Классный час "день государственного флага". Классный час «День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым

Классный час «Российский флаг»

Цель: ознакомление учащихся с флагом – символом Российского государства, с его историей; развитие познавательного интереса к России, расширение кругозора учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней; воспитание любви к Родине, чувства гордости и патриотизма.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран.

Ход классного часа:

1 Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о флаге нашей Родины. А эпиграфом к нашему занятию послужит высказывание Конфуция "Знаки и символы управляют миром…. Что вы думаете об этом высказывании? (Обсуждение эпиграфа) (Слайд 3)

А что такое символы? Кто может сказать?

Ожегов в своем словаре дает такое толкование этого слова (Слайд 4)

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. (Слайд 5)

Слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или небоскрёбы. (Слайд 5)

Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России. (Слайд 6)

Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата – это тоже символы

России. (Слайд 7)

Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и пения птиц, и все полянки в лесу. Это место, где мы родились и выросли. Сейчас, ребята внимательно прослушайте стихотворение, которое называется “Родина”.

2. Чтение учеником стихотворения « Наша Родина!» (Г. Ладонщиков)

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Каждый город

Сердцу дорог,

Дорог каждый сельский дом.

Все в боях когда-то взято

И упрочено трудом! (Слайд 8)

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Эти символы общечеловечны, всеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции - это отношение к самому государству.(Слайд 9)

Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.

3.Один из символов России – государственный флаг.

Кто может описать государственный флаг Российской Федерации? (ответы детей)

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине - красный триколор. Во всём мире национальный флаг является основным атрибутом государственности. Практически во всех странах большинство населения не помнит ни слова своего гимна, ни очертания своего герба. Но любой культурный человек по очертаниям национального флага может сказать, какую страну он представляет. Россия в этом смысле не является исключением. Опросы общественного мнения показывают, что именно Российский триколор (а не гимн, герб, Кремль или Красная площадь) для 80% россиян на сегодня является основным государственным символом. (Слайд 10)

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России и днем, и ночью развевается бело-сине-красное полотнище.

Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов.

В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях – резиденциях Президента Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти. (Слайд 11)

4. Немного из истории (Выступление 1 группы)

Флаг России как государственный символ пришел к нам из глубины веков

1-й ученик: слово « ФЛАГ»- [от голл. vlag - флагманский]). Наиболее древнее название флага – “стяг”, оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времен. Стяг «стягивал» витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. На его защиту ставили стяговников – богатырей.

По стягу судили о ходе битвы. Стяг "простирашася яко облацы" - значит, бой идёт успешно. Падение стяга говорило о бедственном положении войска, о том, что враги "досекошася до стяга, и стяг подсекоша". (Слайд 12)

2-й ученик: До 17 века Россия не имела единого государственного флага. В царствование Алексея Михайловича над первым военным русским кораблём «Орёл» поднят Российский флаг. Бело-сине-красный цвет был выбран самим царём после обращения инженера Бутлера, руководившего постройкой корабля, к Боярской думе с просьбой «…испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг» (Слайд 13)

3-й ученик: Во время плавания Петра I на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей в качестве штандарта поднят «Флаг царя Московского» - полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Флаг стал использоваться в качестве единого морского флага России, являясь первым государственным флагом (Слайд 14)

4-й ученик: Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 г., когда вышел специальный указ царя Петра I. Петр I собственноручно нарисовал образец и определил порядок горизонтальных полос на флаге. Историки полагают, что моделью послужил голландский флаг, состоявший из трех горизонтальных полос тех же цветов. Он явился одним из первых в Европе освободительных флагов; под его знаменами велась борьба за независимость Нидерландов. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной. (слайд 15)

5 -й ученик: Однако бело-сине-красный флаг недолго был официальным символом – лишь до трагических событий 1917 года. Советская Россия не сразу отвергла трехцветный символ России. 8 апреля 1918 года Я.М. Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом, и более 70 лет государственным флагом являлся красный стяг. (Слайд 16)

22 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать официальным символом России триколор, (Слайд 17) а указом Президента РФ Борисом Ельциным от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации, а день 22 августа был объявлен Днем государственного флага России. В этот день над Белым домом впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом. (Слайд18)

В положения о Государственном флаге Российской Федерации он был описан как прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.

Ежегодно 22 августа в нашей стране отмечается День Государственного флага России. Это не означает, что символ нашего государства появляется только в этот день. Такой праздник лишь подчеркивает уважение к нашему флагу. Он помогает выразить это уважение.

5.Значение цветов флага (Выступление 2 группы) (Слайд19)

Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так.

1-й ученик: Цветам флага приписывается множество символических значений. Не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации.

Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали

Белый цвет - благородство и откровенность;

Синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;

Красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Считается, что именно так следует расшифровывать символику бело-сине-красного «Флага Царя Московского»

2-й ученик: Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи: Белой (белый цвет), Малой (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет). Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.

3-й ученик: Кроме того в дореволюционные времена существовала другая трактовка значений этих цветов, например:

Белый - цвет свободы;

Синий - цвет Богородицы;

Красный цвет - символ державности.

4-й ученик: Было также толкование этих цветов, как триединства православной церкви, царской власти и народа, где:

Белый цвет - символ православной веры;

Синий цвет - символ царской власти;

Красный цвет - символ русского народа;

Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании: в призыве «За Веру, Царя и Отечество!» и в политическом принципе «самодержавие, православие, народность».

Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь».

6. Знамена России

У нашей страны есть три знамени, которые являются государственными:

  1. Государственный флаг (триколор)
  2. Штандарт президента
  3. Знамя Победы

Знамя Победы – символ знамени, водруженного над рейхстагом в мае 1945 года. В дни государственных праздников, дни воинской славы России, а также массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, Знамя Победы используется наряду с государственным флагом.(Слайд20)

Штандарт (флаг) Президента России является главным символом президентской власти и представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре – золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

На древке Штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту. Штандарт Президента России передается вновь избранному Президенту России во время процедуры вступления в должность Президента России. После принесения присяги Президентом России Штандарт Президента России устанавливается в его рабочем кабинете, а дубликат Штандарта поднимается над резиденцией Президента в Московском Кремле. (Слайд21)

7. Ответственность за надругательство над флагом . В России надругательство над Государственным флагом Российской Федерации является преступлением. Надругательство может выражаться в совершении лицами, достигшими 16 лет, самых разнообразных активных публичных действий, свидетельствующих о неуважительном отношении к флагу, например, в его уничтожении, повреждении, нанесении циничных рисунков или надписей. Согласно статье 329 Уголовного кодекса России «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации» оно карается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. (Слайд22)

Задание для учеников:

Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за свою страну?

Как Вы его проявляли?

Вопросы для закрепления

1) От какого слова произошло слово “флаг”?

2) Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

3) Что означает красный цвет флага?

4) Что обозначает белый цвет флага?

5) Что обозначает синий цвет флага?

6) Где можно увидеть Государственный флаг?

7) На каких зданиях нашего города развевается флаг?

8) Где еще можно увидеть Государственный флаг?

9) Что для вас значит Российский флаг?

Заключительная часть

Знать и понимать значение государственных символов – долг каждого гражданина. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. (Слайд 23)

Чтение стихотворения учителем « В синем небе над Москвою» (Софья Зайцева) (Слайд 24)

В синем небе над Москвою

Реет флаг наш дорогой.

В каждой русской деревеньке

Ты увидишь флаг родной.

Флаг российский наш окрашен

В белый, синий, красный цвет.

Он трепещет в небе ясном,

И его прекрасней нет.

Белый – символ мира, правды

И душевной чистоты.

Синий – верности и веры,

Бескорыстной доброты.

Боль народа, кровь погибших

Отражает красный цвет.

Будем Родину любить мы

И хранить её от бед.

Прослушивание песни «Флаг России»

(музыка Вячеслава Колотова,

Слова Андрея Якунина,

песня написана в августе 2003 года или ранее, исполнение - Вячеслав Колотов)

Литература:

Интернет ресурсы:

Знаки и символы управляют миром Конфуций

Символ - 1)то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи. (голубь - с. мира. якорь - с. надежды.) 2)принятое в науке условное обозначение какой-н. единицы, величины.

Эйфелева башня Статуя свободы

Бескрайние просторы Белоствольные березы

Государственные символы ФЛАГ ГЕРБ ГИМН

ФЛАГ- [от голл. vlag - флагманский] прикреплённое к древку или шнуру полотнище различной формы и окраски, являющееся знаком, символом чего-л. Наиболее древнее название флага – «стяг», оно сохраняется и в наше время.

В царствование Алексея Михайловича над первым военным русским кораблём «Орёл» поднят Российский флаг. Бело-сине-красный цвет был выбран самим царём после обращения инженера Бутлера, руководившего постройкой корабля, к Боярской думе с просьбой «… испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг » Предполагаемый вид флага на корабле «Орел» 1669 год

Во время плавания Петра I на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей в качестве штандарта поднят «Флаг царя Московского» - полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Флаг стал использоваться в качестве единого морского флага России, являясь первым государственным флагом 1693 год

Днем рождения бело- сине- красного флага можно считать 20 января 1705 г, когда вышел специальный указ царя Пётра I .Порядок Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя-красной. Петр I собственноручно нарисовал образец и определил порядок горизонтальных полос на флаге и Именным Указом №2021 от 20 января 1705 года Пётр I узаконил бело-сине-красный флаг с параллельными линиями - государственным. 1705 год

1918 год Бело- сине-красный флаг недолго был официальным символом-лишь до трагических событий 1918 года. 8 апреля 1918 года Я. М. Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом, и более 70 лет государственным флагом являлся красный стяг. Флаг СССР Флаг РСФСР

1991 год Во время «Августовского путча» бело-сине-красный флаг широко использовался силами, противостоящими ГКЧП. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 августа 1991 года исторический флаг России был признан официальным Национальным флагом Российской Федерации. Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать официальным символом России триколор. Государственный флаг Российской Федерации (1991-1993)

1993 год 11 декабря 1993 году Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал Указ № 2126 «О Государственном флаге Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Государственном флаге Российской Федерации, а день 22 августа был объявлен Днем государственного флага России Государственный флаг Российской Федерации (с 1993)

Значение цветов флага

Знамя Победы Знамя Победы – символ знамени, водруженного над рейхстагом в мае 1945 года. В дни государственных праздников, дни воинской славы России, а также массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, Знамя Победы используется наряду с государственным флагом.

Штандарт Штандарт (флаг) Президента России является главным символом прези-дентской власти и представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре – золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

Ответственность за надругательство над флагом Согласно статье 329 Уголовного кодекса России «Надругательство над Государственным флагом Российской Федерации», оно карается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. На практике распространённым является условное наказание



Классный час «Наш государственный флаг»

Создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России;

Развитие национального самопознания и гражданственности;

Формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине;

Воспитание в себе высоких нравственных начал.

Ход классного часа

«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может».

Ты посмотри по сторонам!

Всё это наше, это нам!

Страны бескрайние просторы,

Луга, поля, моря и горы,

Озера, степи и леса,

Колхозы, фабрики, заводы –

Нам покоряется природы

Руками нашего народа

В стране творятся чудеса.

(С.Михалков)

Наша родина Россия, большая великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные - это наша страна, наша Родина. У каждого государства есть свои государственные символы. Сегодня, ребята, мы начнем говорить о государственных символах России.

Символы России… что это такое? (Ответы учащихся).

Где и когда мы с ними сталкиваемся? (Ответы учащихся).

Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля («поле, русское поле...»), леса («березы, березы...»), кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле и регалиях – знаках царской власти: скипетре, короне, державе, шапке Мономаха – и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя.

Что такое символ?

Сообщение ученика: СИМВОЛ (от греческого symbolo - знак, опознавательная примета), 1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак. 2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной… (Современная энциклопедия). - Что входит в состав государственных символов? (Ответы учащихся).

Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы – общечеловечны, всесословны, внеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.

Наш сегодняшний классный час посвящен одному из символов России – государственному флагу.

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

Кто сможет описать государственный флаг Российской Федерации? (Ответы детей)

Этот флаг, этот стяг, это знамя…

Нет дороже его и родней!

Над Кремлём полыхает, как пламя,

Над домами деревни моей

Белый цвет – благородство и слава,

Синий – верность Отчизне и честь,

Красный – мужество гордой державы –

И достоинств сих – не перечесть!

Белым цветом весною сады разлились над рекою,

Васильковые, синие очи – примета любимой России!

Красной кровью наш флаг обагрили солдаты – герои,

Триколор – это мудрость, отвага, народная сила!

Белый цвет – на висках дорогих ветеранов,

В синей грусти – колодец, река и родник…

Пролетела война над Россиею красным бураном,

Весь наш русский народ уважением к флагу проник!

Славься, наше Отечество, дружбой людскою!

На колени не станешь вовек, никогда!

Весь российский народ так гордится тобою!

Среди стран и народов, Россия, ты лучшею будешь всегда!

«Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – синего цвета и нижняя – алого цвета. Отношение ширины к его длине 1:2».

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

Работа в группах:

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко... (красным)

Давайте посмотрим что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.

Выступления групп

Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

А теперь, ребята, я предлагаю вам вдуматься в следующую фразу: «В дни государственных праздников вся Россия украшается трехцветными полотнищами Государственного флага». То есть Россия украшается флагами государства, а полотнищами флага.

Получается, что полотнища сами по себе, а Государственный флаг – сам по себе?

И да, и нет! Дело в том, что Государственный флаг – это один из государственных символов. А символ не всегда осязаем. То есть государственный символ – Государственный флаг – может существовать без древка с прикрепленной к нему тканью.

Государственный флаг существует независимо от того, стоит ли он на столе, прикреплен ли он к дому или изображен на борту самолета. Символ – это … символ.

Государственная символика – обязательно существующая визитная карточка каждого государства. С одной стороны, она подсказывает, какая страна что заявляет о себе. С другой – она подчеркивает принадлежность кого-то или чего-то именно к этой стране и ни к какой другой.

Трехцветный Государственный флаг России как государственный символ пришел в наши дни из глубины веков.

Сначала эти цвета использовались на флагах кораблей российского торгового флота. Это было еще во времена Петра I. Потом флаги с полосами таких цветов стали использоваться на суше. Но еще долго они не были официальными, то есть государственными.

В 1896 году наш «триколор» окончательно стал официальным символом Российского государства.

Задание для учеников: Какими действиями и поступками, совершенными под российским флагом, на Ваш взгляд, можно гордиться?

Однако бело-сине-красный флаг недолго был официальным символом – лишь до трагических событий 1917 года. Вернулся он в Россию только в декабре 1990 года. А через год он стал государственным символом России.

В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Она установила, что Россия имеет государственные символы, в том числе флаг. В конце 1999 года был принят закон РФ «О Государственном флаге Российской Федерации». Он подтвердил существование бело-сине-красного флага и уточнил порядок его использования.

Присутствие красной полосы на современном российском флаге имеет особое значение для многих граждан России. Ведь красным был Государственный флаг СССР. Те, кто родился в той стране, знают о трудностях тех лет и о жестокости государства в отношении многих советских граждан. Но, прежде всего, они помнят, что это были годы научно-технического прогресса, великой Победы над фашизмом, завоевания космоса.

Задание для учеников: Что Вы знаете о достижениях россиян в годы, когда над Кремлём развевался Государственный флаг СССР?

Государственные флаги есть у всех стран мира. Некоторые из них представляют собой сочетание каких-то особых цветов, знаков (например, полумесяца, звездочек, крестов и т.д.).

А на других встречаются даже очень конкретные изображения, например, кедра (флаг Ливана), автомата Калашникова (флаг государства Мозамбик).

Задание для учеников: О флагах каких стран вам известно? Что они выражают?

Индивидуальные сообщения учеников:

Сообщение 1 ученика: Государственный флаг Украины Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных равновеликих полос: верхней - синего, нижней - желтого цветов. Отношения ширины флага к его длине – 2:3. Флаг - как пшеница в степях под голубой аркой неба. Он олицетворяет извечное стремление народа к миру, труду, красоте и богатству родной земли.

Сообщение 2 ученика: Государственный флаг Белоруссии Флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально размешенных цветных полос: верхней - красного цвета в 2/3 и нижней - зеленого цвета в 1/3 ширины флага. У древка вертикально размещен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине - 1:2. Известно, что традиционный орнамент - не просто украшение, а своего рода письменность, послание умам и сердцам. Центральное место на узоре флага занимает вытянутый по вертикали ромб, от которого сверху и снизу отходят загнутые линии, напоминающие рога. Такой «ромб с крючками» известен уже в эпоху верхнего палеолита. На протяжении тысячелетий он воплощал материнское, женское начало и связанную с ним идею плодородия земли, ее созидательную силу, а также магическую силу труда. Этот узор широко использовали наши предки. В центре главного ромба - две крестообразно пересеченные линии с четырьмя точками между ними. У древних земледельцев ромб с такой фигурой символизировал засеянное поле. Его также трактуют как «ключ к счастью» - магическое пожелание благоприятного развития событий. С другой стороны, тот же ромб с крестом - еще более древний солярный знак, т.е. символ Солнца. У белорусских вышивальщиц орнамент такого типа назывался «сонейка» и символизировал восходящее красное солнце. Попарно соединенные ромбы вверху и внизу орнамента символизируют, как считается, идею продолжения жизни, возобновляющихся хлебов. Между ними и центральной фигурой проходят линии из четырех прямоугольников с черточками, отходящими от всех сторон. Это - так называемые «вотивные» знаки, обозначающие посвящение богам, пожелание, чтобы сбылось все, чего просит человек.

Как Вы думаете, почему флаг стал символом? Почему во всех странах мира ему придается такое серьезное значение? (Ответы учеников)

Каждый флаг как бы говорит: «Я государственный символ именно этого государства, которое по праву гордится своими особыми достижениями.

Поэтому, поднимая или просто демонстрируя свой флаг, любое государство тем самым призывает уважать себя и свой народ. Каждый из нас видел российский «триколор» в телепередачах и в жизни.

Задание для учеников: Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за свою страну? Как Вы его проявляли?

Ежегодно 22 августа в нашей стране отмечается День Государственного флага России. Это не означает, что символ нашего государства появляется только в этот день. Такой праздник лишь подчеркивает уважение к нашему флагу. Он помогает выразить это уважение.

На самом деле, в соответствии с законом, Государственный флаг должен постоянно развеваться не только над Кремлем в Москве, но и над зданиями федеральных органов власти – Государственной Думой и Советом Федерации, зданием Правительства РФ, Конституционным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ и многими другими.

Задание для учеников: Расскажите о том, где Вы могли видеть Государственный флаг Российской Федерации.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг. Государственные символы есть не что иное, как связь между прошлым и будущим. И возможно, именно нынешние символы, которые включают в себя элементы предыдущего опыта, сплотят россиян, воодушевят нас на созидательную деятельность во имя процветания России – нашей Родины.

Государственный флаг России все чаще можно видеть в жизни и по телевидению. Это верный признак того, что в стране возрождается дух национального единения. В этом символе граждане России находят подтверждение своим надеждам на скорейшее возрождение нашей страны и улучшение жизни всех ее граждан. Нужно только не забывать, что Государственный флаг России – это не просто древко с полотнищем, а государственный символ Родины.

Задание для учеников:

- В чем общие черты и отличия между древком с бело-сине-красным полотнищем и Государственным флагом России?

- Что такое государственная символика и чему она служит?

- Какова краткая история российского флага?

- Что могут выражать цвета российского флага?

- Что могут выражать цвета и знаки на флагах других государств?

- Чему служит праздник – День Государственного флага России?

- О чем свидетельствует все более частое появление российского флага в жизни и телепередачах?

(Ответы детей)

Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Государственные символы России (сценарий классного часа) Цели: формирование патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений обучающихся. Форма: классный час - размышление. Устич Т.А. Информация к размышлению. Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Подготовительный этап. Необходимо подготовить: текст Конституции РФ (для каждой группы); изображения гербов России (для каждой группы); флаг РФ; герб РФ; видеофрагмент о необъятных просторах нашей страны (2-3 мин.). Для организации и проведения классного часа необходимо разделить класс на группы по 5-6 человек. Каждая группа готовиться к классному часу в течение 2-х дней. Все вопросы для команд записываются на карточке. Оформление доски. На доске должны быть записаны: Тема; маршрут занятия; информация к размышлению; иллюстрации герба и флага РФ. Ход классного часа Вступительное слово учителя. Учитель сообщает тему и маршрут занятия: познавательная станция, исследовательская станция, практическая станция. По ходу занятия он объявляет остановки на каждой станции. Учитель обращает внимание на информацию к размышлению и предлагает вернуться к ней в конце урока.

2 Познавательная станция. Учитель сообщает детям о необъятных просторах нашей Родины. Под просмотр видеофильма читается стихотворение И. Северянина Слова солнца: Много видел я стран и не хуже её Вся земля мною нежно любима. Но с Россией сравнить?... С нею сердце моё, И она для меня несравнима! Вопрос классу: Как вы думаете, какова основная идея данного стихотворения? Затем учитель организует обмен мнениями учащихся по вопросам: - Какие государственные символы вы знаете? - Как вы думаете, когда появляется интерес к изучению символики государства? Рассказ учителя: К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг - в XVIII в., а первый гимн в XIX в. Исследовательская станция. Задание для групп 1. - Что такое Конституция? (Это основной закон государства.) - Найдите в Конституции ст. 70. Давайте зачитаем её. Чему посвящена эта статья? (Государственным символам.) 1. ГЕРБ 1) Сообщение подготовленного ученика об истории российского герба. Слово герб пришло в русский язык в XVI XVII вв. В его основе лежит немецкое erbe, что означает наследство. Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба стабильность, постоянство в употреблении. Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны, родовой герб о принадлежности его владельца к определённому сословию. Герб может указывать на земельные владения, как многие родовые гербы Средневековья, служить средством удостоверения своего владельца. Поэтому герб, как правило, официально утверждается высшей властью. Откуда же возникла эмблема двуглавого орла на Руси? Первоначально историки думали, что Русь заимствовала её из Византии. Как знак императорского двора двуглавый орёл украшал ткани, одежду и обувь императоров и придворных. Особую популярность приобрела эта эмблема при императорах династии Палеологов. Возможно, двуглавый орёл являлся их родовой эмблемой. Его изображение можно увидеть на рукописном Евангелии, принадлежавшем Дмитрию Палеологу.

3 В Риме орёл почитался с древнейших времён. По преданию, именно орёл, этот вестник богов, предсказал Тарквинию Древнему обретение царской власти. Распространённость эмблемы двуглавого орла на Балканах привела учёных к мысли, что именно из этого региона орёл мог попасть на Русь. Но, самое интересное, двуглавый орёл встречался и на самой Руси, причём задолго до 1497 г. Двуглавый орёл призван был символизировать мощь и независимость нашей страны. В этом качестве он и продолжил свою историю на Русской земле. В XVI XVII вв. в Московском царстве использовались две государственные печати Большая и Малая. Они отличались размерами, расположением эмблем и надписями, но на обеих сохранились изображения всадника и двуглавого орла. На Большой государственной печати всадник помещался на груди двуглавого орла. На Малой печати всадник и орёл изображались на двух сторонах. В конце 1530-х гг. двуглавый орёл приобрёл более воинственный вид, Его начали изображать с раскрытыми клювами и высунутыми языками. В геральдике такая эмблема называется вооружённый орёл. На печати Лжедмитрия I орёл изображён с поднятыми вверх крыльями, а над его головами две короны, между которыми третья, большего размера. На печатях царя Михаила Фёдоровича крылья орла опустились, над головами орла помещались три короны. В первой половине XIX в. изображение российского герба вновь изменилось. Возникло два типа государственного герба. На первом орёл с распластанными крыльями держал на груди московский герб в щите изящной, заострённой кверху формы. Над головами орла помещалась корона. В лапах этот орёл иногда держал в одной пучок молний и факел, а в другой лавровый венок. Второй тип герба орёл с поднятыми крыльями, увенчанный тремя коронами. Щит с московским гербом на его груди обрамлялся цепью ордена Андрея Первозванного. А на крыльях орла 6 щитков гербами наиболее важных земель, название которых входили в императорский титул. Последнее изменение государственного герба в дореволюционный период состоялось в гг. Александр III принял выполненные художником А. И. Шарлеманем Большой, Средний и два Малых герба. Наличие трёх типов государственного типа герба объясняется тем, что они изображались на печатях, скреплявших разные по своей значимости документы. 2) Чтение стихотворения учеником, подготовленным заранее. Везде орёл, везде с ним слава! Везде он гордый, впереди Крестом увенчана держава, Святой Георгий на груди (М. Шереметьев) Вопрос для групп: О каком орле идёт речь в этом четверостишии? (О двуглавом орле на гербе России.) Учитель: Возрождение Российского государства повлекло неизбежное возвращение исконных российских символов, так безоглядно преданных забвению в советский период. История создания герба огромна. Символы безымянны, они не знают авторства, их создаёт сама история. Возвращение двуглавого орла на герб России произошло в 1993 году Указом Президента РФ от г. Автор эскиза герба художник Государственной герольдии при Президенте РФ Е.И.Ухналёв.

4 Задания для групп 2. 1) Рассмотрите изображения образцов гербов России. Расположите их в хронологической последовательности. ОТВЕТ: большая государственная печать 1577г., большой государственный герб Российской империи 1882г., первое изображение герба Советской России, Государственный герб РСФСР, Государственный герб СССР, Государственный герб Российской Федерации. 2) Определите, какие изменения происходили с гербом в разные времена. 3) Опишите современный российский герб. 2. ФЛАГ 1) Сообщение подготовленного ученика об истории российского флага. Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту. B гг. в селе Дединове на Оке была построена первая флотилия России. Предстояло выбирать флаг для корабля. Флаг той или иной страны показывал, что данное судно принадлежит именно ей, является её территорией. Флаг служил опознавательным знаком корабля, а государство тем самым обозначало, что корабль находится под его защитой. К тому времени ведущие морские державы уже имели свои флаги. Все они отличались несложным изображением и простой расцветкой, поскольку было важно, чтобы они были узнаваемы издалека. Обычно расцветка флага включала две-три полосы. Цвета полос соответствовали цветам государственных или династических символов страны. Именно от морских флагов берут начало многие государственные флаги. В апреле 1668 г. на российские суда было приказано выдать большое количество материи белого, синего и красного цвета, но как именно располагались эти цвета на первых российских флагах не известно.

5 Одни исследователи полагают, что флаг состоял из четырёх частей. Синий крест делил полотнище по вертикали и горизонтали, а белый и красный цвета располагались в шахматном порядке. По краям полотнища шла красная кайма. В ноябре 1990 г. комиссия, которой предстояло разработать проект нового флага РСФСР, предложила восстановить исторический российский флаг бело-сине-красное полотнище. 11 декабря 1993 г. в преддверии принятия новой Конституции президент России подписал указ О государственном флаге Российской Федерации. В соответствии с ним устанавливались белый, синий и красный цвета флага. Российский триколор возник, вероятно, по голландскому образцу. Красный цвет, цвет крови, как бы обозначал земной мир, синий небесную сферу, белый божественный свет. Красный цвет считался символом отваги и мужества, а также был синонимом красивого. Голубой цвет был символом Богоматери. Белый цвет олицетворял мир, чистоту, благородство. Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Флаг наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием. 2) Рассказ учителя: когда же появился трехцветный российский флаг? В 1693 г. на корабле в Архангельске Пётр I поднял флаг царя Московского. Его официальное описание таково: верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короною венчал двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Святым Георгием, без змия. Под этим флагом путешествовало по Европе Великое посольство, снаряжённое Петром 1 в гг. В 1690 г. бело-сине-красный флаг стал символом Российского государства. Это интересно: чтобы легко запомнить расположение цветов на флаге, нужно всего лишь запомнить слово БЕСИК (бело-сине-красный). Задание для групп 3: Что, по вашему мнению, символизируют цвета флага? ОТВЕТ: 1) древнее понимание строения мира: внизу физический, выше небесный, ещё выше мир божественный. Переосмысливая сверху вниз: Вера, Надежда, Любовь; 2) белый воздух, синий вода, красный огонь; 3) Красный символ мужества и отваги, голубой символ Богоматери, белый мир, чистота, благородство. Учитель: Указом Президента РФ от г. О государственном флаге РФ были установлены официально белый, синий и красный цвета флага. 22 августа День Государственного флага РФ. 3. ГИМН 1) Сообщение подготовленного ученика об истории гимнов России.

6 Гимн - слово греческого происхождения, оно означает торжественную, хвалебную пеню. Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем. В Древней Руси торжественные церемонии проходили под торжественные песнопения. В эпоху Петра I зазвучали торжественные канты светские гимны, исполняющиеся на церковный манер. При Петре I появился первый военный марш, который стал неофициальным гимном России. Первый официальный государственный гимн появился после победы русского оружия над наполеоновской армией. В 1813 году в Петербурге впервые исполнили Песнь русскому царю, автором которой был известный поэт, переводчик, ученый-филолог А.. Х.Востоков на мелодию английского гимна Боже, храни короля! В 1815 году появился новый текст песни под названием Молитва русских: Боже, царя храни! Славному долги дни Дай на земли!... Автором этих строк был замечательный поэт В.А.Жуковский. Через 2 года Жуковский дополнил текст двумя строфами, а окончательный вид гимн приобрел в 1833г., благодаря офицеру и композитору А.Ф.Львову. Гимн Львова звучал везде и в армии, и во время гражданских торжеств. Он стал государственным гимном Российской империи. Россия знала еще несколько мелодий, ставших её неофициальными гимнами. Одна из них принадлежит гению русской музыки М.И.Глинке, автору оперы Жизнь за царя: Славься, славься, наш русский царь, Господом данный нам царь-государь!... В феврале 1917 г. вместе с монархией ушел в прошлое и старый гимн. На улицах звучали совсем другие песни, и главное место среди них заняла Марсельеза. В 1875 году народник П.Л.Лавров написал текст на русском языке: Отречемся от старого мира! Отряхнем его прах с наших ног! Нам враждебны златые кумиры, Ненавистен нам царский чертог! В январе 1918 г. в Таврическом дворце в Петрограде открылся Третий съезд советов, делегаты которого стоя слушали новый гимн республики Интернационал, авторами которого были поэт и революционер Э. Потье и композитор-любитель П. Дегейтер. С 1918 года он стал гимном РСФСР, а затем СССР. Интернационал оставался гимном СССР до 1944 года, когда был создан новый государственный гимн СССР. Этот гимн впервые прозвучал в ночь на 1 января 1944 года. Он содействовал сплочению народа в защите Отечества от фашистских захватчиков, звал к новым подвигам и свершениям. Авторами нового гимна явились поэт С.В.Михалков и композитор А.В.Александров. 2) Учитель: Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову (р. 1913г.), а музыка композитору и дирижёру А.В.Александрову (гг.). Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден

7 указом Президента России В.В.Путина г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения такова идея гимна. Задания для групп 4: 1) Какие чувства вы испытываете, когда слышите звуки гимна России? 2) Как вы думаете, где исполняется государственный гимн? ОТВЕТ: он звучит в особо торжественных случаях. Например, при вступлении в должность Президента РФ, руководителей органов государственной власти при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, во время церемоний встреч и проводов глав или официальных представителей иностранных государств, во время проведения воинских ритуалов. Учитель: Гимн является официальным государственным символом. Он как бы музыкальнопоэтическое воплощение страны и её народа, и потому к нему должно быть самое уважительное отношение. Практическая станция. Вопросы классу: - Где помещается государственный герб РФ? - Где размещается государственный флаг РФ? - Когда исполняется гимн России? Обращаясь к началу урока, где речь шла об информации к размышлению, учитель акцентирует внимание учащихся на высказывании и подводит к выводам классного часа. Возможные выводы классного часа: - Эти символы часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. - Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России. - Отношение к гербу, флагу и гимну это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным. - Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.


МКОУ «Долматовская основная общеобразовательная школа» Подготовила и провела: Л.В. Василенко 1 Цели: формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ Герба,

Урок по истории «Государственные символы России» Тема урока: «Государственные символы России» Цели учебного занятия: формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; популяризация государственных

Государственная символика РОССИИ. Цель урока расширить знания о государственной символике России. Задачи: изучить основные понятия герб, флаг, гимн; познакомиться с историей государственной символики

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина это место, где ты родился, где ты живѐшь со своими родителями, со своими друзьями. На свете много разных стран, но есть одна: от белых льдов до теплых рек

Символы Российского государства 1. Герб 2. Флаг 3. Гимн Что такое герб? Герб это эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных

ИЗ ИСТОРИИ ГЕРБА РОССИИ В качестве государственного герба двуглавый орел появился на Руси в 1472 (правление Ивана III) году на правах престолонаследия. В петровское время государственный герб России был

«Герб и флаг отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан». Мишель де Ментеню 16 век 5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба

День Государственного флага Российской Федерации 22 августа «Мы растём под флагом России» Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою

Государственные символы России Государственный флаг Флаг - основной символ государства, описание которого устанавливается законом. Через цвета и изображения осмысливается место народа в мире и исторические

История государственных символов уходит далеко в глубь веков. На протяжении многих столетий люди издревле сопровождали события своей жизни: рождение детей, свадьбы, похороны, подготовку к охоте, посев

Государственные символы России установленные Федеральными конституционными законами отличительные знаки государства - Российской Федерации. В 1993 году была принята Конституция России Основной закон нашей

1 Цели: познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном. формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических

Гербы и флаги Российского государства в истории России. Единого национального флага в допетровской Руси не существовало. С древних времён на знамёнах великих князей изображались святые, лики Христа и

Конспект «открытого» урока по обществознанию в 5 классе «Родина» Агеева Ирина Геннадьевна, учитель истории и обществознания МБУ «Школа 93» г.о. Тольятти Дата: 13.05.2017 Класс: 5 УМК: Л.Н. Боголюбова,

Сборник кроссвордов по теме «История символики России» ОГЛАВЛЕНИЕ: 1.Кроссворд 1 «Советские деятель искусств фронту» 2. Кроссворд 2 «История флагов и знамён» 3. Кроссворд 3 «История флагов и знамён» 4.

Государственные символы России Подготовила Рыбичева В.П. учитель истории Права, свободы человека Таков приоритет страны. Мы Конституции навеки Россия, матушка родная, Тебя спасем от всех невзгод. Канонам

Урок обществознания в 5 классе «Государственные символы России» Цель: совершенствование представлений обучающихся о государственных символах, о понятиях «герб», «гимн», «флаг». Задачи: 1. Формировать представление

Государственный герб Российской Федерации Герб отличительный знак государства. Слово герб в переводе с немецкого языка означает «наследство». Герб это эмблема, закрепленная за человеком, родом, регионом,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15» г. Усолье - Сибирское Иркутская область Классный час для 3 класса «Государственные символы России. Конституция

Конспект занятия на тему: «Символы России» Цели и задачи: Систематизировать представления о государственных символах России. Воспитывать чувство любви к Отечеству. Формировать активную жизненную позицию

Белый цвет символизирует мир, чистоту, правду, благородство, невинность. Синий цвет символ неба, целомудрия, верности, духовности. Он считался цветом Богородицы. Красный цвет символизирует отвагу, войну,

Наша Родина Ю. В. Шуйская Наша Родина Москва 2017 Содержание Введение 6 Государственные символы 8 Как устроена страна 10 Кто и как управляет страной 12 Политические партии 14 Президент России 16 Кто живёт

5. Государственные символы России Каждое суверенное государство имеет флаг, герб и гимн. Это государственные символы. Важно знать, как выглядят герб и флаг родной страны, как звучит гимн, как и где они

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Тема: «Государственные символы России» Образовательная область: познавательное развитие Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Разработка классного часа «Государственная символика России и Тверской области», проведенного в 3-А классе классным руководителем Кузьминой И.А. Цель: актуализация знаний обучающихся о государственной

ВИКТОРИНА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «ОВЕЯННЫЕ СЛАВОЮ ФЛАГ НАШ И ГЕРБ» Цели и задачи: 1) Закрепить знания учащихся об истории возникновения и изменения государственных символов России, их преемственности, сущности

Классный час «Символы России». ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: 1. УЧИТЕЛЬ: - Ребята, сегодня у нас очень интересная тема для разговора. Посмотрите на оформление доски и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (О символах

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Залукаева Елена Евгеньевна педагог-организатор МКОУ СОШ 3 г. Мирный, Архангельская область ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ» Аннотация:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ Материал к Дню Конституции Государственная символика России ГЕРБ ГЕРБ-эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных

Проект учащихся 6 Б класса Цели проекта: Изучение символики Российского государства в период XI-XV вв. Задачи проекта: 1)Изучить символику Российского государства: герб, гимн, флаг, трон, скипетр и держава.

«Гимн, герб и флаг России». Методическая разработка. Викторина. Цели: - познакомить учащихся с историей создания гимна, герба, флага России; - способствовать формированию учащихся чувства патриотизма,

В Основных законах Российской империи была сделана соответствующая запись: «Описание Высочайше утверждённого рисунка расположения гербовых цветов Империи на знамёнах, флагах и других предметах, употребляемых

Единый всероссийский классный час «Государственные символы России» для учащихся 5-а класса кл. руководитель: Э.А. Самойленко Цель занятия: Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся Популяризация

Государственные символы России Герб России Согласно Федеральному конституционному закону «О Государственном гербе Российской Федерации», герб России представляет собой: «...четырёхугольный, с закруглёнными

Сценарий исторического вечера на тему: «Государственная символика: история и современность». Цель занятия: Дать представление обучающимся о рождении и развитии Государственных символов нашей Родины. Основные

Россия священная наша держава Внеклассное мероприятие "Россия священная наша держава» Цель: рассказать о современной государственной символике. Задачи: способствовать воспитанию патриотизма и любви к

Государственные символы. Политическая система. Современные политики. РФ вернулась к некоторым старым царским государственным символам, заменив государственные символы СССР. Государственный флаг 3 горизонтальные

МКОУ «Корниловская СОШ» Классный час «Я гражданин России» (беседа) Кл. руководитель: Карагодина М. В. С. Корнилово Классный час «Я ГРАЖДАНИН России». Цель: воспитание чувства патриотизма, эстетическое

20 лет Конституции Российской Федерации! Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года. Ныне действующая Конституция пятая в истории России, но первая, принятая

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Химкинская централизованная библиотечная система» Центральная детская библиотека «Под знаменем Отечества» Дню посвящается. Викторина по истории российского

Россия - самое большое государство (1-е место в мире) Проживают - 142 млн. человек О себе мы говорим - россиянин, россиянка, россияне Каждый из нас является гражданином России. Это значит, мы должны любить

Молодому избирателю на заметку Термины и понятия: Конституция Основной Закон государства и общества. Государство политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом

Творческий проект в 8 «А» классе «Символика нашего класса» Автор сценария: Вовк С.М. Введение На классном часе мы познакомились с символикой нашего государства, а также узнали о том, что символика существует

Разработан воспитателем детского сада 142 г. Магнитогорска Челябинской области Федченко М.Г. 1 ЦЕЛИ: Воспитание у детей подготовительной группы детского сада патриотизма и гражданственности. Воспитание

Цель: Познакомить с гербом города; воспитывать любовь, уважение к людям, живущим в нем, чувство гордости за свой город. Задачи: -вызвать желание узнать историю происхождения и назначение символов родного

Рабочий лист к тематическому занятию «Я люблю тебя, Россия!» Задание 1. 1) XX век открыл новую страницу российской истории. На протяжении века несколько раз менялся государственный гимн России (мелодия

МБОУ СОШ М1 с. Канглы «20 - летие Конституции Российской Федерации». Подготовила и провела Учитель начальных классов Баратилова М.В. сентябрь 2013г. Ц е л и: 1.Познакомить с основным законом - Конституцией

Урок Мира во 2 классе 8 вида Моя родина - Россия Цель: формирование представлений учащихся о Родине и Хабаровском крае. Задачи: способствовать формированию у учащихся понимания значения выражения «родина»;

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Николаевская начальная школа детский сад» «День России» Разработала: воспитатель детского сада Телешенко Н. В. 2013г. Цель: познакомить детей с государственными

1 Управление культуры Администрации МО «Увинский район» Инновационно-методический кабинет Составители: А.В. НАЗАРОВА П.И. МУРАШКИНА Методические материалы п. Ува 2012 г 2 В данном сборнике представлена

Классный час «Конституцияосновной закон» Подготовила и провела: учитель 2 «А» класса МКОУ «СОШ 3» Горшкова Л. Е. 2015-2016 уч.год Цель: гражданско-патриотическое воспитание. Задачи: познакомить учащихся

Конспект ООД в средней группе «Знакомство с государственными символами России» Локтева Жанна Альбертовна, воспитатель высшей квалификационной категории, Попова Валентина Владимировна, воспитатель Цель:

Урок «Государственные символы Российской Федерации» в начальной школе Цель: способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания Задачи: 1) Образовательная: познакомить с главными символами

Методическая разработка урока Тема II. Внутренняя и внешняя политика самодержавия в конце XIX - начале XX в. Урок 3 Внешняя политика Цель: показать противоречия между капиталистическими государствами,

Разработка урока мира Ф. И. О. учителя: Босенко Светлана Алексеевна Класс: 3 (третий) УМК: «Начальная школа 21 века» Тема: «Всероссийский открытый урок, посвящѐнный 20-летию Конституции РФ» Цели урока:

Сценарий праздника «Овеянный славой Российский Флаг» массового мероприятия, посвященного государственному празднику «День Флага России»

Сценарий внеклассного мероприятия (для учащихся начальной школы) по теме «Гражданский урок» Праздник «Родина моя- Россия» Цель: формирование гражданской (российской) идентичности; Задачи: - закрепить основные

Символы государственности РФ 1. Государственный флаг 3 горизонтальные полосы: верхняя белого цвета символ свободы, независимости, мира, чистоты, совершенства; считается также символом народов севера; средняя

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 18 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ДЕР.КРАСНЫЙ БАЛТИЕЦ Программное содержание. 1. Дать элементарные сведения об истории страны и её символике. 2. Показать,

МБОУ Верхне- Любовшенская ООШ имени В.Г. Куликова Классный час «Я - человек и гражданин!» в 1-4 классе 2017г. Подготовили: Куликова Е.В. Шерстнова Е.А.\ Цель: - познакомить учеников с символами России;

СИМВОЛИКА РОССИИ Задачи: -обобщить и систематизировать знания учащихся о государственных символах Российской Федерации; -развивать у обучающихся умение самостоятельно пополнять свои знания через дополнительные

Государственные символы Ряшинова Т. П., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Бирюча» Красногвардейского района Белгородской области Государственные символы России установленные Федеральными

Единый классный час «Конституция Российской Федерации в защите своих прав» для обучающихся 1-11 классов Единый классный час «Конституция Российской Федерации в защите своих прав» для обучающихся 1-11 классов

МКУК «Белозерская межпоселенческая центральная библиотека» Конституция Закон, по нему мы все живем с. Белозерское 2014 год 1 «Конституция Закон, по нему мы все живем» Цели: Д.А. Серова-библиотекарь читального

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «Рябинка» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по патриотическому воспитанию «Наша родина

Герб символическое изображение, утверждённое верховной властью, выражающее в строгой графической форме историю, географию и хозяйственную жизнь города. Основой герба является щит, в поле которого помещаются


КЛАССНЫЙ ЧАС «Государственная символика РОССИИ»

Кл.рук-ль 5 а класса: Викулова Н.А.

Цель: воспитание патриотизма и гражданственности у детей путем популяризации государственных символов РФ.

Задачи:


  • формировать у школьников представление о государственной символике и преемственности в ней;

  • развивать чувство гордости за родное Отечество;

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся.
План урока:

1. Символы государства.
2. Российский флаг.
3. Российский герб.
4. Гимн России.

Основные понятия: герб, флаг, гимн.

Оборудование урока:


  • карточки с изображениями: красного креста, зеленого человечка;

  • изображения флагов России, США, Канады;

  • изображения с бело-синими флагами;

  • герб России, герб Московского государства XV в.;

  • оставной герб;

  • толковые словари;

  • текст гимна (по количеству учащихся).

  • карточки с практическим заданием (по количеству учащихся).
ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Символы государства

Занятие начинается с небольшой беседы с классом, в ходе которой разъясняется, что такое символы и какие существуют государственные символы.

– С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Я предлагаю вам отправиться на прогулку по нашему городу. Представляем, как мы идём по улице и видим дом с изображением вот такого символа (учитель показывает карточку с изображением красного креста) [Приложение 1 ]. И мы сразу понимаем, что это – больница. Переходим через дорогу и на светофоре загорается вот такой символ (учитель показывает карточку с изображением зелёного человечка) [Приложение 2 ].

– Как вы думаете, что обозначает этот символ? (Это означает, что путь для пешехода свободен.)

– Все это – символы (карточки с изображением красного креста и зеленого человечка вешаются на доску) .

Учитель обобщает:

– Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.

– Как называется государство, в котором мы живем? (Россия )

– А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина )

– Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг )

Если ребята затрудняются с ответом, то учитель им помогает, задавая наводящие вопросы:

– Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях?

– Какая музыка при этом исполняется?.

II. Российский флаг

– Первый символ, о котором пойдёт речь, вы, назовете сами, если отгадаете мою загадку и все вместе произнесёте ответ.

Учитель зачитывает стихотворение:

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный ….... (флаг)!

С.Куприн

Рассказ учителя

– Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.)

Если ребята затрудняются с ответом, то учитель продолжает:

– И мы снова отправляемся в путешествие, но теперь не пешком, а на самолёте. Закрываем глаза и представляем, что наш самолёт взлетает в воздух. Пролетев какое-то расстояние, старший пилот сообщает, что в связи с изменившимися погодными условиями самолет должен совершить вынужденную посадку. Наш самолёт приземляется, и мы выходим из него, но не можем понять, где мы находимся. Лишь только на здании аэропорта развивается вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Канады) [Приложение 3 ]. И мы сразу понимаем, что мы находимся в Канаде.

– Ребята, а если бы на здании аэропорта развивался вот такой флаг (учитель показывает изображение флага США) [Приложение 4 ] тогда в какой стране мы находимся? (США)

– А если мы видим вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Российской Федерации) [Приложение 5 ], то понимаем, что далеко мы не улетели и остались в России. У каждой страны есть свой собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран (учитель показывает изображения флагов некоторых стран, например, США и Канады).

Задание: раздаются карточки с изображениями бело-сине-красных флагов [Приложение 6 ].

– Посмотрите, пожалуйста, на изображения бело-сине-красных флагов. Найдите на рисунке среди флагов Государственный флаг нашей страны. Под каким номером он находится? (№ 5)

– Под какими номерами расположены флаги, которые больше всех похожи на российский флаг? (№ 2 – флаг Словении, № 4 – флаг Словакии)

– Чем они похожи? (Полосы расположены в том же порядке, что и на Российском флаге, но их отличают помещенные на флагах эмблемы).

Учитель обращает внимание ребят на то, что все флаги на рисунке похожи на Российский флаг. Это сходство не случайно: эти флаги принадлежат славянским странам – Чехии (рис. 1), Словении (рис. 2), Хорватии (рис. 3), Словакии (рис. 4), России (рис. 5). Люди, живущие в этих государствах, говорят на языках, похожих на русский.

– Где мы можем увидеть флаг нашей страны или его изображение? (В праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)

– А теперь внимательно посмотрите на флаг России. Какие цвета мы видим? (Белый, синий, красный.)

– Знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое значение? Верхняя – белая полоса, символ чистоты намерений и благородства, означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса в середине – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.

III. Российский герб

– Ребята, какие еще государственные символы вам известны? (Герб, гимн)

– Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в XV век, откуда берет свое начало история герба России.

Работа с лентой времени. У детей – индивидуальные “ленты времени”, на которых они отмечают даты. На доске увеличенный вариант, где работает один из учеников, комментируя свои действия.

– Покажите день сегодняшний.

– Покажите отрезок будущего времени.

– Мы хотим отправиться в прошлое. Куда будем двигаться?

– Обозначим X век.

– Год 1497. Какой это век? (XV.) Обозначим его на ленте времени.

– В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени московские князья стали главными среди других князей России. Первый правитель Московского государства Иван Ш стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной ее стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея.

Задание: раздаются карточки с изображениями современного герба России и герба московского государства XV века.

– Рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Достаточно, если ребята выделят орла) [Приложение 7 ].

Учитель постепенно собирает составной герб на доске.

– Кто изображён в центре герба России? (Двуглавый орел)

Учитель помещает на щит изображение двуглавого орла.

– Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на запад и на восток.
– Что находиться в лапах у орла? (Скипетр и держава)

Учитель прикрепляет к составному гербу изображение скипетра и державы.

– Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр, держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств.
– Чем защищена грудь орла? (щитом с изображением святого Георгия Победоносца).
– Он был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее очень похожую на сказку. “В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съеденье. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его”. Щит с изображением Георгия Победоносца – это герб столицы нашей страны – Москвы.
– Как вы думаете, ребята, кто на гербе Москвы символизирует добро? (Георгий Победоносец)
– А кто зло? (Змей)

IV. Гимн России

– О каком символе мы еще не поговорили? (О гимне)

– Вы знаете, что такое гимн?

Задание: некоторым ребятам раздаются толковые словари Ожегова и Даля, где они должны найти и зачитать определение слова “гимн”. В это время остальные ребята пробуют дать своё определение слову “гимн”. Учитель обобщает ответы ребят и найденные определения.

Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А.В.Александров, слова – поэт С.В. Михалков.

– Вспомните, когда звучит гимн? (На международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях.)

– Что должны делать люди, когда исполняется гимн? (Люди встают, мужчины должны снять головные уборы.)

Ребятам раздаётся текст гимна [ Приложение 8 ]. Далее проводится работа над выразительным чтением, заучивание наизусть (первичная работа).

Учитель: Прочитайте про себя.

1) Прослушивание чтения вслух учителем.
2) Чтение вслух детьми (хором с учителем, самостоятельно).

– Какие слова непонятны?

– Какое чувство охватывает во время звучания гимна (Гордость за величие России.)

V. Физкультминутка

Учитель просит ребят встать.

– Кто охраняет границы нашей родины? (Солдаты, армия)

– Я предлагаю поиграть в солдат, и взять в руки свои автоматы. Движения и слова вы повторяете за мной:

Тыр-тыр, пулемет! (Дети сжатыми кулаками изображают стрельбу)
Выше выше, самолёт! (Махи руками)
Бац, артиллерия! (Дети ударяют в ладоши)
Скачет кавалерия! (Машут воображаемой шашкой)
Ура-ра-а-а!!! (Поднимают руки вверх)

Повторить три раза, постепенно увеличивая темп речи и громкость последнего слова.

VI. Закрепление

Ребятам раздаются карточки с практическим заданием [ Приложение 9(1) , Приложение 9(2) , Приложение 10 ]. Первые три человека правильно справившиеся с заданием получают символические призы.

VII. Подведение итогов занятия

В ходе занятия на доске появились слова “флаг”, “герб”, “гимн”.

– Какие высшие государственные символы России вы теперь можете назвать? (Герб, гимн, флаг)

– Что нового о них вы узнали?

– Как вы считаете для чего нам нужно изучать историю наших государственных символов? (Государственная символика является частью истории и культуры страны, изучая, её мы, учимся уважать и любить нашу Родину, гордиться ей и быть достойными её гражданами).

С занятия дети уносят макет герба и текст гимна.

Литература:

1. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика: Гимн. Герб. Флаг”. М., 2004.

2. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. В помощь учителям начальных классов. Волгоград, 2005.

3. Ворожиткина Н.И . и др. Наша Родина и современный мир. Беседы о России: учебник для 4-го класса начальной школы. Смоленск 1999.

4. Ривина Е.К. Российская символика: иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений. М., 2005.

5. Ривина Е.К. Методическое пособие к иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений М., 2005.

6. Никитин А.Ф. Граждановедение: учебник для 5-х классов общеобразовательных учреждений. М., 2003.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М., 1998.

9. http://edu.rin.ru/html/2457.html (М.В. Аладышева )

10. Титов С.В. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. М., 2004.

Классный час «Флаги России» 4 класс.

Цели занятия:

    воспитание патриотизма и гражданственности у детей путём популяризации государственных символов РФ;

    закрепление и обобщение знаний детей о видах флагов и их значении;

    развитие конструктивных умений и навыков работы с бумагой.

Наглядные пособия:

    изображения государственного и военно-морского флагов России, Знамени Победы, президентского штандарта и готовые флаги: Андреевский, красный, бело-сине-красный;

    материалы и оборудование, необходимые для детского конструирования из бумаги.

Ход занятия:

Беседа.

Сегодня поговорим о символах нашего государства. Символ - это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.

    Как называется государство, в котором мы живём? (Россия)

    А что для нас Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина)

    Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг).

    Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях? (Флаг).

    Как назывались первые флаги? (Знамя, стяг, вымпел, штандарт).

    Для чего нужен был флаг? (Флаг - это символ власти, выражающий идею единства и суверенитета государства).

    Из каких частей состоит флаг? (Флаг состоит из древка и полотнища).

    Флаг является отличительным знаком государства. Знамёна - это символ объединения. Мы знаем, что древние флаги - стяги служили для объединения войска. Государственный флаг означает единство страны. Есть у флага и другое назначение - служить знаком или символом власти. Почему же российский флаг трёхцветный?

    В давние времена и сейчас цвету придаётся особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести; синий - небо, верность и правду; красный - огонь и отвагу. Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете, ниже - синий небосвод, а под ним - красный цвет, символизирующий мир людей. Белый, синий, красный - цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, всё же не случайно стали они цветами государственного флага России.

Президент России тоже имеет такой флаг. Он называется штандартом Президента Российской Федерации. Это флаг квадратной формы: на фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Края штандарта украшает золотая бахрома.

После Великой Октябрьской Социалистической революции в государственной символике России преобладающим становится красный цвет - цвет революции. В трагические дни августа 1991 года над зданием Верховного Совета в Москве взметнулось бело-сине-красное полотнище русского национального флага. В честь этого события установлен праздник День Государственного флага Российской Федерации, который отмечается 22 августа. Бело - сине - красный флаг снова стал государственным.

Сегодня каждый из вас сделает флаг России.

Физ. минутка.

Ход работы.

    Для флага используем альбомный лист, который складываем пополам и разрезаем вдоль (горизонтально). Одну половину плотно сворачиваем и проклеиваем, получается древко. Вторую половину складываем вдвое, чтобы сделать полотнище флажка. Затем, используя шаблон - картонный прямоугольник, вырезаем по одной (приблизительно 3,5 на 30см) или по две (3,5 на 15см) красные и синие полоски, наклеиваем их на полотнище. Складываем листок, наносим клей на внутреннюю сторону, вкладываем внутрь древко и склеиваем полотнище. Флажок готов.

Выставка работ.

Итог:

    Что означают цвета Российского флага?

    Почему русские крестьяне использовали ткани белого, синего и красного цветов для своей праздничной одежды и для украшения жилища?



Просмотров