Конспект занятия по правилам пожарной безопасности «Огонь ошибок не прощает. Презентация на тему "огонь ошибок не прощает". Телефон пожарной службы

Цель: закрепление знания детей о пожарной безопасности.

Задачи.

  • Обучающие :
    • познакомить детей с ролью огня в жизни человека: как положительного, так и отрицательного;
    • закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, о правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.
  • Развивающие :
    • формировать умение правильно оценивать возможную опасность;
    • развивать умения вызывать пожарную службу по телефону;
    • развивать речь, мышление, память.
  • Воспитательные :
    • воспитывать осторожность при обращении с огнем;
    • воспитывать самостоятельность, внимательность, чувство ответственности, мужества, находчивости;
    • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих.
  • Коррекционные :
    • корригировать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память; развивать устную речь, мышление; обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: медиапроектор, презентация к занятию.

I. Организационный момент

– Садитесь удобнее, улыбнитесь друг другу настройтесь на активную работу.

Упражнение «Свеча»

– Представьте, что перед вами горит настоящая свеча, задуйте ее ровными медленным вздохом

II. Основная часть.

– Что можете сказать, глядя на свечу? Что она вам напоминает, узнаете, отгадав загадку.

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь)

– Вот сегодня мы поговорим о том, какую роль играет огонь в нашей жизни, что может произойти, если не следить за ним, а также как действовать, если пожар все-таки случился.
– Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которыми человек познакомился.
– Как вы считаете: огонь друг, или враг человека? (Ответы детей).
– Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах.
– Огонь помогал людям бороться за существование, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека. Огонь костра помогал людям готовить пищу, спасал от холода.
– И сегодня люди не могут обходиться без огня.
– Ребята, а скажите, для чего человеку нужен огонь?
Огонь и сегодня помогает человеку. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты.
Едет автомобиль, взлетает ракета, поднимая на орбиту космический корабль. Что движет ими? Сила огня!
Но когда человек забывает об осторожности, мирный огонь превращается во врага. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он обернется к нам. Зависит от нас. Огонь – враг, если к нему относится небрежно.

Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой.
Очень добрый, очень злой.

– Так как же называется разбушевавшаяся огненная стихия? (Пожар).
– Слово «пожар» вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать и видеть последствия этой стихии.
– А что такое пожар? Как вы думаете?
– Правильно, пожар – это процесс горения, который уничтожает все вокруг и создает опасность для жизни людей.
– Очень опасна разбушевавшаяся стихия – пожар.
– Чем опасен пожар? (При пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса) .
– Вы все сказали правильно, при пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса, а главное гибнут люди.
– Но пожары страшны не только огнём, который пожирает и дерево, и металл, и растения и животных. Опасными спутниками огня являются – ядовитый дым, высокая температура, плохая видимость, паника и растерянность, обрыв электрических проводов и возможность поражения током, обрушение конструкций.
– Давайте вспомним, отчего возникает пожар.
– Если баловаться чем? (Спичками)
– Это одна из причин возникновения пожара. Какую причину возникновения пожара вы знаете ещё (если забыли выключить утюг).
– Правильно, если забыть выключить электроприборы.
– Нельзя зажигать дома бенгальские огни, фейерверки, свечи.
– Очень большую опасность представляют костры. Если костёр не затушить, то раздуваемые искры разлетятся, и возникает пожар.
– Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями: бензином, ацетоном. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжёлыми ожогами и увечьями.
– Пожар может возникнуть от поджигания сухой травы, тополиного пуха.
– Огонь опасен не только ожогами, но и удушьем. В кино и по телевизору пожар показывают в виде стены огня. Люди и привыкли считать, что именно это и опасно. Но в жизни бывает ещё и дым, и тлеющие тряпки. На таких пожарах может ничего не сгореть, а люди гибнут. Они погибают от дыма. Можно отравиться ядовитыми газами, которые выделяются в процессе горения бытовых приборов (телевизора, плиты)
– Но бывает так, что меры предосторожности не помогли и пожар начался. Что нужно делать в таких случаях? Что нужно делать в первую очередь? (Быстро выбежать из здания).
– А затем, что будете делать? (Звонить по 01)
– Да. Ребята, вы все правильно говорили. А теперь давайте прочитаем правила поведения и действия во время пожара.

1. Не поддаваться панике.
2. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на огонь плотную ткань (одеяло, покрывало), или можно вылить кастрюлю воды.
3. Нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, то нельзя выливать на него воду, только накрывать тканью.
4. Если комната заполняется едким дымом, закройте нос и рот мокрой тканью, срочно покиньте помещение.
5. Если у вас загорелась одежда, падайте и катитесь, чтобы сбить пламя, или завернитесь в одеяло.
6. Не прячьтесь в задымленных помещениях, в укромных местах.
7. Если в квартире уже дымно, надо к выходу пробираться на четвереньках, ползком – внизу дыма меньше.

– Такие простые правила вы должны не только знать, но и если не дай бог случится применить на практике.

Игра «Найди средства тушения»

На столе лежит вода, песок, огнетушитель, мягкая игрушка, плотная ткань, расческа, палка. Нужно выбрать отложить в сторону средства тушения.

Разбор ситуаций

1. Если случится пожар в квартире, в которой ты находишься, твои первые действия:

А) сообщу о пожаре и постараюсь покинуть квартиру;
Б) начну тушить пожар в квартире;
В) спрячусь в дальнем углу и буду ждать.

2. Что делать, если огонь еще в квартире маленький:

А) оповестить соседей и приступлю к тушению огня;
Б) немедленно приступить к тушению огня, отключив газ и электричество;
В) открыть в комнате окна.

3. Что ты будешь делать, если из телевизора пошел дым:

А) выдерну вилку из сети и наброшу на телевизор влажное одеяло;
Б) залью телевизор водой;
В) убегу в другую комнату.

Послушайте запись и определите, о какой беде идет речь. Что неправильно сделал герой?

«Пожар, пожар… не помню адреса…все горит, приезжайте скорее…»

– О какой беде идет речь?
– Что не правильно сделал герой? (не правильно вызвал пожарную службу)
– А как же правильно вызвать пожарную службу.
– Вот телефон, попробуйте вызвать пожарную службу.
– По какому номеру вы будете звонить?(01)Набирай.
– О чем будешь говорить?
– Ребята, в основном хорошо, но были определенные неточности.
– Так как же правильно вызвать пожарную службу?

  • Нужно четко назвать свое имя и фамилию.
  • Назвать адрес или приметы, по которым можно найти то место, где происходит пожар.
  • Говорить быстро и четко дорога каждая минута.

Пословицы

Об огне и пожаре сложено очень много пословиц. Вот на даны пословицы, нужно их собрать, а потом объяснить, как вы их понимаете.

  • Спички – не игрушка, а великое пламя.
  • Искра мала, а великое пламя рождает.
  • Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин.

– А еще я хочу сказать вам народную мудрость: «Вор ворует – стены оставляет, а пожар – ничего».

Загадки.

– А теперь вам предстоит отгадать загадки об огне и о предметах, которые с ним связаны.

С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы? (Пожарные)

Висит – молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит (Огнетушитель)

Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими … (спичками)

Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым)

То назад, то вперед ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе, продырявит море (Утюг)

В последнее время участились случаи пожаров в больницах, в детских учреждениях. Было много жертв среди школьников, престарелых граждан. Все это можно было избежать, если бы учреждения были бы оснащены системами пожарной сигнализации.
– Такая система имеется у нас и в школе и интернате. Благодаря ней мы можем узнать о начинающемся пожаре и сможем обезопасить себя и попытаться ликвидировать пожар.
– Сейчас я расскажу, что входит в систему пожарной безопасности.
– На каждом этаже есть средство пожаротушения – это огнетушитель. Кроме огнетушителей, на каждом этаже есть пожарный шкаф, написано на нем ПК и покрашен в красный цвет. Почему в красный?
– В этом шкафу расположен пожарный рукав, свернутый в рулон. С наконечником. В случае возгорания им можно воспользоваться во время тушения, поэтому рукаву будет идти вода.
– Еще на каждой двери есть дверной доводчик, который позволяет плотно затворить дверь. Не пропуская дыма во время пожара.
– На всех стенах есть световой оповещатель «Выход» и галогеновые зеленые стрелки. Они ночью светятся. Указывая путь к выходу, по ним нужно ориентироваться во время эвакуации.
– Эвакуация. Как вы понимаете это слово? (Это когда люди быстро покидают помещение).
– Правильно. Эвакуация – это организованный выход людей из здания при чрезвычайных ситуациях. В данном случае при пожаре.
– На потолках у нас в интернате и школе прикреплены датчики пожарной сигнализации. Вот они на слайде. Эти датчики реагируют на задымление. Если возникает очаг возгорания, появляется дым, он поднимается к потолку и вот как раз воздействует на этот датчик. Датчик подает сигнал на пульт, а пульт воспроизводит голосовое оповещение через громкоговорители, которые расположены на каждом этаже вот они на слайде.
– Когда мы проводим учебную эвакуацию, вспомните, какие слова вы слышите через громкоговоритель?
– Правильно, мужской голос говорит: «Внимание! Пожарная тревога. Всем срочно покинуть помещение».
– Сколько раз идет оповещение? Послушайте на записи это звуковое оповещение.
– После этого сигнала вы должны, что сделать?
– Правильно, покинуть помещение, согласно плану эвакуации. При эвакуации нужно соблюдать определенные правила:

1. Каждая группа эвакуируются через свой запасный выход. На каждом запасном выходе висит табличка, какая группа выходит через нее.

– Для чего они нужны?

2. Обязательно нужно знать места сбора после выхода из здания.

– Где мы собираемся после выхода из школы?
– Надо собраться около своего воспитателя, рядом со своей группой. Для чего это нужно?
– Не надо прятаться во время пожара в шкафах, под кроватью. Можно задохнуться или просто вас не смогут найти. Ваша задача – быстрее выти из здания и сохранить свою жизнь.
– А дальше уже пожарники займутся ликвидацией пожара.
– Вот я немного рассказала о нашей пожарной сигнализации.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

– А теперь я посмотрю, как вы усвоили правила противопожарной безопасности. И поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья».
– Я буду вам задать вопрос, если считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором «Это я, это я, это все мои друзья». Если не согласны молчите.

Кто задорный и весёлый,
Верность, правилам храня,
Бережёт родную школу
От коварного огня…

Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор? (Молчат).

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл! (Молчат).

На привале кто в лесу
Жёг засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костёр не затушил? (Молчат)

Кто, видя сушняк в огне,
Знает точно: быть беде?
Ветку кто не поджигает,
От пожара лес спасает? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

– Молодцы, ребята, вы замечательно усвоили все правила противопожарной безопасности, и, я думаю, будете соблюдать их не только сами, но и научите других ребят

III. Итог

– Полезный ли был для вас этот разговор?
– Что нового вы узнали? (О правилах пожарной безопасности, о системе пожарной сигнализации, о эвакуации во время пожара)
– Как вы думаете, знание и выполнение техники пожарной безопасности поможет вам в жизни?
– Что запомнилось вам на этом занятии?
– Я искренне желаю вам не оказаться в чрезвычайной ситуации, а если случится беда, вспомните сегодняшнее занятие четко и грамотно действовать и тогда последствий плохих не будет.

Внеклассное мероприятие

для учащихся 6-7-х классов

«Огонь ошибок не прощает»

Цель мероприятия: ознакомить учащихся с историей борьбы с огнем, причинами возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), последствиями природных и техногенных ЧС, вооружить учащихся знаниями по противопожарной безопасности, дать ребятам советы и рекомендации по профилактике ЧС и ликвидации их последствий.

Оборудование и оформление: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями (см. по тексту); выставка рисунков (плакатов) учащихся по теме мероприятия.

Рекомендации: мероприятие состоит из двух частей: теоретической и практической (игра-викторина), и провести его, соответственно, также можно в два этапа (два дня); по желанию, игру-викторину можно провести, разделив учащихся на группы (команды) и усложнив сценарий, добавив в него такие элементы, как например, представление команды (название, девиз, эмблема), демонстрация умений и навыков по оказанию первой помощи пострадавшим и т.д.; желательно мероприятие сопровождать показом слайдов; мероприятие можно проводить в классной комнате или в актовом зале школы, с одним классом или с параллелью.

Ход мероприятия.

Учитель. История развития земной цивилизации неразрывно связана с постоянно возникающими чрезвычайными ситуациями. Наши предки постоянно испытывали на себе влияние, в основном, природных явлений и факторов. Современный мир наполнен чрезвычайными ситуациями не только природного происхождения, но и техногенного, социального, экологического. К сожалению, их число не уменьшается, а постоянно растет, принося неисчислимые беды и страдания людям.

Учитель. Тема нашей встречи «Огонь ошибок не прощает», и сегодня говорить мы будем о причинах возникновения чрезвычайных ситуаций и последствиях природных и техногенных ЧС, о пожаре и его видах, вспомним правила противопожарной безопасности и правила поведения в случае возникновения пожара.

Ученица. Человек познакомился с огнем на начальном этапе своего развития и с тех давних пор люди и огонь являются постоянными спутниками. Первый огонь, который увидел человек, мог возникнуть в результате извержения вулкана, удара молнии, самовозгорания. Первобытные люди боялись огня, приписывали ему божественную силу, поклонялись, а представления о муках ада связывали с пытками грешников на огне.

Ученик. Постепенно человек научился добывать огонь, длительное время сохранять и поддерживать его. Изобретение спичек, а затем и зажигалок упростило процесс получения огня.

Ученица. Наряду с неоспоримым положительным влиянием огня на развитие цивилизации он является причиной многочисленных бед и страданий людей. Это происходит в том случае, когда огонь выходит из-под контроля человека и становится источником возникновения крайне опасной чрезвычайной ситуации (ЧС) - пожара.

Учитель . Ребята, скажите, пожалуйста, а что такое пожар? (ответы ребят). Обобщая все ваши ответы, можно сказать, что пожар - это неконтролируемый процесс горения вне специального очага, наносящий материальный ущерб, вред здоровью и жизни людей, интересам общества и государства.

Все виды пожаров условно можно представить в виде схемы.

Ученица. Каждые 5 секунд на нашей планете регистрируется один пожар. В год их бывает более 5,5 миллиона. Ежегодно в мире от пожаров погибает в среднем 85 тысяч человек.

Ученик. Ежегодно в России регистрируется около 300 тысяч пожаров. Каждый год в огне погибают около 20 тысяч россиян. Материальный ущерб от пожаров в нашей стране составляет миллиарды рублей в год. В огне погибают десятки тысяч животных.

Ученица. Количество пожаров и ущерб от них увеличивается ежегодно. Потери от пожаров в России самые высокие по сравнению с другими странами. Они в 3 раза выше, чем в США, в 3,5 раза выше по сравнению с Японией, в 4,5 раза превышают показатели Великобритании.

Учитель. Пожар - это беспощадная сила огня, гибель людей, городов, зданий, растительного и животного мира. Пожары сопровождают человека всегда и повсюду: на земле, под водой, в воздухе, в космосе.

Рост числа пожаров является следствием бурного развития техники, концентрации производства, создания новых пожароопасных материалов, увеличения плотности населения, а также из-за низкого уровня подготовки населения к действиям по профилактике и предупреждению пожаров, отсутствия навыков пожаротушения и безопасного поведения во время пожаров.

Ученица. В 2008 году в России произошло 200386 пожаров, при которых погибло 15165 человек, в том числе 584 ребенка. На пожарах получили травмы 12800 человек.

Ученик. В среднем в прошлом году ежедневно по России происходило 549 пожаров, от которых гибло 42 человека и 35 человек получали травмы, огнем уничтожалось 166 строений.

Учитель. Ребята, назовите, пожалуйста, основные причины возникновения пожаров (дети называют причины, которые сразу же с помощью компьютера и проектора проецируются на экран).

Учитель. Подавляющее число пожаров - это дело рук человека.

Ученица. Наибольшее количество пожаров в 2008 году зарегистрировано в жилом секторе. Их доля от общего числа пожаров по России составила 71,3%. От неосторожного обращения с огнем произошло 44,8% от общего количества пожаров. А каждый пятый пожар произошел из-за нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

Ученик. Пожар всегда представляет реальную угрозу для человека, ведь его поражающими факторами являются: открытый огонь, повышенная температура окружающей среды, дым, пониженное содержание кислорода в воздухе, токсичные продукты горения, падающие предметы (конструкции, осколки стекол), угроза взрыва, паника людей.

Ученица. Основными травмами на пожаре являются: термические ожоги разной степени тяжести, удушение, отравление продуктами горения, раны, ушибы, переломы, нервное потрясение.

Учитель. В нашей стране задачи противопожарной безопасности решает Государственная противопожарная служба МЧС России. В ее состав входят профессиональные пожарные, снабженные современной противопожарной техникой, материалами для тушения огня, средствами защиты. Согласно инструкции, пожарная команда должна прибыть на место пожара через 7 минут после получения сигнала.

Ученик. Огнеборцы - так называют пожарных - всегда на передовой линии борьбы с огнем.

Ученица. Ежегодно пожарные спасают из огня примерно 30 тысяч россиян.

Учитель. Ребята! Каждый из нас должен знать и соблюдать правила противопожарной безопасности.

А в случае возникновения пожара знание и соблюдение правил поведения в этой чрезвычайной ситуации поможет вам сохранить жизнь себе и окружающим вас людям. Давайте еще раз вместе вспомним эти правила

Не паниковать.

Вызвать пожарных и спасателей по телефону 01 .

Попытаться погасить огонь на начальной стадии горения: залить водой, засыпать песком или землей, накрыть плотной тканью, залить содержимым огнетушителя.

Отключить электрические и газовые приборы. В случае возгорания телевизора его необходимо быстро отключить от электропитания, накрыть мокрой плотной тканью или залить водой через вентиляционные отверстия.

Закрыть все окна и двери.

Найти и вывести детей, стариков, пострадавших. Ни в коем случае не пользоваться лифтом.

Быстро, без паники, без давки, покинуть зону пожара по заранее изученному безопасному маршруту.

Если такой возможности нет, лечь на пол, ждать помощи или передвигаться к выходу ползком. Также можно выйти на балкон, закрыть за собой дверь и позвать на помощь.

Дышать через мокрую ткань, всеми силами защищаться от дыма.

Несколько вдохов воздуха, насыщенного дымом, могут привести к потере сознания.

Для защиты от огня и теплового излучения использовать влажную плотную ткань.

Если на человеке загорелась одежда, необходимо:

если возможно, быстро снять горящую одежду; не бегать в горящей одежде; не кататься по земле; защитить руками голову, лицо, глаза; окунуться в воду или облиться водой; лечь на снег; накрыться плотной мокрой тканью, оставив открытой голову, чтобы не задохнуться продуктами горения; не отдирать прилипшую к телу одежду; оказать пострадавшему первую помощь.

Учитель. Эффективным средством обеспечения безопасности людей на пожаре является их эвакуация из опасной зоны. Чтобы не стать жертвой стихийного бедствия, связанного с угрозой для жизни и здоровья, необходимо хорошо запомнить порядок действий в случае получения информации об эвакуации.

Ученица. Получив сообщение от представителей властей или правоохранительных органов об эвакуации, соблюдайте спокойствие и четко выполняйте их команды. Если вы находитесь в квартире, выполните следующие действия.

Ученик. Возьмите личные вещи, документы, деньги, ценности.

Ученица. Отключите электричество, воду и газ.

Ученик. Обязательно закройте входную дверь на замок - это защитит квартиру от возможного проникновения воров.

Ученица. Созвонитесь с родителями, если их нет рядом, договоритесь о месте встречи.

Ученик. Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.

Ученица. Помните, что от согласованности и четкости ваших действий будут зависеть жизнь и здоровье многих людей!

Учитель. Ребята, я уверена, что каждый из вас, понимая всю опасность такой чрезвычайной ситуации, как пожар, соблюдает правила противопожарной безопасности в повседневной жизни, ведь пожар легче предотвратить, чем ликвидировать. Но, если такая ситуация все-таки возникнет, вы сумеете воспользоваться знаниями правил безопасного поведения во время пожара.

Игра-викторина

«Огонь ошибок не прощает»

Конкурс «Разминка»

Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:

Почему большое количество пожаров происходит в холодное время года?

Чем опасно неосторожное обращение с огнем в жаркую погоду?

Почему в случае возникновения чрезвычайной ситуации большую опасность представляет собой паника?

Почему в случае пожара нельзя пользоваться лифтом?

Как вы понимаете выражение «Подавляющее число пожаров - это дело рук человека»?

Согласны ли вы с этим выражением?

Конкурс «Пожарный щит»

Ребятам (командам) предлагаются одинаковые комплекты карточек, на которых изображены и подписаны различные инструменты и принадлежности (топор, багор, лом, огнетушитель, песок, лопата, вода, вилы, совок, пила и т.д.). Задание заключается в том, чтобы из предложенных предметов «скомплектовать» пожарный щит, объяснив, для чего нужен тот или иной предмет (в пожарном щите должны находиться: топор, багор, лом, огнетушитель, песок, лопата, вода).

Конкурс «Единая служба спасения»

Ребятам предлагается составить текст телефонного звонка-сообщения в «Единую службу спасения»

в случае возникновения чрезвычайной ситуации - пожара

(в этом случае необходимо четко сообщить по телефону: где происходит пожар, что горит, адрес, номер телефона, свою фамилию, как удобнее подъехать к месту пожара, есть ли опасность для людей).

Конкурс «Разгадай кроссворд»

По горизонтали. 1. Одна из причин пожаров (курение). 2. Средство тушения пожара (огнетушитель).

3. Неконтролируемый процесс горения (пожар). 4. Место, в котором пожар начался или имеет наибольшую силу в данный момент (очаг). 5. Люди, занимающиеся тушением пожара (огнеборцы). 6. Способ спасти людей (эвакуация).

По вертикали. 1. Источник тепла и возможных пожаров в походе (костер). 2. Травма - последствие пожара (ожог). 7. Наука о пожарах (пирология). 8. Наиболее пожароопасный сезон года (лето). 9. Поражающий фактор пожара (дым). 10. Естественное вещество, используемое при тушении пожаров в зимнее время года (снег).

10

1

7

8

2

3

4

9

5

6

Конкурс «Знаки пожарной безопасности»

Конкурс «Домашнее задание»

Используя тему мероприятия «Огонь ошибок не прощает» в качестве первой строки, ребятам необходимо сочинить четверостишие на соответствующую тему. Например:

Огонь ошибок не прощает

И по пути он все сжигает.

Внимательным ты быть старайся,

С пожаром лучше не встречайся.

Можно попросить ребят оформить четверостишия в виде небольших плакатов, сопроводив их рисунками (получится готовый материал для оформления соответствующих мероприятий).

Дополнительный материал

Из истории пожаров.

За многовековую историю Москва выгорала частично или полностью десятки раз, редкий год проходил без сильного пожара. « Был доселе град Москва велик, чуден, многонароден и в единый час изменился в прах, дым и пепел », - так описан московский пожар 1383 года в древнерусской летописи. Небывалая засуха 1354 года иссушила природу. Пожар уничтожил до основания весь Кремль, его башни и посады. Не устояли даже кремлевские стены, которые были срублены из векового дуба. После этого пожара московский князь Дмитрий Иванович решил возвести вокруг Кремля каменные стены общей длиной 2000 метров. В 1493 году Москва выгорела снова, включая Кремль и княжеские хоромы, После этого пожара великий князь Иван III впервые на Руси издал правила противопожарной безопасности. В них запрещалось: топить избы и бани летом без особой надобности: по вечерам держать огонь в доме; всем мастеровым, которые используют огонь: кузнецы, ружейники, стеклодувы, не работать вблизи строений. В 1504 году в Москве был ужесточен контроль за пожарной безопасностью. Всем жителям Москвы предписывалось беречь город от огня. За небрежное обращение с огнем назначался штраф, злостные нарушители высылались из города. Особо строго наказывались люди за умышленный поджог - виновного сжигали на месте пожара. Сильный пожар охватил Москву во время нашествия Наполеона. Город выгорел полностью. В огне погибло более 2 тысяч раненых солдат русской армии. В мае 1737 года Царь - колокол стал жертвой пожара. После его отливки возник пожар кровли мастерской. При тушении вода попала на раскаленный металл, что привело к откалыванию куска колокола массой 11,5 тонн. История тушения пожаров в нашей стране имеет давнюю историю. Традиционно в тушении пожаров активное участие принимало население, регулярные войска, а начиная с 1624 года специальные пожарные команды. Они были оснащены конным обозом, бочками с водой, водоливными трубами, ведрами, баграми. Пожарную безопасность России постоянно укреплял Петр I . Он лично участвовал в тушении многих пожаров, запретил строить в Санкт - Петербурге деревянные дома с целью противопожарной безопасности. В 1711 году император издал указ «о неукоснительном прибытии войск на пожары». В одном из петровских указов предписывалось «… беречь от огня богатство Государства Российского».

При подготовке мероприятия использованы материалы учебного пособия «Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника» под общей редакцией С. К. Шойгу, Краснодар, 2005 год.

Описание работы: данный материал будет полезен для учителей начальных классов при проведении внеклассных мероприятий, классных часов. Возраст детей 9-11 лет, 3-4 класс.

Цель классного часа : познакомить учащихся с правилами поведения при пожаре.

Задачи:

Рассказать о роли огня в жизни человека;

выявить причины, приводящие к возникновению пожара;

составить памятку о поведении при пожаре.

Развивать интерес учащихся, усилить бдительность ребят, воспитывать чувство ответственности.

Ход классного часа

Учитель:

Ребята разгадайте загадку: «Накормишь - живет, напоишь - умрет»

Ученики : Огонь.

Учитель:

Верно, это огонь, и говорить мы сегодня будем об огне.

Давайте вспомним, как огонь попал к людям.

Ученики:

(древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня.)

Учитель:

А давайте совершим путешествие в древнюю Грецию.

На экране демонстрируется отрывок из мультфильма о Прометее.

Учитель : Кто же такой Прометей?

Ученики:

Это легендарный древнегреческий герой, подаривший огонь людям.

Учитель:

Как жили люди без огня?

Ученики:

Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы.

От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры.

Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага - люди не варили пищу, не грелись около огня.

Учитель : Как он помог людям?

Ученики:

Он нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю.

Учитель:

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей.

Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь.

Учитель:

Как же люди используют огонь?

Ученики:

Люди используют огонь для приготовления пищи,

при изготовление стекла и кирпича,

огонь нужен для обжига керамических изделий,

для отопления жилища др.

Учитель.

Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут привести к беде. Посмотрите на экран, вот к чему могут привести игры с огнем. «Пожары»

Учитель : Давайте дадим определение слову ПОЖАР.

Ребята высказывают своё мнение и в конце с помощью учителя выводят определение:

«Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства».

А теперь мы отправимся в прошлое и выясним, когда и кем была организованна первая пожарная охрана.

Внимание на доску

С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в ее состав входили 25 человек.

17 апреля 1918 года бы подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнем”. Этот день и стал днем образования пожарной охраны.

Учитель : Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же.

Вот теперь я прошу вас подумать что может стать причиной возгорания.

(Учащиеся работают в парах, после обсуждения учитель принимает ответы детей)

· Неосторожное обращение с огнем (90 %).

· Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

· Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.

· Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.

· Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

· Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.

· Шалости детей с огнем.

Учитель:

Статистика показывает, что обычно от 15 до 20 % общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров.

Каждый третий погибший в огне человек - ребенок.

Работа в группах .

Давайте разделимся на 4 группы и разберём ситуации «Поведение при пожаре»

Каждая группа получает карточку.

Если горит телевизор.

1. Пожар на балконе (лоджии).

2. Дым в подъезде.

3. Пожар в многоэтажном здании.

Ответы на карточки:

1. Если горит телевизор

Необходимо:

Обесточить телевизор или полностью квартиру (помещение);

Сообщить о возгорании в пожарную охрану «01»;

Отключенный телевизор залейте водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата, или накройте его плотной тканью.

Если горение продолжается, то остается - выбросить телевизор через окно на улицу. Но прежде чем бросить, не забудьте посмотреть вниз.

Если телевизор взорвался и пожар усилился, не подвергайте жизнь опасности, покиньте помещение, закрыв дверь.

2. Пожар на балконе (лоджии).

Попытайтесь потушить подручными средствами (водой, стиральным порошком, мокрой плотной тканью, землей из-под цветов и т. п.).

Если огонь набирает силу, то немедленно покиньте балкон, плотно закрыв за собой дверь, чтобы вслед Вам не проник огонь.

Закройте все форточки и двери, не создавайте сквозняка!

В ходе тушения можно выбрасывать горящие вещи и предметы вниз, убедившись предварительно, что там нет людей.

Предупредите соседей с верхних этажей, что у вас пожар.

3. Дым в подъезде.

Позвоните в пожарную охрану.

Если дым не густой и Вы чувствуете, что дышать можно, то попробуйте определить место горения (квартира, почтовый ящик, мусоросборник и т.п.), а по запаху - что горит (электропроводка, резина, горючие жидкости, бумага и т. п.).

Если Вам удалось обнаружить очаг, то попробуйте его потушить самостоятельно или при помощи соседей подручными средствами.

Если потушить пожар не представляется возможным, то оповестите жильцов дома и, не создавая паники, попробуйте выбраться наружу.

Если, выйдя в подъезд, Вы попали в густой дым, то нужно немедленно вернуться в квартиру и плотно закрыть дверь. А дверные щели и вентиляционные отверстия, в которые может проникать дым, необходимо заткнуть мокрыми тряпками.

Если дым проникает, то покиньте прихожую и закройтесь в комнате.

И последнее, что Вы можете сделать - это выйти на балкон, и постараться привлечь к себе внимание.

Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только в одном направлении - снизу вверх.

4. Пожар в многоэтажном здании.

Позвоните в пожарную охрану.

Постарайтесь сохранять спокойствие и выдержку, успокойте находящихся рядом людей.

Помогайте тем, кто скован страхом и не может двигаться, разговаривайте с ними спокойно и внятно, поддерживайте под руки.

Не входите туда, где большая концентрация дыма!

При заполнении помещений, коридоров дымом идите в сторону не задымленной лестницы либо к выходу, но только не к лифту. Пользоваться лифтом во время пожара категорически запрещается.

Держитесь за стены, поручни, дышите через носовой платок или одежду.

Если из-за густого дыма, повышенной температуры и огня Вы не можете выйти на лестницу или в коридор, нужно немедленно вернуться обратно, плотно прикрыв за собой дверь следует выйти на балкон, лоджию, плотно прикрыв дверь.

Захватите с собой намоченное одеяло, ковер, другую плотную ткань, чем Вы сможете накрыться от огня в случае его проникновения через дверной и оконный проемы, но такой защиты хватит ненадолго.

Если внизу под Вами нет огня и в комнате оставаться опасно, то попробуйте спуститься на этаж ниже, используя крепко связанные простыни, шторы, веревки и т. п.

Учитель:

Чтобы избежать беды при пользовании электроприборами, нужно знать одно очень важное правило. А узнаем мы его после того, как разгадаем кроссворд.

1. Его мы смотрим целый день,

с дивана слезть нам даже лень.

Что это, ребята? (Телевизор)

2. Он хозяйке помогает, пыль в квартире убирает,

У него внутри насос, он зовется … (Пылесос)

3. Он мальчишкам помогает, проводки для них паяет.

Над железками начальник, называется … (Паяльник)

4. В каждом доме круглый год Дед Мороз у нас живет.

Он отличный морозильник, а зовется … (Холодильник)

5. Я поехала на юг и взяла с собой … (Утюг)

6. Испеку гостям я манник, заварит чай электро … (Чайник)

7. На сцене всегда освещает нас рампа,

А дома нам светит настольная … (Лампа)

8. Он хозяюшку балует, режет овощи, шинкует

Знает много вкусных тайн, это кухонный … (Комбайн)

Учитель : Вот оно правило. Ты его знай. Электроприборы всегда …

Все : Выключай!

Давайте вместе с вами мы вспомним главные правила поведения при пожаре.

Вызвать пожарных по телефону “ 01” .

Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.

Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и таким образом перекрыв доступ кислорода.

Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.

Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.

Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.

Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.

Дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол, ждать пожарных.

Первая помощь при ожогах.

Наложить чистую марлевую повязку.

Срочно госпитализироваться в больницу или позвонить “ 03” и ждать “Скорую помощь”.

Учитель: эти правила помогут вам, если случится беда.

Огонь ошибок не прощает.

Цель:

показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную; проверить знания учащихся по правилам пожарной безопасности; побуждать к творчеству.

Задачи:

познакомить с причинами возникновения пожаров в помещении, на транспорте, на природе; со степенью их опасности; организовать работу по профилактике возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций бытового характера и гибели людей при них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Огонь ошибок не прощает.

Цель:

Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную; проверить знания учащихся по правилам пожарной безопасности; побуждать к творчеству.

Задачи:

познакомить с причинами возникновения пожаров в помещении, на транспорте, на природе; со степенью их опасности; организовать работу по профилактике возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций бытового характера и гибели людей при них.

Оборудование:

плакат «Правила пожарной безопасности»; платы с пословицами об огне; рисунки детей, костюмы для детей - Огонь и Спички.

Ход занятия.

Звучит музыка.

У ч и т е л ь: Сегодня мы собрались на внеклассное мероприятие, чтобы поговорить о причинах возникновения пожара, о значении огня в жизни человека, о том, что мы должны знать и выполнять, чтобы огонь для нас был только другом, чтобы он нас согревал, а не губил.

1-й у ч е н и к: Огонь с древнейших времен играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этого служат «сгустки мудрости» - пословицы, поговорки, загадки.

(Учащиеся по очереди читают загадки и пословицы.)

Без рук, без ног, а на гору ползет.

В кармане спал, по железу встал, по дереву пошел, как сокол взлетел.

Красный кочеток по жердочке бежит.

Я не сам по себе, а сильнее всего, и страшнее всего, и все любят меня, и все губят меня.

Это темный - темный дом,

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестриц

Может вспыхнуть, как костер.

Огонь не вода- схватит, не выплывешь.

Огню да воде бог волю дал.

«Спи, царь Огонь!»- говорит царица Водица.

У ч и т е л ь: А нужен ли нам огонь? В чем его польза для человека?

(Ответы детей.)

У ч и т е л ь: А чем опасен огонь? К какой беде может привести неосторожное обращение с огнем.?

(Сценка.)

Огонек всегда такой –

И хороший, и плохой:

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

(Выходят Огонь и Спички.)

О г о н ь:

Я – огонь, я друг ребят,
Но когда со мной шалят,

Становлюсь тогда врагом

И сжигаю все кругом.

(Кружится.)

1-я с п и чк а:

Человеку друг – огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловаться,
То беды не миновать,
От огня не сдобровать!

2-я с п и ч к а:

Знайте, в гневе он сердит:

Ничего не пощадит!

Уничтожить может школу,
Поле хлебное, твой дом

И у дома все кругом.

А взметнувшись до небес,

Перекинется на лес.

3-я с п и ч к а:

Огонь силен - он может сжечь деревню.

Он беспощаден, зол, напорист, груб.

И сгубит он столетние деревья

Быстрее, чем умелый лесоруб.

4 –я с п и ч к а:

И там, где он проходит,

Сгорает лес, сгорает весь дотла.

Недаром поговорка есть в народе:
«Бояться как огня».

5-я с п и ч к а:

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда.

Это помните всегда!

В с е х о р о м:

Это помните всегда!

У ч и т е л ь:

Пожары очень опасны. Ежегодно в мире происходит около пяти миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги.

Каждый третий погибший – ребенок. Причины пожаров самые разные

и возникнуть пожар может в любом месте.

1-й у ч е н и к:

Что может явиться причиной пожара в доме, в квартире, в любом жилом помещении?

(Ответы детей.)

2-й у ч е н и к:

Какие приборы служат нам помощниками, но таят в себе опасность при неосторожном с ними обращении?

(Ребята называют электроприборы)

3-й у ч е н и к:

Давайте подумаем, каковы причины пожара на транспорте.

(Идет обсуждение ситуаций, предложенных детьми.)

4-й у ч е н и к:

Как возникают пожары на природе?

(Дети читают по очереди.)

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

И в лесу костер опасен –

Для деревьев, птиц, зверей.

Будет лес для всех прекрасен

Без пожаров и углей.

Чтоб огонь не убежал,

Чтоб он место свое знал,

Ты ему создай преграду:

Из камней, земли ограду.

Уходя, засыпь землей

Или все залей водой.

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться –

Ты костер не разжигай

Там, где зреет урожай.

У ч и т е л ь: Ребята! Вы знаете, что Кубань – житница России. Она кормит хлебом всю страну, поэтому во время уборки урожая проводится работа по его сохранению: проверяется исправность уборочной техники, производятся прокосы на полях и их опахивание, с участниками уборочной кампании проводятся инструктажи по технике безопасности.

Побежал, как ручеек,
В старой травке огонек.

Разве скажет кто-нибудь,
Где он свой закончит путь?

(Дети называют другие, известные им причины.)

У ч и т е л ь:

Специально к нашему занятию вы на уроке музыки разучили частушки о безопасности.

Дети исполняют частушки:

Чайник на плиту поставим,

Сами в «Денди» поиграем.

Позабыли мы про газ.

Лишить он жизни может нас.

На каникулах всегда

Телик включен у меня.

И компьютер, и плита –

К одной розетке провода.

День рождения у Светы –

Свечи зажигаются.

Бросили их без присмотра –

Искры разлетаются.

На природе у костра

Так была уха вкусна.

Уходить с поляны будем,

Огонь тушить мы не забудем.

О пожаре пели мы,
Чтоб спасти вас от беды.

Призываем всех: «Друзья!

С пламенем играть нельзя!»

У ч е н и к:

Ноль один - зазвонил телефон,

Чей-то крик принесли провода,

Чей-то плач уловил микрофон -

Значит, где-то случилась беда.

У ч и т е л ь:

Этот номер известен каждому человеку и он должен помнить его всегда, чтобы вовремя спасти свою жизнь и жизнь окружающих. А теперь поднимите руку те, кто хоть раз позвонил и пошутил по телефону о том, что у соседей или еще где-либо пожар. А знаете ли вы, почему такие действия недопустимы?

(После ответов детей делается вывод:

бесполезные затраты бензина, изнашивается пожарный автомобиль, но самое главное: в это время действительно где-нибудь может случиться пожар и кому-то нужна будет помощь, а пожарная команда будет на ложном вызове.)

У ч и т е л ь:

Большой пожар или огонь – это огромное чудовище, которое пожирает все вокруг своим пламенным языком. И для того, чтобы нам огонь был не страшен, надо не бояться огня, не поддаваться панике.

А для того, чтобы предотвратить пожар, нужно хорошо знать правила пользования предметами, от которых он может возникнуть.

А сейчас, ребята, я приглашаю вас к сотрудничеству. Давайте вместе с вами создадим памятку «Как вести себя при пожаре, как избежать пожара».

(Дети и учитель составляют памятку. Составленную памятку ученики вклеивают в дневники.)

1. Нельзя играть со спичками.

2. Нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы.

3. Нельзя оставлять не затушенные костры.

4. Нельзя поджигать сухую траву, тополиный пух, мусор в баках.

5. Нельзя сушить белье над плитой.

6. Нельзя играть с огнем.

7. При пожаре звонить по телефону 01.

У ч и т е л ь: Помните, ребята, главный способ защиты от пожара – самому не стать его причиной.

А сейчас мы познакомимся с вашими творческими работами. Вы приготовили рисунки, поделки, стихи собственного сочинения.

(Дети анализируют свои рисунки, поделки, читают стихи.)

Огонек, как фитилек,

Вспыхивает тихо.

Ну, а если полыхнет,

Сделает всем лихо. (Север Е.)

В лес ходили мы в поход,
Разжигали там костер.

Но мы знаем про огонь

И его проказы –

Костер тушили мы землей,

И лес был не наказан. (Моторный С.)

Каждый день,

В любое время года,
В дождь и снег,

И в холод, и в мороз

Несут дозор пожарные расчеты

И охраняют наш покой и дом.

А, если в дом пришла беда,

И вспыхнул он как спичка,

На помощь вам придут всегда

Пожарники отличные. (Ткаченко А.)

У огня, как у дороги,

Правила свои.

Их совсем не очень много,

Ты их заучи.

Чтоб спокойно спать и жить

И с огнем всегда дружить. (Нос С.)

Мероприятие заканчивается награждением детей за творческие работы.


В преддверии приближающихся летних каникул школьникам стоит напомнить про правила безопасности жизнедеятельности. День пожарной охраны – это повод поговорить об одном из самых опасных, но, к сожалению, весьма распространенных бедствий – пожаре. (При подготовке данного мероприятия были использованы материалы учебного пособия “Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника”. Под общей редакцией С.К. Шойгу. – Краснодар, 2005.)

Задачи:

Познакомить учащихся с историей борьбы с огнем, причинами возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), последствиями природных и техногенных ЧС;

Вооружить школьников знаниями по противопожарной безопасности;

Оборудование и оформление: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями (см. по тексту); выставка рисунков (плакатов) учащихся по теме мероприятия.

Рекомендации: мероприятие состоит из двух частей – теоретической и практической (игра-викторина). Провести его, соответственно, можно сразу или же в два этапа (два дня). Место проведения – классная комната или актовый зал, участники – один или несколько классов. Желательно сопровождать мероприятие показом слайдов. Для игры-викторины можно разделить учащихся на группы (команды) и усложнить сценарий, добавив в него такие элементы, как, например, представление команды (название, девиз, эмблема), демонстрация умений и навыков по оказанию первой помощи пострадавшим и т.д.

Это важно знать

Введение в тему

Учитель. Тема нашей встречи – “Огонь ошибок не прощает”, и сегодня говорить мы будем о причинах возникновения чрезвычайных ситуаций и последствиях природных и техногенных ЧС, о пожаре и его видах, вспомним правила противопожарной безопасности и правила поведения в случае возникновения пожара.

Чтец 1. Человек познакомился с огнем на начальном этапе своего развития, и с тех давних пор люди и огонь являются постоянными спутниками. Первый огонь, который увидел человек, мог возникнуть в результате извержения вулкана, удара молнии, самовозгорания. Первобытные люди боялись огня, приписывали ему божественную силу, поклонялись, а представления о муках ада связывали с пытками грешников на огне.

Чтец 2. Постепенно отношение к огню менялось. Человек научился сам добывать огонь, длительное время сохранять и поддерживать его. Изобретение спичек, а затем и зажигалок упростило процесс получения огня.

Чтец 1. И все же важно помнить: наряду с неоспоримым положительным влиянием огня на развитие цивилизации он является причиной многочисленных бед и страданий людей. Это происходит в том случае, когда огонь выходит из-под контроля человека и становится источником возникновения крайне опасной чрезвычайной ситуации (ЧС) – пожара.

Внимание: пожар!

Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, а что такое пожар?

Школьники высказываются, учитель обобщает сказанное.

Учитель. Пожар – это неконтролируемый процесс горения вне специального очага, наносящий материальный ущерб, вред здоровью и жизни людей, интересам общества и государства. Все виды пожаров условно можно представить в виде схемы.

Чтец 1. Каждые 5 секунд на нашей планете регистрируется один пожар. В год их бывает более 5,5 миллиона. Ежегодно в мире от пожаров погибает в среднем 85 тысяч человек.

Чтец 2. Ежегодно в России регистрируется около 300 тысяч пожаров. Каждый год в огне погибают около 20 тысяч россиян. Материальный ущерб от пожаров в нашей стране составляет миллиарды рублей в год. В огне погибают десятки тысяч животных.

Чтец 1. Количество пожаров и ущерб от них увеличивается ежегодно. Потери от пожаров в России очень высокие по сравнению с другими странами. Они в 3 раза выше, чем в США, в 3,5 раза выше по сравнению с Японией, в 4,5 раза превышают показатели Великобритании.

Учитель. Ребята, назовите, пожалуйста, основные причины возникновения пожаров.

Школьники называют причины, которые сразу же с помощью компьютера и проектора проецируются на экран.

Учитель. Подавляющее число пожаров – это дело рук человека.

Чтец 1. Наибольшее количество пожаров в 2008 году зарегистрировано в жилом секторе. Их доля от общего числа пожаров по России составила 71,3%. От неосторожного обращения с огнем произошло 44,8% от общего количества пожаров. А каждый пятый пожар произошел из-за нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

Чтец 2. Пожар всегда представляет реальную угрозу для человека, ведь его поражающими факторами являются открытый огонь, повышенная температура окружающей среды, дым, пониженное содержание кислорода в воздухе, токсичные продукты горения, падающие предметы (конструкции, осколки стекол), угроза взрыва, паника людей.

Чтец 1. Основными травмами на пожаре являются термические ожоги разной степени тяжести, удушение, отравление продуктами горения, раны, ушибы, переломы, нервное потрясение.

Чтец 1. История тушения пожаров в нашей стране имеет давнюю историю. Традиционно в тушении пожаров активное участие принимало население, регулярные войска, а начиная с 1624 года – специальные пожарные команды. Они были оснащены конным обозом, бочками с водой, водоливными трубами, ведрами, баграми. Пожарную безопасность России постоянно укреплял Петр I.

Чтец 2. Он лично участвовал в тушении многих пожаров, запретил строить в Санкт-Петербурге деревянные дома с целью противопожарной безопасности. В 1711 году император издал указ “О неукоснительном прибытии войск на пожары”. В одном из петровских указов предписывалось “…беречь от огня богатство Государства Российского”.

Учитель. Сейчас в нашей стране задачи противопожарной безопасности решает Государственная противопожарная служба МЧС России. В ее состав входят профессиональные пожарные, снабженные современной противопожарной техникой, материалами для тушения огня, средствами защиты. Согласно инструкции, пожарная команда должна прибыть на место пожара через 7 минут после получения сигнала.

Служба спасения

Учитель. Ребята! Каждый из нас должен знать и соблюдать правила противопожарной безопасности. А при возникновении пожара знание и соблюдение правил поведения в этой чрезвычайной ситуации поможет сохранить жизнь себе и окружающим людям.

Школьники вместе с учителем вспоминают и называют эти правила:

Не паниковать.

Вызвать пожарных и спасателей по телефону 01 .

Попытаться погасить огонь на начальной стадии горения: залить водой, засыпать песком или землей, накрыть плотной тканью, залить содержимым огнетушителя.

Отключить электрические и газовые приборы. В случае возгорания телевизора его необходимо быстро отключить от электропитания, накрыть мокрой плотной тканью или залить водой через вентиляционные отверстия.

Закрыть все окна и двери.

Найти и вывести детей, стариков, пострадавших. Ни в коем случае не пользоваться лифтом.

Быстро, без паники, без давки, покинуть зону пожара по заранее изученному безопасному маршруту.

Если такой возможности нет, лечь на пол, ждать помощи или передвигаться к выходу ползком. Также можно выйти на балкон, закрыть за собой дверь и позвать на помощь.

Дышать через мокрую ткань, всеми силами защищаться от дыма. Несколько вдохов воздуха, насыщенного дымом, могут привести к потере сознания.

Для защиты от огня и теплового излучения использовать влажную плотную ткань.

Если на человеке загорелась одежда, необходимо по возможности быстро снять горящую одежду; не бегать в горящей одежде; не кататься по земле; защитить руками голову, лицо, глаза; окунуться в воду или облиться водой; лечь на снег; накрыться плотной мокрой тканью, оставив открытой голову, чтобы не задохнуться продуктами горения; не отдирать прилипшую к телу одежду; оказать пострадавшему первую помощь.

Учитель. Эффективным средством обеспечения безопасности людей на пожаре является их эвакуация из опасной зоны. Чтобы не стать жертвой стихийного бедствия, связанного с угрозой для жизни и здоровья, необходимо хорошо запомнить порядок действий в случае получения информации об эвакуации.

Ученики вместе с учителем формулируют порядок действий:

Взять личные вещи, документы, деньги, ценности.

Отключить электричество, воду и газ.

Покинуть помещение. Закрыть входную дверь на замок – это защитит квартиру от возможного проникновения воров.

Созвониться с родителями, если их нет рядом, договориться о месте встречи.

Возвратиться в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.

Учитель. Ребята, я уверена, что каждый из вас, понимая всю опасность такой чрезвычайной ситуации, как пожар, соблюдает правила противопожарной безопасности в повседневной жизни, ведь пожар легче предотвратить, чем ликвидировать. Но если такая ситуация все-таки возникнет, вы сумеете воспользоваться знаниями правил безопасного поведения во время пожара.

Игра-викторина

Разминка

Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:

Почему большое количество пожаров происходит в холодное время года?

Чем опасно неосторожное обращение с огнем в жаркую погоду?

Почему в случае возникновения чрезвычайной ситуации большую опасность представляет собой паника?

Почему в случае пожара нельзя пользоваться лифтом?

Как вы понимаете выражение “Подавляющее число пожаров – это дело рук человека”? Согласны ли вы с этим выражением?

Пожарный щит

Школьникам (командам школьников) предлагаются одинаковые комплекты карточек, на которых изображены и подписаны различные инструменты и принадлежности (топор, багор, лом, огнетушитель, песок, лопата, ведро, вилы, совок, пила и т.д.). Задание заключается в том, чтобы из предложенных предметов “скомплектовать” пожарный щит, объяснив, для чего нужен тот или иной предмет (в пожарном щите должны находиться: топор, багор, лом, огнетушитель, песок, лопата, ведро).

Единая служба спасения

Ребятам предлагается составить текст телефонного звонка-сообщения в “Единую службу спасения” в случае возникновения чрезвычайной ситуации – пожара.



Просмотров