Правовая культура современной российской молодежи: философский анализ Анненко Ольга Ивановна. Правовая культура молодёжи

При характеристике правовой культуры молодежи наибольшее значение представляют правовое сознание, сложившееся в молодежной среде и обусловленное соответствующим типом правосознания юридически значимое поведение.

В ряде современных исследований отмечается, что состояние правовой культуры общества является показателем зрелости его правовой системы, отражает достигнутый уровень прогрессивно-правового развития. В то же время, очевидно, что различные компоненты правовой системы могут изменяться неравномерно, вбирая в себя массу негативных черт, обусловленных системным кризисом переходного общества. Так процесс модернизации российского общества, составной частью которого является построение в России гражданского общества и правового государства, характеризуется противоречиями между институциональным и ценностным уровнем правовой организации общества.

Не вызывает сомнений тот факт, что изменения на уровне ценностного сознания, как правило, происходят гораздо медленнее, чем перемены, связанные с функционированием основных социальных институтов общества, однако, именно сфера сознания выступает важнейшим побудителем повседневного поведения на индивидуальном уровне. И только при условии трансформации этой сферы происходит постепенное формирование гражданского общества.

Существуют различные точки зрения на развитие правовой культуры российской молодежи. На формирования правового сознания молодого человека влияют следующие факторы:

Непосредственные условия жизни и работы;

Организованная система обучения и воспитания;

Средства массовой информации;

Государственная молодежная политика.

Правовая культура проявляется в повседневном поведении. К высшим ее проявлениям относится неукоснительное соблюдение закона. Осознанный выбор подобной модели поведения предполагает высокий уровень доверия к действующему законодательству.

В связи с этим, актуальным представляется вопрос, о способах и методах повышения правовой культуры молодежи.

В условиях современного развития общества необходимость социализации молодежи фактически определяет судьбу всех происходящих в стране реформ, поскольку ныне молодое поколение вынуждено ориентироваться на будущее, формировать свой собственный потенциал применительно к рыночным отношениям, пройдя адаптацию к таким процессам, с которыми их предшественники не встречались - безработица, платное обучение, инфляция и т.д. Под воздействием этих негативных тенденций активизируются процессы социального отчуждения российской молодежи, ее отстраненности от политической жизни, от участия в поддержке общественных целей конкретным действием, уменьшения заинтересованности судьбой различных общностей и слоев, концентрации внимания на своих индивидуалистических устремлениях, собственных делах, на становлении социально - нигилистических субкультур. Социально - экономические факторы и условия обусловливают не только идеологические, политические, моральные позиции и мотивацию поступков молодежи, но и формирование ее правовой культуры и правосознания.

«Социализирующее воздействие на молодое поколение оказывает процесс правового обучения, наиболее распространенными методами которого являются устное изложение материала, юридические упражнения и тесты, а также практическая и самостоятельная работа». К числу основных методов правового воспитания относятся убеждение и воспитание на конкретных примерах, а также поощрение и убеждение.

Л.И Петражицкий справедливо отмечал, что «уровень правового сознания индивида зависит от того, как в его семье в пору его детства был поставлен процесс правового воспитания См. Алешина Е.А. Формирование правовой культуры в процессе юридического образования и воспитания // Философия права. 2008. № 5. - с. 42. Родители и воспитатели должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии». На основе проводимых социологических исследований можно выделить следующие факторы, обусловливающие девиацию правового сознания современной российской молодежи:

Правовое сознание молодых людей характеризуется сложностью и неоднозначностью, где одновременно сочетаются стремление к законопослушному поведению и готовность нарушить закон, ради личной выгоды;

В формировании правового сознания молодежи существенную роль играет личностный фактор. Целеустремленные, настойчивые и самостоятельные молодые люди демонстрируют более зрелое правовое сознание. У той части молодежи, которая предпочитает соперничество в конфликтных ситуациях, проявляются установки на противоправное поведение и даже вызов закону.

Отрицательно на формирование правовой культуры действуют: деидеологизация и коммерциализация общественных отношений, смена ценностных идеалов с ярко выраженной ориентацией на идеалы западной демократии, в связи с чем для правовой культуры молодежи характерен приоритет частных интересов по отношению к публичным, прагматическое восприятие государственно-правовых институтов, отрицание традиционных ценностей, нынешнее государство - государство «отцов», в котором доминируют стереотипы, традиции, сформировавшиеся в предшествующий период общественного развития, возникающее противостояние ведет к формированию в молодежной среде ряда собственных субкультур, употребление наркотиков, зависимость от компьютера восполняют нехватку реального общения.

С помощью правовых средств можно успешно преодолевать деформацию правовой культуры молодежи.

Методы повышения правовой культуры молодежи:

1. следует адаптировать правовые предписания к складывающимся в обществе ценностным ориентациям, что позволило бы создать при помощи правовых средств такую ситуацию, когда для человека соблюдение закона становится значительно выгоднее, чем его нарушение;

2. целесообразна особая государственная политика в отношении молодежи в связи с особой социально - экономической незащищенностью данной категории населения и особой ее значимостью для будущего страны;

3. необходим целый комплекс мер по совершенствованию деятельности правоохранительных органов, реабилитации в их глазах населения, привлечению молодежи к участию в обеспечении правопорядка;

4. нацеленность государственных мер на формирование активной гражданской позиции молодежи может проявляться в широком использовании стимулирующих и поощрительных средств воздействия в различных сферах общественных отношений;

5. государство должно быть заинтересовано в создании режима наибольшего благоприятствования для проявления научной и творческой инициативы молодежи;

6. особое внимание должно отводиться правовому воспитанию и обеспечению процесса правопреемственности в стране.

К сожалению, в России исторически утвердился радикальный тип политического и правового воздействия, ориентированный на проведение экстренных и кардинальных мер. Но как показывает мировая практика, стремление к форсированию событий рано или поздно приводит к разрыву целей и средств правового регулирования, конфликту основополагающих ценностей различных поколений, формированию различных деформаций правового сознания, дестабилизации общественной жизни.

Широко распространилось мнение о том, что политическая индифферентность среди молодежи является следствием отсутствия у нее правовой и политической культуры. Это утверждение предполагает вывод, что политическую активность молодежи можно инициировать совершенствованием системы правового и политического воспитания. Частично эти утверждения и предполагаемый вывод верны. Но сводить весь процесс политической социализации молодежи только к системе совершенствования воспитательных и образовательных мер было бы неправильным. Механизм формирования политического сознания и в более широком плане - политической культуры гражданина в демократическом, или претендующим быть демократическим, обществе - более сложен. Он, бесспорно, включает в себя и механизмы освоения знаний о политике, и механизмы, регламентирующие и регулирующие политическое поведение субъектов политического процесса, частью которого является избирательный процесс, и механизмы взаимодействия институтов гражданского общества и государства.

Мы полагаем, что причины правовой и политической индифферентности российской молодежи и поиск путей формирования у нее активистской политической культуры следует рассматривать в более широком социально-политическом контексте и с обязательным учетом того, что современная Россия переживает сложный путь становления демократии со всеми присущими для переходных процессов последствиями.




Каждый день мы сталкиваемся с сотнями обязанностей, которые нам необходимо выполнять: рабочие, семейные, дружеские, обязанности перед родителями. Но много ли у нас прав? Сотни томов различных законов, говорят о том, что и прав у нас достаточно: права человека, потребителя, автора и многие другие. Существование в обществе просто немыслимо без соблюдения законов и прав, установленных государством. Наша задача – хорошо знать свои права. Это просто необходимо, для того, чтобы жить в правовом государстве, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне.


Актуальность проблемы: Одна из актуальнейших проблем современного российского общества является нежелание жителей, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни. Особую озабоченность вызывают тенденции к пассивной позиции среди молодежи, не желание встраиваться в современное общество.


Современное состояние правовой культуры российской молодежи. Процесс становления правового государства непосредственно связан с формированием правовой культуры граждан, особенно молодых. Это объясняется ролью молодежи в общественном воспроизводстве. Уровень правовой культуры молодежи является одним из показателей ее развития и важным критерием модернизации общества.


Правовая культура представляет собой сложный комплекс явлений общественной жизни, включающий правовые нормы, принципы, правосознание, правоотношения, правовое поведение в процессе реализации жизненных установок. Правовая культура представляет собой сложный комплекс явлений общественной жизни, включающий правовые нормы, принципы, правосознание, правоотношения, правовое поведение в процессе реализации жизненных установок. Правовая культура Знания Установка личности относительно прав и возможностей их практического осуществления Ценности


1 уровень: уровень общественных и правовых институтов как некоторых объективных структур, образующих правовое пространство жизнедеятельности молодых людей и создающих условия для реализации их прав 2 уровень: уровень группового и индивидуального правосознания и поведения молодежных соратников Правовая культура




Для развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом необходимо развивать и совершенствовать правовое воспитание и правовое обучение. К числу основных методов правового воспитания относятся убеждение и воспитание на конкретных примерах, а также поощрение и убеждение.


Методы повышения правовой культуры молодежи. необходим целый комплекс мер по совершенствованию деятельности правоохранительных органов, реабилитации в их глазах населения, привлечению молодежи к участию в обеспечении правопорядка; нацеленность государственных мер на формирование активной гражданской позиции молодежи может проявляться в широком использовании стимулирующих и поощрительных средств воздействия в различных сферах общественных отношений; государство должно быть заинтересовано в создании режима наибольшего благоприятствования для проявления научной и творческой инициативы молодежи;


Следует адаптировать правовые предписания к складывающимся в обществе ценностным ориентациям, что позволило бы создать при помощи правовых средств такую ситуацию, когда для человека соблюдение закона становится значительно выгоднее, чем его нарушение; целесообразна особая государственная политика в отношении молодежи в связи с особой социально – экономической незащищенностью данной категории населения и особой ее значимостью для будущего страны; особое внимание должно отводиться правовому воспитанию и обеспечению процесса правопреемственности в стране.

Актуальной проблемой в современной педагогике является формирование правового сознания и правовой культуры молодёжи. Молодое поколение обвиняется в правовом нигилизме. При этом ставится задача искоренения правового инфантилизма и правового нигилизма как нежелательных социальных явлений, мешавших становлению гражданского общества и правового государства в России.

Для многих российских молодых людей наступает эпоха фальши, когда вместо истинных ценностей на первый план выходит упаковка, иллюзия. Рост коммерциализации стал преобладающим в культуре, что накладывает на ценностные установки молодёжи негативное отношение к ценностям, в том числе и правовым. Всё чаще это выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их. Помочь молодёжи разобраться в реалиях современной жизни, понять законы и закономерности изменений в политико-правовой сфере можно только в рамках систематической целенаправленной работы по правовому воспитанию.

Современные технологии обучения и воспитания напрямую связаны с формированием правовой активности. Большую результативность даёт методика в не контекстных операций с базовыми юридическими понятиями: узнавания термина, определение его понятий, раскрытие содержания отыскивание синонимов этого понятия

В процессе такой диагностики обучаемые выстраивают терминологические модели, блок – схемы, в которых отражаются логические взаимосвязи базовых понятий.

Законы продолжают издаваться "пакетами", но ведь дело не в количестве, а в качестве. Это может привести к возникновению дефектов правосознания, которые компетентно свидетельствуют о его несформированности а также тенденциозности.

Среди таких дефектов можно называть правовой нигилизм, идеализм, фетишизм, релятивизм, субъективизм, инфантилизм.

А правосознание, основывающееся на уважении к закону, не требующему постоянного вмешательства законотворцев, проявляется в правовой активности или активном правомерном поведении личности и является основой эффективного функционирования политической и правовой систем.

На данный момент наблюдается правовой вакуум - отсутствие системы законов, которые бы полностью или по большей мере отвечали бы новым социально-политическим и экономическим отношениям.

Особенно тяжело такое состояние дел в правовой сфере сказывается на молодом поколении, не окрепшем в эмоциональном плане, не утвердившемся социально - это либо полная апатия к политической жизни страны, либо нарушение законов, либо объединение в неформальные группировки с крайними политическими взглядами, резко отличающимися от идей правового государства. Это приводит к негативному отношению людей к праву, его непониманию, отрицанию и нарушению. Неразбериха с правовой базой государства приводит не к всеобщему повышению уровня жизни, а к расслоению общества на две антагонистические группы по критерию принадлежности к власти: властвующих и подвластных. Результатом такой ситуации может стать социальный взрыв, последствия которого будут далеко не демократическими.



Исправить ситуацию, предотвратить этот процесс возможно с помощью кардинальной переоценки ценностей, установок сознания. Справедливой идеей правосознания является недопустимость злоупотребления правом. Правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Сформированное чувство права и законности, интегрированности в действующий правопорядок и правовую культуру является основной гарантией всеобщего соблюдения субъектами требований правовых предписаний. Правосознание выполняет существенные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами.

Таким образом, необходима правовая реформа, где правовые ценности будут соотнесены с нормами морали и политики. Так как на данный момент в нашей стране еще не сформировано правовое сознание ни законодателей, ни граждан, в том числе молодежи, мы тем более нуждаемся в скорейшей переработке законов. Это не решит все проблемы правосознания и правовой культуры в одночасье, но создаст новую, крепкую основу для дальнейшего роста, развития здорового правосознания, правопонимания и надлежащего исполнения норм права.

Молодежь. Культура. Общество мат-лы НПК / АНГАРСКИЙ ФИЛИАЛ ОГАОУ СПО «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма», 26 марта 2014 г. / Под общ. ред. Барашевой Е.В. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014, - с.54-58

Правовая культура молодежи в современной России

Барашева Е.В., доцент кафедры ГосПД, к.э.н., ВСФ ФГБОУ ВПО РАП

Шолохова Ю. В., cтудентка ВСФ ФГБОУ ВПО РАП

Правовая культура - это сфера свободы, позволяющая человеку реализовать свои способности, интересы, потребности. Одновременно с этим правовая культура воспитывает дисциплину и ответственность, без которых свобода в обществе невозможна. В значительной степени от уровня правовой культуры зависит эффективность регулирования общественными процессами. Решение актуальных задач современного этапа развития, а именно построения правового государства и воспитания социально ответственного гражданина -тесно связано с формированием правовой культуры. В то же время в современной гуманитарной науке существует множество представлений о правовой культуре, которые нередко не согласуются между собой.

Развитие правовой культуры является актуальной проблемой российской действительности, так как в течение столетий в нашей стране было распространено пренебрежение к праву. Проведение реформ в различных сферах общественной жизни, в частности, реформы правоохранительных органов, борьба с коррупцией, а также в целом осуществление модернизации и обновление общества невозможно без принятия действенных мер по неукоснительному соблюдению законодательства всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Для развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом необходимо развивать и совершенствовать правовое воспитание и правовое обучение населения, государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека. В этой связи проблема изучения развития правовой культуры молодежи представляется достаточно актуальной. Именно от этой социальной группы зависит успех социально-экономического, духовного развития России, ее обновление и модернизация. Изучение проблемы на примере г. Иркутска, относящегося к малым городам, позволяет выявить общее и особенное в тенденциях развития правовой культуры молодежи в провинции и по стране в целом.

Молодежь является вполне самостоятельным субъектом-носителем правовой культуры в обществе, поскольку обладает всеми необходимыми его признаками: внешней обособленностью, активной мобильностью, персонификацией, способностью вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную правовую волю, а также свойствами субъекта права в силу юридических норм.

Под механизмом формирования правовой культуры молодежи следует понимать динамичный мыслительно-автономный внутренний процесс, происходящий в молодежной среде, по усвоению знаний, ценностей, отношений, ситуаций в правовой среде и их реализации в правопорядке.

Сейчас кризис в этом вопросе проявляется в следующих моментах:

разобщенность государственных, муниципальных и общественных организаций и служб, выполняющих данную функцию и испытывающих материальные и кадровые трудности;

формальное отношение государственных органов к своим обязанностям по правовому воспитанию будущего гражданина, деятельность которых зачастую ограничивается проведением только развлекательных (в лучшем случае патриотических) мероприятий для молодежи;

несовершенство молодежного законодательства;

отсутствие государственной концепции правовой культуры молодежи;

отсутствие должных апробированных методик и программ по формированию и повышению уровня правовой культуры молодежи;

практически полностью парализована общественность, которая не участвует в процессе правового воспитания молодежи;

открытая пропаганда пуританизма и западного авангардизма со стороны СМИ, работа которых не способствует постоянному формированию должного правового мировоззрения;

низкий уровень гражданственности, нравственности и морали в современном российском обществе;

падение общего уровня «энциклопедичности» личности, что не может не сказаться и на уровне общей и правовой культуры.

Без преодоления этого кризиса, невозможно говорить ни о каком становлении новых правовых, экономических, социальных и политических отношений, ни о формировании гражданского общества и правового государства, ни о развитом гражданском обществе вообще.

В целом в механизме, формирующем правовую культуру молодежи, можно выделить три важнейших элемента:

а) социальную среду, в которой протекает жизнедеятельность личности;

б) саму личность, на которую эта среда воздействует;

в) определенную сумму правовых знаний, установок, ценностей, которую общество стремится передать для усвоения личности.

В проблематике правовой культуры молодежи необходимо учитывать, что фактическим носителем правовой культуры здесь является отдельная личность в рамках группового субъекта правоотношений.

Механизм формирования правовой культуры молодой личности функционирует посредством работы большого количества субъектов-носителей правовой культуры, к которым, прежде всего следует отнести семью, институт образования, контингент сверстников, коллектив, средства массовой информации, различные молодежные объединения и государство.

Был проведен опрос в форме анкетирования, участниками которого стали 440 молодых людей и девушек. Социологическое исследование показало, что высокий уровень правового сознания развит всего лишь у 0,5% опрошенных, причем все они мужского пола. Средний – у 5,7% респондентов (2,9% мужского и 2,7% женского пола от всех опрошенных). Со средним уровнем развития правового сознания проживает в г. Иркутске 0,68% респондентов, на территории района – 5,5% респондентов.

Опрос показал, что уровень правосознания ниже среднего развит у 40,2% респондентов (22,7% всех респондентов мужского и 17,5% женского пола). Интересно, что уровень правосознания ниже среднего больше развит у проживающих в сельской местности (28,6%), чем у городских жителей (11,6%).

Наконец, низкий уровень развития правовой культуры, граничащий с правовым нигилизмом, был выявлен у 53,6% опрошенных, или 28,9% от всех респондентов мужского пола и 24,8% респондентов женского пола. Среди них городских жителей – 43,8% всех респондентов, сельских – 9,8%.

Интересные данные были получены по уровню развития правовой культуры молодежи разных возрастов. Среди респондентов в возрасте 15-16 лет высокий уровень правосознания отсутствует вообще, средний уровень развит у 5,6% респондентов, ниже среднего – 50%, низкий – 44,4%. В возрасте 17-18 лет высокий уровень – 0,4%, средний – 6,6%, ниже среднего – 40,7%, низкий – 52,3%.

Правовая культура общества – это разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правового сознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, и охватывает все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовое сознание – это область индивидуального, группового или общественного сознания, отражающая объективную правовую деятельность в виде правовых знаний, оценок действующего права, а также социально-правовых установок и ориентиров, выполняющих роль саморегулятора поведенческого акта в достижении определенной значимой цели в сфере действия права.

Групповое правосознание – это коллективное представление и чувство о праве и иных правовых явлениях, поведении и деятельности в сфере правового регулирования, которые выражают отношения и оценку правовых явлений со стороны социальных групп, коллективов, иных социальных образований.

В заключении стоит отметить, что данные опроса свидетельствуют об очень низком уровне развития правовой культуры иркутской молодежи. При этом просматривается некоторая закономерность: правовая культура лучше развита у сельской молодежи, чем у городской, а также правовая культура лучше развита у молодежи в возрасте 15-16 лет, чем 17-18 лет. Несмотря на то, что был проведен выборочный социологический опрос, так как физически не возможно было опросить всех представителей молодежи г. Иркутска, полученные данные, на мой взгляд, в целом могут свидетельствовать о степени развития правовой культуры данной социальной группы.

Список использованной литературы и нормативных актов

  1. Большой юридический словарь/ под ред. А.Я. Сухарева, В. Е. Крутских.- 2-е., перераб. и доп.- М.: Инфа-М, 2010. 704 с.

    В современной педагогике часто ставится вопрос о правовой культуре молодёжи. Молодое поколение обвиняется в правовом нигилизме. При этом ставится задача искоренения правового инфантилизма и правового нигилизма молодёжи как нежелательных социальных явлений, мешающих эффективному становлению гражданского общества и правового государства в России.

    Интегрированные уроки по проблемам российского права в курсе
    “История Отечества. ХХ - нач. ХХI вв.”. 9, 11 классы

    Однако стоит отметить, что молодёжь формируется в рамках определённого общества, традиций определённой правовой системы. Все наши потребности и желания, все наши ценности и интересы в большей степени сформулированы через институты системы , а не через личную идентификацию. Институты государства формируют наши восприятия законов и права, институты культуры провоцируют наши потребности, интересы и ценности, институты образования социализируют нас для необходимой адаптации в обществе. Самоидентификация уже не исходит из внутреннего “я”, оно заполнено шаблонами и стереотипами современной системы.

    B трансформирующемся российском обществе индивид достаточно сложно воспринимает себя как элемент социальной системы. Поэтому наряду с присутствием интерсубъективности , другой характеристикой субъектов является их растерянность и дезориентация в обществе. В обществе молодёжная субкультура предстаёт как динамическая система, которая отражает свою способность реагировать как на внешние, так и на внутренние процессы, что помогает адаптироваться к условиям существования.

    Для многих российских молодых людей наступает эпоха фальши, когда вместо истинных ценностей на первый план выходит упаковка, иллюзия. Молодёжь всё большее негативно смотрит на окружающий мир, поскольку он превращается в подобие рекламы. Рост коммерциализации стал преобладающим в культуре, что накладывает на ценностные установки российской молодёжи негативное отношение к ценностям, в том числе и правовым.

    Всё чаще это выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их. Новое поколение заново формирует своё восприятие мира, поскольку может рассчитывать только на себя. Постоянный поиск себя, самоопределение, повышение знаний и квалификации становятся основными ценностными ориентирами российской молодёжи.

    Помочь молодёжи разобраться в реалиях современной жизни, понять законы и закономерности изменений в политико-правовой сфере России можно только в рамках систематической целенаправленной работы по “улучшению” образа права в глазах старшеклассников. В этой работе должны принимать участие не только учителя, но и родители, а также органы власти, своим положительным примером и действиями, направленными на заметное улучшение правопорядка и законности в обществе. Не всё из перечисленного в возможностях школы и учителя, однако некую положительную роль в поиске школьником своего места в жизни, становлении образа мыслей и эволюции поведения, может сыграть и учитель, направляя ученика к формированию самостоятельной положительной жизненной позиции.

    Большими возможностями для формирования мировоззрения, правового сознания и гражданской позиции старшеклассников располагают школьные курсы истории и обществознания. Материал этих курсов содержит большой объём фактов и теоретических положений, характеризующих политико-правовую систему России вчера и сегодня.

    Однако, в рамках современного компетентностного подхода, личностно-деятельностной ориентации обучения, учителю не следует давать на уроках однозначные трактовки событий, преподнося их учащимся как последнюю истину.

    Изучая материал, особенно относящийся к праву и политике, учащиеся должны самостоятельно разобраться в явлениях и событиях, определить собственное мнение о них, проанализировать и попытаться прогнозировать их последствия.

    Именно в таком ключе предлагается проводить уроки истории и обществознания в старших классах. Ещё одним желательным моментом является отход от простого хронологического изучения событий, относящихся к сфере права.

    Правовая система не формируется вдруг, а является закономерным поступательным процессом, формирующимся долгие годы, в результате чего в ней находят отражение традиции, культура, менталитет общества. Поэтому изучение современного состояния правовой системы России по методике советского времени нецелесообразно, оно не приводит учащихся к формированию целостной картины, не даёт им сделать верные выводы о произошедших изменениях.

    Для улучшения “имиджа” российского права в глазах старшеклассников рекомендовано проводить интегрированные уроки, на которых поднимаются актуальные и значимые для формирования правовой культуры темы, например, “Права человека: трансформация в ХХ в.” , “Правозащитники и правозащитные организации в советское время и в современной России” или же “Правовая культура российского общества”.

    Такое изучение позволяет углублять фактические знания учащихся из разных курсов истории и обществознания, а также развивает навыки логического мышления, самостоятельной познавательной деятельности, способствует формированию интеллектуально-познавательных, социально-мировоззренческих и гражданских компетенций учащихся.

    Приведём примеры различных заданий, тем для дискуссий, вопросов, которые могут быть использованы учителями при изучении названных тем.

    Если урок предполагается проводить в рамках курса истории в 11-м классе, то стоит обратить особое внимание на знания, полученные учащимися в курсе обществознания: понятие прав человека, виды прав человека, отражение основных прав в Конституции и международных документах - и опираться на них при планировании урока.

    Беседуя с учащимися о правах человека в России, гарантии этих прав, их незыблемости, учителя часто наталкиваются на отрицательное, скептическое отношение молодых людей к данной проблеме. Молодёжь активно, часто стихийно, впитывает негативы современных реалий, в том числе и в правовой сфере. Отсюда формируется некое обвинительное отношение к власти за бездействие к правонарушениям со стороны чиновников и правоохранительных органов. Старшеклассники не верят в возможность права и законности как главной ценности российского общества. Следовательно, задачей педагога становится переубеждение учащихся, обращение их лицом к положительным переменам в правовой системе, формирование оптимистических настроений в отношении политико-правовых преобразований на современном этапе.

    Однако, как уже говорилось, только уговоры или оптимистические прогнозы, исходящие от учителя (“всё идёт к улучшению”), результата не принесут. Эффективнее предложить учащимся самим разобраться в проблемах и трудностях правового реформирования, с которыми столкнулась Россия сегодня, предложить перспективные направления.

    Так, при изучении темы “Права человека: трансформация в ХХ в.” учащимся может быть предложено задание по анализу правовых документов, текстов всех Конституций нашей страны (ХХ век).

    Целью задания является: а) соотнесение учащимися реалий и формальных положений по гарантиям и обеспечению прав человека на протяжении всего ХХ в.; б) формулирование выводов об изменениях, происходящих сегодня; в) оценка их в связи с состоянием правовой системы прошлых лет; г) соотнесение качества и количества изменений в сегодняшней и в советской России; д) выдвижение прогнозов дальнейшего развития правовой системы России, в том числе гарантии прав человека.

    Для проведения данного занятия учащиеся должны выбрать в Конституции СССР 1924 г., Конституции СССР 1936 г., Конституции СССР 1977 г., Конституции РФ 1993 г. статьи, имеющие отношение к обеспечению и гарантии прав человека. Для этого заблаговременно ребята обеспечиваются текстами документов (целесообразно ориентировать их на самостоятельный поиск документов, например в Интернете). В процессе фронтальной работы на уроке учащимся может быть предложена работа по заполнению таблицы, в которую вносятся название документа и содержащиеся в нём права человека. Далее в ходе общего обсуждения учащиеся комментируют, какие из заявленных прав были реально гарантированы и исполнялись в стране в тот момент, а какие нет и почему.

    Таблица может выглядеть следующим образом:

    Графа отражения прав человека в Конституциях заполняется школьниками в процессе работы с источниками, указывается номер статьи, если права не отражены - ставится прочерк. Графа реального воплощения прав в жизнь заполняется в процессе обсуждения, во время которого ученики приводят примеры из истории и обыденной жизни (для современного этапа). Такая работа с одной стороны развивает исследовательские умения учащихся, с другой - заставляет их активизировать познавательные и мыслительные процессы: анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

    В процессе работы учащимся предлагается подумать над вопросами:

    1. Является ли лишение реальных прав человека в советское время причиной современных проблем в сфере реализации и защиты прав? Что представляет наибольшие трудности: установки власти или установки народа?

    2. Можно ли Конституцию 1936 г. с полным основанием назвать Конституцией для человека, народа?

    3. Представляет ли ценность правовой документ, который реально не соблюдается?

    4. Какие меры можно принять для восстановления светлого образа права в глазах современных россиян?

    5. Основной Закон какого периода можно назвать более соответствующим заявленным правам и их гарантиям?

    Учащимися было отмечено сильное расхождение формального и реального состояния прав человека в советский период: были упомянуты качество отражения прав человека в “бухаринской” Конституции 1936 г., и с другой стороны - перечёркивающие все сталинские репрессии; заявление о незыблемости прав и свобод трудящихся в Конституции 1977 г. и их противовес - борьба с инакомыслием и диссидентами. На этом фоне современные нарушения прав человека выглядят менее внушительно, хотя и в отношении них ребята предъявляют весомые аргументы. Но всё же большинство учащихся согласны с наличием видимых положительных изменений в сфере гарантии и защиты прав человека.

    Они указали на трудность, по их мнению, главную, - менталитет российского человека, привыкшего прав и свобод не иметь, не знать о них и готового во всём подчиняться властным органам.

    Задания такого типа позволяют систематизировать накопленные знания учеников, формируют целостный взгляд на проблему, способствуют построению собственных взглядов; спроектировать варианты дальнейшего прогресса в политико-правовой сфере, а также участвовать в обсуждении, отстаивать свою позицию, корректировать исходные взгляды, вырабатывать аксиологические правовые установки.

    Аналогичная работа может быть проведена при изучении темы “Правозащитники и правозащитные организации в советское время и в современной России”.

    В процессе изучения данной темы привлекаются знания учащихся по обществознанию (права человека, правовая защита, правозащитные организации, Институт уполномоченных по правам человека), по истории (диссидентская деятельность, борьба с инакомыслием, жизнь и деятельность академика А.Д.Сахарова, Е.Боннер и др. видных правозащитников советского времени), по литературе (творчество А.И.Солженицина).

    Во время изучения темы происходит обобщение знаний учащихся о правовой защите в нашей стране, более глубокое осознание важности правозащитной деятельности самоотверженных людей в советское время, не боявшихся гонений, тюрем, психбольниц и высылки из страны, а также непростой, часто опасной работы современных правозащитников (например, деятельность В.Лукина в Будёновске, нередкие убийства правозащитников).

    Ребятам предлагается подготовить сообщения о правозащитной деятельности ярких представителей разных эпох, рассказать о трудностях, с которыми они сталкивались, об общественном признании их труда. Кроме того, на уроке можно провести дискуссию, в центре которой реальная ситуация - убийство правозащитницы, произошедшее на Северном Кавказе в июле 2009 г, причиной которого послужила её профессиональная деятельность.

    Вопросы для обсуждения

    1. Правозащитники - это люди, работающие во имя чего: прославления своего имени, получения общественной благодарности, или же энтузиасты, трудящиеся для общества?

    2. О правозащитниках говорят “сражается вопреки всему и во имя”, как это можно объяснить? (Вопреки всем трудностям, препятствиям со стороны ведомств, государства, во имя торжества прав и свобод простого человека).

    Какие улучшения требуются сегодня правозащитной деятельности в России? Как обезопасить и сделать проще работу правозащитных организаций и правозащитников?

    Такая работа, кроме уже названных умений, развивает у учеников чувство сопричастности, заинтересованности в светлом завтрашнем дне своей страны, формирует готовность к конструктивному социальному взаимодействию, гражданскую и патриотическую позицию.

    Кроме того, можно посоветовать включить в изучение на уроках тему “Правовая культура российского общества”.

    На уроке необходимо опираться на знания учащихся из курса обществознание о понятии правовой культуры, правосознании, видах правовой культуры, факторах, влияющих на её формирование, а также на их исторические представления.

    Изучение основных моментов темы стоит начать с исторического прошлого России: традиции правоотношений государства и общества, отношения людей к закону и власти, корни русской культуры, феномены соборности, православия, самодержавия, их влияние на российский правовой менталитет.

    На начальном этапе раскрывается содержание понятия правовая культура , рассматриваются её элементы. Выделяются элементы правовой культуры личности и правовой культуры общества, а также неразрывная связь и взаимовлияние между ними.

    Учащимся предлагается обсудить на уроке вопросы, представляя обоснованные ответы, подтверждая свои слова историческими или современными примерами:

    1. Как влияет на правовую культуру общественная ментальность? Каковы особенности менталитета россиян?

    2. Влияют ли на формирование правовой культуры традиции? Какие традиции повлияли на правовую культуру российского общества? В чём проявляется это влияние?

    3. Какую роль играет система образования в обществе в процессе формирования индивидуальной правовой культуры? Может ли школа сформировать определённый тип правовой культуры человека? Какие трудности стоят перед школой при выполнении этой задачи? Предложите методы, формы занятий, темы для изучения - для эффективного формирования правовой культуры на уроках.

    4. Как влияют действия должностных лиц и правоприменительная практика в стране на тип правовой культуры? Чувствуется ли такое влияние в России?

    5. Выявите связь между правовой культурой членов общества и состоянием правозаконности: это прямая, обратная или двусторонняя связь? Ответ обоснуйте.

    Обозначаются основные особенности правовой культуры российского общества, выявляются трудности, стоящие на пути формирования в России правовой культуры высокой гражданственности.

    Данные вопросы могут изучаться в дискуссионной форме, например на круглом столе.

    При этом в задачу учителя входит не только убедить в чём-то учащихся, но и направить их на путь самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы с целью формирования целостного аргументированного взгляда на проблему.

    Такая активная проблемно-поисковая деятельность школьников при изучении правовых вопросов в курсе истории заставляет большинство из них пересмотреть изначальные отрицательные взгляды на право и права, как “чужие”, данные кем-то или чем-то и имеющие мало реальной силы в нашем государстве явления.

    У учащихся формируется взгляд на право, как феномен, существующий в обществе и для пользы общества, изменить отношение к которому человек может, только лучше изучив свои права и обязанности, уважая право и закон и стремясь сделать общество вокруг себя гуманнее и законнее.

    Статья опубликована при поддержке интернет проекта Pojrem.ru. Посетив такую страницу интернет проекта, как http://pojrem.ru/category/salad/ , Вы найдете большое количество разнообразных рецептов салатов, а так же к Вашему вниманию представлены описания способов приготовления горячих блюд, закусок, десертов, выпечки и многого другого. Все представленные рецепты сопровождаются красочными фотографиями, подробным описанием ингредиентов и процесса приготовления.

    Елена КАЛУЦКАЯ,
    кандидат педагогических наук



Просмотров