Правовые методы обеспечения экономической безопасности организации. Среди них: введение единой системы мониторинга с четкими критериями оценки и ряд изменений в законодательство, которые модернизируют роль государственных органов и регламентируют деятельн

1 Организационно-функциональные
документы системы безопасности
предприятия
2 Виды нормативных документов
3 Лицензирование видов деятельности служб
безопасности предприятий
4 Рекомендации по разработке уставных
документов службы безопасности
предприятия

Организационно-функциональные документы системы безопасности предприятия

В своей деятельности служба безопасности
предприятия руководствуется целым рядом
нормативно-законодательных документов,
которые представляются в виде набора
практических инструкций, таких как
инструкции:

по организации режима и охраны;
защите коммерческой тайны;
работе с конфиденциальной информацией;
организации хранения дел, содержащих
конфиденциальную информацию и по работе
архивов, хранящих эту информацию;
инженерно-технической защите информации;
порядке работы с иностранными
представителями и представительствами
перечня сведений, составляющих коммерческую
тайну.

Наиболее важным документом, регламентирующим
деятельность службы безопасности предприятия,
является закон РФ «О частной детективной и
охранной деятельности в РФ».
Этим законом регламентируется, что учредителями
службы безопасности не могут быть физические
лица, даже имеющие соответствующие лицензии.
В соответствии с законом учредителем службы
безопасности может быть только одно
предприятие.

В законе четко определено, что служба
безопасности создается в интересах
собственной безопасности учредителя,
однако роль службы безопасности в ее
обеспечении не определена.
Представляется, что служба безопасности
предназначена прежде всего для
организации защиты от всех видов угроз.

Краткий перечень возможных действий
службы безопасности по пресечению,
устранению или нейтрализации угроз.
1. Физическая безопасность – охрана
персонала от насильственных
преступлений, предупреждение таких
преступлений и т.д.
2. Информационная безопасность –
сохранение коммерческой тайны, борьба с
хакерами и т.д.

3. Экономическая безопасность – охрана
имущества предприятия, борьба с
экономическим шпионажем и т.д.
4. Экологическая безопасность –
документирование экологических
правонарушений, выставление
экологических постов и т.д.
5. Пожарная безопасность –
проектирование, монтаж и
эксплуатационное обслуживание пожарной
сигнализации, выставление постов в местах
загорания и пожаров и т.д.

6. Техногенная безопасность – охрана
наиболее опасных участков предприятия от
террористов, участие в расследовании
техногенных катастроф и т.д.
7. Психологическая безопасность –
информирование персонала предприятия
об отсутствии реальных угроз, адекватное
реагирование на дезинформационные
мероприятия и т.д.
8. Научно-техническая безопасность –
охрана ноу-хау, организация охраны
научных лабораторий и т.д.

10.

Саму службу безопасности предприятия,
можно определить как его структурное
формирование, осуществляющее в рамках
законодательства и собственного устава
меры по предотвращению и пресечению
угроз интересам своего учредителя.
Правовое обеспечение службы защиты
информации на конкретном предприятии
(фирме, организации) отражается в
совокупности учредительных,
организационных и функциональных
документов.

11.

Требования обеспечения безопасности и
защиты информации отражаются в уставе
в виде следующих положений:
предприятие имеет право определять состав,
объем и порядок защиты сведений
конфиденциального характера, требовать от
своих сотрудников обеспечения их сохранности
и защиты от внутренних и внешних угроз;
предприятие обязано обеспечить сохранность
конфиденциальной информации.

12. Такие требования дают право администрации предприятия:

создавать организационные структуры по защите
конфиденциальной информации;
издавать нормативные и распорядительные
документы, определяющие порядок выделения
сведений конфиденциального характера и
механизмы их защиты;
включать требования по ЗИ в договоры по всем
видам хозяйственной деятельности;
требовать защиты интересов предприятия со
стороны государственных и судебных инстанций;

13.

распоряжаться информацией, являющейся
собственностью предприятия, с целью
извлечения выгоды и недопущения
экономического ущерба коллективу
предприятия и собственнику средств
производства;
разработать «Перечень сведений
конфиденциальной информации».
Требования правовой обеспеченности защиты
информации предусматриваются в
коллективном договоре

14. 2 Виды нормативных документов

Правовые основы деятельности службы
безопасности определяются
соответствующими положениями
конституции РФ, а также целым
комплексом законов, указов Президента РФ
и постановлений правительства РФ.

15. 4 Рекомендации по разработке уставных документов службы безопасности предприятия

Несмотря на большое количество
законодательных актов,
регламентирующих деятельность в
сфере обеспечения безопасности
предприятий, во многих случаях при
практической деятельности работники
СБП сталкиваются с их противоречиями.

16.

это можно преодолеть путем тщательной
правовой обработки устава СПБ.
Уставом называется правовой акт,
определяющий свод правил, регулирующих
деятельность организации, ее
взаимоотношения с другими организациями и
гражданами, права и обязанности в
определенной сфере ее деятельности.
В уставе должны быть изложены в краткой, но
емкой форме, основы жизнедеятельности СБ

17.

в него целесообразно включить разделы:
I. Общие положения.
II. Основные задачи.
III. Функции.
IV. Права и обязанности.
V. Руководство.
VI. Взаимоотношения и связи.
VII. Охранная и детективная деятельность.
VIII. Имущество и средства.
IX. Контроль, проверка и ревизия деятельности.
X. Реорганизация и ликвидация.

18.

Раздел «Общие положения» содержит перечень
нормативных актов, которыми должны
руководствоваться в своей деятельности
сотрудники службы безопасности; полное
наименование и адрес местонахождения
предприятия-учредителя: название документа, на
основании которого создается служба
безопасности (протокол, приказ, решение
коллегии и т.д.), и дату его учреждения; место
службы безопасности и его подчиненность в
структуре предприятия: деятельность службы
безопасности, принципы деятельности; наличие
текущего, расчетного счета: порядок
финансирования.

19.

Чрезвычайно большое значение имеет
формулирование цели деятельности СБ, так как
именно от этого зависит, какие задачи и функции
будут поставлены перед ней.
Следует учитывать, что цель деятельности СБ определяет
руководитель предприятия - учредитель, поэтому возможны и
другие его формулировки.
Раздел «Основные задачи» включает те задачи,
выполнение которых возможно в рамках
предоставленной службе безопасности
компетенции, и реализация которых приведет к
достижению обозначенной цели.

20.

основные задачи:
охрана собственности и защита персонала от
противоправных посягательств;
координация действий сотрудников и структур
предприятия по вопросам безопасности;
содействие правоохранительным органам и судам по
вопросам, затрагивающим интересы предприятия;
защита от несанкционированного доступа к закрытой
информации о персонале и деятельности
предприятия;
сбор, обработка и анализ конфиденциальной
информации среди персонала предприятия и в
сфере предпринимательства.

21.

Раздел «Функции» включает перечень
функций и составляется с учетом того, что
их выполнение позволит реализовать ранее
обозначенные основные задачи. Сами
функции можно разделить на группы:
внешние и внутренние. К внешним
функциям относятся те из них, которые
названы в законе видами предоставляемых
услуг при разработке внутренних функций
никаких ограничений не существует.

22.

Раздел «Права и обязанности» рассматривает
права и обязанности сотрудников
подразделений СБП, такие, как внесение
предложений руководству и структурным
подразделениям предприятия, контроль за
соблюдением режима безопасности,
проведение расследований, изменение
структуры СБ, осуществление взаимодействия
с правоохранительными и контрольнонадзорными органами, и т.д.

23.

Раздел «Руководство» определяет
подчиненность начальника службы
безопасности одному из руководителей
предприятия, порядок выполнения
распоряжений руководителя предприятияучредителя, обязанности персонала выполнять
указания руководителей службы безопасности
и процедуру обжалования их неправомерных
действий, порядок назначения и освобождения
руководителей службы безопасности, перечень
основных квалифицированных требований к
ним, ответственность и т.д.

24.

Раздел «Взаимоотношения и связи»
регламентирует процедуры контактов СБ с
руководителями и конкретными
подразделениями предприятия,
правоохранительными, контрольнонадзорными и судебными органами,
средствами массовой информации,
деловыми партнерами учредителя,
депутатским корпусом и т.д.

25.

Раздел «Охранная и детективная
деятельность» отражает такие вопросы, как
наименование орг. структурных
формирований, занимающихся сыскной и
охранной деятельностью, методы и средства,
применяемые сотрудниками СБ, ограничения
в охранной и детективной деятельности,
обязательность регулирования деятельности
сотрудников СБ внутренними нормативными
актами (положения об отделах, должностные
инструкции и т.д.), критерии оценки
деятельности СБ и т.д.

26.

Раздел «Имущество и средства» описывает
перечень необходимых для
функционирования службы безопасности
мебели, компьютеров, автомашин, средств
связи, помещений, спецсредств и оружия,
форменного обмундирования и т.д.
В этот перечень рекомендуется включить
условия и порядок финансирования службы
безопасности и её сотрудников, наличие
компьютерных программ, специальной
литературы и нормативных актов и т.д.

27.

Раздел «Контроль, проверка и ревизия
деятельности» определяет субъектов этой
деятельности, их правомочия, порядок
доступа к документации службы
безопасности, место и время хранения
контрольных документов, формы и методы
устранения выявленных недостатков.

28.

Проект Устава СБ подписывается его
начальником, утверждается руководителем
предприятия-учредителя и представляется на
согласование начальнику органа внутренних
дел района.
К разработке проекта следует относиться
внимательно и квалифицированно, так как от
качества этого проекта в дальнейшем во
многом зависит эффективность деятельности
службы безопасности.

3.2. Система экономической безопасности предприятия. Задание. принципы построения

Анализ показывает, что хакерские атаки как причина кражи и уничтожения информации составляют менее 20%. Для многих менеджеров кажется фантастическим, что компьютеры прослушиваются, но этот способ кражи информации является причиной более 10% случаев. Социальная инженерия недооценивается. Опасность незаконного прослушивания, которая часто применяется как профессионалами, так и любителями, авантюристами и бездельниками, широко игнорируется из-за широкого распространения и низкой стоимости прослушивания.

Каждый участвует в каждой атаке. Существует не большой успех атаки, которая не использовала информацию или соучастие внутреннего человека. Помощь со стороны человека является добровольной или принудительной, преднамеренной или непреднамеренной, но в любом случае демонстрирует одну из наиболее важных и наиболее уязвимых единиц системы безопасности - людей. Людям следует уделять особое внимание как потенциальной угрозе, так и наиболее уязвимым.

3.3. Риск и его влияние на экономическую безопасность предприятия. Управление экономическими рисками предприятия

И не полагайся на то, что враг не придет, полагайся на средства, которые располагаешь, чтобы встретить его.

И не полагайся на то, что враг не нападет; полагайся на то, чтобы наши позиции были неуязвимы для нападения.

У каждой угрозы есть приоритет и разум. Как правило, каждая атака происходит в несколько этапов: формирование намерений, сбор информации, анализ информации, составление плана, предоставление необходимых ресурсов, принятие мер. Это иногда интуитивно понятно в течение нескольких секунд, а иногда и получается из хорошо продуманного плана и занимает месяцы или годы, но оба случая имеют характерные признаки каждого из этапов, которые могут быть захвачены и проанализированы с целью применения профилактических или защитных меры.

Однако такие прекурсоры, причины и признаки могут восприниматься профессионалами и в присутствии хорошо зарекомендовавшей себя системы безопасности компании. Цель безопасности компании - выявлять угрозы, исследовать безопасность объектов, создавать систему защиты активов, предотвращать и перехватывать инциденты и преступления, выявлять нарушения, охранять.

В свою очередь, в экономической безопасностью предприятия (ЭБП ) понимают состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных хозяйственных интересов и целей уставной деятельности .

Целью обеспечения экономической безопасности предприятия (фирмы) должна стать комплексная противодействие потенциальным и реальным угрозам, устранение или минимизация которых должно гарантировать субъекту хозяйствования успешность функционирования в нестабильных условиях внешней и внутренней среды. Достижения вышеуказанной цели становится возможным при условии формирования и реализации политики экономической безопасности предприятия (фирмы) как общего ориентира для действий и принятия решений, облегчает достижение цели. При этом решаются следующие задачи по обеспечению экономической безопасности предприятия (рис. 3.1).

Для обеспечения профилактики необходимо создать систему безопасности компании. Это делается путем предоставления перспективной информации о внешней среде, то есть посредством разведывательной деятельности; обеспечивая своевременную внутреннюю информацию - противодействовать разведке, анализировать полученную информацию и, исходя из этого, определять уровни и основные направления анализа угрозы - риска.

Благодаря этой деятельности система безопасности компании может позволить управление рисками. Управление рисками является основным видом деятельности системы безопасности бизнеса. Он позволяет предотвращать, поэтому он работает «с умом, а не с мышцами». Это до событий, а не после них. Предотвращение преступления или несчастного случая гораздо более выгодно и в основном выгодно для бизнеса, чем раскрытие информации. Профилактическая деятельность создает ценность и не тратит деньги на незапланированные, менее эффективные и поздние виды деятельности.

Рис. 3.1.

Внутреннее содержание понятия экономической безопасности предприятия является достаточно комплексным и содержит ряд элементов, в частности объект и субъект безопасности. Объектом экономической безопасности предприятия выступает все то, на что направлены усилия по обеспечению безопасности, или же то, что нуждается в защите (рис. 3.2):

Для достижения своих целей система безопасности компании должна быть способна противодействовать всему спектру угроз. Только создание системы сигнализации и установка охранника не решают проблему корпоративной тайны, утечки от менеджеров или сотрудников, ущерба от деятельности коррумпированных государственных чиновников или угрозы проникновения других организаций. С другой стороны, хорошо спроектированная система сигнализации и хорошая безопасность могут предотвратить нападение преступного контингента или отказаться от враждебных действий со стороны несправедливых сотрудников.

кадровый персонал предприятия, а именно: руководящий состав, акционеры, структурные подразделения и их сотрудники, функции которых связаны с различными видами информации;

■ имущественный, интеллектуальный и финансовый капитал предприятия;

■ присущи специфике фирмы виды финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Элементам системы безопасности компании более пятнадцати. Каждый элемент должен дозироваться, применяться на месте, взаимодействовать с другими и адекватно реагировать на угрозы. Превышение применяемого типа и степени применяемых мер безопасности не повышает уровень безопасности во много раз, но, безусловно, препятствует ежедневным операциям и потребляет финансовые ресурсы и человеческие ресурсы. Слабо организованная система безопасности, основанная на непрофессиональных действиях и недооценке уровня угроз, чрезвычайно опасна.

Такая система дает ложное чувство безопасности и уверенности. Примером может служить кража цветных металлов, золота и серебра с таможенного склада в аэропорту Софии. Фактически, нет никаких сомнений в способности воров, а в инсайдерской информации и уникальной некомпетентности охранников и мер безопасности, которые не соответствуют уровню угрозы. Аналогичная ситуация была обнаружена в некоторых государственных и частных финансовых учреждениях.


Рис. 3.2.

Итак, объектом экономической безопасности предприятия является вся система его полноценного функционирования. При поражении хотя бы одного из объектов экономической безопасности предприятия последняя испытывает соответствующего влияния на отдельный участок фирмы, может обернуться опасностью или угрозой потери баланса равновесия производственно-хозяйственного механизма предприятия. Каждое предприятие (предприятие) имеет более общий объект безопасности, так и специфический, из-за особенностей ее деятельности.

Существуют две основные проблемы безопасности компании в Болгарии. Во-первых, нехватка профессионалов в этой области. Тот факт, что человек был полицейским, службой или армией, не делает его специалистом. Логистика самой секретной службы, наш элитный разведчик, полицейский безопасности или командир стрелковой бригады, вряд ли имеют представление о половине элементов корпоративной безопасности. С другой стороны, в стране есть академические круги. Есть несколько книг на тему болгарских авторов, некоторые хорошо написанные, другие хорошо написаны.

Непосредственная организация обеспечения безопасности вышеперечисленных объектов возложена на субъектов экономической безопасности предприятия, а именно соответствующих лиц, подразделений, служб, органов, ведомств и учреждений.

Субъектов экономической безопасности предприятия можно классифицировать по ряду признаков (рис. 3.3).

Некоторые из этих теоретиков не имеют четкого представления о современных бизнес-процессах. Наука лидирует, но практический опыт является основой повседневной работы и успешных внедрений. Чтобы избежать подготовки принципа «образец-ошибка», необходимо иметь стабильную теоретическую основу для обеспечения применения современных практических методов. Вот почему нужны профессионалы и непрерывное обучение. Бизнес - это динамично развивающаяся среда. Тематические исследования являются частыми и разнообразными и требуют адекватного ответа на их предоставление.

По принадлежности:

собственные службы безопасности, входящих в структуру субъектов хозяйствования и полностью содержатся за их средства. Структура этих подразделений базируется в зависимости от уровня становления фирмы, массива вопросов, решение которых возлагается на эти службы руководство предприятия на том или ином этапе его развития;

Вторая проблема - отношение менеджеров. Они видят, как они тратят деньги на безопасность, а не на прямой возврат. Они не знают об окружающей среде, угрозах и уровне угроз, они недооценивают проблему. Он ограничивает сферу деятельности подразделения безопасности по разным причинам, часто превращая его в подразделение «мальчик за все» и охранник парковки. Менеджеры - это умные люди, привыкшие принимать решения, имея хорошую основу и адекватную информацию, они быстро обращаются к вопросам безопасности.

Введение в международные отношения

Их главная задача, однако, состоит в том, чтобы вести и «делать» бизнес, поэтому необходимо иметь возможность полагаться на профессионального профессионала. Основная цель курса - предоставить студентам понимание сферы международных отношений как самостоятельных и независимых научных дисциплин. Он будет представлен предметом исследований и основными теоретическими концепциями, с помощью которых международная система концептуализируется и интерпретируется таким образом, что учащийся в дисциплине, которую он решил изучать, приобретает базовую ориентацию, которая впоследствии будет развиваться в специализированных предметах бакалавриата и, возможно, последующих магистерских исследований.

■ самостоятельные коммерческие или государственные организации, нанимаются предприятием для выполнения функций по обеспечению отдельных или всех аспектов его безопасности. Такие субъекты, как правило, специализируются либо на чисто режимно-охранных услугах (охрана зданий, сооружений, транспорта, отдельных работников предприятий, учреждений, членов их семей и т.д.), либо на чисто экономических, правовых или консультационных услугах.

Курс является первой из двух частей цикла лекций с двумя семестрами, посвященных основным историческим моментам и ключевым вопросом исторического развития века, с упором на период до начала Второй мировой войны. Интерпретация различных тем, касающихся элементов непрерывности и дискретности исторического развития и последовательного применения сравнительного подхода позволяет распознавать разнообразие и взаимоотношения между формами и динамикой исторических перемен в Европе и во всем мире, и предлагают студентам как основную направленность и основу глубже студия.

В зависимости от непосредственного участия в обеспечении безопасности предприятия:

специальные субъекты, созданные исключительно для выполнения функций по обеспечению безопасности фирмы, как ее собственная служба безопасности, так и привлечена на условиях договора;

■ напивспециальни субъекты, к непосредственным функции которых входит ряд таких, которые направлены на обеспечение безопасности предприятия. Такими субъектами являются отдел кадров, финансово-кредитный отдел, медицинская часть и тому подобное;

Результаты обучения курса. Цель курса - познакомить студентов с избранными экономическими вопросами, необходимыми для понимания основного контекста функционирования нашего общества. Это далеко не исчерпывающая интерпретация всех экономических вопросов, поскольку эта область исследования не является экономической сферой. Основной темой, которая будет обсуждаться, является принятие решений о распределении ресурсов и продукции на основе цен, которые формируются в процессе обмена между производителями, потребителями, работниками и владельцами факторов производства.

■ остальной персонал и структурные подразделения, участие которых в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности предприятия имеет исключительный характер.

В зависимости от формы собственности и подчинения:

■ государственные органы - осуществляют полномочия по безопасности субъектов финансово-хозяйственной деятельности, в структуру которых они входят, или же предоставляют услуги сторонним фирмам на условиях заключенных договоров, примером чего является деятельность Государственной службы охраны МВД Украины о мерах безопасности всех без исключения коммерческих банков в Украине;

Студенты познакомятся с основными вопросами микроэкономики и макроэкономики. Закон является нормативной системой, которая регулирует жизнь общества и отношения внутри него, с тем чтобы обеспечить равный доступ для всех к правосудию, его основополагающим правам, а также для выполнения основных обязательств. Целью этого курса является ознакомление студентов с основными, наиболее важными отраслями права и принципами, на которых они строятся. Цель этого курса - получить базовую ориентацию в структуре правовой системы, а также получить базовую осведомленность о форме отдельных правовых полей.

■ негосударственные органы, которые представлены охранными организациями, аналитическими центрами, информационными и консалтинговыми службами, за соответствующую плату на условиях договора предоставляют услуги по охране объектов, осуществляют защиту информации, коммерческой тайны и т. К этой группе субъектов относятся и собственные службы безопасности предприятия негосударственной формы собственности.

Политическая и экономическая география мира

Курс знакомит студентов с основными политическими и экономическими реалиями в территориальном контексте. Он демонстрирует, что пространство является неотъемлемой частью социально-экономической реальности, которая может стимулировать в положительном или отрицательном смысле. Он обеспечивает основу для понимания макроэкономических и политических реалий как в глобальном, так и в региональном плане. Цель курса - прояснить пространственную организацию социально-экономической системы и информацию об изменениях политических карт регионов в результате влияния географической среды, характера населения и политических концепций.

В зависимости от правовой основы функционирования (легитимности субъектов):

официальные органы, которые функционируют в рамках действующего законодательства Украины и международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;

■ нелегитимные структуры, деятельность которых происходит вне правового поля Украины. Сейчас их функционирования имеет динамику к уменьшению, что вызвано отказом субъектов бизнеса от их "услуг", однако отвергать их существование не стоит. Указанные субъекты, то есть "крыша", предлагают свои услуги через угрозы, насилие, погромы, гарантируя при этом защищенность от подобных структур. Обычно такие услуги предлагаются субъектам бизнеса, деятельность которых полностью или частично происходит в тени, является основанием для шантажа.

Курс ориентирован на знание отдельных теоретических аспектов проблем международных организаций, которые впоследствии конкретизируются на примерах. Студенты знакомятся с базовой терминологией, историческим развитием, с текущим статусом, структурой и функционированием организаций и их важностью в современных обществах.

Это вторая из двух частей цикла лекций с двумя семестрами, посвященная основным историческим моментам и ключевой проблеме исторического развития века, охватывающей период с конца Второй мировой войны до конца века. Концепция интерпретации и способ обсуждения тем совпадают с концепцией первой части цикла. Кроме того, акцент делается на непрерывности или разрыве явлений, событий и процессов с последовательным применением метода сравнительных исследований.

Перечень указанных выше субъектов экономической безопасности предприятия, кроме последнего, успешно формирует рынок услуг по обеспечению экономической безопасности бизнес-структур. Чаще всего предприниматели формируют спрос на физическую охрану зданий, инкассацию, комплекс защитных мер от рэкета и прослушивания телефонных каналов связи, помещений от радиозакладок, компьютеров и компьютерных сетей от несанкционированного проникновения и вирусов.


Рис. 3.3.

Несколько меньше спрос на услуги по организации защиты документированной информации, прежде всего той, которая содержит государственную и коммерческую тайну. Также недостаточно внимания уделяется работе с персоналом, допущен к конфиденциальной информации.

Недостаточно с точки зрения безопасности исследуется проблема внешних контактов предприятия. Здесь предлагается анализ репутации соисполнителей, контрагентов, их кредитоспособности, финансовой состоятельности; изучение конкурентов, исследование рынка, то есть обеспечение прикладных аспектов безопасности современного маркетинга. Исключением является только коммерческие банки, для которых изучение потенциальных клиентов - вопрос выживания, тесно связано с возвращением кредитов.

Согласно анализу современного мирового рынка услуг безопасности около 60% объема заключенных сделок составляют охранные услуги; услуги технического обеспечения - по 15% соответственно; услуги частного сыска - 10% .

В свою очередь, рынок охранных услуг состоит из примерно равных частей по охране стационарных объектов, личной охраны, охраны массовых мероприятий, сопровождение грузов и ценностей при транспортировке. При этом если предприятию не хватает собственных возможностей и возможностей охранной компании, нанятой предприятием на постоянной основе, то предприятие обращается на рынок специализированных услуг, которые связаны с рынками товаров (технических средств безопасности), специалистов и информации.

Следует заметить, что рынок услуг в сфере безопасности достаточно сложно анализировать, поскольку он характеризуется отсутствием четких границ. Как правило, фирмы, работающие на этом рынке, - многопрофильные, а потому выделить компании, предоставляющие услуги только в сфере безопасности, можно только весьма условно. Самые распространенные направления их деятельности:

■ охрана офисных помещений;

■ подготовка и предоставление личных охранников;

■ подготовка профессиональных телохранителей;

■ консультации;

■ охрана грузовых перевозок;

■ охрана автостоянок;

■ установление технических средств безопасности.

Среди других специальных услуг, которые предоставляют специализированные компании (агентства безопасности), преобладают такие: охрана массовых мероприятий, продажа оружия, создание локальных систем криптографической защиты информации, совместное с милицией патрулирования.

К наиболее перспективных видов услуг в сфере безопасности следует отнести сбор информации, в том числе относительно кредитоспособности бизнес-партнеров и надежности сделок, предоставление комплексных услуг по охране коммерческих предприятий, сопровождение грузов и ценностей, а также услуги по технической защите, подготовки кадров защиты информации. Перспективными их следует считать потому, что именно с ними объем заключенных сделок постоянно растет.

Другая характерная особенность современного рынка охранных услуг прослеживается в развитии бизнеса в сфере безопасности прежде всего за счет расширения круга клиентов с привлечением более солидных коммерческих структур, в меньшей степени - за счет диверсификации услуг (расширение их номенклатуры или углубление специализации).

Наибольший спрос на услуги охранных агентств предъявляют коммерческие банки и компании, занимающиеся финансовой деятельностью (финансовые и страховые, а также фирмы, работающие на фондовом рынке). Такая сфера бизнеса, кроме обычных охранных услуг, особенно нуждается в защите собственной конфиденциальной информации, обеспечивается техническими средствами безопасности. К тому же большинство из них ликвидные, обладают солидной репутацией, и можно считать, что привлечение клиентов именно этой категории спровоцирует основную конкурентную борьбу в охранном бизнесе.

В современных условиях правовое регулирование безопасности предпринимательской деятельности приобретает важное значение. Прежде всего надо отметить, что в Украине нет отдельного закона, который бы регулировал отношения между субъектами права по защите бизнеса или корпоративных прав от посягательств как со стороны преступных группировок, так и со стороны коррумпированных властных структур. Поэтому нормы права, регулирующие указанные отношения, содержатся в отдельных законах Украины и в подзаконных нормативных актах. Чаще всего в этих нормах права лицо (как субъект права) выступает не как бизнесмен (то есть лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью), а как физическое лицо (то есть независимо от рода занятий).

Итак, общественные отношения, связанные с обеспечением экономической безопасности бизнеса, регулируют такие нормативные акты (рис. 3.4):

■ Конституция Украины;

■ Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины, то есть кодифицированы сборники нормативных актов, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение действующего законодательства (в том числе в сфере безопасности бизнеса), и нормативных актов, определяющих сам процесс привлечения виновных к уголовной ответственности;

■ Кодекс Украины об административных правонарушениях, то есть кодифицированный сборник нормативных актов, предусматривающих административную ответственность за нарушение действующего законодательства. Можно, конечно, возразить, что какой же это защита безопасности предпринимательской деятельности, если, наоборот, кодексы предусматривают ответственность (уголовную или административную) за нарушения, которые совершают коммерсанты или физические лица при осуществлении коммерческой деятельности. Приведем пример: есть две коммерческие структуры, одна тщательно соблюдает законы, платит налоги, при завозе товара из-за границы полностью оплачивает таможенные сборы, лицензирует свою деятельность - с этих выплат, конечно, состоит конечная цена товара или услуг, которые компания реализует. Другая коммерческая структура работает наполовину "в тени" - не платит налогов, завозит контрабандный товары, не лицензирует свою деятельность. Конечно, цена товара или услуг в этих двух структурах будет совсем не сравнимой, в результате чего законопослушный коммерческая структура обанкротится, потому что не выдержит конкуренции с другой коммерческой структурой. Законы же, устанавливая наказание за противозаконную деятельность, не позволяют коммерсантам действовать незаконными методами, тем самым поддерживая здоровую конкуренцию и защищая права законопослушных конкурентов. Такие примеры можно привести почти по каждой норме права;

■ Хозяйственный и Гражданский, Хозяйственный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Украины;

Налоговый кодекс;

■ декреты Кабинета Министров постановления Кабинета Министров, положение Национального банка Украины, другие подзаконные нормативные акты исполнительной власти, ведомственные приказы и инструкции;

■ законы Украины, которые регулируют те или иные аспекты деятельности субъектов хозяйствования.

Перечень законов может быть существенно дополнен, потому что почти в каждом из них есть нормы, которые, регулируя деятельность субъектов права, ограничивая его права в совершении противозаконных действий, тем самым обеспечивают безопасность предпринимательской деятельности законопослушного субъекта права. В 2012 году на рассмотрение Верховной Рады Украины был внесен проект Закона "О частной детективной (розыскной) деятельности" от 13.12.2012 № 1093, который определяет общие правовые основы частной детективной (розыскной) деятельности в Украине как одного из путей обеспечения конституционных гарантий человека на защиту своих законных прав и интересов .


Рис. 3.4.

Это не первая попытка создать законодательную базу для деятельности многочисленных частных охранных и детективных агентств в стране. Инициаторы законопроекта отмечают, что в странах, где частная детективная деятельность урегулирована законодательно, их работа значительно повышает ответственность государственной правоохранительной системы за своевременное и высокопрофессиональное реагирования на потребности граждан и общества. Кроме того, освобождает милицию от необходимости выполнения многих незначительных и не свойственных им функций. Итак, способствует общему оздоровлению криминогенной ситуации. Согласно предложенному проекту закона сотрудникам охранных и детективных агентств разрешено собирать информацию из открытых источников, то есть из книг, газет, справочников, телепередач; Законом "Об информации" получать сведения, на основании письменных запросов, из разных предприятий, учреждений и организаций. Еще разрешается получать сведения, опрашивая граждан, но если они сами захотят отвечать на поставленные вопросы. Можно также наружное наблюдение (с использованием видеосъемки) на открытой местности, в общественных местах, общественном транспорте и на других объектах, доступ к которым ограничен. Впрочем, можно и на тех, доступ к которым ограничен, то есть в офисных, хозяйственных или жилых помещениях, но только с согласия их владельцев или пользователей. Таким образом, в случае принятия этого закона будут созданы правовые основы деятельности, в том числе и системы обеспечения экономической безопасности предприятия.



Просмотров