Россия как социальное государство

  • 8. Понятие формы государства
  • 9. Монархия как форма правления: понятие и виды
  • 10. Республика как форма правления: понятие и виды
  • 11. Советская республика как форма правления
  • 12. Унитарное государство
  • 13. Федеративное государство
  • 14. Конфедерация
  • 15. Государственно-политический режим: понятие и виды
  • 16. Прямая и представительная демократия
  • 17. Функции государства: понятие, классификация
  • 18. Государственный орган: понятие, признаки, виды.
  • 19. Механизм государства: понятие, структура, функции
  • 20. Механизм разделения властей как принцип функционирования механизма государства. Система сдержек и противовесов.
  • 21. Политическая система общества: понятие, структура, функции
  • 22. Политическая система современной России
  • 23. Форма правления современной России
  • 24. Федеративное устройство современной России
  • 25. Проблемы формирования гражданского общества в России
  • 26. Соотношение государства и права
  • 27. Правовое государство
  • 28. Социальное государство
  • 29. Право и иные социальные регуляторы
  • 30. Принципы права.
  • 31. Правовые системы традиционного типа (обычно-правовые и религиозные)
  • 32. Основные правовые системы современности
  • 33. Классификация отраслей права
  • 34. Права человека: понятие и классификации. Поколения прав человека.
  • 35. Международные и внутригосударственные механизмы защиты прав человека
  • 36. Правовая культура: понятие и структура
  • 37. Правосознание: понятие, структура, виды
  • 39. Правовой обычай
  • 41. Нормативно-правовой акт: понятие и виды
  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
  • 43. Закон: понятие, признаки, виды
  • 45. Правотворчество: понятие, виды, стадии
  • 46. Законодательный процесс в Российской Федерации
  • 47. Систематизация нормативно-правовых актов. Учет. Инкорпорация. Консолидация. Кодификация.
  • 48. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
  • 49. Норма права: понятие и виды
  • 50. Структура нормы права
  • 51. Способы изложения нормы права в нормативном правовом акте
  • 53. Отраслевая структура права в Российской Федерации
  • 54. Реализация права: понятие и формы
  • 55. Предмет и метод правового регулирования
  • 56. Правоотношение: понятие, признаки
  • 57. Содержание правоотношения: субъективные права и юридические обязанности
  • 58. Юридические факты и их виды
  • 59. Объект правоотношения. Субъекты правоотношения, их виды
  • 60. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность, деликтоспособность.
  • 61. Правовой статус человека и гражданина
  • 62. Применение права: понятие, признаки
  • 63. Основные стадии правоприменения
  • 64. Нормативный правовой акт и акт применения права, их соотношение
  • 65. Пробелы в праве: способы восполнения и устранения
  • 66. Толкование права: понятие и способы
  • 67. Виды толкования права
  • 68. Юридическая техника
  • 69. Правомерное поведение: понятие и виды
  • 70. Правонарушение: понятие и виды
  • 71. Состав правонарушения
  • 72. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания
  • 73. Понятие законности. Гарантии законности. Понятие правопорядка.
  • 28. Социальное государство

    Социа́льное госуда́рство - политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

    Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

    Признаки социального государства

    Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;

    Социально ориентированная структура экономики;

    Формирование гражданского общества;

    Разработка государством разнообразных социальных программ;

    Развитое социальное законодательство;

    Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

    Социальная ответственность перед гражданами.

    Функции социального государства

    Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);

    Охрана труда и здоровья людей;

    Поддержка семьи, материнства, детства;

    Устранение социального неравенства путем перераспределения доходов;

    Поощрение благотворительной деятельности;

    Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;

    Борьба с безработицей.

    С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7).

    Задача социального государства - обеспечить своим гражданам следующие условия:

    Каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;

    Каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;

    Нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

    29. Право и иные социальные регуляторы

    Право отличается от иных социальных норм в основном теми же признаками, что и от моральных. Соотношению права и морали было уделено сравнительно большее внимание потому, что это – два наиболее важных и распространенных регулятора общественных отношений, с которыми люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни. С указанными регуляторами непосредственно и прежде всего связана юридическая наука. Однако необходимо кратко остановиться и на взаимодействии права с другими социальными нормами, выяснить специфику и роль последних.

    Соотношение права и обычаев. Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости. Уже в этом заключается их генетическое родство. Данный процесс в принципе является постоянным, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только «сверху», но и «снизу», из народных глубин, корней, традиций.

    Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки – мощное средство формирования менталитета личности. Не зря говорят: привычка – вторая натура.

    Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста, рамадана). Подобные социальные стереотипы имеются у всех народов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древнейшая форма социальной регуляции.

    Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающсго общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.). Традиции обязывают...

    Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой вороной», эгоистом и т.д.

    В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обычное право) инеправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».

    Но во всех случаях правовые обычаи должны находится в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И, конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права.

    Что касается неправовых (общегражданских) обычаев, то их великое множество, и те из них, которые носят прогрессивный характер, право поддерживает; к другим относится безразлично (нейтрально), поскольку они не причиняют никакого вреда, с третьими (вредными) ведет борьбу, стремится вытеснить их (пьянство, некоторые местные традиции горских народов – калым, выкуп невесты, кровная месть, феодально-байские пережитки в семье, разного рода предрассудки, отдельные нормы шариата, публичные казни и т.д.). Есть обычаи, которое связаны с религиозной или расовой нетерпимостью, неравенством полов и т.д.

    Но, например, ношение холодного оружия (кинжала) как атрибута национального костюма допускается. Снисходительно относится право и к умыканию невесты (чаще всего – с согласия «похищаемой») при условии, что жених ее не обесчестил. Хотя по закону такое деяние наказуемо. Право, государство подходят к тем или иным обычаям дифференцировано – старые, неугодные отсекаются; новые, полезные поощряются. Следует иметь в виду, что в обычаях есть немало консервативного, застывшего, неприемлемого. Это – наслоение ушедших времен.

    В связи с развитием в России рыночных отношений и переходом от запретительных методов правового регулирования к дозволительным роль юридических обычаев возрастает. К этому ведет расширение экономической свободы личности, действие принципа «не запрещенное законом разрешено», стимулирование предпринимательства, частной инициативы.

    Право и религия . Как известно, церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, с которым связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью. Она оказывает мощное воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором.

    Последним основным правовым актом, регулирующим деятельность всех видов религий в России (христианство, иудаизм, ислам, буддизм), является Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

    Данный закон определяет также взаимоотношения между церковью и официальной властью, в нем переплетаются правовые и некоторые религиозные нормы. Церковь уважает право, законы, установленный в государстве порядок, а государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, не противоречащей принципам общественной морали и гуманизма. Свобода вероисповедания – важнейшая черта гражданского демократического общества. Возрождение религиозной жизни, уважение чувств верующих, восстановление порушенных в свое время храмов – несомненное духовное достижение новой России.

    О тесной взаимосвязи права и религии говорит то г факт, что многие христианские заповеди, такие, например, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и другие закреплены в законе и рассматриваются им как преступления. В мусульманских странах право вообще основывается в значительной мере на религиозных догматах (нормах адата, шариата), за нарушение которых предусмотрены весьма суровые наказания. Шариат – это исламское (мусульманское) право, а адат – система обычаев и традиций.

    Право и корпоративные нормы . Корпоративные нормы – это правила поведения, по которым живут и действуют различные общественные организации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы и другие образованиянегосударственного характера (профессиональные, творческие, научные, женские, молодежные, ветеранские, просветительские, спортивные, культурные, экологические, оборонные, технические и т. д.).

    Эти правила содержатся в соответствующих уставах, решениях, положениях, программах, других документах указанных структур. Корпоративные нормы тесно связаны с правовыми, особенно теми, которые определяют порядок образования, регистрации и деятельности общественных организаций и объединений. Специфика корпоративных форм во многом зависит от специфики той или иной организации, а многообразие форм – от разнообразия норм общественной самодеятельности граждан.

    Конституция РФ провозглашает: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных организаций гарантируется» (ст. 30). «Общественные объединения равны перед законом» (ст. 13).

    Однако существуют и определенные ограничения. Так, в упомянутой статье 13 (п. 5) говорится: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели которых или действия которых направлены па насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

    При этом признается политическое многообразие, многопартийность, фиксируется, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Хотя само собой разумеется, что у Российского государства есть определенные жизненные идеалы и ориентиры.

    Корпоративные нормы – один из видов социальных норм, они входят в общую нормативно-регулятивную систему общества. Нормы общественных организаций регламентируют в основном их внутренние вопросы и отношения (цели, задачи, функции, права и обязанности членов, условия вступления и выхода или отчисления, формирование руководящих органов, меры ответственности, взыскания, членские взносы и т.д.).

    Правовые и политические нормы . Право и политика традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Достаточно сказать, что преобладающая часть всей внутренней и внешней политики любого государства реализуется через право, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями и проводниками этой политики. Если же иметь в виду такой ведущий правовой акт, как Конституция, то она, как известно, закрепляет основы, принципы, цели, направления государственной политики, фиксирует и гарантирует политические права и свободы граждан, их участие в государственной, и общественно-политической жизни страны. Конституция представляет собойполитико-юридический документ.

    В политической области имеются свои традиции, общепринятые правила, требования, принципы, эталоны. Существует политическая этика, т.е. свод устоявшихся канонов, которых обычно придерживаются честные, добросовестные политики. Главные из них – это соблюдение законов, морали, установленного порядка, уважение оппонентов, правдивость, служение общественному долгу, благу.

    Согласно Конституции РФ (ст.7) Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в духе справедливости в целях обеспечения каждому достойного существования.

    Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный государства прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. Социальное государство обязано в этой связи предусматривать право человека на труд. Такое право закреплено в ст.37 Конституции, дополняемое право граждан на защиту от безработицы.

    Основные задачи социально-экономического развития общества определяют и основные направления социальной политики Российской Федерации. К ним относятся: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий; 4) пособий и иных гарантий социальной защиты .

    Российская Федерация – светское государство

    Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признаётся обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, её каноны и догмы, а также религиозные объединения не вправе оказывать влияния на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства, и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Именно эти принципы закреплены в ст.14 Конституции Российской Федерации.

    Российская Федерация – государство с республиканской формой правления.

    В Конституции РФ (ст.1) установлена республиканская форма правления. Её главным, определяющим признаком является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характерным признаком которой является наследование статуса главы государства.

    Различают два основных вида республики президентскую и парламентскую . Главной отличительной особенностью президентской республики является сосредоточение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Должность премьер-министра отсутствует. Президент избирается непосредственно населением, а не парламентом. Правительство формируется президентом и ему подчиняется.

    В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенство парламента, перед которым правительство несёт коллективную ответственность за свою политическую деятельность, т.е. за руководство страной. В парламентской республики, в отличии от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.

    В Российской Федерации (как и в некоторых других странах, например, во Франции) существующая форма правления сочетает черты парламентской и президентской республики. Так, в России президент избирается всеобщим голосованием (и в этом её отличие от парламентской республики). Президент располагает собственными властными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства. Однако в России наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, образующие правительство. Президент вправе распустить парламент (Государственную Думу), но и Дума может выразить правительству вотум недоверия и отправить его в отставку. Все эти признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.

    Попова Лариса Евгеньевна,кандидат филологических наук, доценткафедры уголовного права, процесса и криминалистикифилиалаФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г.Тихорецк [email protected]

    Россия как социальное государство

    Аннотация.В статье на основе анализа положений Конституции РФ раскрываются принципы, приоритеты и проблемы построения социального государства в России. Автор делает вывод, что построение социального государства в России–это цель, задача, и мы находимся только на первой ступени его становления и развития. Ключевые слова:политика, социальное государство,гарантированный минимальный размер оплаты труда,государственная поддержка,трудная жизненная ситуация,трудоспособность,система социальных служб,государственные пенсии, пособия, гарантии социальной защиты.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

    Статья 7 Конституции Российской Федерации закрепляет один из важных конституционных принципов: «1. РФ–социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».Данное положение определяет политику и назначение социального государства, его цели и задачи, направленные на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это означает, что государство обязано обеспечить своим гражданам следующие условия:возможность каждого трудоспособного человека зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, потерявшим трудоспособность (больные, инвалиды, безработные, дети, пенсионеры, беженцы и вынужденные переселенцы) оказывать поддержку за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны для создания благоприятных жизненных условий и обеспечения обычного жизненного стандарта;гарантированный минимальный размер оплаты труда и достойный для каждого человека прожиточный минимум;иные гарантии социальной защиты.Российское государство, проводя социальноэкономическую политику, опирается на такие важнейшие принципы, как: свобода экономической деятельности, право человека на свободный выбор в сфере наемного труда и предпринимательства; развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства; социальная справедливость и социальная солидарность общества; развитие системы социального партнерства; участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами; ответственность государства за состояние и развитие эффективной социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.На сегодняшний день некоторые из этих принципов в той или иной мере утверждаются в нашей действительности. На основе принципов формируется государственная социальная политика, направленная на создание нормальных условий жизни для всех слоев населения, а именно: обеспечение необходимого уровня и качества жизни за счет собственных усилий для трудоспособной части населения; созданиесистемы государственной социальной защиты и обеспечения жизненных потребностейнетрудоспособным. Несомненно,основными приоритетами социального государства являются:1)реализация государственной демографической политики; снижение смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличение продолжительности жизни населения ; 2)сохранение и приумножение жилья для граждан, повышение его комфортабельности; 3)развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов ;4)обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе –рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы; разработка и реализация системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, безработица, несчастный случай и т.п.);

    5)осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан; оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.; 6)защита трудовых прав и интересов работников; обеспечение экологической безопасности страны; повышение роли и качества общего и профессионального образования и т.д.Однако современные реалии позволяют сделать вывод, что деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной. В условиях продолжающегося экономического кризиса социальная помощь государства пока не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции РФ. Уже привычными стали такие проблемы, как бедность, безработица, преступность, многие другие. Несмотря на то, что органами местного самоуправленияв последние годы уделяется все больше внимания социальной сфере, множество принимаемых мер, кардинальных изменений в области социальной политики не принесли. В последние годы социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере, но такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не ориентирован на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.На наш взгляд,без планомерного, направляемого государством развития социальной сферы, науки и образования, разработки и внедрения в производство новых технологий динамичное развитие экономики и высокий уровень жизни невозможны.Это подтверждается опытом социальноэкономических развитых стран.

    Провозгласив себя социальным государством, Россия, официально зафиксировала это в ст.7 Конституции. Социальные права, гарантируемые гражданам, прописаны также в следующих статьях Основного закона: 1)на труд и его оплату (п. 1–4 ст. 37);2)на отдых (п. 5 ст. 37);3)на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38); 4)на социальное обеспечение (ст. 39); на жилище (ст. 40); 5)на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); на экологическую безопасность (ст. 42); на образование (ст. 43); 6)на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44).

    Но ведь провозглашенные статьи основного закона о социальномгосударстве не делают его таковым. Для его построения и развития требуется формирование эффективной социальной рыночной экономики и политики, обеспечивающей занятость, достойную заработную плату, развитое социальное страхование, поддержку семьи, материнства и детства, престарелых, молодежи и т.д., и разработка комплексной программы мер и механизмов их реализации всеми ветвями и уровнями государственной власти и местного самоуправления.Только при достижении баланса во взаимодействии основных социальных и политических сил в обществе можно говорить о социальном государстве. Согласимся с мнениемзаместителя руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по социальной политике, кандидатом экономических наукВ.М.Анисимовым, чтодля реализации положений ст. 7 Конституции Российской Федерации требуются согласованные действия всех ветвей государственной власти и общественных объединений. Чтобы весь механизм четко работал, необходимо принять федеральный закон «Об основах социальной политики», который определил бы права и обязанности всех ее субъектов–государственных органов, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных объединений.

    Сегодня достаточно четко сформулированы задачи социальной модернизации. Речь идет о повышении доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Провозглашена первоочередная задача модернизации отечественного здравоохранения–повышение его эффективности и, что, несомненно, приведет к улучшению показателей здоровья нации.Перед обществом и государством стоит задача не допустить утраты российским образованием своих преимуществ, усилить его инновационность, повышать и модернизировать требования к образованию. Стратегический характер приобрели задачи в жилищной сфере. Государству необходимо направить усилия длясоздания условий, обеспечивающих гражданам приобретение отвечающих современным требованиям квартир, за счет собственных средств и с помощью жилищных кредитов. Решение поставленных задач во многом зависит от темпов российской экономики на долгие годы.Нужно отметить конкретные шаги в реализации социальных программ делаются постоянно. За последние годы в первую очередь решаются наиболее острые проблемы в сфере образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства. Решаются задачи по повышению доступности и качества первичной медикосанитарной помощи, обеспеченности населения высокотехнологичной медициной.Установление основ государственной социальной политики требует качественного правового регулирования отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.На уровне субъектов РФ разрабатываются основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций; устанавливаются региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; проявляется забота о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуются подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивается соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.Не остаются в стороне и органы местного самоуправления. Их задачей является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека и его воспроизводства. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.Современное состояние социальной политики в России остается под пристальным вниманием главы государства, Правительства РФ. В статье Президента РФ Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» отмечается: «Ключевая проблема социальной политики России–даже не объем ресурсов, который мы направляем на решение социальных задач. А эффективность, целевой характер проводимых мер. Нам необходимо в ближайшие годы изменить ситуацию, ликвидировать все зоны потерь в социальном секторе, когда ресурсы тратятся впустую, направляются не тем, кто в них отчаянно нуждается, а людям, которые могут легко прожить без этого; когда мы по инерции поддерживаем учреждения, не обращая внимания на эффект их работы для граждан; когда мы ставим интересы тех, кто работает в социальных учреждениях, выше интересов тех, на кого они работают. Каждый рубль, направляемый в социальную сферу, должен «производить справедливость». Справедливое устройство общества, экономики –главное условие нашего устойчивого развития в эти годы» .Ксожалению, непродуманные поспешные действия по политическому и экономическому реформированию общества в сочетании с общим социальнополитическим кризисом порождают острый дефицит ресурсов. В связи с этим обостряются социальные проблемы.На наш взгляд,только при условии государственного регулирования рыночных отношений возможно сравнительно быстрое преодоление всех негативных последствий реформ. Стоит обратить внимание на такой негативный фактор современной России, как продолжающаяся поляризация групп населения по уровню доходов и материальной обеспеченности. Нельзя забывать, что социальное неравенство всегда отражает политическую, экономическую и правовую стороны жизни общества. Социальные признаки (принадлежность к определенной социальной группе) у нас все еще в большой степени влияют на доступность образования, лечения и т.д., что порождает острые социальные коллизии уже в детском возрасте. Недостаточные меры по преодолению массовой безработицы привели к росту числа нищих, бродяжничеству, преступности, проституции. В трудном положении оказались инвалиды и престарелые.

    В стремлении к созданию в России социального правового государства нельзя забывать о международных стандартах важнейших прав и свобод человека, а в их числе равенство перед законом, равенство мужчины и женщины, право выбора профессии и образовательной системы, являются приоритетными для нашего российского законодательства.Социальное государство, должно обеспечить их в полном объеме, включая и совершенствование системы социальной защиты.Провозглашение Российской Федерации социальным государством –это принцип, задача, цель, достижение которой потребует огромных усилий. Пока мы находимся на первой ступени построения социального государства.

    Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) правках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ, от 05.02.2014 № 2ФКЗ, от 21.07.2014 № 11ФКЗ). –Доступ из справ.правовой системы «КонсультaнтПлюс».2.Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Утвержденапостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 294.–Доступ из справ.правовой системы «КонсультaнтПлюс».3.Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». –Доступ из информационноправовогопортала«Гарант».4.Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012г. №2620р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».–Доступ из информационноправового портала «Гарант».5.Конституция Российской Федерации.6.АнисимовВ.М. Социальное государство в России –выбор времени.Основные проблемы социального развития России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.–2004.–№ 15 (235). 7.Попова Л.Е.Политика России на современном этапе построения социального государства//Актуальные вопросы юридической науки и практики: материалы межвуз.науч.практ.конф. /под общ.ред. Е.В. Королюк. –Ставрополь: Атрус, 2013.8.Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда.–2012. –13 февр.9.Попова Л. Е. Указ. соч.

    LarisaPopova,Candidate of Philological Sciences, Associate Professor Department of Criminal Law, Procedure and Criminalistics, branch FGBOU VPO "Kuban State University" in Tikhoretsk (Tikhoretsk)[email protected] as a social State Abstract.In the article on the basis of analysis of the articles of the basic law are the principles, priorities and the challenges of building the welfare State in Russia. The author concludes that the construction of the welfare State in Russia is the goal, objective, and we are only at the first stage of its formation and development. Key words: politics, social State, the guaranteed minimum wage, Government support, a difficult life situation, ability to work, social services, public pensions, benefits and social security guarantees.

    Сирик М. С., кaндидaтом юридических нaук, доцентом, зaв. кaфедрой уголовного прaвa, процессaи криминaлистики филиaла ФГБОУ ВПО «Кубaнский госудaрственный университет» в г.Тихорецке, г.Тихорецк

    1. Понятие и виды юридических гарантий социального государства

    Вообще слово "социальный" в латинском языке означает "общий", "общественный", то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому "социальным" в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в данном случае под "социальным государством" понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями.

    Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.

    Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX - начале XX вв. (то есть позднее идеи правового государства) как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью

    Во всех определениях социального государства первым и важнейшим его признаком называется признание, соблюдение и защита жизненно важных для каждого человека прав – социальных прав. Институт социальных прав – это система правовых норм, регулирующих отношения, "складывающиеся в процессе деятельности государства по обеспечению прав человека, статусов индивидов, гарантий и процедуры их реализации и защиты прав". В государствах созданы и функционируют средства и механизмы защиты прав человека, восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного индивиду ущерба. Эти средства и механизмы различны и зависят от уровня развития демократии, от традиций государства, его экономического положения и др.

    Важное место в правообеспечительном механизме государства занимают правовые (юридические) гарантии. В правовой науке под гарантиями понимается система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

    Очевидно, что права и обязанности – основной исходный элемент права и ничего более важного в структуре права, по существу, нет. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы поведения, которые государство берет под защиту, считая их обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные юридические принципы взаимоотношений государства и личности. Существует, правда, и другая точка зрения, в соответствии с которой, если права человека сделать исключительной основой законодательства, то это приведет к анархии.

    Реализация и эффективность норм о правах и свободах человека в любом государстве, обществе так или иначе зависит от многих факторов. По мнению В. В. Лазарева, в качестве таковых можно указать степень демократичности властных институтов государства; политические, культурные и правовые традиции; состояние экономики; нравственную атмосферу и степень согласия в обществе; состояние законности и правопорядка. Следовательно, для того чтобы обеспечить перевод возможностей, содержащихся в действующем законодательстве, в конкретные правоотношения, необходимо создать надежный механизм реализации и контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку человек включен во многие социальные отношения, выполняет множество социальных ролей.

    Юридические гарантии прав и свобод граждан – это совокупность специальных правовых средств и способов, при помощи которых реализуются, охраняются и защищаются права и свободы, пресекаются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права.

    В научной правовой литературе вопрос о понятии и системе юридических гарантий рассматривается с разных точек зрения. Так, В. М.Чхиквадзе под юридическими гарантиями понимает развернутую систему институтов и норм материального и процессуального права. По мнению П. М. Рабиновича, под юридическими гарантиями следует понимать нормы права и основанную на них правоприменительную деятельность и индивидуальные юридические акты, в которых эта деятельность фиксируется. Л. Д. Воеводин отмечает, что гарантии – это тот надежный мостик, который обеспечивает необходимый в основах правового статуса личности переход от общего к частному, от прокламируемой в законе возможности к действительности. Для формирования юридического и фактического положения конкретного лица нужны благоприятные условия и эффективные средства, а это и есть гарантии. Он предлагает под гарантиями понимать условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого. Кроме того, под "условиями" понимается создание благоприятной обстановки для пользования основными правами и свободами и исполнения обязанностей, а под "средствами" – инструмент органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, самих граждан в борьбе за надлежащее осуществление основных прав и свобод, а под юридическими гарантиями – те правовые средства и способы, с помощью которых в обществе обеспечивается гражданам реализация их прав и свобод.

    Некоторые авторы высказывают мысль, что в число юридических гарантий следует включить закрепленные нормами права средства надзора и контроля для выявления случаев правонарушений; меры правовой защиты; меры юридической ответственности; меры пресечения и другие правоохранительные меры; процессуальные формы охраны прав; меры профилактики и предупреждения правонарушений.

    Ю. В. Кудрявцев предлагает под юридическими гарантиями понимать закрепленные в Конституции, законах и иных нормативных правовых актах условия и средства, обеспечивающие реальные возможности охраны и беспрепятственного осуществления, включая восстановление, прав и свобод человека и гражданина и надлежащее исполнение обязанностей.

    В. С. Нерсесянц, рассматривая природу юридических гарантий, отмечает, что юридические гарантии воплощают идею согласованного действия права и государства, когда одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат одновременно защитным механизмом для других, и наоборот. Именно в контексте взаимной поддержки и согласованности различных частей и аспектов всего государственно-правового комплекса отдельные специальные формы и конструкции юридических гарантий прав и свобод личности могут реально осуществить свою защитную роль. Другими словами, юридические гарантии сами нуждаются в юридических гарантиях, в форме которых выступают правовое государство и правовые законы.

    Реализация прав и свобод может выражаться в форме фактического правообладания, пользования, распоряжения ими в защите, восстановлении прав в случае их нарушения. Л. Д. Воеводин отмечает, что обладание, пользование, распоряжение, а в случае нарушения и восстановление конституционных прав и свобод составляет содержание юридического процесса претворения их в жизнь. Наиболее полно оно выражается в пользовании теми социальными благами, которые предусмотрены соответствующими конституционными правами и свободами. Для претворения в жизнь прав, свобод и обязанностей и нужны гарантии. Их характер, система и виды должны соответствовать определенным формам реализации прав и свобод и осуществления обязанностей.

    В демократическом правовом государстве не только граждане, но и властные структуры заинтересованы в создании механизма реализации и контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в ст. 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что "…Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина– обязанность государства". Эта статья расположена в разделе "Основы конституционного строя", закрепляя тем самым за государством обязанность создать систему органов по защите прав человека (судебные органы, органы исполнительной власти, парламентские и президентские структуры, институт омбудсмана), и устанавливать конкретные юридические механизмы и процедуры такой защиты. Следовательно, защита прав и свобод индивида закрепляется в конституции как принцип общества и государства, а механизм обеспечения прав человека "объективно приобретает форму юридических гарантий".

    Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

    Поскольку в социальном государстве государственная власть ограничена необходимостью подчинения правам человека и гражданина то и политика социального государства, в первую очередь, направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Свободное развитие человеческой личности достижимо, если права, закрепленные в Конституции и в законах, базируются на признании достоинства человека и если в государстве созданы условия для пользования каждым гражданскими и политическими свободами, равно как и экономическими, социальными и культурными правами. Юридические гарантии защиты прав человека можно подразделить на внутригосударственные и международные механизмы гарантий прав человека и гражданина.

    В.А. ЗАТОНСКИЙ,

    доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права ЮУрГУ

    Социальная ориентированность - важнейшая черта сильной рациональной политической власти. Сущность этого аспекта характеристики современной правовой государственности может быть раскрыта через выяснение содержания следующих научных категорий: «социальное государство», «социальная (социально ориентированная) политика», «социальная защита населения» и др.

    Эффективную государственность, развитое правовое общество можно охарактеризовать как состояние государственности, обеспечивающее величие страны. Главный же показатель этого величия - права человека. В современных условиях нельзя решить, является ли какая-то страна великой, если в показатели ее состояния («лица») не введено «человеческое измерение». Именно разработанность понятия «права человека» и его юридическое оформление во внутригосударственном и международном праве позволяет ввести такое измерение в критерии социальных оценок. Именно права человека во многом позволяют качественно обозначить и считать доступной социальной верификации гуманизацию общественной деятельности. Гуманизм содержательно конкретизировался по сравнению с абстрактно декларативной формой его репрезентации.

    Страна не может считаться великой, а государство сильным, если большинству населения живется плохо. Высшими критериями развития страны, уровня ее правовой организации являются качество жизни и положение личности в обществе. С утверждением прав человека сознание и культура цивилизованного человечества поднялись на новую ступень. Стало понятно, что необоснованно наделять эпитетом «великая» страну до выявления уровня и качества жизни ее населения, ее правового состояния.

    Велика та страна, где много счастливых судеб, где граждане имеют возможность использовать свои права так же легко, как и дышать воздухом, где собственные таланты «расцветают», а не стремятся оказаться за рубежом либо, оставаясь в стране лишь формально, работать по контракту на иностранные фирмы.

    Цивилизованным человечеством признано все, что было и есть в России великого. Мы по праву гордимся тем, что она является страной непревзойденной духовной культуры, великих ученых и деятелей искусства, величественного героизма народа, бесстрашных и благородных поборников счастливого будущего Родины. Но России еще предстоит многого добиться, чтобы стать великой, по-настоящему цивилизованной правовой державой.

    Трудно не согласиться с Л.В. Максимовым, который утверждает, что человек не только разумен, но и неразумен. Неразумность - такой же признак человеческого в человеке, как и его разумность. «Разве не является фактом, что человек с того момента, как некое животное превратилось в гомо сапиенс, всегда, опираясь на разум, знал, как правильно (разумно) устроить свою личную и общественную жизнь, и в то же время постоянно на практике поступал неразумно. Он убивал себе подобных, разрушал природу, создавал оружие, способное уничтожить вид в целом, наносил ущерб собственному здоровью (курил, пил спиртное, употреблял наркотики, лишал себя движения), знания заменял верой, сиюминутные удовольствия ставил выше надежного будущего, правде предпочитал обман, нормальным отношениям - зависть, ложь, вражду, ненависть и т. д.»

    Процесс движения к правовому обществу - это процесс борьбы в каждом человеке и обществе разумного и неразумного, конструктивного и деструктивного, хаоса и организованности. Родина для каждого включает связи с соотечественниками. Мы уже не сможем обрести такую Россию, какой она могла бы быть, если бы не вмешательство тех, кто жестоко и якобы ради ее величия уничтожал ее народ. Недаром А. Солженицын национальную идею видит в сбережении народа. Движение к справедливому, правовому обществу - это процесс, основным содержанием которого является сбережение народа, обеспечение свободных и безопасных условий его жизнедеятельности.

    Россия ратифицировала международные пакты по правам человека. Дело за тем, чтобы их соблюдать. Недопустимо считать великой страну, в которой не соблюдаются права человека, а значит, попирается сама личность. В современном понимании государство, общество не может стать великим, не став правовым.

    Правовое общество, основанное на господстве права, - не вынужденная мера, не тактическая задача, а именно стратегическая установка, цель правовой политики государства. Только так власть может стать реальной, а не виртуальной, но произойдет это лишь тогда, когда законы будут «работать» и достигать своей цели.

    Д. Локк полагал, что кроме общего блага великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности, т. е. своих жизней, свобод и владений . У И. Бентама государство основано на принципе пользы, или выгоды. Эта польза понимается им как свойство или способность какого-либо предмета (в том числе государства) предохранить от какого-либо зла или доставить какое-нибудь благо.

    В. фон Гумбольдт важнейшей заботой государства считал благосостояние его граждан, их безопасность, защиту от внешних врагов, гражданские свободы. Он, в частности, отмечал, что государство всемерно заботится о позитивном благосостоянии своих граждан и не делает ничего более того, что необходимо для их собственной безопасности и для защиты от внешних врагов. Никакие конечные цели государства не могут ограничивать гражданские свободы.

    Для В.О. Ключевского цель государства - это внешняя безопасность и внутренний порядок или, другими словами, общее благо, в понятие о котором и входят эти два интереса7. В качестве содержания цели государства называют также счастье всех его членов или всеобщий интерес, выступающий как субстанция, объединяющая определенное множество частных интересов.

    Понятие социальной государственности возникло в конце XIX - начале XX века и означало появление таких качеств, которых не было у либерального правового государства. В основе этого процесса лежал вопрос о взаимоотношениях государства и человека в условиях свободной рыночной экономики. Он затрагивал важнейшие принципы буржуазного общества - свободу и равенство, а поэтому изначально был в центре противостояния представителей различных течений экономической и политико-правовой мысли.

    Сформировалось два подхода к проблеме. Первый базировался на приоритете свободы, ставя индивидуальную свободу человека выше равенства. Сторонники этого подхода (А. Смит, С. Милль, Б. Констан, Д. Локк и др.) считали, что основная обязанность государства - оградить эту свободу от чьего-либо, в том числе государственного, вмешательства. Экономическая свобода превыше всего, главная ценность, а политические права - лишь средство охраны независимости и индивидуальной свободы личности.

    Второй подход, не отрицая значимости индивидуальной свободы, стремился сочетать ее с участием государства в обеспечении равенства людей. Основоположником такой концепции был Ж.-Ж. Руссо. Главным в концепции было двоякое понимание свободы: негативное (свобода от вмешательства государства) и позитивное (право гражданина рассчитывать на определенные действия государства). Свобода не может существовать без равенства.

    До конца XIX - начала XX века преобладал первый подход. Однако уже в конце XIX века обнаружились отрицательные последствия реализации принципа негативной свободы (классовые противоречия, резкая поляризация между богатством и бедностью).

    Все это грозило социальным взрывом. Одним из факторов социальной напряженности стала получившая широкое распространение и признание марксистская доктрина, ориентированная на свержение буржуазного строя.

    Неолиберальные теоретики, уловив эти процессы, развили позитивное понимание свободы, означающее обязанность государства проводить социально ориентированную политику. По мнению П. Новгородцева, такое понимание свободы означало целый переворот понятий, который знаменует новую стадию в развитии правового государства. Перенос акцента на социально ориентированную политику означал установление новых параметров отношений между государством и человеком, связанных с обязанностью государства принимать меры, содействующие обеспечению нового поколения правами человека. Так возникла идея социального государства.

    После второй мировой войны слова «социальное государство» появились в конституциях ряда западноевропейских стран (ФРГ, Франции, Италии и др.).

    Современное понимание обязанностей социального государства резко отличается от первоначального. В послевоенные годы считалось, что функции такого государства сводятся к провозглашению социально-экономических прав, раздаче пенсий и пособий.

    В современной отечественной юридической литературе встречаются следующие различные определения социального государства:

    · «...это такое государство, в котором учитываются интересы всех социальных слоев общества, где трудоспособным людям предоставляется возможность зарабатывать на достойную жизнь себе и своим семьям, а нетрудоспособным обеспечивается гарантированный уровень жизни посредством выплат пенсий, пособий, оказания других видов социального обеспечения и социальной помощи. Это государство, в котором человеку гарантировано право свободы потребления и право свободы хозяйственной деятельности и т.д.»;

    · «...это характеристика, относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционные гарантии экономических и социальных прав человека и гражданина и соответствующие обязанности государства»;

    · «...это государство, проявляющее заботу о человеке, оказывающее поддержку менее социально защищенным слоям населения»;

    · в нем «главной задачей... является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в духе принципа справедливости в целях обеспечения каждому достойного человека существования»;

    · это государство, «которое берет на себя ответственность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности».

    Можно встретить и другие определения. Кто же прав? Какое из приведенных определений точнее передает суть социального государства? Кто из авторов ошибается? Ответ однозначен. Никто не ошибается. Все правы. Все приведенные определения дают ответ на вопрос о том, что такое социальное государство.

    Все дело в том, что социальное государство, как и демократическое, конституционное, правовое, - понятие многоаспектное, многопризначное. Включить все его черты, характеристики в одно определение, которое должно быть достаточно четким и лаконичным, вряд ли возможно, да и не нужно. Определение должно вобрать в себя самое главное, сущностное из множества того, что мы можем сказать о социальном государстве.

    Социальное государство - это демократическое правовое государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности, признающее социально ориентированную политику важнейшим направлением своей практической деятельности и эффективно реализующее закрепленные в конституции основные направления этой политики, благоприятствующее труду.

    Принципиальным является то, что социальное государство (в прогрессивном его понимании) не стремится решать социальные проблемы путем уравниловки за счет отказа от свободы (прежде всего экономической), как это делало тоталитарное государство. Оно направляет свои усилия, использует свои возможности для защиты социально слабых слоев в рамках свободы, не ограничивая последнюю, а, напротив, развивая ее, используя свободу, которой может пользоваться для повышения своего благосостояния большая часть общества, и помогая людям непредприимчивым и бедным.

    Предложив понятие «экономические, социальные и культурные права», обновленная теория естественного права приблизилась к нуждам и потребностям людей, в максимально возможной степени соединилась с ними. Экономические, социальные и культурные права - это права на социальную помощь со стороны государства.

    Эта группа прав характеризует правовое государство новейшего периода, когда оно предстает как социальное правовое: права на образование, свободу любой творческой деятельности, на интеллектуальную собственность, на свободное использование своих способностей и имущества, на социальную безопасность и защиту в условиях безработицы, на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на жизнь, достойную человека, и т. п.

    Проблемы концептуального осмысления и практического осуществления социальных прав и гарантий являются характерными составляющими идеи социального государства. В качестве примера можно взять основные аспекты концепции и практики деятельности социального государства в Германии. Специалисты считают, что понятие «социальное государство» в Основном законе ФРГ не определено. Конституция оставляет за законодательной и исполнительной властью право наполнять это понятие конкретным содержанием.

    В качестве основных идей социального государства признаются: условия жизни, не унижающие человеческое достоинство; социальное равенство; оказание социальной помощи нуждающимся.

    Условия жизни, не унижающие человеческое достоинство, трактуются с чисто экономического подхода. Под ними понимается прежде всего не унижающий человека прожиточный минимум. В конкретной трактовке такого подхода четко прослеживается экономический рационализм, соединенный со справедливостью. Каждый взрослый гражданин обязан обеспечивать себя и содержать свою семью, руководствуясь принципом индивидуальной ответственности.

    Однако бывают ситуации, когда человек не в состоянии обеспечить свое существование самостоятельно. В таких случаях социальное государство должно взять заботу о нем на себя. Оно обязано снабдить его такими жизненно необходимыми вещами, как продукты питания, жилье, поддержать в случае болезни и т. п. Гарантия прожиточного минимума в современном обществе выражается в форме оказания социальной помощи. Право на нее, с учетом того что она должна обеспечивать прожиточный минимум, гарантировано законом.

    Социальное равенство подразумевает социальное равенство для определенных групп населения. Государство, если оно действительно социальное, обязано реагировать на факты социального неравенства различных групп населения (многодетные семьи, одинокие матери и отцы, дети и молодежь, инвалиды).

    Оказание социальной помощи нуждающимся - следующий фундаментальный принцип социального государства. Он начинает «работать» в ситуациях, когда человек попадает в сложное социальное положение, вызванное, например, болезнью, преклонным возрастом, смертью кормильца, инвалидностью или безработицей. Такие ситуации сопровождаются чаще всего утратой источника средств существования либо внезапно, неожиданно возникшей необходимостью произвести особые затраты (например, на лечение).

    Для этих граждан предусмотрено принятие специальных мер, важнейшей из которых в Германии и ряде других стран является система социального страхования. Она поддерживает уровень жизни застрахованного в случае наступления нетрудоспособности по болезни, в результате несчастного случая или смерти близких. Подобная защита выходит далеко за рамки обеспечения прожиточного минимума. Право на социальную помощь реализуется через процедуру выплаты определенных страховых взносов лицам, имеющим социальную страховку.

    В современном понимании социальное государство призвано также:

    · создавать условия для обеспечения граждан работой;

    · перераспределять доходы через государственный бюджет в интересах социально незащищенных категорий населения;

    · обеспечивать людям прожиточный минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников;

    · охранять наемный труд;

    · заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении;

    · постоянно улучшать социальное обеспечение и др.

    Таким образом, наиболее характерные черты социального государства находят отражение в его социальной политике. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ она направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Социальная (социально ориентированная правовая) политика - часть общей политики государства, которая регулирует посредством права отношения между социальными группами, между обществом и его членами, связанные с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни. Социальная политика современного государства - широчайший спектр актуальной для личности и общества деятельности, направленной на решение задач, вытекающих из нормального, бесконфликтного существования общества.

    Общая социальная политика может и должна распадаться на политику социально-экономическую, социально-правовую, социально-духовную, социально-экологическую и др. Эта позиция становится очевидной, когда мы начинаем перечислять государственные задачи, без решения которых невозможно создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, не может функционировать современное общество. На первом месте стоит признание, обеспечение и защита прав и свобод человека, создание наиболее благоприятных условий для реализации его законных интересов, безопасность, технический прогресс, здоровье нации, поддержка науки, культуры, образования.

    Современное понимание предназначения социального государства не ограничивает его задачу только проведением социальной политики. Помимо собственно социальной политики, социальную ориентацию должна приобрести экономическая политика правительства, не отрицая конкуренцию и экономическую свободу, в то же время поощряя индивидуальную инициативу, усиливая стимулы к росту личного благосостояния. Девиз такого государства: «Бороться не против богатства, а против нищеты». Термин «социальная политика» для характеристики предназначения социального государства узок. Более точным является расширительный термин «социально ориентированная политика».

    Закономерности развития гражданского общества таковы, что воплощается в жизнь предвидение Гегеля о взаимопроникновении этого общества и правового государства как воплощение в действительность этического императива. Во второй половине XX века стала осуществляться концепция социально ориентированной рыночной экономики, когда происходит соединение принципов рыночной свободы и социальной справедливости. Это фактически означает, что государство становится участником игры экономических сил на рынке, чтобы обеспечить социальную защиту тем, кто нуждается в помощи и желает сохранить свое человеческое достоинство.

    Социальная функция государственного регулирования рыночной экономики существенна для человека, личности в демократической системе. Во-первых, осуществляется идея о необходимости заботиться о всех членах общества без исключения. Так как рынок выступает в качестве социального инструмента экономического благополучия и сам по себе не содержит экономических и правовых средств социальной защиты человека, во имя общественной справедливости должны быть выделены средства для так называемых рыночно слабых и рыночно пассивных, которые не имеют доходов или имеют их недостаточно. Именно в этом заключается суть перераспределения в форме второго распределения доходов. Если не учитывать это обстоятельство, оно может привести (и приводит) к социальному бесправию, серьезным конфликтам в обществе.

    Во-вторых, демократические силы вынудили государство гуманизировать производственные отношения, смягчить последствия неограниченной конкуренции, привести в соответствие принципы всемерного развития частной инициативы и социальной ответственности. В-третьих, длительная кампания социаллибералов за справедливость в отношении социально незащищенных слоев населения снизила уровень недовольства и революционный потенциал. Не следует забывать, что социальная функция государственного регулирования экономики имеет своим истоком защиту демократии от революции.

    Осуществление социальной функции государством в демократической системе дало основание назвать его государством всеобщего благосостояния. Социально ориентированная политика должна препятствовать резкой дифференциации общества, чтобы не допускать острых социальных конфликтов. Кроме того, современное государство как субъект легализованного принуждения должно воздействовать на те слои населения, отдельных граждан, действия которых являются общественно вредными либо опасными. Его компетентные органы обязаны сдерживать отклоняющееся, общественно вредное и опасное поведение людей. Они призваны осуществлять определенный социальный контроль над соблюдением законов, принципов и правил человеческого общежития.

    Положения о социальном государстве закреплены в ст. 7 Конституции РФ. В ч. 1 закреплено, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ч. 2 перечислены основные направления социальной политики государства. В их число входят:

    · охрана труда и здоровья людей;

    · установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

    · обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

    · развитие системы социальных служб;

    · установление государственных пенсий, пособий;

    · иные гарантии социальной защиты.

    В теоретических трудах понятие «социальная защита», его содержание оценивается неоднозначно. Многие юристы, экономисты, социологи под социальной защитой понимают совокупность различных мер государства, мероприятий, направлений его деятельности.

    В действительности же социальная защита не обязательно связана только с государственными мерами.

    Наряду с понятием социальной защиты употребляется термин «социальная защищенность» как результат реализации социально-экономических прав человека, проявляющийся в высоком уровне его благосостояния. Разнообразно истолкование социальной защиты в различных нормативных актах. Так, Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» под социальной защитой понимает деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 1). Таким образом, социальная защита связывается с трудной жизненной ситуацией, что не совсем верно. Социальная защита нужна и тем, кто не оказался в такой ситуации. Иное дело, какой объем социальной защиты получает и требует тот или иной человек.

    Социальная защита населения - это законодательно закрепляемый и реализуемый государственными и муниципальными органами комплекс мер в сфере денежного и натурального обеспечения, услуг и льгот, направленных на социальную поддержку нуждающихся граждан, создание условий для их самореализации и самообеспечения и осуществляемых за счет федерального, регионального, местного бюджета, а также за счет фондов социальной поддержки населения, других источников сверх традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

    Социально-правовая защита - это законодательно закрепленный упорядоченный комплекс мер, определяющих порядок совершения юридических действий, которые направлены на оказание помощи в восстановлении социальной справедливости и нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.

    Перечень направлений социальной политики России в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ не соответствует задачам, которые закрепляют за государством конституции развитых стран. Термин «социальная защита» и формулировка «иные гарантии» предполагают возможность расширения социальных обязанностей государства в будущем законодательстве.

    Социальность - важнейшая черта сильной, рациональной политической власти. Демократическое правовое социальное государство, активно действующие граждане, свободно объединяющиеся в группы, ассоциации и т. п., взаимодействующие между собой и с государством на основе права, - это и есть сильное общество (нормальное, эффективное, активное, результативное и т. п.).

    Сильное государство как средство должно послужить прежде всего идеям становления правового и социального государства. Непроницаемые для государственной власти стороны общественной жизни должны вводиться в круг забот государственного аппарата. Последний должен проявить себя как источник действенной, реальной силы, способной нести преобразования. Необходимо снести «китайско-берлинскую стену» отчуждения государства и общества.

    Государство - система жизнеобеспечения, кровеносная система общества. Общество и государство не могут и не должны противопоставляться. Следует постепенно выработать концепцию взаимодействия государственной власти и общества, преодолеть конституционный схематизм конструкций, мало согласованных между собой: формальных, пустых с точки зрения юридической применимости.

    Российское государство сегодня - модернизируемая система, ищущая свой путь развития (однако не строгих и объемных целей) для построения правового, социального и демократического государства. Рассуждая о национальной самобытности государственной власти, мы должны признать относительную универсальность общепризнанного эталона правового и социального государства. Однако этот универсализм должен корректироваться; схематичное отношение к построению отдельно взятого государства неприемлемо. Реформируемая система российской государственной власти, по мнению А.Ю. Мамычева, основывается на синтезе национальных и общечеловеческих традиций, сильной верховной власти, социальной справедливости, свободе личности и политическом плюрализме в рамках традиционной преемственности. Стратегия должна ориентироваться на евразийский проект гарантийного государства, который наиболее органичен отечественной правокультурной традиции. Положения Конституции РФ должны быть скорректированы и дополнены духовно-нравственными и идеократическими основаниями государственной власти, традиционным для отечественного социума принципом взаимного социально-правового и политического «служения».

    Исторический опыт развития социального типа современного государства позволяет предвидеть определенную тенденцию его становления и в российских условиях. Государство стремится быть представителем социальных интересов всех членов общества, стараясь максимально проводить социально ориентированную политику, гарантировать права, установленные в отношении граждан. Формирующееся на основе четких требований правовых норм, направленных на максимальную реализацию правовых предписаний, современное государство является правовым по содержанию деятельности. По направленности этого содержания его можно расценивать как социальное.

    Под социальным государством понимается «такая модель построения системы власти, которая обеспечивает осуществление равновесия (гармонии) между личными и общественными интересами, существующими в различных формах, при различных социально-экономических условиях и в разные исторические эпохи, и которая выражена во взаимосвязи двух моментов: внутреннего (правосознание граждан) и внешнего (политические формы). ...Социальное государство - это государство, целью которого является осознание каждым человеком публичного интереса в тех сферах жизни, где это необходимо, и выработка компромисса частных интересов, где это возможно. Вся форма государства и его установления обусловлены достижением такой цели».

    Социальное государство - наивысшая ступень развития демократического правового государства, его неотъемлемый, генетически сформировавшийся признак, определяющий общую содержательно-функциональную ориентацию.

    В идее социального государства лежат постулаты о сокращении роли излишнего государственного регулирования, развитии в обществе начал самоуправления, использовании государственной власти для обеспечения прав каждого конкретного человека, т. е. определяется общечеловеческий характер государства. В характеристике социального государства акцент делается на качественных признаках государства, содержании и смысле государственного управления. В основу идеи социального государства положен принцип максимального учета частных интересов. Но такая цель может ставиться только при наличии определенных экономических, правовых и политических предпосылок. Одной из них безусловно является действенность реальной государственной власти как силы, способной открыто и эффективно использовать все государственные ресурсы, имеющиеся в наличии, при поддержке и сотрудничестве всех структур общества.

    Возникает естественный вопрос: не идеальна, не утопична ли данная картина общенародной инициативы по поддержанию публичных функций, не фантом ли государство, способствующее социальным компромиссам?

    Российская государственность стоит на грани дезорганизации; институты власти во многом девальвированы субъективным отношением правящих элит; правовые ценности и само право систематически игнорируются. В этих условиях преждевременно констатировать реальность социального государства. Для него необходимы стабильность государственной власти, достаточность ее управленческих ресурсов, решение проблем организации аппарата, способствующего реальному политическому сотрудничеству и учету в своей деятельности мнения представителей большей части населения, а также решение основных проблем суверенизации государственной власти в области международной и внутренней экономической, идеологической, военной, криминальной, экологической и иной безопасности.

    Государство должно дозреть до уровня социального, а выстраивание политики социального государства в не сложившихся для этого условиях является по меньшей мере «подножкой», утопией, попыткой увести страну в сторону от общенациональных интересов развития, политическим обманом.

    О каком социальном государстве в России можно говорить, если отсутствует непосредственно обусловливающий его появление качественный признак, выраженный в идее правового государства? Государство не может быть действительно социальным, не став в полном смысле этого слова правовым.

    Библиография

    1 См.: Вестник Российского философского общества. 2002. № 1. С. 67-69.

    2 Вестник Российского философского общества. 2002. № 1. С. 135-136.

    3 Радько Т.Н. О понятии и социальном назначении государства //Вопросы теории государства и права: Межвуз. сб. науч. тр. /Под ред. И.Н. Сенякина. - Саратов, 2001. Вып. 3 (12). С. 27.

    4 Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. - М., 2002. С. 397.

    5 См.: Локк Д. Сочинения: В 3 т. - М., 1988. Т. 3. С. 334.

    6 См.: Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. - М., 2000. С. 162.

    7 См.: Гумбольдт В. О пределах государственной деятельности. - М., 2003. С. 40.

    8 См.: Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. - М., 1989. Т. VI. С. 13.

    9 См.: Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. - М., 1938. С. 44.

    10 См.: Новгородцев П. Кризис современного правосознания. - М., 1909. С. 340.

    11 Безлепкина Л.Ф. Социальное государство - это социальное развитие для всех //Социальное обеспечение. 1995. № 11. С. 16-17.

    12 Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. - М., 1996.

    13 Конституция Российской Федерации: Комментарий /Под ред. Б.Н. Топорнина. - М., 1994. С. 85.

    14 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 1995. С. 131.

    15 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1999. С. 119.

    16 См.: Матюхин А. Государство в сфере права: институциональный подход. - Алматы, 2000. С. 244-245; Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие. - М., 1996; Иностранное конституционное право /Под ред. В.В. Маклакова. - М., 1996.

    17 См.: Государственное и административное устройство Германии: Сб. междунар. терминов из области права и управления. - Мюнхен-Бонн, 1993. Сер. Р. Т. 1. С. 69-73.

    18 См.: Игнатьева С.В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 1996. С. 19.

    19 См.: Власов В.И. Социальная защита в условиях банкротства предприятия //Государство и право. 1995. № 4. С. 48-52; Коробов Г.А. Государственная система социальной защиты личности при переходе к рыночной экономике: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1996.

    20 См.: Мамычев А.Ю. Государственная власть и национальный политико-правовой порядок в институциональном измерении: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д, 2005. С. 9.

    21 Евстратов А.Э. Генезис идеи социального государства: историко-теоретические проблемы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Омск. 2005. С. 6, 8.

    22 См.: Любашиц В.Я. Эволюция государства как политического института общества. - Ростов н/Д, 2004. С. 246.



    Просмотров