Готовые уроки обж по вангородский. Из истории катастроф. Вопросы и задания

Название : Основы безопасности жизнедеятельности - 8 класс.

Учебник по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" разработан в соответствии с требованиями программы курса ОБЖ для общеобразовательных учреждений, одобренной Министерством образования Российской Федерации. В нем рассмотрены причины возникновения и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера и правила безопасного поведения при взрывах и пожарах, при авариях на химически опасных и радиационно-опасных объектах, при гидродинамических авариях. В разделе "Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи" содержатся практические сведения по оказанию пострадавшим первой медицинской помощи при отравлениях аварийно химически опасными веществами.

Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят колоссальный экономический ущерб, разрушают многое из того, что люди создавали годами, десятилетиями и даже веками.
Развернувшаяся в XX в. беспрецедентная по масштабам инженерная деятельность, вызванные ею изменения природной среды резко увеличили вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. При этом некоторые из них, например связанные с авариями на потенциально опасных объектах (атомных электростанциях, гидросооружениях, химических комбинатах), могут нанести не только большой прямой ущерб, но и многократно превышающий его косвенный, а иногда даже привести к глобальным катаклизмам.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Глава 1. Производственные аварии и катастрофы.
Глава 2. Взрывы и пожары.
Глава 3. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ.
Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
Глава 5. Гидродинамические аварии.
Глава 6. Нарушение экологического равновесия.
Раздел II.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
Глава 1. Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами.
Глава 2. Первая медицинская помощь при бытовых отравлениях.
Раздел III.
Основы здорового образа жизни.
Глава 1. Физическая культура и закаливание.
Глава 2. Основы репродуктивного здоровья подростков.
Словарь имен собственных, терминов и определений.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы безопасности жизнедеятельности - 8 класс - Вангородский С.Н. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Текущая страница: 1 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс

Введение

Человечество на всём протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят колоссальный экономический ущерб, разрушают многое из того, что люди создавали годами, десятилетиями и даже веками.

Сегодня беспрецедентная по своим масштабам инженерная деятельность человека, вызванные ею изменения природной среды резко увеличили вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. При этом некоторые из них, например связанные с авариями на потенциально опасных объектах (атомных электростанциях, гидросооружениях, химических комбинатах), могут нанести не только большой прямой ущерб, но и многократно превышающий его косвенный, а иногда даже привести к глобальным катаклизмам.

Современное производство постоянно усложняется, на малых его площадях концентрируется большое количество энергетических мощностей. Это увеличивает вероятность возникновения аварийных ситуаций. Довольно часто они приобретают характер катастроф, приводят к трагическим последствиям. Порой по количеству жертв эти катастрофы превосходят даже некоторые войны. Человек же настолько свыкся со многими опасностями, что часто не думает о них, пренебрегает мерами предосторожности.

При авариях и катастрофах жизнь человека часто висит на волоске. Ему нужна пусть самая элементарная, но немедленная помощь, и не где-нибудь, а непосредственно на месте трагедии. И очень жаль, когда находящиеся рядом с пострадавшим люди не могут её оказать.

В чрезвычайных ситуациях нужны не только экстренные меры по их ликвидации, но главное – знания и умения каждого чётко и осмысленно действовать в них.

В этом учебнике всесторонне рассмотрены чрезвычайные ситуации техногенного характера и разъясняется, как надо действовать, какие правила безопасного поведения соблюдать, если они возникли. Подробно рассмотрены виды аварий на потенциально опасных объектах, причины их возникновения и последствия, правила оказания первой помощи при поражениях опасными химическими веществами.

Приведена необходимая информация о дорожно-транспортном происшествии, как наиболее распространённом виде транспортной аварии.

В учебнике содержатся также сведения о чрезвычайных ситуациях экологического характера и нарушении экологического равновесия в природе.

Особенностью учебника является сочетание текста со схемами, рисунками и таблицами. При чтении параграфа надо непременно обращаться к ним, так как они содержат дополнительные учебные и справочные материалы.

Вопросы и задания в конце каждого параграфа ориентированы на основной, обязательный для изучения материал и предусматривают возможность самоконтроля и самооценки.

В конце учебника размещён список информационно-образовательных интернет-ресурсов, которые могут пригодиться не только при изучении программного материала, но и при подготовке к контрольным и проверочным работам, зачетам, выполнению заданий Всероссийской олимпиады школьников.

При работе с учебником надо постоянно оценивать свои результаты. Высоки ли они? Насколько необходимы и интересны полученные знания? Могут ли эти знания пригодиться в экстремальных ситуациях и в повседневной жизни.

После изучения материала параграфа надо ответить на контрольные вопросы и выполнить предложенные задания. Если при этом возникнут сложности, следует повторно обратиться к содержанию параграфа или к учителю.

Опасности для человека и окружающей среды, связанные с авариями и катастрофами, – это наша действительность. Поэтому каждому из нас нужно многое знать и уметь, чтобы сохранить здоровье и жизнь – и свою, и окружающих людей.


Большую помощь при изучении курса окажет электронное приложение к учебнику. Оно поможет лучше понять сложные вопросы и проверить свои знания, умения и навыки. Поэтому после изучения материала каждого параграфа рекомендуется выполнить задания, предложенные в электронном приложении.

Основы безопасности личности, общества и государства

Глава 1
Производственные аварии и катастрофы

§ 1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

Современное производство постоянно усложняется. В промышленности и сельском хозяйстве всё чаще применяют ядовитые и агрессивные компоненты. Во многих странах мира на ограниченных площадях сконцентрированы огромные производственные мощности.

На различных видах транспорта (железнодорожном, автомобильном, водном) сегодня перевозят большое количество химически-, пожаро– и взрывоопасных веществ. Всё это увеличивает вероятность возникновения и тяжесть аварий, которые в некоторых случаях приобретают характер национальной, а иногда и глобальной (мировой) катастрофы.

Авария – это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определённой территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде.

Крупную аварию, повлёкшую за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжёлые последствия, называют производственной или транспортной катастрофой.

Производственные аварии и катастрофы относят к чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Эти чрезвычайные ситуации могут сопровождаться выбросами опасных веществ, пожарами, взрывами, затоплениями и другими тяжёлыми последствиями для населения и природной среды.


Таблица 1. Частота некоторых техногенных чрезвычайных ситуаций в России


В таблице 1 представлены данные о количестве некоторых техногенных аварий и катастроф, происходящих в России ежегодно.

По масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации техногенного характера подразделяют на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные (табл. 2).


Таблица 2. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и тяжести последствий


Существует также понятие глобальная чрезвычайная ситуация. Поражающие факторы и воздействие такой чрезвычайной ситуации выходят за пределы одного государства.

Основные типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера показаны на схеме 1.


Схема 1. Типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера


Аварии и катастрофы по характеру их проявления подразделяют на несколько типов.

Транспортные аварии и катастрофы (схема 2) могут быть двух видов: происходящие на производственных объектах (в депо, на станциях, в портах, на аэровокзалах) и случающиеся во время движения. Для второго вида аварий обычно характерны удалённость места происшествия от крупных населённых пунктов и трудность доставки туда спасателей.


Схема 2. Классификация транспортных аварий (катастроф)


Пожары и взрывы – самые распространённые чрезвычайные события в современном индустриальном обществе. Наиболее часто и, как правило, с тяжёлыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро– и взрывоопасных объектах. Это, прежде всего, промышленные предприятия, использующие в производственных процессах взрывчатые и легковозгораемые вещества, а также объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, выполняющие задачи по перемещению пожаро– и взрывоопасных грузов.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ. Это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки. Кроме того, некоторые вещества в определённых условиях (скажем, при пожарах) в результате химических реакций могут образовывать ядовитые соединения.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ . Возникновение их возможно на радиационно опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.


Схема 3. Классификация аварий с выбросом биологически опасных веществ


Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (схема 3) – нечастое явление. Объясняется это строгой засекреченностью работ в этой области и в то же время продуманностью мер по предупреждению таких чрезвычайных ситуаций. Однако в случае попадания биологически опасных веществ в окружающую среду такие аварии наиболее опасны для населения.


Схема 4. Классификация обрушений зданий и сооружений


Внезапное обрушение зданий, сооружений (схема 4). Подобного типа происшествия чаще всего происходят не сами по себе, а вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т. д. Они могут быть вызваны и чрезвычайными ситуациями природного характера. Обычно обрушения приводят к большим человеческим жертвам.

Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения (схемы 5, 6) редко приводят к гибели людей. Однако они существенно затрудняют жизнедеятельность населения (особенно в холодное время года), могут стать причиной серьёзных нарушений и даже приостановки работы объектов промышленности и сельского хозяйства.


Схема 5. Классификация аварий на электроэнергетических системах


Схема 6. Классификация аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения


Аварии на промышленных очистных сооружениях (схема 7) приводят не только к резкому отрицательному воздействию на обслуживающий персонал этих объектов и жителей близлежащих населённых пунктов, но и к залповым выбросам отравляющих, токсических и просто вредных веществ в окружающую среду.


Схема 7. Классификация аварий на промышленных очистных сооружениях


Гидродинамические аварии возникают в основном при разрушении (прорыве) гидротехнических сооружений, чаще всего плотин. Их последствия – повреждение и разрушение гидроузлов, других сооружений, поражение людей, затопление обширных территорий, нарушение судоходства, уничтожение значительных материальных ценностей.

Наибольшее количество аварий и катастроф происходит на пожаро– и взрывоопасных объектах, на предприятиях, использующих в производственном процессе химически опасные и радиоактивные вещества, на гидротехнических сооружениях. Такие предприятия называют потенциально опасными объектами.

Вопросы и задания

1. Что такое авария?

2. В чём состоит отличие аварии от производственной (транспортной) катастрофы?

3. Каким образом подразделяют чрезвычайные ситуации техногенного характера по масштабу распространения и тяжести последствий?

4. В каком случае чрезвычайная ситуация техногенного характера становится глобальной?

5. Подумайте и назовите два типа техногенных чрезвычайных ситуаций по характеру их проявления, которые происходят чаще других.

§ 2. Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них

В настоящее время на территории Российской Федерации постоянно функционируют около 45 тыс. потенциально опасных промышленных производств и объектов, от аварий на которых могут пострадать или погибнуть люди.

Потенциально опасный объект – предприятие, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

Основные причины, которые приводят к авариям и катастрофам техногенного характера:

Износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов;

Недостаточный выпуск и невысокий уровень качества приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от этих факторов;

Недостаточная технологическая надёжность систем обеспечения безопасности в промышленности, на транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве, а также систем управления;

Недостаточность культуры производства, а также уровня компетенции и ответственности специалистов потенциально опасных предприятий;

Увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически, радиационно, биологически опасных веществ и технологий.

Причиной техногенной аварии может стать и террористическая акция, проведённая на потенциально опасном объекте.

Основные причины роста числа пострадавших и погибших при техногенных авариях и катастрофах:

Недостаточность и несогласованность в осуществлении мер по предотвращению аварий и катастроф, уменьшению возможных людских потерь и материального ущерба;

Размещение вредных производств и потенциально опасных объектов в непосредственной близости от жилых зон и систем их жизнеобеспечения;

Недостаточный контроль за состоянием потенциально опасных производств и объектов;

Недостаточность объёмов строительства и производства коллективных и индивидуальных средств защиты для персонала объектов экономики и населения;

Недостаточная обеспеченность локальными системами оповещения об авариях на потенциально опасных объектах.

Существенно увеличивают негативные последствия техногенных чрезвычайных ситуаций паника, распространение ложных и провокационных слухов, неповиновение должностным лицам и представителям власти.

Что нужно сделать каждому, чтобы обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного характера?

1. Анализируя различные источники информации (передачи местного радио и телевидения, свидетельства соседей и сослуживцев и др.), постараться выяснить, какие чрезвычайные ситуации техногенного характера представляют наибольшую опасность в месте проживания (учёбы, работы).

Потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций создают:

Находящиеся неподалёку от места жительства или работы предприятия, производящие, перерабатывающие или хранящие вредные химические вещества или радиоактивные материалы;

Пожаро– и взрывоопасные объекты, грузовые железнодорожные станции, грузовые порты, аэродромы, газо-, нефте– и продуктопроводы, гидротехнические сооружения, захоронения химических и радиоактивных отходов, свалки;

Наличие в воздухе, реках и водоёмах района, прилегающего к месту проживания, работы, учёбы, вредных веществ в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации;

Повышенный радиоактивный фон в районе проживания.

Приведённый перечень типовых причин возможных чрезвычайных ситуаций может быть уточнён и конкретизирован.

Зная характер и причины возможных чрезвычайных ситуаций, можно приблизительно оценить их потенциальную опасность и понять, какие предупредительные меры необходимо принять.


2. По каждому виду реально возможных чрезвычайных ситуаций нужно выяснить, какую потенциальную опасность они представляют.

Опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера заключается в воздействии на человека и окружающую среду таких факторов, как воздушная ударная волна, радиация, вредные химические вещества, высокие и низкие температуры, затопление, болезнетворные микробы и т. д.

Чтобы полнее оценить опасность, нужно иметь представление об общих социально-экономических последствиях, в том числе долговременных, к которым приводит чрезвычайная ситуация. Для человека они в основном сводятся к нанесению вреда здоровью, потере трудоспособности, материальному и финансовому ущербу, снижению уровня жизнеобеспечения, ухудшению условий жизнедеятельности и другим негативным социальным последствиям.


3. Надо заблаговременно принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и подготовиться к защите при их возникновении, для чего необходимо:

Освоить курс «Основы безопасности жизнедеятельности»;

Знать сигналы оповещения и порядок информирования населения при чрезвычайных ситуациях;

Знать организации, в которые можно обратиться за помощью, расположение ближайших защитных сооружений, пунктов выдачи средств индивидуальной защиты и сбора эвакуируемых, телефоны противопожарной службы, полиции, «скорой помощи», органа управления ГОЧС или других специальных органов;

Иметь средства индивидуальной защиты и уметь изготовить простейшие из них собственными силами;

Знать порядок своих действий при различных видах возможных чрезвычайных ситуаций; при очевидной опасности уметь принять меры к самоспасению;

Соблюдать правила пожарной и других видов безопасности в жилище (образовательном учреждении, на рабочем месте), транспортных средствах и местах массового скопления; следить за исправностью противопожарных и других противоаварийных систем, установленных в доме (образовательном учреждении, на рабочем месте);

Уметь изолировать жилище или отдельные его помещения от внешней среды и иметь для этого необходимые материалы;

Держать в определённом месте или уметь быстро собрать на случай эвакуации минимальный набор предметов первой необходимости (документы, одежда, обувь, смена белья, продукты питания, запас посуды и кипячёной воды, средства для оказания первой помощи и лекарства для больных, предметы гигиены, деньги, ценные бумаги и др.).

4. Услышав предупредительный сигнал «Внимание всем!», подаваемый сиренами, гудками предприятий и транспорта, немедленно включить радиоприёмник, телевизор и прослушать информацию о возникшей опасности и порядке действий. Поскольку сигнал и инструкции могут не дойти до каждого человека, сообщить о них соседям и знакомым.

При получении сообщения о чрезвычайной ситуации каждый должен действовать умело, быстро и организованно, помогая членам своей семьи, соседям и товарищам.

Покидая жилище при аварии, необходимо позаботиться о безопасности и сохранности оставленного имущества: отключить газ, отопление, погасить огонь в печах, отключить электроприборы, убрать скоропортящиеся продукты, закрыть окна, надёжно запереть двери.

Вопросы и задания

1. Какие объекты относятся к потенциально опасным?

2. Какие потенциально опасные объекты расположены в вашем городе, районе? Какую опасность они представляют для населения?

3. Расскажите о реальных авариях и катастрофах, происшедших в вашей области, городе, районе, и причинах их возникновения.

4. В каких организациях (органах управления) можно узнать о потенциальной опасности местности, где вы проживаете? Какую потенциальную опасность могут представлять возможные в вашей местности чрезвычайные ситуации?

5. Назовите заблаговременные меры по предупреждению и защите от чрезвычайных ситуаций.

6. С какой целью передают предупредительный сигнал «Внимание всем!»? Что надо делать, услышав такой сигнал?

Глава 2
Взрывы и пожары

Из истории катастроф

В г. Светогорске, что на границе с Финляндией, то майское утро 1996 г. начиналось обыденно. Жители, проснувшись, выглядывали в окна, радуясь началу нового дня. Но не всем удалось его встретить. В 6.35 раздался взрыв. На улице Горького словно кто-то с гигантской силой отсёк подъезд пятиэтажки вместе с его жителями. Белую ночь сменило чёрное утро горя и слёз. В Светогорск пришла беда.

Уже через несколько секунд сотни телефонных звонков извещали о чрезвычайной ситуации оперативные службы и администрацию города. А через 15 мин после взрыва пожарные приступили к спасательным и другим неотложным работам.

Подобные взрывы, как правило, сопровождаются пожарами, особенно в жилых домах… В Светогорске, к счастью, этого не произошло. Тем не менее и у пожарных работы оказалось более чем достаточно.

Через работников паспортного стола было выяснено: в десяти квартирах был прописан 41 человек. Четверых в подъезде во время взрыва не было: кто-то выгуливал собаку, кто-то уже ушёл на работу. Следовательно, если в квартирах подъезда в ту злополучную ночь больше никого не было, то реально пострадали 37 человек. Часть из них обнаружилась сразу, пожарные в первые же минуты спасательных работ сняли их с чудом уцелевшей стены. Под разрушившимися плитами оставалось ещё не менее 20 человек.

Быстро прибыли на место происшествия спасатели Ленинградской областной аварийно-спасательной службы. Поскольку Светогорск– приграничный город, на помощь поспешили финские коллеги-спасатели.

Сразу же отреагировали на поступивший сигнал и в Москве. Рассказывает спасатель международного класса Андрей Рожков:

«Наши телефоны и пейджеры надрывались от звонков. Дежурная группа отправилась на аэродром.

Первый эмчеэсовский самолёт поднялся в воздух со спасателями и медикаментами. На второй были загружены вертолёт для эвакуации раненых, аварийно-спасательный автомобиль и оборудование для базового лагеря.

Приземлились на аэродроме Громове Остальные 80 километров преодолели на вертолётах Северо-Западного регионального центра, а техника добиралась туда самостоятельно.

В это время работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации шли полным ходом. На объекте в поте лица трудились питерские спасатели, многих из которых мы знаем по совместной работе в разных горячих точках, и их финские коллеги.

Чтобы не толкаться сразу всем на маленьком пятачке и не терять темп работы, решили, что сменим их в 22.00.

К началу нашей смены под обломками оставалось ещё восемь пострадавших. Рядом с нами, глотая пыль пополам со стекловатой, трудились военные спасатели. Да и все другие стремились хоть чем-то нам помочь – врачи, инженеры, водители.

В конце мая ночь в этих краях длится всего три-четыре часа. К шести утра осталось найти под завалами лишь одного пострадавшего. И тут вдруг была обнаружена оторванная кисть руки – в том месте, где пару часов назад наш спаниель Лёнька обозначил «объект». По тому, как он сделал это – виновато, как бы извиняясь, – мы поняли, что и этот, последний, вряд ли жив. Однако все убыстрили темп раскопок. Через несколько минут из-под груды бетона достали безжизненное тело женщины. Но обе кисти у неё были на месте. Неужели в развалинах ещё кто-то есть? Нет. Выяснилось, что это была кисть девочки, которую мы спецрейсом уже отправили в Москву».

Спасательные работы были закончены в 5.25 утра следующего после взрыва дня. Без малого сутки люди боролись за жизнь оказавшихся под завалами, но, к сожалению, 19 человек уже никогда не смогут произнести слов благодарности в адрес спасателей и медиков.

Представьте себе ситуацию - ваш ребенок в общежитии, зима, обогреватели по всем комнатам включены. И тут кого-то из соседей по комнате бьет током. Как вы думаете, что предпримет ваш ребенок? А что бы предприняли вы? Большинство люде не знают, как оказать первую помощь в экстремальных ситуациях, а все потому, что в школе, изучая курс основ безопасности жизнедеятельности относились к этому предмету с пренебрежением, читая его идеальной возможностью почитать и подготовиться к какому-то более важному предмету. И даже несмотря на то, что школьники проходят по данному предмету экзамен, они не обращают слишком большое внимание на столь безвредную науку. И очень зря, ведь это самый важный для жизни предмет, кем бы вы не стали, какую бы профессию не выбрали, вам обязательно придется столкнуться в жизни с ситуацией, в которой вы не будете знать, как себя вести, и вместо того, чтобы оказать первую помощь, вы будет вызывать скорую, хотя на самом деле, можете обойтись и без нее в некоторых случаях. Вообще, курс основ безопасности жизнедеятельности направлен не столько на подготовку восьмиклассников к экстремальным ситуациям, а к воспитанию ответственных граждан, укрепляя их физическое и духовное здоровье. Но если это кажется простой задачей, если большинство учащихся считают, что на любой вопрос на экзамене по ОБЖ они смогут ответить просто благодаря своей смекалке, это совсем не так. Если учитель ОБЖ попался требовательный, он может испортить не одну картину в дипломе, и как бы на него не давили родители и даже директор школы, этот человек понимает всю ответственность своего положения, если ставит человеку пять за то, что он понятия не имеет, что делать, если в кого-то попала молния, что делать, если по радио объявило штормовое предупреждение, как себя вести, если началось землетрясение, значит, учитель подвергает опасности окружающих этого человека. Если вы страшно заняты изучением английского или истории, вы можете выйти из ситуации следующим образом: скачайте онлайн решебник к учебнику по ОБЖ и просто пройдитесь по нему, глядя в ответы, как поступили бы с книгой с ответами на билеты, используйте решебник для того, чтобы познать хотя бы основы, раз в неделю занимайтесь по часу дома и в результате у вас не возникнет особых трудностей при сдаче экзамена. И никакой строгий учитель вам не будет страшен с гдз, ведь на экзамене по ОБЖ не требуют полного познания предмета, нужно показать, что вы знаете основы.

Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Вангородский С.Н. и др.

11-е изд., стер. - М.: 2011. - 254 с. 5-е изд., перераб. - М.: 2005. - 254 с.

Новый учебник по курсу "ОБЖ" разработан в соответствии с требованиями программы курса для общеобразовательных учреждений, одобренной Министерством образования РФ. В учебнике рассмотрены причины возникновения и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера и правила безопасного поведения при взрывах и пожарах, при авариях на химически опасных объектах, при гидродинамических авариях. В разделе "Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи" содержаться практические сведения по оказанию пострадавшим доврачебной помощи при отравлениях сильнодействующими ядовитыми веществами. Впервые приведена система поведенческих алгоритмов при авариях и катастрофах техногенного характера, рассмотрены психологические основы выживания в таких чрезвычайных ситуациях.

Формат: pdf (2011 , 11-е изд., 254с.)

Размер: 106,1 Мб

Смотреть, скачать:

Формат: pdf (2005 , 5-е изд., 254с.)

Размер: 12,6 Мб

Смотреть, скачать: ссылки удалены (см. примечание!)

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Глава 1. Производственные аварии и катастрофы.
Глава 2. Взрывы и пожары.
Глава 3. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ.
Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
Глава 5. Гидродинамические аварии.
Глава 6. Нарушение экологического равновесия.
Раздел II.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
Глава 1. Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами.
Глава 2. Первая медицинская помощь при бытовых отравлениях.
Раздел III.
Основы здорового образа жизни.
Глава 1. Физическая культура и закаливание.
Глава 2. Основы репродуктивного здоровья подростков.
Словарь имен собственных, терминов и определений.



Просмотров