менее, при заполнении автомобилисты нередко совершают ошибки. Страховщики предполагают, что, скорее всего, сказывается волнение. Бывает, что в страховую автомобилисты приносят европротоколы с ошибками. В таких случаях водителю советуют связаться с виновной стороной и переписать документ. Но, как показывает случай, произошедший с Игорем, не все виновники горят желанием это делать.

Данные вопросы читателя «ГЧ» переадресовал ВРИО начальника Ганцевичского оГАИ Евгению Малевичу.

– Так что же такое Европротокол?

– Европротокол (или Извещение о дорожно-транспортном происшествии) представляет собой документ, который составляется водителями на месте происшествия без вызова сотрудников ГАИ.

Бланк извещения состоит из двух страниц, одна из которых является оригиналом, а вторая копией.
Введено это было уже более пяти лет назад. Сначала это был своего рода эксперимент, а сейчас уже люди охотно пользуются таким упрощенным порядком оформления ДТП.

Статистика показывает, что каждая третья авария оформляется без вызова ГАИ.

– Как заполнять бланк Европротокола?

– Главное требование – бланк должен быть заполнен на месте происшествия. Все разделы бланка должны быть заполнены аккуратно, без помарок и исправлений. Как правило, страховые компании не принимают документы с исправлениями. Лучше, если оба участника ДТП предварительно проговорят все моменты и выяснят все подробности ДТП. А уже после этого приступят к заполнению бланка.

Важно!

– В каком случае может быть оформлен Европротокол?

– Европротокол может быть оформлен при следующих условиях:
– участники аварии должны прийти к обоюдному согласию,
– в ДТП должно участвовать не более двух автомобилей,
– ущерб в них не должен превышать 400 евро,
– вред может быть нанесен только имуществу, а не жизни и здоровью людей.
– оба водителя должны быть трезвыми, иметь водительские удостоверения, страховки и т. д.

– Какие ошибки могут быть допущены при оформлении ДТП без участия ГАИ?

Во-первых…

Есть опасность того, что владельцы поврежденных автомобилей не всегда могут учесть в скрытые дефекты. Можно дотошно записать в документ все повреждения внешние, до последней царапинки, и не обратить внимание на повреждения внутри автомобиля.
После удара в переднюю часть авто нужно обязательно проверить посмотреть световые приборы, работу блоков радиатора, убедиться нет ли течи технической жидкости. Если в чем-то сомневаетесь, то лучше вызвать сотрудников ГАИ и не рисковать.

Во-вторых…

Бывает, что потерпевший обнаруживает незамеченные ранее повреждения уже после подписания европротокола, когда бланки разъединены. Тогда некоторые решают дописать дефекты, и при этом он убежден, что никого не обманывает.
Но, если у страховщика появятся сомнения, то он запросить второй бланк и если будет несоответствие, тогда не только будет приостановлена выплата, но и разбирательства с правоохранительными органами.

Третье…

Нужно быть внимательными ко всем пунктам. И ставить подписи в обеих графах, и там, где потерпевший и там, где причинитель вреда.

Четвертое…

Одно из главных условий оформления Европротокола – наличие действующих водительских прав. Потерпевший заинтересован в проверке документов у виновника.
По правилам обязательного страхования участники происшествия обязаны обменяться данными. Если виновник отказывается предоставить документы, тогда о каком оформлении Европротокола вообще может идти речь? Вызывать ГАИ, и точка!

– Как получить возмещение?

– После заполнения Европротокола потерпевший должен представить его в страховую компанию.

Желательно, чтобы это была компания, в которой застрахован виновник ДТП.

А еще лучше, если оба участника ДТП поедут в страховую компанию вместе для проведения осмотра обоих транспортных средств. Это исключит всякие подозрения о недобросовестности и ускорит оформление страховых выплат.

Страховая сумма должна быть выплачена потерпевшему в течение 5-7 рабочих дней.

Упрощенный порядок оформления ДТП (широко известен как европротокол) был введен в Беларуси более шести лет назад и уже не воспринимается как некий эксперимент. Судя по статистике страховщиков, им охотно пользуются и это стало рабочей схемой: сейчас каждая третья авария в нашей стране оформляется без вызова ГАИ. Уже ведутся разговоры о повышении лимита с 400 до 600 евро. Но все же некоторые автовладельцы допускают ошибки, ценой которых может стать отказ в выплате компенсации. Специалисты Белорусского бюро по транспортному страхованию рассказали о типичных ситуациях.

Ошибка №1. Не учитывают скрытые повреждения

Большинство участников ДТП, когда заходит речь о составлении европротокола, трижды подумают, а хватит ли 400 евро на ремонт? Но есть случаи (и их немало), при которых владельцы поврежденных автомобилей не учитывают возможные скрытые дефекты.

- Люди дотошно вписывают в бланк внешние повреждения, но иногда даже не открывают капот или багажник, чтобы заглянуть внутрь, - рассказывает о типичной ситуации начальник управления международных отношений и вопросов регулирования по внутреннему и внешнему страхованию Белорусского бюро по транспортному страхованию Владимир Аксельрод.

«Мы всегда просим при „проникающих ранениях“ вызывать ГАИ, особенно если автомобиль относительно свежий или дорогой»

После удара в переднюю часть машины специалисты рекомендуют хотя бы открыть капот и осмотреть световые приборы. В случае повреждения светодиодных или ксеноновых фар, датчиков активного круиз-контроля, блоков радиатора, обнаружения течи технических жидкостей, посторонних шумов даже не нужно сомневаться - следует вызывать инспекторов ДПС.

Аналогичный совет страховщики дают при ударе в заднюю часть: не лишним будет открыть багажник и проверить, нет ли повреждений.

- Понятно, сейчас по нашим дорогам ездят очень разные автомобили, - продолжают специалисты. - За 400 евро можно провести серьезный ремонт двадцатилетнего ВАЗа, но в случае с трехлетней машиной премиум-класса этой суммы едва ли хватит на замену одной фары.

Если же при оценке выяснится, что стоимость ремонта превышает 400 евро, то по правилам страхования выплатят максимальную сумму в 400 евро и не более того.

Страховщики сразу оговариваются: такие случаи редки, но бывают. Иногда сумма ремонта превышает лимит даже в два-три раза.

Ошибка №2. Дописывают в бланк после разъединения

Случается, потерпевший обнаруживает новые повреждения уже после подписания европротокола, когда бланки разъединены. Тогда некоторые решают дописать дефекты, рассуждая, мол, ну ничего страшного, я же никого не обманываю.

- Однако в худшем случае это может быть квалифицировано как страховое мошенничество, - предупреждает Владимир Аксельрод. - У страховщика при появлении сомнений всегда есть право запросить второй бланк. Тогда выплата приостанавливается и производится разбирательство, а при подтверждении подозрений страховая компания, скорее всего, обратится в правоохранительные органы.

Как говорят страховщики, такие случаи были и сверить два бланка совсем не проблема. Удавалось установить первоначальные записи, даже если виновник ДТП уезжал в другую страну, например в Украину.

- Очевидно, что чаще всего речь не идет о мошенничестве, просто потерпевший замечает некоторые дефекты позже,

«Но тогда лучше заявить об этом специалисту, проводящему оценку. Он вправе указать в акте осмотра те повреждения, которые не были вписаны, однако, по его мнению, стали следствием аварии»

Ошибка №3. Потерпевший ставит подписи за виновника ДТП

Неполное оформление бланка также может повлечь отказ в выплате возмещения вреда. Например, иногда участники аварии забывают отметить, есть ли пострадавшие. Вроде бы очевидно, что нет (иначе оформлять европротокол вообще нельзя). Но формально это нарушение.

- В бланке нет факультативных вопросов. Ответы должны быть даны на все без исключения, - подчеркивают в Белорусском бюро по транспортному страхованию.

Впрочем, страховщики могут пойти навстречу и закрыть на это глаза.

- А вот по-настоящему критичным считается заполнение последнего пункта (№16) обоими участниками ДТП, - говорит Владимир Аксельрод. - И виновник, и потерпевший ставят подписи в обеих графах. Выходит, они считают, что виновны и невиновны в происшествии одновременно. По такому бланку нельзя установить, кто является причинителем вреда. Скорее всего, в этом случае последует отказ в страховой выплате.

Виновник ДТП должен расписаться в пункте 16, а вот потерпевшему надо оставить это поле пустым

Ошибка №4. Потерпевший забывает проверить водительские права виновника

Одно из главных условий оформления европротокола - наличие действующих водительских удостоверений и страховых полисов у обоих участников ДТП. Получается, потерпевший заинтересован в проверке документов у виновника. Иначе он просто не сможет рассчитывать на страховую выплату.

- Страховщики имеют право и реально проверяют данную информацию, - не скрывают в Белорусском бюро по транспортному страхованию. - Есть возможность даже узнать, были ли соответствующие документы у иностранцев. Никакой проблемы в этом нет.

По правилам обязательного страхования участники происшествия обязаны обменяться данными. Если виновник отказывается предоставить документы, тогда о каком оформлении европротокола вообще может идти речь? Вызывать ГАИ, и точка!

- Немногие знают, что есть правило обратного требования, - дополняет Владимир Аксельрод. - Если выяснится, что у виновника на момент ДТП не было действующих водительских прав или страхового полиса, то потерпевшему придется вернуть выплаченное ранее возмещение вреда. При этом он сможет получить компенсацию только через суд.

Ошибка №5. Виновник не оплачивает вторую часть страховки, а потерпевший не обращает внимания

Наиболее распространенная ситуация связана со страховым полисом. Многие автовладельцы разбивают сумму оплаты «автогражданки» на две части, но по истечении полугода забывают оплатить вторую часть взноса. В этом случае страховка считается недействующей и, соответственно, оформлять европротокол нельзя. Потерпевшим следует быть особенно внимательными и учитывать этот нюанс.

А вот прекращение срока действия водительской медсправки вовсе не аннулирует права, как некоторые полагают. «С 2010 года отсутствие медсправки не является поводом для прекращения действия водительского удостоверения. При составлении европротокола проверять медицинские документы нет необходимости», - замечают специалисты.

По правилам страхования европротокол может быть оформлен при следующих условиях: участники аварии должны прийти к обоюдному согласию, в ДТП должно участвовать не более двух автомобилей, ущерб в них не должен превышать 400 евро, вред может быть нанесен только имуществу, а не жизни и здоровью людей. Кроме того, оба водителя должны быть трезвыми, иметь водительские удостоверения, страховки и т. д.

- Поначалу, в 2010-м, страховые организации с настороженностью относились к упрощенному порядку оформления ДТП, - признают в Белорусском бюро по транспортному страхованию. - Но со временем эта мера у нас доказала эффективность. Водители в случае мелкой аварии могут избежать длительного оформления происшествия и штрафа. Также это снизило нагрузку на ГАИ. При этом массовых попыток мошенничества не зафиксировано. Теперь решено планомерно повысить лимит. Начинали с 200 евро, сейчас он составляет 400, а будет, как надеемся, 600 - подготовлен соответствующий документ. Все идет к тому, что, как и во Франции, ДТП без пострадавших будут оформляться без вызова дорожной полиции.



Просмотров