Структура государственной власти. Разделение властей. Конспекты юриста

  • 7. Понятие, сущность и признаки государства.
  • 8. Государственная власть: понятие, признаки, структура.
  • 9. Типология государства и права.
  • 10.Функции государства: понятие, содержание, классификация.
  • 11. Форма государственного правления: понятие, виды. Форма правления в рф.
  • 12. Форма государственного устройства: понятие, классификация. Форма государственного устройства в рф.
  • 13. Государственно-правовой режим: понятие, классификация. Государственно-правовой режим в рф.
  • 14. Понятие и структура государственного механизма (аппарата).
  • 15. Государственный орган: понятие, признаки, классификация.
  • 16.Политическая система общества: понятие, структура, субъекты.
  • 18. Принципы права: понятие, виды, значение.
  • 19. Функции права: понятие, виды, содержание.
  • 1) Общесоциальные;
  • 2) Специально-юридические.
  • 20. Правовое регулирование: понятие и виды.
  • 22. Стимулы и ограничения в праве.
  • 23. Правовая система: понятие и структура.
  • 24. Правовые семьи в современном мире.
  • 25. Правовой статус личности: понятие, структура, классификация.
  • 26. Права и свободы человека и гражданина: понятие, классификация.
  • 27. Правовое государство: понятие и принципы.
  • 27. Гражданское общество: понятие, признаки, структура.
  • 28. Понятие и виды социальных норм. Технические нормы.
  • 29. Норма права: понятие, признаки, виды.
  • 30. Структура правовой нормы. Элементы нормы права и их разновидности.
  • 31. Правосознание: понятие, структура, классификация.
  • 32. Правовая культура: понятие, структура, классификация.
  • 34. Нормативные правовые акты: понятие, классификация.
  • 35. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц и по юридической силе.
  • 36. Правотворчество: понятие, принципы, виды.
  • 37. Юридическая техника: понятие, виды, основные требования.
  • 38. Стадии законотворческого процесса.
  • 39. Систематизация законодательства: понятие и виды.
  • 40. Система права: понятие, признаки, соотношение с системой законодательства.
  • 42. Частное и публичное право.
  • 43. Правоотношение: понятие, признаки, классификация.
  • 44. Содержание правоотношения. Субъективное право, юридическая обязанность, юридическая свобода и полномочие: понятие, структура, разновидности.
  • 45. Объекты правоотношений: понятие, классификация.
  • 46. Субъекты правоотношений: понятие, классификация.
  • 47. Правосубъектность: понятие, содержание.
  • 48. Понятие и виды юридических фактов.
  • 49. Реализация права: понятие, содержание, формы.
  • 50. Применение права: понятие, признаки, раз Реализация права: понятие, содержание, формы. Новидности.
  • 51. Пробелы в праве: понятие, причины, восполнение и преодоление.
  • 52. Юридические коллизии: понятие, виды, способы разрешения.
  • 53. Толкование права: понятие, содержание, субъекты.
  • 54. Виды толкования права.
  • 55. Понятие и виды правомерного поведения.
  • 56. Правонарушение: понятие, признаки, виды:
  • 57. Состав правонарушения: понятие, элементы, их характеристика.
  • 58. Юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы.
  • 59. Законность и правопорядок: понятие, содержание, соотношение.
  • 8. Государственная власть: понятие, признаки, структура.

    Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Важным элементом власти является принуждение.

    Власть имеет следующую структуру:

    Субъект власти (в частности, государство, население);

    Объект (на кого именно направлена власть);

    Отношения, возникающие по поводу власти;

    Регламентирующие правила, нормы.

    Власть может иметь различные мотивы:

    Привычка подчиняться;

    Убежденность в необходимости повиновения;

    Доверие;

    Правовые нормы;

    Воля и др.

    Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний. В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти:

    - власть вождя (рода, племени);

    - государственная (политическая) власть - является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

    Признаки:

    1.публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

    2.универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

    3.верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

    4.законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;

    5.легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

    6.легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

    7.легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда,армии, полиции и т. д.);

    8.использование системы выплаты налогов;

    9.использование государственного принуждения;

    10.деление всего населения только по территориальному признаку.

    Государственная власть делится:- на законодательную;- исполнительную;- судебную.

    - экономическая власть;

    - церковная власть;

    - социальная власть - это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

    - родительская власть и др.

    9. Типология государства и права.

    Типология – это классификация государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология представляет собой деление государств и правовых систем по однородным группам и подгруппам.

    Человек как биосоциальное существо возникает одновременно с обществом и развивается вместе с ним. Государство возникает на определенном этапе развития человеческих сообществ, определяемом совокупностью объективных факторов экономического, политического, социального, гуманитарного характера.

    Каждое государство и его система права имеют свою историю. Их развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественно-исторический процесс. В истории цивилизации существовало, существует и будет существовать множество различных государств и правовых систем. Одни из них исчезали, другие появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно. Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. Данное развитие сопровождается коренными изменениями социальной природы, назначения, основных принципов организации и функционирования государственной власти.

    Все государства обладают собственной спецификой, неповторимыми особенностями.

    Но в то же время у отдельных государств и правовых систем имеются существенное сходство, общие признаки, позволяющие науке объединить их в одну группу – исторический тип государства и права.

    В развитии каждого государства и права наблюдаются объективные закономерности, познаваемые в результате научного поиска. В частности, существуют определенная зависимость и соответствие между способом производства, экономикой, социальной структурой общества, уровнем духовной культуры, природно-климатическими, демографическими, территориальными и т.п. факторами и определенным типом государства и права.

    Переход от одного исторического типа государства и права к другому носит объективный характер и включает эволюционные и революционные периоды.

    Неравномерность исторического развития различных человеческих сообществ обуславливает возникновение государства и права у различных народов неравномерно, по мере созревания объективных предпосылок. Некоторые архаичные сообщества до сих пор так и не обрели государственности. Так же разновременно у различных сообществ происходит смена исторических типов государства и права.

    В процессе исторического развития общества наблюдается интеграция государственных и правовых систем, их сближение, унификация, сглаживание различий, постепенное становление единых для всего человечества управленческих и правовых систем.

    В целом, развитие цивилизации идет по восходящей линии определяется термином «прогресс». Его содержание применительно к процессу развития государства и права характеризуется следующим:

    · постепенная индивидуализация человеческой личности, расширение и укрепление основных прав и свобод человека;

    · развитие материальной и духовной культуры, постоянное увеличение объема научных, технических, культурных знаний;

    · уменьшение зависимости человека от окружающей природной среды;

    · демократизация государственной власти, уменьшение классовой природы государства и права в сторону выполнения общесоциальных функций;

    · гуманизация государственного управления и нормативного регулирования.

    В науке теории государства и права четко определилось две разновидности типологии государства: формационная и цивилизационная. Остальные типологии государств, в принципе, представляют собой симбиоз формационной и цивилизационной типологии, каждая из которых выражена в большей или меньшей степени.

    Государственная власть - это отношения господства и подчинения, связанное с управлением, координацией волевых действий людей, опирающееся на организующее воздействие и возможность принуждения со стороны государства .

    Поскольку государственная власть является видом социальной власти, то она предназначена для подчинения своей воле подвластных с целью управления обществом, создания организованности и порядка в нем.

    Признаки государственной власти:

    1. Публичный характер . Распространяется на общество в целом, на всех его членов, все группы и организации людей. Этот признак не отличает государственную власть от потестарной власти первобытного общества, но дифференцирует от иных видов социальной власти: семейной, религиозной, корпоративной, мафиозной и т.д.

    2. Политический характер . Политика есть искусство управления социально неоднородным обществом, разделенном на группы, классы, касты, страты и т.д., а государственная власть функционирует именно в таком обществе. Следует считать государственную власть разновидностью политической, а не отождествлять их, поскольку есть другие виды политической власти - власть политических партий, лоббистских группировок, клиентел и т.д.).

    3. Территориальность. Действует в пределах определенной территории, общегосударственная в пределах территории всего государства, региональная в пределах субъекта федерации и т.д.

    4. Суверенность. Выражается в верховенстве внутри страны и независимости из вне. Верховенство выражается в возможности признать ничтожным проявление любой другой власти (религиозной, клановой, профсоюзной, криминальной и т.д.) и в том, что она распространяется на всех пребывающих на территории субъектов. Независимость проявляется в самостоятельности принятия решений на международной арене по всем вопросам, базируясь на международных договорах и принципах международного права и (добрососедство, признание территориальной целостности и других).

    Любое государство традиционно применяет метод убеждения, который применяют и все другие властвующие в обществе субъекты, т.е. этот метод не специальный. Убеждение есть метод активного воздействия на сознание и волю людей посредством идей, ценностей, знаний, информации, с целью формирования взглядов, убеждений, установок, основанных на понимании сущности и целей государственной власти . Метод убеждения не имеет многих побочных социальных эффектов метода принуждения и его значение для государственной власти возрастает с ростом политической культуры общества.

    Структура государственной власти может быть рассмотрена с точки зрения принципа разделения властей, когда в ней различают законодательную, исполнительную, судебную ветви власти (к ним могут быть причислены согласно конституциям различных государств и другие ветви, например, президентская, учредительная, избирательная, муниципальная и т.д.).

    С точки зрения территории, на которую распространяется государственная власть, различают федеральную (центральную) государственную власть, региональную государственную власть, осуществляемую на территории субъекта федерации, местную власть, действие которой ограничено административно-территориальным образованием. Следует помнить, что согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не являются государственными, они осуществляют местное самоуправление на территории муниципального образования. Однако государственная власть может осуществлять властное воздействие на данной территории непосредственно через государственные органы или их представителей на местах, либо использовать органы местного самоуправления. Последние в этом случае не изменяют своей природы и не становятся государственными.

    Государство представляет собой сложную политико-правовую структуру, которая объединяет большое количество людей. Изначально на планете не существовало держав вообще. Их предшественниками были родоплеменные общины, которые строились на патриархальной основе. По мере своего разрастания, подобного рода формации перестали должным образом справляться с процессом общественного регулирования. То есть необходимо было изобретение новой, более функциональной по своей сути организации. Таковыми стали государства.

    На сегодняшний день подобных структур в мире большое количество. Все они функционируют по-разному, однако, имеют общие черты. Например, каждое государство управляется посредством власти. Данный феномен также имеет свои характерные черты и структуру. В Российской Федерации на сегодняшний день структура власти состоит из нескольких взаимосвязанных элементов, каждый из которых, несет свою информацию о государстве. Таким образом, данная проблематика имеет большое значение для деятельности Российской Федерации как государства, что обуславливает необходимость детального изучения феномена и его системы.

    Власть: понятие

    Структура власти РФ является исходным понятием и явлением классической формы управления. Поэтому необходимо, прежде всего, проанализировать её особенности. Согласно современным научным тенденциям, власть - это совокупность способов и реальных возможностей навязывать волю с целью управления деятельностью индивидов, социальных групп, общностей и т. п. При этом данный феномен может быть основан на совершенно разных теоретических и практических началах, а также использовать методы определенного характера, например, авторитарные, демократические, насильственные, нечестные, провокационные и т. д. Специфической формой классического вида власти является государственная власть.

    Власть государственного характера

    Государственное управление подразумевает под собой реальную возможность влиятельной верхушки или политической элиты управлять населением отдельной страны, посредством использования рычагов юридического характера. Власть в державе всегда основывается, прежде всего, на праве, то есть действующем законодательстве, и не может выходить за его рамки или же противоречить ему. Помимо того, в настоящее время государственная власть имеет четкую структуру, существование которой обусловлено переосмыслением этой категории в период Нового времени и создания определенных принципов, на каких в большинстве государств строится вся система управления. Российская Федерация в данном случае не является исключением. Структура власти и весь этой страны функционируют на основе определенных положений.

    Принципы российской государственной власти

    На сегодняшний день существует несколько основных принципов функционирования системы управления в государстве. К ним относятся следующие:

    • Народовластие. Подразумевает под собой существование единого источника суверенитета государства, которым является население. Оно, в свою очередь, влияет на страну через специальные органы.
    • Федерализм, подразумевает федеративное устройство территории.
    • Политическое многообразие - это допустимость существования большого количества партий и движений.

    Россия является светским государством, что исключает наличие официальной религии.

    Принцип разделения власти

    Структура власти РФ функционирует на основе принципа разделения государственного управления. Далеко не все понимают, что собой представляет указанная идея. Она была разработана Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком.

    Согласно её положениям, структура власти в любом государстве должна содержать законодательный, исполнительный и судебный сегменты. При этом управление страной не может быть сосредоточено в руках правящей верхушки или же одного человека (монарха, вождя, тирана и т. п.). Этот принцип нашел свое применение практически во всех странах. Конечно, некоторые государства видоизменили принцип трехуровневого устройства, однако, задумка в целом осталась неизменной. На сегодняшний день немного осталось примеров единоличной власти.

    Структура федеральной власти России

    Сегодня в РФ разработана достаточно функциональная, а, что самое главное, эффективная Её деятельность строится, во-первых, на тех принципах, которые были упомянуты ранее, а, во-вторых, на демократической направленности российской политики. Помимо этого, структура федеральной власти РФ также вобрала в себя положения принципа разделения государственного управления. В соответствии с ним существует три основных ветви, а именно: законодательная, исполнительная, судебная. На основе этого положения в России функционирует целая структура федеральных органов власти, состоящая из следующих элементов, а именно:

    Из представленных элементов, по сути, состоит система и структура органов власти в РФ. Они, в свою очередь, являются абсолютно самостоятельными и выполняют специфические функции.

    Система и структура исполнительной власти

    Все три представленных сегмента управления государством важны. При этом каждый из них, выполняет собственные функции. В данном случае большое значение имеет деятельность исполнительной власти. С помощью этой ветви, по сути, происходит реализация политики государства. Основой всей исполнительной является президент и правительство Российской Федерации. Далее федеральные структуры исполнительной власти объединяются в министерства и отдельные ведомства разной целевой направленности.

    В число функциональных задач главы государства входит охрана суверенитета РФ, неприкасаемости её границ, независимости и т. п. Помимо этого, соответствующие нормативные акты и Конституция возлагают на президента обязанность определять направленность внешней и внутренней политической программы. Правительство Российской Федерации, в свою очередь, является координирующим органом, который возглавляет председатель. Помимо этого, правительство фактически руководит целой структурой министерств, служб федерального характера и агентств.

    Законодательный сегмент

    Структура федеральных органов власти содержит в себе три взаимосвязанных элемента, о чем уже было указано ранее в статье. Одним из них является законодательная власть. Данный сегмент существует для систематизации нормативной отрасли страны и разработке официальных актов. Иными словами, законодательная власть выдает законы. Её существование необходимо для того, чтобы обеспечить законность и действенность конституционных принципов государства. Таким образом, деятельность законодательной власти направлена на достижение определенных целей, исполнение которых возложено на отдельный государственный орган.

    Федеральное собрание - назначение и структура

    Согласно Конституции Российской Федерации, структура власти содержит в своем составе парламент. Это выборный коллегиальный орган, функционирующий с целью обеспечения Федеральное собрание содержит в своей структуре два элемента, называемых палаты, а именно: верхнюю (Совет Федерации) и нижнюю (Государственная Дума). Свою деятельность палаты производят раздельно, однако в некоторых случаях могут проводить общие заседания, например, для заслушивания посланий Конституционного Суда или президента РФ.

    Следует отметить, что Федеральное собрание - это сугубо избирательный орган.

    То есть его наполнение происходит за счет граждан России, которые выдвигают своих кандидатов. Однако каждая парламентская палата пополняется членами совершенно по-разному. Например, Совет Федерации формируется за счет представителей от каждого субъекта государства. Дума, в свою очередь, состоит из депутатов, которым может стать любое лицо, чей возраст составляет более 21 года.

    В своей деятельности Федеральное собрание издает федеральные и конституционные законы. Нормативные акты должны быть приняты обеими парламентскими палатами, после чего разрешается их фактическая выдача.

    Судебная сфера России

    Структура РФ не существовала бы без наличия судебной ветви. Это достаточно важный сегмент, основой которого является целая система соответствующих органов. На сегодняшний день высшими судебными органами можно назвать Верховный и Конституционный суды.

    Данные учреждения занимаются решением определенных дел или же споров, которые возникают в правовом поле державы. Как правило, судопроизводство проходит в уголовной, административной, гражданской, хозяйственной сферах жизнедеятельности человека. При этом Конституция закрепляет следующий принцип: лишь представленная система органов может осуществлять правосудие. Существование иных ведомств с подобной деятельностью не допускается.

    Государственное управление на территории субъектов федерации

    Следует отметить, что структура власти имеет специфический вид, если мы говорим о субъектах федерации. Территориальные образования государства управляются посредством собственных органов. При этом разграничение власти общефедеральной и локальной происходит на уровне Конституции. Помимо этого, достаточно интересным является вопрос местного самоуправления. Согласно положениям Конституции, данная сфера регулирования не относится ни к одной ветви власти и является совершенно самостоятельным образованием. Её главной целью есть не что иное как обеспечение нормальной жизнедеятельности территориальной группы населения.

    Заключение

    Итак, в статье была представлена структура органов государственной власти в Российской Федерации, существующая на сегодняшний день. Стоит отметить, что её деятельность является эффективной, если учитывать особенности современного мира. Но теоретические и практические инновации в этой области необходимы, если мы хотим построить действительно демократическое государство.

    • Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
      • Теория государства и права как наука
      • Предмет науки теории государства и права
      • Структура науки теории государства и права
      • Методология науки теории государства и права
      • Теория государства и права в системе гуманитарных наук
      • Теория государства и права в системе юридических наук
      • Функции науки теории государства, и права
    • Происхождение государства и права
    • Понятие, сущность, типология и функции государства
    • Государственная власть и ее механизм
      • Понятие государственной власти
      • Структура государственной власти
      • Механизм государственной власти
      • Принципы организации и деятельности государственного аппарата
      • Понятие и классификация органов государства
      • Государственное управление и самоуправление
    • Формы государства
    • Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
    • Сущность права
      • Понятие и признаки права
      • Принципы права
      • Функции права
    • Нормы права
      • Понятие и признаки нормы права
      • Структура нормы права
      • Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
      • Виды норм права
    • Источники (формы) права
      • Понятие формы и источника права
      • Виды источников (форм) права
    • Система права
      • Понятие и структурные элементы системы права
      • Предмет и метод правого регулирования как основания деления системы права на отрасли
      • Частное и публичное право
      • Общая характеристика отраслей российского права
    • Правотворчество
      • Правотворчество: понятие, принципы и виды
      • Понятие и стадии законотворчества в РФ
      • Систематизация законодательства
      • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Реализация права
      • Понятие и формы реализации права
      • Применение права как особая форма его реализации
      • Понятие акта применения права и его виды
    • Толкование права
      • Понятие толкования права
      • Способы толкования права
      • Виды толкования права
      • Аналогия в праве
      • Акты толкования права
    • Правоотношения
    • Правомерное поведение
    • Правонарушение
      • Понятие и признаки правонарушения
      • Юридический состав правонарушения
      • Виды правонарушений
    • Юридическая ответственность
      • Понятие, признаки и основания юридической ответственности
      • Цели и функции юридической ответственности
      • Общая характеристика видов юридической ответственности
    • Правосознание и правовая культура
      • Понятие, структура и виды правового сознания
      • Понятие и общая характеристика правовой культуры общества и личности
      • Правовой нигилизм
    • Законность и правопорядок
      • Понятие и принципы законности
      • Гарантии законности
      • Правопорядок: понятие и структура

    Структура государственной власти

    Вопрос о структуре государственной власти - это вопрос о тех элементах, из которых она состоит.

    Если отвлечься от того, что государственная власть функционирует и находится в постоянном движении, и рассмотреть ее в статике, то в структуре государственной власти можно выделить два элемента: волю и силу. Воля - это определяющий элемент власти. Любая власть всегда есть проявление чьей-то воли: воли коллектива людей, класса, народа и т.д. Властвовать - значит претворять свою волю в жизнь. Государственная власть - это тоже чья-то воля. Это либо воля тех или иных классов, либо воля каких-то социальных групп.

    Другой структурный элемент власти - сила. Без силы воля не способна утвердиться, не способна воздействовать на поведение других. Сила власти может быть выражена в ее авторитете, в идеологическом воздействии, принуждении, насилии. Сила государственной власти наиболее ярко проявляется прежде всего в органах принуждения - армии, полиции и др. Когда авторитета государственной власти недостаточно для утверждения государственной воли, в действие, как правило, вступает механизм государственного принуждения.

    Если государственную власть рассматривать в динамике, в действии, то здесь государственная власть предстает уже как определенное, складывающееся между властвующими и подвластными отношение.

    В структуре государственной власти можно выделить следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти.

    Субъекты власти - это носители государственной власти. Социальные или национальные общности, классы или народ в целом, чью волю выражает в данный момент государство.

    Объекты власти - это подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти относят отдельных индивидов, их объединения, социальные и национальные общности, классы, народ в целом.

    Властеотношения - это отношения, которые возникают между субъектом и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации.

    Средства осуществления власти - это то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь. Специфическими средствами осуществления государственной власти являются государственные органы и нормы позитивного права. Государство может использовать и другие средства, например, различные негосударственные объединения, средства массовой информации, ту или иную идеологию. Арсенал средств, на которые может опираться государственная власть, весьма разнообразен и зависит от конкретных условий ее осуществления.

    Методы осуществления власти - это те приемы, которые использует государственная власть в целях подчинения своей воле поведения и деятельности подвластных. Государственная власть использует два основных метода - метод убеждения и метод принуждения. Метод убеждения предполагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Метод принуждения связан с психологическим, материальным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. Государственное принуждение всегда связано с ограничением свободы человека, безусловным навязыванием ему государственной воли.

    Структуру государственной власти можно рассматривать и с других позиций. Например, с учетом принципа разделения властей. В структуре государственной власти можно выделить законодательную власть, исполнительную власть и судебную власть. С учетом территориальной организации государственной власти можно выделить центральную власть, которая распространяет свое действие на всю территорию страны, и местную власть, действие которой ограничено территорией соответствующих административно-территориальных образований. В государствах с федеративным устройством кроме центральной и местной власти следует выделять также региональную власть, т.е. власть субъектов федерации.

    Глава I.
    ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

    § 4. Формы государства

    В современном мире насчитывается свыше двухсот государств. Все они, как известно, имеют общие признаки и единую сущность. Вместе с тем государства непохожи друг на друга. Наблюдается значительное разнообразие их форм. Что же такое форма государства?

    ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

    Форма государства - это порядок образования и структура органов государственной власти, а также методы её осуществления.

    Элементами формы государства являются форма правления, форма государственного устройства, форма государственного (политического) режима, что отражено в следующей схеме:

    Изучение составных элементов формы государства позволяет ответить на вопросы, как создаются и взаимодействуют высшие органы государства, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, какими методами она осуществляется и др. Форма правления характеризует организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением. раскрывает территориальную структуру государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Форма государственного (политического) режима объясняет способы осуществления государственной власти в обществе, его правовое состояние и уровень политической свободы в нём.

    Три элемента в сочетании придают государствам неповторимое своеобразие. Вместе с тем каждый из элементов в отдельности является основанием для объединения государств по группам: формам правления, формам государственного устройства, формам государственного (политического) режима. Рассмотрим подробнее эти формы.

    ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

    Форма правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию высших органов государственной власти, а именно порядок их образования, взаимоотношения между собой и населением.

    По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.

    К признакам монархии (от греч. monarchia - единовластие) относятся: передача власти, как правило, по наследству; её бессрочность (пожизненность); независимость от населения.

    Монархии бывают неограниченными (абсолютными) и ограниченными (конституционными).

    В абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Бруней, Оман) отсутствуют представительные учреждения народа (парламенты). Единственным носителем суверенитета государства является монарх. Он соединяет в одном лице главу государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами, верховного судью, а в странах ислама - и духовного главу мусульман. Поэтому эти страны нередко именуются теократическими (от греч. theos - бог + kratos - власть) монархиями.

    Иногда абсолютные монархии приобретают несвойственные им черты и становятся в этой связи нетипичными . Например, в Объединённых Арабских Эмиратах вся полнота власти принадлежит коллективу монархов в лице Высшего Совета семи эмиратов. Он избирает главу государства, как правило правителя эмирата, занимающего самую обширную территорию страны. Таким образом, данной монархии присущ республиканский признак - систематическая выборность главы государства.

    В конституционных монархиях власть главы государства ограничивается (на основе конституции или других правовых актов конституционного значения) представительными органами.

    Имеются две разновидности конституционных монархий - дуалистическая (неразвитая, переходная) и парламентская.

    Дуалистическая монархия (Иордания, Таиланд, Непал) характеризуется тем, что в ней существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Однако парламент фактически подчинён монарху, так как монарх наделён правом вето и правом роспуска парламента.

    В парламентской монархии (Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.) значительна роль парламента. Ему принадлежит законодательная власть и подчиняется правительство, которое образуется из представителей партий, получивших большинство в парламенте. Он регулирует также личную жизнь монарха - брак, денежное содержание, дворцовую службу. Правовое положение монарха ограничено. Так, издаваемые им указы и распоряжения приобретают силу закона только после подтверждения правительством. Монарх «царствует, но не правит», выполняя в основном представительские функции. Вместе с тем он является неподкупным арбитром в разрешении политических споров, так как не принадлежит ни к одной из партий и стоит над политическими страстями. А главное, монарх всегда выступает символом единства народа и страны. Поэтому монархию нельзя рассматривать как пережиток прошлого. Она, отмечал русский философ И.А. Ильин, - «органическая форма правления, требующая религиозных начал и особой общественно-психологической атмосферы».

    Республика (от лат. respublika - общественное дело) основана на принципах выборности органов государственной власти и высших должностных лиц, ограниченности срока пребывания у власти, зависимости от воли избирателей и ответственности за ошибки в своей политической деятельности (возможны: роспуск парламента, отставка правительства и т. п.).

    Различают два основных вида республики: президентскую и парламентскую. И в той и в другой имеются выборные законодательные органы - парламенты. И в президентской, и в парламентской республике есть президенты. Однако в президентской республике президент избирается отдельно от парламента и является полномочным главой государства, а в парламентской президента избирает сам парламент, и он, как и в парламентской монархии, выполняет в основном церемониально-протокольные функции. Главное же различие между президентской и парламентской формами состоит в порядке формирования правительства и его ответственности.

    В президентской республике (например, США) президент обладает правом назначения правительства и нередко возглавляет его, совмещая две должности: главы государства и главы исполнительной власти. Правительство подотчётно президенту. Президент и парламент независимы, так как ни один из этих институтов не обладает правом отстранения от власти другого.

    В парламентской республике (Италия, ФРГ, Финляндия и др.) правительство во главе с премьер-министром формируется парламентом и несёт перед ним ответственность, т. е. парламент может вынести правительству вотум недоверия.

    Помимо описанных форм, имеются смешанные формы республики, сочетающие элементы как президентской, так и парламентской модели (Франция).

    Россия по формальным признакам относится к смешанному, президентско-парламентскому виду республики. В ней присутствуют элементы парламентской республики (обязательное согласие нижней палаты парламента - Государственной Думы на назначение Президентом РФ главы Правительства, возможность вотума недоверия Правительству и др.), а также элементы республики президентской (назначение министров по усмотрению Президента, непосредственное подчинение ему силовых структур, некоторых министерств, служб и агентств и т. д.). Однако на практике в соответствии с реально сложившимися полномочиями и взаимоотношениями органов государства Россия является президентской республикой. В научной литературе её иногда именуют суперпрезидентской или неопрезидентской.

    ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

    Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, центральными (высшими) и местными органами.

    По этой форме государства подразделяются на унитарные и федеративные.

    Унитарное государство (от лат. unitas - единство) представляет собой такую территориальную организацию, при которой большинство её частей (административно-территориальных единиц) не имеет каких-либо суверенных прав. Административно-территориальные единицы (районы, области, кантоны и пр.) занимают равное положение по отношению к центральным органам и подчиняются им. Как правило, в унитарных государствах действует только одна конституция, одна система высших органов власти (представительной, исполнительной, судебной), единое гражданство, единая налоговая и финансовая системы.

    Иногда в составе унитарного государства допускается автономия отдельных частей, поэтому такие государства называются усложнёнными унитарными . К ним, например, относится Испания, в которой несколько провинций получили автономию, в том числе исторические области: Страна Басков и Каталония.

    Федерация (от лат. foederatio - союз, объединение) - это децентрализованное государство, в котором разграничивается компетенция между центральными (федеральными) органами власти и органами его составных частей (субъектов).

    Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, единое гражданство, федеральная конституция и законы, федеральные органы власти. Но наряду с этим имеются высшие органы власти и в субъектах федерации (штатах, землях, республиках). В каждом из субъектов может быть также своя конституция, законодательство, своё гражданство, судебная и налоговая системы.

    Между федерацией и её субъектами устанавливаются отношения, при которых действует принцип верховенства федеральной конституции и других федеральных законов. Так, конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права выхода из неё. В случае нарушения этой юридической нормы центральная власть имеет право на принудительные меры по отношению к субъекту федерации. Из курса истории вы знаете, что попытки отделения приводили обычно к глубоким затяжным кризисам и не имели, за редким исключением, успеха. Ярким примером является Гражданская война в США. В этом же убеждают и многие современные события.

    Общефедеральным органам принадлежат полномочия и в области внешней политики, и в решении основных вопросов внутренней политики. Таким образом, при федеративной форме государственного устройства государственные образования внутри федерации хотя и обладают юридически определённой политической самостоятельностью, но не являются суверенными государствами. Суверенитет принадлежит единому федеративному государству. Интересы субъектов реализуются посредством представительства в верхней палате общефедерального парламента. Так, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США - Сенат, в Германии - Бундесрат. Подчеркнём, что двухпалатная структура парламента является обязательным элементом федерации.

    Однако правовой статус субъектов в разных федеративных государствах различен . По этому признаку выделяют федерации симметричные и асимметричные . К первой группе относятся те, в которых субъекты имеют равные права и равное представительство в общефедеральном органе власти. Вторую группу составляют федерации, в которых существует неравенство субъектов либо в правах, либо в представительстве. Большинство федераций, в том числе и Россия, относятся к асимметричному типу.

    Федерации отличаются также по принципам построения . Так, Австралия, ФРГ, США строятся по территориальному принципу . Федерация в этих странах стала формой преодоления политической раздробленности и не служила средством регулирования межнациональных отношений. Многонациональные федеративные государства, например Индия, имеют национальный принцип построения . Некоторые учёные называют и третий, смешанный, национально-территориальный принцип , который характерен, в частности, для Российской Федерации.

    Все описанные формы государства создаются на основе конституции и иных законов, которые характеризуют способы организации государственной власти.

    ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (ПОЛИТИЧЕСКОГО) РЕЖИМА

    Из курсов истории и обществознания основной школы вы знакомы с понятием «политический режим» и его типами. В дальнейшем это понятие будет подробно изучаться на уроках курса обществознания. Подчеркнём, что государственный режим является составной частью политического режима и рассматривается нами в юридическом аспекте. С этой точки зрения под государственным (политическим) режимом понимается форма государства, характеризующая реальный правовой порядок функционирования государства, способы осуществления государственной власти.

    В правоведении наиболее распространена классификация государственных режимов на режимы демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные; иногда учёные рассматривают тоталитаризм как крайнюю форму авторитаризма).

    Демократический государственный режим (от греч. demos - народ + kratos - власть) характеризуется реальным разделением государственных властей. Органы законодательной власти и высшие должностные лица избираются народом и ответственны перед народом. Выборы являются периодическими, что позволяет обновлять властные структуры. Они осуществляются на альтернативной основе, обеспечивают свободное волеизъявление граждан.

    Демократическое государство признаёт, охраняет, защищает естественные и неотчуждаемые права человека. Здесь создаются правовые законы, утверждаются принципы верховенства права и независимости правосудия. Правовое регулирование общественных отношений осуществляется согласно принципу «разрешено всё, что не запрещено законом». Действуют принципы многопартийности и идеологического многообразия. Граждане, реализуя свои политические права, могут влиять на государственную власть через своих представителей в выборных государственных органах, а также непосредственно (выборы, референдумы, петиции, обсуждения законопроектов и пр.).

    В государственном управлении метод убеждения превалирует над методом принуждения. Социально-политические противоречия и конфликты разрешаются прежде всего на правовой основе, путём согласования интересов, поиска компромисса и достижения консенсуса (от лат. consensus - согласие). Силовые структуры (вооружённые силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по назначению, их деятельность регламентируется законами.

    Подчеркнём, что при неблагоприятных обстоятельствах демократический государственный режим может переродиться в анархический или охлократический режим.

    Анархический режим (от греч. anarchia - безвластие) характеризуется разрушением суверенной публичной власти, распадом единой системы правового регулирования, раздроблением властных структур и их взаимной конфронтацией с применением неправовых мер принуждения.

    Охлократический режим (от греч. ochlos - толпа, чернь + kratos - власть) возникает в случае прихода к власти лиц, выступающих от имени политически активной толпы (массы людей, движимых эмоциями), и характеризуется поддержкой люмпенизированных слоёв общества, беспринципной демагогией и политической безответственностью.

    Рассмотрим антидемократические государственные режимы.

    При авторитарном режиме (от лат. auctoritas - власть, влияние) формально может провозглашаться принцип разделения государственных властей. Фактически же господствующее положение приобретает исполнительная власть, которая сосредоточивается в руках одного лица (монарха, премьер-министра, президента) или группы лиц. Роль парламента и других органов незначительна. Распространяется практика создания неправовых законов, нарушения действующего законодательства представителями власти. Значительно ограничиваются или ликвидируются права и свободы граждан. Выборы и референдумы проводятся под контролем правительства и нередко приобретают формальный характер. Действует, как правило, частичная цензура средств массовой информации, отсутствуют легальные оппозиционные политические партии или власть чинит им препятствия. Реакция граждан на решения и действия властей не учитывается (блокируется) государством. Основными методами государственного управления становятся команды и приказы, могут широко использоваться также силовые методы. Таким образом, при авторитаризме наблюдается возвышение государственной власти над обществом, правом, законом.

    Известны менее жёсткие и более жёсткие авторитарные режимы. Например, авторитарный режим Пиночета в Чили был жёстким режимом. Он сопровождался грубыми нарушениями прав человека, применением насилия. Авторитарный режим де Голля во Франции периода Пятой республики являлся менее жёстким, так как для него характерны командные, но не силовые методы.

    В зависимости от целей и задач авторитарный режим может быть конструктивным и деструктивным . Конструктивный авторитаризм преследует цели проведения общественно необходимых реформ и стабилизации общества, когда их осуществление обычными методами невозможно в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (последствия гражданской войны, революции, экономической депрессии). Деструктивный авторитаризм не преследует общественно значимых целей и стремится укрепить собственную власть, которая, как правило, имеет личный или клановый характер.

    Тоталитарный режим (от лат. totalis - весь, полный, целый) представляет собой безраздельное господство бюрократии (номенклатуры, партократии), возглавляемой лидером, действия которого не опираются на законы. По своей сути это режим деспотический, хотя подчас он и стремится имитировать демократию. При таком режиме отсутствует реальное разделение властей. Законы являются средством подчинения людей государственной воле. Действует принцип регулирования общественных отношений «запрещено всё, кроме официально разрешённого». Права и свободы человека нарушаются. Выборы превращаются в фикцию. Человек полностью отчуждён от власти и политики. Господствует единая общеобязательная идеология, выразителем которой выступает, как правило, одна политическая партия. Правосудие становится элементом мощной карательной системы, которая обеспечивает тотальный контроль за жизнью общества, каждого человека. В качестве основного метода государственного властвования применяется насилие, массовые репрессии, нагнетающие атмосферу страха.

    В заключение подчеркнём, что проблема формы государства имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. От того, как организована и реализуется государственная власть, зависит её эффективность, стабильность и развитие общества, а значит, и жизнь каждого из нас.

    1) Что представляет собой форма государства? 2) Какие формы правления вам известны? 3) Чем отличается унитарное государство от государства федеративного? 4) Каковы признаки демократии? 5) В чём сходство и различия тоталитарного и авторитарного государственных режимов?

    1. Изобразите в тетради в виде схемы существующие формы правления.

    2. Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Она может быть постоянным или временным союзом суверенных государств, созданным для обеспечения их общих целей. Члены конфедерации сохраняют самостоятельность (своё гражданство, систему государственных органов, конституцию, законодательство) и делегируют центру строго ограниченный круг полномочий. Конфедеративный договор может быть расторгнут каждым из его участников в одностороннем порядке. Является ли конфедерация формой государственного устройства или она относится к международно-правовому объединению государств? Аргументируйте свой ответ.

    3. В Италии ряд областей, отличающихся самобытной исторической и культурной традицией, в прошлом самостоятельные государства, обладают правами самоуправления, близкими к правам субъектов федерации. В то же время в Индии штаты не имеют собственных конституций, гражданства, судебной системы, а их границы могут быть изменены федеральным парламентом без согласия штатов. Сделайте возможные выводы из приведённых фактов.

    «Нелеп и опасен такой порядок, при котором народу недоступно право».

    И. А. Ильин (1882-1954), русский философ

    «Никогда все акты государственного властвования не могут быть сведены к простому исполнению существующих законов».

    Н.М. Коркунов (1853-1904), русский учёный-правовед



    Просмотров