Оформление стенда по безопасности в детском саду. Уголок пожарной безопасности в детском саду. Для чего нужен пожарный уголок

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах .

    Набор транспортных средств

    Иллюстрации с изображением транспортных средств

    Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.

    Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)

    Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:

    Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».

    Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть

    Макет транспортного светофора (плоскостной).

В средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:

    Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки

    Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»

    На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:

    Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.

    Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.

    Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»

    Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:

    Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)

    Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.

Во всех группах хорошо иметь фланелеграф, магнитные доски – для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.


Уголок безопасности в детском саду Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач: - развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице; - обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах; - формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице. При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.


В каждом дошкольном образовательном учреждении рекомендуется оформлять информационный уголок. "Уголок безопасности" представляет собой выставочные стенды (один или два-три), на которых расположены информационные, справочные, статистические, аналитические, обучающие, наглядные материалы по пропаганде безопасности дорожного движения. Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, для того, чтобы вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечивать безопасность воспитанников.


Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части. Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге не совсем комфортно. 1. Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см). 2. Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации. 3. Книжка-раскладушка Виды оформления уголка: Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например: «Цена спешки – жизнь вашего ребёнка» «Внимание – мы ваши дети!» «Ребёнок имеет право жить!» «Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка»


Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать: 1. Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в районе. 2. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей. 3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге. 4. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения 5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.



Безопасное поведение в природе. - Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.). Безопасность собственной жизнедеятельности. - Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. - Знакомить с понятиями «можно нельзя», «опасно». - Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.). I младшая группа


В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть: Набор транспортных средств. Иллюстрации с изображением транспортных средств. Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки и т.д.) Атрибуты для игры в гараж - различные машины, набор инструментов (гаечный ключ, молоточек, отвёртки, насос, шланг). Атрибуты для игры «Водитель и автомобиль», «Автомобили и светофоры». Строительный материал для постройки домиков, машин. Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».


II младшая группа Безопасное поведение в природе. -Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. -Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.). Безопасность собственной жизнедеятельности. - Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.). - Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку). - Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот). - Развивать умение обращаться за помощью к взрослым. - Развивать умение соблюдать правила безопасности в играх с песком, водой, снегом.


II младшая группа Безопасность на дорогах. Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить: Дорожный знак особых предписаний «место остановки автобуса или троллейбуса». Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку». Игрушки (мелкие машинки, макеты домов, строитель) для игры «Улица города». Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт». Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть. Макет транспортного светофора (плоскостной).


Атрибуты для с/р игр «Мы – водители», «Транспорт» (пожарная машина, машина скорой помощи; паровоз и вагончики с открытым верхом; грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый) рули; полосатый жезл; бензоколонка (крупная.) Атрибуты для игры «Воробышки и автомобили». Д/и «Собери светофор». «Разрезные картинки» по пожарной безопасности. Цветные флажки для подвижной игры «Цветные автомобили». Д/и «Собери светофор», «Расставь все по правилам», Мы пешеходы». Телефон. Крупный строительный набор. Карточки транспортных средств по названию и величине (большой/маленький) - легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус. Наглядное моделирование дорожных ситуаций (в соответствии с возрастом). Альбомы или специальные тетради с заданиями. Художественная литература в соответствии с возрастом.


Средняя группа Безопасное поведение в природе. - Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы. - Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. -Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения». -Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. Безопасность собственной жизнедеятельности. - Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья. - Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.). - Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами. - Знакомить с правилами езды на велосипеде. - Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. - Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.


Средняя группа Безопасность на дорогах. - Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. - Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. - Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского. - Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). - Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». - Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.


Атрибуты для с/р игр «Автобус», «Пожарные» - автомобили, автобусы с открытым верхом, съемными крышами, пожарная машина, машина скорой помощи, подъемный кран, набор «железная дорога» (средних размеров), автомобили мелкие; полосатый жезл; руль на подставке Бензозаправочная станция - гараж (для мелких автомобилей) Светофор Макет с зеброй, «островком безопасности», фигурки-человечки (объемные, мелкие) Картинки на классификацию транспорта Лото по безопасности Д/и «Кто больше знает?», «Собери знаки» Фотографии «Улицы нашего города», рисунки, схемы.


Старшая группа Безопасное поведение в природе. - Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. - Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. - Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе. - Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых. Безопасность собственной жизнедеятельности. - Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. - Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.). - Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). - Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. - Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения МЧС. - Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». - Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. - Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.


Старшая группа В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться: Макет перекрёстка. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу. Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр. Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица» Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит, в уголке ПДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка. Безопасность на дорогах.


Иллюстрации по правилам безопасности Картотека поговорок и пословиц о безопасности Атрибуты для с/р игр «Трамвай», «Автобус», «Спасатели», «Улица» (жезл, фуражки, шапочки – машины, бинокль/подзорная труба, грузовик, автомобили разного назначения, корабль, лодка, самолет, вертолет (средних размеров); автомобили мелкие (легковые, гоночные, грузовички и др.), гараж/ бензозаправка (сборно-разборная) Лото «Основы безопасности» Иллюстративный материал с особенностями движения крупно и малогабаритного транспорта Иллюстрации транспортных средств - больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов Макет «На перекрестке» Макет города (части города, местности); план участка детского сада, улицы Карты поселка (части поселка, местности) Наборы открыток или репродукций с видами, достопримечательностями родного поселка, местности.


Подготовительная группа Безопасное поведение в природе. - Формировать основы экологической культуры. - Продолжать знакомить с правилами поведения на природе. -Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее. - Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях. Безопасность собственной жизнедеятельности. - Формировать представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды. - Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами. - Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года - Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности. - Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». - Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. - Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. - Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». - Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.


Подготовительная группа Безопасность на дорогах. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Продолжать знакомить с дорожными знаками предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширять представления детей о работе ГИБДД. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте. Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.


Иллюстрации на тему «Один дома», «Безопасность на улице», «Безопасность в лесу» Костюмы, декорации для показа кукольного спектакля «Бездельник светофор» Альбом «Разные виды транспорта» Сюжетно-ролевая игра «Улицы нашего города» Телефон Сборно-разборные автомобиль, самолет, вертолет, ракета, корабль Тематические строительные наборы (для мелких персонажей) город Иллюстративный материал с особенностями движения крупно и малогабаритного транспорта Иллюстрации транспортных средств - больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов Металлический конструктор с изображением поделок транспорта Макет детского сада Макет поселка (части поселка, местности); план участка детского сада, улицы Карты поселка (части поселка, местности) Наборы открыток или репродукций с видами, достопримечательностями родного поселка, местности. Подробная карта-схема района, где находится детский сад Совмещенная карта города и ближайшего пригорода; компас, грифельная доска, мел


Детский сад важная часть жизни каждого человека. В дошкольном образовательном учреждении закладываются первые кирпичики знаний, здесь начинается подготовка маленького человека к взрослой жизни.

В детском саду проводят много занятий, рассчитанных на ознакомление ребенка с правилами безопасности. С ранних лет детям объясняют, как вести себя на дороге, как пользоваться техникой, как защитить себя от пожара.

Пожарная безопасность в детском саду

Один из незаменимых инструментов, помогающих познать окружающий мир – уголок пожарной безопасности. Уголок помогает быстрее обучить ребенка основам пожарной безопасности. С помощью пожарного уголка педагоги предлагают разные игровые ситуации, а дети учатся правильно действовать в случае опасности.

Для улучшения восприятия и вовлечения в процесс, многие преподаватели рекомендуют изготавливать пожарный уголок вместе с детьми.

Виды детских уголков

Уголки безопасности делают для самых разных направлений обучения детей. Основным, по праву считается уголок дорожной безопасности. Конечно, дети редко самостоятельно добираются до садика, но ведь почти все живут во дворах с оживленным движением или у дорог.


Вторым, обязательным к наличию в каждом образовательном учреждении, можно назвать уголок правил поведения в случае пожара. Этот наглядный материал поможет познакомить детей с различными опасными ситуациями, расскажет, как действовать при возникновении ЧС и как их избежать.

Для чего нужен пожарный уголок

Ребенок часто не понимает на сколько опасны игры с огнем. Стенд призван в доступной форме объяснить насколько серьезными могут быть последствия пожара, и как предупредить возгорание. Важной задачей уголка является знакомство детей с опасными вещами, с которыми не стоит баловаться. Это спички и зажигалки, розетки, бытовые электроприборы и нагреватели.

Смотрите видео: Обучение детей дошкольного возраста пожарной безопасности.

Уголок пожарной безопасности содержит информацию о том, как действовать при возникновении пожара. Наглядный материал поможет ребенку выучить наизусть телефон для вызова пожарных. Как не паниковать и правильно вести себя при пожаре. Какие действия помогут дождаться спасателей, если не удалось выйти из здания самостоятельно.

Изготовление своими руками

В детском саду уголки по пожарной безопасности изготавливают своими силами. Но в создании уголка принимают участие не только педагоги. К процессу привлекаются дети и даже родители. Уголок должен не просто ознакомить ребенка со списком опасных ситуаций, важно сделать этот процесс простым и интересным. Поэтому особое внимание следует уделить оформлению стенда.


Для привлечения внимания и интереса со стороны детей, при оформлении пожарного стенда используют яркие цвета и красочные изображения. Не стоит злоупотреблять текстом, ведь многие воспитанники детского сада еще не умеют читать. Нужно постараться преподнести текстовую информацию схематически, в виде изображений.


Лучший способ привлечь внимание ребенка к уголку – яркие тематические игрушки. Используйте пожарные машины, пластмассовые огнетушители, костюмы пожарных. Яркие иллюстрации и игрушки несомненно увлекут детей и помогут процессу изучения материала. Хорошим решением станут стихи, подобранные к теме уголка. Уча стихи, малыш может запомнить основные правила безопасности.


Неотъемлемой частью пожарного уголка являются тематические дидактические материалы, наглядные пособия и развивающие игры. Они помогут приобрести умения по поведению в опасных ситуациях и закрепить знания по пожарной безопасности. Список таких материалов огромен и ограничен только воображением педагога. Для уголка пожарной безопасности делают макеты пожарных частей и пожарных щитов, лэпбуки, папки-передвижки, пазлы, настольные игры и многое другое.

Уголок пожарной безопасности в детском саду играет важную роль в воспитании ребенка. Яркий, красиво оформленный уголок привлекает внимание и интерес детей. Такой стенд в игровой форме донесет до малышей основы пожарной безопасности, научит действовать в случае опасной ситуации.

в группах дошкольного возраста

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире и считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. . А такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом . И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Во время чрезвычайных ситуаций ребенку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь. Поэтому главной задачей является обучение дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях, стимулирование у них самостоятельности и ответственности. Все полученные знания и навыки дети должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

В Республике Беларусь руководящими работниками и специалистами дошкольного образования уделяется пристальное внимание созданию безопасных условий жизнедеятельности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, активизирована образовательная работа с детьми в данном направлении. На совершенствование деятельности учреждений дошкольного образования по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста направлено межведомственное взаимодействие Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь. В 2012 году был утвержден «Комплекс мер по совершенствованию деятельности учреждений дошкольного образования по созданию условий безопасной жизнедеятельности воспитанников», который определил мероприятия, обеспечивающие в результате их реализации создание условий безопасной жизнедеятельности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, степень межведомственного взаимодействия по их реализации. Согласно вышеуказанному нормативному правовому документу (п. 12) в учреждениях дошкольного образования активизирована работа по созданию в группах предметной развивающей среды, способствующей формированию у воспитанников практических умений безопасной жизнедеятельности. Активизация работы педагогов учреждений дошкольного образования в данном направлении также обусловлена реализацией учебной программы дошкольного образования, которая определяет цели, задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности: направление «Социально-нравственное и личностное развитие воспитанника», образовательная область «Ребенок и общество», компоненты программы: «Безопасность жизнедеятельности», «Рукотворный мир». В рамках решения программных задач, с целью формирования образовательного пространства, обеспечивающего возможности обучения безопасности жизнедеятельности воспитанников, воспитателями создаются в группах уголки пожарной безопасности, комнаты по ОБЖ, разрабатываются методические и дидактические материалы.

Результаты первого областного смотра-конкурса «Безопасное детство», прошедшего в 2012 году, показали, что педагогами Минской области ведется существенная работа по обучению воспитанников основам безопасности. В учреждениях дошкольного образования имеется богатый наглядно-демонстрационный и игровой материал, как фабричного производства, так и сделанного своими руками. Воспитателями проводятся тематические занятия и беседы с детьми. Организуются экскурсии в пожарную аварийно-спасательную часть, демонстрация видеофильмов, мультфильмов по ОБЖ, чтение тематических художественных произведений, стихов. Проводятся конкурсы, спортивные развлечения и праздники. Широко используются в целях обучения и закрепления полученных знаний разные виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические. В группах оформлены уголки пожарной безопасности. Однако в ходе смотра-конкурса «Безопасное детство» было выявлено перенасыщение данных игровых уголков игрушками и игровыми атрибутами, несоответствие игрового оборудования возрасту воспитанников. Данный факт определил необходимость разработки методических рекомендаций по оснащению «Уголков пожарной безопасности» в группах дошкольного возраста.

Уголок пожарной безопасности - специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или вместе со сверстниками играть, реализуя в игре полученные знания.

Требования к оформлению уголка пожарной безопасности:

Педагогическая целесообразность игрушек и игрового оборудования, соответствующая задачам всестороннего развития личности ребенка;

Психическая и физическая безопасность игровых материалов;

Оптимальность насыщения игровой среды (без чрезмерного обилия и недостатка);

Учет возрастных возможностей детей, особенностей их психического, социального и физического развития;

Целесообразность и удобство размещения;

Эстетичность и функциональность предназначения игрушек и игрового оборудования.

Содержание уголка пожарной безопасности в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования должно соответствовать уровню развития детей, удовлетворять их интересы и потребности, способствовать реализации задач учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасности жизнедеятельности, в частности пожарной безопасности.

Во второй младшей группе воспитатель должен создать условия для формирования у воспитанников представлений о правилах безопасного поведения (в частности правил пожарной безопасности) на основе запрета игры с огнем; представления о простейших приемах оказания первой помощи при ожоге; представления о назначении предметов домашнего обихода и осторожного обращения с ними (в частности бытовой техники), транспортных средств, их строении (в частности о строении и назначении аварийно-спасательного автомобиля); сформировать умение применять правила пожарной безопасности, представления о некоторых видах труда и профессиях, доступных восприятию ребенка .

В средней группе в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования необходимо сформировать у воспитанников представления о номерах телефонов: домашнего, пожарной безопасности, милиции, «скорой помощи»; умение набирать номер нужной службы помощи; умение применять в повседневной жизни правила пользования бытовыми приборами, правила пожарной безопасности. Необходимо предусмотреть работу и создать условия для формирования представлений о взаимосвязи и зависимости строения предметов рукотворного мира от их назначения (в частности аварийно-спасательного автомобиля, автомобиля скорой помощи); представлений о материалах, орудиях труда, инструментах, необходимых для работы людей разных профессий (в частности профессии спасатель - огнетушитель, пожарный рукав, и др.). Отличительной особенностью данного возрастного периода является становление сюжетно-ролевой игры, которая начинает занимать ведущее место среди других игр, что позволяет реализовать программную задачу по формированию представления о последовательности игровых действий в сюжетно-ролевой игре производственной тематики, отражающей профессиональный труд людей (в частности сюжетно-ролевой игры «Спасатели») .

В старшей группе реализация требований учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасной жизнедеятельности предусматривает организацию работы по формированию у воспитанников представления о правилах пожарной безопасности: правилах использования спичек, правилах пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами. Обязательным является формирование у старших дошкольников представлений о правилах поведения в экстремальных ситуациях; представления о значимости правил безопасного поведения для организации своей жизни и здоровья. Важно научить детей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, позвонить в пожарную охрану. В рамках реализации задач, предусмотренных компонентом «Рукотворный мир», по формированию представления о предметах рукотворного мира, мире техники и ее значении для человека, технике и приборах, одежде, следует дать дошкольникам представления об аварийно-спасательной технике, инструментах, приспособлениях и одежде спасателя. Доступными и познавательными для старших дошкольников будут сведения из истории возникновения и развития пожарной службы.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой воспитанники отображают события общественной жизни, часто выходящие за рамки их личного опыта. Учитывая это, воспитатель должен создать условия для формирования у детей умения моделировать в игре реальные отношения между людьми (социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека), умения сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать сюжетную линию ее развития, выбирать средства для реализации ее замысла. Достичь этого можно посредством организации в группе соответствующего игрового пространства .

Для поддержания у детей интереса к игре, позволяющей закрепить знания, полученные на занятии, в ходе экскурсии, воспитателям рекомендуется обновлять содержание игрового материала, производя временную замену отдельных игровых атрибутов, наглядно-демонстрационного материала, настольно-печатных игр, предлагая новые игрушки и атрибуты из фондов своих микрокабинетов.

Оптимальность насыщения игровой среды, динамика в содержании игрового материала обеспечивают возможность для развития новых сюжетных линий в игре дошкольника.

Перечень игрушек и игрового оборудования

для оснащения уголков пожарной безопасности в группах

Наименование игрушек и игрового оборудования

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Примечание

Кукла в форме спасателя

при подборе следует учитывать размеры игрушечного аварийно-спасательного автомобиля

Игрушечный аварийно-спасательный автомобиль

при подборе следует учитывать размеры куклы

Макет дома

при выборе размеров дома следует учитывать размеры куклы и игрушечного аварийно-спасательного автомобиля

Тематические сюжетные картинки

2-3 шт. в каждой серии

«Пожар»;

«Правила пожарной безопасности»

3-5 шт. в каждой серии

«Пожар;

«Правила пожарной безопасности»;

«Правила пользования бытовыми приборами»

3-5 шт. в каждой серии

«Пожар»; «Правила пожарной безопасности»; «Правила пользования электрическими бытовыми приборами»; «Правила пользования газовыми бытовыми приборами»; наборы сюжетных картин, отражающих историю развития пожарной службы

одновременно в уголке размещаются

2-3 картинки, сменяемость 1 раз в 2 недели; формат бумаги А-4, А-3

Предметные картинки

изображения спасателя; элементов формы одежды спасателя; аварийно-спасательной машины; первичных средств пожаротушения (ведро, лопата, песок, огнетушитель, пожарный рукав, багор)

изображения спасателя; элементов формы одежды спасателя; разных видов аварийно-спасательной техники; первичных средств пожаротушения (ведро, лопата, песок, огнетушитель, пожарный рукав, багор)

изображения спасателя; элементов формы одежды спасателя; разных видов аварийно-спасательной техники; первичных средств пожаротушения (ведро, лопата, песок, огнетушитель, пожарный рукав, багор и др.); предметные картинки, отражающие изменения, произошедшие в условиях исторического развития формы спасателя, аварийно-спасательной техники, первичных средств пожаротушения

формат бумаги А-4, А-5; ½ А-5

Печатная продукция

плакаты, буклеты

плакаты, буклеты, фотоальбомы

сюжет плакатов должен быть доступен для восприятия детей в соответствии с возрастными особенностями

Настольно-дидактические игры

плоскостные разрезные картинки (из 3-4 частей), лото, пазлы, кубики

6-8 шт. плоскостных разрезных картинок (из 6-8 частей), лото, пазлы, кубики, домино. При изготовлении игр по принципу домино изображения предметов одного вида должны быть идентичны, количество «костей» - 28

8 и более шт. плоскостных разрезных картинок (из 6-8 частей), лото, пазлы, кубики, домино. При изготовлении игр по принципу домино изображения предметов одного вида должны быть идентичны, количество «костей» - 28

к разрезным деталям должно прилагаться целостное изображение предмета или сюжета, инструкция, содержащая название игры, игровые задачи, перечень оборудования, ход игры, указания относительно возраста детей, для которых предназначена игра. При изготовлении настольно-дидактических игр по принципу лото не следует перегружать игровое поле большим количеством картинок. Изображения должны быть четко прорисованы, иметь одинаковый размер, стиль изображения

Фланелеграф (магнитная доска), набор плоскостных фигурок для моделирования пожароопасной ситуации

При размещении в уголке следует обеспечить безопасные условия для самостоятельной игровой деятельности воспитанников, предусмотреть возможность для свободного доступа детей

Игрушечный телефон

с номерами

101, 102, 103 с обозначением изображений: сотрудников пожарной, медицинской службы, полиции в форме; транспортного средства для их передвижения

с номерами

101, 102, 103, 104 с обозначением изображений: сотрудников пожарной, медицинской службы, полиции и др. в форме; транспортного средства для их передвижения

Сюжетно-ролевая игра «Спасатели»

игровые атрибуты : форма сотрудника МЧС (для 2 детей); игрушечные средства пожаротушения (лопатки, ведра, пожарные рукава, огнетушители); игрушечный телефон; макет аварийно-спасательного автомобиля, соразмерный росту детей (или приспособления, атрибуты для построения автомобиля: чехлы для стульчиков, мягкие модули, руль и др.)

игровые атрибуты: форма сотрудника МЧС (для 3-4 детей), игрушечные средства пожаротушения (лопатки, ведра, пожарные рукава, огнетушители), игрушечный телефон, игрушечный пожарный щит с первичными средствами пожаротушения, чемодан с атрибутами для оказания сотрудниками МЧС первой медицинской помощи; макет аварийно-спасательного автомобиля, соразмерный росту детей (или приспособления, атрибуты для построения автомобиля: чехлы для стульчиков, мягкие модули, руль и др.); пульт управления МЧС (игрушечный компьютер, карта города, рация)

Макет «Служба МЧС» для организации режиссерской игры: состоит из основания прямоугольной формы с нанесенной разметкой дорог

Рекомендуемые размеры: ширина - 50 см, длина - 100 см. Данные размеры делают макет мобильным, позволяют детям самостоятельно переносить его, обеспечивают доступность одновременной игры 2-6 детей. В наличии должны быть макеты жилых зданий, здания службы МЧС, фигурки спасателей, аварийно-спасательная техника (машина, вертолет, городской транспорт и др.), при подборе (изготовлении) которых следует предусмотреть их соразмерность по отношению друг к другу

Подборка тематических детских работ: рисунки, аппликации, поделки и др.



Просмотров