Понятие правовая основа процедуры лицензирования. Кафедра экономики труда и управления персоналом. Понятие лицензирования, лицензии. Правовые основы лицензирования


Академия Труда и Социальных Отношений

Социально-экономический факультет

Кафедра экономики труда и управления персоналом

Реферат

по дисциплине: «Правовые основы управленческой деятельности»

Тема: « Правовые основы лицензирования деятельности »

Выполнила: студентка 1 курса магистратуры

Очной формы обучения

Строган М.В.

Проверила: к.э.н. Арифулина Г.М.

Москва 2011

Введение ………………………………………………………….…………………3

1. История появления лицензирования……………………………………………5

2. Понятие лицензирования. Критерии и принципы лицензирования…………. 8

2.1. Понятие лицензии. Требования, условия и содержание лицензии………...11

2.2.Лицензирующие органы……………………………………………………….13

2.3. Порядок получения лицензии. Отказ в выдаче лицензии…………………..15

2.4. Порядок приостановки, возобновления и аннулирования лицензии………21

Заключение………………………………………………………………….………23

Список использованной литературы……………………………………….….…..24

Введение.

В современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема надзора государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот надзор преследует двоякую цель. В условиях стремительного развития рыночных отношений одной из главных и приоритетных целей государства является обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья людей, проживающих в Российской Федерации.

Во-первых, с помощью надзора происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Так, с помощью надзора, избегается создание «фирм-однодневок», не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан.
Во-вторых, государство стремится извлечь доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды деятельности.
Именно лицензирование , являясь одним из видов надзора, представляет собой особый вид государственной деятельности, направленной на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Из данного определения становится ясно, что лицензирование как вид государственного надзора защищает как публичные, так и частные интересы.

В руководящих нормативных правовых актах закреплено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (Статья 49 ГК РФ «Правоспособность юридического лица»)

Тема моего реферата я выбрала "Правовые основы лицензирования деятельности ", потому что:

Во-первых, лицензирование - это важный гражданско-правовой институт, ставящий своей задачей защиту прав граждан и безопасности страны в целом.

Во-вторых, Лицензирование представляет собой одно из средств государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Кроме того, необходимо отметить, что лицензионные сборы - занимают не последнюю строку бюджетов различных уровней.

В данной работе, опираясь большей частью, на федеральное законодательство, я раскрою такие вопросы, как: понятие лицензирования, принципы лицензирования, лицензионные требования и условия, понятие лицензии, и ее содержание, порядок получения лицензии, порядок ее приостановления и аннулирования, а также виды лицензирующих органов.

1. История появления лицензирования.

Понятие « лицензирование », обозначающее разновидность разрешительной политики государства, относительно недавно введено в обиход отечественной административно-правовой науки и науки предпринимательского права. В деятельности исполнительно-распорядительных органов императорской (царской) России методы лицензирования применялись в период так называемой континентальной блокады (1811-1812 гг.). В этот период была ограничена внешнеторговая деятельность Англии из-за ее острого конфликта с Францией. Россия выдавала лицензии для торговли с Англией, именуемые «льготными письмами» (Freibriefe).
Однако участие Российской империи в континентальной блокаде, выразившееся во введении кратковременного лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности России, существенно ущемляло интересы отечественных товаропроизводителей. И, как представляется, эта мера в большей степени носила политический характер, чем экономико-правовой.
Применение методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным. В сфере экспортно-импортной деятельности выдача лицензий Министерством внешней торговли Союза ССР и последующее заключение договоров государственными торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии внешней торговли. В качестве второй разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора. В области права интеллектуальной собственности существовал и существует лицензионный договор, который, на мой взгляд, не имеет ничего общего с лицензированием как формой государственного надзора.

Развитие института лицензирования на рубеже 1991-1992 гг. обусловлено сменой экономических и правовых формаций; государство в этих условиях было заинтересовано в интенсификации частноправовой деятельности, однако ее осуществление вне государственной регламентации не представлялось возможным. Назрела необходимость введения методов действенного обеспечения защиты прав граждан и экономической безопасности России. Одним из таких методов и стало лицензирование.

Практика лицензирования получила особое развитие в 1994 г. в связи с принятием Правительством РФ базисного постановления, регламентирующего осуществление органами исполнительной власти выдачу, приостановление и аннулирование лицензий: только за период 1994-1998 гг.

Принятый в 1998 году Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» стал тем нормативным правовым актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института. Благодаря его принятию были созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности. Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, просуществовал недолго, ибо, как представляется, содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности. В этой связи в 2001 году назрела необходимость в сокращении их количества. Это сокращение и произошло при принятии Федерального Закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Современный этап развития лицензирования характеризуется сокращением числа лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает т.н. «административные барьеры», избыток которых мешает развитию государства с рыночной экономикой.

2. Понятие лицензирования. Критерии и принципы лицензирования

Прежде чем перейти к правовым основам лицензирования деятельности, определим некоторые понятия.

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе. В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость предоставления документа, подтверждающего наличие лицензии, в форме электронного документа, такой документ выдается лицензирующим органом в форме электронного документа;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Основные принципы осуществления лицензирования:

    обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

    установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

    установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

    установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом для конкретных видов деятельности;

    гласность и открытость лицензирования;

    соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Критерии определения лицензируемых видов деятельности:

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензирование определено полномочиями Правительства Российской Федерации, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:Правовые основы бухгалтерской деятельности Конспект >> Право, юриспруденция

Аудиторской деятельности . Вопрос 1. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности . Правовые основы осуществления аудиторской деятельности в... об аттестации аудиторов, лицензировании аудиторской деятельности , аккредитации аудиторских объединений. ...

  • Правовые основы предпринимательской деятельности (2)

    Закон >> Маркетинг

    Дисциплине «Организация предпринимательской деятельности» ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Работу выполнил: ... Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности . Лицензирование предпринимательства – сравнительно...

  • Правовые основы аудиторской деятельности .Профессиональная и юридическая ответственность аудито

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности 4 Правовые основы аудиторской деятельности 9 2. ... 2008 г. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. ...

  • Правовые основы государственного и муниципального управления

    Курсовая работа >> Маркетинг

    Порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования деятельности , сертификации продукции, предоставления... Организация предпринимательской деятельности . Учебное пособие, 2004 2. Правовые основы финансовой деятельности государства и органов...


  • Закрепляя приоритет прав и свобод человека над интересами государства, Конституция РФ гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).
    Однако право частной собственности и свобода предпри-нимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены законом. Так, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данная норма продублирована в п. 2 ст. 1 ГК РФ.
    Одним из методов государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина для достижения перечисленных публично-правовых целей является лицензирование.
    В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии. Таким образом, несмотря на либерализацию частноправовых отношений, ГК РФ целенаправленно ограничивает гражданские права человека.
    Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, установлен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Однако данная норма действует в том случае, когда международный договор ратифицирован Российской Федерацией путем принятия специального федерального закона.
    Под лицензией следует понимать не только специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, но и официальный документ, подтверждающий это разрешение.
    Под лицензированием понимают проведение одной из следующих процедур либо комплекса мероприятий, связанных с:
    предоставлением лицензий;
    переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий;
    приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий;
    возобновлением или прекращением действия лицензий;
    аннулированием лицензий;
    контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
    ведением реестров лицензий;
    предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
    Лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование. Определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, и установление видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, отнесено к компетенции Правительства РФ. Определение органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих лицензирование (лицензирующих органов субъектов РФ), отнесено к компетенции субъектов РФ.
    Лицензирующими органами ведется реестр лицензий, который представляет собой совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверж-дающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.
    В соответствии с названным Федеральным законом можно привести, например, несколько видов деятельности, подлежащих лицензированию:
    деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией;
    торговля вооружением и военной техникой;
    торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;
    торговля патронами к оружию;
    деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;
    деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом;
    фармацевтическая деятельность;
    изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан;
    деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
    заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
    заготовка, переработка и реализация лома черных металлов и т.д.
    Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный указанным Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ

    филиал Федерального государственного

    образовательного учреждения

    высшего профессионального образования

    «Южный федеральный университет»

    в г. Новошахтинске Ростовской области

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    ПО ДИСЦИПЛИНЕ
    Инновационный менеджмент
    ВАРИАНТ № 4

    ВЫПОЛНИЛ: студент заочной формы обучения

    специальность «менеджмент организации»

    курс « 6 курс »

    Ерёменко Сергей Геннадиевич

    НОВОШАХТИНСК

    2011 г.

    2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АССОЦИАЦИИ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ, КОНСОРЦИУМЫ

    3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ?

    Лицензирование представляет собой один из наиболее распространенных способов обеспечения общегосударственных интересов в сфере частноправовой деятельности. В условиях советской правовой системы он применялся редко ввиду очевидного примата публично-правовых институтов над интересами субъектов предпринимательской деятельности. Воздействие государства в это время могло быть обеспечено ужесточением контроля в сфере частноправовой деятельности, а также методами налогового регулирования.

    Ситуация коренным образом изменилась после прекращения деятельности Союза ССР и становления новой российской государственности: правовая регламентация лицензирования достигла апогея в период 1995-1998 гг., когда получила распространение практика регулирования лицензионных отношений постановлениями федерального Правительства и, в значительно меньшем объеме, указами Президента России. С принятием Государственной Думой 21 октября 1994г. части первой Гражданского кодекса Российской Федерации проблема адекватного соотношения лицензионного регулирования в федеральных законах и подзаконных актах стала одной из наиболее актуальных. Практически все виды коммерческой, а также отдельные виды некоммерческой деятельности в это время подлежали лицензированию. Однако легитимная предпринимательская деятельность сдерживалась ввиду явно недостаточного развития правового базиса: регламентация лицензирования осуществлялась в этот период федеральными законами, законами Российской Федерации, РСФСР, Союза ССР, а также многочисленными подзаконными актами. Их применение при отсутствии базового федерального закона о лицензировании порождало многочисленные коллизии, содействовало противоправной деятельности лицензиатов и должностных лиц лицензирующих органов. С вступлением в силу Федерального закона от 25 сентября 1998г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности (ч.1 ст. 34 Конституции Российской Федерации).

    Практика регламентации лицензирования подзаконными актами, существовавшая до принятия Федерального закона от 25 сентября 1998г., не могла устранить противоречий государственного воздействия, в основе которых были плюрализм правового базиса лицензирования, отсутствие единых правовых критериев приостановления действия и аннулирования лицензий, неточное определение полномочий лицензирующих органов.

    С целью обеспечения единой государственной политики в области лицензирования Правительством Российской Федерации 24 декабря 1994 г. было принято постановление №1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности», действующее ныне в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 г. №100. этот нормативный акт должен был восполнить лакуны правового регулирования и обеспечить унификацию методов осуществления лицензирования впредь до разработки и принятия Федерального закона. Постановлением было предусмотрено действие на всей территории России только лицензий, выданных федеральными государственными органами, приостановление действия лицензий и их аннулирование были отнесены к ведению лицензирующих органов. Последние, таким образом, самостоятельно выявляли нарушения лицензиатом лицензионных требований и применяли указанные выше санкции. Лицензирование подавляющего большинства видов деятельности было отнесено к компетенции 34 федеральных государственных органов, «уполномоченных на ведение лицензионной деятельности»(приложение №1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994г. №1418). Легитимность подобных методов регламентации лицензирования вызывает сомнения: Правительство России утвердило перечень лицензируемых видов деятельности и одновременно наделило федеральные министерства и ведомства, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями государственного принуждения. Очевидно, что приостановление действия лицензии и тем более ее аннулирование ограничивают свободу предпринимательской деятельности граждан, однако применение санкций к правонарушителю, а также иные способы ограничения прав и свобод граждан возможны только на основе федерального закона (ч.3 ст.55 Конституции России). Неоднозначное истолкование вызывает и утверждение Правительством России перечня лицензируемых видов деятельности: согласно п.1 ст.49 ч.1 ГК РФ, принятой Государственной Думой до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994г., перечень лицензируемых видов деятельности может быть определен только федеральным законом.

    В основе действовавшего до принятия Федерального закона от 25 сентября 1998г. порядка лицензирования лежала жесткая централизация управленческих функций: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации были вправе осуществлять лицензирование по 23 видам деятельности только на основе положений о лицензировании, утверждаемых Правительством России на основе проектов, разрабатываемых федеральными министерствами и ведомствами. .

    Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» не допускается бессудное аннулирование лицензий, определена единая процедура выдачи лицензий, закреплено содержание надзорных и контрольных государственно-властных полномочий, тем самым предпринята попытка существенного ограничения прерогативы государственных и иных органов, осуществляющих лицензирование. Доминирующее значение общегосударственных интересов над правами субъектов предпринимательской деятельности сохраняется по преимуществу в области внешней торговли, таможенного регулирования и других сферах, на которые не распространяется действие вышеуказанного Федерального закона.
    Практика лицензирования свидетельствует о неоднозначном истолковании предписаний Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В некоторых случаях имеют место и явные правовые коллизии: так, постановлением Правительства от 27 апреля 1999г. №472 предусмотрено осуществление трех видов аудиторской деятельности, однако подобный плюрализм в данном случае недопустим, поскольку в соответствии со ст.17 Закона о лицензировании аудит- единый лицензируемый вид деятельности.

    Виды лицензирования

    Что же представляют из себя виды лицензирования? Виды лицензирования представляют собой некоторые разновидности деятельности фирмы, для осуществления которых необходимо получение лицензии. На настоящий день существует приблизительно 100 видов лицензирования. Например, регистрация оффшоров подвержена процедуре лицензирования. То есть, оффшорная деятельность относится к полному списку лицензируемой деятельности. Оффшорные зоны предъявляют свои требования. Хочется отметить, что лицензию на интересующий вид деятельности Вы можете заказать в специализированной компании. Профессионалы за Вас соберут весь нужный пакет документов, а затем направит их в компетентный орган. Все типы активности для реализации которых нужно получить специальное разрешение исполнительной власти. Лицензия дает право на ведение определенного вида бизнеса, а также извлечение дохода от него. Перечислим самые распространенные виды лицензирования: медицинское, образовательное, строительное, лицензирование в аудите, лицензирование в туризме, пожарное лицензирование, лицензирование в области страхования, лицензирование в охране, лицензирование в фармацевтике. В Федеральном Законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» перечислен полный список видов лицензирования. Этот же закон и регулирует сроки получения лицензии и весь порядок процесса лицензирования. Отметим, что для каждого лицензируемого вида существует свое положение, где указан выдающий лицензии орган, а также перечислен полный список необходимых требований и документов. Что примечательно, пакет документов, которые перечислены в законе, несколько отличается от списка документов, которые нужно предоставить в лицензирующий орган.

    2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АССОЦИАЦИИ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ, КОНСОРЦИУМЫ

    Консорциум

    Консорциум - временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения.

    В качестве особенностей консорциумов можно назвать:

    * организация консорциума оформляется соглашением;

    * консорциум может создаваться с образованием и без образования юридического лица. Организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может быть АО или другие хозяйственные общества;

    * как правило, в рамках консорциума участниками не формируется никаких организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума);

    * компании, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей консорциума;

    * зачастую консорциумы являются бесприбыльными организациями;

    * целью создания консорциумов является объединение усилий для реализации конкретного проекта, обычно в сфере своей основной деятельности, осуществление науко- и капиталоемких проектов, в том числе международных, или совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций;

    * компании могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов, т.к. могут участвовать в осуществлении нескольких проектов.

    Несмотря на то, что участники консорциума не теряют своей юридической и хозяйственной самостоятельности, эта форма интеграции компаний обладает практически всеми преимуществами компании с юридической ответственностью. Она способна эффективно работать в рыночной среде и привлекать значительные объемы инвестиций для реализации капиталоемких проектов.

    Как правило, консорциум создается для высококачественного исполнения срочных и дорогостоящих заказов и проектов, требующих консолидации усилий и средств научно-технических, производственных, обслуживающих и финансовых компаний, способных совместно решить поставленную задачу. Зачастую консорциумы создаются для совместной разработки месторождений.

    Так, примером может служить консорциум нефтедобывающих компаний: Бритиш Петролеум, Шелл, Амко, Шеврон, Туркиш Петролеум, осуществлявших совместно с Государственной нефтяной компанией Азербайджана и российским АО «Лукойл» разработку нефтяных месторождений Азери и Чираг на шельфе Каспийского моря.

    Консорциумы могут организовываться несколькими банками, производственными компаниями, научными центрами, государственными структурами. Они создаются для повышения технической и коммерческой конкурентоспособности его участников.

    Консорциумы могут быть закрытыми и открытыми. В закрытом консорциуме компания - заказчик заключает контракт с каждым участником в отдельности. При образовании открытого консорциума все его участники подчиняются в части, касающейся целей консорциума, общему лидеру и несут солидарную ответственность по обязательствам консорциума в пределах своих долей участия.

    Лидер консорциума координирует совместную деятельность участников и получает за это отчисления от других членов. Заказчик заключает контракт только с лидером, который должен отвечать перед заказчиком за весь проект единолично. Таким образом, лидер представляет интересы консорциума перед заказчиком и третьими лицами, но действует в пределах полномочий, полученных от других членов консорциума. Ответственность же по договорным обязательствам несут члены консорциума в размере их долей в общем объеме поставок и услуг. В рамках консорциума возможны различные варианты ответственности, например, долевая, солидарная.

    Каждый член консорциума обеспечивает финансирование своей доли работ и принимает на себя коммерческие и технические риски, связанные с выполнением своей части обязательств.

    В конце Х1Х - начале ХХ века консорциумы в основном представляли собой соглашения между банками для осуществления финансовых операций на национальном и международном рынках. В середине ХХ века консорциумы начинают широко распространяться в сфере промышленности и служить целям реализации крупных промышленных, научно-технических, строительных и других проектов. Например, консорциумы применялись крупнейшими объединениями промышленников для осуществления строительства атомных реакторов. Характерным для современных типов консорциумов является совместное проведение научно-исследовательских работ.

    Существенной чертой этой формы интеграции компаний становится их интернационализация. Для современных консорциумов характерно многонациональное представительство.

    В качестве хрестоматийного примера можно привести западноевропейский авиастроительный консорциум Airbus Industry, созданный еще в середине 60-х годов и контролирующий порядка 30% рынка гражданских реактивных самолетов. Участниками консорциума выступили 4 ведущие авиастроительные компании Западной Европы: Aerospatiale (Франция), Daimler Chrysler Aerospacte (Германия), British Aerospace (Великобритания) и CASA (Испания). Целью создания консорциума явилось проектирование и изготовление самолетов. Причем каждый из участников самостоятельно финансировал свою часть работы по НИОКР и производству самолетов, пропорционально доле его участия в консорциуме. Интересно, что если на первоначальном этапе функционирования консорциума при производстве первой модели совместно выпускаемого самолета А-300 источниками финансирования явились кредиты, полученные от правительств государств-участников, то начиная с модели А-321 разработка новых самолетов уже полностью финансируется за счет собственных средств консорциума и коммерческих кредитов. Консорциум Airbus Industry зарегистрирован как юридическое лицо по законодательству Франции в организационно-правовой форме «объединения по экономическим интересам». Эта организационно-правовая форма была выбрана в связи с тем, что она не предполагает формирование участниками единого капитала, нет необходимости отражать прибыль и убытки, представлять финансовую отчетность. Важно, что участники консорциума являются объектами налогообложения только в соответствии с национальными налоговыми законодательствами. Представляет интерес и то, что этот консорциум имеет и собственный центральный управляющий аппарат, насчитывающий 2700 человек, занимающихся вопросами управления, маркетинга, сбыта и послепродажного обслуживания самолетов.

    Появились и консорциумы нового типа, в которых в качестве участников выступают целые государства, например, ИНТЕЛСАТ - Международный консорциум спутниковой связи. Это совместный проект, в котором участвуют правительства разных стран, вкладывающие в него капитал и владеющие его акциями в количестве, пропорциональном их предполагаемому использованию системы.

    В мировой практике наиболее часто встречаются следующие виды консорциумов, большинство из которых можно отнести к консорциумам финансового типа:

    Банковский консорциум - группа банков, временно организованная одним из наиболее крупных банков - главой консорциума для совместного проведения кредитных, гарантийных или иных банковских операций, расширения сферы деятельности или выхода на новые рынки.

    Консорциум-гарант - банковская группа во главе с определенным банком-лидером, гарантирующим полученный кредит.

    Гарантийный консорциум - соглашение между несколькими компаниями различных видов деятельности, которое распределяет взятый ими на себя риск и обеспечивает его возмещение.

    Подписной консорциум - консорциум, гарантирующий реализацию займа или размещение новых ценных бумаг.

    Финансовый консорциум - временное соглашение, союз нескольких банков для проведения крупных финансовых операций, например, размещения займов.

    Экспортный консорциум - внешнеторговое объединение, создаваемое в ряде стран для содействия экспортным операциям входящих в него компаний.

    Среди финансовых или подписных консорциумов можно встретить понятия временных и постоянных консорциумов. Временные консорциумы образуются для размещения облигаций национальных и иностранных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуществления краткосрочных сделок. Постоянные консорциумы обычно имеют дело с операциями по размещению займов определенной страны или группы стран, операциями с бумагами отдельных акционерных обществ для осуществления финансовых, коммерческих и инвестиционных операций значительного масштаба.

    Финансовые консорциумы возглавляются, как правило, крупным банком или банковской монополией, которые подбирают участников соглашения - консортов, разрабатывают условия займа или организации АО, занимаются юридическим оформлением документации, введением займов в биржевую котировку, размещают акции и облигации среди покупателей. Члены консорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются долей их участия в размещении займа, суммой эмиссии акций или пропорционально сумме реализуемых консорциумом акций и других ценных бумаг.

    Ассоциация

    Ассоциация - добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели.

    В качестве особенностей ассоциаций можно назвать:

    · это самая «мягкая» форма интеграции компаний;

    · ассоциация создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера;

    · возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера;

    · члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица;

    · ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов;

    · члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации;

    · члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

    В соответствии с российским законодательством коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать и регистрировать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

    Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для этой цели новое хозяйственное общество и участвовать в нем.

    Члены ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из нее по окончании финансового года. В этом случае они несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своим взносам в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами ассоциации (уставом и учредительным договором). С согласия членов ассоциации в нее может войти новый участник.

    Одной из разновидностей ассоциаций является торговая ассоциация - структура, создаваемая входящими в отрасль компаниями для обмена информацией и лоббирования общих интересов в правительстве и законодательных органах.

    Стратегический альянс

    Стратегический альянс (Strategic Alliance) - соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.

    Стратегические союзы являются самой перспективной формой интеграции компаний, именно они из всех возможных форм оказались в центре внимания ТНК в 90-х годах. Прогнозируется, что в XXI веке они превратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы. Заключение альянсов представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии.

    В качестве особенностей стратегических альянсов можно назвать:

    · это соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний. Существуют значительные различия между стратегическими союзами, основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнерскими отношениями контрактного типа, т.к. последний вид сотрудничества существует ограниченное время и используется для конкретных проектов или целей. Обычные контрактные отношения, как правило, не предполагают развития отношений в дальнейшем;

    · этот тип хозяйственного объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений;

    · в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты (например, Marks&Spencer заключила неформальные стратегические союзы со многими поставщиками товаров), но и конкуренты (например, Grundig и Philips, объединившие свои усилия в области видиозаписи, или Honda и Rover в мобильной связи);

    · в рамках стратегических союзов осуществляется совместная координация стратегического планирования и управления участниками деятельности, что позволяет им согласовать их долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого участника;

    · стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом;

    · альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом;

    · компании могут быть участниками множества стратегических альянсов;

    · стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг;

    · альянсы создаются на определенный срок, они распадаются, когда необходимость в объединении отпадает;

    · альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем против друг друга;

    · это пока наименее ограничиваемые в законодательном порядке способы проникновения на рынок.

    Выделяют четыре разновидности стратегических альянсов:

    1. альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях;

    2. стратегические альянсы с созданием новых компаний (совместных предприятий);

    3. консорциумы для реализации инвестиционных проектов;

    4. альянсы со слабой кооперацией.

    С точки зрения сферы деятельности стратегические альянсы условно можно разделить на три вида:

    Альянсы по реализации проектов НИОКР;

    Альянсы по организации совместного производства;

    Альянсы по совместному освоению новых рынков.

    Наибольшее распространение получили альянсы, создаваемые в целях сотрудничества в сфере НИОКР. В настоящее время к этой группе относится более половины всех стратегических союзов.

    Количество альянсов постоянно возрастает. Согласно UNCTAD (ЮНКТАД, Конференция ООН по торговле и развитию), общее число технологических альянсов (в области производства новых материалов, информационных технологий и биотехнологий) увеличилось с 526 в 1980 году до 4512 в 1995 году, т.е. почти в 9 раз1.

    Мотивами, в соответствии с которыми компании вступают в альянсы, являются:

    Достижение экономии на масштабах производства;

    Совместное использование производственных мощностей;

    Объединение усилий в производстве компонентов или сборке конечной продукции;

    Снижение неопределенности и усиление стабильности развития, поскольку в долгосрочных отношениях с критическим партнером объединяется их опыт и ресурсы;

    Снижение рисков в деятельности;

    Получение доступа на рынок, где уже существуют сложившиеся рыночные структуры и определенный менталитет, продвижение на рынок продукции друг друга;

    Передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала;

    Совместная разработка и производство технически сложных изделий (средств коммуникации, компьютеров, самолетов и т.п.).

    Цели, ради которых компании вступают в стратегические альянсы, существенно различаются.

    Так, General Motors использовала союзы для преобразования своего бизнеса. Эта компания создала обширную сеть связей с автомобильными компаниями и поставщиками в Европе и Азии, а также в Северной Америке. Некоторые альянсы должны были улучшить продвижение продукции на зарубежный рынок, другие предполагали обмен технологиями, третьи призваны были обновить ассортимент General Motors, четвертые - изучить производственные методы и т.п.

    Исторически компании развитых стран, ориентированные на экспорт, искали возможности альянса с компаниями менее развитых стран, чтобы импортировать и продвигать на местный рынок свою продукцию - такие соглашения часто были необходимы для получения доступа на рынки менее развитых стран. В последнее время ведущие компании из разных частей света создавали стратегические альянсы для усиления своих совместных возможностей по обслуживанию целых континентов и продвижению к еще большей вовлеченности в деятельность на мировом рынке. Как японские, так и американские компании создавали альянсы для укрепления своей конкурентоспособности на рынке стран Европейского Союза и освоения открывающихся рынков восточноевропейских стран.

    Крупные компании создают множество разнообразных альянсов. В качестве примера можно привести лишь несколько из большого числа стратегических альянсов компании Toshiba:

    Альянс со шведской компанией Ericsson, одним из крупнейших в мире производителей телекоммуникационного оборудования, в целях разработки нового оборудования средств связи;

    Партнерство с Sun Microsystems, лидером по производству микропроцессоров для рабочих станций, с целью разработки портативных модификаций рабочих станций для Sun и использования оборудования компании Sun в продукции Toshiba по контролю энергосистем, дорожного движения и автоматизированному мониторигну производственных процессов;

    Стратегический альянс с компаниями IBM и Siemens с целью разработки и производства чипов памяти DRAM емкостью до 16Гб для использования в больших компьютерах;

    Совместный проект с подразделениями компании Time Warner по разработке новой интерактивной кабельной телевизионной технологии.

    Примерами стратегических союзов могут служить и соглашения между IBM и Mitsubishi, альянс между IBM и Apple.

    Непременными условиями эффективного стратегического альянса являются долгосрочное планирование, координация политики, укрепляющие доверие партнеров, и стремление к сотрудничеству высшего и среднего менеджмента компаний-союзников.

    Данное положение можно проиллюстрировать недавним примером краха, казалось бы, эффективно действующего, приносящего огромные прибыли стратегического союза между компаниями Honda и Rover. Honda владела 20% акций компании Rover. В 1994 году British Aerospace, владелец Rover, решила продать ее стратегический пакет акций. Поскольку японский партнер объявил о неготовности приобрести предлагаемый пакет акций, англичане продали его немецкой компании BMW. Японские партнеры были предельно возмущены этим шагом, а руководители British Aerospace не могли сдержать удивления по этому поводу, считая, что все их действия были направлены на соблюдение интересов своих акционеров. Столкнулись интересы представителей двух не понимающих друг друга культур.

    Многие альянсы распадаются или ликвидируются, если один из партнеров принимает решение о приобретении другого. Проведенный в 1990 году анализ 150 компаний, состоящих в стратегических альянсах, которые впоследствии распались, показал, что в 75% всех альянсов партнеры были поглощены участниками альянсов и, прежде всего, японскими компаниями. В целом отмечается, что японские фирмы по сравнению с европейскими и американскими более активно действуют, внедряют опыт, приобретенный в рамках стратегического альянса.

    Порой участники альянса намеренно (изнутри зная его сильные и слабые стороны) ставят партнера в безвыходное положение, когда он не способен противостоять поглощению своей компании партнером по альянсу.

    Так, например, стратегический альянс между Fujitsu и International Computer Ltd (ICL), просуществовавший в течение 9 лет, завершился приобретением Fujitsu 80% акций британской компании ICL. Первоначально Fujitsu была поставщиком комплектующих для компьютеров ICL, но по мере развития сотрудничества превратилась в единственный источник технологий для этой компании. Когда же англичане, учитывая безрадостные прогнозы о финансовом состоянии компании, вынуждены были ее продать, то они смогли найти только одного покупателя своей компании - партнера по стратегическому альянсу - фирму Fujitsu. И многие специалисты убеждены, что Fujitsu все это было подстроено преднамеренно.

    Во многих альянсах наибольшая опасность заключается в том, что участвующие в них компании могут достаточно хорошо изучить операции других партнеров, скопировать порядок их действий и стать успешными конкурентами.

    Говоря о недостатках стратегических альянсов, следует отметить, что эффективная координация деятельности самостоятельных компаний является сложной задачей (учитывая различную их мотивацию и порой противоречащие цели). Будучи в значительной степени независимыми, партнеры в состоянии принимать решения, неоптимальные в плане интересов стратегического альянса в целом. Его участники постоянно вынуждены находить формы разрешения противоречий между задачами, стоящими перед стратегическим альянсом в целом и отдельными его партнерами. Приходится преодолевать также языковые и культурные барьеры. Результаты анализа функционирования стратегических альянсов показывают, что около половины из них не дают ожидаемой отдачи, а их участники зачастую оказываются в сложном положении, подчас жертвуя своими преимуществами.

    Для того, чтобы положительный эффект вступления компании в стратегический альянс превалировал над отрицательным, необходимо учитывать следующие моменты:

    Партнер по стратегическому альянсу должен быть совместимым с данной компанией;

    Наиболее успешные альянсы характеризуются тем, что товары и позиции на рынке партнера дополняют товары и позиции данной компании, а не конкурируют с ними;

    В рамках стратегического альянса опасно передавать партнеру информацию, которая может сказаться на конкурентной ситуации;

    Не следует ждать от альянса немедленной отдачи, во многом результат зависит от доверия, существующего между компаниями;

    При заключении стратегического альянса рекомендуется быстро и детально ознакомиться с основными идеями и практикой партнера в области технологии и управления и внедрить в свою деятельность наиболее рациональное из этого;

    Стратегический альянс необходимо рассматривать как временное соглашение между партнерами, если он становится невыгодным, его целесообразно сразу же расторгать.

    В заключение представим результаты сравнительного анализа рассмотренных организационных форм интеграции компаний в виде табл.1 и табл.2.

    Таблица 1 - Сравнительный анализ интеграции сфер хозяйственной деятельности при различных формах объединения компаний

    Сферы деятельности

    Kонгло-мерат

    Kонсорциум

    Синдикат

    Ассоциа-ция

    Производство

    Маркетинг, сбыт

    Бизнес-планирование

    Условные обозначения:

    (+) -- централизация данной сферы деятельности в рамках организационной формы интеграции компаний;

    (-) -- децентрализация данной сферы деятельности в рамках организационной формы интеграции компаний.

    Таблица 2 - Сравнительная характеристика основных организационных форм интеграции компаний

    Отличительные признаки

    Конгломерат

    Консорциум

    Синдикат

    Страт.альянс

    Ассоциация

    1. Степень юридической самостоятельности объединяемых компаний:

    0 -- потеря юридической самостоятельности;

    1 -- сохранение юридической самостоятельности;

    2 -- возможность и сохранения, и потери юридической самостоятельности

    2. Наличие производственной общности объединяемых компаний:

    0 -- отсутствие производственной общности;

    1 -- наличие производственной общности;

    2 -- производственная общность не является обязательной

    3. Степень объединения хозяйственной деятельности:

    0 -- объединение отдельных сторон хозяйственной деятельности;

    1 -- объединение большинства сторон хозяйственной деятельности

    2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Задание 4. Исходными данными для оценки проекта служит следующая информация. Завод по производству электронных плат на основании прогноза продаж и установленной прогнозной цены за единицу продукции должен определить потоки платежей при реализации инновационного проекта в течение 10 лет. Прямые производственные издержки, прогноз объема продаж, необходимые для расчета, приводятся в табл. 1. Рассчитать цену, исходя из темпа роста инфляции 6-8% (начальная цена 740 тыс.руб.). По полученным данным произвести анализ денежных потоков.

    * Налог на прибыль - 24%

    1) Определим выручку:

    1=7700*740*1,06=6039880

    2=7900*740*1,06=6196760

    3=8100*740*1,06=6353640

    4=8400*740*1,06=6588960

    4) 5=8700*740*1,06=6824280 Определим налог на прибыль:

    1=2693460*0,24=646430,4

    2=2679680*0,24=643123,2

    3=2661660*0,24=638798,4

    4=2582160*0,24=619718,4

    5=2582160*0,24=619718,4

    2) Определим общие издержки:

    1=7700*410*1,06=3346420

    2=7900*420*1,06=3517080

    3=8100*430*1,06=3691980

    4=8400*450*1,06=4006800

    5) 5=8700*460*1,06=4242120 Определим поток платежей - Налогооблагаемая прибыль - Налог на прибыль

    1=2693460-646430,4=2047029,6

    2=2679680-643123,2=2036556,8

    3=2661660-638798,4=2022861,6

    4=2582160-619718,4=1962441,6

    5=2582160-619718,4=1962441,6

    3) Определим налогооблагаемую прибыль= Выручка-Издержки:

    1=6039880-3346420=2693460

    2=6196760-3517080=2679680

    3=6353640-3691980=2661660

    4=6588960-4006800=2582160

    5=6824280-4242120=2582160

    Задание 5. Исходными данными для оценки проекта служит следующая информация. Завод по производству электронных плат на основании прогноза продаж и установленной прогнозной цены за единицу продукции должен определить потоки платежей при реализации инновационного проекта в течение 10 лет. Прямые производственные издержки, прогноз объема продаж, необходимые для расчета, приводятся в табл. 1. Рассчитать цену, исходя из темпа роста инфляции 6-8% (начальная цена 760 тыс.руб.). По полученным данным произвести анализ денежных потоков.

    Таблица 1. Денежный поток от реализации инновационного проекта, тыс. руб.

    * Налог на прибыль - 24%

    2) Определим выручку:

    1=6800*760*1,06=5478080

    2=7000*760*1,06=5639200

    3=7200*760*1,06=5800320

    4=7500*760*1,06=6042000

    6) 5=7800*760*1,06=6283680 Определим налог на прибыль:

    1=2883200*0,24=691968

    2=2893800*0,24=694512

    3=2900160*0,24=696038

    4=2862000*0,24=686880

    5=2893880*0,24=694531

    4) Определим общие издержки:

    1=6800*360*1,06=2594880

    2=7000*370*1,06=2745400

    3=7200*380*1,06=2900160

    4=7500*400*1,06=3180000

    7) 5=7800*410*1,06=3389800 Определим поток платежей - Налогооблагаемая прибыль - Налог на прибыль

    1=2883200-691968=2191232

    2=2893800-694512=2199288

    3=2900160-696038=2204122

    4=2862000-686880=2175120

    5=2893880-694531=2199349

    5) Определим налогооблагаемую прибыль= Выручка-Издержки:

    1=5478080-2594880=2883200

    2=5639200-2745400=2893800

    3=5800320-2900160=2900160

    4=6042000-3180000=2862000

    5=6283680-3389800=2893880

    Задание 13. Предприятию необходимо оценить эффективность использования новой техники либо внедрение к производству новых видов продукции. Рассчитать коэффициент конкурентоспособности изделия. Коэффициент, учитывающий возможность реализации продукции с возможно максимальной прибылью равен 1,25-1,3. Проанализировать полученные данные.

    Таблица 1. Исходные данные

    1)Определим затраты на производство модели Б:

    240*12000=2880000

    2)Определяем уровень качества анализируемого изделия:ъ

    К=18000/14400=1,25

    3)Определяем эффект:

    12000/18000/1,25=0,53

    Ответ: Уровень качества базового изделия ниже на 47% анализируемого.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    организационный инновационный лицензирование регламентация

    1 Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. -- М.: Гардарики, 2005. - 224 с.

    2 Балабанов И.Т., Балабанов AM. Экономика туризма: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000.

    3 Инновационный менеджмент: Уч. пособие / Под ред. Л.Н.Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2003.

    4 Инновационный менеджмент: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. -- М.: Вузовский учебник, 2004.-382 с.

    5 Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С.Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. -- М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2004. - 518 с.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Изучение комплекса организационных форм инновационной деятельности в России. Характеристика отдельных видов организационных форм: крупных, малых и специфических. Анализ форм инновационной деятельности на примере финансовой промышленной группы "Интеррос".

      курсовая работа , добавлен 23.12.2010

      Характеристика основных организационных форм инновационной деятельности. Особенности формирования новых, прогрессивных организационных структур. Деятельность малых инновационных предприятий. Венчурные (рисковые) инновационные предприятия и технопарки.

      контрольная работа , добавлен 04.04.2010

      Характеристика основных организационных форм инновационной деятельности. Формирование новых, прогрессивных организационных структур. Преимущества и значение малых инновационных предприятий. Особенности инвестирования в венчурные предприятия и технопарки.

      контрольная работа , добавлен 01.12.2011

      Понятие инновации в экономической науке. Ключевые моменты организации инновационной деятельности на предприятии. Творческая активность персонала фирмы и внедрение инноваций на предприятии. Комплекс организационных форм инновационной деятельности.

      курсовая работа , добавлен 17.04.2012

      Современная трактовка инновационной деятельности в организации, ее составляющие и стадии, принципы организации. Практика инновационного менеджмента в фирмах Японии, США и России. Организационные и управленческие решения в инновационной деятельности.

      курсовая работа , добавлен 14.12.2013

      дипломная работа , добавлен 14.10.2012

      Понятие, структура, субъекты инновационного рынка. Подходы к определению его дальнейшего развития. Мотивы и цели ведения инновационной деятельности. Понятие качества продукта и его новизны. Этапы введения нововведений. Объекты обмена в сфере инноваций.

      курсовая работа , добавлен 13.11.2014

      Ознакомление с законами, подзаконными актами (указы Президента, Постановления Ростехрегулирования) и нормативно-методической базой сертификации, обозначающими ее цели и порядок проведения. Содержание Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" № 5151-1.

      контрольная работа , добавлен 19.05.2010

      Этапы развития инновационной практики от античности до современности. Определение и компоненты инновационной деятельности. Развитие инноваций в СССР. Системная концепция в определении эффективности инновационной деятельности. Жизненный цикл инновации.

      контрольная работа , добавлен 24.08.2015

      Определение понятия инновационной деятельности и общая характеристика стратегии инноваций. Анализ современных проблем инновационной деятельности в России и её регионах. Состояние и возможности развития инновационной деятельности в Республике Дагестан.

    Лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих получение лицензии, приостановлением, возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий.

    Лицензия - это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензируемым органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

    Правовую основу лицензирования составляют ст. 49 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определен соответствующими законами.

    Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, региональными органами (Центробанком России, Федеральной комиссией по ценным бумагам, Минфином Российской Федерации, Коми республиканской лицензионной палатой).

    Лицензиат - лицо, имеющее лицензию.

    Государственные лицензирующие органы:

    • осуществляют контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий;
    • предоставляют, приостанавливают, возобновляют, аннулируют лицензии в случаях выявления нарушения;
    • принимают решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

    Если лицензия выдается федеральными органами государственной власти, то она действует на всей территории Российской Федерации. Если лицензия выдается субъектами Российской Федерации, то действует на территории Российской Федерации. Лицензия выдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на срок менее 5 лет, бессрочно и меньше чем 5 лет - по желанию лицензиата.

    Порядок получения лицензии:

    Лицензиат представляет в лицензирующий орган следующие документы:

    1. заявление о выдаче лицензии;
    2. копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или соответственно копию свидетельства о государственной регистрации;
    3. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
    4. документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления лицензирующим органом (не более 3-х МРОТ).

    В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих:

    Лицензирующий орган в течение 30 дней рассматривает документы и принимает решения:

    1. о выдаче лицензии;
    2. об отказе в выдаче лицензии. Основанием для отказа может быть:
    • наличие в предоставленных документах недостоверной или искаженной информации;
    • несоответствие принадлежащих соискателю лицензии или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

    Решение об отказе может быть обжаловано в порядке установленном законодательством. Посылается уведомление лицензиату о принятии решения в письменной форме, где указывается срок для оплаты лицензионного сбора, он различен для определенных видов деятельности, но не более 10-кратного МРОТ. После оплаты выдаются документы, подтверждающие наличие лицензии. Реестры лицензий на конкретные виды деятельности ведутся лицензирующими органами. В них указываются сведения о лицензиатах, лицензирующем органе, виды деятельности, дата и номер лицензии, срок действия, иные сведения.

    Основаниями для переоформления лицензии для юридического лица

    являются:

    • преобразование;
    • изменение наименования;
    • изменение места нахождения;
    • изменение имени;
    • изменение места жительства.

    Приостановление действия лицензии - это временное лишение лицензиата права осуществлять лицензируемый вид деятельности. Основания приостановления лицензии: неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий. Срок приостановления действия лицензии не может превышать 6 месяцев.

    При неустранении лицензиатом обстоятельств, послуживших основанием для приостановления лицензии, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

    Лицензия аннулируется:

    1. в административном порядке органом, выдавшим лицензию, при неуплате в течение 3-х месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии;
    2. лицензия теряет силу:
    • при ликвидации юридического лица или при прекращении его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования,
    • при прекращении действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
    1. в судебном порядке:
    • при представлении о нарушениях хозяйствующего субъекта лицензирующим органом;
    • если нарушение повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, а также обороне и безопасности государства и т. д.

    Осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования является правонарушением и основанием для ликвидации юридического лица по решению суда. А если такая деятельность причинила крупный ущерб гражданам, организациям и государству либо сопряжена с извлечением крупного дохода, то она является преступлением и наказывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

    Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

    Воспользуйтесь формой поиска

    Понятие лицензирования, лицензии. Правовые основы лицензирования

    релевантные научные источники:

    • Функционирование банковской системы рф

      Яковлев С.А. | | Лекция(и) | 2007 | Россия | docx | 0.31 Мб

      Мурманск - 2007 СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 1. Этапы формирования современной

    • Правоведение

      | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Беларусь | docx | 0.24 Мб

      Понятие, предмет и метод гражданского права. 2.Система гражданского права. Принципы гражданского права. Отграничение гражданского права от других отраслей права. 4.Система гражданского

    • Ответы на билеты по коммерческому праву

      | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.12 Мб

    • Банковское право. Ответы на вопросы к экзамену

      1. ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОГО ПРАВА И БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 2. ИСТОЧНИКИ БАНКОВСКОГО ПРАВА 3. ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА 6.

    Ключевые слова

    Контрольные вопросы

    1. Дайте понятие и назовите признаки СКС.

    2. Дайте понятие правового обеспечения СКС и туризма.

    3. Какова система регулирования СКС и туризма?

    4. Назовите принципы и способы государственного регулирования туризма.

    6. Дайте характеристику Федеральной службы по туризму РФ.

    7. Укажите компетенцию Департамента международного сотрудничества и туризма Администрации Приморского края.

    8. Перечислите нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность.

    9. Охарактеризуйте Закон об основах туристской деятельности.

    10. Какова система международных договоров в сфере туризма?

    11. Назовите основные понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности.

    Тема 2. лицензирование, Стандартизация,
    подтверждение соответствия
    и классификация в туризме
    и социально-культурном сервисе

    2.1. Правовые основы лицензирования.

    2.2. Стандартизация в туризме.

    2.3. Подтверждение соответствия.

    2.4. Классификация объектов туристской индустрии.

    Лицензия, лицензирование, стандарт, международный стандарт, ГОСТ, ГОСТ Р, СТП, подтверждение соответствия, добровольная сертификация, классификация.

    С 01.01.2007 года отменено лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, однако для осуществления ряда смежных видов деятельности по-прежнему требуется наличие лицензии. Кроме того, для осуществления целого ряда услуг в сфере СКС также необходима лицензия.

    Лицензия – это специальное разрешение на осуществление кон­кретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензи­онных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

    Лицензирование – вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Оно предусматривает осуществление мероприятий, связанных с выдачей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением ли­цензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

    К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущер­ба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться ины­ми методами. Отнесение видов деятельности к лицензируемым осуществляет­ся Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 1 и 17 которого содержат перечни видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. К ним относятся, например: фармацевтическая деятельность; перевозки морским транспортом пассажиров; деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино); медицинская деятельность и т.д.


    Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ. Осуществляя контроль за соблюдением лицензиатом лицен­зионных требований и условий, лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и полу­чать необходимые объяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выно­сить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нару­шения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату.

    Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом государственной власти, может осуществляться на всей территории РФ. Если же лицензия выдана органом государственной власти субъекта РФ, то она действует только на территории данного субъекта РФ. На территории иных субъектов такая деятельность мо­жет вестись при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.

    Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. По окончании срока дей­ствия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата. По­ложениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

    Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя со всеми необходимыми документами. Законом предусмотрена возможность обжалования соиска­телем бездействия лицензирующего органа. Уведомление о выдаче лицензии или об отказе в выдаче направляется соискате­лю. Основаниями для отказа в выдаче лицензии могут быть наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соиска­теля лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Отказ в выдаче лицензии мо­жет быть обжалован. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соис­кателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии в установленном законом размере. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, то лицензиру­ющий орган вправе аннулировать лицензию.

    Лицензирующие органы могут приостанавливать дейст­вие лицензии в случаях выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Вынося решение о приостановлении действия лицензии, лицензирующий орган определяет срок для устранения обстоятельств, повлекших такое приостановление, но не более 6 месяцев. В случае устранения ука­занных обстоятельств, о чем лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий орган, соответствующим органом осуществляется проверка и принимается решение о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

    Лицензия теряет юридическую силу автоматически в случае ликвидации юриди­ческого лица или прекращения его деятельности в результате реорга­низации, за исключением преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

    Аннулирование лицензии осуществляется следующими путями:

    1. В административном порядке, т.е. самим лицензирующим органом, без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом лицензион­ного сбора в течение трех месяцев с момента уведомления его о выда­че лицензии.

    2. В судебном порядке: в случае, если нарушение лицензиатом ли­цензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопаснос­ти государства, культурному наследию народов РФ или при неустране­нии лицензиатом нарушений, явившихся основанием для приостанов­ления действия лицензии, в установленный срок.

    За осуществление лицензируемого вида деятельности без лицен­зии либо с нарушением лицензионных требований и условий (ст. 14.1 КоАП РФ), предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производ­ства и сырья или без таковой. Также это может послужить основанием для ликвидации юридического лица по решению суда. Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлени­ем и наказывается в соответствии со ст. 171 УК РФ.

    Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление опре­деленной деятельности, если эти деяния совершены должностным ли­цом с использованием своего служебного положения либо в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются в соответствии со ст. 169 УК РФ.



    Просмотров