Диспозитивный метод в экологическом праве основан на. Метод правового регулирования экологического права
Суть административно-правового метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах - нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он проявляется в установлении уполномоченным государственным органом допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, в дозволении на принятие решения о строительстве, к примеру, высокоскоростной магистрали С.-Петербург - Москва (лишь при положительном заключении государственной экологической экспертизы), запрете ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, применения мер юридической ответственности и др.
Гражданско-правовой метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.
В условиях перехода к рыночной экономике, в связи с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства гражданско-правовой метод применяется в данной отрасли права все более широко.
Метод стимулирования заключается в установлении в законодательстве положений, направленных на стимулирование субъектов экологического права (как правило, природопользователей) в инициативном порядке принимать и осуществлять меры по эффективному исполнению требований экологического законодательства. К таким положениям относятся, в частности, установление платы за негативные воздействия на состояние окружающей среды; установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; освобождение от налогообложения определенных субъектов (или объектов), к примеру экологических фондов, особо охраняемых природных территорий; применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.
Метод экологизации
Предмет и метод должны обладать определенным единством и общностью. Что это означает? Отрыв способов воздействия от содержания регулируемых общественных отношений отрицательно сказывается на эффективности правового регулирования.
Для преодоления этого отрыва в экологическом праве ведущим, по мнению Ерофеева, является метод экологизации. Данное понятие было введено В.В. Петровым. Такой метод правового регулирования направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Этот метод вводится как сочетание общеэкологического подхода с дифференцированным, пообъектным, когда в правовом регулировании использование каждого природного объекта осуществляется с позиций интересов сохранности данной экосистемы, но в то же время учитываются и особенности объекта.
Метод экологизации порожден особенностями предмета экологического права. Эти особенности сводятся к тому, что в рамках правового регулирования экологических правоотношений должны учитываться законы природы.
Метод экологизации включает следующие элементы:
1. Закрепление в действующем законодательстве тех элементов экосистемы, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении.
2. Закрепление в действующем законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологических систем.
3. Закрепление в законодательстве круга природопользователей, оказывающих воздействие на окружающую природную среду.
4. Четкая регламентация правил природопользования, которые обусловлены, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой - правовым статусом природопользователя. Так, пользование дикой фауной (охота) регламентировано с учетом особенностей дикой фауны, а также уставной правоспособностью организации, которой выделены охотничьи угодья.
5. Установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.
Перечисленные пять элементов, по мнению Ерофеева, составляют содержание метода экологического права.
Самостоятельность любой отрасли права определяется наличием двух признаков: предмета - качественно однородного вида общественных отношений, регулируемых данной отраслью; метода правового регулирования - набора юридического инструментария, посредством которого государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений.
Предмет экологического права - предмет экологического права определяется как отношения в сфере взаимодействия общества и природы и как общественные отношения в сфере взаимодействия общества и окружающей среды. Предметом правового регулирования являются общественные отношения, возникающие между их субъектами - физическими, юридическими лицами и государством. Природа не может являться стороной правоотношения. Материальные же и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения, являются их объектом. Общественными отношениями являются отношения между людьми по поводу предметов материального мира, а не отношения человека к вещи, объектам природы и иным предметам материального мира.
Так, в ст. 4 ФЗ об охране окружающей среды компоненты природной среды определяются как объекты охраны окружающей среды. Следовательно, предметом экологического права являются общественные отношения, возникающие между физическими, юридическими лицами и государством. Окружающая среда является объектом правоотношений в сфере ее охраны. Предмет экологического права определяется так же, как экологически значимое поведение людей, как общественные отношения, возникающие по поводу охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, а также охраны и использования животного мира. Предмет современного экологического права образуют общественные отношения: собственности на природные объекты и ресурсы;
по природопользованию; по охране окружающей среды от деградации; о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Методы экологического права - все отрасли российского права оперируют двумя методами правового регулирования, а именно императивным (административно-правовым) и диспозитивным (гражданско-правовым).
Исключительным, присущим лишь экологическому праву, является метод экологизации. Целью правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды является ее сохранение как основы жизни и деятельности человека. На использовании данного метода основаны предписания норм иных отраслей права, направленных на охрану окружающей среды.
Императивный метод - представляет собой метод властных предписаний, за нарушение которых следуют установленные санкции. Характерной чертой императивного метода является наличие элементов власти и подчинения. Участникам правоотношений не предоставляется выбора вариантов поведения. Так, например, согласно п. 3 ст. 56 ФЗ об охране окружающей среды проекты хозяйственной и иной деятельности, по которым нет положительных заключений государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат, и работы по их реализации финансировать запрещается.
Диспозитивный метод -
дает субъектам возможность выбора вариантов поведения в рамках закона, основан на равноправии сторон. В настоящее время в экологическом праве диспозитивный метод начинает получать определенное распространение. В некоторых случаях законодатель идет по пути предоставления субъектам экологических правоотношений определенной свободы поведения. Например, согласно п. 3 ст. 23 ФЗ об охране окружающей среди при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и реализации других природоохранных проектов, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов. В ряде случаев законодательством предусмотрено договорное регулирование отношений между государством и субъектами хозяйственной и иной деятельности. Договора заключаются на основании лицензии на природопользование. Однако при заключении указанных договоров установление прав и обязанностей сторон не зависит полностью от их воли. Стороны обязаны руководствоваться требованиями законодательства, нормативами, условиями лицензии. Свобода воли в их правоотношениях
существенно ограничена. Таким образом, экологическое законодательство определяется как отрасль российского права, регулирующая общественные отношения в области использования и охраны окружающей среды и защите экологических прав физических и юридических лиц.
5.2.2 Система экологического права - любая система представляет собой упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и функционирующее как некое единое целое. Говоря о системе какого-либо социального явления, в том числе такого явления, как право, следует определить его составляющие, их соотношение и характер взаимодействия, а также объединяющее их целое. Прежде всего, следует отметить, что сама отрасль права является составной частью системы права. Составными частями отрасли права являются ее нормы и институты.
Нормы и институты экологического права. Первичными элементами системы права, а также отрасли права как части данной системы являются нормы права, под которыми следует понимать исходящее от государства и определяемое им общеобязательное правило поведения, предоставляющее участникам общественных отношений данного вида Юридические права и налагающее на них юридические обязанности. В соответствии с системой экологического права, а также с учетом того, что это право является комплексной отраслью, и его нормы содержатся также в правовых актах, являющихся источниками иных отраслей права. Нормы экологического права делятся:
На комплексные, принятые с целью охраны и использования
окружающей среды в целом;
Отраслевые нормы, посредством которых осуществляется правовое
регулирование охраны и использования отдельных природных объектов;
Экологизированные - нормы других отраслей права, отражающие требования в области охраны окружающей среды.
Следующим элементом в иерархии составляющих системы отрасли права является институт права, представляющий совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.
В экологическом праве выделяют следующие институты:
1-принципы экологического права; 2-экологические права и обязанности физических и юридических лиц; 3-основы государственного управления охраной окружающей среды; 4-экологический контроль; 5-экологический мониторинг; 6-экологическое нормирование; 7-оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; 8-экономический механизм охраны окружающей среды, включающий регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду, экологическое страхование, а так же правовое регулирование предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды; 9- охрана окружающей среды при осуществлении отдельных видов хозяйственной деятельности;
10-охрана особо охраняемых природных территорий; зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций; 11-основы формирования экологической культуры; 12-ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Подотрасли экологического законодательства. Экологическое право подразделяется на две составляющие - природоохранное и природоресурсное право, которые представляют собой его подотрасли.
Природоохранное право составляют нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды как единого целого, устанавливающие общие требования к субъектам хозяйственной деятельности. Важнейшим источником права, регулирующим данную сферу общественных отношений, является в настоящее время Закон об охране окружающей среды (ФЗ «Об охране окружающей среды», приложение 1).
Нормы природоресурсного права регулируют общественные отношения в области использования и охраны отдельных компонентов окружающей среды: земель, вод, недр, лесов и иной растительности, атмосферного воздуха, животного мира, континентального шельфа (например, «Лесной Кодекс», приложение 2). Природоресурсное законодательство устанавливает основы правового регулирования отношений по рациональному использованию и защите отдельных компонентов окружающей среды, включая права и обязанности физических и юридических лиц в сфере данных общественных отношений, формы собственности на компоненты окружающей среды, правовые основы их использования, основы государственного управления в регулируемых областях общественных отношений.
При этом необходимо помнить, что правовые нормы природоохранного и природоресурсного права подлежат применению лишь в тесном взаимодействии. Однако как общее и частное они соотносятся не полностью, поскольку имеют как общие для них, так и собственные предметы регулирования. Например, в ФЗ об охране окружающей среды установлены основы правового регулирования зон чрезвычайного экологического бедствия, экологического страхования. Однако данный Федеральный закон не регулирует отношения собственности на природные ресурсы. Регулирование этих отношений осуществляет природоресурсное законодательство: ЗК, ВК, ЛК, Закон РФ «О недрах», ФЗ «О животном мире».
Соотношение экологического и иных отраслей права . Третью часть экологического права составляют нормы иных отраслей права. Эти нормы имеют двоякий характер. Хотя они относятся к отраслям права, которые имеют отличный от экологического права предмет регулирования, они касаются экологии, объединенные задачей защиты окружающей среды. Включение норм, направленных на охрану окружающей среды, в иные отрасли права следует охарактеризовать как экологизацию данных отраслей права. Безусловно, что основу развития экологического права, как отрасли права составляет Конституция РФ . Экологическое право тесно связано с административным правом . Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются чаще всего исполнительно-распорядительные акты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Например, заключение государственной экологической экспертизы утверждает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Смежным институтом экологического и административного права является совокупность норм, регулирующих организацию и деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере охраны и использования окружающей среды. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, устанавливает их компетенцию по осуществлению соответствующих функций управления. Экологическое право, в отличие от административного права, определяет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды. Специфика экологических отношений определяет осуществление особых функций управления, например, таких как государственная экологическая экспертиза, мониторинг окружающей среды. Кодексом административного права установлена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды. Составы же экологических преступлений и ответственность за них закреплены в УК РФ. Экологическое право имеет также некоторые смежные предметы регулирования с гражданским правом. Так, гражданское законодательство устанавливает основы права собственности и имущественного оборота земли и иных природных ресурсов. В соответствии с п. 3 ст. 129 ГК и п. 3 ст. 3 ЗК земля (гражданский и земельный кодексы) и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Следовательно, приоритет в данной области отдается природоресурсному законодательству. Природоресурсным законодательством предусмотрено в ряде случаях заключение договоров между специально уполномоченным органом государственной власти и природопользователем. К данным правоотношениям применимы нормы подраздела 2 «Общие положения о договорах» раздел III части первой ГК. В соответствии со ст. 7-51 ГК подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды, и несет ответственность за нарушение данных требований. При причинении в результате экологического правонарушения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица применяются нормы гл. 59 ГК об обязательствах вследствие причинения вреда.
Требования в области охраны окружающей среды содержат также законодательные акты, регулирующие различные сферы хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ФЗ «О радиационной безопасности населения», ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». На отношения в области осуществления экологического аудита распространяет действие Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Статьей 57 ФЗ об охране окружающей среды правовой режим чрезвычайных экологических ситуаций приравнен к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера. Правовое регулирование отношений в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется Федеральным конституционным законом от «О чрезвычайном положении», Федеральным законом ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
5.2.3 Экологическое право как наука и учебная дисциплина. Под экологическим правом понимается не только отрасль права, но также наука и учебная дисциплина. Экологическое законодательство, практика его применения, проблемы, достижения, недостатки и пути развития являются предметом научного исследования ученых-юристов и изучения в высших учебных заведениях. Предмет науки и учебной дисциплины намного шире сферы общественных отношений, регулируемых законодательством, включает изучение зарубежного законодательства, а также такие общетеоретические положения, как источники, система, методология экологического права, соотношение его с другими отраслями права, повышение эффективности действия, специфика юридической ответственности за экологические правонарушения.
Экологическое право как наука - представляет собой систему знаний, теоретических положений в области экологического права, является составной частью системы юридических наук. Предметом науки экологического права являются:
- отрасль экологического права - наукой изучаются нормы и институты экологического права, анализируется роль данных правовых норм и институтов в регулировании соответствующих общественных отношений. Объектом изучения является также отрасль экологического права в целом. Наукой исследуются источники отрасли, ее система, особенности эколого-правовых отношений, виды норм и способы их реализации, специфический характер предмета отрасли, место отрасли экологического права в правовой системе РФ;
- эколого-правовые отношения - исследование права невозможно без изучения, обобщения практики его применения. Предметом науки экологического права являются регулируемые данной отраслью общественные отношения. Их изучение позволяет выявить проблемы реализации изучаемых правовых норм, выработать предложения по повышению эффективности их применения. Сделанные на основе обобщения практического опыта выводы и теоретические концепции составляют содержание науки экологического права. На основе изучения практики норм экологического права разрабатываются предложения по совершенствованию норм и применения действующего законодательства. Сами по себе положения эколого-правовой науки не имеют нормативного, общеобязательного характера, однако становятся теоретической базой для создания новых правовых норм, для дальнейшего развития и совершенствования законодательства.
Экологическое право представляет собой одну из самых «молодых» отраслей и научных дисциплин. Экологические правовые исследования не имеют столь глубоких традиций, как гражданско-правовые или уголовно-правовые, не обеспечены они и таким же количеством специалистов и научных работников». Однако в настоящее время проблемы правовой охраны окружающей среды приобретают все большую актуальность и, как следствие, обусловливают активное развитие данной отрасли, появление новых научных исследований эколого-правового направления.
Экологическое право как учебная дисциплина. Одним из закрепленных в ст. 3 ФЗ об охране окружающей среды принципов охраны окружающей среды является принцип организации и развития системы экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры. Общие нормы об экологическом образовании и просвещении установлены в гл. 13 указанного Федерального закона. Общественные отношения в области экологического воспитания и образования регулируются также законодательством об образовании и правовыми актами субъектов РФ, поскольку вопросы охраны окружающей среды и общие вопросы воспитания и образования отнесены ст. 72 Конституции к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование целостных ориентации, поведенческих норм и специальных знаний по сохранению окружающей среды и природопользованию. Цель экологического образования состоит в формировании экологических знаний и ответственного отношения к окружающей среде. Экологическое образование необходимо для дальнейшего сохранения окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам. Без экологических знаний невозможно развитие человека как гармоничной личности с гуманистическим отношением к природной среде.
Согласно ст. 71 ФЗ об охране окружающей среды, в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов. Преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, независимо от их профиля и организационно-правовой формы.
Дошкольное экологическое образование заключается в первичном ознакомлении ребенка с окружающей средой. При преподавании экологии в системе общего образования предоставляется уже более значительный объем информации. В учебных программах присутствуют такие предметы, как «Природоведение», «Экология», «Основы экологии». В последнее время значительно возрос интерес к преподаванию экологических дисциплин. Однако в рамках школьной программы данные предметы не везде являются обязательными.
Экологическое право входит в государственный стандарт юридического образования. Цель изучения экологического права состоит в том, чтобы студенты получили представление о развитии данной отрасли права, ее месте в системе отраслей права РФ, об экологических правах и обязанностях граждан, а также способах их защиты, о законодательных требованиях к хозяйствующему субъекту в области охраны окружающей среды, об ответственности за причинение вреда окружающей среде и иных институтах экологического права. Экологическое право как учебная дисциплина состоит из общей и особенной части. В общей части изучаются такие темы, как предмет, методы, система экологического права, его принципы, место в системе права РФ; источники экологического права, экологические права и обязанности граждан, основы государственного управления охраной окружающей среды; плата за загрязнение окружающей среды и иные элементы экономического механизма ее охраны; экологические бедствия ичрезвычайные экологические ситуации; ответственность за нарушение экологического законодательства. Особенная часть экологического права посвящена изучению правового регулирования использования и охраны отдельных видов природных объектов: лесного, водного фондов, животного мира, атмосферного воздуха, недр, земель; правовое регулирование использования и охраны особо охраняемых природных территорий.
5.2.4 Экологические правоотношения - о бъектом правового регулирования со стороны государства являются соответствующие социальные отношения. Урегулированными нормами права, данные отношения приобретают правовой характер. Социальные отношения, урегулированные со стороны государства нормами права, в теории права носят название правоотношений.
Состав экологических правоотношений - правоотношение является сложным социальным образованием, имеющим определенное внутреннее строение, составными элементами которого являются участники, объекты и содержание правоотношения.
Участниками правоотношений являются физические, юридические лица и государство. Участники экологических правоотношений выступают в них в качестве носителей экологических прав и обязанностей, субъектов хозяйственной и иной деятельности, к которым предъявляются природоохранные требования, в качестве лиц, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды и защиты экологических прав человека.
Государство выступает в экологических правоотношениях в качестве:
собственника природных ресурсов - правоприменителя. Содержание правоотношений составляют взаимные права и обязанности их участников физических и юридических лиц. Объекты экологических правоотношений заслуживают отдельного, более подробного рассмотрения.
Объектами экологических правоотношений являются предметы материального мира, а также действия субъектов, по поводу которых возникают и осуществляются экологические правоотношения. К объектам экологических правоотношений относятся: компоненты окружающей среды;
вещества, поступающие в окружающую среду в результате химического, биологического и физического воздействия на нее при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в виде выбросов и сбросов, отходов производства и потребления; действия, поведение субъектов экологических правоотношений.
Основными свойствами компонентов окружающей среды как объектов экологических правоотношений являются их естественное происхождение и неразрывная связь с природой. Если какой-либо компонент окружающей среды изъят из нее и обособлен, не состоит более с ней в неразрывной связи (земля в цветочном горшке, вода, текущая по водопроводным трубам), то он является объектом иных правоотношений (гражданско-правовых, отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения). Объектом экологических правоотношений является окружающая среда. Определение окружающей среды, равно как и иных объектов экологических правоотношений, закреплено в ст. 1 ФЗ об охране окружающей среды. Окружающая среда определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Наряду с термином «окружающая среда» Закон в ст. 1 дает толкование термина «природная среда». Природная среда или природа определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Природный объект определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект - как природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Антропогенным объектом является объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.
В состав окружающей среды, в отличие от природы, включены антропогенные объекты. Однако в соответствии со ст. 4 ФЗ об охране окружающей среды объектами охраны являются: земля, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы, их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Закон определяет также иные объекты охраны: природные, природно-антропогенные, естественные экологические системы, природные комплексы, природные ландшафты, природные ресурсы, компоненты природной среды. К объектам экологических правоотношений относятся также вредные вещества, поступающие в окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности. Использование веществ, изъятых из природной среды, в техническом процессе как имущества регулирует гражданское право, но как только эти вещества попадают в окружающую среду в виде отходов, выбросов, сточных вод, отношения, связанные с этими веществами, определяет экологическое право.
Объектом правоотношений являются также действия их субъектов. Так, например, если хозяйствующий субъект совершает такое действие, как подача на утверждение специально уполномоченного органа государственной власти проектной документации, не содержащей положительного заключения государственной экологической экспертизы, то последует отказ в утверждении такой документации.
Часто экологические правоотношения включают совокупность приведенных объектов. При привлечении хозяйствующего субъекта к ответственности за нарушение нормативов выбросов и сбросов к объекту данного правоотношения относятся и действия ответственного субъекта, и загрязняющие вещества, и состояние компонентов окружающей среды.
Виды экологических правоотношений - э кологические правоотношения классифицируются по тем же критериям, что и правоотношения, относящиеся к любой иной отрасли права. Прежде всего, они сами являются составляющим элементом системы правоотношений, делящейся по отраслям права (трудовые, гражданско-правовые, семейные и т.д.). В зависимости от оснований возникновения правоотношения делятся на общие и конкретные. Общие правоотношения возникают на основании нормы закона, их субъекты конкретно не определены, создается лишь правовое состояние. Например, в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственник земельного участка имеет право без получения лицензии осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд на глубину до 5 м (Боголюбов, 2006). Субъект права может осуществлять данную деятельность, руководствуясь лишь указанной нормой. Конкретные правоотношения возникают на основании иных юридических фактов. Если хозяйствующий субъект намерен осуществлять разработку полезных ископаемых, не отнесенных к общераспространенным полезным ископаемым, он обязан: обратиться в соответствующий орган государственной власти, получить лицензию. Возникает конкретное правоотношение. В зависимости от индивидуализации субъектов правоотношения делятся на абсолютные и относительные. В абсолютном правоотношении точно определена лишь одна сторона - носитель субъективного права, обязанными же являются все другие лица - «всякий и каждый». В относительном правоотношении определены обе стороны. Так, в соответствии со ст. 27 ВК, водопользователь-гражданин вправе свободно использовать водные объекты для собственных нужд, если иное не установлено ВК. Гражданин является носителем субъективного права, которому противостоит обязанность всех иных лиц данное право не нарушать. Однако водопользователь-гражданин вправе использовать водные объекты для осуществления предпринимательской деятельности только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено настоящим ВК. При выдаче лицензии и заключении на ее основании договора возникает относительное правоотношение между водопользователем и органом государственной власти.
Правоотношения подразделяются на материальные правоотношения, возникающие на основании норм материального права и процессуальные, возникающие на основе процессуальных норм. Материальные правовые нормы устанавливают права и обязанности участников правоотношений, процессуальные - формы реализации материальных норм. Так, например, документация, представляемая на государственную экологическую экспертизу, должна содержать материалы оценки воздействия па окружающую среду (норма материального права). Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду установлен Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 №372.
Соответственно юридическим функциям права выделяют регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные правоотношения существуют в условиях соблюдения законодательных предписаний. Охранительные правоотношения возникают при нарушении законодательства и соответствующей реакции государства либо пострадавшей стороны на такое нарушение. Так, при выбросах вредных веществ в окружающую среду субъект хозяйственной деятельности обязан соблюдать установленные государством нормативы. За превышение нормативов законом установлена ответственность. При реализации указанных санкций возникают охранительные правоотношения.
Вопросы к теме
Какое определение следует дать экологическому праву как самостоятельной отрасли Российского права?
Правовыми нормами каких отраслей (помимо экологического права) регулируются экологические правоотношения?
На какие структурные элементы делится отрасль экологического права?
Что является объектом эколого-правового регулирования?
Каковы особенности правового регулирования экологических правоотношений?
К какой отрасли (публично-правовой или частноправовой) следует отнести экологическое право?
Перечислите экологические институты.
5.3 Правовое регулирование охраны и использования отдельных объектов окружающей среды. Особенности правового режима земель. Особенности правового режима недр. Особенности правового режима вод. Особенности правового режима лесов. Особенности правового режима животного и растительного мира.
Метод правового регулирования - это способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Соответственно, - это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений. В свою очередь, именно методы правового регулирования лежат в основе деления права на частное и публичное, которое уходит своими корнями к римскому праву.
Как известно, частному праву характерен диспозитивный метод - это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет им самим решать вопрос о формировании своих взаимоотношений, урегулированных нормами права экологического права . Этот метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:
Дозволение совершить определенные действия, имеющие правовой характер;
Предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;
Предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.
Публичному праву характерен императивный метод - это способ властного воздействия на участников общественных отношений, урегулированных нормами права. В таких общественных отношениях одной из сторон всегда выступает государственный орган или его должностное лицо, что предопределяет его властный характер.
На наш взгляд, особенность экологического права заключается в том, что оно стоит на стыке частного и публичного права. Следует отметить, что по этому поводу ученые-правоведы ведут дискуссии. Одни относят экологическое право к частному праву, другие - к публичному праву.
Диспозитивный метод правового регулирования в экологических правоотношениях используется при применении гражданско-правовых норм: при возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением; при заключении гражданско-правовых договоров по владению, использованию и (или) распоряжению земель и других природных ресурсов в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Но даже при решении этих и других вопросов неизбежно одновременное применение императивных методов правового регулирования, поскольку, например, направлять требования о возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением, вправе лишь специально уполномоченный орган исполнительной власти. В свою очередь, с того момента, когда государственный орган или его представитель вступает в отношения, такие правоотношения автоматически начинают строятся по принципу "власть-подчинение", а также принципы экологического права . Также, зачастую заключению того или иного гражданско-правового договора предшествует определенная процедура предоставления земель или других природных ресурсов. С этих позиций считаем, что экологическому праву на равных условиях характерны как методы гражданско-правового регулирования, так и методы административно-правового регулирования. В этой статье не рассматриваются объекты экологических правоотношений , однако вопрос их регулирование будет изучен в последующей статье.
Учитывая вышеизложенное, принято выделять следующие методы экологического права :
Метод "экологизации", характеризуется проникновением экологических требований во все сферы жизнедеятельности общества. Так, законодательством РФ требования в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливаются не только в отношении конкретных компонентов природной среды, но и в отношении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В действующем законодательстве прослеживается интеграционный подход в принятии органами государственной власти управленческих решений и осуществлении контрольных мероприятий. Характерный пример тому - изменения в градостроительном законодательстве, внесенные в конце 2006 г.
Метод административно-правового регулирования, характеризуется юридическим неравенством сторон и властной сущностью публичного управления, осуществляется, как правило, императивными нормами (обязательными), а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях. Так, взаимоотношения органов государственной власти и юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора регулируются именно императивными нормами.
Метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве сторон, свободе волеизъявления, осуществляется, как правило, диспозитивными нормами. Так, законодательством предусмотрена возможность заключения Соглашения между органами государственной власти разного уровня, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды как одна из правовых и наиболее действенных форм взаимодействия.
Метод экологизации. направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Его применение заключается в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы и может быть успешно реализован при условии подчинения данным законам.
Этот метод сочетает в себе общеэкологический подход с дифференцированным. Он имеет следующие составляющие: 1.1. закрепление в законодательстве элементов экологической системы страны, экономически и экологически значимых, использование либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (Ф. З. от 17 . 12 . 1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ»). 1.2. закрепление в законодательстве структур органов, осуществляющих регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны. 1.3. закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также физических и юридических лиц, неизбежно влияющих на экосистему страны. 1.4.четкая регламентация правил экологопользования, которые обуславливаются спецификой объекта экологопользования и правовым статусом экологопользователя. 1.5. установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Законом предусмотрена: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная и специальная ответственность. 2 .
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
«Государственное управление экологопользованием и охраной окружающей среды»
В настоящее время под экологическим правом понимается система знаний о связях, взаимообусловленности и взаимопроникновении всех элементов.. Эти интересы обусловили самостоятельное развитие отраслей земельного, водного.. Юридический аспект экологии человека может быть включен в юридическую экологию в качестве подотрасли экологического..
а) Под методом права в юриспруденции понимают способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства.
Применительно к экологическому праву можно сказать, что метод - это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
В правовой науке признается два метода - административно-правовой и гражданско-правовой, хотя в системе российского права выделено примерно несколько десятков отраслей права. Это означает, что большинство отраслей не имеют собственного метода правового регулирования, который был бы вполне адекватен их предмету. Как правило, используются комбинации названных методов правового регулирования. Причем административно-правовой метод применяется преимущественно в отраслях публичного права, к числу которых относится в основном и экологическое право. Применение гражданско-правового метода преобладает в отраслях частного права.
Суть административно-правового метода регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравном положении - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах: нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он выражается в установлении допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду предприятиями природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, дозволении на принятие решения о строительстве, к примеру, высокоскоростной магистрали С. Петербург – Москва (лишь при положительном заключении государственной экологической экспертизы), запрете ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, и применении мер юридической ответственности и др.
Гражданско-правовой метод регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними соглашения они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках.
В современном экологическом праве применяются оба метода правового регулирования. Причем в условиях перехода к рыночной экономике, гражданско-правовой метод применяется в данной отрасли права все более широко. Согласно новому экологическому законодательству, право пользования природными ресурсами предоставляется на основе лицензии и заключаемого в соответствии с ней договора. Хотя договор заключается природопользователем с органом исполнительной власти субъекта РФ, по своей природе такой договор является гражданско-правовым.
Необходимо отметить, что к одним и тем же отношениям по природопользованию и охране окружающей среды, регулируемым правом, может быть при определенных условиях применены оба названных метода. Например, заключение договора на природопользование представляет собой пример гражданско-правового метода регулирования. Но если в процессе природопользования нарушаются условия, предусмотренные договором, и причиняется существенный экологический вред, может быть применен административно-правовой метод регулирования этих отношений.
Для экологического права характерно преобладание административно-правового метода воздействия на регулируемые отношения, характерными чертами которого являются не отношения юридического равенства сторон, присущего гражданско-правовому методу, а отношения власти и подчинения. Именно такими, властными, полномочиями обладают природоохранительные органы, стоящие на страже интересов общества и гражданина.
Говоря об особенностях правового регулирования экологических отношений, следует отметить, что в современных условиях значительно возросло значение экономических методов воздействия на экологические отношения, что находит выражение в установлении платы за использование природных ресурсов, чего ранее не было, а бесплатность природопользования квалифицировалась как одно из «достижений и преимуществ социалистического строя». Усиление экономических методов воздействия на экологические отношения проявляется и в создании особых экологических фондов, учреждении определенных льгот и преимуществ за рациональное использование природных ресурсов и др.
Вместе с тем следует констатировать, что в сфере экологических отношений не наблюдается так называемая «замена» административных методов экономическими, здесь по-прежнему преобладают административно-правовые методы воздействия на регулируемые отношения, что обусловлено спецификой последних, их особой социальной значимостью для общества в целом и для каждого гражданина в отдельности.
В экологическом праве ведущим методом является метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и природы. Этот метод вводится как сочетание обще экологического подхода с дифференцированным, по объектным, когда в правовом регулировании интересов каждого природного объекта осуществляется с позиции интересов сохранности данной системы, но в то же время учитываются особенности данного объекта.
Метод экологизации включает следующие элементы:
закрепление в действующем законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное управление использованием природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологической системы страны;
Закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;
регламентацию правил природопользования, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой объекта природопользования, а с другого - правовым статусом природопользователя;
Установление юридической ответственности за нарушение прав природопользования.
Эколого-правовой метод регулирования проявляется, как и других отраслях российского права, через императивный и диспозитивный подход к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.
б) Нормы экологического права
Нормами экологического права считают правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды. Они подразделяются на три группы: отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов т.д.), комплексные (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом). Экологизированные (нормы других отраслей права - административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды).
Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды (ст. 3 Закона об охране окружающей среды).
Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.
Различают эколого-правовые нормы-приоритеты трех уровней:
Отраслевого;
Межотраслевого и общего экологического уровня.
Отраслевые приоритеты содержатся в природоресурсовых отраслях законодательства. Так, в земельном законодательстве закреплены правовые приоритеты охраны земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего, пахотных угодий. В законодательстве о недрах преимущественное право на охрану имеют месторождения полезных ископаемых, подземных вод, памятники истории и культуры. В водном законодательстве устанавливается приоритет пресной воды для питьевых и коммунально-бытовых, лечебно-оздоровительных целей. В лесном законодательстве приоритетное значение имеет охрана лесов первой группы, имеющих природоохранное, почвозащитное, водоохранное, полезащитное и иное экологическое назначение.
Межотраслевые приоритеты отражены в нормах отраслевого законодательства, но устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими. Они включаются в "работу", когда происходит столкновение отраслевых приоритетов. Например, земельное законодательство разрешает предоставление земельного участка на площадях залегания полезных ископаемых только по согласованию с органами геологии и использования недр. Здесь явное предпочтение отдается полезным ископаемым, т.е. элементам недр. Однако при сопоставлении хозяйственного и экологического значений территории, недра которой содержат полезные ископаемые, вопрос может быть решен и в пользу сохранения земельных угодий. Такой вопрос окончательно решают органы исполнительной власти субъектов РФ с участием, в случае необходимости, федеральных органов власти, или только федеральные органы Федерации, если рассматриваемая территория относится к федеральным ресурсам.
Общие экологические приоритеты закрепляют преимущество высшей цели охраны окружающей природной среды – обеспечение качества окружающей человека природной среды.
Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного или иного содержания подлежат прекращению, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека. Общие экологические приоритеты вытекают из ст. 3 Закона об охране окружающей
природной среды и действуют повсеместно. Особенно велико их значение в тех сферах, где еще недостаточно разработаны экологические нормы. Например, в сельском цели охраны окружающей природной среды - обеспечение качества окружающей человека природной хозяйстве, где часто использование минеральных удобрений, ядохимикатов, различного рода стимуляторов роста происходит с нарушением установленных нормативов.
Нормы-правила - третья категория эколого-правовых норм. Они содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержанию экологические императивы подразделяются: на предупредительные, запретительные, восстановительные (компенсационные), карательные, поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обязывающие.
Предупредительные императивы наряду с запретительными нормами образуют основную массу эколого-правовых норм. Предупредительные императивы призваны предотвратить наступление вредных последствий в результате неправомерного действия. Так, предупредительное значение в земельном законодательстве имеют нормы, регламентирующие порядок предоставления земель для осуществления промышленной или сельскохозяйственной деятельности с целью не допустить размещение экологически вредных производств. Предупредительное значение имеют также все нормы, регулирующие порядок экологического контроля, экологической экспертизы и т.п.
Запретительные императивы направлены на недопущение действий, причиняющих вред окружающей природной среде. Эти нормы занимают центральное место в природоохранительных правовых актах. В частности, по Закону РФ об охране окружающей природной среды, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных системой очистки и обезвреживания отходов, применительно указанного закона запрещается ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств.
Восстановительные , или компенсационные, нормы права содержат требование, обращенное к правонарушителю, о восстановлении нарушенного" состояния природной среды, а также компенсации расходов и затрат, понесенных в процессе восстановления природной среды. Подобные меры принимаются в рамках гражданских или административных правоотношений по возмещению причиненного вреда природной среде либо имущественным интересам природопользователей.
Карательные императивы проявляются в случаях привлечения к административной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса. В зависимости от предусмотренных санкций и степени общественной опасности они подразделяются на административные экологические правонарушения и уголовные экологические преступления (Закон РФ об охране окружающей среды).
Поощрительные эколого-правовые нормы , как правило, относятся к правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Это может быть материальное стимулирование за выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. К числу указанных норм относятся нормы, устанавливающие порядок внесения платежей за выбросы, сбросы вредных веществ. В наиболее полном объеме такие нормы содержатся в разделе III Закона РФ об охране окружающей природной среды ("Экономический механизм охраны окружающей природной среды").
Названные группы норм права входят в категорию эколого-правовых норм
охранительного назначения. Определенное место в правовом регулировании природоохранительной деятельности занимают нормы так называемого регулятивного направления. К их числу может быть отнесена компетенция представительных и исполнительных органов в области охраны окружающей природной среды, где преобладают управомочивающие нормы.
Разрешительные и обязывающие нормы обращены, прежде всего, к природопользователю. В одном случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право на определенное воздействие на природную среду, в другом к нему предъявляются соответствующие требования как к участнику экологического
правоотношения.
Управомачивающие нормы, устанавливающие компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства, излагаются в ст. 6-10 Закона РФ об охране окружающей природной среды.
Обязывающие нормы представлены в ст. 40-57 Закона РФ об охране окружающей природной среды, где провозглашаются экологические требования в различных сферах хозяйственной деятельности. Они определяют правила поведения хозяйствующих субъектов при осуществлении ими своей деятельности. Общей обязанностью всех субъектов, какими бы видами деятельности они ни занимались, является выполнение требований по охране природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, планов и мероприятий по оздоровлению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, восстановлению потерь в природной среде.
Разрешающие нормы регулируют порядок выдачи лицензий (разрешений) на использование природных ресурсов, включая выбросы, сбросы, захоронения вредных веществ. Субъектами этих отношений выступают хозяйствующие субъекты, включая граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, и специально уполномоченные для этого органы по охране окружающей природной среды. В разрешительных нормах в единое целое соединяются полномочия на выдачу разрешения со стороны органа государства и обязанность его получения и выполнения - со стороны хозяйствующего субъекта.
Все перечисленные выше нормы экологического права являются "первокирпичиками" отрасли экологического права. В тоже время, среди них выделяют совокупности эколого-правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений и получивших название институтов экологического права. Так, существуют такие важнейшие институты как институт государственной и других форм собственности, институт права природопользования и др.