Правовые нормы и правоотношения. Понятие правовой нормы

Введение

Структура правоотношения: субъекты и объекты правоотношений, субъективные права и юридические обязанности

Юридические факты и их классификация

Заключение


Введение

В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, культурные и др. собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (в отличие от взаимосвязей в природе) общественными или социальными.

Юридическую науку, естественно, интересуют, прежде всего, юридические или правовые отношения. В чем их специфика? Кратко говоря, в том, что они органически связаны с правом.

Право - особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В это его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.

Правовые отношения, проблема их понятия и содержания является одной из фундаментальных проблем теории права и юридической науки в целом. Это определяется тем, что любая правовая проблема есть в конечном итоге проблема правовых отношений, проблема правовых связей субъектов правоотношений.

Общественный характер правоотношения в юридической науке признан давно. Но в исследованиях внутреннего строения (структуры) правоотношения его единая с общественными отношениями природа прослеживается не всегда. В итоге зачастую упускается из вида тот факт, что правоотношения есть, прежде всего, отношения между людьми, а не просто отношения между их правами и обязанностями. Именно с этой точки зрения в настоящей работе рассматривается такой феномен общественных отношений, как правоотношение.

Для того чтобы ясно представить себе механизм действия такой сложной юридической категории как правовое отношение, необходимо овладеть его теоретической базой. Это значит:

· рассмотреть понятие, признаки и виды правоотношений;

· усвоить структуру, изучить субъект, объект, а также права и субъектов правоотношений;

· уделить внимание основаниям возникновения, изменения и прекращения правовых отношений, а в ряде случаев и их возобновления.

Именно данные задачи мне хотелось бы разрешить в данной курсовой работе.


Понятие, основные признаки и виды правовых отношений

Правовые отношения являются центральной категорией теории государства и права, а также отраслевых юридических наук.

Правоотношения представляют собой разновидность общественных отношений, т.е. связь между людьми, их поступками, поведением, деятельностью. Правоотношения - одно из главных средств реализации права.

В юридической литературе существует множество определений правовых отношений, однако, если проанализировать имеющиеся определения, можно сделать вывод о том, что все они питают одни корни.

Так, например, Л. А. Морозова считает, что «правоотношения есть общественные отношения, урегулированные нормами права. Это юридическая связь между субъектами данного отношения» . Профессор Марченко М. Н. определяет правовые отношения как «урегулированные нормами права общественные отношения, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством» .

Но вот профессор В. Н. Хропанюк при определении правовых отношений берет несколько другую основу: «правоотношение – та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права» .

Таким образом, можно дать следующее определение: правовое отношение - это индивидуализированное отношение, т.е. отношения между отдельными лицами (гражданами, организациями, государственными органами и гражданами и т.д.), связанными между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения (здесь: мера поведения означает установление его границ). Понятие правового отношения в совокупности с юридическими нормами составляет необходимый, а иногда и исходный элемент юридического права. Взаимосвязь норм права и правоотношения обуславливает реальную жизнь права как регулятора общественных отношений. Обязательная взаимосвязь правоотношения с правовыми нормами составляет важнейшее требование законности каждого конкретного правоотношения.

Правоотношения как особый вид общественных отношений обладают рядом характерных черт (принципов):

· Они возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы - нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность.

· Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого. В большинстве случаев права и обязанности в правоотношении возлагаются как на одну сторону, так и на другую, т.е. правам всегда соответствуют определенные обязанности.

· Правоотношения имеют сознательно-волевой характер. С одной стороны они возникают на основе правовых норм, которые являются продуктом сознательно-волевой деятельности людей (правотворческих органов), а с другой – участники правоотношения реализуют свои права и обязанности посредством своих волевых, сознательных действий.

· Охраняются государством и гарантируются в необходимых случаях его принудительной силой, поскольку охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений.

· Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение «кого-то» с «кем-то». Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например, моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.

Однако данный перечень не является исчерпывающим. Например, Н. И. Матузов и А. В. Малько выделяют такой признак как «возникновение по поводу определяемого блага, ценности» . Существуют и другие точки зрения на данный вопрос.

В юридической литературе существуют различные классификации правовых отношений, которые имеют важное теоретическое и практическое значение. Выделяют следующие их виды:

1. По отраслевому признаку:

Конституционные (например, отношения по поводу прав и свобод граждан);

Административные (в сфере государственного управления);

Гражданско-правовые (аренда, купля-продажа и др.);

Финансовые (например, принятие, исполнение бюджета);

Семейные (пример - заключение брака, алиментные и другие правоотношения);

Уголовно-правовые (отношения ответственности за преступления);

Трудовые (отношения по трудовому договору);

Правоотношения иных отраслей права.

2. По степени определенности:

Абсолютные (точно определена лишь одна сторона либо не определен объект правового отношения);

Относительные (строго определены обе стороны – их можно назвать поименно);

Общерегулятивные или общие (возникают главным образом на основе Конституции, других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений).

3. По характеру обязанностей:

Активные (обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного);

Пассивные (сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения).

4. По количественному составу:

Простые (между двумя субъектами);

Сложные (между несколькими или даже неограниченным числом субъектов).

5. По действию во времени:

Кратковременные;

Долговременные.

Существуют и другие классификации правоотношений. Например, подразделение правоотношений в зависимости от выполняемых функций:

Регулятивные (возникают на основе правомерного поведения субъектов);

Охранительные (возникают на основе противоправного поведения, связанного с применением государственного принуждения).

Профессор Л. А. Морозова выделяет и такие правоотношения как материально-правовые и процессуальные. Первые возникают на основе норм материального права, а вторые – на основе процессуальных норм, производных, вторичных от материальных правоотношений. Процессуальные правоотношения не могут возникнуть без материальных и существовать без них . Также ряд ученых выделяют частноправовые и публично-правовые правоотношения. Частноправовые правоотношения характеризуются равенством их участников, публично-правовые - иерархичностью, это отношения власти-подчинения. Процессуально-правовые отношения в свою очередь делятся на процессуально-регулятивные (процесс заключения договора) и процессуально-охранительные (уголовное производство) - типичные правоотношения по реализации юридической ответственности. Также в зависимости от используемого метода правового регулирования правоотношения делятся на договорные и управленческие правоотношения.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что подходов к рассмотрению понятия правоотношений, сущности этого социального, с одной стороны, и правового явления, с другой, видов и классификаций достаточно много, однако большинство ученых определяют эти понятия одинокого.

Отношение - формула - норма права

«Средний путь - самый безопасный», - гово­рил две тысячи леї назад древнеримский поэт Овидий. Эти слова выражают сушность и пред­назначение нормы права. Средний путь - это устойчивая взаимозависимость между людьми, которая позволяет каждому вести спои дела не в ущерб дезам других.

Такая необходи­мая взаимозависимость называется отношением. Наличие отноше­нии позволяет людям организовывать свою жизнь Если мы знаем закономерности построения отношений, мы можем упорядоченно вести свои дела и нормально жить.

Закономерности построения отношении выражаются формулой. В естественных науках формулы указывают на закономерности от­ношений между явлениями природы. В правоведении формулы от­ражают закономерности отношений между лицами, т.е. людьми, способными познавать явления природы и организовывать свою жизнь в соответствии с этим знанием. Эти правовые формулы на­зываются нормами права.

Норма права - (то провоззлашенное различными способами, оче­видное дія всех по результатам общественной практики и потому обя- затс іьнос, руководящее начало построения устойчивых отношений ме­жду [инами с целью их самореализации путем применения в конкрет­ных делах данных от природы способностей.

Какое-либо установление становится нормой права именно по­тому, что выражает закономерность отношений между лицами, суть которой состоит в том. чтобы, избегая крайностей, прокладывать средний путь. Норма права указывает на этот прямой путь із по­строении отношений между лицами, поэтому норма права - это ве­ление закона, который не придумывается, а познается людьми, если они желают нормально жить.

Закон есть зила природы, он - ум и сознание мудрого человека, он - мерило правії п бесправия.. Бу іем же при обосновании нрава ис­ходить из гого высшего закона, который, бу цчн общим для всех веков, возник раньше, чем какой бы го ни было писаный закон, вернее, рань­ше, чем какое-либо государство вообще было основано.

Это одно из известных высказываний выдающегося древнерим­ского юриста и политика Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.). Древнеримские правоведы стали для современных юристов класси­ческими математиками права. Это им принадлежат формулы, кото­рыми питается правосознание в наши дни и на которых основыва­ется содержание нормативных правовых актов и судебных решений нашего и других государств:

Право проявляется в поступках людей по отношению друг к другу;

Право относится к случаям, которые происходят часто;

Закон смотрит вперед, а нс назад,

Обычай является лучшим толкователем закона;

Никто не может быть судьей в собственном деле.

Эти и другие крылатые правовые формулы, дошедшие до нас во многом благодаря кодификации, проведенной в VI в. н.э. византий­ским императором Юстинианом I (483-565 н.э.), показывают, что всякое обобщение может стать и становится нормой права, если под­мечает сущность определенных отношений, игнорирование которой делает невозможным построение данных отношений в реальности.

Итак, норма права - это идеальный образец отношений, следова­ние которому на практике приводит к построению необходимых дли жизни отношений в реальности.

Латинское слово norma в первом значении выражает понятие «на­угольник», т.е. говорит о накладке, скрепляющей угол ящика, рамы, переплета и т.д. Это совпадение вряд ли случайно. Норма права - это наугольник отношений между людьми. Только скрепляет она не материальные, зримые детали, а невидимые отношения между субъектами права (лицами). И делает это путем установления их взаимных, взаимосвязанных обязательств. Данную суть и выражает второе значение латинского слова norma - «норма, руководящее начало, правило, образец».

Таким образом, правовая норма - это право для определенного отношении. В соответствии с руководящими указаниями нормы данное отношение должно оформиться в жизни в случае, если в ре­альности возникнут обстоятельства, предусмотренные нормой.

Не следует отождествлять действия лиц, которыми провозгла­шается норма, с самой нормой.

Способы выраже­ния правовых норм

Нормы права обычно выражаются при помощи нормативных правовых актов, т.е. организую­щих действий органов государственной власти, которые оформляются принятыми по специальной процедуре и об­народованными для всеобщего сведения документами.

Имеются и другие способы выражения правовых норм:

Судебный и административный прецедент;

Правовой обычай;

Правовая доктрина;

Нормативный договор.

Наличие или отсутствие таких способов зависит от традиций конкретного общества и особенностей осуществления государствен­ной власти.

Правовая норма может выражаться в нормативных правовых актах по-разному. Если установления нормативных актов отражают суть нужных практике отношений, то можно сказать, что такие установ­ления выражают нормы права.

Таким образом, нормативный правовой акт и другие способы выражения норм права являются способами познания права как та­кового.

Если нормативное установление не выражает норму права, хотя и устанавливает определенное правило, - оно фиктивно. Фиктив­ность нормативных установлений распознается при их применении на практике.

Н а п р и м е р, в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ говорится, что в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. На первый взгляд эта норма кажется действенной, рабочей. Вроде бы все здесь ясно и понятно. Но попробуем построить в соответст­вии с данной нормой отношения на практике. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 20 июля 1998 г. № 120 «Об оріанизации торгов по закупке товаров, работ и услуг для государ­ственных нужд в Республике Хакасия» было утверждено Временное положение об организации торгов в Республике Хакасия. Пункт первый раздела 1 этого положения по заключению Министерства юстиции РФ (Минюста) нс соответствует абзацу второму ст. 3 Феде­рального закона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках про­дукции для федеральных государственных нужд». Следовательно, есть основания полагать, что норма, содержащаяся в акте Респуб­лики Хакасия, противоречит Федеральному закону и в соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ применению на практике не подле­жит. Но полномочия Минюста России Констшуцией РФ не опре­делены, поэтому данное им заключение еще нс подтверждает факт несоответствия акта органа исполнительной власти Республики Ха­касия названному Федеральному закону.

Не вдаваясь в дальнейший анализ текста Конституции РФ и со­поставление конституционных норм, отметим сразу, что субъект, имеющий полномочия устанавливать факт противоречия между акта-

ми субъектов Российской Федерации и федеральными законами, прямо не определен. В ч. 2 ст. 85 Конституции РФ говорится о «со­ответствующем суде». Как видим, это противоречит теоретическому принципу выражения правовой нормы: норма права призвана не просто указать на те или иные отношения, - она обязана подме­тить необходимую связь в действиях субъектов данных отношений. Регулирующее воздействие рассматриваемой конституционной нор­мы на практике не проявляется.

Представим, что в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ установлено:

В случае, если любой акг органов государственной власти субъектов

Российской Федерации будет признан Верховным Судом Российской

Федерации несоответствующим федеральному закону, действует феде­ральный закон.

Видимо, в таком варианте выражения образец отношении оказы­вается более действенным для практики. Теперь понятно, что несо­ответствие любого акта субъекта Российской Федерации федераль­ному закону вправе признать Верховный Суд Российской Федера­ции. Факт такого признания означает, что акт субъекта Федерации в части, не соответствующей федеральному закону, не действует, становится юридически ничтожным. Отношения так или иначе, но определены. Следовательно, норма права действует, потому что в соответствии с ее требованиями на практике складываются устой­чивые, определенные отношения.

Все препятствия в осуществлении необходимых обществу отно­шений должны учитываться в процессе правового регулирования. И если возникает препятствие, а нормы, позволяющей снять напря­жение, нет, отношения становятся слабо урегулированными, неоп­ределенными, т.е. практически не складываются.

Это в полной мерс относится и к другим способам выраже­ния правовых норм, о которых мы упомянули выше.

п При анализе правовых предписаний различают

нормативные предписания и индивидуальные.

Правовое предписание - это специфические отношения, через кото­рые определенные субъекты получают возможность осуществлять кон­кретные функции іибо действовать онредезениым образом согласно нормам права или морали.

Индивидуальные предписания регулируют отношения путем ука­зания конкретным лицам на конкретный порядок действий или пу­тем изменения правового положения конкретного лица. Если лицо выполнило то, что от него требуется, или если его правовое поло-

жснис изменилось так, как это предписано, - действие индивиду­ального предписания прекращается.

Пример ы индивидуальных предписаний, требующих от конкретных ниц конкретных действий". Распоряжение Президента РФ о подготовке проекта Федерального закона Правительством Россий­ской Федерации в срок до 1 июля 2003 г.; решение суда о необходи­мости уплаты алиментов одним из разведенных супругов в пользу другого до момента совершеннолетия ребенка, оставшегося на по­печении последнего; решение суда по іражданскому иску, в котором гражданину А предписывается возместить материальный ущерб, при­чиненный гражданину Б; требование сотрудника таможни к авиапас­сажиру открыть саквояж для проведения таможенного досмотра.

Примеры индивидуальных предписаний, изменяющих пра­вовое положение лица", приговор суда о назначении лицу наказания в виде лишения свободы за совершенное преступление; приказ ми­нистра внутренних дел РФ об увольнении сотрудника министерст­ва Н; постановление следователя органов внутренних дел о заклю­чении под стражу гражданина В.

Таким образом, требование к конкретному лицу совершить кон­кретное действие или требование, изменяющее правовое положение конкретного лица, не содержит нормы права, даже если это требова­ние исходит от высшего оріана государственной власти.

Принципы Следовательно, норма права основана на осо- рсгулироваиия бом принципе регулирования отношений, ко­торый можно назвать принципом нормативного регулирования. Суть его сводится к тому, что вначале определяется необходимый для практики образец поведения, после чего все ли­ца, попавшие в предусмотренные данным образцом обстоятельст­

ва, поступают так, как это предписывает названный образец.

Принципом ненормативного регулирования является применение правовых норм для разрешения конкретных дел уполномоченными к тому лицами (кадровые вопросы, назначение пенсии, заключение брака, привлечение к ответственности, назначение наказания и т.п.) или издание данными лицами распоряжений для решения конкретных организационных вопросов, например Указ Президента Рос­сийской Федерации от 9 марта 2004 г., в котором определяется но­вое положение о системе и структуре федеральных органов испол­нительной власти и порядок их деятельности.

Таким образом, правоприменительные акты и индивидуальные распоряжения нс содержат норм права.

Правопрнмените и>ные акты - это властные решения уполномочен­ных лиц, которыми подтверждается, что требование нормы права отн о-

снтся к данным конкретным динам, и которыми обеспечивается вы­полнение требования нормы права данными конкретными линами.

В индивибуа іьньїх распоряжениях предусмотрены правила, которые в отличие от норм права обращены к конкретным лицам.

Если при нормативном регулировании лицо соотносит реальную ситуацию с тем образцом поведении, который закреплен нормой права, чтобы понять, находится ли оно в сфере действия данной нормы, то при регулировании с помощью индивидуальных предги- саний этого делать не нужно.

Кроме того, нормы права следует отличать от предписаний, ука­зывающих на основания, принципы, условия действия и поняткй- ный аппарат правовых норм.

В юридической литературе часто можно встретить утверждение, что содержащиеся в тексте законодательства дефиниции (например, определение понятия преступления в Уголовном кодексе РФ или определение понятия земельных участков в ст. 5 Земельного колосса РФ), декларации (например, положения главы 2 Конституции РФ, провозглашающие перечень прав человека и гражданина и закреп­ляющие их незыблемость), принципы (например, положения статей законодательства, в которых содержатся ссылки на принципы гірша), организационные начала (например, предписания статей главы 2 Та­моженного кодекса РФ об организации таможенного дела) также являются нормами права.

На наш взгляд, с таким пониманием вряд ли можно согласить­ся по следующим причинам.

1. Цель нормативного правового акта - сделать наиболее важ­ные для государства и общества правовые нормы доступными для широкого понимания, поэтому документ, которым оформляется дан­ный акт, как правило, имеет описательный характер и в его текст за­конодатель включает положения, которые разъясняют смысл право­вых норм и являются по отношению к нормам вспомогатсльп [МИ, обеспечительными. В то же время обеспечительный характер дан­ных положений не умаляет необходимость их учета в процессе реа­лизации правовых норм субъектами права, поскольку упомянутые положения выражены нормативным правовым актом и обяаггельны для учета на практике. Но из этого вовсе не следует, что названные положения сами являются нормами права.

2. Правовая норма, если строго следовать сс понятию, - это мо­дель отношений, образец, закрепляющий необходимую связь между

субъектами и указывающий им на порядок действий в тех или иных случаях, которые также предусмотрены нормой. Сущность понятия нормы в том. что она есть регулятор отношений между лицами. Де­финиции, декларации, принципы и т.д. нс могут проводить собст­венно правовое регулирование - >то нс является их функцией. По своему предназначению они помогают понять основания и цели пра­вового регулирования, смысл и необходимость тех или иных право­вых норм. Главное их предназначение состоит в том, чтобы указать основы отношений, исходные начала формулирования и обеспече­ния действия собственно правовых норм.

С-.сдоватсльно, обнародование правовых норм при помощи нор­мативных правовых актов связано с необходимостью отражения в тексте этих актов нс только содержания собственно правовых норм, регулирующих общественные отношения, но и положений, помо­гающих понять основания, цели и смысл правового регулирования.

С учетом сказанного становится возможным выделить признаки нормы нрава.

Правовая норма - первичная ячейка права, в которой заложена самостоятельная программа воздействия на регулируемые отношения и сознание их участников.

Субъекты права имеют дело прежде всего с отдельными нормами права, непосредственно на них основывают свои права, свободы и обязанности. Представляя собой простейший элемент права, норма права обладает всеми признаками права в целом.

Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, устанавливая границы возможною, дозволенного поведения субъектов права, выступая мерой свободы человека в обществе. Но правовые нормы могут предписывать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц. Социальная ценность норм права заключается в том, что они стабилизируют общественные отношения, обеспечивая предсказуемость поведения всех их участников. Поэтому норма права выступает как установленное или санкционированное государством общее правило поведения, обеспеченное государством, рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обязательное для каждого в условиях предусмотренной ситуации. Общее правило в норме права, как правило, формулируется путем определения прав и обязанностей участников отношения данного вида.

Правоотношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Правоотношения характеризуются сложным составом, состоят из трех элементов: субъекты, объект и содержание.

Ø Субъекты - это участники правоотношения (физические лица, организации).

Ø Объект - это то, ради чего люди вступают в правовые отношения (материальные и духовные блага, отражающие личный или общественный интерес).

Правоотношения имеют двусторонний характер и представляют собой связь управомоченной и обязанной сторон. Двусторонний характер не указывает на количество участников правовых отношений. Их может быть не два, а гораздо больше, однако все участники правоотношений обязательно связаны друг с другом взаимными правами и обязанностями, т. с. всегда праву одного соответствует обязанность другого субъекта правоотношения. Например, по договору займа (ст. 807 ГК РФ) займодавец вправе потребовать от заемщика возврата долга, а заемщик обязан вернуть ему соответствующую сумму денег (сумму займа).

Правоотношение выступает в виде индивидуальной общественной связи, причем степень индивидуализации может быть различной.

Субъективное право - это предусмотренная в норме права мера возможного поведения.

Признаки субъективного права:

1. Первый признак. Субъективное право есть мера возможного поведения управомоченного лица. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъективному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Например, закон, регулирующий право на оплачиваемый отпуск, определяет и вид поведения (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка), и его размер (продолжительность отпуска). Субъективное право всегда предполагает свободу выбора из возможных вариантов поведения. Поэтому иногда для обозначения субъективного права используется термин «свобода». Например, ч. 1 ст. 29 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».

2. Второй признак. Содержание анализируемого нрава устанавливается на основе норм права, как правило, в соответствии с диспозицией регулятивной нормы.

3. Третий признак. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии интереса стимул для осуществления субъективного права теряется.

4. Четвертый признак. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других - данное право обеспечивается исполнением обязанности, т. с. активными действиями обязанного лица.

5. Пятый признак. Субъективное право - сложное явление, включающее в себя ряд правомочий:

· право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению);

· право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник веши может ее заложить, подарить, продать, завещать и т. д.);

· право требования от другой стороны исполнения обязанности, т. с. право на чужие действия (займодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей);

· право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т. е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).

Юридическая обязанность - это предусмотренная в норме права мера необходимого поведения.

Юридическая обязанность имеет следующие признаки:

1. Первый признак. Юридическая обязанность есть мера необходимого поведения обязанного лица. Мера означает вид и размер необходимого поведения. Например, обязанность вернуть долг в определенном соглашением размере, уплатить штраф в назначенной судом сумме. Обязанное лицо не имеет свободы выбора, оно должно действовать строго в соответствии с предписанием.

2. Второй признак. Содержание обязанности устанавливается на основе норм права. При этом обязанность может определяться непосредственно законом (предусмотренная в сг. 57 Конституции РФ обязанность платить законно установленные налоги и сборы), соглашением сторон (например, обязанности покупателя и продавца по договору купли-продажи) или решением компетентного органа (например, обязанность отбыть наказание по приговору суда).

3. Третий признак. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны - отдельного лица или общества (государства) в целом.

4. Четвертый признак. Соблюдение обязанности обеспечено возможностью государственного принуждения. Это означает, что если обязанность не выполняется лицом добровольно, то к такому лицу применяются меры государственного принуждения, обеспечивающие принудительное исполнение обязанности. В определенных законом случаях нарушитель обязанности несет также юридическую ответственность, представляющую собой дополнительную обязанность карательного характера.

Правомочия.

Правомочие - юридическая возможность для субъекта права осуществлять определённые действия или требовать определенных действий (бездействия) от другого субъекта.

В гражданском праве можно выделить три существенных правомочия субъекта:

1. Правомочия на собственные действия, означающего возможность самостоятельного совершения субъектом фактических и юридически значимых действий;

2. Правомочия требования, представляющего собой возможность требовать от обязанного субъекта исполнения возложенных на него обязанностей;

3. Правомочия на защиту, выступающего в качестве возможности использования различных мер защиты или требования использования государственно-принудительных мер в случаях нарушения субъективного права.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений являются необходимые условия и предпосылки, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращения правоотношений. В науке их принято делить на общие и специальные (или юридические). К первым относятся те, которые необходимы для возникновения и существования любого отношения, а именно: а) не менее двух субъектов, ибо человек не может состоять в каком-либо отношении с самим собой; б) интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения. «Интерес -- вот что сцепляет членов гражданского общества. ...Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей» (из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса) .

Потребности могут быть материальными, духовными или физиологическими. Стремление к удовлетворению названных потребностей и вызывает к жизни соответствующие правоотношения, в этом их первопричина. В более широком плане под материальными предпосылками понимается совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Однако одних общих предпосылок недостаточно, чтобы в конкретных случаях практически возникали и действовали реальные правовые отношения, для этого нужны еще формально-юридические. К ним относятся: а) норма права; б) праводееспособность субъектов; в) юридический факт.

Норма права - это общеобязательное поведение, выраженное в форме государственно-властного предписания и регулирующая наиболее важные общественные отношения.

Праводееспособность субъектов была подробно рассмотрена выше (см. п. 2).

Юридический факт - обстоятельство, с которым правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юридические факты можно определить как «сформулированные в гипотезах правовых норм жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, существование, изменение или прекращение правовых отношений» .

Юридические факты подразделяются на события (обстоятельства, не зависящие от воли людей, например, землетрясение, истечение срока договора и т.п.) и действия (обстоятельства, происходящие по воле людей), которые бывают правомерными (акты соблюдения права гражданами, применения права государственными органами, судебные решения, сделки и другие) и неправомерными (преступления, административные и дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения).

Взаимосвязь нормы права и правоотношения.

Правовая норма и правовое отношение органически взаимосвязаны и представляют собой в известном смысле единое целое. Это небольшая, но четкая динамичная система, в которой два главных компонента жестко предполагают друг друга. Норма вне правоотношения мертва, а правоотношение без нормы вообще немыслимо. Они соотносятся как причина и следствие -- первое предшествует второму, а не наоборот.

Связь нормы права и правоотношения имеет сложный, многосторонний характер. Конкретно ее можно выразить следующим образом.

  • 1. Правовое отношение возникает и функционирует только на основе нормы права. Без юридической нормы не может возникнуть ни одно правоотношение. Иными словами, правоотношение имеется лишь там, где есть предусматривающая его правовая норма. Субъекты не могут сами, помимо этих норм, то есть вопреки воле государства, устанавливать угодные им правоотношения.
  • 2. Правоотношение есть форма реализации юридической нормы, способ претворения ее в жизнь. Именно в правовом отношении проявляется реальная сила и эффективность государственного предписания достигается поставленная цель. Правоотношение -- это норма права в действии. Конечные цели их в принципе совпадают, они призваны урегулировать то или иное общественное отношение, скоординировать взаимное поведение соответствующих физических и юридических лиц.
  • 3. Норма права и правоотношение являются составными частями (элементами) единого механизма правового регулирования и выполняют в нем помимо собственных некоторые общие функции. Без этих главных компонентов указанный механизм попросту не мог бы работать. Его четкость, отлаженность в значительной мере зависят от степени синхронизации и гармонизации правовой нормы и правового m ношения.
  • 4. Норма права в своей гипотезе указывает на условия возникновения правоотношения, в диспозиции -- на права и обязанности его субъектов, в санкции -- на возможные отрицательные последствия в случае нарушения данной нормы и возникшего на ее основе правоотношения. Норма права содержит в себе модель реального общественного отношения, а значит, и правоотношения как его юридической формы.

В литературе сложились две концепции взаимосвязи нормы права и правоотношения. Согласно первой из них, разделяемой большинством теоретиков, правовое отношение есть результат регулирующего воздействия правовой нормы на общественное отношение. Последовательность здесь такая: норма права -- фактическое отношение -- правоотношение. Согласно второй, правоотношения есть не результат, а средство регулирования общественных отношений (Ю.К. Толстой). Последовательность в этом случае уже иная: норма права -- правоотношение -- общественное отношение , то есть сначала на основе той или иной нормы права складывается правоотношение и только затем оно направляется на регулирование соответствующего отношения.

На мой взгляд, ближе к истине первая точка зрения, точнее отражающая реальность. Однако в обоих случаях ясно одно: нельзя понять сущность правоотношения, не учитывая связи с правовой нормой.

Соотношение норм права и правоотношений зависит от типа правопонимания.
С точки зрения нормативного подхода к правопониманию нормы права носят первичный характер, являются предпосылкой возникновения правоотношения. Нормы права представляют собой общие правила, модели поведения, которые конкретизируются в правоотношениях.
С точки зрения социологического подхода их соотношение выглядит следующим образом: первоначально возникают определенные отношения, их замечает законодатель, на их основе создаются нормы права, которые в свою очередь порождают правоотношения.
Однако в любом случае очевидно одно: нельзя понять сущность правоотношения вне связи с правовой нормой и наоборот.
Применительно к отечественной теории права соотношение правовых норм и правовых отношений проявляется в следующих связях:
§ Правовое отношение возникает и функционирует только на основе норм права. Правовое отношение имеется лишь там, где есть предусматривающая его норма. Субъекты не могут сами, вопреки воле государства, устанавливать угодные им правоотношения - такие отношения официальная власть не будет охранять, следовательно, они не приобретут качество правовых.
§ Правоотношение есть форма реализации юридической нормы, способ претворения ее в жизнь. Правоотношение - это норма права в действии. Именно в правовом отношении проявляется эффективность правового предписания, достигается поставленная цель. Конечные цели их в принципе совпадают, они призваны урегулировать определенное общественное отношение, скоординировать взаимное поведение соответствующих физических и юридических лиц.
§ Норма права и правоотношение являются составными частями (элементами) единого механизма правового регулирования. В рамках МПР они выполняют, помимо специфических, некоторые общие функции. Они являются главными компонентами МПР, без которых указанный механизм попросту не мог бы работать.
§ Норма права в своей гипотезе указывает на условия возникновения правоотношения, в диспозиции - на права и обязанности его субъектов, в санкции - на возможные последствия нарушения нормы и существующего на ее основе правоотношения. Норма права содержит в себе модель реального общественного отношения, а значит, и правоотношения как его юридической формы.

9. Норма права: признаки, структура и виды.

Норма права - правило должного, т.е. образец (модель) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Определяет внутреннюю (способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения) и внешнюю меру (возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире) свободы в конкретных взаимоотношениях.


Признаки правовой нормы:
Устанавливается и санкционируется государством. Т.е. закрепляется в официальных государственных актах.
Имеет представительно-обязывающий характер, т.е. с одной стороны предоставляет свободу действий, направленную на удовлетворение права субъекта. С другой обязывает совершать или не совершать определенные действия. Таким образом, норма права одновременно сочетает и предоставление и ограничение внешней свободы лиц во взаимных отношениях.
Обеспечивается мерами государственного принуждения.
Выступает государственным регулятором типовых общественных отношений (социальная роль правовых норм).

Структура правовой нормы:
Гипотеза - элемент нормы, устанавливающий условия применения нормы, тоесть условия применения правила изложенного в норме.
Диспозиция - элемент нормы, содержащий собственно само правило поведения, при условии наступления событий, изложенных в гипотезе.
Санкция - элемент нормы, устанавливающий ответственность или меры государственного принуждения, применяемые к нарушителю правила, предусмотренного в диспозиции.

Виды норм права:
1. По отраслям: нормы государственного, административного, трудового, уголовного, гражданского и т.д. по отраслям.
2. По функциям, которые выполняют: регулятивные, охранительные согласно соответствующих отраслей.
3. По характеру содержащихся норм поведения:
Обязывающие - устанавливают обязанности совершения определенные положительные действия.
Запрещающие - запрещают совершать определенные действия.
Управомачивающие - предоставляют участникам отношений право совершать положительные действия для удовлетворения своих интересов.
4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов:
Абсолютно определенные - нормы, с абсолютной точностью устанавливающие условия применения, права и обязанности участников отношений и меры юридической ответственности за нарушение.
Относительно определенные - не содержат достаточно полных сведений об условиях действия, правах и обязанностях участников отношений, мер юридической ответственности за нарушение, предоставляя право правоприменительным органам решать дело в соответствии с конкретными обстоятельствами.
Альтернативные - предусматривают несколько вариантов условий действия, поведения участников, мер и санкций за их поведение.
5. По кругу лиц: Общие (на всех лиц, находящихся на данной территории) и специальные (определенный круг лиц).
6. Специализированные:
Закрепительные - в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений (нормы, устанавливающие общие условия исполнения обязательства).
Дефинитивные - содержат научно сформулированные определения юридических понятий и категорий (преступление, договор).
Нормы-принципы - формулируют общие или отраслевые правовые принципы или задачи данной группы юридических норм.
7. По времени, по юридической силе.
Способы изложения:
Прямой способ изложения - излагаются все три структурные части нормы права.
Отсылочный - излагаются не все элементы, но есть ссылка на родственные нормы права, содержащие недостающие элементы.
Бланкетный - установление лишь ответственность за нарушение определенных правил, не изложенных в самой норме и нет отсылки.

10. Источники права: понятие и виды источников

Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.
1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например "общее право" Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.
3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).
4. Религиозные тексты - это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран - собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).
5. Доктринальные тексты - это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII-XIV в. труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.
6. Общие принципы права - это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона.
7. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.
Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.
Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.



Просмотров