Звено судебной системы составляют суды. Звено судебной системы

Суды общей юрисдикции подразделяются на звенья. Под звеном принято понимать совокупность судов, обладающих равной компетенцией . Звено – суды (группа судов) одного уровня. Система судов общей юрисдикции состоит из четырех звеньев. Нумерация звеньев условна. Понятие «звено» в законе не используется. Оно сформулировано в научных и учебных целях в теории судоустройства. Решающее значение имеет не счет, а группирование судов, отнесение того или иного судебного органа к определенному звену. Тем не менее, первым звеном принято называть совокупность нижестоящих судов.

Таким образом, первое звено в системе судов общей юрисдикции – мировые судьи. Второе – районные (межрайонные, городские) суды. Третье звено объединяет верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, суд автономной области. Верховный Суд РФ представляет собой четвертое звено. Поскольку Верховный Суд РФ один, то вышеназванное понятие звена как совокупности судов к нему относится с определенной оговоркой. Военные суды имеют самостоятельную систему звеньев.

Приведенная градация судов по звеньям относится ко всей системе судов общей юрисдикции, включая федеральные суды и мировых судей. Если же рассматривать отдельно только федеральные суды, то уместно сказать, например, что районные суды являются первым звеном в системе федеральных судов общей юрисдикции. И далее обозначить звенья в порядке возрастания.

Отнесение судов к одному звену означает, что все они равны по своей компетенции. В каком бы субъекте федерации не находился районный суд, он имеет те же самые полномочия по отправлению правосудия, что и любой другой суд этого уровня. Московский городской суд равен по компетенции верховному суду Татарстана, равно как и любому краевому или областному суду. Одинаковы полномочия у каждого из мировых судей.

Понятие «звено судебной системы» является судоустройственным. Оно не раскрывает порядок действий суда по осуществлению правосудия, а лишь обозначает его место в системе судов.

От данного понятия необходимо отличать понятие «судебная инстанция», которое является преимущественно судопроизводственным понятием и характеризует в первую очередь порядок осуществления правосудия. Законодательно различается рассмотрение дела по первой инстанции, во второй инстанции (т.е. в апелляционном порядке), а также в кассационной и надзорной инстанциях. В качестве самостоятельного вида судопроизводства предусмотрено производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, но в силу исключительности этой процедуры оно традиционно не относится к разновидности инстанций.


Подчеркивая, что судебная инстанция – это порядок рассмотрения дела, следует заметить, что под инстанцией понимается также и суд, который вправе осуществить рассмотрение дела в порядке первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции. Именно в этом значении даны определения инстанций в ст. 5 УПК РФ. Так, согласно п. 52 суд первой инстанции – суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу. К этой характеристике следовало бы добавить такой существенный признак как непосредственное исследование доказательств, поскольку непосредственность восприятия судом доказательственных сведений является важнейшей предпосылкой постановления приговора. По существу, т.е. в целях разрешения основного вопроса уголовного дела – вопроса о виновности подсудимого, дело рассматривается в каждой из инстанций. Поэтому это скорее общий для всех инстанций признак, чем характерная особенность производства по первой инстанции.

При усвоении понятий «суд первой инстанции», «рассмотрение дела по первой инстанции» нужно помнить, что слово «первая» («первой») не должны ассоциироваться с количеством рассмотрений дела. Например, неправильно, полагать, что по первой инстанции дело может быть рассмотрено только один раз. По общему правилу с введением апелляции это так и происходит, поскольку апелляция имеет право окончательно разрешить дело с вынесением нового приговора. Однако имеются предусмотренные законом основания для возвращения дела в суд, принявший отмененное решение, для повторного рассмотрения дела в первой инстанции (в порядке, предусмотренном для первой инстанции). Таким образом, первая инстанция – это не уровень суда и не очередность, а порядок рассмотрения дела.

Согласно п. 53 ст. 5 УПК РФ «суд второй инстанции – суд апелляционной инстанции». Апелляционная инстанция – суд, рассматривающий в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда (п. 2 ст. 5 УПК РФ).

Очевидно, что законодательное разъяснение рассматриваемых понятий не очень информативно и не позволяет составить представление об общих и специфических признаках производства в апелляционной инстанции. Рассмотрим их детальнее в соответствии с положениями главы 45 1 УПК РФ.

Апелляционной инстанцией выступает суд, вышестоящий по отношению к суду, вынесшему приговор или иное решение. Заинтересованные участники процесса вправе подать апелляционную жалобу через суд, принявший решение, в течение 10 суток. Судья суда апелляционной инстанции, изучив поступившее дело, выносит постановление о назначении судебного заседания. Производство по делу в суде апелляционной инстанции осуществляется по правилам производства в суде первой инстанции, за исключением специфичных процедур, специально предусмотренных для повторного рассмотрения дела. Структура судебного заседания в апелляционной инстанции та же, что и в первой. Апелляционный суд, проверяя доводы жалобы, вправе опираться на доказательства, полученные первой инстанцией, и по ходатайству сторон непосредственно провести судебные действия, направленные на установление обстоятельств дела: заслушать свидетелей, потерпевших и других участников, назначить экспертизы и т.д. Вновь полученные сведения могут привести к отмене обжалованного решения, в т.ч. приговора и вынесению нового постановления или приговора. Апелляционная инстанция при этом вправе применить закон о более тяжком преступлении (в пределах предъявленного обвинения) и усилить наказание. Преимущество апелляции, по сравнению с практиковавшимся многие десятилетия кассационным пересмотром не вступивших в законную силу решений в том, что здесь, как правило, все вопросы разрешаются в самой второй инстанции, без возвращения дела в суд первой инстанции. Именно для этих целей предусмотрено непосредственное исследование апелляционной инстанцией доказательств. Данная инстанция проверяет не только законность вынесенного нижестоящим судом решения, но и его обоснованность и справедливость. В этом производстве суд интересует не только формальная (юридическая) чистота решения, но и его соответствие фактическим обстоятельствам исследуемого события, что принято называть обоснованностью решения.

Апелляционное производство предусмотрено также арбитражным процессуальным законодательством. В системе арбитражных судов выделено самостоятельное звено судов, занимающихся проверкой в апелляционном порядке решений нижестоящих судов – звено апелляционных арбитражных судов.

Пункты 14 и 16 ст. 5 УПК РФ дают соответственно разъяснение понятий «кассационная инстанция» и «надзорная инстанция». Кассационная инстанция – суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов. Надзорная инстанция – Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.

Из содержания данных норм следует, что пересмотр вступивших в законную силу решений осуществляется в кассационной и надзорной инстанциях. Детальное изучение кассационного и надзорного производств входит в предмет самостоятельной учебной дисциплины – «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)». Для уяснения смысла понятий «кассационная инстанция» и «надзорная инстанция» следует иметь в виду следующее. Трактовка данных понятий является для современных условий новой, возникшей с внесением изменений в Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, вступивших в силу соответственно с 1 января 2012 г. и 1 января 2013 г. До революции термин «кассационное производство» использовался для обозначения пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу. Понятие «надзорное производство» применительно к судебной инстанции не употреблялось. Зародившаяся советская власть, как уже отмечалось, отказалась от апелляционного порядка пересмотра не вступивших в законную силу судебных решений, заменив его на кассационный порядок, т. е. термин, использовавшийся по Уставу уголовного судопроизводства для пересмотра вступивших в силу решений, применен («перенесен») к пересмотру не вступивших в силу решений. При этом законодатель, как подчеркивалось, в частности, в советской теории уголовного процесса, создал советскую кассацию, принципиально отличающуюся от кассации буржуазной. Делался акцент на том, что советская кассация имеет целью проверку не только законности судебного решения, но и его обоснованности, т.е. исследует как формально-юридическую, так и содержательную стороны дела. Пересмотр вступивших в законную силу судебных решений получил наименование «надзорное производство». Теперь мы возвратились к истокам и общемировой практике.

Требует ответа вопрос, почему для пересмотра вступивших в законную силу предусмотрены две инстанции – кассационная и надзорная. Для изучающих дисциплину «Правоохранительные органы» поясним кратко, что по процедуре (порядку деятельности) кассационное и надзорное производства практически идентичны. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ они регламентированы главами 47 1 и 48 1 . Сравнение норм этих глав подтверждает, что процедурно регламентированная ими деятельность в главном совпадает. Функцию судов кассационных инстанций выполняют президиумы судов уровня субъектов РФ (областные, краевые и равные им) (п. 1 ч. 3 ст. 26 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»; п. 1 ч. 2 ст. 401 3 УПК РФ) и Судебная коллегии (по административным, гражданским, уголовным делам, Военная коллегия) Верховного Суда РФ (п. 2 ст. 20 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»; пп. 2, 3 ч. 2 ст. 401 3 УПК РФ). В системе судов общей юрисдикции, таким образом, созданы и функционируют две кассационные инстанции.

Надзорной инстанцией выступает Президиум Верховного Суда РФ (п. 1 ч. 1 ст. 16 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»; п. 16 ст. 5, ч. 1 ст. 412 1 УПК РФ). Сохранение за Президиумом Верховного Суда названия надзорная инстанция, можно предположить, связано с тем, что по Конституции РФ (ст. 126) данный высший судебный орган осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции.

Применительно к кассационному и надзорному производству существует понятие «инстанционность» , означающее, что дело не может быть рассмотрено в вышестоящей кассационной инстанции, если оно отнесено к компетенции нижестоящей кассационной инстанции. Если дело не получило надлежащего разрешения в нижестоящей кассационной инстанции, оно может стать предметом рассмотрения вышестоящей инстанции. Каждое дело последовательно может быть пересмотрено в двух кассационных инстанциях. При определенных условиях оно может стать предметом рассмотрения Президиума Верховного Суда РФ, т.е. надзорной инстанции.

В отличие от апелляционной проверки приговоров и решений, которая осуществляется в каждом случае подачи жалобы, кассационный и надзорный порядки предполагают предварительный анализ жалобы судьей. Судья вправе передать жалобу на рассмотрение соответственно кассационной или надзорной инстанции или отказать в этом. Такой предварительный судебный анализ жалобы предопределен тем, что приговор или решение вступили в законную силу и обладают свойством общеобязательности. Опровергнуть вступившее в законную силу решение суда можно при наличии достаточных оснований.

В случае вынесения судьей постановления о передаче жалобы в кассационную или надзорную инстанции дело рассматривается по существу в судебном заседании. В заседании вправе участвовать заинтересованные лица, наделенные процессуальным статусом. Рассмотрение осуществляется по материалам дела без непосредственного исследования доказательств. Использование дополнительных материалов ограничено строго определенными случаями. Суд кассационной или надзорной инстанции вправе отменить приговор или решение суда первой инстанции, а также состоявшиеся апелляционные или кассационные решения по делу и направить его на новое рассмотрение в порядке первой или апелляционной инстанций. Суд вправе оставить приговор или решение без изменения, может изменить их. Кассационная или надзорная инстанции не вправе непосредственно принять решение, ухудшающее положение осужденного (правило недопустимости поворота к худшему). Существенно ограничено право данных инстанций на отмену состоявшегося судебного решения в целях усиления наказания или отягчения обвинения. Отмена вступившего в законную силу судебного решения при рассмотрении дела кассационной или надзорной инстанцией для усиления наказания или отягчения обвинения при повторном рассмотрении дела судом первой инстанции возможно лишь при наличии нарушений, искажающих саму суть правосудия, т.е. фундаментальных по своему значению.

Производство в кассационной и надзорной инстанциях имеет черты сходства с пересмотром дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (в гражданском процессе – по вновь открывшимся обстоятельствам). В том и другом случаях приговор или решение вступили в законную силу. Однако если предметом исследования суда кассационной или надзорной инстанции являются те же самые обстоятельства и сведения, которые исследовались судом первой инстанции, то при возобновлении дел суд принимает во внимание вновь возникшие или новые обстоятельства, не бывшие известными суду при рассмотрении дела.

Таким образом, принято различать производство в первой, второй (апелляционной), кассационной и надзорной инстанциях. Суд любого звена системы судов общей юрисдикции может рассмотреть подсудное ему дело по первой (в порядке первой) инстанции. Апелляционной инстанцией является вышестоящий суд по отношению к суду, разрешившему дело. В качестве суда кассационной инстанции выступают строго определенные подразделения судов. Надзорная инстанция одна – Президиум Верховного Суда РФ.

Судебная компетенция – это совокупность полномочий суда, определяющих характер и степень его участия в осуществлении правосудия. В дальнейшем при характеристике каждого из органов судебной власти будут названы конкретные их полномочия в сфере уголовного, гражданского судопроизводства и судопроизводства по делам об административных правонарушениях. Определить компетенцию суда в целом или отдельных его подразделений, значит – указать какие категории дел он рассматривает по первой инстанции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. К компетенции районных и гарнизонных военных судов относятся полномочия по осуществлению судебного контроля за досудебным производством, а вышестоящих судов – пересмотр постановлений принятых нижестоящими судами в порядке осуществления судебного контроля.

Частью понятия «судебная компетенция» является понятие «подсудность». Подсудностью называется отнесение законом того или иного уголовного или гражданского дела к компетенции конкретного суда первой инстанции. Подсудность определяется на основе фактических обстоятельств преступления или гражданско-правовых отношений, на основе которых закон определяет, какой суд первой инстанции должен это дело рассматривать. Статья 47 Конституции РФ предусматривает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Среди юристов это положение получило наименование «право на своего судью» или принцип законного суда.

Указанное конституционное положение конкретизируется в отраслевом законодательстве. В главе 5 УПК РФ определены предметная, территориальная и персональная виды подсудности.

Предметная подсудность устанавливает какие составы преступлений отнесены к компетенции того или иного суда, управомоченного рассматривать дела об этих преступлениях по первой инстанции. Мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях прямо перечисленных в законе (ч. 1 ст. 31 УПК РФ). Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, подсудных мировым судам и судам субъектов федерации (ч. 2 ст. 31 УПК РФ).

Судам субъектов федерации (верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа) подсудны уголовные дела, перечень которых (в некоторых случаях дополнительные условия) предусмотрены п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ. Кроме того, к их подсудности отнесены все уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи, судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства (п. 2 ч. 3 ст. 31), а также дела, в материалах которых содержатся сведения, содержащие государственную тайну (п. 3 ч. 3 ст. 31 УПК РФ). Верховный Суд РФ не рассматривает уголовные дела в качестве суда первой инстанции, поэтому его предметная подсудность законом не определяется.

В УПК РФ определена также предметная подсудность военных судов, которая имеет некоторую специфику.

Общий принцип, лежащий в основе территориальной подсудности, состоит в том, что уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них (ч. 1, 3 ст. 32 УПК РФ). Изменение территориальной подсудности допускается в строго установленных законом случаях по решению судьи вышестоящего суда, принятому в процессуальном порядке с участием сторон (ст. 35 УПК РФ).

Термин «персональная» подсудность исходит от слова «персона». Речь идет, в частности, о случаях, когда преступление совершено военнослужащим. Все дела о преступлениях военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, подсудны военным судам.

Разновидностью персональной подсудности выступает норма п. 2 ч. 3 ст. 31 УПК РФ, согласно котором уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается судами уровня субъекта федерации (областными, краевыми и приравненными к ним). Иногда это правило именуют исключительной подсудностью.

В гражданском судопроизводстве, в силу специфики предмета исковых требований или действия принципа диспозитивности, подсудность определяется более гибко. Предусмотрена подсудность по выбору истца, исключительная, договорная (ст.ст. 29, 30, 32 ГПК РФ).

Все предусмотренные виды подсудности применяются одновременно. Нарушение правил о подсудности недопустимо. Поскольку при несоблюдении норм о подсудности происходит произвольное ограничение конституционных прав граждан, всякое нарушение подсудности является безусловным основанием для отмены приговора или решения.

Все суды, входящие в судебную систему, делятся на звенья.

Звеном судебной системы считают суды, наделенные однородными полномочиями.

Исходя из этого, гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев: основное звено - районные суды; среднее звено - верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; высшее звено - Верховный суд РФ.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 23.06.1999 г. «О военных судах Российской Федерации» существуют военные суды: основное звено - гарнизонные военные суды; среднее звено - окружные флотские военные суды; высшее звено - Военная коллегия Верховного суда РФ. В связи с внесенными в Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» изменениями (Российская газета от 9.07.2003 г.) система арбитражных судов стала четырехзвенной (до этого она была трехзвенной): основное (первое) звено - арбитражные суды субъектов РФ; промежуточное (второе) звено - арбитражные апелляционные суды; промежуточное (третье) звено - федеральные арбитражные суды округов (кассационные суды); высшее звено (четвертое) - Высший Арбитражный суд РФ. Помимо разделения судов на звенья, суды разделяются по процессуальной компетенции на инстанции. Судебной инстанцией считается суд, выполняющий конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в законную силу). Существуют следующие виды судебных инстанций. Суд первой инстанции - суд, рассматривающий дело по существу, т.е. уполномоченный принимать решение по основным вопросам для данного дела. По уголовным делам - это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным - о применении или неприменении уголовного наказания. По гражданским делам существо дела составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении уголовных и гражданских дел судами первой инстанции могут быть все суды всех звеньев в пределах предоставленных им полномочий. Исключение составляют арбитражные кассационные суды и арбитражные апелляционные суды, так как им не дано право быть судами первой инстанции. Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции призван проверять законность, обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. В системе судов общей юрисдикции апелляционная инстанция - это районный суд, где судья единолично осуществляет контроль за законностью и обоснованностью не вступивших в законную силу приговоров и решений по гражданским делам, вынесенным мировыми судьями. Особенностью рассмотрения дел в апелляционной инстанции является то, что разбирательство представляет собой полное или частичное повторное рассмотрение дел с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлением нового приговора либо решения по гражданским делам. Кассационными инстанциями судов общей юрисдикции являются судебные коллегии судов среднего звена, Кассационная и Судебные коллегии Верховного суда РФ, на которые возлагается проверка законности, обоснованности и справедливости не вступивших в законную силу всех приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам, выносимых по первой и апелляционной инстанциям. Производство в кассационной инстанции отличается от производства в апелляционной инстанции тем, что кассационная инстанция не может постановить новый приговор или вынести судебное решение по гражданским делам, а вправе только отменить или изменить приговор или иное судебное решение. Суд надзорной инстанции - суд, рассматривающий в порядке надзора приговоры и судебные решения, вступившие в законную силу. Судами надзорной инстанции являются президиумы судов среднего звена, судебные коллегии Верховного суда РФ, Президиум Верховного суда РФ, а в системе арбитражных судов - Президиум Высшего Арбитражного суда РФ.

Важно отметить, что для проверки вступивших в законную силу приговоров и иных решений установлено две процедуры: производство в порядке надзора и производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Предусматривает многообразие внутренних отношений, которые определяются организационными и функциональными связями. Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, функциональные – законодательством о судопроизводстве .

С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти . С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.

Применительно к территориальным судам общей юрисдикции:

  • основное звено – районные суды;
  • среднее звено – верховные суды республик , краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;
  • высшее звено – Верховный Суд РФ.
Военные суды:
  • основное звено – гарнизонные военные суды;
  • среднее звено – окружные (флотские) военные суды;
  • высшее звено – Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда).
  • основное звено – арбитражные суды субъектов РФ ;
  • среднее звено – окружные арбитражные суды;
  • высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела.

Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.

Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора . По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

Апелляционная инстанция имеет особенность: отменив решение суда первой инстанции, этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора.

Рассмотрение дел в порядке надзора возможно после того, как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по протесту ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе , в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.

Правоохранительные органы. Шпаргалки Кановская Мария Борисовна

11. Понятие судебного звена и судебной инстанции

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

Суды общей юрисдикции как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым – военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим, третьим, звеном как для общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия.

Система арбитражных судов состоит тоже из трех звеньев. Первое звено составляют арбитражные суды республик, областей, краев, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Второе звено – федеральные арбитражные суды округов. И третье звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Понятие «судебная инстанция» относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд – вышестоящий – имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.

В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и «нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

Статья 117. Последствия отказа от принятия судебной повестки или иного судебного извещения 1. При отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином

Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Статья 349. Порядок судебного заседания в суде кассационной инстанции Порядок судебного заседания в суде кассационной инстанции и обеспечивающие его меры определяются по правилам статей 158 и 159 настоящего

автора Сазыкин Артем Васильевич

СТАТЬЯ 117. Последствия отказа от принятия судебной повестки или иного судебного извещения 1. При отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином

Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 349. Порядок судебного заседания в суде кассационной инстанции Порядок судебного заседания в суде кассационной инстанции и обеспечивающие его меры определяются по правилам статей 158 и 159 настоящего

Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации автора Дума Государственная

23. Понятие эксперта и судебной экспертизы Экспертная деятельность в РФ регулируется ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».Судебно-экспертная деятельность в РФ осуществляется на принципахзаконности, соблюдения прав и свобод

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

Статья 373. Предмет судебного разбирательства в суде кассационной инстанции Суд кассационной инстанции проверяет по кассационным жалобам и представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора и иного судебного

Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

Статья 373. Предмет судебного разбирательства в суде кассационной инстанции Суд кассационной инстанции проверяет по кассационным жалобам и представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора и иного судебного

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

5.1. Понятие и виды судебной подведомственности Институт подведомственности в гражданском процессе предназначен для разграничения компетенции государственных органов, правомочных разрешать юридические споры. Сам термин «подведомственность» происходит от глагола

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

§ 1 Понятие судебной подведомственности гражданских дел В гражданском судопроизводстве понятие подведомственности достаточно многогранное. Прежде всего подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права.Подведомственность является одним из

Из книги Экзамен на адвоката автора

Статья 317. Проявление неуважения к судебной инстанции или Конституционному суду (1) Проявление неуважения к судебной инстанции или Конституционному суду влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 10 до 50 условных единиц и на должностных лиц в размере от 50 до

Из книги Философия права автора Алексеев Сергей Сергеевич

Статья 318. Неисполнение решения судебной инстанции (1) Умышленное неисполнение или уклонение от исполнения решения судебной инстанциивлекут наложение штрафа в размере от 50 до 150 условных единиц. (2) Умышленное неисполнение или уклонение от исполнения должностным лицом

Из книги автора

Статья 395. Компетенция судебной инстанции (1) Судебная инстанция рассматривает: 1) все дела о правонарушениях, за исключением отнесенных настоящим кодексом к компетенции иных органов, а также: a) дела о правонарушениях в отношении несовершеннолетних; b) дела о

Из книги автора

Глава VII РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА О ПРАВОНАРУШЕНИИ В СУДЕБНОЙ ИНСТАНЦИИ Статья 452. Рассмотрение дела о правонарушении Рассмотрение дела о правонарушении производится судебной инстанцией в открытом заседании, устно, непосредственно и на основе состязательности

Из книги автора

8. Понятие судебной власти В системе правоохранительных органов Российской Федерации суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви государственной

Из книги автора

Вопрос 413. Производство в надзорной инстанции: понятие, значение, отличие от апелляционного и кассационного производства. Требования, предъявляемые к надзорной жалобе, порядок ее принесения и рассмотрения. Виды решений и пределы прав суда надзорной

Понятие звена судебной системы и

понятие судебной инстанции

Звено судебной системы - совокупность судов, обладающих однородными полномочиями и занимающих равное место в судебной системе.

В России система судов общей юрисдикции состоит из четырех звеньев:

· Мировые судьи;

· Районные (городские) суды;

· Суды субъектов Федерации (областные, краевые, автономных округов, автономных областей, Верховные Суды республик в составе России);

· Верховный Суд Российской Федерации.

Трёхзвенную систему имеют также военные суды:

· Гарнизонные суды;

· Окружные (флотские) суды;

· Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Судебная инстанция - стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией.

В Российской Федерации в гражданском и уголовном процессе различают суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Понятие первой инстанции. Суды первой инстанции.

Суд первой инстанции - суд, управомоченный на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения или приговора.

Судебный акт суда первой инстанции, как правило, может быть обжалован в кассационном или апелляционном порядке в вышестоящий суд.

В Российской Федерации судами первой инстанции являются:

Ø Мировой судья

Ø Районный суд

Ø Гарнизонный военный суд

Ø Верховный суд республики в составе РФ, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа

Ø Окружной (флотский) военный суд

Ø Арбитражный суд субъекта РФ

Ø Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации

Ø Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Ø Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

Ø Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Единство судебной системы предусматривает многообразие внутренних отношений, которые определяются организационными и функциональными связями. Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, функциональные – законодательством о судопроизводстве.

С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.

Применительно к территориальным судам общей юрисдикции:

– основное звено – районные суды;

– среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

– высшее звено – Верховный Суд РФ. Военные суды:

– основное звено – гарнизонные военные суды;

– среднее звено – окружные (флотские) военные суды;

– высшее звено – Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда).

Арбитражные суды:

– основное звено – арбитражные суды субъектов РФ;

– среднее звено – окружные арбитражные суды;

– высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ. Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела.

Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.

Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

Апелляционная инстанция имеет особенность: отменив решение суда первой инстанции, этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора.

Рассмотрение дел в порядке надзора возможно после того, как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по протесту ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе, в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.

34. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ) ПРАВОСУДИЯ: ИХ ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА И СИСТЕМА

Задачи, стоящие перед правосудием, решаются на основе его принципов, т. е. общих руководящих, основных, исходных правовых положений, определяющих организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть.

Принципы правосудия характеризуются следующими основными чертами (признаками).

1. По своей природе принципы имеют объективно-субъективный характер. Объективный аспект принципов (исходные, основополагающие начала) отражен и закреплен в нормах различных отраслей законодательства, регулирующих правоохранительную деятельность, и в силу этого является мощным фактором правовой действительности. Принципы отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом в уголовном судопроизводстве, в частности, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предшествующих ему этапах (дознание, предварительное следствие).

Субъективный аспект принципов выражается в том, что они определенным образом отражены в общественном и индивидуальном правосознании отдельных граждан, представителей правоохранительных и законодательных органов, юридической (судебной) практике и имеют самостоятельное и притом немаловажное значение.

2. Принципы правосудия являются руководящими положениями, т. е. они обязательны для соблюдения как всеми судебными инстанциями, так и лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). В целях исключения противоречивости правовой системы принципами правосудия руководствуются и законодатели в правотворческом процессе с тем, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, им не противоречили.

3. Принципы правосудия носят общий характер, поскольку закрепляют основные направления организации и деятельности судебных органов. Кроме того, все принципы правосудия закреплены в законе, в силу чего они приобретают точность формулировок и становятся общеобязательными для соблюдения.

4. В совокупности принципы образуют систему основополагающих положений, которые пронизывают все нормативное содержание правосудия. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией реализации других.

Принципы организации и осуществления правосудия:

– принцип законности правосудия;

– принцип осуществления правосудия только судом;

– принцип доступности судебной защиты;

– принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

– принцип участия граждан в осуществлении правосудия;

– принцип состязательности и равноправия сторон;

– принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту;

– принцип презумпции невиновности;

– принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону;

– принцип открытого разбирательства дел во всех судах;

национальный язык судопроизводства.

35. Квалификационные коллегии судей: порядок формирования,

состав и компетенция

Квалификационные коллегии судей - это предусмотренные зако-

ном выборные, коллегиальные, организующие и осуществляющие те-

кущую деятельность рабочие органы судей, предназначенные для ре-

шения кадровых и внутренних вопросов судейского сообщества.

П о р я д о к ф о р м и р о в а н и я к в а л и ф и к а ц и о н н ых

к о л л е г и й судей

Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей

федеральных судов, судей субъектов РФ, представителей общественно-

сти и представителей Президента РФ.

В состав Высшей квалификационной коллегии РФ входит 29 членов

коллегии. Нормы представительства от судей федеральных судов опре-

делены в ст. 11 ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ".

Судьи в состав Высшей квалификационной коллегии избираются

Десять представителей общественности в состав Высшей квалифи-

кационной коллегии судей назначаются Советом Федерации Федераль-

ного Собрания РФ. Представитель Президента назначается Президен-

Высшая квалификационная коллегия формируется на 4 года.

Порядок формирования квалификационных коллегий судей субъек-

тов РФ закреплен ст. 11 ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ",

где в ч. 4 этой статьи определяются нормы представительства судей от

федеральных судов и судов субъектов. Судьи в состав квалификацион-

ной коллегии субъекта РФ избираются тайным голосованием на конфе-

ренции судей.

Формируется коллегия из числа судей федеральных судов общей

юрисдикции субъектов РФ, судей арбитражного суда, гарнизонных во-

енных судов, районных судов, судей Конституционного (Уставного)

суда субъекта РФ и мировых судей, которые действуют на территории

данного субъекта, а также представителей общественности населения

субъекта РФ и Президента РФ. Нормы представительства от различных

судов и порядок выбора в члены коллегии установлены в названном

В состав квалификационных коллегий не могут быть избраны пред-

седатели и заместители председателей судов. Судья не может быть из-

бран одновременно в Совет судей и квалификационную коллегию судей

одного уровня, а также не может быть членом квалификационных кол-

легий судей разных уровней.

В состав квалификационных коллегий судей субъектов РФ входят

также семь представителей общественности, которые назначаются за-

конодательным (представительным) органом государственной власти

субъекта РФ, и представитель Президента, который назначается Прези-

Для представителей общественности в квалификационных коллеги-

ях судей установлены определенные требования, которым они должны

отвечать. Ими могут быть граждане РФ, достигшие 35 лет, имеющие

высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их по-

ступков, не занимающие государственные или муниципальные должно-

сти, должности государственной или муниципальной службы, не яв-

ляющиеся руководителями организаций и учреждений, независимо от

организационно-правовых форм и форм собственности, а также адвока-

тами и нотариусами.

Представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях

судей могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образо-

вание, не совершившие порочащих поступков.

Представитель общественности, представитель Президента в ква-

лификационных коллегиях судей при осуществлении своих полномочий

должны избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной

власти или вызвать сомнения в их объективности и беспристрастности.

Если они совершили порочащий поступок или же систематически

не исполняют обязанности члена квалификационной коллегии судей, их

полномочия могут быть досрочно прекращены соответственно органа-

ми, которыми они назначены.

Э к з а м е н а ц и о н н ы е к о м и с с и и. Для определения юридиче-

ской и профессиональной подготовки претендентов на должность судьи

при квалификационных коллегиях судей образуются экзаменационные

комиссии. В ее состав входят наиболее опытные судьи, ученые-

правоведы и преподаватели по юридическим дисциплинам. Количест-

венный состав и персональный список экзаменационной комиссии ус-



Просмотров