Статусы федеральных законов и законов субъектов. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Субъект РФ - это государственно-территориальное образование, обладающее и реализующее государственную власть на территории субъекта РФ. Статус субъекта РФ составляет права обязанности, ответственность, урегулированные конституционно правовыми нормами. Статус можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле понимается взаимоотношение субъектов РФ со всеми иными субъектами Конституционного права. В узком смысле - это взаимоотношение субъекта РФ с федеральными органами государственной власти. Особенный статус субъекта - субъект обладает иными правами и обязанностями в определенной сфере общественных отношений.

Элементы конституционно-правовых субъектов:

1. Принципы статуса - равноправие субъектов; неотъемлемость статуса субъекта; запрет добровольного выхода из РФ; принцип защиты прав субъектов РФ; ответственность субъекта

2. Права и обязанности субъекта РФ - субъект правообязан состоять в составе РФ субъект РФ имеет собственное наименование (наименование и организационно правовая форма) - субъект самостоятельно определяет собственное наименование, новое именование включается в ст.65 Конституции указом Президента при переиздании Конституции; субъект имеет свою территорию - предел действия государственной власти субъекта - границы между субъектами могут быть изменены путем заключения соглашения которое утверждается Советом Федерации; субъект правообязан иметь собственную систему нормативно-правовых актов: основной закон субъекта, законы субъекта и подзаконные НА; субъект правообязан иметь систему органов государственной власти - субъект самостоятельно образует систему органов государственной власти в соответствии с основами Конституционного строя РФ и общими принципами организации органов государственной власти субъекта РФ, под основами конституционного строя понимается - РФ - федеративное, правовое, демократическое с республиканской формой правления государства, права и свободы гражданина являются приоритетов. Обязательно два органа: законодательный и высший исполнительный. Субъект имеет двух представителей в Совете Федерации; участие в федеральном законодательном процессе - направление законодательных инициатив (от законодательного органа субъекта), дача заключений на проект федерального закона принимаемых по предмету совместного ведения

3. Ответственность - выражается через ответственность государственных органов и должностных лиц, форма ответственности, виды и порядок применения закреплен в ФЗ «Об общих принципах …»

4. Организационный блок норм, регулирующих порядок образования новых субъектов РФ

РФ – федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

РФ является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти ее субъектов.

РФ имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами.

Неотъемлемым элементом конституционно - правового статуса РФ является ее территориальное единство. РФ имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Важным элементом конституционно – правового статуса РФ является ее единое гражданство. Вопросы гражданства российской Федерации регулируются ее Конституцией, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации".

В РФ общее для всей Федерации органы государственной власти. РФ имеет Президента – главу государства; Федеральное собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть РФ; Конституционный суд, Верховный суд и высший Арбитражный суд, осуществляющие высшую судебную власть в стране. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ.

В РФ единая федеральная система права. Основу системы права составляет Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой и прямым действием на всей территории страны. Конституция РФ устанавливает верховенство федерального закона. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Причем последние не могут противоречить федеральным законам, в случае же такого противоречия действуют согласно Конституции федеральные законы. РФ характеризуется наличием федеральной собственности. К объектам исключительно федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства и прочие объекты. РФ характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы. Денежная система РФ включает в себя денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Официальной денежной единицей РФ является рубль.

В РФ единые Вооруженные Силы, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной ценности РФ. Не имеют право создавать свои Вооруженные Силы и субъекты РФ, включая республики. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ согласно Конституции является Президент РФ.

К числу основных элементов конституционно – правового статуса РФ относятся:

ее право внешних отношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта;

государственный язык. В Конституции установлено, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Закон признает равные права народов России на сохранение, развитие и государственную поддержку их языков.

Важным компонентом конституционно – правового статуса являются государственные символы РФ – государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет РФ, а также ее столица – город Москва.

Субъекты Российской Федерации

РФ состоит из 89 субъектов: 21 республики, 7 краев, 48 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов. РФ относится к федерациям смешанного типа: одна часть ее субъектов образована по национально – территориальному принципу (республики, автономная область, автономные округа), другая – по территориальному (края, области, города федерального значения). РФ является полной федерацией, т.е. территория целиком состоит из территорий субъектов. Вместе с тем РФ осталась ассиметричной федерацией: составляющие ее субъекты, будучи равноправными, имеют различный государственно – правовой статус.

Из всех субъектов РФ республики обладают самым высоким государственно-правовым статусом. Республика в составе РФ – это демократическое унитарное правовое государство. Она, в отличие от других субъектов РФ, имеет свою конституцию, может устанавливать государственный язык, который употребляется наряду с русским, устанавливать свое гражданство. Территория республики не может быть изменена без ее согласия. Как государство республика имеет право на государственную символику – герб, флаг, гимн, а также столицу. Отношения с РФ республики строят на основе Конституции РФ, Федеративного договора, двухсторонних договоров о разграничении полномочий.

Края, области и города федерального значения как субъекты РФ являются государственными территориальными образованиями. Их статус определяется Конституцией РФ и учредительным актом субъекта – Уставом. Представительную власть осуществляют дума или собрание, исполнительную – администрация. Высшим должностным лицом в крае является глава краевой (областной) администрации, в Москве – мэр, в Санкт –Петербурге – губернатор. В отличие от республик они не имеют своего гражданства, на их территории употребляется общефедеральный государственный язык – русский. Край, область, города федерального значения вправе устанавливать свою официальную символику – флаг, герб, гимн.

Автономная область и автономный округ представляют собой исторически сложившуюся национально – территориальную форму самоопределения народов в нашей стране. В настоящее время в РФ одна автономная область – Еврейская и 9 автономных округов – Агинский Бурятский, Корякский, Ненецкий, Таймырский, Усть–Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский и Ямало-Ненецкий. Особенность этой группы субъектов РФ в том, что они территориально входят в состав другого субъекта РФ – края или области. Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и Уставом автономии. Отношения автономных округов с краев или областями, в состав которых они входят, могут также регулироваться федеральным законодательством и двусторонним договором. В тоже время Конституция РФ не содержит аналогичной нормы для автономной области. Статус автономной области и автономного округа не может быть изменен без их согласия. Автономные области и автономные округа имеют свою систему государственных органов, законодательство, официальную символику, элементы международной правосубъектности.

30. Гражданское право-самостоятельная отрасль российской правовой системы: понятие, предмет, метод правового регулирования. Принципы гражданского права. Гражданское право как отрасль права - это система правовых норм, регу­лирующих имущественные, а также связанные и некоторые не связан­ные с ними личные неимущественные отношения, основанные на не­зависимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов, а также нор­мального развития экономических отношений в обществе. Предмет гражданского права - это те общественные отношения, кото­рые оно регулирует. Эти отношения делятся на: Имущественные отношения, то есть отношения между людьми по поводу материальных благ, которые включают в себя: отношения статики, то есть отношения, связанные с нахождением ма­териальных благ у определенного лица (право собственности, ограни­ченные вещные права); отношения динамики, то есть связанные с переходом материальных благ от одного лица к другому (обязательственное право, наследование). Личные неимущественные отношения - отношения, возникающие между людьми по поводу нематериальных благ и не имеющие экономи­ческого содержания, независимо от степени связанности с имуществен­ными отношениями: личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (например, возникающие по поводу авторства на произведения науки, литературы и искусства). В этом случае имущественные отношения производны от неимущественных (например, право автора на вознаграж­дение); личные неимущественные отношения, не связанные с имущественны­ми (например, защита чести, достоинства и деловой репутации). Метод правового регулирования - это совокупность приемов, средств, способов, посредством которых право воздействует на общественные отношения, упорядочивая, регулируя и защищая их. Гражданско-правовой метод является дозволительным и имеет следующие отличительные черты: 1. Юридическое равенство сторон, то есть равенство их правового положения, которое проявляется в признании равенства всех форм собственности, самостоятельном создании хозяйственных связей, в идентичных мерах гражданско-правовой ответственности. 2. Автономия воли сторон. Сторонам представлена возможность полностью (или в известной мере) самостоятельно регулировать свои отношения. 3. Имущественная самостоятельность сторон. Участники гражданского оборота выступают в качестве обладателей обособленного имущества, которым они участвуют в обороте и отвечают по обязательствам. 4. Защита гражданских прав преимущественно в судебном порядке, если стороны самостоятельно не смогли разрешить спорные вопросы. 5. Имущественный характер гражданско-правовой ответственности. Объектом взыскания в этом случае является имущество, а не личность должника. Принципы гражданского права - это закрепленные в правовых актах общеобязательные положения, идеи, начала, которые пронизывают все гражданское право, выражают тенденции развития и потребности общества и характеризуют гражданское право в целом. Выделяют следующие принципы гражданского права: юридическое равенство участников; неприкосновенность собственности, принудительное отчуждение которой допускается только в установленных законом случаях; недопустимость произвольного вмешательства в частные дела; свобода договора: лицо самостоятельно выбирает партнера по договору, стороны свободны при заключении договора и определении его условий; принцип диспозитивности (то есть самостоятельности и инициативы) в реализации своих прав и несении риска от участия в гражданском обороте; принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, их восстановления и защиты; недопустимость злоупотребления правом, в частности действий, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу.

31. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права. Чтобы стать субъектом гражданского права, гражданин должен обладать определенными законом качествами, которые в своей совокупности составляют гражданскую правосубъектность. Эта гражданско-правовая категория раскрывается в 2-х применяемых в законодательстве понятиях: гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданская правоспособность - способность иметь гражданские права и нести обязанности признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Она является равной для всех граждан и не зависит от возраста, психического и физического состояния. Правоспособность органически связана с гражданством. Приобретая гражданство, человек становится субъектом права данного государства. Прежде всего гражданам России предоставляется гражданская правоспособность в полном объеме. Кроме них, субъектами гражданского права могут быть иностранцы (лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства РФ) и лица без гражданства (т.е. не принадлежащие к гражданству РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству других государств). Гражданской дееспособностью называется способность лица своими действиями приобретать гражданские права и обязанности и осуществлять их, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Наступает с 18 лет. С момента вступления в брак. Эмансипации. Несовершеннолетние до 6 лет полностью лишены гражданской дееспособности. В возрасте от 6 до 14 - обладают частичной дееспособностью. По достижении несовершеннолетним 14 лет, их дееспособность расширяется: они не только могут совершать мелкие бытовые сделки, но и: самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять авторские, изобретательные и иные права; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. По достижении 16 лет они вправе быть членами кооператива и соответственно осуществлять вытекающие из этого права. Эмансипация - объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, занимается предпринимательской деятельностью.

32. Юридические лица как субъекты гражданского права. Юридическое лицо - это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, от своего имени приобретает гражданские права, несет обязанности и выступает в суде, арбитражном или третейском суде. Цели создания юридического лица: централизация и обособление имущества для участия им в гражданс­ком обороте;уменьшение предпринимательского риска учредителей за счет само­стоятельной ответственности юридического лица по своим обязатель­ствам;. обеспечение интересов кредиторов за счет установления минималь­ного размера уставного капитала юридического лица. Признаки юридического лица: организационное единство, то есть организация юридического лица как единого целого с определенной внутренней структурой, предназначен­ной для управления юридическим лицом для достижения целей его де­ятельности; имущественная обособленность, то есть наличие своего обособленно­го имущества, которое является необходимой предпосылкой для учас­тия в гражданском обороте; самостоятельная имущественная ответственность. По общему пра­вилу юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежа­щим ему имуществом (за исключением учреждений, финансируемых собственником); возможность самостоятельно приобретать гражданские права, нести обязанности и быть истцом или ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает с момента его создания, то есть с момента регистрации в органе юстиции. Термин «дееспособность» по отношению к юридическим лицам не применяется. Правоспособность юридического лица осуществляет его орган. Это – директор, президент, председатель, совет управляющих или директоров и т.д. Юридические лица возникают по инициативе учредителей.

33. Реорганизация юридических лиц. Для оптимизации своего бизнеса, в современных рыночных условиях, некоторые предприятия вынуждены объединяться. При этом возможны разные виды реорганизации юридических лиц. Понятие реорганизация юридического лица – это комплекс специфических мер, по смене одной организационно-правовой формы на другую. При этом новое юридическое лицо, наследует все обязанности по отношениям, которые остались от ликвидируемого юридического лица. Решение, о проведении реорганизации, принимается либо собственником имущества, либо группой учредителей юридического лица, либо по решению суда. В некоторых случаях, правовая реорганизация юридических лиц, является единственным способом избежать ликвидации предприятия в связи с банкротством. Виды реорганизации юридических лиц: слияние - возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового; присоединение - вливание одного юридического лица в другое; разделение - возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых; выделение - выделение из юридического лица нового юридического лица без прекращения старого; преобразование - изменение организационно-правовой формы юриди­ческого лица.

34. Ликвидация юридических лиц. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. При ликвидации организации запись о ней исключается из Единого Государственного реестра юридических лиц, что является окончательным законным основанием считать организацию прекратившей существование. Неудовлетворенные требования кредиторов при этом считаются погашенными. Виды ликвидации юридического лица: . с распределением оставшегося имущества между учредителями (участ­никами) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов);. с передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предпри­ятия и финансируемые собственником учреждения);. с передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредитель­ных документах юридического лица (общественные и религиозные объе­динения, фонды).

35. Сделки: понятие, виды, условия недействительности сделок. Сделки - это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обя­занностей. Виды сделок: 1. В зависимости от числа сторон сделки выделяют односторонние (завеща­ние), двусторонние (договор аренды, займа и т. д.) и многосторонние сделки (например, договор о совместной деятельности между тремя лицами). 2. По степени связанности сделок с их основаниями они делятся на каузаль­ные и абстрактные. Незаконность или недостижимость правовой цели каузальной сделки влечет ее недействительность. Абстрактные сделки оторваны от их оснований (например, вексель, действительность кото­рого не зависит от действительности сделки, при совершении которой он выдан). 3. В зависимости от того, соответствует ли обязанности одной из сторон встречная обязанность другой стороны, сделки делятся на возмездные и безвозмездные. 4. Если для заключения сделки достаточно лишь соглашения сторон, то это - консенсуальная сделка. Если же требуется еще и передача имуще­ства, являющегося предметом сделки, то это - реальная сделка (дого­вор займа, дарения и т. д.). 5. Часто в сделках возникновение у сторон прав и обязанностей связывает­ся с наступлением какого-либо факта, о котором неизвестно, насту­пит он или нет, это - условные сделки. Недействительная сделка - это сделка, которая не порождает желаемого сторонами правового результата, а при определенных условиях влечет возникновение неблагоприятных для сторон последствий. Недействительные сделки делятся на оспоримые и ничтожные. Различия между ними следующие: оспоримые сделки недействительны в силу признания их таковыми су­дом, а ничтожные - вне зависимости от такого признания; требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено только лицами, указанными в ГК, а последствия не­действительности ничтожной сделки могут быть применены по иску любого заинтересованного лица либо по инициативе суда; ничтожная сделка всегда недействительна с момента заключения, тог­да как оспоримая сделка может быть признана судом недействительной на будущее и считаться недействительной с момента вынесения судеб­ного решения; иск о применении последствий недействительности сделки может быть предъявлен в течение 10 лет со дня, когда началось ее исполнение, а иск о признании недействительной оспоримой сделки - в течение года со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для призна­ния сделки недействительной.

36 . Понятие гражданско-правового договора. Виды гражданско-правовых договоров. Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор является двух – или многосторонними сделками. Договор является одним из оснований для возникновения обязательства, и к нему применяются общие положения обязательственного права. Согласно ст. 1 ГК РФ стороны вправе самостоятельно решать, с кем, на каких условиях (не противоречащих законодательству) и какие договора заключать (свобода договора). Стороны договора (физические и юридические лица) при его подписании должны обладать свободой воли, быть имущественно независимыми и самостоятельными. Признаки договора при осуществлении сторонами принципа свободы договора: 1. Стороны самостоятельно определяют необходимость заключения договора, а также – с кем вступать в договорные отношения. Понуждение к заключению договора допускается лишь в случаях, прямо оговоренных в законодательстве или добровольно принятым обязательством. 2. Стороны вправе определять вид договора, который будет заключен при условии, что он не противоречит действующему законодательству. 3. Стороны сами определяют условия договора по своему усмотрению. На практике применяется следующая классификация договоров: 1) на возмездные и безвозмездные договоры (ст. 423 ГК РФ. Если сторона по договору должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, договор – возмездный (договора аренды, купли-продажи, подряда и так далее). 2) публичный договор – это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. 3) договор присоединения – его условия определены одной из сторон в стандартной форме (основной договор) до заключения договора присоединения (например, договор перевозки грузов железнодорожным транспортом). 4) предварительный договор – стороны обязуются в будущем заключить основной договор на условиях, определенных предварительным договором. 5) договор в пользу третьего лица– согласно его условиям должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства.

Российская Федерация состоит из

республик,

областей,

городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург),

автономной области,

автономных округов.

Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации. Хотя Шахрай сказал, что нет.

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается

Конституцией России,

Федеральными законами,

Другими правовыми актами.

Основные вопросы статуса урегулированы Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы.

Правовой статус субъектов Российской Федерации

Этот статус в решающей степени гарантируется Конституцией РФ, изменения гл. 3 - которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Полномочия .

Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ :

1) по предметам ведения субъектов РФ - определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными НПА субъекта РФ;

2) по предметам совместного ведения - Конституцией РФ, ФЗ, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;

3) предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними НПА Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ никакие законы и подзаконные акты федерального, регионального и местного уровня не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ, предметы совместного ведения, а также предметы ведения субъектов РФ.

Не могут быть НПА или иные соглашения, если принятие указанных актов ведет к

Изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ,

Ущемлению или утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина,

Нарушению государственной целостности Российской Федерации и единства системы государственной власти в Российской Федерации.

1. Наименование .

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

2. Равноправие .

Равное представительство всех субъектов в Совете Федерации (по 1 от законодательной и исполнительной власти).

Равенство в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Равенство в порядке распределения предметов ведения.

Равенство основных законов субъектов по юридической силе

3. Субъекты РФ имеют свою правовую систему - конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно, но надо, чтобы были в соответствии с федеральными актами. Конституции и уставы принимаются:

На референдуме;

Специально образованным органом;

Законодательным представительным органом субъекта;

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Статус особой экономической зоны предоставляет органам государственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в области таможенного регулирования, транзита товаров, налогов, режима инвестиций и предпринимательской деятельности.

Конституционный Суд РФ, кроме того, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов РФ, между высшими государственными органами последних.

4. Территория . Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории Российской Федерации. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

5. Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственности субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права.

6. Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть, однако, конституционные требования, которые они при этом должны соблюдать.

Соответствие основам конституционного строя - разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Построение на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. 7. Право осуществления международных и внешнеэкономических связи. Однако их международная правосубъектность носит ограниченный характер.

Не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании,

Открывать зарубежные представительства на уровне посольств и т. д.

Российская Федерация координирует международные и внешнеэкономические связи субъектов Федерации.

(Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 года)

(Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации») .

7. Право представительства в СФ.

8. У законодательных органов – право зак. инициативы в ФС РФ.

9. Право защиты в КС РФ.

10. Разграничение предметов ведения.

Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одинаков. Различия:

Республики .

Республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Но и власть в республиках не суверенна, право сецессии не закреплено, республики не вправе нарушать единство системы государственной власти в РФ. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом.

Республики вправе иметь свой государственный язык, другие субъекты – нет.

Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ - только законодательными собраниями.

Автономии .

Автономные округа могут входить в состав краев и областей, но должны рассматриваться как государственные образования наравне с этими краями и областями.

Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма .

ГФЗ – столица .

Для проведения государственных мероприятий – аренда зданий и сооружений

Центр власти, тут – многие государственные органы.

Финансирование государственных мероприятий из федерального бюджета.

Особенности правового статуса автономий

В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная область) и десять автономных округов.

Автономия как способ защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития нашла отражение в Федеральном законе «О национально-культурной автономии» (в редакции от 30 ноября 2005 г.). Национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия имеет право :

Получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;

Обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;

Создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;

Сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;

Следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

Создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;

Устанавливать на основании законодательства и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.

Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры.

Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан РФ, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии.

В Законе четко зафиксировано, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление этого права не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей.

Глава ІІ. Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации

2.1 Особенности правового статуса республик Российской Федерации

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение


Субъект федерации, согласно наиболее распространенным теоретическим воззрениям, - это государственное образование (не обладающее суверенитетом) в составе федеративного государства. Федеративные государства состоят из субъектов, которые в различных странах имеют неодинаковые официальные наименования и не одинаковый правовой статус. Кроме того, в подавляющем большинстве федераций мира субъекты наделены симметричными правами, а наличие льгот и привилегий является редким исключением из правил. Правильность этих суждений всегда вызывали споры, как в науке, так и среди политиков.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что субъекты Российской Федерации разнообразны по своему территориальному, национальному признаку. Такое сложное, по своему составу, федеративное государство всегда вызывает интересы для изучения.

Цель курсовой работы - изучение федеративного устройства Российского государства, конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.

Предметом исследования является государственно-территориальное устройство Российской федерации и конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с государственным устройствам Российской Федерации.

Задачи курсовой работы:

1. Дать понятие и общую характеристику статусов субъектов Российской Федерации.

2. Раскрыть основные виды субъектов РФ;

3. Рассмотреть предметы ведения субъектов Российской Федерации

4. Выявить особенности правового статуса республик в составе Российской Федерации.

5. Отразить особенности статуса краев, областей и городов федерального значения.

6. Выявить особенности правового статуса автономных образований в составе Российской Федерации

7. Проанализировать и систематизировать полученные знания и обобщить их.

Метод: теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация и обобщение.

Степень разработанности темы: курсовой работы значительна с научно-практической направленности аспекта правового положения субъекта федерации, а следовательно сущности федерализма России. Разработкой этой тематики занимались такие современные ученые правоведы как Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Катков Д.Б., Корчиго Е.В., Кодлаев В.М., Хропанюк В.Н. и др. При освещении темы федеративного устройства неотъемлемой компонентой становится, практически в каждом издании учебной литературы, именно освещение аспектов правового положения в нем субъектов федерации, их взаимодействие и значение в составе России.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка используемых нормативно-правовых актов и литературы и приложения.


Глава І. Понятие и виды субъектов Российской Федерации и их конституционно-правовое регулирование их статуса


1.1 Конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации и их виды


Российская Федерация - это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Федеративное устройство в Российской Федерации, закрепляется в гл. 3 Конституции РФ. В соответствии со ст. 65 Конституции, в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации и ст. 65 закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации на момент принятия настоящей Конституции. Субъект РФ - входящее в состав РФ государство (республика), государственное образование (автономная область, автономный округ) или территориальное образование (край, область, город федерального значения) .

Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч. 1 ст. 5 Конституции. В состав Российской Федерации входят образования только установленной формы:

· республика,

· край, область, город федерального значения,

· автономная область, автономный округ.

Вместе с тем все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов. Подобная типология основана, с одной стороны, на различном объеме полномочий соответствующих субъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового, остальные - государственного образования), с другой - на введении новых, территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшими национальными.

Совмещение указанных оснований позволяет к национально-государственному типу отнести республики в составе РФ (государства в собственном смысле) и оба вида автономных единиц - автономную область и автономный округ (национально-государственные образования), к территориально-государственному типу - края, области, города федерального значения. Таким образом, республики, формы административно-политической автономии и региональные государственные образования составляют отдельные типы субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации различаются и по ряду других признаков - уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, историческим традициям, национальной культуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации , и соответственно их я рассматривать не буду.

На момент принятия настоящей Конституции в Российской Федерации 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Сейчас эта цифра несколько изменилась. Помимо перечисления в Конституции закрепляется также правовой статус субъектов РФ.

Понятие статуса включает в себя: права, обязанности, правомочия, гарантии и ответственность. Ведущую роль в определении статуса республики как субъекта Российской Федерации играет федеральная Конституция, закрепляющая основополагающие элементы указанного статуса. Согласно ее положениям, республика - равноправный субъект федерации, в том числе равноправный с другими ее субъектами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Она непосредственно входит в состав Российской Федерации, обладает собственной территорией, принимает конституцию, вправе устанавливать свои государственные языки, имеет свои предметы ведения и полномочия, сферу вопросов совместного ведения с Российской Федерацией, образует собственные органы государственной власти, наделена правом издавать законы и иные правовые акты, заключать договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти, ей гарантируется представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, право законодательной инициативы в Государственной Думе, право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России, отклонять или одобрять поправки к главам 3-8 Конституции, обращаться с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации, выражать свое мнение по поводу кандидатур на должность прокурора республики. Статус республики конкретизируется ее конституцией. Она является атрибутом государственности данного субъекта федерации; в очерченных федеральной Конституцией границах обладает учредительными свойствами; имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению республики; принимается и изменяется парламентом или в ином установленном республикой демократическом порядке; не нуждается в утверждении или регистрации со стороны федеральных органов государственной власти; закрепляет основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, организацию и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления; гарантируется Конституционным Судом России и республиканскими органами конституционного контроля. Конституция республики - это не столько форма правового документа, сколько его содержание. Она может именоваться иначе (например, в Республике Калмыкия действует Степное Уложение), но быть Основным законом, если заключает в себе конституирующие положения.

В части 2 статьи 66 Конституции РФ охватывается вопросы статуса края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа. Он устанавливается, как и применительно к республике, прежде всего Конституцией Российской Федерации, которая проводит идею равенства этих статусов. Есть только два отличия: республика имеет конституцию, а иные субъекты - устав; первая наделяется правом вводить государственные языки, а вторые таковым не обладают, да и объективно не нуждаются в нем. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется также их уставами. Впервые право принятия уставов краями, областями было закреплено Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации". Уставу присущи все признаки конституции. Не случайно некоторые из них именуются Основным законом , объявляются конституционным или основным правовым актом, государственно-правовой основой социально-экономической, политической и культурной жизни соответствующего субъекта федерации. Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая дело о проверке конституционности ряда положений Устава Читинской области, своим постановлением от 1 февраля 1996 г. подтвердил, что данный нормативный акт занимает особое, а именно высшее, место в иерархии нормативных актов, имеет высшую юридическую силу по отношению к высшим правовым актам области. В общую систему актов, определяющих статус названных выше субъектов федерации, входят Федеративный договор и иные договоры, а также соглашения между исполнительными органами власти субъекта и федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий.

В части 3 статьи 66 Конституции РФ обращено внимание на особенность правовой основы автономной области и автономного округа. Она заключается в том, что каждый из указанных субъектов при необходимости может иметь еще и специальный именной федеральный закон (эта возможность никем из них пока не реализована). Его принятие находится на усмотрении автономной области, автономного округа; он самостоятельно разрабатывается ими и представляется на рассмотрение Федерального Собрания соответствующими законодательным и исполнительным органами их общим решением. В ходе законотворческого процесса проект, надо полагать, может быть и отозван внесшей его стороной. Конституция также раскрывает специфику статуса автономных округов, входящих в состав края или области. Она не распространяется на Чукотский автономный округ, который Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации" считается непосредственно входящим в состав Российской Федерации. Входящими в состав края, области остальные девять автономных округов являются постольку, поскольку они не заявили иного. Признание данного факта не означает подтверждения прежнего характера отношений между ними. Входя в край, область, автономный округ не утрачивает обретенных в соответствии с Конституцией 1993 г. государственно-правовых атрибутов статуса самостоятельного субъекта федерации. Это согласуется с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, в постановлении которого от 11 мая 1993 г. по делу о Чукотском автономном округе констатировалось: нахождение автономного округа в крае или области, равно как и выход из них не влияют на его конституционно-правовой статус, а также на национально-государственное устройство и состав Российской Федерации; нахождение автономного округа в крае или области не означает поглощения его территории, являющейся составной частью территории Российской Федерации.

Гарантии прав субъектов РФ. Они предусмотрены в Конституции РФ и представляют собой государственно-правовые механизмы, обеспечивающие юридическую и фактическую самостоятельность субъекта РФ в составе Федерации . К числу важнейших гарантий относятся:

1. Закрепленные в Конституции принципы равенства субъектов Федерации, их независимости и самостоятельности.

2. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

3. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно (ч. 1 ст. 77).

4. Наличие и способ формирования Совета Федерации - верхней палаты российского парламента. Конституция особо выделяет круг вопросов, по которым принятые Государственной Думой федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

5. Целостность и неприкосновенность территории субъектов Российской Федерации. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67).

Таким образом, делая вывод по данному вопросу, стоит отметить, что конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации в полной мере закреплен в конституции Российской Федерации и других нормативно-правовых актах и включает в себя права, обязанности, правомочия, гарантии и ответственность.

1.2 Распределение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации


Предметы ведения субъектов РФ - это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ . К предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации относится круг тех полномочий, которые находятся вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. По вопросам исключительной компетенции органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения и автономий осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов . Федеральный закон в соответствии с действующей Конституцией (ст. 73) не может вторгаться в сферу исключительной компетенции субъектов РФ. Нарушение этой конституционной нормы влечет признание федерального закона неконституционным. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, статья 72,в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти .

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Как правило, предметы исключительного ведения субъекта Российской Федерации закрепляются в его Уставе (Конституции). В основном это такие вопросы, как :

· Организация и осуществление публичной власти (организация деятельности системы органов государственной власти,управление государственной гражданской службой, обеспечение деятельности правовых институтов).

Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику - герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды. В связи с экстраординарной обстановкой, сложившейся в Чеченской Республике, отсутствием там государственно-правовых институтов, соответствующих конституционному строю в Российской Федерации Указом Президента РФ от 8 июня 2000- г. утверждено Положение об организации временной системы органов исполнительной власти в Чеченской Республике.

Президент Российской Федерации как глава государства осуществляет свои полномочия по обеспечению на территории Чеченской Республики законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, по восстановлению государственно-правовых институтов Чеченской Республики в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами . Правительство РФ осуществляет свои полномочия по обеспечению восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Во временную систему органов исполнительной власти в Чеченской Республике входят: Администрация Чеченской Республики и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий создают на территории Чеченской Республики свои территориальные органы и назначают в установленном порядке соответствующих должностных лиц.

Таким образом, республика в составе Российской Федерации обладает широким перечнем прав, своими полномочиями и статусом копирует государство, образована как национально- территориальная единица, имеет свой язык и свое гражданство, награды и тд.


2.2 Особенности правового статуса краев, областей и городов федерального значения


После 1992 года Российская Федерация была преобразована таким образом, что бывшие административно-территориальные единицы - области и края смогли уравнять свой статус со статусом бывших автономных образований в составе Российской Федерации.

Сейчас в качестве субъектов Федерации в состав Российской Федерации входят, 9 краев (Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский, Забайкальский, Камчатский), 46 областей и 2 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями, которым в соответствии с Конституцией (ст. 5, 65) придан статус субъектов РФ.

Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов федерального значения; другими федеральными актами.

Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.

Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.

Каждый край, область, город федерального значения образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения.

Надо сказать, что если прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами государственной власти субъектов Федерации.

Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Так, согласно Уставу Иркутской области, область имеет свои герб и флаг, утверждаемые Собранием области . Порядок использования официальной символики области определяется ее законом.

Края, области, города Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Координация международных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти РФ совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию РФ и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону. В некоторых уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса. Так, по Государственному Уставу Краснодарского края лишение его статуса субъекта Российской Федерации или придание ему статуса иного субъекта РФ возможно только на основе Конституции РФ и Федеративного договора при условии одобрения соответствующего решения на краевом референдуме .

Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности.

Края и области имеют свои административные центры.

Конституция РФ, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения краев, областей и городов федерального значения. Они подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и краев, областей и городов федерального значения и предметы, находящиеся в исключительном ведении последних.

Согласно Конституции РФ и Федеративному договору, в совместном ведении Федерации и краев, областей и городов федерального значения в сфере государственного строительства находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон .

В совместное ведение РФ и краев, областей и городов федерального значения входит широкий круг вопросов законодательного регулирования, включающий административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и др.

Введение чрезвычайного положения на территории края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти РФ с уведомлением органов власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно Конституции РФ, по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты.

Законопроекты по предметам совместного ведения направляются краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу для обсуждения и представления своих предложений. Все полномочия, не относящиеся к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей и городов федерального значения, осуществляются органами государственной власти последних самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам РФ. И наоборот, органы исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта РФ, как Москва, являющегося столицей России. 15 апреля 1993 г. был принят Закон РФ "О статусе столицы РФ" .

Органы государственной власти города Москвы в связи с осуществлением функций столицы: предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти РФ, представительствам республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в РФ земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилой фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги; обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий; участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы; участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы; согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти РФ.

Затраты Москвы, связанные с осуществлением ею функций столицы, полностью компенсируются за счет субвенций из республиканского бюджета РФ, за счет платежей за предоставляемые городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти, представительствами республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в РФ.

Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются его органами государственной власти для размещения зданий, строений и сооружений, необходимых для выполнения полномочий федеральными органами государственной власти РФ, в соответствии с перечнем, формируемым Правительством РФ. Эти земельные участки в установленном законом порядке приобретаются федеральными органами государственной власти в федеральную собственность или предоставляются им в аренду в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы и программами развития отдельных городских территорий.

Таким образом, субъекты Российской Федерации, в частности края, области и города федерального значения имеют специфический конституционно-правовой статус, который отличает их от республик. Являясь субъектами РФ, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные акты. Располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.


2.3 Особенности правового статуса автономных образований


В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная область) и четыре автономных округа. Что касается автономной области, то ее сохранение является скорее данью традиции, поскольку еврейского населения в ней почти нет. По численности и структуре населения все округа невелики и многонациональны. Наибольший удельный вес коренной национальности в Ненецком автономном округе (16,5%), наименьший - в Ханты-мансийском (1,4%) .

Еврейская автономная область входит в Российскую Федерацию непосредственно (Законом от 15 декабря 1990 г. все автономные области были выведены из краев и включены в Российскую Федерацию непосредственно). Автономные округа имеют возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в Российскую Федерацию непосредственно и через другой субъект Федерации (край, область). На этом основании, например, Чукотский автономный округ в 1992 г. выделился из Магаданской области и непосредственно вошел в состав Российской Федерации (в этом положении его название "автономный округ" теряет смысл, ибо по всем своим правам он превращается в обычную область). Другие же округа (их 9) сохраняют прежнее состояние. Конституция РФ предусматривает, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Принятие такого закона, следовательно, необязательно, это зависит от желания самой автономии.

Правовое положение автономных округов в известной мере противоречиво. С одной стороны, автономный округ, как вытекает из Конституции РФ, может входить "в состав края или области" (и 9 из 10 являются как раз такими). С другой, округ, как и край, и область, рассматривается Конституцией как равноправный субъект Российской Федерации. Это пример коллизии в конституционном праве. Чтобы разрешить это противоречие, Конституция РФ предусматривает, что отношения таких округов могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области (могут, но не должны!). Такой договор тем не менее был заключен между администрацией Тюменской области и администрациями Ханты-мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, но он не снял напряжения между сторонами в отношении понимания самостоятельности округов. Договорная форма отношений "вхождения" не устраняет в полной мере разногласий в отношении того, является ли территория округа частью территории области (края) или нет, из чего следует решение вопроса о пределах властвования органов государственной власти области (края).

Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 мая 1993 г. по делу о проверке конституционности Закона РФ от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации" отметил, что "нахождение автономного округа в крае или области не означает, по действующему законодательству, поглощения его территории, являющейся составной частью территории Российской Федерации" .

Однако данное постановление не решило всех вопросов, а принятие необходимых законов задерживалось.

В постановлении от 14 июля 1997 г. по делу о толковании конституционного положения о вхождении округа в состав края, области Конституционный Суд РФ признал, что равноправие субъектов РФ не исключает вхождения округа в край, область, вхождение одного субъекта в состав другого, является реальным лишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта, что не означает поглощения. В связи с этим население округа вправе участвовать в выборах органов государственной власти края, области.

Автономная область и автономные округа в равной мере со всеми субъектами Федерации представлены в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта Федерации), а также избирают депутатов в Государственную Думу. Это обеспечивает им представительство в законодательном органе Федерации.

Автономия как способ защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития нашла отражение в Федеральном законе "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г .

Итак, автономные образования в составе Российской Федерации имеют статус национально-культурных единиц, защита индивидуальности и самобытности которой установлена федеральным законом.

Заключение


Из анализа юридической природы субъектов РФ следует вывод, что все они наделяются Конституцией России статусом государственных образований, о чем свидетельствует наличие у них элементов учредительной власти, собственного законодательства, территориального верховенства, особого характера взаимоотношений с федеральной властью. Если обычные административно-территориальные единицы не обладают правосубъектностью именно в составе федерации, то членам федерации присуща природа квазигосударственного союза как субъекта права по ряду признаков идентичного государству в собственном смысле.

В настоящее время не возникла потребность, и не появились политико-правовые основания для принятия федерального конституционного закона позволяющего изменять статус субъектов РФ. Это связано с отсутствием дополнительных юридических прав, предоставляемых субъекту в рамках действующей Конституции РФ, с опасностью воссоздания новой модели дифференциации субъектов на какие-либо группы в ущерб принципу равноправия субъектов РФ.

Выводы по работе:

1) Субъект РФ - входящее в состав РФ государство (республика), государственное образование (автономная область, автономный округ) или территориальное образование (край, область, город федерального значения).

2) Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч. 1 ст. 5 Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы республика, край, область, город федерального, значения, автономная область, автономный округ.

3) К предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации относится круг тех полномочий, которые находятся вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

4) В отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Имеют собственный язык, гражданство, наградные знаки и т.д.

5) Края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные акты. Располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.

Каждый край, область, Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов краев, области, города федерального значения, и также вправе иметь свою символику.

6) Автономные округа имеют возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в Российскую Федерацию, Конституция РФ предусматривает, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Таким образом, в ходе рассмотрения конкретных задач, мы достигли цели курсовой работы - изучили федеративное устройства Российского государства, особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, предметы их ведения.

Список используемой литературы:


Нормативно-правовые акты:


1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

2. 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

3. 14 октября 2005 года N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского»

5. ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

6. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации"

7. Устав Мурманской области.

8. Устав Иркутской области.

9. Основной Закон Оренбургской области


Научная и учебная литература:


1. Баглай М.В. Учебник «Конституционное право РФ», М., изд. «Норма», 2002.

2. Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. Учебник «Конституционное право»,М., изд. «Юристъ», 2003.

3. Авакьян С.А. «Конституционное право России»,М., изд. ИКД «Зерцало», 2001.

4. Общая теория прав человека. Издат. НОРМА, Москва, 1996

5. Драгош Н.К. Учебник «Конституционное право России»,М., РИОР, 2003.

6. Габричидзе Б.П. Учебник «Конституционное право современной России»,М., изд. «Дело и сервис», 2001.

8. Ржевский В.А. Территориальная организация Советского государства. Саратов. 1966.

9. Страшун. Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Издание 3, дополненное, переработанное М.: НОРМА, 2007.

10. Энциклопедический словарь Конституционного права., М: Норма, 2002.


Другие источники:


1. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 16, ст. 267.

2. #"sub_651">1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Глущенко П.П., Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Учебник «Конституционное право России», Питер 2005

Глущенко П.П., Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Учебник «Конституционное право России», Питер 2005

#"#_ftnref26" name="_ftn26" title=""> ФЗ "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Субъекты РФ и их правовой статус

1.2 Виды субъектов Российской Федерации и их правовой статус

Федеративные государства могут строиться на двух основных принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу федерации, определяется правовой статус ее субъекта.

Территориальный принцип предполагает, что субъектами федерации являются определенные территории, разграниченные независимо от национальной принадлежности проживающего там населения.

Национальный принцип построения федерации предусматривает наличие на данной территории титульной национальности, дающей название субъекту.

Российская Федерация - это федерация смешанного типа, субъекты которой организованы как по национальному, так и по территориальному признаку. Три вида субъектов РФ организованы по национальному признаку. Это - республики в составе Российской Федерации, автономные округа и автономная область. Другие три вида - края, области и города федерального значения - сформированы по территориальному признаку.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ построен на основе ряда конституционных принципов, предопределяющих его сущность и содержание. К ним относятся: Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. и со вступит. статьей Б.Н. Топорнина. - М.: Юристь. 2006. С. 112-114

Ограниченность статуса субъектов РФ государственным суверенитетом России;

Равноправием субъектов РФ;

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;

Государственная целостность и единство системы государственной власти в Российской Федерации.

Правовой статус субъектов РФ устанавливается федеральными и региональными учредительными актами. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующих субъектов. Субъекты РФ самостоятельно разрабатывают и принимают свои конституции (уставы). Конституции (уставы) не требуют утверждения со стороны федеральных органов государственной власти.

Несмотря на то, что субъекты РФ несуверенны по своему статусу, они обладают общими основными элементами государственности, к которым относятся:

1. Наличие территории субъекта РФ, каждый субъект РФ обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории РФ (ч.1 ст.67 Конституции РФ).

На территории субъекта РФ распространяется государственный суверенитет РФ, верховенство Конституции РФ и федеральных законов.

Границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч.3 ст.67 Конституции РФ). Изменение границ между субъектами РФ утверждает Совет Федерации Федерального Собрания РФ (ч.1 п. «а» ст.102 Конституции РФ). Согласно Федеральному конституционному закону «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // «Парламентская газета», № 238-239, 20.12.2001. образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Вопрос об образовании нового субъекта подлежит вынесению на референдум заинтересованных субъектов РФ.

2. Наличие собственной правовой базы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ региональные органы государственной власти принимают собственные законы и иные нормативные правовые акты. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние в полном объеме осуществляют собственное правовое регулирование (ч.4 ст.76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые в пределах их ведения, обладают верховенством на территории субъекта и обязательны к исполнению всеми физическими и юридическими лицами.

Конституция РФ в ч.5 и 6 ст.76 устанавливает гарантии верховенства федеральных законов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, действует нормативный акт субъекта РФ.

3. Наличие предметов ведения и полномочий. Каждый субъект РФ имеет собственные предметы ведения и полномочия, а также полномочия в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В ст.73 Конституции РФ закрепляется принципы полноты власти субъекта РФ в пределах установленных полномочий, который заключается в том, что вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

4. Право устанавливать систему и структуру собственных органов государственной власти и определять их компетенцию. В соответствии со ст.11 Конституции РФ государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Система этих органов устанавливается субъектами РФ в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст.77 Конституции РФ). В настоящее время принципы организации государственной власти в субъектах РФ определены в Федеральном законе от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации». Федеральный закон от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.

5. Наличие государственных символов и столицы (административного центра). Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ. Эти государственные символы отражают исторические, культурные, национальные и иные особенности субъекта РФ.

В соответствии с Федеральными конституционными законами «О государственном гербе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 года № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2000, № 52 (Часть I), ст. 5021. и «О государственном флаге Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 года № 1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2000, № 52 (Часть I), ст. 5020. гербы и флаги субъектов РФ не могут быть идентичны Государственному гербу РФ и Государственному флагу РФ. Последние не могут быть использованы в качестве геральдической основы для гербов и флагов субъектов РФ.

6. Право на наименование. Каждый субъект РФ вправе самостоятельно решить вопрос о его наименовании. В случае изменения его новое наименование подлежит включению в ст.65 Конституции РФ (ч.2 ст.137 Конституции РФ). Согласно Постановлению Конституционного Суда от 28.11.1995 года № 15-П новое наименование субъекта РФ включается в текст российской Конституции указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке.

До определения процедуры внесения изменений в ст.65 Конституции РФ свое наименование изменили следующие республики: Республика Горный Алтай была переименована в республику Алтай, Марийская Республика - в Республику Марий Эл, Чувашская республика - в Чаваш республику, Якутская Республика - в Республику Саха (Якутия). После 28.11.1995 года в ст.65 Конституции РФ было включено новое наименование трех субъектов РФ: Ингушская Республика стала Республикой Ингушетия, Республика Северная Осетия - Республикой Северная Осетия-Алания, республика Калмыкия - Хальмг Тангч приобрела наименование Республика Калмыкия, в 2001 году - изменила свое название Чувашия, а в 2003 году - Ханты-Мансийский автономный округ.

Субъекты РФ различаются по юридической природе и по особенностям конституционно-правового статуса. По этим критериям выделяют три группы субъектов.

Первую группу образуют 21 республика в составе Российской Федерации. Республики значительно отличаются друг от друга размером территории, численностью населения, уровнем социально-экономического развития. Например, территория республики Бурятия составляет 351,3 тыс. кв. км. А Северная Осетия имеет территорию размером 8 тыс. кв. км., что в 44 раза меньше. Население Республики Башкортостан более чем в пять раз превышает население Кабардино-Балкарской республики и в 16 раз население Республики Тыва. Однако эти различия не оказывают влияния на конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации, который определяется Конституцией РФ и конституцией республики.

В соответствии с конституционными нормами статус российских республик характеризуется следующими чертами:

1) наличие собственной территории, которая может быть очерчена внутренней границей, отделяющей республику от других субъектов РФ, и внешней границей, отделяющей ее от иностранных государств. При этом внешняя граница одновременно является Государственной границей РФ. Согласно ст.67 Конституции РФ границы между субъектами могут быть изменены только с их согласия;

2) наличие собственной правовой системы, которая состоит из конституции республики, республиканских законов и других нормативных правовых актов, принятых в пределах ее компетенции, а также из договоров и соглашений республики с Российской Федерацией и другими субъектами РФ;

3) наличие собственных органов государственной власти, система которых определяется в соответствии с основами конституционного строя РФ, нормами Федерального закона от «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и законодательством республики;

4) наличие республиканской собственности, включающей в себя землю, е недра, леса, воды, другие природные богатства, находящиеся на ее территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния;

5) обладание международной правосубъектностью, т.е. республики вправе выступать участниками международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций;

6) наличие своих государственных языков, государственной символики и столицы республики;

7) наличие полномочий в сфере предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также предметов, относящихся к исключительному ведению республики.

Вторую группу субъектов РФ составляют края, области и города федерального значения (г. Москва и г. Санкт - Петербург), Статус этих субъектов РФ определяется Конституцией РФ, федеральными законами и уставами соответствующих субъектов. К характеристикам конституционно-правового статуса этой группы субъектов можно отнести: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2007. С. 143-145

1) наличие собственной территории, границы которой не могут быть изменены без их согласия;

2) наличие собственных органов государственной власти;

3) наличие собственной правовой системы, включающей устав, законы регионального уровня и иные нормативные правовые акты;

4) наличие собственности;

5) данные субъекты являются участниками международных и внешнеэкономических связей;

6) наличие государственной символики и административного центра;

7) наличие полномочий в сфере предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также предметов, относящихся к исключительному ведению края, области, города федерального значения.

Третью группу субъектов РФ образуют автономная область и автономные округа. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является факт их вхождения в состав края или области.

Автономный округ - национальное государственной образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Особенностью автономных округов является большая территория при небольшой численности населения.

В настоящее время в составе Читинской области находятся Агинский Бурятский автономный округ, Архангельской области - Ненецкий автономный округ, Тюменской области - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Статус автономных округов до заключения Федеративного договора и включения его положений в текст Конституции РФ регулировался Законом РСФСР от 20.11.1980 «Об автономных округах РСФСР». Статья 1 данного Закона не определяла, какие из автономных округов входят в состав краев и областей, т.е. носила императивный характер. Закон РСФСР от 15.12.1990 № 423-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» предусмотрел, что «автономный округ находится в составе РСФСР и может входить в край или область». Таким образом, конституционная норма приобрела диспозитивный характер. Это конституционное положение послужило основанием для принятия Закона РФ от 17.06.1992 № 3056-1 «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации».

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.05.1993 года № 9-П по делу о проверке конституционного данного Закона, Конституционный Суд РФ отметил, что развитие федеративных отношений в России «осуществляется на основе перераспределения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти ее субъектов в соответствии с Федеративным договором и характеризуется повышением конституционного статуса субъектов Федерации».

Характеристики элементов конституционно-правового статуса автономных округов и автономной области совпадают с характеристиками статуса краев, областей и городов федерального значения. Усанов Конституционное право Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. М.: ООО «Издательство «Элит». 2009. С. 215-217.

Российская Федерация - яркий пример ассиметричной федерации. Субъектный состав Российского государства не только один из самых многочисленных в мире, но и самый разнообразный по видам. Исходя из этого, задачей конституционно-правового регулирования выступает процесс перевода ассиметричной федерации в так называемую плоскую федерацию, которая характеризуется наличием однопорядковых в правовом и экономическом плане субъектов Российской Федерации.



Просмотров