Размеры страховых сумм по осаго. Прямое возмещение убытков. Как и где сделать расчет онлайн

Предоставляет возможность избежать существенных денежных потерь для виновника аварии, а потерпевшей стороне – возместить часть своих расходов. Это правило распространяется только в случае причинения при ДТП имущественного ущерба либо вреда здоровью (жизни). Моральный вред, нравственные страдания не входят в страховые выплаты.

Частенько, суммой компенсации удаётся покрыть только часть расходов, приобретённых при аварии. Все, что выходит за предел страховки, подлежит взысканию с лица, по чьей вине произошло столкновение.

Правовые основы

Порядок возврата ущерба от дорожного происшествия отражён в ФЗ «Об ОСАГО».

На основании этого закона на всех автовладельцев возложена обязанность страхования рисков своей гражданской ответственности. При возникновении инцидента, страховщик водителя, спровоцировавшего аварию, возместит убытки в рамках договора.

Полагается ли возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО

Каждому водителю нужно помнить, что полис обязательного страхования покрывает ущерб от ДТП, а все остальные риски – нет. Под понятие «дорожно-транспортное происшествие» подпадают любые действия между авто, повлёкшие причинение повреждений транспорта, людям, даже полученные на месте стоянки или парковки.

Объектом аварии может выступать любой транспорт всех категорий. На основании полиса обязательного страхования компенсация убытков положена только пострадавшей стороне.

Полагается ли возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО виновнику

Водителю, признанному виновным в дорожном инциденте, ущерб по полису ОСАГО не возместят.

Страховка призвана защищать интересы невиновной стороны, при которой страховая компания (СК) виновника возмещает ему сумму причинённого ущерба. Восстановить свой автомобиль, водитель, по чьей вине произошло ДТП, сможет только при наличии полиса КАСКО.

Правила прямого возмещения ущерба (ПВУ)

ПВУ подразумевает, что пострадавший в результате столкновения автовладелец имеет право на обращение за возмещением ущерба в свою компанию, с которой у него подписан договор ОСАГО.

Ситуации, при которых возможно применение ПВУ:

  • при ДТП ущерб здоровью и жизни не причинён;
  • участники аварии – 2 автомобиля, владельцы которых имеют действующую страховку;
  • у СК виновника лицензия является действительной;
  • обоюдная вина сторон не установлена.

Для получения суммы по правилу ПВУ следует предоставить весь пакет документов и получить направление на проведение экспертизы, в случае удовлетворительного решения денежные средства переводятся на расчётный счёт, указанные в заявлении.

Часто правило ПВУ срабатывает только при небольшом материальном ущербе, а если обозначаются крупные суммы, компании стараются перенаправлять клиента для обращения в организацию виновника.

Порядок возмещения ущерба по ОСАГО

  • при возникновении дорожного инцидента нужно сообщить о случившемся в СК с соблюдением указанных в договоре сроков;
  • вместе с документами об аварии, предоставить заявление о наступлении страхового случая (СС);
  • на основании бумаг, составленных представителями ГИБДД либо самими водителями на месте аварии, СК принимает решение о факте наступления страхового случая, либо его отсутствие; и о предоставлении выплат или об их отказе;
  • при признании СС назначается независимая экспертиза по оценке ущерба, по результатам которой и определяется сумма, подлежащая компенсации, и в пределах установленных сроков денежные средства переводятся заявителю.

Уведомление страховой компании

Страхователь обязан уведомить компанию тем способом и в те сроки, которые оговорены в соглашении:

  • Уведомление может быть направлено любыми средствами связи. Письменная информация считается переданной вовремя, независимо от факта получения её страховщиком, на основании ст. 194 ГК России.
  • Немедленно обязаны уведомить о СС не только участники ДТП, но и выгодоприобретатель по договору страхования, в случае, если он имеет намерение получить возмещение.
  • Возложенная законом обязанность страхователя немедленно уведомить компанию о наступлении страхового случая имеет существенно значение, так как:
    • представитель СК получает возможность сразу осмотреть предмет страховки, зафиксировать степень его повреждений, предупредить возможность образования дополнительных убытков;
    • при своевременном получении извещения, страховщик может самостоятельно принять меры по уменьшению убытков или спасению имущества, давать указания страхователю, организовать розыск пропажи;
    • своевременные сведения требуются для СК при выстраивании отношений с перестраховочной компанией.

Неисполнение обязанности по уведомлению о ДТП не служит единственным поводом для отказа в выплате страховки. При несвоевременном получении извещения о происшествии страховщик имеет право (а не обязанность) не возмещать убытки.

Документы для предоставления в СК

К заявлению о выплате следует приложить:

  • справку о дорожном инциденте;
  • определение об отказе в возбуждении административного дела;
  • паспорт;
  • извещение о происшествии;
  • протокол и постановление о нарушении Правил Дорожного Движения;
  • свидетельство о регистрации автомобиля, ПТС;
  • если помимо транспорта повреждено иное имущество, то документы, подтверждающие право собственности на них;
  • договор аренды или лизинга (если авто принадлежит иному лицу);
  • чеки, квитанции об оплате услуг эвакуатора для транспортировки авто до места ремонта или стоянки;
  • заключение эксперта и чек об оплате его услуг (если экспертиза была проведена по инициативе пострадавшего);
  • квитанции об оплате услуг по стоянке автомобиля с момента аварии и до дня проведения экспертизы;
  • номер банковского счёта, наименование и реквизиты банка;
  • если интересы гражданина в СК будет представлять представитель – то нужна нотариальная доверенность.

СК не может требовать предоставления документов, не обозначенных в правилах страхования.

Как действует СК

По мере того как страховщик получит все документы и проведёт их проверку и правильность заполнения, он вправе назначить проведение независимой экспертизы машины при обнаружении противоречий в характере или степени повреждений автомобиля.

Итак, СК на протяжении 30 рабочих дней, отсчитывая от даты получения заявления, обязана:

  • осмотреть повреждённый транспорт – не позднее 5 дней от даты поступления заявления;
  • в случае необходимости провести экспертизу в независимом учреждении в течение 5 дней после осмотра транспорта;
  • заполнить акт о СС или выдать направление машины на ремонт;
  • выплатить страховку или выдать направление на ремонт;
  • если случай признан не относящимся к разряду страховых, то направить извещение с обозначением причин отказа.

Сколько выплачивает страховая компания по ОСАГО

Для установления конкретных сумм возмещения проводится осмотр автомобиля, получившего повреждения, а в случае необходимости – экспертиза:

  • При частичном повреждении машины – возмещение составит сумму, необходимую для восстановления авто до того состояния, в котором оно находилось до аварии.
  • Когда стоимость ремонта повреждённого имущества равняется или даже завышает цену самого имущества, то речь идёт о его полной потере. Выплата составит сумму действительной стоимости автомобиля на дату ДТП.
  • Если на место ДТП не были вызваны сотрудники ГИБДД (если нет ущерба жизни или здоровью), то потерпевший может рассчитывать на сумму выплаты не более 25 000 рублей.
  • В случае если был произведён ремонт или авто было сдано в утиль до момента осмотра страховщиком, то он имеет право отказать в выплате.

Сроки выплат и лимиты

СК обязана выплатить возмещение в течение 30 дней со дня подачи заявления о СС (). Максимально возможные суммы выплат изменяются в зависимости от даты покупки полиса.

Если лицо, виновное в аварии купило страховку до 01.10.14 года:

  • максимум 120 000 р., если повреждён авто одного потерпевшего;
  • максимально 160 000 р., если вред нанесён нескольким машинам.

Если виновник ДТП приобрёл полис после 01.10.14 года, каждый потерпевший имеет право на выплату в сумме не больше 400 000 р.

Если договор заключён после 01.04.15 года, то за повреждение транспорта каждому из потерпевших полагается сумма не более 400 000 р. за вред, причинённый жизни или здоровью – до 500 000 р.

Причины отказа в страховой выплате ОСАГО

Причины отказа в выплате страховки, зафиксированные в договоре (на законных основаниях):

  • установлена обоюдная вина водителей;
  • ДТП произошло по причине перевозки грузов;
  • потерпевший требует выплату морального ущерба или упущенной выгоды;
  • причинен ущерб культурному памятнику, антиквариату;
  • автомобиль, участвовавший в ДТП, не указан в полисе;
  • авария случилась во время обучающей езды, при участии в соревнованиях;
  • установлен факт мошенничества со стороны участников аварии
  • банкротство компании (следует обратиться за возмещение в Российский Союз Автостраховщиков (РСА));
  • при обращении был подан неполный пакет документов (дело подлежит возобновлению после подачи недостающих бумаг);
  • полис оказался поддельным (необходимо в этом случае обратиться в орган полиции и РСА);
  • обращение произошло после истечения оговорённых в договоре сроков (в этом случае рассчитывать на страховку не получиться);

Незаконные отказы от осуществления выплат, происходящие по недобросовестности страховщика, когда обвиняют клиента в нарушении условий договора или закона:

  • умышленное причинение вреда имуществу;
  • недействительность договора на момент аварии;
  • истёк;
  • либо ссылка на то, что виновник аварии:
    • находился в состоянии алкогольного или иного опьянения;
    • у него не было права управления транспортом, он не вписан в полис ОСАГО;
    • скрылся с места ДТП.

Подобные отказы незаконны, страховщик обязан возместить пострадавшему убытки. А уже потом взыскать их с нерадивого виновника происшествия в порядке регресса.

Как снизить вероятность получения отказа в страховой выплате

  • Необходимо соблюдать все правила страхования, внимательно читать при подписании договор и приложенную к нему документацию.
  • Вовремя сообщайте СК о возникновении ДТП.
  • Уделите внимание правильности заполнения документов об аварии сотрудниками ГИБДД, проверяйте корректность контактных данных, адресов, Ф.И.О., регистрационных номеров и наименований авто.
  • Заранее подготовьте копии документов, которые будут отданы в СК, просите представителя компании поставить отметки о принятии оригиналов, чтобы в случае их утери предъявить копии.
  • Если отказ в выплате всё-таки произошёл, требуйте у страховщика его письменной аргументации.

Порядок действий лица, чтобы гарантированно получить выплаты от СК, не составляя иска в суд

В правилах ОСАГО подробно указан весь принцип действия лица, желающего гарантированно получить компенсацию ущерба:

  • Потерпевший в ходе аварии, при удобной возможности должен известить СК виновника о происшествии, с кратким описанием ситуации и чёткими ответами на заданные вопросы.
  • Сотрудники ГИБДД, приехавшие на место столкновения, составят справку о ДТП, а водители – извещение для страховщиков. Если сторонами принято решение, что звонить в ГИБДД нет необходимости, то им нужно заполнить общее уведомление с подробным описанием обстоятельств, времени, места столкновения, с указанием виновника.
  • До истечения 15-дневного срока с момента фиксации факта аварии, потерпевший должен прийти в СК, написать заявление о получении страховки в максимальной сумме и предоставить весь пакет документов.

На основании информации, изложенной в данной статье, можно сделать краткие выводы:

  • По полису ОСАГО компенсация убытков полагается только для пострадавшей стороны.
  • Закон предусматривает прямое возмещение убытков невиновному потерпевшему в своей компании.
  • Необходимо как можно скорее известить СК о наступлении СС.
  • Внимательно отнеситесь к заполнению документов на месте ДТП, в СК сдавайте документы только под подпись его представителя либо с заполнением реестр поданных бумаг.
  • Вся процедура возврата убытков обозначена в законе «Об ОСАГО».
  • Не следует впустую тратить своё время, если у СК имеются законные основания для отказа в выплате страховки.

ОСАГО компенсирует ущерб нанесенный пострадавшим при ДТП. Сюда входят не только имущественные убытки, но и физический урон организму человека.

Материальный убыток и причинение вреда здоровью разграничиваются в правилах ОСАГО как понятия – они имеют разные методики расчета и разный размер предельной суммы возмещения.

Цель выплат по урону для организма до недавнего времени определялась двояко:

  • Компенсация затрат на лечение пострадавших при ДТП;
  • Возмещение близким при летальном исходе пострадавшего.

Данное разграничение давало возможность страховым компаниям легко уходить от расходов на выплаты по подавляющему большинству не летальных случаев, ввиду особенностей российской системы обязательного страхования.

Сегодня подобное положение исправлено и любой вред человеческому организму при дорожной аварии теперь рассматривается в первую очередь с позиции возмещения . А уже во вторую – как компенсация понесенных затрат.

То есть сейчас имеет место два вида страховых выплат по ОСАГО за вред здоровью:

  • Компенсационный – назначается в обязательном порядке;
  • Возместительный – может быть назначен в дополнение к первому и не является обязательным.

Многие водители до сих пор не понимают этих новых механизмов и часто недополучают положенное. Давайте разберемся что тут к чему подробнее.

Как вред здоровью при ДТП оплачивался по ОСАГО ранее?

Как я уже упоминал, ранее страховщики имели возможность уходить от выплат за почти все случаи не летального вреда здоровью. И даже если повреждения организма имели тяжкий характер страховая компания (СК) всячески пыталась уменьшить сумму возмещения, заставляя пострадавших ввязываться в продолжительные судебные хлопоты.

УАЗ 31519 🚙 "Брянский Партизан

Как такое возможно? Ведь подобное как-то не очень вяжется с логикой. Верно, но СК руководствуются не логикой или здравым смыслом, а исключительно финансовой стороной дела, т. к. это коммерческие организации, а не Красный Крест.

По общему законодательству все российские граждане (и даже иностранцы с ПМЖ) должны иметь полис обязательного медицинского страхования (ОМС), согласно ФЗ № 326. Это дает фактически бесплатную медицину в стране.

Но данный положительный факт СК бессовестно эксплуатировали. Выплаты за вред здоровью производились только в том случае, если их не покрывало ОМС (на основании гл. 59 ГК РФ). А ОМС покрывает почти все, за исключением особо тяжелых случаев. Вот и получалось, что вред здоровью в ОСАГО был де-факто прописан «для галочки» – реальных выплат по нему было крайне мало и у автоюристов данная тема считалась «мертвой».

Новые правила страховых выплат за вред здоровью

К счастью, реформы обязательного страхования коснулись и данной области: с 2015 г. принципы страховых возмещений по автогражданке кардинально поменялись – они были приведены в соответствие с общепринятой страховой практикой развитых стран.


УАЗ 31519 🚙 "Брянский Партизан

Сперва, с 2013 г., новые правила были успешно обкатаны в другой области обязательного страхования – пассажирской (полисы ОСГОП – Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика, ФЗ № 67). По положительной динамике реальных выплат было принято решение перенести новую модель на ОСАГО.

Правда, не обошлось без традиционного сопротивления СК. Они имели влиятельное лобби в правительстве и таки добились частичных уступок, которые ныне рассматриваются юристами как абсурдные.

Какая сейчас имеется законодательная база для возмещения ущерба здоровью по ОСАГО?

Законодательные нормативы, регулирующие выплаты за вред здоровью по ОСАГО, изложены в нескольких правовых актах.

УАЗ 31519 🚙 "Брянский Партизан

Это следующие документы:

  1. ФЗ № 40 («Закон об ОСАГО») – гл. II, ст. 12 (п. 2-9) и ст. 7 (пп. «а»), а также гл. III, ст. 18-20, в редакции от 2016 г.;
  2. Постановление Правительства РФ 1164 – «Правила расчета страховых сумм за вред здоровью» от 15.11.2012г.;
  3. Приложение к Постановлению № 1164 – нормативы для страховых сумм за вред здоровью потерпевшего в редакции от 21.02.2015 г.;
  4. Постановление Правительства РФ № 150 – «Изменение правил расчетов страховых сумм за вред здоровью потерпевшего» от 21.02.2015 г.;
  5. Положение Центробанка РФ № 431-П – «О правилах ОСАГО» от 19.09.2014 г. в ред. от 24.05.2015 г. (№ 34204) – гл. 4 (п. 1-11).

Что кардинально изменилось в законах по возмещению вреда здоровью?

В 2015 г. Медведевым было подписано Постановление № 150, которое поставило крест на прежних принципах возмещения вреда здоровью. Ранее они базировались на общих положениях ГК РФ ч. II (гл. 59, § 2). Как результат, выплаты по здоровью составляли в ОСАГО чуть более 1% и то – это были возмещения в основном за летальные случаи.


С 1 апреля 2015 г. Постановление № 150 вступило в силу и для всех выданных с этой даты полисов применяются обновленные «Правила расчета страховых сумм за вред здоровью» (Постановление № 1164).

К ним, в соответствии с передовой практикой стран Запада, было разработано Приложение («Нормативы для страховых сумм за вред здоровью»), которое отныне стало основой для страховых выплат в данной области.

Это приложение представляет собой медицинский перечень возможных повреждений организма при ДТП и процентное отношение каждого случая к максимальной сумме страхового возмещения.

Теперь все перечисленные диагнозы имеют свою фиксированную сумму выплат. Более того, Приложение разграничивает понятия страхового возмещения и страховой компенсации. Это заключено в самом названии документа:

  • «…для определения сумм страхового возмещения (страховой выплаты)…»;
  • «…а также для определения сумм компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью…».

Кроме этого в 2014 г., на основании ФЗ № 223, максимальная сумма страхового возмещения увеличена в 3 раза: со 160 до 500 тыс. руб. (ст. 7, п. «а» ФЗ № 40).

Таблица нормативов выплат за вред здоровью по ОСАГО

Согласно новым правилам, повреждения организма, полученные в результате ДТП и признанные страховым случаем, являются основанием для обязательного страхового возмещения.

Причем вне зависимости и безо всякой привязки к ОМС – стоимость проведенного бесплатного лечения по программе ОМС более не учитывается в расчетах страховых сумм!

Отныне каждый пострадавший в ДТП имеет законное право на:

  • Фиксированное денежное возмещение – в соответствии с процентным отношением категории повреждений по Приложению;
  • Нефиксированную денежную компенсацию – на основании документов, свидетельствующих о недостаточности фиксированных выплат.

Если ДТП привело к инвалидности

Это наиболее печальный результат дорожных аварий, исключая летальные случаи. И дело тут не только в самом факте получения временной или стойкой инвалидности.


УАЗ 31519 🚙 "Брянский Партизан

К сожалению, обновления законодательства нередко проходит с малопонятными и несправедливыми частностями. В данном случае пострадала категория для инвалидов – в ней существенно урезали возмещения, хотя могли бы и не делать этого.

Ранее инвалидам выплачивались такие суммы:

  • Первая группа – 2 млн. руб.
  • Вторая группа – 1.4 млн. руб.
  • Третья группа – 1 млн. руб.
  • Категория ребенок-инвалид – 2 млн. руб.

Вполне приличные были деньги.

Теперь же и инвалидов перевели на процентное отношение к максимальному возмещению в 500 тыс., и вот что из этого получилось:

  • Первая группа – 100% (500 тыс. руб.);
  • Вторая группа – 70% (350 тыс. руб.);
  • Третья группа – 50% (250 тыс. руб.);
  • Категория ребенок-инвалид – 100% (500 тыс. руб.).

Вот такие дела невеселые, но будем надеяться, что в будущих обновлениях законодательства подобный казус исправят.

Если пострадавший скончался

Это самая тяжелая утрата при ДТП и, к сожалению, она все еще вполне обычна на наших дорогах. Новые правила расширяют перечень близких погибшего, которым полагается возмещение.


УАЗ 31519 🚙 "Брянский Партизан

Ранее на него могли претендовать только иждивенцы покойного, а ныне (согласно ст. 12, п. 6-8 ФЗ № 40) в этот перечень включены все родственники первой степени (мать, отец, сын, дочь, супруга, супруг). Им полагается возмещение в 475 тыс. руб., которое разделяется в равных долях на каждого.

Также закон предполагает выделение страховщиком 25 тыс. руб. любому лицу, понесшему расходы на погребение погибшего в ДТП.

Может ли виновник ДТП получить по ОСАГО выплату за вред здоровью?

Принцип автогражданки не предполагает выплат для виновной стороны. Ведь здесь страхуется ответственность перед другими лицами, а не возможность получить травму – для этого есть иные классические формы страхования.


То есть, виновник ДТП не получает никакого возмещения: ни по материальному убытку, ни по ущербу здоровью. Однако данная формулировка верна лишь в очевидных случаях, а не все ДТП являются таковыми.

Немало аварий происходит с транспортных средств или же при обоюдной вине водителей. То есть, если при происшествии в чем-то можно усмотреть вину другого водителя в отношении основного виновника, то он имеет право на возмещение.

Также, если дело доходит до суда, то происшествие, стараниями юристов может быть разделено на несколько отдельных эпизодов, по одному из которых виновник может проходить как потерпевший.

Тогда ему также полагается выплата, на общих основаниях.

Какие документы необходимы для получения выплат за вред здоровью?

На сегодня ворох документации для получения выплат за вред здоровью по ОСАГО урезан, но он все равно немалый. Его определяет Положение № 431-П от Центробанка РФ.


В пункте 3.10 прописан базовый перечень необходимой документации:

  • Заявление о страховом возмещении;
  • Извещение о ДТП;
  • Справка о ДТП
  • Копия протокола административного правонарушения;
  • Копия гражданского паспорта в заверенной форме.

К этим документам могут прилагаться:

  • Доверенность представителя пострадавшего;
  • Согласие попечителей , если пострадавший не достиг возраста 18-и лет;
  • Банковские реквизиты потерпевшего для безналичного перечисления возмещения.

В пункте 4.1 указан дополнительный перечень документов необходимый при выплатах за вред здоровью:

  • Медицинская документация от врачебного учреждения, в которое обращался потерпевший для лечения или оказания первой помощи;
  • Подтверждающий диагностику документ со станции скорой помощи;
  • Заключение судебно-медицинской экспертизы по временной или постоянной утрате трудоспособности;
  • Документ подтверждающий инвалидность потерпевшего.

Дополнительно также может потребоваться:

  • Справка о доходах и заработке;
  • Справка о составе семьи;
  • Свидетельство о заключении брака;
  • Свидетельства о рождении детей;
  • Свидетельство о смерти потерпевшего.

Документов много, к ним еще можно прибавить чеки стоимости дополнительного лечения, медицинских услуг или реабилитации. Однако для получения базового возмещения по нормативной таблице будет достаточно основного пакета и одного медицинского заключения с предварительной диагностикой.

Посмотрите видео, в котором автоэксперт разъясняет обновление законодательства по части выплат по ОСАГО за вред здоровью.

  • Срок подачи документации страховщику сейчас установлен в пределах 15 рабочих дней с даты ДТП. Однако в случае с ущербом здоровью, при наличии объективных причин, данное ограничение можно успешно оспорить в суде, т. к. срок давности по ОСАГО составляет 3 года.
  • При использовании платных услуг , не входящих в сферу бесплатного обеспечения по программе ОМС, страховщик может легко оспорить в суде расходы, явно выходящие за рамки необходимого. Например, компания «Росгосстрах» редко брезгует подобными тяжбами, поэтому старайтесь не переборщить с излишними требованиями.
  • Если вред здоровью нанесен третьему пострадавшему двумя виновниками ДТП, возмещение выплачивается в пропорциональных виновности долях каждым страховщиком, как и компенсации сверх страховых выплат из личных средств водителей.

Заключение

Итак, вы теперь знаете, что выплаты за вред здоровью сейчас положены в обязательном порядке и больше не зависят от покрытия стоимости лечения по ОМС. Страховщику придется раскошелиться даже за простой синяк, если его зафиксировать как следствие ДТП.

Попадали ли вы в ДТП с травмами различной тяжести? Пытались ли получить возмещение за них по автогражданке? Расскажите мне и читателям чем это закончилось? Интересны будут случаи до и после обновления правил по выплатам за вред здоровью.

Если интересуют какие-то не указанные в статье моменты, то задайте по ним вопрос в комментариях, но не отклоняйтесь от темы статьи – для других вопросов поищите по блогу подходящую публикацию.

Какие русские слова общеприняты во всем мире? Затрудняетесь ответить? Тогда узнайте 15 самых известных из них, которые нигде не потребуют перевода с нашего родного языка.

Статья завершена, всем спасибо за внимание. Не забывайте ставить лайк за труды – поделитесь публикацией в соцсетях с вашими друзьями. Пока!

Фотки Уаза взял тут: drive2.ru/r/uaz/1626518

Пострадавшие при аварии транспортных средств лица имеют право на получение компенсации по ОСАГО. Этот вид страхования можно отнести к тем, которые касаются гражданской ответственности лиц, владеющих источниками повышенной опасности.

ОСАГО предусматривает выплату компенсации тем лицам, которым был нанесен вред ТС застрахованного или его неправомерными действиями.

Размер и сроки

Перед тем как подавать заявление о выплате компенсации необходимо учитывать, что в некоторых моментах предоставить финансовую помощь просто невозможно.

не покрывает потерь, если:

  • максимальный размер компенсации при возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью каждого потерпевшего, превышает 160 тысяч рублей;
  • максимальный размер компенсаций относительно нанесенного вреда имуществу превышает 400 тысяч рублей (для тех, кто оформил полис с октября 2014 – 120 тысяч рублей ).

Размер компенсации в случае смерти потерпевшего не может превышать 135 тысяч рублей лицам, которые имеют право на возмещение и 25 тысяч рублей на расходы связанные с погребением ( Правил ОСАГО).

При нанесении вреда имуществу возмещение проводится следующим образом:

  • при полной гибели имущества возмещается его реальная стоимость на день наступления страхового случая;
  • при повреждении возмещают расходы, связанные с восстановлением транспортного средства в доаварийное состояние;
  • иные повреждения в сумме эквивалентной расходам.

Ранее потерпевший должен был незамедлительно после наступления страхового случая обратиться к страховщику виновника ДТП.

Сейчас если вред, причиненный при аварии, был оценен не более чем в 50 тысяч рублей , можно предъявить требование о компенсации прямо своему страховщику.

Компенсация может иметь денежную форму, а также страховщик имеет право просто заняться ремонтом поврежденного ТС.

Сумма выплат по ОСАГО рассчитывается на основании результатов независимой экспертизы ДТП. При калькуляции все расходы и потери плюсуются с учетом износа деталей транспортного средства.

Что делать, если случилась авария

Изначально уведомляются государственные органы, которые должны назначить проведение экспертизы дорожно-транспортного происшествия. Во время экспертизы будут известны точные данные для того, чтобы рассчитать свои возможности на получение денежной компенсации по ОСАГО.

Независимо от того, чему или кому был нанесен вред при ДТП, если сумма выплат превышает порог 120 тысяч рублей , рассчитывать потерпевшим на компенсацию по ОСАГО не стоит.

Если они абсолютно не согласны с суммой денежного возмещения, то на основании независимой автотехнической (иногда – автотовароведческой экспертизы) можно подать иск в любой гражданский суд по месту заключении договора ОСАГО.

Доказательством неправомерных действий страховщика будет служить заключение независимого эксперта.

Не стоит забывать, что после уведомления страховой компании о наступлении страхового инцидента, она в кратчайшие сроки рассматривает заявление и направляет на место происшествия специально уполномоченное лицо, которое дает оценку случившемуся и решает, подлежит ли такой ущерб покрытию по полису или нет. По результатам оценки выдается специальный акт.

Какие документы необходимо собрать

При обращении в страховую компанию за выплатами по ОСАГО заявитель должен предоставить:

  • документы, удостоверяющие личность;
  • документ, свидетельствующий о праве получения выплат (полис, свидетельство, договор, доверенность);
  • идентификационный код;
  • документ, подтверждающий право собственности на поврежденное имущество в день ДТП;
  • свидетельство о смерти застрахованного лица;
  • документы, подтверждающие расходы на погребение;
  • банковские реквизиты;
  • сведенья о пребывании на иждивении, подтверждающие потерю кормильца, – относительно дел, о возмещении взносов по страхованию от несчастного случая.

При себе необходимо обязательно иметь оригиналы следующих документов:

  • полиса;
  • справки о ДТП;
  • водительские права;
  • документ о регистрации наземного транспортного средства.

Не позднее трех рабочих дней необходимо обратиться к страховщику с данным пакетом документов.

Какие могут быть выплаты

Рассмотрим несколько примеров выплат при возможных ДТП.

Вариант №1 . В ДТП столкнулось три машины, и ущерб был нанесен троим пешеходам. Возьмем на учет то, что выплаты будут максимальными, таким образом выходмит следующий расчёт: по 400 тыс. руб . за повреждение каждого авто + трое пострадавших получают по 160 тыс. руб . = 1 млн 280 тыс. руб . Следует понимать, что виновник ДТП, который имеет полис ОСАГО, не сможет получить деньги, так как он застраховал только ответственность, а не сам автомобиль. Чтобы получить компенсацию за поврежденное авто виновник аварии должен был застраховать имущество по КАСКО.

Пример №2. В ДТП столкнулись два автомобиля: первый получил ущерб на 35 тыс. руб. , а второму, виновнику ДТП, – 31 тыс. руб . При обращении за компенсаций пострадавший узнал, что страховая компания, в которой получил полис ОСАГО виновник аварии, обанкротилась и у неё отозвали лицензию. Что делать? Пострадавший должен обратиться в Российский союз автостраховщиков. Он сможет выплатить компенсацию в размере 35 тыс. руб . Виновник ДТП будет ремонтировая свой автомобиль за собственные сбережения.

Выплаты при ДТП с пострадавшими

По действующему порядку размер компенсации рассчитывается в зависимости от степени тяжести повреждения по составленному договору.

Новый порядок начисления выплат по ОСАГО начинает действовать с 1 апреля 2015 года. Но он будет применяться только относительно договоров, заключенных после этой даты.

Суть нового порядка в том, чтобы обойтись без оценки степени нанесенного вреда и выплачивать в каждом конкретном случае фиксированную сумму.

Таблица сравнения примерных масштабов возмещения:

Процент выплат может быть очень незначительным. Например, при получении растяжений и переломов, сотрясении головного мозга размер компенсации будет составлять 3-5 процентов от суммы страхования, а это деньги не столь уж большие.

Суммы за каждый вид повреждения, независимо от диагностирования факта инвалидности, плюсуются. При формировании выплат всегда учитывается, по обоюдной вине произошло ДТП или виновник был один.

Случаи, когда выплаты не производятся

Компенсация Союзом Автостраховщиков осуществляется довольно редко. Выплаты такого рода по возмещению вреда, нанесенного жизни или здоровью, осуществляются только тогда, когда потерпевшие их не могут получить по договору ОСАГО.

У ним относятся:

  • страховая компания, где страховался виновник ДТП признана банкротом;
  • была отозвана лицензия об осуществлении страховой деятельности;
  • если виновник скрылся с места происшествия и его личность не установлена;
  • виновник не имеет заключенного договора о страховании гражданской ответственности.

Если речь идет об имуществе, то Союз может выплатить компенсацию в двух случаях:

  • страховщик обанкротился;
  • лицензия на осуществление страховой деятельности была отозвана.

Выплаты не производят:

  • если ДТП было спровоцировано умышленными действиями;
  • за рулем был пьяный водитель или лицо, не имеющее при себе водительских прав, не указанное в страховом полисе;
  • когда был нанесен вред здоровью и экологии опасным незастрахованным грузом;
  • компенсация морального ущерба, упущенной выгоды;
  • сумма выплат сверх установленного лимита по ОСАГО;
  • причинение вреда при проведении учебной, экспериментальной и прочей деятельности.

Когда существует вопрос о вине участников ДТП, то при вождении без прав, в нетрезвом состоянии проводится судебное разбирательство после завершения которого, вполне возможна подача регрессного требования со стороны компании-страховщика.

ОСАГО на сегодня немного уходит на второй план, так как имеет четкий лимит денежных выплат. Если по ДТП этот лимит превышен, прочая сумма взыскивается с участника происшествия в судебном порядке.

Обезопасить себя от такой случайности можно заключив ДСАГО. Такой договор станет отличным дополнением к полису обязательного страхования.

Стоимость ДСАГО незначительная – около 1000 рублей , но сфера покрытия несравнимо больше. Вред имуществу можно нанести не только посредством другого ТС, но и при наезде на автобусную остановку, габаритный предмет. За сумму покрываемого ущерба может браться даже один миллион рублей.

Выплаты виновнику ДТП

Говорить однозначно о том, проводятся выплаты при ДТП виновнику нельзя. Все зависит от конкретной ситуации.

Виновник может получить компенсацию, если, например, по делу он проходит также как потерпевший. Если страхователь решит побороться за свои права, дело о получении выплат виновником будет решаться в суде.

Судья на свое усмотрение трактует закон по ОСАГО. Он может разделить все на два административных правонарушения, по одному из которых виновник получит компенсацию.

Если будет доказан умысел или вина в действиях, то рассчитываться на компенсацию не придется. Суд может рассматривать ДТП в совокупности и не выделять отдельных правонарушений. Виновный по части аварии на компенсацию права не имеет.

Довольно спорной также является компенсация в пользу потерпевшего уже уплаченной суммы. Добровольные выплаты в пользу потерпевшего – это его личная инициатива и компенсации по ОСАГО никакого отношения не имеет.

Поэтому страховщики вполне мотивировано и неоднократно отказывали в покрытии расходов, связанных с возмещением ущерба, застрахованным третьим лицам.

Очевидно, что чаще всего, виновник не получает никаких выплат по ДТП. Потерпевшему возмещают ущерб, но только в рамках, установленного суммарного лимита по ОСАГО.

Если по оценке ущерб больше, то разницу будут взыскивать в судебном порядке с виновника ДТП. Выплаты по ОСАГО при транспортном происшествии гарантируют финансовую поддержку далеко не во всех случаях.

Именно поэтому важно заключить ДСАГО. Этот договор покрывает значительно большее количество рисков и защищает от множества страховых инцидентов.

Страховая сумма не лимитирована. Выплаты по ОСАГО могут выдаваться не только через страховщика виновника, но и собственную страховую компанию потерпевшего. Только это правило касается исключительно компенсаций относительно недвижимого имущества.

Видео: Выплаты ОСАГО при ДТП с участием общественного транспорта

Основные принципы

Принцип первый: виновник и потерпевшие

Страхование общегражданской ответственности предусматривает возмещение вреда исключительно потерпевшим лицам. Это главный принцип ОСАГО! То есть, право на страховое возмещение имеют только пострадавшие, а не виновник.

Пострадавшими могут быть как физические, так и юридические лица, а также принадлежащее им имущество. Иными словами, автогражданка – это буквальная материальная ответственность одних лиц перед другими, через посредство страховых компаний.

Вы спросите, а для чего все это нужно, если можно самому все стребовать через суд?

Такая система разгружает судебные и другие органы власти, а также многократно повышает эффективность и оперативность самого факта возмещения. Ведь виновник зачастую не имеет средств для выплат по простому судебному решению, и пострадавшая сторона может получать их по крохам годами или не получить вообще.

Вот тут и помогает ОСАГО, быстро компенсируя весь причиненный вред или же какую-то его часть.

Принцип второй: автотранспорт и его водители

Покрытие возмещения по ОСАГО касается исключительно сферы автотранспорта и связанных с ним действий. Причем это относится только к обычным автомашинам в области их обычного использования. Например, к ОСАГО не имеют отношения некоторые категории как самого транспорта, так и целей его эксплуатации.


Toyota Chaser 100. Взял тут: drive2.ru/r/toyota/288230376151815053/

Мало того, сама автогражданка больше привязана не к транспортному средству (ТС), а к его водителю. Обратите внимание: именно водителю, а не собственнику. То есть, страховое возмещение производится в случае действенности страхового договора с самим водителем.

Тут все немного запутано, поэтому поясню вам на примере сложного случая возмещения.

Допустим вы виновник ДТП, имеете договор ОСАГО, но управляли чужим авто, у владельца которого свое обычное ОСАГО, и вы в него не вписаны, как водитель. Тогда потерпевшая сторона все равно получит оперативное возмещение от своей СК, или от страховщика владельца виновного авто.

А потом кто-либо из этих страховщиков уже сам взыщет уплаченные средства непосредственно с вас или с вашей страховой компании, в порядке досудебной претензии или судебного иска. Скорее всего ваша СК сразу отдаст свои деньги расплатившимся за вас страховщикам, а потом уже стребует их с вас, т. к. данный случай управления чужим транспортом она не обязана покрывать и конечный плательщик вы.

Принцип третий: использование автотранспорта

Покрытие причиненного вреда по ОСАГО касается только случаев прямого целевого использования автотранспорта. Это очень важный принцип, основанный на базовом определении возмещения вреда по автогражданской ответственности: «… при использовании ТС принадлежащего виновнику, за причиненный ущерб, включающий имущество, жизнь и здоровье потерпевшей стороны


Toyota Chaser 100. Взял тут: drive2.ru/r/toyota/288230376151815053/

То есть страховое покрытие возможно только при использовании ТС, причем только по его прямому назначению.

Страховщики подразумевают под понятием «использование автотранспорта» случаи его прямой эксплуатации в пределах дорожного движения по предназначенным для этого территориям. Что сюда входит? Это все автодороги, стоянки, места обслуживания авто и т. п.

А вот использование на автотранспорте оборудования не имеющего прямого отношения к передвижению на дорогах, и которое привело к аварии, в область прямой эксплуатации ТС не входит, соответственно и выплат не будет. Это все по нормативам ОСАГО, а не в общем понимании, конечно.

В некоторых случаях водители упорно отказываются принимать данное положение, часто идущее вразрез с логикой, что является причиной судебных тяжб. Подробнее обо всем этом рассказывается в статье о том, .

Страховые и не страховые случаи

Страховой случай

На основе указанных выше принципов, положений Гражданского кодекса и Закона об ОСАГО, а также частных обстоятельств страховыми компаниями (СК) определяются страховые случаи и объемы их покрытия.


Toyota Chaser 100. Взял тут: drive2.ru/r/toyota/288230376151815053/

Полный список подобных случаев довольно большой и на этот счет имеется соответствующая публикация, а полного перечня обстоятельств, приводящих к страховым случаям вообще не существует, т. к. учесть все возможные причины и следствия нельзя и по сложным вопросам СК применяются индивидуальные решения.

Но в обобщенном виде обстоятельствами страховых случаев можно считать ситуации, когда водитель, у которого есть действительная страховка, причиняет вред (жизнь, здоровье) или убыток (уничтожение или порча имущества) другим лицам вне зависимости от того, застрахованы они или нет.

Не страховые случаи

В страховании автогражданской ответственности применяются определенные ограничения, по которым страховое покрытие не распространяется на ряд случаев и обстоятельств. На этот счет существует конкретный перечень, когда страховщик освобождается от уплаты возмещения страхователю.


Toyota Chaser 100. Взял тут: drive2.ru/r/toyota/288230376151815053/

Причем, в данный список входят и такие обстоятельства, которые по логике должны бы покрываться страховкой, но не покрываются. Это связано с тем, что в ОСАГО объемы возмещения ограничены и не достигает особо больших сумм даже в расширенном варианте ДСАГО.

Вот перечень того, за что обычно не включается в страховое покрытие:

  • Убыток имуществу и вред здоровью виновной стороны – если нет сопутствующих дополнительных обстоятельств, наподобие групповой аварии, когда водитель может выступать одновременно виновником и пострадавшим.
  • При перемещении ТС по территории производственного участка – здесь вся ответственность ложится на предприятие.
  • Когда нанесен вред здоровью штатным работникам предприятий во время рабочей смены – тут все оплачивает работодатель, который не имеет права на регрессивное возмещение (т. е. возмещает все полностью из собственных средств).
  • При погрузочно-разгрузочном маневрировании – вне зависимости от того кому принадлежит груз и территория погрузки.
  • Когда вред или убыток причинен не непосредственно ТС, а грузом, в том числе опасным, который им перевозился – в некоторых случаях это покрывается страховкой, но только при особом указании данной возможности в договоре.
  • При использовании ТС не по его прямому назначению – сюда входят различные состязания, обучение управлению, испытательные заезды, а также передвижение по не предназначенным для этого поверхностям (например, льду) и т. п.
  • Если у пострадавшей стороны убыток классифицируется только как «возможно упущенная выгода».
  • При случаях, когда нанесен исключительно моральный ущерб.
  • Когда ТС наносит какой-либо экологический вред.
  • При нанесении вреда и убытков, связанных с т. н. обстоятельствами неодолимой силы – обычно под этим подразумевается стихия, в том числе и безо всяких ураганов/наводнений: например, банально отломившаяся под своим весом и упавшая на крышу авто крупная ветвь дерева.
  • Если был нанесен вред и убыток, связанный с различного рода движимыми и недвижимыми ценностями (антикварные, ювелирные, интеллектуальные, архитектурные, исторические и т. п.) – ну тут понятно, с ущербом такого уровня по автогражданке просто не желают связываться.
  • Некоторые страховые компании , если виновник оказался в какой-либо форме опьянения – это положение весьма спорно и часто оспариваются в суде. Действительно, если потерпевший трезв, какая разница в каком состоянии виновник?
  • Если обнаружен злой умысел, куда входит угон, частичное разворовывание, вандализм и т. д., тогда тоже ни на ремонт, ни на другие возмещения рассчитывать не приходится.

По поводу последнего пункта. У страховщиков есть очень нехорошее обобщение двух различных понятий: злого умысла и неосторожности. Например, в уголовном праве это строго разграничивается, а вот в страховом деле нет.

Обычно страховщики указывают злой умысел в перечне, но умалчивают о том, что сюда причисляется еще и неосторожность. Некоторые уточняют, что имеется в виду грубая неосторожность, но как это определяется неясно.

Действительно, большинство ДТП совершаются именно по неосторожности, в том числе и по грубой. И тем не менее выплаты производятся. Я думаю тут просто реализована скрытая возможность для СК формата «на всякий случай».

Суммы страхового покрытия

Страховые лимиты

Суммы страхового возмещения фиксированы и не зависят от региона. Интересное положение, не правда ли? Ведь с покупкой полиса ОСАГО подобной уравниловки нет и в разных регионах и населенных пунктах его стоимость отличается, порой существенно.


Но тут ничего не поделать – таковы правила. По ним существуют определенные страховые лимиты, определяющие какую сумму получает пострадавшая сторона в тех или иных обстоятельствах. Эти лимиты часто изменяются в худшую или лучшую сторону.

В 2014 году действовали следующие лимиты:

  • За вред по здоровью, каждому потерпевшему полагалось по 160 тыс. руб.
  • За ущерб имуществу одному потерпевшему полагалось 120 тыс., а нескольким 160 тыс. руб. на всех.
  • Если участники ДТП решали обойтись своими силами с составлением Европротокола, то сумма возмещений не превышала 25 тыс. руб.

С 2015 г. действуют уже обновленные страховые лимиты:

  • За вред здоровью на каждого потерпевшего полагается до 500 тыс. руб. – выплаты производятся по специальным таблицам в соответствии с тяжестью травмирования.
  • За убыток по имуществу до 400 тыс. руб. на каждого потерпевшего – тут отменено распределение одного лимита на всех и теперь каждому начисляется отдельная сумма в пределах 0.4 млн и в зависимости от тяжести повреждений.
  • При составлении Европротокола потерпевшему можно рассчитывать на возмещение в 50 тыс. руб. Причем, с 2016 г. в Московской и Ленинградской областях, при наличии подтверждений по спутниковому навигатору и видеофиксации, лимит Европротокола увеличивается до серьезных 400 тыс. руб.

Уровень страхового износа

Еще следует упомянуть о таком существенном нюансе, как страховой износ.

Этот горький плод авторов закона об ОСАГО предполагает страховые выплаты не по реальным убыткам потерпевшего, а только по фактическому ущербу. То есть, страховая платит не за то, сколько стоит замена поврежденного сегмента на новый, а за то, сколько стоит родной сегмент в его неповрежденном состоянии (например, на автобарахолке).


Причем платит СК по остаточной стоимости, а ее рассчитывают для страховщиков контрактные экспертные компании, на которые было много жалоб от потерпевших в отношении предвзятости их экспертизы.

Для определения степени износа был установлен предельный процентный уровень. Ранее он составлял целых 80%! Представляете к каким мизерам при желании страховщики и их эксперты могли низвести все выплаты по «железу»?

Некоторые водители из-за этого тратились на независимую экспертизу, но с 2016 г. ее запретили проводить для ОСАГО в частном порядке, что вызвало много недовольства. Однако хорошая новость в том, что на сегодня этот уровень страхового износа таки урезали до божеских 50%.

Ну хоть что-то. Хотя в любом случае потерпевшим на какую-то выгоду при выплатах по железу сейчас рассчитывать не приходится и ДТП это всегда неприятность, так что лучше быть вдвойне внимательным: и за себя и за того парня.

  • По новым правилам, Центробанк РФ не имеет права менять базовые тарифы ОСАГО более одного раза в год. Соответственно и страховые компании имеют право только на одно годичное изменением своих тарифов.
  • Имейте в виду, что если страховщик по какой-либо причине вернул вам ваше заявление по поводу страхового возмещения, то установленный законом срок выплат (по новым правилам 20 дней) сбрасывается и начинает идти снова при подаче нового заявления. Но если возврат заявления не обоснован, то для СК может быть начислена пеня от 0.5 до 1% от суммы покрытия за каждый лишний день ожидания.
  • По новым правилам страховая компания должна провести экспертизу ТС в течение 5 дней с даты подачи заявления о покрытии убытков. Но если авто (или его останки) не будет предъявлено контрактным экспертам в срок, то заявление могут обоснованно вернуть без рассмотрения, что может затянуть сроки оплаты.
  • По новым правилам страховые выплаты обязана осуществлять страховая компания потерпевшего лица, а все регрессивные возмещения от виновника и его страховщика она обязана брать на себя, а не перелаживать эти хлопоты на своего клиента.

Заключение

Теперь вы знаете базовые принципы на основе которых происходит покрытие ущерба потерпевшим:

  • Выплаты ОСАГО производятся только потерпевшей стороне;
  • Действие страховки распространяется на ущерб, причиненный непосредственно автотранспортом;
  • Ущерб признается страховым случаем только от эксплуатируемого ТС, а не от его оборудования.

Помня их, вы правильно сориентируетесь в возможной ситуации возникновения случая страхового покрытия.

Разнообразные забавные нелепости происходят со всеми, но иногда они случаются в прямом эфире и над ними смеются миллионы! Среди таких фейлов есть свой рейтинг популярности. Посмотрите на его первую десятку и ваши собственные крутые ляпы покажутся вам детской забавой:

На этом я с вами прощаюсь. Не отказывайтесь от удобства подписки на обновления блога, жмите кнопки социальных сетей на страницах понравившихся публикаций, не скучайте и до скорых встреч!

Попасть в аварийную ситуацию на дороге, в нынешнее время, может абсолютно любой участник дорожного движения. При этом нет никакого значения, обладает ли он большим опытом вождения, соблюдает все скоростные ограничения или нет. Как посчитали эксперты, средний ущерб для бюджета от дорожно-транспортного происшествия насчитывает более одного триллиона рублей. Поэтому, чтобы водитель был вправе рассчитывать на определенные компенсации, в подобных ситуация и возникла система страхования автомобилей граждан. При этом стоит отметить, что выплаты по ОСАГО являются не только своеобразной финансовой «подушкой» для граждан, но и залогом их более аккуратного вождения, а также внимательного поведения на дорогах.

Что именно страхует ОСАГО

Страховой полис ОСАГО помогает избежать владельцу транспортного средства дополнительного растрачивания собственных средств, если виновником возникшей аварии на дороге является он. Стоит отметить, что в случае вины собственника полиса ОСАГО, ему не выплачиваются никакие страховые компенсации, ведь предметом страховки не является его личный автомобиль, а страхуется только ответственность водителя как гражданина. Поэтому, владелец ОСАГО не имеет никаких основания для обращения в страховую фирму, чтобы она возместила ему расходы на ремонт транспортного средства.

ОСАГО регламентирует следующие страховые случаи:

  • Причинение застрахованным лицом определенного вреда и ущерба автомобилю другого владельца.
  • Нанесение урона личному имуществу других лиц, которые пострадали в ДТП.
  • Причинение вреда здоровью иным лицам, участвующим в дорожном движении.

При отсутствии полиса ОСАГО, человек должен заплатить установленный штраф, как виновник ДТП, а также полностью возместить моральный и материальный вред, вызванный его действиями. Размеры данных компенсаций будут определяться в ходе судебного разбирательства, которое и вынесет окончательный вердикт.

Получение компенсации ущерба по ОСАГО

Главной отличительной особенность страхового полиса ОСАГО является то, что выплата установленных компенсаций поступает не тому лицу, оформившему на себя данный полис, а лицам, которые оказались пострадавшими в результате аварийных ситуаций на дороге. Поэтому, обращаться за денежными выплатами в страховые фирмы должны именно они.


На сегодняшний момент существует несколько процедур выплаты подобных компенсаций:

  • Прямая компенсация убытков.
  • Составление европротокола.
  • Возмещение убытков стандартным способом.

Возмещение убытков стандартным методом считается более сложной процедурой, поэтому её использование целесообразно только в случае крупных аварий на дорогах. При этом европротокол и прямая компенсация предполагают соблюдение дополнительных условий и процедур, что сказывается на размере максимально возможных размеров денежных компенсаций.

Максимальная выплата по ОСАГО при ДТП

По имеющимся директивам, установлен своеобразный «потолок» выплат пострадавшей стороне, на основании полиса ОСАГО:

  • Не более 120 000 рублей — за нанесения вреда имуществу пострадавшего. При этом данная сумма установлена для одного человека.
  • Не более 160 000 рублей — итоговая сумма денежной компенсации за вред имуществу пострадавшего.
  • Не более 160 000 рублей — данная сумма выплачивается каждому человеку, который пострадал в ДТП. Здесь учитывается фактически причиненный вред здоровью, следствием которого случилась именно авария.

Исходя из данных, которые указаны в старой редакции закона, сроки выплат по вышеизложенным страховым случаям должны осуществляться не позднее 30 дней. Согласно же новым изменениям, данный срок несколько уменьшили — теперь он составляет 20 дней с момента наступления страхового случая. Кроме того, был увеличен размер компенсации за фактический вред имуществу, и теперь он составляет порядка 400 000 рублей.

Действия при ДТП


При возникновении аварийной ситуации на дороге, существует определенный порядок действий, который считается юридически правильным:

  1. Обозначить ситуацию, включив аварийные огни, и остановить движение.
  2. Поставить соответствующий знак вблизи транспортного средства (15 м — на территории населенного пункта, 30 м — на автотрассе).
  3. Если у вас в машине установлен видеорегистратор, то можно не искать возможных свидетелей. Если же он отсутствует, то без свидетельских показаний вам не обойтись.
  4. Позвонить в приемную отделения ГИБДД, чтобы вызвать сотрудников. Очень важно, чтобы место ДТП было таким же, без любых изменений.
  5. Приехавшим сотрудникам автоинспекции нужно предоставить стандартный пакет документов, который присутствует у любого водителя (водительское удостоверение, талон технического осмотра, стразовой полис на транспортное средство и т.д.).
  6. Сотрудник должен выдать вам справку по форме (№ 748), на которой должна присутствовать печать.
  7. Далее нужно посетить отделение ГИБДД, где вам должны выдать протокол правонарушения. Если вам отказывают в составление данного документа, то нужно потребовать письменный отказ.
  8. Совершить звонок в страховую фирму, оповестив их о случившемся ДТП.
  9. Нужно составить заявление о наступившем страховом случае, при этом уложившись в 15-дневный срок. Кроме того, нужно предоставить стандартный пакет документов, а также реквизиты, куда необходимо перечислить денежную компенсацию.
  10. Нужно предоставить ваше транспортное средство для проведения экспертизы повреждений.
  11. По окончании экспертизы составляется специальный акт, где находится информация о повреждениях и соответствующие выводы. На основании этого документа, страховая фирма принимает решение о выплате денежной компенсации.
  12. Если вам не поступили средства в 20-дневный срок, который регламентируется новыми законами, либо вам не был направлен отказ в письменной форме, то на страховую фирму налагается штраф — 1/75 ставки.

Кстати, можно обратиться к специалистам, которые помогут вам в оформлении всех необходимых документов. Кроме того, они проследят, чтобы размер денежной выплаты не был искусственно занижен. Может случиться такая ситуация, когда реальный размер ущерба превышает те значения, которые установлены Законодательством. В таких случаях, нужно обратиться в суд, чтобы в вашу пользу взыскали ту разницу, которая была выявлена. На рассмотрения дела уходит порядка двух месяцев, по истечении которых, в течение пяти дней, банк выплатит все средства.

Что такое европротокол

Данный феномен появился в 2009 году. Согласно ему, человек может самостоятельно оформить ДТП, не вызывая ГИБДД. Цель такого европротокола та же — получение денежной компенсации от страховой фирмы.

Данная практика была внедрена в Европе, откуда и перекочевала к нам. Как показывает статистика, данный способ оформления ДТП очень популярен. Ведь большинство из случившихся транспортных аварий незначительны. Поэтому, чтобы сэкономить время и немного разгрузить сотрудников автоинспекцию, применяется именно эта процедура.

Однако, составление европротокола возможно только в следующих условиях:

  • Отсутствует фактический вред здоровью участников аварии.
  • Чтобы оформить европротокол, в ДТП должны участвовать только два транспортных средств, при этом прицеп будет считаться отдельной единицей.
  • У участников ДТП оформлены полисы ОСАГО.
  • Оба участника ДТП должны находиться в трезвом состоянии.
  • Отсутствие спорной ситуации при определении виновника ДТП.

Максимальная сумма, которую выплачивают по европротоколу, на момент создания данной практики в 2009 году, составляла 25 000 рублей . С октября 2014 года, данная выплата была увеличена до 400 000 рублей, но у тех, кто оформил полис после этой даты. При этом данная сумма выплачивалась только тем водителям, чьи полисы были оформлены на территории Москвы, Санкт-Петербурга и их областей. Для других же регионов, максимальной выплатой является 50 000 рублей.

Чтобы получить денежную компенсацию по европротоколу необходимо:

  1. На специальном бланке нужно отобразить всю информацию вместе со вторым участников аварии. На обратной стороне следует написать всё самому.
  2. Далее нужно составить план-схему транспортного происшествия, указывая точное расположение автомобилей, светофоров и т.д.

На бланке нужно поставить подписи обоих участников ДТП. Оповестить страховую фирму нужно в течение 14 дней.

Причины для отказа в возмещении ущерба

Бывают случаи, когда страховая компания отказывает в денежной компенсации по полисам ОСАГО. Условно, данный отказ может быть вызван двумя причинами.

Возникший случай не является страховым:

  • Невозможность определения точного виновника свершившегося ДТП, либо вина обоих водителей.
  • Если за рулем автомобиля, который оказался виновником в аварии, находилось лицо, не имеющее никаких прав на управление данным транспортным средством.
  • Действие непреодолимой силы.
  • Наличие умысла у пострадавшей стороны.
  • Предполагаемый виновник доказывает свою правоту в ходе судебного разбирательства.

Выявление различных процедурных нарушений:

  • Совершались какие-либо действия с поврежденным автомобилем до того, как была назначена экспертиза.
  • Отказ в предоставлении автомобиля для прохождения экспертной оценки.

На видео подробности об отказе в страховой выплате

Многие отмечают, что практика применения полисов ОСАГО делает дополнительный шаг к более цивилизованному поведению на дороге. Кроме того, периодическое увеличение максимальных выплат позволяет справедливо оценивать произошедшее, возмещая пострадавшей стороне все причиненные убытки и вред. Однако, это не значит, что закон об ОСАГО идеален, ведь его ждут еще определенные доработки, направленные на стабилизацию и упрощение всей процедуры.



Просмотров