Контракт считается заключенным 44 фз. Разбираемся со сроками подписания и исполнения госконтракта

Государственный контракт – это договор на поставку товара (выполнение работ или услуг), заключенный между государственным заказчиком (будь то крупное министерство или муниципальный детсад) и поставщиком по итогам тендера в рамках 44-ФЗ. Порядок заключения государственного контракта, его особенности и сроки подписания зависят от конкретного способа закупки и четко прописаны в 44-ФЗ. Расскажем обо всем подробнее.

Срок и порядок заключения контракта

Схематично механизм подписания контракта выглядит следующим образом: заказчик готовит проекта контракта (где прописывает условия из извещения, документации и окончательного предложения от победителя торгов) и направляет проект документа поставщику рамках установленных законом сроков. Последний, в свою очередь, если у него не возникло вопросов к указанным в контракте условиям, подписывает его и перенаправляет обратно заказчику.

Конкретный порядок и сроки заключения государственного контракта по 44-ФЗ зависят от способа закупки. Схож процесс подписания контрактов при всех способах закупки в том, что победитель закупки прежде, чем поставить свою подпись в контракте, должен предоставить обеспечение исполнения контракта , что позволит заказчику быть уверенным: условия контракта будут выполнены качественно и в установленный срок. Рассмотрим процесс подписания и сроки заключений контрактов в зависимости от способа закупки.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Заключение контракта по итогам конкурса

При проведении конкурсов (исключением является закрытый конкурс) для подписания государственного контракта закон отводит 20 дней. Так, согласно 44-ФЗ, если заказчик отбирал поставщика с помощью такого способа закупки, как конкурс, то подписать контракт с победителем торгов он сможет не раньше, чем через 10 дней, но не позже, чем через 20 дней с момента публикации в ЕИС протокола рассмотрения заявок. При закрытом конкурсе контракт подписывается в течение 10 дней после объявления победителя, и никак не позже этого срока.

Первым подписывает контракт победитель торгов, на это ему дается 10 суток после момента опубликования в ЕИС протокола оценки заявок . Затем он обязан передать документ на подписание заказчику. Вместе с контрактом, победитель конкурса пересылает и документы, подтверждающие обеспечение контракта. Такие же сроки для подписания контракта отводятся и заказчику - десять дней .

☆ Что опасного в сроках конкурентных процедур;
☆ Какие 4 ошибки в сроках допускают чаще всего;
☆ Чем полезна карта сроков и почему она лучше календаря:

Карта сроков поможет избежать ошибок, потому что рассчитывает сроки автоматически с учетом праздников и выходных. Она подстрахует при работе в ЕИС и оставит время - один день - на прохождение казначейского контроля.

Подчеркнем, что в законе четко прописана информация о сроках заключения контракта с каждой из сторон. Несоблюдение сроков подписания будет считаться грубым нарушением: и заказчик, и победитель торгов рискуют попасть в списки недобросовестных. Так, согласно ч. 3 ст. 54 Закона №44-ФЗ, если победитель торгов не предоставил заказчику утвержденные им экземпляры контракта и обеспечение контракта в отведенное время, то он будет считаться уклонившимся от подписания контракта.

В случае, если победитель конкурса не предоставляет в срок положенные документы, заказчик может заключить контракт с участником закупки с заявкой под номером два. Правда, при этом ему придется изменить условия контракта, прописав в нем предложенные вторым участником условия. Если и новый участник не предоставит заказчику подписанные им контракт и обеспечение исполнения контракта, то он считаться уклонистом не будет, как было с первым победителем. В этом случае конкурс просто будут считать несостоявшимся.

Заключение контракта по результатам электронного аукциона

Если речь идет об электронном аукционе, то заказчик должен составить и разместить в ЕИС проект контракта не позже, чем через пять дней после опубликования протокола рассмотрения заявок. Если контракт заключается по итогам закрытого аукциона – в течение 10 дней. Подписывать документ заказчику пока не требуется. Заказчик должен указать в контракте: предложенную победителем аукциона стоимость исполнения контракта и данные о товаре.

Победитель электронного аукциона, в свою очередь, в ближайшие пять дней размещает в ЕИС подписанный со своей стороны проект контракта, а также документ о предоставлении обеспечения контракта. Отметим, что проект контракта может вызвать вопросы у победителя аукциона. В таком случае, он должен подготовить и опубликовать в ЕИС протокол разногласий, где укажет замечания к проекту контракта.

Закон отводит заказчику пять дней для рассмотрения протокола разногласий, внесения поправок в проект контракта и размещения его обновленной версии. Поставщик должен успеть подписать контракт в течение трех рабочих дней , и такие же сроки отводятся после заказчику для подписания контракта со своей стороны. С этого момента контракт считается заключенным.

Резюмируем . Порядок и сроки подписания контрактов по итогам закупки строго регламентируется 44-ФЗ. Нарушение сроков как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика, приведет к штрафам или к признанию участника закупки уклонившимся от подписания. А это, в свою очередь, грозит внесением информации о компании в Реестр недобросовестных поставщиков.

При этом нужно помнить, что заключение контракта – это принятие на себя всех обязательств, прописанных в данном документе. Поэтому при его заключении необходимо внимательно ознакомиться с содержанием документа. В том числе, необходимо убедиться, что стоимость исполнения контракта соответствует цене работ или услуг, предлагаемой государственному заказчику во время конкурса или аукциона.

Ответы на самые интересные вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

Федеральный закон № 44-ФЗ регламентирует отношения, связанные с осуществлением закупок на контрактной основе, нацеленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Законодательство определяет и контролирует правовые и экономические основы в сфере государственных закупок с целью исключения неправомерных нарушений и утечки финансовых средств из госбюджета.

Что это такое?

Государственный контракт — это документ, представляющий собой соглашение между двумя и более лицами о поставке товаров, предоставлении услуг или выполнении работ, направленных на удовлетворение государственных нужд. Контракт предусматривает обязательные условия поставки продукции или выполнения других положений, а также порядок оплаты и гарантии выполнения условий соглашения. Государственный контракт заключается только после проверки всех необходимых требований и гарантий, которые обеспечивают выполнение его условий.

О службе по контракту в РФ читайте подробнее

Порядок заключения государственного контракта по 44 ФЗ

Для осуществления контрактной закупки необходимо выполнить следующие шаги:

  • Шаг первый. Составление плана, определяющего особенности товара, работ или услуг и публикация данного плана как заявки на выполнение закупки.
  • Второй шаг предусматривает определение поставщиков, а также исполнителей и подрядчиков, если этого требуют условия поставки.
  • Третьим шагом является заключение гражданско-правового контракта — основополагающего документа в будущей сделке.
  • Четвёртым шагом необходимо предусмотреть условия выполнения соглашения, установить правила и сроки доставки товара или график выполнения работ.
  • Шаг пятый. Определение цены контракта и обоснование его стоимости. Также требуется указать источник финансирования и порядок осуществления выплат.
  • Шестым шагом является предоставление банковской гарантии, обеспечивающей выполнение требований сделки.
  • Седьмой шаг. Проведение аудита.
  • Восьмой шаг требует установления контролирующих мер, обеспечивающих мониторинг качества выполнения условий, а также меры ответственности за ненадлежащее осуществление требуемых действий или уклонения от них.

После выполнения перечисленных шагов и согласования сторонами условий и устранения противоречий, контракт о государственной закупке подписывается и подлежит исполнению.

Ознакомьтесь с основными положениями статьи 94 ФЗ 44

Положенные сроки

Срок подписания контракта заказчиком по ФЗ-44, в случае проведения электронного аукциона, составляет 27 дней. За это время стороны контракта анализируют договор и согласовывают его спорные положения. С момента определения победителя аукциона в течение пяти дней он должен разместить в единой информационной системе проект будущего соглашения, после чего заказчик его рассматривает и согласовывает. Документ может быть подписан не ранее 10 дней с момента публикации протокола электронного аукциона и подведения его итогов. За нарушение установленных сроков, на заказчика накладывается административная ответственность. Если сроки не соблюдает победитель аукциона, суд определяет его действия как уклонение от заключения соглашения.

ФЗ-44 не предусматривает на какой срок может заключаться государственный контракт. Период его действия зависит от установленных в нём условий. Контракт сохраняет силу до тех пор, пока не будут выполнены все предусмотренные обязательства. Если в договоре указывается помимо обязательств определённый срок, контракт будет действовать даже после него до выполнения всех поставленных условий.

Для исполнения контракта предусматривается ряд процедур, которые производятся после его заключения:

  • приём товара или выполненной работы и проведение экспертизы по установлению надлежащего качества;
  • оплата заказчиком принятого товара или результатов проделанной работы, а также выполнение других предусмотренных обязательств с соответствующим подтверждением об их исполнении;
  • взаимодействие заказчика и поставщика при изменении условий контракта или его расторжении в соответствии с положениями статьи 95 настоящего закона. Также на данном этапе предусматривается соблюдение мер ответственности в случае нарушения условий соглашения.

Заказчик должен привлекать независимых экспертов или экспертные организации, для проведения оценки качества, по итогу которой выдаётся соответствующий сертификат, который должен быть опубликован в единой информационной системе, после чего контракт признаётся выполненным.

Один из самых важных этапов электронного аукциона - это заключение контракта. И дело даже не в том, что именно ради этого и подавалась заявка, а в том, что нарушения, которые может непреднамеренно допустить победитель, наверняка повлекут за собой серьезные последствия, вплоть до включения в реестр недобросовестных поставщиков .

Что нужно сделать для того, чтобы подписать контракт

Контракт по результатам электронного аукциона подписывается на площадке, где он проводился. Для того, чтобы победитель смог совершить это действие, заказчик должен в установленный частью 2 статьи 70 Федерального закона №44 срок, который составляет 5 календарных дней, сформировать и направить на площадку проект контракта. Если поставщика/подрядчика/исполнителя он утраивает, то можно переходить ко второму шагу. Этот момент не стоит упускать из вида, так как в тексте могут быть допущены технические и фактические ошибки, которые должны быть непременно исправлены.

Заверить документ электронной подписью можно будет только после загрузки документов, подтверждающих внесение обеспечения или получение банковской гарантии. В случае их отсутствия завершить процедуру подписания контракта функционал большинства площадок не позволяет. Если предоставить обеспечение исполнения контракта вовремя по каким-либо причинам не удалось, то победитель аукциона будет считаться уклонившимся от заключения контракта.

Когда оба этих шага выполнены заказчиком и поставщиком/подрядчиком/исполнителем, последний может подписывать контракт. Главное не забывать, что нужно успеть сделать это в установленные законом сроки. Также стоит помнить о том, что контракт считается заключенным не с момента подписания его победителем, а после того, как вторая сторона, заказчик, заверит документ электронной подписью.

Когда должен быть подписан контракт

Срок, отведенный победителю электронного аукциона для подписания контракта, регламентируются частью 3 статьи 70 Федерального закона №44. Он составляет 5 календарных дней и может быть продлен только в том случае, если по проекту контракта между сторонами возникли разногласия. Порой поставщики/подрядчики/исполнители, не успевая оформить обеспечение, пользуются этой возможностью для того, чтобы на законных основаниях отсрочить подписание контракта на несколько дней.

Законом предусмотрено, что протокол разногласий может быть направлен в любой момент после публикации проекта контракта, но при этом с момента официального подведения итогов аукциона (публикации протокола подведения итогов) должно пройти не более 13 календарных дней. После истечения этого срока направлять проколы разногласий в соответствии с частью 5 статьи 70 44-ФЗ нельзя.

После направление протокола разногласий заказчику дается три рабочих дня на его рассмотрение. После того, как замечания будут приняты или отклонены, он направляет новый проект, который должен быть подписан победителем также в течение трех рабочих дней (срок отсчитывается именно с того момента, когда заказчик фактически опубликует документ, а не от крайней даты). Таким образом, "отсрочка" подписания контракта будет составлять практически неделю.

В какой форме должен быть подписан контракт

Контракт по результатам электронного аукциона заключается, соответственно, в электронной форме. Его вполне достаточно для того чтобы оплатить выполненные работы/оказанные услуги/поставленные товары как для частных, так и для государственных организаций.

Однако в некоторых случаях заказчик просит подписать и бумажный вариант. Это требование может быть прописано в одном из пунктов контракта или озвучено в устной форме. В первом случае проигнорировать его нельзя, во втором подписание бумажной формы контракта остается на усмотрение победителя аукциона. Однако ссориться с заказчиком все же лучше не стоит. Тем более что предоставить контракт на бумажном носителе не так сложно.

Законодательство РФ предусматривает установление правоотношений между государственными или муниципальными структурами и частными поставщиками товаров, сервисов и работ посредством подписания особых контрактов. Данные соглашения должны заключаться в соответствии со строгими правилами, установленными в отдельных источниках права. Их подписание и исполнение характеризуется большим количеством нюансов. В чем заключается специфика правоотношений, оформляемых посредством государственных контрактов? Каким образом они заключаются?

Что может быть предметом государственного контракта?

Государственный контракт заключается в целях юридического оформления правоотношений, предмет которых — реализация товаров или оказание услуг для нужд органов власти, возникающих по причине необходимости реализации данными структурами своих полномочий. Заказчик в рамках соответствующего договора — государство, а исполнителем может быть организация, ИП или физическое лицо.

Как может выглядеть государственный контракт? Образец структуры соответствующего документа — на картинке ниже.

Контрагент по госконтракту может быть как связанным с госструктурами, так и независимым от них. В ряде случаев государственный контракт может заключаться и с иностранными субъектами, как правило, в тех случаях, когда необходимые товары или услуги орган власти не может заказать внутри страны.

Рассматриваемый тип правоотношений заключается в рамках определенных законом процедур и сроков. Изучим их специфику подробнее.

Процедура и сроки заключения госконтракта

Первый этап оформления правоотношений с участием государства и его контрагентов — составление проекта рассматриваемого контракта. Он разрабатывается непосредственно органом власти, то есть, заказчиком, а затем направляется поставщику. Если вторую сторону правоотношений устраивают то она подписывает его в течение 30 дней, после чего передает экземпляр контракта государственному органу, который разработал проект соглашения.

В ряде случаев заключение государственного контракта осуществляется после торгов в рамках процедуры размещения госзаказа для нужд органов власти. В этом случае сроки подписания соответствующего соглашения могут быть другими: договор может быть заключен не ранее, чем через 10 дней после подписания протокола торгов, но не позднее чем через 20 дней после осуществления данной процедуры.

Если поставщик не подпишет договор в сроки, определенные законодательством, то право заключения соглашения с государством передается другому хозяйствующему субъекту. Как правило, тому, который предложит следующую по степени выгоды цену в рамках торгов. При этом фирма, отказавшаяся от заключения государственного контракта, может быть внесена в реестр недобросовестных контрагентов. В этом случае соответствующая организация не сможет в течение 3 лет участвовать в торгах при госзаказах.

Заключение государственного контракта предполагает определение его условий. Изучим данный аспект подробнее.

Условия по государственным контрактам

Условия контракта, заключаемого поставщиком тех или иных товаров или услуг с государством, классифицируются:

  • на существенные;
  • на обязательные;
  • на прочие.

К первому типу условий соответствующего соглашения относятся:

  • предмет;
  • сроки;
  • стоимость поставок и порядок их оплаты.

В случае если контрагент работает по УСН, то цена контракта указывается без НДС. Если нет, то величина налога на добавленную стоимость отражается в структуре цены по контракту.

К обязательным условиям договора относятся:

  • место исполнения соглашения;
  • процедура приемки поставленного товара;
  • условия ответственности сторон правоотношений.

Как правило, государственный контракт предполагает установление порядка ответственности, в соответствии с которым государство или его контрагент выплачивают в случае неисполнения условий договора неустойку, исчисляемую с учетом действующей ставки рефинансирования Центробанка. В случае если какая-либо из сторон докажет, что неисполнение условий контракта имело место в силу форс-мажора или иной объективной причины, неустойка не уплачивается.

К прочим условиям контракта можно отнести, в частности, его обеспечение. Полезно будет рассмотреть его специфику подробнее.

Обеспечение как условие контракта

Под обеспечением в контексте такого соглашения, как государственный контракт принято понимать финансовую гарантию исполнения поставщиком товаров или услуг по госзаказу. В случае если контрагент органа власти не сможет решить поставленные задачи, то за счет обеспечения заказчик получит возможность покрыть возникшие убытки.

Основные госконтрактов:

  • банковская гарантия;
  • страхование;
  • поручительство;
  • залог.

При этом величина обеспечения в рамках государственных контрактов не должна превышать 30 % от цены поставок товаров или оказания услуг, зафиксированной в извещении об инициировании торгов.

Даже если условия контракта между государством и его контрагентом согласованы, впоследствии их, так или иначе, можно изменить. Изучим то, каким образом это можно сделать.

Изменение условий государственного контракта

Прежде всего отметим, что условия госконтракта, относящиеся к существенным, сроки, место реализации правоотношений, а также корректироваться не могут. Однако, разрешается изменять такие опции соглашения, как:

  • данные о сторонах сделки (изменения в них могут быть предопределены, к примеру, теми или иными корректировками в учредительных документах, реквизитах);
  • сведения о количестве или объеме заказанных государством товаров или услуг;
  • общая цена контракта, в случае если по инфляционным причинам при долгосрочном соглашении меняются факторы, влияющие на величину издержек поставщика.

При этом любое изменение условий государственного контракта, инициированное одной стороной сделки, должно быть принято партнером по соглашению.

Изучим теперь то, в каком порядке госконтракт прекращает свое действие.

Прекращение действия контракта

Государственный контракт (договор) может быть прекращен, если:

  • сторонами исполнены основные обязательства;
  • партнеры совместно приняли решение о прекращении правоотношений;
  • соответствующий договор аннулирован судом.

Расторгается контракт, как правило, в порядке гражданского судопроизводства. Слушание на предмет аннулирования соглашения, таким образом, инициируется одной из сторон. При этом она может обратиться в суд, только если ее партнер отказался расторгнуть контракт при наличии на то правовых оснований, или же в случае, если от контрагента не получен ответ на соответствующее предложение в установленный срок — по договору или по законодательству.

Государственный и муниципальный контракт — инструмент документального оформления правоотношений, который регулируется положениями ст. 72 БК РФ, а также принятого 05.04.2013. Рассмотрим особенности законодательного регулирования процедуры заключения госконтрактов подробнее.

Законодательное регулирование государственных контрактов: статья 72 БК РФ

Итак, в числе ключевых источников права, юрисдикция которых распространяется на предприятия, участвующие в правоотношениях в рамках государственных контрактов — Бюджетный кодекс. В соответствии с положениями статьи 72 БК РФ закупки различных товаров, работ или сервисов в целях обеспечения потребностей государственных или же муниципальных органов власти осуществляются в формате контракта, который:

БК РФ выделяет отдельную категорию соглашений — госконтракты на предмет поставок тех или иных товаров для Вооруженных сил России в рамках программ, которые утверждаются президентом РФ. Данные договоры могут заключаться при условии оплаты поставок в пределах денежных средств, которые определены условиями соответствующих программ.

В БК РФ также сказано о том, что государственный контракт на оказание услуг или же выполнение работ при длительности цикла реализации, превышающей срок действия лимитов в рамках бюджетных обязательств, может оплачиваться в пределах величины денежных средств, которые определены посредством решений, принимаемых органами власти в порядке, определенном положениями БК РФ.

В случае если предмет госконтракта — поставка товаров в рамках срока, который превышает срок действия лимитов бюджетных обязательств, то соответствующие соглашения могут заключаться с учетом норм права, регулирующих правоотношения в контрактной системе закупок тех или иных товаров.

Законодательное регулирование госконтрактов: ФЗ № 44

Следующий важнейший источник права, определяющий то, каким образом осуществляется заключение государственного контракта — ФЗ № 44. Рассматриваемый закон вступил в силу с 1 января 2014 года. До этого госзакупки регулировались другим источником права — ФЗ № 94, принятый 21.07.2005. Различия между соответствующими законами существенные.

Так, можно отметить, что в новом федеральном законе используется термин «контракт», как отмечают некоторые юристы, в качестве основного, как альтернативный понятию «договор». Госконтракт в соответствии с ФЗ № 44 определяется как договор, который заключен от имени РФ, государственного или муниципального субъекта для обеспечения тех или иных нужд. Собственно, данное определение мы уже рассмотрели в начале статьи.

Новый федеральный закон, как считают эксперты, были принят с целью:

  • повышения прозрачности сделок в сфере госзакупок;
  • снижения уровня коррупции при выстраивании правоотношений между государством и его контрагентами;
  • повышения эффективности, рациональности расходования средств государства при различных закупках.

Основное преимущество ФЗ № 44 — создание правовой среды, в рамках которой правоотношения между госструктурами и их контрагентами предварительно планируются, а исполнение государственного контракта довольно строго контролируется.

Рассмотрим основные новшества в части законодательного регулирования госконтрактов по ФЗ № 44 подробнее.

Заключение контрактов по ФЗ № 44: основные нововведения

В числе наиболее примечательных нововведений по ФЗ № 44 — необходимость учреждения в госструктурах специальных служб, обеспечивающих законность заключения рассматриваемых соглашений. В состав данных служб должны входить компетентные специалисты в области госзакупок, которые способны выстраивать соответствующие правоотношения с контрагентом по закону, содействовать лучшему пониманию их специфики со стороны партнеров. ФЗ № 44 предписывает государственным и муниципальным структурам учреждать службы, о которых идет речь, если цена государственного контракта составляет более 100 млн рублей.

Следующее нововведение по ФЗ № 44 заключается в установлении обязательства для органов власти, которое заключается в осуществлении долгосрочного планирования закупок. ФЗ № 94 предписывал составлять годовые планы. Новый закон обязывает заказчика формировать также дополнительные планы на 3 года.

Что касается действующих графиков закупок, то они должны в соответствии с ФЗ № 44 публиковаться в Единой информационной системе или ЕИС, и это еще одно нововведение по рассматриваемому федеральному закону. Данная инфраструктура предназначена, прежде всего, для организации тендеров. Но посредством ЕИС можно также ознакомиться с планами закупок, данными по исполнению действующих контрактов, динамикой по ценам, предложениями от различных участников рынка.

Можно отметить, что наряду с ЕИС существует ряд иных информационных баз, которые доступны для участников контрактов и иных заинтересованных лиц. В частности, есть онлайновый реестр государственных контрактов — ключевой ресурс, в котором отражаются данные о потребностях госструктур, фактических поставках по различным регионам РФ, сведения об источниках финансирования тендеров.

Еще одно важнейшее нововведение по ФЗ № 44 — стимулирование снижения в сфере госзакупок уровня демпинга. В соответствии с нормами, введенными рассматриваемым источником права, фирма, намеревающаяся заключить государственный контракт поставки товаров, сервисов или работ, и предлагающая цену на 25 % ниже той, что предложена изначально, должна подробно обосновать данную скидку, а также предоставить доказательства того, что качество поставок окажется на достаточном уровне. Кроме того, демпингующее предприятие должно будет предоставить обеспечение госконтракта в размере, который в полтора раза превышает тот, что приведен в тендере. Только в этом случае данная фирма сможет участвовать в конкурсе на заключение госзакупок.

Поставщик, который подписал соглашение с государством и выполнил свои обязательства по нему, прежде чем оформлять акт сдачи-приемки должен провести экспертизу на предмет соответствия поставленных товаров или сервисов условиям контракта, сформировать отчет о проведенной работе, а также опубликовать данный документ в ЕИС. Данное требование также относится к важнейшим нововведениям по ФЗ № 44.

Изучим теперь ряд практических нюансов, характеризующих заключение государственных контрактов. В частности, полезно будет подробнее рассмотреть то, каковы особенности подписания соответствующих соглашений.

Подписание госконтрактов: нюансы

Работа по государственному контракту может быть инициирована тем или иным хозяйствующим субъектом посредством:

  • участия в торгах (данный механизм мы уже рассмотрели выше);
  • запроса специальных котировок, как метода, альтернативного первой схеме.

Задействование обоих механизмов предполагает соблюдение участниками рассматриваемых правоотношений ряда сроков, установленных законодательством. Так, если фирма намеревается участвовать в торгах, то она должна подключиться к ним после того, как на сайте торгов будут опубликованы протоколы по перспективным контрактам, но не ранее, чем через 10 дней после этого и не позже чем через 20 дней. Об этом мы уже сказали выше.

Второй механизм, в свою очередь, предполагает запрос котировок не ранее, чем через 7 дней после размещения на сайте котировок протокола, а также получения оценок заявок на госконтракты, но не позже, чем через 20 дней, следующих за датой, которая отражена в протоколе. В определенный законом срок государственного контракта хозяйствующий субъект вправе обжаловать результаты участия в тендере. Соглашение становится действительным только с того момента, когда оно будет подписано заказчиком и поставщиком.

Как мы отметили выше, в предусмотренных законом случаях договор может быть аннулирован. Чаще всего право на расторжение госконтракта у какой-либо из сторон возникает, если контрагент уклоняется от исполнения своих обязанностей. Следующий нюанс взаимодействия госструктур и их контрагентов, который мы можем подробнее рассмотреть — исполнение государственного контракта.

Исполнение госконтракта: нюансы

На что можно обратить внимание в части правовых норм, регулирующих данный аспект правоотношений с участием государства и его контрагента?

Важнейший нюанс в данном случае заключается в том, что условия по контракту должны быть исполнены, если иное не обусловлено объективными причинами, сущность которых хозяйствующий субъект может разъяснить. То есть, если какая-либо из сторон не выполнит своих обязательств, то должна будет уплатить неустойку, если не сможет подтвердить, что недоработка обусловлена форс-мажором или иными обстоятельствами. Главное - подготовить доказательства того, что препятствия к исполнению условий контракта возникли без участия хозяйствующего субъекта, и не могли быть устранены по его желанию.

Следующий важнейший аспект правоотношений, о которых идет речь — обеспечение государственного контракта. В чем заключаются основные его нюансы?

Гарантии по госконтрактам

Главное назначение обеспечения госконтрактов — компенсация издержек какой-либо из сторон правоотношений, возникших по причине неисполнения контрагентом условий по договору. Как правило, подобный сценарий возникает, если у него по каким-либо причинам отсутствуют в необходимом объеме денежные средства для покрытия расходов в рамках исполнения контракта.

Кроме того, поставщик может задействовать обеспечение для того, чтобы другая сторона не считала контрагента уклоняющимся от выполнения условий по договору. В соответствии с законодательством оно может быть представлено разными ресурсами. К наиболее востребованным относятся банковские гарантии. Они бывают двух видов.

Во-первых, это по которым поставщик получает денежные средства, которые позволяют ему исполнить государственный контракт. Во-вторых, есть соответствующий тип ресурса, который обеспечивает возврат фирмой полученного аванса, который, как правило, предусматривается госконтрактом. Величина обеспечения государственного контракта может быть разной. Типичный ее размер составляет порядка 30 % от стоимости госконтракта. В некоторых случаях стороны правоотношений устанавливают показатель существенно более низкий — например, 10 %.

В случае если поставщик по контракту успешно выполняет условия, предусмотренные соглашением, то банковская гарантия должна быть возвращена хозяйствующему субъекту, который ее предоставил.

Можно отметить, что, наряду с таким источником, как реестр государственных контрактов, о котором мы сказали выше, законодательство РФ предусматривает создание еще одной масштабной информационной базы в рамках правоотношений с участием госструктур и их контрагентов. Речь идет о Он представлен онлайновым ресурсом, на котором можно ознакомиться со сведениями о том, какие гарантии установлены для тех или иных государственных контрактов. Если тот или иной вид обеспечения не отражен в соответствующем реестре, то он считается недействительным. Заказчик вправе не заключать договор с исполнителем до тех пор, пока информация по предъявленной им гарантии не будет внесена в единый реестр.

После окончания торгов на аукционе площадка автоматически публикует протокол проведения, в нём будут только ценовые предложения без раскрытия участников.
Заказчик получает от площадки вторые части заявок первых пяти участников, рассматривает. Комиссия заказчика якобы голосует по соответствию каждой заявки. На практике никаких голосований нет, решение принимает ключевое лицо заказчика (контрактный управляющий).
Все указанные действия также осуществляются и в случае единственного участника аукциона, в том числе оставшегося после отклонений по первым частям. Казённая формулировка «аукцион признан несостоявшимся» не означает, что контракт не заключается.

Не позднее 3-ёх рабочих дней в ЕИС заказчиком размещается протокол подведения итогов (рассмотрения вторых частей) с указанием причин отклонения (если были). Отклонения можно обжаловать в 10-ти дневный срок.
В случае отклонения лидеров на контракт претендуют только первые два ценовых предложения прошедшие проверку вторых частей (в законе «порядковые номера» )

Через максимум 5-ть дней после публикации протокола рассмотрения вторых частей, заказчик через площадку направляет пока без своей (электронной) подписи победителю проект контракта.
Проект контракта берётся из размещённого в закупке документа, который был сформирован при размещении заказа, а при заключении дополняется заказчиком лишь данными победителя:

  • ценой (заказчику 44-фз не нужно вообще никак упоминать в контракте НДС, уплата налогов исполнителем никаким образом не зависит от «ценных указаний» контрактных управляющих)
  • согласием c конкретными показателями товара, указанными в первой части заявки участника(если были затребованы);
  • реквизитами (некоторые, особо московские заказчики предлагают победителю самостоятельно заполнить реквизиты за них и выслать им заполненный проект контракта по e-mail).

В течение 5-ти дней со дня получения участник должен подписать проект контракта Электронной Подписью в личном кабинете площадки — нажать кнопочку «подписать контракт».
Никаких файлов(сканов) с текстом контракта участник не прикладывает и не загружает!
Слот загрузки документов находится на площадке только для файлов обеспечения контракта:
банковской гарантии, либо
платёжки о зачислении денег на счёт заказчика, с отметкой банка о списании средств (этот перевод участник совершает самостоятельно, по реквизитам со страницы закупки, никаких счетов заказчик не выставляет, назначение платежа: «обеспечение исполнения контракта»).
Если цена участника является демпинговой (снижает начальную на 25% и более) — размер обеспечения контракта умножается в полтора раза или участник сюда же прикладывает документы, подтверждающие его добросовестность.

В случае несоответствия положений проекта контракта тому, что было размещено в закупке и\или заявке участника, участник составляет протокол с указанием таких пунктов и размещает на площадке.
Протокол разногласий составляется в свободной форме.
Пример: «Просим изменить номер дома в реквизитах с «14» на «14а.»
Размещается в виде простого (вордовского) файла безо всяких преамбул, «шапок», фирменных бланков, вензелей, реквизитов и печатей. Весь обмен информацией происходит «внутри» конкретной закупки, все документы автоматически подписываются электронной подписью (при нажатии кнопки «отправить»).
Никаких шаблонов, форм и образцов не бывает, так как ничто из этого не передаст суть конкретных претензий.

Также протокол разногласий применяется как способ затяжки времени для подготовки обеспечения контракта.
В этом случае пишется любая формальная причина, например просьба изменить номер дома в реквизитах с «14» на «14а».

Заказчик в течение 3-ёх дней со дня получения протокола разногласий рассматривает и (пока) без своей (электронной) подписи размещает на площадке доработанный проект контракта,
либо оставляет его без изменений с указанием в отдельном документе причин отказа.
Никаких доп.соглашений, ни в каком случае не применяется.
Менять существенные положения (в т.ч. сроки, объём, порядок исполнения) договора законом запрещено, но на практике масштаб изменений определяется компетентностью и страхом заказчика.
*возможно изменение цены в любую сторону, но не более чем на 10% с соответствующим (кратным) изменением объёма, а также любое снижение цены без изменения объёма.
Участник может повторить размещение протокола разногласий, но не позднее 13-ти дней с протокола подведения итогов аукциона.

На следующем этапе (в том числе если протокол разногласий не применялся) стороны имеют по три дня на подписание контракта. Сначала участник, потом заказчик.
Здесь может завязаться процесс так называемого «согласования» текста Банковской Гарантии с заказчиком. В большинстве случаев являющийся бессмысленным, так как в законе ясно прописаны требования к БГ. К счастью банки уже привыкли к подобным закидонам от заказчиков: их нужно просто перетерпеть.

Информация о крайних сроках текущих стадий контрактации указывается в личных кабинетах площадок (к сожалению не на всех).

Непредоставление в положенные сроки подписанного контракта и\или его обеспечения (а также невыполнение требований накладываемых на демпинговую цену) ведут к признанию участника уклонившимся.
В этом случае заказчик направляет проект контракта участнику, занявшему второе место («заявке которого присвоен второй номер» ), но тот имеет право отказаться.
В этом случае заказчик имеет право провести запрос предложений.

Контракт может быть заключен не ранее чем через 10-ть дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов,
(площадки технически принуждают стороны выжидать по 5-ть дней на этапе подписания),
за это время возможна подача жалоб в ФАС отклонёнными участниками. ФАС может приостановить процедуру.
С момента размещения на площадке подписанного заказчиком контракта он считается заключённым, все споры и обжалования проходят только в суде, при расторжении второе и прочие места старого аукциона никаких исторических преимуществ не имеют.

Статья 54. Заключение контракта по результатам конкурса

По результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

2. Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

3. В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

(см. текст в предыдущей)

4. При уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

Статья 54. Заключение контракта по результатам конкурса

Проект контракта в случае согласия участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заключить контракт составляется заказчиком путем включения в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации, условий исполнения контракта, предложенных этим участником. Проект контракта подлежит направлению заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта. Участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанными экземплярами контракта этот участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта.

6. Непредоставление участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заказчику в срок, установленный настоящей статьей, подписанных этим участником экземпляров контракта и обеспечения исполнения контракта не считается уклонением этого участника от заключения контракта. В данном случае конкурс признается несостоявшимся.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

7. В течение десяти дней с даты получения от победителя конкурса или участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан подписать контракт и передать один экземпляр контракта лицу, с которым заключен контракт, или его представителю либо направить один экземпляр контракта по почте лицу, с которым заключен контракт. В случае, если заказчик не совершил предусмотренные настоящей частью действия, он признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении заказчика от заключения контракта с победителем конкурса или участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, этот победитель или этот участник вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта.

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в часть 8 статьи 54 вносятся изменения. См. текст в будущей.

8. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются победителю конкурса в сроки, предусмотренные частью 6 статьи 44 настоящего Федерального закона.

Первое. Срок для публикации контракта на сайте установлен три рабочих дня с даты заключения в силу следующего.

Согласно ч.3 ст. 103 Закона 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 — 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу п. 12 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1084
«О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство:

— в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта — информацию и документы, указанные в подпунктах «а» — «ж», «и», «м» и «о» пункта 2 настоящих Правил;

— в течение 3 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги — информацию и документы, указанные соответственно в подпунктах «з», «к», «л» и «н» пункта 2 настоящих Правил.

Второе. Отчет об исполнении контракта на сайте должен быть опубликован в следующие сроки.

В рамках ч. 11 ст. 94 Закона 44-ФЗ порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, указанного в части 9 настоящей статьи, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1093
«О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» отчет размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня :

а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;

б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;

в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее — исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Необходимо помнить, что согласно ч. 10 ст. 94 Закона 44-ФЗ к отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ.

В рамках п. 10 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1093
отчет и документы в электронной форме, предусмотренные частью 10 статьи 94 Федерального закона, подлежат размещению в единой системе. Указанные отчет и документы размещаются в единой системе в виде файлов, обеспечивающих возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающих после их сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (электронный вид), или файлов с графическим образом оригинала документа (графический вид). При этом такие файлы должны быть подписаны электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика.

Можно ли заключить контракт если победитель упустил срок подписания контракта?

N 1093 на сайте http://zakupki.gov.ru/ в рубрике «вопросы — ответы» задан вопрос:

Каким образом публиковать отчет об исполнении этапа исполнения контракта согласно постановлению Правительства РФ № 1093 от 28 ноября 2013г?

ответ:

Предлагаемые способы размещения отчета в реестре контрактов:

  1. размещение отчета путем прикрепления его в виде файла к информации об исполнении контракта (о расторжении контракта), подаваемой по факту приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
  2. размещение отчета путем прикрепления его в виде файла к информации об исполнении контракта (о расторжении контракта) при внесении исправлений в такую информацию.

Также считаем важным обратить внимание заказчика на ч. 8 ст. 103 Закона 44-ФЗ.

В силу ч. 8 ст. 103 Закона 44-ФЗ контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате, за исключением договоров, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Контракт по 44-ФЗ: цена, сроки, заключение, исполнение

Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 28 апреля 2016 года по делу № А05-8283/2015 указал, что перенос оператором оператором электронной площадки срока сроков на подписание проекта контракта победителем электронного аукциона, установленного частями 2 и 3 статьи 70 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, в связи с попаданием их на нерабочие (праздничные) дни, не соответствует действующему законодательству РФ о контрактной системе.

По рассматриваемому делу заказчик признал уклонившимся от заключения контракта победителя электронного аукциона, не направившему заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона.

При этом победитель электронного аукциона и, поддержавшее его Архангельское УФАС России, считали, что заказчик неправомерно признал победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, поскольку оператором электронной площадки сроки, установленные частями 2 и 3 статьи 70 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, были перенесены в связи с попаданием их на нерабочие (праздничные) дни («майские праздники»).

Арбитражный суд Северо-Западного округа признал такой перенос сроков в связи с их попаданием на нерабочие (праздничные) дни не соответствующим действующему законодательству РФ о контрактной системе по следующим основаниям.

Исходя из положений части 13 статьи 70 Закона № 44-ФЗ победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные названной статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 названной статьи, п о истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона , или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона № 44-ФЗ (в случае снижения при проведении аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что на основании протокола от 28.04.2015 , которым Общество признано победителем электронного аукциона, заказчик 05.05.2015 разместил в единой информационной системе проект контракта.

Общество 12.05.2015 направило в адрес заказчика только протокол разногласий, однако не направило подписанный проект контракта, в связи с чем заказчик 14.05.2015 оформил протокол об отказе от заключения контракта, признав заявителя уклонившимся от заключения контракта по результатам аукциона.

Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что указанные Обществом в протоколе разногласий замечания по пункту 3.2.1 проекта контракта в нарушение части 4 статьи 70 Закона № 44-ФЗ не относятся к положениям контракта, которые не соответствуют извещению о проведении аукциона, документации о нем, заявке участника, признанного победителем, в связи с чем сделали правильный вывод о несоблюдении победителем установленного срока направления в адрес заказчика подписанного проекта контракта.

При таких обстоятельствах заявленные Комитетом требования о признании незаконным решения Управления, которым заказчик признан нарушившим часть 13 статьи 70 Закона № 44-ФЗ, правомерно признаны судебными инстанциями обоснованными.

Скачать:

- постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.04.2016 года по делу № А05-8283/2015.

Дон Виктор Викторович, руководитель Центра консультаций по закупкам Балтийского тендерного центра, юрист-практик



Просмотров