Назначить административный штраф. Наказание за административное правонарушение

Нижеприведенная статья посвящена административным наказаниям, существующим в российском законодательстве. В ней наши читатели узнают о видах и сроках административных наказаний, какими статьями закона регулируются данные взыскания.

Административное наказание - есть мера административной ответственности, применяемая в отношении правонарушителей в целях защиты правопорядка и предупреждения совершения новых незаконных деяний. Основанием для наступления административной ответственности является административное правонарушение. Круг лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности, определен КоАП РФ, а также иными законодательными и подзаконными актами, в которых отражены как материальные нормы, так и порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Штраф

Административное взыскание, носящее материальный (денежный) характер. Это наиболее эффективная мера принудительного воздействия, применяемая как основное административное наказание. Размер административного штрафа регулируется КоАП РФ и иными законодательными актами субъектов РФ, при этом в соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ минимальный размер административного штрафа составляет 100 рублей, а максимальный размер - 60 млн. рублей. Для физических лиц сумма административного штрафа не может превышать 500 тысяч рублей, для должностных лиц - не более 1 млн. рублей, для юридических лиц - не более 60 млн. рублей. Размер штрафа, назначенного за правонарушение в виде мелкого хищения чужого имущества, который рассчитывается на основании стоимости объекта административного нарушения, не должен превышать 5-тикратный размер стоимости похищенного имущества (ст. 7.27 КоАП РФ). Административный штраф определяется по следующим основаниям:

  • стоимости предмета административного правонарушения;
  • сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин;
  • сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение и т.д.

Кроме того, административный штраф может быть выражен в величине, кратной:

  1. сумме валютной операции, проводимой незаконным способом;
  2. сумме денежных средств, которые не были зачислены в установленные сроки на расчетные счета банков;
  3. сумме денежных средств, которые не были возвращены на территорию РФ в установленный срок;
  4. сумме административного штрафа, не уплаченного ранее, вынесенного за совершение административного правонарушения;
  5. сумме денежных средств либо ценных бумаг, с которыми были проведены операции по списанию или зачислению с нарушением требований о резервировании.

Административный штраф зачисляется в бюджет государства в полном объеме. Такая мера взыскания не может быть применена в отношении лиц, проходящих военную службу по призыву, курсантов военно-образовательных профессиональных учреждений до момента подписания контракта о прохождении военной службы.

Конфискация

Принудительное безвозмездное изъятие объекта административного правонарушения и передача его в собственность государства.

Отметим, что конфискация, как мера административного взыскания, не предполагает изъятие всего имущества правонарушителя, каковым является мера уголовного наказания.

Настоящее законодательство предусматривает широкий круг применения такого вида административного взыскания. Вместе с тем, в Особенной части КоАП РФ увеличен перечень объектов, подлежащих конфискации, в частности, это могут быть валютные ценности, денежные средства, боеприпасы и оружие (за исключением случаев, когда охота и рыболовство являются основными законными источниками средств к существованию, ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ), средства связи с отсутствием сертификатов, этиловый спирт, незаконная печатная продукция, транспортные средства и другое. Конфискация объекта административного правонарушения назначается в судебном порядке.

Лишение специального права

Данная мера административного наказания применяется в отношении лиц, систематически нарушающих порядок пользования данным правом. Срок административного взыскания в виде лишения специального права может составлять от 1 месяца до 3-х лет. Отметим, что в соответствии с 3.8 КоАП РФ лишение специального права на управление транспортным средством, как мера административного воздействия, не может быть применена в отношении лица, использующего транспортное средство в связи с инвалидностью, исключения составляют:

  • случаи управления ТС в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • случаи уклонения от медицинского освидетельствования с целью установления состояния опьянения;
  • случаи оставления места ДТП, участником которого являлось лицо-инвалид, управляющее транспортным средством.

Административный арест

Данная мера административного наказания представляет собой самую строгую норму административной ответственности в отношении правонарушителя и предполагает содержание последнего в условиях изоляции от общества на определенный срок. Административное взыскание в виде ареста может быть назначено на срок - до 15 суток, за нарушение режима чрезвычайного положения, за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования и ряд других нарушений - до 30 суток. Порядок содержания лиц, в отношении которых была вынесена мера административного наказания, во время отбывания административного ареста определен Федеральным законом от 26.04.2013 г. №67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста". Мера наказания в виде административного ареста не может быть применена в отношении следующих лиц:

Дисквалификация

Данная мера административного наказания представляет собой лишение права физического лица занимать руководящие должности, входить в совет директоров, заниматься предпринимательскими видами деятельности, управлять юридическим лицом. Срок дисквалификации, определенный законодательством, может составлять от 6 месяцев до 3-х лет. Данная мера административного наказания назначается в судебном порядке и может быть установлена в отношении:

  1. сотрудников, которые выполняют административно-хозяйственные, организационные либо распорядительные функции в исполнительном органе юридического лица;
  2. членов совета директоров;
  3. граждан, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юр.лица.

Административное выдворение иностранных граждан без гражданства за пределы РФ

Данная мера административного наказания предполагает принудительное перемещение правонарушителя через Государственную границу Российской Федерации за ее пределы. Практически все статьи КоАП РФ, содержащие данный вид наказания, закрепляют за собой право вынесения дополнительного наказания - административного штрафа. Административное выдворение за пределы РФ назначается в судебном порядке либо компетентными лицами органов исполнительной власти (например, сотрудниками пограничных органов). В случаях отсутствия необходимых средств у лица, выдворяемого за пределы РФ, его перемещение через Государственную границу производится за счет средств госбюджета.

Мера административного наказания в виде административного выдворения за пределы территории РФ не применима к гражданам иностранных государств, являющихся военнослужащими.

Глава 4 КоАП посвящена основным правилам назначения административных наказаний. Кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения; исчисление сроков административного наказания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.

Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, законодательными актами субъектов РФ.

Общие правила назначения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.

Законность применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить виновному только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий:

а) в Кодексе об административных правонарушениях закреплена система административных наказаний, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель;

б) в каждой правовой норме (статье Кодекса) закреплены вид и размеры наказаний;

в) за административное правонарушение может быть наложено из предусмотренного санкцией правовой нормы ряда альтернативных наказаний только одно основное административное наказание;

г) назначение административного наказания в рамках санкции определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя. Законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо (руководитель, инспектор и т.д.) может назначить за определенное правонарушение указанное наказание;

д) законом установлено правило, согласно которому за одно и то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное либо основное и дополнительное наказания, установленные за данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными актами.

При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Индивидуализация административного наказания выражается в том, что при его назначении учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Индивидуализация наказания предполагает смягчение или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности виновного. Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, избирает прежде всего вид наказания, указанный в санкции нормы. Особенно это важно при альтернативных санкциях, предусматривающих возможность применения различных видов наказаний. Затем он определяет его размер, но при этом не вправе превысить установленный санкцией нормы предел или снизить его ниже минимума. Если же орган (должностное лицо) приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном в рамках санкции размере, то при наличии установленных законом условий он вправе освободить нарушителя от административной ответственности.

Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

При этом орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим).

Данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами: он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств.

При совершении одним лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности. В то же время, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), наказание назначается в пределах только одной санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных наказаний, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

При решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной ответственности учитываются давностные сроки назначения административного наказания. Оно не может быть назначено позднее двух месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без регистрации) - двух месяцев со дня его обнаружения.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП эти сроки не распространяются на нарушения налогового, валютного, антимонопольного, экологического, о защите прав потребителей, таможенного законодательства и на некоторые другие случаи, когда предусмотрен годичный срок давности со дня совершения либо обнаружения административного правонарушения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное наказание может быть назначено в названные выше сроки, исчисляемые со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Кодекс об административных правонарушениях определяет срок погашения административного наказания, т.е. прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, если в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания не совершило нового административного правонарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Следовательно, совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения наказания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством.

Правила назначения административных наказаний предусматривают обязательность для правонарушителя возместить причиненный им имущественный ущерб и моральный вред.

Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину или организации, то судья при решении вопроса о назначении наказания за административное правонарушение при отсутствии спора вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба.

Правила назначения административных наказаний регламентируются главой 4 КоАП РФ.

1. Административное наказание может быть назначено только после того, как в действиях лица будет установлен полный состав административного правонарушения.

2. Оно назначается строго в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ иди санкции статьи Закона субъекта РФ.

3. Административное наказание назначается уполномоченным органом или должностным лицом в пределах их компетенции, т. е. при его назначении должна соблюдаться подведомственность дел, предусмотренная главой 23 и ст. 29.5 КоАП РФ.

4. Важным принципом назначения административного наказания является принцип индивидуализации наказания, который означает, что при выборе конкретной меры и размера наказания орган или должностное лицо должны учитывать характер совершенного правонарушения; личность виновного; его имущественное положение (для юридического лица имущественное и финансовое положение); обстоятельства, смягчающие (например, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим админиетративное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; совершение административного правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка и др.) и отягчающие (продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лип; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения и др.) административную ответственность (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ).

5. Административное наказание должно быть назначено с учетом срока давности привлечения к административной ответственности: постановление по делу об административном правонарушении, по общему правилу, не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. КоАП РФ устанавливает ряд исключений изданного правила (ст. 4.5 КоАП РФ).

6. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой наказание было назначено.

7. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

8. Последствием привлечения к административной ответственности является то, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Область применения административного законодательства очень широка. Административная ответственность присутствует практически во всех сферах жизни, о чем говорят названия глав особенной части второго раздела КоАП РФ. На сегодняшний день, Кодекс - единственный федеральный законодательный акт, в котором кодифицирована вся административная ответственность физических и юридических лиц. Административный штраф предусмотрен КоАП РФ в качестве наказания за подавляющее большинство административных правонарушений. Данный вид наказания по своей сущности является денежным взысканием.

«Административный штраф - это материальная санкция, налагаемая государственными органами и их представителями на граждан, должностных и юридических лиц, совершивших правонарушения в сфере государственного управления, выражающаяся в принудительном взыскании в доход государства денежных средств, в сумме и порядке установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях».Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах и др. 2-е изд. изм. и доп. М.: Норма, 2012. С. 37.

Известно, что в уголовном праве тоже существует наказание в форме штрафа. По этой причине законодатель пользуется термином «административный штраф», подчеркивая тем самым принципиальное отличие штрафа, назначаемого в качестве уголовного наказания, от штрафа, назначаемого за совершение административного правонарушения.

Юридическое содержание административного штрафа проявляется в следующем: «административный штраф является основным наказанием (ст.3.3 КоАП РФ); особенностью данного наказания является возможность его установления не только КоАП РФ, другим федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ об административной ответственности (ст.3.2 КоАП РФ); штраф, представляя собой административное наказание имущественного характера, в отличие от гражданско-правового, не выполняет компенсационной функции».Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах и др. 2-е изд. изм. и доп. М.: Норма, 2012. С. 153.

Как правило, штрафы носят относительно-определенный характер. Это означает, что размер штрафа устанавливается с указанием минимального и максимального пределов. Величина административного штрафа - это основной показатель правоограничений, составляющих содержание рассматриваемого вида наказания. Статья 3.5 КоАП РФ определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений, и определяет величину кратную для определения размера административного штрафа.

Согласно ст. 3.5. КоАП РФ административный штраф может выражаться в величине, кратной:

· стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

· сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин;

· сумме незаконной валютной операции;

· сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке;

· сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках;

· сумме денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением срока;

· сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию;

· сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица;

· сумме неуплаченного административного штрафа;

· сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение;

· сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период правонарушения (но не более 1 года);

· начальной цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, оказание работ, услуг;

· сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;

· незадекларированной сумме наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов;

· сумме средств, полученных из бюджета Российской Федерации, использованных не по целевому назначению;

· суммам средств, не перечисленных в установленный срок в бюджет Российской Федерации;

· сумме средств незаконно произведенных операций.

Таким образом, данной статьей предусматриваются различные варианты определения размеров административного штрафа. При этом штраф является величиной переменной и зависящей от условий развития экономической жизни. Назначаемый размер административного штрафа не может быть менее 100 (ста) рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения менее 500 (пятисот) рублей. Максимальный размер штрафа зависит как от порядка его исчисления, так и от субъекта, привлекаемого к административной ответственности. В качестве субъекта привлекаются к административной ответственности, как физические лица, так и организации, нарушившие нормы административного законодательства.

В КоАП РФ значительно возросло количество норм, которыми установлены повышенные размеры административных штрафов. Установление повышенных размеров штрафа в целом увязывается с характером правонарушения, размером причиненного вреда, степенью вины правонарушителя, его имущественным положением и иными существенными обстоятельствами деяния.

Данная ситуация вполне объяснима. Правонарушители просто перестали реагировать на штрафы, размеры которых минимальны. Такая ситуация обусловлена повышением уровня жизни граждан: средний размер заработной платы растет. Соответственно, должны увеличиваться и санкции, дабы правонарушители смогли ощутить все негативные последствие от неправомерного поведения, и это служило бы им уроком. Особенно необходимо развивать тенденцию увеличения размеров административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения, на долю которых выпадает большая часть всех административных правонарушений. В этом случае было бы целесообразно ограничить должников в праве управлять транспортными средствами. Это могло бы стать действенным методом для повышения собираемости штрафов. Если за правонарушения применяется наказание в виде минимального размера административного штрафа, то правонарушители просто игнорируют свою обязанность оплатить административный штраф.

К факторам, влияющим на назначение административного штрафа, также относятся обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ). «Данные обстоятельства являются критериями индивидуализации наказания. Это тот инструментарий, которым правоприменитель должен пользоваться при решении вопроса об ответственности конкретного правонарушителя».Попова Л.Л. Административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2009. С. 212.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. При этом орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д. Так, можно привести пример из судебной практики Арбитражного суда Вологодской области. «Государственным инспектором отдела СЗМТУ в период с 30.06.2012 по 02.07.2012 проведена проверка в отделе детской одежды магазина «Березка». Выявлены нарушения обязательных требований пунктов 1.3, 1.3.4, 1.14 ГОСТ 10581-91 «Изделия швейные». В силу статьи 4.2 КоАП РФ при назначении наказания суд учитывает в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, совершение административного правонарушения впервые. С учетом части 2 статьи 4.1 КоАП РФ суд назначает наказание в виде административного штрафа в минимальном размере административного штрафа». Постановление Арбитражного суда Вологодской области от 23.08.2012 по делу № А13-4613/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим). Так, постановлением Арбитражного суда Республики Коми «Сыктывкарский ликеро-водочный завод привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ. Общество ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ. Повторность совершения однородного административного правонарушения обоснованно учтена в качестве отягчающего ответственность обстоятельства. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей». Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 12.10.2009 по делу № А29-1325/2009 // СПС «КонсультантПлюс».

С учетом данных обстоятельств определяется размер административного штрафа. При назначении данного наказания учитывается также давность привлечения к административной ответственности, подробно об этом указано в ст. 4.5 КоАП РФ. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В свою очередь есть лица, к которым данный вид административного наказания применяться не может в силу особенностей, указанных в законе. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Административный штраф назначается как в судебном, так и во внесудебном порядке. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами большого числа государственных органов (в основном системы исполнительной власти) во внесудебном порядке, хотя и суды рассматривают определенное количество таких правонарушений. Все эти органы относятся к субъектам административной юрисдикции. «В данный момент, рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с федеральным законодательством, и назначать административный штраф, уполномочены более 60 субъектов административной юрисдикции общей, отраслевой, внутриотраслевой, межотраслевой и смешанной компетенции».Михалева Н.В. Судебная практика по делам об административных правонарушениях / Под. ред. П.П. Серкова. М.: Норма, 2008. С. 278. В частности, судьи (мировые судьи); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделениями и территориальные органы. А также иные государственные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ. Так, например многообразие общественных отношений в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обуславливает отнесение к подведомственности органов внутренних дел (полиции) широкого круга дел об административных правонарушениях.

Важно отметить, что правильное определение подведомственности - необходимое условие законного, а также квалифицированного и своевременного разрешения дел об административных правонарушениях, так как здесь принимает участие огромное число различных органов, которые наделены властными полномочиями, и которые вправе совершать действия, определяющие движение дел. Это объясняется большим количеством отраслей административной деятельности. И чтобы квалифицированно заниматься делами об административных нарушениях, нужно обладать специальными знаниями, быть компетентным в данной области. Постановление о назначении административного наказания, вынесенное органом либо должностным лицом, к подведомственности которого оно не относилось, не имеет юридической силы и не подлежит исполнению.

По факту совершения административного правонарушения составляется протокол, который в течение суток с момента составления направляется судье либо должностному лицу контролирующего ведомства, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа или о прекращении производства по делу (п. 1 ст. 29.9 КоАП).

«Назначением административного наказания выражается официальное осуждение действий правонарушителя, и создаются различные неблагоприятные для него последствия - морального характера, денежного и имущественного порядка, обращенные на личность нарушителя или его имущество».Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы. Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 122. Примером тому может служить постановление мирового судьи города - Югры от 29 августа 2012 г., где «Степанов И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения - игровых автоматов в количестве 19 штук». Постановление мирового судьи судебного участка № 4 города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.08.12 г. по делу № А45-1235/2012 // СПС «КонсультантПлюс»

Административные наказания являются основной и наиболее многочисленной группой мер воздействия на правонарушителей. Административное наказание, выражая негативную оценку государством правонарушения, причиняя вред (моральный, физический, имущественный) виновному, не носит репрессивного характера и лишено такого назначения как кара, поэтому функции наказания не карательные, а предупредительные, задачами которых является воспитание.

Будучи наказанием имущественного характера, административный штраф достаточно эффективен, наиболее распространен. Штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП Российской Федерации и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Можно отметить, что штраф является универсальным административным наказанием по многим показателям. Зачастую именно назначение данного наказания способно обеспечить наибольшую дисциплину и правопорядок, целенаправленно воздействуя на сознание и поведение людей, наказанных рублем. Назначение административного штрафа оказывает воспитательное действие на лицо, совершившее административное правонарушение, а также обеспечивает предупреждение новых правонарушений.

Административный штраф может налагаться на граждан, должностных и юридических лиц. В этом также прослеживается его универсальность в отличие от других видов административных наказаний, тем более что административный штраф для юридических лиц зачастую применяется в достаточно солидных размерах, что однозначно негативно отражается на имущественном положении организации, которая подвергнута данному виду наказания. На граждан оно оказывает как моральное, так и материальное воздействие. Административный штраф как административное наказание значительно чаще других используется в санкциях правовых норм КоАП РФ.

«Судебная статистика судов общей юрисдикции свидетельствует о том, что административный штраф - наиболее применяемое административное наказание. Так, в 2010 г. было рассмотрено 5560427 дел об административных правонарушениях, по 2315699 делам (42,7%) в качестве административного наказания назначен штраф. В 2011 г. было рассмотрено 5420815 дел об административных правонарушениях, административный штраф применен по 1890429 делам (35,8%). В 2012 г. рассмотрено 5653811 дел об административных правонарушениях, по 2135770 делам назначено наказание в виде штрафа (36,4%). В 2013 г. рассмотрено 5346901 дел об административных правонарушениях, по 2249101 делам назначено наказание в виде штрафа (40,8%)».Гараев А.А. Анализ взыскиваемости административного штрафа // Административное право и процесс. 2013. № 2. С. 39-45.

Приведенные цифры, тем не менее, не означают, что все лица претерпели соответствующие правоограничения, понесли данное административное наказание и оплатили административный штраф. Об этом свидетельствует статистика, показывая, что взыскание административных штрафов за отдельные правонарушения осуществляется не всегда удовлетворительно.

Возможно, для того, чтобы лицо все-таки понесло ответственность за административное правонарушение, чтобы оно не осталось безнаказанным законодателю необходимо рассмотреть такие варианты борьбы с этой проблемой как: установление «гибкой дифференциации» размера штрафных санкций. В некоторых случаях назначения более мягких наказаний за определенные виды административных правонарушений. В том числе необходимо серьезно рассмотреть вопрос о возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела, но обязательно с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, его финансового положения и обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Ежегодно число лиц, привлекаемых к административной ответственности, растет. Не может на это не влиять и цель декриминализации преступлений в уголовном праве. Дабы снизить показатели по числу привлекаемых к уголовной ответственности лиц, законодатель может прийти к усилению ответственности со стороны административного права. Главное, чтобы в этом стремлении не произошла подмена одного вида ответственности другим. Необходимо соблюдение баланса между этими понятиями.

Хотелось бы отметить, что административный штраф, как вид административного наказания, на сегодняшний день не утратил своего правоохранительного значения. В первую очередь данный вид наказания «бьет по карману правонарушителя», что особенно позволяет говорить о его действенности. Административный штраф носит предупредительный, воспитательный характер. В КоАП РФ значительно возросло количество норм, которыми установлены повышенные размеры административных штрафов, что обусловлено повышением уровня жизни граждан, так как средний размер заработной платы растет. И правонарушители должны почувствовать существенные негативные последствие от неправомерного поведения. Также в области правонарушений дорожного движения следовало бы наряду с назначение штрафа ограничить должников в праве управлять транспортными средствами. А в связи с намеченной целью на законодательном уровне к декриминализации преступлений, административный штраф, как один из наиболее распространенных видов административного наказания, приобретает все большую актуальность и значимость.

Административную ответственность в России без всякого преувеличения можно назвать «штрафной», так как почти 90% виновных в совершении таких деяний подвергаются штрафу.

Административное наказание должно назначаться судьей, органом, должностным лицом в пределах, установленных:

д) обстоятельства, отягчающие административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.3). При этом в отличие от смягчающих обстоятельств (перечень которых закон оставил открытым) какие-либо иные обстоятельства (прямо не упомянутые в ст. 4.3) судья, орган, должностное лицо признавать отягчающими не могут.

5. Характеризуя правила ч. 4 и 5 ст. 4.1 , нужно обратить внимание на то, что:

1) назначение административного наказания (с учетом положений ч. 1-3 ст. 4.1) само по себе не освобождает лицо от необходимости исполнить те обязанности, за неисполнение которых оно было подвергнуто административному наказанию. Речь идет как о физическом лице, так и о юридическом;

2) закон императивно запрещает привлекать лицо (в т.ч. и юридическое) к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. Иначе говоря, если лицо уже было привлечено к административной ответственности за данное административное правонарушение, то повторно (второй, третий, пятый раз и т.п.) нельзя его привлекать к административной ответственности.

От этой ситуации следует отличать:

а) возможность применения к лицу наряду с основным административным наказанием также и дополнительное (см.



Просмотров