Подкуп ук. Теория всего

Коммерческий подкуп

Комментарий к статье 204 УК РФ:

1. Установление уголовной ответственности за коммерческий подкуп для отечественного законодательства является определенной новизной, хотя это деяние внешне схоже с преступлениями, предусмотренными ст. ст. 290 и 291 УК, устанавливающими ответственность за получение и дачу взятки.
Коммерческий подкуп представляет собой социально опасное деяние, которое посягает на нормальное функционирование рыночных отношений, подрывает нормальную управленческую деятельность коммерческих служб, препятствует соблюдению законов и правовых обязанностей лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих организациях.

2. Законодатель оценивает коммерческий подкуп как способ общественно опасного неправомерного вмешательства в управленческие процессы, в том числе по управлению собственностью, деятельностью организации, ее подразделений и сотрудников. Специфика общественной опасности коммерческого подкупа выражается в противоправном способе воздействия на управленческие процессы при принятии решений и осуществлении субъектом своих служебных полномочий.

3. В качестве разновидностей коммерческого подкупа данная норма содержит два самостоятельных состава преступления: а) незаконную передачу вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации (ч. ч. 1 и 2); б) незаконное получение такого вознаграждения (ч. ч. 3 и 4).

4. Объектом коммерческого подкупа является нормальная, регламентируемая законодательством деятельность аппарата управления коммерческих и иных организаций.

5. Предметом преступления являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.), иные имущественные права.
Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").

6. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204 УК, характеризуется совершением лицом альтернативно следующих действий: а) незаконной передачей лицу, выполняющему управленческие функции, денег, ценных бумаг или иного имущества; б) оказанием этому лицу услуг имущественного характера; в) предоставлением иных имущественных прав. Эти действия направлены на то, чтобы лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, используя свое служебное положение, совершило в интересах дающего какие-либо действия в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Такие действия могут быть совершены как до получения незаконного вознаграждения, так и после его получения.

7. Состав рассматриваемого преступления формальный и считается оконченным с момента принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части незаконного вознаграждения либо части услуг имущественного характера. При этом не важно, были ли совершены или нет в пользу лица, дающего вознаграждение, какие-либо действия. В случае непринятия незаконного вознаграждения действия лица, совершающего подкуп, следует квалифицировать как покушение на коммерческий подкуп по ст. 30 и соответствующей части ст. 204 УК. Не является покушением на коммерческий подкуп высказывание лица о намерении вручить материальные ценности, если оно не совершило в этом отношении конкретных действий.
Участие лиц, выполняющих роль посредников при коммерческом подкупе, необходимо квалифицировать как пособничество (ч. 5 ст. 33 УК).

8. Субъективная сторона предполагает умышленную форму вины в виде прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно передает лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги или иное имущество либо незаконно оказывает ему услугу имущественного характера за совершение в его интересах какого-либо действия, и желает этого.
Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель, состоящая в том, чтобы побудить лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершить в интересах предоставившего вознаграждение какое-либо действие в связи с занимаемым им служебным положением.

9. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

10. Квалифицированными видами данного преступления согласно ч. 2 ст. 204 УК является передача предмета подкупа, совершенная группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо за заведомо незаконные действия. При этом совершением преступления группой лиц по предварительному сговору следует рассматривать совершение указанных действий двумя или более лицами, заранее договорившимися о совместном совершении этого преступления.
Организованной группой признается группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тождественных преступлений. Между всеми соучастниками должны существовать прочные связи, позволяющие согласовать основные моменты предполагаемого преступления, распределить роли, определить место, время, способ совершения преступления.

11. Часть 3 ст. 204 УК устанавливает ответственность за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Совершенные лицом, выполняющим управленческие функции, за вознаграждение действия (бездействие) должны быть связаны с занимаемым им служебным положением и его использованием. Использование служебного положения может выражаться двумя способами: совершением действия либо воздержанием от совершения действия, которое должно входить в круг полномочий виновного.

12. Субъект преступления - специальный. Им является лицо, постоянно или временно выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации и обладающее признаками, предусмотренными в примечании 1 к ст. 201 УК.

13. Часть 4 ст. 204 УК предусматривает квалифицированные виды данного состава преступления, к числу которых относятся действия, а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряженные с вымогательством; в) совершены за незаконные действия.
Незаконное получение вознаграждения, совершенное группой лиц по предварительному сговору, предполагает непосредственное участие в нем двух или более лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, заранее, до начала исполнения преступления, договорившихся о совместном его совершении с использованием своего служебного положения. Преступление признается совершенным организованной группой, если получение незаконного вознаграждения совершено устойчивой группой из двух или более лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких анализируемых преступлений. В организованную группу могут входить лица, не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, предусмотренного ст. 204 УК. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").

14. Квалифицирующим признаком данного состава преступления является вымогательство, которое следует рассматривать в качестве способа получения незаконного вознаграждения. Это могут быть требование незаконного вознаграждения, умышленное поставление этого лица в условия, нарушающие его права и интересы, где оно вынуждено уплатить вымогаемое вознаграждение. При этом вымогательство возможно как в открытой (прямое требование), так и в завуалированной формах. Определение критериев вымогательства предмета подкупа и их точное установление имеет правовое значение как обстоятельство, отягчающее наказание, и как основание для освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего предмет подкупа (см. примечание к ст. 204 УК).

15. Сообщение о подкупе (письменное или устное) может быть сделано добровольно, независимо от его мотивов. Добровольность означает собственное желание лица и при осознании им того обстоятельства, что о данном им вознаграждении органам власти не было известно. В тех случаях, когда лицо сообщает об уже известном правоохранительным органам факте коммерческого подкупа в целях уклонения от уголовной ответственности, сообщение не может признаваться добровольным (см.: п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.). Освобождение от уголовной ответственности по обоим основаниям, предусмотренным в примечании к ст. 204 УК, не означает отсутствия состава преступления в действиях лица, совершившего коммерческий подкуп, и не дает ему права выступать в роли потерпевшего по уголовному делу и претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки или предмета подкупа.

16. Коммерческий подкуп имеет некоторые общие признаки со смежными преступлениями: получением взятки (ст. 290 УК); дачей взятки (ст. 291 УК); подкупом участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК), провокацией взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК).

17. Основное отличие между коммерческим подкупом и взяточничеством (ст. ст. 290 и 291 УК) проходит по объекту. Объектом должностных преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную и правильную работу государственного аппарата, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Объектом же коммерческого подкупа следует считать нормальную, т.е. соответствующую целям, задачам и принципам, реализацию прав и обязанностей лица, осуществляющего управленческие функции в коммерческой и иной организации. Расположение анализируемых составов преступлений в различных главах Уголовного кодекса также говорит о наличии в этих составах различных объектов.

18. Отличаются анализируемые составы преступлений и по субъекту. Так, субъектами должностных преступлений признаются должностные лица, под которыми, согласно примечанию к ст. 285 УК, понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ. Субъектами незаконного получения коммерческого подкупа, согласно п. 1 примечания к ст. 201 УК, могут быть признаны лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

19. Имеются отличия и по объективной стороне преступлений. Так, в ст. 204 УК речь идет о подкупе, т.е. когда предмет подкупа передается до совершения соответствующих действий в интересах дающего. Взятка же может быть передана как до, так и после совершения действий по службе без предварительной договоренности об этом (взятка-подкуп, взятка-вознаграждение).

20. По этим же признакам различаются между собой коммерческий подкуп (ст. 204 УК) и подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК). Так, непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 184 УК, являются охраняемая законом нормальная деятельность организаций, связанная с проведением профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, а также интересы участников и зрителей этих соревнований и конкурсов. Объект уголовно-правовой охраны коммерческого подкупа указан выше. Имеются различия и в особенностях субъектов этих преступлений. Субъект коммерческого подкупа проанализирован в настоящем параграфе. Субъектом преступлений, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 184 УК, являются лица, принимающие материальные ценности или услуги имущественного характера с целью повлиять на результаты профессионального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса. Это - спортсмены-профессионалы, спортивные судьи, тренеры, руководители команд и другие участники или организаторы профессиональных спортивных соревнований, организаторы или члены жюри зрелищных коммерческих конкурсов.

21. Отличительные признаки коммерческого подкупа (ст. 204 УК) и провокации взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК) заключаются в объекте посягательства, в моменте окончания преступной деятельности и наличии специальной цели у субъекта.

22. Необходимо отметить новеллы законодателя, относящиеся к размерам штрафов, устанавливаемым за преступления данного вида, а также за взяточничество. Согласно ч. 2 ст. 46 УК РФ штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа при взятке, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей.

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением –

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, –

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением –

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) утратил силу

в) сопряжены с вымогательством, –

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Объектом преступления выступают общественные отношения в сфере законной деятельности коммерческих и иных организаций.

Пленум Верховного Суда в постановлении от 10 февраля 2000 г. № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" указал: "Решая вопрос о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ, судам следует исходить из того, что под коммерческой организацией в соответствии со статьей 50 ГК РФ следует понимать организацию (юридическое лицо), которая в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли (например, хозяйственное товарищество и общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие). При этом необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу статьи 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление (статьи 114 и 115 ГК РФ). К некоммерческой организации, которая не является органом государственной власти или местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством относятся потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительные и иные фонды, а также учреждение, которое создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (статьи 50 и 120 ГК РФ)".

Предметом коммерческого подкупа выступают: деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера.

Объективная сторона коммерческого подкупа выражается в двух формах:

1)незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации указанных предметов преступления за совершение действий (бездействия) в интересах дающего, в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. 1 ст. 204 УК РФ);

2)незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации указанных предметов преступления за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. 3 ст. 204 УК РФ).

Пункт 11 вышеупомянутого постановления Пленума специально указывает, что в случае отказа принять предмет коммерческого подкупа лицо, пытавшееся осуществить коммерческий подкуп, отвечает за покушение.

Покушением на получение предмета коммерческого подкупа будет являться:

1)договоренность о размере подкупа и действиях, которые получатель должен совершить в интересах дающего;

2)договоренность о месте и времени передачи ценностей;

3)подготовка дающим предмета подкупа;

4)совершение получателем действий, направленных на получение этого предмета, если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лица, пытавшегося получить незаконное вознаграждение.

Не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение коммерческого подкупа высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество, предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.

Состав преступления формальный, то есть оно считается оконченным с момента передачи предмета преступления и принятия его, независимо от каких-либо последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

Виновный (по ч. 1 ст. 204 УК РФ) осознает, что осуществляет незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в указанных организациях предметов преступления, и желает этого. Обязательная цель - совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым положением лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Виновный (по ч. 3 ст. 204 УК РФ) осознает, что незаконно получает предмет преступления за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Субъект преступления: в первом случае - любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста; во втором случае - лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, то есть лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (см.: примечание 1 к ст. 201 УК РФ).

Часть 2 статьи 204 УК РФ предусматривает квалифицирующие признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 204 УК РФ, совершенного:

1)группой лиц по предварительному сговору;

2)организованной группой.

Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления (см.: ст. 35 УК РФ и комментарий к ней).

Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (см.: ст. 35 УК РФ и комментарий к ней).

Часть 4 статьи 204 УК РФ предусматривает квалифицирующие признаки преступления, предусмотренного частью 3 статьи 204 УК РФ, если оно:

1)совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

2)сопряжено с вымогательством.

Под вымогательством следует понимать действия лица, осуществляющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, направленные на вынуждение передачи ему предмета преступления лицом, обратившимся к нему с просьбой совершения действия (бездействия) в интересах последнего, в связи с занимаемым служебным положением первого.

Примечание к статье 204 УК РФ предусматривает освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших деяния, предусмотренные частями первой или второй рассматриваемой статьи, если в отношении них имело место вымогательство или если эти лица добровольно сообщили о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Коррупция – одна из самых тяжелых социальных «болезней». Ее проявления многогранны и разнообразны и, к сожалению, издавна сопровождают практически все сферы жизни нашего общества. Конечно, с этим явлением следует бороться, поэтому разные виды коррупции объявлены уголовными преступлениями и предусматривают серьезную ответственность.

С развитием предпринимательства в РФ практически постоянно предпринимаются попытки нарушать законы рыночной экономики. Одним из путей такого нарушения является коммерческий подкуп – торговая разновидность взятки.

Рассмотрим этот вид уголовного проступка подробнее, определим, в чем его особенности, в отличие от взятки, и что грозит изобличенным в нем предпринимателям.

Что такое коммерческий подкуп

Для конкурентной борьбы хороши все средства, кроме незаконных. Предприниматели вправе использовать любые законодательно дозволенные экономические инструменты, изощряясь в их применении для обеспечения доступа к ресурсам, финансам, влиянию и другим активам, которые в итоге гарантируют увеличение прибыли – ведь в этом конечная цель бизнеса.

Когда средства получены незаконным путем, говорят о коррупции. Смысл этого действия довольно ясен: желая получить некую выгоду, одна сторона стимулирует другую для совершения действия или, наоборот, поощряя бездействие. При этом стимуляция может быть как материальной (финансы либо другие активы), так и нематериальной (ответные действия или бездействие).

Если неправомерное вознаграждение за действие или бездействие передается руководящему лицу (ответственным лицам), представляющим организацию, речь идет не просто о взятке, а о коммерческом подкупе .

ВНИМАНИЕ! Вред от коммерческого подкупа лежит не только в моральной плоскости, это правонарушение негативно влияет на принцип конкуренции, которым должна руководствоваться здоровая экономика. Кроме того, такое деяние подрывает авторитет конкретной коммерческой компании.

Понятия, близкие коммерческому подкупу

Термин «коммерческий подкуп » определен юридически как вид неправомерного влияния на управленческие процессы и функционирование организаций или деятельность предпринимателей. Коммерческий подкуп представляет общественную опасность. В обиходе встречаются прижившиеся слова и выражения, которым называют это явление:

  • коммерческая взятка;
  • коррупция в негосударственной сфере;
  • торговое «подмазывание»;
  • мзда.

Предмет коммерческого подкупа

Способы незаконного вознаграждения, характерные для коммерческого подкупа, могут быть различными, часто это те же формы, что и при обычном взяточничестве:

  • дача денег (рублей или валюты);
  • передача в собственность ценных бумаг;
  • передача имущественных активов (автомобиля, недвижимости, ювелирных изделий, других ценных вещей);
  • предоставление услуг по несоответсвующим (заниженным) ценам;
  • возмещение личных затрат предпринимателя или лица, представляющего организацию;
  • предоставление ему различных имущественных услуг;
  • списание кредита;
  • погашение займа, взятого получателем мзды;
  • отзыв судового иска;
  • «откаты»;
  • дарение или продажа по неправомерно низким ценам сырья, оборудования, других активов;
  • завышенная сума гонораров представителям другой стороны и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С точки зрения закона, предметом коммерческого подкупа не может являться вещь, не имеющая имущественной оценки, представляющая лишь субъективную ценность для дающей или берущей стороны, например, личное письмо, фото и т.п.

Объект коммерческого подкупа

Под объектом имеется в виду не само вознаграждение, а та область, на которую направлена цель подкупа, то есть управление организацией. Данная деятельность:

Таким образом, как преступление коммерческий подкуп посягает на нормальную работу управленческого аппарата коммерческой организации.

Виды коммерческого подкупа

С точки зрения закона, преступлением являются все проявления коммерческого подкупа:

  • передача ценностей либо совершение действия/воздержание от него в качестве неправомерной оплаты для представителя управленческой структуры организации;
  • получение денег, активов или выполнение действий/отстранение от действий таким лицом в интересах платящей стороны.

Законодательная основа торговой коррупции

То, что явно не запрещается законом, считается разрешенным. Коммерческий подкуп, согласно законодательству Российской Федерации, считается уголовным правонарушением, а отдельные его проявления – административным.

Правовая суть коммерческого подкупа близка к взяточничеству, преследуемому по ст. 290 и 291 Уголовного Кодекса РФ, однако квалифицируется по другой статье – ст. 204 УК РФ, принятой относительно недавно – только в 1996 году. Статьи, касающиеся взяточничества, адресованы государственным и административным работникам, а по ст. 204 могут преследоваться представители коммерческих структур.

СПРАВКА! С 1997 по 2017 год число осужденных по этой статье выросло более чем в 5 раз, эта доля уголовных преступлений постепенно растет.

За коммерческий подкуп могут быть ответственными не только конкретные лица, но и организации в целом – это зона федерального законодательства и административного права:

  • ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • ст. 19.28 КоАП РФ об ответственности юрлиц за неправомерное вознаграждение от имени организации.

Нормы ответственности за коммерческий подкуп

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по ст. 204 УК РФ говорит о мерах в отношении физических лиц, уличенных в этом преступлении. Значение имеет вид подкупа, то есть обвинение в даче или получении:

  1. За предоставление неправомерного вознаграждения грозит наказание:
    • штраф внушительных размеров – сумма, которая составила коммерческий подкуп, увеличенная в 10-50 раз;
    • ограничение свободы до 2 лет;
    • трехлетние исправительные работы.
  2. Нормы могут быть пересмотрены в связи с отягчающими обстоятельствами. Такими в применении к данному преступлению считаются:

  • предварительный сговор, совершение не в одиночку, действие организованной группы;
  • в качестве объекта подкупа выступают действия, выходящие за рамки закона.

В этом случае закон предусматривает такую меру кары:

  • штраф в 40-70-кратном размере подкупа с лишением права на определенные должности или виды деятельности до трехлетнего срока;
  • принудительные работы до 4 лет;
  • арест от 3 месяцев до полугода;
  • тюремное заключение до 6 лет.
  • За получение незаконных средств в рамках коммерческого подкупа стороне грозит:
    • штраф в сумме подкупа, увеличенного в 15-70 раз;
    • дисквалификация (запрет на определенные деятельности или должности) до 3 лет;
    • арест до 3 лет.
  • Здесь отягчающие обстоятельства могут быть следующими:

    • получение объекта подкупа организованной группой;
    • полученный подкуп активно вымогался виновной стороной;
    • за полученный подкуп «берущая» сторона должна была совершить нечто незаконное.

    В этом случае мера ответственности такова:

    • штраф в 50-90-кратной сумме подкупа с отстранением от определенных должностей или видов деятельности до 3 лет;
    • лишение свободы до 12 лет плюс штраф до 50-кратной суммы подкупа.

    Избежать уголовной ответственности можно, если лицо относится к одной из следующих категорий:

    • у него вымогали средства за совершение законодательно предусмотренных действий;
    • человек активно участвовал в раскрытии или доказательстве преступления;
    • сторона сама сообщила правоохранительным органам о планирующемся подкупе.

    Административная ответственность организаций по этому преступлению также весьма серьезна: на предприятие может быть наложен штраф в стократной сумме от совершенного подкупа.

    Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа

    Чтобы отнести данный вид экономического (коммерческого) преступления к определенной степени тяжести, юридически анализируется наличие или отсутствие квалифицирующих признаков. Их два: групповая организованность и вымогательство.

    1. Предварительный сговор группы. Дача (получение) коммерческого подкупа совершено группой лиц, которые предварительно организовались и сговорились для этой цели. В этом случае этот признак имеет несколько важных нюансов:
      • группа означает участие в подкупе не менее двух лиц, обличенных управленческими функциями;
      • эти лица до совершения подкупа договорились о своих действиях, используя свое положение на работе;
      • если в группе принимали участие лица, не исполняющие управленческих функций, они считаются пособниками, подстрекателями или даже организаторами преступления, и их ответственность будет не за подкуп как таковой (по ст. 204 УК РФ), а за пособничество (по ч. 4 ст. 34 УК РФ).
    2. Вымогательство – фактор, обличающий незаконность передачи объекта подкупа. Он представляет собой настойчивое требование предоставления активов или совершения действий (бездействия), подкрепляемое угрозами в нанесении ущерба интересам лица. Такое требование озвучено управленцем, представляющим организацию, как бы от ее имени. Важный нюанс определения вымогательства: угроза должна действительно быть опасной для правоохраняемых интересов гражданина. Так, если, например, инспектор пожарного надзора предлагает за деньги «не заметить» какое-либо нарушение, он не вымогает этих денег, поскольку действие, которое он предлагает сокрыть, не несет ущерба для директора фирмы. Наоборот, оно реализует не правоохраняемые, а незаконные интересы. А вот вынуждение к действиям под угрозой для здоровья детей управленца имеет явные признаки вымогательства.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Рецидив этого преступления как квалифицирующий признак был упразднен положениями Федерального закона от 08 декабря 2003 года № 162-ФЗ.

    Как доказать коммерческий подкуп

    Коммерческий подкуп – должностное преступление низкой или высокой степени тяжести, раскрыть и доказать его достаточно сложно. Кроме проверок, есть лишь один вариант информирования уполномоченных органов об этом правонарушении: если некое юрлицо пытается вымогать неправомерное вознаграждение с гражданина или представителя другой организации за свои услуги или бездействие. Согласиться с этими требованиями – значит стать соучастником коммерческого подкупа. Но можно и обратиться в правоохранительные органы, для этого необходима следующая доказательная база:

    • аудио или видеозапись беседы, где озвучиваются незаконные требования мзды (в ней должны обязательно прозвучать цель и условия выплаты, а также размер вознаграждения);
    • документальное подтверждение событий, касающихся подкупа (например, копию договора, относительно которого вымогался «откат»).

    К СВЕДЕНИЮ! В записи вымогательства ни в коем случае не должна присутствовать инициатива «дающей» стороны, иначе при рассмотрении дела это может быть сочтено провокацией.

    После написания заявления осуществляется сотрудничество заявляющей стороны с правоохранителями: под их руководством необходимо передать фигуранту требуемый подкуп, тогда преступление будет зафиксировано.

    Отличие коммерческого подкупа от взятки

    По смыслу эти преступления практически идентичны, у них много сходных признаков:

    • моментом завершения состава преступления является передача или получение хотя бы небольшой доли неправомерного вознаграждения;
    • цель этих правонарушений – корысть;
    • вина участников – их осознанный умысел, то есть лицо понимало, что данное действие несет общественную опасность, и все же совершало его.

    Однако между взяткой и коммерческим подкупом есть ряд процессуальных отличий. Сравним взятку и коммерческий подкуп в следующей таблице.

    Основание для сравнения Взятка Коммерческий подкуп
    1 Статья Уголовного кодекса Ст. 290, 291 Ст. 204
    2 Сфера осуществления Государственные и административные организации Коммерческие организации
    3 Вид правонарушения Должностное Коммерческое
    4 Объект преступления Социальные отношения, лежащие в основе правомерной работы упомянутых организаций Реализация прав и обязанностей уполномоченного (управляющего) лица в коммерческой структуре
    5 Потенциальные субъекты преступления «Берущие» и «дающие» должностные лица, использующие свое служебное положение Лица, в трудовых договорах которых прописана хоть одна функция управления
    6. Время совершения правонарушения Может быть дана (получена) как до, так и после желаемого действия Дается (получается) только по предварительной договоренности, до выполнения требуемого деяния
    7. Степень тяжести правонарушения Небольшая При передаче – небольшая, при получении – большая

    Когда коммерческий подкуп только кажется таковым

    В некоторых случаях коммерческий подкуп юридически констатировать нельзя:

    1. Неправомерные требования материального или иного вознаграждения за действие или бездействие коммерческих структур не могут быть сочтены преступлением, пока средства не были переданы требующему лицу. Однако на основании требований можно возбудить уголовное дело и доказать коммерческий подкуп.
    2. Если действие, за которое «берущей» стороне была предоставлена незаконная выгода, было законным, то коммерческий подкуп даже при наличии остальных признаков, не идентифицируется. Например, в обязанности руководителя отдела входит распределение некоего оборудования – предоставление его во временное пользование клиентам фирмы. Клиент «благодарит» руководителя за то, что он вошел в число получивших оборудование. Коммерческого подкупа здесь нет, поскольку оборудование распределено законно, хотя и небеспристрастно.
    3. ВНИМАНИЕ! Такое кажущееся противоречие обусловлено неполноценностью формулировки ст. 204, которая не содержит точного определения передачи незаконного вознаграждения.

    4. «Дающая» сторона пообещала неправомерное вознаграждение. До тех пор, пока она не передала хотя бы его части «берущей стороне», о подкупе говорить не приходится, даже если «берущая» сторона выполнила все, за что ей обещали подкуп. Отсутствие факта передачи – отсутствие состава преступления.
    Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

    Статья 204. Коммерческий подкуп.

    1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
    (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
    2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
    наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
    (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
    3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением -
    наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
    4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они:
    а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
    б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
    в) сопряжены с вымогательством, -
    наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
    (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
    Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
    Комментарий к статье 204
    1. Понятие коммерческого подкупа охватывает два самостоятельных состава преступления - незаконную передачу вознаграждения (ч. 1 и 2 ст. 204) и незаконное получение вознаграждения (ч. 3 и 4 ст. 204).
    2. Объект преступления - нормальное функционирование управленческого аппарата коммерческих и иных организаций как проявление интересов службы в этих организациях.
    3. Предмет преступления - деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера. В судебной практике под услугами имущественного характера понимаются, например, предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами (при этом услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку) (см. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" // БВС РФ. 2000. N 4. С. 6).
    4. Объективная сторона характеризуется действием - незаконной передачей лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, указанного вознаграждения за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
    5. Дача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе считается оконченной с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, содеянное следует квалифицировать как покушение на незаконную передачу (т.е. по ч. 1 или ч. 2 ст. 204).
    6. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204, является любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
    7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет коммерческий подкуп, т.е. незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денежного или иного имущественного вознаграждения за совершение действий (бездействия) в интересах дающего, и желает этого.
    8. Часть 2 ст. 204 предусматривает повышенную ответственность за дачу предмета коммерческого подкупа, совершенную группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
    9. В соответствии с примечанием к ст. 204 лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
    10. Понятие вымогательства при коммерческом подкупе будет дано при характеристике получения предмета коммерческого подкупа, сопряженного с вымогательством (п. "в" ч. 4 ст. 204). Понятие добровольности сообщения лица о даче им предмета коммерческого подкупа раскрывается в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе". Согласно этому постановлению, при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности лица, сообщившего органу, имеющему право возбудить уголовное дело о незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, следует иметь в виду, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Однако не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о коммерческом подкупе стало известно органам власти. Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом коммерческого подкупа и признанные вещественным доказательством, подлежат обращению в доход государства, как нажитые преступным путем. Освобождение лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этого лица состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде предмета коммерческого подкупа. Вместе с тем не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о незаконной передаче предмета коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу. При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, суду следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо вынуждено было передать вымогателю деньги или другие ценные бумаги, то они подлежат возврату их владельцу (БВС РФ. 2000. N 4. С. 8).
    11. Часть 3 ст. 204 УК предусматривает ответственность за получение предмета коммерческого подкупа, т.е. за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера и совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
    12. Объект преступления совпадает с объектом и предметом преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 204 УК.
    13. Объективная сторона характеризуется действием - незаконным получением предмета коммерческого подкупа за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым субъектом служебным положением.
    14. В Постановлении "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что судам следует указывать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, получило предмет коммерческого подкупа от заинтересованного лица. Время его передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет (см. БВС РФ. 2000. N 4. С. 6).
    15. Получение незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (как и дача незаконного вознаграждения), считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.
    16. Субъектом преступления является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (см. примечание 1 к ст. 201 УК).
    17. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что получает незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым им служебным положением, и желает этого.
    18. Часть 4 предусматривает повышенную ответственность за получение предмета коммерческого подкупа при отягчающих обстоятельствах, т.е. совершенного группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо сопряженного с вымогательством.
    19. Содержание этих квалифицирующих обстоятельств конкретизировано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе". Предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученным по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два или более лица, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц. Организованная группа при получении предмета коммерческого подкупа характеризуется (в соответствии со ст. 35 УК РФ) устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора. Исходя из этого, в организованную группу могут входить лица, не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность (согласно ч. 4 ст. 34) как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, предусмотренного ст. 204. В таких случаях преступление считается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.
    20. Под вымогательством при коммерческом подкупе Пленум Верховного Суда Российской Федерации понимает требования лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
    21. Получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество, по ст. 159 УК РФ. Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами. Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на коммерческий подкуп. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому предполагалось передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе (БВС РФ. 2000. N 4. С. 8).
    Раздел IX. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
    Глава 24. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    Под общественной безопасностью в соответствии с Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" понимается совокупность защищенности жизненно важных интересов общества, т.е. совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития общества.
    Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. различает преступления против общественной безопасности в широком и узком смысле. В первом значении они употребляются законодателем в названии раздела IX Кодекса "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" (ст. 205 - 227). Родовым объектом всех преступлений, предусмотренных нормами этого раздела, являются общественная безопасность, общественный порядок в широком смысле слова (каждый из этих интересов в отдельности является видовым объектом). Этот раздел включает в себя нормы о преступлениях против общественной безопасности в узком смысле (гл. 24), о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25), об экологических преступлениях (гл. 26), о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта (гл. 28). Все эти преступления, в конечном счете, создают угрозу общественной безопасности, т.е. жизненно важным интересам нормального функционирования общества, и поэтому объединены законодателем в один раздел Особенной части УК РФ.
    Предметом рассмотрения данной главы УК являются нормы об ответственности за преступления против общественной безопасности в узком смысле этого слова. В этих случаях объектом преступлений являются не все интересы общественной безопасности, а лишь охраняемые нормами, сформулированными в статьях именно данной главы УК.



    Просмотров