К принципам административного права не относится. «Управление и Оптимизация Производственного Предприятия

Принцип законности является основополагающим принципом не только административного права, но и правового государства. В англосаксонской системе выглядит как принцип господства права («государство располагает соответствующими гарантиями, защищающими разумные интересы индивида»). В соответствии с этим принципом все действия администрации относительно гражданина должны быть урегулированы или предписаны законом.

В континентальной системе принцип законности конкретизируется через ряд принципов – принцип верховенства закона, принцип основанности на законе или принцип оговорки (в смысле оговоренности) в законе.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина . Этот принцип устанавливает не только границы действия норм административного права, но и цели деятельности публичной администрации. Административно-правовое регулирование допустимо, если оно не нарушает прав и свобод человека и гражданина. Вторжение, вмешательство в сферу этих прав возможно только на основании предписания в законе и должно быть разумно обоснованным. Естественные права человека носят абсолютный характер, а полномочия администрации – относительный и обусловлены конкретными, специально указанными обстоятельствами.

Некоторыми учеными выдвигается как отдельный принцип, некоторыми описывается в составе предыдущего – принцип пропорциональности или соразмерности . На гражданина могут накладываться только те обязательства, которые необходимы для достижения публичной цели, и административные меры должны быть соразмерны с той целью. Следует выбирать наименее обременительные для человека меры.

Принцип недискриминации или равенства граждан в отношениях с исполнительной властью.

Принцип правовой стабильности (принцип правомерности и принцип правовой определенности ). Правовое регулирование должно быть стабильным, не изменяться постоянно, должны учитываться все действующие нормативные предписания. Администрация также не может отказаться от установленной ею правовой практики. Изменения должны быть обоснованными.

Принцип разумности и необходимости обосновывается самой природой деятельности исполнительной власти как деятельности управленческой.


См.: Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985. С. 115.

Высшая группа: действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса; главная группа: государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса; ведущая группа: советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса; старшая группа: референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса; младшая группа должностей: секретарь государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса.

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и публичными интересами или законными интересами граждан, организаций.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными . Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет , если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет.

Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ.

Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения устанавливается Правительством РФ.

Maurer H. Указ. раб., с.15.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Принципы административного права [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Административное право является той отраслью права, которая базируется на четко сформулированных принципах, направленных на регулирование бесперебойной работы государственного аппарата. Анализ действенности принципов административного права позволит усовершенствовать нормативно-правовую составляющую государственного управления и облегчить выполнение государством его ключевых функций.

Прежде чем обратить свое внимание на трактовку принципов административного права, необходимо определиться что же такое принцип в рамках правовой науки в целом. В современной правовой науке под принципами права принято понимать закрепленные в праве руководящие идеи, определяющие характер, основания и объем правового регулирования общественных отношений.

Принципы права подразделяются на общие, характерные для права в целом, и отраслевые принципы, отражающие особенности отраслевого правового регулирования.

Разобравшись с общим понимание принципов права, нужно обратиться к пониманию принципов административного права в современной науке.

Понятие принципов административного права

Принципы административного права выражают его сущность, основные идеи, требования. Отражая объективные закономерности и тенденции развития общества и государства, принципы административного права есть понятия субъективные. Являясь выражением публичного интереса, они находят свое закрепление нормативными правовыми актами, в которых всегда звучат отголоски государственной идеологии, царящей в данный конкретно исторический момент .

Правовые принципы, на которых базируется административное право, служат правовыми стандартами организации и функционирования всей системы государственного управления, деятельности органов и должностных лиц всех ветвей власти.

Классификация принципов административного права

На основе теоретически обоснованных научно-правовых положений выводятся базовые принципы современного административного права демократического государства. К их числу можно отнести систему принципов административного права представленную на рисунке ниже.

В теории административного права выделяются различные группы принципов, всю совокупность которых ученые классифицируют по ряду оснований. В качестве примеров можно привести следующее:

  • В.А. Юсупов считал, что принципы административного права подразделяются на общие принципы отрасли и принципы институтов
  • Ю.Н. Старилов выделял конституционные и организационно-функциональные принципы административного права .
  • Б.Н. Бахрах выделял эффективность, законность, гуманизм, федерализм, взаимную ответственность государства и личности, как основные принципы административного права.

В современном административном праве наиболее перспективной является классификация предложенная Б.Н. Бахрах. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Принцип эффективности административно-правового регулирования и административного управления означает, что действие административного права основывается на необходимости достижения определенных и существенных для государства целей.

Принцип законности административного права состоит в том,.что субъекты управленческих отношений должны сообразовывать свою деятельность с требованиями законно установленных административно-правовых норм исходя из их административно-правового положения.

Принцип гуманизма административного права состоит в полном и безоговорочном признании приоритета общественных ценностей.

Принцип взаимной ответственности государства и личности состоит в том, что законом гарантируется защита человека и гражданина от всевозможных нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти и должностных лиц.

Принципы административного права получили свое закрепление и выражение в многочисленных нормах законодательства.

Литература

  1. Агапов А.Б. Административное право – М.: Юрайт, 2015
  2. Бахрах Д. Н.Административное право. – М.: Норма, 2015
  3. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права – М.: Норма, 2002. Т. 1
  4. Юсупов В.А. Теория административного права. М., 1985.
  5. Cистема и принципы административного права // [Электронный ресурс] Режим доступа:

Принципы административного права - это основополагаю­щие идеи, установления, выражающие объективные закономер­ности организации и формирования государственной власти в целом (а также исполнительной власти в особенности), опре­деляющие научно обоснованные направления реализации компе­тенции, задач и функций государственных управленческих ор­ганов по осуществлению управленческих функций (в том числе и контрольно-надзорных полномочий).

Административное право строится на таких принципах , кото­рые свойственны:

1) организации государственного управления и местного са­моуправления (принципы так называемого "организацион­ного" административного права);

2) функционированию государственного управления и местного самоуправления (принципы государственной и муниципаль­ной службы);

3) процессу управления (управленческим процедурам), т.е. про­цессу совершения административных действий;

4) административно-юрисдикционному процессу;

5) судебному процессу по защите прав и свобод граждан от действий и решений публичного управления, от нарушений прав и свобод граждан.

Конституционные принципы административного права:

1. Принцип законности. Этот принцип можно назвать также принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, устанавливающими организацию и функционирование исполнительной власти, государственного управления, деятельность государственных служащих, обеспечение прав и свобод граждан.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия и правовой защиты. Права и свободы человека и гражданина являются наивысшей ценностью. Обладание правами и свободами обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. При этом отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, которая есть сочетание взаимных прав и обязанностей.

3. Принцип единства системы государственной власти, раз­граничения предметов ведения между Российской Федераци­ей и субъектами Российской Федерации. Этот принцип иногда называют принципом федерализма. Административное право рег­ламентирует организацию государственной власти в РФ, устанав­ливает единую систему органов государственной власти, которые в свою очередь состоят из множества государственных должнос­тей. Государственная власть в Российской Федерации едина, так как ее единственным источником согласно ст. 3 Конституции РФ является многонациональный народ России. Никакой госу­дарственный орган, а следовательно, никакой вид государствен­ной службы или никакие государственные служащие не могут претендовать на суверенное осуществление государственной влас­ти. Они исполняют лишь соответствующие функции государ­ственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Административное право распространяет свое регулирование на специфическую сферу общественных отноше­ний, складывающихся преимущественно в системе исполнитель­ной ветви государственной власти (не следует забывать, что адми­нистративное право регулирует определенные отношения в систе­ме законодательной и судебной власти - так называемые внут­ренние, внутриаппаратные, управленческие отношения).

5. Принцип обеспечения права граждан на участие в госу­дарственном управлении; принцип эффективного управления. Статья 32 (ч. 1) Конституции РФ декларирует, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое учас­тие обеспечивается реализацией гражданином своего права изби­рать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референду­ме. Наиболее важным институтом непосредственного участия граждан в управлении делами государства в ч. 4 ст. 32 Конститу­ции РФ определяется государственная служба. Согласно этому положению, граждане РФ имеют равный доступ к государствен­ной службе. Данная конституционная норма соответствует ст. 25 (п. "с") Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., в соответствии с которым каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

6. Принцип равенства граждан перед законом. Этот прин­цип выражается в том, что все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и дол­жностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств имеют равные права и обязанности в сфере управления. Все граждане равны перед законом и судом.

7. Принцип гуманизма. Сущность принципа гуманизма зак­лючается в том, что государство обеспечивает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы, охраняет достоинство личности, гарантирует свободы и личную неприкос­новенность. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, дру­гому жестокому или унижающему человеческое достоинство об­ращению или наказанию.

Организационно-функциональные принципы административного права:

1. Принцип подконтрольности и подотчетности государ­ственных органов и государственных служащих (принцип вер­тикальной подчиненности в системе управления). Контроль представляет собой одну из основных функций государственного управления. Административно-правовые отношения пронизаны контрольными механизмами и регламентируются множеством федеральных законов и иными нормативными правовыми акта­ми. Контрольно-надзорная деятельность - обязательный спут­ник административно-правовых отношений. Контроль и надзор обеспечивают действенность управленческой деятельности, эффек­тивность функционирования государственных органов, реализа­цию прав и свобод граждан в сфере управления. Надзорные орга­ны должны также обеспечивать законность в деятельности государ­ственных служащих.

2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственному управлению. Согласно этому принципу еди­ными (т. е. одинаковыми) должны быть все установленные в законодательных актах требования как к государственному уп­равлению, так и к государственной службе (а следовательно, и к государственному служащему): к организации управления, к ус­тановлению стандартов управленческой деятельности и требова­ний к служащим, к порядку взаимоотношений и взаимодействия между органами управления, к определению квалификационных требований к служащим, требований по выполнению ими своих должностных обязанностей и т. д.

3. Принцип профессионализма и компетентности государ­ственных служащих при осуществлении государственного уп­равления. Административное право устанавливает правовые ос­новы управленческой деятельности в государственных органах. Следовательно, государство должно обеспечивать профессиональ­ное выполнение публичных задач и функций. Это действительно важнейший принцип административного права, ибо с его помо­щью можно судить о степени соответствия самого государства с его многочисленными органами тем целям, которые оно про­возгласило в качестве государственных.

4. Принцип гласности в осуществлении государственного управления. Административное право, регулируя процедуру го­сударственного управления, должно обеспечивать открытость ин­формации об осуществляемой управленческой деятельности. Принцип гласности в системе управления - важнейшая правовая ос­нова выполнения государством провозглашенных целей; этот принцип обеспечивает справедливость и гарантирует возможность обратного влияния граждан на само государство, на его органы исполнительной власти с целью достижения истины и эффектив­ности.

5. Принцип ответственности государственных органов за принятые административные акты (решения); принцип ответ­ственности государственных служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Данный принцип призван стимулировать добросовестное и пра­вильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязатель­но должно сопровождаться применением мер ответственности (как правило, дисциплинарной). Решения, принимаемые органами го­сударственного управления, должны отвечать требованиям целе­сообразности и законности, должны соответствовать общему характеру осуществляемой управленческой деятельности. Неком­петентные управленческие решения могут причинить ущерб об­щественным отношениям, поэтому подготовке и принятию таких решений следует придавать особо важное значение.

6. Принцип обязательного учета научных основ организа­ции государственного управления. Вданном случае речь идет о том, что административное право, регламентируя управленческие отношения, устанавливает и принципы организации самого про­цесса управления. Сюда относятся такие принципы, как диффе­ренциация и фиксирование управленческих функций и должност­ных полномочий; учет отраслевого начала (управление отрасля­ми народного хозяйства) и функционального начала в системе управления (реализация надведомственных функций, функций ме­жотраслевого характера, функций координации); территориаль­ный принцип управления (обеспечение управления на конкрет­ной территории страны, в крае, области, республике); соединение единоначалия и коллективности при осуществлении управленчес­кой деятельности.

Принципы административного права

В науке административного права вопросу принципов отрасли уделяется незаслуженно мало внимания. Теоретические рассуждения на данную тему можно обнаружить далеко не во всех монографических и учебных работах современных ученых. В связи с этим нет единого подхода к перечню таких принципов.

Например, Ю.М. Козлов выделял следующие принципы административного права, подчеркивая при этом их родственность принципам, на основе которых происходит реализация исполнительной власти: принцип приоритета личности и ее интересов, принцип разделения властей, принцип федерализма, принцип законности, принцип гласности, принцип ответственности. *(37) При этом особое внимание в указанном перечне уделено конституционным принципам, отмечен их приоритет.

Французский ученый Г. Брэбан представляет систему принципов административного права совсем иначе, в виде совокупности ключевых прерогатив и обязанностей государственной администрации. К числу первых он относил полномочия (такие, как право принятия решения обязательного для исполнения и право на принуждение) и меры защиты государственной администрации (правовой защиты государственных служащий и имущества администрации). К числу же обязанностей государственной администрации Г. Брэбан относит соблюдение принципа законности в деятельности органов администрации, принципа ответственности администрации и принципа юрисдикционного контроля *(38).

Профессор Ю.А. Тихомиров в числе принципов административного права называет следующие: иерархичность построения субъектов и их отношений, подзаконность деятельности, функционально-специализированный характер деятельности, участие граждан и их объединений в государственном управлении, осуществление властных полномочий профессиональным постоянно действующим аппаратом и его служащими. *(39)

Некоторые специалисты, как, например, профессор Ю.Н. Старилов, предлагают более развернутую систему принципов административного права, основанную на выделении двух категорий принципов: конституционных и организационно-функциональных, что, безусловно, продвигает теорию принципов административного права вперед на пути к формированию полноценного перечня принципов отрасли. Если конституционные (политико-юридические) обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах, то организационно-функциональные принципы отражают механизмы построения и функционирования исполнительной власти и государственного управления, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах. При этом Ю.Н. Старилов предполагает выделение также двух взаимосвязанных групп принципов в системе отрасли: общие принципы, присущие всему административному праву в целом, и институциональные принципы, характерные для того или иного института отрасли *(40).

Под принципами отрасли права в теории понимается совокупность основополагающий идей, представлений, умозаключений, черт и характеристик отрасли, которые лежат в основе формирования ее норм, определяют вектор правового регулирования общественных отношений, составляющих ее предмет, порядок использования приемов и способов, составляющих ее метод, характер, степень и меру вмешательства отрасли права в регулируемые ею отношения.

Освещение принципов административного права позволит более четко представить себе, на основе каких постулатов законодатель и правоприменитель осуществляют создание и реализацию норм административного права, какие "аксиомы" заложены (должны быть заложены) в их головах в качестве априорных положений, предполагаемых изначально и не требующих дополнительного подтверждения.

Теоретическое и, возможно, законодательное закрепление принципов административного права определит отправные моменты для организации и функционирования всей системы государственного управления, в том числе для формирования государственных органов, осуществления деятельности государственных служащих в рамках задач и функций, возложенных на эти органы, а также обусловит нормативно обусловленную направленность регулирования административно-правовых отношений правом, предопределит тенденции развития административного законодательства в целом.

Согласно определению Ю.Н. Старилова, "принципы административного права - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности организации и формирования государственной власти в целом (а также исполнительной власти в особенности), определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных управленческих органов (полномочий государственных служащих), действующих в системе государственной власти, по осуществлению управленческих функций (в том числе и контрольно-надзорных полномочий" *(41).

Следует отметить, что как бы многословно мы не определяли понятие принципов административного права, переоценить значение этого феномена трудно. Принципы современного административного права находят отражение во множестве нормативно-правовых источников. Основным из них закономерно является Конституция РФ. Хотя Основной закон нашей страны и не закрепляет понятия государственного управления, он, тем не менее, уделяет достаточно внимания вопросам функционирования исполнительной власти и общим принципам взаимоотношений государства и гражданина.

Однако, кроме Конституции РФ, принципы закрепляются в огромном числе нормативно-правовых актов, как правило, законодательного уровня. Это те принципы, на основе которых сформированы отдельные институты в структуре отрасли. Отдельные нормы посвящены принципам в таких законах, как: Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании валютном контроле", Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и т.д.

Принципы отдельных административно-правовых институтов, закрепленные в данных актах, не отражают всей совокупности принципов административного права и зачастую имеют исключительно прикладной характер по отношению к группе отношений, урегулированных нормами данного правового института, однако, все они вытекают из общих положений, определяемых как принципы отрасли.



Итак, в системе административного права выделяются такие положения, которые применимы ко всем отношениям, урегулированным нормами данной отрасли, и всегда учитываются в деятельности органов государственного управления при применении норм административного права. Охарактеризуем их, разделив на две группы.

А. Общие принципы административного права. Данная группа принципов не является в собственном смысле слова группой конституционных принципов, потому что не все из них нашли непосредственное отражение в Конституции РФ. Более того, перечень конституционных принципов был бы гораздо солиднее, поскольку каждое положение основного закона суть принцип правовой системы. Определяя нижеприведенные принципы как общие, мы имеем в виду то, что они распространяются свое действие на всю совокупность отношений, возникающих в сфере административного права.

Принцип законности. Это центральный принцип всей системы права Российской Федерации. Его сущность может быть определена, как "связанность администрации законом" *(42). Конституция РФ закрепляет, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это подразумевает, в частности, и то, что все нормы административного права должны соответствовать положениям Основного закона страны. Кроме того, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. То же относится и к международным договорам Российской Федерации, являющимся частью ее правовой системы.

Таким образом, в Конституции напрямую закреплен принцип, согласно которому субъекты государственного управления обязаны действовать четко в соответствии с законом. Так, нормотворчество Правительства РФ обусловлено принципом законности: Правительство РФ согласно ст. 115 Конституции РФ издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

Комментируя принцип законности, необходимо отметить следующее: помимо необходимости действовать в соответствии с законом данный принцип предполагает возложение на органы государственного управления, их должностных лиц обязанности инициативного отношения к нормам административного права. Действительно, если гражданин может и не знать о существовании какого-либо административно-правового института, его принципах и предписаниях, за исключением тех, которые возлагают на него конкретные обязательства, то управляющий субъект обязан подходить к каждому нормативно-правовому акту с точки зрения необходимости претворения в жизнь его положений.

Например, принятие федерального закона об основах государственной политики в конкретной области жизнедеятельности, предусматривающего, что отдельные нормы, связанные с реализацией политики, определяются Президентом РФ, Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, означает, что в соответствии с принципом законности соответствующие органы обязаны предпринять соответствующие действия, издать нормативно-правовые акты, организовать проведение определенных мероприятий и т.д.

Принцип федерализма. Данный принцип основан на федеративном государственном устройстве нашей страны, закрепленном ее Конституцией РФ. С принципом федерализма связаны сразу несколько обстоятельств, имеющих принципиальное значение для системы административного права.

Прежде всего, согласно ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это решающим образом отражается на системе источников административного права. По предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и соответствующие им законы субъектов Федерации. При этом административные законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам и в случае противоречия не действуют.

Кроме того, на основе принципа федерализма организована система органов исполнительной власти. Ст. 77 Конституции РФ определяет, что по предметам ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов федеральные и региональные органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в России. Однако, помимо федеральных и региональных органов исполнительной власти, в России создаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые при определенных условиях взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Принцип приоритета личности. Этот принцип в теории именуется также принципом гуманизма. Согласно данному принципу вся деятельность органов государственного управления, которая, как мы говорили выше, освящена стремлением соблюсти публичный (общественный) интерес, опирается на положение о неприкосновенности личности и ее прав, свобод и законных интересов, установленных законом. В соответствии с этим принципом система административного права изобилует охранительными нормами, призванными оградить эти самые права и свободы от нарушения.

Являясь по сути своей отраслью права, предназначенной для ограничения произвола индивида по отношению к обществу, определения рамок частного поведения, оптимальных для обеспечения всеобщего благополучия, наделенной для этого громадным властным потенциалом, административное право серьезно ограничено в своих управленческих возможностях указанным конституционным принципом. Этот принцип должен быть положен в основу принятия всякого подзаконного нормативно-правового или индивидуального распорядительного акта, совершения любого властно окрашенного действия субъектом государственного управления.

Приоритет личности установлен в ст. 2 Конституции РФ, где указано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита - обязанность государства. Ст. 55 Конституции РФ дополняет принцип указанием на то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, ст. 56 определены те права и свободы личности, которые не подлежат ограничению ни при каких условиях (право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и другие).

Приоритет интересов личности дополняется постулатом о равенстве граждан перед законом и судом. Этот постулат находит свое выражение в том, что все люди, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, имеют равный правовой статус по отношению к предписаниям закона. В деятельности органов государственного управления этот постулат проявляется в невозможности оказания предпочтения тем или иным лицам по вышеперечисленным признакам, зависящим от особенностей личности лица, вступившего в урегулированные правом отношения с государством в лице его должностных лиц. Равно недопустимо принимать во внимание указанные признаки при принятии административных решений (например, о предоставлении гражданства, о первостепенности оказания помощи и т.д.).

Принцип ответственности. Указанный принцип является краеугольным камнем, на который опирается все здание административно-правовых предписаний. Поскольку управление - это всегда немного насилие над личностью, ее свободой делать то, что хочется и когда хочется, постольку административно-правовые нормы, как никакие другие, нуждаются в подкреплении реально действующими санкциями, т.е. возможностью государственного принуждения. В структуре отрасли существует специальный институт административной ответственности. Следует обратить внимание на то, что ответственность предусматривается не только за нарушение предписаний норм административного права со стороны граждан и юридических лиц, но и со стороны властных субъектов управления.

Принцип гласности предусматривает открытость для всеобщего сведения аспектов государственно-управленческой деятельности. Прежде всего, законы и все прочие нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию. Следовательно, любые нормативно-правовые акты административного законодательства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы. В административном праве также действует постулат, обеспечивающий открытость государственного управления, о праве граждан на участие в управлении делами государства и равном доступе к государственной службе.

Б. Функционально-управленческие принципы административного права более дробны, это частные принципы административного права, отражающие тот аспект отрасли, который связан с управленческими структурами и их деятельностью. Задача функционально-управленческих принципов состоит в обеспечении построения структуры государственного управления и обеспечении ее бесперебойного и эффективного функционирования.

Принцип контроля проявляется в подконтрольности и (или) поднадзорности деятельности государственного аппарата, государственных служащих, а также в обязательности применения контрольных процедур по отношению к управляемым субъектам.

Принцип разделения властей предполагает, что исполнительная власть отделена от законодательной и судебной и не имеет права вмешиваться в деятельность органов и представителей этих ветвей государственной власти. С другой стороны, исполнительная власть самостоятельна и защищена от вмешательства извне.

Принцип профессионализма и компетентности в государственном управлении заключается, прежде всего, в установлении специфических процедур допуска к осуществлении функций по государственному управлению, что связано с возможностью ущемления прав и законных интересов граждан и организаций при применений властных полномочий.

Принцип иерархичности системы управления обусловливает проявляющийся в сфере государственного управления эффект субординационности складывающихся властеотношений внутри системы управления и применительно к управляемым субъектам.

Принцип специализации государственного управления отражает подход к множественности регулируемых правом отношений, что предполагает создание специальных управляющих систем и введение особых административно-правовых режимов в каждой из сфер регулирования.

Одной из наиболее крупных отраслей российского права является административное право, называемое еще и управленческим правом, что обусловлено обширностью предмета правового регулирования. Оно регламентирует управленческую деятельность, широкий круг общественных отношений по поводу организации и функционирования органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Особенностью общественных отношений, регулируемых нормами административного права, является то, что они возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Административное право выражает публично-правовые, т.е. государственные интересы в различных сферах общественной жизни (политической, экономической, социально-культурной, межотраслевой) и регулирует правовой статус многочисленных субъектов, как физических, так и юридических лиц в сфере государственного управления. К ним относятся граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, органы публичной власти, предприятия и учреждения различных форм собственности, общественные объединения и религиозные организации.

Административное право - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления по поводу организации и функционирования органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, иных государственных органов, наделенных исполнительно-распорядительными полномочиями и участия граждан в управлении делами государства.

Под принципами права в общем смысле понимаются основополагающие начала, идеи, лежащие в основе регулирования общественных отношений и выражающие сущность справедливости в общечеловеческом понимании.

Так, общими принципами права являются:

Юридического равенства субъектов права;

Взаимообусловленности прав и обязанностей;

Неотвратимости ответственности за виновное правонарушение;

Демократизма.

Названные принципы являются исходными началами для межотраслевого и отраслевого правового регулирования. Принципами межотраслевого регулирования являются: принцип состязательности и гласности судопроизводства (действует в процессуальном праве); равенства сторон (например, согласование и взаимодействие двух самостоятельных органов исполнительной власти).

Отраслевыми принципами административного права являются:

5. Принцип федерализма . Согласно данному принципу, административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

6. Принцип гласности . Данный принцип означает, что нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан и имеющие межотраслевое значение применяются при условии, если они официально опубликованы для всеобщего сведения. Если такие нормативные акты официально не опубликованы, то они не применяются и могут быть признаны ничтожными.

7. Принцип гуманизма . Данный принцип означает, что административное право, как и право в целом, должно иметь социальную направленность. Идеи гуманизма определены ст.ст. 38-42 Конституции РФ. В частности, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В общем смысле под функциями административного права понимается его предназначение, способы и средства решения поставленных задач и достижения целей. В функциях права реализуется назначение самого права.

Регулятивная функция выражается в установлении нормами административного права порядка организации и деятельности органов исполнительной власти федерального и регионального уровней. Данная функция направлена также на определение правового статуса иных участников управленческих отношений (граждан Российской Федерации, иностранных граждан, предприятий и учреждений различных организационно-правовых форм, общественных объединений и религиозных организаций).

Охранительная функция обеспечивает соблюдение установленного правового режима в сфере управления и защиту законных прав и интересов участников управленческих отношений, а также порядок применения мер государственного принуждения, привлечения к ответственности виновных лиц, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Правоприменительная функция представляет собой властную деятельность, заключающуюся в соотнесении какого-либо жизненного обстоятельства с нормами права на основе которых разрешается конкретное управленческое дело или правовой спор и завершающуюся вынесением властного решения в виде акта применения норм права (например, постановление об административном наказании).

Правотворческая функция выражается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм в сфере государственного управления (постановления Правительства РФ, приказы министерств).

Организационная функция состоит в формировании управляющей и управляемой систем, обеспечении упорядочения системы управления. Данная функция также означает образование, реорганизацию, упразднение органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, установление их прав и обязанностей, подбор и расстановку кадров.

Координационная функция выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, прежде всего органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, иных государственных органов, участвующих в управленческом процессе.

Учебные вопросы:

1. Понятие, принципы и функции административного права.

2. Предмет и метод административного права.

3. Система административного права.

4. Административное право как наука и учебная дисциплина.

5. Источники административного права.

6. Взаимодействие административного права с другими отраслями российского права

Литература

Основная:

Административное право: учебник / Под общ. ред. А.И. Каплунова. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 536 с.

Административное право России. Общая часть: Учебник // Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.А. Старостина. - М.: ИНФА-М, 2010. - 506с. +CD-R - (Высшее образование).

Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 608 с.

Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право России. Учебник. - М.: Проспект, 2009. - 752 с.

Дополнительная :

Административное право России: курс лекций // под ред. Н.Ю. Хаманевой. - М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 704с.

Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Часть 1. Учебник. - М.: Зерцало-М, 2009. - 528 с.



Просмотров