День образования государственного пожарного надзора. День создания государственного пожарного надзора

Сегодня Государственный пожарный надзор отмечает очередную 89 годовщину образования. Точкой отсчета стало утверждение органами власти РСФСР в 1927 году «Положения о государственном пожарном надзоре», основными задачами которого являются снижение риска возникновения пожаров и их количества, минимизация ущерба, а также снижение гибели людей на пожарах.

Все эти годы система не стоит на месте, совершенствуются методы и подходы в организации надзорной деятельности. О результатах такой работы красноречиво говорят цифры статистики. В первом полугодии 2016 года на территории Российской Федерации количество пожаров в сравнении с аналогичным периодом пошлого года снизилось более чем на 8% (66590), количество погибших уменьшилось на 11%, число травмированных на пожарах тоже стало меньше - на 18%.

Одной из важных перспектив дальнейшего развития надзорных органов является создание единого надзора, обеспечивающего комплексную безопасность объектов, населения и территорий. На законодательном уровне проведено разграничение между МЧС России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению надзора в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В рамках этого подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации на рассмотрение проект постановления «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

МЧС России проведена большая работа по введению нового подхода в организации контрольно-надзорной деятельности МЧС России: снятию излишних административных барьеров и оптимизации нормативно-правовых актов с целью исключения избыточных требований при сохранении необходимой защищенности объектов и граждан от чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Так, в 2015 году совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на законодательном уровне закреплена оптимизация надзорных функций, которая позволила ввести с 2016 года «надзорные каникулы» для субъектов малого предпринимательства - запрет в течение трех лет на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса.

Кроме того, с 1 января 2018 года будет введен риск-ориентированный подход при осуществлении госнадзора, в рамках которого определено количество поднадзорных объектов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Так, в целом массив социально значимых объектов, производственных предприятий, органов власти и территорий садоводческих товариществ (исключая жилой сектор) составил около 1,3 млн. единиц.

В связи с введением риск-ориентированного подхода уже в 2016 году проверки осуществляются в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты. Так, в первом полугодии т.г. должностными лицами органов государственного пожарного надзора проведено 130 тыс. проверок объектов, что меньше прошлогоднего на 32%. По результатам проведенных надзорных мероприятий выявлено более 500 тыс. нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вручено свыше 66 тыс. предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Кроме того, планируется сократить внеплановые проверки при осуществлении федерального госнадзора в два последующих года по 15 %.

Параллельно с этим в МЧС России создается новая система отчетности и оценки эффективности деятельности контрольных надзорных органов. Деятельность инспекторов оценивается в первую очередь, не по количеству, а по качеству проведенных ими мероприятий, где в основу критериев входит профилактика правонарушений в сфере безопасности. Главным результатом проверок сегодня является устранение выявляемых нарушений сразу же во время надзорного мероприятия и проведение профилактических мер обучающего и консультативного характера. Так, к примеру, в 1-м полугодии 2016 года при проведении надзорных мероприятий устранено порядка 450 тысяч нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Вместе с тем, учитывая превалирующее количество пожаров в жилом секторе и гибели при них людей, актуальной остается профилактическая работа с управляющими организациями, осуществляющими обслуживание общего имущества и систем противопожарной защиты многоквартирных домов, а также собственниками индивидуальных домовладений. Количество объектов указанной категории составляет около 13 млн.

Возможность активнее заниматься профилактической работой у сотрудников госпожнадзора появилась за счет сокращения мероприятий по надзору. Кроме того, согласно законодательству в области пожарной безопасности к функциям пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы вместе с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ относится, и организация профилактики пожаров.

В этой связи с 1 января 2017 года территориальные подразделения управлений надзорной деятельности, работающие в сельской местности, войдут в состав отрядов федеральной противопожарной службы (ФПС), где кроме того будут созданы подразделения профилактики пожаров, благодаря которым, в том числе, удастся повысить в целом культуру безопасности жизнедеятельности.

В 2015 году для координации деятельности надзорных органов и упорядочивания их работы внесены изменения в федеральный закон «О пожарной безопасности» и «Положение о федеральном государственном пожарном надзоре», касающиеся наделения начальников главных управлений МЧС России по субъектам РФ правами главного государственного инспектора по субъекту Российской Федерации.

Государственный пожарный надзор осуществляет свою работу в течение всего года – в осенне-зимний пожароопасный период, когда увеличивается число пожаров в жилом секторе, плавно переходящий в весенне-летний – с частыми пожарами на полях, в лесах, а затем опять – в осень и зиму. Инспекторский состав проверяет соблюдение требований пожарной безопасности на производственных объектах, объектах социального назначения, в том числе в образовательных учреждениях и в детских оздоровительных лагерях.

С начала пожароопасного периода, к примеру, организовано свыше 45 тысяч профилактических рейдов с участием представителей МЧС России, органов внутренних дел, лесного контроля и муниципалитетов. За нарушение установленных требований пожарной безопасности меры административного воздействия предприняты в отношении 14 тысяч граждан и свыше 1 тысячи должностных лиц различных организаций и предприятий, а также органов местного самоуправления. Надзорными органами в 1 полугодии проверено более 8 тысяч населенных пунктов, а также около 3 тысяч садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. К устранению предложено свыше 2,5 тысяч нарушений противопожарных требований. По результатам этих проверок к административной ответственности привлечены 290 органов местного самоуправления, 949 должностных и 187 юридических лица, а также 315 граждан.

В период подготовки к летней детской оздоровительной кампании 2016 года надзорными органами МЧС России проведено более 56 тысяч проверочно-профилактических мероприятий по соблюдению требований в области пожарной безопасности, защиты населения от ЧС и безопасности на водных объектах. Выявлено порядка 1 тысячи учреждений с нарушениями установленных требований безопасности. В целях пресечения данных правонарушений к административной ответственности были привлечены более 550 юридических и 1,8 тыс. должностных лиц. За неисполнение в срок законных предписаний по обеспечению безопасности детей 443 дела об административных правонарушениях переданы в суды. Благодаря предпринятым мерам на объектах детского отдыха устранено свыше 10 тысяч нарушений обязательных требований. Также проведено более 200 тысяч профилактических мероприятий: тренировок по эвакуации в случае возникновения пожара и других ЧС, инструктажей с персоналом объектов и занятий по обучению правилам безопасного поведения на воде. Во всех детских лагерях, расположенных на значительном удалении от мест дислокации подразделений МЧС России, выставлены временные пожарно-спасательные посты с привлечением личного состава и техники.

В наше время этот праздник очень популярен среди сотрудников этой отрасли, но праздновать его начали относительно недавно, начиная с 2007 года. Он был введен для проявления уважения к деятельности работников пожарного надзора.

В этот праздник поздравления принимают: инспекторы пожарной безопасности, вспомогательный персонал, служащие противопожарных служб и все, кто связан с этой деятельностью.

История

Развитие пожарно-надзорной охраны началось еще много столетий назад. Первый противопожарный отряд был создан еще в VIIX веке. Тогда в его функции входило патрулирование города и ликвидация возгораний. Служащим в этом отряде дозволялось наказывать тех, кто нарушает правила пользования огнем.

В годы правления Петра I в России была построена первая пожарная часть, оснащенная самым лучшим оборудованием того времени.

В Санкт-Петербурге в 1803 году начал функционировать первый пожарный отряд. Спустя год в Москве была создана аналогичная команда пожарных работников.

В IXX веке началось масштабное открытие заводов и фабрик по изготовлению пожарного спецоборудования. Первый автомобиль для ликвидации пожаров появился в России в конце IXX века.

Изначально на эту структуру было возложено множество задач и функций, которые до сих пор являются главными в их работе:

  • разработка мероприятий по предотвращению пожаров и их ликвидации;
  • контроль над соблюдением пожарной безопасности различными предприятиями и организациями;
  • разработка систем всеобщего оповещения в случае происшествия;
  • поддержка системы автоматического пожаротушения в рабочем состоянии.

За все эти годы становления и формирования пожарная служба перенесла множество изменений и новшеств. Ее несколько раз переименовывали и улучшали, расширяя присущие ей функции и задачи.

Традиции

Традиционно в День, посвященный созданию пожарного надзора, проводят ряд тематических мероприятий:

  1. На территориях противопожарных служб и университетов гражданской обороны организовывают торжественные парады, спортивные игры и показательные выступления.
  2. Руководство службы поздравляет всех служащих этой структуры, вручает почетные грамоты, благодарности и дипломы за качественную работу.
  3. Чаще всего этот праздник отмечают в кругу коллектива или же семьи. За праздничными столами под звон бокалов для работников пожарной службы звучат самые добрые и искреннее пожелания и поздравления.

Не забывайте 18 июля поздравлять работников пожарно-надзорной службы, ведь именно они организовывают пожарную безопасность нашей жизнедеятельности.

17.07.2015 Государственный пожарный надзор (ГПН) – это осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки. Так определено понятие ГПН в учебнике для вузов МЧС России. На сегодняшний день в название добавлено слово «федеральный», что расширило и понятие, и функции. Согласно Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ФГПН определено следующим образом: федеральный государственный пожарный надзор – это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством РФ о пожарной безопасности, посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

Официальная история государственного пожарного надзора России начинает отсчёт с 18 июля 1927 года с утверждения ВЦИК и СНК РСФСР «Положения о государственном пожарном надзоре», в котором впервые законодательно утверждены функции государственного пожарного надзора: руководство, контроль и надзор за состоянием пожарной охраны и деятельностью пожарных организаций, а также объединение их работы. С создания ГПН начато планомерное осуществление профилактических мероприятий. На всех крупных промыслах и предприятиях стали проводиться пожарно-технические обследования. Вопросы пожарной безопасности становятся предметом широкой агитации и пропаганды. Но созданию ГПН предшествовал многовековой период развития и становления пожарной охраны России и накопления опыта организации профилактических мер пожарной безопасности.

Первыми на Руси пожарно-профилактическими мероприятиями можно назвать возведение оборонительных каменных стен вокруг городов в XIV веке. В 1367 году по велению Великого князя Московского Дмитрия Донского Кремль был защищён каменной стеной, которая спасала его от военных пожаров. Пожары тушили сами погорельцы, поэтому выгорали целые сёла и города.

В XV веке, во время царствования Василия Васильевича II Тёмного рассматриваются вопросы о некоторых предупредительных мерах в борьбе с пожарами: подписаны указы о правилах использования открытого огня, начинают издаваться строгие законы, карающие за поджог. В 1497 году в «Судебнике» Ивана Васильевича III (сборнике законов русского государства) меры пожарной безопасности получают большее развитие: прописано требование строительства каменных зданий, снос ветхих деревянных строений, устройство противопожарных разрывов. В 1504 году по указу царя создаются первые пожарно-строевые команды, которые обязаны вести наблюдение за мерами пожарной безопасности и соблюдением порядка в городе. Возглавлял такую работу «решёточный приказчик» – прообраз участкового и пожарного инспектора (решётками делили улицы на участки), а потом его стали называть «объезжая голова» (от слов Указа, в котором говорилось: «быть в объезде»). В обязанности этих должностных лиц входили: надзор за выполнением жителями предписанных правил пожарной безопасности, вылавливание поджигателей, руководство тушением пожаров. Назначали на эту должность кого-либо из высокопоставленных чиновников государства, он был призван исполнять «Наказ о градском благочинии», изданный 30 апреля 1649 года царём Алексеем Михайловичем, в целях сбережения от уничтожающих пожаров.

Пётр I осознавал необходимость постоянного надзора за мерами обеспечения пожарной безопасности. Непосредственный контроль данной деятельности осуществляли конкретные государственные лица под руководством генерал-полицмейстера, который подчинялся только царю. Строительство Санкт-Петербурга велось по правилам предупреждения и ограничения пожаров. В результате жёсткого контроля мер пожарной безопасности при Петре I за 20 лет в Санкт-Петербурге произошло лишь 9 крупных пожаров. После смерти Петра I контроль за выполнением мер пожарной безопасности ослаб и пожары вновь захлестнули Россию.

Правителями страны были изданы множество указов, но приведённые в документах инструкции и правила пожарной безопасности оставались без должного контроля и поэтому не имели эффекта. Выгорали сёла и города, бездомные погорельцы становились нищими и просили подаяний. Тревожное положение с пожарами в государстве, равнодушие и бездействие чиновников, призванных следить за пожарной безопасностью на своих территориях, к концу XIV века дали рождение массовому движению, которое привело к созданию добровольного пожарного общества. Основная цель – популяризация пожарного дела и привлечение властей к проблемам пожарной безопасности. Силами и средствами выдающихся людей Российского государства (граф А.Д. Шереметьев, князь А.Д. Львов) организовывались передвижные выставки пожарного дела, издавались журналы, велась просветительская работа. В результате этого в 1906 году началась образовательная деятельность в пожарной охране России: в Санкт-Петербурге были организованы курсы пожарных техников.

Спустя 6 лет, 4 декабря 1912 года, подводя итоги деятельности пожарной охраны, историк Д.Н. Бородин в своём докладе в публичном заседании Императорского Российского пожарного общества подверг критике сложившуюся ситуацию в обучении пожарному делу и назвал положение безвыходным. «Одна школа пожарных техников на всю Россию обучает 10 человек в год. Это капля среди грозного пожарища. Вот почему наша необъятная родина страдает в смысле правильной постановки пожарной охраны». Им подчеркнута мысль об отсутствии образования в области пожарной безопасности как о государственной проблеме, требующей незамедлительного решения: «Брандмейстер (инструктор пожарной дружины) должен быть знаком с физикою, химиею, со строительством, технологиею, медициною, искусством, историей и статистикой. Он должен уметь читать архитектурные планы, знать расположение помещений общественных зданий и степень огнестойкости каждой части их. Он должен знать устройства печей и дымогарных труб, свойства строительных материалов, физические и химические свойства товаров, свойства легковоспламеняющихся и самовозгорающихся веществ, выделяющих дымы и газы, уметь предупредить их вредные действия. Ему не должны быть чужды действие электричества, устройство телеграфов, он должен уметь подать первоначальную помощь в случае ожога, обморока или ушиба». По сути, Д.Н. Бородин определил первые квалификационные требования для инспектора пожарного надзора, которые актуальны и сегодня.

К 1917 г. в России сложилась достаточно развитая система противопожарной безопасности, построенная на взаимодействии государственных структур, общественных организаций и населения, направленная на предупреждение и тушение пожаров, но образование данных сотрудников так и не было организовано на должном уровне.

В 1918 году на базе пожарно-страхового отдела создаются контролирующие органы - местные пожарные комитеты на основании «Положения о местных органах пожарного надзора». На эти комитеты возлагался контроль деятельности пожарной охраны, составление правил, инструкций пожарной безопасности, надзор за соблюдением требований законов и других распоряжений, привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях, ведение пожарной статистики, устройство школ и курсов пожарной охраны, работа с населением.

В 1920 году был создан центральный пожарный отдел при НКВД, а в 1921 году инспекторы получили полномочия по пресечению нарушений требований пожарной безопасности. Должностных лих, уклоняющихся от выполнения противопожарных правил, привлекали к административной ответственности, а в серьёзных случаях ставили вопрос о предании виновных суду революционного трибунала.

20-30-ые годы ХХ века характеризуются большим объёмом работы по обучению и подготовке кадров для пожарной охраны. Открываются школы, курсы, пожарно-технические училища и техникумы, создаётся научный пожарно-технический комитет. В послевоенные годы на базе этих учебных заведений образуются Высшие школы МВД СССР, а сейчас это академии, университеты и институты государственной противопожарной службы МЧС России, которые готовят специалистов для пожарной охраны.

Федеральный государственный пожарный надзор сегодня – это хорошо отлаженный и укреплённый законодательством РФ механизм, который способен предотвратить пожары и гибель многих людей.

Предупреждение и защита людей от пожаров и других чрезвычайных происшествий – это огромная ответственность. Сотрудники федерального государственного пожарного надзора МЧС России – это истинные профессионалы. Их работа – наша с вами безопасность. Сегодня невозможно представить, какое количество пожаров удалось избежать благодаря именно эффективному построению госпожнадзора России и его практической реализации.

Ежедневно тысячи сотрудников отделов надзорной деятельности несут сложную службу, порой отнимающую личное время, здоровье, нервы, за что им хочется сказать искреннее человеческое «Спасибо»!http://ural.mchs.ru/pressroom/news/item/518706/

Ежегодно 18 июля в нашей стране отмечается профессиональный праздник - День создания органов государственного пожарного надзора, который впервые отмечался в России всеми сотрудниками органов ГПН в 2007 году. Точкой отсчета в истории возникновения государственного пожарного надзора стало подписание 18 июля 1927 года Всероссийским центральным исполнительным комитетом и Советом народных комиссаров «Положения об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР». А разработан проект этого положения был на Всероссийском совещании пожарных в мае 1926 года. На вновь созданные органы Госпожнадзора были возложены функции разработки противопожарных мероприятий в области предупреждения пожаров и их тушения, надзор за состоянием пожарной безопасности организаций, техническая нормализация пожарного инвентаря, снаряжения и оборудования, руководство делом автоматического огнетушения и пожарной сигнализации, рассмотрение уставов добровольных пожарных организаций и содействие развитию пожарно-технического образования в стране.
Началось планомерное осуществление профилактических мероприятий: на всех крупных промыслах и предприятиях стали проводиться пожарно-технические обследования. Вопросы пожарной безопасности стали предметом широкой агитации и пропаганды. В цехах, на предприятиях, в жилом секторе создавались специальные ячейки по предупреждению пожаров и борьбы с ними. А в Ленинграде (сегодня - Санкт-Петербург) на базе Института инженеров коммунального строительства был образован факультет инженеров противопожарной обороны, который начал готовить первых пожарных специалистов. Федеральный государственный пожарный надзор находится в ведении МЧС России В настоящее время организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также порядок осуществления государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций установлены постановлениями правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года "О федеральном государственном пожарном надзоре", от 21 мая 2007 года "Об утверждении положения о государственном надзоре в области гражданской обороны", от 1 декабря 2005 года "Об утверждении положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий". Согласно нормам закона, федеральный пожарный надзор - это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности. Федеральный государственный пожарный надзор находится в ведении МЧС России, за исключением госпожнадзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, а также при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения. По данным МЧС России, в органах федерального государственного пожарного надзора по всей стране проходят службу более 14 тысяч сотрудников. И ежегодно силами инспекторов службы проводится более 750 тысяч мероприятий по контролю пожарной безопасности на различных объектах, предлагается к устранению около пяти миллионов нарушений требований пожарной безопасности.



Просмотров