Семья является агентом социализации. Агенты и институты социализации

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии которых протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен.

Кроме начальной и продолжительной социализация бывает первичной и вторичной, агенты и институты социализации тоже делятся на первичные и вторичные.

Субъект сомневается, что все будет в будущем, но негативное отношение делает его более преувеличенным и отказывается от разумных компромиссов. Фактически, во время послетестового интервью на полиграфическом обследовании, пытаясь убедить его признать его поступок, субъект сообщает, что он готов признать свой поступок за 24-летний срок.

В послетестовом интервью у него есть вопрос о возможности изменения его криминального поведения, этот предмет крайне скептически настроен, утверждает он, что люди вообще не меняют принципиально. Основной вопрос: «Почему г-н Пассарис совершил это преступление или был причиной вспышки и актом совершения этого преступления?».

Агенты первичной социализации – близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партии, суда и т.д. Термин вторичное определяет то, что оказывает менее значительное воздействие на человека.

Психологический профиль и исследование этого случая представляли правдоподобную гипотезу. Среди предрасполагающих факторов мы включаем: статус рецидивистского правонарушителя с насильственным, агрессивным поведением, общим с использованием огнестрельного оружия, с этим видом правонарушений; наличие антиобщественного расстройства личности.

Этот тип личности характеризуется специалистами как имеющие следующие симптомы. Крадет и уничтожает объекты, занимается незаконной деятельностью. Вождение автомобиля неосмотрительно или под воздействием алкоголя или наркотиков. Не выполняет финансовые обязательства и не может сохранить работу.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половине жизни человека, хотя сохраняется (по убывающей) во второй половине. Напротив вторичная социализация охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д.

Способность выражать эмоции снижается, а агрессивное поведение является следствием мести и не вызывает чувства вины или раскаяния. Еще в подростковом возрасте вы знакомитесь с субъектами, которых привлекают сигареты, алкоголь или наркотики, занимаются ненадлежащими сексуальными отношениями.

Хотя большинство из этих предметов имеют нормальный уровень интеллекта, они испытывают чувство личного несчастья, эмоционального напряжения, депрессии, неспособности терпеть скуку, убеждение в том, что другие враждебны. В основе лежит расстройство поведения. Первые симптомы этого расстройства у мужчин видны с детства.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – это одновременно опекун, воспитатель, администратор, учитель, друг), а агенты вторичной всего одну или две. Роль агентов первичной социализации и их статус неодинаковы: по отношению к ребенку роль родителей является превосходящей, а его ровесники находятся в равной с ним позиции и прощают ему много из того, что не прощают родители, нарушение нравственных принципов и социальных норм и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых.

Американские авторы ценят, что, скорее всего, люди с этим расстройством имеют преждевременную и насильственную смерть. Казалось бы, что гиперактивность дефицита внимания и поведенческие расстройства во время полового созревания будут предрасполагающими факторами. Отсутствие последовательного родительского образования увеличивает вероятность того, что поведенческое расстройство может стать антисоциальным расстройством личности. Другие предрасполагающие факторы: нарушения детства, бездомность, отсутствие одного или обоих родителей.

Иначе говоря, ребенок учится у взрослых, как быть взрослым, а у ровесников как быть ребенком: уметь драться, хитрить, дружить, быть справедливым и т.д. Поэтому родители воспринимают ровесников своего ребенка как конкурентов в борьбе за влияние на него. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли смогут научить ребенка, как быть лидером или добиться господства над другими. Социализирующие функции агентов первичной социализации взаимосвязаны: ровесники ребенка часто заменяют его родителей, выполняя их функции социализации и наоборот; взаимозаменяемы функции родителей и ровесников, вторые могут заменить родителей. Ног того же нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя.

Похоже, что расстройство чаще встречается у мужчин, чем у самок, и в 5 раз чаще встречается у родственников первой степени у мужчин с этим расстройством и в 10 раз чаще, чем у биологических родственников женщин с диагнозом этого расстройства. Легко видеть, что многие аспекты почти полностью соответствуют событиям в анамнезе субъекта.

Миоаре, проститутке в Бухаресте. Габриэль, где он употребляет алкоголь, особенно шампанское. Габриэлем и встречается с Миоарой Б. в ресторане «Траттория». Вот также тройка греческой газеты, в которой его арест был представлен год назад. Затем события развернуты, поскольку они были представлены в предыдущем разделе статьи. Миоаре качества преступника в попытке произвести на нее впечатление. Необходимость произвести впечатление на женщину - следствие чувства, которое ей подходит. Тот факт, что он не убил Миоару Б, поддерживает эту гипотезу.

Кроме того, в отличие от агентов первичной социализации, агенты вторичной социализации получают деньги за выполнение своей роли.

Влияние

Процесс социализации, имеющий направленную и ненаправленную формы, в конечном итоге

оказывается не жестко запрограммированным, а приобретает вероятностный характер. В связи с этим важно выяснить факторы и механизмы изменения личности, понять ее в динамике. А это предполагает раскрытие логики и направленности ее развития в течение всего жизненного пути, выявление процесса становления и реализации ее способностей, дарований в различных формах деятельности, определение степени и особенностей влияния каждого конкретно-исторического этапа. Социальные свойства личности, потребности и интересы, цели, жизненные планы и ориентации, процесс и результаты деятельности подготавливаются на том или ином этапе ее жизни и определяют будущее. Этот процесс обусловлен социокультурной средой и культурной активностью личности, что можно рассматривать как три уровня социализации.

К сожалению, самым известным и наиболее распространенным способом впечатления Пассариса является убийство, причем все убийства совершаются в присутствии хотя бы одного свидетеля. Они составляют литературу в истинном психо-поведенческом следе этого типа преступника.

Наряду с этими элементами личности Пассариса есть признаки негоцентризма, хитрости, нестабильности и превосходного извращенного высшего интеллекта. Любая форма переобучения является ненужным усилием в его случае. Тем более, что он, вероятно, ускорит террористический терроризм.

Первый уровень составляет общество в целом, степень и характер его развития, исторические

события и тенденции, трудности и противоречия. Социокультурная среда на этом уровне включает в себя общественно значимые знания, ценности, накопленные человечеством, культурно-исторический опыт, шедевры мировой культуры, воплощенные в материальных предметах и определяющие духовный мир человека. Это нормы и образцы, выступающие в качестве регуляторов поведения и деятельности личности в рамках требований данного общества, а также идеалы, культивируемые обществом в качестве модели развития. Все это и многое другое оказывает влияние на духовный мир человека, делая его выразителем идеи своего времени. В процессе социализации личность усваивает социокультурную информацию макроуровня как конкретно-исторические ценности общества и человечества.

Второй уровень отражает жизненные условия, связанные с непосредственным окружением

человека, его ближайшей социокультурной средой, с национально-этническими и региональными особенностями, семейными традициями, оказывающими воздействие в процессе социализации на ценностные ориентации, нормы, привычки, стиль поведения и образ жизни. Это микросреда человека со своими сложившимися социокультурными ценностями, нормами, образцами, идеалами, представлениями, порой отличающимися от общепринятых в обществе и даже противоречащими им и образующими контркультуру. Эта среда непосредственно воздействует на личность и формирует ее. Но она испытывает влияние общества в целом и не может быть изолированной и абсолютно автономной.

Макро- и микросоциокультурная среда взаимодействуют друг с другом как общее и особенное и в

совокупности определяют социализацию личности, которая активно усваивает все из окружающей действительности, приспосабливаясь к ней или приспосабливая ее к себе. Социокультурная микросреда различна у каждой личности в зависимости от ее местонахождения в центре культурных событий или на отда­ленной периферии. Она может превращать ценности в стандарты, способствовать разрыву слова и дела, провозглашаемых норм и реального поведения, поддерживать инерцию и косность или же все самое передовое и прогрессивное. Воздействие социокультурной информации в процессе социализации очень сильно, и его нельзя недооценивать. Особое влияние оказывают при этом родственники, сверстники, друзья, сотрудники, компании досуга.

Третий уровень - это собственный жизненный опыт, основанный на реальном включении индивида

в различные сферы деятельности, а также уже сформированные предыдущим этапом жизненного пути знания, ценностные ориентации, потребности, интересы, усвоенные нормы и образцы поведения и деятельности, идеалы и представления. Они составляют личностную основу последующего этапа социализации. От них зависит активность человека в усвоении новой социокультурной информации, восприятие им новизны всей окружающей действительности и степень включенности в ее воспроизводство. На этом уровне особое значение приобретают насыщенность и самостоятельность жизненного опыта, его объем, масштаб и диапазон. Он может быть узкоограниченным, эгоистичным и утилитарным или связанным с благородными интересами. Под влиянием жизненного опыта и социокультурных ориентаций происходит социальное и культурное самоопределение личности, самореализация, саморазвитие, выбор жизненных перспектив, вырабатывается оценка своего жизненного пути, его достижений и просчетов. Этот уровень позволяет понять процесс развития индивидуальности, неповторимости и уникальности личности. Он связан с предыдущими уровнями и взаимодействует с ними как частное, определяя прямо и непосредственно культурную активность личности.

Выделение уровней социализации носит довольно условный характер. В реальной жизни все они

взаимодополняют друг друга. Каждый из них определяет развитие человека как объекта и субъекта общественных отношений и собственной жизнедеятельности. Социализация личности обусловлена объективными и субъективными факторами, связанными с состоянием внутреннего мира, духовным обликом, системой мотивов и ценностей, реализующихся в поведении и деятельности, определяющих ее культурную активность. Усвоение личностью социокультурной среды как объективного фактора обусловлено культурной активностью, во мно­гом зависящей от окружающей действительности.

Выводы

Проблема включения личности в изменяющуюся социальную среду привлекает внимание многих

ученых. Это определяет существование различных понятий социализации. Наиболее целесообразным представляется ее рассмотрение на основе деятельностного подхода, что дает возможность вычленить активность индивида в усвоении социального опыта и его воспроизводстве. Эти две стороны социализации формируют тот или иной социальный тип личности, соответствующий требованиям конкретного общества. Формирование личности осуществляется в процессе направленной или ненаправленной социализации.

Основным средством социализации является культура, призванная реализовать адаптационную и

человекотворческую функции. Она, с одной стороны, включает человека в систему ценностей и норм, регулирующих его жизнедеятельность, поведение и действия; с другой - формирует личность, способную к воспроизводству. Социализация средствами культуры осуществляется в соответствии с индивидуально- личностными потребностями, обусловленными социально-историческим процессом. Общество на разных этапах своего развития имеет неодинаковые потребности и выдвигает разные требования по отношению к ценностям и нормам, участвующим в социализации. В современных условиях в процессе социализации культура должна формировать человека, способного к активным новаторским действиям.

личности. Это взаимодействие проявляется на трех уровнях - общества, микросреды и собственного жизненного опыта. В процессе культурной активности человек усваивает социокультурную информацию общественно значимого характера, на уровне микросреды - ценности и нормы непосредственного ближай­шего окружения, на третьем уровне происходит включение этих ценностей в общую систему собственного жизненного опыта, перевод их во внутренний план личности. Эти три уровня дают возможность понять механизм социализации и особенности формирования личности.

Агенты социализации - это социальные институты, отдельные группы и люди, способствующие социализации личности.
Основные агенты социализации - в детстве (до 8 лет) и позже в отрочестве - это родители, близкие, детские учреждения (ясли, детсад и т.п.), школа, "улица", знакомые, друзья, средства массовой информации (особенно TV).
Особое значение в этом возрасте имеет школа, улица, СМИ.
В школе социализация отлична от дома - это казенное заведение с авторитарной властью, большой по сравнению с семьей коллектив. Наряду с познаниями в области наук школа (дает) прививает социальные нормы и ценности общества. Школа как социум в миниатюре интегрирует людей, старается противодействовать девиантному поведению.
Улица (т.е. взаимодействие со сверстниками и с другими людьми вне дома, школы, и других заведений) - оказывает противоречивое влияние и часто негативное;
Средства массовой коммуникации и информации - воздействуют особенно на молодежь. Социальные роли, правила поведения, нормы усваиваются на основе кино, телевидения, радио, прессы, фильмов, библиотеки, дискотеки, компьютеров (особенно через интернет). Особую роль среди СМИ играет телевидение. Считается, что влияние телевидения на детей также велико, как и семьи. Установлено, что дети в возрасте от 2 до 11 лет смотрят телепрограммы более 27 часов в неделю.
По мнению некоторых исследователей, средства массовой информации лишь подкрепляют идеи, завоевавшие популярность - люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают, в первую очередь, те факты, которые подтверждают их мысли.
По мнению других исследователей, телепередачи и другие средства массовой коммуникации оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряют девиантные формы поведения.
Исключительную роль в социализации детей играет общение, особенно доброе, теплое, человеческое общение и ощущение заботы о них со стороны окружающих.
отсутствие общения со стороны людей или лишение их доброго внимания, душевного тепла и заботы резко тормозит социализацию. об этом свидетельствуют примеры детей, выкормленных и живших с животными. Например, девочка Камала, обнаруженная английскими миссионерами в Индии в 8 лет, которая, как считают, была покинута родителями и выросла среди волков. Девочка вначале ходила без одежды, ела сырое мясо, враждебно относилась к другим людям. Затем после 8 лет обучения в школе миссионеров Камала научилась говорить и выражать разные чувства, носить одежду, употреблять приготовленную пищу, более дружелюбно относилась к детям, но так и не научилась читать и дружить более менее длительно.
Исследователь Спиц (1945) сравнил поведение детей, воспитывающихся в яслях, созданных для детей, родившихся в тюрьме, когда их матери отбывали наказание и в доме ребенка, где воспитывались дети, навсегда покинутые родителями. И там, и там было чисто, уютно, необходимое питание и врачебный уход. Главное отличие состояло в заботе о детях - в доме ребенка старшая медсестра и 5 ее помощниц заботились о 45 грудных детях, в яслях старшая медсестра и 3 ее помощницы обучали матерей кормить грудью и ухаживать за собственным ребенком.
В итоге в доме ребенка был высокий уровень заболеваемости и смертности, отставание в физическом и умственном развитии.
Дети же в яслях были здоровее и активнее, раньше стали говорить - т.е. более тесный контакт со взрослыми, да еще со своими матерями сыграл главную роль в более успешной социализации детей в яслях.
Социализация происходит на основе ряда психологических механизмов. Среди них выделяются:
Имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения
(подражание родителям, учителям или другим людям, имеющих для него авторитет);
Идентификация - способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей
как своих собственных.
Стыд и вина - чувства, которые запрещают определенное поведение.
Понятие и сущность половой социализации.
Половая социализация - это процесс формирования мужской или женской половой идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами. Половая идентичность означает осознание и принятие своей половой принадлежности, т.е. соответствие личности, интересов и поведения человека его собственным определениям мужественности и женственности.
Первичная половая социализация ребенка начинается с рождения - родители, определив пол дитя, начинают обучать его половой роли мальчика или девочки. К 1,5 годам - у ребенка формируется половая идентичность, которая составляет наиболее устойчивый стержень его будущего самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняются и включают широкий набор маскулинных и феминных черт. 2-х летний ребенок знает свой пол, но еще не умеет его объяснить. В 3 - 4 года - дети различают пол окружающих, но ассоциируют его, с внешними признаками - платье у женщин, брюки у мужчин. В 4 - 5 лет дети осознают основные различия в занятиях и поведении женщин и мужчин: считается, что мальчики должны быть большими, сильными, умными, боевыми, независимыми, а девочки - маленькими, тихими, послушными и т.д. В 6 - 7 лет дети окончательно осознают половую принадлежность.
Врожденные половые различия с раннего возраста диктуют разное отношение и детей и родителей друг к другу. Одно и тоже родительское поведение может вызвать у мальчиков и девочек разную реакцию. Родители воспитывают ребенка, исходя из своих представлений о том, каким должен быть ребенок данного пола. Адаптация ребенка к нормативным представлениям родителей происходит по разному. Родители стремятся научить мальчиков укрощать агрессивность, а девочек - робость, если они (родители) убеждены, что это несовершенства детей. Некоторые родители считают, что любое поведение естественно для данного пола и не надо пытаться его менять. Родители реагируют лишь на поступки детей, которые им кажутся несоответствующими их полу (робость у мальчиков, агрессивность у девочек).
Родительское отношение к детям зависит и от совпадения с полом детей. Так, родитель заинтересован быть образцом для ребенка своего пола и стремится научить его секретам своего пола. Поэтому отцы больше внимания уделяют сыновьям, а матери девочкам. Каждый родитель проявляет в общении с ребенком некоторые черты, которые он привык проявлять по отношению к взрослым того же пола, что и ребенок: например, отношения с ребенком противоположного пола могут содержать элементы кокетства и флирта, а с ребенком собственного пола - элементы соперничества.
Стереотипы господства - подчинения также нередко переносятся на детей - так, мать, привыкшая быть зависимой от мужа, будет проявлять такую же установку скорее к сыну, чем к дочери. Родители сильнее идентифицируются с детьми своего, чем противоположного пола. В этом случае родитель замечает больше сходства между собой и ребенком и более чувствителен к его эмоциональным состояниям (это во многом зависит от самосознания родителя).
Эти положения являются синтезом концепций половой социализации в психоанализе, в теории социального научения, в теории когнитивного развития.
В процессе половой социализации ребенок выступает не только как объект, но и активный индивид, становящийся личностью, т. е. он самосоциализируется.
Самосоциализация - это выбор ребенком из предлагаемых ему разными агентами социализации (родителями, сверстниками и т.д.) разных образцов поведения, а также своего жизненного опыта своего определенного способа поведения.
По Колбергу, дети "сами подготавливают себя к жизни в обществе на основе вербального социального взаимодействия". Как актеры пытаются найти различные толкования роли, дети воспроизводят поведение хитрых, грубых, щедрых и т.п. людей. Критериями для них являются ответные реакции сверстников.
Постепенно попадая в тысячи жизненных ситуаций, дети на своем опыте осознают, какие формы поведения вызывают одобрение или неодобрение других. Повторяя принимаемую роль "обобщенного другого", ребенок формирует свою концепцию Я. Однако недостаточная
способность адаптироваться к другой точке зрения, принять на себя роли других индивидов может отрицательно сказаться на развитии личности и его умственных способностях.
Иногда половая (гендерная) идентичность вырастающих детей не соответствует желаниям или ожиданиям родителей, обычным стандартам. Отсюда возникает парафилия - (досл., неправильное «влечение») половая девиация (отклонение). Наиболее часто встречаются следующие парафилии: гомосексуализм, трансексуальность, эксгибиционизм, вуайеризм, половой фетишизм, трансвестизм, садомазохизм, педофилия. лечение сексуальных отклонений очень сложно, ибо это итог неадекватной (неуспешной) половой социализации.



Просмотров