Гражданское общество признаки и функции. Цивилизационные функции гражданского общества

Семинар 4. «Гражданское общество»

Истоки возникновения гражданского общества.

Функции гражданского общества.

Вопрос 1. Истоки возникновения гражданского общества.

Дискуссии о том, что такое гражданское общество, существуют давно. Существует множество его дефиниций, но все они неидеальны.

Гражданское общество – это совокупность отношений в сфере экономики, культуры и других областях, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства.

Гражданское общество может возникнуть только в условиях демократии. И наоборот: гражданское общество – опора демократии.

В Античные времена гражданское общество и государство были взаимосвязанными терминами. Быть гражданином, членом государства – означало быть членом общества, так как в те времена человек не мыслил себя вне коллектива, общества. Позднее Шарль Луи Монтескье, Эммануил Кант, Жан-Жак Руссо также не отделяли гражданское общество от государства, однако они развивали идеологию свободы, либерализма, индивидуализма. Эти идеи подвели к пониманию того, что общество должно быть независимо от политической власти. Американский просветитель Томас Пейн (1737-1809)сформулировал мысль, что государство – неизбежное зло, и чем оно меньше, тем лучше для общества. Поэтому власть государства должна быть ограничена в пользу гражданского общества.

Таким образом, гражданское общество появляется на высшем этапе развития буржуазного общества и представляет собой особое социальное образование между индивидом и пра­вовым государством. В этот период (XVII-XVIII вв.) идет бурное развитие частной собственности, создаются политические партии – то есть появляются силы, не обладающие реально политической властью, но стремящиеся оппонировать государству.

Сегодня развитое демократическое общество существует в США, большинстве стран Западной Европы, скандинавских странах, Японии.

Признаки гражданского общества:

1. Главный действующий субъект гражданского общества - суверенная личность, свободно ста­вящая цели своей деятельности и определяющая спосо­бы их достижения. Это один из основных признаков гражданского общества.

2. Основа гражданского общества – это многоукладная экономика с многообра­зием форм собственности. Гражданское общество жизнеспо­собно, если его члены обладают собственностью и пользуются правом распоряжаться ею по своему усмотрению.

3. Гражданское общество – это множество организаций и объединений, создание и деятельность которых не регулируется государством. Это активные образования, отра­жающие интересы множества социальных слоев и групп населения - общественные движения и организации, культуру, религию, искусство и т. д.

4. Специфика органи­заций гражданского общества - они создаются на добровольной основе не государством, а самим гражданином. Гражданское общество должно возникать естественным путем, без участия государства. Это происходит тогда, когда люди готовы и способны к самоорганизации.

5. Особенностью общественных отношений в гражданском об­ществе являются горизонтальные, невластные связи, в отличие от иерархических властных государственных отношений.

Из вышеизложенного следует такое определение: граж­данское общество - это негосударственная сфера общест­венной жизни, совокупность социокультурных отношений, которые развиваются в обществе на добровольной основе, без непосредственного вмешательства государства и обеспечивают условия для удовлетворения потребностей индивидов и кол­лективов.

Вопрос 2. Функции гражданского общества.

Основной задачей гражданского общества является наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. В рамках выполнения этой задачи гражданское общество осуществляет важные социальные функции:

1. Юридическое обеспечение защиты прав граждан, их интересов от необоснованного вмешательства со стороны государства.

2. Осуществление ши­рокого самоуправления на различных уровнях общественной жизни.

3. Обеспечение частных сфер жизни людей от жесткой регламентации со стороны государственных структур.

4. Реальное обеспечение прав и свобод человека, равный доступ граждан к участию в государственных и общественных делах.

5. Функции социального контроля по отношению к своим членам. Независимо от государ­ства общественность своими средствами может заставить чело­века соблюдать нормы поведения, оказать на него воспитываю­щее воздействие.

6. Коммуникационная функция. В условиях многоукладной экономики интересы различных групп населения столь разнообразны и дифференцированны, что государственные структуры часто не могут своевре­менно и квалифицированно их удовлетворить. Поэтому задача организаций гражданского общества - информировать государст­во о возникших потребностях граждан, удовлетворение которых возможно только с помощью государства.

7. Организации гражданского общества ста­билизируют государственную власть. В периоды кризисов, социальных волне­ний и войн на помощь ослабевшей государственной власти приходят прочные структуры гражданского общества. Однако такую помощь правящая элита может получить лишь в том случае, если она уважительно относилась к органам граж­данского общества, поддерживала общественную самодеятель­ность граждан, защищала их социальные права и интересы.

8. Функция обеспечения минимального жизненного уровня всем членам общества. Особенно это относится к слабо за­щищенным группам (инвалидам, престарелым, детям). Активную роль в этом деле играют благотворительные организации, церковь и проч.

Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.

Признаки гражданского общества

Признаки гражданского общества представляют собой такие характеристики общества, при которых можно говорить о реально функционирующем гражданском обществе в рамках общественной жизни.

Основными признаки гражданского общества являются:

1. Реальное функционирование и обеспечение системы прав и свобод личности.

2. Наличие развитой системы самоуправления.

3. Наличие реальной конкуренции между различными политическими силами.

4. Наличие высокой степени плюрализма и общественного сознания.

5. Наличие независимых СМИ и реализация на практике права человека на информацию.

6. Наличие развитого института частной собственности, доверие населения к экономическим институтам.

7. Наличие органов государственной власти, выбранных на честных и справедливых выборах.

8. Наличие правового государства

9. Политика государства, направленная на достижение реальных благ для населения.

Структура гражданского общества

Структура гражданского общества включает в себя те общественные институты, которые призваны отстаивать интересы отдельных групп населения, к таковым принято относить:

1. Общественные объединения и правозащитные организации.

2. Политические движения и партии.

3. Независимые СМИ.

4. Семья как основная ячейка общества.

5. Церковь и религиозные объединения.

6. Общественные институты, не подчиненные государству (предпринимательство, собственность и др.)

35. Понятие правосознания

Правовое сознание (правосознание) представляет собой совокупность представлений и внутренних переживаний по отношению к праву.

Структура правосознания

Правосознание включает в себя следующие структурные элементы:

1. Правовая психология

Правовая психология представляет собой внутренние переживания человека по отношению к праву или конкретному правовому явлению.

2. Правовая идеология

Правовая идеология представляет собой глубокое, осмысленное представление и отношение людей к праву желаемому и реальному.

Виды правосознания

Правосознания принято подразделять на основе двух важных принципов: по степени общности отношения и по уровню и глубине отношения к праву.

По степени общности отношения к праву принято выделять:

1. Индивидуальное правосознание

2. Групповое правосознание

3. Массовое правосознание

По уровню и глубине отношения к праву принято выделять:

1. Обыденное правосознание

2. Профессиональное правосознание

3. Доктринальное правосознание

36. Правовая культура: понятие и структура.

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;

3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

1) знание, а вместе с этим и понимание права;

2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

4) правовая психология;

5) правовая идеология.

В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.

Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2)праворегулятивную , которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно-нормативную , которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская , через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.

37. Правовое воспитание: понятие формы, методы.

Принципы гражданского общества

Функционирование гражданского общества основано на ряде принципов. В их числе:

  • 1) равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;
  • 2) гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан па основе законов;
  • 3) экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;
  • 4) гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам, а также свобода в образовании партий и гражданских движений;
  • 5) создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;
  • 6) свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;
  • 7) существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

Функции гражданского общества

Гражданское общество образует ту социальную среду обитания людей, где протекает их общественная жизнедеятельность. Ею, по сути, определены границы их образа жизни, черты их социального облика. Основные функции гражданского общества заключаются в следующем.

  • 1) социализация индивидов. Включаясь в гражданские взаимоотношения через частный интерес, они обретают возможности для самовыражения и развития своих потенций в качестве социальных субъектов;
  • 2) самоорганизация и самоуправление в обширной мозаичной сети частных интересов, для которых внешнее (государственное) регулирование создает лишь общие рамки упорядочения;
  • 3) интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, сложившихся веками форм социальной солидарности, что в конечном счете обеспечивает целостность общественного организма, историческую преемственность в его развитии;
  • 4) создание базовых форм межличностной солидарности, основанной на общности или близости частных интересов, выработка механизмов согласования расходящихся интересов и урегулирования конфликтов;
  • 5) стимулирование правотворчества выдвижением требований юридического закрепления тех гражданских и политических прав и свобод, осознание необходимости которых вначале вырабатывается в лоне гражданского общества.

Эволюция гражданского общества

Гражданское общество проходит в своем развитии ряд этапов, имеет свои особенности в каждой отдельной стране. Так, для западной цивилизации при формировании гражданского общества были характерны воздействия протестантской этики труда и индивидуализации общественной сферы. Опыт становления гражданского общества в некоторых странах Востока (Сингапур, Тайвань, Южная Корея и др.) свидетельствует о том, что возможно его развитие и без индивидуализации западного типа и даже при усилении издавна существовавшей модели культуры, религии и сохранении традиционных политико-психологических феноменов поведения и сознания.

Основные модели взаимодействия гражданского общества и государства

Можно выделить две основные модели взаимодействия гражданского общества и государства: либерализм и этатизм (политическая и правовая идея, согласно которой высшей целью общества является государство). С позиции либерализма чем меньше вмешательство государства в сферу гражданского общества, тем лучше для гражданского общества и, следовательно, для субъектов гражданского общества. Этатизм соответственно занимает противоположную позицию в этом вопросе: чем больше вмешательство государства (в пределах разумного), тем лучше гражданскому обществу .

Классический либерализм (Дж. Локк, А. Смит), отстаивавший максимальную свободу индивида, сводил государственное вмешательство в сферу гражданского общества к минимальным функциям государства. Минимальное государство изображалось в образе "ночного сторожа", полностью предоставляющего гражданское общество механизмам саморегулирования.

В рамках этатизма различают два варианта регулирующего воздействия государства на общество - авторитарный и демократический этатизм.

Авторитаризм означает способ властного воздействия на общество, при котором блокируется или разрывается обратная связь между управляющей и управляемой системами, власть стремится формировать общественные отношения. Авторитарный государственный режим (разумеется, авторитаризм характерен и для тоталитарных систем, по это - крайний авторитаризм) представляет собой крайнее проявление этатизма. Такой режим задает общее направление социально-экономического развития, блокируя действие механизмов саморегулирования, но не разрушая их, не подавляя гражданское общество. Более того, авторитарный государственный режим может быть даже нацелен на ускоренное формирование этих механизмов, если они недостаточно развиты или были разрушены тоталитарной системой. Авторитарный вариант этатизма не может быть долговременной, стабильной формой социально-экономического развития, каковой является демократия

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

· На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

· На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

· Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

· Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

· Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

· Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

· Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

Структурными элементами гражданского общества являются: собственность, свободный труд, предпринимательство, общественные объединения, семья, образование, наука, культура, воспитание, свободные средства массовой информации.


55. Государство- нация в глобальном мире. Современные реалии мировой политики.


56 Геополитическое расположение россии. Глобальные вызовы в 21 веке

3.2. Особенности геополитического положения России
В своем пространственно-территориальном выражении Россия занимает уникальное геополитическое положение. Большинство современных авторов, исследующих проблемы российской геополитики, едины в том, что Россия благодаря своему особенному геополитическому положению объективно призвана играть довольно существенную роль во всех глобальных, международный и региональных процессах.
Рассматривая геополитическое положение РФ, следует подчеркнуть, что для нее будет доминирующим более континентальное географическое расположение и размеры территорий.
Геополитическое положение России характеризуется рядом особенностей.
1. Природно-географическая специфика территории России.
Россия занимает большую часть восточной Европы и северную Азию. Площадь территории составляет 17075,4 т. кв. км. Омывается морями Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Около 3/4 территории занимают равнины и низменности. Горные области преобладают на юге и востоке страны.
В России около 120 т. рек (длиною более 10 км). Наиболее крупные из них: Обь с притоком Иртыш (5410 км) Амур с Аргунью (4440 км), Лена (4400 км), Енисей (4102 км), Волга (3530 км). Насчитывается около 2 млн. пресных и соленых озер. Наиболее значительные из них: Байкал, Ладожское, Онежское, Чудское, Таймыр.
Леса занимают 41% территории России, на севере - арктические пустыни и тундра, на юге - степи и полупустыни.
Климат большей части России - умеренный континентальный, на крайнем северо-западе - морской, на юге Дальнего Востока - муссонный. На северных островах и полуострове Таймыр климат арктический и субарктический, на Черноморском побережье Кавказа - субтропический.
Недра России богаты полезными ископаемыми: нефтью и природным газом, углем, железными и марганцевыми рудами, апатитами, фосфоритами, рудами цветных и благородных металлов, алмазами и др.
На территории РФ функционируют объединенные энергетические системы. В РФ расположены системы магистральных газопроводов - Центральная, Поволжская, Сибирь-Центр и др. Функционируют газопроводы в соседние страны, а также газопроводы - Уренгой - Западная Европа, Ямбург - Западная граница РФ.
В России - 3 металлургические базы: Уральская, Центральная и Сибирская. Повсеместно представлено машиностроение, но наиболее развито оно в Центральном районе, Поволжье, на Северо-Западе, Урале и Западной Сибири. Важнейшие районы химической промышленности: Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Уральский и Западно-Сибирский. Российская Федерация - важный экспортер продукции металлургической промышленности.
Россия - федеративное государство: в ее составе 21 республика, 49 областей, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область.

1. Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.

Глобализация - процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрас­тают взаимовлияние и взаимозависимость народов и го­сударств.

2. Основные причины глобализации:

· Переход от индустриального общества к информационно­му, к высоким технологиям

· Использование новых ком­муникационных техноло­гий: Интернета, спутниково­го телевидения

· Переход от альтернативно­го выбора («или/или») к многообразию выбор

· Переход от цент­рализации эко­номики к ее де­централизации

· Переход от национальной экономики к мировой

3. Основные направления глобализации

· Деятельность транснацио­нальных кор­пораций

· Глоба­лизация финансо­вых рын­ков

· Глобализация миграционных процессов

· Мгновенное перемещение информации

· Международ­ная экономи­ческая интег­рация в рамках отдельных ре­гионов

· Создание меж­дународных организаций в экономиче­ской и финан­совой сферах: Международ­ный валютный фонд, Всемир­ный банк, Всемирная торговая орга­низация и др.

4. Последствия процесса глобализации

Позитивные Негативные
Стимулирующее влияние на эко­номику: - появление возможности созда­вать товары в тех регионах мира, где их производство обой­дется дешевле; - возникновение возможности ре­ализации товара там, где это даст максимальную выгоду; - снижение издержек производ­ства; - появление возможностей для дальнейшего развития произ­водства; - рост прибыли; - концентрация усилий на разра­ботке новых передовых техно­логий; - плодами НТР могут воспользо­ваться страны, не имеющие воз­можности вести собственные на­учно-технические исследования. Сближение государств Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике Возникновение социокультурно­го единства человечества Насаждение единого стандарта потребления Создание препятствий для развития отечественного производ­ства Игнорирование экономической и культур­но-исторической специ­фики развития разных стран Навязывание опреде­ленного образа жизни, зачастую противореча­щего традициям данно­го общества Оформление идеи со­перничества: наиболее мощные в экономиче­ском отношении госу­дарства стремятся к лидерству, что приво­дит к взрыву национа­лизма в экономически слаборазвитых странах Утрата каких-то специ­фических черт нацио­нальных культур

5. «Глобальные проблемы» (термин появился в конце 1960-х гг. - совокупность проблем чело­вечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.

6. Эти проблемы являются глобальными, потому что:

· затрагивают все человечество;

· проявляются как объективный фактор развития общесмтва;

· настоятельно требуют решения;

· предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);

· от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации.

7. Причины глобальных проблем :

· активный преобразующий характер деятельности человечества;

· противоречия и конфликты становятся из локальных общемировыми из-за растущей взаимозависимости человечества.

8. Главные (приоритетные) глобальные проблемы

· Проблема мира и разору­жения, предотвращения новой мировой войны

· Демографическая

· Преодоление отсталости развивающихся стран

· Продовольственная

· Сырьевая

· Энергетическая

· Экологическая

· Использования Мирового океана

· Мирового освоения космоса

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невоз­можно решить каждую из них по отдельности: челове­чество должно решать их сообща, ради сохранения жиз­ни на планете.

9. Основные направления разрешения глобальных проблем

· Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах.

· Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем

· Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации.

· Вывод международного со­трудничества на новый качественный уровень

· Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объек­тивной информации от каж­дой страны и международ­ных исследований необхо­димо для прогнозирования и принятия решений.

· Четкая международная система прогнозирования.

Объем и значимость функций гражданского общества определяют меру его воздействия на политическую жизнь. Его влияние на политику не ограничивается периодами выборов. Оно осуществляется постоянно через деятельность входящих в него ассоциаций и институтов, через формирование в его среде общественного мнения. Как отмечает известный английский специалист по проблемам политической науки Джон Кин , «гражданское общество должно стать постоянной занозой в боку политической власти».

Целью гражданского общества является защита жизни индивидов, а целью демократической власти - общих, государственных интересов. Гражданское общество контролирует власть, оказывает воздействие на ее деятельность. Власть же не управляет гражданским обществом, но посредством законов регулирует его существование и функционирование. Гражданское общество дает возможность человеку полностью проявить свои индивидуальные способности. Оно - самое эффективное средство самоутверждения человека, реализации его «я». Гражданское общество и демократическая власть - две стороны социума, независимые друг от друга, но они ограничивают и контролируют друг друга. Демократическая власть не только не борется с гражданским обществом, но и всячески способствует его нормальному функционированию. Со своей стороны, наличие сильного гражданского общества - одно из важнейших условий функциональности гражданского общества.

С точки зрения родоначальников российской политологии А. Галкина, Ю. Красина, основные функции гражданского общества заключаются в следующем.

Во-первых - это социализация индивидов . Включаясь в гражданские взаимоотношения через частный интерес, они обретают возможности для самовыражения и развития своих потенций в качестве социальных субъектов.

Во-вторых - самоорганизация и самоуправление в обширной мозаичной сети частных интересов, для которых внешнее (государственное) регулирование создает лишь общие рамки упорядочения.

В-третьих - интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, сложившихся веками форм социальной солидарности, что, в конечном счете, обеспечивает целостность общественного организма, историческую преемственность в его развитии.

В-четвертых - создание базовых форм межличностной солидарности , основанной на общности или близости частных интересов, выработка механизмов согласования расходящихся интересов и урегулирования конфликтов.

В-пятых - стимулирование правового нормотворчества выдвижением требований юридического закрепления тех гражданских и политических прав и свобод, осознание необходимости которых вначале происходит в лоне гражданского общества .

Подчеркнем, что демократия как политический механизм начинает реально работать лишь в условиях развитого гражданского общества. Политическая демократия невозможна в отсутствие массового, осмысленного и ответственного гражданства. Понятие «гражданское общество» характеризует тип общественной организации, механизмы обеспечения социальной целостности. Понятие «демократия» обозначает тип политического устройства общества, в частности, такого которое конституционно гарантирует: а) разделение ветвей власти, б) периодическую сменяемость политического руководства путем выборов, в) влияние граждан на принятие некоторых политических решений, по крайней мере, посредством участия в выборах, г) свободу самовыражения граждан.

Строительство гражданского общества «сверху» [5 ] Когда В.В. Путин стал президентом, он объявил развитие гражданского общества одной из приоритетных задач при проведении реформ. Усилия властей по созданию формальной структуры для осуществления гражданской деятельности привели сначала к созыву в 2001 году «Гражданского форума» , а теперь - к созданию Общественной палаты в качестве «дополнительной возможности для развития гражданского общества в стране». В ноябре 2004-го был создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека , а в марте 2005 года - «Экологический форум» на федеральном уровне . Чтобы повысить активность граждан и привлечь на свою сторону общественное мнение, президентская администрация поддерживает развитие гражданского молодежного движения.

Лари Даймонд выделяет десять демократических функций гражданского общества.

Первой и основной демократической функцией гражданского общества является функция ограничения государственной власти . Это означает, что организации гражданского общества являются демократическими, политическими институциями, которые могут осуществлять такой контроль наиболее эффективно. В различных условиях эта функция проявляется по-разному: в демократических государствах - как возможность контроля за властью, в авторитарных государствах - как возможность демократизации общества.

В недемократических режимах организации гражданского общества играют важную роль в раскрытии злоупотреблений и фактов несоблюдения законности. При демократическом правлении гражданское общество является важнейшим инструментом контроля за масштабами государственной власти, потенциальными злоупотреблениями и нарушениями законности, доводит выявленные факты до сведения общественности. Можно даже сказать, что роль гражданского общества является более существенной именно в период развития демократии, ее поддержания и укрепления, чем в период ее зарождения.

Во-вторых , активная деятельность общественных объединений дополняет роль партий (движений), создавая им благоприятные условия для участия в политической жизни, увеличивает эффективность политической деятельности , расширяет знания и умения демократически настроенных граждан, способствует одобрению, принятию и соблюдению демократических прав и обязанностей граждан .

В-третьих , гражданское общество представляет широкое поле деятельности для развития таких важнейших атрибутов демократии, как терпимость, умеренность, готовность к компромиссу, уважение противоположной точки зрения. Эти демократические ценности и нормы становятся привычными и стабильно работают в обществе.

…и «снизу»[5 ] Например, увеличиваются масштабы уличных протестов и массовой мобилизации, что особенно ярко проявилось в начале 2005-го в протестной реакции на реформы, затронувшие интересы пенсионеров и студентов . Возможно, имеет смысл говорить о возникновении тяги к более долговременной горизонтальной и вертикальной консолидации. Примером могут служить усилия низовых экологических ассоциаций по созданию политической партии - «политического крыла движения зеленых» . Активизируется деятельность на региональном и местном уровне - например, проводятся референдумы и регулярные «круглые столы», обеспечивающие систематическое сотрудничество при решении практических проблем; в частности, так действуют экологические организации Ленинградской области начиная с июня 2005 года). Организуются форумы на федеральном уровне, объединяющие руководителей проектов и экспертов из разных регионов России (примером может служить гражданское движение «Против коррупции »). Растет также число конференций по проблемам корпоративного гражданства, где обсуждается роль российского и иностранного бизнеса в области социальных инвестиций и общественного развития.

Четвертая функция может проявляться в тех случаях, когда гражданское общество в интересах демократии создает непартийные каналы для объединения и представительства интересов особых групп населения. Эта функция особенно важна при работе с такими традиционно притесняемыми группами, как женские; расовые, этнические и им подобные меньшинства.

Пятая функция выражается в том, что гражданское общество, особенно относительно экономически развитое, помогает генерировать большое количество интересов , которые, переплетаясь между собой и противостоя друг

другу, тем не менее, способны смягчать возникающие политические конфликты.

Шестой функцией демократического гражданского общества можно считать поиск новых лидеров и их обучение . Многие партии в странах Восточной и Центральной Европы выросли из гражданских объединений, а их лидеры приобрели свой опыт во время руководства гражданскими организациями.

Седьмая функция - функция развития демократии.
Гражданские организации пристально наблюдают за подготовкой и процессом многопартийных выборов, критически оценивают случаи обмана, что способствует повышению доверия избирателей к результатам выборов, подтверждения их легитимности и законности.
Такие организации способствуют реформированию избирательной системы, демократизации политических партий, усилению законности, децентрализации государственной власти и усилению гласности за ее деятельностью, повышению ответственности правительства.

Ситуация В Перми, как почти во всех больших российских городах, широко практикуется незаконная застройка свободных пространств между жилыми домами. Предприниматели и коррумпированные чиновники в погоне за прибылью зачастую не заботятся о соблюдении законности, не принимают во внимание желаний и требований местных жителей. В настоящее время в Перми энергично действует целый ряд хорошо зарекомендовавших себя НПО, по большей части правозащитных. Несколько лет назад группа пермяков, недовольных противозаконной застройкой, обратились за помощью в Пермский региональный правозащитный центр. Объединенными усилиями им удалось организовать акции общественного протеста, выиграть судебный иск у городской администрации и остановить застройку. Впоследствии этот успех был закреплен многократно. И хотя его удалось добиться не всегда и не везде, эта история по сей день служит вдохновляющим примером для многих горожан, успешно борющихся с незаконной застройкой.

Восьмая функция заключается в том, что гражданское общество широко распространяет информацию, помогает гражданам в коллективной деятельности, защищает их интересы и ценности. Свободная пресса - только одна из возможностей обеспечить открытость общества путем распространения альтернативной информации. Независимые организации также могут дать гражданам правдивую и полную информацию о деятельности правительства, независимо от того, что оно само о себе расскажет.

Девятое. Свобода распространения идей и информации достигается в результате демократических экономических реформ. Экономическая реформа тогда будет успешной, когда она обеспечена законодательно и пользуется поддержкой со стороны политических партий и коалиций. В основе создания коалиций лежат как раз общие интересы. С одной стороны существуют традиционно сложившиеся группы людей, которые могут многое потерять в ходе проводимой реформы. Они пытаются организовываться и защищать свои интересы, противостоят закрытию неэффективных производств, препятствуют уменьшению влияния государства на экономику, всячески противятся открытию экономики, проявлению конкуренции. На другом полюсе располагаются выдвинутые в ходе реформ личности с не совсем одинаковыми интересами, например, хуторяне и мелкие предприниматели, а также потребители, которые слабо организованы и недостаточно информированы о том, как новая экономическая политика влияет конкретно на них. Помощниками для этой категории людей могут служить политико-экономические think-tank организации - торговые палаты, журналисты, пишущие на экономические темы и вообще все те, кто помогает преодолевать информационные и организационные барьеры, кто поддерживает политику реформ и нейтрализует противостояние переменам.

Наконец, десятая функция гражданского общества появляется в случае успешной реализации девятой функции. Повышение ответственности и эффективности политической системы, а вслед за ними усиление законности в энергичном гражданском обществе гарантирует уважение граждан к государству, обеспечивает их позитивное участие в государственных делах. Таким образом, государство получает возможность править и издавать распоряжения, опираясь на свободную законопослушность граждан.
Многогранная общественная жизнь способна сделать гораздо больше, чем только умножать требования к государству. Организации и объединения гражданского общества могут увеличить возможности различных групп для улучшения своего благополучия, причем, независимо от государства.

Основные идеи и выводы:

· Образование гражданского общества стало возможным с выделением государства в особую политическую сферу. Именно гражданское общество разрушает монополию на власть государственных деятелей, уравновешивает государственную власть с властью частных лиц и независимых организаций.

· Высокоразвитое гражданское общество во многих странах обеспечило значительное возрастание степени защищенности частных сфер жизни человека от жесткой регламентации со стороны государства. Развитие гражданского общества является базовым условием существования демократии.

· Государство и гражданское общество – две стороны одной медали. Это структуры взаимоподдерживающие друг друга. Чем разнообразней и эффективней формы взаимодействия между ними, тем более благоприятными являются условия необходимые для развития демократии.

· В зависимости от масштаба роли, которую. Государство играет в формировании гражданского общества выделяют вертикальные и горизонтальные способы структур гражданского общества.

· Гражданское общество имеет сложную структуру. Особое место среди его элементов принадлежит политическим институтам гражданского общества, деятельность которых направлена на регламентацию отношений в социуме по поводу распределения властных ресурсов.

· В процессе функционирования институты гражданского общества способны обеспечить сохранение демократического вектора развития благодаря следующим аспектам своей деятельности: ограничение государственной власти, повышение эффективности политических решений, генерирование различных интересов, выдвижение политических лидеров и др.

Список литературы:

1. Алмонд, Г. Гражданская культура и стабильность демократии [Текст]/ Г. Алмонд, С. Верба// Полис. - 1992. - № 4.

2. Бляхман, Б.Я. Гражданское общество: теоретическая конструкция или практическая реальность [Текст]/Б.Я. Бляхман// Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2005. - № 4.

3. Бойко, Ю. Гражданский фактор модернизации в России и ЦВЕ [Текст]/ Ю. Бойко//Обозреватель. – 2007. - № 4.

4. Геллнер, Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники [Текст]/Э. Геллнер. - М., 1995.

5. Гражданское общество: истоки и современность [Текст]/под науч. ред. И.И. Кального, И.Н. Лопушанского. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.

6. Гуськов, Ю.В. Гражданское общество в России: теория и реальность [Текст]/ Ю.В. Гуськов// Социально-гуманитарные знания. – 2005 - № 3.

7. Демократическое правовое государство и гражданское общество в странах Центрально-Восточной Европы [Текст]/ Н. И. Бухаркин [и др.] ; ред. В.С. Баковецкая; Рос. акад. наук, Ин-т междунар. экон.. и полит. исслед. РАН. - М.: Наука, 2005.

8. Кин, Д. Демократия и гражданское общество [Текст]/Д. Кин. – М.: Прогресс-Традиция, 2001.

9. Левашов, В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России [Текст]/В.К. Левашов //Социс. – 2006. - № 1.

10. Римский, В.Л. Общественная активность российских граждан [Текст]/ В.Л. Римский //Вестник общественного мнения. - 2007. - № 2.

11. Федоркин, Н.С. Гражданское общество в России: проблемы и трудности формирования [Текст]/Н.С. Федоркин// Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2005. - № 4.

12. Хадсон, Дж. Развитие неправительственных организаций в России: взгляд из США [Текст]/ Дж. Хадсон //Представительная власть. – XXI век. – 2007. - № 2.

13. Хлопин, А.Д. Гражданское общество в России: Идеология, утопия, реальность [Текст]/ А.Д. Хлопин// Pro et Contra. - 2002. - Т. 7. - № 1.

14. Черный, В. Перспективы гражданского общества в России [Текст]/ В.Черный, Л. Есаян, К. Волков//Обозреватель. – 2007. - № 2.

15. Шапиро, И. Демократия и гражданское общество [Текст]/И. Шапиро// Полис. - 1992. - № 4.

16. Шушпанова, И.С. Отношение граждан России и западных стран к институтам гражданского общества [Текст]/ И.С. Шушпанова//Социология власти. – 2006. - № 6.



Просмотров