Запрещающая конституционно правовая норма. Конституционно-правовые нормы: понятие, признаки, особенности и виды. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды

Конституционно-правовые нормы и институты составляют структуру ведущей отрасли росийского права. Как и прочие дисциплины, рассматриваемая отрасль являет собой комплекс положений - правил поведения, общеобязательных для граждан. В необходимых случаях конституционно-правовые нормы исполняются с использованием разных форм государственного принуждения.

Все положения, составляющие структуру, характеризуются внутренней целостностью, рядом общих признаков. имеют тесную взаимосвязь и отличаются от положений, формирующих прочие правовые отрасли. Все признаки нормативных актов рассматриваемой области обуславливаются особенностями тех общественных отношений, на управление которых они направлены.

Необходимо отметить, что конституционно-правовые нормы применяются при регулировании определенной части Однако это не означает, что указанная сфера юридического управления незначительна.

Конституционно-правовые нормы являют собой правила, санкционированные государством. Являясь значимым средством социального ориентирования граждан, указанные положения закрепляются в соответствующих актах. Эти акты принимаются компетентными госорганами, обладают двусторонним характером (устанавливают и права, и обязанности сторон). Все норм предусматривают наличие определенного механизма реализации, компонентами которого являются идеологические, материальные, юридические и социально-психологические факторы. Рассматриваемые положения являются, кроме всего прочего, гарантированными, целенаправленными, наделены ситуационным характером.

Среди признаков, отличающих конституционные правовые нормы от прочих, следует, в первую очередь, назвать особое их значение и вес во всей структуре национального права страны. Этот признак указывает на способность рассматриваемых положений регламентировать отношения, формирующиеся в процессе реализации народовластия. Так, обеспечивается приоритетное место конституционных норм, а также их безоговорочное воздействие на компоненты, составляющие прочие правовые отрасли.

Рассматриваемые положения структурируют всю отрасль, определяя ее функциональные характеристики, а также направления развития и усовершенствования.

К важнейшим признакам конституционных норм необходимо отнести высочайшую юридическую силу, наибольшую стабильность (по сравнению с положениями прочих отраслей), высокий уровень государственной защиты, учредительный характер, прямое действие.

Рассматриваемым положениям присущ и политический характер. Это связано с тем, что главным предметом рассматриваемой области права являются государственные возникающие и реализующиеся в области функционирования власти. При этом не следует характеризовать данные нормы как исключительно политические.

Среди всех рассматриваемых положений существенный объем занимают нетипичные акты. Этими положениями не определяются непосредственные обязанности и права субъектов. Нетипичные нормы являются неким связующим компонентом между нормами прочих отраслей права. Именно посредством этих положений и обеспечивается целостность всей юридической структуры. К этим актам относятся нормативные предписания, закрепляющие общие принципы в гарантирующие и учредительные юридические конструкции, презумпции.

Характер отношения, регулируемого рассматриваемыми положениями, составляет их структуру (композицию). При этом внутренняя форма построения и организации конституционных предписаний является специфической, в которой, как правило, содержится исключительно правило поведения.

  • Теоретические основы конституционного права Российской Федерации
  • Конституционное право как отрасль права
    • Понятия «конституционное право» и «государственное право»
    • Предмет и метод конституционного права России
    • Конституционно-правовые отношения и их субъекты
    • Система конституционного права
    • Система источников конституционного права
    • Конституция и федеральные законы как основные источники конституционного права
    • Особенность международных договоров как источников конституционного права
    • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Подзаконные и иные нормативные акты
    • Коллизии источников конституционного права и способы их преодоления
  • Конституционное право - юридическая наука и учебная дисциплина
    • Понятие и предмет науки конституционного права
    • Источники и методы науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Конституция и этапы ее развития
    • Конституционализм и этапы его развития
    • Понятие и функции Конституции
    • Форма и структура Конституции
    • Юридические свойства Конституции
    • Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок
  • Основы конституционного строя
  • Система социальных, экономических и политико-правовых отношений как основа конституционного строя
    • Конституционный строй: основные принципы и правовое закрепление
    • Экономические основы конституционного строя
  • Конституционные основы гражданского общества
    • Гражданское общество: понятие, признаки, структура
    • Гражданское общество и государство
    • Общественные объединения и политические партии в Российской Федерации
    • Статус средств массовой информации
    • Контроль и надзор за деятельностью общественных организаций
  • Права и свободы человека и гражданина
  • Юридическая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
    • Гражданство и правосубъектность
    • Конституционные принципы правового статуса личности
    • Конституционные права и обязанности человека и гражданина
    • Единство и целостность системы прав и свобод человека и гражданина
  • Гражданство в Российской Федерации
    • Гражданство: понятие, сущность, принципы
    • Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц
    • Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве
  • Конституционные основы положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России
    • Иностранные граждане и лица без гражданства: понятия и категории
    • Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в России
    • Правомочия граждан по самозащите прав и свобод
    • Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном и гражданском судопроизводствах
    • Организационно-правовые гарантии основных прав и свобод в сфере исполнительной власти
  • Деятельность Уполномоченного по правам человека в России как гарантия защиты прав и свобод личности
    • Становление института Уполномоченного по правам человека
    • Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
  • Международная защита прав и свобод человека и гражданина
    • Международно-правовые акты защиты прав и свобод человека и гражданина
    • Взаимовлияние и соотношение международного права и законодательства государств
    • ООН и ее специализированные учреждения по защите прав и свобод человека
    • Защита прав и свобод человека в рамках Совета Европы
  • Федеративное устройство
  • Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации
    • Государственное устройство: понятие и формы
    • Особенности Федерации в России
    • Конституционно-правовой статус Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательное право в Российской Федерации
  • Избирательный процесс
    • Понятие и основные стадии избирательного права
    • Организация и порядок проведения выборов
    • Голосование: классификация видов и итоги
  • Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
  • Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации
    • Общие положения
    • Государственные органы и их система: понятия, признаки
    • Органы государственной власти России и субъектов Федерации
  • Президент Российской Федерации
    • Сущность президентской власти
    • Полномочия Президента РФ
    • Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ
  • Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации
  • Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
    • Конституционно-правовой статус. Депутатский мандат. Срок полномочий
    • Полномочия парламентариев
    • Гарантии депутатской деятельности
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти
    • Правительство РФ: формирование, срок полномочий, отставка
    • Полномочия Правительства РФ
    • Акты Правительства РФ
  • Судебная власть в Российской Федерации
    • Судебная власть в Российской Федерации: понятие и структура, виды судебных систем
    • Конституционно-правовой статус Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ
    • Конституционный Суд Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус судей
  • Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации
    • Понятие «национальная безопасность»
    • Институты конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации
    • Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения
  • Местное самоуправление - одна из основ демократического общества и правового государства
    • Местное самоуправление: понятие, сущность, система и функции
    • Права и обязанности
    • Проблемы совершенствования местного самоуправления
  • Конституционно-правовой статус правоохранительных органов в системе безопасности Российской Федерации
    • Система безопасности в Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус Совета Безопасности РФ
    • Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации
    • Следственный комитет РФ
    • Конституционно-правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

Конституционно-правовая норма

Поскольку правовой институт представляет собой совокупность норм, уточним понятие конституционно-правовой нормы.

Конституционно-правовая норма - это принятые непосредственно народом, органами местного самоуправления, установленные (или санкционированные) государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Нормы конституционного права имеют формальное закрепление в различных источниках права данной отрасли. Эти нормы содержатся главным образом в нормативных правовых актах, лишь в редких случаях такие нормы создаются путем судебного прецедента, конституционного обычая и нормативного договора.

Конституционно-правовым нормам присущи все признаки норм иных отраслей права: государственное веление, в котором воплощается воля государства; общеобязательное предписание, охраняемое государством; правило общего характера, осуществляемое неоднократно и действующее постоянно; установление государством; обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий; защита от нарушений принудительными средствами и т.д.

Специфика предмета конституционного права определяет и особенности конституционно-правовых норм.

1. Особое содержание - нормы конституционного права отличаются от других правовых норм содержанием и сферой регулируемых ими общественных отношений. Они закрепляют основные устои общества и государства, регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения в сфере публичной власти.

2. Основополагающий источник - нормы конституционного права отличаются от других правовых норм формой закрепления: большое количество этих норм содержится в Конституции РФ и федеральных конституционных законах, вследствие этого они обладают высшей юридической силой, и им должны соответствовать все другие нормы права.

3. Учредительный характер предписаний - они определяют основы построения государственной власти, местного самоуправления и всей правовой системы. Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают порядок, общеобязательный для создания всех правовых норм других отраслей: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и систему органов государственной власти и местного самоуправления, основные институты гражданского общества.

4. Своеобразие вида норм - в конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм-принципов, норм-дефиниций и правил общерегулятивного, а не конкретно регулирующего характера.

Нормы конституционного права подразделяются на нормы общего регулирования и нормы детального, подробного и, как правило, исчерпывающего регулирования. Первые выступают как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Они рассчитаны на все правоприменяющие субъекты независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.). К ним можно отнести, например, нормы Конституции РФ, определяющие Россию как демократическое, правовое, социальное государство, нормы, закрепляющие принципы разделения властей. Вторые - это, например, нормы Конституции РФ о предметах ведения Федерации, о предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов, о предметах ведения Совета Федерации, Государственной Думы.

5. Особый механизм реализации - возможна реализация норм вне конкретных правоотношений, через конкретные нормы других отраслей права.

6. Особый состав субъектов . Среди особых субъектов конституционных отношений можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы и т.д.

7. Особенности структуры - статьи нормативных актов, закрепляющие нормы конституционного права, имеют усеченную структуру. Как известно, в классическом варианте статьи, закрепляющие правовые нормы, состоят из трех составных частей: гипотезы (условия, при котором данная норма должна действовать), диспозиции (права и обязанности, права, обязанности) и санкции (юридические последствия соответствующей реализации диспозиции). Для большинства статей, закрепляющих конституционно-правовые нормы, не характерна трехзвенная структура. Чаще всего они имеют только одну диспозицию (т.е. права или обязанности) или же диспозицию и гипотезу, а санкции содержатся, как правило, в других законодательных актах иных правовых отраслей. Например, ст. 3 Конституции РФ устанавливает запрет на захват власти или присвоение властных полномочий. Такие действия, указывает Конституция, преследуются федеральным законодательством. Конкретные санкции за такого рода действия содержатся в нормах уголовного права. Санкции за нарушение норм избирательного законодательства, направленные на обеспечение свободного участия граждан в выборах, предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

Классификация конституционно-правовых норм

Многообразие и своеобразие норм конституционного права диктуют необходимость их классификации, которая проводится по различным основаниям.

1. По характеру содержащихся в них предписаний . По этому критерию нормы делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

  1. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Такие нормы закрепляют компетенцию Российской Федерации, ее субъектов (ст. 71-73). С помощью таких норм определяются полномочия различных государственных органов (например: «Президент Российской Федерации: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации...» - ст. 83 Конституции РФ).
  2. Обязывающие нормы устанавливают обязанности субъектов соотносить свое поведение с требованиями нормы, выбирать соответствующие вид и меру поведения. Именно такие нормы закрепляют обязанности граждан (например: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» - ст. 58: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» - ч. 1 ст. 59 Конституции РФ). К обязывающим следует относить и нормы, которые исключают любой другой вариант действия, кроме того, который предусмотрен нормой. Так, ст. 11l Конституции РФ закрепляет, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. После трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур он назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Норма Конституции обязывает Президента РФ совершить именно те действия, которые ею предусмотрены.
  3. Запрещающие нормы содержат запреты на совершение тех действий, которые в них сформулированы (например, ст. 6 Конституции РФ запрещает лишение гражданства и лишение права на его изменение; в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ «запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»).

2. По степени определенности содержащихся в них предписаний нормы конституционного права делятся на императивные и диспозитивные.

  1. Императивные нормы не предоставляют субъектам права менять условия и характер отношений по своему усмотрению, а предписывают определенный вариант поведения при соответствующих обстоятельствах (например: «Никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление» - ст. 50 Конституции РФ).
  2. Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения участником конституционно-правового отношения (например: «Государственная Дума может быть распушена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации» - ч. 1 ст. 109; «По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе» - ч. 3 ст. 66 Конституции РФ).

3. По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права подразделяются на материальные и процессуальные.

  1. Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, устанавливающих права и обязанности субъектов (например: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой» - ч. 1 ст. 105 Конституции РФ).
  2. Процессуальные нормы определяют порядок, в которых материальные нормы должны быть реализованы (например: «Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации» - ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).

4. По действию в пространстве . Действие норм конституционного права в пространстве связано с их распространением на государственную территорию. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы: действующие на территории всей России (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента и др.); на территории субъектов Российской Федерации (Конституция республики, Устав края, области, законы субъекта РФ и др.); а также в пределах территорий муниципальных образований (устав муниципального образования и др.).

5. По действию во времени нормы конституционного права подразделяются на постоянные, временные и исключительные. Большинство конституционно-правовых норм постоянные, у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. К временным относится ряд норм, содержащихся во втором разделе Конституции РФ 1993 г. «Заключительные и переходные положения». Например, в п. 3 установлено, что Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации - России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран. Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств: такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.

6. По юридической силе нормы конституционного права подразделяются на нормы Конституции, обладающие высшей юридической силой, нормы федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормы других нормативных правовых актов.

7. В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права можно разделить на следующие группы:

  1. закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (гл. 1 Конституции РФ);
  2. устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (гл. 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве Российской Федерации, о статусе иностранных граждан);
  3. закрепляющие федеративное устройство (гл. 3 Конституции РФ, нормы Федеративного договора) и т.д.

В юридической литературе используются и другие критерии классификации конституционно-правовых норм: общие и специальные, федеративные и субъектов Федерации; и др.

Нормы Конституционного права- это правило поведения, установленное или санкционированное в Конституции, а также в других Конституционных законах, определяющих статус, принципы, ответственность субъектов Конституционного права.

Особенности норм Конституционного права:

По кругу субъектов, кому направлены эти нормы (государство, народ, нация, президент, правительство).

Характер предписаний, которые содержатся в правилах поведения. Этот характер носит обобщенный характер, выражается в принципах, задачах, целях в установлении целостных систем.

По структуре нормы содержат в основном гипотезу и диспозицию, санкции применяются реже.

Виды норм Конституционного права.

  • · нормы, регулирующие основы Конституционного строя;
  • · нормы, регулирующие права человека;
  • · нормы, регулирующие устройство государства;
  • · нормы, регулирующие систему органов управления.

По территории действия нормы делятся на:

  • · общефедеральные;
  • · республиканские;
  • · региональные;
  • · местные;

По форме выражения предписаний нормы делятся на:

  • · нормы управомачивающие (ст. 2 Конституции - человек, его права и свободы являются высшей ценностью);
  • · нормы обязывающие (ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать ФЗ, если при повторном рассмотрении Гос.Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции);
  • · нормы запрещающие (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям).

По юридической силе:

  • 1. Конституция РФ;
  • 2. ФКЗ;
  • 3. ФЗ;
  • 4. Конституции (уставы) субъектов РФ;
  • 5. Законы субъектов РФ;
  • 6. Закон о поправках к Конституции;
  • 7. Декларации;
  • 8. Регламенты палат;
  • 9. Нормативные акты главы государства (указы и распоряжения);
  • 10. Постановления Правительства;
  • 11. Нормативные акты Конституционного Суда РФ;
  • 12. Акты органов МСУ;
  • 13. Общепризнанные нормы и принципы международного права;
  • 14. Международные договоры;
  • 15. Договор об образовании РФ;
  • 16. Договор РФ и ее субъектов;
  • 17. Договоры субъектов между собой.

По функциям, механизму правового регулирования нормы делятся:

  • · нормы принципы;
  • · нормы задачи;
  • · учредительные нормы;
  • · нормы констатации.

По методу правового регулирования нормы бывают:императивные и диспозитивные.

По особенности выполняемой роли: материальные и процессуальные.

Конституционный институт - это обусловленная общностью регулируемых общественных отношений, обособленная и внутренне устойчивая система взаимосвязанных групп Конституционных норм, имеющих единый предмет регулирования.

Конституционные институты обусловлены объективными закономерностями политического, экономического, социального и культурного развития гражданского общества, и составляют основу Конституционного права как отрасли права.

В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов с учетом их классификаций. В него могут входить нормы, обладающие различной юридической силой. В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.

Пример: институт гражданства. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции РФ, в конституциях республик, в ФЗ и законах республик в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.

Установление принадлежности нормы к правовому институту необходимо, т.к. не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации.

референдум гражданство конституция избирательный

Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды.

Конституционное право России состоит из норм. Конституционно-правовая норма -это правило пове­дения субъектов конституционно-правового отношения. Конституционно-правовая норма, будучи разновидностью правовой нормы, характеризуется признаками, присущими всем правовым нормам. Во-первых, она представляет собой правило поведения участников конституционно-правового отношения. Во-вторых, конституционно-правовая норма устанавливается уполномоченным на то органом государ­ственной власти или органом местного самоуправления. В-третьих, исполнение конституционно-правовой нормы обеспечивается при необходимости принудительной силой государства.

Вместе с тем конституционно-правовая норма обладает определенной спецификой. Прежде всего специфика конституционно-правовых норм вытекает из основно­го источника конституционного права, которым является Конституция РФ. Все нормы Конституции являются конституционно-правовыми нормами, которые одновре­менно выступают д качестве принципов для других отрас­лей российского права. Следовательно, конституционно-правовые нормы занимают ведущее место в системе норм российского права.

Специфика конституционно-правовой нормы проявля­ется в своеобразии ее структуры. Образцом структуры правовой нормы является наличие в ней трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Этому образцу, напри­мер, соответствуют нормы уголовного права. Что касает­ся конституционно-правовых норм, то они, как правило, не имеют всех трех перечисленных элеменгов. Большинство конституционно-правовых норм состоят только из диспо­зиции. Например, ч. 1 ст. 5 Конституции РФ гласит: «Рос­сийская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, ав­тономных округов -равноправных субъектов Российской Федерации «.

Конституционно-правовые нормы могут состоять из ги­потезы и диспозиции. Так, ч. 4 ст. 105 Конституции РФ уста­навливает, что федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более по­ловины от общего числа членов этой палаты. Гипотеза этой нормы -«если за него проголосовало более половины от об­щего числа членов этой палаты». Диспозиция -«федераль­ный закон считается одобренным Советом Федерации».

Незначительную часть конституционно-правовых норм составляют нормы, в которых имеется санкция. Примером может служить норма ч. 1 ст. 93 Конституции РФ, соглас­но которой «Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на осно­вании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Пре­зидента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Феде­рации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения».

Е. И. Козлова выделяет еще две особенности конститу­ционно-правовых норм. Специфика конституционно-пра­вовых норм состоит и в своеобразии субъектов, на регу­лирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, законодательные (представительные) органы государственной власти, поли­тические партии, сходы и собрания граждан, избиратель­ные комиссии. Кроме того, специфической особенностью конституционно-правовых норм является особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотноше­ний, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации)^.

Многочисленные конституционно-правовые нормы, со­ставляющие конституционное право России как отрасль, в целях удобства изучения и рассмотрения принято клас­сифицировать.

По содержанию конституционно-правовые нормы де­лятся на нормы, закрепляющие: основы конституционного строя; основы конституционно-правового положения граж­дан Российской Федерации; федеративное устройство; из­бирательное право; систему, принципы организации и дея­тельности высших органов государственной власти России; систему, принципы организации и деятельности законода­тельных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; судебную власть; местное самоуправление.

По характеру имеющихся в них предписаний конституци­онно-правовые нормы можно подразделить на управомочи-вающие, обязывающие, запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают полномочия индивидов, государ­ственных органов, их должностных лиц, общественных объединений. Обязывающие - закрепляют обязанности субъектов конституционно-правовых отношений. Запре­щающие нормы устанавливают правила запретительного характера.

По степени определенности содержащихся предписа­ний конституционно-правовые нормы делятся на импера­тивные и диспозитивные. Императивные нормы требуют точного соблюдения установленных ими правил. Диспо­зитивные - допускают возможность альтернативы, выбор различных вариантов поведения в зависимости от конкрет­ных условий.

По территории действия конституционно-правовые нормы могут быть: федеративными, действующими на территории всей Российской Федерации; регионально-республиканскими, действующими на территории субъектов РФ; местными, действующими на территории муниципальных образований.

По источникам, т.е. характеру актов, в которых они за­креплены, конституционно-правовые нормы можно класси­фицировать на конституционные, содержащиеся в Консти­туции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, и иные, содержащиеся в иных нормативных правовых актах.

7. Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, юридическая конструкция (субъекты, объекты, содержание, юридические факты).

Конституционно-правовые отношения -это обще­ственные отношения, урегулированные нормами кон­ституционного права России. В силу этого специфика конституционно-правовых норм определяет специфику конституционно-правовых отношений.

Прежде всего конституционно-правовые отношения возникают в сфере осуществления многонациональным российским народом государственной власти. Это самые важные общественные отношения, которые регулируются нормами ведущей отрасли российского права -конститу-

ционным правом России, и в которых в качестве субъекта выступает российский многонациональный народ.



Второй особенностью конституционно-правовых отно­шений является специфический круг субъектов.

Третья особенность состоит в различной правоспособ­ности субъектов конституционно-правовых отношений. Например, граждане Российской Федерации обладают более широкой правоспособностью, кругом прав и свобод по сравнению с иностранными гражданами и лицами без гражданства, находящимися на территории России.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений весьма многообразен.

Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений при проведении республиканского референдума, выборов Президента России, Государствен­ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее -Государственная Дума).

Российская Федерация в целом как государственное объ­единение российского народа также выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений. Примером может служить норма ч. 3 ст. 4 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В этом качестве выступают и субъекты РФ в лице респу­блик, краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области и автономных округов. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 67 Конституции РФ изменение границ между субъектами РФ возможно только с их согласия.

Органы государственной власти и местного самоуправ­ления наделены конституционно-правовыми нормами определенными полномочиями, реализуя которые они вы­ступают в качестве субъектов конституционно-правовых отношений. Например, в пределах своей компетенции они принимают нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми субъектами конституционно-правовых отношений на соответствующей территории.

Депутаты представительных органов государственной власти и местного самоуправления, будучи представителя­ми избравшего их народа или населения, обязаны выражать в своей деятельности волю представляемых. Для этого они наделены конституционно-правовыми нормами необходи­мыми полномочиями. Реализуя эти полномочия, депутаты вступают в конституционно-правовые отношения.

Политические партии и общественные объединения вы­ступают в качестве субъектов конституционно-правовых отношений, например, выдвигая кандидатов в депутаты, являясь инициаторами проведения референдума, собраний, митингов, шествий и демонстраций.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляя конституционные права, свободы, обязанности, вступают в конституционно-правовые отношения. Например, гражданин Российской Федерации, реализуя свое пассивное избирательное право, вступает в от­ношения с избирательной комиссией. Такие отношения ре­гулируются нормами избирательного права, составляющими институт конституционного права России.

Собрания граждан, сельские сходы наделены конститу­ционно-правовыми нормами рядом правомочий по реше­нию вопросов местного значения. Например, на сельском сходе местные жители выбирают сельского старосту.

Специфическим субъектом конституционно-правовых отношений являются избирательные комиссии, наделенные конституционно-правовыми нормами обширным кругом правомочий по организации и проведению выборов.

Объектом конституционно-правовых отношений яв­ляется то, по поводу чего возникают права и обязанности участников конституционно-правовых отношений. К объ­ектам конституционно-правовых отношений относятся: 1) действия; 2) имущественные блага; 3) неимущественные блага; 4) территория Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.

Субъективное право - это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, - возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения. Так, в ст. 31 Конституции РФ записано: "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Следовательно, если при проведении должным образом разрешенной демонстрации конкретный гражданин захочет участвовать в ней, то он при желании имеет субъективное право принять участие в этой демонстрации.

Субъективная обязанность - это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:

· активными, предусматривающими необходимость определенных действий;

· пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.

Возвращаясь к примеру о праве граждан проводить демонстрации, можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.

Основанием возникновения, изменения и прекраще­ния конституционно-правовых отношений являются юри­дические факты, т.е. обстоятельства, предусмотренные конституционно-правовыми нормами. Юридические фак­ты бывают двух видов: действия и события. Юридические действия -это обстоятельства, связанные с деятельностью человека, проявлением его воли. Они бывают правомерны­ми и противоправными. Примером правомерного юриди­ческого действия может служить реализация законодатель­ной инициативы в Государственной Думе управомоченным на то Конституцией РФ субъектом законодательной иници­ативы. В качестве противоправного юридического действия можно назвать издание органом государственной власти нормативного правового акта, противоречащего Конститу­ции РФ. Юридические события не зависят от воли людей

Понятие, юридическое закрепление и структура основ конституционного строя Российской Федерации. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью как основа конституционного строя.

Раздел первый Конституции РФ открывается гл. 1 «Основы конституционного строя». Понятие основ конституционного строя является новым как для Конституции РФ, так и для нау­ки конституционного права.

В конституциях советского периода использовали понятия общественного строя (общественного устройства, его основ) и государственного строя.

Понятие «общественный строй» включало экономическую и политическую систему общества, его социальные основы.

Конституционный строй – это определенная форма и способ организации государства, закрепленные в его Конституции. Основы конституционного строя – это система принципов, регламентирующая социально-правовые отношения, обеспечивающие подчинение государства праву.

Характерные черты конституционного строя:

· 1. Основы конституционного строя имеют основополагающее, обобщающее и фундаментальное значение;

· 2. Политико-правовой характер;

· 3. Нормативность и общеобязательность;

· 4. Юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем н.а. государства;

· 5. Определенность и категоричность;

· 6. Сжатость и концентрированность положений;

· 7. Постоянность действия;

· 8. Общеприемлемость и свобода от идеологических установок;

· 9. Целостность;

· 10. Устойчивость и особый порядок принятия и изменения.

Основы конституционного строя – глава 1. Основы закреплены с помощью норм-принципов, которые условно разделены на четыре группы:

· - Гуманистические;

· - Основные характеристики РФ;

· - Экономические и политические;

· - Основы организации государственной Власти.

Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятии "конституционный строй" включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

представляют собой общечеловеческие цен­ности, выработанные мировой цивилизацией, возникшие в период буржуазных революций и воспринятые конституциями современных демократических государств, в том числе Конституцией РФ.

Основы конституционного строя – фундаментальные положения конституции, определяющие основные характеристики формы государства и правового статуса личности.

Выделяют 4 группы основ конституционного строя:

1. Правовые основы взаимоотношений личности и государства. Статья 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Одновременно на государство возлагается основная обязанность – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Гражданство – устойчивая политико-правовая связь государства с личностью. Гражданство свободно, едино, равно. Принцип социального государства закрепляется право человека на социальное обеспечение. Государство охраняет труд и здоровье людей, устанавливает минимальный размер оплаты труда, обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Гарантируются государственные пенсии, пособия и иные средства социальной защиты.

2. Принципы взаимодействия государства и общества. В Конституции РФ определяется демократическая характеристика Российского государства. Народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Определяется деятельность государства в экономической сфере. Земля и другие природные объекты могут находиться в собственности, в том числе частной.

Государство регулирует экономические процессы лишь опосредованно, остается широкое пространство для рыночных механизмов саморегулирования. Признается множественность конкурирующих друг с другом идей, т. е. идеологическое многообразие, идеологический и политический плюрализм. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Россия является светским государством, никакая религия не может признаваться государственной или обязательной.

3. Принципы отношения государства и права: принцип правового государства, верховенства Конституции РФ и ФЗ на всей территории РФ, высшей юридической силы, общеобязательности, прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ, обязательного официального опубликования законов и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, приоритета норм международных договоров РФ перед внутренним законодательством, а также включенности общепризнанных принципов и норм международного права в российскую правовую систему.

4. Конституционные принципы внутренней организации и осуществления государственной власти: республиканская форма правления, федеративная форма государственного устройства, принцип государственного суверенитета, принцип разделения властей, принцип самостоятельности местного самоуправления.

Права человека - важнейший институт конституционного строя, представленный совокупностью конституционных возможностей, призванных обеспечить достойную и безопасную жизнь человека и гражданина, условия его свободной жизнедеятельности. Права человека в юридическом значении означают возможность его обладателя совершать дозволенные или не запрещенные Конституцией и основанными на ней законами, конституционными принципами, конституционными обычными нормами, международно-правовыми стандартами осуществления (а равно неосуществления) определенных действий. В конституционном лексиконе за термином «права человека» закрепилось значение основных, или конституционных, прав. Законодательство РФ различает понятия «права» и «свободы». Общим для данных понятий является то, что обладание правом и свободами означает возможность избрать тот или иной вид поведения. Разница между ними заключается в смыслах: права связаны главным образом с возможностью получения определенных благ - это всегда право на получение чего-то. Свобода для человека есть возможность избегать воздействия со стороны государства, государственной власти, тех или иных ограничений. Свобода в этом смысле есть независимость от государства. Соответственно, конституционные права и свободы - это закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, создавать и пользоваться предоставленными ему социальными благами как в личных, так и в общественных интересах.

Права и свободы могут иметь индивидуальные и коллективные формы выражения. Те конституционные права и свободы, реализация которых требует коллективных действий граждан (право на объединение, проведение собраний, митингов, шествий и др.), именуются коллективными правами граждан.

Особый смысл имеет понятие «права народов» - предусмотренная нормами международного права возможность народа участвовать в международных отношениях с целью реализации своих жизненных потребностей. Регламентация прав народов осуществляется в рамках сотрудничества государств, главным образом в области защиты прав человека. Общепризнанными стали права народов на равноправие и самоопределение (п. 2 ст. 1 Устава ООН). Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о праве народов на мир (1984 г.), призванную обеспечить «священное право народов нашей планеты на мир». В доктрине международного права к этому перечню относят права народов на развитие, защиту национальных меньшинств и др. В отличие от прав человека права народов - права коллективные, тесно связанные с первыми. Правам народов корреспондирует обязанность субъектов международных отношений уважать их. В случае нарушения их прав народы имеют право обращаться за защитой и к международному сообществу.

Современное международное право признает за народами безусловное право на защиту от геноцида (Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказания его 1948 г.); от расовой дискриминации (Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.), других преступлений против народов.

Отличительные признаки конституционных прав и свобод состоят в следующем.

Во-первых, это основные права и свободы. Основными они именуются потому, что: а) защищают основные, базовые ценности и интересы личности; б) являются общими для всех без исключения независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и др.; в) характеризуются особой юридической формой конституирования, закрепляются в основном законе государства; г) обладают наиболее высокой юридической силой (весом, или значимостью). Конституционные права и свободы являются важнейшими, основополагающими для правового статуса личности, они предопределяют содержание всех иных прав и свобод граждан. Значимость их такова, что для их обозначения в конституционном лексиконе используется понятие основных прав и свобод. Термин «основные права и свободы» в этом смысле синонимичен термину «конституционные права и свободы». В таком значении данный термин употребляется в Конституции (ст. 17, ч. 1 ст. 55). Во-вторых, конституционные, или основные, права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат ему от рождения в силу гражданства. В-третьих, конституционные права и свободы в РФ признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В-четвертых, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В-пятых, характеризуются особым механизмом реализации, имеют непосредственно действующий характер, т.е. даже при отсутствии конкретизирующих конституционные права и свободы законов и иных нормативных актов суды, иные государственные органы обязаны принимать решения в защиту таких прав и свобод. В-шестых, ограничение конституционных прав и свобод допускается лишь в случаях, определенных федеральным законом.

Достоинство личности означает свойственный человеку, его духовности облик, предполагающий отношение к его личности со стороны государства, иных лиц как к высшей ценности. Достоинство личности в его конституционно-правовом значении - обладание личностью неким набором нравственных и интеллектуальных свойств, соответствующих общепринятым моральным нормам. Составляющим достоинства личности являются высоконравственные, одобряемые окружающими поведение и поступки человека. Принято считать, что человек априори наделен такими свойствами. Соответственно, унижение достоинства личности означает соотнесение конкретного человека с неблаговидными поступками. Достоинство личности предполагает обязанность этой личности (носителя достоинства) уважительно относиться к другим лицам, их правам и свободам. В этом значении достоинство личности выступает основой и целью конституционных прав, их принципом, в соответствии с которым должна выстраиваться вся система конституционных прав человека, должны закрепляться обязательства государства, всей системы власти по отношению к обеспечению достоинства личности. Охраняя достоинство личности, Конституция РФ возводит в ранг юридической аксиомы положение о том, что «ничто не может быть основанием для его умаления» (ст. 21).

Конституционная норма, конкретизируя этот принцип, устанавливает запрет подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Эти конституционные положения в полной мере соответствуют нормам Всеобщей декларации прав человека, ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

Защита достоинства обеспечивается нормами Конституции о праве на достойную жизнь (ст. 21), неприкосновенности частной жизни (ст. 23), защите человеком своей чести и доброго имени (ст. 23), запрещением сбора информации о частной жизни (ст. 24), запретом насильственного проникновения в жилище (ст. 25) и др. Охрана достоинства личности обеспечивается нормами уголовного права (уголовная ответственность за клевету и оскорбление - ст. 129, 130 УК РФ).

Действующий уголовно-процессуальный кодекс РФ предписывает следователю при производстве обыска принять меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные обстоятельства интимной жизни лица; личный обыск производится лицом одного пола с обыскиваемым и др. Основы законодательства об охране здоровья граждан (ст. 29) устанавливают запрет на испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест. Жизнь, здоровье, достоинство, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя и авторство защищаются нормами гражданского права (ст. 150-151 ГК РФ).

В случае причинения морального вреда (физические или нравственные страдания) гражданин вправе в судебном порядке требовать от нарушителя денежной компенсации причиненного вреда.

Конституционно-правовая норма - это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством в целях регулирования и охраны определенных общественных отношений (приоритетных в данном обществе и государстве), выполнение которых обеспечивается не только авторитетом государства, но и его принудительной силой.

Структура норм конституционного права имеет не только общие черты с нормами других отраслей права, но и свои особенности. В отличие от норм других отрас лей права, состоящих из трех частей (гипотеза, диспозиция, санкция), большинство конституционно-правовых норм состоят только из одной части - диспозиции, т. е. самого правила поведения. Так, например, ст. 24 Конституции Французской Республики «Парламент состоит из Национального собрания и Сената», ст. 160 Конституции Испании «Председатель Конституционного суда назначается Королем из числа его членов по представлению пленума того же суда сроком на три года».

Имеются конституционно-правовые нормы, состоящие из диспозиции и гипотезы. Например, ст. 59 Конституции Итальянской Республики: «Каждый бывший Президент Республики является сенатором по праву и пожизненно, если он не отказывается от этого». В конституционно-правовых нормах, как правило, отсутствуют санкции. В необходимых случаях в них указывается на применение санкций других отраслей права (уголовно го, гражданского и др.). Часто используется формулировка «несут установленную законом ответственность». Однако отсутствие санкций в структуре конституционно-правовых норм не означает отсутствие ответственности в конституционном праве.

Конституционное право имеет свои, присущие только этой отрасли права, формы ответственности, которые носят сугубо политический характер: роспуск парламента, отстранение президента от должности (импичмент), вотум недоверия правительству, отмена акта, признание правового акта неконституционным, признание выборов недействительными и т. п.

Специфика конституционно-правовых норм - наличие среди них норм-деклараций, норм-принципов, норм-лозунгов. Например, ст. 17 Конституции Китая 1982 г. устанавливает принцип социализма: «От каждого - по способностям, каждому - по труду». Сам этот лозунг непосредственно правовых последствий не порождает, но он призван служить руководящим принципом общественной и государственной жизни, поведения людей в обществе.

Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям.

1. По функциональной направленности конституционно-правовые нормы подразделяются на 1) регулятивные и 2) охранительные.

1) управомочивающие нормы, т.е. устанавливающие компетенцию государственных органов, субъектов федерации, автономных образований и т. п. Например, ст. 58 Конституции Китая 1982 г. «Всекитайское Собрание Народных Представителей и Постоянный Комитет Все китайского Собрания Народных Представителей осуществляют законодательную власть в стране»;

2) обязывающие нормы. Например, ст. 54 Конституции Италии: «Все граждане обязаны быть верными Республике и соблюдать ее Конституцию и законы»;

3) запрещающие нормы. Например, ст. 89 Конституции Франции: «Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра».

3. По источникам конституционно-правовые нормы делятся на конституционные, законодательные, нормы органов исполнительной власти и др.

4. По характеру регулирования общественных отношений различают нормы материальные, т. е. определяющие содержание нормы и процессуальные- закрепляющие по рядок реализации материальной нормы. Процессуальных норм много в регламентах, в избирательных законах.

5. По времени действия конституционно-правовые нормы классифицируются на:

1) постоянные (принятые без ограничения срока);
2) временные (принятые на определенный срок);
3) чрезвычайные (действующие только в чрезвычайных условиях).

Как правило, конституционно-правовые нормы - нормы императивные, поскольку они представляют собой общеобязательное властное веление, предписывающее определенное поведение. Таких норм большинство. Встречаются и диспозитивные нормы, т. е. предоставляющие возможность выбора действия по усмотрению субъекта в пределах вариантов, допускаемых правовой нормой.

Институт конституционного права - это совокупность норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения внутри отрасли. Такими институтами конституционного права будут основы общественного строя, правовой статус личности, система государственных органов и т. п. Эти крупные конституционно-правовые институты отрасли подразделяются на институты менее крупные по отношению к первым. Так, институт общественного строя подразделяется на нормы, закрепляющие экономическую, политическую систему и т. д. Конституционно-правовой институт статуса личности включает гражданство, права личности и т.д. Система органов - институт главы государства, парламента, правительства, которые тоже имеют свои еще более узкие институты.

Принципы конституционного права - это основные начала, идеи, которые определяют концептуальное содержание конституционно-правовых норм и институтов. Различают общие принципы, определяющие многие нормы и институты (суверенитет народа, народное представительство, разделение властей и др.) и специальные, т. е. относящиеся к более узкому кругу норм и менее крупным институтам (свободный мандат депутата, независимость судей, неответственность монарха и т. д.).



Просмотров