С.В. Разворотнева. Все зависит от инициативы и энергии каждого! Светлана Разворотнева: собственники квартир – главные контролеры для коммунальщиков

– Светлана Викторовна, расскажите, чем занимается Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ.

– В первую очередь мы осуществляем правовую поддержку собственников, помогая им добиться качественных услуг от управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. Активно мониторим ситуацию в сфере ЖКХ в каждом регионе страны. Итоги этого мониторинга, а также наиболее острые проблемы и вопиющие случаи нарушения прав граждан мы доводим до сведения федеральных органов власти, СМИ, что также способствует решению отдельных проблем. Подавляющее большинство руководителей региональных центров общественного контроля, из которых состоит наша сеть, входят в состав лицензионных комиссий, общественных советов при региональных министерствах ЖКХ, получая дополнительные возможности влияния на ситуацию.

Одна из ключевых тем общественного контроля – капитальный ремонт многоквартирных домов (МКД). И здесь мы выстроили тройной уровень контроля. Помогаем собственникам проанализировать сметы и перечни работ, если капитальный ремонт проходит в их доме, оценить качество проведенных работ. Представители региональных центров общественного контроля входят в состав попечительских советов Фондов капитального ремонта, контролируют отбор подрядчиков, проводят выборочные опросы среди собственников домов, в которых прошел капремонт. На федеральном уровне НП «ЖКХ-Контроль» ежегодно формирует рейтинг информационной открытости региональных операторов. Это является хорошим стимулом для регионов улучшать работу по информированию населения.

Наши представители в обязательном порядке участвуют в приемке домов по программам переселения. Нашими активистами были выявлены существенные нарушения в более чем 50 сданных домах на конец 2016 года – в Амурской, Архангельской, Астраханской, Иркутской, Ленинградской, Магаданской, Московской, Новосибирской, Оренбургской, Псковской, Томской, Свердловской областях, Пермском, Краснодарском и Красноярском краях, Республиках Коми, Марий-Эл, Бурятия, Хакасия, Чувашской Республике, Еврейской Автономной области. Мы добились, чтобы их включили в реестр «На контроле» Фонда содействия реформированию ЖКХ (который финансирует программу переселения) и добиваемся, чтобы все дефекты были устранены.

– В «ЖКХ-Контроль» хорошо налажена обратная связь с конечными потребителями услуг – простыми гражданами. С какими проблемами к вам обращаются наиболее часто?

– За прошлый год в наши региональные центры поступило более 32 тысяч обращений. «Лесенка» вопросов­-лидеров выглядит так: первое место – качество коммунальных услуг, потом по порядку – начисление платы за жилищно­-коммунальные услуги, вопросы управления МКД; неудовлетворительное состояние МКД, вопросы по организации и проведению капитального ремонта.

– Удается ли оперативно реагировать на все запросы потребителей?

– Ко многим горящим и вопиющим случаям мы привлекаем внимание федеральных телеканалов. И этого бывает достаточно. Так в ноябре жителям Подмосковья после серии репортажей телеканала Москва­-24 администрации городов оперативно отремонтировали текущие крыши и установили батареи, снятые для капитального ремонта. В Щелковском районе, который за новогодние праздники просто погряз в мусоре, после публикации обличительных текстов и фотоматериалов тоже все решилось – появились контейнеры и исчезли завалы. Вообще средства массовой информации – наш союзник. Мы и просветительскую работу через них ведем, и помощь оказываем во многом благодаря им. Ежеквартально в региональных и федеральных СМИ (включая радио и интернет-­издания) у нас выходит более тысячи оригинальных материалов.

– Насколько хорошо у вас развита региональная сеть представительств? Есть ли шансы у жителей регионов решать свои проблемы с вашей помощью?

– Наша сеть охватывает 84 субъекта. В регионах созданы наши центры на базе профильных НКО и СРО. В свою очередь они за минувший год сумели подключить заинтересованных активистов в муниципалитетах и районных центрах. Так что сеть включает уже более полутора тысяч человек. На территориях, где получилось наладить взаимодействие нашего центра и органов власти – работа поставлена на качественно более высоком уровне. Многие регионы пошли дальше контроля федеральных программ по переселению из аварийного жилья и капитального ремонта – начали разработку дополнительных проблемных тем, которыми раньше никто и нигде не занимался. Например, возврат общедомового имущества, неправомерно захваченного муниципалитетами – этот вопрос впервые поднял наш костромской центр еще 2 года назад. Теперь эта практика успешно распространилась на Ленинградскую и Калининградскую область. Проблему завышенных общедомовых начислений по электроэнергии успешно решил наш ярославский региональный центр – они добились того, что каждый дом, где были подозрительно высокие счета, разобрали буквально «до костей» и нашли в индивидуальном порядке корень зла – где-то потери, где-­то незаконные подключения извне, где­-то воровство соседей. В результате размеры платежей откорректировали и все встало на свои места. Карельский региональный центр успешно борется с некачественной холодной и горячей водой в регионе – это проблема еще советская, но с каждым годом качество ресурса становится все хуже, а цена на него все выше. В прошлом году, когда количество сероводорода в воде превысило норму в 65 раз, наш центр вынудил администрацию г. Сегежа остановить зимой ее подачу, промыть котлы вместе с системой, очистить воду. Все собственники, которые зафиксировали в актах этот факт и обратились за перерасчетом, его получили. Наш центр через региональные СМИ постоянно консультировал жителей по этому вопросу.

Шансы получить нашу помощь и решить проблемы есть всегда. Но нужно понимать, что хозяин в доме – собственник и только он принимает решение, как ему жить. Делается все это на общем собрании. Это значит, что собственник должен действовать сам – мы его грамотно консультируем, какие шаги в каком порядке нужно предпринять с юридической точки зрения. Все зависит от инициативы и энергии каждого. Если что-­то идет не так, можно обратиться к нам. Общественники подскажут, есть ли в конкретной ситуации нарушение закона и как исправить ситуацию. Ну, а действовать дальше должен сам жалобщик.

– Этой зимой регулярно происходили массовые отключения теплоснабжения из­-за сильных морозов. Вы смогли чем­-то помочь людям в рамках своей компетенции?

– Да, мы принимаем сигналы на наши «горячие линии» в регионах. Вся информация аккумулируется и оперативно направляется в соответствующие органы власти и контрольно­-надзорные службы. На особом контроле находилась ситуация в Ижевске – теплопроводящие сети там сильно изношены и в прошлом году там было особенно много прорывов. Мы помогли подключить к решению этой проблемы федеральное министерство и консультировали граждан, как добиться перерасчета за недополученную услугу и проведенные в холоде дни. Сейчас городские власти ведут работу по передаче неэффективных теплосетей в концессию. Предполагается, что это должно улучшить ситуацию. Этой зимой были выявлены случаи отключений в Московской, Ярославской, Нижегородской областях. Мы докладывали обо всех на селекторе Минстроя России, писали местным администрациям. Благодаря нашим обращениям эти вопросы начали решаться гораздо быстрее.

– Одна из самых острых тем сегодня – подготовленный Министерством юстиции законопроект, по которому можно будет изымать за долги единственное жилье. Каково Ваше отношение к таким мерам воздействия?

– Законопроект предусматривает лишать жилья не всех, а лишь тех, собственников, у которых есть лишние квадратные метры (двойная норма). Кроме того отчуждение единственного жилья должно быть обосновано – если долг не превышает 5% от кадастровой стоимости квартиры, то на нее не могут наложить взыскание. После проведения торгов собственник получает сумму не ниже минимальной (необходимой для покупки другого жилья) – ее определяет суд. Далее в течение 3 месяцев он может сам приобрести на эти деньги новую недвижимость, если этого не произошло, то органы муниципальной власти объявляют конкурс на покупку недвижимости. Если купить не удастся, то суд исковую квартиру не изымет.

Хотя лично я считаю, что вместо такой борьбы с должниками логичнее было бы просто приостанавливать им подачу услуг, если это касается долгов за ЖКУ. Сегодня, как мы знаем, ограничения возможны только в сфере электроснабжения и водоотведения. Хотя появление обязательной «единой платежки» (эту меру предлагает Минстрой, подготовивший законопроект) позволит отключать электричество за любые долги в сфере ЖКХ. Но нужно помнить, что пока продажа единственного жилья – это только инициатива, которая проходит общественное обсуждение до 12 сентября. Какой текст в итоге окажется в Думе, зависит, в том числе от нас с вами, активных граждан, которые имеют возможность его прокомментировать. Найти документ можно на сайте regulation.gov.ru .

Вообще­-то моя главная идея – люди могут остаться без собственности, но они не должны остаться без крыши над головой. Прежде чем принимать подобный закон, государство должно создать эффективную систему обеспечения жильем нуждающихся. В соответствии с действующим законодательством, это обязанность органов местного самоуправления. Но у них нет маневренного жилья и денег, чтобы его строить. Без эффективного развития арендного сектора закон принимать нельзя.

С этого года управляющую компанию можно оштрафовать за необоснованное увеличение размера платы за содержание жилого помещения. Она должна будет вернуть половину той суммы, которая была начислена сверх причитающегося. Для этого собственник, как только обнаружит в квитанции завышенные цифры, должен направить в адрес управляющей организации письменное заявление о выплате штрафа. Если факт нарушения подтвердится, в течение двух месяцев внимательному потребителю должны будут выплатить штраф. Побывавшая в "Российской газете" на "Горячей линии" исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева рассказала, как еще можно сдержать аппетиты управляющих компаний.

Светлана Разворотнева: Нужно дать собственникам возможность не только по закону, но и рублем влиять на работу управляющих компаний. У нас любой гражданско-правовой договор составляется так, что сначала ты получаешь товары и услуги, только после этого платишь деньги. То есть можно предусмотреть какой-то аванс, но окончательный расчет осуществлять по факту произведенных работ. У нас же происходит так, что компания вне зависимости от того, делает она что-то в доме или нет, все равно получает деньги потребителя. Сейчас у председателя совета многоквартирного дома появилось право подписывать акты сдачи-приемки работ по благоустройству дома. Но подписал он эти акты или нет - деньги будут списаны. Поэтому мы направили в Госдуму предложение, чтобы в каждом доме открыть номинальный счет, с которого списание будет происходить только после того, как председатель совета многоквартирного дома подпишет акт сдачи-приемки работ.

За долги останутся без лицензии

Я из Бердска Новосибирской области, помогите найти управу на нашу управляющую компанию "Сибирский стандарт". Они за два последних года складывали в свой карман 10 процентов оплаченных коммунальных услуг. Мы жаловались и местным властям, и в нашу прокуратуру. От нашей УК за последние годы по этой причине уже отказалось около 30 домов.

Светлана Разворотнева: Дам вам практический совет: соберите собрание жильцов и поручите новой управляющей компании провести финансовую сверку с предыдущей УК, затем необходимо организовать претензионную работу. Ваш новый управдом сам заинтересован в том, чтобы разобраться в платежах и вернуть деньги.

Проблемные вопросы, связанные с деятельностью управляющих компаний, занимают второе место по количеству обращений граждан в общественные приемные "ЖКХ Контроль".

Уже подготовлены поправки в Жилищный кодекс, по которым за грубые нарушения у управляющих компаний будут сразу же отбирать лицензии. В перечень этих грубых нарушений как раз входят долговые обязательства перед ресурсниками. Также управдомов попросят с рынка, если у них не заключены договоры на обслуживание лифтов и газового оборудования.

За какие еще нарушения можно будет отзывать лицензию у УК?

Светлана Разворотнева: Уже есть случаи, когда происходило изъятие лицензии по конкретным домам. Грубыми нарушениями, за которые наказывается управляющая компания, считается также воспрепятствование деятельности органов жилнадзора.

Компании-"клоны" будут вне закона

Много вопросов приходит из регионов по поводу так называемых "нулевых" лицензий от компаний с похожими реквизитами. Вчера вами, допустим, управляла компания "Горизонт-М", а завтра уже "Горизонт-С". Как это согласуется с Жилищным кодексом?

Светлана Разворотнева: Это нарушение Жилищного кодекса, так как смена управляющей компании должна происходить через собрание, а сейчас нередки случаи, когда просто приходит платежка от новой компании.

В законопроекте, который сейчас обсуждаем, речь идет о том, что эти "нулевые" лицензии можно будет получать не более чем на полгода. В случае, если за это время ни один из домов не был взят в управление, то, соответственно, она аннулируется. Во-вторых, вводится срок действия лицензии управляющей компании - пять лет. И если за это время за УК не было грубых нарушений, то ее разрешение на работу пролонгируется на новый срок...

О главных проблемах ЖКХ и о том, как повернуть законотворческий процесс в пользу рядового потребителя, наш разговор с исполнительным директором одной из самых крупных общественных организаций страны Светланой Разворотневой.

По мнению социологов, проблемы ЖКХ занимают лидирующие места в рейтингах опросов. Насколько тревожной выглядит ситуация в сфере ЖКХ с точки зрения общественного контроля?

Главная задача «ЖКХ Контроль» - развитие сети общественных организаций для контроля за предприятиями коммунального комплекса. Сегодня во всех регионах кроме города Севастополя у нас созданы региональные центры общественного контроля, помогающие гражданам решать проблемы в сфере ЖКХ. Каждый квартал в приемные центров и нашу общественную приемную поступает свыше 8 тысяч обращений. Их анализ позволяет нам выявить самые больные проблемы в сфере «коммуналки»
На первом месте по количество обращений на протяжении нескольких последних лет остается начисление платы за жилищно-коммунальные услуги. Люди не понимают, за что они платят и почему платежи постоянно растут, а качество не улучшается. Особенно сложной сферой остается начисление платы за тепло. Здесь расчеты очень запутанные. А непрозрачность всегда рождает подозрения.

- Что еще волнует наших граждан?

На втором месте по итогам 2015 года оказались проблемы, связанные с управлением многоквартирными домами. К управляющим компаниям всегда было много претензий. Введение лицензирования только подогрело интерес к данной теме. Во многих регионах процесс выдачи лицензий сопровождался скандалами, спорами между управляющими компаниями. Самыми неприятными последствиями для собственников стало появление «двойных» платежек и брошенные дома. Правда, лицензирование лишь спровоцировало отказ управляющих компаний от малоквартирных, ветхих домов. Причина лежит гораздо глубже. У нас до сих пор не решен коренной вопрос - за чей счет должны управляться такие дома? Пока, к сожалению, это происходит за счет средств собственников, проживающих в новых многоквартирных домах. Однако это в корне неправильно.

- Помогло ли лицензирование улучшить управление многоквартирными домами?

Контроль за внедрением лицензирования был одной из ключевых задач нашей сети в 2015 году. Переходный период, во время которого получали лицензии уже действующие компании, проходил в очень сжатые сроки и был непростым. И нередко сопровождался «перегибами на местах». Сравнивая количество жалоб на управляющие компании в первом квартале 2015 года и в 2016 году, мы выяснили, что оно не уменьшилось и даже несколько возросло. То есть пока инструмент лицензирования не заработал так, как планировали его инициаторы. Но я уверена, что этот инструмент может быть полезен, его можно использовать, когда собственники сами не в состоянии справиться с недобросовестной управляющей компанией, работающей в их доме. Но вот насколько эффективн он будет - во многом зависит от руководителей профильных министерств и жилищных инспекций регионов.

По итогам года на третье место вышла проблема качества коммунальных ресурсов. Особенно много обращений по некачественной воде, перебоям в подаче тепла. Конечно, эти проблемы напрямую связаны с изношенностью коммунальной инфраструктуры. Меры, предпринимаемые сегодня Министерством строительства и ЖКХ для ее модернизации, на мой взгляд, являются недостаточными. Основной механизм, предлагаемый сегодня - передача водоканалов и ТЭЦ в концессии (под управление бизнеса)- не годится. Износ коммуналки слишком высок, многие объекты инвестиционно непривлекательны, желающих инвесторов на них нет, дешевых кредитов нет. Глубоко убеждена, что без бюджетных средств (хотя бы на возвратной основе), решить проблемы модернизации коммунальной инфраструктуры сегодня невозможно. Правда, госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» с 2016 года начала софинансирование проектов по водоканалам в малых городах с населением до 250 тысяч. Однако выделенных денег (менее 5 миллиардов в год) явно недостаточно. Если государство не начнет более активно заниматься этим сектором, в ближайшие годы мы получим череду коммунальных катастроф.

Сегодня активно обсуждается тема капитального ремонта. А по Вашему рейтингу выходит, что она далеко не в лидерах...

Действительно, в конце прошлого года капитальный ремонт «ушел» на 5-е место со 2-го. Во многих регионах эти программы действуют уже 2 года. Давно собираются взносы, идут ремонты. И поэтому граждане перестали задавать вопросы «зачем это нужно». Теперь их интересуют более практические вещи - как приблизить срок ремонта дома, как проконтролировать его качество. Как выгоднее разместить накопленные средства. Сегодня мы пытаемся выстроить 3-х уровневый контроль за реализацией региональных программ капитального ремонта. Первый уровень контроля - сами граждане, которые по закону, имеют право утверждать перечень и смету работ в своем доме, контролировать качество. Но у собственников не всегда хватает знаний и квалификации, поэтому региональные центры общественного контроля консультируют их по этим вопросам. Кроме того, региональные центры сами являются контролерами - анализируют правильность формирования региональных программ, участвуют в комиссиях по их актуализации, проводят выборочные опросы граждан в домах с законченным капитальным ремонтом, сами осматривают такие дома. И, наконец, на федеральном уровне наш НП «ЖКХ Контроль» проводит всероссийские мониторинги, например, информационной открытости региональных операторов каитального ремонта. Насколько полную и верную информацию они размещают на своих сайтах, насколько удобно этими ресурсами пользоваться и т.п.

- Какие сегодня существуют у общественников возможности, чтобы исправлять ситуацию в сфере ЖКХ?

Наши мониторинги в сфере ЖКХ активно используются Министерством строительства и ЖКХ РФ, Фондом содействия реформированию ЖКХ, контрольным управлением Президента РФ, Министерством юстиции РФ, Государственной Думой и Советом Федерации РФ, органами прокуратуры, Федеральной антимонопольной службой, другими контрольно-надзорными органами. К выявленным нашими центрами нарушениям мы активно привлекаем внимание СМИ. Я являюсь членом Экспертного Совета Правительства РФ, заместителем председателя Общественного совета Министерства строительства и ЖКХ, членом общественного совета Министерства энергетики РФ, вхожу в Наблюдательный совет Фонда содействия реформирования ЖКХ, работаю в целом ряде экспертных групп при Государственной Думе и Совете Федерации. Эти площадки дают возможность активно участвовать в подготовке предложений для федеральных органов влатси. В обязательном порядке привлекаем к этой работе наших общественников в регионах. Целый ряд их предложений уже нашел отражение в принятых нормативно-правовых актах.
Но главная наша задача - помогать конкретным людям. Через обучение, консультации, организационную, политическую и экспертную поддержку в спорах с управляющими и ресурсоснабжающими организациями, зачастую - и с органами власти. Поскольку, когда мы говорим об общественном контроле в сфере ЖКХ, мы имеем в виду контроль со стороны граждан - потребителей услуг. Им действующим законодательством даны серьезные права. Но они не умеют или не могут ими воспользоваться. Помочь им эффективно защищать свои права - главная задача «ЖКХ Контроль».

- На прошлой неделе вы встречались с жилищными активистами Воронежа. О чем шла речь?

Да, действиетельно, мы говорили о новациях в отраслевом законодательстве. Депутаты планируют упростить принятие решений по вопросам капитального ремонта. Нужно поощрять тех собственников, которые хотят перейти из общего «котла» к накоплениям на спецсчетах. Хотят облегчить управление счетами и, возможно, предусмотреть материальные премии. Сейчас активно обсуждается тема создания системы кредитования капитального ремонта. В будущем необходимо переходить на новую схему: когда сначала за счет кредита делается капитальный ремонт, а потом уже люди платят взносы. В этом случае они, по крайней мере, будут понимать, за что платят.
Кстати, мы добились того, что проекты новых федеральных законов, постановлений обязательно предоставляются на обсуждение нам, в НП «ЖКХ Контроль». Мы отправляем их в регионы, чтобы получить обратную связь от членов нашей сети общественного контроля. Особенно важно мнение тех, кто реально работает «на земле» - представителей ТСЖ, Советов домов. Ведь зачастую придуманные на федеральном уровне законы не работают, или только усложняют жизнь. Законы должны быть простыми, понятными и действенными. Наши общественные обсуждения помогают избежать многих ошибок.

- А сами Вы верите в то, что когда-нибудь коммуналка станет прозрачной и понятной?

Сразу, конечно, ничего не изменится. Но, как говорится, капля камень точит. Нужно формулировать четкие задачи и добиваться их решения. И постоянно следить за тем, как принятые решения работают в жизни. И не только в Москве. Я постоянно бываю в Воронежской области. Здесь живет много родственников, мама мужа. Я прекрасно помню, какие проблемы были в Воронеже с подачей воды 10-20 лет назад. Она появлялась по часам, а ванные служили не для мытья, а для хранения запасов воды. Сегодня с этим все в порядке. Более того, недавно в Воронежской области было принято решение о снижении тарифа на воду. Это первый пример по России, когда тарифы не растут, а снижаются. К сожалению, есть проблемы, которые пока решаются медленнее, чем хотелось бы. Состояние дворов и дорог вызывает справедливые нарекания граждан. Управляющие компании в большинстве своем пока не усвоили, что их главный заказчик - это собственники, которые платят им деньги. Наше Воронежское отделение «ЖКХ Контроль» помогает людям добиться качественных услуг при условии своевременной их оплаты. И я лично верю, что если в каждом доме появится группа активных, грамотных и ответственных собственников - ситуация будет меняться.

Одна из самых проблемных сфер в нашей стране – пожалуй, ЖКХ. О несовершенствах законодательной системы и о том, как вывести нечестных коммунальщиков на чистую воду, рассказывает исполнительный директор «Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль» (г.Москва) Светлана Разворотнева.

«Слабое место – отсутствие денег»

– Светлана Викторовна, с какой целью создана организация «ЖКХ контроль», какие вопросы она решает?

– В Общественную палату всегда приходило много обращений в сфере коммунального хозяйства. Я была председателем комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и ЖКХ. Вопросов поступало так много, что для их решения пришлось создать специальную комиссию. Но следить за благоустройством в Астрахани, находясь в Москве, согласитесь, как минимум неудобно. Это была бесперспективная затея. Однако в 2012 году, на наше счастье, подоспел 600-й указ президента, согласно которому органам власти было поручено способствовать созданию общественных организаций. И мы, размахивая этим указом, как флагом, продолжили развивать систему ЖКХ-контроля, но уже в регионах. Теперь наши центры есть во всех регионах кроме Крыма, Севастополя и Курганской области. Они занимаются развитием жилищной активности, решением проблем. В региональных центрах работают общественные приемные. Они принимают обращения граждан, реагируют на них. Все адреса есть на нашем сайте .

– Какие вопросы волнуют россиян? На что чаще всего жалуются?

– В прошлом году чаще всего люди просили разобраться в начислении платежей. В частности, много вопросов вызывала плата за общедомовые нужды. В этом году очень актуальны вопросы, связанные с капитальным ремонтом.

– Многие жильцы в принципе отказываются платить в фонд капитального ремонта. В Ярославской области, например, таких людей 27%. Будут ли наказывать неплательщиков?

– Есть общие правила законодательства: если полгода не платишь за услугу, то дело передают в суд. Дальше судебные приставы взыскивают долг. Однако в нашей стране половина судебных решений просто не исполняется. Перспективы взыскания этих долгов весьма сомнительные. Поэтому сейчас обсуждают вопрос создания единой базы неплательщиков.

Таким людям не будут выдавать кредиты. В некоторых случаях долги списывают с банковских карточек. Я убеждена, что главным мотивом к оплате должен быть не страх. Воодушевлять должна нормальная реализация программы. У нас есть примеры регионов, которые в программу капитального ремонта вступили раньше: это Татарстан, Башкортостан, Белгород. В этих городах люди видят, что идет качественный ремонт. И, как следствие, там хорошая собираемость платежей.

– Светлана Викторовна, не секрет, что многие россияне настроены к программе капитального ремонта скептически. Каково, на ваш взгляд, самое слабое место в ее реализации?

– Самое слабое место в реализации программы – отсутствие денег. Из популистских соображений многие регионы приняли достаточно низкий размер минимального взноса на капитальный ремонт. К примеру, в Питере люди платят два рубля за квадратный метр. Или в Еврейской автономной области, там три рубля. Понятно, что за эти деньги сделать ремонт невозможно. Конечно, должны доплачивать субъекты. Но у нас кризис. И потому, на мой взгляд, определенная поддержка региональных программ капитального ремонта из федерального бюджета, через Фонд содействия реформирования ЖКХ, должна осуществляться.

В кризис надо «поднимать» ЖКХ

– Какие бы поправки в законодательную базу внесли лично вы? Есть несовершенства в законодательной системе?

– Мы активно работаем и с Госдумой и Министерством ЖКХ в плане совершенствования законодательной системы. Сейчас ни одно постановление в сфере ЖКХ не выходит в свет без обсуждения с общественностью. Так, мы предложили около 50 поправок в закон о лицензировании. У нас действует рабочая группа по совершенствованию законодательства.

В данный момент очень важно определиться по ряду ключевых вопросов, чтобы развивать систему ЖКХ. К примеру, управление многоквартирными домами – это ответственность граждан? С одной стороны, говорят, что собственник должен следить за своим имуществом. С другой стороны, все больше вмешивается государство. Речь идет и о лицензировании управляющих компаний, и о том, что муниципальные органы власти диктуют тарифы на обслуживание домов. При таком подходе деятельность управляющих организаций теряет экономическую основу. Их штрафуют, наказывают, независимо от того, заплатили граждане за услугу, или нет. Надо определиться: либо мы сферу ЖКХ полностью передаем на государственное управление, и тогда субсидируем из бюджета управление части домов (к примеру, малоквартирных). Либо мы развиваем рынок и создаем условия для бизнеса.

– И какой вариант вам предпочтительнее?

– Второй вариант связан с модернизацией коммунальной структуры. Нам говорят: «Государство вкладывать не будет, привлекайте бизнес». Но бизнес выгоден только в крупных городах. В маленьких он никогда не окупится. Проект, который окупается дольше пяти лет, бизнесу неинтересен.

Государство не может устраниться от этой системы, нужен полноценный институт развития, государственный орган, который дает гарантии, помогает местным органам самоуправления работать с инвестором. Вот это самое главное решение, которое я жду. Нужна системная работа государства в этом направлении, без этого мы переживем череду катастроф. Посмотрите на наши водоканалы, они в жутком состоянии! Более-менее за счет частного бизнеса строятся котельные. А вот система водоотведения, канализация – это большая проблема. Государственная поддержка – это не собес, когда «дал деньги неизвестно на что». Должна быть система государственных кредитов, но под более низкие проценты. Но это даст такой кумулятивный эффект, в условиях спада экономики начнется стройка. Это потребление отечественных товаров, это рабочие места, это развитие регионов! Это во всех отношениях выгодный проект, который почему-то в системе антикризисных мер видеть вообще не хотят. Хотя большинство стран, успешно вышедших из кризиса, реализовывали инфраструктурные проекты. В нашем случае это ЖКХ.

Проверить счета сложно, но реально

– Светлана Викторовна, насколько часто встречаются ошибки в квитанциях ЖКХ? И реально ли проверить, верны ли расчеты, например, за отопление?

– Ошибки в квитанциях встречаются часто, это распространенная причина обращения к нам. Причина тому – запутанные методы расчета. К примеру, в доме стоит счетчик тепловой энергии. Казалось бы, вопрос решен. Но и здесь есть свои нюансы. Отопление можно считать за каждый месяц отдельно (грубо говоря, сколько натопили, столько и заплатили в этот месяц). Но в большинстве регионов, чтобы не вешать чрезмерную нагрузку на граждан в холодные месяцы, приняли решение об оплате усредненного показателя (одной двенадцатой). То есть общий объем потребления энергии делится на 12 месяцев. Это связано с перерасчетами. Такой метод очень трудно оценить. Бывает, что при плюсовой температуре тепло подают из расчета, будто на улице минус 26. В итоге люди платят больше. Я знаю, некоторые продвинутые ТСЖ пытаются следить за температурным режимом, но это, конечно, очень сложно. И сложно доказывать свою правоту. Однако в крупных городах многие жильцы судились и выигрывали суды.

Механизмы проверки расчетов есть, но они требуют активной позиции собственника. Надо проводить мониторинг температуры, устанавливать приборы учета. Есть калькуляторы, например, на сайте федеральной службы по тарифам. Есть обязанность поставщиков по коммунальным услугам раскрывать свои тарифы. Еще один путь – ставить умные счетчики, которые считают не только объем потребленного ресурса, но и его качество.

– Какое наказание понесут коммунальщики, допустившие ошибки?

– До недавнего времени при обнаружении неправильного начисления не следовало никаких действий: пересчитали – и все. Но сейчас рассматриваются поправки в жилищный кодекс, и за неправильные начисления будут взиматься штрафы. И эти штрафы пойдут не в бюджет органа власти, а на счет конкретного дома.

Досье
Светлана Викторовна Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ контроль».
Дата и место рождения: 25 марта 1968 г., Москва
Образование: Сентябрь 1985 г.-май 1990 г. – Московский Государственный Университет им. Ломоносова, факультет психологии.
Основные выборные должности: С декабря 2009 по июнь 2014 года – член Общественной палаты Российской Федерации (3 и 4 созывы), Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике. Член Экспертного Совета Правительства РФ.
2014 год – председатель Комиссии Общественной палаты Московской области по ЖКХ, капитальному ремонту и контролю за качеством работы управляющих компаний, Член Наблюдательного Совета Фонда содействия реформированию ЖКХ, Заместитель председателя Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Кандидат от некоммерческой организации

Организация: Некоммерческое партнерство «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль»

Направление деятельности: Сфера услуг и потребительский рынок

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике действующего созыва, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль»

Проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве сегодня являются одними из самых сложных и болезненных для граждан. Об этом свидетельствует поток обращений в Общественную палату РФ. Ежедневно в мою комиссию поступает до 30 обращений от граждан, по каждому из них ведется работа, многим удалось помочь. Понимая, что решить проблемы каждого дома из Москвы невозможно, с 2012 мы вместе с группой единомышленников приступили к формированию сети общественного контроля в субъектах РФ. Сегодня в 71 субъекте РФ созданы Центры общественного контроля, которые занимаются защитой прав потребителей коммунальных услуг, консультируют граждан по вопросам ЖКХ, проводят обучающие семинары. Сеть осуществляет постоянный контроль за качеством работы жилищно-коммунального комплекса. Например, В 2013-2014 году силами общественников было проведено 5 общероссийских мониторингов качества жилищно-коммунальных услуг.

· Январь-март 2013 года - сбор информации о причинах резкого роста платежей на оплату коммунальных ресурсов на общедомовые нужды. По итогам мониторинга были не только выявлены, но и устранены силами общественников массовые случаи воровства коммунальных ресурсов, приводящие к повышению оплаты граждан.

· Июль 2013 года – анализ раскрытия информации о тарифах на коммунальные услуги на официальных сайтах. По итогам мониторинга Руководителем Федеральной службы по тарифам принято решение о внедрении единого стандарта раскрытия информации о коммунальных тарифах.

· Август-сентябрь 2013 года - мониторинг роста конечных платежей граждан в связи с плановым повышением тарифов (на основании обращений на «горячие линии» и сбора квитанций). По итогам мониторинга выявлены и устранены при поддержке Министерства регионального развития РФ массовые случаи завышения платежей граждан.

· Октябрь-ноябрь 2013 года - организация «горячих линий» в связи с наступлением отопительного периода. По итогам поступивших обращений был выявлен и направлен в профильное министерство список муниципалитетов, нарушающих условия начала отопительного периода.

· Февраль 2014 года – мониторинг работы субъектов РФ по информированию граждан о новых системах капитального ремонта.

Во многих субъектах Российской Федерации осуществлялись и другие меры по защите прав потребителей коммунальных услуг. В том числе – выездные проверки, помощь гражданам в защите их интересов в суде, формирование общественных рейтингов управляющих компаний и другие. В ряде регионов началось формирование корпуса общественных инспекторов при жилищных инспекциях, проведение уроков жилищного просвещения в школах. НП «ЖКХ контроль» подготовило и распространило среди граждан 10 методических пособий по вопросам ЖКХ. Также на сайте организации (http://gkhkontrol.ru/2013/09/13050) собраны и другие пособия по вопросам ЖКХ, воспользоваться которыми может любой желающий.

НП «ЖКХ Контроль» проводит постоянную работу по жилищному просвещению граждан через СМИ. Так, в течение 2013 года в центральных, региональных и местных СМИ вышло более 1000 материалов, содержащих комментарии, разъяснения по вопросам ЖКХ.

В зоне пристального внимания комиссии и НП «ЖКХ контроль» в 2014 году находится реализация региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов. Для консультирования граждан и выявления злоупотреблений в общественной палате РФ открыта «горячая линия» по вопросам капитального ремонта (http://zkh.oprf.ru).

Сеть общественного контроля также осуществляет постоянный мониторинг программ переселения граждан из аварийных домов. Активисты ведут ежемесячную фотофиксацию домов, строящихся для переселения граждан из аварийного жилья. Все фотографии вывешиваются на сайте Фонда содействия реформирования ЖКХ. Фотофиксация позволяет бороться с «приписками» регионов и контролировать качество строительства.

Наша задача на ближайшее будущее – сформировать такую сеть общественного контроля, чтобы в каждом многоквартирном доме появился хотя бы один собственник, знающие свои права и умеющий за них бороться. А если «коммунальщики» не прислушиваются к законным требованиям собственников – исполнять законы их заставит Общественная палата РФ.

Наша цель – повысить эффективность работы ЖКХ и качество жизни граждан. Наши партнеры в решении этой задачи – не только государственная жилищная инспекция, прокуратура и счетные палаты, но и все добросовестные работники сферы ЖКХ, в том числе – управляющие и ресурсоснабжающие компании. Наши враги – все жулики и воры, которые стремятся «нагреть руки» на потребителях коммунальных услуг. И мы объединяется, чтобы таких жуликов и дилетантов в отрасли становилось все меньше, а добросовестных профессионалов и ответственных собственников – все больше!

Несколько слов о себе:

Закончила Московский государственный университет им.Ломоносова, психологический факультет, училась в аспирантуре Института США и Канады РАН. Защитила диссертацию, получив степень кандидата политических наук;

Член Общественной палаты Российской Федерации (3 и 4 созывы),

Член Экспертного Совета Правительства РФ

Член Коллегии Министерства регионального развития

Член Наблюдательного Совета Фонда содействия реформированию ЖКХ

Заместитель Председателя Общественного совета Министерства строительства и ЖКХ

Член межведомственной рабочей группы по обеспечению законности в сфере ЖКХ

Член Общественного Совета при ФСТ

Член Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам по местному самоуправлению

Член Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса

Руководитель рабочей группы по развитию общественного контроля в сфере ЖКХ при Общественной палате РФ;

Член Центрального Совета «Всероссийского Совета местного самоуправления»

Семейное положение: замужем, двое сыновей – 14 и 15 лет.



Просмотров