Цель реабилитации детей инвалидов в реабилитационном центре. Реабилитационный центр как учреждение социальной помощи семьям детей инвалидов. Инвалид как полноценный член общества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

На начальном образовательном уровне квалифицированный студент с инвалидностью является студентом с инвалидностью, который отвечает требованиям академических и технических стандартов, необходимых для приема или участия в образовательной программе или деятельности учреждения.

Является ли характер услуг, которым студент имеет право в соответствии с разделом 504, отличается по уровню образования? Общественные элементарные и вторичные получатели должны предоставлять бесплатное соответствующее государственное образование квалифицированным студентам с ограниченными возможностями. Такое образование состоит из регулярного или специального образования, а также вспомогательных средств и услуг, предназначенных для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся с ограниченными возможностями, в соответствии с потребностями учащихся без инвалидности.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Глава I. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях

1.1 Содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитации

1.2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

1.3 Особенности социальной реабилитации детей-инвалидов, проживающих вне семьи

Глава II. Современные подходы к проблемам детей-инвалидов

2.1 Трудности социально-психологической реабилитации

детей-инвалидов

2.2 Развитие способностей преодоления трудностей социальной реабилитации

На должном уровне получатель должен предоставить учащимся соответствующие академические корректировки и вспомогательные пособия и услуги, которые необходимы, чтобы предоставить инвалиду равные возможности для участия в школьной программе. Получатели не обязаны вносить коррективы Или предоставлять вспомогательные средства или услуги, которые приведут к коренному изменению программы получателя или налагают необоснованное бремя.

Как только студент идентифицируется как имеющий право на получение услуг в соответствии с разделом 504, является ли тот студент, который всегда имеет право на такие услуги? Да, пока ученик остается вправе. Защита раздела 504 распространяется только на лиц, которые соответствуют нормативному определению лица с инвалидностью.

2.3 Практическое решение проблем детской инвалидности

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).

Об индивидуальных программах реабилитации

Являются ли нынешние незаконные потребители наркотиков исключенными из защиты в соответствии с разделом 504? Являются ли текущие пользователи алкоголя исключены из защиты в соответствии с разделом 504? В разделе 504 «определение студента с инвалидностью не исключается употребление алкоголя». Однако в Разделе 504 школы могут принимать дисциплинарные меры против учащихся с ограниченными возможностями, употребляя наркотики или алкоголь в той же степени, что и студенты без инвалидности.

На начальном и среднем уровне обучения определение того, является ли ребенок квалифицированным инвалидом в соответствии с разделом 504, начинается с процесса оценки. В Разделе 504 требуется использование процедур оценки, которые гарантируют, что дети не будут неправильно классифицированы, излишне обозначены как имеющие инвалидность или неправильно размещены на основе ненадлежащего отбора, администрирования или интерпретации оценочных материалов.

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.

В 1995 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. - 2-3% детской популяции

Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Что такое соответствующая оценка в разделе 504? Тесты, используемые для этой цели, должны выбираться и управляться таким образом, чтобы наилучшим образом гарантировать, что результаты теста точно отражают способность ученика или достижение или другой измеряемый фактор, а не отражают инвалидность учащегося, за исключением тех случаев, когда эти факторы измеряются, Раздел 504 также требует, чтобы тесты и другие оценочные материалы включали те, которые были предназначены для оценки конкретных областей образовательной потребности, а не только тех, которые предназначены для обеспечения единого фактора интеллекта.

Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

Где можно пройти реабилитацию?

Тестирование и другие оценочные материалы должны быть проверены для конкретной цели, для которой они используются и надлежащим образом администрируются обученным персоналом. Насколько достаточно информации для документирования того, что учащийся имеет инвалидность?

На уровне начального и среднего образования объем требуемой информации определяется многодисциплинарным комитетом, собираемым для оценки учащегося. Комитет должен включать лиц, знающих о студенте, значение оценочных данных и варианты размещения. Члены комитета должны определить, есть ли у них достаточная информация для принятия обоснованного решения относительно того, имеет ли учащийся инвалидность или нет. Информация, полученная из всех таких источников, должна быть документирована, и необходимо учитывать все существенные факторы, связанные с процессом обучения учащегося.

В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

Эти источники и факторы могут включать тесты способности и достижения, рекомендации учителей, физическое состояние, социальный и культурный фон и адаптивные поведение. При оценке учащегося, подозреваемого в инвалидности, неприемлемо полагаться на презумпции и стереотипы в отношении лиц с ограниченными возможностями или классов таких лиц. Какой процесс должен использовать школьный округ для определения студентов, имеющих право на получение услуг в соответствии с разделом 504?

Майские школьные округа рассматривают «смягчающие меры», используемые учащимся в определении того, имеет ли учащийся инвалидность по разделу 504? Это изменение от предыдущего закона. Однако в Законе о поправках Конгресс указал, что мелиоративные последствия смягчающих мер не должны учитываться при определении того, является ли человек физическим лицом с инвалидностью.

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от "нормального" детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, заметим - не жить, а именно выживать.

Законодательное регулирование вопроса

Конгресс не определил термин «смягчающие меры», а скорее представил не исчерпывающий список «смягчающих мер». Меры по смягчению: лекарство; Медицинские принадлежности, оборудование или приборы; устройства с низким зрением; протезирование; слуховые аппараты и кохлеарные имплантаты или другие имплантируемые слуховые аппараты; мобильные устройства; оборудование и материалы для кислородной терапии; Использование вспомогательных технологий; Разумные помещения или вспомогательные средства или услуги; и изучили поведенческие или адаптивные неврологические изменения.

Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно - иждивенческих жизненных ориентаций.

Стремясь изменить эту негативную традицию, мы используем понятие"человек с ограниченными возможностями", которое стало все чаще использоваться в российском обществе.

Конгресс создал одно исключение для анализа смягчающих мер. Мелиоративные эффекты смягчающих мер обычных очков или контактных линз должны учитываться при определении того, что нарушение в значительной степени ограничивает основную жизненную деятельность. «Обычные очки или контактные линзы» - это линзы, которые предназначены для полной коррекции остроты зрения или устранения ошибки рефракции, тогда как «устройства с низким зрением» являются устройствами, которые увеличивают, улучшают или иным образом дополняют визуальный образ.

В домашних условиях

Определение существенного ограничения должно проводиться в каждом конкретном случае в отношении каждого отдельного учащегося. Существуют ли какие-либо нарушения, которые автоматически означают, что учащийся имеет инвалидность в соответствии с разделом 504?

Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Такая мысль в корне меняет подход к триаде "ребенок - общество - государство". Суть этого изменения состоит в следующем:

Нарушение само по себе не является инвалидностью. Нарушение должно существенно ограничить одну или несколько основных жизненных видов деятельности, чтобы считаться инвалидностью по разделу. Медицинский диагноз врача может быть рассмотрен среди других источников при оценке ученика с ухудшением состояния или считается, что он имеет нарушение, которое существенно ограничивает значительную жизненную активность. Другие источники, которые следует учитывать наряду с медицинским диагнозом, включают тесты способности и достижения, рекомендации учителей, физическое состояние, социальный и культурный фон и адаптивное поведение.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.

Медицинский диагноз болезни автоматически означает, что студент может получать услуги по разделу 504? Медицинский диагноз болезни автоматически не означает, что студент может получать услуги в соответствии с разделом. Болезнь должна вызывать существенное ограничение способности учащегося к учебе или другой важной жизненной деятельности. Например, учащийся с физическими или умственными недостатками не считаться студентом, нуждающимся в услугах в соответствии с разделом 504, если ухудшение никоим образом не ограничивает способность учащегося учиться или другую значительную жизненную деятельность или только приводит к некоторым незначительным ограничениям в этом отношении.

Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей;

Ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве;

Как следует, чтобы школьный округ получателя проводил внешнюю независимую оценку? Нужно ли рассматривать все данные, представленные в многодисциплинарный комитет, и иметь равный вес? Результаты внешней независимой оценки могут быть одним из многих источников для рассмотрения. Многопрофильные комитеты должны использовать различные источники в процессе оценки, чтобы минимизировать вероятность ошибки. Необходимо учитывать все существенные факторы, связанные с процессом обучения учащегося. Эти источники и факторы включают в себя тесты способности и достижения, рекомендации учителей, физическое состояние, социальный и культурный фон и адаптивное поведение, среди прочих.

Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих снивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

Информация из всех источников должна быть Документированы и рассмотрены компетентными членами комитета. Вес информации определяется комитетом с учетом индивидуальных обстоятельств студента. Что должен делать школьный округ-получатель, если родитель отказывается дать согласие на первоначальную оценку в соответствии с Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями, но требует план по разделу 504 для ученика без дальнейшей оценки?

Что это такое. Направления ее реализации

Школьный округ должен оценить студент до предоставления услуг в соответствии с разделом 504, требует информированного родительского разрешения на первоначальные оценки. Кто в процессе оценки принимает окончательное решение относительно приемлемости студентом услуг в соответствии с разделом 504?

Цель данной работы - охарактеризовать социальную реабилитацию детей-инвалидов, ее значение и современные направления. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Описать сущность понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитации;

Рассмотреть современные направления и основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов

Если родитель не согласен с этим определением, он может запросить слушание с соблюдением надлежащей правовой процедуры. Как только студент идентифицируется как имеющий право на получение услуг в соответствии с разделом 504, существует ли ежегодное или трехгодичное требование о пересмотре? Если да, то какой подходящий процесс нужно использовать? Или уместно оставить один и тот же план Раздела 504 на неопределенное время после того, как ученик был идентифицирован?

Требуется периодическая переоценка. В правилах раздела 504 предусматривается периодическое проведение повторной оценки. Раздел 504 также требует, чтобы школьный округ проводил переоценку до существенного изменения места размещения. Что является обоснованным обоснованием для направления ученика для оценки услуг в соответствии с разделом 504?

Глава I . Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями -- одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них -- независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, -- все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.) инвалид -- это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей.

В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

В 1989 г. ООН приняла текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие. Технологии социальной работы. \\ Учебник под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. - М.: ИНФРА - М.

В 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц, в которой утверждались необходимость максимальной степени осуществимости прав таких инвалидов, их права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет им развивать свои способности и возможности. Особо оговорено право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей, с чем связано право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень.

Особое значение для детей-инвалидов имеет норма, утверждающая, что при наличии возможностей умственно отсталый человек должен жить в своей семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.

В Международном пактеоб экономических, социальных и культурных правах ООН (ст. 12) зафиксировано право каждого инвалида (как взрослого, так и несовершеннолетнего) на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются принятые ООН Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Отчет о мировом развитии за 1993 г., выполненный по заказу Всемирного банка и посвященный здоровью населения мира, выдвигает новые критерии оценки состояния здоровья населения и утверждает наиболее эффективные каналы вложения средств в развитие сети национального здравоохранения. Финансовые инвестиции в охрану материнства и детства, службы планирования семьи, лечение болезней, характерных для детей и подростков, не только улучшают статистику смертности и заболеваемости, но и значительно сокращают суммарные потери лет здоровой жизни в результате предотвратимой преждевременной смерти. Ценностью становится не просто жизнь, а жизнь без болезней и вызванных ими страданий и ограничений, причем к показателям, связанным с качеством жизни, относится и социальное функционирование.

В соответствии с Законом СССР. "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР», принятым Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 г., инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного окружения человека -- семьи, дома-интерната и т.д. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы. Именно поэтому технологии помощи инвалидам -- взрослым или детям -- основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонений или недостатков развития, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, предрассудков общества, предосудительного отношения к инвалидам.

ВОЗ следующим образом анализирует данную проблему: структурные нарушения, ярко выраженные или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, в результате чего и формируются «ограниченные возможности»; это при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации. Например, ребенок, которому поставлен диагноз «церебральный паралич», при отсутствии специальных приспособлений, упражнений и лечения может испытывать серьезные затруднения с передвижением. Такое положение, усугубляемое неумением или нежеланием других людей общаться с таким ребенком, приведет к его социальной депривации уже в детском возрасте, затормозит выработку навыков, необходимых для общения с окружающими, и, возможно, формирования интеллектуальной сферы.

Семья, как известно, наиболеемягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку-инвалиду члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребенка с нарушениями развития вкупе с другими факторами может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности. Поэтому те задания по оказанию помощи детям, которые их родители получают от специалистов, не должны препятствовать нормальной жизнедеятельности семьи.

Структура и функции каждой семьи видоизменяются с течением времени, воздействуя на способы семейных отношений. Жизненный цикл семьи обычно состоит из семи стадий развития, в каждой из которых стиль ее жизнедеятельности относительно устойчив и каждый член семьи выполняет определенные задачи сообразно своему возрасту: брак, рождение детей, их школьный возраст, подростковый возраст, «выпуск птенцов из гнезда», постродительский период, старение. Семьи детей-инвалидов должны быть готовы к тому, что их стадии развития могут быть не свойственны обычным семьям. Дети с ограниченными возможностями медленнее достигают определенных этапов жизненного цикла, а иногда вовсе не достигают. Рассмотрим периоды жизненного цикла семьи ребенка-инвалида:

I) рождение ребенка -- получение информации о наличии у ребенка патологии, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи;

2.) школьный возраст -- принятие решения о форме обучения ребенка, организация его учебы и внешкольной деятельности, переживание реакций группы сверстников;

3) подростковый возраст -- привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с пробуждающейся сексуальностью, изоляцией ребенка от сверстников и его отвержением (с их стороны), планирование будущей занятости ребенка;

4) период «выпуска» -- признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации члена семьи -- инвалида;

5) постродительский период -- перестройка взаимоотношений между супругами (например, если ребенок был успешно «выпущен» из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.

Конечно, к некоторым семьям невозможно применить теоретическую модель, содержащую периоды развития, поскольку одни и те же события, вызывающие стрессы и трудности, могут периодически возникать на протяжении всей жизни ребенка; к тому же наличие и качество социальной поддержки может усилить или смягчить воздействие затруднительной ситуации.

Маленькие дети, имеющие недостатки развития, живут в семье, которая, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. Социально-экологическая модель социальной работы включает индивидуальные особенности организма и особенности среды вместе с социально-психологическими характеристиками и интеракциями в единую систему. Согласно этой модели изменение в любой части этой системы вызывает изменения в остальных ее частях, создавая тем самым потребность в системной адаптации, достижении баланса.

Социально-экологическая модель применима к анализупроблем семьи инвалида и ребенка-инвалида в современной России, открывая возможность рассмотрения уровней микро -, мезо -, экзо- и макросистемы.

Микросистему образуют типы ролей и межличностных взаимоотношений в семье. Подобно теории семейных систем и социально-экологической модели, микросистема состоит из следующих подсистем: мать -- отец, мать -- ребенок-инвалид, мать - здоровый ребенок, отец -- ребенок-инвалид, отец -- здоровый ребенок, ребенок-инвалид -- здоровый ребенок. В связи с этим проблемы, возникающие в семьях, имеющих детей-инвалидов, можно отнести к той или иной подсистеме внутрисемейных контактов:

* мать-- отец. Индивидуальные проблемы родителей, их взаимоотношений до рождения больного ребенка; проблемы в связи с рождением ребенка-инвалида;

* мать-- ребенок-инвалид. Матери по традиции приходится нести основную тяжесть забот по уходу за ребенком-инвалидом и организации его жизни; она часто находится в состоянии депрессии и ощущает чувство вины;

* мать -- здоровый ребенок. Мать должна уделять достаточное внимание здоровому ребенку и удерживаться оттого, чтобы навязывать ему чрезмерные заботы о ребенке с нарушением развития;

* отец -- ребенок-инвалид. Проблемы в этой подсистеме зависят от степени общения отца с больным ребенком и его участия в жизни семьи в целом;

* отец -- здоровый ребенок. Потенциальные проблемы сходны с теми, которые возникают в подсистеме «мать -- здоровый ребенок»;

* ребенок-инвалид -- здоровый ребенок. Братья и сестры больного ребенка ощущают чувство вины, стыда и страха «заразиться» той же болезнью; ребенок-инвалид стремится «поработить» брата или сестру; здоровые дети формируют нормальное амбивалентное отношение к брату или сестре с ограниченными возможностями.

Микросистема функционирует в контекстемезосистемы, включающей широкий спектр подсистем, в которых участвует семья. Образования уровня мезосистемы -- это отдельные индивиды, а также службы и организации, активно взаимодействующие с семьей: работники здравоохранения и социального обслуживания, родственники, друзья, соседи, сослуживцы, а также специальные реабилитационные или образовательные программы.

Значительная социальная, психологическая и практическая помощь может быть оказана семьям детей-инвалидов группами поддержки; такие группы могут также защищать права семей, оказывая влияние на социальную политику, предлагая инициативы органам принятия решений. Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями не только поддерживают семьи детей-инвалидов, но иногда инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной помощи своим детям. Наличие сети услуг по месту жительства может стать бесценной поддержкой, но уровень доступности и качество услуг в различных регионах неодинаковы.

В экзосистему входят институты, в которых семья может не участвовать непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на семью:

* средства массовой информации, которые влияют на формирование стереотипа положительного или отрицательного отношения к людям с ограниченными возможностями: например, инвалиды могут быть представлены как жалкие, несчастные, недееспособные существа или же как компетентные, уверенные в себе личности с сильной волей;

* система здравоохранения. Семьи, имеющие детей со значительными нарушениями физического здоровья и взрослых инвалидов, в большой степени нуждаются в помощи системы здравоохранения;

* система социального обеспечения. В современной России для большинства семей, имеющих ребенка-инвалида и взрослых инвалидов, финансовая и иная поддержка государства являются весьма существенными;

* образование. Содержание и качество образовательных программ, принцип их организации определяют характер взаимоотношений родителей и школы, доступность и форму образования, степень оказываемой родителям помощи и уровень независимости семьи от ребенка с ограниченными возможностями. Для детей-инвалидов обучение посильной и доступной профессии, пользующейся в обществе большим спросом,являетсяодним из факторов, гарантирующих возможности выживания.

Наконец,макросистему образуют следующие факторы:

* социокультурные и социально-экономические. Члены семьи воспринимают инвалидность своего ребенка с позиций социокультурных факторов, этнических и конфессиональных ценностей, широкого социального окружения. Эти же факторы определяют семейный выбор по участию в системе услуг. Социально-экономический статус семьи может определять или отражать характер и уровень ресурсов семьи;

* экономический и политический. Состояние экономики и политическая атмосфера региона или страны в целом оказывают большое воздействие на программы для инвалидов и их семей. Инвалидность следует понимать не только как физическое состояние, но и как ограничение возможностей, поскольку нарушения телосложения, функций организма или условий окружающей среды снижают активность человека и затрудняют его социальную деятельность. Причиной ограничения возможностей может стать, скажем, недостаток или несовершенство образовательных программ, медицинских и социальных услуг, необходимых конкретному ребенку, подростку, взрослому человеку, недостаточное развитие протезно-ортопедической промышленности, неприспособленность среды обитания к специфическим нуждам лиц с ограниченными возможностями.

Вся сложность и многоаспектность проблем инвалидов и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения. Остановимся на социально-реабилитационной работе с детьми-инвалидами, обсудим некоторые принципы и направления работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. За рубежом, где такая деятельность имеет достаточно длительную историю, принято различать понятия абилитаиии и реабилитации. Абилитация -- это комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития человека. Реабилитацией в международной практике принято называть восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменении условий жизнедеятельности. В России реабилитация объединяет оба эти понятия, причем предполагается не узкомедицинский, а более широкий аспект социально-реабилитационной работы.

Главное, что должен учитывать социальный работник - это то, что его деятельность является не узкоспециализированной, а предоставляет собой широкий спектр услуг, предоставляемых детям, имеющим нарушения развития, и их семьям. Причем дети, развитие которых существенно нарушено, обычно сразу попадают в поле зрения специалиста, и потребности в создании системы профессиональной помощи, как правило, очевидны. Напротив, распознание детей, которым лишь грозит риск нарушения развития, может быть затруднено, и характер и формы профессиональных услуг в этом случае также не представляются очевидными. Не только малый вес ребенка при рождении или нездоровая обстановка в его семье могут стать причиной отставания его развития, поэтому реабилитация предполагает мониторинг развития ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же после появления у него первых признаков нарушения развития.

Основная цель ранней социально-реабилитационной работы -- обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Вторая важная цель -- предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в частности, тем, что ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались.

Проведение ранней социально-реабилитационной работы, помогающей членам семьи достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, более эффективно адаптирующие их к особенностям ребенка, нацелено на предотвращение дополнительных внешних воздействий, способных усугубить нарушения детского развития.

Третья цель ранней социально-реабилитационной работы -- абилитировать (приспособить) семьи, имеющие детей с задержками развития, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка. Социальный работник должен относится к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи.

Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь при малейшей возможности должна оказываться в естественном окружении, т.е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье.

Воспитывая ребенка, родители общаются с другими детьми и родителями, специалистами, педагогами, вступают в системы отношений, которые помещены (как куклы-матрешки) в другие взаимодействующие между собой системы. Дети развиваются в семье, а ведь семья -- это тоже система отношений, имеющая собственные правила, потребности и интересы, если же ребенок посещает лечебное или образовательное учреждение, то подключается еще одна система с ее собственными правилами и законами. Общество может выражать семье, имеющей ребенка-инвалида, поддержку и сочувствие, но может и отказывать ей в этом.

Чтобы социально-реабилитационная работа была успешной, необходимо добиваться нормализации всех этих взаимоотношений. При этом могут возникать следующие вопросы:

Что такое программа реабилитации?

Как помочь семье создать благоприятное окружение для ребенка?

Чему и как родители должны и могли бы учить ребенка?

Куда родители могли бы обратиться за помощью и советом?

Как говорить с родителями и ребенком о его состоянии?

Как помочь родителям в их взаимодействии со специалистами?

Как помочь родителям раскрыть возможности ребенка?

Как помочь родителям подготовить ребенка к школе?

Что нужно посоветовать родителям подростка?

Какими правами обладают ребенок и его семья?

Основное содержание и виды реабилитации инвалидов

Под реабилитацией детей-инвалидов понимается система мероприятий, цель которых -- быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий. Соц. работа: теория и практика \\ Уч. Пособ.\\ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф А.С

Сорвина. - М.: ИНФРА - М. 2001

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания.

Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено законодательствами о здравоохранении и труде.

Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо ребенок-инвалид, прежде всего, нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения заболевшего ребенка и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к учебной или трудовой деятельности, однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания -- для этого применяются все виды необходимого лечения -- хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортное и др.

Заболевший либо получивший травму, увечье ребенок, ставший инвалидом, получает не только лечение -- органы здравоохранения и социальной защиты, профессиональные союзы, органы образования, принимают необходимые меры к восстановлению его здоровья, осуществляют комплексные мероприятия по возвращению его к активной жизни, возможному облегчению его положения.

Все другие формы реабилитации -- психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая -- проводятся наряду с медицинской.

Психологическая форма реабилитации -- это воздействие на психическую сферу больного ребенка, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий.

Педагогическая реабилитация -- это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

Социально-экономическая реабилитация -- это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы, поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем предусмотренных государством выплат, назначения пенсии и т.п.

Профессиональная реабилитация подростков-инвалидов предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места подростка-инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу ребенка. Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Нежелательный психологический эффект дает и длительная социальная изоляция ребенка.

Большую роль трудовая терапия играет при заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата, предотвращая развитие стойких анкилозов (неподвижность суставов).

Особое значение трудовая терапия приобрела при лечении психических болезней, которые часто являются причиной длительной изоляции больного ребенка от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают пациента от его болезненных переживаний.

Значение трудовой активизации для душевнобольных, сохранение их социальных контактов в ходе совместной деятельности так велико, что трудовая терапия как вид медицинской помощи раньше всех была использована в психиатрии. (Кроме того, трудовая терапия позволяет приобрести определенную квалификацию.)

Бытовая реабилитация -- это предоставление ребенку-инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски, и др.).

В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет детям преодолевать страх, формировать культуру отношения к еще более слабому слабому, корректировать иногда гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.

Социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятия с ребенком, который получил инвалидность в результате общего заболевания, травмы или ранения, должен использовать комплекс этих мероприятий, ориентироваться на конечную цель -- восстановление личного и социального статуса инвалида -- и учитывать метод взаимодействия с ребенком, предполагающий:

* апелляцию к его личности;

* разносторонность усилий, направленных на различные сферы жизнедеятельности ребенка-инвалида и на изменение его отношения к себе и своему недугу;

* единство воздействий биологических (медикаментозное лечение, физиотерапия и т.д.) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия и др.) факторов;

* определенную последовательность -- переход от одних воздействий и мероприятий к другим.

Целью реабилитации должна быть не только ликвидация болезненных проявлений, но и выработка у них качеств, помогающих более оптимально приспособиться к окружающей среде.

При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую -- проявлению девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации ребенка к условиям жизнеобеспечения.

При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с детьми-инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и ребенка и его окружения (в первую очередь семейного) -- с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка к социальной среде. Лечение в данной ситуации -- это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.

Задачи реабилитации, а также ее формы и методы меняются в зависимости от этапа. Если задача первого этана -- восстановительного -- профилактика дефекта, госпитализация, установление инвалидности, то задача последующих этапов -- приспособление индивидуума к жизни и труду, его бытовое и последующее трудовое устройство, создание благоприятной психологической и социальной микросреды. Формы воздействия при этом разнообразны -- от активного первоначального биологического лечения до «лечения средой», психотерапии, лечения занятостью, роль которых возрастает на последующих этапах. Формы и методы реабилитации зависят от тяжести заболевания или травмы, особенности клинической симптоматики особенностей личности больного и социальных условий.

Таким образом, необходимо учитывать, что реабилитация -- это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого ребенка,но ина его окружение в первую очередь на его семью. В этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют групповая (психо)терапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой. Терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в интересах ребенка может быть рассмотрена как метод лечения, влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.

В процессе реабилитации происходит изменение ориентации -- от медицинской модели (установка на болезнь) к антропоцентрической (установка на связь индивида с социальной средой). В соответствии с этими моделями и решается, кем и какими средствами, а также в рамках каких государственных учреждений и общественных структур должна осуществляться терапия.

1.2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Программа реабилитации -- это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социальною работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Во многих странах такой программой руководит один специалист -- это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на различный срок -- в зависимости от возраста и условий развития ребенка.

По прошествии установленного срока специалист-куратор встречается с родителями ребенка, чтобы обсудить достигнутые результаты, успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать все позитивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации на следующий период.

Программа реабилитации -- это четкий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), причем в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановления сил и т.д. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов.

Допустим, необходима программа,которая будетвключать следующие мероприятия:

* медицинские (оздоровление, профилактика);

* специальные (образовательные, психологические, психотерапевтические, социальные), направленные на развитие общей или точной моторики, языка и речи ребенка, его умственных способностей, навыков самообслуживания и общения.

При этом остальным членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению друг с другом и с малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации будут входить организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением.

После начала выполнения программы осуществляется мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором и родителями ребенка. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая права ребенка и семьи. Куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы. Таким образом, программа реабилитации есть цикличный процесс.

Программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличии междисциплинарной команды специалистов, а не хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям, а во-вторых, участие родителей в процессе реабилитации, которое представляет собой наиболее сложную проблему.

Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.

Однако некоторые специалисты отмечают, что родители порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей, если не спросим их об этом.

На первый взгляд ребенок-инвалид должен быть центром внимания своей семьи. В действительности же этого может не происходить в силу конкретных обстоятельств каждой семьи и определенных факторов: бедность, ухудшение здоровья других членов семьи, супружеские конфликты и т.д. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители рассматривают реабилитационные услуги в первую очередь как возможность получить передышку для самих себя: они испытывают облегчение, когда ребенок начинает посещать школу или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут, наконец, отдохнуть или заняться своими делами.

При всем этом важно помнить, что большинство родителей хотят участвовать в развитии своего ребенка.

На Западе социально-реабилитационная работа, предполагающая участие родителей, используется немногим более десятка лет. При этом те, кто применяет эту модель на практике, убеждаются в ее преимуществах по сравнению со старой моделью, когда специалисты все свое внимание и все усилия направляли лишь на ребенка, зачастую не проявляя интереса к мнению родителей (например, о том, чему, где и как они хотели бы учить своего ребенка).

Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и социальным работником (или любым другим специалистом комплекса услуг по реабилитации) может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым. Отсутствие подобного взаимодействия намного снижает эффективность социально-реабилитационных услуг -- это может подтвердить любой педагог школы-интерната для детей с ограниченными возможностями или специалист реабилитационного центра.

Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство -- эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии -- «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство -- это такой стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

Работая с родителями, необходимо учитывать разнообразие семейных стилей и стратегий. Даже супруги могут весьма отличаться друг от друга своими установками и ожиданиями. Поэтому то, что оказалось удачным в работе с одной семьей, совсем необязательно будет способствовать успешному партнерству с другой. Кроме того, не следует ожидать от семей одних и тех же, униформных эмоциональных реакций или поведения, одинакового отношения к проблемам. Нужно быть готовым слушать, наблюдать и достигать компромисса.

Если ребенок в состоянии принимать участие в диалогах специалистов и родителей, он может стать еще одним партнером, мнение которого, возможно, отличается от мнения взрослых и который может неожиданно предложить новое решение проблемы своей реабилитации. Таким образом, представления о потребностях детей расширяются за счет мнения самих детей.

Успех любого партнерства основан на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия и принципа равноправия партнеров, поскольку ни один из них не является более важным или значительным, чем другой.

Поэтому социальному работнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это важно, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, родителям предоставляется возможность высказаться, скажем, не только о недостатках и проблемах, но об успехах и достижениях ребенка. Когда социальный работник спрашивает родителей, что им нравится в их детях, это порой воспринимается ими как одно из редких проявлений интереса со стороны окружающих не к порокам, а к достоинствам их ребенка. Во-вторых, такая информация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы. В-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия -- залог успешной коммуникации.

Следует поощрять родителей обмениваться знаниями, признавать успехи ребенка, понимать важности тех или иных занятий, проявлять инициативу. Если эксперт злоупотребляет своей позицией, подчеркивает свою важность, предпочитает одностороннюю передачу знаний, существует риск увеличения зависимости от него родителей, снижения их самостоятельности и уверенности в себе. Социальный работник должен в известной мере делиться своими чувствами, демонстрировать открытость, тогда и родители не будут испытывать стесненность в его присутствии. Разумеется, родителям и команде специалистов следует совместно принимать решения.

В силу опыта, образования и тренинга специалист по социальной реабилитации приустановлении партнерства с родителями детей-инвалидов должен:

* избегать униформности и приветствовать разнообразие, слушать, наблюдать и достигать договоренности;

* спрашивать столь же часто, как спрашивают его, проявлять искренность, чтобы установить доверительные отношения с родителями;

* давать необходимые объяснения;

* не предпринимать ничего в одиночку.

Можно наметить, пять тактик работы с родителями в зависимости от того, как взаимодействует социальный работник с одной семьей или с группой родителей -- напрямую или опосредованно, развивается ли сеть контактов между семьями, которые в этом случае могут иногда оказывать поддержку друг другу и без участия социального работника. Рассмотрим эти тактики.

1. Непосредственная работа с конкретной семьей

* Социальный работник (или другой специалист) наносит визит семье и в ходе его:

Обращает внимание на внешнее состояние и окружение дома, подъезда, квартиры;

Старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;

Интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах;

Интересуется внешкольными занятиями ребенка (если тот достиг школьного возраста);

Отвечает на вопросы родителей;

Наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;

Демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем;

Снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует результаты;

Демонстрирует родителям видеофильм,чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе.

* Родители наносят визит социальному работнику (или другим специалистам) и в ходе его наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования);

Социальный работник:

организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это может помочь семье (например, консультацию с представителями службы миграции);

предлагает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами;

приглашает родителей посетить заседания комиссии (или сессии команды специалистов), обсуждающей вопросы, которые касаются их ребенка.

самостоятельно или с участием других специалистов помогает родителям выбрать книги, игрушки, специальное учебное оборудование для дома;

организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом выполнения реабилитационного плана;

предоставляет родителям письменный отчет результатов тестирования или оценивания;

передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому;

обсуждает с родителями имеющиеся у него материалы, которые касаются их ребенка и хранятся в папке;

приглашает родителей в класс, где проводятся занятия, привлекает их к участию в проведении занятий;

организует для родителей встречу со студентами- практикантами или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах.

2. Опосредованная работа с конкретной семьей предусматривает следующее:

Запись информации и комментариев родителями и специалистами в специальном дневнике (например, каждую неделю);

Анализ записей в домашнем дневнике наблюдений при встрече со специалистом;

Представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации;

Письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов;

Контакты по телефону;

Выдача родителям в библиотеке книг (или в видеотеке фильмов) по рекомендации специалиста;

Выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий;

Заполнение родителями вопросников, карт или схем развития способностей ребенка;

Проведение родителями на дому игр и занятий;

Занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха;

Предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием папки материалов, касающихся их ребенка;

Выдача родителям на дом текстов, выученных на занятиях в реабилитационном центре песен, стихов, перечня упражнений;

Перечисление телепрограмм,которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.

Подобные документы

    Дети с ограниченными возможностями. Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями.

    дипломная работа , добавлен 20.11.2007

    Инвалидность как социальная проблема. Трудности инвалидов и их семей. Опыт деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности на примере РЦ "Родник". Меры, направленные на восстановление трудоспособности.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2017

    Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2007

    курсовая работа , добавлен 25.10.2010

    Характеристика положения инвалидов, их проблемы в современном обществе. Реализация технологий социальной реабилитации на примере РЦ "Подсолнух". Исследование "Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности".

    дипломная работа , добавлен 30.08.2010

    Характеристика системы социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. Исследование задач семейного воспитания в семьях, где есть дети-инвалиды. Технология социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.

    реферат , добавлен 05.12.2012

    Понятие "социальная реабилитация". Профориентационная работа с инвалидами. Установление квоты для приема на работу инвалидов. Образование, воспитание и обучение детей-инвалидов. Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2011

    Детская инвалидность в современном обществе. Рекомендации по совершенствованию реабилитации детей инвалидов в отделении дневного пребывания на примере Республиканского центра реабилитации детей с ограниченными возможностями "Идегел" республики Тыва.

    дипломная работа , добавлен 23.07.2015

    Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни. Семья как основной фактор адаптации в условиях рыночной экономики. Проблемы адаптации при получении образования.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2008

    Изучение социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в деятельности социальных служб. Опыт работы "Комплексного центра социального обслуживания населения".

Инвалидность – это стойкое нарушение здоровья человека, полученное в результате серьезного заболевания или травм, оно приводит к значительным ограничениям в жизни и социальной сфере. из-за серьезных физических, психоневрологических и/или умственных проблем не могут контролировать свое поведение и реакции, не способны к самообслуживанию, им сложнее устанавливать взаимоотношения со сверстниками, труднее, а иногда почти невозможно обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В нашей стране количество детей-инвалидов на конец 2016 года составляет 605 тысяч человек. И, к сожалению, с каждым годом из-за плохой экологии, социально-бытовых проблем, нарушений здоровья родителей это число растет. Чтобы помочь таким несовершеннолетним и максимально устранить ограничения, которые мешают им полноценно жить, разработана система реабилитации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно !

Что это такое. Направления ее реализации

Реабилитацией называют систему мер, способных помочь людям, которые из-за болезни или полученных травм ограничены в возможностях вести нормальный образ жизни, учиться, работать, быть полноценным членом общества.

Реабилитация включает в себя очень широкий спектр действий и осуществляется в нескольких направлениях :

Для того чтобы в полной мере реализовать все эти действия для каждого ребенка-инвалида составляется индивидуальный план и программа реабилитации , которая включает в себя все направления.

Программа формируется на основе заключения лечебного учреждения и . В нее включаются объемы, виды, сроки и порядок проведения реабилитационных мероприятий. С 2005 года ИПР имеет стандартную форму и содержит сведения о ребенке-инвалиде, заболевании, группе инвалидности, степени ограничений.



В карту ребенка
включаются мероприятия медицинской реабилитации, физической, а также обязательно психолого-педагогического направления:

  • психолого-педагогическую работу, направленную на коррекцию нарушений в этой сфере;
  • получение образования – школьного, дошкольного;
  • предоставление материально-ресурсного оснащения для обучения.

Кроме того, в рамках программы обязательно осуществляется патронаж семьи, оказание психологической поддержки родителям и консультирование их по любым вопросам, связанным со здоровьем и социальной адаптацией инвалида.

Законодательное регулирование вопроса

Сегодня в нашей стране комплексная реабилитация и адаптация детей-инвалидов становятся одним из главных направлений в социальной политике государства, что связано во многом с увеличением количества таких детей и с интеграцией в мировой процесс, в котором соблюдение прав и свобод людей с ограниченными возможностями давно уже стало нормой цивилизованного общества.

Проведение мероприятий по реабилитации детей-инвалидов опирается в первую очередь на Декларацию о правах ребенка и Декларацию о правах инвалидов ООН, в которых утверждаются права несовершеннолетних инвалидов на социальное и экономическое обеспечение удовлетворительных условий жизни, на медицинскую и психологическую поддержку, возможность проявить свои способности в полной мере, на обучение и подготовку к трудовой деятельности.

Кроме того, комплекс мер по социальной защите и проведению реабилитации детей с ограничениями базируется на таких федеральных законодательных документах, как Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об образовании», «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», «О социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка», а также специальными указами Президента страны, федеральными целевыми программами, направленными на улучшение качества жизни и социальную поддержку инвалидов в стране.

Социальное направление

Социальная реабилитация детей-инвалидов – это целый комплекс мероприятий, направленных на получение ребенком представлений об обществе, в котором он живет, о его культуре, ценностях, поведенческих нормах, принятых в нем. Она включает в себя получение образования и общего развития, воспитания, умения контактировать и взаимодействовать с другими людьми.

Кроме того, социальная реабилитация должна помочь ребенку вырасти самостоятельным, научиться самообслуживанию, бытовой ориентации.

Одна из важнейших проблем детей-инвалидов – это их изолированность от общества, в первую очередь от сверстников, не имеющих ограничений по здоровью, невозможность посещения или труднодоступность большинства объектов культурного и исторического наследия. Поэтому основная задача социальной реабилитации – это создание такого пространства и среды, в которой ребенок полностью может раскрыть и проявить свои способности, а также создание условий для взаимодействия его с окружающим миром и вовлечение в сообщество сверстников.

Методы и технологии

В нашей стране много лет медицинское направление является основным в реабилитации инвалидов. Проведение терапевтических процедур, профилактические оздоровительные мероприятия, безусловно, имеют важнейшее значение. Однако долгие годы разделение детей-инвалидов и обособление их по признакам заболеваний в , часто закрытого типа, санатории и другие лечебно-восстановительные учреждения, привело к тому, что они оказались изолированными от основного общества, испытывают страх перед ним.

Поэтому главные методы социальной реабилитации должны способствовать интеграции таких ребят в общество здоровых детей, преодолению комплексов и раскрытие их потенциала.

Для этого проводятся такие виды деятельности :

Все эти виды деятельности должны помочь преодолеть страхи и влиться в новую для него общественную среду.

В домашних условиях

Многие родители предпочитают проводить реабилитационные мероприятия дома. Для этого необходимо проконсультироваться с лечащим врачом, а также психоневрологом и педагогом.

Врачи и педагоги внимательно исследуют состояние здоровья ребенка, оценят его интеллектуальные и физические способности и ограничения, степень развития моторики. После этого будет создана индивидуальная программа занятий.

Большая часть заданий на первом этапе выполняется во время обычных мероприятий по уходу за ребенком. Это касается формирования бытовых навыков самообслуживания, физического развития, ухода за собой, развития самостоятельности.


Для того чтобы занятия проводились успешно и доставляли ребенку радость, стоит придерживаться таких принципов :

  • Давать ребенку небольшие задания.
  • Избегать монотонности и однообразия в занятиях, чередовать разные виды деятельности.
  • Новые виды деятельности, требующие от малыша усилий для освоения, перемежать уже освоенными и более простыми заданиями.
  • Обязательно использовать такие виды упражнений, которые способствуют развитию сохранных функций.
  • Положительно оценивать достигнутые навыки, привлекать для этого других членов семьи, поощрять ребенка за выполненные правильно задания.
  • Иметь под рукой план на несколько недель вперед, скорректированный педагогом.

В процессе занятий родители должны понимать, что им придется столкнуться с различными трудностями, связанными с нежеланием ребенка выполнять определенные задания по разным причинам. В случае если обучаемому трудно справиться с чем-либо, родители обязательно должны оказать ему помощь и похвалить после завершения урока.

Специальные центры

В помощь семьям детей-инвалидов в нашей стране созданы специальные реабилитационные центры, которые осуществляют комплекс восстановительных мероприятий по всем направлениям. Здесь созданы условия для медицинской и физической реабилитации, психолого-педагогической и социальной.

Большая роль отводится психологической помощи и поддержке семье , в которой растет особый ребенок. С родителями проводится консультативная работа, обучение методам воспитания таких детей, их привлекают к участию в общественной жизни, формируют круг общения и поддержки.

Главными задачами таких центров являются социальная адаптация детей, их реабилитация по всем направлениям, обеспечение комфортной среды, а также установления благоприятного климата и атмосферы взаимопонимания и поддержки в семье, интеграция детей-инвалидов в социуме и воспитание в обществе адекватного отношения к детям с ограниченными возможностями.

Преимущество центров реабилитации состоит в том, что его сотрудниками являются квалифицированные врачи, тренеры, психологи и педагоги. Они разрабатывают специальную методику работы для каждого учащегося.

В рамках центра проводят специальные спортивные, культурные и культурно-просветительские мероприятия, для участия в которых привлекают не только детей-инвалидов и членов их семей, но и ребят, не имеющих ограничений по здоровью. Все эти меры помогают родителям и детям не замыкаться в себе, а постепенно приобретать опыт и вырабатывать навыки общения с разными людьми.

О технологиях и методах реабилитации несовершеннолетних, имеющих отклонения в здоровье, смотрите в следующем видеосюжете:



Просмотров