Местное самоуправление отделено от государственной власти. Местные органы государственной власти и местного самоуправления. Президент Российской Федерации

Любая маршевая конструкция строится на балках. Они называются или косоурами, или тетивой. Что лучше: тетива или косоур? В чем их разница? Оба приспособления нужны для крепления на них ступеней. Отличие заключается в методах их крепления. Для лестницы на косоурах они закрепляются сверху, а на тетивах вставляются в специально вырезанные пазы. Рассмотрим подробнее каждый из этих способов.

Конструкция лестницы на тетивах

Конструкция лестницы такого рода отличается от сооружения на косоурах. Все зависит от расстояния между этажами. Ступеньки иногда приходится дополнительно укреплять шурупами, клиньями или штырями. Но до сегодняшнего дня тетива является классическим элементом маршевой конструкции. Конструкция лестницы остается самой безопасной. Толщина тетивы обычно бывает 50 мм. Это могут быть обработанная доска или металлическое изделие. Чаще всего используется древесина шириной 30 см. Если косоур может стоять один, то тетивы используются в паре. Выполняться они могут разными способами.

Схема основных составляющих лестницы.

На внутренних ее частях можно разметить и вырезать пазы, в которые будут вставляться деревянные ступеньки и подступенки. Их торцы смазываются клеем, чтобы готовая лестница не скрипела. Иногда снизу вбиваются небольшие клинья. Для крепления ступенек используются набитые с внутренней стороны каждой тетивы деревянные брусочки или металлические уголки. На них кладутся деревянные ступеньки, которые крепятся с помощью саморезов или шурупов. Под них необходимо высверлить отверстия, в которые войдут шляпки крепежа. При отделке лестницы они закрываются небольшими деревянными или пластиковыми пробками, которые способны украсить лестничный марш. А можно их просто закрасить в цвет ступеней. Тогда они станут совершенно невидимыми.

Можно на внутренние поверхности тетивы закрепить вырезанные из толстой фанеры или доски треугольные прибоины. На них и будут крепиться ступени лестницы. Лестницы на тетивах имеют свои достоинства:

  • они очень надежны;
  • отличаются удобством в эксплуатации;
  • конструкция безопасна для людей и домашних животных;
  • готовое изделие способно выдержать большие нагрузки;
  • тетива помогает сохранить ступеньки в чистом виде;
  • выглядят сооружения элегантно и современно.

К недостаткам можно отнести лишь тот факт, что ширина лестничного марша должна быть несколько больше, чем на косоуре. Но, учитывая толщину тетивы, эти несколько см уже заложены в конструкцию ступеней.

Лестница на косоуре

Косоур — это несущая балка, на которую крепятся лестничные ступеньки. Они располагаются сверху балки на специальной гребенке. На лестничном марше может стоять единственный косоур, или их может быть несколько. Сооружения на косоурах обладают своими достоинствами:

  • выглядят они легко и компактно;
  • выдерживают высокие нагрузки;
  • устанавливаются на ограниченных пространствах.

Для изготовления косоуров используют:

  • толстую листовую сталь;
  • швеллер;
  • тавровые балки;
  • полый профиль прямоугольного сечения.

Раньше такие выпиленные сооружения были очень популярны у изготовителей лестниц. Они просты в изготовлении и надежны в эксплуатации. В большинстве случаев они изготовлены из металла. Это требует от изготовителя хороших навыков обращения со сварочной техникой. При малейших ошибках в проектировании и изготовлении косоура готовая лестница может обрушиться в любой момент.

Делаются косоуры и из древесины толщиной 70-80 мм, шириной 30 см. Лучше использовать клееные доски из дуба, бука и других твердых пород. Сплошная доска может дать трещины в период эксплуатации.

Для изготовления лестницы на деревянном косоуре или на тетиве нужны:

  • доска толщиной 50-80 мм и шириной 30 см;
  • трафарет из реек и фанеры;
  • шканты;
  • кобылки;
  • дрель;
  • пила;
  • молоток;
  • крепеж (болты, гайки, шайбы, шурупы, дюбеля и саморезы);
  • клей;
  • машинка для шлифования.

Кобылки — это дополнительные треугольные элементы. Они устанавливаются на клей и шканты вдоль кромки косоура. Проступи на косоуре крепятся клеем и саморезами или шурупами.

Заключение по теме

Лестницы в доме, особенно в частном, бывают винтовые, на косоурах и на тетивах. Винтовые сооружения встречаются крайне редко.

Классический вариант — это изделие на тетиве.

Такое устройство обычно имеет проступи, подступенки, перила. В больших пространствах такое сооружение смотрится весьма богато. Какую конструкцию выбрать — это индивидуальное дело хозяев. В любом случае нужны будут косоур или тетива.

Проступи делают из древесины бука, дуба, березы, красного дерева. Рекомендуемая толщина — 40-50 мм. Можно купить их в готовом виде в строительном магазине. Подступенки делаются из более тонкого материала. К несущей балке они крепятся шурупами, клеем, шкантами. Тетивы нужно скреплять длинными шпильками с резьбой через каждые 4-5 ступеней.

Ограждение обычно состоит из балясин и перил. Балясины крепят к несущим балкам или к ступеням. Между ними можно расположить различные материалы: пластик, стекло и другие подобные вещи. Сверху устанавливают поручни. Правильно собранное изделие на косоурах или на тетивах простоит десятки лет. Главное — периодически обрабатывать проступи лаками, красками, морилкой.

Косоур и тетива – это основные детали конструкции многих лестниц. Их функция одинакова: поддерживать ступени и прочие элементы сооружения. Чем отличается косоур от тетивы? Информация об этом изложена ниже.

Как выглядят детали

Части лестницы, о которых идет речь, являются по своей сути наклонными балками. На приведенном изображении эти опорные элементы граничат с краями ступеней:

Сравнение

Как можно заметить, одна деталь имеет в верхней части зубчатые очертания, а у второй – ровный контур с обеих сторон. Но кроме визуальных, есть и другие признаки, составляющие отличие косоура от тетивы. И первый, наиболее важный момент – способ крепления ступеней. В случае с косоуром их укладывают на горизонтали зубцов, оставляя видимыми торцы. В тетиве же изнутри проделывают пазы, куда и помещают концы многочисленных поперечных планок. Иногда ступени удерживаются не в прорезях, а на прибитых к балке брусках.

Косоуров в лестнице может быть разное количество. Чаще всего их два. Но в некоторых конструкциях предусмотрен только один такой элемент. Кроме того, встречаются сооружения с центральным косоуром и двумя боковыми. Как правило, это лестницы с приличной шириной марша. Тетива, в свою очередь, используется только в двойном экземпляре. Балки при этом располагаются исключительно по бокам.

Следующий пункт касается установки на лестницу ограждающих элементов. Здесь стоит заметить, что косоур не может быть непосредственно опорой для балясин. Их низ при таком устройстве находится на самих ступенях. Между тем на тетиву могут устанавливаться ограждающие детали, но тогда она должна иметь внушительные параметры толщины. В противном случае на балку названной разновидности крепят накладную планку нужной ширины, а к ней присоединяют столбики, оставляя между ними желаемый промежуток.

Надо сказать, лестницы с несущими элементами того и другого вида занимают неодинаковую площадь пространства. В чем разница между косоуром и тетивой в этом отношении? Она состоит в том, что вариант сооружения с косоуром при одной длине ступеней будет более компактным. Такая лестница смотрится несколько проще, но ее установка в небольших помещениях является более целесообразной. Тетивы же занимают некоторое место с боков. Лестница с ними выглядит богаче и элегантней. Подобная конструкция лучше подойдет для большого пространства.

Таблица

Что лучше - тетива или косоур?

Чем отличается косоур от тетивы

По конструкции интерьерные лестницы для дома имеют множество вариантов отличающихся друг от друга не только конструктивно, но и внешне и относятся к абсолютно разным стилям в интерьере.
Разберем самые распространенные типы лестниц; на косоурах и на тетивах.

Косоур — несущая опора лестницы с выпиленными сверху гребёнками к которым и крепятся ступени как с подступенниками так и без них. Если смотреть сбоку — виден торец ступени, зачастую он свисает от 5 до 10 сантиметров. В нашем случае косоур — деревянный толщиной не менее 4 сантиметров и шириной 30 см. Косоур устанавливается как по бокам, с различным смещением, так и по центру. Необходимость в центральном косоуре обуславливается либо большой шириной марша (длина ступени более 120 см), либо конструктивной особенностью когда несущей опорой является всего один косоур.

Балясины (ограждения лестницы) в случае с косоуром — ставятся на ступень, как правило в том месте где свисает торец, крепление балясины осуществляется снизу закрывается декоративной заглушкой так же из дерева. Балясины ставятся по одной на ступень или по две, но можно и чередовать одна/две сохраняя одинаковое расстояние между ними. Гребенки выпиленные на косоуре — задают все основные параметры лестницы, а это ширина проступи, высота шага и собственно — угол подъема.

Изготавливают косоур как правило двумя способами:
1. Делается заготовка для косоура с соответствующей толщиной и шириной соответствующей самой узкой части косоура. Треугольники изготавливаются отдельно и имеют параметры согласные ширине проступи и высоте подъема. Далее при помощи шкантов, специального клея и струбцин — соединяют в одну гребёнку и получается косоур. Такая технология сборки хоть и не экономит время, но позволяет сэкономить материал.
2. Заготовка изготавливается в размер габаритов всего косоура, на которой размечается весь косоур, выпиливается с запасом и доводится фрезеровкой до качественной и четкой по размеру поверхности. Данная технология имеет преимущество в скорости изготовления.
Лестница на косоуре имеет более легкий вид и востребована в небольшом пространстве отведенном для лестницы.

Тетива- несущая опора лестницы с профрезерованными пазами с внутренней стороны. Пазы делаются как для ступеней так и для подступенников — те и другие вставляются в пазы и соответственно — торец ступени остается невидимым. Тетива по размерам для заготовки соответствует косоуру — ширина 30 сантиметров, а толщина не менее 4 см. Как правило балясины превосходят толщину тетивы (не всегда), поэтому на тетиву ставят подбалясник — доску нужную по ширине и уже на неё ставятся балясины, которые в случае с тетивой — распределить можно с любым промежутком. Существует так же способ крепления балясин с видимого боку тетивы, за счет чего хоть и увеличивается длинна самих балясин — зато и увеличивается ширина полезного пространства для прохода по лестнице.

Принцип изготовления тетивы схож с косоуром, но в этом случае не выпиливаются гребенки, а выбираются (фрезеруются) пазы, которые своей шириной и размерами задают основные параметры лестницы; высоту шага, ширину проступи и угол подъема.
Классический вариант лестницы — это лестница на тетиве. Лестницы на тетиве, как правило делают закрытого типа, с подступенниками — именно с ними она смотрится богато, особенно когда она находится в помещении с большим пространством.

Посмотреть наши лестницы

Решение заказать межэтажную лестницу вместо самостоятельного изготовления единственно правильное: не все модели имеют простую конструкцию. Ваших плотницких навыков может не хватить для изготовления продукта, соответствующего требованиям безопасности. Профессиональное изготовление лестниц осуществляется по заранее снятым размерам, с учетом важных параметров. Сложность заключается и в выборе самой конструкции, оптимальной для эксплуатации в небольшом или просторном помещении, внутри или снаружи.

Распространенные виды лестниц – на тетиве и косоуре. В чем состоит разница, каковы преимущества обеих, когда целесообразнее купить деревянную межэтажную лестницу одной модели и не рекомендуется устанавливать другую.

Деревянные лестницы на тетиве и косоуре – в чём разница?

Косоур и тетива – оба термина обозначают несущие элементы конструкции, длина которых равна длине лестничного марша. Их располагают по бокам системы, а разница между ними состоит в способе крепления ступеней:

  • В лестнице на тетивах ступени крепят между ними. Края проступей получаются скрытыми и располагаются в заранее подготовленных пазах. Проще говоря, тетивы несут ступени внутри себя;
  • В лестнице на косоурах проступи располагают поверх несущих элементов. Для этого косоур выпиливают, придавая вид гребенки.

Особенности деревянных лестниц на тетивах

Внутри модельного ряда имеется своя градация по ряду характерных признаков. Изготовление деревянных межэтажных лестниц проводят с учетом:

  1. Сферы использования

Изящные формы, практичность, возможность моделировать системы с учетом существующего интерьерного дизайна, площади, отведенной на установку, эксплуатация лестниц возможна и в жилых, и в общественных помещениях. Они востребованы в загородных домах, на дачах, в офисах, административных центрах.

  1. Конструкционных особенностей

Различают:

  • Прямые лестницы на тетивах: самый простой и удобный вариант. Выбрав оптимальную ширину марша, создают благоприятные условия для перемещения людей, увеличения проходной способности, переноски мебели, других габаритных предметов;
  • Одно и двухмаршевые виды используют там, где они актуальны.

    Устройство и создание лестничной тетивы: какую функцию она выполняет?

    Количества маршей зависит от площади, отведенной под установку;

  • Нестандартные модели: поворотные лестницы с площадкой или с забежными ступенями. Угол поворота – любой: 90 0 , 180 0 ;
  • Закругленные конструкции, как изящный дизайнерский элемент;
  • Открытые и закрытые варианты: в лестницах первого типа не используют подступенников. Между проступями образуется открытое пространство, за счет чего снижается вес готового изделия, оно выглядит более легким. Второй тип – лестницы с полноценными закрытыми ступенями;
  • На одной или двух тетивах: иногда вместо внутренней тетивы используют стену. В нее монтируют один край ступеней, второй устанавливают в паз на тетиве.
  1. Видов крепления ступеней к тетивам
  • Классический вариант – выпиливание пазов, которые совмещают с краями ступеней;
  • Монтаж проступей на деревянные планки: их крепят на одинаковом расстоянии друг от друга. На планки монтируют проступи. Способ выгоден с позиции простоты и экономии времени;
  • Установка проступей на металлические уголки: аналогично креплению на деревянные бруски.
  1. Типов установки ограждений

Традиционно ограждения выполняют из балясин и перил.

Высота стандартная, в среднем 90-100 см. Крепление балясин производят:

  • На тетиву, если позволяет толщина;
  • С внутренней стороны лестницы: применяют, если толщина тетивы меньше площади сечения балясины или они одинаковы. В таком случае устанавливают подбалясную доску, к ней крепят ограждающие элементы;
  • Рядом с тетивой с наружной стороны: более приемлем для узких маршей, потому что увеличивает ширину прохода по ступеням.

Можно использовать деревянные или кованные элементы декора. Балясины располагают в любом порядке, на произвольной ширине (не увеличивая оптимально допустимую).

Изготовление деревянных межэтажных лестницы на косоурах

Стандартное изделие на косоурах выглядит довольно просто. Если не принимать во внимание эксклюзивный декор, дорогие материалы, а остановиться на функциональности и безопасности, лестницы на косоурах можно отнести к бюджетному типу, которые к тому же недолго делать и просто монтировать. В ее основе находятся балки (их и называют косоурами), к ним крепят ступени, причем форма лестницы зависит от геометрии косоуров. Для изготовления прямой лестницы берут цельные прямые балки. Аналогично дело обстоит и с закругленными вариантами.

Ключевая особенность – в способе крепления ступеней: их как-бы накладывают поверх выступов, сделанных в косоурах. Верхнее расположение проступей эффективнее в плане увеличения нагрузки. Такая конструкция более надежна, способна выдерживать большой вес, отсюда исходят ее преимущества и расширение сферы использования.

Особенности деревянных лестниц на косоурах

Следующие тезисы помогут купить деревянную межэтажную лестницу на косоурах нужной конструкции:

  • Количество маршей: выбирают в зависимости от отведенной площади. 1-3 марша вполне допустимо для эксплуатации в домашних условиях или в общественных зданиях;
  • Геометрия: прямые, поворотные конструкции с любым углом поворота. Исходя из эстетических соображений, и опять же учитывая имеющуюся площадь, монтируют лестницы с поворотными площадками или забежными ступенями;
  • Эксклюзивные модели с шириной марша более 1,6 м требую дополнительного укрепления. К двум боковым добавляют центральный косоур;
  • Крепление ступеней осуществляют по-разному: на вырезы, сделанные в косоуре, или на специальный крепеж (кобылки), установленный на косоурах;
  • Моделирование лестниц проводят с помощью разного типа ступеней: классический вариант – закрытые конструкции с проступями и подступенниками. Легкий неординарный вид – открытая лестница без подступенников;
  • Важно правильно выбирать древесину для лестницы. Она должна обеспечивать особую прочность ступеням, поэтому не стоит экономить на толщине листа. Старайтесь использовать твердые сорта дерева. Сосна, ель также применяются в лестничном строительстве, но их мягкость не вяжется с долговечностью и стойкостью к истиранию. Отсюда и невысокая цена деревянных лестниц Эконом-класса.

Декор, материалы для обработки, покраски не являются отличительными параметрами при выборе лестниц. Главное, чтобы внешние качества изделия, его оформление нравились клиенту, а сама конструкция обеспечила беспрепятственное перемещение и было максимально безопасным.

Что такое косоуры для лестниц

Устройство лестницы в собственном частном доме или коттедже – ответственный и интересный процесс, который каждый домашний мастер хочет «прожить» самостоятельно. Не зря говорят, что лестница, построенная своими руками, будет самой крепкой. Чтобы так и произошло, нужно выбрать правильную и, главное, прочную основу для будущей лестницы – косоуры.

Что такое косоур?

Наклонная балка, на которую опираются ступени, называется косоуром, если ступени ложатся на нее сверху. Если ступени вставляются в балку сбоку, как в пазы, то такая конструкция называется тетива. Тетива и косоур относятся к базовым несущим элементам лестниц.

Косоур отличается от тетивы иным внешним видом. В широкой балке, часто более 50 см шириной выпиливаются пазы специальной формы – под ступени. На эти выпиленные пазы затем устанавливаются ступени.

Как сделать косоур самостоятельно?

В самостоятельном изготовлении косоура нет ничего сложного. Важно правильно подобрать исходный материал. Если конструкция должна быть легкой и относительно дешевой, лучшим вариантом является сосна и лиственница. Лиственница предпочтительна в относительно сыром доме, когда возможно попадание влаги, например, если дом не отапливается в течение зимы. Косоуры из лиственницы служат дольше, выглядят лучше и обладают большей прочностью, чем сосновые.

С другой стороны, сосна довольно легкая, очень дешевая и при небольшой толщине выдерживает большую нагрузку ступеней. Косоуры из сосны рекомендуется дополнительно покрывать слоем лака, чтобы гарантировать их привлекательный внешний вид в течение долгого времени.

Расчет и выпилка косоура

Расчет косоура ведется очень просто. Вначале выбирают необходимую ширину доски. Обычно это 50 см. Толщина должна быть не менее 60 мм. После этого выпиливают трафарет из куска фанеры. На одной стороне отмечают ширину ступени, а на другой – ее высоту, которая равняется высоте подступенка. После этого по двум точкам прибивают рейку и таким трафаретом расчерчивают весь косоур.

В чем отличие косоура от тетивы

Выпилку производят ножовкой по древу или электролобзиком. Получившийся косоур дублирую еще раз, получая 2 одинаковых, параллельных друг другу изделия.

Тонкости изготовления

Очень важно следить при изготовлении за ровностью выпилки каждого элемента. Даже небольшие бугорки будут ощутимы при монтаже ступеней. Лучше дополнительно остругать участки или отшлифовать их специальным инструментом, наждачной бумагой.

Монтаж косоуров стоит производить исключительно по уровню, чтобы не допустить перепада высот и правильно смонтировать ступени.

Таким образом можно изготовить практически любой косоур для деревянной лестницы в вашем доме.

29.10.2013

Лестницы на косоуре – одни из самых популярных типов лестниц. Косоур – это составляющая основную опору лестницы балка лестничного марша, к которой крепятся ступени. Лестница на косоуре удобна и красива.(на фото справа). Другая разновидность такого типа маршевых лестниц – лестницы на тетивах.(на фото слева).

Тетивы лестницы (чаще всего используется дубовая тетива) – это наклонные балки, похожие на косоуры, но проступи крепятся к ним изнутри сбоку. Тетивы (популярна дубовая тетива) соединяют специальными затяжками для укрепления конструкции. Лестницы на косоурах и лестницы на тетивах различаются по виду и размеру. Форма и размеры тетив и косоуров определяется формой ступеней и допустимой нагрузкой на лестницу, а также видом материала, из которого они изготовлены. Единовременная общая нагрузка на основные междуэтажные, а также на входные лестницы должна быть не менее 250 кг.

При такой нагрузке и при полезной ширине марша до 1 м толщина деревянных тетив (балясины и ступени рассчитываются отдельно) и косоуров должна составлять не менее 50 мм, при ширине до 1,25 м - не менее 60 мм, а при ширине 1,5 м - не менее 70 мм.

Ширина деревянной (дубовой) тетивы или косоура, которую в поперечном сечении марша можно считать его высотой, принимается из расчета необходимого для предупреждения растрескивания древесины запаса величиной минимум 50 мм, создаваемого между нижним краем ступени (проступи или подступенка) и нижним краем тетивы (косоура).

Замечание . Толщина деревянных (дубовых) тетив для маршей лестницы на тетивах с врезанными ступенями должна быть на 10 мм больше величин, указанных в предыдущем абзаце.

Для увеличения прочности и несущей способности деревянные косоуры для лестниц на косоурах на практике делаются составными - из двух-трех склеенных между собой досок (рис. 39).

Размеры металлических косоуров для лестницы на косоурах подбираются по размерам прокатных формовых изделий (швеллеров, двутавров), способных выдерживать на изгиб указанную нагрузку на лестницу плюс вес ступеней и ограждении.

Железобетонные тетивы (косоуры) для ступеней лестницы на косоурах изготавливаются обычно индустриальным способом в монолите со ступенями.

Замечание. Если ширина марша лестницы на косоурах или лестницы на тетивах составляет более 2,5 м, по его продольной оси необходима установка дополнительного косоура. Тетивы различаются по форме, местоположению и креплению к опорным конструкциям дома.

По форме они зависят от конструктивного типа марша лестницы на тетивах и бывают прямыми, угловыми и криволинейными. Последние два устраиваются в поворотных маршах. По местоположению тетивы лестниц на косоурах (тетивах) подразделяются на внутренние и наружные, а по типу крепления - на свободнонесущие, имеющие опоры только по своим концам, стеновые, прилегающие к стенам боковой частью и крепящиеся к ним.

Замечание. На практике стеновые тетивы лестниц на тетивах невозможно плотно прикрепить к стене, поэтому образующуюся щель перекрывают штапиком.

В лестницах с поворотом на 180° тетиву можно прикрепить к опорной стойке промежуточной площадки (рис. 40). Если марш лестницы на косоурах (лестницы на тетивах) примыкает к деревянному этажному перекрытию, тетивы (косоуры) лестницы крепятся к его балке путем врубки. Если к железобетонному - в качестве соединительного элемента рекомендуется использовать «висячие» опорные уголки, не прибегая к краевой врубке тетивы.

Другими государственными органами, имеющими представительный характер, являются местные органы государственной власти и местного самоуправления, действующие в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, Советов народных депутатов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единит!. Им подведомственны местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и др.

Исторически сложились две основные формы организации государственной власти на местах:

  • 1) наиболее демократичной считается такая организация местной власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов (местного самоуправления) различных уровней. Так, в Японии все основные вопросы внутренней жизни в префектурах, городах, поселках и деревнях решают выборные собрания. В нашей стране местные органы государственной власти также имеют широкие полномочия в самостоятельном решении разнообразных вопросов жизни той или иной административно-территориальной единицы (поселка, села, города, района, области);
  • 2) в ряде стран органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях центральной властью. Хотя они ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, дорожным строительством и другими важными вопросами, тем не менее поддержание правопорядка возлагается на лицо, назначаемое центром. Характерным примером этого служит организация местной власти во Франции, где в департаментах центральная власть представлена префектом, назначаемым президентом. Префекту подчинены все ведомственные службы, он осуществляет контроль над муниципальными службами, руководит полицией. Генеральный совет как орган самоуправления решает все остальные вопросы местного значения. Муниципальные советы, действующие в коммунах, в свою очередь избирают мэра, который также является представителем центра и главой местной полиции.

Структура законодательных органов Российской Федерации

Законодательные органы в Российской Федерации избираются населением государства, решают наиболее важные вопросы государственной жизни в пределах соответствующей территории путем правотворчества - принятия и издания нормативно-правовых актов.

Федеральное Собрание РФ - представительный и законодательный постоянно действующий орган Российской Федерации. Это первый после Октябрьской революции парламент России, ибо бывший Верховный Совет лишь формально назывался парламентом, но никогда по существу им не был.

Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, наделено широкими полномочиями, главное среди которых - издание федеральных законов.

Совет Федерации РФ основывается па паритетном представительстве субъектов РФ, каждый из которых представлен в палате двумя членами - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Исходя из того что Российская Федерация имеет 83 субъекта, Совет Федерации РФ должен насчитывать 178 членов. Это общее число его членов, которое служит основой для определения долей, необходимых для принятия решений Совета Федерации или осуществления групповых инициатив его членов.

Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов. Исходя из общего числа депутатов, Конституция определяет долю, необходимую для принятия решений Государственной Думой и осуществления групповых инициатив ее депутатов.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет. Этот срок представляется оптимальным: он позволяет депутатам не только набрать необходимый опыт работы, но и использовать его в течение значительного времени. В то же время его нс следует считать слишком длительным. Такой срок установлен для парламентов или нижних палат во многих зарубежных странах (Германия, Австрия, Швеция, Польша, Болгария и др.), хотя в ряде демократических стран действует и пятилетний срок (Великобритания, Франция, Италия и др.). Периодические перевыборы Государственной Думы приспосабливают ее состав к изменяющимся социально-политическим отношениям в обществе, позволяют отразить в депутатском корпусе умонастроения, политические симпатии и антипатии избирателей.

Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим органом. Это означает, что на протяжении всего созыва оно вправе в любое время само принимать решения в сфере своей компетенции. Только с момента начата работы Государственной Думы нового созыва полномочия данной палаты прежнего созыва прекращаются; прекращения же полномочий другой палаты нс предусматриваются.

Государственная Дума собирается на первое заседание на 13-й день после своего избрания, однако Президент РФ может созвать такое заседание и ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

Палаты Федерального Собрания РФ заседают раздельно, однако они могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Положение о раздельном проведении заседаний палатами Федерального Собрания РФ было включено в Конституцию, чтобы преодолеть существовавшую в советские времена традицию преимущественно совместных заседаний палат Верховных Советов СССР и РСФСР. Поскольку каждая из палат предназначена для представительства различных интересов (преимущественно социально-политических - Государственная Дума и преимущественно региональных - Совет Федерации), целесообразно, чтобы проекты решений Федерального Собрания оценивались каждой палатой самостоятельно, без влияния другой палаты. Для лучшего осуществления указанного в комментируемой части принципа палаты занимают даже разные здания.

Каждая из палат принимает свой регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Заседания палат обычно бывают открытыми, но в случаях, предусмотренных регламентом, они вправе проводить закрытые заседания (государственная, служебная или иная охраняемая законом тайна). Открытость заседаний палат Федерального Собрания РФ есть одно из проявлений демократичности российского парламента. Народ должен иметь полную возможность следить за работой своих избранников, когда они принимают законодательные и иные важные государственные решения.

Государственная Дума проводит, как- правило, две сессии: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.

Заседания Совета Федерации проводятся периодически с 1 октября по 31 июля. В первоочередном порядке на них рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению, предложения о пересмотре Конституции, вопросы ведения Совета Федерации и другие проблемы государственной жизни.

Поскольку основное направление деятельности Федерального Собрания - законотворчество, большое значение имеет законодательный процесс - рассмотрение, принятие и обнародование законов (см. рис. 11.2).

Проанализировав суть изложенных выше теорий местного самоуправления, можно сделать вывод, что во всех теориях, хотя и в разной степени, проявляется возможность наличия у местного самоуправления так называемого политического участия, т.е.

Наиболее эффективного решения на местном уровне публичных (общественно значимых) задач как территориального сообщества, так и центральной власти. Более того, во всех случаях налицо автономизация самоуправления и существование традиционной оппозиционности местного самоуправления государственной власти.

Независимо от того, является ли община предшественником государства или она получила право на самоуправление из рук государства, именно община рассматривается основой, на которой базируется государство. Так, А. Штейн оценивал самоуправление как возникающее "не столько благодаря свободной и самодеятельной воле отдельных граждан, сколько благодаря природе данных отношений, порождающих и делающих необходимым это участие. И поэтому следует исходить из той мысли, что самоуправление. как и его естественные основы, обнимает целое государство и таким образом создает вторую органическую систему исполнения рядом с системой правительственной, и что из взаимного соприкосновения этих систем возникает потом право их обоих.". "А функция самоуправления есть восприятие функции правительства, насколько последняя может быть сужена ограниченными интересами и местными отношениями"*(64).

На разных этапах развития конкретного государства изменение задач государственного строительства определяло сферу деятельности местного самоуправления и его возможности. Постоянно возрастает зависимость местного самоуправления от государства. Самостоятельность общины государством допускается и соответственно признается в целях приспособления местного самоуправления к требованиям, определяемым государством.

Эволюция местного самоуправления заключается в вовлечении его в механизм государственного управления. Оценивая современную концепцию муниципального реализма, Г.В. Барабашев отмечал, что она "порождает представление о сбалансированности идей местной автономии и централистских устремлений государственной власти; между тем централистское, бюрократическое начало служит определяющим фактором муниципальной деятельности в условиях государства"*(65).

В государстве, развивающемся на демократической основе, речь идет о партнерстве центра и мест, в иных условиях централистское, бюрократическое начало превращает муниципальную деятельность в продолжение государственного управления на местном уровне. Однако и в этом случае "партнерство центра и мест" также налицо.

Принимая во внимание множественность концепций местного самоуправления, реализуемых государствами в наши дни, независимо от того, рассматривается ли оно как элемент государственной децентрализации или как форма народовластия (возможно и сочетание), следует признать, что на современном этапе политико-правовая природа местного самоуправления существенно изменилась.

Сохранение основных сущностных признаков местного самоуправления, даже при его расширении и укреплении, не дает достаточных оснований говорить о нем как о не обладающем государственно-правовой природой.

Раскрывая сущность местного самоуправления, его следует рассматривать и как форму организации публичной власти, и как метод управления. При этом местное самоуправление имеет политический, а также неполитический характер. Из всех разновидностей самоуправления - общегосударственного, регионального, производственного, сословного, житейско-бытового - местное самоуправление занимает особенно важное место. Локальный характер местного самоуправления обеспечивает его специфическую связь с населением, порождает организационную обособленность органов местного самоуправления от звеньев государственного аппарата.

Наличие собственной компетенции, определенной бюджетно-финансовой самостоятельности создают условия для управленческой самостоятельности местного самоуправления, для права местного нормотворчества.

В отличие от органов государственного управления органы местного самоуправления:

а) не назначаются сверху (их система, структура определяются населением, отражаются в принятом с его участием уставе муниципального образования);

б) не являются агентами правительства и других вышестоящих государственных органов, сохраняя определенную самостоятельность даже при осуществлении задач, порученных сверху;

в) не включены в централизованную иерархическую систему;

г) не отделены от населения.

Развитие самоуправления как прогрессивного и жизнеспособного института на основе максимального участия граждан в управлении немыслимо без ответа на вопрос: возможно ли в современных условиях четко разделить деятельность органов местного самоуправления на собственную (самоуправление) и делегированную (управление) и однозначно определить сущность местного самоуправления, зная, что природа местного самоуправления двулика (государственная и общественная)?

Выделить местное самоуправление позволяют следующие критерии:

обеспечение местного интереса;

хозяйствование в интересах жителей муниципального образования; наличие определенной сферы деятельности, предметов ведения местных дел и т.д.;

использование форм прямой демократии, т.е. непосредственное решение населением вопросов местного значения, а также его активное участие в деятельности органов местного самоуправления;

сберегаемое и развиваемое стремление жителей муниципального образования быть общностью, самим определять свою судьбу, гражданскую позицию.

В государстве, претендующем на то, чтобы считаться демократическим, организация общего управления страной строится с учетом задач и возможностей местного самоуправления. В некоторые периоды, особенно при ослаблении центральной власти и экономическом кризисе, местное самоуправление может стать организующим звеном, которое как бы "подставляет плечо" государству, принимает на себя долю ответственности за дела не только муниципальные, но и региональные, общегосударственные.

С учетом призвания местного самоуправления, пожалуй, впервые в российской истории сегодня есть шанс не насадить его сверху, а использовать ценности и потенциал концепции местного самоуправления для многоуровневого участия широких слоев населения в делах как местных, так и общегосударственных. К тому же в организации обеих форм публичной власти - государственной и местного самоуправления - есть много общего. Еще на стадии подготовки Федерального закона 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" высказывалась мысль

О том, что "вся концепция местного самоуправления должна строиться на следующем постулате: федеральная государственная власть Российской Федерации и местное самоуправление есть лишь разные организационные формы самоуправления народа. Известное единство свойственно всем представительным органам - они избираются населением, работают в форме сессий, комитетов, комиссий, индивидуальных стараний депутатов, принимают акты, обязательные для всех, кто находится на соответствующих территориях. Органы исполнительной власти различного уровня также имеют сходство функций, порядка формирования (в частности, избрания первых лиц населением). В случае необходимости можно прибегнуть к волеизъявлению всего народа (населения), что выразится в императивных и консультативных его голосованиях"*(66).

Важной объединительной чертой государственной и муниципальной властей, их реформирования и развития в современных условиях, а фактически становления является то, что переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется при активном возложении на муниципальные органы многих обязательств, ранее относившихся к сфере государственной деятельности.

Сложилась ситуация, когда в немалой степени именно по деятельности органов, наиболее приближенных к населению, оно и судит о деятельности государства. Высшие должностные лица Российской Федерации неоднократно подчеркивали, что "структура государственной власти будет неустойчивой до тех пор, пока ее не подтвердит жизнеспособная система местного самоуправления", что "значительную часть общегосударственных проблем, их остроту можно было бы снять, если бы уже действовало нормальное местное самоуправление"*(67).

Все существенные признаки государства - территория, население, публичная власть - есть и у муниципального образования. Однако характер власти различен: государственная - суверенна, муниципальная подзаконна. Конечно, суверенная государственная власть тоже действует в рамках законов, но она сама создает их для себя; муниципальная власть строится на основе законов, разработанных государственной властью, и лишь в малой степени опирается на собственное нормотворчество.

Общественно-государственный характер местного самоуправления делает его важным, зачастую ключевым звеном в механизме взаимодействия гражданского общества и государства. Местное самоуправление обеспечивает баланс интересов местных и государственных. Государство исходит из необходимости самостоятельного (автономного) местного самоуправления прежде всего потому, что признает и наличие единой общей цели - интересов населения, т.е. местного интереса. Без целевой установки - принятие решений для обеспечения местного интереса - идея местного самоуправления будет мертва, иными словами, не может быть реализована.

Концепция негосударственного характера местного самоуправления, сложившаяся и преобладающая на этапе принятия Конституции РФ 1993 г. и Федерального закона 1995 г., основывалась на устаревших западных теориях. В современных условиях на смену радикализму противопоставления местного самоуправления и государства приходит осознание необходимости их сотрудничества, основанного на взаимных интересах. Это объясняется следующими причинами:

реализация принципов социальной государственности не может осуществляться вне рамок единых для всей страны ориентиров государственной политики;

и государство, и местное самоуправление выполняют общую задачу - обеспечить достойные жизненные условия населению, благосостояние общества.

Тенденция сращивания местных дел с общегосударственными интересами не может не влиять на статус органов местного самоуправления, приближая их к статусу агентов центральной власти. Эта тенденция характерна для всех современных государств. Взаимодействие и координация усилий государства и органов местного самоуправления осуществляются при явном приоритете государственного начала.

Проблема соотношения и взаимодействия местного самоуправления и государственной власти заключается в переходе от методов традиционного администрирования - управления по вертикали - к методам координационного управления - горизонтальному сотрудничеству всех заинтересованных участников территориального развития.

Анализ современных концепций местного самоуправления свидетельствует о том, что в связке "государство - местное самоуправление" как целевая установка рассматривается обеспечение целостности государства и общества.

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления носит многообразный взаимный характер. Их отношения базируются на принципах законности, взаимоуважения и взаимной ответственности, согласования интересов.

Органы государственной власти устанавливают государственную защиту и обеспечивают гарантии самостоятельности местного самоуправления, помогают в хозяйственно-финансовом отношении, осуществляют государственно-правовое регулирование, определяют государственную политику развития местного самоуправления, осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, устанавливают их государственную (конституционно-правовую) ответственность.

Государство, признавая местное самоуправление, взаимодействуя с ним, в свою очередь, также оказывается под его влиянием. В Российской Федерации можно назвать такие средства воздействия местного самоуправления на государственную власть и гарантии в отношениях с нею, как:

обращение органов и должностных лиц местного самоуправления к государственным органам, порождающее обязанность их рассмотрения и принятия необходимых мер;

обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления - в рамках нормативно установленных их предметов ведения и полномочий - для исполнения всеми, расположенными на территории муниципального образования, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм, а также государственными органами;

право законодательной инициативы представительных органов местного самоуправления в представительном органе государственной власти субъекта РФ;

право на судебную защиту от действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права местного самоуправления;

участие местного самоуправления в избирательном процессе при формировании органов государственной власти и проведении референдумов (общефедеральных или региональных);

выполнение органами местного самоуправления переданных им законом отдельных государственных полномочий.

Решающая роль государства в установлении и регулировании местного самоуправления обеспечивает реализацию местного самоуправления на государственно-правовых началах и одновременно свидетельствует о наличии в самой государственности самоуправленческих элементов*(68).

С помощью единства этих двух начал, как отмечает Н.В. Постовой, решаются важнейшие общественно-государственные задачи:

1) исключается раздвоение власти, которое ведет к политической нестабильности и ослаблению государства и составляющих его институтов, к разобщению институтов;

2) создаются возможности для большей части людей участия в управлении делами общества и государства;

3) ликвидируется разрыв между обществом и государством;

4) достигается единая цель - сохранение и укрепление общества и государства при наличии демократических институтов;

5) государство в большей степени входит в курс местных дел и принимает соответствующие решения, сущность которых согласуется с интересами людей;

6) порождается общий интерес для граждан и государственных органов, сущность которого состоит в обустройстве жизни, достойной каждого человека и общества в целом;

7) управление обществом на основе согласованных действий преобразуется в единый созидательный процесс*(69).

Современная реформа местного самоуправления осуществляется не без учета российского опыта земского и городского самоуправления, опыта деятельности Советов, а также международного опыта организации местного самоуправления и управления.



Просмотров