Практикум трудовое право стремоухов. Трудовое право - Практикум (2015). Планы практических занятий по курсу

Вопросы для практической работы по теме «Трудовое право»

1. Мой друг устроился на работу курьером в местное издательство. Он похвастался, что теперь у него есть трудовая книжка, и был счастлив. Однако, когда мы встретились в следующий раз, мой друг был печален. Оказалось, что он уволился с прежнего места работы, а когда пошел устраиваться на новое место, то обнаружил, что потерял трудовую книжку. Я сказал ему, что знаю, как решить его проблему. Что я сказал другу?

2.За два дня до истечения срока предупреждения об увольнении Панфилов пришел в отдел кадров и попросил считать его заявление недействительным, так как он передумал увольняться. Начальник отдела кадров ответил, что приказ об увольнении уже подписан, поэтому Панфилов через день может забрать трудовую книжку и получить окончательный расчет. Правильны ли действия начальника отдела кадров?

3. Дед Андрея Степан Петрович обожает розыгрыши. Вчера, например, Степан Петрович, собираясь на работу в автохозяйство, попросил внука поискать его трудовую книжку, которую он якобы потерял дома.

В чем заключается розыгрыш?

4. Буфетчица школы Баженова не явилась на работу из-за того, что по дороге на работу она попала в «пробку» на автодороге, где произошла авария. По приезде на место аварии полиции, ее привлекли в качестве понятой. Директор школы уволил Баженову за прогул по той причине, что прежде чем соглашаться давать показания, она должна была тщательно взвесить положительные (помощь полиции в расследовании причин аварии) и отрицательные последствия своих действий (голодными остались дети). Законно ли поступил директор школы? (Незаконно. Быть понятым – это обязанность, а не право)

5.Сантехник школы Радчиков был уволен за то, что он, находясь в нетрезвом виде, учинил в общежитии, где проживал дебош. Законно ли решение директора школы?

(Нет. Он не нарушал трудовой дисциплины )

6. Библиотекарь Шимилова была уволена за систематическое нарушение трудовых обязанностей, которое выражалось в том, что она неправильно вела себя в коллективе (обо всех говорила плохо, сплетничала), а также грубо относилась к читателям, из-за чего директор библиотеки ее неоднократно предупреждал. Законно ли увольнение?

Законно (ее трудовая обязанность читателям не грубить )

7.Ученик 9-го класса Дима Галкин, желая купить себе мопед, устроился с согласия родителей в детский сад дворником. Ранее на этой работе был занят пенсионер, и в его обязанности входила уборка всей территории детского сада. Мать Димы потребовала, чтобы для Димы объем работы был уменьшен ровно наполовину, поскольку когласно Трудовому кодексу он не может работать более 4 часов в день, тогда как у пенсионера рабочий день был 8 часов.

Разрешите данную ситуацию

Права мама Димы .

8.Валерий, ученик 10-класса. Решил подработать в летний период. Он устроился почтальоном. Поскольку рабочий день почтальона начинался в 6 часов утра, он попросил начальника почты учесть, что он – несовершеннолетний, и разрешить ему приходить к 9 часам. Начальник почты ему отказала, мотивируя тем, что все граждане, проживающие в зоне обслуживания почты, уже должны получить почту с тем, чтобы до ухода на работу суметь просмотреть ее.

Кто прав в данной ситуации?

Права начальник почты.

9.Водителя трамвая Карпова за мелкое хулиганство, допущенное после рабочего дня на улице города, суд арестовал на 15 суток. После отбытия наказания он пришел на работу и узнал, что его уволили за прогул. Законно ли произведено увольнение?

Да. Причина прогула неуважительная.

10.Разнорабочий предприятия Бардин при установке мебели в кабинете директора разбил зеркало. Возместить причиненный ущерб Бардин отказался, сказав, что разбил его случайно. Начальник объявил Бардину выговор и вычел из его зарплаты стоимость зеркала.

Законно ли наложена материальная ответственность на Бардина?

Законно, если стоимость зеркала не выше месячной зарплаты.

11. Петя Алексеев, ученик 10-го класса, решил поработать

в период летних школьных каникул. С 1 июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых (на загородную дачу). Заведующая детским садом, справедливо полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала распоряжение ПАлексееву собрать необ­ходимые ему рабочие инструменты и его личные вещи к назначенному сроку. П. Алексеев отказался.

Законно ли отказался П.Алексеев выполнить распоря­жение заведующей детским садом? Законно

12. Торговая палатка, находившаяся поблизости от дома
двух подростков Халилова и Шарова, учащихся ПТУ, спе-
циализировалась на продаже овощей и фруктов. При завозе
в нее арбузов постоянные работники не справлялись с их
выгрузкой. Поэтому Халилова и Шарова привлекали для
работы (с их согласия) по мере возникновения необходимости,
оплачивая их труд сдельно. Кроме того, подросткам поручалась охрана арбузов, находящихся в пристроенном к торговой палатке помещении, ночью. Участковый милиционер
сообщил в инспекцию труда о том, что подростков используют на работах, запрещенных законодательством.

Может ли инспекция труда наложить штраф на за­ведующего торговой палаткой и на каком основании?

(Да может.Он нарушил Трудовой кодекс)

13. Катя Семенова после школы устроилась в почтовое
отделение разносчиком телеграмм. Проработав 3 месяца,
она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск,
поскольку ее мама приобрела две туристические путевки,
и она хотела бы с ней съездить отдохнуть. Начальник поч-
тового отделения ей отказала в просьбе, заявив, что отпуск
надо еще заработать. Законен ли отказ? Не законен.

14. Длительное время не работавший после окончания
школы, Валерий Тарасов был очень рад, что его приняли
на работу на бензоколонку в качестве заправщика автома-
шин. Но радость его была недолгой: владельцу бензоколон-
ки было указано на нарушение законодательства о труде.

Законно ли увольнение В. Тарасова? Если да, то в чем можно усмотреть нарушение трудового законодатель­ства?

Законно- опасная работа.

15.После окончания школы, поступив на работу в ресто-
ран учеником повара, Костя Албашев, рослый и симпатич-
ный парень, очень скоро обнаружил свое умение ладить с людьми, а также хорошие манеры. Администрация ресторана после двухнедельной стажировки перевела его на работу официантом. Законно ли произведен перевод? Незаконно.

Практикум по теме «Трудовое право»

    Марина Ивановна регулярно опаздывает к началу рабочего дня. Директор предприятия неоднократно предупреждал её о недопустимости подобных действий, однако Марина Ивановна, ссылаясь на автомобильные пробки, продолжает опаздывать. Какие из приведённых в перечне позиций могут быть связаны с правовой оценкой данной ситуации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) дисциплинарный проступок

2) гражданско-правовая ответственность

3) увольнение

4) материальная ответственность

5) административное право

6) трудовое право

2. В стране Z функционирует Центр трудовых прав женщин, который оказывает бесплатные юридические консультации по различным вопросам. В диаграмме ниже представлена статистика обращения женщин за консультацией по вопросам нарушения их трудовых прав в процентах от числа обратившихся.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основании диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля обратившихся по вопросам невыплаты заработной платы примерно равна среди работниц предприятий разных размеров.

2) Проблема препятствования оформлению больничного листа в наименьшей степени затрагивает женщин, работающих на крупных предприятиях.

3) Доля женщин, работающих на средних предприятиях, обратившихся по вопросам увольнения вследствие беременности и по вопросам невыплаты заработной платы примерно равны.

4) По всем вопросам нарушения трудовых прав, чаще всего обращаются женщины, работающие на малых предприятиях.

5) Женщины, работающие на малых предприятиях, в три раза чаще обращались по вопросам принуждения к увольнению, чем женщины работающие на крупных предприятиях.

3. Сергею 44 года, он успешно прошёл собеседование при приёме на работу. Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, только потому, что он моложе Сергея на пять лет. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому контексту описанной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) дискриминация

2) уголовное право

3) потерпевший

4) заявление в отдел полиции

5) иск в суд

6) трудовое право

4. Студент работает над рефератом «Требования к работнику как участнику трудовой деятельности». Какие требования из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти требования указаны).

1) квалификация, соответствующая характеру труда

2) соблюдение законов о труде

3) соблюдение правил внутреннего распорядка

4) обеспечение надлежащих условий труда

5) соответствующий уровень заработной платы

6) обеспечение социальных гарантий

5. Участие в труде 14-15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодическое участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся прекращением получения образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества. В данном случае речь идёт о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде.

Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16-17-летних молодых людей. Это связано с расширением объёма их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18-20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21-24-летних. В этих рамках большинство молодёжи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости.

Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков. Именно в возрасте 21-24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.

21. Какие четыре группы молодёжи, участвующие в труде, выделили авторы? Используя содержание текста, назовите основную причину, побуждающую каждую группу к трудовой деятельности.

23. Как авторы характеризуют «шок от реальности», переживаемый работниками в возрасте 21-24 лет? Используя знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, назовите три причины такого состояния молодых работников.

24. Существует мнение, что государство и общество должны принимать специальные меры содействия в трудоустройстве подростков и молодёжи. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения.

Практикум по трудовому праву основан на современном трудовом законодательстве и практике его применения. Подготовлен известными учеными юристами, профессорско-преподавательским персоналом кафедры трудового права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Является дополнением к учебнику «Трудовое право», написанному коллективом авторов этой кафедры. Издание включает в себя традиционные классические аспекты: планы семинарских занятий, методические указания, задачи (казусы), тесты, нормативные правовые акты, материалы судебной практики, научную литературу по каждой теме. В книге помещены примерные образцы договоров и соглашений о труде, необходимых в практической деятельности.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

  2. ПРАКТИКУМ

    ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ (2014 г.)

    Планы з а н я т и й и пра к т и ч е ские з а д а ния со списками ре к о мендо в анной л и тер а т у ры

    ТЕМА 1 .

    Практическое занятие 1,2.

    Раздел №1. Трудовое право как самостоятельная отрасль. История и тенденции развития трудового законодательства в России. Понятие, предмет, метод и система трудового права. Принципы трудового права. Источники (формы) трудового права.


    1. Обсуждение контрольных вопросов и заданий для проведения текущего контроля:
    - Дайте характеристику трудовому праву как самостоятельной отрасли российской правовой системы.

    По каким критериям следует отграничивать трудовое право от административного , гражданского и права социального обеспечения?

    Что составляет предмет трудового права?

    Каковы особенности метода трудового права? В чем проявляются единство и дифференциация трудового права?

    Что составляет систему трудового права и трудового законодательства?

    Постарайтесь сформулировать основные тенденции развития российского трудового права на современном этапе.

    Определите значение и сформулируйте понятие основных принципов трудового права.

    Перечислите виды источников трудового права.

    Раскройте правила действия нормативных правовых актов о труде во времени и в пространстве.

    Как действуют нормативные правовые акты о труде по кругу лиц? Дайте разграничение общих и специальных норм трудового законодательства.

    2. Работа в группах. Группа делится на две подгруппы, одна из которых вырабатывает аргументы и обосновывает необходимость отмены ограничения применения труда женщин на подземных работах, доказывая дискриминационный характер запретов, а другая вырабатывает аргументы и обосновывает необходимость сохранения таких ограничений. Во время работы в группах должны быть выработаны контраргументы для опровержения доводов другой стороны.

    3. Решение задач и проблемных ситуаций. При оформлении результатов анализа следует указать: номер статьи Трудового кодекса РФ и выдержку из нее, где содержится отсылка к соответствующему акту; полное наименование, дату принятия и номер федерального закона и акта Правительства РФ.

    Зад а ча 1. Иванов, будучи учредителем и участником ООО «Старк», выходя из общества, обратился к исполнительному директору с просьбой о внесении периода его деятельности по созданию общества и пребывания в числе участников в трудовую книжку с тем, чтобы это время было включено в трудовой стаж. У руководителя кадровой службы возникли сомнения о возможности включения указанного периода в трудовой стаж. Иванов настаивая на своей просьбе, указал, что, являясь участником ООО «Старк», он неоднократно выполнял различные работы в интересах общества: осуществлял коммерческое посредничество, участвовал в деловых переговорах, доставлял на своем личном автомобиле руководителей к месту переговоров, ездил за документами и т. п. Какова правовая природа отношений Иванова и ООО «Старк»? Правомерно ли требование Иванова?

    Зад а ча 2. Индивидуальный предприниматель Сергеев осуществляет деятельность, связанную с реализацией продуктов питания. В сентябре Сергеев заболел, и его родственник выразил желание оказать ему помощь и осуществлять продажу продуктов питания в период заболевания Сергеева. Индивидуальный предприниматель Сергеев и его родственник заключили гражданско-правовой договор, в силу которого родственник безвозмездно осуществляет продажу продуктов питания индивидуального предпринимателя. Условиями указанного договора предусмотрено, что родственник индивидуального предпринимателя осуществляет торговлю в течение всего времени работы магазина , находится в магазине каждый день - 5 дней в неделю по 8 часов.

    Включаются ли данные отношения в предмет трудового права? Назовите признаки трудовых правоотношений.

    Зад а ч а 3 . Директор завода, в связи с падением объемов производства, организовал бригаду из ранее уволенных работников, для выполнения ремонтно-строительных работ вне территории завода. Договор был заключен лишь с бригадиром, который получал вознаграждение и перераспределял всю сумму между членами бригады. По истечении 10 месяцев работы, бригадир обратился в профсоюз с просьбой разъяснить, в каких отношениях бригада состоит с заводом и полагается ли им компенсация за неиспользованный отпуск.

    Составьте ответ заявителю от имени профсоюза.

    Зад а ча 4. Яковлева работала в организации уборщицей, получая оплату не реже одного раза в месяц. Она выполняла работу в установленные часы: часть помещений по указанию начальника АХО убирала до начала, а остальные – по окончании рабочего дня организации. Через два года Яковлева обратилась с заявлением о предоставлении ей ежегодного отпуска. Директор организации отказал Яковлевой в предоставлении отпуска, ссылаясь на то, что она работает по договору подряда; трудовой договор с ней не заключался и приказ о приеме на работу не издавался, поэтому у нее права на отпуск. В каком правоотношении состоит Яковлева с организацией? Дайте правовую оценку действиям директора.

    Зад а ча 5. Для строительства магазина были приняты 7 человек по срочному трудовому договору и 5 человек по договору подряда. Через 11 месяцев граждане, работающие по договору подряда, потребовали предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска. Руководитель в предоставлении отпуска отказал, мотивируя тем, что ГК РФ не предусматривает предоставление отпуска. Возник спор, договоры подряда были расторгнуты. Работники подали исковые заявления о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула и компенсации морального ущерба. Назовите отличие трудовых и гражданско-правовых отношений, связанных с применением труда граждан. Составьте решение суда.

    Зад а ча 6 . Определите, какие правоотношения возникают в следующих случаях:

    а) гражданин в возрасте 17 лет в соответствии с направлением государственной службы занятости обратился к работодателю, указанному в направлении, в целях трудоустройства;

    б) государственный инспектор установил , что в ОАО работникам, поступившим на работу, предоставляют ежегодный оплачиваемый отпуск через 11 месяцев работы;

    в) генеральный директор направил представителей в комиссию по трудовым спорам;

    г) профсоюзный комитет предприятия, как выборный орган первичной профсоюзной организации, рассматривает обращение работодателя о расторжении трудового договора с инженером технического отдела по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

    Зад а ча 7 . Индивидуальный предприниматель заключил соглашения: с Зайцевым - о выполнении им обязанностей охранника членов семьи предпринимателя, а с Волковым - о выполнении обязанностей вахтера. В какие правоотношения с индивидуальным предпринимателем вступили Зайцев и Волков?

    Зад а ча 8 . В трудовых договорах граждан, работающих у работодателя – физического лица, зафиксировано, что им предоставляется ежегодный 20-дневный оплачиваемый отпуск летом и 10-дневный, неоплачиваемый отпуск зимой. Соколов потребовал предоставления 28-дневного оплачиваемого отпуска.

    Включаются ли в предмет трудового права отношения по применению труда граждан у работодателей – физических лиц? Составьте заключение юрисконсульта.

    Зад а ча 9 . Сурков работающий по договору подряда в ООО «Свет», написал заявление о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска на основании Конвенции МОТ № 52 (1936 г.) «Об ежегодных оплачиваемых отпусках». Директор ООО в предоставлении отпуска отказал, ссылаясь на ст.37 Конституции РФ. Сравните Конвенцию МОТ № 52, Конституцию РФ и Трудовой кодекс РФ. Какие источники права подлежат применению при рассмотрении спора?

    Составьте решение комиссии по трудовым спорам.

    Зад а ча 10 . Орган исполнительной власти субъекта РФ принял нормативный акт, увеличивающий выплаты при увольнении работников по сравнению с федеральным уровнем.

    Допустимы ли такие действия органа исполнительной власти субъекта РФ с точки зрения законодательства РФ? Назовите особенности разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

    Зад а ча 11 . Антонов был уволен за появление на работе в нетрезвом состоянии. В суде работник заявил, что распил спиртные напитки на рабочем месте после окончания работы. В решении суда содержатся ссылки на п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», согласно которому допускается увольнение за появление работника в нетрезвом состоянии в рабочее время в месте выполнения трудовых обязанностей.

    Какие виды толкования норм права вы знаете? Какой вид толкования норм права применил Верховный суд? Является ли Постановление Пленума Верховного Суда источником права?

    Зад а ча 12 . Руководитель организации единолично внес изменения в правила внутреннего трудового распорядка, касающиеся изменений режима работы организации, мотивируя свое решение отсутствием профкома, что привело к возникновению коллективного трудового спора.

    В каком порядке принимаются и изменяются правила внутреннего трудового распорядка? Составьте заключение юрисконсульта.

    Зад а ча 13 . Петров в рабочее время изготавливал инвентарь для собственной дачи, допустив порчу оборудования организации. Учитывая, что ущерб нанес при самовольном использовании технических средств организации, работодатель включил в размер ущерба, подлежащего возмещению, упущенную выгоду (неполученные доходы) на основании Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб , причиненный организации. В судебном заседании представитель ответчика заявил, что включение в размер ущерба упущенной выгоды недопустимо, так как Трудовой кодекс РФ предусматривает возмещение только прямого действительного ущерба, и подлежит применению как нормативный как высшей юридической силы.

    Какой нормативный акт подлежит применению при вынесении решения суда?

    Зад а ча 14 . Коммерческая организация в трудовых договорах со своими работниками предусматривает условие, что работник в случае досрочного расторжения трудового договора по собственной инициативе, во-первых, выплачивает работодателю неустойку в размере 30 тыс. руб., во-вторых, не вправе устраиваться на работу в организацию с аналогичным профилем работы.

    Зад а ча 15 . В организации в целом и в ее обособленном структурном подразделении заключены отдельные коллективные договоры. Коллективный договор организации предусматривает большие размеры стимулирующих выплат (премий) по сравнению с коллективным договором ее филиала.

    Какой коллективный договор подлежит применению для оплаты труда работников филиала? Охарактеризуйте особенности коллективного договора как источника трудового права.

    Зад а ча 16. Для учета мнения первичной профсоюзной организации в профсоюзный комитет ООО «Кедр» поступил разработанный работодателем проект локального нормативного акта. Этот проект содержал следующие положения: работодатель выплачивает заработную плату один раз в месяц, 25 числа; право на отпуск работника наступает только после года непрерывной работы; в целях экономии фонда оплаты труда сверхурочные работы оплачиваются в одинарном размере; работодатель имеет право снижать до 50 процентов заработную плату работнику, который нарушил трудовую дисциплину или некачественно выполнил работу; на работе работники должны носить униформу с символикой фирмы, в случае нарушения этого требования работнику объявляется выговор и из его зарплаты взыскивается штраф в размере 2 тыс. руб.

    Определите, соответствуют ли названные пункты локального акта положениям трудового законодательства. Какова роль профсоюза при принятии локальных актов в организации? Какие действия может предпринять профсоюз в данном случае?

    Зад а ча 17 . Рассмотрите ситуации с позиции нормативных требований к порядку принятия и введения в действие локальных нормативных актов.

    На предприятии действуют две первичные профсоюзные организации. У какого профсоюза работодатель должен запрашивать мотивированное мнение при принятии локального нормативного акта?

    Работники организации не являются членами профсоюза и первичная профсоюзная организация не сформирована. Правомерно ли в такой ситуации принятие работодателем локального нормативного акта (например, положения о профессиональном развитии персонала), определяющего формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников без учета мнения работников?

    Работодатель разрабатывает проект правил внутреннего трудового распорядка. В организации отсутствует первичная профсоюзная организация, однако работниками на общем собрании был избран представитель. Необходимо ли направлять указанному представителю в соответствии с ч. 1 ст. 190 ТК РФ проект правил для учета его мнения?

    Руководитель организации единолично внес изменения в Правила внутреннего трудового распорядка, касающиеся изменений режима работы организации и введения дресс-кода. Правомерны ли действия руководителя организации? Опишите порядок внесения изменений в содержание локального нормативного акта.

    Зад а ча 18. В трудовом договоре и должностной инструкции работника (продавца), принятого на работу с испытательным сроком три месяца, отсутствует указание на обязанность вежливого обращения с клиентами. Вправе ли работодатель уволить работника до истечения срока испытания в случае поступления от клиентов жалоб на грубость работника? Дайте характеристику должностной инструкции , назовите особенности разработки и принятия этого документа. Охарактеризуйте функции и назначение должностной инструкции.

    Зад а ча19 . Гражданка Сидорова была принята водителем грузовой машины грузоподъемностью свыше 2,5 тонн. Профком потребовал прекращения трудового договора по причине нарушения работодателем правил охраны труда. Сидорова написала жалобу в вышестоящий профком, указав, что трудовым законодательством запрещается дискриминация по половому признаку, так как установлен принцип равенства мужчин и женщин. Составьте ответ профкома.

    Зад а ча 20 . Гражданину Васильеву, имевшему регистрацию в г. Златоусте, отказали в трудоустройстве в г. Челябинске по факту отсутствия челябинской регистрации. Васильев обжаловал отказ в суд, ссылаясь на то, что работодателем нарушен принцип равенства прав граждан. Раскройте содержание принципа равенства граждан в трудовом праве, укажите нормы, в которых реализуется этот принцип. Разрешите спор по существу.

    Зад а ча 21 . В консалтинговом агентстве открылась вакансия на должность регионального менеджера финансовой службы. К соискателям на вакантную должность предъявляются следующие требования:

    − мужчина, возраст 27-40 лет;

    − стаж работы по данной специальности не менее 5 лет, желательно, непрерывный;

    предыдущее место работы – крупная организация;

    − увольнение с прежнего места работы по уважительной причине (не по виновным обстоятельствам);

    высшее образование, обязателен диплом одного из ведущих отечественных государственных университетов (заявления выпускников институтов и университетов не имеющих государственной аккредитации не рассматриваются), средний балл оценок по дисциплинам – 4,5; наличие дополнительных сертификатов по специальности приветствуется;

    − знание иностранного языка и владение компьютером;

    − инициативность, коммуникабельность;

    − наличие прописки в данном населенном пункте;

    − отсутствие вредных привычек и проблем со здоровьем;

    − наличие автомобиля;

    − отсутствие задолженностей по кредитам;

    − отсутствие судимостей, связей с криминалитетом (проверка осуществляется службой безопасности организации).

    Определите правомерность требований, предъявляемых к кандидатам на вакантную должность. Как соотносится каждое из указанных требований с принципами трудового права? Результат оформите в виде таблицы.

    Зад а ча 22 . В ООО «ТурАгенство» в пределах установленной квоты был принят на работу гражданин Сидоров, являющийся инвалидом 2 группы. В ООО действует система премирования , установленная локальным актом, однако в трудовой договор, заключенный с Сидоровым соответствующий пункт о выплате премий со ссылкой на положение о премировании включен не был, вследствие чего премии, полагающиеся всем другим работникам, в отношении него не исчислялись и не выплачивались. На вопрос Сидорова, чем же объясняется такой подход, ему пояснили, что поскольку в связи с состоянием здоровья он может выполнять должностные обязанности лишь в ограниченном объеме (в том числе не сможет работать сверхурочно, в праздничные и выходные дни и пр.), организация не распространила на него систему премирования.

    Определите правомерность указанного решения.

    Зад а ча 23 . На стенде перед входом в организацию по обслуживанию железнодорожного транспорта вывешено объявление о приглашении на работу мужчин, имеющих справку о состоянии здоровья и соглашающихся пройти профессиональный отбор.

    Определите свою позицию и поясните, соответствуют ли эти требования принципу свободы труда и запрещению дискриминации, раскройте их содержание.

    Зад а ча 24 . Один из сотрудников ООО «Техсбыт» был случайно замечен на чужом объекте. После проверки службой безопасности оказалось, что этот работник не только работает по совместительству в компании конкурента, но и берёт дополнительные вознаграждения с клиентов ООО «Техсбыт» за свои услуги. В связи с этим работника уволили из ООО «Техсбыт».

    Ссылаясь на принципы трудового права, определите правомерность действий работника и его работодателя.

    Зад а ча 25 . В соответствии с приказом руководителя организации (ООО) работники организации могут раз в год в выходной день, определяемый руководителем организации, привлекаться для участия в субботнике, а именно производить уборку мусора с территории организации , посадку цветов, мытье окон и т.п. Участие в субботнике является общественной нагрузкой и не оплачивается.

    Правомерно ли применение подобного приказа? Может ли привлечение к участию в подобном субботнике быть признано принудительным трудом? Раскройте содержание принципа запрещения принудительного труда.

    Зад а ча 26. На форуме в интернете был задан вопрос:

    «Предприятие собирается направить работника на курсы повышения квалификации с условием, что по окончании курсов, которые будут оплачены предприятием, работник не уволится в течение пяти лет. Сертификат о прохождении курсов не выдается. Может ли работник отказаться от прохождения курсов или уволиться по окончании, и каковы будут последствия?»

    Проанализируйте ситуацию с точки зрения принципов трудового права.

    Зад а ча 27 . Дайте правовую оценку указанным положениям локальных актов:

    Индивидуальный предприниматель - работодатель издал приказ о повышении с 1 января размеров должностных окладов части штата работников, показывающей, по его мнению, наилучшие результаты в работе;

    В организации локальным актом установлен размер суточных для работников, направляемых в командировки, в зависимости от должности, занимаемой работником;

    Работодатель для мотивации работников издал локальный акт, в котором закрепил положение, согласно которому некурящим работникам полагается пять дней дополнительного оплачиваемого отпуска;

    Работодатель принял локальный нормативный акт, положениями которого предусмотрен запрет работникам осуществлять трудовую деятельность у конкурентов организации-работодателя после прекращения срока действия трудового договора в течение определенного срока (приведен список соответствующих организаций). В чем различие дифференциации в регулировании условий труда и дискриминации в сфере труда?


    1. Решение тестовых заданий их сборника проверочных тестов по трудовому праву по темам для осуществления контроля, за изучением раздела.

    Вопр о с ы и задания для с а м остоятельной работы


    1. Тенденции в развитии предмета трудового права в современных условиях.

    2. Понятие рынка труда в современных условиях.

    3. Изменение метода трудового права в современных условиях.

    4. Взаимодействие и взаимозависимость отраслей российского права, регулирующих отношения, связанные с трудом.

    5. Предмет и система трудового права как науки и учебной дисциплины.

    6. Конспект определения трудового права как самостоятельной отрасли российского права (не менее трех позиций ученых).

    7. Составьте таблицу, в которой отражаются институты общей и особенной части трудового законодательства.

      Общая часть

      Особенная часть

    8. Особенности действия в сфере российского трудового прва принципов права , общих для всей системы права России, а также действующих на межотраслевом уровне.

    9. Конспект монографии Г.Х. Шафиковой, М.С. Сагандыкова «Конституционные принципы регулирования труда в Российской Федерации» (§ 3 главы I и § 1 и 2 главы III).

    10. Конспект автореферата на соискание ученой степени кандидата юридических наук Е.М. Офман «Злоупотребление правом субъектами трудовых отношений» (Екатеринбург, 2006).

    11. Выписать дискриминационные объявления о приеме на работу, данные работодателями в СМИ.

    12. Анализ актов высших судов Российской Федерации (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ), свидетельствующих о формировании принципа недопустимости злоупотребления правом субъектами трудовых отношений (не менее двух).

    13. Анализ постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

    14. Конспект автореферата на соискание ученой степени доктора юридических наук Е.А. Ершовой «Источники и формы трудового права в Российской Федерации» (М., 2008) об установлении авторской концепции системы источников и форм российского трудового права (стр. 5 -11).

    15. Анализ трудового законодательства Челябинской области.

    16. Действие источников трудового права во времени, в пространстве, по кругу лиц.

    17. Сравнительный анализ Устава о промышленном труде 1913 г., КЗоТ России 1918, КЗоТ РСФСР 1922, КЗоТ РСФСР 1971 г. и Трудового кодекса РФ.

    18. Проведите анализ бланкетных норм Трудового кодекса РФ с указанием нормативных актов, к которым они отсылают (федеральный закон, указ Президента РФ, акт Правительства РФ или ведомства, коллективный договор или соглашение, локальный акт и т.п., с его полным наименованием, датой принятия и номером).

    19. Укажите перечень статей, содержащих отсылки на локальные акты по следующей таблице.

    Список ре к о ме н до в анной л и т е р а т у ры

    Но р м а т и вные пра в овые акты

    Литература

    Практическое занятие 3,4.

    Вид работы: Решение задач
    Количество страниц: 32
    Графические материалы: есть
    Кол-во источников литературы: нет

    Структура работы:

    ОТВЕТЫ НА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРАКТИКУМА ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ

    Фрагменты работы:

    Как Вы считаете, что представляет собой общественная организация труда? Каковы ее особенности? Существует ли какая-либо связь между формами собственности и разновидностями социальной организации труда? В чем выражается наличие интересов работников, работодателей и государства в процессе развития производственных отношений?

    В чем особенность системы отрасли трудового права? Перечислите структурные подразделения системы отрасли трудового права. В чем заключается особенность системы науки трудового права?

    В предлагаемой ниже таблице Вам необходимо указать отличительные признаки трудового договора и любого из гражданско-правовых договоров сфере труда со ссылками на соответствующие правовые нормы:

    Раскройте значение основных принципов трудового права и дайте характеристику каждому из них.

    Практическое задание

    Укажите в хронологической последовательности по три последних вступивших в законную силу нормативных актах, касающимся вопросов труда и занятости:

    Федеральные законы РФ;

    Указы Президента РФ;

    Постановления Правительства РФ;

    Документы Министерства здравоохранения и социального развития РФ;

    Распоряжения мэра или Правительства Москвы.

    Составьте перечень публикаций, содержащих анализ судебной практики по трудовым делам, опубликованным в Бюллетень Верховного суда РФ за последние 6 месяцев.

    Вопрос: Подлежит ли применению при разрешении трудовых споров работников негосударственных авиационных транспортных предприятий о взыскании вознаграждения за выслугу лет постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Министерства гражданской авиации СССР от 30 июля 1974 г. № 208/22 «Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты ежегодного единовременного вознаграждения за выслугу лет в системе Министерства гражданской авиации и Госавианадзоре СССР»?

    Ответ:

    Вопрос: Подлежат ли возмещению сотрудникам органов внутренних дел расходы, связанные с проездом личным автотранспортом, при следовании к месту проведения отпуска и обратно?

    Ответ:

    Объясните смысл такого понятия, как “правовой статус субъекта”.

    Руководствуясь действующим законодательством, опишите основные черты правового статуса следующих субъектов трудового права:

    Задачи

    Супруга инженера Пилипенко обратилась к директору АО “Вымпел”, где он работал, и просила оказать воздействие на ее мужа, который пропивает почти всю заработную плату. Директор распорядился заработную плату Пилипенко выдавать ежемесячно не ему, а его супруге.

    Узнав об этом, Пилипенко обратился в комиссию по трудовым спорам (КТС) с требованием отменить это распоряжение, так как в организации работает он, а не его супруга.

    Может ли быть ограничена трудовая правоспособность работника при изложенных обстоятельствах?

    Как решить данный спор по существу?

    Обоснуйте свою точку зрения, аргументируя ее ссылками на законодательство.

    15-летний Плакунов поступил на работу в качестве ученика слесаря. Его отец потребовал от директора завода увольнения своего сына, так как тот поступил на работу вопреки запрету родителей. Семья материально обеспечена, и подросток, как заявил отец Плакунова, должен учиться в дневной общеобразовательной школе и получить среднее образование.

    Вызванный в кабинет директора Плакунов – младший заявил отцу и директору завода, что он желает приобрести рабочую профессию и намеревается продолжать учебу, поступив в вечернюю общеобразовательную школу.

    Как должен поступить директор завода?

    Обоснуйте свою точку зрения, аргументируя ее ссылкой на законодательство.

    Могут ли родители потребовать прекращения трудовых правоотношений их несовершеннолетних детей?

    Проанализировав Федеральный закон РФ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” 12 января 1996 года и гл. 58 ТК РФ, оцените правовое положение российских профсоюзов на современном этапе.

    Какие полномочия профсоюзов позволяют им активно участвовать в регулировании социально-трудовых отношений? Насколько надежны, по Вашему мнению, гарантии профсоюзной деятельности? Могут ли профсоюзы быть привлечены к ответственности за свою деятельность в сфере труда, если да, то за что и в какой форме?

    Дайте правовую консультацию

    1. Работник не состоит в профсоюзе. Необходимо ли согласовывать с выборным профсоюзным органом предприятия вопросы, которые предусмотрены в п. 6,7,8,9, ст.77; п.3, п.6 ст. 81 ТК РФ?

    1. В устав ООО внесен пункт об увольнении участников ООО по п.5 и 6 ст.81 ТК РФ без учета мнения любых общественных организаций. Здесь не сохраняются гарантии, предусмотренные главой 58 ТК РФ. Правомерен ли спорный пункт устава?
    1. Если работник – пенсионер и не член профсоюза, то можно ли его уволить по инициативе работодателя после 4 месяцев нетрудоспособности (больничный листок)?

    Ответьте письменно на вопросы

    1. Изучив II часть Трудового кодекса РФ раскройте особенности коллективно-договорного регулирования социально – трудовых отношений. Назовите стороны коллективного договора, оцените механизм их взаимодействия. Почему? Определите своё отношение к целесообразности заключения коллективного договора в организациях в современных условиях.
    1. Какое место в процессе регулирования социально-трудовыми отношениями занимают соглашения? Назовите уровни участников в процессе принятия регионального соглашения.

    3. В чем смысл принятия отраслевого и межотраслевого соглашения? Кто является сторонами таких соглашений?

    Задачи

    Главный инженер НИИ Пологов обратился в суд с иском о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. Он был уволен за отсутствие на работе с 5 по 28 июня текущего года. Свое отсутствие он объяснил тем, что работники структурного подразделения, где он работал, принял решение о выделении данного подразделения из состава института, преобразовании его в акционерное общество с последующей приватизацией. Поскольку они уполномочили Пологова представлять интересы коллектива при решении указанных организационных вопросов в г. Москве, то он вынужден был выехать туда и отсутствовать на работе в указанный период. Суд восстановил Пологова на работе, мотивируя это тем, что при его увольнении была нарушена ст.39 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой, по мнению суда, Пологов не мог быть уволен без согласия органа, уполномочившего его на представительство.

    Правильно ли решение суда?

    На кого распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные ст.39 Трудового кодекса РФ?

    Данная работа получила оценку «отлично».

    Для получения консультации по стоимости, другим вопросам приобретения полной версии данной работы или любой ее части обращайтесь через
    При обращении ОБЯЗАТЕЛЬНО напишите индивидуальный номер работы – указан в самом верху.



Просмотров