Время пребывания иностранных граждан рф. Правила пребывания иностранных граждан на территории российской федерации. Въезд на учёбу, туризм, «в гости» для граждан СНГ

Многие иностранцы, большая часть которых подданные стран СНГ, едут в Россию не только с целью туризма, но и для трудоустройства и дальнейшего проживания на ее территории. Чтобы регулировать незаконный поток мигрантов, правительством страны разработаны специальные правила пребывания иностранных граждан на территории РФ. Данные нормы регламентируют процедуру въезда в страну, регистрацию мигрантов по прибытии в государство, а также устанавливают перечень документов, подтверждающих легальное нахождение иностранных подданных в РФ.

Следует отметить, что согласно миграционному законодательству России требования относительно легализации в стране не одинаковы для всех иностранцев, все зависит от категории лиц, к которой принадлежит мигрант.

  1. Лица, которым для въезда в РФ требуется виза;
  2. Граждане, которые вправе пересекать границу России без наличия разрешительного документа. К таким лицам относятся подданные тех стран, которые заключили международные соглашения с Россией, дающие право иностранцам на безвизовый въезд на территорию РФ. Помимо этого, безвизовый режим доступен для граждан государств бывшего союза.

Итак, начнем с условий въезда в Россию.

Условия въезда в Россию

Первым делом необходимо сказать, что выполнение требований относительно легализации в России - обязательное условие пребывания на ее территории. Миграционное движение находится под постоянным контролем специальных органов. Нарушение установленных правил грозит привлечением нелегала к ответственности в виде штрафов и даже депортации, как правило, наказание зависит от серьезности проступка.

Если вы хотите свободно находиться в России и, соответственно, не иметь проблем с правоохранительными органами, следуйте предписаниям законодательства, соблюдайте общественные устои, а также проявляйте уважение к традициям и обычаям ее жителей.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Согласно правилам миграции иностранцы, которым для пересечения российской границы не нужна виза, въезжают на территорию РФ при наличии национального паспорта, скажем, как граждане Украины, или же на основании заграничного удостоверения личности (подданные Узбекистана). Все представители данной категории обязаны заполнить и предъявить карту мигранта во время прохождения пограничного контроля.

Особыми привилегиями пользуются граждане тех государств, которые, как и Россия, входят в зону единого экономического пространства. К таким странам относятся:

  1. Беларусь;
  2. Казахстан;
  3. Армения;
  4. Кыргызстан.

Подданные вышеперечисленных государств могут не только свободно перемещаться в пределах этих четырех стран, но и устраиваться на работу, не имея дополнительных разрешений на трудоустройство.

Благодаря существованию Договора о дружбе и сотрудничестве, заключенного между Беларусью и Россией, в отношении белорусских граждан не выдвигается требование о соблюдении правил пребывания на территории РФ. Кроме этого, белорусы при пересечении границы освобождены от таких обязанностей, как:

  1. Прохождение паспортного контроля;
  2. Внесение данных в миграционную карту.

В дальнейшем они имеют право свободно проживать в России и работать в любом ее регионе. При этом получать патент, чтобы устроиться на работу, не нужно.

Требования относительно периода пребывания иностранцев в России

Вторым по важности правилом, невыполнение которого влечет к наложению санкций, является соблюдение дозволенного периода пребывания в стране. На протяжении какого срока можно находиться на территории РФ на законных основаниях, устанавливается соответствующими разрешительными документами.

Иностранные граждане, прибывшие в Россию по визе , должны покинуть пределы страны в соответствии со сроками, прописанными в разрешении. То есть, период нахождения в РФ напрямую зависит от срока действия визы.

Что касается безвизовой категории иностранцев , то здесь существует несколько правил, исчисления сроков по которым зависит от содержания международного договора, заключенного между правительствами России и той страны, гражданином которой является мигрант. Согласно общему правилу, находиться на территории РФ, не регистрируясь, можно в течение 7 дней . Если обстоятельства складываются таким образом, что необходимо задержаться, тогда мигранту придется зарегистрироваться по месту временного проживания.

Особенности процедуры регистрации мигрантов:

  • Ответственность за прохождение регистрации берет на себя представитель принимающей стороны;
  • От мигранта требуется копия паспорта и миграционная карта;
  • Владельцу дома (квартиры), расположенному по адресу временной регистрации мигранта, нужно представить правоустанавливающие документы на жилье, а также паспорт гражданина РФ.

Согласно правилу 90/180 в 2016 году срок пребывания иностранных граждан в России не может превышать 3 месяцев на протяжении полугода, поэтому после прохождения мигрантом процедуры регистрации он сможет находиться на территории РФ не дольше этого периода.

Основания для продолжительного пребывания мигрантов в России

Для длительного нахождения в стране сроком от 90 дней и более потребуется оформить разрешение на временное пребывание (РВП), что позволит легально проживать в России в течение 3 лет. Разрешение выражено в виде штампа, который проставляется в паспорте мигранта сотрудниками миграционной службы.

  1. Белорусские подданные;
  2. Граждане Туркменистана;
  3. Апатриды;
  4. Высококвалифицированные специалисты и члены их семей.

Следует отметить, что на предоставление РВП существует квота. Однако есть лица, имеющие право на получение разрешения вне квотирования. Это:

  1. Подданные бывших советских стран;
  2. Недееспособные граждане, дети которых - российские подданные;
  3. Лица, родители которых являются недееспособными российскими гражданами;
  4. Супруг (супруга) гражданина (гражданки) РФ;
  5. Граждане, несущие службу в рядах российской армии;
  6. Инвесторы;
  7. Участники программы «Соотечественник»;
  8. Дети, родители которых подали заявление на получение РВП.

Для более длительного нахождения в России потребуется оформить ВНЖ . Документ дает право жить на территории РФ на протяжении 5 лет. По прошествии этого срока его можно пролонгировать, если для этого есть соответствующие основания.

После распада СССР правила въезда в Россию для украинцев были упрощены, ведь у многих там остались родственники, друзья. Для пересечения границы жителям Украины не нужно было оформлять загранпаспорт, приглашение или визу, тем более, что культурные традиции и экономические связи, а также отсутствие языкового барьера только упрощали миграцию. Но в связи с ухудшением в последнее время межгосударственных отношений ситуация изменилась: правила пребывания украинцев в России стали жестче. На что гражданам Украины следует обращать внимание при пересечении границы РФ, попытаемся рассмотреть в этой статье.

Зачем нужен миграционный учет

Период пребывания иностранных граждан в РФ

Межгосударственные отношения Украины и России остаются до сих пор напряженными. И не секрет, что украинские власти ввели существенное ужесточение для россиян при въезде в Украину: в 2015 году пересечь границу можно было только при наличии . Теперь, с 1 января 2019 года, для россиян вводится особый контроль: пограничники будут регистрировать независимо от наличия . Кроме того, в дальнейшем перед въездом в Украину нужно будет предварительно зарегистрироваться в электронной системе.

В связи с этим предполагалось, что новые правила пребывания для граждан Украины на территорию РФ с 1 января 2017 года тоже кардинально изменятся, но пока для украинцев порядок въезда в страну остался прежним: пересечь границу можно как по внутреннему, так и по заграничному паспорту.

Некоторые ограничения, касающиеся условий пребывания и , все же появились. Раньше правила нахождения украинцев были упрощены в связи с военными действия на Донбассе. В 2014 году, в период внутриукраинского кризиса, был принят закон, который позволял находиться жителям Украины в РФ более 90 дней, для чего достаточно было пересечь границу и вернуться обратно. Теперь эти правила ужесточились, и порядок пребывания в России 90 дней из 180 для украинцев – стал неприятным сюрпризом.

Какие документы необходимы

На пропускном пункте при въезде в Российскую Федерацию необходимо подготовить следующие документы:

  1. Паспорт – можно предъявлять как внутренний (национальный), так и заграничный. Для детей младше 16 лет таким документом является , при пересечении границы с одним из родителей, второй должен дать нотариально заверенное согласие на вывоз ребенка.
  2. Миграционная карта – в ней указывается информация о себе и цели визита, одна часть миграционного бланка остается у сотрудника Пограничной службы, вторая, со штампом, возвращается иностранцу и хранится им до выезда из РФ.

Не лишним будет иметь при себе приглашение от принимающей стороны, обратный билет и документы, подтверждающие бронирование, оплату жилья: эта информация докажет намерения въезжающего.

Регистрация иностранных граждан в РФ

После того как иностранный гражданин добрался до места своего пребывания, ему необходимо стать на миграционный учет в миграционной службе (ФМС/ГУВМ МВД), что представляет собой процедуру уведомления миграционной службы (ГУВМ МВД/ФМС) о прибытии иностранца на территорию России.

Изучите более детально процедуру .

Допустимый срок пребывания украинских граждан в России

Период непрерывного (или суммарно) проживания иностранных граждан на территории РФ, как было указано выше со ссылкой на Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», составляет 90 дней. После истечения этого срока его можно продлить на общих основаниях. Легальный срок пребывания граждан Украины в России в 2019 году без регистрации составляет 7 дней. Стоит отметить, что под семидневным периодом подразумевается общее время нахождения на территории РФ с момента пересечения границы. Если же документы на регистрацию так и не были поданы, это означает, что приезжий иностранец становится нелегалом, за это предусмотрена ответственность, которая распространяется и на незаконного мигранта, и на принимающую сторону.

Основания для продления срока пребывания

Период нахождения в стране продлевается путем повторной постановки на миграционный учет, но только на 3 месяца (90 дней) и в следующих случаях:

  1. Получено РВП, ВНЖ или (если документы приняты на рассмотрение, то срок продлевается до получения решения по данному заявлению).
  2. Получен или на осуществление .
  3. Выдан, миграционную карту и документ, подтверждающий основание для продления.

    Чем грозит нарушение срока пребывания в РФ

    В соответствии с частью 8 статьи 26 Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию » от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ иностранному гражданину, нарушившему сроки нахождения на территории России свыше установленного периода, может быть вынесен запрет на въезд. Нарушение миграционного режима для жителей Украины или других стран, согласно статье 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 20.12.2017), предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей, причем накладывается он не только на иностранца, но и на принимающую сторону.

    Заключение

    Закон в России о пребывании украинцев, то есть нормативный акт «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», достаточно лояльный. Поэтому желающим временно или постоянно поселиться на ее территории, чтобы не иметь проблем, следует соблюдать правила въезда и установленные законом сроки пребывания в стране.

    Самые простые способы получения российского гражданства: Видео

России без статуса проживающего или патента составляет 90 суток в течение полугода.

Как работает закон 90/180

Сроки пребывания в России для всех мигрантов одинаковы и не зависят от гражданства или региона, в котором будет проживать иностранец. Срок пребывания отсчитывается с даты, когда вы пересекли границу, и заканчивается днем, когда вы покинули страну. Если вы въехали в страну 1 ноября в 23:50, то первым днем нахождения будет 1 ноября, а не второе. Если вы покинули страну 2 ноября в 00:05, то последний день пребывания 2 ноября, а не 1.

За 180 дней мигрант может находиться в России суммарно не более 90 дней. Т. е. 90 дней могут пройти не подряд. Когда в сумме накопится 90 дней за полгода, вы должны покинуть страну на такой же период, если вы не оформили патент или не получили РВП.

Новые 90 дней начинаются в следующем полугодии, а не при следующем въезде в РФ.

Правила посещения РФ для иностранных граждан

Что нужно сделать, приехав в Россию:

  • На КПП предъявить действующий внутренний или загранпаспорт, в зависимости от требований к гражданам вашей страны.
  • Заполнить миграционную карту личными данными. Цель визита должна соответствовать вашим намерениям.
  • В течение 7 дней, а в Москве и Казани в течение 1 дня, стать на миграционный учет в ГУВМ МВД, получив отрывной талон. Миграционный учет фактически является регистрацией сроков пребывания и нужен для дальнейшего его продления.
  • Проживать по адресу, указанному при постановке на миграционный учет.
  • По истечении 90 суток покинуть страну, если вы не получили патент, РВП, ВНЖ или гражданство.

Кто проверяет длительность нахождения

До недавнего времени допускалось «продление» или «возобновление» миграционной карты путем выезда-въезда в страну. Этого было достаточно, чтобы просто находиться в России без возможности трудоустроиться или рассчитывать на помощь государства. Сегодня это недопустимо.

Сроки пребывания иностранцев в России проверяются сотрудниками ГУВМ МВД.

Если вам удается «обманывать систему» и продлевать миграционную карту до сих пор, не обольщайтесь, скорее всего, проверка просто еще не коснулась вас и ваших выездов-въездов. При попытке получить какой-либо статус в стране ваши данные будут проверены, а вы, возможно, вне очереди станете «счастливым» обладателем запрета на въезд.

Сотрудники КПП не обязаны напоминать иностранцам о допустимых сроках пребывания.

Когда максимальный срок пребывания будет исчерпан, сотрудники паспортного контроля не задержат мигранта при отсутствии у него официального запрета на въезд.

Проверка соблюдения сроков пребывания осуществляется группой сотрудников ГУВМ МВД. Каждый из них выполняет свою работу на определенном этапе. может быть вынесен через несколько лет после первого посещения мигранта РФ. Длительность запрета зависит от того, насколько долго вы нарушаете сроки нахождения в стране. Его можно снять в суде при определенных обстоятельствах, но это займет определенное время.

Можно ли продлить миграционную карту

Иметь действующую заполненную миграционную карту при въезде в РФ - обязанность каждого иностранного гражданина.

Миграционная карта нужна для внесения личных данных в систему или базу ГУВМ МВД, для отслеживания длительности нахождения переселенца в стране, для оформления РВП, ВНЖ, для получения патента и для получения ряда услуг в стране, включая оформление банковской карты.

Продлить срок пребывания путем продления миграционной карты нельзя. Выезжая и въезжая в Россию, иностранец не продлевает период нахождения, а нарушает закон. Срок пребывания граждан России за границей так же ограничен, как и срок нахождения иностранцев в РФ. Мигранту дается 90 суток, чтобы определиться со своим статусом и оформить необходимые бумаги. Этого периода вполне достаточно.

Если вы не планируете получать РВП, патент или другие документы, оставаться дольше 90 суток в РФ нельзя, миграционная карта не продлевается, а вы нарушаете закон.

Чтобы продлить срок своего пребывания, нужно продлить миграционный учет. Для этого у вас должен быть определенный статус, предполагаемое место проживания и официальный доход.

Способы продления допустимого периода

Срок нахождения в стране продлевается путем повторной постановки на миграционный учет. Его можно оформить максимум на 90 дней. Срок пролонгируют вам только при наличии оформленного РВП, ВНЖ, патента или тогда, когда вы уже подали документы на РВП, но решения пока нет. В этом случае у вас должна быть справка о переданных документах или специальная отметка на миграционной карте.

Кроме того, оформление патента или получение статуса проживающего возможно только при отсутствии нарушений нахождения ранее. Если они были, а сотрудникам ГУВМ МВД при рассмотрении вашей заявки будет о них известно, в лучшем случае статус вам не дадут, в худшем - станете обладателем запрета на въезд.

Если вы планируете находиться в стране более 90 суток, начните оформление документов как можно ранее. Обязательно стать на миграционный учет, поскольку без него дальнейшие операции невозможны.

Зачем пролонгировать пребывание обладателям РВП и ВНЖ

После получения разрешения на временное проживание или вида на жительство мигранты в течение 7 дней должны оформить временную регистрацию сроком на 3 и на 5 лет. Для этого понадобятся документы на владение объектом недвижимости или договор аренды, паспорта заявителя и собственника, согласие последнего на предоставление временной регистрации, домовая книга, несколько заполненных бланков и квитанция об оплате пошлины.

Однако не все арендаторы согласны предоставить временную регистрацию переселенцам, чтобы не рисковать остаться без своей недвижимости. Иностранцы с временной регистрации не имеют какого-либо права на объект недвижимости, если он был куплен не им или не в браке с лицом, который его приобрел.

Суть в том, что не у всех мигрантов есть возможность получить временную регистрацию на 3 или 5 лет, поэтому они вынуждены повторно становиться на миграционный учет каждые 3 месяца. Это допустимо. И это необходимо, даже несмотря на то, что они будучи временно или постоянно проживающими, а не пребывающими, должны становиться на миграционный учет и продлевать допустимый период пребывания.

Как стать на миграционный учет

В течение 7 дней (для некоторых городов этот термин сокращен до 1 дня) необходимо явиться в ГУВМ МВД с принимающей стороной. При себе у вас должны быть следующие документы:

  • действующий паспорт;
  • миграционная карта;
  • заполненная анкета.

Гражданин или постоянно проживающий иностранный гражданин, у которого вы проживаете, должен принести свой паспорт и документы на квартиру или подтверждение своей прописки в этой квартире.

В анкету необходимо внести необходимые данные о вас и вашей принимающей стороне, а также в нужных местах должны присутствовать ваши подписи.

Сотрудник ГУВМ МВД сравнит данные из ваших документов, поставит печати, поставит свою подпись в нескольких местах и отдаст вам отрывную часть анкеты. Это и будет ваш документ о миграционном учете.

Можно ли продлить учет без миграционной карты

Наличие миграционной карты принципиально важно в первую очередь для Карта остается вашим первым и основным документом, помимо паспорта, до того момента, пока вы получите статус или патент.

Без миграционной карты стать на миграционный учет нельзя.

Если вы потеряли карту, нужно посетить ГУВМ МВД для получения ее дубликата. Обратиться следует как можно раньше во избежание штрафа.

Нужен ли статус или патент для пролонгации учета жителям Донбасса

В отличие от граждан России срок пребывания иностранных граждан нужно продлевать только при наличии статуса или патента. Это касается и жителей Донбасса.

В связи с отсутствием какого-либо закона, обязующего продлевать допустимую длительность нахождения без статуса или патента, каждое отделение ГУВМ МВД решает этот вопрос по своему усмотрению. Соответственно, некоторые идут навстречу и продлевают миграционный учет без необходимых бумаг, а некоторые наоборот.

Прежде чем рассчитывать на благосклонность правительства, уточните возможность пролонгации в управлении своего города до окончания допустимого периода.

Как получить РВП, ВНЖ или патент

Обратите внимание, что получение патента или одного из статусов занимает длительное время и некоторые средства.

Патент можно получить только с миграционной картой, в которой указана цель визита - работа. В случае несоответствия цели и оформляемых документов вам не только откажут в получении статуса, но и оштрафуют. Подача документов на патент должна быть не позднее 1 месяца после въезда.

Для получения РВП понадобится предварительно оформленная квота или наличие одного из оснований: брак с гражданином РФ, несовершеннолетний ребенок-гражданин РФ, рождение на территории страны или другие. Заявки на квоту рассматриваются в соответствии с графиком заседания комиссии, а она бывает не каждый месяц, количество квот на регион ограничено, они могут выдаваться в конкурсном порядке.

Для оформления РВП и ВНЖ необходимо сдать экзамен на знание русского языка (он платный), обойти врачей (это также платно), сделать нотариально заверенный перевод паспорта (аналогично), предоставить копию миграционной карты, отрывного талона о миграционном учете, сделать несколько фото, для РВП также нужно 2 конверта и по требованию папка для бумаг. Чтобы вашу заявку на РВП или ВНЖ приняли к рассмотрению, нужно оплатить госпошлину в размере 1600 и 3500 рублей.

Итог

Продлить срок нахождения в России можно только путем повторной постановки на миграционный учет при наличии РВП, ВНЖ, патента или при подаче

В результате интеграции со странами мирового сообщества на территории России стало проживать большое количество иностранных граждан. Кто они такие и какими права обладают разберем далее.

Возможно вам будет интересно:

Каково правовое положение иностранцев в России

Под понятием «иностранный гражданин» подразумевается физическое лицо, которое не является гражданином РФ и имеет гражданство либо подданство другого государства. Свою личность он может удостоверить паспортом, выданном в иностранном государстве или же другим документом.

Иностранцами считаются:

  • сотрудники консульских дипломатических учреждений, а также члены их семей;
  • иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ и имеющие разрешение и вид на жительство;
  • временно пребывающие лица (туристы, деятели науки и искусства, бизнесмены, родственники российских граждан, члены экипажей иностранных морских судов и самолетов).

Апатридом считается физическое лицо, которое не имеет гражданства ни одного государства. Свою личность он может подтвердить видом на жительство, разрешением на временное проживание или документом, удостоверяющим его личность и выданным иностранным государством.

Права и обязанности иностранцев


Иностранные граждане и лица без гражданства в России пользуются одинаковым правовым положением. Это регламентировано в ФЗ от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» .

Также в п. 3 ст. 62 Конституции РФ сказано, что:

" Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации."

К примеру, иностранцы не могут участвовать в референдумах, состоять в политических партиях, занимать некоторые государственные должности, быть призванными на военную службу и т. д. Их правовое положение напрямую зависит от того, проживают ли они в России постоянно либо находятся временно.

Срок пребывания иностранного гражданина на территории РФ

Срок пребывания иностранца в пределах границы России зависит от цели, из-за которой он сюда приехал. Разберем все более подробно.

Временное пребывание


Продолжительность временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия визы, которая ему выдана. Данный срок не может превышать 90 суток. При приглашениях действует уведомительный порядок, то есть приглашающая сторона должна предупреждать об этом соответствующий орган. Для иностранцев, которые заключили трудовой договор либо соглашение по выполнению работ, длительность пребывания продлевается на срок действия договора, но не может быть больше 1 года.

Иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, обязаны выехать из страны, как только истечет действие визы либо иной срок временного пребывания. Если данный срок сокращен, то иностранец обязан выехать из России в течение 3-х дней.

Если были нарушены сроки пребывания, то к иностранцам может быть применена депортация – административное выдворение за пределы России без судебного решения. Меры по выдворению осуществляют федеральные органы – ФСБ, МВД, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и др.

Временное проживание

Временное проживание иностранца в России несколько отличается от временного пребывания. Разрешение на проживание может быть выдано на 3 года. В течение этого периода временно проживающий иностранный гражданин может получить вид на жительство, который дает право на постоянное проживание в РФ. Вид на жительство действует 5 лет и может постоянно продлеваться.


Ч.1 ст. 6 Федерального закона за №115:

" Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года."

Квоту утверждают ежегодно для каждого субъекта по отдельности. В 2018 году по всей России запланировано предоставить 90360 квот.

В Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» под иностранным гражданином понимается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации, а под лицом без гражданства -лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Следует иметь в виду, что гражданин Российской Федерации в силу ч. 1 ст. 62 Конституции РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором. Наличие у гражданина Российской федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Гражданин Российской Федерации, если он в указанных случаях приобрел гражданство иностранного государства (двойное гражданство), рассматривается в России как российский гражданин.

Конституция РФ гарантирует соблюдение прав и свобод личности согласно нормам международного права (п. 1 ст. 17); закрепляет принцип национального режима, а именно: иностранные граждане и лица без гражданств пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российским гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (п. 3 ст. 62); конкретизирует реализацию приведенных предписаний (ст. 18).

Таким образом, иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства 1 .

Лицом без гражданства в РФ признаются лица, не имеющие гражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство - безгражданство с момента рождения. Относит ельное безгражданство - безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. В законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, яв ляется гражданином России. Законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства. Согласно закону о гражданстве России от 29 ноября 1991 г., документом, подтверждающим гражданство, является, прежде всего, паспорт, а до его п олучения - свидетельство о рождении. Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная процедура так называемого выяснения гражданства.

В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы.

Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции РФ, и других актов российского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц 1 .

Находящиеся в РФ иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы.

Иностранные граждане могут постоянно проживать в РФ, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РФ. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного им срока пребывания.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Иностранные граждане, временно пребывающие в Российскую Федерацию, проживают в гостиницах или на иной жилой площади по своему выбору, с уведомлением российских принимающих организаций, постоянных иностранных представительств, а также лиц, пригласивших их в РФ по частным делам. Иностранные граждане въезжают из РФ и выезжают в РФ через пункты пропуска на государственной границе РФ, открытые для международного сообщения, по действующим заграничным паспортам, а лица без гражданства по действующим документам, выданным компетентными органами страны их постоянного жительства и удостоверяющих их личность, при наличии въездных, въездных выездных российских виз, если иной порядок въезда не установлен соглашением России с другой соответствующей страной.

Лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, на постоянное жительство за границу выезжают по въездным визам.

Визы на въезд и выезд в РФ иностранным гражданам выдаются за границей дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями РФ. Визы на въезд и выезд из РФ выдаются иностранным гражданам на территории РФ Министерством иностранных дел РФ.

По просьбе российских принимающих организаций иностранным гражданам выдаются многократные визы на въезд в РФ и выезд. Порядок выдачи многократных виз определяется министерством иностранных дел РФ.

В случае утраты виз иностранные граждане, прибывшие по частным делам или постоянно проживающие на территории РФ, незамедлительно уведомляют об этом органы внутренних дел, а находящиеся в России с другими целями — российские принимающие организации. По соответствующим личным письменным заявлениям граждан и письменным обращениям организаций органы внутренних дел решают вопрос о выдаче иностранным гражданам виз на выезд из РФ. Временно прибывающие иностранные граждане проживают на территории России по заграничным паспортам, зарегистрированным в порядке, установленном законом. Заграничные паспорта представляются для регистрации по прибытии в пункт назначения в течение трех суток, исключая праздничные и выходные дни.

Имеется ряд граждан, освобождающихся от регистрации заграничных паспортов: главы государств, члены парламентских делегаций, лица, прибывшие в страну по паспортам, выданным ООН, иностранные граждане, не достигшие 18-летнего возраста, иностранные граждане, прибывшие в РФ на праздничные и выходные дни или на срок до трех суток в обычные дни и выезжающие из России в течение этих дней, члены экипажей иностранных военных кораблей, самолетов, главы иностранных дипломатических представительств, обслуживающий персонал дипломатических представительств и еще ряд граждан, указанных в законе.

В гостиницах регистрируются заграничные паспорта всех прибывающих в них иностранных граждан независимо от цели и срока прибытия их в Россию. Регистрация производится на основании личных обращений этих граждан или письменных заявок российских принимающих организаций.

Продления действия регистрации иностранным гражданам производится в органах внутренних дел и гостиницах. Российские принимающие организации могут продлить срок действия регистрации на срок, не превышающий трех месяцев.

Разрешение на постоянное проживание и виды на жительство в РФ выдаются иностранным гражданам органами внутренних дел.

Виды на жительство иностранным гражданам, достигшим 16-летнего возраста, выдаются органами внутренних дел по месту их постоянного места жительства на срок действия заграничных паспортов, но не более, чем на пять лет, а достигшим 45- летнего возраста на весь срок действия заграничных паспортов. Лицам без гражданства виды на жительство выдаются сроком на пять лет, а достигшим 45- летнего возраста бессрочные.

Лицам, состоящим в гражданстве государства, с которым Россия имеет международный договор о предотвращении двойного гражданства, виды на жительство для лиц без гражданства могут быть выданы при предоставлении ими документа, свидетельствующего о том, что компетентными органами этого государства им разрешен выход из гражданства.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, подлежат регистрации по месту постоянного жительства, регистрации в том или ином населенном пункте при временном въезде в него и выписке при выезде с места постоянного жительства в порядке, предусмотренном для граждан РФ. Иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории России, открытой для посещения иностранным гражданам, при условии уведомлении о поездке.

За нарушения правил пребывания иностранные граждане привлекаются к ответственности в соответствии с законом РФ.

Решения о сокращении срока пребывания иностранных граждан в РФ принимаются органами внутренних дел, а о выдворении их из России — органами внутренних дел или государственной безопасности.

2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны его пребывания. Более узким является понимание правового положения (правового статуса) иностранного гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания 1 .

Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, являются: Конституция РФ (ст. 27, 62, 63), Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г. (гл. III этого Закона «Въезд в СССР и выезд из СССР иностранных граждан» не действует на территории РФ 2 , Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федераций и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. 3 , правительственные акты - Правила пребывания иностранных граждан в СССР от 26 апреля 1991 г. и Правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию СССР от 10 мая 1984 г. Названные акты СССР действуют на территории РФ в части, не противоречащей законодательству РФ и заключенным Российской Федерацией международными соглашениями и договорами.

Согласно действующему законодательству, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором РФ. При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно,

Все иностранные граждане во время их пребывания в РФ в той или иной степени вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.

Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только устанавливает правоспособность, определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статусам помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица.

Юридические гарантии закреплены в законах и подзаконных актах. Они включают меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.

Вместе с тем органы исполнительной власти осуществляют
меры надзора и контроля за правомерным поведением иностранных граждан с целью выявления правонарушений, предупреждения, пресечения противоправных действий, применения мер юридической ответственности, используют процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая применение правоохранительных мер) и др.

От понятий «правовое положение», «правовой статус» следует отличать понятие «правовой режим». Оно обозначает начала, принципы, на которых строится правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства в стране пребывания. Такими началами в международном частном праве являются, прежде всего, равенство, не дискриминация. Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства. Существуют три вида режима иностранцев 1:

    Национальный режим — означает уравнивание иностранцев в той или иной области с собственными гражданами государства пребывания;

    Режим наибольшего благоприятствования — предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и (или) установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом плане;

    Специальный режим — предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства, упрощенный порядок перехода государственной границы жителям приграничных районов.

    Под индивидуальным статусом иностранца, лица без гражданства в стране пребывания понимается статус отдельного гражданина, отдельного лица, совокупность предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей. Индивидуальный статус, объем составляющих его прав и обязанностей носят подвижный характер, изменяются с течением времени под влиянием многих обстоятельств.

    Практика международного общения выдвигает на первый план задачу совершенствования правовых начал, на которых строится статус иностранцев и лиц без гражданства. Применительно к российскому законодательству речь идет прежде всего о национальном режиме как основном для этой категории лиц.

    Национальный режим означает приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в правах и обязанностях к гражданам страны пребывания. Российское законодательство подняло регулирование вопроса о предоставлении национального режима на уровень конституционной нормы с широкой сферой применения. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

    Объем правомочий иностранных граждан фиксируется законодательством различными способами. Зачастую решения о правомочиях иностранных граждан прямо указываются в законе. Но возможно и иное, наделение иностранцев правомочиями или, напротив, непредоставление им правомочий производятся без прямого упоминания об иностранцах, посредством формул, относящихся к любым гражданам или только к российским гражданам. В первом случае под гражданами понимаются также иностранные граждане, во втором случае на иностранных граждан решение не распространяется.

    Из конституционного правила следует, что любое отклонение от национального режима — будь то умаление прав иностранцев (лиц без гражданства) или их расширение по сравнению с правами российских граждан - возможно лишь на основе федерального закона или международного договора РФ.

    Федеральный закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности от 13 октября 1995 г. так подходит к разграничению различных категорий иностранных участников внешнеторговой деятельности, являющихся физическими лицами: это – «иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное местожительства» (ст. 2).

    Наиболее полно права и обязанности иностранных граждан изложены в Законе СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР». Различая постоянно проживающих и временно пребывающих иностранных граждан, Закон ставит в зависимость от этого обстоятельства предоставление им ряда прав (например, пользование медицинской помощью наравне с гражданами России, право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами России, право на основаниях и в порядке, установленных для граждан России, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов).

    Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное непредусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ). Речь идет о правилах, определяющих правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, а также регулирующих договорные и иные обязательства, другие имущественные — и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Иностранные граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и иной деятельностью, если занятие такой деятельностью не исключается законом; создавать в установленном порядке юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. «Если иное не предусмотрено федеральным законом» - говорится в ст. 2 ГК РФ о применении правил гражданского законодательства к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Следуя конституционной норме, ст. 2 ГК исключает, таким образом, возможность ограничения национального режима на основании федеральных подзаконных актов (актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти), а также актов субъектов федерации.

    В соответствии со ст. 7 ГК РФ «иное» может быть предусмотрено также международным договором РФ. Однако действие принципа национального режима не может быть ограничено положениями международного договора РФ, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации выражено в форме подзаконного акта.

    Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» право на страховую защиту предоставляется иностранным гражданам наравне с российскими гражданами.

    Иностранные граждане могут быть участниками хозяйственных обществ и товариществ. Создание иностранными гражданами хозяйственных обществ и товариществ осуществляется в порядке и на условиях, определяемых Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», а также иными актами российского законодательства. Так, в Федеральном законе «Об акционерных обществах» (п. 6 ст. 9) предусматривается, что создание такого общества с участием иностранных инвесторов осуществляется в соответствии с федеральными законами об иностранных инвестициях.

    Иностранные граждане, лица без гражданства, российские граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, могут быть иностранными инвесторами в Российской Федерации при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства. Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности российских граждан и юридических лиц за изъятиями, установленными Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР».

    Иностранцы вправе быть предпринимателями, включая осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Для ведения такой деятельности необходима государственная регистрация, требования к которой определяются Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г.№ 1482.

    Членами производственного кооператива могут быть не только российские граждане, но и наравне с ними иностранные граждане и лица без гражданства. Однако членами сельскохозяйственного производственного кооператива могут быть лишь граждане Российской Федерации. К членству же в сельскохозяйственном потребительском кооперативе допускаются, иностранные граждане - сельскохозяйственные товаропроизводители, признающие устав потребительского кооператива и участвующие в его хозяйственной деятельности.

    Иностранные граждане имеют равные права с гражданами Российской Федерации (кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ) в сфере отношений, регулируемых законодательством об общественных объединениях. За исключением случаев, установленных федеральными законами и международными договорами РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах (Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Право иностранцев участвовать в благотворительной деятельности закреплено в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

    В сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами, что и российские граждане.

    В силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности иностранные граждане пользуются наравне с российскими гражданами правами, предусмотренными Законом РФ «О селекционных достижениях и иными законодательными актами РФ в области охраны селекционных достижений».

    Ряд законодательных актов формулирует требования, обусловливающие наделение иностранцев правами в различных сферах деятельности. Так, граждане других государств, являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть пользователями недр, если в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации они вправе заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами. Участки континентального шельфа могут быть предоставлены физическим лицам иностранных государств в пользование для поиска минеральных ресурсов, их разведки и разработки и для иных целей, перечисленных в Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации». Преимущественные права при прочих равных условиях предоставляются пользователям, максимально использующим возможности промышленности Российской Федерации. Однако в упомянутом законе установлено, что в интересах обеспечения безопасности и развития промышленности и энергетики Российской Федерации могут вводиться ограничения на участие иностранных пользователей в конкурсах (аукционах) на поиск, разведку и разработку ресурсов отдельных участков.

    Иностранные граждане и лица без гражданства осуществляют архитектурную деятельность наравне с российскими гражданами, если это предусмотрено международным договором РФ. При отсутствии такого договора иностранные граждане и лица без гражданства могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории Российской Федерации только совместно с архитектором - гражданином или юридическим лицом Российской Федерации, имеющим лицензию.

    Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской федерации, равно как и российских граждан в иностранных образовательных учреждениях, осуществляются по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами управления образованием, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами РФ. Органам управления образованием, образовательным учреждениям предоставлено право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями.

    Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с российскими гражданами в сфере культурной деятельности. Особые условия этой деятельности могут быть установлены законами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

    Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. 18) следующим образом определяют права иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья:

    иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ;

    лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;

    порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Министерством здравоохранения РФ, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации.

    Отдельным Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 февраля 1995 г. № 119, регламентируется порядок допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую фармацевтическую подготовку в иностранных государствах.

    Вопросы правового положения иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, затрагиваются в актах законодательства, посвященных средствам массовой информации. Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» на корреспондентов, аккредитованных в Российской Федерации, независимо от их гражданства, распространяется, профессиональный статус журналиста, установленный этим Законом. Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении корреспондентов средств массовой информации тех государств, в которых имеются специальные ограничения для осуществления профессиональной деятельности журналистов средств массовой информации, зарегистрированных в Российской Федерации. Зарубежные корреспонденты средств массовой информации, зарегистрированных в Российской Федерации, независимо от их гражданства, обладают предусмотренными Законом РФ «О средствах массовой информации» правами и обязанностями журналиста, если это не противоречит законодательству страны пребывания. Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1055 утверждены Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации.

    Принцип национального режима распространяется и на область процессуальных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства 1 . Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обращаться в российские суды и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с российскими гражданами (ст. 433 ГПК РСФСР). Правило о национальном режиме включено в Арбитражный процессуальный кодекс РФ: иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обращаться в арбитражные суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами (см. п. 1 и 2 ст. 210 АПК РФ).

    Особенно важным является разграничение иностранных граждан по степени подчиненности юрисдикции страны пребывания, как имеющее наиболее существенные юридические последствия. Здесь различают:

    иностранцы, полностью подчинённые юрисдикции России (к ним относятся лица, не обладающие иммунитетом и привилегиями – туристы, студенты, рабочие и специалисты, журналисты, лица без гражданства и некоторые другие);

    иностранные граждане, освобождённые от юрисдикции России в полном объёме либо частично (при исполнении служебных обязанностей и на основе многосторонних или двусторонних соглашений России с зарубежными странами и т. д.)

    Следует отметить, что Россия выступает приемником во многих международных соглашениях, заключённых с другими странами бывшим Советским Союзом, поэтому эти договоры и соглашения действуют на территории России и в настоящее время.

    Договоры о правовой помощи, о поощрении и защите капиталовложений, о торгово-экономическом сотрудничестве чаще, чем какие-либо иные международные договоры РФ, выступают источниками норм о национальном режиме в соответствующих сферах отношений.

    Наиболее значимы для иностранных лиц вопросы налогового статуса. Основной вид налога применительно к физическим лицам – подоходный. Уплата подоходного налога в РФ иностранными физическими лицами основана на принципе постоянного или преимущественного местожительства – резидентства.

    Чтобы стать резидентом для целей налогообложения, иностранные граждане должны прожить на территории России 183 дня в календарном году. Таким образом резидентство в России устанавливается ежегодно (Закон РФ от 7 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями).

    Для резидентов установлена полная налоговая юрисдикция государства проживания. Они уплачивают налог на доход, полученный как в России, так и за её пределами (Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы о налогах, сборах и платежах во внебюджетные фонды и о льготах по платежам» от 11 ноября 1994 г., ст. 17 Закона «О подоходном налоге с физических лиц»).

    Для лиц – нерезидентов принцип резидентства сочетается с принципом территориальности, на котором основано взыскание налогов и на имущество. Это выражается в том, что лица – нерезиденты уплачивают налог только на доходы, полученные из источников на территории РФ, или на имущество, находящееся на территории РФ.

    Различие между резидентами и нерезидентами проявляется, как видно, в том, что первая категория несёт полную налоговую ответственность, а вторая ограниченную.

    Исчисление налога для иностранных граждан осуществляется в том же порядке, что и для российских граждан. Кроме совокупного дохода, для иностранных граждан при определении облагаемого дохода учитываются надбавки за проживание на территории РФ, суммы, составляющие компенсационные выплаты на расходы по обучению детей в учебных заведениях, питание поездки членов семьи плательщика. Для лиц – нерезидентов, согласно тем же нормам, кроме доходов, получаемых от предприятия, учреждения, организации, в налогооблагаемый доход включается прибыль с гонораров от публикаций, от реализации произведений науки и искусства, научных разработок, технологий, доходов от продажи личного имущества, дивидендов и процентов, выплат по лицензиям.

    Льготы иностранным, как и российским гражданам, предоставляются только в соответствии с Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

    В сфере налогообложения иностранных граждан существуют международные договора, точнее их особая разновидность – межправительственные соглашения об устранении двойного налогообложения. На сегодняшний день для РФ являются действующими более сорока подобного рода соглашений.

    Установление для граждан одного сотрудничающего государства на территории другого сотрудничающего государства национального режима в области гражданских и семейных правоотношений наиболее характерно для договоров о правовой помощи. Национальный режим, предусматриваемый договорами о правовой помощи, заключается, как правило, в предоставлении гражданам одной Стороны по договору на территории другой Стороны в отношении их личных и имущественных прав такой же правовой защиты, какой пользуются собственные граждане этой Стороны; граждане каждой Стороны имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в учреждения юстиции другой Стороны, к компетенции которых относятся соответствующие дела, выступать в них, заявлять ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и собственные граждане.

    Иным образом формулируется правило о национальном режиме в ст. 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Если двусторонние договоры предоставляют правовую защиту лишь гражданам государств, заключивших договор, то Конвенция распространяет ее и на других лиц, независимо от их гражданства, если они проживают на территории одной из Договаривающихся Сторон. Согласно ст. 1 Конвенции граждан не каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся Стороны. В условиях прекращения существования СССР и образования независимых государств, на территориях которых проживают граждане бывших союзных республик, такая формула предоставления национального режима отвечает целям наиболее полной защиты их прав по месту проживания.

    Следует особо остановиться на соотношении норм, обеспечивающих реализацию принципа национального режима, и норм о статусе иностранных физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица 1 . Статья 210 АПК РФ являет собой пример когда статус такого физического лица - в части, касающейся его участия в гражданском судопроизводстве в качестве предпринимателя, - определяется на основе национального режима. К числу подобных норм относятся и правила Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. Для целей этого Соглашения под хозяйствующими субъектами понимаются не только предприятия, их объединения, организации, но и граждане, обладающие статусом предпринимателя в соответствии с законодательством, действующим на территории государств -участников Содружества Независимых Государств, и их объединения. Соглашением установлено, что хозяйствующие субъекты каждого из государств - участников СНГ пользуются на территории другого государства -участника Содружества правовой и судебной защитой своих имущественных прав и законных интересов, равной с хозяйствующими субъектами данного государства. В развитие этого начала хозяйствующие субъекты каждого государства - участника СНГ наделены на территории других государств - участников Содружества правом беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение дел, указанных в ст. 1 Соглашения, могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия.

    Вместе с тем гражданская правоспособность и дееспособность предпринимателей определяется в Соглашении по законодательству государства - участника Содружества, на территории которого зарегистрирован предприниматель. Соответственно к гражданской правоспособности иностранного физического лица как предпринимателя (если регистрация имела место за рубежом) будет применяться в Российской Федерации не национальный режим в силу п. 1 ст. 160 Основ гражданского законодательства, а законодательство той страны, где был зарегистрирован предприниматель. Этому же законодательству, а не закону гражданства (п. 2 ст. 160 Основ гражданского законодательства) будет подчиняться и дееспособность такого иностранного физического лица как предпринимателя. В этом случае речь идет не об общей право- и дееспособности физического лица, а о специальной право- и дееспособности предпринимателя, являющегося физическим лицом.

    Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. Эта линия, отвечающая ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, которая провозгласила право каждого на гражданство, закреплена в Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации». Краткий заголовок ст. 7 Закона - «Сокращение без гражданства» - четко формулирует задачу. Принцип приравнивания лиц без гражданства в правах и обязанностях к российским гражданам проводится в Конституции РФ (ч. 3 ст. 62), Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 2) и иных Действующих в Российской Федерации законодательных актах.

    Лицам без гражданства посвящены Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении без гражданств в 1961 г.

    В преамбуле к Конвенции 1954 г. ее принятие объясняется желанием урегулировать и улучшить на основе международного соглашения положение апатридов с учетом того, что статус многих из них не охватывается Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. Под термином «апатрид» в Конвенции 1954 г. подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона. В общем, апатридам предоставляется статус, уравнивающий их с иностранцами. Положениями Конвенции 1954 г. регулируются различные стороны статуса апатридов, включая вопросы брака, вещных и исключительных прав, права на создание ассоциаций, прав в области образования, вопросы трудового законодательства, социального обеспечения и др.

    Конвенция 1961 г. предусматривает меры, позволяющие существенно ограничить ситуации, приводящие к безгражданству. Так, каждое Договаривающееся государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства. Если закон Договаривающегося государства предусматривает утрат гражданства вследствие какого-либо изменения в личном статусе (как-то: брака, прекращения брака, узаконения, признания или усыновления), такая утрата гражданства ставится под условие приобретения другого гражданства. Договаривающееся государство не лишает лицо его гражданства если такое лишение делает его апатридом. Рождение на судне или на воздушном корабле считается имевшим место в территории того государства, под флагом которого это судно плавает или в котором этот воздушный корабль зарегистрирован.

    3 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

    У иностранного гражданина, прибывшего в страну, наступает сначала ограниченная правоспособность (в момент получения разрешения на въезд и оформления документов в посольстве или консульстве), затем полная, с момента прибытия на территорию РФ 1 . Прекращение правоспособности происходит при выезде иностранного гражданина за пределы России или изменении гражданства.

    Административной дееспособностью иностранного гражданина
    является способность нести и исполнять возложенные на него административно-правовые обязанности, реализовать своими действиями предоставленные ему права. Возникает она по-разному в зависимости от того, какие права способно осуществлять лицо или какие обязанности оно должно выполнять. Кроме общепринятых в законодательстве критериев, дееспособность иностранных граждан может определяться на основе соответствующих международных соглашений.

    Особенности административно-правового статуса иностранных граждан включают в себя ряд ограничений их прав и обязанностей,
    предусмотренных законодательством: они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и другие выборные органы, принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах); иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с действующим законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ; они не несут
    обязанностей по военной службе.

    Некоторые отличия в правах российских и иностранных граждан, опирающиеся на нормы международного права, вытекают из самой природы гражданства как устойчивой правовой связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Из ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах следует, что лишь гражданин вправе принимать участие в ведении государственных дел, как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей, допускаться в своей стране к государственной службе.

    Конституцией РФ право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32) закреплено за гражданами Российской Федерации. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия (ч. 4 и 5 ст. 32). На гражданина Российской Федерации возлагается обязанность военной службы; защита Отечества является его долгом и обязанностью (ч. 1 и 2 ст. 59).

    Соответственно только граждане Российской Федерации могут быть государственными служащими, сотрудниками органов внутренних дел, поступить на службу в милицию, в органы налоговой полиции. С принадлежностью к гражданству Российской Федерации связана работа судьей, прокурором, следователем, государственным нотариусом. Не являются государственными служащими адвокаты и частные нотариусы, но и они, занимаясь деятельностью, непосредственным образом связанной с отправлением государственных функций, должны быть российскими гражданами.

    Законодательство Российской Федерации ограничивает для иностранных граждан возможность входить в экипаж морского судна и летный экипаж гражданского воздушного судна РФ.

    Специальным административно-правовым статусом обладают беженцы и вынужденные переселенцы 1 . Проблема беженцев не нова, она обычно возникает после установления новых границ между государствами, в связи с отделением от государства суверенной территории (распадом союза государств), войнами, локальными вооруженными конфликтами, возникающими на той или иной почве, стихийными бедствиями (например, многолетняя засуха, эпидемии или чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера) и т.д.

    Как правило, вопрос о статусе беженцев относится к сфере внутренней политики отдельного государства. В законодательстве различных государств предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства беженцами с указанием «облегчающих обстоятельств или сокращенных вариантов сроков оседлости. Так, Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. (с изменениями, внесенными законами РФ от 7 июня 1993 г. и 6 февраля 1995 г.) 2 установлено, что обычным условием приема в гражданство Рф является постоянное проживание на территории РФ для иностранных граждан и лиц без гражданства - всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством. Для беженцев, признаваемых таковыми законом РФ, договором РФ указанные сроки сокращаются вдвое.

    В последние годы в результате ухудшения социально-экономического положения граждан в республиках бывшего Советского Союза, а также по причинам внутриполитического характера проблема беженцев для России приобрела особую остроту. Миллионы граждан ближнего зарубежья и прежде всего русскоязычные граждане оказываются на территории РФ на положении беженцев. Немало беженцев появилось в нашей стране из дальнего зарубежья.

    На основе Конституции РФ и общепризнанных норм международного права административно-правовой статус беженцев определяется Законом РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. 1 (в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 г.), в котором впервые дано определение понятия беженца. Так, ст. 1 названного Закона устанавливает: беженец - это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания,
    гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего, обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не
    желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

    Данный закон устанавливает порядок признания лица беженцем, а также правовые, экономические и социальные гарантии защиты, их прав. В то же время беженцем не может быть лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества или другое тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории РФ и при ряде других обстоятельств. Если лицо умышленно сообщило
    заведомо ложные сведения либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания его беженцем, то оно
    может лишиться статуса беженца.

    Лицо для признания его беженцем в РФ обязано по прибытии
    незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного
    на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания
    в соответствующий орган Федеральной миграционной службы
    России, орган пограничного контроля, а при его отсутствии - в
    соответствующий орган исполнительной власти. В течение пяти
    дней со дня обращения с ходатайством эти органы принимают решение о регистрации ходатайства о признании конкретного лица беженцем.

    Лицо, находящееся вне пределов РФ, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в стране своего пребывания. Указанное ходатайство направляется в Федеральную миграционную службу России для рассмотрения и принятия того или иного решения.

    В случае регистрации ходатайства о признании беженцем и выдаче свидетельства лицо, подавшее ходатайство и находящееся на территории РФ, соответствующим органом Федеральной миграционной службы России по месту пребывания, а при его отсутствии - органом исполнительной власти, направляется на временное поселение.

    Решение о признании лица беженцем принимается соответствующим органом Федеральной миграционной службы России (миграционными службами субъектов РФ) в течение трех месяцев (двух месяцев для лиц, находящихся вне пределов РФ) со дня регистрации ходатайства о признании лица беженцем и ему выдается удостоверение установленного образца.

    При отказе в признании лица беженцем ему в пятидневный срок вручается (направляется) письменное уведомление с указанием
    причин отказа. Решение об отказе, другие решения и действия
    (бездействие) федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением данного закона, могут быть обжалованы в Федеральную миграционную службу России или суд. Решение об отказе в признании лица беженцем направляется также в орган внутренних дел для организации выезда с территории РФ лица, получившего отказ. При отказе от добровольного выезда лицо совместно с членами семьи выдворяется (депортируется) за пределы
    территории РФ.

    Лицо, признанное беженцем, пользуется всеми правами гражданина РФ, но с учетом некоторых особенностей. Он имеет право:

    а) проживать в течение срока признания его беженцем в месте
    временного поселения;

    б) пользоваться в месте проживания коммунальными услугами, медицинской и лекарственной помощью, получать питание по установленным нормам, получать единовременное пособие;

    в) избрать местом своего постоянного проживания либо населенный пункт из числа предлагаемых ему органами ФМС России, либо населенный пункт, в котором проживают его родственники, при условии их согласия на совместное проживание;

    г) работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество на условиях, установленных для иностранных граждан законами РФ;

    д) получать при содействии соответствующих органов государственного управления сведения о родственниках, проживающих в стране, территорию которой он покинул, а также об оставленном там имуществе;

    е) обратиться в соответствии с Законом «О гражданстве» с ходатайством о предоставлении ему гражданства РФ;

    ж) добровольно вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания.

    Лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем и находящееся на территории РФ, обязано по получении направления на временное поселение своевременно прибыть в центр временного размещения, соблюдать установленный порядок проживания в месте временного поселения, проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения.

    Закон устанавливает конкретные гарантии прав беженцев: беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул; решения и действия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, ущемляющих права беженцев, могут быть обжалованы в вышестоящие органы или в суд.

    В месте концентрации беженцев федеральная миграционная служба субъектов РФ разрабатывает региональные программы приема, размещения и обустройства беженцев. Например, миграционной службой Волгоградской области разработана областная программа «Миграция», существует зарегистрированный областной комитет русских беженцев, осуществляются конкретные мероприятия по оказанию помощи этой группе населения. Беженцам в приоритетном порядке выделяется земля под застройку, организацию сельскохозяйственного производства, предоставляются для
    временного проживания общежития, базы отдыха, дома культуры, оказывается материальная помощь (предоставление беспроцентных ссуд на строительство и покупку жилья, на его ремонт и реконструкцию), содействие в трудоустройстве, оформлении пенсий и т.д. Тем не менее, многие правовые организационные и материальные вопросы жизнеобеспечения беженцев еще ждут своего решения.

    Иностранный гражданин или лицо без гражданства могут обладать статусом вынужденного переселенца. В соответствии с Законом РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. (в редакции Федерального закона от 20 декабря 1995 г.) они могут получить этот статус при условии:

    а) постоянного проживания на законных основаниях на территории РФ;

    б) изменения места жительства в пределах территории РФ;

    в) если они покинули место жительства вследствие совершенного в отношении их или членов их семей насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и т.д. При этом порядок регистрации ходатайств и принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем или беженцем, их административно-правовой статус применительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства во многом совпадают.

    4. ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

    Юридические гарантии включают и ответственность иностранных граждан за нарушения предоставленных им прав и обязанностей. Являясь субъектами права, иностранные граждане обычно подлежат ответственности (например, административной) на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетом. В силу принципа государственного суверенитета каждое государство устанавливает пределы ответственности иностранных дан самостоятельно. В законодательстве РФ об административных правонарушениях (ст. 17 КоАП) установлено, что находящиеся на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях на общих основаниях с гражданами Россия. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории РФ иностранными гражданами, которые, согласно действующему закону и международным договорам, пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается дипломатическим путем. Однако иностранные граждане не привлекаются к юридической ответственности за действия, совершенные ими за пределами государства пребывания, если эти действия не затрагивают интересы данного государства или его граждан.

    Закон «О правовом положении иностранных граждан в СССР»
    к нарушениям правил пребывания и транзитного проезда через нашу территорию относит:

    а) проживание без документов на право жительства или проживание по недействительным документам;

    б) уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания;

    в) несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства;

    г) нарушение правил транзитного проезда через территорию страны. К ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф. Взыскания налагаются органами внутренних дел.

    Статья 321 КоАП предусматривает такой вид административного взыскания, как административное выдворение за пределы РФ
    иностранных граждан и лиц без гражданства. Это административное взыскание связано с обеспечением государственной безопасности и охраной общественного порядка. Его субъектами могут быть только иностранные граждане и лица без гражданства. Административное выдворение представляет собой принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ. Уклоняющиеся от выезда иностранные граждане и лица без гражданства подлежат с санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание при этом допускается на срок не более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ).

    Выдворение иностранного гражданина за пределы страны происходит в случаях:

    а) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

    б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан и других лиц;

    в) если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан, таможенное, валютное или иное законодательство. Данный внутригосударственный акт не предполагает в дальнейшем судебного преследования выдворенного лица.

    Статья 30 Закона «О правовом положении иностранных граждан в СССР» за нарушение данного закона предусматривает и такую меру административного воздействия, как сокращение срока пребывания. Решение о сокращении срока пребывания принимают органы внутренних дел.

    Иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ на основании Конституции РФ (ст. 63) предоставляется политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

    Заключение

    Иностранным гражданам и лица без гражданства в России гарантируются предусмотренные законом права и свободы. Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции РФ и других актов Российского законодательства.

    Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц. Находящиеся в РФ иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы.

    Административно-правовой статус гражданина России и иностранного гражданина имеет существенные различия. Основным отличием административной правоспособности иностранного гражданина от правоспособности наших граждан является момент ее возникновения. У российского гражданина она возникает в момент рождения и прекращается со смертью.

    У иностранного гражданина, прибывшего в страну, наступает сначала ограниченная правоспособность (в момент получения разрешения на въезд и оформления документов в посольстве или консульстве), затем полная, с момента прибытия на территорию РФ 1 . Прекращение правоспособности происходит при выезде иностранного гражданина за пределы России или изменении гражданства. Административной дееспособностью иностранного гражданина является способность нести и исполнять возложенные на него административно-правовые обязанности, реализовать своими действиями предоставленные ему права. Возникает она по-разному в зависимости от того, какие права способно осуществлять лицо или какие обязанности оно должно выполнять.



Просмотров