Безопасность в школе – реальность, трудности и решения. Обеспечение безопасности детей в школе

Андрей Викторович Федосеев — специалист по защите объектов с большим, более 15 лет, опытом практической работы. Предлагаем вашему вниманию его статью.

Безопасность наших детей – одна из абсолютных ценностей нашего общества, которая не может быть оспорена.

В настоящее время ситуация по безопасности образовательных учреждений (ОУ) очень сложная, относительное благополучие в этой области оказалось очень зыбким. После событий в школе №263 г. Москвы наше общество натолкнулось на такую проблему безопасности, как причинение вреда жизни и здоровью учащихся школ, преподавателей. В отличие от ситуаций, к которым готовились соответствующие структуры безопасности, источником угрозы оказываются не террористические группы, не бандитские элементы, а простые учащиеся, которые ушли из под контроля родителей, преподавателей, психологов и имеют в первую очередь личные и психологические проблемы.

Обычная московская школа стала местом трагедии © Елена Иванова (http://vk.com/alenahka)

Суть произошедшего в том, что источник угрозы оказался не вне школы, а внутри. Поэтому идеология обеспечения безопасности оказалась не готова к защите детей и сотрудников ОУ к действиям внутреннего злоумышленника. Это, тем самым, создало условия для совершения старшеклассником тяжкого преступления. Взяв из дома оружие, он пришел в школу, убил 2-х человек и ранил еще одного. К счастью, не пострадали дети, но гибель и ущерб здоровью любого гражданина России в мирное время очень печальны.

На сегодняшний день каждое ОУ имеет паспорт безопасности, в нем указаны основные угрозы и способы их устранения, но давайте почитаем, что в нем содержится (кстати, там написаны правильные вещи):

— описание объекта, с его конструктивными особенностями;

— основные угрозы и описание нарушителей под соответствующие угрозы, согласно федерального закона;

— основные организационно-технические мероприятия по предотвращению этих угроз.

Так почему все таки на объектах ОУ существует такая уязвимость!?

Ответ прост: самой большой проблемой является то, что сама система образования никакого навыка по организации безопасности не имеет. Эта проблема существует у многих ведомств, начиная от Минтранса, РЖД и многих других. С одной стороны, все в теории понимают, что нельзя делать очень хорошо всё сразу, а основная деятельность и требования безопасности как правило, противоречат друг другу. Но все, как ни странно, создают свои ведомственные подразделения безопасности, покупают дорогостоящее оборудование, берут его на баланс, хотя ни пользоваться им эффективно, ни использовать все функции не могут.

Но вернемся к нашим образовательным учреждениям. В большинстве своем люди творческой природы и гуманитарного склада ума изначально не могут жестко подойти к вопросам безопасности, слабо понимают философию безопасности. Более того, они это делать и не должны, так как это не является их специальностью и профессией.

Давайте рассмотрим, какие угрозы и направления безопасности определены согласно закона для ОУ:

Противопожарная безопасность;
Электробезопасность;
Антитеррористические мероприятия;
Внутри объектовая безопасность;
Пропускной режим.

По всем этим направлениям расписана груда всяческих требований и нормативов, которые должны быть реализованы на объектах. А теперь самое интересное, давайте раскроем все эти пункты со стороны безопасности для простого, неискушенного гражданина.

Противопожарная безопасность – это комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью людей, а также порчи материальных ценностей находящихся на объекте – при пожаре.
Электробезопасность – это также комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью граждан, находящихся на объекте – от поражения током.
Антитеррористические мероприятия – то же самое, комплекс мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда жизни и здоровья.
Внутри объектовая безопасность – опять мероприятия для сохранности жизни и здоровья, но только с учетом специфики объекта, это в основном безопасность при проведении уроков, занятий и других общеобразовательных мероприятий, выполнение гигиенических норм.

Пропускной режим – вот здесь есть мероприятия, которые направлены не только на сохранность жизни и здоровья граждан, но и на сохранность товарно-материальных ценностей.

А теперь внимательно посмотрите и ВЫ увидите, что во всех пунктах существует одно и то же словосочетание «…причинения вреда жизни и здоровью ….».

Обратите внимание на самое главное. Если мы сейчас сравним 3-й и 5-й пункт, то увидим очень интересную вещь. Оказывается, что антитеррористические мероприятия и мероприятия по пропускному режиму имеют общие функции, а именно эти пункты предусматривают предотвращение проникновения на объект лиц или групп лиц. Не важно с какими лозунгами, под каким флагом и какого возраста или пола придут эти люди, а важно, что они не должны причинить вред жизни и здоровья людям. Что же предлагается на текущий момент?

Сейчас существует мнение, что нужно осуществлять досмотр личных вещей учащихся на предмет обнаружения веществ или предметов запрещенных к проносу на территорию учебного учреждения. Конечно речь идет в первую очередь об оружии, в этом случае мы получим то, что наши дети, чтобы начать учиться с 9.00 будут приходить в школу к 7.00, дабы доблестный сотрудник охраны успел проверить всех входящих на территорию объекта.Так как же выйти ОУ из этой проблемы!?

Вот здесь сразу возникает вопрос, а не стоит ли задействовать психологов, которые обязаны проводить психологическое тестирование учащихся и преподавателей!? Для чего!? А чтобы выявить группу риска.

Два раза в месяц, или один, вполне достаточно, чтобы установить тех детей или учащихся, у кого есть проблемы с учителями, оценками, друзьями или родителями, а вот уже после изучения каждой конкретной ситуации на этих учащихся стоит посмотреть внимательно, в том числе периодически проверять, что они приносят с собой в школу. Если психолог выявит таких, то, во-первых, с ними на ранней стадии можно провести работу по урегулированию проблемы, а во-вторых, в учебных учреждениях резко понизится количество мелких нарушений внутри объектового режима и поведения. Как минимум, таким образом можно добиться снижения проблемы проноса на территорию школ табачных изделий, наркотиков и алкогольных напитков, которые имеют место быть сейчас.

Если посмотреть на вопрос шире, то выход, оказывается, достаточно прост. Вместо того, чтобы заключать договора по безопасности, начиная от установки систем и заканчивая физической охраной, с набором в договоре кучи мероприятий с непонятной целью – эффективнее писать в документах только название угрозы.

Например, школа или институт могут заключить договор на установку на объекте систем безопасности с основной формулировкой «Обнаружение проникновения на объект лиц или групп лиц, целью которых является причинение вреда жизни и здоровью учащихся, преподавательского и обслуживающего персонала общеобразовательного учреждения…» Что касается ЧОПов или других организаций, которые оказывают услуги по физической охране, можно указывать в договоре формулировку «Предотвращение проникновения на объект ОУ лиц или групп лиц, целью которых являются причинение вреда жизни и здоровья учащихся, преподавательского и обслуживающего персонала».

Что это даст?

В первую очередь появится конкретная цель (а не возможность) траты бюджетных средств, а самое главное, что все усилия будут направлены на безопасность наших детей и преподавателей. В этом случае, например, система видеонаблюдения будет проектироваться не с целью обработки видеоматериала последствий при реализации угрозы, а именно с целью предотвращения причины. Сейчас на объектах ОУ система видеонаблюдения выполняет в основном функции регистрации и хранения видеоинформации, но это не позволяет ни предотвратить угрозу, ни подготовиться сотрудникам охраны или полиции обезвредить злоумышленника. Условно говоря, мы имеем «черный ящик», а не парашют.

Но может быть и по-другому. Система видеонаблюдения может решать задачи по распознаванию лиц, которые внесены в базу данных МВД или ФСБ, как бандитов или террористов, и в автоматическом режиме, через системы оповещения, может осуществлять подачу сигнала тревоги на пульт оперативных служб. В этом случае система работает на предотвращение возникновения угрозы. Хотя на сегодняшний день программы по распознаванию лиц не на сто процентов решают эти задачи, но все равно возможностей создается очень много.

В самом простом случае сотрудник охраны может сличить по базе данных лицо, пытающее проникнуть на объект, но самое главное — преступник, во-первых не должен быть допущен на объект, во-вторых, появится возможность его задержать.

Огромное количество предприятий имеют технологии или концепции по решению задач для предотвращения различных угроз, существующих и не существующих в государственном реестре. Многие зададутся вопросом «А как проверить, что существующая технология или концепция действительно эффективна?».

Это решаемая задача, для этого нужно осуществлять приемо-сдаточные испытания в присутствии надзорных органов, которые несут ответственность за данную угрозу: МВД – бандитизм, нарушение общественного порядка, ФСБ – терроризм, МЧС – пожарная и электробезопасность.

Есть СМИ, которые готовы вести рейтинговый список предприятий, которые обладают реальными технологиями или концепциями, причем на профессиональном уровне. В этот рейтинг смогут быть занесены не только компании, которые владеют технологиями, но и те, кто эти технологии уже удачно или не удачно применил.

Для чего нужно вести рейтинг? Во-первых это будет нужно ОУ, чтобы выбрать для сотрудничества наилучшие предприятия или компании, это нужно страховым компаниям, которые заинтересованы в снижении рисков, это нужно непосредственно предприятиям, которые экономят на страховых издержках и понижают свои риски, это полезно квалифицированным исполнителям, которые готовы вкладываться в развитие технологий и методик безопасности. А самое главное – это нужно нашим детям и близким.

Проблема обеспечения безопасных условий труда и учебы в образовательных учреждениях приобретает все большую актуальность. Но как в ситуации недостаточного финансирования содержания образовательных учреждений и постоянных проверок обеспечить достойные условия труда педагогов и образования детей?

Фото с сайта Призыв.

Безопасность детей является первостепенной задачей и основной обязанностью руководителей и работников образовательных учреждений. Каковы основные направления безопасности?

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

  • изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов;
  • обеспечение выполнения сотрудниками и обучающимися требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий образования;
  • предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;
  • профилактика производственного травматизма;
  • обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения;
  • контроль за соблюдением работниками и работодателем законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда и т.д.;
  • организация проведения инструктажей, обучения.

Таким образом, безопасность в образовательном учреждении охватывает широкий спектр направлений: безопасность противопожарную, антитеррористическую, финансовую, информационную, техногенную, охрану труда и др.

Нормативное регулирование

Отметим, что значение документа для образовательного учреждения также велико, как и для любой организации. Информация, зафиксированная в документах, является отражением деятельности учреждения. На составление документации и на работу с документами уходит большая часть рабочего времени.

На основе документов принимаются соответствующие управленческие решения. Документы во многих случаях являются главным аргументом в спорных ситуациях.

Руководитель организации несет персональную ответственность за состав, сохранность и правильное оформление документов по безопасности.

При организации документооборота следуют выделять:
внешнюю документацию;
документацию управления организацией;
документацию подразделения;
документы на рабочих местах.

Часто в нашу редакцию приходят вопросы следующего характера:
на какие законы необходимо ссылаться при составлении пакетов документов по безопасности учреждения?
как решить конкретную ситуацию посредством законодательства?
что делать, если пришла проверка?
какие локальные акты регулируют обозначенную деятельность?

Условно, нормативные документы касательно данной тематики можно разделить на блоки:

  • законодательная база по охране жизни и здоровья детей (Конституция РФ, ФЗ «Об Образовании в РФ», Конвенция о правах ребенка, Письмо Минобрнауки РФ «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях» и др.);
  • законодательная база по пожарной безопасности и охране труда(ФЗ «О пожарной безопасности», Приказ МЧС России СП 9.13 130.2009 и др.);
  • законодательная база по пожарной безопасности при чрезвычайных ситуациях (Письмо Минобрнауки РФ «О Типовом положении о комиссии по чрезвычайным ситуациям образовательных учреждений…», Приказ МЧС России «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений…» и др.);
  • внутренние локальные акты(приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей);
  • локальные акты учреждения (должностные инструкции, планы работ, журналы проведения инструктажа, правила, приказы, программы);
  • методический материал по безопасности.

Полный перечень необходимых документов, а также шаблоны локальных актов вы можете найти в системе Директория .

Теперь обратимся к наболевшим вопросам: кто может прийти с проверкой и какие документы по безопасности могут проверить контролирующее органы?

1. Проверка по охране труда. Данная процедура реализуется уполномоченными государственными органами с целью предупреждения и выявления нарушений в сфере охраны труда. Проверка организации по охране труда осуществляется трудовой инспекцией, а в некоторых случаях и другими госорганами. Проверка организации по охране труда (по отдельным направлениям) может быть также организована Ростехнадзором, Роспотребнадзором, прокуратурой.

В целях осуществления требований законодательства по охране труда вводится четырехступенчатая система контроля.

На первой ступени контроль осуществляется ответственными за помещения, кабинеты, воспитателями, руководителями кружков, секций. Они ежедневно до начала работы (занятий) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструментов. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются, остальные вносятся в журнал учета проведения административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения.

Вторую ступень контроля осуществляют: заместитель руководителя по АХЧ, уполномоченные лица по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, производственной санитарии во всех помещениях учреждения, которые периодически проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии, принимают меры по устранению выявленных нарушений. Эти нарушения записываются в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения, исполнителей и сообщают руководителю.

Третью ступень осуществляет руководитель организации совместно с председателем профсоюзного комитета, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния выполнения замечаний, указанных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени. На основании обсуждения вопросов о состоянии охраны труда руководителем издается приказ.

Четвертую ступень осуществляет комиссия по приемке учреждения к новому учебному году.

Документация по административно-общественному контролю:
план административно-общественного контроля по охране труда;
отчет о выполнении контроля за учебный год (произвольная форма);
журнал административно-общественного контроля;
справки, акты по итогам контроля (проверок).

Какие локальные акты по ОТ могут проверить?
правила внутреннего трудового распорядка;
инструкции;
положение о расследовании несчастных случаев с обучающимися;
инструктажи;
приказы;
акты по охране труда (технического обследования здания, эксплуатационных испытаний и др.);
журналы по ОТ (учета и выдачи инструкций, регистрации несчастных случаев и др.);
документы по аттестации рабочих мест;
план работы;
положение о комиссии;
протоколы, памятки, удостоверение, коллективный договор.

2. Пожарная безопасность. Надзором за соблюдением противопожарной безопасности занимаются специально уполномоченные органы МЧС. В МЧС России и его территориальных органах государственную функцию посредством организации и проведения проверок деятельности образовательных учреждений осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Государственную функцию под руководством главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору в регионах осуществляют государственные инспекторы.

Какие локальные акты по ПБ могут проверить?
правоустанавливающие документы на юридическое лицо (уставы, лицензии и т.п.);
документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора, должностные инструкции);
паспорт пожарной безопасности;
декларация о пожарной безопасности;
предыдущие предписания с отметками о выполнении;
материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях (если таковые были);
общий план действий при возникновении чрезвычайной ситуации;
планы эвакуации с поэтажными схемами;
техническая документация, подтверждающая исправность систем и средств пожарной защиты.

Условия безопасности

Прежде всего безопасность в образовательном учреждении зависит от руководящего состава. В должностных обязанностях одного из заместителей директора должен присутствовать пункт о необходимости обеспечения защищенности каждого обучающегося.

Безопасность должна включать в себя усиленную охрану учреждения. Она может реализовываться посредством сторожевой охраны в ночное время и наблюдения вахтером, дежурным педагогом в дневное время.

Помимо этого, эффективным условием безопасности является наличие контрольно-пропускных пунктов. Введение новых участков на территории организации должно быть возможно лишь с разрешения начальника отдела образования.

Правила безопасности в организации должны реализовываться путем внутриобъектового режима, который контролируется дежурной сменой.

При осуществлении педагогической деятельности руководителями образовательного учреждения должен обеспечиваться комплекс мер, необходимых для защиты труда.

Один из главных условий безопасности - инструктаж. Данный элемент включает не только должностные инструкции, но и различные программы и общие локальные акты. Начальной ступенью обеспечения данного вида безопасности является проведение первичного или вводного инструктажа. Также существуют повторные и внеплановые, которые направлены на профилактику и совершенствование охраны условий труда.

Санитарно-эпидемиологическое условия безопасности также должны обеспечиваться в пределах образовательного учреждения. Государственные учреждения обязаны выполнять все санитарные нормы. Отметим, что даже если все условия безопасности будут соблюдены, несоответствие норм питания, бытового обеспечения является основанием для ликвидации образовательного учреждения.

Таким образом, пока обучающийся находится в пределах образовательного учреждения, за его жизнь и здоровье отвечают те работники организации, которые с ним занимаются в данный момент. На уроке или занятиях это педагог или воспитатель, на перемене - дежурный педагог. Общую ответственность за всех обучающихся несет руководитель организации.

Современное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование.

Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должна быть разработана четкая система мер по обеспечению безопасного образовательного пространства включающая постоянное обновление нормативно-правовой базы, создание здоровых и безопасных условий труда и соответствующее материально-техническое оснащение.

Мы затронули лишь небольшую часть проблемных вопросов темы. Еще больше материалов с необходимой документацией как для школ, так и для дошкольных учреждений вы можете найти в нашей системе

Собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания - формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности. Важнейшая задача семьи и школы - научить ребенка ответственно относиться к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила личной безопасности, выработать модели поведения в экстремальных ситуациях.

Почему именно сегодня мы затронули проблему безопасного поведения детей? Дело в том, что ваши дети вступают в тот возраст, когда они становятся все более и более самостоятельными. Теперь их уже не провожают в школу или в спортивную секцию родители. Поэтому очень важно научить детей вести себя так, чтобы избежать опасности дома, на улице, на природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ И ДОМА.

Выступление социального педагога

Чекашёвой Натальи Владимировны

На родительском лектории 24.10.2014 г.

Уважаемые родители!

Собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания - формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности. Важнейшая задача семьи и школы - научить ребенка ответственно относиться к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила личной безопасности, выработать модели поведения в экстремальных ситуациях.

Почему именно сегодня мы затронули проблему безопасного поведения детей? Дело в том, что ваши дети вступают в тот возраст, когда они становятся все более и более самостоятельными. Теперь их уже не провожают в школу или в спортивную секцию родители. Поэтому очень важно научить детей вести себя так, чтобы избежать опасности дома, на улице, на природе.

В условиях современной цивилизации вопросы безопасности жизнедеятельности крайне обострились и приобрели характерные черты проблемы выживания. В словаре русского языка С. И, Ожегова «безопасность» определяется как «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». К сожалению, современного человека постоянно подстерегают различные опасности.

Ученые подразделяют опасности на три группы: природные, техногенные и социальные.

Ø пониженная или повышенная температура воздуха;

Ø атмосферные осадки;

Ø солнечная радиация;

Ø стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, ураганы, лесные пожары и т. д.).

  • Техногенные опасности могут проявляться в форме аварий технических систем, пожаров, взрывов и т. д.
  • Человек тоже может создать социальную опасность своими действиями или бездействием.

К опасностям, создаваемым людьми, можно отнести:

Ø войны,

Ø терроризм,

Ø социально-политические конфликты,

Ø преступления,

Ø наркоманию, алкоголизм и пр.

Рядом с человеком находятся потенциальные, т. е. возможные опасности. Чтобы они не превратились в действительные, надо не только хорошо знать, но и своевременно устранять причины, при которых возможная опасность может превратиться в реальную.

Очень часто взрослые не придают значения скрытой опасности, проявляя при этом непростительную беспечность, которая впоследствии может стоить жизни и здоровья им, их детям, окружающим людям.

Задание. Подумайте и ответьте на ряд вопросов:

1. Всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения?

2. Проверяете ли вы сами и научили ли детей, уходя из дома, проверять, выключены ли электроприборы, вода?

3.Научили ли вы детей правилам пользования электроприборами, газовой плитой и т. д.?

4. Знает ли ваш ребенок номера телефонов экстренных служб?

5.Можете ли вы в присутствии ребенка совершить необдуманный поступок, например, искупаться в незнакомом водоеме, прогуляться по тонкому льду и т.п.?

6. Знаете, как и с кем, ваш ребенок проводит свободное время?

7. Проинструктировали ли вы своего ребенка, как он должен себя вести случае экстремальных ситуаций, например, он застрял в лифте или услышал запах газа в квартире?

За полный утвердительный ответ поставьте 1 балл. Если вы набрали менее 7 баллов, то ответственным ваше отношение к жизненно важным вопросам назвать нельзя.

Экстремальные, т.е. ситуации, необычные по трудности и сложности, возникают вдруг и внезапно. Поэтому каждому человеку, взрослому и ребенку, важно знать, как себя вести в таких ситуациях. Задача взрослых - научить детей не теряться в экстремальных ситуациях, уметь выбрать правильную с точки зрения безопасности модель поведения.

Окружающее человека пространство можно разделить на открытое (река, улица, поле и т. д.) и замкнутое (лифт, подвал, закрытая комната и т. д.). В открытом пространстве ребенок может обратиться за помощью, попытаться самому выйти из ситуации или предпринять действия для спасения. В замкнутом пространстве у ребенка остается два вида поведения:

Ø звать на помощь

Ø или самому предпринимать меры по спасению.

Обращение за помощью - первый вариант поведения ребенка в экстремальной ситуации. Дети должны понять и запомнить, к кому они могут обратиться в чрезвычайной ситуации. Конечно, в большинстве случаев это будет взрослый. Родителям необходимо отрабатывать с детьми модели поведения в различных критических ситуациях: например, потерялся в магазине - обратись к продавцу, кассиру или представителю службы охраны, заблудился в городе - обратись к сотруднику полиции. Если возник пожар - позвони в службу 01 или 02. Второй вариант поведения - постараться избежать продолжения опасной ситуации: встретил незнакомого человека в подъезде - выйди из подъезда или ни в коем случае не заходи с ним в лифт и пр.

Важно, чтобы дети не только знали номера телефонов экстренных служб, но и умели правильно вызвать такую службу. Например, если вызывается пожарная служба, ребенок должен сообщить, что горит, адрес, номер подъезда, код подъезда, фамилию, телефон.

На видном месте в квартире должны быть также рабочие телефоны родителей, соседей, родственников, т. е. людей, к которым ребенок может обратиться в случае чрезвычайной ситуации.

Объясните ребенку, кому он имеет право открыть дверь, если он находится дома один. Как себя вести, если в дверь звонит незнакомый человек; где в квартире перекрывается вода, если авария водопровода произойдёт в квартире; где выключается газ, электричество. Эти и другие элементарные правила безопасности должен знать ребенок. Ощущение страха, опасности, паника часто не позволяют взрослым, а детям особенно, принять правильное решение, т. е. определить конкретные действия, ориентированные на сохранение собственного здоровья, их последовательность, порядок.

Поэтому родителям важно знать, что недостаточно ограничиваться перечислением возможных опасных для детей ситуаций. Прочное закрепление навыка безопасного поведения происходит в процессе проигрывания вместе с детьми возможных моделей поведения в экстремальных ситуациях. Например, смоделируйте ситуацию: в квартире пожар. Проиграйте все действия ребенка, а затем вместе проанализируйте.

Переходя к рассмотрению ещё одного не менее важного вопроса - профилактике детского травматизма, я должна подчеркнуть, что младший школьный возраст особенно опасен в отношении травмы. Именно в этом возрасте возникает психологический разрыв. Ребенок до школы находился в условиях, к которым он адаптировался. Поступив в школу, он становится более самостоятельным. Сложность ситуации состоит в том, что ребенок лишается систематической домашней опеке, а необходимым жизненным опытом он еще не обладает. Вместе с тем он стремится подражать старшим: так же спрыгнуть с дерева, пробежать на красный свет светофора, съехать с высокой горки и т. п. У учащихся начальной школы развитие мускулатуры, координация движений гораздо слабее, чем у более старших школьников. Но ребенок хочет самоутвердиться, не показаться трусом перед старшими друзьями. Заканчивается это часто плачевно.

Теоретически ребенок, хотя подчас и осознает возможную опасность в той или иной ситуации, но осознает ее вообще, не соотнося с собой. Часто ребенок может просто не знать о таящейся рядом опасности: открытом люке, глубокой яме во дворе и т. п.

Задача родителей и учителей – научить ребенка мерам предосторожности, которые помогут им не оказаться в рискованной ситуации. Конечно же, мы, взрослые, всегда заняты очень важными делами. Много работаем и постоянно куда-то спешим. Только потом, когда с ребенком случается беда, мы проклинаем себя за то, что вовремя не научили, не предупредили, не уберегли.

Как правило, старшеклассники считают, что уже все знают и умеют. Они воображают, будто городские улицы им как дом родной и навыки личной безопасности им ни к чему.

Тем не менее, детям необходимо освоить несколько элементарных правил, которые обезопасят их, когда они одни на улице или в квартире. А вам, уважаемые родители, надо постоянно напоминать об этих правилах, не запугивая, но и не преуменьшая опасности.

По мнению психологов, родителям в воспитании необходимо руководствоваться важными правилами. Главное – дать детям представление о безопасном поведении. Помнить о своей ответственности: родители каждую минуту должны знать, где находятся их ребенок. Ребенок всегда видит, как вы сами заботитесь о собственной безопасности. Самое главное – родитель должен быть человеком, которому доверяют, и уж ни в коем случае которого боятся! Даже если ваш ребенок поступил неправильно, объясните, как он сможет исправить это, но не ругайте его.

Обеспечить безопасность детей – это одно из главных задач родителей. Это более или менее возможно, если дети находятся рядом с вами. Но что делать, если это не всегда возможно? У большинства из нас и наших детей нет культуры безопасности. Воспитать у детей культуру безопасности – вот задача родителей. Не запретить, не пугать, а посоветовать, научить.

Безопасность ребенка во время пребывания в школе

Не смотря на то, что администрация школы несет ответственность за жизнь и здоровье учеников, правила и контроль в школах ужесточаются, а правила безопасности школьники изучают на уроках ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), дети все равно попадают в неприятные ситуации, таящие в себе опасность. Обязательно рассказывайте детям о правилах безопасного поведения в школе, это поможет избежать множества проблем. А начать стоит с устава школы, где обязательно сказано, что по лестницам следует перемещаться аккуратно, не стоит выходить за пределы школьного здания без необходимости, сидеть на подоконниках и открывать окна без разрешения учителя, конечно, не бегать по коридорам, не разливать и не разбрасывать остатки еды, так как из-за этого кто-то может упасть, нельзя курить, нецензурно ругаться и употреблять спиртные напитки. Также следует объяснить ребенку, что не стоит носить дорогие украшения в школу, оставлять ценные вещи в раздевалке, на парте, на подоконниках - это избавит от неприятностей, например, воровства. Скажите ребенку, что личные вещи нужно всегда держать при себе. В случае кражи нужно рассказать обо всем учителю или администрации.

Никогда не исключайте случая, когда в школу может зайти посторонний взрослый человек. Ребенку следует избегать темных углов в школе, подвалов, подсобок и чердаков. И в случае, если, зайдя в туалет, ученик обнаружил там незнакомого взрослого человека, следует немедленно выйти. Нужно помнить о том, то в школах всегда есть отдельный туалет для взрослых. Если же ребенок попал в опасную ситуацию, то нужно как можно скорее сообщить о случившимся преподавателю. А если ваше чадо почувствовало себя плохо, то преподаватель должен довести его до медицинского кабинета, в том случае, если у ребенка есть особые заболевания, родители должны изначально рассказать о них учителю и школьному медицинскому работнику.

Объясните ребенку, что не стоит решать конфликты с одноклассниками кулаками, лучше это сделать мирным путем, просто поговорив, это намного эффективнее. И тем более не стоит ввязываться в чужие драки, лучше сообщить о происходящем учителю, чтобы прекратить конфликт. Также объясните, что не стоит дружить с «плохими» школьниками - те, кто носит с собой ножи, зажигалки и опасные вещества. Ребенку нужно сообщить о таких ребятах родителям и не в коем случае не пробовать опасные вещества, даже если ребята предложили их просто попробовать бесплатно.

Перед пропастью вовлечения в употребление наркотиков ребенка отходят на второй план многие другие педагогические заботы. Даже самая счастливая и благоприятная школьная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение наркотиков в среде молодежи все более и более становится нормой. На территории нашего поселка появились подростки, которые употребляют наркотики в виде курительных смесей - спайсов. Детей нельзя оградить от наркотиков, но научить их сознательно отказаться от него можно и нужно.

Мы привыкли считать, что наркотики в нашей жизни – это удел неблагополучной семьи. Ведь как думают родители: «С моим ребенком этого не случится, у нас всего хватает: еды, одежды, развлечений. Это может произойти с кем угодно, только не с моим ребенком, в этом я уверен, я его хорошо знаю». К сожалению, они нередко ошибаются. Насторожитесь, если подросток слишком поздно ложиться спать и все дольше залеживается в постели утром, если падает интерес к учебе или привычным увлечениям и хобби, снижается успеваемость, если появились прогулы школьных занятий. Он завел новых друзей не совсем обычного вида и поведения. Если подросток выпрашивает у матери или отца деньги во все возрастающих количествах, а тем более, если дома начали пропадать деньги или ценные вещи, - это очень тревожный признак!

Правила безопасности при обращении с электроприборами

1.Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть - шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Отключение прибора произведите в обратном порядке.

2. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.

3. Не пользуйтесь электроутюгом, плиткой, чайником, паяльником без специальных несгораемых подставок.

4. Опасно использовать электроприбор с повреждённой изоляцией шнура. Если вы увидели оголённый провод, неисправный выключатель, розетку – сразу сообщите об этом взрослым.

5. Не прикасайтесь к нагреваемой воде и сосуду (если он металлический) при включённом в сеть нагревателе.

6. Не оставляйте без присмотра электронагревательные приборы, включённые в сеть.

7. Никогда не тяните электрический провод руками.

8. Не используйте бумагу или ткань в качестве абажура электролампочки.

9. Уходя из дома, выключайте свет и электроприборы.

Правила личной безопасности в доме

1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно кладите на место. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

2. Ни в коем случае не пробуйте самостоятельно никакие лекарства. Вы можете отравиться.

3. Не открывайте и не пробуйте никаких упаковок с бытовой химией. Это опасно для жизни!

4. Если вы почувствовали запах газа, соблюдайте следующие правила:

Ø сообщите взрослым;

Ø откройте окна, форточки, двери и проветрите квартиру;

Ø закройте краны на плите;

Ø не включайте и не выключайте (если он включен) свет и не зажигайте спички;

Ø позвоните по телефону 04.

5. Никогда не играйте на балконе в подвижные игры и не перегибайтесь через перила балкона.

Правила личной безопасности на улице

1. Не вступайте в разговор с незнакомыми и случайными ребятами на улице.

2. Не играйте на дороге, идя из школы домой.

3. Не вступайте в разговор с нетрезвым человеком.

4. Будьте внимательны при входе в жилище. Не заходите в подъезд и лифт с незнакомым человеком.

5. Не играйте с наступлением темноты, а также в тёмных местах, на пустырях, свалках, рядом с дорогой, в пустых или разрушенных зданиях.

6. Никогда не садитесь в машину к незнакомому человеку.

7. Не слушайте на улице аудиоплеер: в наушниках невозможно распознать звуки, предостерегающие об опасности (например, шаги за спиной, шум в кустах и др.).

8. Никогда не соглашайтесь на предложение незнакомых людей зайти в гости,

Послушать музыку, посмотреть видеофильм, поиграть на компьютере.

9. Обо всех подозрительных случаях и обо всём, что было на улице, сообщайте родителям.

Как не стать жертвой преступления

1. Если вы оказались дома один, никому чужому или малознакомому не открывайте дверь, кем бы он ни представлялся (сантехник, электромонтёр, почтальон, милиционер, знакомый родителей). Среди множества честных и порядочных людей встречаются ещё и грабители, разбойники и мошенники. Говорите с любым незнакомцем через дверь.

2. Не теряйтесь, если, находясь в квартире, услышите, что кто – то пытается открыть замок входной двери, а громко спросите: «Кто там?»

3. Если незнакомцы продолжают открывать, по телефону «02» вызовите милицию, точно указав адрес, а затем с балкона (из окна) просите соседей и прохожих о помощи.

4. На телефонные звонки с вопросом, дома ли и когда вернутся с работы родители, надо ответить, что они заняты, и спросить, кому и куда позвонить.

5. Уходя из дома, не забывайте закрыть балкон, форточку и окна, особенно, если живёте на первом или последнем этаже.

6. Не оставляйте в дверях своей квартиры записок – это привлекает внимание посторонних.

7. Не хвастайтесь перед сверстниками тем, какие у вас дома есть дорогостоящие предметы (телевизионная, видео – и радиоаппаратура, одежда, украшения и т. п.), а также количеством денег.

8. Не приглашайте в дом незнакомых и малознакомых ребят ни под каким предлогом.

9. На вопрос незнакомых людей, дома ли папа или мама, лучше ответить, что родители сейчас дома.

В заключение лектория ещё раз напоминаю:

1. Родителям ежедневно уделять внимание вопросам безопасности детей.

2. Проанализировать ситуацию в своей в квартире с точки зрения безопасности детей (в порядке ли электропроводка, кухонное оборудование, крепость подвеса полок, картин, в безопасном ли месте находятся лекарства, предметы бытовой химии и т. д.). Научить детей пользоваться предметами первой помощи: йод, бинт и т. д.

3. Провести с детьми экскурсию «безопасности» в микрорайоне дома и школы.

4. Обсудить с детьми памятки безопасного поведения.

Помните: ваши дети хотя и подросли, немного повзрослели, но они еще так доверчивы и легко внушаемы. Поэтому их безопасность еще во многом должны обеспечивать мы с вами. Наше с вами поведение – это пример для наших детей. И пусть с вами и с вашими детьми не будет никаких неприятных происшествий. Учите детей чувствовать, понимать, предвидеть реальные опасности окружающей жизни. Это трудно. Детская психика устроена так, что ребенок не может, не умеет предвидеть возможность несчастья. Каждый день по многу раз обращайте его внимание на опасные ситуации. Не бойтесь выглядеть занудами: не тот случай! Не хочется думать о плохом… Мы надеемся, что ни с кем из детей наших родителей никогда не случиться ничего плохого. Но как много для этого надо работать!

Напонинание!!!

  • Умение организовывать сегодня свое свободное время для подростка – его завтрашний характер, а значит, и судьба.
  • Непосредственные контакты современных детей и родителей сводятся к минимуму. Переориентация подростков в общении с родителей на сверстников объясняется не столько растущей привлекательностью дружеских групп, сколько отсутствием внимания и заботы к подросткам в родительском доме.
  • Мы, взрослые, отдаем нашим детям самое вкусное, одеваем в самое лучшее, защищаем от неприятностей. Но вот свое свободное время мы отдаем им неохотнее всего остального. (Дети редко общаются с родителями, хотя и хотели бы этого. Основные формы досугового общения – ужин, просмотр телевизора, хождение по магазинам и рынкам. Содержание общения – краткие неконкретные разговоры о настроении, оценках, школе, актуальных событиях. Среди «трех важных жизненных желаний» подростки называют: съездить вместе с родителями на отдых; сходить в какое-нибудь интересное место; поговорить с родителями по душам; лучше понимать друг друга).

Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Статья 1 Закона РФ «О безопасности»

Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе «О техническом регулировании» и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, природными факторами, антитеррористическую защищенность, в области обеспечения безопасности дорожного движения, экологическую, радиационную безопасность, безопасность в области охраны труда и техники безопасности.

Безопасность образовательного учреждения складывается из многих направлений и представляет собой целостную систему, элементы (направления) которой работают взаимосвязано, обеспечивая безопасность учащихся и сотрудников во время образовательного процесса.

Целью работы школы – в области безопасности является обеспечение безопасности воспитанников и работников образовательного учреждения во время их учебной деятельности с использованием современных достижений в этой области.

Главная задача, решаемая в области безопасности - реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности школы, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей

Направления работы:

1. Комплексная безопасность образовательного учреждения.

2. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди подростков.

3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

4. Военно-патриотическое воспитание воспитанников.

5. Организация медицинского освидетельствования юношей допризывного возраста и их постановки на первичный воинский учет.

Пожарная безопасность.

1. Реализация комплекса мероприятий, направленных на предупреждение и исключение пожаров в школе.

2. Развитие знаний и навыков поведения воспитанников и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров.

3. Поддержка в исправном состоянии систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре.

4. Обеспечение укомплектованности школы первичными средствами пожаротушения; периодическая их проверка, выполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки, путей эвакуации.

5. Обеспечение наличия и исправности источников наружного противопожарного водоснабжения, периодическая их проверка.

Безопасность дорожного движения.

1. Реализация плана работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий.

2. Исключение случаев дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников.

3. Пропаганда знаний правил дорожного движения среди воспитанников.

4. Развитие в школе движения ЮИД.

Антитеррористическая защищенность.

1. Реализация плана по антитеррористической деятельности.

2. Подготовка воспитанников и сотрудников школы к действиям при угрозе и возникновении акта терроризма в образовательном учреждении.

3. Предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизация ее последствий.

4. Выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Для формирования навыков воспитанников и педагогов действовать в экстремальных ситуациях в школе регулярно проводятся занятия по основам безопасности жизнедеятельности, по безопасности дорожного движения, практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, тренировочные занятия по эвакуации из школы при чрезвычайных ситуациях. Традиционно в День знаний, День защиты детей, в канун школьных каникул в школе проводятся игры, эстафеты, практические занятия и тренинги, направленные на формирование сознательного отношения к обеспечению безопасности жизнедеятельности.

В обеспечении условий безопасности учебного заведения школа руководствуется Федеральными законами, постановлениями правительства РФ, городскими, окружными и внутренними нормативными актами.

Как обеспечивается безопасность учеников в школе?

За организацию безопасности в школе отвечает - заместитель директора школы по безопасности Дуравкина Полина Ивановна.

Пропускной режим и охрану здания школы осуществляет ЧОП.

Охрана школы располагает всем необходимым для экстренного вызова необходимой и квалифицированной помощи при возникновении чрезвычайной ситуации, в том числе, кнопкой тревожной сигнализации, осуществляющей связь с управлением вневедомственной охраны. В школе установлена система автоматической пожарной сигнализации, для вызова по тревоге расчета пожарной команды.

Ежегодно контролирующими организациями проводится приемка готовности школы к новому учебному году - осуществляется проверка систем отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения. Чрезвычайных ситуаций в школе не было.

Во время учебного процесса выполнение установленных норм и правил поведения в школе контролируются учащимися дежурных классов и педагогами, дежурными на этажах. Общий внутришкольный контроль осуществляет дежурный администратор.

Порядок входа в школу и выхода из школы учеников и посетителей.

Учащиеся школы проходят в здание свободно при визуальном контроле. Выход учащихся из школы осуществляется после окончания учебных занятий. Руководители кружков и секций встречают своих воспитанников у входа в школу, провожают их на занятия и обратно.

На основании приказа директора школы о пропускном режиме родители воспитанников пропускаются в школу в заранее согласованное время на переменах или после занятий по предъявлению документа, удостоверяющего личность, в сопровождении дежурного администратора или педагога, к которому они прибыли. Сотрудник охраны заносит данные о посетителе в журнал регистрации.

Запрещен вход в школу любых посетителей, если они отказываются предъявить документы, удостоверяющие личность, и объяснить цель посещения.

Воспитанники школы не могут покинуть здание во время учебного процесса без особого разрешения воспитателя или дежурного администратора.

Как возникает травля в школе, что происходит с детьми, которые ей подвергаются, как должны действовать родители и учителя и можно ли научить ребенка противостоять нападкам сверстников? Ответы на эти вопросы мы пытаемся найти вместе с профессиональными психологами.

Человеческие детеныши не рождаются со встроенным этическим кодексом: людьми их еще предстоит воспитать. И детский коллектив — это еще стая детенышей: если не вмешиваются взрослые, в ней царит биология. Дети будто животным нюхом чуют тех, кто не похож на них, и изгоняют их из стаи. Домашний ребенок, выходя из предсказуемого мира взрослых, где есть понятные и четкие правила, попадает в дикий мир непредсказуемых сверстников. И столкнуться в нем может с чем угодно: от безобидных дразнилок до систематических побоев и унижений, которые еще и десятилетия спустя будут аукаться кошмарными снами. Как помочь своему ребенку, если социализация оказывается для него травматическим опытом

Это не детская проблема

Многие взрослые помнят это по себе: все против тебя, весь мир. Учителям все равно, родителям жаловаться нельзя: скажут «а ты дай сдачи», да и всё. Это не лучшие воспоминания. И они вообще никак не помогают, когда жертвой травли становится твой ребенок. Когда-то пережитые боль и злость застят глаза и мешают быть взрослым и умным, заставляют возвращаться в детство, где ты слаб, беспомощен, унижен и один против всех.

Родители, ослепленные болью, выбирают далеко не лучшие варианты заступиться за своего ребенка: стараются сделать больно его обидчикам. Иногда это заканчивается уголовными делами против родителей. Поэтому разобраться в том, как правильно решать проблему «моего ребенка травят в школе», нам помогают профессиональные психологи: Наталья Науменко, патопсихолог из Киева, московский психолог и социальный педагог Арсений Павловский и Элина Жилина, детский и семейный психолог из Петербурга.

Все они единогласно говорят: главную роль в решении проблемы школьной травли должны играть взрослые — учителя и школьная администрация.

«Школа может и должна не допускать травли детей, появления в классах изгоев. — считает Элина Жилина. — Напротив, она может помочь детям развить их лучшие качества, отрабатывать хорошие принципы общения: ведь именно в школе происходит основная тренировка навыков социального взаимодействия. Очень важно, чтобы учителя пресекали травлю на начальных стадиях и не давали ей закрепиться; от атмосферы в школе многое зависит».

Однако, как отмечает Арсений Павловский, «учителя часто, не разбираясь, в чем дело, наказывают того, кого травят. Ребенка дразнили всю перемену, раскидали его вещи, он бросается на обидчиков с кулаками — тут входит учитель, и обиженный оказывается крайним. Бывает, что в травле участвуют успешные дети, которые нравятся учителям, — и учитель не верит жалобам на детей, которые у него на хорошем счету. На самом деле учитель может разобраться в конфликте, выслушать обе стороны и поддержать ребенка, которого обижают. Позиция учителя критически важна. Он вообще должен занять четкую позицию даже не против обидчиков, а против самой практики травли — и сам не поддерживать ее: не подтрунивать над ребенком, не наказывать его зря. И помогать ему. Во-первых, оказать эмоциональную поддержку. Во-вторых, у такого ребенка часто под удар ставится самооценка и самоотношение — и учитель может ставить его в ситуацию успеха, например, выбирая задания, с которыми ребенок хорошо справится. Он может даже организовать группу поддержки среди детей и предложить детям сделать для одноклассника что-то хорошее.

Увы, учителя обычно не считают нужным вмешиваться в детские конфликты: воспитывать надо дома, а наша обязанность — учить. Тем не менее Закон об образовании возлагает ответственность за «жизнь и здоровье обучающихся…. во время образовательного процесса» именно на школу (статья 32, п. 3, пп. 3). Лидер в детском коллективе — взрослый. Он определяет рамки поведения и правила у себя на уроке. Он отвечает за безопасность школьников, и если они наносят друг другу побои или психические травмы — это его вина. Школа должна учить не только предметам, но и навыкам социального взаимодействия: договариваться, решать конфликты мирно, обходиться без рукоприкладства».

«В младших классах одни дети дразнят других только при попустительстве учителей. Зачастую учителя не только закрывают глаза на травлю, но и сами ее подстегивают. Учителя — люди, как правило, конформные*, — замечает Наталья Науменко.
Они не принимают чужого, чужеродного, и могут не только неприязненно относиться к кому-то из детей, но и неосознанно провоцировать других детей. Еще хуже — некоторые педагоги пользуются детской враждой в своих целях — для поддержания дисциплины в классе»

Если травит учитель

У Вероники Евгеньевны (все истории в этом тексте взяты из жизни, но все имена изменены) в четвертом классе есть дети-помощники. Они имеют право ставить другим детям оценки и делать записи в дневник, проверять их портфели, делать замечания. Тимофей, мальчик импульсивный и шумный, имеющий привычку выкрикивать на уроках глупости, учителю мешает. Она осаживает его презрительными замечаниями, и этот тон усвоили девочки-помощницы Оля и Соня. Когда Тимофей отказался выполнить распоряжение Сони, она залезла в его рюкзак, взяла дневник и понесла учителю. Тимофей бросился его отбирать и побил Соню. Родители Сони зафиксировали побои в травмпункте и подали заявление в милицию. Вероника Евгеньевна провела на уроке воспитательную работу: предложила всему классу объявить Тимофею бойкот.

Закон об образовании ясно говорит, что в процессе обучения запрещается применение методов физического и психического насилия. По-хорошему, педагогические приемы Вероники Евгеньевны должны стать предметом серьезного разбирательства в школе, а если школьная администрация отказывается от внутреннего расследования — то районного управления образования. Если родители не хотят публичного разбирательства — остается только менять школу. Ребенок, попавший в такую ситуацию, без взрослой помощи из нее не выберется: он еще слишком мал для того, чтобы противостоять взрослому, который ведет против него войну на равных. Родителям еще только предстоит научить его быть взрослее и мудрее, чем этот взрослый.

В самом начале травли

Детям с самого начала надо помогать уходить от конфликта. При вербальной агрессии — отшучиваться, парировать (в детсаду и первом классе — явное преимущество у того, кто владеет массой отговорок вроде «я дура, а ты умная, по горшкам дежурная» или «первые горелые, вторые золотые»). Спокойствие и острый язык (осторожно! без оскорблений!) — весомое преимущество, особенно когда физические силы неравны.

Если что-то отнимают и убегают, никогда не бросаться в погоню — на то и весь расчет. А для того чтобы не бросаться в погоню, не стоит носить в школу ничего ценного и милого сердцу. Диапазон мер, если вещь отобрали, — от простого «отдай» до жалобы взрослым и родительских переговоров о возмещении ущерба. Отдельно надо учить детей как жаловаться: не ныть «А что Иванов у меня ручку взял!» — а попросить: «пожалуйста, дайте мне запасную ручку, мою унесли».

Девятилетний Федор на голову ниже других одноклассников и на год младше. Драки — это не для него: прибьют и не заметят. Мама разработала с Федором целую стратегию защиты. Если дразнят — отшучиваться, если отнимают что-то — предлагать самому: возьми, у меня еще есть. Если нападают — предупреждать: отойди подальше, перестань, мне это не нравится, ты делаешь мне больно. Уходить. Удерживать агрессора, если это физически возможно. Искать небанальные решения: поднять крик или окатить водой (за это тоже влетит, но меньше, чем за разбитую бровь или сотрясение мозга). Наконец, если применение силы неизбежно — ударить после предупреждения «я тебя сейчас ударю», желательно при свидетелях. Федор справился: бить его перестали, зауважали.

А если жертва сама виновата?

Дети, которых травят, часто отличаются социальной и эмоциональной незрелостью, уязвимостью, непониманием неписаных правил, несоблюдением норм. Поэтому у взрослых часто возникает соблазн обвинить в травле самого ребенка.

«Учителя, обсуждая проблему школьной травли, предпочитают называть ее проблемой изгоя, — замечает Арсений Павловский. — Но это всегда проблема коллектива, а не жертвы».

Тем не менее возможно, дело не только в злобности окружающих.

«Хорошо бы присмотреться, расспросить учителей, предложить школьному психологу поприсутствовать на уроках и понаблюдать. Результаты бывают ошеломительными. Ребенок в школе может оказаться совсем не таким, какой он дома», — говорит Наталья Науменко.

Родители Сени, русскоязычные иностранные граждане, приехавшие в Россию работать, отдали сына в хорошую школу с доброжелательной атмосферой. Одноклассники начали его бить уже к концу первого месяца. Учителя стали выяснять, в чем дело — и выяснили: Сеня непрерывно ворчал и ругал все вокруг, начиная от школы и кончая мерзкой грязной страной, куда его насильно привезли и оставили жить среди этих ничтожеств.

А с Сашей, веселым и симпатичным подростком, никто не хотел сидеть рядом и работать над совместным проектом. Педагогам даже не сразу удалось выяснить, что дело всего-навсего в личной гигиене: сильно потеющий Саша не любил мыться и менять одежду, а деликатные одноклассники, не объясняя причины, просто уклонялись от общения.

«Если ситуация с травлей повторяется раз за разом в разных кругах общения, можно сделать вывод, что у ребенка есть какой-то дефицит социальных навыков, — говорит Арсений Павловский. — И тогда обязательно надо искать помощь. Но это — в долгосрочой перспективе, над этим нужно работать долго. А здесь и сейчас — надо погасить разгоревшийся пожар».

«В таких случаях, несомненно, нужна работа со специалистами, — советует Наталья Науменко, — и, скорей всего, будет нужно на полгода-год изъять ребенка из школьной среды. От такой социализации все равно никакого толку не будет.

Часто для того чтобы избавить ребенка от неприятных переживаний, не так уж много и нужно. Купить сыну-подростку внеплановые штаны, чтобы из-под ставших короткими брюк не торчали волосатые щиколотки. Не заставлять второклассника ходить в школу в колготках, даже если маме это удобно: кальсоны — не дефицит и стоят не дороже. Не водить восьмиклассницу в школу и из школы, если дойти можно пешком и не через криминальный район».

Это не значит, что надо поступаться принципами, если дело действительно в них: речь, скорее, о том, чтобы эти принципы и соображения удобства не делали из детей посмешище.

Ребенка не надо переделывать в угоду окружающим: если вылечить хронический насморк или хотя бы научить ребенка пользоваться носовыми платками, чтобы не текли из носа сопли, — относительно реально, то заставить его похудеть гораздо труднее. Нельзя внушать ребенку, что его можно не любить и преследовать за его инакость. «Так формируется чувствительность к внешней оценке, — говорит Наталья Науменко. — Нельзя подгонять свои качества под оценку других людей, не с этого конца надо формировать самопринятие».

Что делать с чужим ребенком?

Родителей во взаимодействии с чужими детьми мотает из крайности в крайность: то они закрывают глаза на коллективное избиение в двух метрах от них, потому что не отвечают за воспитание чужих детей. То бросаются с кулаками на обидчиков своего ребенка, потому что за своего готовы сразу порвать. И учат своих решать все проблемы кулаками: «а ты ему вдарь как следует». И отсюда начинаются тяжелые разборки, часто с привлечением правоохранительных органов.

Типичная ситуация: второклассник Женя толкает девочку Машу в школьном вестибюле, пока они оба выбирают место, чтобы сесть и переобуться. Маша падает. Машина бабушка толкает Женю и называет его идиотом. Женя падает. Бабушка помогает Маше подняться и велит плачущему Жене держаться подальше от ее внучки. Эмоции мешают ей быть взрослой, не бороться с ребенком на равных.

Безобразничающих детей надо спокойно и твердо остановить. Если чужой ребенок грубит и хамит, не следует опускаться на его уровень. Нельзя ему угрожать и прибегать к ненормативной лексике. Лучше всего сдать его на руки родителям и беседовать с ними, в идеале — в присутствии и при посредничестве педагогов. Важно: чужих детей нельзя хватать руками, разве что их поведение угрожает чьей-то жизни или здоровью.

Внутреннее солнце

Многие научные исследования связывают школьную травлю с неблагополучием в семье и экономическим неблагополучием региона. Внутреннее неблагополучие ребенка ищет выхода — и легкой жертвой оказывается сидящий рядом «не такой»: очкарик, нерусский, хромой, жирный, ботан. И если счастливого и любимого ребенка не так просто поддеть, то ребенка несчастливого зацепить легко: он весь — уязвимое место. Счастливый и внимания не обратит на чужие глупости; несчастный взвоет, ринется в погоню — и обеспечит обидчику фейерверк эмоций, которого тот и добивался.

Так что очень хороший способ сделать своего ребенка неуязвимым — это окружить его, как в «Гарри Поттере», мощной защитой родительской любви. Когда ты понимаешь, что тебя можно любить, когда у тебя есть чувство собственного достоинства — тебя не так легко вывести из себя словами «очкарик — в попе шарик»: подумаешь, глупости. Это мама с папой должны вырастить в ребенке вот это внутреннее солнышко: жизнь хороша, меня любят, я хороший и имею право жить и быть любимым. Каждый ребенок — Божье дитя, плод Его любви, в каждом — Его дыхание.

Родители, однако, с раннего детства — из лучших, конечно, побуждений — гасят это внутреннее солнышко, бесконечно попрекая ребенка его недостатками и скупясь на добрые слова. Ребенка стыдят, обвиняют и эмоционально шантажируют, не видя грани, которую нельзя переходить. За этой гранью ребенок понимает, что он ничтожен, он не имеет права жить. Ему бесконечно стыдно за себя, он виноват в том, что он такой. Его глубоко ранят самые безобидные дразнилки. У него уже запущен процесс виктимизации — превращения в жертву.

Спокойствие, только спокойствие!

Сережа хочет вывести Диму из себя. Его радует власть над Димой. Когда Дима бесится, краснеет и орет, Сережа радуется — как будто он взорвал хлопушку: ба-бах — и конфетти летят. Дима не может промолчать. Он стремится стереть Сережу с лица земли. Мама пытается убедить Диму, что не надо так бурно реагировать, что можно отшутиться, уйти, промолчать. Но Диме кажется, что промолчать — не круто: надо врезать как следует, чтобы не сочли слабаком.

С этим тоже можно справляться: скажем, вместе смотреть фильмы о героях и обращать внимание не на те эпизоды, где герой всех бьет, а на те, где от него требуется выдержка и хладнокровие. В этом смысле идеальны фильмы о шпионах и суперагентах. Впрочем, даже Карлсон с его тактиками низвождения, курощения и дуракаваляния — неплохое подспорье.

Культурные нормы требуют, чтобы ребенок был сильным и не давал спуску обидчикам, а цивилизационные — не поощряют насилие; не ударишь в ответ — ты слабак, ударишь — потащат в детскую комнату милиции. Как ни поступи — окажешься неправ. «Если не знаешь, как поступить, поступай по закону», — напоминает старую истину Наталья Науменко.

«У ребенка всегда большой соблазн ответить силой на силу, — замечает психолог Элина Жилина. — Его можно учить не отвечать, физически уходить, игнорировать обидчика. А если отвечать — то на другом уровне. Это трудно, потому что требует довольно высокого уровня самосознания и уверенности в себе. Но можно с раннего возраста учить ребенка видеть, что стоит за поступками другого человека, понимать его мотивы и порой даже пожалеть: ты несчастный, раз так бесишься. Это полезно, особенно если удается добиться не гордой, презрительной жалости, а искреннего сочувствия: как же ему тяжело живется, что из него такая пакость лезет».

Если родители — христиане, у них есть шанс научить ребенка тому, что смирение и кротость — это не слабость, а колоссальная внутренняя сила. Что подставить вторую щеку — это значит показать, что насилие не может тебя уничтожить, что оно никак не вредит тебе, не задевает тебя. Детям бывает трудно это вместить: им ближе «око за око». Родителям еще предстоит вырастить в них эту силу духа — и пока ее нет, ребенка надо учить иначе справляться с оскорблениями.

«Важно донести до ребенка простую мысль: если кто-то говорит о тебе гадости, это не твоя проблема, а его, — говорит Наталья Науменко. — Научить ребенка правильно реагировать на оскорбления, не бросаясь в бой по каждому поводу, быстро не получится. Это кропотливая работа, на нее нужно месяца три-четыре. И иногда бывает нужно изъять ребенка из среды, где его травят. Если нет принятия среды — нельзя работать над самооценкой. Можно забрать ребенка на семейное обучение, на экстернат и вернуть его в школу позднее. Часто бывает, что в травле виноват не ребенок, а среда. Например, классический вариант сказки о гадком утенке — одаренный ребенок в школе в социально неблагополучном районе. Мы, взрослые, можем выбирать для себя среду — можем уволиться с работы, где нас унижают. У детей такой возможности нет. Но мы можем им помочь, подыскав среду, где их будут принимать».

Наконец, с детьми, имеющими опыт травли, опыт незаслуженного страдания, обязательно надо разговаривать — на этом настаивают все специалисты. Может быть, психологическая или психиатрическая помощь понадобится далеко не всем, но всем нужно помочь пережить и переработать этот травматический опыт, чтобы он не искалечил, а сделал сильнее

Гармония и прощение

При подготовке этой статьи мне пришлось прочитать довольно много научных исследований в области школьной травли. Потрясло американское исследование, утверждающее: в 85 % случаев травли окружающие взрослые и дети безучастно наблюдают за ней и не вмешиваются. При этом финские, канадские и другие ученые утверждают: свидетели травли могут кардинально повлиять на происходящее, если не будут отмалчиваться и отсиживаться в сторонке. При этом защищать жертву оказывается не так эффективно, как остановить обидчика. А значит, по-хорошему, своих детей надо учить не только противостоять тем, кто обижает лично их, но и не давать в обиду других, не бросать их наедине с бедой. Помню, как на собрании в первом классе у сына учительница рассказывала: «Я сказала: Алиса, посмотри, ты так плохо себя ведешь, с тобой же дружить никто не хочет. Вот поднимите руки — кто хочет сидеть с Алисой? Никто руку не поднял. И только Саша, самый маленький, встал и сказал: «Я буду дружить с Алисой». Просто урок мне преподал».

Помощь и поддержка друзей помогают снизить виктимизацию у жертв травли. Шведские ученые из Готенбургского университета в Гётеборге опросили повзрослевших жертв школьной травли: что, в конце концов, ее остановило? Два самых популярных ответа: «вмешательство учителя» и «переход в другую школу».

Наконец, обратило на себя внимание гонконгское исследование: сотрудники педагогического факультета Гонконгского университета в качестве профилактики школьной травли предлагают воспитывать детей в духе «ценностей гармонии и прощения на общешкольном уровне, чтобы культивировать гармоничную школьную культуру». Казалось бы, Гонконг вообще не принадлежит к христианской культуре. Но именно там считают нужным учить школьников жить в гармонии с самими собой и прощать других — тому, о чем мы не то что забываем, а даже вовсе не думаем.

Надо учить прощать. Ведь обида и злость живут в оскорбленной душе годами, отравляя ее и не давая подняться. Но как простить — это уже совсем другая тема.

Кого травят

Жертвами постоянной или эпизодической травли становятся около 20-25 % школьников, причем мальчики чаще, чем девочки. Типичная жертва травли — ученик школы в социально неблагополучном районе, ребенок из несчастливой семьи, часто ссорящийся с родителями и подумывающий о побеге из дома. 80  % жертв систематической травли постоянно находятся в подавленном настроении

(По данным исследований, проведенных в Университете Саскачевана, Канада).

Кто травит

Обидчиками чаще других становятся дети, с которыми плохо обращаются дома, подвергают их насилию. Такие дети обычно стараются доминировать над другими. Они чаще своих сверстников, не участвующих в травле, имеют психические проблемы и проблемы поведения, склонны к оппозиционному и вызывающему поведению.

(По данным исследований, проведенных в психиатрической больнице Мехико, Мексика; на факультете психиатрии Рочестерского университета, США; в Институте клинической медицины в Тромсё, Норвегия).

Дети с медицинскими проблемами — группа риска

Отклонения в здоровье делают детей легкой мишенью для сверстников. Чаще других травят детей, страдающих ожирением, но не только их: среди жертв травли — слабовидящие, слабослышащие, хромающие и т. д.

Повышенному риску травли подвергаются дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, с тиками и синдромом Туретта (почти четверть из них травят). Здесь существует порочный круг: чем сильнее у ребенка проявляются тики и чаще истерики — тем сильнее травля; травля усугубляет тики и приводит к более частым истерикам. Еще хуже положение у детей с синдромом Аспергера (проблема аутичного спектра): травле подвергаются до 94 % таких детей. Причины травли примерно понятны: детям трудно даются человеческие контакты, они не понимают правил социального взаимодействия, ведут себя неуместно и кажутся сверстникам глупыми и странными, за что подвергаются остракизму.

(По данным исследований, проведенных на факультете педиатрии Университета штата Вашингтон, Сиэттл, США; в Квинследском университете, Австралия; в Университете штата Нью-Хэмпшир, Дарэм, США).

Травля вредит здоровью и успеваемости

22  % учеников средних классов жалуются на снижение успеваемости из-за травли.

Жертвы травли в 2-3 раза чаще страдают головной болью и болеют. У всех участников травли — и обидчиков, и жертв, но особенно у жертв — значительно выше уровень мыслей о самоубийстве и самоповреждении, чем у их благополучных сверстников. Мальчики, подвергающиеся травле, наносят себе физические повреждения в четыре раза чаще, чем те, кого не травят.

(По данным ABC News; Национального центра исследования самоубийств, Ирландия; Уорикского университета, Великобритания; Национального альянса психических болезней NAMI, США).

Долгосрочный эффект травли

Хотя мальчики оказываются в ситуации травли в два с лишним раза чаще, чем девочки, долгосрочный эффект оказывается более тяжелым у девочек. У них чаще, чем у мальчиков, развивается посттравматическое стрессовое расстройство — реакция организма на психическую травму. Таким расстройством страдают жертвы терактов, ветераны, пришедшие с войны, люди, пережившие войны, геноцид, природные катастрофы. Клиническая симптоматика этого расстройства наблюдается примерно у 28 % мальчиков и 41 % девочек, которых травили в школе.

Девочки, побывавшие в роли жертв, во взрослом возрасте чаще лежат в психиатрических клиниках и принимают нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты, причем это никак не зависит от того, были они психически здоровы на момент начала травли или нет.

Травля в школе, как и домашнее насилие, увеличивает риск возникновения у жертвы пограничного расстройства личности.

Жертвы школьной травли независимо от их пола вдвое чаще сверстников подвергаются побоям во взрослом возрасте.

(По данным исследований, проведенных в Университете Або, Финляндия; Университете Ставангера, Норвегия; Институте клинической медицины в Тромсё, Норвегия; совместного исследования Уорикского университета, Великобритания, мюнхенского Университета Людвига Максимилиана, Германия и Гарвардского университета, США).



Просмотров