Анархия мать порядка кто. Мать порядка - анархия. Что значит «Анархия — мать порядка»

Никто не знает, как понимать этот старинный лозунг русских анархистов. Поэтому воспринимается он людьми чаще всего иронично, ассоциируется с беспорядками и насилием. Как его следует понимать?

Анархия по-гречески "безвластие", т.е. отсутствие в обществе централизованной насильственной власти. Это самоуправление во всех сферах жизни общества, при котором достигается максимально возможная степень свободы для каждого народа, территории, коллектива, для каждой отдельной личности. Анархия — это невозможность расширения прав одной личности за счет другой. В отличие от демократии, принципом которой, является подчинение меньшинства большинству, выявляемое путем голосования, анархия предоставляет любому меньшинству жить так, как вздумается, если оно при этом не ущемляет свободу других. Поэтому лозунг "Анархия — мать порядка" означает, что анархия должна стать матерью будущего общественного порядка. Порядок будет основываться не на принудительном подчинении всех и каждого единой насильственной власти, а на добровольных взаимовыгодных соглашениях между отдельными лицами и группами на принципе добровольной кооперации всех членов общества, при которой возникающие конфликты решаются третейским судом.

Стать анархистом – значит признать себя достаточно разумным и свободным человеком и руководствоваться в жизни своим разумением, своим пониманием добра и зла, а не навязанными сверху законами государства.

Анархист относится к законам без благоговения, потому что считает, что закон в лучшем случае закрепляет ту или иную омертвевшую форму жизни и мешает ей, потому что живая жизнь развивается дальше.

Два противоречивых принципа сталкиваются в человеческом обществе: принцип власти одного человека над другим и принцип независимости, свободы каждого человека. Совершенно последовательно эти принципы воплощаются в двух взаимоисключающих состояниях общества: на абсолютном принципе свободы основывается анархия, а на принципе жестокого подчинения власти — тоталитаризм.

Понятия "свобода" и "демократия" часто сливаются в массовом сознании. На самом деле демократия основывается на том же принципе принудительного подчинения большинства (народа) меньшинству (законодателям-депутатам и чиновникам-исполнителям), история показывает, что в периоды кризисного развития лозунг диктатуры слишком часто выходил из толщи народных масс. Идея же безвластия, анархии — продукт высокоразвитого сознания. И современные анархисты, разумеется, отдают себе отчет в том, что сегодня их общественный идеал в реальную жизнь воплотиться не может.

Все политические движения имеют принципы, в сторону которых стараются смещать общество. Политик-реалист, без фанатической приверженности принципу свободы, руководствуясь только сиюминутной выгодой, не учитывает отдаленных вредных последствий насилия над естественной общественной жизнью. А последствия эти почти всегда перевешивают всю пользу принимаемых им законов.

Работать на анархию нужно не только для того, чтобы иметь инструмент воздействия на парламентских политиканов, но и потому, что в обществе идет ожесточенная война утопий – тех созданных воображением проектов, которые не осуществимы сегодня, но станут реальностью завтрашнего дня.

А значит, анархистская утопия в демократическом обществе нужна, чтобы противостоять утопии тоталитарной в ее красном или коричневом вариантах. И агрессивно вытеснять демократию.

Существует легенда, что на священнике, крестившем Нестора Махно, от свечей загорелось одеяние. По народному поверью это означало, что родился разбойник, каких свет не видывал.

Легенды и тяжбы

Отец, Иван Махно, записал дату рождения сына годом позже, что в будущем уберегло Нестора от смертной казни. С раннего детства Нестор и четверо его братьев остались на попечении матери. Это было тяжёлое, голодное время. Нестор начал работать сызмальства, гонял на молотьбе волов у богатых хуторян, подрабатывал выпасом скота. В 16 лет устроился чернорабочим на гуляйпольский чугунолитейный завод, где вступил в театральный кружок.

Анархия. Начала

Осенью 1906 года Нестор Махно вступил в группу анархистов. Промышляли сорвиголовы грабежами, несколько раз задерживались, но откупались и брались за старое. С грабежей ячейка анархистов перешла к убийствам и хотя Махно в них не участвовал – его поймали и уже готовы были повесить на виселице, но из-за малолетнего возраста заменили смертную казнь каторгой. Отцовская дальновидность продлила сыну жизнь.

Его университеты

Школа каторги заменила Нестору университет. Он шёл по политической статье и всеми правдами и неправдами добился того, чтобы отбывать каторжный срок вместе с политическими. В бутырской тюрьме была хорошая библиотека, да и новые знакомцы были людьми образованными – теорию анархизма будущий «батька» закрепил именно в застенках. По его словам, в тюрьме он прочитал всех русских писателей, начиная с Сумарокова и заканчивая Львом Шестовым. Несмотря на пристрастие к литературе, нрав Нестора не слишком изменился. Он был из тех, кого люди режимные (а такие тюрьмы и строят) не любят так, что кушать не могут – поэтому большую часть срока Махно отбывал в кандалах.

Ячейка сказала: "Надо"

По возвращении Нестора домой он женился на Насте Васецкой, с которой переписывался, пока был в застенках. Однако вернувшегося Нестора ждала не только Настя, но и товарищи анархисты, которым хотелось не только теории анархизма, но и практического его освоения. Нужен им был только лидер. Таким лидером и оказался уже возмужавший и набравший «политический вес» Нестор Махно. Долгим первый брак Махно не был. Родившийся сын Нестора и Насти умер в младенчестве, а боевые товарищи Махно жаждали видеть «повидавшего жизнь» Нестора в своих рядах, а не в хате у печки. По одной из версий, именно друзья Махно «поспособствовали» отъезду Насти из Гуляйполя. Нестор переживал, а потом ушёл с головой в дела ячейки.

Руководитель-анархист

Махно занял целых пять руководящих должностей сразу. С теорией анархизма это сочеталось слабо, точнее не сочеталось никак, но Нестор объяснял своё рвение к порядку и даже диктатуре тем, что анархию нужно подготовить, так, с кондачка идеального анархистского государства не сотворить. Он ездил на съезды делегатов, работал в коммуне и понемногу разочаровывался в революции. Он видел, что на месте раскулаченных «буржуйских» хозяйств процветает разруха и беспредел, видел, что к свободе люди пока не готовы.

Батька

Оккупация Украины немцами и австро-венграми в результате «позорного» «Брестского мира» возмутила Махно. Он доехал до самого Ленина, Сведлова и Кропоткина, но правды в них не нашёл. "Нет партий, - сокрушался тремя годами позже батька, - а есть кучки шарлатанов, которые во имя личных выгод и острых ощущений... уничтожают трудовой народ". По фальшивым документам Махно вернулся в Гуляйполе. Его хату сожгли, двух братьев замучили и расстреляли австро-венгры. В сентябре 1918 года Махно дал первый бой. Махно совершал дерзкие сокрушительные атаки на имения и хутора немцев, убивал немцев и офицеров армии номинального правителя Украины гетмана Скоропадского. Кровь лилась рекой, но отряды Махно пользовались поддержкой местного населения, простой люд Нестор не трогал. Он был практически неуловим. Ядро отряда составляла небольшая мобильная группа, для крупных операций Махно собирал добровольцев, которые по окончании «дела» расходились по хатам, а Нестор исчезал – до следующего раза.

Гуляйполе - Париж

После падения правительства Скоропадского, на смену гетманщине пришла петлюровщина. Гуляйполю удавалось сохранять независимость и от Петлюры, и от большевиков. Жилось махновцам вольготно, но и об «общественной нагрузке» Махно не забывал: в Гуляйполе восстанавливались коммуны, строились школы, культпросвет давал спектакли. Большевикам этот «анклав свободы» не нравился, но не признавать силы Махно большевики не могли. Силы анархистов были использованы против белогвардейцев и Махно серьёзно помог Красным, сдерживая Деникина, но он по-прежнему был опасен «диктатуре пролетариата» своей вольностью. В итоге, было принято решение о полном уничтожении махновцев. Махновца Каретникова вызвали к Фрунзе и расстреляли, а части махновцев попали в окружение Красных в Крыму. Из бойцов, пробивших заслон сил красноармейцев, к батьке вернулось не больше половины. Дни Махно были сочтены, но ему удалось пробиться к Днестру, 28 августа 1921 года он ушёл оттуда в Бессарабию. Последние годы жизни Нестор Махно прожил в Париже, активно занимался пропагандой идей анархизма, издавал брошюры. Похоронен на знаменитом кладбище Пер-Лашез. Его вдова и дочь во время войны попали сначала в концлагерь, затем в подвалы ГПУ. После смерти Сталина обе они поселились в Джамбуле. Такая вот "вольница".

Нестор Махно (в центре) вместе со своими полевыми командирами.
Справа - матрос Ф. Щусь.

Личность Нестора Махно выбивается из галереи других персонажей Гражданской войны как символ безудержного разгула и ухарства; той самой пресловутой "воли", в которой господствует право сильного, а жизнь и собственность мирного обывателя могут быть перечеркнуты выстрелом
из обреза или взмахом шашки...

Известный анархист, герой Гражданской войны Нестор Махно был крайне противоречивым человеком.
Можно сказать, что реальный "Батька атаман" - это тип очень нервного человека, сжигаемого
внутренним пламенем и мечтающего осчастливить человечество.
И недаром местом своей анархической утопии он выбрал село с эффектным, как лозунг,
названием - Гуляйполе...
На февраль 1917 года, когда революционные толпы с ревом распахивали камеры Бутырской тюрьмы,
в послужном списке одного из освобожденных узников, 29-летнего Нестора Махно, значились несколько экспроприации и покушение на полицейских. В придачу - туберкулез легких и сравнительно неплохой багаж знаний, полученных в тюремных университетах.

Комдив Павел Дыбенко, нарком первого правительства Ленина и Нестор Махно.
Прекрасный оратор балтийский матрос Дыбенко умел находить общий язык с анархистами.
Именно он сумел уговорить Махно вступить со своими людьми в Красную армию...

Для провинциального Гуляйполя такая биография выглядела впечатляюще, и, вернувшись в родное село, Нестор Иванович стал одним из руководителей местного совета.
Известность его постепенно росла, поскольку в отличие от многих других политиков он оказался не только хорошим оратором, но и лихим воякой, что выяснилось в боях против националистической украинской Центральной Рады и поддерживавших ее австро-германцев.
Соответственно, определилась и его политическая ориентация: против монархистов, капиталистов, националистов.
За кого же? За крестьянина!
В советской же власти Махно видел союзника, тем более что разглядеть все ее "прелести"
с оккупированной немцами Украины было не так просто.
Отведя свои потрепанные в боях отряды на территорию РСФСР, Нестор Иванович в мае-июне 1918 года съездил в Москву, где пообщался с Лениным, Троцким, Свердловым.
Но судьбу свою он решил связать не с большевиками, а с их тогдашними попутчиками анархистами.
Во всяком случае, именно это учение, по его мнению, в наибольшей степени отвечало крестьянским чаяниям.
Отец русского анархизма Петр Кропоткин, правда, не уделил провинциальному визитеру особого внимания. Зато самый авторитетный из действующих лидеров - знаменитый анархист Петр Аршинов - знал Нестора еще по Бутырской тюрьме и вскоре присоединился к нему в Гуляйполе.
В июле Махно снова оказался в родных местах, где объединил свой отряд с отрядом бывшего моряка Феодосия Щуся.
Игра по-крупному началась в ноябре 1918 года, когда после окончания Первой мировой войны немцы начали уходить с Украины.
Заняв Гуляйполе, Батька устроил там самостоятельную республику.
Среди бурлящей Украины Гуляйполе выглядело островком стабильности.
В селе налаживалась хозяйственная жизнь, функционировали госпиталь, школа, оказывалась помощь малоимущим, причем не в форме раздачи подарков, а целенаправленно и систематически.
Так что лозунг "Анархия - мать порядка" воспринимался здесь без всякой иронии.
Но почему же именно на Украине анархистское движение достигло такого подъема?
Вообще-то, нормальный классический анархизм не означает грабежей и вседозволенности.
Речь идет о социально-экономическом строе, при котором люди самоорганизуются в рамках местных
общин и выстраивают отношения с другими общинами без вмешательства государства.
Проект хотя и трудноосуществимый, но более здравый, нежели пресловутый коммунизм, что, кстати, подтверждается и опытом многих развитых стран, где большинство вопросов спускаются на уровень местного самоуправления.
Гражданская война была, в сущности, счастливейшим временем для крестьян бывшей Российской империи, неожиданно обнаруживших, как легко и замечательно им живется без государства.
Землю от советской власти они получили, от помещиков избавились, налогов же зачастую не платили, поскольку государство де-факто отсутствовало.
Зато когда оно появлялось в лице белых, сразу же заходила речь о возврате отобранных у помещиков земель; в лице красных -приходилось платить продразверстку. Тут-то и явился Махно с анархистской альтернативой.
Конечно, при необходимости выбирать из двух зол своим революционным сердцем Батька тянулся к красным.
В феврале 1919 года его войско даже влилось на правах бригады в 1-ю Заднепровскую дивизию знаменитого матроса Павла Дыбенко.
Другой бригадой в той же дивизии командовал Николай Григорьев, поднявший в мае 1919 года мятеж против советской власти.
Сам Махно в большевиках тоже начал разочаровываться, но его - идейного интернационалиста и борца
с капиталистами - раздражали в «коллеге» ориентация на кулаков и ненависть к евреям.
Последней же каплей стало известие о попытке Григорьева установить контакт с Деникиным.

Махно вместе с дочкой в Париже.

Так что, когда разгромленный атаман приехал к нему, чтобы излить душу, батька не стал церемониться. Беседа по душам закончилась дракой со стрельбой, в ходе которой помощник Махно Чубенко застрелил Григорьева, а сам Нестор Иванович убил григорьевского телохранителя.
Забавно, но уже через пару недель "за неподчинение командованию" Троцкий объявил Махно вне закона.
В ответ тот послал телеграмму Ленину, где заверил в своей преданности революционному делу.
И эта преданность действительно подтверждалась делами.
В период осеннего натиска белых на Москву именно удары махновцев по их тылу сбили темп наступления.
Осенью 1920 года Нестор Иванович заключил с большевиками союз о совместной борьбе с Врангелем. Вероятно, за совершенный в марте 1919 года рейд на Мариуполь Нестор Махно получил первый орден Советской республики - Боевого Красного Знамени за №4. Однако затем, после ссоры с Батькой, информацию об этом награждении уничтожили, переписав №4 на одного из красных латышей -
Яна Фабрициуса.
Сам батька остался в Гуляйполе, но несколько его отрядов под командованием Семена Каретника приняли участие в захвате Крыма.
Правда, как только "мавр сделал свое дело", Каретника и других командиров расстреляли, и лишь отдельные группы махновцев смогли прорваться в Гуляйполе, где поведали о большевистском коварстве.
С этого момента (ноябрь 1920 года) начался последний этап в истории махновщины...

Знамя махновцев и деньги "махновки", которые свободно ходили в Гуляйполе.

Батька оказался не по зубам даже таким лихим кавалеристам, как Буденный, Примаков,
Котовский.
Один раз в руки махновцев едва не попал сам командующий большевистскими войсками
Украины Михаил Фрунзе.
Менее удачливым оказался комдив Александр Пархоменко.
В финале посвященного ему советского фильма он, словно рыцарь Баярд, в одиночку рубился
с десятком противников.

Действительность выглядела менее романтично.
Пархоменко по ошибке заехал на штабном автомобиле в неприятельское расположение и,
вероятно, даже не погиб в бою, а был расстрелян.
Однако при всем полководческом таланте Махно шансов у него не было.
Во многом причины поражения крылись в идеологии самого анархизма.
Храбро сражаясь за свой хутор, село, деревню, крестьяне не были готовы идти дальше
ближайшего губернского центра.
Так что постоянный костяк махновской армии составляли сорвиголовы и перекатиполе
из числа лиц с криминальным прошлым или революционных братишек.
В их исполнении лозунг "Анархия - мать порядка!" звучал все более издевательски.
Зато советская власть отказалась от «военного коммунизма», предложив крестьянам вполне
внятную новую экономическую политику.
Так что и в политическом, и в военном отношении Махно обкладывали, словно волка.
Но Батька все же сумел вырваться из ловушки и 28 августа 1921 года с 78 спутниками
перешел границу в районе Ямполя.
Затем были румынский лагерь для интернированных, тюрьма в Польше, неудачная попытка
похищения чекистами и скудная эмигрантская жизнь в Париже.
Жена, Галина Кузьменко, вернулась в СССР, прошла через лагеря и скончалась в 1972 году.
Сам Батька умер в 1934 году.
Урна с его прахом была захоронена на революционном кладбище Пер-Лашез в ячейке
под номером 6685.

Казалось, он умер неудачником, но именно в этот период идеи анархизма внезапно
оживились в Испании, где в период гражданской войны одной из республиканских бригад
было присвоено имя Махно.
Сегодня анархисты фигурируют в первых рядах борцов против капитализма, глобализма,
империализма.
Так что дело Нестора Ивановича пусть и не побеждает, но и не умирает.

Никто не знает, как понимать этот старинный лозунг русских анархистов. Поэтому воспринимается он людьми чаще всего иронично, ассоциируется с беспорядками и насилием. Как его следует понимать?

Анархия по-гречески "безвластие", т.е. отсутствие в обществе централизованной насильственной власти. Это самоуправление во всех сферах жизни общества, при котором достигается максимально возможная степень свободы для каждого народа, территории, коллектива, для каждой отдельной личности. Анархия — это невозможность расширения прав одной личности за счет другой. В отличие от демократии, принципом которой, является подчинение меньшинства большинству, выявляемое путем голосования, анархия предоставляет любому меньшинству жить так, как вздумается, если оно при этом не ущемляет свободу других. Поэтому лозунг "Анархия — мать порядка" означает, что анархия должна стать матерью будущего общественного порядка. Порядок будет основываться не на принудительном подчинении всех и каждого единой насильственной власти, а на добровольных взаимовыгодных соглашениях между отдельными лицами и группами на принципе добровольной кооперации всех членов общества, при которой возникающие конфликты решаются третейским судом.

Стать анархистом - значит признать себя достаточно разумным и свободным человеком и руководствоваться в жизни своим разумением, своим пониманием добра и зла, а не навязанными сверху законами государства.

Анархист относится к законам без благоговения, потому что считает, что закон в лучшем случае закрепляет ту или иную омертвевшую форму жизни и мешает ей, потому что живая жизнь развивается дальше.

Два противоречивых принципа сталкиваются в человеческом обществе: принцип власти одного человека над другим и принцип независимости, свободы каждого человека. Совершенно последовательно эти принципы воплощаются в двух взаимоисключающих состояниях общества: на абсолютном принципе свободы основывается анархия, а на принципе жестокого подчинения власти — тоталитаризм.

Понятия "свобода" и "демократия" часто сливаются в массовом сознании. На самом деле демократия основывается на том же принципе принудительного подчинения большинства (народа) меньшинству (законодателям-депутатам и чиновникам-исполнителям), история показывает, что в периоды кризисного развития лозунг диктатуры слишком часто выходил из толщи народных масс. Идея же безвластия, анархии — продукт высокоразвитого сознания. И современные анархисты, разумеется, отдают себе отчет в том, что сегодня их общественный идеал в реальную жизнь воплотиться не может.

Все политические движения имеют принципы, в сторону которых стараются смещать общество. Политик-реалист, без фанатической приверженности принципу свободы, руководствуясь только сиюминутной выгодой, не учитывает отдаленных вредных последствий насилия над естественной общественной жизнью. А последствия эти почти всегда перевешивают всю пользу принимаемых им законов.

Работать на анархию нужно не только для того, чтобы иметь инструмент воздействия на парламентских политиканов, но и потому, что в обществе идет ожесточенная война утопий - тех созданных воображением проектов, которые не осуществимы сегодня, но станут реальностью завтрашнего дня.

А значит, анархистская утопия в демократическом обществе нужна, чтобы противостоять утопии тоталитарной в ее красном или коричневом вариантах. И агрессивно вытеснять демократию.

Несмотря на то, что анархизм в начале ХХ века был мощным идеологическим течением, сыгравшим существенную роль в трёх русских революциях и гражданской войне, советское искусство всегда изображало анархистов эдакими вечно пьяными раздолбаями - субпасcионариями, вся идеология которых, если вообще подразумевалась, сводилась к свободе без ограничений.

Ловко они "краснопузого" скрутили и как-то очень нежно.

Анархисты в искусстве;-)

У обывателя, для которого из всех искусств важнейшее, конечно, кино, сложился соответствующий образ анархиста - хмельного гуляки-матроса, развязного и себялюбивого, агрессивного и грубого. В общем, хам, насильник, грабитель, бандит. А само слово "анархия" стало безусловным синонимом беспорядка, хаоса, беззакония, насилия, полного безвластия, свободы каждого от всего и вся - в общем, что хочу, то и ворочу, потому как "анархия - мать порядка". И это всегда вызывало у меня некий когнитивный диссонанс: ну, никак не связывались воедино колоритные образы Всеволода Вишневского и теоретиков анархизма, интеллектуалов Кропоткина и Бакунина, Прудона и Макса Штирнера. Тем не менее, стереотип в литературе и искусстве сложился устойчивый, и Штирнер Штирнером, а при слове "анархия" в мозгу неизменно возникал мотивчик "Была бы водка, а к водке..."
Но прослушав, случайно найденную в интернете лекцию историка (или философа?) Вадима Дамье "Что такое анархия?", я обнаружил, что на гражданской войне анархизм не закончился, а в современных концепциях, анархия - это вопреки сложившимся стереотипам, ровно наоборот: порядок, высочайшая самоорганизация общества, идеальное самоуправление, свобода человеческой личности. Анархия - по Дамье - это очень высоко организованное общество активных людей, которые готовы никому не передоверять принятие за себя решений, а решающих самостоятельно. "Анархия" - значит, "без державы, господства и насилия над обществом".

Ну а понятие об анархии как о хаосе запустили в качестве мифа, чтобы дискредитировать эту, в общем-то, очень светлую идею. Вот немецкий философ Иммануил Кант, хоть и не был анархистом, и саму идею считал неосуществимой, но определение ей дал справедливое и честное, "Анархия - это не хаос, это порядок без господства".

Анархизм прежде всего исходит из постулата о свободе человеческой личности. Так что, как видите, совершенно неправильно сам термин "анархия" переводят и трактуют как безвластие, правильный перевод - "без господства", и, как мне кажется, это очень привлекательный термин. Анархисты - далеко не идиоты, они признают различия индивидуумов: кто-то умнее, кто-то сильнее, но это не даёт права считать себя или другого выше или ниже, несмотря на различия. То есть, принцип равенства разного. Люди, разные по своей природе, соединяются по принципу согласия, рационального соглашения, гармоничного отношения между индивидуумами и между индивидуумами и природой.

Что интересно? Анархисты и либералы выше всего ценят человеческую личность, но вот в подходе к ней кардианльно расходятся: либерал считает, что человек эгоистичен, и отношения может строить только по принципу иерархии, господства, что сильные будут подавлять слабых всегда и везде, анархист же уверен, что все люди имеют равные права на жизнь, они пришли в этот мир, хотя их никто и не спрашивал хотят они этого или нет, и все имеют права на равные возможности жить в гармонии друг с другом и природой.

Анархия - это возможность свободно строить свою жизнь в гармоничном согласии с другими свободными личностями. Ни одно решение, затрагивающее интересы группы людей не может быть принято вопреки воле этих людей. Все решения принимаются по принципу - снизу вверх. И не властны над свободными анархистами никакие верхи.

Главный принцип - свобода. Свобода негативная и свобода позитивная. Свобода "от" и свобода "для". Свобода от запретов, ограничений, преследований, репрессий и свобода для самореализации, творчества, жизни в гармонии с людьми и миром.
Свобода неразделима. Свобода каждого - условие для свободы всех! Анархисты - немного волюнтаристы, они считают, что железных законов истории не существует, и что развитие общества зависит тоько от самих людей: как договорились - так и живут!

"Свобода, равенство, братство" Французской революции созвучно принципам анархизма. В анархизме не существует свободы без равенства.

Вообще, у анархистов многие термины имеют совершенно иной смысл, нежели мы в них вкладываем.
Федерализм, например. Или революция. Или ассамблея...
Кому любопытно, послушайте сами интереснейшую лекцию Вадима Дамье:

Все иначе: управление обществом, самооборона; экономика строится по иным принципам, но всё необыкновенно привлекательно, особенно, если сравнивать с нашими современными тоталитарными государствами. Просто небо и земля. Абсолютно разные принципы построения общества и управления им.
Как хотелось бы, чтобы анархия была не утопией, как представляется сегодня в свете современных реалий, а жизнеспособной и практически реализуемой идеей построения по-настоящему светлого и справедливого общества.
В общем, как сказал Вадим Дамье "...анархизм не законченная концепция - анархизм это сама жизнь, которая как известно богаче мысли."



Просмотров