Правовое регулирование и его механизм. На тему: «Правовая сфера жизни общества

Предмет правового регулирования - совокупность качественно однородных общественных отношений, урегулированных правовыми нормами. Предмет правового регулирования указывает, на какую сферу (или круг) общественных отношений направлено воздействие норм права, в частности их диспозиций (прав и обязанностей).

Предмет правового регулирования - условное выделение обособленного круга (совокупности) общественных отношений, имеющих единое качество и нуждаются в упорядочении. Это позволяет обобщить нормы права, которые регулируют круг общественных отношений в определенной сфере, в такую нормативную общность, как отрасль права. Например, предметом экологического права является обособленное в широкой сфере общественных отношений их определенный круг, что касается рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Предмет земельного права составляют общественные отношения по рациональному использованию и охране земель. Предмет административного права - управленческие отношения. Предмет трудового права - трудовые отношения и т.д. Каждая отрасль права имеет свою относительно обособленную сферу и предмет регулирования. Когда в результате нормотворчества появляется чрезмерно большой массив правовых норм, возникает потребность в обособлении еще одной или нескольких отраслей права, которые регулируют конкретные общественные отношения. Так возникла потребность в специальном регулировании трудовых отношений (трудовое право), семейных отношений (семейное право), финансовых отношений (финансовое право) и др.

Сфера правового регулирования - социальное пространство (часть общественных отношений), который возможно и необходимо упорядочить с помощью правовых средств. При установлении сферы правового регулирования следует исходить не столько из классификации общественных отношений (экономические, политические, социально-культурные и др.), сколько из материи самого права как нормативного регулятора, целенаправленность которого - свобода и порядок в обществе.

Признаки сферы правового регулирования:

1) является социальной, поскольку право регулирует социальные отношения, а не природные процессы (землетрясения, тайфуны, физико-химические явления и др.);

2) является той частью общественных отношений, могут быть урегулированы правом, то есть могут пройти через волю и сознание людей (нельзя регулировать действия человека, совершенные в состоянии невменяемости или физического принуждения);

3) содержит в себе совокупность конкретных, типичных и повторяющихся общественных отношений, которые объективно нуждаются в регулировании правом, в обобщении и закреплении в нормативно-правовых предписаниях (а не общественных процессов, что протекают по объективным законам общественной жизни и не имеют необходимости в регулировании правом);

4) охватывает важные общественные отношения, в определенный момент больше всего касаются интересов общества, трудовых коллективов, организаций, предприятий и др. Это означает, что сфера регулирования не является статичной, а подвергается изменениям, зависит от условий внутренней и внешней ситуации, уровня экономического, социального, духовно-культурного развития общества;

5) имеет ограниченный объем охвата (границы правовой регламентации) и не может содержать в себе те социальные явления, которые объективно не допускают формального, юридического, благоустройство.

Основные сферы правового регулирования за определенными блоками общественных отношений: экономическая (прежде всего имущественных отношений: производство, обмен, распределение); политическая (прежде всего управленческих отношений внутри страны и на международной арене); социально-культурная (образование, медицинская помощь, научная деятельность, занятия спортом, а также некоторые личные неимущественные отношения). Сферы правового регулирования за "объемом" общественных отношений, на которые оно распространяется: сфера нормативного (законодательного и подзаконного) и сфера піднормативного (правоприменительного и договорного) правового регулирования.

Границы правового регулирования - рубежи властно-волевого влияния гражданского общества (народа) и государства (его органов) на общественные отношения. С помощью предела определяются предметы и определяются сферы правового регулирования.

Хотя право в целом возникает как сложная регулятивная метасистема, способная охватить все сферы общественной жизни, обеспечить общий правопорядок, осуществить разносторонний нормативное воздействие на социальные процессы, учесть интересы физических и юридических лиц, однако не все в общественных отношениях урегулированы правом. Право не может распространяться на те социальные явления, которые объективно не допускают формального, юридического упорядочения (дружба, любовь или чувство зависти, ненависти, вражды, жадности, привычка к лживости, лицемерия, мгновенной реализации похоти и др.). Правом не могут быть регламентированы умственная деятельность человека, его личная жизнь. Непосредственная работа человека по созданию материальных или духовных благ также не регулируется правом, если при реализации своих интересов, знаний, навыков, умений, способностей она не вмешивается в сферу другого человека, общества, государства. Например, не регулируются или минимально регулируются правом: в области экономических отношений процессы производства; в области политических отношений-членства в партии, отношения внутрипартийного характера; в области духовно-культурных - нравственные, религиозные отношения; в области семейных - отношения родителей и детей; в области личных физических - сожительство, кровозмішувальний связь, предотвращении заболеванию СПИДОМ и др. Составить сферу правового регулирования могут лишь те отношения, которые поддаются правовому регулированию. Право регулирует конкретные, наиболее сушеные, глобальные отношения и преобразования, проходящие через волю и сознание людей. Отношения, которые регулируются другими социальными нормами (нравственными, корпоративными, религиозными, правовыми обычаями и тому подобное), составляют сферу общественного саморегулирования. Между указанными сферами существует тесное взаимодействие.

Право – система общеобязательных формально определенных нормативных установок, регулирующих общественные отношения и исходящих от государства, обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.

Признаки права:

  • Нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей и организаций. В нормах права закрепляется модель возможного и должного поведения с точки зрения государства;
  • Общеобязательность, т.е. нормы права обязательны для всех членов общества, в случае нарушения государства принимает принуждение;
  • Формальная определенность. Это означает, что нормы права всегда существуют в письменной форме в виде актов, постановлений, указов, законов. Эти акты принимаются по определенно установленной форме, нарушение которой влечет признание акта недействительным.
  • Неперсонифицированность, т.е. отсутствие конкретного адресата. Нормы права обращены ко всем членам общества.
  • Иерархичность норм права, их соподчиненность: нормы права имеют различную юридическую силу, например, Конституция обладает высшей юридической силой, затем – Федеральные законы и т.д. Им не могут противоречить нормы другого уровня.
  • Особый предмет отражения: нормы права регулируют не любые, а наиболее важные для жизни общества отношения – власть, собственность, порядок в обществе.

Функции права : регулятивная – регулирование общественных отношений, установление правил поведения людей; охранительная – защищают и охраняют наиболее важные для общества отношения; воспитательная – воздействует на волю, сознание людей, воспитывая у них уважение к праву; информационная функция – позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляет государство к поведению личности, сообщить об объектах, которые охраняются государством, о том, какие поступки и действия признаются общественно полезными, или напротив, противоречат интересам общества.

Формы (источники) права - это внешняя форма выражения права. В качестве источников признаются: правовой обычай, правовой прецедент, правовая доктрина, договоры нормативного содержания, нормативный акт, религиозные нормы.

Правовой обычай – обычай, который получил признание и одобрение со стороны государства, и, следовательно, его защиту. Например, обычай не вступать в брак с близкими родственниками, теперь облечен в форму закона. Правовые обычаи имеют наибольшее распространение в гражданском, семейном, аграрном праве.

Правовой прецедент – главный источник права в государствах, принадлежащих к англосаксонской системе права. Под правовым прецедентом понимается решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое принимается за образец при рассмотрении подобных дел. Иначе говоря, первичное решение становится эталоном (образцом) при рассмотрении в будущем дел с аналогичными обстоятельствами.



Правовая доктрина – это когда при решении конкретных дел ссылаются на труды известных юристов, чтобы обосновать принятое решение.

Договоры нормативного содержания – соглашения между субъектами, призванные урегулировать их отношения путем закрепления взаимных прав и обязанностей, которые субъекты обязуются добровольно выполнять. Подобные решения служат основанием для принятия других нормативных правовых решений.

Нормативно-правовой акт – главный источник и форма права. Он представляет собой акт, закрепляющий нормы права, т.е. правила поведения, установленные государством и обеспеченные возможностью применения принуждения со стороны государства. Нормативно-правовые акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты .

Закон – нормативно-правовой акт, принятый представительными (законодательными) органами власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные для жизни общества общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Среди законов высшую ступень занимает Конституция – основной закон страны, на базе которого издаются другие правовые акты. Никакой акт государства не может противоречить Конституции, её нормы всегда имеют преимущество перед нормами других актов.

Законы подразделяются на конституционные и текущие (обыкновенные).

Конституционные законы , издание которых предусмотрено Конституцией, призваны регулировать наиболее важные сферы деятельности, им свойственны следующие особенности:

  1. Они принимаются в особом порядке – квалифицированным большинством голосов: не менее 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и ¾ голосов членов Совета Федерации при одобрении конституционного закона, в то время как для принятия простого закона достаточно простого большинства голосов в обеих палатах.
  2. Президент не обладает правом вето (запрета) в отношении конституционных законов, а должен в течение 14 дней подписать закон и обнародовать его. В Конституции названы 14 законов. Которые должны иметь ранг конституционных, например, законы о Правительстве РФ, о Конституционном суде РФ, об изменении правового статуса субъекта РФ.

Текущие законы различаются по отраслям: Кодексы (Уголовный, Семейный, трудовой, Административный и т.д.) и законы субъектов РФ.

Все законы и другие нормативно-правовые акты независимо от их характера подлежат опубликованию. Неопубликованные акты не могут применяться.

Подзаконные акты составляют Указы Президента, Постановления правительства, Приказы министерств и ведомств, решения мэра.

Норма права – общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное государством в качестве критерия правомерного (дозволенного) или запрещенного поведения и обеспеченное государственными средствами. Норму права часто называют «молекулой права».

Структура нормы права – те элементы, из которых состоит норма: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – это указание на условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется данная норма. Гипотеза позволяет «привязать» норму права к конкретному случаю, к конкретному лицу. Гипотеза обычно обозначается словом «если». (Например, если водитель находился за рулем в нетрезвом виде.)

Диспозиция – содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов. Она составляет сердцевину нормы права. Без диспозиции не существует норм права. (Например, вождение автотранспортом в нетрезвом виде запрещено).

Санкция – представляет указание на неблагоприятные последствия, которые могут наступить в случае несоблюдения диспозиции. Но санкция – не обязательно наказание, она может быть и мерой защиты, восстановления нарушенных прав, например, возмещение причиненных убытков, восстановление на работе. Она обозначается словом «иначе». (Например, за управление транспортным средством в нетрезвом виде, предусмотрено лишение водительских прав).

Система права – включает в себя пять главных компонентов: нормы права, правовые институты, подотрасли и отрасли права.

Институт права – это группа норм права, регулирующая типичные общественные отношения. Например, институт дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства, избирательного права в конституционном праве, институт заработной платы в трудовом праве.

Подотрасль права – несколько близких правовых институтов по характеру регулирования. Например, в составе гражданского права существуют авторское, патентное, жилищное право, а в составе финансового права - подотрасли налогового, банковского, бюджетного права.

Отрасль права – совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она отличается своеобразием предмета и метода правового регулирования (например, Уголовное право, Конституционное право, Административное право).

Частное право – отрасли права, регулирующие отношения между гражданами (семейное, гражданское, жилищное).

Публичное право – отрасли права, регулирующие отношения между гражданами и государством (административное, уголовное, конституционное).

Субъекты правоотношений: государство, юридические и физические лица.

Государство (как субъект правоотношений)- заключает межгосударственные соглашения. Кроме того, государство в качестве субъекта вступает в гражданско-правовые отношения по поводу объектов государственной собственности – на землю, недра, воды и т.д. Государство - субъект государственно-правовых отношений, например, между Российской Федерацией и её субъектами, при принятии в российское гражданство и др. Наконец, государство является стороной в уголовно-правовых отношениях: приговор суда выносится от имени государства.

Юридические лица – это организации, имеющие обособленное имущество, отвечающие по своим обязательствам этим имуществом. От своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные и лично неимущественные права и обязанности. Выступают истцом и ответчиком в суде.

Физические лица - это граждане данного государства, иностранцы и лица без гражданства. Чтобы быть участником правоотношений, необходимо обладать правосубъектностью, т.е. способность быть субъектом права. Различают три части правосубъектоности: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность – это способность иметь права и обязанности. Она возникает с рождения человека и утрачивается с его смертью. Правоспособностью обладают все люди независимо от их возраста и состояния здоровья, в том числе и состояния психики. Лишить правоспособности человека нельзя. Уже с рождения ребенок имеет права на получение пенсии в случае смерти родителей, наследование имущества, а также различного рода дарения, в том числе и недвижимости.

Дееспособность – способность своими действиями реализовывать права и обязанности. Дееспособность – это активные действия человека в отличие от правоспособности. Дееспособность определяется двумя условиями: возрастом и психическими свойствами человека. В полном объеме дееспособность наступает с 18 лет. Малолетние дети и душевнобольные лица является правоспособными, т.е. могут обладать правами, но признаются недееспособными, т.е. не могут совершать юридически значимых действий, за них это делают опекуны или родители. Совершеннолетнее лицо может быть признано недееспособным только по решению суда. Суд также может ограничить в дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными и наркотическими веществами. При этом ограничиваются их права по распоряжению имуществом или денежными средствами. В отдельных случаях несовершеннолетний может быть признан полностью дееспособным: если лицо вступает в брак в 16 лет и имеет собственный заработок. Такое состояние называется эмансипацией. С 14 до 18 лет лицо считается частично дееспособным: оно может совершать мелкие сделки, распоряжаться свои заработком или стипендией, иметь авторские права.

У юридических лиц правоспособность и дееспособность наступает с момента регистрации в органах юстиции.

Деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. По различным видам ответственности предусмотрен различный возраст. Так, административная ответственность наступает с 16 лет, полная гражданско-правовая (имущественная) – с 18 лет (кроме двух случаев – эмансипация и вступление в брак с 16 лет). Уголовная ответственность наступает, по общему правили с 16 лет, а с 14 лет лицо несет уголовную ответственность за определенные виды преступлений (убийство, похищение человека, терроризм, изнасилование).

Правонарушение – это противоправное, виновное действие или бездействие, приносящее вред обществу, отдельным лицам или государству, совершенное деликтоспособным лицом.

Признаки правонарушения: противоправность, виновность, нанесение ущерба, совершенное деликтоспособным лицом.

Виды правонарушений : преступления, проступки.

Преступления – отличаются повышенной общественной опасностью, поскольку посягают на наиболее важные общественные отношения. За их совершение назначаются наказания, предусмотренные уголовным законодательством. Наказание назначается не только за преступления, но и за его приготовление, покушение. За соучастие в совершении преступления. Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание имеет право только суд.

Проступок – отличатся меньшей общественной опасностью (вредностью), имеет различные объекты посягательства и влечет различные виды юридической ответственности. В зависимости от этого проступки делятся на гражданские, административные, дисциплинарные .

Гражданские проступки – имеют своим объектом посягательства на имущественные и лично неимущественные отношения. Санкции за гражданские правонарушения носят главным образом правовосстановительный характер, например, возмещение вреда, оплата убытков, признание договора недействительным.

Административные проступки – деяние, противоправное, виновное, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы человека, на установленный порядок управления, за которое предусмотрена административная ответственность. Административные проступки очень разнообразны по характеру, например, нарушение налогового законодательства, санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических правил и норм, нарушение требований по охране недр, требований пожарной безопасности, управление транспортом в состоянии опьянения, безбилетный проезд, нарушение правил торговли и др.

Дисциплинарный проступок – нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины, которые предусмотрены кодексом, правилам внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарным проступком является опоздание на работу, невыполнение распоряжения администрации предприятия, пропуск занятий и др.

Юридическая ответственность – правовое отношение между государством и правонарушителем, на которого возлагается обязанность отнести неблагополучные последствия за совершенное правонарушение.

Признаки юридической ответственности :

  1. Государственно-принудительный характер, т.е. за совершенное правонарушение применяется государственное принуждение;
  2. Строгая регламентация законом применения государственного принуждения, осуществляемого в специальной процессуальной форме;
  3. Основанием для привлечения к юридической ответственности служит совершение правонарушения;
  4. Наступление для правонарушителя неблагоприятных последствий в виде наказания, иных мер воздействия, направленных на восстановление нарушенных прав и интересов;
  5. Главное назначение юридической ответственности – охрана правопорядка, предотвращения в будущем совершения правонарушения.

Виды юридической ответственности : уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная.

Уголовная ответственность – предусматривает такие меры наказания, которые назначаются только судом. Уголовная ответственность строго регламентируется законом. Уголовная ответственность – наиболее жесткий вид юридической ответственности.

Презумпция невиновности – обвиняемый в совершенном преступлении считается невиновным, пока его вина не доказана в предусмотренном законом порядке.

Виды административной ответственности – штраф, конфискация орудия совершения административного проступка, предупреждение. Исправительные работы, административный арест 15 суток. Меры административной ответственности не влекут судимости и налагаются органами внутренних дел, органами пожарной безопасности, налоговыми, таможенными органами, санитарно - эпидемиологической службой.

Гражданско-правовая ответственность – предусмотрена за гражданские правонарушения и состоит в применении мер имущественного характера: компенсация материального и морального вреда (посягательство на честь и достоинство). Гражданско – правовая ответственность имеет правовосстановительный, а не карательный характер. Формы её разнообразны: взыскание убытков, признание сделки недействительной, взыскание неустойки, признание недействительным акта государственного органа, самозащита гражданских прав. Защита нарушенных гражданских прав осуществляется в судебном порядке (общие, арбитражные, третейские суды).

Дисциплинарная ответственность - нарушение трудового законодательства влечет за собой такие меры взыскания как замечание, выговор, увольнение. По отдельным категориям работников (военнослужащие, работники связи, транспорта, прокуратуры, суда) установлены и другие меры ответственности (взыскания, временное отстранение от исполнения служебных обязанностей).

Является атом высшей юридической силы, служит основой для принятия всего действующего законодательства. Регулирует 6 блоков отношений:

  1. Основы конституционного строя России;
  2. Права и свободы гражданина;
  3. Федеративное устройство государства;
  4. Система полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти;
  5. Местное самоуправление;
  6. Порядок внесения поправок и изменений в Конституцию, и её пересмотра

Конституция включает: вводную частьпреамбулу и два раздела. Главная часть – состоит из 9 глав. Второй раздел содержит заключительные и переходные положения. Конституция легитимна (поддержана со стороны масс), занимает высшее положение в системе законодательства, обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие (суд может решать конкретные дела, ссылаясь непосредственно на Конституцию). Главы 1,2,9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, т.к. данные главы регулируют основы конституционного строя страны, права человека и гражданина, порядок пересмотра Конституции. Если эти главы требуют пересмотра, то это означает, что должен быть изменен весь текст Конституции. Проект новой Конституции должен быть принят квалифицированным большинством Конституционного Собрания или референдумом. Предложения о поправках и пересмотре глав 2-8 могут вносить Президент, Правительство, обе палаты Федерального Собрания, законодательные органы субъектов.

Конституционный строй - совокупность принципов, закрепленных в основном законе нашего государства и характеризующих организацию государственной власти в Российской Федерации, правовое положение личности, государственных органов и органов местного самоуправления. Основы конституционного строя – это главные устои государства, раскрывающие его сущность. В качестве основ конституционного строя России в её Конституции закреплены:

  1. Россия – демократическое, федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Имеет смешанную форму правления, сочетая элементы парламентской и президентской республики. В России – либерально-демократический режим. По форме государственно-территориального устройства, Россия – федеративное государство.
  2. Человек объявлен высшей ценностью, а признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
  3. Единственным источником власти в нашей стране является народ.
  4. Принцип государственного суверенитета характеризует верховенство и полноту власти внутри страны и независимость её во вне.
  5. Принцип федерализма предполагает такую территориальную организацию государства, при которой Россия является сложным государственным образованием, состоящим из отдельных субъектов, пользующихся определенной самостоятельностью, равных по своему положению.
  6. Принцип социального государства означает, что государство обязывается обеспечить достойную жизнь своих граждан.
  7. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.
  8. Признание частной собственности в качестве равноправной с иными формами собственности.
  9. Политический и идеологический плюрализм – допускает существование множество партий и идеологий.
  10. Россия – светское государство. Это означает, что в России не существует официальной государственной религии, церковь отделена от государства, а школа от церкви. Религиозные организации не вправе участвовать в политической жизни.

Основы конституционного статуса личности – это юридически закрепленное положение человека в обществе и государстве. Общий статус фиксируется в Конституции и представляет совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных в качестве основных, признаваемых государством и гарантированных им. Специальный статус отражает особенности правового положения определенной категории людей – учащихся, пенсионеров, военнослужащих, государственных служащих. Специальный статус включает некоторые дополнительные права и обязанности, а также некоторые льготы.

Индивидуальный статус – закрепляет правовое положение конкретного индивида и характеризуется образованием, возрастом, профессией. Он составляет совокупность персонально принадлежащих данному лицу прав, свобод, обязанностей.

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, которой определяются их взаимные права и обязанности, а также ответственность.

Конституционные права и свободы человека: личные, политические, социально-экономические, культурные.

Личные (гражданские) права – принадлежат каждому человеку независимо от признания их государством. Это право на жизнь, на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, право свободно определять свою национальную принадлежность, свобода передвижения и жительства, свобода совести, мыслей и слова.

Политические права – связаны с участием в управлении страной и принадлежат только гражданам РФ. Это право избирать и быть избранным, участие в референдумах, равный доступ к государственной службе, право обращаться в государственные и местные органы власти, право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги.

Социально-экономические права – право частной собственности, свобода предпринимательства, свобода труда – это экономические. Социальные права – право на жилище, образование, бесплатное медицинское обслуживание, право на отдых, на благоприятную окружающую среду.

Культурные права – свобода доступа к культурным ценностям общества, свобода литературного, научного и технического творчества, свободный доступ в музеи, библиотеки, парки, галереи.

Президент – Согласно Конституции, президент РФ является главой государства. Это выделяет президентскую власть в особое положение, как бы возвышает её над тремя традиционными ветвями власти. Президент избирается на четыре года не более двух сроков. Кандидат на должность Президента должен иметь возраст не моложе 35 лет, проживать на территории России не менее 10 лет. Право выдвигать кандидатов на пост Президента РФ принадлежит: а) непосредственно избирателям (инициативная группа не менее 10 человек); б) избирательным объединениям, имеющим общероссийский характер и зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ, избирательным блокам.

Президент обладает неприкосновенностью. Президент может быть отрешен от должности на основании обвинения его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Процедура отстранения называется импичмент. Обвинение выдвигает Государственная Дума, а решение об отречение принимает Совет Федераций.

Досрочное прекращение полномочий Президента:

  • Отставка Президента по собственному желанию;
  • Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия, которые подтверждаются специальной медицинской комиссией;
  • Отрешение от должности в порядке импичмента.

Полномочия Президента:

1. Представляет Государственной Думе кандидатуру на должность председателя Правительства РФ, председателя Центрального банка РФ, кандидатур на утверждение Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, формирование состава Совета Безопасности, Администрации Президента, высшего командования Вооруженных сил.

2. Президент обладает возможностью контролировать деятельность Правительства, в частности решать вопрос об отставке Правительства.

3. Президент имеет право законодательной инициативы, право вето в отношении принятых законов, назначение выборов Государственной думы, её роспуска в установленных Конституциях случаях. Дума не может быть распущена: а) в течение года после избрания Думы; б) с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента; в) в период действия на территории РФ военного или чрезвычайного положения; г) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента.

4. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Он вправе вводить на территории РФ военное положение с немедленным сообщением об этом Федеральному Собранию.

5. Президент руководит внешней политикой страны, представляет её в международных отношениях.

6. Решает вопросы о принятии гражданства РФ и предоставления права политического убежища, награждение орденами и медалями России, присвоение почетных и высших воинских званий, осуществляет помилования.

Федеральное Собрание – представительный, законодательный орган. Представительный характер означает, что Федеральное Собрание формируется на основе выборов, выражает волю народа и является представителем его интересов. Главное его назначение – заниматься изданием законов (законотворчество). Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, которые по Конституции равноправны. Совет Федераций включает в свой состав представителей субъектов Федерации, по два представителя от каждого субъекта: один представитель – от законодательно власти, другой – от исполнительной. Совет Федераций насчитывает 178 человек.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются населением, при этом половина депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (мажоритарная система), а другая половина – на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. Срок полномочий Государственной Думы - 4 года.

Палаты заседают раздельно. Их заседания являются открытыми, но могут проводиться и закрытые заседания.

Компетенции Совета Федераций:

· Назначает генерального прокурора РФ, судей высших судов РФ, заместителя председателя счетной палаты и половины её аудиторов.

· Назначает выборы Президента и отрешает его от должности.

· Утверждает изменения границ между субъектами РФ.

· Утверждает указы Президента РФ о введение чрезвычайного или военного положения.

· Одобряет законы, принятые Государственной думой.

Компетенции Государственной Думы:

· Назначение высших должностных лиц государства – Председателя Центрального банка РФ, председателя Счетной палаты и половины её аудиторов, Уполномоченного по правам человека, дает согласие Президенту на назначение председателя Правительства РФ.

· Выдвигает обвинение против Президента для отрешения его от должности;

· Выражает недоверие Правительству.

· Объявляет амнистию.

Совместно с Советом Федерации Государственная Дума утверждает федеральный бюджет, устанавливает федеральные налоги и сборы, ратифицирует международные договоры, решает вопрос о статусе и защите государственной границы, а также о войне и мире.

Законодательный процесс – включает в себя четыре стадии. Первая стадия включает осуществление законодательной инициативы, т.е. права внесения в Государственную Думу законопроекта. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Правительство РФ, Совет Федераций, Государственная Дума (как палата в целом, так и её члены), субъекты РФ в лице их представительных органов, высшие суда РФ. Они разрабатывают законопроект и вносят его в Думу. Вторая стадия состоит в обсуждении законопроекта в Государственной Думе. Обсуждение осуществляется в виде нескольких чтений, в ходе которых вносятся поправки, изменения. Третья стадия заключается в принятии закона. Он принимается большинством голосов от общего числа депутатов Думы.

Это относится к текущим законам. Для принятия же федеральных законов требуется квалифицированное большинство голосов – 2/3. Принятый Думой закон передается на одобрение Совету Федераций в течение пяти дней. За Федеральный конституционный закон должны проголосовать не менее ¾ членов Совета Федераций от общего числа.

Четвертая стадия подписание Президентом законов и их обнародование. Президенту принадлежит право вето в отношении принятых Федеральным Собранием законов. В течение 14 дней Президент может отказать в своей подписи и возвратить закон со своими замечания и поправками в Государственную Думу и Совет Федерации. Для преодоления вето Президента необходимо квалифицированное большинство голосов каждой из обеих палат. Подписанные Президентом законы подлежат опубликованию в течение семи дней и вступают в силу по истечении 10 дней после официального опубликования, если в законе не указан иной срок для его вступления в действие.

Конституционно -правовой статус депутатов Государственной Думы и Совета Федераций. Срок полномочий депутатов Думы – 4 года. Они работают на постоянной основе. Не имеют право заниматься другой работой, кроме преподавательской, научной или творческой. Не имеют права занимать должности на государственной службе или заниматься коммерческой деятельностью. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают правом неприкосновенности, т.е. не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия соответствующей палаты. Депутатом Государственной думы можно стать с 21 года.

Правительство – высший исполнительный орган государства. Правительство формирует Президент. Председатель правительства назначается Президентом по согласованию с Государственной думой. Дума может до трёх раз отклонить предложенную Президентом кандидатуру. После трехкратного отклонения Президент своей властью назначает Председателя правительства и распускает Государственную думу. Правительство – коллегиальный орган. Оно состоит из Председателя и его заместителей, федеральных министров. Как орган исполнительной власти, Правительство организует исполнение Конституции РФ, федерального законодательства, указов Президента, ведет систематический контроль за их исполнением со стороны исполнительных органов всех уровней, принимает меры по устранению нарушений законодательства России.

Судебная власть РФ – это третья самостоятельная ветка власти. Осуществляется в форме правосудия, Т.е. разрешения споров гражданско-правового, административного, конституционного характера, а также привлекает от имени государства к уголовной ответственности в случаях совершения преступлений. Главное назначение судебной власти – защита прав и свобод личности, соблюдение законности. Охрана конституционного строя. Судебная власть не подлежит контролю со стороны других ветвей власти, в то время как сама обладает правом контроля в отношении законодательной и исполнительной власти.

Судебная система РФ включает в себя Конституционный суд, Верховный суд и подчиненные ему суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд и подчиненные ему арбитражные суда субъектов РФ.

Конституционный суд РФ впервые создан в 1990 г. Его главное назначение состоит в: а) защите конституционного строя; б) охране основных прав и свобод человека и гражданина; в) обеспечении верховенства и прямого действия Конституции РФ. Конституционный суд включает 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению президента РФ. Они должны быть не моложе 40 лет, иметь высшее юридическое образование, стаж работы не менее 15 лет по специальности. Судья не может входить ни в какие политические партии, участвовать в кампаниях по выборам. Назначают на должность сроком на 12 лет, предельный возраст - 70 лет.

Компетенции Конституционного Суда :

  • Разрешение дел о соответствии Конституции федеральных актов органов власти – законов, актов Президента, палат Федерального собрания, Правительства, Конституций субъектов, а также и их актов по вопросам совместного ведения РФ и субъектов.
  • Разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти; между ними и органами власти субъектов.
  • Проверка конституционного закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод.
  • Толкование Конституции.

Верховный Суд РФ – возглавляет систему судов общей юрисдикции. В его структуру входят Коллегия по гражданским делам, Коллегия по уголовным делам и Военная коллегия. Суд является высшей кассационной инстанцией по уголовным и гражданским делам. Акты Верховного суда окончательны и обжалованию не подлежат.

Высший Арбитражный суд возглавляет систему арбитражных судов, в которую входят федеральные арбитражные суды республик, краев, областей, городов.

Они призваны рассматривать споры, связанные с экономическими вопросами, опротестовывают неправомерные акты исполнительной власти.

Правоохранительные органы – специальные органы, занимающиеся правоохранительной деятельностью. К ним относится прокуратура, МВД, министерство юстиции, таможенная служба, служба безопасности.

Прокуратура – осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми государственными органами, общественными организациями и должностными лицами. Она ведет надзор за исполнением законов всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления. Прокуратура контролирует деятельность учреждений, исполняющих наказание. Координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Адвокатура - не государственный орган, а добровольно самоуправляющаяся организация, которая дает консультации населению по правовым вопросам. Участвует в уголовном судопроизводстве в качестве защитника.

Местное самоуправление в РФ – организация местного населения определенного региона для самостоятельного решения местных вопросов. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

К вопросам местного значения относятся: владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью, содержание муниципального жилищного фонда, организация муниципальных образовательных, медицинских учреждений, транспорта и т.д. Органы местного самоуправления – выборные органы.

Гражданское право в системе гражданского права. Гражданское право представляет собой отрасль права, регулирующую имущественные отношения между юридическими, физическими лицами, а так же личные неимущественные отношения.

Имущественные отношения - это отношения по использованию, владению, распоряжению вещами (наследование, дарение, купля-продажа, заключение сделок, договоры найма, оказания услуг).

Неимущественные отношения - не регулируются, но охраняются гражданским правом. К числу таких объектов относятся жизнь и здоровье гражданина, достоинства личности.

Трудовое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют трудовые отношения, включая заключение трудовых договоров, время труда и отдыха, различные гарантии рабочим и служащим, связанные с фактом заключения, изменения, прекращения трудового договора. Трудовой кодекс РФ вступил в силу с 1 февраля 2002 г.

Коллективный договор – договор, принимаемый общим собранием коллектива. Заключается между администрацией и трудовым коллективом, где могут быть приняты дополнительные условия отдыха, работы и т.д.

Трудовой договор – соглашение между работником и предприятием, организацией, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации, должности с подчинением трудовому распорядку, а предприятие обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Понятия «трудовой договор» и «контракт» равнозначны. Трудовой договор является основанием возникновения трудовых правоотношений.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – низшая граница труда неквалифицированных работников при выполнении простых работ в нормальных условиях. Минимальный размер труда не может быть ниже прожиточного минимума в стране.

Системы оплаты труда : повременная (за определенное количество проработанного времени), сдельная (за объем выполненных работ), смешанная (сочетает две предыдущие).

Международное гуманитарное право – отрасль международного права, регулирующая поведение воюющих сторон во время вооруженного конфликта. Номы международного гуманитарного права предусматривают гуманное отношение к военнопленным, мирному населению, запрещают применение газового, бактериологического и других видов вооружения.

Международные документы по правам человека: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому - то одному специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые его подписали.

Пакт – конвенция разнородного содержания.

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых средств.

Предмет правового регулирования – это то, что регулируется правом, правовыми нормами, т.е. определенные общественные отношения.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения. Они проявляются в поведении, действиях, деятельности людей и ни в чем другом проявляться не могут. Право, регулируя поведение людей, тем самым регулирует и отношения между ними – экономические, политические, брачно-семейные, трудовые и т.д. Однако правовому регулированию подвергаются далеко не все общественные отношения, не всякое поведение человека .

Во-первых , предметом правового регулирования являются лишь волевые отношения, находящиеся под контролем сознания и воли субъектов. Если сознание или воля человека ущербны в силу ряда причин (слабоумие, психическая болезнь и т.д.), то его поведение не будет предметом правового регулирования.

Во-вторых , правовому регулированию подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю.

В-третьих , правовое регулирование возможно лишь в тех случаях, когда у субъектов есть возможность выбора одного из многих (хотя бы из 2) вариантов поведения. Если такого выбора нет, то требование нормы права бесполезно. Нельзя, например, с помощью норм права запретить человеку отправление естественных потребностей: дышать, пить, есть, спать и т.д., обязать его любить или ненавидеть что-либо или кого-либо.

В-четвертых , право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей.

В связи с тем, что правом регулируются не все общественные отношения, в предмет правового регулирования входят :

1) Все общественные отношения делятся на материальные и идеологические.Материальные - складываются сами по себе и объективно не зависят от воли людей. Такие отношения правом регулироваться не могут, т.к. право способно воздействовать только на волю и сознание людей. Т.о., право не может регулировать материальные отношения-процессы, но в состоянии воздействовать на них. Идеологические - в отличие от материальных, всецело зависят от воли людей, т.е. складываются по воле людей, носят волевой характер и являются волевыми отношениями. Такие отношения правоспособно регулировать (но не все.)

2) Право способно регулировать только конкретные идеологические отношения, т.е. отношения, складывающиеся между конкретными лицами. Но оно не способно регулировать отношения-процессы (например, демографические, миграционные процессы и т.д.). Необходимо заметить, что право регулирует не все конкретные идеологические отношения.

3) Право способно регулировать только те конкретные идеологические отношения, которые подвергаются внешнему контролю (т.е. те, которые можно контролировать из вне, например, дружба, товарищество правом регулироваться не могут).

Сфера правового регулирования . Близким к понятию «предмет правового регулирования» является понятие «сфера правового регулирования» и следует их различать. Предмет правового регулирования это уже урегулированные правом определенного рода и вида общественные отношения, но вместе с тем в жизни встречаются общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, но в данный момент правом не регулируются. На основании этого возникает вопрос, входят ли эти отношения в предмет правового регулирования? Если исходить из выше данного определения, то не входят. Эти общественные отношения входят не в предмет, в сферу правового регулирования. Т.о. сфера правового регулирования – это та область общественных отношений, которые либо регулируются, либо должны или требуют регулирования нормами права и поддаются правовому воздействию.

В сферу правового регулирования должны входить отношения, имеющие определенные признаки :

1) отношения, отражающие индивидуальные и общесоциальные интересы;

2) в них реализуются взаимные интересы их участников;

3) отношения строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания их обязательности;

4) отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена действенной силой.

Под сферу правового регулирования подпадают следующие группы общественных отношений, отвечающих указанным признакам :

1) отношения людей по обмену ценностями;

2) отношения по властному управлению обществом;

3) отношения по обеспечению правопорядка, обуславливающие нормальные процессы обмена ценностями и управления обществом.

Пределы правового регулирования. Кроме сферы правового регулирования, большое значение имеют пределы правового регулирования , представляющие те границы, рамки, в которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Пределы правового регулирования определяются, прежде всего, предметом правового регулирования. Предмет правового регулирования говорит о том, в каких пределах может осуществляться правовое регулирование, т.е. общественные отношения материального порядка, идеологические отношения-процессы. Конкретные волевые отношения, не подвергающиеся внешнему контролю, не могут регулироваться правом (это предметный предел). Предметный предел носит объективный характер (здесь мы можем; говорить об объективных пределах правового регулирования.). Например, уровень экономического развития общества.

Помимо объективных пределов , есть и субъективные , которые определяются не общественными отношениями, а самим законодателем (правотворческими органами). К субъективным пределам относятся: временные, пространственные, личностные.

59. Понятие, причины и виды пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия права.

Пробел в праве - это отсутствие в нем нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай. Это как бы "умолчание" законодателя относительно необходимости правового урегулирования определенного общественного отношения. Случай есть, а нормы нет.

Основные причины : 1) в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем; 2) из-за упущений при разработке закона.

Виды пробелов в праве :1) первоначальные - "недосмотр законодателя";2) последующие - когда они обнаруживаются уже в процессе правового регулирования, правоприменительной практики, когда появляются неизвестные ранее отношения; выделяют также 3) реальные;4) мнимые - это когда высказывается суждение о существующем якобы пробеле в праве, тогда как на самом деле ситуация вообще не находится в правовом пространстве и, следовательно, не подлежит разрешению.

В любом случае пробел в праве - это состояние неурегулированности, неопределенности, а стало быть, и возможного своеволия, личного усмотрения чиновника.

налогия "(в перев. с лат.)- это сходство, подобие, соответствие чего-либо с чем-либо. В данном случае речь идет о сходстве правовых норм и регулируемых ими отношений . Задача аналогии - разрешить ситуацию, не предусмотренную законом, таким образом, каким разрешил бы ее законодатель, судя по тому, как он разрешает другие подобные ситуации. В основе аналогии лежит предположение, что все отношения, сходные между собой в главных своих чертах и признаках, разрешаются одинаково. При этом обязательным условия , а) наличие общей правовой урегулированности данного случая; б) отсутствие адекватной юридической нормы; в) существование аналогичной нормы, то есть нормы, в гипотезе которой указаны обстоятельства, аналогичные тем, с которыми столкнулся правоприменитель. К моральным отношениям аналогия права неприменима .

Различают два вида правовой аналогии или два способа преодоления пробелов:1) Аналогию закона – это когда отыскивается и применяется сходная с другими норма закона или иного нормативного акта. Сходство юридических фактов позволяет задействовать диспозицию аналогичной нормы. 2) Аналогия права – когда не обнаруживается сходной нормы, дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права. В такой ситуации особое значение приобретает правосознание, юридическая культура и профессионализм судей.

В научной литературе выделяется еще субсидарную (дополнительную) аналогию – это та же аналогия правовой нормы (аналогия закона), но принадлежащей другой – родственной отрасли права, т.е. аналогия, когда суд при рассмотрении, например, гражданского дела применяет сходные нормы из других отраслей права (административного, семейного, трудового, финансового и т.д.).

Метод децентрализованного регулирования , построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диапозитивным , дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.

Способы правового регулирования

Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ - запрещение , т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности имеют позитивный, активный характер, то в другом — пассивный.

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

С указанными способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

Типы правового регулирования

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделять два типа правового регул ирования.

Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Выводы

Анализ разнообразных юридических форм и средств воздействия на поведение людей и общественные отношения позволяет выяснить, какие из них наиболее оптимальны. эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в том или ином их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования позволит вооружить законодателя набором инструментов — оптимальных юридических средств и правовых механизмов — для эффективного решения задач, стоящих на том или ином этапе развития общества.

Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволит грамотно осуществлять правореализаци- онную юридическую деятельность.

Пути повышения эффективности правового регулирования

— это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Судя по количеству совершаемых в нашей стране правонарушений, в сфере правового регулирования еще имеется немало проблем, связанных с его эффективностью.

Повышение эффективности правового регулирования возможно на следующих основных направлениях:

  • совершенствование процесса правотворчества (нормы права должны в максимальной степени соответствовать объективно складывающимся общественным отношениям);
  • совершенствование правоприменения. Нужно создавать с помощью юридических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения;
  • совершенствование судебной системы (приведение ее в такое состояние, когда гражданам будет намного выгоднее обращаться за решением спорных вопросов именно в суд, а не к чиновникам и, тем более, к криминалитету);
  • повышение уровня правосознания и правовой культуры населения (преодоление правового нигилизма как еще довольно распространенного общественного явления путем комплекса образовательных, воспитательных и иных мер). Повышение уровня правосознания и правовой культуры, в свою очередь, будет влиять позитивно на качество правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.


Просмотров