В роли государственного заказчика могут быть. Государственный контракт: что это, как заключить

1. По государственному или муниципальному контракту подрядчиком может выступать юридическое или физическое лицо.

2. По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

3. По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Комментарий к Ст. 764 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет стороны государственного или муниципального контракта.

Подрядчиком по государственному или муниципальному контракту может выступать юридическое или физическое лицо. Каких-либо специальных требований к подрядчику в комментируемой статье не содержится. Однако в соответствии с положениями Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов должны быть установлены обязательные требования к участникам размещения заказа, т.е. к потенциальным подрядчикам (ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов). К таким обязательным требованиям относятся:

1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов (например, наличие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия — памятников истории и культуры);

2) непроведение ликвидации участника размещения заказа — юридического лица, отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа — юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или на участие в аукционе;

4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить также дополнительные требования к участникам размещения заказа, такие как:

1) обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, за некоторыми исключениями;

2) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа;

3) в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет 50 млн. рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем 25% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион.

Что касается выполнения работ для нужд обороны страны и безопасности государства, то Правительством РФ установлено дополнительное требование к таким участникам размещения заказа на выполнение работ, а именно наличие у них производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ.

———————————
См.: ч. 3 ст. 11 Закона о размещении заказов; Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2006 N 813 «О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Особенностью государственного или муниципального контракта является специфический субъектный состав на стороне заказчика, а именно государственный или муниципальный заказчик. Согласно п. 2 комментируемой статьи государственными заказчиками могут выступать только следующие субъекты:

1) государственные органы (в том числе органы государственной власти);

2) органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) казенные учреждения;

4) иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Этот перечень соответствует положениям ч. 1 ст. 4 Закона о размещении заказов. С 1 января 2011 г. из этого перечня исключены бюджетные учреждения. Нужды последних согласно ч. 1 ст. 4 Закона о размещении заказов с 1 января 2011 г. не относятся к государственным или муниципальным нуждам в зависимости от уровня бюджетного учреждения, а являются собственными нуждами соответствующего бюджетного учреждения. Таким образом, бюджетные учреждения отнесены к «иным заказчикам» при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения (ч. 1 ст. 4 Закона о размещении заказов). Такие субъекты заключают контракт, а не государственный или муниципальный контракт. Поскольку специальных норм, регламентирующих заключение и исполнение контрактов, заключенных бюджетными учреждениями (иными заказчиками), нет, правила § 5 гл. 37 ГК РФ к таким отношениям могут применяться по аналогии.

3. Рассмотрим подробнее, кто может выступать государственным заказчиком.

Во-первых, это государственные органы (в том числе органы государственной власти). В ст. 125 ГК РФ используется два термина — «орган государственной власти» (п. 1) и «государственный орган» (п. 3). По мнению Д.В. Пяткова, данные термины используются как взаимозаменяющиеся.

———————————
См.: Пятков Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях: на примере разграничения публичной собственности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003 // СПС «КонсультантПлюс».

В то же время А.Л. Маковский отметил, что по ст. 53 Конституции РФ основанием требования о возмещении государством вреда являются «незаконные действия (бездействие) органов государственной власти» и ГК РФ существенно конкретизировал это понятие, назвав в числе таких незаконных действий «издание не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа» (ст. 16 ГК) . По его мнению, «расщепление» в Конституции РФ понятия органов государственной власти объясняют тем, что в деятельности Президента, Федерального Собрания, Правительства, судов Российской Федерации «непосредственно реализуется государственный суверенитет», тогда как «власть всех других государственных органов является производной от власти поименованных выше институтов» . А.Л. Маковский утверждает, что для целей ст. 53 Конституции РФ это различие большого значения не имеет, поэтому в ГК РФ употребляется более нейтральное понятие «государственный орган», под которым понимается орган государства, наделенный властными полномочиями, т.е. по существу именно орган государственной власти. При этом к органам власти кроме перечисленных автор относит и Центральный банк РФ, и Прокуратуру РФ.

———————————
Маковский А.Л. Гражданская ответственность государства за акты власти // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский; Исследовательский центр частного права. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1998. С. 100.

Там же. С. 101.

Там же. С. 102.

Другие ученые вообще не обращают внимания на различие рассматриваемых понятий. Так, В. Звеков пишет, что «государство, муниципальные образования участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, действуя через систему своих органов» .

———————————
Звеков В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством // Хозяйство и право. 1998. N 5. С. 16.

Однако законодатель не отождествляет названные термины. Государственные органы — это более широкое понятие, включающее в себя как органы государственной власти (например, Правительство РФ и иные органы исполнительной власти), так и иные органы (например, Избирательную комиссию, Уполномоченного по правам человека, Счетную палату и т.д.). Последние формируются органами власти и наделяются функциями в определенной сфере. Однако и те и другие согласно комментируемой норме выступают в качестве государственных заказчиков на одинаковых условиях.

Во-вторых, государственными заказчиками являются органы управления государственными внебюджетными фондами. Внебюджетные фонды — одна из форм организации финансовых ресурсов в масштабе государства или отдельной территории.

———————————
См.: Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2007; СПС «КонсультантПлюс».

Сразу оговоримся, что термин «фонд» используется законодателем в данном случае не в смысле организационно-правовой формы юридического лица, а в смысле формы объединения денежных средств.

В соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус государственных внебюджетных фондов, фонды являются учреждениями, органы управления фонда — это органы управления юридического лица, и только региональные и центральные отраслевые отделения Фонда социального страхования являются юридическими лицами. Поэтому сомнительна сама возможность выступления органа управления фонда (как органа управления юридического лица) в качестве государственного заказчика. Представляется, что положение фондов в этой ситуации сопоставимо с положением бюджетных учреждений, за исключением источника финансирования (соответствующий бюджет или бюджет конкретного фонда).

———————————
Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1994 г. N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 31. Ст. 3131; Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857 // Собрание законодательства РФ. 1998. N 32. Ст. 3902; Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 5. Ст. 180.

В-третьих, государственными заказчиками названы казенные учреждения. Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Отметим, что в отличие от бюджетного учреждения нужды казенного учреждения все-таки отнесены к государственным нуждам, хотя и бюджетное, и казенное учреждение является юридическим лицом, созданным соответствующим публично-правовым образованием.

И последнее. В качестве государственных заказчиков могут выступать иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В литературе справедливо отмечалось, что указание на «иных» получателей средств бюджета не согласуется с редакцией соответствующей статьи БК РФ. В ст. 6 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ. Из этого определения следует, что не может быть никаких других получателей бюджетных средств — юридических лиц, помимо казенных учреждений.

———————————
См.: Борисов А.Н., Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный) // Деловой двор, 2008 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Согласно п. 3 комментируемой статьи по муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать:

1) органы местного самоуправления;

2) иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

При этом согласно положениям ч. 1 ст. 4 Закона о размещении заказов к иным получателям прямо отнесены казенные учреждения. Муниципальные бюджетные учреждения относятся, согласно положениям Закона о размещении заказов, к иным заказчикам, но не к муниципальным заказчикам, и речь идет уже об удовлетворении собственных нужд таких бюджетных учреждений (ст. 4 Закона о размещении заказов).

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, определенные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

———————————
См.: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (с послед. изм.) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

В литературе отмечается, что в данном случае по сравнению с определением государственных заказчиков законодатель устранил пробел в правовом регулировании не полностью. Так, в перечень заказчиков не включены муниципальные органы, не являющиеся органами местного самоуправления. Речь идет об избирательных комиссиях муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами.

———————————
См., например: Борисов А.Н., Краев Н.А. Указ. соч.

5. В случаях, предусмотренных п. п. 2 и 3 комментируемой статьи, речь все же идет о выступлении в гражданском обороте Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования.

———————————
Подробнее см., например: Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. С. 118, 119; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: договоры о выполнении работ и оказании услуг. Изд. испр. и доп. М.: Статут, 2002 // СПС «КонсультантПлюс»; Демкина А.В. Публично-правовые субъекты как стороны государственного или муниципального контракта // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 6. С. 77 — 83.

Е.А. Суханов справедливо доказывает, что «соответствующие договоры направлены на удовлетворение тех или иных общегосударственных нужд, а не конкретных нужд названных органов власти» .

———————————
Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. С. 118, 119.

Об этом свидетельствует и понятие государственного и муниципального контракта, данное в ч. 1 ст. 9 Закона о размещении заказов. Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях, определенных Законом о размещении заказов, понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

Спорным представляется предоставленная законодателем возможность заключать государственный или муниципальный контракт казенным учреждением от имени соответствующего публично-правового образования только в силу указания на это в законе, без специального поручения, как этого требует п. 3 ст. 125 ГК РФ.

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй - закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, в которых поможет разобраться статья.

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

№ 44-ФЗ

Этот закон действует на закупки всех госзаказчиков. От них он требует составления 3-летнего плана закупок и ежегодного плана-графика. А от поставщиков — обеспечения заявок и исполнения контракта (для конкурса и электронного аукциона).

Также закон устанавливает сроки всех этапов торгов и регулирует множество других деталей сделки. Закон дает гарантии для победителя, что с ним будет заключен контракт, а поставленные им товары или выполненные работу будут оплачены. Но отступление от правил грозит предпринимателей попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков. А для заказчиков чревато штрафами и даже отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

№ 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т д.

Рамочный 223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Заказчик вправе указывать конкретную марку и модель товара, без эквивалентов.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Кто заказчики и поставщики?

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

Точно так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

На каких ЭТП проводят торги заказчики?

Заказчики по 44-ФЗ

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны шесть федеральных торговых площадок. Это «РТС-тендер», «Национальная электронная площадка», «Сбербанк-АСТ», «Единая электронная торговая площадка», «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» и lot-online. Регистрация на ЭТП госзаказа бесплатна, но потребуется предоставить сканы некоторых документов. В соответствии с № 44-ФЗ для участия в электронных торгах по госзаказу нужна .

Заказчики по 223-ФЗ

Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок около 200, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной электронной торговой площадки (ЭТП), на которой проводятся торги. Это может быть как , так и неквалифицированная.

Способы закупок

В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки

  1. открытые конкурсы;
  2. конкурсы с ограничением участия;
  3. закрытые конкурсы с ограничением участия;
  4. многоэтапные конкурсы;
  5. закрытые формы конкурсов;
  6. электронные аукционы;
  7. аукционы в закрытой форме;
  8. запросы предложений;
  9. запросы ценовых котировок.

Неконкурентные закупки

К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика.

Способы закупок по 223-ФЗ

В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только 2 вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность заказчиков торгов

Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

Заказчик обязан на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru размещать следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

Обеспечение исполнения обязательств по контракту

Федеральный закон 44-ФЗ

С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта.

Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если НМЦ контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦ, но не менее чем размер аванса, если он предусмотрен контрактом. Способ обеспечения может выбрать сам поставщик. Он или предоставляет банковскую гарантию, или вносит деньги на счет заказчика.

Во втором случае, гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком и дополнительно внесена в реестр банковских гарантий на zakupki.gov.ru.

Федеральный закон 223-ФЗ

Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Наличие или отсутствие этого требования всегда отражено в закупочной документации.

Расторжение контракта и возможность внести изменения

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. В электронном аукционе можно составить протокол разногласий, но только если речь идет об ошибках в тексте контракта.

Федеральный закон 223-ФЗ

Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

Обжалование действий заказчика

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

  • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС.
  • Затем ФАС публикует жалобу на ООС в течение 2-х рабочих дней.
  • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.

В 2016 году 45% всех жалоб были признаны ФАС обоснованными и госзаказчики получили по ним предписания (по данным мониторинга Минэкономразвития за 2016 год).

Федеральный закон 223-ФЗ

Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

Можно предварительно ознакомиться с жалобами на конкретного заказчика (по поиску в реестре жалоб на сайте zakupki.gov.ru). Это поможет оценить риски от работы с ним.

Разберем в статье, что такое государственный контракт, чем он отличается от других договоров, какие требования предъявляются законом к госконтрактам. Перечислим этапы заключения госконтракта и сам процесс пошагово.

Государственный контракт – это контракт между государственным (муниципальным) заведением и частной компанией. Государственным учреждениям часто нужны услуги сторонних исполнителей для выполнения определенных работ или закупки товара.

Для того, чтобы выбрать исполнителя, используется тендерная система, а отношения между двумя сторонами регулируются особым договором - государственным контрактом. Все взаимодействие происходит на основании правил, прописанных в Федеральном законе № 44-ФЗ, который предъявляет требования как к процессу поиска исполнителя, так и к содержанию самого контракта. В данном случае государственное учреждение выступает в роли заказчика, а сторонняя компания – в роли исполнителя.

Что такое государственный контракт. Определение по 44-ФЗ

Государственный контракт – это широкое понятие, которое на практике используется в нескольких смыслах. В широком – это весь процесс взаимодействия госзаказчика с исполнителем в рамках 44-ФЗ.В юридическом смысле государственным контрактом является гражданско-правовой договор на поставку товара, предоставление услуг или выполнение работ для обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений.

Со стороны заказчика государственный контракт заключается от имени РФ или ее субъекта, а со стороны исполнителя – от имени любого юридического или физического лица (без исключений). На практике чаще применяется термин «контракт», хотя по своей сути данное соглашение является договором.

Текст государственного контракта может быть составлен в свободной форме, однако Закон № 44-ФЗ предъявляет ряд требований к пунктам договора, поэтому составление контракта должно быть произведено грамотным юристом или специалистом по тендерам . Вы также можете воспользоваться образцом государственного контракта на оказание услуг по 44-ФЗ, представленном на нашем сайте. Для пользователей доступны и другие шаблоны.

Какие организации заключают государственный контракт

Госконтракт может быть заключен любой государственной и муниципальной организацией с одной стороны и любым юридическим (вне зависимости от формы собственности) и физическим лицом с другой.

Содержание государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд

В тексте государственного контракта в обязательном порядке должны содержаться следующие пункты:

  • Предмет договора. Товар или услуга, которую госучреждение планирует закупать.
  • Цена контракта. Денежная сумма, которую заказчик заплатит исполнителю.
  • Способ оплаты, сроки оплаты. Допустима оплата в несколько этапов.
  • Сроки поставки или выполнения работ. Допустимо разбить поставки на этапы.
  • Ответственность за нарушение условий договора.

Кроме того, контракта может содержать пункт о возможности расторжения договора в одностороннем порядке (только в предусмотренных законом случаях). Если этого не сделать, то даже при соблюдении всех условий, контракт можно будет расторгнуть только через суд. Как правильно отказаться от договора, если поставщик оказался ненадежным? Инструкция и календарь

Государственный контракт отличается от любого договора тем, что для заключения такого соглашения со стороны исполнителя требуется обязательное обеспечение. В качестве него может выступать как твердая денежная сумма, так и банковская гарантия. Обеспечение необходимо для того, чтобы подтвердить намерения исполнителя выполнить свои обязательства перед государственным заказчиком. О новых правилах с 2018 года, расскажет эксперт

Государственный контракт заключается от имени кого? Заключается от имени заказчика.

Этапы заключения государственного контракта

Заключить государственный контракт можно только по результатам проведенного тендера – порядок проведения торгов регулируется разными частями Закона 44-ФЗ. Заключение государственного контракта в обход проведения тендера (напрямую между заказчиком и конкретным исполнителем) запрещено и карается штрафами. Исключение составляет заключение контракта с единственным поставщиком , но такая форма возможна только при соблюдении ряда условий.

Заключить государственный контракт можно только после проведения установленной государством процедуры отбора поставщика.

Как происходит заключение контракта

Подготовка. Заказчик должен определить, что является предметом контракта, и сформировать соответствующий запрос (что закупать, на какой срок, какова стоимость и т.д.). На данном этапе происходит подготовка тендерной документации, все прописанные в ней условия государственного контракта позднее будут включены в сам договор.

Как составить идеальный проект контракта. 6 примеров, которые помогут с условиями документа

Из статьи вы узнаете:
☆ Что отразить в преамбуле и как указать на предмет контракта;
☆ Как указать цену, порядок расчета и условия контракта;
☆ Что делать с ценой для «упрощенцев»;
☆ Как прописать порядок, сроки и условия поставки;
☆ Чем руководствоваться в неустойке по контракту;
☆ Что предусмотреть для обеспечения контракта;
☆ 7 случаев, для которых есть типовой контракт;
☆ Что понадобится, когда контракт решите изменить или расторгнуть.

Размещение закупки. Далее необходимо разместить всю информацию на электронной площадке, где будет проводиться тендер. С 1 июля 2018 года почти все торги происходят в электронном виде.

Проведение отбора. На данном этапе выбирается победитель среди потенциальных поставщиков, с которым и будет подписан контракт.

Подписание государственного контракта. Контракт подписывается с победителем тендера. Обращаем ваше внимание, что заказчик не имеет права отказаться от подписания договора, если победитель соответствует всем предъявленным требованиям.

Информация о заключенных контрактах публикуется в единой информационной системе (ЕИС) и может быть использована другими заказчиками и исполнителями в дальнейшем.

700 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (2)

    получен
    гонорар 44%

    Юрист

    Общаться в чате
    • 8,6 рейтинг
    • эксперт

    Наталья, добрый день! Согласно ч. 5, 6 ст. 15 44-ФЗ

    При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом
    Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу,
    не
    являющемуся
    государственным или муниципальным учреждением,
    государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае
    реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и
    техническому перевооружению объектов капитального строительства
    на такое
    юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона,
    регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
    6. В случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом
    Российской Федерации государственные органы, органы управления
    государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления,
    Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или
    Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»,
    являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при
    осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства
    государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение
    объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную
    собственность передали на безвозмездной основе
    на основании соглашений
    свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям,
    автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям, такие учреждения , такие унитарные предприятия в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

    Т.е. в первом случае (АО) на таких лиц распространяются требования 44-ФЗ к заказчикам, но в пределах, определенных соответствующим договором, во втором случае получатели осуществляют закупки от лица корпорации являющейся государственным заказчиком

    как таковым заказчиком согласно ст. 3 44-ФЗ могут являться только определенные виды лиц, в частности

    5)
    государственный заказчик - государственный
    орган (в том числе орган государственной власти), Государственная
    корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по
    космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным
    внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение,
    действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской
    Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в
    соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;
    7)
    заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки;
    распространяется ли на них административная ответственность за нарушения законодательства о контрактной системе?
    Наталья

    распространяется поскольку в 44-ФЗ прямо указано, что на таких лиц распространяются требования указанного закона, регулирующие деятельность заказчика. а КоАП каких либо оговорок, ограничивающих субъектный состав лиц, в отношении которых за нарушение 44-ФЗ может быть применена административная ответственность, например ст. 7.29 КоАП

    Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
    Полномочна ли Корпорация осуществлять ведомственный контроль в отношении этих организаций?
    Наталья

    только в отношении лиц, указанных в ч. 6 ст. 15

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Распространяется ли положения ст 7.29 часть 3, 7.29.1 и т д на должностные лица этих организации, если указанными статьями предусмотрена ответственность должностных лиц госзаказчика?

    • получен
      гонорар 56%

      Юрист, г. Киров

      Общаться в чате

      Здравствуйте, Наталья.

      Являются ли эти организации заказчиками и распространяется ли на них административная ответственность за нарушения законодательства о контрактной системе?
      Наталья

      Формально заказчиками не являются, так как в силу пункта 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки

      Но частью 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ установлено, что на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика. Согласно части 6 этой же статьи такие учреждения, такие унитарные предприятия в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

      Таким образом, указанные в частях 5 и 6 лица должны соблюдать требования закона, распространяющиеся на заказчиков.

      На счет административной ответственности логичным было бы наложение не только обязанностей, но и ответственности заказчика. Иначе исполнение обязанностей может стать невозможным. Положения КоАПа об ответственности по контрактной системе в ряде случаев указывают на то, что субъектами правонарушений являются должностные лица именно заказчиков. То есть формально они не распротраняют свое действие на лиц указанных в частях 5 и 6 статьи 15. Мне трудно ответить на вопрос о том понесет ли должностное лицо какого -либо из указанных в частях 5 и 6 стать 15 лиц ответственность, даже не уверен, что такая практика есть. Представляется, что даже в случае освобождения от ответственности в связи с неуказанием таких лиц в субъектном составе, это будет лишь разовым явлением. В последствии будут внесены соответствующие изменения или же сразу будет применено расширительное толкование субъектов правонарушений..

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй - закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, в которых поможет разобраться статья.

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

№ 44-ФЗ

Этот закон действует на закупки всех госзаказчиков. От них он требует составления 3-летнего плана закупок и ежегодного плана-графика. А от поставщиков — обеспечения заявок и исполнения контракта (для конкурса и электронного аукциона).

Также закон устанавливает сроки всех этапов торгов и регулирует множество других деталей сделки. Закон дает гарантии для победителя, что с ним будет заключен контракт, а поставленные им товары или выполненные работу будут оплачены. Но отступление от правил грозит предпринимателей попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков. А для заказчиков чревато штрафами и даже отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

№ 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т д.

Рамочный 223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Заказчик вправе указывать конкретную марку и модель товара, без эквивалентов.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Кто заказчики и поставщики?

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%, включая их «дочек» и «внучек»,
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или же грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение,
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.),

Точно так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

На каких ЭТП проводят торги заказчики?

Заказчики по 44-ФЗ

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны шесть федеральных торговых площадок. Это «РТС-тендер», «Национальная электронная площадка», «Сбербанк-АСТ», «Единая электронная торговая площадка», «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» и lot-online. Регистрация на ЭТП госзаказа бесплатна, но потребуется предоставить сканы некоторых документов. В соответствии с № 44-ФЗ для участия в электронных торгах по госзаказу нужна .

Заказчики по 223-ФЗ

Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок около 200, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной электронной торговой площадки (ЭТП), на которой проводятся торги. Это может быть как , так и неквалифицированная.

Способы закупок

В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки

  1. открытые конкурсы;
  2. конкурсы с ограничением участия;
  3. закрытые конкурсы с ограничением участия;
  4. многоэтапные конкурсы;
  5. закрытые формы конкурсов;
  6. электронные аукционы;
  7. аукционы в закрытой форме;
  8. запросы предложений;
  9. запросы ценовых котировок.

Неконкурентные закупки

К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика.

Способы закупок по 223-ФЗ

В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только 2 вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность заказчиков торгов

Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

Заказчик обязан на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru размещать следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

Обеспечение исполнения обязательств по контракту

Федеральный закон 44-ФЗ

С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта.

Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если НМЦ контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦ, но не менее чем размер аванса, если он предусмотрен контрактом. Способ обеспечения может выбрать сам поставщик. Он или предоставляет банковскую гарантию, или вносит деньги на счет заказчика.

Во втором случае, гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком и дополнительно внесена в реестр банковских гарантий на zakupki.gov.ru.

Федеральный закон 223-ФЗ

Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Наличие или отсутствие этого требования всегда отражено в закупочной документации.

Расторжение контракта и возможность внести изменения

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. В электронном аукционе можно составить протокол разногласий, но только если речь идет об ошибках в тексте контракта.

Федеральный закон 223-ФЗ

Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

Обжалование действий заказчика

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

  • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС.
  • Затем ФАС публикует жалобу на ООС в течение 2-х рабочих дней.
  • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.

В 2016 году 45% всех жалоб были признаны ФАС обоснованными и госзаказчики получили по ним предписания (по данным мониторинга Минэкономразвития за 2016 год).

Федеральный закон 223-ФЗ

Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

Можно предварительно ознакомиться с жалобами на конкретного заказчика (по поиску в реестре жалоб на сайте zakupki.gov.ru). Это поможет оценить риски от работы с ним.



Просмотров