Что такое уважение чувств верующих. Что по закону является оскорблением чувств верующих? Как закон определяет оскорбление чувств верующих

Могут ли в России осудить только лишь за репост в социальной сети сообщения или изображения, которые, по мнению властей, призывают к экстремизму или оскорбляют чувства верующих людей?

Разберемся, при каких условиях можно оказаться на скамье подсудимых по обвинению в экстремистской деятельности, и что нужно делать, чтобы не нарушить закон и защитить свои интересы.

Что такое экстремизм по закону?

В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» за номером 114 экстремистской называется такая деятельность, при которой делаются попытки публично оправдать терроризм, менять основы конституционного строя, возбуждать на публике рознь - социальную, религиозную, расовую; пропагандировать исключительность или неполноценность людей, основываясь на их принадлежности к каким-то национальности, религии, языку.

Экстремистскими также называются действия, когда создаются препятствия работе госорганов, избиркомов, объединений - общественных и религиозных; когда совершаются преступления, обозначенные в статье 63-ей УК, в пункте «е» ее первой части; демонстрируется нацистская символика.

Экстремизмом также считаются ложные обвинения государственных служащих в экстремистской деятельности во время их работы на государственной должности.

Если гражданин финансирует перечисленные действия или помогает их осуществлять в какой-то другой форме, он также может быть обвинен в экстремизме.

Как закон определяет оскорбление чувств верующих?

Под оскорблением чувств верующих статья 148 УК РФ обозначает действия, которые сделаны публично и направлены на то, чтобы оскорбить чувства верующих людей, а также на выражение открытого неуважения к другим людям.

Московская патриархия объясняет понятие «религиозные чувства» как благоговейное отношение к святыням, текстам, личностям святых, местам паломничества, предметам и образам. Если такие чувства оскорбляются, на картинках или в словах передаются

  • негативные установки;
  • оскорбительные характеристики;
  • отрицательные эмоции.

Это может быть отзыв, высказанный с неуважением к святыням, текстам и другим важным для верующего человека вещам. Оскорблением также считается издевательство над религиозной символикой, например, в форме карикатуры. Если кто-то намеренно портит религиозные книги и предметы - это тоже оскорбление.

Интересно, что закон не приводит списка религий и критериев, по которым можно определить, к какой вере принадлежит тот или иной человек. То есть верующим может себя назвать любой человек, который объявляет, что он привержен к какому-то религиозному течению.

При этом необходимо доказать, что оскорбляющие чувства верующего человека слова и действия были сказаны или сделаны именно для того, чтобы его оскорбить, то есть не случайно.

Как видим, определения довольно размытые. Закон, как говорят сами законодатели, нуждается в доработке. А пока он дает множество вариантов толкования, соответственно, и оказаться в роли обвиняемого по делу об экстремизме или оскорблении чувств верующих, рискует каждый, кто допускает любые публичные высказывания и действия, которые могут быть расценены именно так.

Зачем закон запрещает экстремизм?

Задача закона в данной ситуации - обеспечить равенство людей всех рас, религий, национальностей. Законодательные акты, которые ставят по запрет распространение экстремистской информации и совершение подобных действий, есть не только в России, но и в других государствах.

Это необходимо, чтобы не возникало вражды между представителями разных национальностей и социальных групп, чтобы кто-то не решил, что он лучше или выше другого - и на этом основании не начал притеснять людей, отличающихся от него цветом кожи или религиозными предпочтениями. Это вопрос безопасности общества.

Что запрещает закон в России?

Если обратиться к закону, в нашей стране запрещается

  • высказывать на публике или распространять в интернете, а также СМИ призывы свергнуть власть или изменить конституционный строй;
  • мешать другим гражданам голосовать;
  • говорить о необходимости ненавидеть кого-то по причине его вероисповедания, занятий или места рождения, а также призывать причинить им вред;
  • в любых вариантах публично показывать нацистские символы;
  • высказываться в защиту терроризма публично и помогать террористам;
  • публично высказывать насмешки по поводу религиозных чувств других людей, символов, святынь, образов, относящихся к какой-то религии; картинки, где присутствуют такие насмешки, нельзя распространять в интернете, в том числе - делать их репосты.

Это лишь краткое изложение того, что суд может отнести к экстремистским действиям и оскорблению чувств верующих людей. Заметим, что общим моментом во всей этой информации является то, что все действия совершаются публично. То есть именно за публичное проявление можно оказаться на скамье подсудимых.

Интернет - публичное место

А поскольку интернет - место публичное, то все, что публикуется во всемирной сети, может считаться публичными выступлениями. Соответственно, попадает под действие закона.

Если вы просто написали в своей группе, которую делите с друзьями, небольшой пост, - это публичное выступление. Ведь ваше сообщение могут видеть другие люди.

Даже если существует вероятность, что его увидит всего один человек - вы рискуете. Согласно закону, возбуждение ненависти и экстремизма может рассматриваться даже в отношении одной личности. И этой личностью может стать, например, следователь.

Кто решает, относятся ли сообщение, видео или картинка к экстремистским?

Для этого проводится экспертиза, приглашаются компетентные специалисты. Они используют специальные методики, которые были утверждены Министерством юстиции. Но поскольку точного списка критериев, по которым оценивается информация, не существует, в процесс вмешивается субъективный фактор - и результат экспертизы предугадать невозможно. Например, экспертиза по делу Марии Мотузной, которую обвинили в оскорблении религиозных чувств, установила, что из 13 картинок только три оскорбляют чувства верующих.

Чтобы понять, какие именно картинки, видео и сообщения во всемирной сети российские правоохранительные органы могут расценить как экстремистские, стоит познакомиться с официальным перечнем экстремистских материалов, которые публикуются на сайте Минюста. Сейчас в нем несколько тысяч позиций. Можно посмотреть листовки, фильмы, песни, картинки, комментарии, книги и брошюры. Некоторые примеры кажутся безобидными, например, «гнать их таких-сяких, потому что они во всем виноваты». При этом автор ссылается на местную власть. Такое высказывание было расценено как экстремистское.

А как же свобода слова?

Свобода слова тоже имеет свои ограничения - в виде рамок закона. Если чьи-то действия или слова нарушают закон, это уже не свобода слова, а нарушение прав других людей. Вряд ли кому-то придет в голову приходить и селиться в любом доме только потому, что он ему понравился, хотя право на жилье гарантировано всем гражданам нашей страны.

То же самое и со свободой слова, прописанной в Конституции. Никто не запрещает писать о своем мнении, например, о том, что получил мир в результате Второй Мировой Войны, основываясь на фактах и не оскорбляя никого. Но публиковать символику Третьего Рейха на своей страничке - это закон запрещает, это уже не свобода слова.

Кстати, критиковать власть, политиков и религиозные организации в разумных пределах и без оскорблений в России можно. И это подтверждается Постановлением Пленума Верховного суда (пунктами седьмым и восьмым) от 03.11.2016 N 41 "О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" и от 28 июня 2011 года N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности". Главное, что отличает такую критику от экстремизма, - отсутствие попыток кого-то убеждать в необходимости ненависти к людям, которые относятся к какой-либо религии или национальности, либо к политической партии. Можно высказывать личное мнение публично, но при этом в нем должна отсутствовать опасная пропаганда и призывы.

Кто может выступить обвинителем?

Чтобы было возбуждено уголовное дело об экстремизме или оскорблении чувств верующих в интернете, не обязательно должны быть потерпевшие. Согласно закону, в этих случаях ответственность влечет за собой сам факт, что информация была опубликована - вынесена на публику. Раз текст или картинку могут увидеть другие люди в интернете, она уже способна нанести им оскорбление или способствовать совершению ими экстремистских действий.

За что могут привлечь?

Поводов для привлечения к ответственности за распространение в интернете информации, призывающей к экстремизму или оскорблению чувств верующих людей, достаточно много. Их можно разделить на две основные группы.

  • Любые публикации, в которых содержатся экстремистские высказывания и изображения: комментарии, видеозаписи, репосты, фотография, которую пользователь сохранил на своей странице и доступная для просмотра другим людям.
  • Участие в сообществе, которое публикует такие материалы, в том числе даже если оно еще ничего не опубликовало и не сделало, а только обсуждает свои планы по совершению таких действий.

Детальный анализ

В 2015 году, согласно статистике, за распространение материалов, в которых содержались экстремистские призывы и оскорблялись чувства верующих, в сети Интернет, в России было привлечено к ответственности более 700 человек.

В ноябре 2016-го Пленумом Верховного Суда РФ было принято Постановление номер 41, где содержится требование к судам детально разбираться в ситуациях, прежде чем выносить приговоры. Теперь, когда суд решает, были ли действия обвиняемого направлены на то, чтобы возбудить ненависть или вражду, унизить достоинство лица или группы людей, он должен опираться на совокупность обстоятельств и учитывать множество факторов, в том числе контекст и форму.

По словам опытных юристов, это означает, что привлечь пользователя интернета к ответственности за распространение экстремисткой информации, суд, согласно закону, теперь может, только детально проверив и проанализировав массу информации, в том числе из переписки и комментариев.

Какое наказание может последовать за экстремизм и оскорбление чувств верующих в интернете?

Согласно закону, за экстремизм в России предусмотрено три типа ответственности.

  • Административная, то есть штраф. Например, пропаганда нацистских символов или их публикация может привести к штрафу в сумме 2 тысячи рублей или к аресту на 15 суток. Если экстремистские материалы, которые внесены в перечень Министерства юстиции, распространялись в массовом масштабе, штрафуют на 3 тысячи рублей или сажают под административный арест. Это означает, что и за репост подобных материалов можно получить штраф.
  • Уголовная ответственность за экстремизм предусмотрена, в основном, статьями 282 УК (прим.2), а также статьей 63 УК (пунктом «е» части 1). Есть и другие статьи, по которым сажают за репост: 205.2 (о публичной пропаганде или оправдании террористических действий), 280 УК (о публичных призывах совершать экстремистские действия, где содержатся слова «делай», «давно пора делать» и подобные высказывания); 280.1 УК (о призывах выйти из состава России - публичных). Уголовный срок, который можно получить по этим статьям - до семи лет лишения свободы. Уголовная ответственность предусмотрена и за оскорбление чувств верующих: статья 148 УК была введена в 2013 году после истории в одном из храмов Москвы. Теперь привлечение к ответственности возможно даже без разжигания вражды и без публичных призывов к неправомерным действиям, и без унижения достоинства какой-либо социальной группы.
  • Гражданско-правовая, когда возмещается моральный или материальный ущерб. Например, кто-то сделал репост картинки, которая вызвала моральные страдания другого лица: это повод для обращения в суд. Подать за оскорбление в суд можно и за комментарий о работе какого-то специалиста, где он обвиняется в чем-то необоснованно.

Примеры из практики

Приведем несколько примеров наказаний, вынесенных судом пользователям интернета по делам об оскорблении чувств верующих и об экстремистской деятельности.

  • В декабре 2013 года житель Москвы был приговорен к 3 годам и 4 месяцам лишения свободы за то, что опубликовал видеоролики и тексты, которые были направлены на возбуждение вражды в отношении немусульман и включали призывы к террористическим действиям.
  • В августе 2012 года активистке татарского отделения одной из националистических партий был присужден штраф в сумме 1 тысяча рублей за то, что она поставила лайк под скриншотом, на котором был изображен кадр фильма «Американская история X».
  • В сентябре 2013 года житель Самары был помещен на принудительное лечение в психиатрическую клинику , потому что на своей странице в соцсети разместил карикатуру, где был изображен хоккеист из мультфильма «Шайбу, шайбу». Вместо клюшки у него в руках был топор, а под картинкой была подпись с предложением использовать его в ожидании «гостей с гор».
  • Националист из Москвы получил в августе 2014 года наказание в виде пяти лет лишения свободы за то, что в соцсети разместил два видеоролика экстремистского содержания и сделал репост еще одного подобного.
  • В 2015 году штраф в 15 тысяч рублей был присужден жителю Новосибирска: она добавил в свои аудиозаписи на странице «Вконтакте» запись «Киборг - Наш Враг!!!», которая внесена Министерством юстиции в список запрещенных материалов.

Что еще грозит тем, кто был наказан за экстремизм?

Кроме административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности нарушители закона о противодействии экстремизму оказываются

  • ограниченными в выборе работы: они не могут работать в госструктурах, не могут служить в армии по контракту, им нельзя работать в правоохранительной системе, занимать должность охранника и быть педагогом;
  • без счетов в банке: как только человеку предъявлены обвинения в экстремизме, его счет в банке может быть заблокирован, а открыть новый будет невозможно; закон разрешает только получать со счетов не более десяти тысяч рублей ежемесячно на каждого члена семьи обвиняемого или осужденного за экстремизм;
  • без своего сайта: судебные приставы могут заблокировать ресурсы, на которых были замечены экстремистские материалы и оскорбление чувств верующих людей.

Как не оказаться на скамье подсудимых за репост?

Стоит внимательно следить, в какие сообщества в соцсетях вступать и где оставлять комментарии. Лучше подстраховаться и вообще не заходить на страницы, где может быть малейший намек на экстремизм и оскорбление чувств верующих. Также стоит проверить свои аккаунты и убрать из них все, что хоть как-то может подпадать под эти определения. Проверить и удалить все свои подозрительные комментарии на форумах.

Лучше воздержаться от любых публичных саркастических высказываний в адрес любой религии. Неизвестно, как поймет это эксперт: как шутку или как оскорбление.

Как показывает практика, больше всего рискуют оказаться на скамье подсудимых за репосты в сети подростки, которым уже исполнилось 16 лет. Малый жизненный опыт часто не позволяет им самостоятельно разобраться, что к чему, а ответственность за свои действия по закону они нести уже могут. Поэтому родителям стоит внимательно отнестись к тому, что смотрит в интернете ребенок. Также рекомендуется объяснить сыну или дочери, за что могут последовать обвинения, и показать примеры комментариев и публикаций, за которые другие люди уже оказались в тюрьме.

Можно и нельзя

Для сравнения можно привести несколько формулировок, между которыми, на первый взгляд, не такая большая разница, однако первые относятся к экстремистским высказываниям, а вторые - нет.

Не допускается Допускается
Люди, которые верят в то-то и то-то, недостойные, их нужно ненавидеть. Я недоволен таким-то человеком, потому что он совершил такое-то действие.
Представители такой-то национальности правильно сделали, что избили людей другой национальности. Как сообщает такое-то СМИ, произошел инцидент: представители такой-то национальности применили насилие к людям такой-то нации.
Все люди, которые работают в такой-то профессии или занимают такие-то должности, - негодяи. Надо их бить! Мне неприятен конкретный человек, потому что…
Власть такой-то страны неправильно управляет государством и ее нужно поменять. Критика власти, которая сопровождается фактами, оценивается работа конкретных лиц.
Изображения нацисткой символики. Нельзя никак.

Только через адвоката!

Поскольку в России, как гласит поговорка, «от сумы и тюрьмы» зарекаться не стоит, риск быть обвиненным в экстремизме или оскорблении чувств верующих полностью исключить не получится.

Если это произошло, специалисты настоятельно рекомендуют ничего не подписывать и не отвечать ни на какие вопросы следователя, пока не прибудет адвокат.

Поскольку экспертизу проводят люди, в процессе ее проведения возможны нарушения. И здесь обвиняемому понадобится помощь опытного адвоката, чтобы доказать этот факт. Это сделать непросто, поскольку требуется не только хорошо знать закон, разбираться в основных понятиях, но и иметь представление о религиозной атрибутике.

Юристы, которые уже вели подобные дела, рекомендуют не соглашаться на помощь следствию или на особый порядок рассмотрения дела. Такая тактика, как показывает практика, нередко приводит к принятию судом решения о назначении срока отбывания наказания в колонии.

Дела об экстремизме и оскорблении чувств верующих в юридической практике относятся к довольно сложным. Поэтому рекомендуется обращаться к опытным профессионалам, чтобы эффективно защитить свои интересы и не пострадать из-за того, чего вы не намерены были совершать.

Изменения в российском законодательстве, ужесточающие ответственность за оскорбление чувств верующих , оставляют немало вопросов. Что именно является оскорблением, верующие каких вероисповеданий пользуются особой защитой — четкого ответа на эти вопросы пока что нет. Тем не менее попробуем разобраться, за какие именно действия предусмотрена ответственность.

Закон об оскорблении чувств верующих: вчера и сегодня

В 2013 году в ст. 148 УК РФ были внесены изменения. Ранее эта статья предусматривала уголовную ответственность только за действия, при которых чинятся препятствия проведению обрядов верующим или деятельности организаций религиозного характера. Однако позднее содержание статьи законодателем было радикально пересмотрено, и с 2013 года она действует в новой редакции. Прежний состав — это теперь лишь третья часть этой статьи, а первой частью стало указание на то, что преступными являются действия, совершенные публично, направленные на оскорбление чувств верующих и выражающие открытое неуважение к членам общества.

Необходимость в принятии такого закона — вопрос до сих пор дискуссионный. Дело в том, что в УК РФ действовали и действуют до сих пор другие статьи со схожим составом. Так, ст. 213 карает за хулиганство, то есть за действия, грубо нарушающие порядок и ставящие целью продемонстрировать отсутствие уважения к обществу — при этом п. 2 ч. 1 этой статьи специально говорит о совершении этого преступления в связи с религиозной ненавистью. Ст. 282 УК РФ говорит об ответственности за возбуждение вражды и унижение достоинства, в том числе и по мотивам вероисповедания. Наконец, если осквернению подверглось здание или имущество, используемое для религиозных целей, наступает ответственность по ст. 214 УК РФ — за вандализм.

С другой стороны, само по себе понятие «оскорбление чувств верующих» уже существовало в российском законодательстве с 1993 по 1996 годы. В еще действовавшем тогда УК РСФСР имелась ч. 2 ст. 143, чей состав во многом был похож на нынешнюю редакцию ч. 2 ст. 148 УК РФ. Единственным существенным отличием статьи из УК РСФСР было то, что в ее составе специально предусматривалось в качестве квалифицирующего признака и использование средств массовой информации, в то время как сейчас это уже не требуется. Действие ст. 143 прекратилось вместе с отказом от УК РСФСР, поскольку в 1996 году был принят УК РФ.

Кроме того, на момент принятия новой редакции ст. 148 УК РФ уже существовала административная ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан. Однако в 2013 году произошла своеобразная рокировка: это понятие было перемещено в УК РФ, а статья КОАП РФ теперь карает только за нарушение права свободы совести и вероисповедания, а также за вандализм в отношении религиозных книг, зданий и символов.

Что является преступлением?

УК РФ, говоря о наказании за оскорбление чувств верующих , предусматривает следующие признаки этого преступления:

  1. Оно должно быть совершено публично. Наедине с самим собой или в кругу единомышленников можно делать, говорить и писать все что угодно.
  2. Оно должно выражать явное и недвусмысленное неуважение к обществу в целом. В этом такое преступление очень похоже по признакам на хулиганство.
  3. Наконец, целью действий виновного должно быть именно оскорбление.

На последнем пункте стоит остановиться особо. Такой квалифицирующий признак, как цель, подразумевает, что действия, хотя и являющиеся сами по себе оскорбительными для религиозных людей, совершаются именно с целью их оскорбить. Таким образом, для применения статьи об оскорблении чувств верующих необходимо каждый раз доказывать, что преступление совершалось с прямым умыслом (т. е. виновный знал о том, что совершает оскорбление и при этом хотел именно такого результата), а не с косвенным (когда виновный о том, что творит, вообще не думал, хотя мог и обязан был понимать последствия).

Что же до самого оскорбления, то по закону под ним понимается ущерб, причиняемый чести и достоинству, выраженный в неприличных формулировках. Сам УК РФ, разумеется, не содержит определений этих терминов, но по общему смыслу норм права можно сделать вывод, о том, что:

  • под честью и достоинством надо понимать оценку человека с точки зрения морали как самим собой, так и окружающими (уважение и самоуважение) — более четко разница между понятиями «честь» и «достоинство» в праве не обозначена;
  • форма, в которой было сделано высказывание, должна быть именно неприличной, то есть не соответствующей нормам морали, существующим в данный момент в обществе.

Какие именно действия наказуемы?

Ст. 148 УК РФ говорит об ответственности за оскорбление чувств верующих . К сожалению, определить, что такое религиозные чувства, крайне сложно. На практике под ними можно понимать, например, глубокую эмоциональную привязанность к объекту поклонения в соответствующей религии, однако такое определение в законе не зафиксировано. Тем не менее можно попытаться выделить некоторые конкретные действия, за совершение которых ответственность по описываемой статье будет наступать в любом случае.

Первым из них является оскорбление. О нем подробнее будет сказано ниже — заметим только, что здесь будет важен не только смысл высказывания, но и его формулировка. Собственно, даже на бытовом уровне заметна разница между высказываниями «Иванов не кажется мне слишком умным» и «Иванов — законченный дурак». Первое будет лишь оценочным мнением конкретного лица, второе становится уже оскорблением, на которое тот самый Иванов имеет полное право обидеться и подать в суд.

Помимо оскорбления религиозных чувств статья предусматривает ответственность и за препятствие работе религиозных организаций или проведению обрядов и церемоний. Так, к примеру, граждане, которые попытаются сорвать согласованный с муниципальной администрацией крестный ход, будут отвечать по закону. Если же кто-то станет это делать с использованием служебного положения или угрожая насилием, ответственность усилится.

Необходимо заметить, что уголовная ответственность наступает лишь за вмешательство в деятельность организаций. Закон в России делит объединения верующих на 2 типа:

  1. Религиозная группа — добровольное объединение людей, исповедующих одну и ту же веру. Группа не является отдельным лицом с точки зрения закона, и все имущество, которое необходимо для религиозных обрядов и церемоний группы (утварь, священные предметы, помещения для служб и т. д.) находится в собственности конкретных прихожан.
  2. Религиозная организация — надлежащим образом зарегистрированная группа, существующая не менее 15 лет и состоящая не менее чем из 10 прихожан.

Таким образом, чтобы привлечь к ответственности за оскорбление чувств верующих , приверженцы конкретной религии должны входить в организацию. В том случае, если права верующих нарушаются, а организации нет, они могут либо заявить о совершении другого преступления (к примеру, об уголовном хулиганстве, совершенном по мотивам религиозной ненависти, или причинении вреда имуществу конкретного прихожанина, если уничтожены их святые символы или здание для обрядов подверглось акту вандализма), либо защищать свои права в порядке, предусмотренном ГК РФ или КОАП РФ.

Как определить, являются ли конкретные высказывания оскорблением?

Чтобы применить закон об ответственности за оскорбление религиозных чувств и убеждений, необходимо, чтобы оскорбление имело место. А это не так просто. На бытовом уровне термины «обида» и «оскорбление» очень часто путаются, однако не каждое высказывание, которое вызвало обиду, является оскорбительным. Поэтому по делам, касающимся оскорблений, часто приходится проводить лингвистическую экспертизу.

Эксперты-лингвисты выделяют ряд признаков, при наличии которых имеет смысл говорить о том, что высказывание не просто причинило обиду, но является оскорблением в правовом смысле:

  1. Высказывание является негативным по отношению к лицу (в данном случае — религиозной общине, коллективу верующих, наконец, просто ко всем людям, разделяющим конкретные религиозные убеждения).
  2. Высказывания обращены именно к этим лицам или рассчитаны на то, что будут доведены до их сведения.
  3. Негативные высказывания характеризуют личность потерпевших.
  4. Высказывания были сделаны в неприличной форме (ругательства, матерная брань, осквернение или уничтожение символов и т. д.).
  5. Высказывания были сделаны публично (в СМИ, Интернете, официальном документе и т. п.).
  6. Содержание высказываний направлено на унижение чести и достоинства потерпевших.

При отсутствии хотя бы одного из этих признаков возбуждать уголовное дело бессмысленно.

Все ли религии равны перед законом?

Конституция РФ предусматривает, что Россия — светское государство. Никакая религия не может быть обязательной, а все объединения отделены от государства и равны. Это легко понять: наша страна самая многонациональная в мире, и в ней есть приверженцы практически всех существующих религий и конфессий. Выделение любой из них неизбежно приведет к нарушению прав всех других верующих. Более того, Конституция прямо предусматривает право каждого человека (не только гражданина!) выбирать себе любую веру или быть атеистом.

Тем не менее ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в своей преамбуле прямо говорит о том, что православие имеет особую роль и уважаются религии, которые неотъемлемо входят в историческое наследие народа. Значит ли это, что вероисповедания в нашей стране нужно делить на сорта, одни из которых имеют особый статус, а другие ютятся где-то на задворках правовой области?

Разумеется нет. Действительно, большую часть населения страны составляют русские, и среди них самая распространенная религия — это православное христианство. Но в России существует достаточно мощная исламская община, силен буддизм и уже много веков существуют иудаистские общины. Больше того, некоторые российские народы до сих пор исповедуют язычество. Следовательно, хотя об оскорблении чувств верующих чаще всего говорят применительно к православию, правоохранительные органы должны защищать и законные интересы верующих, принадлежащих к другим религиям.

Сегодня мы поговорим о Оскорблении чувств верующих. В чём заключается это оскорбление и обязаны ли россияне верить в Бога?!

Свобода в нашем мире часто лишь иллюзия, мы не можем жить вне любых рамок, мы обязательно должны и будем жить в рамках. Эти «рамки» существуют и для блага, государство и закон в целом созданы с целью правильной и оптимальной организации социума. Свобода вероисповедания, мысли, совести — это миф…

Несоблюдение закона и общественных норм поведения предусматривают юридическую ответственность. И сегодня (с 2013 года) в УК РФ появилась статья (которая прежде квалифицировалась как административное правонарушение), предусматривающая уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих, за воспрепятствование проведению религиозных собраний, обрядов — Статья 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий».

То есть сегодня вера стала обязательной для исполнения общественной нормой? Как кричат фанатики-атеисты: «теперь за фразу «Бога нет» можно угодить в тюрьму», — и задают вопрос, «а как же мы, неверующие, как же уважение наших атеистических чувств — ведь у нас свобода слова и т.д.?».

Обязаны ли россияне теперь верить в Бога? Так ли все, и за что конкретно можно угодить в тюрьму, в чем выражается оскорбление именно религиозных чувств верующих, где грань обязательности веры и неверия — давайте обсудим подробнее и разберемся во всем по порядку.

За фразу «Бога нет» нельзя угодить в тюрьму! Вопреки провокаторам сразу скажу — за выше обозначенную фразу в тюрьму не посадят. У нас как обычно утрируют и искажают информацию в целях манипуляции и разжигания народной истерии. За что могут посадить и какие есть примеры дел? Давайте обратимся к юридическому первоисточнику: к статье 148 УК РФ. Дословно ее процитирую:

(в ред. Федерального закона от 29.06.2013 N 136-ФЗ)

  1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, — наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

  1. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, — наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

  1. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

  1. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные: а) лицом с использованием своего служебного положения; б) с применением насилия или с угрозой его применения, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

Комментарии к статье гласят:

  1. В соответствии со ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Ст. 148 УК представляет собой одну из гарантий реализации в жизни ст. 28 Конституции.

Возможные преступные действия в настоящее время в отношении верующих и культовых учреждений вполне охватываются другими составами преступлений, как, например, оскорбление (ст. 130 УК), хулиганство (ст. 213 УК), вандализм (ст. 214 УК).

  1. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций может выразиться в незаконном закрытии церкви или другого культового учреждения, срыве регулярной церковной службы, запрещении проведения религиозного обряда и т. п. При этом преступным является воспрепятствование только такой деятельности, которая осуществляется в рамках закона, и лишь такому совершению религиозных обрядов, которое не нарушает общественный порядок и не сопровождается посягательствами на права граждан.

  1. Под религиозными организациями следует понимать любые религиозные организации, деятельность которых не противоречит закону, религиозные общины, различные культовые здания: церкви, мечети, синагоги, часовни, монастыри, молельные дома, иные помещения, в которых проходят церковные службы, а также различного рода памятные святые места и другие религиозные символы.
  1. Оконченным преступление считается с момента начала незаконного воспрепятствования осуществлению права на свободу совести и вероисповедания.
  1. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественную опасность своих действий и желает их реализовать.
  1. Субъектом данного преступления может быть любое лицо, достигшее 16 лет.

Я специально привела полный текст статьи и поясняющие комментарии, чтобы первоисточник и первопричина шума была перед глазами и чтобы можно было отталкиваться именно от этой информации.

Закон весьма хитер, как известно: реального подтверждения действия наказания за оскорбления чувств верующих нет. Я не нашла никаких конкретных дел, чаще всего обвинение переквалифицировали как административное правонарушение, либо отказывали в возбуждении уголовного дела, либо квалифицируют как хулиганство. Если у вас есть обратные сведения — приводите примеры.

Трудность доказывания вины связана с тем, что должен быть прямой умысел, то есть виновный имел однозначное намерение оскорбить именно религиозные чувства верующих, а не какие-то иные их чувства, и это нужно доказать , что конфликт возник на религиозной почве, а не на бытовой, нужно доказать, что верующий является верующим, кроме того действия должны совершаться публично и проявляться в виде явного неуважения к обществу.

Понятия оскорбления сами по себе размытые (при оскорблении личности они должны быть выражены в неприличной форме, а здесь, получается, то что для одного будет обидным, для другого норма, а четкости нет), и понятия оскорблений чувств верующих, юридически закрепленного, не существует, закон требует доработки и огранки.

В Википедии закон об оскорблении чувств верующих расценивается как закон о богохульстве:

«Законы о богохульстве (оскорбление религиозных чувств, оскорбление верующих, кощунство) - существующие во многих странах законы (c разной степенью реального использования), ограничивающие свободу слова и выражения своего мнения в отношении кощунства, неуважения к святым лицам, религиозным артефактам, обычаям и верованиям».

«Богоху́льство (от Бог и др.-рус хула, ст.-слав хѹла) - непочтительное использование имени Бога или богов, а также поношение любых объектов религиозного поклонения и почитания».

Богохульство уже более четкое понятие, но судом то, что является богохульством для религиозных людей — может быть квалифицировано совсем иначе.

Шуточная, но в то же время неглупая версия как вести себя тому, кого обвиняют в оскорблении чувств верующих (как пример часто встречающейся несостоятельности обвинений по данному закону):

«И главное, запишите себе

1) ходатайствуйте о закрытии дела в связи с отсутствием пострадавших

2) если пострадавшие найдутся — пишите встречный иск о заведомо ложном доносе — о том, что обратившийся не является верующим и вообще он мошенник, вымогатель, желающий воспользоваться судебной системой РФ в целях незаконного обогащения, тогда:

В суде так называемому верующему надо будет доказывать, причем документально — что он верующий….

В случае христианства, можно воспользоваться текстами собственно самого «учения». Комиссия из нескольких человек, в присутствии нотариуса, должна провести следующие тесты:

Тест №1

Передвижение предметов. «Истинно говорю вам: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда», и она перейдет. И ничего невозможного не будет для вас.» — (Матфея, 17:20)

Испытуемый должен подвинуть гору песка (ГОСТ 8736-93 — Песок для строительных работ) весом в одну тонну на 1 метр силой веры.

Тест №2

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;» — Марка 16:16-17

Испытуемый должен написать небольшое эссе на тему «Почему я уверовал» на языке, случайно выбранном из всех мировых с помощью лототрона.

Тест №3

Продолжение предыдущей цитаты: «будут брать змей» — Марка 16:18

Испытуемый получает комплект из черной мамбы в одну руку и гремучей змеи в другую на 10 минут.

Тест №4

Продолжение предыдущей цитаты: «и если что смертоносное выпьют, не повредит им» — Марка 16:18

Испытуемый должен выпить смертельную дозу случайно выбранного яда.

Тест №5

Продолжение предыдущей цитаты:»возложат руки на больных, и они будут здоровы» — Марка 16:18

Испытуемый должен наложением рук вылечить своего родственника, предварительно зараженного чумой или сибирской язвой».

Конечно, закон, пусть и в весьма неотесанном виде, ввели не просто так, а после диких акций панк-группы в 2012 году. Тех же «плясуний на святынях» привлекли к уголовной ответственности за хулиганство. Роль «беснующихся дам» также весьма неоднозначна: кто-то говорит о том, что на самом деле необходим был раскол оппозиции, настрой общественности против оппозиции, чтобы показать какие они примитивные и пошлые на самом деле, а по другой версии — это план оппозиции по развалу страны через попирание святынь, духовных ценностей.

Что же тогда принесло принятие этого закона и зачем он нужен, если бездейственен?

Догадок тысячи, от того, что нужно было просто припугнуть тех, кто хочет пойти на стопам исповедующих вероломство дам до того, что этот закон еще больше способствует отделению государства от церкви, и того, что в будущем его «подкорректируют» до более совершенного и действенного вида.

Кроме вразумления одичавших и бессовестных бунтарок — этот закон отражается и на обычных людях, где есть верующие, есть неверующие, и в первую очередь многие приняли все на свой счет и раздули муху из слона.

По сути — верующих закон не защитил, зато те, кого религия-то не тронула никаким образом стали кидаться на эту религию. Мол, а кто будет уважать чувства атеистов? Или: пусть верующие тоже считаются с мнением неверующих. А кто не уважает-то чувства неверующих? Фанатиков полно как среди религиозных товарищей, так и среди простых смертных, не все верующие фанатики.

Но гипотетически оскорбленные неверующие уже обижаются и первыми кидаются на верующих, доводя аргументацию до абсурда. Сразу после публикации закона в сети появилось множество карикатур, картинок-демотиваторов, которые демонстрировали пренебрежение к позиции верующих, желающих защитить свои права.

Например, «мягкие» варианты карикатур, картинок, высказываний, передающих настрой отдельных слоев общества:

Инет наполнили посты с протестами против навязывания им веры. Мол, не суйте мне в лицо вашу религию, и: верующие обязаны прощать и уважать других, иски-суды противоречат библейской идеологии. Будто закон вызвал не усмирение бунтующих с целью защиты верующих, а наоборот разжег на пустом месте агрессивные настроения против религии.

Я прекрасно помню 2013 год и время когда приняли этот закон: Интернет был усыпан протестами неверующих против навязывания им религии и возмущениями по поводу такого «недемократического диктаторства», а не примерами исков об оскорблении чувств верующих.

На самом деле оскорбление чувств верующих по мнению самих верующих — явление довольно редкое, что еще раз доказывает, что закон создан со странной целью:

«Не будет лишним проанализировать и другую статистику – общественное мнение. Так в августе 2012 года Фонд Общественное Мнение провел исследование, посвященное чувствам верующих.

На вопрос о том, сталкивались ли граждане в своей повседневной жизни с ситуациями, в которых их религиозные чувства были оскорблены, 84% православных респондентов ответили, что не сталкивались. Среди представителей других конфессий так же ответили 86% респондентов . Утвердительно ответили лишь 12% православных и 9% представителей других конфессий.

Примечательно, что 15% из 19% верующих, которые встречали в СМИ сообщения, оскорбившие их религиозные чувства, были оскорблены клипом одной печально известной панк-группы. Кроме того, в СМИ данный закон ассоциируется именно с этим событием и создается впечатление, что закон был принят именно в связи с этим единичным случаем. Должна ли происходить криминализация деяния в связи с единичным событием? Сомнительно».

Одни из самых нелепых замечаний и советов, которые давали неверующие верующим были о том, что нужно прощать врагов и верующий обязан это делать. В общем, все сразу стали знать, что обязан и что должен верующий, но простые смертные к себе и не пробовали применять эти рамки.

Кажется, этот закон какая то издевка, еще больше привлекает внимание к тому, что верующих не уважают.. Или: а чего стоит вера, если ее могут подорвать мнения мелочных людей? Верующие тоже люди, и неправильно сначала, например, вывести их, а потом еще и упрекать в том, что они не благословляют гонителей. Все привыкли видеть в верующих овечек.

Любой адекватный батюшка или протестант скажет, что верующий имеет право на иск и в Библии масса обоснований этому, и это не отменяет прощения врагов, это разные вещи.

По логике неверующих получается: с помощью этого закона возбуждена некая провокация, то есть на верующих будут вешать грязь, а они должны, по мнению неверующих, безропотно терпеть — ведь так написано в Библии, и люди не знакомые с Богом точно знают полную трактовку священной книги (и священных книг иных религий). Не неверующим решать и судить что и кому должен верующий.

Православие у нас не считается государственной религией, церковь давно отделена от государства, свобода вероисповедания и т.д. Уроки православной культуры в школах, иные мероприятия призваны на некотором уровне поддерживать духовность общества, но верить или нет и во что верить каждый давно решает сам.

И есть другой момент касательно отношений верующих и неверующих: мы все живем в одной стране, здесь не может все стать так, как хочет только определенная категория лиц. Конечно, стоит стремиться к соблюдению моральных норм и сохранению адекватности населения, но верующие также должны уважать выбор другого человека и только тогда религия не превращается в цирк .

Свобода выбора — это то, чем наделил Бог человека, и другой человек не имеет право посягать на это. Однако вот этих фанатиков, которых рисуют на карикатурах те, кто никогда и не оскорблялся «выходками» верующих — их единицы и они есть не только среди верующих.

По-настоящему верующие никогда не будут навязывать свой выбор другому, скорее, делами показывать свое исповедание, а не упрекать словами. И подать иск — их право, но в большинстве никто не подает подобные иски, поскольку это смешно: никого нельзя заставить верить, да и есть суд выше земного.

Но вот такие акции, наподобие тех, что вытворила панк-группа, требуют осадки, пресечения, но только не истериками, а действиями, и, возможно, гораздо более кардинальными, чем внесение поправок в УК. А главное — профилактика: лучше заботиться о духовном уровне общества, чем пожинать плоды бездуховности, естественно, начиная с себя.

Даже люди неверующие, но думающие, умные — они в подавляющем большинстве очень аккуратно относятся к теме религии, и никогда не позволят себе сказать оскорбления в адрес верующих, ситуация какая-то надуманная, в обычной жизни закон почти не применим.

Если бы не поднятая шумиха — это очередная поправка в УК могла бы стать обычным, рядовым действом, поправок в Кодексы вносится множество, не у всех них судьба быть причиной гипотетического конфликта.

А что думаете вы по поводу закона об оскорблении чувств верующих и вообще об оскорблениях верующих?

В настоящем обзоре я изначально намеренно опускаю вопросы противоречия Конституции, международному законодательству, нравственно-этический аспект принятия такого закона, об этом уже сказано чрезвычайно много, причем сказано специалистами с глубочайшими познаниями. Но пришлось написать о практике и теории применения закона, а также коснуться истории права.

В настоящем обзоре я буду периодически переходить на публицистический или даже разговорный стиль повествования. Полагаю, что меня вполне извиняет то, что во время чтения настоящих поправок в административный и уголовный кодекс, а также их всестороннего анализа меня не покидало стойкое желание вырвать себе глаза, «оскверненные» этим «глубоко оскорбляющим мои религиозные чувства» законом. И разумеется, сжечь свой диплом, потому что законодатель раз за разом пытается показать нам, специалистам, что юридическое образование не нужно, тысячелетние достижения юридической (как впрочем и любой иной) науки не нужны, глубокий анализ ситуации в обществе это ересь, а формальная логика - вообще бред для плебеев.

Начнем с темы, которая, казалось бы, прямо к самому рассматриваемому закону не относится: с целей принятия настоящего закона.

Обзор был бы не полным в том случае, если бы в нем не было упомянуто то, что в среде специалистов уже получило название «Тактика дымовой завесы».

«Тактика дымовой завесы» - тактика субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, согласно которой для отвлечения внимания общества от некоторых чрезвычайно спорных, коррупциогенных, либо идущих самому обществу во вред законодательных инициатив инициируется принятие законодательных актов по вопросам, вызывающим социальную напряженность и споры между социальными, политическими и религиозными группами, причем группами, обладающими максимальной политической активностью.

Данная тактика опирается на несколько пресуппозиций, утверждающих, что:

Российское общество в целом достаточно апатично, и неохотно выступает в защиту своих прав, в том случае, если нарушение этих прав происходит не непосредственно в настоящий момент, либо пользование этим правом для гражданина перспектива достаточно отдаленная, либо право не касается непосредственно данного гражданина.

И наконец, Российского гражданина легко ввести в заблуждение туманной формулировкой названия законодательного акта. Чтобы обратить внимание граждан на отвлекающий объект, ему присваивается название, которое точно и недвусмысленно показывает, какие права гражданина представители власти собираются нарушить. С иными законодательными актами такого не происходит. Приведу примеры.

Пример № 1. ФЗ «О внесении изменений в статью 148 уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан » Таким образом, акцент делается именно на последней части наименования закона.

Пример № 2. ФЗ « О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ). Заметим, что именно этим законом в Уголовный кодекс введено понятие Принудительные Работы и он регулирует их прохождение, дана отсрочка тюремного заключения больным наркоманией, он освобождает от уголовной ответственности по ряду экономических преступлений против государства, вносит изменения в ст. «Мошенничество», вводит новый вид «киберпреступлений», регулирует наказание за дискриминацию и состав дискриминации. И это закон не имеет громкого названия, не получил отклика в общественном обсуждении. Этот закон был принят практически незаметно для гражданского общества!

В июне 2013 года такая «дымовая завеса» была создана при помощи двух законодательных инициатив:

$11. ФЗ «о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ФЗ № 135 от 29.06.2013).

$12. (ФЗ № 136 от 29.06.2013).

Мы с вами имеем все основания предполагать, что это именно «дымовая завеса». Рассмотрим, какие действительно важные для общества законы принимались в этот период.

$11. Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

$12. Закон о Губернаторских выборах, позволяющий определять порядок выборов губернаторов самим регионам.

$13. «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, (в данном случае он включен в список потому, что вступает в силу с 1 сентября 2013 года )вводящий дополнительные платные образовательные услуги.

$14. ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту РФ - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (05.04.2013 N 43-ФЗ ). Поразительно коррупциогенный закон. Изъятие, как вы понимаете, будет происходить у законных собственников, для государственных нужд, по «совершенно честным» ценам. А теперь самое интересное: до 31 декабря 2015 года для размещения необходимых объектов допускается резервирование земель и изъятие участков и недвижимости для госнужд даже при отсутствии документов территориального планирования, действие норм об упрощенном резервировании и изъятии земель и других объектов недвижимости будет распространяться на объекты не только "Новой Москвы" , но и Московской области в отношении объектов федерального транспорта и объектов регионального транспорта, а также транспортно-пересадочных узлов (что особенно важно, учитывая, что РЖД планирует строительство новых, дублирующих транспортных веток).

$15. ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно -телекоммуникационных сетях " (от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ). Под этим скромным названием кроется необычайный в своей недоработанности, спорный федеральный закон, известный как «Антипиратский».

$16. Огромное количество поправок в налоговый кодекс.

$17. Несколько законов, реформирующих основы как страхового дела вообще, так и пенсионного страхования в частности.

$18. Изменение статуса Центробанка, изменение законодательства о валютном контроле.

$19. Изменение законодательства о несостоятельности (банкротстве).

И, разумеется, не стоит забывать пока еще не принятый (к счастью) ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и установлении требований к работникам специализированной финансовой организации, учреждаемой правительством РФ». Росфинагентству планируется передать в доверительное управление средства Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, а также управление государственным долгом. А Росфинагентство сможет передавать эти средства в доверительное управление другим управляющим компаниям. Фактически, это передача полномочий правительства и Центробанка. Также этому агентству планируется передать полномочия управлять политикой заимствования средств. Консолидация полномочий по заимствованию и размещению средств в одних руках (чего нет больше ни в одной стране мира) - это, фактически, создание новых путей для коррупции. Аналогичного мнения придерживается и Юрий Васильев, занимающий пост заместителя главы думского бюджетного комитета.

Данный список является далеко не полным. Государственная Дума Российской Федерации вообще была в этот период чрезвычайно результативна, согласно статистике рассмотрения, а особенно в отношении принятия законодательных актов.

Федеральный Закон «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» чрезвычайно противоречив. Причем содержит как самопротиворечия, так и противоречия другим Федеральным законам. Он вводит массу новых для Российского права понятий, при этом, не давая этим понятиям формального определения. Что снова возвращает нас к вопросу: "Кто и на каком основании будет решать ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ вопросы, связанные с этим законом?" Кто станет администратором указанных административных и уголовных составов? Вообще для современного Российского законодательства типична ситуация, когда законодательный орган трусливо самоустраняется от дачи формальных определений, оставляя это для тех, кто будет применять закон. Некоторые считают, что эта практика ведется осознанно с целью дать широту действий при властном воздействии на общество, и позволить двояко действовать в одних и тех же ситуациях в зависимости от текущей конъюнктуры и воли конкретных представителей власти (исполнительной и судебной), или просто двояко действовать в одних и тех же ситуациях по отношению к разным субъектам, сохраняя при этом признаки легитимности и отсутствия дискриминации на уровне федерального законодательства. Я же считаю, что это лишь следствие. Причина же - в низкой юридической грамотности лиц, работающих с текстами законов, и колоссально низкой юридической и общей грамотности депутатов государственной думы РФ. Законы, подобные этому - это пройденный этап в развитии Российского законодательства вообще. Спорный этап. В «Своде законов Российской империи», «Положении о наказаниях» (раздел II, гл. 1, ст. 176-183) имелся состав «богохуление и порицание веры». Прошу заметить, он был отменен в 1906 году при либерализации законодательства. Вместо него появилось наказание за нарушение порядка путем прерывания процесса богослужения, совершенное по заранее продуманному плану и с причинением побоев священнику (цитата передана более современным языком). Исходя из этого, можно заключить, что такого рода статьи - рудиментарные пережитки "Церковного права". И даже в Российской Империи (в которой власть и большая часть общества вовсе не отличались либеральностью взглядов) такие пережитки выкорчевывались. Такие понятия, как "оскорбление чувств верующих", не могут без оговорок быть применены в светском пространстве и светском государстве. В Российской Империи имелась официальная государственная церковь, что делало это отчасти возможным (однако применялось на практике только для защиты общественно уважаемых святынь, да и то, только православных). Другие выражения (оскорбление, унижение, осквернение) очень психологичны и расплывчаты.

Оскорбить «чувства верующих» юридически очень сложно.

Сейчас, в светском государстве, эти понятия (включая малопонятное и очень широкое «оскорбление чувств верующих» и «унижение обряда») обречены на то, чтобы стать игрушкой в руках судебной власти, ибо включают в себя гипертрофированный момент психологической субъективности, нередко полностью обессмысливающий их. Но настоящим ужасом меня наполняет мысль о том, что наступит момент, когда руководители религиозных организаций до конца осознают, какой невероятно могущественный инструмент для неприкрытого и наглого манипулирования обществом у них появился.

А теперь рассмотрим конкретные положения закона:

"Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий" Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ
"О свободе совести и о религиозных объединениях", свобода совести и свобода вероисповедания предполагает право: исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Исходя из указанного положения, оскорбление тех или иных чувств, НЕ МОЖЕТ являться преступлением против свободы совести и вероисповедания. максимум, это может быть преступление против личности предусмотренное ст 130 УК РФ. Регулирование ответственности за одно и того же деяние различными нормами права в зависимости от того, по отношению к кому совершено деяние (если конечно это не представитель власти или иной «спецсубъект») - это средневековье как оно есть и дискриминация по религиозному признаку.

Определение понятию "верующий" ни одним законом в Российской Федерации не дается. Как доказать что кто-то верующий, а кто-то нет? Как доказать, что чьи-то чувства оскорблены? Как доказать что эти чувства вообще были? Ответ один - это невозможно. Отчасти поэтому законодательство НИКОГДА и не защищало чувства. Кто-то может возразить, вспомнив про понятие моральный вред, однако это не подходящий пример. Моральный вред - это физические и нравственные страдания. Причем с определением нравственных страданий всегда и были проблемы - суды чаще всего определяют их и их размер "по велению голосов с Марса". Часто вообще исходят из предпосылки, что нравственные страдания априори всегда есть. в частности эта позиция официально выражена в определениях верховного суда, связанных со взысканием страхового возмещения. Самое страшное, что мой опыт подсказывает, что в отношении чувств верующих будет использоваться та же презумпция. Если грубо - их чувства всегда будут определены судом как "оскорбленные", независимо от вашего деяния.

Право не иметь религиозных чувств должно защищаться теми же законами, что и сами религиозные чувства (если исходить из положений ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Однако в этом случае пропаганда любой религии должна быть запрещена. Это естественное и логичное следствие.

Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний

Малопонятно, что есть места проведения обрядов? Можно ли считать место проведения "крестного хода" - местом проведения обряда? Можно ли считать тогда район Москвы, в котором он проводился, местом проведения обряда? На какой срок территории присваивается такой статус? Это положение также может стать очень могучим оружием религиозных адептов.

Если принять безумную логику этого закона, это начинает звучать адекватно, но только до тех пор, пока я не объявлю всю Российскую Федерацию "святым храмом атеистической церкви", не зарегистрирую "Великую церковь атеизма", не назовусь "атеистическим первожрецом" - а потом не побегу в ЕвроСуд. Тогда уж точно можно будет запасаться поп-корном.

3. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний -
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. 4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:
а) лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия или с угрозой его применения, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.".

Вот это положение Конституции и иным законам как раз и не противоречит.

Однако, пока на законодательном уровне не даны определения важнейшим понятиям этого закона - это положение закона может стать в руках верующих совершенно кошмарным оружием при давлении на власть.

1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Если рассматривать исключительно теоретическую сторону - все грамотно и непротиворечиво.

А вот с практической стороной сложнее. РФ всегда отличалась колоссальным количеством деструктивных сект. Борьба с деструктивной сектой чаще всего ложится на плечи родственников и друзей "адепта", а в крайних случаях на правоохранительные органы. Теперь же их "работа" по наведению порядка в голове у "адепта" будет невероятно осложнена тем, что появился формальный состав преступления.

Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.".

Новый проект закона, помимо неадекватного понятия «осквернение», взятого из архаичного слоя языка, причем явно языка религиозного, оперирует понятиями "порча", "уничтожение". Здесь проблема еще более глубокая. Перечисленные в законе "богослужебная литература, предметы религиозного почитания, знаки или эмблемы мировоззренческой символики" - это объекты вещного права и никак иначе. Спорить бесполезно. И, фактически ограничивая право на их "уничтожение" и "порчу", государство без всяких на то оснований ограничивает одно из базовых правомочий собственника - "распоряжение". Распоряжение - право "определять юридическую судьбу вещи". Если грубо - своими вещами вы распоряжаетесь сами, вы можете по собственной воле: изменять их назначение, дарить, давать в аренду или ссуду либо уничтожать, то есть прекращать их существование. (первый и последний пункт ограничен для предметов, охраняемых как исторические либо культурные ценности). А самое интересное с осквернением - это уродливое понятие существует в современном законодательстве довольно давно. Ранее оно относилось только к мертвым телам и местам захоронений - но это носило скорее символический характер защиты некоего "последнего права гражданина", его воли относительно его останков. Гражданин выразил волю быть захороненным, а значит, никто не вправе ему препятствовать находиться в этом состоянии.

Снова базовый набор вопросов: Что есть Богослужебная литература, предметы религиозного почитания, знаки, эмблемы? Относится ли к знакам мировоззренческой символики к примеру Знак движения анархистов или изображение мужского полового органа на стене? А что будет, если работник жека сотрет таковой знак в рамках плановых мероприятий по уборке территории? Что будет, если "богослужебная литература» будет переработана в макулатуру? Что будет, если, решив ознакомиться с постулатами той или иной веры, вы купите их святую книгу, а потом выкинете её в бак для сбора отходов, и это не понравится кому-либо из представителей религиозной общины? Ведь все, что я перечислил - это публичные (в широком смысле) деяния и без сомнения умышленные.

В широком смысле это еще и означает, что государство ставит знак равенство между картинами Левитана и Ботичелли, гениальными шедеврами зодчества, историческим наследием человечества и, к примеру, журнальчиком "Сторожевая башня" свидетелей Иеговы и бредом старика, 40 лет просидевшем внутри горы.

И, наконец, заключительная часть моей статьи - «Руководство к действию».

Меры, которые я могу предложить, требуют определенной смелости:

$11. Подача заявления в Конституционный суд Российской Федерации с заявлением о признании неконституционном ФЗ «О внесении изменений в статью 148 уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан»

$12. Обращение с иском в ЕСПЧ.

Однако, даже если данные меры не принесут желанного результата, всегда остается личная борьба.

Борьба с представителями религиозных организаций за наши права, учитывая происходящие в обществе процессы - жизненно важна. Я не считаю возможной таковую борьбу на уровне законодательных органов (по крайней мере, в настоящее время). Указанное совершенно не означает, что борьба бесперспективна. Напротив, она возможна, но возможна в рамках действующего законодательства.

Позвольте напомнить вам то, о чем постоянно забывают: права неотделимы от обязанностей. И это формула, которая позволит вам показать представителям религиозных движений, что гражданское общество может принимать аналогичные меры. Боритесь за свои права. Законными мерами принуждайте представителей религиозных движений к точному и неукоснительному соблюдению закона, настаивайте также на соблюдении ими их собственных законов (так называемых «Заповедей» и иных религиозных правил). Поверьте - это работает. У Юлиана Отступника получилось, и христиане ненавидят его до сих пор.

$11. Используйте механизмы СМИ и иные общественные механизмы для освещения всех нарушений закона и иных «морально спорных» действий представителей религиозных общин. Будьте разумны и настойчивы. Не допускайте прямых оскорблений в их адрес - не уподобляйтесь своим противникам. Используйте проверенные данные и не допускайте преувеличений. Поверьте, настоящая правда о ваших противниках будет ужаснее любых ваших фантазий.

$12. Используйте все возможные ресурсы правоохранительных органов и органов судебной системы для защиты своих прав. Направляйте обращения в соответствующие органы по любым, даже малейшим фактам нарушения ваших прав, либо неисполнения представителями религиозных организаций своих обязанностей. У христиан «ночной крестный ход»? Направляйте заявление в полицию о том, что вам ночью мешают спать или о несанкционированном митинге. Отказываются принимать меры и выезжать? Жалуйтесь на сотрудников полиции (я был удивлен, но оказалось, в том, что касается полиции, такие жалобы НЕВЕРОЯТНО действенны - а если вы сообщите о том, что не был разогнан несанкционированный митинг - сотрудников просто уволят, и они об этом знают).

$13. Поддерживайте организации, занимающиеся высмеиванием недостатков существующих религий. В июле 2013 была зарегистрирована Российская Пастафарианская Церковь, поддержите её.

$14. Требуйте такого же объема прав и такой же поддержки от государства, как и ваши оппоненты.

Закон, который мы рассмотрим в настоящей статье, не является самостоятельным актом. Речь пойдет о комплексе поправок, которые были внесены в Уголовный кодекс и Кодекс административных правонарушений Российской Федерации, получивших в обиходе название «закона о защите чувств и прав верующих».

«Закон о защите прав и чувств верующих» ужесточил уголовную и административную ответственность за выраженное в словах и действиях неуважение к лицам, причисленным к святым в рамках соответствующих религий, а также религиозным артефактам, обычаям, правам и чувствам верующих и др.

Основные положения закона

До 2013 года вопрос ответственности за «нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» регулировался только статьей 5.26 Кодекса административных правонарушений РФ. Статьей предусматривалась ответственность не за оскорбление чувств верующих, а за препятствование религиозному служению, осквернение религиозной атрибутики и литературы.

1 июля 2013 года в России вступил в силу Федеральный закон от 29.06.13 N 136-ФЗ «О внесении изменений в ст. 148 Уголовного кодекса РФ и отдельные законодательные акты в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» (в их числе все та же статья КоАП РФ).

Итак, рассмотрим подробно положения так называемого «закона о защите чувств верующих». Начнем со статьи 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» .

1. Публичные провокационные действия , несущие в себе неуважение к окружающим и оскорбляющие чувства верующих людей, могут грозить лицу, их совершившему, одним из следующих наказаний:

  • Штрафом до 300 тыс. руб. либо в размере дохода (зарплаты) за двухгодичный срок;
  • Обязательными работами продолжительностью до 240 час.;
  • Принудительными работами или заключением на срок до 12 месяцев.

2. Действия, оскорбляющие чувства верующих, если они были совершены на территории культовых религиозных объектов , предназначенных для проведения служб и обрядов (церкви, монастыри, мечети, синагоги и др.), могут повлечь за собой одно из следующих наказаний:

  • Штраф до полумиллиона руб. или в размере дохода (зарплаты) за трехгодичный срок;
  • Обязательными работами до 480 час.;
  • Принудительными работами продолжительностью 3 года;
  • Лишением свободы на тот же срок. Помимо заключения, после отбытия уголовного наказания осужденному может грозить ограничение свободы на протяжении еще 12 месяцев.

Ограничение свободы — это дополнительный вид наказания, суть которого состоит в наложении определенных ограничений в поведении человека. Зачастую касается его перемещений: запрета на выезд, на посещение определенных мест и мероприятий, выход из дома в определенное время суток и т.д.

3. Противоправное препятствование деятельности религиозных общин, осуществлению служб и различного рода церемоний могут повлечь за собой одно из следующих наказаний:

  • Штраф до 300 тыс. руб. или в размере дохода за двухлетний срок;
  • Обязательные работы продолжительностью до 360 час.;
  • Исправительные работы до 12 месяцев;
  • Арест длительностью до 3-х мес.

4. Если те же действия виновные совершили, используя свое служебное положение, либо применив насилие или угрожая его применением, лицам может грозить наказание (одно из них) в виде:

  • Штрафа до 200 тыс. руб. или в размере годового дохода (з/п) осужденного;
  • Обязательных работ продолжительностью до 480 час., исправительных — до 2-х лет и принудительных — до 12 месяцев;
  • Лишения свободы на 1 год с запретом на период до 2 лет занимать определенные должности или работать (вести свою деятельность) в определенной сфере.

Тогда же статья 5.26 КоАП РФ была изложена в новой редакции . Стоит обратить внимание, что в отличие от УК РФ, КоАП предусматривает наказание не только за оскорбление чувств верующих, но также, по сути, защищает человека от насильственного вовлечения его в религию.

1. Препятствование реализации конституционного права человека на свободу совести и вероисповедания грозит по закону штрафом. Подразумевает под собой противодействие возможности лица принять для себя определенные религиозные убеждения, либо отказаться от них , а также вступить или же выйти из религиозного сообщества . Размер административного штрафа составляет:

  • От 10 до 30 тыс. руб. для простых граждан;
  • От 50 до 100 тыс. руб. для должностных лиц;
  • От 100 тыс. до миллиона рублей — для организаций и компаний.

2. Злонамеренное осквернение религиозной литературы, символики и атрибутики либо их повреждение, совершенные на публике, грозят административным наказанием в виде:

  • Штрафа размером от 30 до 50 тыс. руб. для рядовых граждан либо назначением обязательных работ продолжительностью до 120 час.;
  • Штрафом размером от 100 до 200 тыс. руб. для должностных лиц.

Последние поправки

В 2016 году в рамках государственной политики усиления противодействия терроризму, в России был принят ФЗ-374, дополнивший статью 5.26 КоАП РФ частями 3, 4 и 5:

3. Любая религиозная организация, осуществляя свою деятельность, обязана указывать свое полное официальное наименование в маркировке распространяемых в рамках проповеднической деятельности материалов. В частности, это касается книг, брошюр, фото-, видео- и аудиоматериалов. Если наименование отсутствует, указано не в полной форме или заведомо ложно, организации грозит:

  • Административный штраф размером от 30 до 50 тысяч рублей с изъятием перечисленных информационных материалов.

4. Нарушение требований законодательства к осуществлению миссионерской деятельности грозит нарушителю административным штрафом. Указанные требования прописаны в статьях 24.1 и 24.2 ФЗ 1997-го года N 125 «О свободе совести и религиозных объединениях». Размер штрафа составляет:

  • От 5 до 50 тыс. руб. для рядовых россиян;
  • От 50 до 100 тыс. руб. — для организаций (юрлиц).

5. Если в процессе осуществления миссионерской деятельности нарушения были допущены гражданином другого государства либо лицом, не имеющим гражданства, тому грозит:

  • Административный штраф от 30 до 50 тыс. руб.;
  • Лицо также может быть депортировано из России.

Скачать закон о защите прав верующих

Криминализация вопроса, связанного с религией, законодательством светского государства вызвала в российском обществе горячие споры, не прекращающиеся по сей день. Авторы «закона о защите чувств верующих» и его сторонники аргументировали необходимость ужесточения и введение уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих обострением религиозного вопроса в России в 2012 году. Речь шла о провокационных акциях, совершавшихся в общественных и культовых местах, убийствах духовных лидеров, появлении различных надписей на синагогах и о других событиях.

Противники же нововведений «закона о защите чувств верующих» ссылались на статью 28 Конституции РФ, которая гарантирует каждому гражданину России свободу совести и вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Так или иначе, «закону о защите чувств верующих» в 2018 году исполняется 5 лет, и не считаться с ним, вне зависимости от собственного отношения к самой религии, никто не имеет права. На сегодняшний день практика применения упомянутых статей в судах России уже наработана, и чтобы не стать по неосторожности фигурантом одного из таких процессов, предлагаем вам ознакомиться с содержанием закона.

Скачать «закон о защите чувств верующих» вы можете по . Файл содержит в себе текст соответствующих статей Уголовного кодекса и Кодекса административных правонарушений Российской Федерации в актуальной редакции.



Просмотров