Государственные органы и их должностные лица. Государственный аппарат, государственный орган, должностное лицо – представитель государственной власти

Определенной совокупности органов государственной власти. В сфере конституционно-правового регулирования находятся порядок образования (формирования) органов государственной власти, их система, конституционный статус, основы взаимоотношений различных звеньев государственной организации и гражданского общества.

Большое значение для имеет характеристика черт (свойств) органа государственной власти. По этому вопросу в юридической литературе высказаны различные суждения. По мнению некоторых ученых, важнейшим признаком органа государственной власти является его принадлежность к государственному аппарату , так как вне единой государственной организации не может быть органа государственной власти как такового. Однако такое суждение не раскрывает полноту и специфическую сущность органа государственной власти. Государствоведы выделяют обычно наличие у органа государственной власти государственно-властных полномочий. Цивилисты, напротив, выделяют идею организации, подчеркивают, что орган государства — это особая юридическая организация (юридическое лицо), обладающая помимо властных полномочий имущественной обособленностью.

Признаки органа государственной власти

Орган государственной власти характеризуют следующие признаки .

1. Орган государственной власти — это в традиционном понимании, как правило, организация, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности, ибо организация есть прежде всего управляемое единство людей. Сюда входят и представительные (законодательные) органы государственной власти, и исполнительные органы, и органы судебной власти, и органы прокуратуры.

2. Орган государственной власти наделен частью единого фонда государственной собственности. Материальные средства выделяются ему для реализации конкретных функций. Он имеет свою смету, фонд заработной платы, помещения, оборудование и т. д. Государство уделяет укреплению материально-финансовой базы своих органов постоянное внимание.

3. Орган государственной власти отличают государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять творческую организаторскую деятельность. Ядром государственно-властных полномочий является его компетенция, т. е. закрепленные в законе права и обязанности, позволяющие выступать от имени государства и издавать обязательные веления.

4. Государственно-властные полномочия реализуются присущими только конкретному органу власти методами, средствами и способами, в которых наиболее отчетливо выражаются его созидательная роль и социальное назначение. Это методы организации, убеждения, поощрения. Однако государство на современном этапе не может отказаться и от принуждения, применяемого после того, как исчерпаны иные методы.

5. Орган государственной власти отличается своей структурой, со- подчиненностью его отдельных подразделений, что позволяет различать коллегиальные и единоначальные органы, а служащих органа подразделять на представителей власти, специалистов и вспомогательный технический персонал.

Порядок возникновения органа государственной власти, его компетенция и структура определяются вышестоящим государственным органом или населением на референдуме.

В современных условиях, когда была учреждена новая форма республиканского правления с особым статусом единоличного главы государства — Президента, появилась необходимость выделения единоличных органов государства. Отметим, что действующее законодательство характеризует Президента РФ, глав субъектов Федерации, ряд других должностных лиц единоличными органами власти. Органы государственной власти — часть государственных органов наряду с государственными органами, не обладающими признаками органов государственной власти.

На основании изложенного орган государственной власти можно определить как особую политическую организацию (или одно должностное лицо), наделенную необходимыми материальными средствами, государственно-властными полномочиями (компетенцией), в том числе правом принятия правовых актов внешнего действия, имеющую четкую организационную структуру (право единоличных органов создавать при себе государственные органы).

Структура органа государственной власти объединяет должностных лиц, осуществляющих полномочия от имени государства, данного органа и иных работников (служащих).

Конституционные основы органов государственной власти в Российской Федерации

Функции государства во всем их многообразии выполняются специально созданным государственным аппаратом. Центральное место в нем занимают государственные органы.

Современная отечественная правовая наука под государственным органом понимает организационно и структурно обособленную часть государственного аппарата, наделенную в установленном законодательством порядке полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти.

Различают органы государственной власти, а также органы государства, не обладающие властными полномочиями.

Органы государственной власти наделены возможностью воздействовать, в том числе путем применения государственного принуждения, на деятельность граждан, их объединений, других государственных органов, органов местного самоуправления.

В юридической литературе высказываются различные точки зрения относительно того, какими признаками обладает орган государственной власти. К ним относят: создание в принятом государством порядке; обладание государственно-властными полномочиями; осуществление его деятельности в формах и методами, установленными государством. Помимо этого он призван реализовывать задачи и функции государства; входит в единую систему органов государственной власти. Кроме того, признаками органа государственной власти считаются существование его как организации, коллектива, объединенного общностью целей и родом деятельности; наделение его частью единого фонда государственной собственности; особая структура, соиодчиненность его отдельных подразделений. Перечисленные черты характеризуют разные стороны этого многопланового правового явления.

В самом общем виде органы государственной власти характеризуют следующие свойства:

  • через них народ осуществляет свою власть;
  • они входят в систему публичной власти наряду с органами местного самоуправления;
  • они выступают неотъемлемым элементом статуса Российской Федерации и субъектов РФ, поскольку являются частью государственного аппарата;
  • они обладают собственным правовым статусом и самостоятельно участвуют в публично-правовых и отдельных частноправовых отношениях.

Организация и функционирование органов государственной власти регламентируются отраслями публичного права, в большей степени — конституционного. Установление системы органов государственной власти и определение общих принципов их деятельности — одна из основных задач конституции. Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 января 2007 г. № 1-П, на те области социальной жизнедеятельности, которые связаны с реализацией государственной власти, недопустимо распространять договорные отношения и лежащие в их основе принципы. Их деятельность (как сама по себе, так и ее результаты) не может быть предметом частноправового регулирования.

Властным органам была посвящена большая часть текста всех советских конституций. Так, Конституция РСФСР 1918 г. содержала отдельный раздел «Конструкция Советской власти», который закреплял положения об организации центральной власти и власти на местах. Восемь из одиннадцати глав, составлявших раздел второй Конституции СССР 1924 г., регламентировали деятельность союзных органов государственной власти (гл. 1, 3-9). То же количество глав об органах государственной власти Союза, союзных и автономных республик, местных органов власти, суда и прокуратуры имелось в Конституции СССР 1936 г. Конституция СССР 1977 г. включала в себя четыре раздела, объединявших 11 глав, посвященных высшим органам государственной власти и управления СССР, основам построения органов государственной власти и управления в союзных республиках, а также организации правосудия, арбитража и прокурорского надзора. Схожий по объему текст основных законов РСФСР 1925, 1937 и 1978 гг. детализировал статус центральных и местных органов власти республики. Следует, однако, заметить, что понятие «орган государственной власти» применялось в то время только к представительным органам — Советам, чем подчеркивалось их полновластие. Такая ситуация характерна для государств, отрицающих принцип разделения власти.

В действующей Конституции РФ общие положения об организации государственной власти содержатся преимущественно в гл. 1 «Основы конституционного строя». В ней зафиксировано, что через органы государственной власти народ осуществляет свою власть (ч. 2 ст. 3); закреплены принципы единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 11), разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); установлено, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (там же); дан перечень органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11); указано, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11); отражено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12); определена обязанность органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15).

В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» указано, что органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32); решения и действия (бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46); вред, причиненный их незаконными действиями (бездействием), возмещается государством (ст. 53).

Органами, осуществляющими государственную власть на федеральном уровне, являются Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). Их деятельности посвящены отдельные главы раздела первого Конституции РФ («Президент Российской Федерации» (гл. 4), «Федеральное Собрание» (гл. 5), «Правительство Российской Федерации» (гл. 6), «Судебная власть» (гл. 7)).

В отношении формирования и компетенции органов государственной власти субъектов РФ в Конституции РФ есть только самые общие положения, сосредоточенные в гл. 3 «Федеративное устройство». В частности, в ней указано, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73), субъекты РФ устанавливают систему своих органов государственной власти самостоятельно (ч. 1 ст. 77). Перечень органов, осуществляющих государственную власть в субъектах РФ, индивидуален для каждого из них, и закрепляется в конституции (уставе) соответствующего субъекта.

Помимо перечисленных в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ органов государственной власти, в ней упоминаются и другие органы, призванные осуществлять задачи и функции государства: Центральный банк РФ (ст. 75); Счетная палата РФ (п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103); прокуратура РФ (п. «о» ст. 71, ст. 129); Конституционное Собрание (ч. 2, 3 ст. 135). Они не именуются органами государственной власти. Однако их предназначение и характер присущих им полномочий позволяет включить их в число властных органов.

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» относит к ведению Центрального банка РФ осуществление банковского и валютного регулирования, банковского надзора, валютного контроля и решение ряда других вопросов (ст. 4). Он наделен полномочиями по изданию нормативных правовых актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ст. 7). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ полномочия этого органа по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения (определение от 14 декабря 2000 г. № 268-0).

Косвенным образом необходимость включения Центрального банка РФ в систему властных органов выводится из положения ч. 2 ст. 75 Конституции РФ. в соответствии с которым защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Специфическим органом государственного финансового контроля является Счетная палата РФ, формируемая палатами Федерального Собрания — парламента Российской Федерации и подотчетная им (ст. 1 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»). Как указал Конституционный Суд РФ, она действует в качестве специализированного постоянно действующего органа парламентского контроля за исполнением федерального бюджета (постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П).

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — это должность, учреждаемая в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России (п. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Конституционное Собрание — орган, созываемый в случае поддержания тремя пятыми голосов от общего числа членов палат Федерального Собрания поправок к гл. 1, 2, 9 Конституции РФ. Оно может подтвердить неизменность Конституции РФ, разработать проект новой конституции, а также принять его двумя третями голосов от общего числа его членов. Порядок созыва и работы Конституционного Собрания должен регулироваться федеральным конституционным законом, который в настоящее время отсутствует.

Кроме вышеназванных к числу властных органов современной России можно отнести ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, иные избирательные комиссии. В соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав эти органы обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации (п. 3 ст. 20); в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 12 ст. 20); их решения и акты, принятые в рамках собственной компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума (п. 13 ст. 20).

Органы, не обладающие властными полномочиями , осуществляют координационные, аналитические, информационные функции. Их работа способствует эффективному функционированию органов государственной власти, а их акты и решения не обладают внешним действием.

К числу таких органов относятся: Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность главы государства; Совет Безопасности РФ, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности; Государственный совет — совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; Судебный департамент при Верховном Суде РФ, выполняющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Следует отметить, что задачи и функции государства в Российской Федерации могут осуществлять и организации, не являющиеся государственными органами. К их числу относятся государственные учреждения, созданные для реализации управленческих, социально-культурных или иных функций (Пенсионный фонд РФ и др.). Отдельными публично-правовыми функциями наделены и негосударственные объединения (нотариат, призванный защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации; адвокатура, созданная для оказания квалифицированной юридической помощи; органы судейского сообщества, участвующие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности).

Государственный аппарат, государственный орган, должностное лицо – представитель государственной власти

Как уже было отмечено ранее, важнейшей составляющей государственного механизма является государственный аппарат – совокупность органов государственной власти и должностных лиц – представителей государственной власти, которые от имени государства и в его интересах участвуют в реализации государственных функций.

В основу создания и функционирования государственного аппарата положены принципы единства и разделения государственной власти.

Единство государственной власти предполагает, что независимо от того, каким органом осуществляется государственная власть, каково функциональное и иерархическое положение этого органа, власть осуществляется от имени всего народа страны, выступающего в качестве единственного источника государственной власти (ст. 3 Конституции РФ) и делегировавшего свои властные полномочия членам государственного аппарата. Кроме того, в основу представлений о единстве государственной власти положена концепция государственного суверенитета, в соответствии с которой суверенитет государства сосредоточен в единой системе государственной власти (п. 3 ст. 5 Конституции) и в этом смысле является неделимым.

Разделение властей может рассматриваться в двух аспектах: как разделение управленческого труда и как распределение объема властных полномочий.

В первом случае имеет место разделение функциональных обязанностей, связанных с управленческой деятельностью.

Как правило, называют три направления управленческой деятельности:

– законодательная,

– исполнительная,

– судебная.

В подобном смысле разделение власти характерно для любого государства (в том числе и для тоталитарного).

Разделение объема властной компетенции предполагает распределение объема властных полномочий между одноуровневыми органами (ветвями власти), которые могут не только реализовать управленческие функции в рамках своей компетенции, но и контролировать деятельность друг друга, препятствуя тем самым узурпации власти, перерастанию власти государства в деспотию.

Таким средством контроля и ограничения является для ветвей власти «механизм сдержек и противовесов», впервые получивший свое теоретическое обоснование в работе французского мыслителя Ш. Монтескье «О духе законов». Юридическое оформление этот механизм получил в Конституции США 1787 г.

В России свое официальное закрепление механизм разделения властей получил в Конституции 1993 г. Статья 10 Конституции содержит положение о том, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Система сдержек и противовесов, используемая для обеспечения «баланса» ветвей власти, в Российской Федерации представлена самостоятельными (административно не подчиненными друг другу) органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также институтом главы государства – Президентом. Осуществляя взаимодействие в процессе осуществления функций государства, перечисленные структуры выполняют определяемые их компетенцией обязанности и одновременно оказывают сдерживающее воздействие в отношении друг друга. К примеру, собственно законотворчеством в России занимается высший орган законодательной власти страны – Федеральное Собрание Российской Федерации, однако для того чтобы закон вступил в силу, его должен подписать Президент. При этом последний может использовать свое «право вето» и не подписать закон. Таким образом, Президент может выступать в качестве сдерживающей силы в отношении законодательной власти. Однако у последней есть своего рода «противовес» – возможность преодоления президентского вето путем повторного голосования за закон и получения в его поддержку квалифицированного большинства не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы. В случае если парламентарии получают необходимое число голосов в поддержку отклоненного закона, то вето считается преодоленным, закон подлежит подписанию Президентом, опубликованию и обнародованию (п. 3 ст. 107 Конституции РФ).

Следует подчеркнуть, что разделение государственной власти осуществляется не только по горизонтали, но и по вертикали (в ст. 11 Конституции закрепляется принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов).

Принцип единства и разделения государственной власти обусловливает необходимость оптимального сочетания тенденций централизации и децентрализации, возникающих в процессе формирования и функционирования государственного аппарата. Суть первой сводится к сосредоточению властных полномочий у высокоорганизованной команды профессиональных управленцев, осуществляющих от имени государства монопольную деятельность в сфере правотворчества, правосудия, применения мер государственного принуждения. Децентрализация государственной власти в свою очередь предполагает ограничение властных полномочий административно-бюрократических структур рамками нормативных предписаний, определяющих пределы властной компетенции государственных органов и выступающих в качестве действенных средств взаимного контроля, взаимных сдержек и противовесов.

Структуру государственного аппарата образуют государственные органы – создаваемые по воле государства обособленные функциональные институты (подразделения) наделенные определенным объемом властной компетенции и осуществляющие от имени государства правотворческую, управленческую, правоисполнительную и правоприменительную деятельность.

В качестве отличительных признаков государственных органов можно выделить следующие качественные характеристики:

публично-правовой характер . Государственные органы создаются волевым решением государства, действуют от имени всего государства и распространяют свои властные предписания на всех субъектов права, подпадающих под юрисдикцию государства (публичный характер). При этом порядок формирования и функционирования государственных органов определяется действующим законодательством (правовой характер);

нормативный порядок формирования и функционирования . Нормативному закреплению подлежит порядок формирования органа, объем его властной компетенции, место в системе иерархии государственных органов, порядок взаимодействия с другими государственными органами;

объективность . Само существование государственного органа не зависит от воли лиц, данный орган составляющих (отставка правительства означает смену его состава, а не ликвидацию государственного органа);



обладание специальными правомочиями . Государственные органы реализуют монополию государства на законотворчество, правосудие, применение государственного принуждения.

При помощи государственных органов осуществляется реализация функций государства в различных сферах. В связи с этим возможна следующая классификация государственных органов :

1. По способу образования :

– выборные (представительные),

– назначаемые (производные).

Формирование представительных органов осуществляется путем выборов , в которых принимают участие все граждане государства, обладающие активным (правом выбирать) избирательным правом. В России активным избирательным правом обладают все граждане, достигшие 18-летнего возраста. Выборы в представительные органы государственной власти проводятся на альтернативной основе (как минимум два кандидата на одну должность). Выборными государственными органами являются, например, Государственная Дума, Президент Российской Федерации, Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Назначаемые (производные) органы государства формируются в административном порядке (путем принятия волевого решения о создании органа и назначении на должность сотрудника). Назначаемым органом, например, является Правительство Российской Федерации. В ряде случаев назначение на должность предполагает процедуру одобрения выдвинутой в административном порядке кандидатуры представительным органом. В частности, представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства должна одобрить Государственная Дума; судья Конституционного Суда Российской Федерации считается назначенным, если получил при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Назначение предполагает, что на должность претендует единственный кандидат. Если его кандидатура не получает одобрения, то процедура либо повторяется с участием этого же кандидата, либо рассматривается другая кандидатура.

2. По времени действия:

– постоянные (не ограниченные сроком действия),

– временные (ограниченные сроком действия).

Постоянные государственные органы не ограничены в своих профессиональных функциях какими-либо сроками или обстоятельствами, действуют до ликвидации (реорганизации). Например, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство, судебные органы.

Временные органы создаются для реализации конкретной функции и, после того как эта функция выполнена, прекращают свое существование. Например, Конституция РФ устанавливает, что в случае возникновения необходимости в разработке и принятии новой Конституции создается специальный орган – Конституционное Собрание, который полномочен решать вопрос о необходимости принятия новой Конституции и, в случае если такое решение принято, разработать и принять Конституцию, после чего прекращает свое существование.

3. По функциональному назначению :

– законодательные;

– исполнительные;

– судебные;

– надзорно-контрольные и т. д.

Законодательные органы государственной власти осуществляют деятельность, связанную с разработкой и принятием нормативных правовых актов – законов, обладающих высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми регуляторами (нормативными актами подзаконного характера, нормативными договорами, обычаями). К законодательным органам в Российской Федерации относятся двухпалатное Федеральное Собрание России (в структуру которого входят Государственная Дума и Совет Федерации), а также законодательные собрания субъектов Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти осуществляют деятельность, направленную на претворение в жизнь положений и принципов, получивших юридическое закрепление в действующем законодательстве (т. е. на реализацию законов).

К исполнительным органам государственной власти в Российской Федерации относятся федеральное Правительство, федеральные министерства, государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные органы исполнительной власти местного уровня.

Судебные органы государственной власти осуществляют правосудие по делам связанным с разрешением спорных ситуаций возникающих в процессе реализации правовых предписаний, а также определяют степень виновности лиц и устанавливают вид и объем наказания при совершении правонарушений.

Судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения, как это делает парламент (исключением являются прецеденты в странах англосаксонской правовой семьи), он не занимается государственным управлением. Власть суда имеет конкретный характер. Действуя в особой процессуальной форме, суд рассматривает и решает конкретные дела: уголовные, в которых он оценивает доказательства совершения преступления и выносит приговор, гражданские, в которых имеется имущественный или иной спор между сторонами (физическими и юридическими лицами); административные дела (как правило, споры между гражданами и органами управления); трудовые конфликты между работодателями и работниками и т. д.

Судебная власть принадлежит не судебному учреждению как таковому, включающему штатный персонал судей, секретарей, работников канцелярии (в некоторых странах также судебных следователей, прокуроров), а суду в форме судебного присутствия, судебного заседания. Она осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией (коллегия может состоять из профессиональных судей (не менее трех) либо одного или нескольких судей и определенного числа народных или присяжных заседателей), действующих в судебном процессе в рамках установленных сроков и процедур.

К числу нетрадиционных органов государственной власти в России относят институт главы государства – Президента, который официально не входит ни в одну из ветвей власти, перечисленных в ст. 10 Конституции, однако отнесен в ст. 11 к числу субъектов, осуществляющих государственную власть, и обладает целым рядом прерогатив (исключительных прав) в наиболее важных сферах, связанных с осуществлением властных полномочий.

Кроме того, специфическими властными полномочиями обладают государственные органы, осуществляющие контрольно-надзорную и интерпретационную деятельность (Прокуратура, Счетная палата, Конституционный Суд). В частности, прерогативой Конституционного Суда Российской Федерации является толкование Конституции, а также рассмотрение на предмет их соответствия Конституции нормативно-правовых актов, принимаемых и действующих на территории России. Причем если нормативный акт признается неконституционным, то он утрачивает юридическую силу, а несоответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению (п. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица – представители государственной власти –государственные чиновники, управомоченные самостоятельно выступать от имени государства, принимать волевые решения, обеспечивать реализацию этих решений при помощи государственных гарантий и санкций, в том числе при помощи механизма государственного принуждения.

Должностные лица – представители государственной власти осуществляют государственную власть в форме судебного, административного усмотрения. Предполагается, что выработка и принятие властного решения по делу является результатом сознательного волевого поведения (усмотрения) должностного лица. Вместе с тем должностное лицо принимает решение на основании и в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Превышение должностным лицом своих полномочий рассматривается как произвол.

Должностные лица осуществляют государственную власть на профессиональной (возмездной) основе и не имеют права заниматься другими видами оплачиваемой деятельности (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности). Выступая в качестве полномочных представителей государства, чиновники не должны использовать властные полномочия в эгоистических интересах личного или корпоративного характера.

Наряду с представителями государственной власти – профессиональными чиновниками существует особая категория должностных лиц, которые, находясь на государственной службе, вместе с тем являются представителями государственной власти только в период реализации конкретных профессиональных функций (часовой на посту, пограничник, охраняющий государственную границу, сотрудник ГИБДД, осуществляющий контроль за безопасностью дорожного движения, и т. д.). Особенностью в данном случае является выведение указанных лиц на время реализации ими государственно-властных полномочий за пределы служебной субординации. Выполняя эти функции, лицо является полномочным представителем государства и обязано подчиняться требованиям закона, даже в тех случаях, когда эти требования идут вразрез с приказами их непосредственных начальников (командиров).

На основании вышеизложенного, можно подвести итог, что студент Щукин был прав отвечая на поставленный вопрос. Конституция обладает верховенством.

Задача № 67

Младший лейтенант таможенной службы Разгульнов появился на службе в таможне в нетрезвом состоянии и без табельного оружия, которое им было утерено на пути следования им к месту работы. Он отказался давать письменное объяснение по существу о совершённом им дисциплинарном проступке. Начальник таможни полковник таможенной службы Иванов издал приказ об увольнении Разгульнова из таможенных органов. Разгульнов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать приказ о его увольнении незаконным. Суд в удовлетворении заявления отказал и признал приказ начальника таможни правомерным.

Дайте юридический анализ дела.

Ответ: Согласно статье 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

  • 1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
  • 2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, статьей 17.7, статьями 18.1 - 18.4, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях. (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 218-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 09.11.2009 N 247-ФЗ).

Статья 3.2. Виды административных наказаний.

  • 1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
  • 1) предупреждение;
  • 2) административный штраф;
  • 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • 6) административный арест;
  • 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • 8) дисквалификация;
  • 9) административное приостановление деятельности.
  • (п. 9 введён Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ).

Согласно статье 2.5. и статье 3.2 п. 8 и п. 9 Административного Кодекса РФ гражданин Разгульнов был уволен правомерно.

Задача № 94

Правительство свердловской области издало постановление в соответствии с которым на территории г. Полесного была объявлена чрезвычайная ситуация, вызванная вспышкой вирусного гепатита А. Согласно постановлению въезд и выезд из города был возможен лишь при наличии главного санитарного врача города и только через специальные пункты санитарного пропуска, запрещалось проведение массовых общественных мероприятий, были закрыты все предприятия общественного питания и торговли, за исключением получивших специальное разрешение. Установлена обязательная вакцинация всего городского населения, житель г. Полевского Здоровьев, возвращаясь из командировки, был остановлен в пункте санитарного пропуска, где ему предложили сделать противовирусную прививку. Поскольку он отказался, то не был пропущен к месту жительства. Здоровьев, обратился в областной суд с жалобой, в которой просил признать постановление правительства области незаконным.

Дайте юридическую оценку.

Ответ: Статья 20.6. п. 1 Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  • 1. Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
  • (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

Исходя из вышеуказанной статьи Административного Кодекса следует, что областной суд должен отклонить жалобу господина Здоровьева.

Задача № 134

В научной статье сказано:

Конституционный суд РФ в постановлении от 30.07.2001 13 -П признал, что исполнительный сбор представляет собой штрафную санкцию административного характера за совершённое должником правонарушение в процессе принудительного исполнения вынесенных постановлений. исполнительный сбор должен отвечать всем требованиям, предъявляемым действующим законодательством и административным штрафом взыскание исполнительного сбора означает привлечение должника к административной ответственности и осуществляется с учетом положений КоАП РФ.

А как вы считаете???

Ответ: Согласно постановлению Конституционного суда от 30.07.2001 г.

№13-П, признавшего не соответствующим Конституции положение п.1 ст.81 Закона об исполнительном производстве, согласно которому при неисполнении исполнительного документа в установленные сроки взыскивается исполнительный сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы, и не является привлечением должника к административной ответственности.

  • 4. Предпосылки происхождения права
  • 5. Теории происхождения права
  • Раздел 2. Теория государства
  • Тема 3. Понятие и соцально-политическая сущность государства
  • 1. Ассоциативные образы государства
  • 2. Признаки государства
  • 3. Социально-политическая сущность государства
  • Тема 4. Типология государства
  • 1. Проблемы типологии государств
  • 2. Формационный подход к типологии государств
  • 3. Цивилизационный подход к типологии государства
  • Критика традиционных подходов к типологии государства
  • 5. Типология государства в контексте метода цикличности
  • Тема 5. Функции государства
  • 1.Понятие и признаки функции государства
  • 2. Критерии классификации функций государства
  • 3. Организационно-правовые основы реализации функций государства
  • Тема 6. Механизм государства
  • 1. Понятие и структура государственного механизма. Соотношение понятий «механизм государства» и «государственный механизм»
  • 2. Государственный аппарат, государственный орган, должностное лицо – представитель государственной власти
  • 3. Негосударственные элементы государственного механизма
  • Тема 7. Форма государства
  • Понятие формы государства
  • 2. Форма правления
  • 3. Форма государственного (административно-территориального) устройства
  • 4. Политический (государственный) режим
  • 5. Россия как форма государства (общая характеристика государственного строя в современной России)
  • Тема 8. Государство и политическая система общества
  • Политическая система общества: понятие, структура, функции
  • Государство как элемент политической системы общества
  • Легальность и легитимность государственной власти
  • 4. Проблемы взаимодействия государства и личности в рамках политической системы общества
  • Тема 9 теоретические модели современного государства
  • Опыт теоретического моделирования в истории политико-правовой мысли
  • Национальное государство
  • 3. Правовое государство
  • 4. Социальное государство
  • Раздел 3. Теория права
  • Тема 10. Право в системе социальных норм
  • 1. Понятие и классификация социальных норм
  • 2. Право как социальный регулятор
  • 3. Соотношение права и нравственности
  • 4. Соотношение права и религии
  • 5. Соотношение права и технических норм
  • Тема 11. Право как теоретико-правовая категория
  • Рабочее определение и признаки права
  • 2. Функции права
  • Принципы права
  • 4. Объективное и субъективное право
  • 5. Право и закон
  • Тема 12. Типология правопонимания
  • Типология правопонимания как метод познания права
  • Типология правопонимания
  • 2. Традиционные типы правопонимания
  • 3. Интегративные типы правопонимания
  • 2. В зависимости от времени действия:
  • 3. По сфере действия:
  • 4. По предмету правового регулирования:
  • 5. По способу принятия:
  • Тема 14. Норма права
  • 1. Понятие и признаки нормы права
  • 2. Структура нормы права
  • 3. Классификация норм права
  • Тема 15. Система права
  • 1. Понятие системы права и характеристика ее элементов
  • 2. Критерии отраслевого деления в системе права (предмет и метод правового регулирования)
  • Тема 16 Система национального законодательства
  • 1. Понятие и структура системы национального законодательства
  • 2. Соотношение системы права и системы национального законодательства
  • 3. Систематизация национального законодательства: понятие и виды
  • Тема 17. Национальные правовые системы и правовые семьи современного мира
  • 2. Национальная правовая система и правовая семья. Общая характеристика основных правовых семей современности
  • 1. Понятие национальной правовой системы
  • 2. Национальная правовая система и правовая семья.
  • Общая характеристика основных правовых семей современности
  • Тема 18. Теория правоотношений
  • 1. Правоотношение: понятие и признаки.
  • Соотношение понятий «правоотношение» и «правонарушение».
  • 2. Классификация правоотношений
  • 3. Юридический состав правоотношения
  • Предпосылки правоотношений. Юридические факты, презумпции, фикции
  • 1. По связи с волей субъекта:
  • 2. По последствиям:
  • Тема 18. Теоретические основы правового статуса личности
  • 1. Понятие и структура правового статуса личности
  • 2. Классификация прав и свобод человека и гражданина
  • 3. Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности
  • 4. Ограничение правового статуса личности
  • Тема 19.
  • Теория правотворчества
  • Понятие правотворчества
  • Цели и принципы правотворчества
  • Виды правотворчества
  • Юридическая техника законотворчества
  • Тема 20.
  • Действие права
  • 1. Какое право считается действующим, и как соотносятся понятия «действие» и «воздействие» права
  • 2. Виды правового воздействия. «Активное» и «пассивное» воздействие права на общественные отношения
  • 3. Действие нормативно-правового акта
  • Тема 19. Реализация права
  • Понятие и формы реализации норм права
  • 2. Применение как специфическая форма реализации норм права
  • 3. Правоприменительная деятельность: понятие, стадии и субъекты
  • 4. Акты правоприменения
  • Тема 20. Толкование норм права
  • Понятие и стадии толкования норм права
  • 2. Способы и виды толкования норм права
  • Толкование по субъекту
  • Пробелы в праве: понятие, условия возникновения, механизм восполнения и преодоления
  • Тема 23
  • Теория правового поведения
  • 1. Социальное поведение как объект правового воздействия
  • Социальное поведение может быть сознательным или неосознанным, добровольным или вынужденным, нормальным или девиантным, согласительным или конфликтным.
  • 2. Понятие и виды правомерного поведения
  • 3. Понятие и признаки правонарушения
  • Юридический состав правонарушения
  • Виды правонарушений
  • Тема 22. Юридическая ответственность
  • 1. Понятие, основания и цели юридической ответственности
  • 2. Принципы юридической ответственности
  • 3. Виды юридической ответственности
  • Тема 25
  • Механизм правового регулирования.
  • 1. Соотношение понятий «регулятивная функция права» и «регулятивное воздействие права»
  • 1. Соотношение понятий «регулятивная функция права» и «регулятивное воздействие права»
  • 2. Этапы правового регулирования
  • 3. Средства правового регулирования
  • 4. Методы правового регулирования
  • 5. Типы правового регулирования
  • 6. Структурно-функциональная характеристика механизма правового регулирования
  • Тема 24. Законность и правопорядок
  • 1. Понятие и принципы законности
  • 2. Требования законности
  • 3. Гарантии законности
  • 4. Понятие правопорядка. Соотношение категорий «законность», «правопорядок», «общественный порядок»
  • Тема 27.
  • Правовая культура и правосознание
  • 1. Понятие культуры.
  • Правовая культура как элемент социальной культуры.
  • 2. Правосознание как элемент правовой культуры
  • 3. Виды деформаций правосознания. Правовой идеализм и правовой нигилизм.
  • 4. Правовая социализация молодежи как фактор формирования правовой культуры
  • 5. Соотношение и взаимодействие правовых культур России и Запада
      1. 2. Государственный аппарат, государственный орган, должностное лицо – представитель государственной власти

    Как уже было отмечено ранее, важнейшей составляющей государственного механизма является государственный аппарат – совокупность органов государственной власти и должностных лиц – представителей государственной власти, которые от имени государства и в его интересах участвуют в реализации государственных функций.

    В основу создания и функционирования государственного аппарата положены принципы единства и разделения государственной власти. 66

    Единство государственной власти предполагает, что независимо от того, каким органом осуществляется государственная власть, каково функциональное и иерархическое положение этого органа, власть осуществляется от имени всего народа страны, выступающего в качестве единственного источника государственной власти (ст. 3 Конституции РФ). Кроме того, в основу представлений о единстве государственной власти положена концепция государственного суверенитета, в соответствии с которой суверенитет государства сосредоточен в единой системе государственной власти (п. 3 ст. 5 Конституции) и в этом смысле является неделимым.

    Разделение властей может рассматриваться в двух аспектах: как разделение управленческого труда и как распределение объема властных полномочий.

    В первом случае имеет место разделение функциональных обязанностей, связанных с управленческой деятельностью.

    Как правило, называют три направления управленческой деятельности:

    – законодательная,

    – исполнительная,

    – судебная.

    В подобном смысле разделение власти характерно для любого государства (в том числе и для тоталитарного).

    Разделение объема властной компетенции предполагает распределение объема властных полномочий между одноуровневыми органами (ветвями власти), которые могут не только реализовать управленческие функции в рамках своей компетенции, но и контролировать деятельность друг друга, препятствуя тем самым узурпации власти, перерастанию власти государства в деспотию.

    Таким средством контроля и ограничения является для ветвей власти «механизм сдержек и противовесов», впервые получивший свое теоретическое обоснование в работе французского мыслителя Ш. Монтескье «О духе законов». Юридическое оформление этот механизм получил в Конституции США 1787 г.

    В России свое официальное закрепление механизм разделения властей получил в Конституции 1993 г. Статья 10 Конституции содержит положение о том, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Система сдержек и противовесов, используемая для обеспечения «баланса» ветвей власти, в Российской Федерации представлена самостоятельными (административно не подчиненными друг другу) органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также институтом главы государства – Президентом. Осуществляя взаимодействие в процессе осуществления функций государства, перечисленные структуры выполняют определяемые их компетенцией обязанности и одновременно оказывают сдерживающее воздействие в отношении друг друга. К примеру, собственно законотворчеством в России занимается высший орган законодательной власти страны – Федеральное Собрание Российской Федерации, однако для того чтобы закон вступил в силу, его должен подписать Президент. При этом последний может использовать свое «право вето» и не подписать закон. Таким образом, Президент может выступать в качестве сдерживающей силы в отношении законодательной власти. Однако у последней есть своего рода «противовес» – возможность преодоления президентского вето путем повторного голосования за закон и получения в его поддержку квалифицированного большинства не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы. В случае если парламентарии получают необходимое число голосов в поддержку отклоненного закона, то вето считается преодоленным и Президент обязан подписать соответствующий закон (п. 3 ст. 107 Конституции РФ).

    Следует подчеркнуть, что разделение государственной власти осуществляется не только по горизонтали, но и по вертикали (в ст. 11 Конституции закрепляется принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов).

    Принцип единства и разделения государственной власти обусловливает необходимость оптимального сочетания тенденций централизации и децентрализации, возникающих в процессе формирования и функционирования государственного аппарата. Суть первой сводится к сосредоточению властных полномочий у высокоорганизованной команды профессиональных управленцев, осуществляющих от имени государства монопольную деятельность в сфере правотворчества, правосудия, применения мер государственного принуждения. Децентрализация государственной власти в свою очередь предполагает ограничение властных полномочий административно-бюрократических структур рамками нормативных предписаний, определяющих пределы властной компетенции государственных органов и выступающих в качестве действенных средств взаимного контроля, взаимных сдержек и противовесов.

    Структуру государственного аппарата образуют государственные органы – создаваемые по воле государства обособленные функциональные институты (подразделения) наделенные определенным объемом властной компетенции и осуществляющие от имени государства правотворческую, управленческую, правоисполнительную и правоприменительную деятельность.

    В качестве отличительных признаков государственных органов можно выделить следующие качественные характеристики:

    п ублично-правовой характер . Государственные органы создаются волевым решением государства, действуют от имени всего государства и распространяют свои властные предписания на всех субъектов права, подпадающих под юрисдикцию государства (публичный характер). При этом порядок формирования и функционирования государственных органов определяется действующим законодательством (правовой характер);

    нормативный порядок формирования и функционирования . Нормативному закреплению подлежит порядок формирования органа, объем его властной компетенции, место в системе иерархии государственных органов, порядок взаимодействия с другими государственными органами;

    объективность . Само существование государственного органа не зависит от воли лиц, данный орган составляющих (отставка правительства означает смену его состава, а не ликвидацию государственного органа);

    обладание специальными правомочиями . Государственные органы реализуют монополию государства на законотворчество, правосудие, применение государственного принуждения.

    При помощи государственных органов осуществляется реализация функций государства в различных сферах. В связи с этим возможна следующая классификация государственных органов:

    1. По способу образования :

    – выборные (представительные),

    – назначаемые (производные).

    Формирование представительных органов осуществляется путем выборов , в которых принимают участие все граждане государства, обладающие активным (правом выбирать) избирательным правом. В России активным избирательным правом обладают все граждане, достигшие 18-летнего возраста. Выборы в представительные органы государственной власти проводятся на альтернативной основе (как минимум два кандидата на одну должность). Выборными (представительными) органами в России являются, Государственная Дума, Президент Российской Федерации, Законодательные собрания субъектов федерации.

    Назначаемые (производные) органы государства формируются в административном порядке (путем принятия волевого решения о создании органа и назначении на должность сотрудника). Назначаемым органом, например, является Правительство Российской Федерации. В ряде случаев назначение на должность предполагает процедуру одобрения выдвинутой в административном порядке кандидатуры представительным органом. В частности, представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства должна одобрить Государственная Дума; судья Конституционного Суда Российской Федерации считается назначенным, если получил при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

    Назначение предполагает, что на должность претендует единственный кандидат. Если его кандидатура не получает одобрения, то процедура либо повторяется с участием этого же кандидата, либо рассматривается другая кандидатура.

    2. По времени действия:

    – постоянные (не ограниченные сроком действия),

    – временные (ограниченные сроком действия).

    Постоянные государственные органы не ограничены в своих профессиональных функциях какими-либо сроками или обстоятельствами, действуют до ликвидации (реорганизации). Например, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство, судебные органы.

    Временные органы создаются для реализации конкретной функции и, после того как эта функция выполнена, прекращают свое существование. Например, Конституция РФ устанавливает, что в случае возникновения необходимости в разработке и принятии новой Конституции создается специальный орган – Конституционное Собрание, который полномочен решать вопрос о необходимости принятия новой Конституции и, в случае если такое решение принято, разработать и принять Конституцию, после чего прекращает свое существование.

    3. По функциональному назначению :

    – законодательные;

    – исполнительные;

    – судебные;

    – надзорно-контрольные и т. д.

    Законодательные органы государственной власти осуществляют деятельность, связанную с разработкой и принятием нормативных правовых актов – законов, обладающих высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми регуляторами (нормативными актами подзаконного характера, нормативными договорами, обычаями) 67 . К законодательным органам в Российской Федерации относятся двухпалатное Федеральное Собрание России (в структуру которого входят Государственная Дума и Совет Федерации), а также законодательные собрания субъектов Российской Федерации.

    Исполнительные органы государственной власти осуществляют деятельность, направленную на претворение в жизнь положений и принципов, получивших юридическое закрепление в действующем законодательстве (т. е. на реализацию законов).

    К исполнительным органам государственной власти в Российской Федерации относятся федеральное Правительство, федеральные министерства, государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные органы исполнительной власти местного уровня.

    Судебные органы государственной власти осуществляют правосудие по делам связанным с разрешением спорных ситуаций возникающих в процессе реализации правовых предписаний, а также определяют степень виновности лиц и устанавливают вид и объем наказания при совершении правонарушений.

    Судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения, как это делает парламент (исключением являются прецеденты в странах англосаксонской правовой семьи), он не занимается государственным управлением. Власть суда имеет конкретный характер. Действуя в особой процессуальной форме, суд рассматривает и решает конкретные дела: уголовные, в которых он оценивает доказательства совершения преступления и выносит приговор, гражданские, в которых имеется имущественный или иной спор между сторонами (физическими и юридическими лицами); административные дела (как правило, споры между гражданами и органами управления); трудовые конфликты между работодателями и работниками и т. д.

    Судебная власть принадлежит не судебному учреждению как таковому, включающему штатный персонал судей, секретарей, работников канцелярии (в некоторых странах также судебных следователей, прокуроров), а суду в форме судебного присутствия, судебного заседания. Она осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией (коллегия может состоять из профессиональных судей (не менее трех) либо одного или нескольких судей и определенного числа народных или присяжных заседателей), действующих в судебном процессе в рамках установленных сроков и процедур.

    К числу нетипичных органов государственной власти в России относят институт главы государства – Президента, который официально не входит ни в одну из ветвей власти, перечисленных в ст. 10 Конституции, однако отнесен в ст. 11 к числу субъектов, осуществляющих государственную власть, и обладает целым рядом прерогатив (исключительных прав) в наиболее важных сферах, связанных с осуществлением властных полномочий.

    Кроме того, специфическими властными полномочиями обладают государственные органы, осуществляющие контрольно-надзорную и интерпретационную деятельность (Прокуратура, Счетная палата, Конституционный Суд). В частности, прерогативой Конституционного Суда Российской Федерации является толкование Конституции, а также рассмотрение на предмет их соответствия Конституции нормативно-правовых актов, принимаемых и действующих на территории России. Причем если нормативный акт признается неконституционным, то он утрачивает юридическую силу, а несоответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению (п. 6 ст. 125 Конституции РФ).

    Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица – представители государственной власти государственные чиновники, управомоченные самостоятельно выступать от имени государства, принимать волевые решения, обеспечивать реализацию этих решений при помощи государственных гарантий и санкций, в том числе при помощи механизма государственного принуждения.

    Должностные лица – представители государственной власти осуществляют государственную власть в форме судебного, административного усмотрения. Предполагается, что выработка и принятие властного решения по делу является результатом сознательного волевого поведения (усмотрения) должностного лица. Вместе с тем должностное лицо принимает решение на основании и в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Превышение должностным лицом своих полномочий рассматривается как произвол.

    Должностные лица осуществляют государственную власть на профессиональной (возмездной) основе и не имеют права заниматься другими видами оплачиваемой деятельности (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности). Выступая в качестве полномочных представителей государства, чиновники не должны использовать властные полномочия в эгоистических интересах личного или корпоративного характера.

    Наряду с представителями государственной власти – профессиональными чиновниками существует особая категория должностных лиц, которые, находясь на государственной службе, вместе с тем являются представителями государственной власти только в период реализации конкретных профессиональных функций (часовой на посту, пограничник, охраняющий государственную границу, сотрудник ГИБДД, осуществляющий контроль за безопасностью дорожного движения, и т. д.). Особенностью в данном случае является выведение указанных лиц на время реализации ими государственно-властных полномочий за пределы служебной субординации. Выполняя эти функции, лицо является полномочным представителем государства и обязано подчиняться требованиям закона, даже в тех случаях, когда эти требования идут вразрез с приказами их непосредственных начальников (командиров).

    Важнейшей составляющей государственного механизма является государственный аппарат – совокупность органов государственной власти и должностных лиц – представителей государственной власти, которые от имени государства и в его интересах участвуют в реализации государственных функций.

    В основу создания и функционирования государственного аппарата положены принципы единства и разделения государственной власти.

    Единство государственной власти предполагает, что независимо от того, каким органом осуществляется государственная власть, каково функциональное и иерархическое положение этого органа, власть осуществляется от имени всего народа страны, выступающего в качестве единственного источника государственной власти (ст. 3 Конституции РФ) и делегировавшего свои властные полномочия членам государственного аппарата. Кроме того, в основу представлений о единстве государственной власти положена концепция государственного суверенитета, в соответствии с которой суверенитет государства сосредоточен в единой системе государственной власти (п. 3 ст. 5 Конституции) и в этом смысле является неделимым.

    Разделение властей может рассматриваться в двух аспектах : как разделение управленческого труда и как распределение объема властных полномочий .

    В первом случае имеет место разделение функциональных обязанностей, связанных с управленческой деятельностью.

    Как правило, называют три направления управленческой деятельности: 1) Законодательная; 2) Исполнительная; 3) Судебная.

    В подобном смысле разделение власти характерно для любого государства (в том числе и для тоталитарного).

    Разделение объема властной компетенции предполагает распределение объема властных полномочий между одноуровневыми органами (ветвями власти), которые могут не только реализовать управленческие функции в рамках своей компетенции, но и контролировать деятельность друг друга, препятствуя тем самым узурпации власти, перерастанию власти государства в деспотию.

    Таким средством контроля и ограничения является для ветвей власти «механизм сдержек и противовесов», впервые получивший свое теоретическое обоснование в работе французского мыслителя Ш. Монтескье «О духе законов». Юридическое оформление этот механизм получил в Конституции США 1787 г.

    В России свое официальное закрепление механизм разделения властей получил в Конституции 1993 г. Статья 10 Конституции РФ содержит положение о том, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Система сдержек и противовесов, используемая для обеспечения «баланса» ветвей власти, в Российской Федерации представлена самостоятельными (административно не подчиненными друг другу) органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также институтом главы государства – Президентом. Осуществляя взаимодействие в процессе осуществления функций государства, перечисленные структуры выполняют определяемые их компетенцией обязанности и одновременно оказывают сдерживающее воздействие в отношении друг друга. К примеру, собственно законотворчеством в России занимается высший орган законодательной власти страны – Федеральное Собрание Российской Федерации, однако для того чтобы закон вступил в силу, его должен подписать Президент. При этом последний может использовать свое «право вето» и не подписать закон. Таким образом, Президент может выступать в качестве сдерживающей силы в отношении законодательной власти. Однако у последней есть своего рода «противовес» – возможность преодоления президентского вето путем повторного голосования за закон и получения в его поддержку квалифицированного большинства не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы. В случае если парламентарии получают необходимое число голосов в поддержку отклоненного закона, то вето считается преодоленным, закон подлежит подписанию Президентом и обнародованию (п. 3 ст. 107 Конституции РФ).


    Следует подчеркнуть, что разделение государственной власти осуществляется не только по горизонтали, но и по вертикали (в ст. 11 Конституции РФ закрепляется принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов).

    Принцип единства и разделения государственной власти обусловливает необходимость оптимального сочетания тенденций централизации и децентрализации, возникающих в процессе формирования и функционирования государственного аппарата. Суть первой сводится к сосредоточению властных полномочий у высокоорганизованной команды профессиональных управленцев, осуществляющих от имени государства монопольную деятельность в сфере правотворчества, правосудия, применения мер государственного принуждения. Децентрализация государственной власти в свою очередь предполагает ограничение властных полномочий административно-бюрократических структур рамками нормативных предписаний, определяющих пределы властной компетенции государственных органов и выступающих в качестве действенных средств взаимного контроля, взаимных сдержек и противовесов.

    Структуру государственного аппарата образуют государственные органы – создаваемые по воле государства обособленные функциональные институты (подразделения) наделенные определенным объемом властной компетенции и осуществляющие от имени государства правотворческую, управленческую, правоисполнительную и правоприменительную деятельность.

    В качестве отличительных признаков государственных органов можно выделить следующие качественные характеристики:

    1. Публично-правовой характер . Государственные органы создаются волевым решением государства, действуют от имени всего государства и распространяют свои властные предписания на всех субъектов права, подпадающих под юрисдикцию государства (публичный характер). При этом порядок формирования и функционирования государственных органов определяется действующим законодательством (правовой характер);

    2. Нормативный порядок формирования и функционирования . Нормативному закреплению подлежит порядок формирования органа, объем его властной компетенции, место в системе иерархии государственных органов, порядок взаимодействия с другими государственными органами;

    3. Объективность . Само существование государственного органа не зависит от воли лиц, данный орган составляющих (отставка правительства означает смену его состава, а не ликвидацию государственного органа);

    4. Обладание специальными правомочиями . Государственные органы реализуют монополию государства на законотворчество, правосудие, применение государственного принуждения.

    При помощи государственных органов осуществляется реализация функций государства в различных сферах. В связи с этим возможна следующая классификация государственных органов :

    1. По способу образования :1)В ыборные (представительные); 2) назначаемые (производные).

    Формирование представительных органов осуществляется путем выборов , в которых принимают участие все граждане государства, обладающие активным (правом выбирать) избирательным правом. В России активным избирательным правом обладают все граждане, достигшие 18-летнего возраста. Выборы в представительные органы государственной власти проводятся на альтернативной основе (как минимум два кандидата на одну должность). Выборными государственными органами являются, например, Государственная Дума, Президент Российской Федерации, Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

    Назначаемые (производные) органы государства формируются в административном порядке (путем принятия волевого решения о создании органа и назначении на должность сотрудника). Назначаемым органом, например, является Правительство Российской Федерации. В ряде случаев назначение на должность предполагает процедуру одобрения выдвинутой в административном порядке кандидатуры представительным органом. В частности, представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства должна одобрить Государственная Дума; судья Конституционного Суда Российской Федерации считается назначенным, если получил при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

    Назначение предполагает, что на должность претендует единственный кандидат. Если его кандидатура не получает одобрения, то процедура либо повторяется с участием этого же кандидата, либо рассматривается другая кандидатура.

    2. По времени действия: 1) Постоянные (не ограниченные сроком действия); 2) Временные (ограниченные сроком действия).

    Постоянные государственные органы не ограничены в своих профессиональных функциях какими-либо сроками или обстоятельствами, действуют до ликвидации (реорганизации). Например, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство, судебные органы.

    Временные органы создаются для реализации конкретной функции и, после того как эта функция выполнена, прекращают свое существование. Например, Конституция РФ устанавливает, что в случае возникновения необходимости в разработке и принятии новой Конституции создается специальный орган – Конституционное Собрание, который полномочен решать вопрос о необходимости принятия новой Конституции и, в случае если такое решение принято, разработать и принять Конституцию, после чего прекращает свое существование.

    3. По функциональному назначению : 1) Законодательные; 2) Исполнительные; 3) Судебные; 4) Надзорно-контрольные и т. д.

    Законодательные органы государственной власти осуществляют деятельность, связанную с разработкой и принятием нормативных правовых актов – законов, обладающих высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми регуляторами (нормативными актами подзаконного характера, нормативными договорами, обычаями). К законодательным органам в Российской Федерации относятся двухпалатное Федеральное Собрание России (в структуру которого входят Государственная Дума и Совет Федерации), а также законодательные собрания субъектов Российской Федерации.

    Исполнительные органы государственной власти осуществляют деятельность, направленную на претворение в жизнь положений и принципов, получивших юридическое закрепление в действующем законодательстве (т. е. на реализацию законов).

    К исполнительным органам государственной власти в Российской Федерации относятся федеральное Правительство, федеральные министерства, государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные органы исполнительной власти местного уровня.

    Судебные органы государственной власти осуществляют правосудие по делам связанным с разрешением спорных ситуаций возникающих в процессе реализации правовых предписаний, а также определяют степень виновности лиц и устанавливают вид и объем наказания при совершении правонарушений.

    Судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения, как это делает парламент (исключением являются прецеденты в странах англосаксонской правовой семьи), он не занимается государственным управлением. Власть суда имеет конкретный характер. Действуя в особой процессуальной форме, суд рассматривает и решает конкретные дела: уголовные, в которых он оценивает доказательства совершения преступления и выносит приговор, гражданские, в которых имеется имущественный или иной спор между сторонами (физическими и юридическими лицами); административные дела (как правило, споры между гражданами и органами управления); трудовые конфликты между работодателями и работниками и т. д.

    Судебная власть принадлежит не судебному учреждению как таковому, включающему штатный персонал судей, секретарей, работников канцелярии (в некоторых странах также судебных следователей, прокуроров), а суду в форме судебного присутствия, судебного заседания. Она осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией (коллегия может состоять из профессиональных судей (не менее трех) либо одного или нескольких судей и определенного числа народных или присяжных заседателей), действующих в судебном процессе в рамках установленных сроков и процедур.

    Государственные органы, осуществляющие контрольно-надзорную и интерпретационную деятельность (Прокуратура, Счетная палата, Конституционный Суд) обладают специфическими властными полномочиями. В частности, прерогативой Конституционного Суда Российской Федерации является толкование Конституции, а также рассмотрение на предмет их соответствия Конституции нормативно-правовых актов, принимаемых и действующих на территории России. Причем если нормативный акт признается неконституционным, то он утрачивает юридическую силу, а несоответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению (п. 6 ст. 125 Конституции РФ).

    К числу нетрадиционных органов государственной власти в России относят институт главы государства – Президента, который официально не входит ни в одну из ветвей власти, перечисленных в ст. 10 Конституции, однако отнесен в ст. 11 к числу субъектов, осуществляющих государственную власть, и обладает целым рядом прерогатив (исключительных прав) в наиболее важных сферах, связанных с осуществлением властных полномочий.

    Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица – представители государственной власти –государственные чиновники, управомоченные самостоятельно выступать от имени государства, принимать волевые решения, обеспечивать реализацию этих решений при помощи государственных гарантий и санкций, в том числе при помощи механизма государственного принуждения.

    Должностные лица – представители государственной власти осуществляют государственную власть в форме судебного, административного усмотрения. Предполагается, что выработка и принятие властного решения по делу является результатом сознательного волевого поведения (усмотрения) должностного лица. Вместе с тем должностное лицо принимает решение на основании и в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Превышение должностным лицом своих полномочий рассматривается как произвол.

    Должностные лица осуществляют государственную власть на профессиональной (возмездной) основе и не имеют права заниматься другими видами оплачиваемой деятельности (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности). Выступая в качестве полномочных представителей государства, чиновники не должны использовать властные полномочия в эгоистических интересах личного или корпоративного характера.

    Наряду с представителями государственной власти – профессиональными чиновниками существует особая категория должностных лиц, которые, находясь на государственной службе, вместе с тем являются представителями государственной власти только в период реализации конкретных профессиональных функций (часовой на посту, пограничник, охраняющий государственную границу, сотрудник ГИБДД, осуществляющий контроль за безопасностью дорожного движения, и т. д.). Особенностью в данном случае является выведение указанных лиц на время реализации ими государственно-властных полномочий за пределы служебной субординации. Выполняя эти функции, лицо является полномочным представителем государства и обязано подчиняться требованиям закона, даже в тех случаях, когда эти требования идут вразрез с приказами их непосредственных начальников (командиров).



    Просмотров