Лицензирование лизинговой деятельности. Лицензирование деятельности по лизингу. Можно выделить несколько типов подобных организаций

Государственное регулирование лизинговых отношений

Необходимость лицензирования лизинговой деятельности вытекает из постановления Правительства РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 24.12.94 № 1418. Во исполнение вышеназванного постановления Правительство РФ 26 февраля 1996 года приняло постановление № 167 “Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности в РФ” (далее “Положение о лицензировании”) и “Временным положением о лизинге” , утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” с изменениями и дополнениями.

На Международной конференции по развитию лизинга в России (14 - 15 мая 1996 года) Мария Козлоски, представляющая Международную финансовую корпорацию, отметила, что, по мнению МФК, “лицензирование лизинговых компаний должно осуществляться обязательно, причем на правительственном уровне” . В соответствии со ст. 1 “Положения о лицензировании” лицензия является официальным документом, разрешающим лизинговой компании (под лизинговой компанией понимаются любые организации, осуществляющие лизинговую деятельность в качестве лизингодателя) осуществление лизинговой деятельности в течение установленного срока с соблюдением лицензионных условий и действующего законодательства.

Предусмотрено, что лицензированием лизинговой деятельности будет заниматься Министерство экономики РФ.

2 сентября 1996 года состоялось первое заседание Комиссии Министерства экономики РФ, занимающейся вопросами выдачи лицензий на проведение лизинговой деятельности. Среди прочих, особые споры вызвал п. 4 ст. 1 вышеназванного “Положения о лицензировании” : “Действие настоящего Положения распространяется на лизинговую деятельность, осуществляемую на территории РФ лизинговыми компаниями - нерезидентами РФ” . Ряд зарубежных компаний обратились в Министерство экономики РФ с просьбой пересмотреть это условие. Объяснялась такая позиция тем, что для них затруднительно предоставление большого объема документации наравне с резидентами.

В соответствии со ст. 3 “Положения о лицензировании” в лицензионный орган требуется представить: а) заявление установленного образца с указанием полного наименования и организационно-правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии; б) копии учредительных документов лизинговой компании; в) копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании; г) справку органа Государственной налоговой службы РФ о постановке лизинговой компании на учет; д) документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компании; е) баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период; ж) копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки органом Государственной налоговой службы РФ; з) документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.



Вновь создаваемые лизинговые компании освобождаются от представления документов, указанных в двух последних пунктах.

В п. 17 ст. 3 “Положения о лицензировании” сформулировано принципиально важное положение относительно того, что одним из обязательных условий действия лицензии выступает “приоритетность лизинговой деятельности по отношению к другим видам хозяйственной деятельности, осуществляемым лизинговой компанией (не менее 40% дохода от реализации лизинговых услуг в общем объеме доходов лизинговой компании по итогам хозяйственной деятельности за год”) . Для российских лизингодателей соблюдение этой нормы затруднительно по нескольким причинам:

Ряд операторов российского лизингового рынка, даже из числа наиболее именитых, находятся в настоящее время в сложном экономическом положении, а поэтому они занимаются не только лизингом, но и другими видами деятельности.

Если в качестве лизингодателя выступает российский банк, данный норматив для него неприемлем, так как это означает, что российские банки могут существенно замедлить свои темпы в освоении нового банковского продукта, каковым является финансовый лизинг.

Что касается и резидентов, и нерезидентов, то применение 40-процентного норматива затруднит деятельность многих западных и отечественных инвесторов, поскольку права на лизинг лишаются непосредственные производители оборудования и торгующие фирмы, так как для них основной является другая специализация, и доходность от лизинговых операций не может быть значительной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ по сравнению с другими формами инвестирования. Основными из них являются:

инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество;

лизинг предполагает 100-процентное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество;

часто предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога;

лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в кредит оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими;

для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа и устаревания имущества, так как имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование; так как платежи по лизингу не привязаны к нормам амортизации, то при лизинговых отношениях лизингополучатель имеет дело с ускоренной амортизацией имущества;

лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество;

лизинговые платежи относятся на издержки производства (себестоимость) лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль;

производитель получает дополнительные возможности сбыта продукции, так как ограниченное финансирование инвестиций часто не позволяет предприятиям своевременно обновлять технологическую систему.

При наличии у предприятия альтернативы – взять кредит на покупку оборудования или приобрести это оборудование на определенное время по договору лизинга – ее выбор необходимо осуществлять на основе результатов финансового анализа. Во всяком случае, лизинг становится практически безальтернативным вариантом, когда:

предприятие-поставщик испытывает трудности со сбытом своей продукции, а предприятие – будущий лизингополучатель не имеет в достаточном объеме собственных средств и не может взять кредит для приобретения нужного ему оборудования;

предприниматель только начинает собственное дело (что часто имеет место в малом предпринимательстве) .

Вместе с тем лизингу присущ и ряд негативных сторон. В частности, на лизингодателя ложится риск морального старения оборудования (особенно, если договор лизинга заключается не на полный срок его амортизации) , а для лизингополучателя стоимость лизинга выходит более высокой, чем цена покупки оборудования. Еще одним недостатком финансового лизинга является то, что в случае выхода из строя оборудования, платежи производятся в установленные сроки независимо от состояния оборудования.

Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей, нужно создавать условия, при которых они стремились бы развивать лизинговые отношения. Для этого, в первую очередь, следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длительными сроками действия (не менее трех лет) , так как именно такие договоры будут нести реальные инвестиции в экономику. Необходимо если не освободить, то хотя бы снизить налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договоры. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимися объектами международного финансового лизинга.

Безусловно, вышеперечисленные меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций, производимых ими.

Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет все больше наращивать свои обороты и играть все более весомую роль в экономике России.

Список литературы

1. Газман В. Д. “Лизинг: теория, практика, комментарии” , М., 1997 г.

2. Кабатова Е. В “Лизинг: правовое регулирование, практика” , М., “Инфра - М” , 1996 г.

3. Балтус П., Майджер Б. “Школа европейского бизнеса” , “Лизинг-ревю” , 1996 г., № 1.

4. Чекмарева Е. Н. “Лизинговый бизнес” , М., “Экономика” , 1993 г.

5. Сусанян К. Г. “Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами” , М., “Мировой океан” , 1992 г.

6. Медведков С. Ю. “Лизинг в экономике США” , “США: политика, экономика, идеология” , 1980 г., № 5.

7. Материалы Международной конференции по развитию лизинга в РФ, М., 1996 г. Комментарии к I части Гражданского кодекса РФ под ред. Садикова О. Н. - М., “Инфра-М” , 1997 г.

8. Комментарии ко II части Гражданского кодекса РФ под ред. Садикова О. Н. - М., “Инфра-М” , 1997 г.

9. Комментарии к проекту Налогового кодекса РФ (под ред. Шаталова С. Д.) , М., “Международный центр финансово-экономического развития” , 1996 г.

10. “Экономика и жизнь” , № 12 от 22.03.96.

11. “Сегодня” от 02.02.96.

12. “Российская газета” от 12.03.96.

13. “Лизинг-ревю” , № 5/6 за 1997 год.

15. “Финансовые известия” № 102 от 12.12.95. Гражданский кодекс РФ: часть I от 30.11.94 (в ред. изменений и дополнений от 12.08.96) , часть II от 26.01.96 (в редакции изменений и дополнений от 24.10.97) .

16. Конвенция УНИДРУА “О международном финансовом лизинге” от 28.05.88 (по состоянию на 31.12.94) .

17. Федеральный закон “О присоединении РФ к конвенции УНИДРУА “О международном финансовом лизинге” № 16-ФЗ от 08.02.98.

18. Закон РФ “О налоге на добавленную стоимость” № 1992-1 от 06.12.91 (в ред. изменений и дополнений от 28.04.97) .

19. Указ Президента РФ “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности” № 1929 от 17.09.94.

20. Указ Президента РФ “О дополнительных мерах по развитию гражданской авиации РФ” № 825 от 07.06.96.

21. Указ Президента РФ “О федеральной программе “Мировой океан” № 11 от 17.01.97.

22. Постановление Совета Министров СССР “О развитии лизинговых операций в деятельности совместной советско-французской-германской компании “Евролизнг” № 1369 от 29.12.90.

Постановление Совета Министров СССР “Единые нормы амортизационных отчислений” , № 1072 от 22.10.90. Постановление Правительства РФ “Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов” № 967 от 19.08.94.

23. Постановление Правительства РФ “О селективной поддержке авиационной промышленности и гражданской авиации России в 1995 - 1996 годах” № 1211 от 03.11.94.

Постановление Правительства РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности” № 1418 от 24.12.94.

24. Постановление Правительства РФ “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” № 633 от 29.06.95.

25. Постановление Правительства РФ “Об утверждении федеральной программы развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года “Рыба” № 930 от 18.09.95.

26. Постановление Правительства РФ “Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности в РФ” № 167 от 26.02.96.

27. Постановление Правительства РФ “О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) , включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) , и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли” № 1133 от 20.11.95.

28. Постановление Правительства РФ “О мерах государственной поддержки производства и реализации на условиях лизинга самолетов ТУ-204” № 763 от 02.06.96.

29. Постановление Правительства РФ “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации” № 752 от 27.06.96.

30. Постановление Правительства РФ “О мерах государственной поддержки производства и реализации на условиях лизинга самолетов ТУ-204” № 783 от 02.07.96.

31. Постановление Правительства РФ “О неотложных мерах по повышению эффективности деятельности авиакомпаний России” , № 146 от 02.02.98.

32. Распоряжение Правительства РФ “О развитии лизинговых операций с целью приобретения рыболовецких судов, построенных за рубежом” № 534-р от 21.03.92.

33. Распоряжение Правительства РФ “О полном освобождении от оплаты таможенных пошлин и налогов самолетов А-310-300” ” № 737-р от 24.05.94.

34. Распоряжение Правительства РФ “О некоторых таможенных льготах в отношении ввозимой авиационной техники” № 1445-р от 09.09.94.

35. Распоряжение Правительства РФ “О мерах по привлечению инвестиций для переоснащения парка самолетов российских авиакомпаний” № 404-р от 27.03.97.

36. Указание ГТК РФ “О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза) ” № 01-12/328 от 25.04.94.37. Приказ ГТК РФ “О ТН ВЭД СНГ и о внесении изменений и дополнений в отдельные нормативные акты ГТК России” № 248 от 13.04.95 (действует в редакции изменений и дополнений от 31.01.97) .

38. Письмо ГТК РФ “О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений” № 01-13/10268 от 20.07.95.

39. Приказ ГТК РФ “О ставках ввозных таможенных пошлин” № 258 от 26.04.96 (в ред. изменений и дополнений от 19.03.98) .

40. Письмо Госбанка СССР “О плане счетов бухгалтерского учета” № 270 от 16.02.90.

41. Приказ ЦБ РФ “Об утверждении Положения об изменении видов валютных операций” № 02-94 от 24.04.96.

По договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести лизинговое имущество у продавца и за плату предоставить имущество лизингополучателю во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
Чем договор финансовой аренды (лизинга) отличается от договора аренды оборудования с выкупом? Нужна ли лицензия для осуществления лизинговой деятельности для возможности передачи оборудования в лизинг? Имеет ли право лизингодатель предоставить во временное владение и пользование оборудование, которое ему принадлежит на праве собственности, то есть лизингодатель не приобретает оборудование у продавца?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации стороны могут заключить договор аренды с последующим выкупом арендуемого имущества.

Обоснование вывода:
По договору аренды (или имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование ( ГК РФ). Лизинг является одной из разновидностей договора аренды. По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование ( ГК РФ, Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - о лизинге)). Договор лизинга, как и договор аренды, является двухсторонним, его сторонами являются лизингодатель и лизингополучатель. С продавцом лизингодатель заключает отдельный договор купли-продажи и (или) поставки имущества для передачи его в лизинг ( Закона о лизинге), тогда как имущество, являющееся предметом аренды, в момент заключения договора уже принадлежит арендодателю ( ГК РФ).
Формулировки, использованные в гражданском законодательстве, не позволяют рассматривать договор, отдельные положения которого были изложены в вопросе, как договор лизинга, поскольку отсутствует ряд обязательных признаков лизинга. Однако это не означает, что такой договор не может быть заключен, просто квалифицироваться он будет иначе, как договор аренды с последующим выкупом арендованного имущества. Следует учитывать, что стороны вправе заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия любого договора также определяются сторонами по своему усмотрению в случае, если законом не установлено каких-либо императивных (обязательных) требований относительно условий такого договора ( , ГК РФ). При этом возможность перехода арендованного имущества в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения прямо предусмотрена ГК РФ.

К сведению:
Для осуществления лизинговой деятельности (равно как и деятельности по сдаче имущества в аренду) не требуется получения специального разрешения (лицензии).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошечкина Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Согласно Постановлению Правительства от 26 февраля 1996 г. 167 “Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”, деятельность компаний, выступающих в качестве лизингодателей, т.е. лизинговых компаний, подлежит обязательному лицензированию. Это требование распространяется и на лизинговые компании, являющиеся нерезидентами в отношении их деятельности на территории РФ.

Лицензирование осуществляется Министерством экономики РФ. Для получения лицензии согласно Положению о лицензировании (пункт 8) лизинговая компании должна представить следующие документы:

а) заявление установленного образца о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии;

б) копии учредительных документов лизинговой компании;

в) копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании;

г) справку органа Государственной налоговой службы Российской Федерации о постановке лизинговой компании на учет;

д) документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компании;

е) баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период;

ж) копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки органом Государственной налоговой службы РФ;

з) документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.

Рассмотрев документы, представленные организациями-заявителями, Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ направляет свое заключение о выдаче, отказе в выдаче, продлении, переоформлении, аннулировании, приостановлении или возобновлении срока действия лицензии в Комиссию при Минэкономики России по лицензированию лизинговой деятельности в Российской Федерации, состоящую из представителей заинтересованных министерств и ведомств. Комиссия на основе коллегиального обсуждения предлагает свои рекомендации Минэкономики России для окончательного решения о выдаче лицензии или отказе в выдаче, а также о сроке действия лицензии. В соответствии с Положением о лицензировании (пункт 18) срок действия лицензии может быть от одного года до пяти лет. С учетом рекомендаций Комиссии Минэкономики России оформляет лицензию, которую подписывает заместитель министра экономики В.В. Коссов. После этого лицензия передается на ответственное хранение в Государственную регистрационную палату при Минэкономики России, где она вносится в сводный Государственный реестр, о чем выдается заявителю соответствующее свидетельство вместе с самой лицензией. Лицензия - это ценная бумага, имеющая более 12 степеней защиты. Как утверждают специалисты Гознака, это максимальное число степеней защиты для ценных бумаг. Следует иметь в виду, что в Палате организована служба подтверждения подлинности лицензий, выданных лизинговым компаниям и свидетельств о внесении в Госреестр любому заинтересованному юридическому и физическому лицу независимо от его местонахождения. Это дает возможность лизингополучателю оперативно удостовериться в наличии у лизинговой компании действующей лицензии на деятельность по лизингу.

Законодательство по лицензированию лизинговой деятельности:

1. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. №1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности”

2. Постановление Правительства РФ №633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” (включая Временное положение о лизинге)

3. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. 167 “Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”

4. Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 14 марта 1996 года №66 “О постановлении Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года №167 “Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”.

5. Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 20 июня 1996 года №91 “Об организации работы в Минэкономики России по лицензированию лизинговой деятельности в Российской Федерации”.

6. Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 14 марта 1996 года №ПВ-6-02/180 “О положении о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”.

7. Письмо Министерства экономики РФ от 10 июля 1996 г. №ВК-765/8-721 “О лицензировании лизинговой деятельности”

2. Территория интересов лизинговых компаний

Некоторые лизинговые компании, в случае, если потенциальный лизингополучатель находится за пределами области, в которой она расположена, не всегда соглашается работать с ним (сложность контроля, судебных процедур, обслуживания оборудования, различные местные особенности законодательства, отсутствие контактов с местными властями и т.д.).

Географический интерес лизинговых компаний может определяться кредитной политикой банка, финансовые ресурсы которых они привлекают.

3. Внутренняя структура лизинговых компаний

Большинство лизинговых компаний имеет достаточно простую внутреннюю структуру. Рассмотрим ее на примере лизинговой компании “Инком-лизинг”. Как сообщил заместитель ее генерального директора Владимир Гусев, эта компания организационно делится на три структуры: отдел клиентских отношений (коммерческий отдел), отдел расчетов и финансового анализа, бухгалтерию. В дополнение к этим основным разделам практически во всех лизинговых компаниях есть своя юридическая служба, либо один юрисконсульт, если компания организационно входит в структуру какого-либо банка и для решения сложных правовых задач прибегает к услугам его юридической службы.

Большая часть ответственных решений относительно предложенных компании лизинговых проектов принимается исходя из рекомендаций аналитического финансового отдела. Этим отделом, в частности, просчитывается такая характеристика, как лимит кредитных рисков, осуществляется наблюдение за динамикой финансового состояния предприятия, анализируются результаты аудиторских проверок. В комплексе этот анализ позволяет установить момент, когда предприятие-клиент может пойти на следующий проект лизинга. Эта информация передается в отдел клиентских отношений, менеджеры которого предлагают клиенту начать детальную проработку такого проекта. Однако при проведении переговоров и заключении лизинговых соглашений лизингополучателям приходится общаться лишь с менеджерами отдела клиентских отношений. С самого начала реализации проекта лизинга для какого-либо предприятия за ним устанавливается контроль со стороны менеджера компании, который, как правило, ведет этот проект до его полной реализации.

4. Типы лизинговых компаний

На сегодняшний день в России можно выделить шесть основных типов лизинговых компаний:

1. лизинговые компании – дочерние компании крупных банков, либо сами являющиеся коммерческими банками;

2. лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку;

3. полукоммерческие лизинговые компании;

4. лизинговые компании, созданные торговыми компаниями;

5. иностранные фирмы – поставщики оборудования;

6. международные лизинговые компании.

Сотрудничество с лизинговой компанией, относящейся к тому или иному типу, как правило, имеет особенности, которые необходимо учитывать при проведении переговоров, окончательном выборе лизингодателя и заключении с ним лизингового контракта.

1). Коммерческие лизинговые компании, созданные банками, либо сами являющиеся коммерческими банками, в большинстве случаев ориентируются на оказание стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что не исключает преимущественного обслуживания клиентов “собственного” банка. Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но и активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в банк за получением кредита на приобретение основных средств. Естественно, что компании, входящие в структуру крупных банков, и сами являются наиболее крупными на рынке, имеют большой портфель заказов. Они, как правило, похожи на западные, используют наиболее современные методы работы, имеют квалифицированный персонал.

В качестве примера этого типа компаний можно назвать: ТОО “Интеррослизинг” (создан ОНЭКСИМбанком и Международной финансовой компанией), ЗАО “ИНКОМ – лизинг” (дочерняя компания ИНКОМБАНКа), ЗАО “РК – лизинг” (банк Российский кредит), ЗАО “СБС- лизинг” (банк СБС-Агро), ЗАО “РГ – лизинг” (Сбербанк), ЗАО “Промстройлизинг” (Промстройбанк), ОАО “Лизинговая компания ЛИЗИНГБИЗНЕС” (Мосбизнесбанк), ООО “Сбербанкинвестстрой” (Сбербанк), АОЗТ “Балтийский лизинг” (Промстройбанк, г. Санкт-Петербург), ТОО “Межсбер – Юраско Лизинг” (Межэкономсбербанк), ЗАО “Лизинговая компания “Инвестиционный альянс” (Сбербанк г. Екатеринбург), АОЗТ “Лизинг-СЗМ” (Лесопромышленный банк, Промстройбанк, г. Санкт-Петербург), АОЗТ “Дальлизинг” (Владивостокский филиал КБ “Восток”), ТОО “Петролизинг” (Петровский, г. Санкт-Петербург),

АОЗТ “Сибирский лизинг” (Интернациональный торговый банк, г.Омск), ТОО “Уральская лизинговая компания” (Уралпромстройбанк, г. Екатеринбург), лизинговая компания “Красные ворота” (основной учредитель Инсвестсбербанк).

Кроме вышеперечисленных, получили лицензии на проведение лизинговых операций: Инвестиционный банк “ВОСТОК - ЗАПАД”, Российско-американский инвестиционный банк, АОЗТ Коммерческий банк “Кредит Свисс” и некоторые другие.

2). Коммерческие лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку. Отраслевые лизинговые компании ориентируются на обслуживание предприятий определенной отрасли. Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга, практики считают: сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- и судоперевозки).

К лизинговым компаниям этого типа относятся: “РОСАГРОСНАБ”, “РОССТАНКОИНСТРУМЕНТ”, ЗАО “Аэролизинг”, ЗАО “Лукойл – лизинг”, ЗАО “Медлизинг”, ЗАО “Лизингуголь”, ЗАО “Геолизинг”.

Некоторые лизинговые компании организованы по территориально-отраслевому принципу: Тюменская агропромышленная компания, ООО “Урал – авиализинг”, ОАО “Московская лизинговая промышленная компания”.

3). Полукоммерческие лизинговые компании, созданные при участии государственных или муниципальных органов и финансируемые (частично или полностью) за счет соответствующих бюджетов, а также региональные организации, созданные для поддержки малого предпринимательства и получившие лицензию на проведение лизинговых операций: ЗАО “Московская лизинговая компания” (основной учредитель – Московский Фонд поддержки предпринимательства), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно технической сфере, ЗАО “Сибирская лизинговая компания”, ООО “Дагестанская лизинговая компания”, ОАО “Тюменская лизинговая компания”, ЗАО “Тверская лизинговая компания”, Региональное агентство поддержки малого бизнеса “Иркутский БИЗНЕС-ПАРК”, АОЗТ “Ростов-Надежда”, Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области.

Особенностью этого вида лизинговых компаний, особенно созданных непосредственно государственными и муниципальными структурами, является жесткая ориентированность на осуществление лизинговых сделок с определенными типами клиентов. Условия лизинговых сделок, предлагаемые этими компаниями, а они обычно используют льготное бюджетное финансирование, являются более привлекательными для клиентов, по сравнению с условиями, предлагаемыми коммерческими лизинговыми компаниями, однако доступность их услуг сильно ограничена. Часто перед такими компаниями вопрос эффективности или хотя бы надежности реализуемых лизинговых проектов стоит не так остро, как для коммерческих лизинговых компаний.

4). Лизинговые компании, созданные торговыми компаниями, и прочие лизинговые компании, не имеющие прямых связей ни с банковскими, ни с промышленными, ни с государственными ресурсами, такие как: ЗАО “Юнит Лизинг”, ТОО “Лизинговая компания “Северная Казна”, ЗАО “Крейт Лизинг” и другие. Как правило, эти компании создаются для привлечения корпоративных клиентов, имеющих возможность приобретать большие объемы оборудования, например оргтехники, торгового оборудования и т.д.

5). Иностранные фирмы – поставщики оборудования, автотранспортных средств и технологий, в основном большегрузных автомобилей, хотя в последнее время эта тенденция постепенно распространяется и на производителей множительной, оргтехники, в некоторых случаях, печатного оборудования. Они используют лизинг в качестве инструмента сбыта своей продукции. Они были вынуждены создавать лизинговые компании в связи с постепенным насыщением рынка и возросшей конкуренцией. Типичными примерами таких компаний являются: XEROX, IVECO, SCANIA, DAF.

Лизинговые сделки, заключаемые иностранными фирмами-производителями, обычно предусматривают участие российского банка, приемлемого для иностранной фирмы, выдающего гарантию за своего клиента конечного лизингополучателя.

6). Международные лизинговые компании используют возможность получения более дешевых по сравнению с внутренними кредитных ресурсов и высокую степень осторожности к неизвестным российским лизинговым компаниям со стороны западных производителей и поставщиков оборудования. Такими компаниями являются, например, Российско-британское СП “РЫБКОМФЛОТ” и ЗАО Российско-германская лизинговая компания (РГ-лизинг), активно занимающаяся в последнее время лизингом полиграфического оборудования.

Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в России является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский лизинг, среди прочего, из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в их странах. Международные лизинговые компании, не обремененные необходимостью создания таких резервов на случай потерь, развивают свою деятельность в России более активно. Несколько западных лизинговых компаний создали совместные предприятия или филиалы в России, занимающиеся не только кэптивным лизингом, зависимым от конкретного производителя, но и лизингом самого различного оборудования (“смол тикет лизинг”).

Международные лизинговые компании находят, что они могут осуществлять свой лизинговый бизнес в России, если вести его разумно и осмотрительно. Тщательные исследования показали в целом приемлемость правовой и финансовой среды. Коммерческие возможности и конкурентное давление вынуждают начать лизинговую деятельность в России для поддержки международных поставщиков. Несколько известных лизинговых компаний, включая АТ&Т Капитал, Рэнк Ксерокс Лтд., Хьюлетт Паккард Гес.М.б.х., уже начали или готовятся начать операции в России. Главной задачей международных лизинговых компаний, действующих в России, является обеспечение финансирования на конкурентоспособных условиях для обслуживаемых ими производителей.

Международные лизинговые компании создают свои филиалы с полным владением или совместные предприятия, или одновременно следу ют обоим этим стратегиям. Объем международного лизинга в России достаточно велик, особенно при аренде телекоммуникационного оборудования и авто-трейлеров. Несколько крупных европейских лизинговых компаний оформляют лицензии на организацию международного финансирования лизинга в России. Предполагается значительное расширение этой формы международного финансирования.

Национальный институт прессы Центр "Право и средства массовой информации"
Автор-составитель Ф.Кравченко

Лизинговые компании ожидают, что экономическая ситуация в 2016 году сменит гнев на милость - и рынок лизинга оживет. Рост отрасли прогнозируется в исследовании Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).

Ожидания лизингодателей, отражавшие всеобщий пессимизм в конце прошлого года, изменились в сторону позитива. Так, большинство компаний надеются на прирост или сохранение объемов сделок в 2016 году. Структура рынка лизинга при этом существенно изменится.

Произойдут эти изменений в результате экономических причин - а это коррекция цен на вагоны, сокращение грузоперевозок, колебания валютного курса. Но свой вклад в перемены также внесли и форс-мажорные события - прекращение полетов на ранее популярных маршрутах, банкротства крупных авиаперевозчиков и туроператоров. Поэтому НАФИ прогнозирует, что наиболее устойчивыми в 2016 году должны стать сегменты, включенные в контур господдержки - это автотранспорт и сельское хозяйство, и отрасли, связанные с экспортными производствами. Наибольший риск НАФИ видит в сегменте строительной техники и частично - в грузовом автотранспорте. «Несмотря на ожидаемый рост сделок, лизингодателям приходится проявлять повышенное внимание к клиентам: в условиях кризиса на рынке появляются и новые схемы мошенничества»,- говорит управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований Павел Самиев.

За первые пять месяцев 2016 года на рынке лизинга наблюдается положительная динамика, этим и объясняется улучшение деловых ожиданий участников рынка. Часть лизингодателей все еще скептически относятся к перспективам роста рынка лизинга в текущем году и предполагают его сжатие темпами до 5%. В пользу сохранения негативной динамики на рынке говорит отсутствие крупных сегментов имущества, которые могли бы стать драйвером развития.

В то же время заметно выросла доля компаний, у которых наблюдается быстрый прирост новых сделок, и такие компании ждут роста рынка на 5–10%. Ожидания роста сделок обоснованы, считает Павел Самиев. Во-первых, начинает работать «эффект базы» - рынок сильно просел за два года. То есть дальнейшее падение этого сегмента рынка становится маловероятным, определенный минимальный объем инвестиций в основной капитал все равно будет сохраняться. Во-вторых, объемы сделок растут из-за роста курса валюты - закупаемое импортное оборудование стоит дороже чем раньше - и годовая инфляция. В-третьих, рынок лизинга очень чувствителен к инвестициям, и так же как он быстро сокращается в кризис, столь же быстро и восстанавливается, как только субъекты экономики приспособятся к новым условиям ведения бизнеса.

Лизинг будет расти параллельно восстановлению кредитования

Наряду с позитивными ожиданиями роста рынка со стороны лизингодателей наблюдается также разморозка банковского кредитования, считает Павел Самиев. Опрошенные НАФИ руководители крупных лизинговых компаний отмечают постепенный рост конкуренции и готовности банков кредитовать бизнес. Согласно данным Банка России, в марте 2016 года появились признаки излишней ликвидности в банковской системе - с одной стороны, банки стали больше средств размещать на счетах в Банке России. А с другой стороны - кредитные организации погашают задолженность по ранее взятым обязательствам. Рост кредитной активности банков влияет и на расширение фондирования для лизингового рынка, как одного из понятных и защищенных продуктов и заемщиков.

Рынок лизинга в прошлом году подкосил туризм и авиакомпании

В структуре лизинговых сделок продолжаются системные изменения.

В течение 2014–2016 годов рынок существенно трансформируется под влиянием коррекции ставок аренды вагонов и цен на новый подвижной состав. Внесли свой вклад в коррекцию рынка и банкротства авиаперевозчиков и туроператоров, а также закрытие ряда популярных туристических маршрутов. Последствия выражаются в сжатии сегментов железнодорожной техники и авиатехники, и как следствие - в росте доли сегментов, сфокусированных на малом и среднем бизнесе (МСБ), в первую очередь - автотранспорта, подчеркивает Павел Самиев. В результате таких изменений доля крупного бизнеса в сделках в прошлом году снизилась ниже 50%. В 2016 году эта тенденция сохранится - предполагаемое сжатие авиализинга не сможет оказывать поддержку сегменту крупного бизнеса, при этом восстановление ж/д-сегмента ожидается меньшим по масштабам, чем «просадка» авиасделок.

На коне - село, автоотрасль и оборонка

Ориентиры лизинговых компаний по сегментам также меняются. В 2016 году менее рискованными и более быстрорастущими будут сегменты, в которых существуют госпрограммы поддержки - сельское хозяйство, автомобильная отрасль, предприятия оборонной промышленности и их подрядчики.

Автомобильный сегмент, помимо программы субсидирования, поддержат государственные закупки в сфере городского транспорта, инфраструктурных проектов. Среди других сегментов он может продемонстрировать наибольшие темпы прироста. В структуре автосегмента будет продолжать расти доля машин отечественной сборки, в грузовиках участники рынка отмечают вероятность перетока спроса в пользу менее грузоподъемных машин в результате введения системы «Платон». Поддержку автосегменту в 2015 году оказали также массовые совместные предложения лизингодателей и поставщиков (и дилеров). Однако на 2016 год расширения их числа лизинговые компании не ждут, основное внимание будет уделяться работе в рамках госпрограммы субсидирования. Ряд компаний, тем не менее, полагают, что сегмент грузовой автотехники находится в зоне повышенного риска в связи с экономической ситуацией в стране

Кроме транспорта шансы роста имеют сегменты имущества для нефтедобычи, золотодобычи, химической промышленности и прочие отрасли, связанные с экспортом,- падение курса рубля позволяет компаниям-экспортерам наращивать инвестиции.

Сегментами со слабыми перспективами, в которых ожидать рост не приходится, лизингодатели считают строительную технику и отчасти грузовой автотранспорт.

Рокировка ждет и крупнейшие сегменты лизинга

Крупнейшие сегменты - авиационный и ж/д-лизинг - могут вновь поменять свою динамику.

Авиализинг после трех лет рекордных объемов сделок и удерживания позиций драйвера, в 2016 году может существенно просесть. Банкротство одного из крупнейших перевозчиков - «Трансаэро», а также закрытие для полетов туристов таких направлений, как Турция и Египет, обусловило рост предложения изъятых самолетов на рынке, отмечает Павел Самиев. Эти же события одновременно снизили аппетиты и спрос российских авиакомпаний на расширение парка. Авиакомпании пытаются переориентировать новые освободившиеся мощности на внутренние перевозки, однако эффект пока слабый - стоимость билетов довольно высока, а принимающая инфраструктура и объем предложения внутреннего туризма ограничены.

Сегмент ж/д-техники, по оценкам профильных участников, достиг своего минимума и заметно сокращаться уже не будет, напротив, более вероятен разворот тренда и рост сегмента. Темпы роста при этом будут во многом зависеть от политики списаний старых вагонов, позитивное влияние на рынок уже оказал запрет с 2016 года использования вагонов с продленным сроком службы. Также на объемы сделок будут влиять степень консолидации рынка и «переупаковка» лизинговых сделок в арендные. Профильные лизингодатели отмечают постепенный рост погрузки в основных типах вагонов и низкий уровень производства типового подвижного состава, что способствует снижению профицита вагонов на сети и росту ставок аренды.

Легковой и грузовой автотранспорт (суммарно) останутся лидирующим сегментом в 2016 году, при этом вырастет доля ж/д-техники, а доля авиализинга упадет ниже 15%

Все, что уже могло оказаться в дефолте, в цифрах учтено

Качество лизинговых портфелей на рынке ухудшилось в 2015 году, но в данный момент стабилизируется. Большинство лизингодателей полагает, что основные проблемные сделки уже проявились, и уровень просроченной задолженности в 2016 году заметно увеличиваться не будет, хотя проблемность части портфеля будет сохраняться. Доля проблемной задолженности, по оценкам, будет составлять около 1/10 портфеля, при этом доля реструктурированных сделок может быть в два раза больше - от 16% до 20% портфеля.

В той или иной мере все участники рынка провели соответствующие мероприятия по урегулированию просроченной задолженности. Многие лизингодатели при наступлении проблем у клиентов предпочитают идти на реструктуризации сделок, а не изымать и реализовывать имущество. В то же время в нынешнем году начнут «вызревать» уже сделки, реструктурированные в 2014–2015 годах, и хотя большинство из них успешно реализуются, часть реструктурированных сделок все равно могут стать дефолтными.

Мошенники не дремлют

Кризис в экономике подстегивает рост мошенничества и появление новых схем обмана лизингодателей. Самые распространенные среди нынешних проблем - подделка документов и перепродажа предмета лизинга, рост мошенничеств, связанных со страхованием и с поставкой предметов лизинга, а также случаи продажи «чистого» лизингополучателя в промежуток между оплатой аванса и поставкой предмета лизинга.

В целом же спрос на лизинг будет расти: потенциальные лизингополучатели проявляют к этому инструменту все больший интерес. Исследования показывают, что популярность лизинга среди предпринимателей растет. Так, на каждые три компании, готовые взять банковский кредит, приходится одна компания, которая планирует приобрести имущество через лизинг.

ЦБ готовит отрасли мягкий вариант регулирования

Как заявила на прошлой неделе первый зампред Центробанка Ксения Юдаева, прдставляя «Обзор финансовой стабильности», тесная взаимосвязь лизинговых компаний с банками и негосударственными пенсионными фондами (НПФ) является источником системного риска для всей финансовой системы. По ее словам, масштабы лизингового рынка велики: так, совокупный рыночный портфель по итогам 2015 года - остаточная стоимость лизинговых платежей без НДС - составил 3 трлн рублей. Эта сумма «выводит рынок по значимости на второе место после банковского сектора». При этом банковский сектор и лизинговая отрасль находятся в тесной взаимосвязи - крупнейшими игроками на рынке лизинговых услуг являются компании, входящие в банковские группы. Банк России считает, что лизинговый рынок является «информационно непрозрачным», поскольку только половина его участников ведет отчетность по МСФО, которая позволяет более качественно анализировать лизинговый портфель. А из 50 крупнейших компаний почти половина отказалась раскрывать информацию о себе.

Поэтому ЦБ и Минфин создают рабочую группу для совместной разработки мер по реформированию лизинга. Это означает, что отрасль лизинга, скорее всего, ждет лицензирование, с последующим требованием вести отчетность по международным стандартам и публикацией ее как на собственных сайтах компаний, так и на сайте регулятора.

Елена ГОСТЕВА

См. также инфографику на сайте источника



Просмотров