Форма 22 жкх субсидии. Субсидии на оплату жкх. Отменена

Расходы домашних хозяйств

домохозяйство рыночный потребитель доход

Денежные расходы домохозяйства - фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для продолжения жизни человека, которые включают потребительские расходы и расходы, не связанные непосредственно с потреблением. Они выполняют очень важную роль по воспроизводству рабочей силы отдельных членов домашнего хозяйства.

Расходы бюджета домохозяйства играют существенную роль и в экономике страны. Используя свои доходы, семья обеспечивает формирование и развитие рынка товаров и услуг. С.А Белозеров считает, что реализуя свои накопления и сбережения, семья увеличивает спрос на ценные бумаги, расширяя тем самым фондовый рынок. Кроме того, большое значение домохозяйства как субъекта предложения важнейших производственных ресурсов - труда и предпринимательской деятельности. Наконец, члены семьи, занимаясь воспитанием детей, выступают главными потребителями социально-культурной сферы, которая финансируется государством.

В экономической науке существуют различные подходы к классификации расходов домашних хозяйств. Так, с точки зрения периодичности (частоты) осуществления, выделяют три агрегированные группы расходов домашних хозяйств:

1) краткосрочные расходы;

2) среднесрочные расходы;

3) долгосрочные расходы.

К первой группе можно отнести расходы на насущные блага (продукты, некоторые непродовольственные товары, большая часть услуг), вторая группа включает расходы на периодически (сезонно) приобретаемые товары (одежда, обувь и др.), третья группа состоит из расходов, которые осуществляются раз в несколько лет.

В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, некоторые экономисты делят их на следующие основные группы:

1) личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг);

2) налоги и другие обязательные платежи;

3) денежные накопления и сбережения.

В данном разделе для дальнейшей характеристики расходов домашнего хозяйства мы будем использовать иной вариант их классификации, который в определенной степени позволяет объединить два указанных выше критерия. Этот вариант предполагает разделение расходной части бюджета домашних хозяйств на три основных раздела:

1) обязательные платежи;

2) расходы на потребление;

3) денежные сбережения.

Приведем краткую характеристику каждого из выделенных разделов.

Обязательные платежи домашних хозяйств

Обязательные платежи домашнего хозяйства сокращают его реальные доходы. Чем больший объем денежных средств расходуется домашним хозяйством по этой статье, тем меньше денежных средств оно может направить на текущее потребление и сбережение. Величина этой статьи в бюджетах отдельных домашних хозяйств значительно изменяется как в абсолютном выражении, так и относительно других расходных статей.

Если в качестве критерия классификации взять функциональную направленность обязательных выплат, то их можно разделить на две основные группы. К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц, ко второй -- коммунальные и другие платежи населения. Кроме того, к обязательным платежам домашнего хозяйства следует отнести возврат основной суммы полученного в банке кредита и выплату процентов по нему в том случае, если домашнее хозяйство использовало такой способ финансирования своего существования в дополнение к традиционным способам, а также страховые взносы в том случае, если участники домашнего хозяйства пользуются услугами личного или имущественного страхования, являясь при этом страхователями.

В рамках распределительной функции государственных финансов домашнее хозяйство как один из субъектов финансовых отношений обязано выплачивать налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством. На первый взгляд сокращение выплачиваемых домашним хозяйством налогов и сборов соответствует его экономическим интересам. Однако нужно иметь в виду, что налоги и сборы, выплачиваемые физическими лицами, являются одной из доходных статей централизованных денежных фондов, средства которых в условиях развитой рыночной экономики направляются, в том числе и на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности домашних хозяйств.

Применяя налоги и сборы с физических лиц в качестве одного из инструментов экономической политики, государство, во-первых, обеспечивает необходимые поступления в бюджеты различных уровней; во-вторых, оказывает влияние на структуру бюджетов домашних хозяйств путем стимулирования рационального для общества использования получаемых доходов; и, в-третьих, перераспределяет часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения.

Центральное место в системе налогообложения домашних хозяйств занимает подоходный налог (его точное название в соответствии со второй частью Налогового кодекса РФ -- налог на доходы физических лиц). Он взимается с совокупного дохода в денежной и натуральной форме, выраженный в рублях и инвалюте на дату получения дохода. В настоящее время отчисления в полном объеме поступают в федеральный бюджет, затем определенная их часть перераспределяется в бюджеты различных уровней. НДФЛ выплачивается ежемесячно, сумма сделанных выплат ежегодно корректируется в соответствии с установленными Налоговым кодексом требованиями.

Вторым по значимости после подоходного налога для домашнего хозяйства является налог на имущество физических лиц. Налог на имущество вносится два раза в год к 15 сентября и к 15 ноября. Это местный налог, но его введение обязательно для всей территории России. Налогом облагается находящееся в собственности физических лиц недвижимое имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, другие строения и сооружения, а также часть движимого имущества: лодки, катера, самолеты и другие водно-воздушные транспортные средства, за исключением весельных лодок.

Домашние хозяйства обязаны также выплачивать налог с имущества, переходящего им в порядке наследования или дарения. Сумма налога зависит от стоимости переходящего имущества и степени родства нового владельца имущества.

К имущественным налогам тесно примыкает налог с владельцев автотранспортных средств. Его выплачивают граждане, владеющие грузовым или легковым автотранспортом, не подлежащим обложению налогом на имущество.

В некоторых случаях в расходную часть бюджета домашнего хозяйства приходится включать государственную пошлину -- обязательный платеж, взимаемый с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды различных инстанций; за государственную регистрацию актов гражданского состояния; за выдачу документов уполномоченными на это органами или должностными лицами.

Размер пошлины устанавливается в широких пределах в зависимости от характера юридических действий или выдаваемых документов.

Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством могут устанавливать на своей территории местные налоги на физических лиц. К ним относятся:

1) целевые сборы с граждан на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели. Эти сборы с физических лиц не могут превышать 3% от 12 установленных законом МРОТ;

2) сбор с владельцев собак (не может превышать в год "/7 части МРОТ);

3) сбор на выдачу ордера на квартиру (ставка поставлена в зависимость от площади и качества жилья, максимальный размер сбора не может превышать 75% МРОТ);

4) сбор за уборку населенных пунктов (величина не имеет законодательных ограничений);

5) курортный сбор и др.

Кроме прямых налогов домашние хозяйства выплачивают и косвенные налоги. Основная доля налогов, поступающих от физических лиц в государственную казну, приходится на невидимые ими косвенные налоги, содержащиеся в цене товара и выплачиваемые при его покупке. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж. Уровень товарных цен увеличивают не только косвенные, но и прямые налоги: единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, таможенные пошлины и ряд других федеральных, региональных и местных налогов, которые в общей сложности увеличивают цену товара (работ, услуг) примерно в полтора-два раза.

Следующая статья обязательных расходов домашнего хозяйства-- коммунальные и другие ежемесячные платежи населения. Размер этой статьи зависит от места нахождения домашнего хозяйства. Очевидно, что жители крупных городов потребляют большее количество коммунальных услуг, чем жители небольших населенных пунктов.

Кроме коммунальных платежей домашние хозяйства должны ежемесячно оплачивать потребленное ими электричество, услуги городской и междугородной телефонной связи.

Доля этой части обязательных выплат домашнего хозяйства составляет в настоящее время около 16% общей суммы расходов российских домашних хозяйств. В ближайшее время можно прогнозировать рост этой статьи расходов домашних хозяйств в связи с проводимой потребностей его участников.

Расходы на потребление

На потребление расходуется основная часть доходов домашнего хозяйства в РФ. Обобщенные статистические данные позволяют сказать, что они составляют 60--80% совокупного дохода усредненного домашнего хозяйства РФ.

Существуют различные варианты классификации расходов домашних хозяйств на потребление. В одном из вариантов потребительские расходы состоят из четырнадцати групп: расходы на питание; приобретение одежды; расходы на жилище; домашнее убранство; постельные принадлежности; галантерею; санитарию и гигиену; посуду; образование и воспитание; культуру; здоровье и отдых; пассажирский транспорт; услуги связи; алкогольные напитки и табачные изделия. Такое деление не соответствует взятому нами за основу функционально-временному критерию классификации расходов домашнего бюджета. В соответствии с этим критерием расходы домашнего хозяйства на потребление целесообразно подразделить, прежде всего, на две статьи: текущие расходы и капитальные расходы.

К текущим расходам домашнего хозяйства следует отнести расходы на приобретение продовольственных товаров, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода времени (обувь, одежда и т. п.), а также оплату периодически потребляемых населением в течение всей жизни услуг (например, таких, как услуги парикмахерской, прачечной, стоматолога и т. п.).

Капитальные расходы включают в себя затраты на приобретение непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на мебель, приобретение жилья, транспортных средств и т. д.). К этой же статье следует отнести затраты на услуги, которые участники домашнего хозяйства потребляют достаточно редко, а результат этих услуг, напротив, оказывает на них существенное влияние и определяет их жизнь в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на образование, на медицинскую операцию, на туристическую путевку и т. д.).

Общая сумма расходов на потребление зависит от целого ряда факторов, которые с точки зрения области возникновения можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним факторам следует отнести (в порядке значимости): величину совокупных денежных доходов домашнего хозяйства; степень обеспечения потребностей домашнего хозяйства за счет ведения натурального хозяйства; уровень организации ведения бюджета домашнего хозяйства; уровень материальных и духовных потребностей членов домашнего хозяйства. Внешними факторами являются: уровень розничных цен на потребляемые домашним хозяйством товары и услуги; величина государственных дотаций, направляемых на финансирование медицины, образования, транспорта и т. д.; сумма налогов других обязательных платежей домашнего хозяйства; уровень развития потребительского кредита в национальной экономике и др.

Денежные сбережения домашних хозяйств

Подобно предприятию, домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельно хозяйствующим субъектом, т.е. полностью зависит от результатов собственной деятельности. Поэтому рациональное ведение домашнего хозяйства, обеспечение непрерывности его развития в условиях рынка невозможно без создания различных денежных фондов.

Денежные фонды домашнего хозяйства возникают в результате сбережения и накопления населением денежных средств. Сбережения - это посленалоговая не потребляемая часть годового личного дохода домохозяйства.

Источником их формирования является располагаемый доход домашнего хозяйства. Целевое назначение этих фондов может быть различным. С.А Белозеров выделяет, как минимум, три мотивационные установки, определяющие процесс сбережения в домашних хозяйствах:

1) создание страхового резерва для поддержания обычного уровня текущего потребления в случае снижения по тем или иным причинам величины располагаемого дохода;

2) создание денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов, связанных с приобретением дорогостоящих предметов длительного пользования или услуг;

3) создание денежного фонда для его дальнейшего инвестирования с целью повышения уровня дохода домашнего хозяйства (вложение средств в акции, облигации и т. д.) -- индивидуальное накопление.

Цель, которую домашние хозяйства пытаются достигнуть в процессе сбережения, во многом определяет и форму денежных сбережений населения. Выделяют две основные формы сбережений:

1) неорганизованные сбережения;

2) организованные сбережения.

К первой форме следует отнести наличные деньги на руках у населения в рублях и иностранной валюте. Ко второй -- денежные средства населения, размещенные на счетах по вкладам в коммерческих банках, вложенные в акции, облигации различных предприятий и другие финансовые инструменты.

Общая величина сбережений домашних хозяйств, а также пропорции, в которых они делятся на организованные и неорганизованные, определяются:

1) факторами внутреннего характера, связанными с приоритетами в потребительских расходах, их уровнем и структурой;

2) специфическими факторами внешнего характера.

В частности, к последним можно отнести: уровень доверия населения к банковской системе; совершенство государственной системы страхования частных вкладов; уровень законодательного обеспечения операций на рынке ценных бумаг, банковских операций, пенсионного обеспечения, страхового дела.

Важным фактором, определяющим уровень сбережений домашних хозяйств, является величина его дохода.Чем большая часть дохода потребляется, тем меньшая его часть направляется на сбережение. С другой стороны, если пропорция между потребляемой и сберегаемой частями остается неизменной, то на уровень сбережений влияет величина получаемого домашним хозяйством дохода.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что располагаемый доход домашнего хозяйства и предельная склонность к потреблению являются основными факторами, влияющими на уровень сбережений. Они, в свою очередь, определяются группой внутренних и внешних по отношению к домашнему хозяйству причин.

Доходы домашнего хозяйства – часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. Однако в современном обществе из-за неравномерного распределения национального дохода ресурсы у отдельных категорий домохозяйств оказываются недостаточными, чтобы поддержать жизненные силы на требуемом уровне. Поэтому государство за счет бюджета и внебюджетных фондов и предприниматель за счет прибыли пополняют средства домохозяйств.

На динамику и структуру доходов населения и домохозяйств в 90-е годы оказали влияние факторы, которые характеризовали социально-экономическое положение страны:

Глубокий экономический кризис и становление рыночных отношений;

Инфляция, которая на протяжении первой половины 90-х годов носила гиперформу;

Задержка выплаты зарплаты, государственных пенсий, пособий;

Многочисленные финансовые злоупотребления и нарушения в области оплаты.

Все эти факторы снижали реальные доходы граждан России. В 2000 году они составляли лишь 56,2 % уровня 1991. В XXIв. Положение несколько стабилизировалось. Реальные располагаемые доходы домашних хозяйств начали несколько возрастать. Однако, по оценке Института исследования товародвижения и коньюктуры оптового рынка, вскоре начался новый круг инфляционной гонки, что вновь сказалось на обесценении доходов.

Одним из показателей обеспеченности домашнего хозяйства является валовой доход.

Валовой доход домохозяйств – это совокупный доход, который включает: денежные доходы, стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных государством и предприятиями в натуральном выражении льгот, дотаций, подарков.

Валовые доходы занимают главенствующее положение, причем в них преобладают денежные доходы как результат развития рыночных отношений.

Натуральные доходы выступают в форме стоимости продуктов, производимых в подсобных хозяйствах, стоимости услуг, выполняемых для собственного потребления, а также стоимости полученных в порядке поощрения товарно-материальных ценностей от работодателя или государства. В России натуральные доходы получают не только традиционно сельские граждане, но и городские жители, что свидетельствует об относительно низком уровне материальной обеспеченности населения в целом. Следует подчеркнуть, что производство продуктов в подсобных хозяйствах и выполнение услуг для собственного потребления из-за низкой механизации производственного процесса характеризуется значительными трудовыми затратами, и поступления в натуре относительно малы по сравнению с возможными. На структуру доходов домохозяйств оказывает влияние ряд факторов (социальный состав, количественный состав, местопроживание - город или село и др.) Так имеются домохозяйства, где оплата труда составляет почти 100% денежного дохода, например у работающей супружеской пары без детей. Есть домохозяйства, где денежный доход формируется только за счет государственных социальных трансфертов, например, хозяйство супругов-пенсионеров, воспитывающих малолетних внуков.

Из рис. 1 видно, что денежные доходы в городе составляют почти 9/10 всех валовых доходов, тогда как стоимость натуральных поступлений невелика (всего 7 %).

Р ис. 1 Структура располагаемых ресурсов домохозяйств в 2008 г.

В сельской местности (Рис. 2) положение меняется. Доля денежных доходов меньше на 16%, а стоимость натуральных продуктов достигает почти четверти всех доходов. Различия имеются и в накоплении. В сельской местности население беднее, поэтому и накопление меньше.

Р ис. 2 Структура располагаемых ресурсов домохозяйств в 2008 г.

Денежные доходы остаются главными в домохозяйстве. Они формируются за счет следующих источников: (см. Приложение 2)

    оплаты труда членов домохозяйств, полученной при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премий, постоянных надбавок к зарплате, выплат работодателями на социально-культурные цели: пособий, путевок и т.д.;

    доходов от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендной платы и др.;

    государственных социальных выплат (трансфертов) – пенсий, пособий и других платежей из бюджета и внебюджетных социальных фондов;

    прочих поступлений (страховых возмещений, доходов от реализации имущества и др.).

В нашей стране соотношение между этими источниками в последние семьдесят лет резко менялось. В условиях господства государственной собственности основными доходами домохозяйств была заработная плата и выплаты из бюджета. По мере развития рыночных отношений роль второго источника стала возрастать. Однако и сегодня оплата труда остается главным доходом.

Денежные доходы различают по равномерности поступлений:

    регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);

    случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества), а также незаконные доходы (уход от налогов, выручка от продажи запрещенных товаров).

В зависимости от размеров денежные доходы делятся на:

    номинальные доходы – доходы за определенный период времени в денежных единицах по нарицательной стоимости

    реальные доходы – денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Они выражают количество товаров и услуг, которые можно фактически приобрести на номинальные доходы.

Государственное регулирование оплаты труда. Члены домохозяйств, работая в государственном или частном секторах экономики, получают оплату труда в разных формах. К оплате труда относятся:

    заработная плата, начисленная работникам по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам;

    доплата за сверхурочную работу;

    премии и вознаграждения, носящие регулярный или периодический характер;

    компенсационные выплаты;

    вознаграждения за год, выслугу лет;

    оплата ежегодных и дополнительных отпусков;

    материальная помощь;

    надбавка пенсии пенсионерам, работающим на предприятиях и др.

Не все денежные доходы члены домохозяйств используют на собственные нужды, определенная их часть направляется на оплату налогов (налога на доходы физических лиц, на имущество физи­ческих лиц и др.).

В условиях рыночных отношений государственное регулирова­ние оплаты труда ограничено. В течение 1994-1995 гг. государство предприняло попытку сократить значительное увеличение размера заработной платы на частных предприятиях путем обложения нало­гом на прибыль фактических расходов на оплату труда, превышаю­щих нормативную величину. Однако эта мера вместо ограничения привела к появлению так называемой «конвертной оплаты», т.е. пред­приятия сверх нормы выдавало работнику конверт с доходом, сумма которого не включалась в фонд зарплаты и с него не взимался ника­кой налог. Не достигнув цели, это решение отменили.

В настоящее время воздействие на оплату труда осуществляется с помощью законодательных актов или косвенным путем через на­логовый механизм.

В целях недопущения низкого уровня оплаты труда и социаль­ной защиты населения принят Закон «О минималь­ ном размере оплаты труда» (МРОТ). Согласно этому закону пред­приятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют право платить работникам меньше установленного миниму­ма. МРОТ обеспечивается в государственных организациях за счет средств бюджета, а в частном секторе - из собственных средств.

Реальное значение МРОТ из-за инфляционного роста цен по­стоянно снижается. Стремясь оградить его от обесценения, Прави­тельство РФ осуществляет индексацию. За десять с лишним лет МРОТ повышался неоднократно. Однако, несмотря на изменения реальное содержание МРОТ отстает от темпов инфляции и не соответствует прожиточному уровню.

Президент России Дмитрий Медведев подписал закон, предусматривающий повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2009 года до 4330 рублей против нынешних 2300 рублей

Таблица 1

Минимальный размер оплаты труда

В целях регулирования оплаты труда*

В иных целях**

Источник: Интернет ресурс для бухгалтеров( http://www.buh.ru/info-14 )

* МРОТ в размерах, указанных в этой колонке, применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ).

** МРОТ в размерах, указанных в этой колонке, применяется для целей:

Исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ в зависимости от МРОТ (до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей) (ч. 1 ст. 5 указанного закона). Федеральным законом от 22.06.2007 № 116-ФЗ МРОТ во всех статьях КоАП(Кодекс РФ об административных правонарушениях) заменен на рублевый эквивалент;

Выплаты стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством РФ определяется в зависимости от МРОТ (до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления) (ст. 4 указанного закона);

Исчисления платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ (ч. 2 ст. 5 указанного закона).

Представительные органы субъектов РФ, учитывая слабую обес­печенность работников бюджетной сферы, оказывают им финансо­вую поддержку исходя из размеров своего бюджета.

В частном секторе конкретные размеры ставок оплаты труда по профессиям на крупных предприятиях определяются условиями коллективных трудовых договоров, а у индивидуальных предпринима­телей, где работают несколько человек, - договором с отдельным работником.

Ограничения МРОТ на частных предприятиях государство уста­новить не может, так как он зависит от финансовых возможностей работодателей.

Государство регулирует доходы домохозяйств, не только исполь­зуя законодательные акты, но и косвенно - с помощью налоговой системы. Для прямого регулирования доходов применяются прямые налоги (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физи­ческих лиц, транспортный налог и др.). Косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенные пошлины) зат­рагивают прежде всего платежеспособный спрос населения и таким образом способны воздействовать на процесс производства.

Доходы домашних хозяйств от предпринимательской деятельности отличаются большим разнообразием. Среди экономистов нет единого мнения, что к ним относить. Большинство считают, что они включают:

    доходы от продажи имущества, принадлежащего гражданам на правах собственности;

    прибыль от реализации товаров, оказания услуг, выполнения работ предприятиями частного бизнеса, зарегистрированных и не зарегистрированных как юридические лица;

    доходы от регулярной продажи продукции личных подсобных хозяйств;

    доходы так называемых «челноков» и др.

Эти денежные доходы подразделяются на две части: одна на­правляется на содержание работодателя и его семьи, другая - на коммерческие расходы, причем официально к ним должны быть от­несены затраты, подтвержденные соответствующими документами.

Государственные социальные трансферты . К денежным доходам до­мохозяйств относят также государственные социальные трансферты - пенсии, пособия, другие выплаты из средств бюджетов разного уров­ня и внебюджетных фондов. Эта часть денежных доходов домохо­зяйств строго регулируется государством в законодательном порядке.

Основной вид трансфертных платежей - пенсии. Пенсионной системой в России охвачено 38,5 млн (2008 г.) престарелых, инвалидов, членов семей, потерявших кормильца. В настоящее время идет процесс ухудшения демографической ситуации и соотношение ра­ботающих и пенсионеров составляет 1,7: 1, а к 2010 г., по некото­рым прогнозам, это соотношение может достигнуть 1: 1.

Одним из ключевых направлений социальной политики российского правительства является совершенствование пенсионной системы страны. С 2001 года был принят ряд законов, основные из которых:

- "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, согласно которым страховая часть трудовой пенсии выплачивается за счет средств бюджета ПФР, базовая - за счет федерального бюджета;

- "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" №111-ФЗ от 24 июля 2002 года, который обеспечивает права граждан на инвестирование денежных средств накопительной части трудовой пенсии.

Суть ныне действующей пенсионной системы Российской Федерации - в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности россиян за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Средний размер трудовой пенсии по старости за 2008 год увеличился на 953 рубля и на конец 2008 года составил 4902 рубля.

В 2009 году базовая часть трудовой пенсии будет увеличена дважды - 1 марта и 1 декабря - в общей сложности на 37,1%. Страховая часть пенсии будет проиндексирована с 1 апреля 2009 года на 15,6%. В результате, к концу 2009 года средний размер социальной пенсии не должен быть ниже прожиточного минимума пенсионера.

Кроме пенсий российские граждане получают различные пособия (пособия по беременности и родам, единовременные пособия при рождении ребенка, ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полугора лет, ежемесячные пособия на ребенка и др.) из Фонда социального страхования. Лица, потерявшие работу, получают пособия по безработице из бюджета.

В последние годы получила развитие новая форма социальной помощи, которая финансируется из негосударственных фондов. Так, создаются негосударственные пенсионные фонды за счет средств самих работников и работодателей.

Анализ доходности в разрезе домохозяйств дает возможность учесть демографические, региональные и внутри­семейные факторы распределения и использования совокупного до­хода, в том числе и в его неденежной, натуральной форме. Кроме того, большое влияние на денежные доходы домохозяйств оказыва­ют место проживания (городская или сельская местность), а также численность, в том числе число детей в семье.

В домашнем хозяйстве могут осуществляться любые виды деятельности, в результате которых создаются и используются финансовые ресурсы.

Финансы домашнего хозяйства - это совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных средств, создаваемых в результате индивидуальной трудовой деятельности.

Домашнее хозяйство наиболее тесно связано с региональной экономикой. Финансовые ресурсы, создаваемые в этой сфере деятельности, почти полностью используются в регионе. Поэтому финансы домашнего хозяйства в наибольшей степени могут быть отнесены к территориальным финансам.

Функции финансов домашних хозяйств:

1. функцию обеспечения людей материальными и социально-культурными благами и услугами. В условиях развития рыночных отношений в стране и сокращения общественных фондов потребления роль этой функции значительно возросла;

2. распределительную функцию, в рамках которой распределяется стоимость ВВП и созданного национального дохода между людьми и государством, людьми и предприятиями, между индивидуумами внутри семьи.

Все большее количество людей стали заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. В настоящее время в стране действуют примерно 50 млн. домашних хозяйств. Особенно велика роль домашних хозяйств в сельской местности. Значительна роль домашних хозяйств и в других отраслях экономики страны. Постоянно растет объем перевозок грузов, производимых физическими лицами, имеющими лицензии на осуществление коммерческих перевозок автомобильным транспортом.

Финансовые ресурсы домашнего хозяйства – это совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении конкретного домохозяйства. Созданный в результате производственной деятельности членов домашнего хозяйства, он выступает частью национального дохода всего общества. Объем денежного фонда домашнего хозяйства зависит от усилий каждого в хозяйстве.

Финансовые ресурсы домохозяйства выступают в виде обособленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение:

— фонд потребления, предназначенный для удовлетворения личных потребностей данного коллектива семьи (приобретение продуктов питания, товаров промышленного производства, оплата различных услуг и др.);

— фонд сбережений (отложенных потребностей), который будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров (бытовая техника, недвижимость и пр.) либо как капитал для получения прибыли.

Состав финансовых ресурсов домохозяйств включает:

1) собственные средства, то есть заработанные каждым членом домашнего хозяйства: заработная плата, полученный доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения: пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

Доходы домашнего хозяйства (валовой доход) – это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов домохозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства.

Доходы домашних хозяйств включают в себя натуральные (продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве или в порядке натуроплаты от сельскохозяйственных предприятий) и денежные доходы (объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов, они являются преобладающей частью дохода домохозяйства).

Денежные доходы домашних хозяйств состоят из:

1. оплата труда членов домохозяйств (семьи), полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, доплаты, постоянные надбавки к заработной плате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т.п.;

2. доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата и др.;

3. государственные социальные выплаты (трансферты): пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.

На сегодняшний день основным источником доходов домашних хозяйств является оплата труда членов семьи. По мере развития рыночных отношений роль второго источники пополнения бюджета домохозяйства (семьи) стала возрастать. Но существуют семьи, в которых основным источником доходов выступают государственные выплаты (например, супруги-пенсионеры, воспитывающие малолетних внучат).

В зависимости от размеров денежные доходы классифицируются на номинальные и реальные.

Номинальные доходы – доходы за определенный период времени в денежных единицах по нарицательной стоимости. В России различают начисленные номинальные доходы, т.е. указанные в платежной ведомости на выдачу оплаты труда, и фактически полученные доходы, которые в связи с задержкой заработной платы, особенно в бюджетной сфере, ниже номинальных.

Реальные доходы – денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Они выражают количество товаров и услуг, которые можно фактически приобрести на номинальные доходы. Для домашнего хозяйства реальные доходы отражают действительный уровень жизни и благосостояния семьи, они призваны обеспечить удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

Факторы динамики доходов тесно взаимосвязаны с факторами динамики уровня жизни, формированием бюджета семьи. На реальное наполнение номинальных доходов влияют также факторы, связан­ные с изменением цен и налогообложения.

Номинальные доходы обусловлены источниками формирования, зависят от размера, структуры, динамики, от социальных, политичес­ких, экономических и других факторов. Остановимся на краткой ха­рактеристике их.

Размеры доходов и их различия обусловлены воздействием следу­ющих факторов:

1. Социально-политических . Переход к рыночной экономике предполагает социальную переориентацию общества, что вле­чет за собой большие изменения в трудовой, финансово-кредитной, правовой, инвестиционной, технической, социально-бытовой облас­тях жизнедеятельности общества и индивидов. На смену некогда единому, официально провозглашенному, принципу распределения по труду приходит и объективно реализуется распределение по труду, его результатам, паевому взносу, капиталу (соб­ственности), стоимости рабочей силы. В рыночной экономике важную роль играет конкуренция на рын­ке товаров (услуг), которая влияет на формирование доходов предприятий, а значит, и отдельных работников.

2. Социально-демографических (пол, возраст, выносливость, наличие таланта и способностей и т. д.) Формирование до­ходов у отдельных групп населения в силу различий возраста, пола су­щественно отличается, так как здесь действуют разные источники фор­мирования доходов и неодинаковые возможности участия в общест­венно полезной деятельности. Кроме того, высокая физическая выносливость позволяет человеку, наделенному таким качеством, получить больший доход в силу более высокой выработки. Наличие таланта, больших спо­собностей способствует интеллектуальному росту в более короткие сро­ки, выработке новых идей, изобретений и открытий, на базе которых осуществляется развитие НТП, духовное развитие нации и т.п.;

3. Социально-профессиональных (профессия, специальность, образование, квалификация, опыт и т. п.) Каждая профессия (специальность) требует определенного уровня образования, опыта, профессионализма (чаще всего требуется стаж работы);

4. Социально-статусных (занятый или незанятый общественно полезной деятельностью; ребенок, учащийся, наемный работник, владе­лец собственности, предприниматель, фермер, свободный художник, пенсионер, инвалид и т. д.) Соци­альный статус каждого человека характеризуется его местом в общест­ве на различных стадиях жизнедеятельности и возможностями получе­ния доходов из различных источников. Владелец собственности (ка­питала) не позволит, например, наемному работнику получать доход больше, чем имеет он сам. От социально-экономического статуса, уровня образования зависит также социальное и экономическое поведение людей;

5. Социально-экономических (род занятий или деятельности, вид производства, условия труда и т.д.) Здесь, прежде всего, значима зависи­мость от рода и вида деятельности (наемный труд, предприниматель­ская и индивидуально-трудовая деятельность, «челночный» бизнес, работа в личном подсобном и домашнем хозяйствах, «свободный ху­дожник», посредничество и консультирование и др.), вариантов заня­тости (сочетание различных видов, форм, времени и характера заня­тости), вида производства (отрасли экономики и т. п.), форм собствен­ности, условий труда и др.;

6. Социально-географических (природно-климатические особен­ности места жительства, плотность и характер расселения, националь­ные особенности) определяются территориальным пространством, природно-климатическими условиями, ха­рактером расселения.

Следует учитывать, что доходы формируются под влиянием факторов трех уровней:

· первый уровень — это факторы, зависящие от самого работника, лич­ности (жизненная позиция, социальный потенциал — образование, квалификация, опыт, интенсивность труда, совмещение профес­сий (функций) и видов занятости и т.п.);

· второй уровень (микроуровень) — это факторы, связанные с предприятием (фирмой), где занят работник (отрасль, форма собствен­ности, тип предприятия, положение на рынке товаров и труда, тех­ническая оснащенность, месторасположение, развитость коллективно-договорных отношений и т. д.);

· третий уровень (макроуровень) - это факторы, связанные с эконо­микой в целом (или регионов) - экономический потенциал, состояние научно-технического прогресса, социально-бытовой сферы, социального партнер­ства и т. п.

ТЕМА 10. Финансы домашних хозяйств

План лекции:

10.1 Понятие финансов домашних хозяйств

10.2 Функции финансов домохозяйств

10.3 Финансовые ресурсы домохозяйства

10.4 Бюджет домашних хозяйств

10.5 Доходы домашних хозяйств.

10.6. Денежные расходы домашних хозяйств и их состав

Понятие финансов домашних хозяйств

В экономической теории под домашним хозяйством понима­ется хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. До­мохозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые за­няты и не заняты в общественном производстве.

Ведение домашнего хозяйства представляет собой форму про­изводственной деятельности семьи. В домашнем хозяйстве про­изводятся услуги и продукция, предназначенные для удовлетворения потребностей данной семьи. Систематическое производство продукции в домашнем хозяйстве для продажи или реализации услуг на рынке характеризуют семью, занимающуюся индивиду­альной трудовой деятельностью, а производство сельскохозяй­ственной продукции — личное подсобное хозяйство с товарной направленностью.

Финансы домашнего хозяйства (домохозяйства), как и фи­нансы общества в целом, представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фон­дов денежных средств, в целях обеспечения материальных и со­циальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества.

Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств

В отличие от финансов коммерческих пред­приятий и организаций, имеющих решающие значение в созда­нии, первичном распределении и использовании стоимости ва­лового внутреннего продукта и национального дохода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой систе­мы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокуп­ности финансовых отношений.

Функции финансов домохозяйств

Сущность финансов домохозяйств находит свое проявление в функциях. По мнению Г. Б. Поляка они выполняют две базовые функции:

1) обеспечения потребностей семьи денежными средствами;

2) распределительная.

Первая функция создает реальные условия существования чле­нов данной семьи. Развитие рыночных отношений существенно повлияло на форму проявления этой функции.

В результате товарно-денежных отношений, появления, а за тем и увеличения рынка произошло:

1) расширение материальных, социальных, культурных и иных потребностей семьи;

2) создание и рост денежных средств домашнего хозяйства;

3) возникновение денежного фонда — семейного бюджета, предназначенного для обеспечения материальными благами.

Распределительная функция финансов домохозяйств охваты­вает первичное распределение национального дохода и форми­рование первичных доходов семьи. Финансовые отношения до­машнего хозяйства включают две группы:

1) отношения между данной хозяйственной единицей и други­ми звеньями финансовой системы (государственными финансами — бюджетами и внебюджетными фондами, и финансами коммер­ческих организаций и предприятий), создавая первичные доходы в виде заработной платы, пенсий, пособий и т.п.;

2) отношения между членами домохозяйства, когда средства распределяются и обособляются, образуя обособленные денеж­ные фонды. Обособление средств внутри домохозяйства не ме­няет собственника, исключая всякую эквивалентность.

Эта функция включает три последовательные ступени: фор­мирование, распределение и использование денежных фон­дов.

Обе функции финансов домохозяйства взаимосвязаны и дей­ствуют одновременно, дополняя друг друга.

Финансовые ресурсы домохозяйства — это совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи. Соз­данный в результате производственной деятельности членов до­мохозяйства, он выступает частью национального дохода обще­ства. Объем денежного фонда домохозяйства зависит от усилий каждого в хозяйстве.

Финансовые ресурсы домохозяйства выступают в виде обо­собленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение. Создаются два основных фонда:

— фонд потребления, предназначенный для удовлетворения личных потребностей данного коллектива — семьи (приобретение продуктов питания, товаров промышленного производства, оплата различных платных услуг и др.);

— фонд сбережений (отложенных потребностей), предназначен­ный для использования в будущем для приобретения дорогостоя­щих товаров либо как капитал для получения прибыли.

Состав финансовых ресурсов домохозяйств включает:

1) собственные средства, т.е. заработанные каждым членом се­мьи — зарплата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от ком­мерческой деятельности;

2) средства, мобилизованные на рынке, в форме полученного кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения, — пен­сии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

Бюджет домашних хозяйств

Финансовые ресурсы формируют бюджет домашнего хозяй­ства. По своему материальному содержанию бюджет домохозяй­ства — это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доходы чле­нов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные по­требности.

— накопления и обеспечения (резервный фонд), используемый для будущих капитальных расходов (покупки дома, квартиры, участка земли, средств транспорта, а также формирования пер­воначального капитала для коммерческой деятельности).

Государство оказывает существенное воздействие на объем бюджета домашнего хозяйства, так как в рыночной экономке оно полностью интегрировано в общий кругооборот материальных и денежных средств. Это воздействие осуществляется:

Доходы домашних хозяйств

Доходы домашних хозяйств — часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удо­влетворения материальных и духовных потребностей членов хо­зяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. все физические и умственные усилия людей, совершенные и процессе производства.

Валовой доход домохозяйств

Валовой доход домохозяйств — это денежные доходы, стои­мость натуральных поступлений продуктов питания и предостав­ленных государством и предприятиями в натуральном выражении льгот, дотаций, подарков (без учета накопленных сбережений).

В валовых доходах преобладают денежные доходы, представ­ляющие собой объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов.

Денежные до­ходы формируются за счет следующих источников:

1) оплата труда членов домохозяйств, полученная при вы­полнении трудовых соглашений при найме, а также премии, по­стоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на со­циально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т.п.;

2) доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата и др.;

3) государственные социальные выплаты (трансферты) пен­сии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных со­циальных фондов.

4) прочих поступлений (страховых возмещений, доходов от реализации имущества и др.

Денежные доходы

Денежные доходы домашних хозяйств представляют со­бой сумму денежных средств, полученных членами домашних хозяйств в виде заработной платы, дохода от индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности, пенсий, сти­пендий, пособий, компенсационных и других выплат (включая благотворительную помощь), процентов, дивидендов, ренты и других доходов от собственности, средств от продажи продук­ции личного подсобного хозяйства и прочих денежных посту­плений.

Доходы населения — доходы от наемной и самостоятельной за­нятости, собственности, продаж, социальные трансферты и про­чие, в натуральной и денежной форме.

Доход от наемной занятости — заработная плата; все виды поощрительной оплаты, надбавки к заработной плате; гонорары; премии; выплаты: от прибыли, по больничным листам, выходных пособий; компенсация за медицинские расходы, получаемые от работодателя, в денежной и натуральной форме.

Доход от самостоятельной занятости — доходы от предпри­нимательской деятельности в денежной и натуральной форме.

Социальные трансферты — пенсии, стипендии, пособия, ком­пенсационные выплаты, дополнительные льготы, благотвори­тельная помощь.

Доход от собственности — дивиденды и выигрыши по акциям и другим ценным бумагам; проценты по вкладам, за пользование суммами, предоставленными в виде долга; выигрыши по вкла­дам; доходы от сдачи в аренду жилья, транспортных средств, тех­ники, земельных участков.

Доход от продажи — доход от продажи недвижимости, раз­личных изделий и товаров; продуктов питания, полученных из личного подворья (подсобного хозяйства); оказанных на сторону различных услуг.

Прочие источники дохода — алименты, поступления от род­ственников и знакомых.

Располагаемые денежные доходы — денежные доходы за вы­четом обязательных платежей и взносов.

Реальные денежные доходы — денежные доходы с учетом из­менения потребительских цен.

Реальные располагаемые денежные доходы — денежные дохо­ды за вычетом обязательных платежей и взносов с учетом изме­нения потребительских цен.

Денежные доходы могут быть номинальными (до уплаты на­логов и обязательных платежей) и располагаемыми (после осу­ществления указанных выплат). Реальные денежные доходы — денежные доходы с исключением изменения потребительских цен. Исчисляются путем деления денежных доходов на индекс потребительских цен. Реальные располагаемые денежные до­ходы — денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов с исключением изменения потребительских цен.

В основу классификации доходов положены разные призна­ки.

1. В зависимости от источника дохода они подразделяются на:

— заработную плату и дополнительную оплату трудовой дея­тельности;

— доходы от предпринимательской деятельности; доходы от ценных бумаг;

— арендную плату за переданное во временное пользование имущество;

— страховое возмещение;

— доходы от реализации имущества;

— выплаты из государственных денежных фондов (бюджетов, внебюджетных фондов);

— прочие.

2. В зависимости от равномерности поступления различают доходы:

— регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);

— случайные или разовые (подарки, доходы от реализации иму­щества).

3. В зависимости от надежности поступления различают до­ходы:

— гарантированные (государственные пенсии, доходы по госу­дарственным займам);

— условно-гарантированные (оплата труда);

— негарантированные (гонорары, комиссионное вознагражде­ние).

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

1031 Источники и структура доходов домохозяйств

В рыночной экономике каждое домохозяйство владеет определенными экономическими ресурсами и использует их эффективно с целью получения дохода как средства своего существования

Под доходами домохозяйств имеют в виду результаты их экономической деятельности. Они могут иметь денежную и натуральную формы. Источником формирования их могут быть: заработная плата, доходы от предпринима цькои деятельности и самозанятости, продажи сельскохозяйственной продукции, производимых товаров и услуг, доходы от собственности, социальные выплаты из государственного бюджета и др.. Главным источником доходов домохозяйств являются доходы от ресурсов, которые они поставляют национальному производству, или доходы от факторов производства, прежде услуг фактора»трудt;праця».

Различают номинальные и реальные доходы домохозяйств. Номинальные доходы — это сумма денежных доходов, которые получают домохозяйства. Реальные доходы — это количество различных потребительских благ (товаров и пос услуг), которые могут купить домохозяйства за свои денежные доходы их уровень зависит от: номинальных доходов, уровня цен на потребительские блага, величины налогов и других обязательных платежей. Итак, реальных и доходы домохозяйств зависят прямо пропорционально от величины денежного (номинального) дохода и обратно пропорционально уровня эти цін.

Структуру формирования денежных доходов домохозяйств в Украине иллюстрирует таблица 101 (в среднем за месяц в расчете на одно домохозяйство)

Из таблицы видно, что совокупный денежный доход домохозяйства в среднем за месяц в 2003 году составил 574,9 грн. В том числе оплата труда составляла 318,5 грн, или 55,4 процента

Совокупные денежные доходы домохозяйств в городах значительно превосходят доходы домохозяйств в сельской местности, которые обеспечиваются на 22,7 процентов за счет поступлений от продажи с сельскохозяйственной продукции.

2.2.5. Доходы и расходы домашнего хозяйства и их состав

В 2003 году денежные доходы от продажи сельскохозяйственной продукции домохозяйств в сельской местности более аналогичного показателя городских домохозяйств в 28 раз. Заметим, что низкий удельный вес доли доходов домохозяйств, особенно в сельской местности (34,3% в 2003 p), свидетельствует о том, что заработная плата теряет свое значение как основной источник ф ормування доходов домохозяйств. Это является следствием, в частности, того, что при известных объективных и субъективных причин на большей части предприятий Украины сейчас запущено нормирования и организации труда, с нижено уровень экономической работы по организации заработной платлати.

Одновременно, в структуре денежных доходов домохозяйств растет удельный вес доли доходов от предпринимательской деятельности и самозай-нятости. Так, этот показатель вырос с 3,5 процентов в 2000 г до 4,3 проц сотки в 2003 p, т.е. он увеличился на 22,8 процентов. Это свидетельствует о том, что предпринимательская деятельность становится важным источником денежных доходов домохозяйств в условиях рыночной экономикміки.

Следовательно, совокупный доход домохозяйства — это сумма доходов, которые оно получает из разных источников в денежной или натуральной форме. Он не должен быть ниже прожиточного минимума, то есть ниже, чем стоимость набора необходимых потребительских благ (товаров и услуг), рассчитанная по нормам и нормативам потребления и обеспечения населения первоочередными жизненными средствами. Прожиточный минимум используется д ля установления минимального уровня доходов семей, а также минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных выплат и земелььг.

Для оценки уровня семейных доходов, кроме прожиточного минимума должен учитываться и оптимальный потребительский бюджет — стоимость набора жизненных средств, рассчитанная по нормам и нормативам потребления, удовлетворяют разумные рациональные потребности людей. Этот бюджет используется для оценки достигнутого уровня жизни населения страны и выбора наиболее оптимальных, эффективных путей его повышенияя.

Доходы домохозяйств неразрывно связаны с доходами государства. В периоды экономической активности растет объем производства потребительских благ (товаров и услуг), увеличивается валовой внутренний продукт, с растет заработная плата работников, доходы предпринимательских структур, государство имеет экономическую возможность повышать благосостояние семей увеличением как трудовых доходов, так и социальных выплат из бюджета. Вот же, в периоды благоприятной экономической конъюнктуры домохозяйства могут больше тратить денежных средств на текущие потребности, приобретение предметов длительного пользования, средств труда и делать определенные сбережения. Спад экономической конъюнктуры в стране непременно негативно сказывается на доходах домохозяйств. Он приводит к сокращению доходов домохозяйств, что сразу негативно влияет на потребление вчий спрос. Сокращение спроса приводит к уменьшению объемов производства, к росту армии безработных, что вызывает новое уменьшение доходов домохозяйств. Напротив, рост доходов домохозяйств способствовать росту потребительского спроса, оживлению экономической конъюнктуры, поступательном развитии национального производства. Поэтому экономическая политика государства должна быть направлена??на решение основ них задач отечественной экономики, выбор приоритетных направлений развития, которые имеют качественно изменить ее, направить на удовлетворение современных потребностей домохозяйств, общества в цилом цілому.

В условиях рыночной экономики особое значение приобретает объективная оценка экономического положения домохозяйств, характеризуется наличием и использованием совокупных ресурсов, прежде денежных д доходе.

Экономической-финансовое состояние домохозяйств зависит от результатов хозяйствования, тщательного анализа его бюджета, учета доходов и расходов, движения денежных средств. В период, когда доходы домохозяйств в сокращаются, следует пересмотреть некоторые расходы в сторону уменьшения, искать возможности пополнения своих доходев.

Но независимо от экономического положения домохозяйства очень экономно тратить заработанные денежные средства, вести постоянный и тщательный учет своего имущества, а также доходов и расходов бюджета

Социально-экономические индикаторы являются неотъемлемыми компонентами социальных программ и используются в качестве инструмента измерения результатов влияния экономических реформ на уровень жизни населения.

Социально-экономические индикаторы уровня жизни населения формируются на основе cтатистических данных, характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов населения, а также, с привлечением других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты благосостояния населения.

Социально-экономические индикаторы выражаются через средние и медианные величины, темпы изменения, коэффициенты частоты, концентрации, дифференциации и покупательной способности. Расчет социально-экономических индикаторов производится в соответствии с общими требованиями по формированию макроэкономических показателей и с учетом специфики системы статистических социальных показателей.

Ниже приводятся основные определения исходных показателей, используемых в расчетах социально-экономических индикаторов.

РАСПОЛАГАЕМЫЙ ДОХОД ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ 1)

определяется как доход, полученный домашними хозяйствами от производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных операций: добавлением полученных субсидий на производство и импорт и текущих трансфертов2) (кроме социальных трансфертов в натуре3)), и вычитанием выплаченных налогов на производство и импорт и текущих трансфертов (включая текущие налоги на доходы и богатство). Располагаемый доход является источником для конечного потребления товаров и услуг и сбережения. включает расход на покупку потребительских товаров и услуг и стоимость индивидуальных товаров и услуг, полученных домашними хозяйствами от органов государственного управления и от некоммерческих организаций бесплатно в виде социальных трансфертов в натуре.

РАСХОДЫ НА КОНЕЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ДОМАШНИХ

включают расходы на приобретение потребительских товаров и услуг, а также потребление товаров и услуг в натуральной форме: произведенных для себя (сельскохозяйственная продукция личных подсобных хозяйств, условно исчисленные услуги по проживанию в собственном жилище) и полученных в качестве оплаты труда и различных видов вспомоществования.

ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

исчисляются делением общей суммы денежного дохода за отчетный период на численность наличного населения.

РЕАЛЬНЫЕ РАСПОЛАГАЕМЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ

определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.

СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ НАЧИСЛЕННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

работающих в отраслях экономики определяется делением начисленного месячного фонда заработной платы на среднесписочную численность работающих. Социальные пособия, получаемые работающими из государственных и негосударственных внебюджетных фондов не включаются в фонд заработной платы и среднюю заработную плату.

СРЕДНИЙ РАЗМЕР НАЗНАЧЕННОЙ МЕСЯЧНОЙ ПЕНСИИ

пенсионера, установленный в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на соответствующую численность пенсионеров.

ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ

отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения и соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО УРОВНЮ СРЕДНЕДУШЕВЫХ

характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) населения, сгруппированного в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ ПО

выражается через проценты общего объема денежных доходов, которым обладает каждая из 20-ти (10-ти) процентных групп населения.

КОЭФФИЦИЕНТЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

: устанавливают размер превышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения. Различаются: коэффициент фондов (соотношение между средними значениями доходов внутри сравниваемых групп населения или их долями в общем объеме доходов) и децильный коэффициент дифференциации (отношение уровней доходов, ниже и выше которых находятся десятые доли совокупности в разных концах ряда распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов)

КОЭФФИЦИЕНТ КОНЦЕНТРАЦИИ ДОХОДОВ (ИНДЕКС

: устанавливает степень отклонения фактического объема распределения доходов населения от линии их равномерного распределения.

Доходы домашних хозяйств.

ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА

представляет собой стоимостную оценку прожиточного минимума: натурального набора продуктов питания, учитывающего диетологические ограничения и обеспечивающего минимально необходимое количество калорий, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели в бюджетах низкодоходных домашних хозяйств.

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ С ДЕНЕЖНЫМИ ДОХОДАМИ НИЖЕ

определяется на основе рядов распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов и является результатом суммирования числа лиц, чьи денежные доходы ниже величины прожиточного минимума.

ДЕФИЦИТ ДОХОДА

определяется на основе данных о численности и размере доходов населения с доходами ниже прожиточного минимума и исчисляется как суммарное значение дохода, необходимое для его повышения до величины прожиточного минимума.

Б. Метод исчисления показателей в реальном выражении
(с корректировкой на индекс потребительских цен)

С целью устранения фактора изменений цен номинальные денежные доходы и расходы населения рассчитываются в реальном выражении с корректировкой на индекс-дефлятор, отражающий изменение цен на различные компоненты денежных расходов населения.

Результатом пересчета являются показатели, идентифицируемые в определениях как реальные (реальные денежные доходы, реальная заработная плата, реальный размер назначенной месячной пенсии, реальные расходы на конечное потребление домашних хозяйств и т.д.).

Пересчет в сопоставимые цены проводится с использованием:

индексов потребительских цен: сводных или субиндексов на отдельные товарные группы;

индексов потребительских цен, дифференцированных по группам населения с различным уровнем доходов.

Расчет показателей в реальном выражении осуществляется методом приведения показателей текущего периода в сопоставимые цены базисного периода по формуле:

_________________

Методологические положения по статистике (выпуск 1,2,3,4,5)
Copyright © Федеральная служба государственной статистики

2. Бюджет домашних хозяйств. Доходы домашних хозяйств и их классификация

Финансовые ресурсы формируют бюджет домашнего хозяй­ства. По своему материальному содержанию бюджет домохозяй­ства — это форма образования и использования фонда денежныхсредств домохозяйства. Он объединяет совокупные доходы чле­нов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные по­требности. Средств семейного бюджета постоянно не хватает в связи с расширением потребностей. Недостаток средств бюдже­та, особенно в нашей стране, вынуждает участников домохозяй­ства помимо продажи рабочей силы на основном месте работы и получения оплаты труда по трудовым договорам вести личное подсобное хозяйство, осуществлять индивидуально-трудовую и предпринимательскую деятельность, сдавать излишки своей не­движимости и предметы длительного пользования в аренду, при­обретать и реализовывать ценные бумаги и т.п.

В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды:

— индивидуальные, предназначенные для отдельных членов семьи и используемые на приобретение различных товаров, раз­влечения, учебу, медицинское обслуживание и т.п.;

— совместный, для покупки товаров общего пользования (телевизора, холодильника и т.д.);

— накопления и обеспечения (резервный фонд), используемый для будущих капитальных расходов (покупки дома, квартиры, участка земли, средств транспорта, а также формирования первоначального капитала для коммерческой деятельности).

Потребность в создании фонда накопления возникает не только для приобретения товаров длительного пользования, тре­бующих больших средств, для отдыха и дорогостоящего медицинского обслуживания, но также для обеспечения достойной жизни в старости.

Различают постоянный и временный доход домохозяйства.

Глава 2. Доходы и расходы домашних хозяйств в Российской

Постоянный — это доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится в будущем. В стабильном экономическом обществе к этому виду относят, как правило, оплату трудовой деятельности. Временным считается доход, который в будущем может исчез­нуть, например, доход от ценных бумаг в связи с прекращением акционерного общества.

В Казахстане, когда общее экономическое положение страны неустойчиво, весь доход домохозяйства становится временным, трудно прогнозируемым.

Доход семейного бюджета определяет объем потребления домохозяйств. Постоянный доход, размер которого повторяется из года в год, не вызовет серьезных колебаний в их потребительскихрасходах. В то же время временный доход может оказать серьез­ное влияние на общий платежеспособный спрос страны. Его рост в отдельный период времени, создав дополнительные требовании товаров и услуг, осложнит ситуацию на рынке.

Государство оказывает существенное воздействие на объем бюджета домашнего хозяйства, так как в рыночной экономке оно полностью интегрировано в общий кругооборот материальных иденежных средств. Это воздействие осуществляется:

1) через налоговую систему — домохозяйства оплачивают нало­ги, сборы, пошлины и делают другие обязательные отчисления;

2) через оплату труда работников в государственном секторе;

3) через предоставляемые различные общественные блага и услуги;

4) через государственное ценообразование.

Расходы бюджета домохозяйства играют существенную роль в экономике страны. Используя свои доходы, семья обеспечивает фор­мирование и развитие рынка товаров и услуг. Реализуя свои накоп­ления и сбережения, она увеличивает спрос на ценные бумаги, рас­ширяя тем самым фондовый рынок. Кроме того, большое значение домохозяйства имеют как субъекты предложения важнейших произ­водственных ресурсов - труда и предпринимательской деятельнос­ти. Наконец, члены семьи, занимаясь воспитанием детей, выступа­ют главными потребителями социально-культурной сферы, которая финансируется государством.

Члены домохозяйств, расходуя свои средства, удовлетворяют раз­нообразные потребности. Это возможно двумя путями: использова­нием денежных доходов на приобретение товаров и услуг; натураль­ным самообеспечением, происходящим за счет собственной трудо­вой деятельности отдельных членов хозяйства (см. Приложение 3).

В настоящее время наблюдается снижение платежеспособного спроса населения страны. Сокращение общественного производства и инфляционный процесс вызвали у домохозяйств резкое повыше­ние экономической активности. Проблема выживания сегодня акту­альна для значительной части российского общества (как мы уже говорили, почти треть нашего населения живет ниже прожиточного минимума). В этих условиях все ресурсы общества, в том числе и каждого домохозяйства, мобилизуются для поддержания существования. Уменьшение общих расходов на продовольственные товары отра­жается на качественном составе продуктов питания: снижается доля таких продуктов, как фрукты, кондитерские изделия, мясо и мясопро­дукты, и возрастает доля хлеба и хлебопродуктов, картофеля и овощей.

обязательные и добровольные платежи.

Члены домашнего хозяйства как граждане РФ платят различные обязательные платежи, которых насчитывается более 15. Прежде все­го это федеральные и местные налоги и сборы. К федеральным пря­мым налогам с населения относятся: налог на доходы физических лиц, налог с наследства и дарения, налог с владельцев транспортных средств, государственная пошлина, таможенные сборы с физических лиц. Среди местных налогов основные - налог на имущество с фи­зических лиц, земельный налог и др. Личные обязательные платежи обеспечивают, с одной стороны, необходимыми доходами бюджеты разного уровня, а с другой, - перераспределение доходов через бюд­жетную систему в пользу наименее социально защищенных слоев населения. Кроме того, они оказывают стимулирующее воздействие на рациональное использование лично полученных доходов. вания. При общем спаде общественного производства вновь получа­ет развитие натуральное и полунатуральное хозяйство. Семейные коллективы, чтобы существовать, производят продукцию на личном подсобном и приусадебном участках, занимаются индивидуально-трудовой и предпринимательской деятельностью, в том числе семей­ной торговлей, выполняют различные платные услуги.

Хотя натуральное и полунатуральное хозяйства менее эффектив­ны, чем общественные, и не способны обеспечивать полным набо­ром всех товаров и услуг, но они поддерживают необходимый мини­мальный уровень семейного бюджета и спасают домохозяйства от бедности и нищеты. О значительной материальной поддержке домо­хозяйств внутренними силами свидетельствует относительно высо­кая и все увеличивающаяся доля продукции и услуг, создаваемая семьями в ВВП (от 12 до 15% ВВП).

Данные показывают, что натуральное самообеспечение за последние годы возросло, а с учетом государственных социальных трансфертов в натуральной форме занимает почти четвертую часть потребления домашнего хозяйства (Рис.3 а,б). Однако доминирующую роль в общем объеме конечного потребления играют денежные расходы.

Рис. 3а Структура фактического конечного потребления домохозяйств

Рис. 3 б Структура фактического конечного потребления домохозяйств.

Денежные расходы домохозяйства - фактические затраты на при­обретение материальных и духовных ценностей, необходимых для продолжения жизни человека, которые включают потребительские расходы и расходы, не связанные непосредственно с потреблением. Они выполняют очень важную роль по воспроизводству рабочей силы отдельных членов домашнего хозяйства.

В современных условиях в России происходит снижение реаль­ных расходов из-за уменьшения доходности определенных групп населения. Наряду с другими факторами это приводит к качествен­ным изменениям в обществе: ухудшению здоровья населения, со­кращению продолжительности жизни, падению рождаемости.

Классификация и структура денежных расходов. Денежные расхо­ды домашнего хозяйства можно классифицировать по разным при­знакам

1) по степени регулярности

    постоянные расходы (на питание, коммунальные услуги и др.);

    регулярные расходы (на одежду, транспорт и др.);

    разовые расходы (на лечение, товары длительного пользования).

2) по степени необходимости

    первоочередные (необходимые) расходы (на питание, одежду);

    на медицинское обслуживание;

    второочередные (желательные) расходы (на образование, стра­ховые взносы и т.п.);

    прочие расходы (остальные);

3) по целям использования

    потребительские расходы (на покупку товаров и оплату услуг);

    уплата обязательных платежей и различных обязательных взносов;

    накопления и сбережения во вкладах и ценных бумагах;

    покупка иностранной валюты;

    прирост денег на руках населения.

Покупка товаров и оплата услуг - главные потребительские рас­ходы, они составляют три четверти всех денежных затрат. Их размер обусловлен: объемом денежных доходов, которые сегодня недоста­точно велики; удовлетворением необходимых личных и семейных потребностей; уровнем розничных цен; климатическими и геогра­фическими условиями жизни и другими факторами.

Доля расходов на услуги постоянно возрастает. Особенно увели­чились затраты семей в городе на жилье, коммунальные услуги, ле­карства, а также на проезд в общественном транспорте. Отдельные виды услуг настолько подорожали, что просто выпали из бюджета ря­дового гражданина (например, услуги химчистки, прачечных и т.д.). Однако появились новые виды платных услуг (здравоохранение, обра­зование), которые стали занимать все большую долю расходов семьи.

Количественный состав домохозяйств также оказывает влияние на структуру расходов конечного потребления. В более выгодном положении находятся домохозяйства, состоящие из одного челове­ка.

Уменьшение общих расходов на продовольственные товары отра­жается на качественном составе продуктов питания: снижается доля таких продуктов, как фрукты, кондитерские изделия, мясо и мясопро­дукты, и возрастает доля хлеба и хлебопродуктов, картофеля и овощей.

Вторая группа денежных расходов домохозяйств - обязательные и добровольные платежи. К обязательным платежам относятся нало­ги, сборы, пошлины, отчисления, которые взимаются органами ис­полнительной власти в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды. Добровольные платежи производят отдельные члены домо­хозяйств по собственной инициативе в страховые организации при страховании от различных рисков, негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды и др.

Члены домашнего хозяйства как граждане РФ платят различные обязательные платежи, которых насчитывается более 15. Прежде все­го это федеральные и местные налоги и сборы. К федеральным пря­мым налогам с населения относятся: налог на доходы физических лиц, налог с наследства и дарения, налог с владельцев транспортных средств, государственная пошлина, таможенные сборы с физических лиц. Среди местных налогов основные - налог на имущество с фи­зических лиц, земельный налог и др. Личные обязательные платежи обеспечивают, с одной стороны, необходимыми доходами бюджеты разного уровня, а с другой, - перераспределение доходов через бюд­жетную систему в пользу наименее социально защищенных слоев населения. Кроме того, они оказывают стимулирующее воздействие на рациональное использование лично полученных доходов.

С точки зрения тяжести для плательщика самым главным явля­ется налог на доходы физических лиц, который взимается с совокуп­ного дохода в денежной и натуральной форме, выраженный в рублях и иностранной валюте на дату получения дохода. Для ослабления тяжести подоходного обложения и оказания поддержки особенно малоимущим и многосемейным гражданам предусмотрен широкий перечень налоговых льгот.

Третья группа расходов - сбережения и накопления, которые в условиях рыночных отношений обеспечивают непрерывность раз­вития домашнего хозяйства. Их значение также велико для стабиль­ности национальной экономики, ибо это важный инвестиционный источник для предприятий, испытывающих значительную потреб­ность в дополнительных ресурсах. В 2008 г. они составили около 10% общего объема денежных доходов.

Необходимость сбережений и накоплений домашних хозяйств обусловлена:

    созданием резерва для приобретения дорогостоящих товаров длительного пользования или услуг;

    формированием страхового фонда для поддержания обычного уровня потребительских расходов при колебаниях доходов;

    образованием денежного фонда для инвестирования в ценные бумаги, чтобы повысить уровень доходности.

Данная группа расходов, к примеру 90-х годов, подвергалась существен­ным колебаниям. К началу проведения экономической реформы у населения имелись значительные накопления, образовавшиеся пре­имущественно в результате отложенного спроса из-за дефицита то­варов и сконцентрированные на счетах в сберегательных кассах. Однако сильная быстро «съела» все сбережения. Переход к рынку и свобода предпринима­тельства создали новые условия для образования резервов. Накоп­ления к середине 90-х годов достигли около четверти всех расходов (22,9% в 1995 г.), которые размещались на вкладах в кредитных учреждениях, где выплачивались высокие проценты, в ценные бу­маги - акции, облигации, а также в государственные ценные бу­маги - ГКО, ОФЗ. Финансовый кризис августа 1998 г. ликвидиро­вал многие накопления. Вновь произошло резкое уменьшение на­коплений домашнего хозяйства.

В настоящее время денежные накопления и сбережения домохо­зяйств выступают в двух формах: неорганизованные и организованные. Первая форма - это наличные деньги у населения в рублях и иност­ранной валюте. Главным покупателем иностранной валюты являют­ся лица, потерявшие доверие к банкам и национальной валюте, а также «челноки», приобретающие иностранную валюту для покупки потребительских товаров за рубежом и импорта их в Россию. Эта доля достигает около 80% всех накоплений и сбережений. Вторая форма - это денежные средства на счетах в коммерческих банках или вложенные в ценные бумаги. На их долю приходится до 7%.

Распределение накоплений и сбережений в России крайне не­равномерно между домохозяйствами. Домохозяйства, доходы которых ниже прожиточного минимума, вообще не имеют накоплений,) перед ними стоит главная задача - выжить.

Денежные накопления и сбережения, аккумулированные в банках, служат источником расширения кредитных отношений. Потребительский кредит пополняет денежные доходы членов домохозяйств и способствует увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Особенно важен потребительский кредит для России, где уровень жизни относительно низок, а кредитные возможности банковской системы нуждаются в дополнительных капиталах.



Просмотров