Судебная инстанция и судебное звено. Что такое звено судебной системы? Понятие судебного звена и судебной инстанции. Смотреть что такое "Звено судебной системы" в других словарях

С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее (рис. 2.1).

Применительно к территориальным (название условное) судам общей юрисдикции деление будет таким:

    основное звено - районные суды;

    среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономнойобласти и автономных округов;

3)высшее звено - Верховный Суд РФ.Военные суды включают следующие звенья:

    основное звено - гарнизонные военные суды;

    среднее звено - окружные (флотские) военные суды;

    высшее звено - Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда РФ).

Звенья арбитражных судов:

    основное звено - арбитражные суды субъектов РФ;

    среднее звено - арбитражные апелляционные суды и окружные арбитражные суды;

    высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.

Рис. 2.1. Судебная система РФ

Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории, то функциональные связи определяются понятием инстанция. Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела (принятие решения по существу, проверка законности ранее принятых решений). Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

Правосудие по первой инстанции ~ это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого - по уголовному делу или удовлетворения, отказа в иске - по гражданскому и арбитражному делу. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных, гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных - арбитражными судами субъектов РФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.

Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному представлению прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в которой дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

Второй инстанцией может быть апелляционная инстанция (в районном суде по делам, рассмотренным мировыми судьями, а также в системе арбитражных судов). Особенность апелляционной инстанции в том, что, отменив решение суда первой инстанции, этим же судом одновременно дело может быть рассмотрено заново с вынесением нового решения или приговора.

Рассмотрение дел в порядке надзора может иметь место, после того как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения или в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по инициативе ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе; в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.

Дальнейшее развитие судебной системы, повышение качества обеспечения правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, постоянно находится в поле зрения органов государственной власти.

Распоряжением Правительства РФ от 4 августа 2006 г. №)081-р была утверждена Концепция развития судебной системы России на 2007-2011 гг. Предусматривается совершенствование процессуального законодательства; повышение уровня исполнения судебных актов (сейчас - 52%); обеспечение открытости правосудия; борьба с коррупцией внутри судебного ведомства; выделение дополнительных средств на обеспечение судей жильем (2,7 млрд руб.) и ряд других мероприятий.

Судебное звено

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым - военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим, третьим звеном как для общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия.

Система арбитражных судов состоит тоже из трех звеньев. Первое звено составляют арбитражные суды республик, областей, краев, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Второе звено - федеральные арбитражные суды округов. И третье звено - Высший Арбитражный Суд РФ.

Судебная инстанция

Понятие «судебная инстанция» относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.

В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем государства. В судах общей юрисдикции судом первой инстанции может быть любой суд, входящий в систему этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ.

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. Суд кассационной инстанции вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе судов обшей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ - к судам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним.

Суд надзорной инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осуществляется на основании протеста управомоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго звена судов обшей юрисдикции могут выступать в качестве и кассационной, и надзорной инстанций. Верховный Суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией.

В системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают их в апелляционном порядке. Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.

Российская судебная система занимает особенное место среди всех существующих в стране институтов госвласти. Перед ней ставятся важнейшие задачи по обеспечению защиты прав и интересов субъектов. Различные судебные инстанции РФ рассматривают гражданские споры и уголовные дела, некоторые административные нарушения, разрешают конфликты между организациями. Ни один орган другой не имеет таких полномочий.

Общая характеристика института

Существующая сегодня система представлена в виде упорядоченного построения судов. Они имеют общие задачи и цели, организованы и функционируют на одних демократических принципах. Судебная система выстраивается в соответствии с административно-территориальным, а также национально-государственным делением в стране. По ст. 71 в субъектах не могут произвольно учреждаться органы, не предусмотренные в ФЗ. Не допускается установления регионами порядка организации и функционирования действующих федеральных институтов на их территории.

Структура

В судебной системе присутствуют как федеральные, так и региональные органы. Первые создаются и упраздняются только в соответствии с Конституцией либо ФЗ. Они выступают как Высшие судебные инстанции. Законодательство устанавливает особый порядок упразднения органов. Так, данная процедура не может осуществляться, пока вопросы, отнесенные к ведению инстанции, не будут одновременно переданы другой. Федеральными органами являются:

  1. ВС РФ, верховные суды областей, краев, городов фед. значения, республик, районные, автономных областей/округов.
  2. Специализированные и военные органы.
  3. ВАС РФ, окружные федеральные и субъектные арбитражные, апелляционные учреждения.

Региональными инстанциями являются:

  1. КС субъектов.
  2. Мировые суды.

Гарантии

Существующая сегодня судебная система приняла такую форму с 1 января 1997 года с принятием соответствующего ФЗ. Институт должен гарантировать:

  1. Независимость от исполнительной и законодательной власти.
  2. Право граждан принимать участие в отправлении правосудия.
  3. Действенную защиту свобод и прав человека и гражданина в утвержденном в нормативных актах порядке.
  4. Доступность правосудия для всех субъектов на равных основаниях.
  5. Рассмотрение дел органами, в чьей компетенции они находятся.
  6. Право участников на пересмотр всех решений и приговоров, которые приняла первая судебная инстанция.

Не допускается принятие законодательных актов, которыми отменяется или уменьшается самостоятельность органов, независимость должностных лиц, ограничивается защита человека и гражданина.

Понятие звена судебной системы

Несколько органов могут обладать однородными полномочиями и занимать равное положение в структуре. Такая совокупность институтов формирует звено судебной системы. Входящие в него органы обладают одинаковой компетенцией. Они также имеют схожую структуру и состав. Понятие звена судебной системы целесообразно рассмотреть на конкретных примерах. В России органы общей юрисдикции и военные институты формируются тремя уровнями. И в первых, и во вторых присутствует основное звено судебной системы. Для военных институтов - это гарнизонные органы. В системе общей юрисдикции - это районные суды. Следующим является средний элемент. В системе общей юрисдикции это:

  1. Верховные суды республик.
  2. Областные и краевые органы.
  3. Суды городов фед. значения.
  4. Органы автономных округов/областей.

Окружные (флотские) суды - среднее звено военных инстанций. На третьем уровне в органах общей юрисдикции стоит ВС России. Его Военная коллегия выступает как третье звено военных судов.

Арбитраж

Основное звено судебной системы в этом случае - органы субъектов страны. Далее идет первый промежуточный элемент. Им являются арбитражные апелляционные органы. Вторым промежуточным элементом выступают окружные Последним компонентом является Коллегия по разрешению экономических споров ВС России.

Звено судебной системы: судебные инстанции

Эти элементы исполняют конкретные функции, связанные с разрешением дел. В их компетенцию входит:

Районные судебные инстанции уполномочены принимать решения по существу вопросов, которые выступают основными для конкретного дела. Так, в ходе уголовного производства орган устанавливает невиновность либо виновность гражданина. В последнем случае решается вопрос о применении либо неприменении наказания, устанавливается конкретная мера принуждения. Рассматривая гражданские дела, эти звенья определяют доказанность либо недоказанность предъявленных исковых требований. Также устанавливаются последствия, которые должны возникнуть. По уголовным и гражданским делам первыми инстанциями могут быть практически все суды в рамках предоставленных им полномочий. В качестве исключения выступают арбитражные органы округов и апелляционные институты. Об этом сказано в ФКЗ № 1.

Проверка решений

Судебная кассационная инстанция, равно как и апелляционная, призвана проверять обоснованность, законность и справедливость постановлений, приговоров в том числе. При этом рассмотрение осуществляется как вступивших, так и не вступивших в силу актов. Во второе звено судебной системы могут быть обжалованы решения:

  1. Районных органов, не вступившие в силу. Данное право установлено в ст. 320 ГПК.
  2. Постановления, вступившие в силу, кроме актов ВС. Их допускается обжаловать по ст. 376 ГПК в кассационную инстанцию.

Апелляция (общая юрисдикция)

Этим органом может являться любое звено судебной системы. Обжалование решений осуществляется по вертикали. Так, акты мировых судей рассматриваются в районных инстанциях. Решения гарнизонных военных, районных органов обжалуются в:


В Судебную коллегию ВС, рассматривающую гражданские дела, направляются жалобы на акты, принятые по первой инстанции:

  1. ВС республик.
  2. Областных, краевых судов.
  3. Органов Москвы и Санкт-Петербурга.
  4. Судов автономных округов/областей.

В Апелляционную коллегию ВС России направляются жалобы на акты ВС. Оспариваемые решения должны быть вынесены по первой инстанции. Апелляционный орган Мосгорсуда рассматривает жалобы на акты, принятые им же по делам, связанным с защитой смежных/авторских прав.

Особенности рассмотрения

Апелляционные судебные инстанции могут полностью либо частично пересмотреть дело. При этом, как правило, осуществляется непосредственное исследование части доказательств или всех представленных материалов. Результатом такого рассмотрения может стать вынесение нового решения (по гражданскому спору) или приговору (по уголовному делу).

Надзорные органы

В качестве них выступают второе и третье звено судебной системы. Судебные инстанции призваны проверять законность практически всех принятых решений и приговоров, вступивших и не вступивших в действие. В соответствии со ст. 377 ГПК надзорные жалобы направляются:

  • В президиум краевого/областного, верховного суда республики, автономного округа/области.
  • В коллегию ВС (по гражданским делам).
  • В президиум флотского (окружного) суда.
  • В коллегию, рассматривающую дела военнослужащих при ВС России.

Районный орган

Он выступает как первое звено судебной системы. Такие органы формируются в каждом районе, в городских поселениях могут образовываться городские, муниципальные и межрайонные учреждения. В этих судах рассматривается подавляющее большинство дел в стране. К их компетенции не относятся производства (уголовные и гражданские), включенные в ведение других органов общей юрисдикции (мировых и арбитражных). Вместе с этим, вынесенные акты районных учреждений могут пересматривать вторые и третьи звенья судебной системы РФ. Порядок создания и функционирования органов определяется отдельно принимаемым федеральным законом. Это же касается и упразднения учреждений.

Мировые органы

Они представляют собой низший уровень системы. В них в упрощенном порядке рассматриваются уголовные, административные и гражданские дела незначительного характера. Отличительной чертой мировых судов является то, что они включены в категорию, возглавляемую ВС России, однако вместе с этим, федеральными они не являются. Они считаются органами субъектов страны. Назначение мирового судьи осуществляется представительной структурой региона или путем избрания населением от соответствующего участка. Продолжительность полномочий - на первый срок не более 5 лет, на последующие - не менее пяти лет. Мировые судьи рассматривают дела единолично.

Военные учреждения

Эти суды относятся к органам общей юрисдикции. Производство по делам осуществляется в исполнительных федеральных органах, где предусмотрена военная служба. Формирование судов происходит по территориальному принципу в соответствии с местом дислокации частей, в том числе за границей страны. Военные учреждения рассматривают дела о преступлениях, которые посягают на безопасность государства, общества и личности. Они призваны обеспечивать защиту:


ВС России

Верховный суд Российской Федерации является органом общей юрисдикции. Он осуществляет деятельность в рамках полномочий России. Учреждение дает разъяснения по практическим вопросам, имеет право пересмотреть в установленном законодательством порядке акты любых нижестоящих органов общей юрисдикции по любым делам. Вместе с КС и ВАС обладает законодательной инициативой. Решения, которые принимает Верховный суд Российской Федерации, обжалованию/опротестованию не подлежат.

Полномочия ВС

Верховный суд вправе:

  1. Рассматривать наиболее сложные гражданские, административные дела. Разрешение по существу осуществляется тех споров и преступлений, которые отнесены к ведению органов общей юрисдикции, кроме тех, которые в компетенции КС. Рассмотрение осуществляется по первой инстанции.
  2. Осуществлять надзор за деятельностью органов общей юрисдикции, в том числе специализированных и военных.
  3. Исследовать и обобщать судебную практику, проводить анализ статистики.

В случае возбуждения Госдумой производства об отрешении Президента страны от занимаемой им должности, ВС дает заключение о наличии в его действиях состава преступления. В силу конституционного предписания, Верховный суд может упраздняться исключительно внесением поправок в Основной Закон. Назначение должностных лиц в ВС осуществляется СФ по представлению президента.

Специфика функционирования

Судебная деятельность в ВС преимущественно осуществляется по уголовным или гражданским делам. Их состав определяется решением Пленума ВС по представлению председателя. Дела по первой инстанции рассматриваются единолично либо коллегиально (не менее 3-х судей). Решения и приговоры могут обжаловаться. Оспаривание актов осуществляется в кассационной коллегии. В ней рассматриваются протесты и жалобы по не вступившим в силу решениям областных органов и приравненных к ним. Кассационная коллегия разрешает уголовные и гражданские дела как суд второй инстанции по претензиям на акты, которые не вступили в действие и вынесены одной из 3-х коллегий ВС в качестве первой инстанции.

Президиум

Он представляет собой коллегиальный орган. В него входит 13 судей. Заседания Президиума проводятся не реже раза в месяц. Им рассматриваются дела в порядке надзора по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, материалы исследования и обобщения практики, анализа статистики. В его компетенцию входит решение вопросов по организации деятельности коллегий и аппарата Верховного суда. Кроме этого, ВС содействует нижестоящим органам в правильном применении законодательных норм.

Пленум

В него входят все судьи ВС. Их насчитывается около ста. Созыв Пленума осуществляется не реже раза в 4 месяца. В заседаниях участвуют:

  • Генеральный прокурор.
  • Министр юстиции.
  • Председатели нижестоящих органов.
  • Специалисты и ученые.

Главной функцией Пленума выступает рассмотрение материалов исследования и обобщения судебной статистики и практики, представлений от Генпрокурора и Министра юстиции. Кроме этого, высшие должностные лица дают разъяснения судам относительно вопросов применения законодательства.

КС России

Конституционный суд выступает в качестве контрольного органа Он самостоятельно и независимо осуществляет свою деятельность. Этот Суд образован в 1991-м году. Его главной целью выступает защита конституционного строя, свобод и прав человека и гражданина, обеспечение прямого действия и верховенства положений Конституции на всей территории страны. Суд проверяет соответствие предписаниям Основного Закона:

  • ФЗ, нормативных актов СФ, президента, правительства, Госдумы, субъектов РФ, принятым по вопросам совместного ведения.
  • Договоров, заключенных органами госвласти со структурами регионов.
  • Международных соглашений, не вступивших в действие.

Конституционный суд разрешает споры по вопросам компетенции между органами государственной и региональной власти, по жалобам о нарушении конституционных свобод и прав граждан. По запросу других органов осуществляет проверку закона, примененного в конкретном деле. Суд также дает разъяснения конституционных положений, заключение о соблюдении предусмотренного порядка предъявления обвинений Президенту в госизмене либо совершении другого тяжкого преступления. Орган наделен правом законодательной инициативы по вопросам своей компетенции.

Особенности обращения в КС

В Конституционный суд можно направить жалобу, ходатайство или запрос. Правом обратиться в КС обладают все граждане России, лица, не имеющие гражданства, а также юрлица, которые утверждают, что их законные интересы, гарантированные Основным Законом, нарушены либо не защищены окончательным вступившим в действие постановлением госоргана или должностного лица. Иск могут подать органы управления, а также не имеющие официальной регистрации группы. Рассмотрение обращений осуществляется специалистами отдела секретариата КС. После этого они направляются председателю суда или его заместителю.

Суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, и суды, входящие в систему федеральных арбитражных судов, различаются объемом компетенции. В связи с этим они подразделяются на звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое положение в судебной системе, относятся к одному звену судебной системы.

Суды общей юрисдикции, исходя из федеративного и административно-территориального устройства страны, подразделяются на четыре звена:

  • первое звено (низшее) – мировые судьи, действующие на судебных участках соответствующего судебного района и рассматривающие судебные дела только по существу;
  • второе (основное) – районные (городские в городах без районного деления) суды. Эти районные (городские) суды в пределах своих полномочий рассматривают дела по существу и в апелляционном порядке пересматривают судебные решения мировых судей;
  • третье (среднее) – верховные суды республик, краевые, областные, суды городов федерального значения (Москва, Санкт- Петербург), суды автономной области, автономных округов. Эти суды в пределах своих полномочий пересматривают дела по существу в апелляционном и кассационном порядке;
  • четвертое звено (высшее) – Верховный Суд РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Военные суды подразделяются на три звена:

  • первое звено (основное) – гарнизонные военные суды; второе (среднее) – окружные (флотские) военные суды;
  • третье (высшее) – Военная коллегия Верховного Суда РФ. В системе военных судов нет мировых судей. Дела, подсудные мировым судьям в системе военных судов, рассматривают гарнизонные военные суды.

Районные (городские) и гарнизонные военные суды относятся к основному звену федеральных судов общей юрисдикции, поскольку они рассматривают большинство судебных дел.

Областные и им равные суды являются "непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации" (ст. 24 Закона о судах общей юрисдикции).

Арбитражные суды в Российской Федерации подразделяются на следующие звенья:

  • первое (низшее, основное) звено – федеральные арбитражные суды в субъектах РФ. Эти суды рассматривают подсудные им дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности только по существу. Эти суды рассматривают по существу основную массу дел, поэтому они условно называются основным звеном. В районах арбитражные суды не образуются;
  • второе звено – арбитражные апелляционные суды создаются па определенной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ. В соответствии с Законом об арбитражных судах в России учреждено 20 таких судов. В их названиях использованы имена числительные (Первый апелляционный суд, Второй апелляционный суд и т.д.). Основным полномочием этих судов является проверка законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов, не вступивших в законную силу;
  • третье звено – арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды). На территории России образовано 10 окружных судов, каждый из них, как правило, охватывает территорию нескольких субъектов РФ (ст. 24 Закона об арбитражных судах). Основное полномочие этих судов – проверка законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов;
  • четвертое звено – Высший Арбитражный Суд РФ, является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассмотренных арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Особое место среди арбитражных судов занимает Суд по интеллектуальным правам. Он рассматривает по существу подсудные ему дела и проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, принятых им самим, а также по делам о защите интеллектуальных прав, рассмотренным судами субъектов РФ и апелляционными судами.

Помимо подразделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на:

  • – суды первой инстанции;
  • – суды второй (апелляционной) инстанции;
  • – суды кассационной инстанции;
  • – суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд, выполняющий определенную конкретную процессуальную функцию по разрешению судебных дел (вынесение первичного решения но делу, проверка законности и обоснованности вступившего или не вступившего в законную силу судебного решения).

Судом первой инстанции является тот суд, который выносит первичное решение по делу, разрешает судебное дело по существу. В этой инстанции в состязательном процессе непосредственно исследуются доказательства, выслушиваются стороны (истцы и ответчики, обвинители и защитники) и от имени государства выносится судебное решение (постановление, определение, приговор).

В системе судов общей юрисдикции в качестве суда первой инстанции может выступать суд любого звена, но каждое звено имеет свою подсудность дел. В системе арбитражных судов дела по первой инстанции рассматривают арбитражные суды субъектов РФ, арбитражные суды округов, Суд по интеллектуальным правам и Высший Арбитражный Суд РФ.

Каждое звено той или иной системы судов имеет свою подсудность дел по первой инстанции. Подсудность дел определяется процессуальным законодательством: УПК, ГПК, АПК РФ и КоАП РФ."

Различаются предметный, территориальный и персональный признаки подсудности.

Предметный признак подсудности означает, что звенья судебной системы имеют строго определенные полномочия по рассмотрению конкретных дел по первой инстанции. В основе этой дифференциации лежит сложность рассматриваемого дела, которая определяется видом и характером спора или правонарушения.

Территориальная подсудность означает, что каждый суд вправе рассматривать дела о правонарушениях и спорах, имевших место в границах определенной территории. Например, уголовное дело подлежит рассмотрению но первой инстанции тем судом, на территории действия которого совершено преступление (ст. 32 УПК РФ).

Территориальная подсудность дел может быть изменена в случаях, предусмотренных ст. 35 УПК РФ. В гражданском процессе иск, как правило, предъявляется в суд по месту жительства ответчика, а к организации – в суд по месту нахождения организации (ст. 28 ГПК РФ, ст. 35 АПК РФ).

В определенных случаях по гражданским делам подсудность дел определяется по выбору истца (ст. 29 ГПК РФ, ст. 36 АПК РФ), по соглашению сторон (ст. 32 ГПК РФ, ст. 37 АПК РФ). В некоторых случаях законом предусмотрена исключительная подсудность дел (ст. 30 ГПК РФ, ст. 38 АПК РФ).

Персональная подсудность уголовных дел установлена ч. 3 ст. 31 УПК РФ, в соответствии с которой дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда и мирового судьи подсудны областным и им равным судам по ходатайству названных лиц, заявленному до начала судебного разбирательства.

Суд второй инстанции рассматривает дела по жалобам или представлениям прокурора на решения судов первой инстанции, не вступившие в законную силу. Суды этой инстанции составляют обычно второе звено судебной системы и называются апелляционными. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств и вынесением нового (апелляционного) приговора по уголовному делу или постановления по гражданскому делу.

В системе судов общей юрисдикции функцию апелляционной инстанции выполняют районные суды – по отношению к мировым судьям; областные и им равные суды – по отношению к районным и им равным судам; Верховный Суд РФ по отношению к областным и им равным судам. Судебные решения по гражданским делам, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда РФ (судебной коллегии по административным делам, судебной коллегией по гражданским делам и военной коллегией) обжалуются в апелляционную коллегию того же суда.

Порядок апелляционного производства по обжалованию судебных решений по гражданским делам предусмотрен гл. 39 ГПК РФ, а по уголовным делам – гл. 45.1 УПК РФ. Поводом для апелляционного производства является апелляционная жалоба заинтересованного лица (участника процесса) или представление прокурора.

Апелляционный порядок обжалования судебных решений в судах общей юрисдикции установлен Законом о судах общей юрисдикции (ст. 9, 10, 17, 20, 25, 28, 34) по гражданским делам – с 1 января 2012 г., а по уголовным делам с 1 января 2013 г. С учетом этого внесены соответствующие изменения в ГПК РФ – Законом № 353-Φ3 и в УПК РФ – Законом № 433-Φ3.

Следует отметить, что в судах общей юрисдикции областные (и им равные) суды и Верховный Суд РФ рассматривают в пределах своих полномочий дела по первой инстанции, в апелляционном и в кассационном порядке.

Порядок обжалования судебных решений, вступивших в законную силу, в судах общей юрисдикции и производства в суде кассационной инстанции по гражданским делам предусмотрен гл. 41 ГПК РФ, а по уголовным делам – гл. 47.1 УПК РФ.

В системе арбитражных судов судами второй инстанции являются апелляционные суды (их 20). Они проверяют в апелляционном порядке законность судебных актов арбитражных судов субъектов РФ.

Проверку законности вступивших в законную силу судебных актов судов первой и апелляционной инстанций в системе арбитражных судов осуществляют арбитражные окружные (кассационные) суды. Они же рассматривают по первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассмотренным арбитражными судами.

Вступившие в законную силу судебные решения судов первой, апелляционной и кассационной инстанций могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции.

Необходимость пересмотра судебных решений в порядке надзора вызывается тем, что не все нарушения закона, допущенные судом первой инстанции, устраняются в апелляционном и кассационном порядке. Суды этих инстанций и сами иногда допускают нарушение закона.

Таким образом, надзорная стадия является дополнительной гарантией обеспечения законности в судопроизводстве в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Производство в суде надзорной инстанции – это самостоятельная стадия гражданского и уголовного судопроизводства.

Порядок пересмотра судебных решений в надзорном порядке в арбитражном процессе установлен гл. 36 АПК РФ, в гражданском процессе – гл. 41.1 ГПК РФ и в уголовном процессе – гл. 48.1 УПК РФ.

В системе арбитражных судов в таком качестве выступает Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 292 АПК РФ), а в судах общей юрисдикции – Президиум Верховного Суда РФ (ст. 391.1 ГПК РФ и ст. 412.1 УПК РФ).

В надзорном порядке суд может оставить оспариваемый судебный акт без изменения, изменить его или отменить полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд. В гражданском и арбитражном процессе суд надзорной инстанции вправе, отменив судебный акт, принять новое судебное решение, не передавая дело на новое судебное рассмотрение.

При проверке надзорными инстанциями судебных решений установлено две процедуры. Одну из них называют "производством в надзорной инстанции", а другую – "производством ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств".

Понятие новых и вновь открывшихся обстоятельств, а также порядок возобновления судопроизводства в связи с этими обстоятельствами указаны в процессуальном законодательстве (гл. 37 АПК РФ, гл. 42 ГПК РФ, гл. 49 УПК РФ).

Включенный в систему арбитражных судов Российской Федерации Суд по интеллектуальным правам (гл. IV.1 Закона об арбитражных судах) в пределах своей компетенции должен рассматривать дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций (ст. 43.2 указанного Закона).

К федеральным судам России относится Дисциплинарное судебное присутствие, которое является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам па решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения этих коллегий об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (ст. 1 Закона о Дисциплинарном судебном присутствии).

Дисциплинарное судебное присутствие формируется в количестве шести членов из числа судей Верховного Суда РФ (три судьи) и Высшего Арбитражного Суда РФ (три судьи) сроком на три года, которые осуществляют свои полномочия без освобождения от основной должности. Первый состав Дисциплинарного судебного присутствия сформирован и приступил к работе в марте 2010 г. За 2011 г. им рассмотрено 208 дел, в том числе 24 дела по существу .

Суды субъектов РФ, как отмечалось выше, включают: конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются субъектами РФ для разрешения вопросов соответствия законов и других нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления конституциям (уставам) субъектов РФ. Порядок рассмотрения дел в этих судах устанавливается законами субъектов РФ. Решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены никакими другими органами. Финансирование конституционных (уставных) судов осуществляется за счет средств субъектов РФ.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Законом о мировых судьях. Порядок назначения (избрания) и вопросы обеспечения (кроме финансирования) мировых судей устанавливаются законами субъектов РФ. К компетенции мировых судей относится рассмотрение уголовных дел о менее опасных преступлениях (с мерой наказания до трех лет лишения свободы), некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел (ст. 23 ГПК РФ) и дел об административных правонарушениях, указанных в ст. 23.1 КоАП). (Подробнее о составе и полномочиях судов, входящих в судебную систему Российской Федерации, см. в гл. 7–12 и 14 учебника).

Таким образом, в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ, которые составляют единую судебную систему. В соответствии с Законом о судебной системе единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

  • – установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и указанным Законом о судебной системе;
  • – соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
  • – применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
  • – признания обязательности исполнения па всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • – финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (ст. 3).
  • См.: Судебная статистика опубликована на официальном сайте Дисциплинарного судебного присутствия. URL: http: //dsp.sudrf.ru /index.php?id=65 (дата обращения – 15 сентября 2012 г.).

Суды общей юрисдикции подразделяются на звенья. Под звеном принято понимать совокупность судов, обладающих равной компетенцией . Звено – суды (группа судов) одного уровня. Система судов общей юрисдикции состоит из четырех звеньев. Нумерация звеньев условна. Понятие «звено» в законе не используется. Оно сформулировано в научных и учебных целях в теории судоустройства. Решающее значение имеет не счет, а группирование судов, отнесение того или иного судебного органа к определенному звену. Тем не менее, первым звеном принято называть совокупность нижестоящих судов.

Таким образом, первое звено в системе судов общей юрисдикции – мировые судьи. Второе – районные (межрайонные, городские) суды. Третье звено объединяет верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, суд автономной области. Верховный Суд РФ представляет собой четвертое звено. Поскольку Верховный Суд РФ один, то вышеназванное понятие звена как совокупности судов к нему относится с определенной оговоркой. Военные суды имеют самостоятельную систему звеньев.

Приведенная градация судов по звеньям относится ко всей системе судов общей юрисдикции, включая федеральные суды и мировых судей. Если же рассматривать отдельно только федеральные суды, то уместно сказать, например, что районные суды являются первым звеном в системе федеральных судов общей юрисдикции. И далее обозначить звенья в порядке возрастания.

Отнесение судов к одному звену означает, что все они равны по своей компетенции. В каком бы субъекте федерации не находился районный суд, он имеет те же самые полномочия по отправлению правосудия, что и любой другой суд этого уровня. Московский городской суд равен по компетенции верховному суду Татарстана, равно как и любому краевому или областному суду. Одинаковы полномочия у каждого из мировых судей.

Понятие «звено судебной системы» является судоустройственным. Оно не раскрывает порядок действий суда по осуществлению правосудия, а лишь обозначает его место в системе судов.

От данного понятия необходимо отличать понятие «судебная инстанция», которое является преимущественно судопроизводственным понятием и характеризует в первую очередь порядок осуществления правосудия. Законодательно различается рассмотрение дела по первой инстанции, во второй инстанции (т.е. в апелляционном порядке), а также в кассационной и надзорной инстанциях. В качестве самостоятельного вида судопроизводства предусмотрено производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, но в силу исключительности этой процедуры оно традиционно не относится к разновидности инстанций.


Подчеркивая, что судебная инстанция – это порядок рассмотрения дела, следует заметить, что под инстанцией понимается также и суд, который вправе осуществить рассмотрение дела в порядке первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции. Именно в этом значении даны определения инстанций в ст. 5 УПК РФ. Так, согласно п. 52 суд первой инстанции – суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу. К этой характеристике следовало бы добавить такой существенный признак как непосредственное исследование доказательств, поскольку непосредственность восприятия судом доказательственных сведений является важнейшей предпосылкой постановления приговора. По существу, т.е. в целях разрешения основного вопроса уголовного дела – вопроса о виновности подсудимого, дело рассматривается в каждой из инстанций. Поэтому это скорее общий для всех инстанций признак, чем характерная особенность производства по первой инстанции.

При усвоении понятий «суд первой инстанции», «рассмотрение дела по первой инстанции» нужно помнить, что слово «первая» («первой») не должны ассоциироваться с количеством рассмотрений дела. Например, неправильно, полагать, что по первой инстанции дело может быть рассмотрено только один раз. По общему правилу с введением апелляции это так и происходит, поскольку апелляция имеет право окончательно разрешить дело с вынесением нового приговора. Однако имеются предусмотренные законом основания для возвращения дела в суд, принявший отмененное решение, для повторного рассмотрения дела в первой инстанции (в порядке, предусмотренном для первой инстанции). Таким образом, первая инстанция – это не уровень суда и не очередность, а порядок рассмотрения дела.

Согласно п. 53 ст. 5 УПК РФ «суд второй инстанции – суд апелляционной инстанции». Апелляционная инстанция – суд, рассматривающий в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда (п. 2 ст. 5 УПК РФ).

Очевидно, что законодательное разъяснение рассматриваемых понятий не очень информативно и не позволяет составить представление об общих и специфических признаках производства в апелляционной инстанции. Рассмотрим их детальнее в соответствии с положениями главы 45 1 УПК РФ.

Апелляционной инстанцией выступает суд, вышестоящий по отношению к суду, вынесшему приговор или иное решение. Заинтересованные участники процесса вправе подать апелляционную жалобу через суд, принявший решение, в течение 10 суток. Судья суда апелляционной инстанции, изучив поступившее дело, выносит постановление о назначении судебного заседания. Производство по делу в суде апелляционной инстанции осуществляется по правилам производства в суде первой инстанции, за исключением специфичных процедур, специально предусмотренных для повторного рассмотрения дела. Структура судебного заседания в апелляционной инстанции та же, что и в первой. Апелляционный суд, проверяя доводы жалобы, вправе опираться на доказательства, полученные первой инстанцией, и по ходатайству сторон непосредственно провести судебные действия, направленные на установление обстоятельств дела: заслушать свидетелей, потерпевших и других участников, назначить экспертизы и т.д. Вновь полученные сведения могут привести к отмене обжалованного решения, в т.ч. приговора и вынесению нового постановления или приговора. Апелляционная инстанция при этом вправе применить закон о более тяжком преступлении (в пределах предъявленного обвинения) и усилить наказание. Преимущество апелляции, по сравнению с практиковавшимся многие десятилетия кассационным пересмотром не вступивших в законную силу решений в том, что здесь, как правило, все вопросы разрешаются в самой второй инстанции, без возвращения дела в суд первой инстанции. Именно для этих целей предусмотрено непосредственное исследование апелляционной инстанцией доказательств. Данная инстанция проверяет не только законность вынесенного нижестоящим судом решения, но и его обоснованность и справедливость. В этом производстве суд интересует не только формальная (юридическая) чистота решения, но и его соответствие фактическим обстоятельствам исследуемого события, что принято называть обоснованностью решения.

Апелляционное производство предусмотрено также арбитражным процессуальным законодательством. В системе арбитражных судов выделено самостоятельное звено судов, занимающихся проверкой в апелляционном порядке решений нижестоящих судов – звено апелляционных арбитражных судов.

Пункты 14 и 16 ст. 5 УПК РФ дают соответственно разъяснение понятий «кассационная инстанция» и «надзорная инстанция». Кассационная инстанция – суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов. Надзорная инстанция – Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.

Из содержания данных норм следует, что пересмотр вступивших в законную силу решений осуществляется в кассационной и надзорной инстанциях. Детальное изучение кассационного и надзорного производств входит в предмет самостоятельной учебной дисциплины – «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)». Для уяснения смысла понятий «кассационная инстанция» и «надзорная инстанция» следует иметь в виду следующее. Трактовка данных понятий является для современных условий новой, возникшей с внесением изменений в Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, вступивших в силу соответственно с 1 января 2012 г. и 1 января 2013 г. До революции термин «кассационное производство» использовался для обозначения пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу. Понятие «надзорное производство» применительно к судебной инстанции не употреблялось. Зародившаяся советская власть, как уже отмечалось, отказалась от апелляционного порядка пересмотра не вступивших в законную силу судебных решений, заменив его на кассационный порядок, т. е. термин, использовавшийся по Уставу уголовного судопроизводства для пересмотра вступивших в силу решений, применен («перенесен») к пересмотру не вступивших в силу решений. При этом законодатель, как подчеркивалось, в частности, в советской теории уголовного процесса, создал советскую кассацию, принципиально отличающуюся от кассации буржуазной. Делался акцент на том, что советская кассация имеет целью проверку не только законности судебного решения, но и его обоснованности, т.е. исследует как формально-юридическую, так и содержательную стороны дела. Пересмотр вступивших в законную силу судебных решений получил наименование «надзорное производство». Теперь мы возвратились к истокам и общемировой практике.

Требует ответа вопрос, почему для пересмотра вступивших в законную силу предусмотрены две инстанции – кассационная и надзорная. Для изучающих дисциплину «Правоохранительные органы» поясним кратко, что по процедуре (порядку деятельности) кассационное и надзорное производства практически идентичны. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ они регламентированы главами 47 1 и 48 1 . Сравнение норм этих глав подтверждает, что процедурно регламентированная ими деятельность в главном совпадает. Функцию судов кассационных инстанций выполняют президиумы судов уровня субъектов РФ (областные, краевые и равные им) (п. 1 ч. 3 ст. 26 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»; п. 1 ч. 2 ст. 401 3 УПК РФ) и Судебная коллегии (по административным, гражданским, уголовным делам, Военная коллегия) Верховного Суда РФ (п. 2 ст. 20 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»; пп. 2, 3 ч. 2 ст. 401 3 УПК РФ). В системе судов общей юрисдикции, таким образом, созданы и функционируют две кассационные инстанции.

Надзорной инстанцией выступает Президиум Верховного Суда РФ (п. 1 ч. 1 ст. 16 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»; п. 16 ст. 5, ч. 1 ст. 412 1 УПК РФ). Сохранение за Президиумом Верховного Суда названия надзорная инстанция, можно предположить, связано с тем, что по Конституции РФ (ст. 126) данный высший судебный орган осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции.

Применительно к кассационному и надзорному производству существует понятие «инстанционность» , означающее, что дело не может быть рассмотрено в вышестоящей кассационной инстанции, если оно отнесено к компетенции нижестоящей кассационной инстанции. Если дело не получило надлежащего разрешения в нижестоящей кассационной инстанции, оно может стать предметом рассмотрения вышестоящей инстанции. Каждое дело последовательно может быть пересмотрено в двух кассационных инстанциях. При определенных условиях оно может стать предметом рассмотрения Президиума Верховного Суда РФ, т.е. надзорной инстанции.

В отличие от апелляционной проверки приговоров и решений, которая осуществляется в каждом случае подачи жалобы, кассационный и надзорный порядки предполагают предварительный анализ жалобы судьей. Судья вправе передать жалобу на рассмотрение соответственно кассационной или надзорной инстанции или отказать в этом. Такой предварительный судебный анализ жалобы предопределен тем, что приговор или решение вступили в законную силу и обладают свойством общеобязательности. Опровергнуть вступившее в законную силу решение суда можно при наличии достаточных оснований.

В случае вынесения судьей постановления о передаче жалобы в кассационную или надзорную инстанции дело рассматривается по существу в судебном заседании. В заседании вправе участвовать заинтересованные лица, наделенные процессуальным статусом. Рассмотрение осуществляется по материалам дела без непосредственного исследования доказательств. Использование дополнительных материалов ограничено строго определенными случаями. Суд кассационной или надзорной инстанции вправе отменить приговор или решение суда первой инстанции, а также состоявшиеся апелляционные или кассационные решения по делу и направить его на новое рассмотрение в порядке первой или апелляционной инстанций. Суд вправе оставить приговор или решение без изменения, может изменить их. Кассационная или надзорная инстанции не вправе непосредственно принять решение, ухудшающее положение осужденного (правило недопустимости поворота к худшему). Существенно ограничено право данных инстанций на отмену состоявшегося судебного решения в целях усиления наказания или отягчения обвинения. Отмена вступившего в законную силу судебного решения при рассмотрении дела кассационной или надзорной инстанцией для усиления наказания или отягчения обвинения при повторном рассмотрении дела судом первой инстанции возможно лишь при наличии нарушений, искажающих саму суть правосудия, т.е. фундаментальных по своему значению.

Производство в кассационной и надзорной инстанциях имеет черты сходства с пересмотром дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (в гражданском процессе – по вновь открывшимся обстоятельствам). В том и другом случаях приговор или решение вступили в законную силу. Однако если предметом исследования суда кассационной или надзорной инстанции являются те же самые обстоятельства и сведения, которые исследовались судом первой инстанции, то при возобновлении дел суд принимает во внимание вновь возникшие или новые обстоятельства, не бывшие известными суду при рассмотрении дела.

Таким образом, принято различать производство в первой, второй (апелляционной), кассационной и надзорной инстанциях. Суд любого звена системы судов общей юрисдикции может рассмотреть подсудное ему дело по первой (в порядке первой) инстанции. Апелляционной инстанцией является вышестоящий суд по отношению к суду, разрешившему дело. В качестве суда кассационной инстанции выступают строго определенные подразделения судов. Надзорная инстанция одна – Президиум Верховного Суда РФ.

Судебная компетенция – это совокупность полномочий суда, определяющих характер и степень его участия в осуществлении правосудия. В дальнейшем при характеристике каждого из органов судебной власти будут названы конкретные их полномочия в сфере уголовного, гражданского судопроизводства и судопроизводства по делам об административных правонарушениях. Определить компетенцию суда в целом или отдельных его подразделений, значит – указать какие категории дел он рассматривает по первой инстанции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. К компетенции районных и гарнизонных военных судов относятся полномочия по осуществлению судебного контроля за досудебным производством, а вышестоящих судов – пересмотр постановлений принятых нижестоящими судами в порядке осуществления судебного контроля.

Частью понятия «судебная компетенция» является понятие «подсудность». Подсудностью называется отнесение законом того или иного уголовного или гражданского дела к компетенции конкретного суда первой инстанции. Подсудность определяется на основе фактических обстоятельств преступления или гражданско-правовых отношений, на основе которых закон определяет, какой суд первой инстанции должен это дело рассматривать. Статья 47 Конституции РФ предусматривает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Среди юристов это положение получило наименование «право на своего судью» или принцип законного суда.

Указанное конституционное положение конкретизируется в отраслевом законодательстве. В главе 5 УПК РФ определены предметная, территориальная и персональная виды подсудности.

Предметная подсудность устанавливает какие составы преступлений отнесены к компетенции того или иного суда, управомоченного рассматривать дела об этих преступлениях по первой инстанции. Мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях прямо перечисленных в законе (ч. 1 ст. 31 УПК РФ). Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, подсудных мировым судам и судам субъектов федерации (ч. 2 ст. 31 УПК РФ).

Судам субъектов федерации (верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа) подсудны уголовные дела, перечень которых (в некоторых случаях дополнительные условия) предусмотрены п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ. Кроме того, к их подсудности отнесены все уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи, судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства (п. 2 ч. 3 ст. 31), а также дела, в материалах которых содержатся сведения, содержащие государственную тайну (п. 3 ч. 3 ст. 31 УПК РФ). Верховный Суд РФ не рассматривает уголовные дела в качестве суда первой инстанции, поэтому его предметная подсудность законом не определяется.

В УПК РФ определена также предметная подсудность военных судов, которая имеет некоторую специфику.

Общий принцип, лежащий в основе территориальной подсудности, состоит в том, что уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них (ч. 1, 3 ст. 32 УПК РФ). Изменение территориальной подсудности допускается в строго установленных законом случаях по решению судьи вышестоящего суда, принятому в процессуальном порядке с участием сторон (ст. 35 УПК РФ).

Термин «персональная» подсудность исходит от слова «персона». Речь идет, в частности, о случаях, когда преступление совершено военнослужащим. Все дела о преступлениях военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, подсудны военным судам.

Разновидностью персональной подсудности выступает норма п. 2 ч. 3 ст. 31 УПК РФ, согласно котором уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается судами уровня субъекта федерации (областными, краевыми и приравненными к ним). Иногда это правило именуют исключительной подсудностью.

В гражданском судопроизводстве, в силу специфики предмета исковых требований или действия принципа диспозитивности, подсудность определяется более гибко. Предусмотрена подсудность по выбору истца, исключительная, договорная (ст.ст. 29, 30, 32 ГПК РФ).

Все предусмотренные виды подсудности применяются одновременно. Нарушение правил о подсудности недопустимо. Поскольку при несоблюдении норм о подсудности происходит произвольное ограничение конституционных прав граждан, всякое нарушение подсудности является безусловным основанием для отмены приговора или решения.



Просмотров