Консультация на тему: Стили воспитания в семье. Стили воспитания детей в семье. Проверьте себя!

Стиль воспитания – стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком, характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых, количеством запретов и т.п.

Т.Л. Кузьмишина с соавторами отмечает, что «в отечественной и зарубежной психологии широко представлены работы, описывающие многообразие типов семейного воспитания. В подобных исследованиях типологии основаны на авторских критериях. В связи с этим практически невозможно вывести единую классификацию стилей семейного воспитания».

В этом исследовании использовалась шкала, которая оценивает родительские стили, то есть размеры неотложности и отзывчивости, посредством выражений самоотчета. Каждая шкала состоит из 12 предметов, типа Ликерта - 5 очков. Семьи подростков характеризовались своей семейной конфигурацией и количеством работников, из медицинских записей, зарегистрированных в Муниципальном управлении социальной помощи Ассис.

Данные были собраны в Секретариате муниципального социального обеспечения, в частности, на средствах Программы по борьбе с подростками, которые в среднем обслуживают 100 подростков в день. Для представления исследовательского предложения было проведено совещание со всеми подростками, когда цели были уточнены и были приглашены приглашения принять участие в исследовании. Те, кто принял это приглашение, получили бесплатную и информированную форму согласия, которую они читали и подписывали, а также чтобы родители разрешали и ратифицировали участие в исследовании.

1. Классификация стилей семейного воспитания Дж. Болдуина. Американский психолог Джеймс Мартин Болдуин на основе критериев: родительский контроль, родительские требования, способы оценки, эмоциональная поддержка, выделил два стиля родительского воспитания.

Демократический стиль характеризуется высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим – верой в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Характеристика семейств подростков проводилась в первый момент посредством документального анализа. Участвующим субъектам было предложено ответить на инструмент - масштаб реагирования и требования - в котором они должны оценивать обоих родителей отдельно.

В случае комбинированных баллов к каждому из них были добавлены предметы, касающиеся родителей и матерей. Индексы внутренней согласованности, полученные при анализе шкалы спроса, составляли: 0, 85, для комбинированных отцов и матерей; 0, 87 для родителей; 0, 91 для матерей. Индексы внутренней консистенции, полученные при анализе шкалы чувствительности, были: для комбинированных отцов и матерей - 0, 85; для родителей 0, 86, а для матерей - 0. Найденные индексы можно считать адекватными для проведенных анализов.

Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.



Дж. Болдуин исследовал детей обеих групп и детей со смешанным стилем воспитания. Дети в семьях с демократическим стилем характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками. Но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания ребенку присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Согласно Вагнеру, Фальке, Сильвейре и Мосманну, эталонная цифра для детей - это тот, кто играет роль наложения ограничений, авторитета и реальности, а также накапливает функцию ухода и эмоциональности. Можно отметить, что, сравнивая измерение материнского спроса, мальчики на среднем уровне выше, чем девочки. Тем не менее по отношению к этому требованию, оценивая отца, можно видеть, что с мальчиками родители считаются более требовательными, чем с девочками.

При анализе измерения отклика для матери и отца, отдельно, можно видеть, что матери девочек представляют средний балл 36, 2 и матерей мальчиков, 40. Что касается отцовской реакции, для девочек, Средний балл составлял 24, 2, а для мальчиков - 30, 7. Затем отмечается, что у матерей более высокие баллы, как неотложные, так и отзывчивые, по отношению к детям. Данные согласуются с исследованиями Пачеко, Сильвейры и Шнайдера и исследованиями Тейшейры и др. Который пришел к выводу, что.

2. Классификация стилей семейного воспитания Г. Крайга. Автор предлагает классификацию стилей родительского воспитания, выделенные на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты.

Авторитетный стиль предполагает высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии своих детей, теплые отношения с детьми. Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

Эти результаты могут подтвердить более близкую близость матери к детям, как указывалось в предыдущих исследованиях, в которых матери, по-видимому, очень вовлечены в образование и развитие своих детей, вытесняя во многом родительское участие. Хотя в культурном плане роль введения правил и ограничений связана с мужской фигурой, на практике, как показывает настоящее исследование, именно мать взяла на себя эту роль. Подчеркнула важность межличностного общения в подростковом возрасте, отметив, что мамы, помимо того, что участвуют в роли ограничения прав на своих детей, также рассматривались подростками исследования как лицо, с которым они больше всего общаются и ведут диалог, во взаимодействии семьи.

Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем: родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Однако, когда данные анализируются в связи с требованием и реагированием по полу, в обоих измерениях имеются более высокие оценки для мальчиков. Девочки воспринимали более низкие материнские и отцовские требования и отзывчивость, чем мальчики. Что касается измерения чувствительности, то в этом исследовании были получены те же результаты, что и в исследованиях Рейхерта и Вагнера, то есть в этом измерении родители больше реагировали на своих детей, чем на своих дочерей.

Иными словами, настоящее исследование обнаружило в измерении спроса расхождение литературы, поскольку родители, в восприятии подростков, более требовательны по отношению к мальчикам, чем к девочкам. Такое несогласие может быть связано с конкретными характеристиками субъектов этого исследования, то есть подростки участвуют в социальных программах, проживают в критических областях с высокой социальной уязвимостью, в местах, где преобладает наркомания, среди других факторов, которые порождают риск. В результате, возможно, родители предъявляют больше требований к мальчикам, поскольку основные жалобы и направления в Социальные программы исходят из мужского пола, что подтверждается числом девочек и мальчиков, изученных здесь.

Индифферентный стиль – с низким уровнем контроля и холодными отношениями: родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

3. Классификация стилей семейного воспитания Д. Элдера. Автор на основании уровня родительского контроля и давления на ребенка выделяет семь стилей общения и взаимодействия родителей с детьми подросткового возраста.

Такое расхождение данных также можно отнести на счет большего сосуществования мальчиков с отцовской фигурой. Эта проблема рассматривается Вагнером и др. И Замберлан и Бьясоли-Алвес, которые обсуждают важность родительской фигуры в родительских отношениях, поскольку отец представляет собой дисциплину, авторитет и моральные ценности ребенка.

Для родителей, матерей и т.д. были сделаны сравнения: Родительские стили должны быть проигнорированы для тех случаев, чьи баллы идентичны медианным значениям для материнской, отцовской и комбинированной реакции и материнских, отцовских и комбинированных потребностей.

Автократичный стиль отличается полноправной властью родителей над детьми, без необходимости обсуждать или объяснять свои решения, и слабым контролем за поведением детей. Родители могут навязывать свою волю и подчеркивают некомпетентность детей в различных аспектах.

Авторитарный стиль оставляет за родителями власть и право принятия решений, но допускает для подростка возможность высказывания своего мнения и точки зрения, но без права голоса.

Таким образом, результаты представлены в таблице 3. Почти половина девочек считали матерей небрежными, в то время как почти половина мальчиков приписывали его как авторитетные. По отношению к отцу оценки были представлены одинаково, т.е. большинство девушек оценивали их как небрежные, тогда как большинство мальчиков оценивали их как более авторитетные.

Совокупные результаты для отца и матери по полу соответствовали той же схеме, так что респонденты, 10 классифицированных родителей, как небрежные, и 15 респондентов считали их авторитетными. Для объяснения таких результатов можно выдвинуть в качестве гипотез тот факт, что девочки представили меньшее сосуществование с фигурой отца, чем мальчики. Кроме того, тот факт, что мальчики больше подвержены факторам риска, чем девочки, как обсуждалось ранее. Однако подтверждение этих гипотез требует дальнейших исследований.

Демократичный стиль предполагает совместное обсуждение важных решений родителями и детьми.

Эгалитарный стиль характеризуется абсолютным равноправием родителей и ребенка, предполагает, что родители и дети не только в равной мере участвуют в принятии решений, но и несут одинаковую ответственность за них.

Разрешающий стиль встречается у родителей, которые склонны предоставлять ребенку довольно много свободы, требуя от него ответственности за поступки.

Статистического значения между полами в четырех родительских стилях не было. Уточнение инструмента для оценки воспринимаемой отзывчивости и родительского спроса в подростковом возрасте. Психологическая оценка, 3, 1. Общение в семьях с детьми-подростками.

Психология в учебе, 7, 75. Семейные взаимодействия: экологическая реляционная перспектива. Замберлан, Семейные взаимодействия: теория, исследования и интервенции. Авторитетный термин исходит из первоначального авторитетного термина, переведенного бразильскими исследователями. Условия, соответствующие требовательности и отзывчивости, соответственно, в оригинале на английском языке.

Попустительский стиль характеризуется тем, что родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий и зачастую ведут себя непоследовательно, наказывая и поощряя ребенка иногда за одни и те же поступки.

Игнорирующий стиль , характеризуется отсутствием интереса родителей в отношении ребенка, его дел. Отсутствие родительского внимания выглядит так, как будто взрослых мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам.

Чтобы мы могли проанализировать виды опеки, представленные в бразильском законодательстве, мы должны сначала понять, откуда они взялись, дифференцировать институты «семейной власти» и «опеки». В дополнение к этому правовому положению статья 579 того же правового документа очень защищает прерогативы семейной власти при роспуске супружеского общества или стабильного союза, заключенного между родителями, не изменяя прав и обязанностей родителей в отношении детей, и должны осуществляться совместно между ними, независимо от существующего семейного положения.

4. Классификация стилей семейного воспитания Л.Г. Саготовской. В основу данной классификации легли критерии эмоциональности и личной включенности родителей в отношения с детьми. Автор выделяет 6 типов отношений родителей к детям:

1) чрезвычайно пристрастное отношение, уверенность, что дети – главное в жизни;

2) безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам;

То же самое относится к осуществлению власти, насколько это возможно, для извлечения из юридического текста. Развод не изменит прав и обязанностей родителей в отношении их детей. Новый брак любого из родителей или обоих лиц не влияет на права и обязанности, изложенные в настоящей статье.

Поэтому, как можно извлечь из текста закона, приведенного выше, а также из доктрины, семейная власть всегда делится между родителями, защищая таким образом детей, рожденных вне брака или постоянства стабильного союза, поскольку Такого обвинения не присуще сожительству супругов или партнеров.

3) эгоистическое отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи;

4) отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности;

5) отношение к ребенку как помехе в карьере и личных делах;

6) уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей.

5. Классификация стилей аномального семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллера. Различия между данными стилями выражаются в эмоциональной включенности родителей в жизнь ребенка, степени контроля и заботы, понимании родителями содержания детских возрастных и индивидуальных потребностей.

В том же смысле мы можем привести понимание Люсии Кристины Гимарайнш Декаше, которая тем самым развивает тему. После этого предварительного о семейной силе, имеющего большое значение в настоящей работе, мы начинаем анализировать охрану. Понимание доктрины и законодательства заключается в том, что охранник имеет право уменьшить семейную власть родителя, который его не задерживает, но никогда не прекращает его, поскольку он является всеобъемлющим институтом, который не ограничивается контактом с самый низкий, охватывающий все родительские права и обязанности, позволяя родитель опекун не всегда прибегают к судебной, когда они понимают, что осуществление родительских прав не является удобным в интересах спасенных.

1. Гипопротекция – недостаток опеки и контроля над поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка.

По словам Сильваны Марии Карбонеры, акты содержания указывают на то, что кто или что охраняется, имеет по крайней мере две основные характеристики: драгоценность и хрупкость. В тот момент, когда отношения родителей нарушаются или в тех случаях, когда он никогда не существовал, родители перестают выполнять родительские функции вместе, и необходимо создать охранительный способ для обеспечения эффективности поиска лучших Интересы ребенка.

Таким образом, любой вопрос, связанный с содержанием под стражей и заботой о несовершеннолетних, должен быть привлечен к ответственности, независимо от того, согласны ли родители. Наконец, чтобы рассмотреть любую форму содержания под стражей, необходимо заметить, что возникает вопрос, когда общее заключение под стражей прекращает свое существование и больше не возможно из-за отношения супружеской пары, в том числе, если на то пошло,, Парни, у которых были дети в постоянстве этих отношений или даже у тех, у кого даже не было отношений, и чей ребенок является результатом случайных сексуальных отношений, - тогда необходимо и в наилучших интересах ребенка определить, как из С этого момента охранник будет реализовываться, с акцентом, всегда направленным на лучшую заботу о потомстве.

2. Доминирующая гиперпротекция – обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя.

3. Потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы.

Завершая этот предварительный вопрос, мы начали анализировать виды содержания, содержащиеся в действующем Гражданском кодексе. Пункт 1. Это понимается под односторонним попечительством, приписываемым одному из родителей или заменяющему его, а также путем совместного содержания под стражей, совместной ответственности и осуществлению прав и обязанностей отца и матери, которые не живут под одной крышей, в отношении К семейной силе обычных детей.

§ 2 Односторонняя охрана будет назначена родителям, которые выявляют лучшие условия для ее осуществления и, объективно, больше возможностей предоставить детям следующие факторы. В этом смысле это позиция, принятая судами, следующим образом. С другой стороны, психологическое исследование показало важность присутствия матери в жизни ребенка и отсутствие чувства радости. Однако отсутствие в этом случае имеет серьезную причину, оправдывающую изменение уже консолидированной фактической ситуации. Утверждение, что несовершеннолетний будет проживать в доме бабушки по отцу и что родитель поселился в другом адресе, который не подтвержден.

4. Эмоциональное отвержение – игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы.

5. Повышенная моральная ответственность – не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни – все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов.

Т.Л. Кузьмишина с соавторами подчеркивают тот факт, что некоторые авторы дают стилям семейного воспитания одинаковые названия, но расшифровывают их по-разному. В связи с этим важно отметить, что при изучении семьи основной задачей психологов и педагогов является выявление специфики содержания внутрисемейных отношений, а не именование стилей или типов родительского отношения. Этот тезис подтверждает В.С. Мухина, «В реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль и многое другое. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Стили семейного воспитания

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Отношения родителей и детей принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка.

Конечно же, сколько людей -- столько и мнений, а соответственно и стилей воспитания. В педагогике принято выделять четыре стиля воспитания детей: диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Каждый из них имеет свои результаты, и свои последствия, когда речь идет о формировании личности ребенка.

Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания -- здоровье ребенка, его счастье и благополучие. Все зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создать счастливую семейную жизнь.

Можно выделить несколько уровней развития сознания родителей: 1) воспитание через уход за ребенком; 2) интуитивный подход к воспитанию (минимальное количество осознанных принципов воспитания у родителей); 3) воспитание у детей привычек и навыков; 4) воспитание, основанное на общих принципах (родители опираются на усвоенные ими принципы воспитания).

Представления родителей о воспитании могут быть определены так:

1) неделимое представление;

2) властолюбивое представление (родители подчеркивают свой авторитет и стремятся подчинить детей себе);

3) нормативное представление (родители стремятся привить ребенку следование правилам или нормам общежития);

4) представление о необходимости общего руководства воспитанием детей (основными методами воспитания родители считают беседы и советы с детьми)

Демократический стиль -- родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Сотрудничество - это способ построения отношений в семье, основным принципом которого становится объединение общими целями и задачами, совместной деятельностью, взаимной поддержкой во всех сферах, в том числе и в эмоциональной. Отправная точка воспитания в данном случае - слово "мы". Ребенок имеет достаточно самостоятельности, но рядом всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, растолковать, успокоить. Членов таких семей объединяют общие ценности, семейные традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге, совместная деятельность.

Авторитарный стиль -- все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Родитель-диктатор стремится дать ребенку «лучшее». Он хорошо кормит и одевает его, позволяет ему играть с другими детьми. В общем и целом, дает всё, что нужно для «нормальной» жизни. Всё, кроме поддержки и любви. Живя с родителями-диктаторами, дети выбирают одну из тактик: бегут или борются.

Когда дети выбирают бегство, они, обычно, уходят в себя, хотя внешне проявляют покладистость и послушание. Но в душе у них всё кипит. Рано или поздно пар вырвется наружу. В другой ситуации «беглец» может сломаться и пойти на отчаянный шаг, так как не в состоянии более выносить создавшуюся ситуацию. В лучшем случае он убежит из дома, в худшем - покончит жизнь самоубийством.

Если ребенок решит «бороться», его гнев выливается наружу. Он жалуется, обижается, огрызается, даже набрасывается на обидчика с бранью и угрозами

Дети, страдавшие от авторитарного стиля воспитания, чаще всего решают, что своих-то отпрысков они будут воспитывать совсем по-другому. Отчасти это правильно, но в таком случае можно впасть в другую крайность: противоположный тип отношений - вседозволенность. «Меня родители не любят, - можно услышать от ребенка, растущего в подобной семье, - потому что все разрешают». Такие родители забывают о себе - своих нуждах, интересах. А любое желание «маленького императора» выполняется беспрекословно. Очень быстро ребенок учится манипулировать взрослыми, заставляя их выполнять любое желание.

Попустительский стиль -- ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Гиперопека - это система отношений в семье, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Результат в этом случае легко предсказуем - формируется эмоционально незрелая, капризная, эгоцентричная, требовательная личность, неприспособленная к жизни. С другой стороны, гиперопека может способствовать развитию ипохондрических тенденций. Задерганный с детства чрезмерной заботой, ребенок сам начинает ощущать себя бессильным в любой ситуации, требующей от него действия или принятия решения. Бывает и наоборот: приближаясь к подростковому возрасту, ребенок чувствует потребность избавиться от излишней опеки, что в итоге приводит к бунту, ярким проявлениям эмансипации и протестному поведению.

Невмешательство - это система взаимоотношений в семье, строящаяся на признании целесообразности независимого существования взрослых и детей. Ребенок предоставлен сам себе. Родители, опирающиеся на этот стиль воспитания, полагают, что он способствует развитию самостоятельности, ответственности, накоплению опыта. Совершая ошибки, ребенок вынужден сам их анализировать и исправлять. Но этот метод грешит вероятностью развития в ребёнке эмоциональной отчужденности, в том числе и от родителей. Не получивший нужной доли родительской заботы, такой ребенок чувствует себя слишком одиноким, недоверчивым, зачастую излишне подозрительным. Ему трудно доверить какое-то дело другим людям. Он все старается сделать сам.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) -- это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности -- потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

"Сотрудничество" признается наиболее эффективным типом воспитания все большим количеством психологов и педагогов. Но на практике, в семьях, как правило, сталкиваются разные стили воспитания, создавая напряженность и неблагоприятно влияя на развитие ребенка.

В плане воспитания выделяют 5 видов власти, характеризующих отношения между ребенком и взрослыми в семье:

Власть вознаграждения -- ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. За социально одобряемым и ожидаемым поступком следует награда, за социально порицаемым -- наказание.

Власть принуждения -- в основе ее лежит жестокий контроль над поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (либо словесному -- угроза, либо физическому).

Власть эксперта -- основана на большой компетентности и родителей в том или ином деле (социальная или профессиональная компетентность).

Власть авторитета -- в ее основе лежит уважение одного из родителей, который является образцом -- носителем социально одобряемого поведения.

Власть правила -- единственная форма внеличностной власти, носителем и истолкователем правил поведения для ребенка являются взрослые, и в частности, родители.

2. Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей

На всех этапах развития ребенка в семье, как на него самого, так и его родителей оказывают постоянное воздействие различные факторы социальной среды. Одни из них оздоровляют воспитательную функцию семьи, другие оказывают на нее дестабилизирующее воздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружения. Познание факторов, их порождающих, позволяет полностью или частично устранить дискомфорт общения детей в семье, оздоровить ее микросреду. Среди общих факторов B.C. Торохтий выделяет следующие:

1. «Образ мыслей» семьи.

Он отражает социально-психологический аспект образа жизни семьи и имеет свои особенности.

Во-первых, вся система ценностей, установок, потребностей и мотивов семьи ориентирована на реальные возможности ее жизнеобеспечения. Образ мыслей семьи во многом определяется условиями жизни. Во-вторых, сформированная со временем способность адаптации целей, установок, ценностных ориентации семьи к реалиям внешней жизни, влияющих на психику каждого ее члена. В-третьих, готовность к жизненным изменениям, профессиональной деятельности обоих супругов.

2. «Образ общения» семьи.

Он отражает социально-психологический аспект образа жизни семьи. У него также есть свои особенности: Во-первых, особая межличностная коммуникация, имеющая особую значимость в силу личностно-интимного значимого характера общения. Во-вторых, открытость семейной коммуникации социальной среде обитания, выраженность собственных семейных интересов.

В-третьих, неформальность отношений между членами семьи. В-четвертых, особая развитость таких механизмов как эмпатия, идентификация, педагогическая рефлексия. В-пятых, особая значимость отношений с родителями.

3. Отношение социальной среды к семьям.

Оно неоднозначно, нередко отличается противоречивостью, а порой и неадекватностью реальных притязаний и ожиданий. В одних случаях у ребенка формируется уверенность в возможности решения сложных жизненных задач, а в других -- неуверенность в себе, своих родителях.

4. Традиции нации, народности, края (места) проживания семьи.

В такой стране, как Россия, где проживает свыше 100 национальностей, членам семьи приходится приобщаться к особенностям культуры, нравов, обычаев, языка, наречий различных наций и народностей. Традиции семьи, края (места) жительства семьи усваиваются в виде представлений об общечеловеческих ценностях, правилах и нормах поведения. Родители и дети, сохраняя общие черты культуры своей нации, народности, усваивают отчасти духовные ценности национальной социальной среды.

5. Традиции семьи.

Представляя культурное наследие, нормы и правила поведения выступают одним из средств формирования у детей высоких нравственных качеств.

6. Интеллектуальный уровень учащихся школ, групп, классов, в которых учатся дети.

Он разнообразен, и его диапазон довольно широк. От него во многом зависит успех воспитания, который не определяется в абсолютных величинах, а всегда оценивается с помощью сравнения.

Исследования показывают, что конструктивность воспитательного процесса в семье, в большей мере определяют частные факторы. К ним относят следующие:

* представления родителей об эталоне воспитанной личности;

С эталоном воспитанной личности многие родители связывают не столько цельный образ -- разносторонний профиль личности, сколько различные обобщения определенных качеств. Причем предпочтение отдается группе нравственных качеств. Имея общее представление о воспитании детей, родители более обстоятельно познают его содержание чаще намного позднее рождения ребенка. В таком случае эталон воспитанной личности представляется родителям нередко как проекция опыта собственного воспитания. Данный эффект определяет все последующее развитие знаний, отношений и установок родителя на процесс воспитания.

* предрасположенность к полу ребенка в семье;

В семье существует определенная специфика отношений к полу ребенка. Суть ее состоит в том, что отцу всегда ближе сын, а матери -- дочь.

* педагогическая культура общения родителей;

Она предполагает усвоение системы знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях, наличие у людей знания о психологических последствиях для другого человека той или иной формы поведения.

* мотивы рождения ребенка;

Каждая нормальная семья рано или поздно стремится осуществить важнейшее свое предназначение -- рождение и воспитание одного или нескольких детей. Однако к такому решению супруги приходят, руководствуясь собственными, многообразными мотивами: стремление стабилизировать отношения между собой; действовать как все; рассматривают воспитание наследника как цель жизни; желание не выделяться среди других; стремление обеспечить себе заботливую старость; возможность получения дополнительных льгот; желание удостовериться в своих способностях; стремление привязать жену к дому. Доминирующая среди супругов мотивация рождения ребенка определяет впоследствии и их отношение к воспитанию.

* установки супругов на воспитание детей.

Установки представляют своего рода готовность действовать тем или иным образом, они указывают, что каждый из супругов не только отражает окружающую действительность, но и эмоционально переживает ее, осмысливает и предпринимает определенные действия для воплощения ее требований в психических свойствах и качествах ребенка. Они обозначают субъективные ориентации индивидов как членов малой социальной группы по отношению к тем или иным объектам, людям, ценностям, обусловливающим определенные (нравственные, этические, физические, половые, правовые и др.) нормы поведения своих детей.

* уровень притязаний родителей к ребенку.

Под ним понимается уровень трудности воспитательных задач, которые выбирают супруги, на осуществление которых они претендуют. Это конкретный результат, который родители собираются получить, приступая к воспитанию дочери или сына. Уровень притязаний зависит от сопоставления результатов воспитания ребенка с нормативными достижениями референтной личности, от самооценки и личностных особенностей. Кроме вышеназванных частных факторов воспитания существуют и такие, как: преобладающее в семье настроение, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и юмору, тип личности и поведения родителей.

3. Семейные правила

- Пример всегда более показателен, чем слова

Дети всегда перенимают стиль поведения родителей, стиль взаимоотношений между папой и мамой, на улице, с друзьями, в магазине. Если папа или мама, предположим, хамят в магазине, то, как бы часто не звучали слова о том, что это делать нехорошо, дети будут хамить.

- Последовательное воспитание

Если что-то запрещается, то это запрещается всегда, независимо от настроения родителей, от того - больны или здоровы. Причем правила не должны быть спущены ребенку сверху: их обязательно необходимо проговорить с ребенком и договориться соблюдать.

- Гласность и свобода

Пусть каждый член вашей семьи, как бы мал он ни был, мог сказать все, что он думает и не только по поводу радужных моментов, но и тех проблем, которые он испытывает сам или видит в семье.

- Уважение ко всем членам семьи

Учите ребенка обращать внимание на свои чувства, настроения, желания, работу и нужды. Учите его уважать и ваши права на свободное время. Родители также достойны любви и заботы, как и дети.

- Конструктивный подход к проблемам

Учите детей не только высказывать свое недовольство, критику и т.п., но и стараться дать совет или предложить свое разрешение проблемы.

Несколько основных правил, которые нельзя нарушать родителям, если для них важнее не собственные принципы, а интересы ребенка.

1. Не выяснять отношения при ребенке, либо, если это невозможно, быть осторожнее в проявлении чувств и выражений.

2. Не допускать при детях высказываний, которые могут подорвать авторитет второй половины в его глазах: "Ты плохой отец, это из-за тебя..."

3. Обвинительные фразы, обращенные к супругу или к супруге: "Это плоды твоего воспитания" - могут вызвать в ребенке чувство вины, способствовать развитию заниженной самооценки, поэтому от них лучше отказаться.

4. Если родитель очень сильно раздражен, стоит отложить по возможности воспитательные дискуссии, рассказать о своих чувствах и, уединившись, постараться успокоиться. Все переговоры, все решения должны приниматься только в уравновешенном состоянии.

5. Лучше одна общая линия воспитания, чем несколько эффективных, но противоречащих друг другу. семейное воспитание власть

6. Стол переговоров - оптимальный способ понять друг друга и выработать единую линию воспитания.

7. Педагогический ликбез - книги и журналы по педагогике и психологии - могут стать хорошим подспорьем при обсуждении методов воспитания.

8. Не стоит бояться обращаться к специалистам, если в вашей семье возникли проблемы. Многолетний опыт и объективный взгляд специалиста поможет вам найти неожиданный выход из ситуаций, которые кажутся тупиковыми.

9. Помнить, что залог эффективного воспитания ребенка - это любовь к нему, заинтересованность в нем и согласие между всеми членами семьи.

Список используемой литературы

1. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. 2006.

2. Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. 1996.

3. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. 1993.

4. Воспитание с любовью и логикой. 1995.

5. Грибанова Н.В. Стили семейного воспитания.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль семьи в обществе. Авторитарный, демократический и попустительский стили семейного воспитания. Сущность и содержание психологической функции семьи. Подготовка беседы с родителями о половом воспитании. Специфика воспитания ребенка в многодетной семье.

    реферат , добавлен 01.02.2016

    Характеристика ошибок воспитания, вызванных мотивацией родителей. Распространенные стили семейного воспитания. Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания. Родительские директивы как проявление ошибок в семейном воспитании.

    реферат , добавлен 13.05.2010

    Семья как институт социализации личности. Формы родительского отношения и стили семейного воспитания (демократический и контролирующий). Сотрудничество, как тип взаимоотношений в семье. Условия формирования позитивной самооценки дошкольника в семье.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2015

    Характеристика воспитательного процесса в семье. Типы, стили и факторы воспитания и функции семей. Особенности и трудности воспитания детей в полной и неполной семье. Проблемы детско-родительских отношений и благополучие ребенка, рекомендации родителям.

    дипломная работа , добавлен 07.08.2010

    Семья как малая социальная группа. Стили семейного воспитания: гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жесткие взаимоотношения, повышенная моральная активность. Методы воспитания. Особенности физиологического и психологического развития подростков.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2011

    Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания, опытно-экспериментальный анализ их влияния на развитие личности ребенка. Семья как социальный институт, ее функции. Тест-опросник родительского отношения по методике А.Я. Варга и В.В. Столина.

    курсовая работа , добавлен 31.07.2010

    Семья как институт социализации. Основные стили семейного воспитания. Психологическая деформация семьи как главный фактор девиантного поведения подростков. Причины употребления психоактивных веществ. Особенности девиантного поведения детей и подростков.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Функции и стили семейного воспитания, его роль в процессе социализации ребенка. Характеристика двигательной, эмоциональной, образной, словесно-логической, произвольной памяти. Формирование психологической установки на общение с окружающими по Т. Харрису.

    контрольная работа , добавлен 29.10.2012

    Обзор литературы с целью выявления особенностей личности младшего школьного возраста, влияния семейного воспитания на ее развитие. Семейное воспитание как условие формирования застенчивости у детей школьного возраста. Анализ стилей семейного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2012

    Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением слуха. Оценка влияния семейного воспитания и межличностных отношений в семье на формирование самооценки детей с недостатками слуха. Роль сурдопсихологии в работе со слабослышащими детьми.



Просмотров