Объектом договора лизинга является. Понятие договора лизинга. Формы лизинга. Предоставление дополнительного обеспечения по лизинговой сделке

^ 1. Система социального партнерства включает сотрудничество на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях и уровне организации (ст. 26 ТК).

Каждому уровню соответствует установленная законом задача по регулированию трудовых отношений.

Согласно сложившейся традиции уровни выделяются по территориально-отраслевому признаку.

На федеральном уровне могут заключаться: генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.

На региональном уровне (субъект РФ) заключаются региональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.

На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение.

На уровне организации заключается коллективный договор.

Следует отметить, что перечисление названных уровней в Трудовом кодексе не означает обязанности сторон взаимодействовать на всех этих уровнях. Они свободны в избрании как форм социального партнерства, так и уровней их осуществления.

Помимо заключения коллективных договоров и соглашений на каждом уровне может осуществляться сотрудничество в иных формах. Например, консультации и обмен информацией могут проводиться на всех уровнях, создание трехсторонних органов социального партнерства возможно на всех уровнях, кроме организации.

Следует отметить, что перечисление названных уровней в ст. 26 ТК не означает обязанности сторон взаимодействовать на всех этих уровнях. Они свободны в избрании как форм социального партнерства, так и уровней их осуществления.

^ 2. Формы социального партнерства, определенные Трудовым кодексом, представляют собой конкретные виды взаимодействия представителей работников и работодателей. В соответствии со ст. 27 ТК социальное партнерство осуществляется в форме:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Это лишь основные формы сотрудничества. Помимо них можно назвать создание на паритетных началах органов для решения конкретных социальных проблем, например комитетов (комиссий) по охране труда, координационных комитетов по занятости, участие в управлении внебюджетными социальными фондами.

Остановимся подробнее на формах взаимодействия социальных партнеров.

Коллективные переговоры и заключение коллективно-договорных актов (коллективных договоров и соглашений) выступают главной формой социального партнерства. Это реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-договорного регулирования.

Указанная форма социального партнерства направлена, с одной стороны, на достижение социального мира, с другой стороны - на упорядочение трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений, установление условий труда.

Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений осуществляется на всех уровнях социального партнерства, начиная с федерального и кончая уровнем организации.

2.1. Коллективными переговорами в соответствии со ст. 2 Конвенции МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981) считаются переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся - с другой, в целях:

а) определения условий труда и занятости и (или)

б) регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися и (или)

в) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.

Право работодателей и представительных организаций работников на коллективные переговоры признано МОТ. Оно предполагает возможность начать переговоры и участвовать в них на равноправной основе.

Право на ведение коллективных переговоров, в том числе на проявление инициативы по их началу, принадлежит обеим сторонам социального партнерства: ст. 21 ТК предоставляет такое право работникам в лице их представителей, а ст. 22 ТК - работодателю. Статья 36 ТК подчеркивает, что и представители работников, и представители работодателя (работодателей) имеют право проявить инициативу по проведению коллективных переговоров.

Коллективные переговоры проводятся как для заключения коллективного договора и соглашения любого вида, так и для внесения в эти акты дополнений или изменений.

Коллективные переговоры вправе начать любая из сторон. Для этого она должна направить другой стороне письменное уведомление с предложением о начале коллективных переговоров.

Сторона, получившая уведомление, обязана в 7-дневный срок вступить в коллективные переговоры, т. е. выдвинуть встречные предложения по составу комиссии, уточнить дату и время начала работы комиссии по ведению коллективных переговоров (по регулированию социально-трудовых отношений).

Коллективные переговоры ведутся специальными комиссиями, формируемыми сторонами социального партнерства на равноправной основе. Комиссии, ведущие коллективные переговоры, можно разделить на два вида:

постоянно действующие комиссии по регулированию социально- трудовых отношений, действующие на трехсторонней основе;

комиссии для ведения коллективных переговоров, создаваемые на период ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора или соглашения.

Оба вида комиссий признаны органами социального партнерства (ст. 35 ТК). Различия между ними проявляются в продолжительности их деятельности (одни действуют постоянно, другие создаются лишь на период ведения коллективных переговоров), в составе (постоянно действующие комиссии всегда создаются на трехсторонней основе, комиссии для ведения коллективных переговоров могут быть как трехсторонними, так и двусторонними) и, наконец, в характере деятельности. Комиссии для ведения коллективных переговоров создаются с определенной целью, само их наименование ярче всего свидетельствует о той деятельности, которую они осуществляют. Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются многофункциональными органами. Наряду с коллективными переговорами и заключением соглашений на определенном уровне эти комиссии проводят консультации, участвуют в подготовке законопроектов и т. д.

Порядок создания постоянно действующих комиссий определяется законодательством (федеральным и региональным) о комиссиях соответствующего вида.

Формирование комиссии для ведения коллективных переговоров осуществляется на основе положений ст. 35-37 ТК и зависит от уровня ведения переговоров.

В организации комиссия создается из представителей работников и представителей работодателя.

В том случае, когда работников представляет одна профсоюзная организация, охватывающая более половины работников, комиссия создается из представителей этой организации и лиц, представляющих работодателя.

Специальные правила установлены для создания комиссии при наличии на соответствующем уровне нескольких представителей работников. Законодатель исходит из того, что работники должны быть представлены одним органом и выработать единую позицию на коллективных переговорах. Кроме того, подчеркивается, что в организации должен быть заключен один (единый) коллективный договор. Соответственно в отрасли должно действовать одно отраслевое соглашение. Отличие от ранее действовавшей нормы заключается в том, что в создании единого представительного органа могут участвовать не все первичные профсоюзные организации, а те из них, которые добровольно решили объединиться. Единственным требованием является охват такими организациями более половины работников соответствующего работодателя.

Единый представительный орган с момента его создания считается представителем всех работников данного работодателя и может выступить с инициативой о вступлении в коллективные переговоры для заключения или изменения единого коллективного договора. Он уравнивается в правах с первичной профсоюзной организацией, которая объединяет более половины работников.

Таким образом, законодатель формирует определенную модель, в соответствии с которой профсоюзная организация либо несколько профсоюзных организаций, объединяющие более половины работников, пользуются преимущественным правом вступления в коллективные переговоры от имени всех работников и, соответственно, участвуют в формировании комиссии по ведению коллективных переговоров.

Если ни одна из действующих у работодателя первичных профсоюзных организаций (или несколько первичных профсоюзных организаций) не объединяют более половины работников, используется механизм непосредственной демократии: профсоюзная организация, которой доверяется вести коллективные переговоры и заключать коллективный договор от имени всех работников, избирается на общем собрании (конференции).

При невозможности избрать такую профсоюзную организацию работники избирают иного (непрофсоюзного) представителя (представительный орган).

Кодекс не определяет, кто созывает общее собрание (конференцию). Этот вопрос в соответствии с принципами социального партнерства решается по соглашению сторон. Например, возможна ситуация, когда один из профсоюзов обращается к работодателю с просьбой созвать собрание (конференцию).

Избранная на общем собрании (конференции) профсоюзная организация или иной представительный орган участвуют в формировании комиссии по коллективным переговорам.

В том случае, когда интересы работников представляет наиболее представительная профсоюзная организация, созданный в добровольном порядке единый представительный орган или профсоюзная организация по выбору собрания (конференции) работников, обеспечивается право других профсоюзных организаций на получение информации о вступлении в коллективные переговоры с работодателем и участие в переговорах путем создания единого представительного органа (если он не был создан) или вступления в уже созданный единый представительный орган.

Таким образом, еще раз подчеркивается необходимость сотрудничества, согласования позиций и требований всех профсоюзных организаций, действующих в рамках организации.

Это в полной мере согласуется с позицией Комитета экспертов МОТ, которые подчеркивают необходимость предоставления возможности всем профсоюзам (в том случае, когда ни один из них не

объединяет более 50% работников) принять участие в коллективных

переговорах91.

На процедуру создания (изменения состава) единого представительного органа отводится пять дней. Если в течение указанного срока извещенные надлежащим образом профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом, комиссия по ведению коллективных переговоров формируется без их участия, однако в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров за ними сохраняется право присоединиться к коллективно-договорному процессу.

Такой же подход должен применяться при наличии в обособленном структурном подразделении нескольких профсоюзных организаций.

На уровне отрасли, региона, территории при заключении различного вида соглашений профсоюзы (объединения профсоюзов) также должны создать единый представительный орган на основе пропорционального представительства. Если профсоюзы не смогли договориться о создании такого органа, представительство интересов всех работников отрасли, территории и т.п. поручается наиболее представительному профсоюзу.

Применение этой нормы иногда вызывает определенные трудности в связи с возможностью возникновения разногласий между профсоюзами и их объединениями по поводу отнесения того или иного профсоюза к наиболее представительному. Разрешение подобных разногласий может быть осуществлено только на основе соглашения между профсоюзами, иного способа урегулирования конфликта законодательство пока не предусматривает.

После определения представителей работников можно приступить к созданию комиссии по ведению коллективных переговоров. В соответствии со сложившейся практикой она состоит из равного количества представителей сторон.

Коллективные переговоры проводятся в комиссии в том порядке и в те сроки, которые стороны избрали (ст. 37 ТК).

Комиссия при разработке проекта коллективного договора, соглашения свободна в выборе предмета регулирования - общественных отношений (элементов трудового правоотношения), которые подлежат регламентации в соответствующих договорных актах.

Ограничение круга дискуссионных вопросов может рассматриваться как решение, несовместимое с Конвенцией МОТ № 98. Однако свобода выбора вопросов не означает, что стороны могут вынести на обсуждение проблемы, не связанные с трудом, его организацией, условиями и т.п.

Предмет коллективных переговоров определяется с учетом цели проведения переговоров - регулирование трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений; компетенции работодателя и прямых предписаний закона. Надо отметить, что достаточно большое число статей Трудового кодекса так или иначе упоминают коллективно-договорные акты, указывая на возможность или закрепляя обязанность урегулировать те или иные вопросы в коллективном договоре или соглашении. Например, ст. 116 ТК предусматривает право установить дополнительный отпуск для работников в коллективном договоре; ст. 320 ТК предписывает устанавливать женщинам, работающим в районах Крайнего Севера, сокращенную рабочую неделю.

В ходе ведения коллективных переговоров стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Для определения состава информации необходимо применить норму ст. 53 ТК. Перечень сведений, которые предоставляются работникам организации, может служить ориентиром и для определения информации, необходимой для ведения коллективных переговоров на других уровнях.

Необходимо иметь в виду, что МОТ принята Рекомендация № 129 «О связях между администрацией и трудящимися на предприятии» (1967), уделяющая внимание предоставлению работникам информации для участия в управлении организацией и ведения коллективных переговоров.

Рекомендация указывает на цель предоставления информации - достижение взаимопонимания сторон, устанавливает принцип отбора сведений - все интересующие трудящихся вопросы, относящиеся к работе предприятия и его перспективам, к положению трудящихся, а также содержит примерный перечень вопросов, по которым администрация должна информировать представителей работников. К ним, в частности, относятся:

общие условия занятости, включая условия приема на работу, перевода и увольнения;

описание обязанностей, подлежащих исполнению на различных работах, и роль конкретной работы в деятельности предприятия;

возможности профессионального обучения и перспективы продвижения по работе на предприятии; общие условия труда;

правила техники безопасности и гигиены труда и инструкции по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний; и другие.

Помимо обязанности предоставлять необходимую информацию на участников коллективных переговоров возложено обязательство не разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной).

Законодательство выделяет три основных вида сведений (информации), которые охраняются как тайна. Это государственная тайна, охрана которой предусмотрена Законом о государственной тайне, коммерческая тайна и служебная тайна, которые охраняются в соответствии с гражданским законодательством (ст. 139 ГК), Законом о коммерческой тайне. Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, предусмотренном федеральными законами. В частности, ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую или служебную тайну, предусмотрена уголовным законодательством (ст. 183, 283 УК). ?

Лица, участвующие в коллективных переговорах, не только несут дополнительные обязанности, связанные с их проведением, но и пользуются специальными гарантиями.

Прежде всего, необходимо определить круг лиц, на которых распространяются установленные гарантии.

Лицами, участвующими в коллективных переговорах, надо признать:

уполномоченных работодателем (объединением работодателей, иными представителями работодателей) для участия в работе соответствующей комиссии должностных лиц;

работников (членов профсоюзных органов), направленных в соответствующую комиссию по решению профсоюза, объединения профсоюзов, первичной профсоюзной организации, иного представителя работников;

экспертов, специалистов, посредников, принимающих участие в коллективных переговорах по приглашению обеих или одной из сторон.

Указанные лица пользуются следующими гарантиями: 1)

на время переговоров, но на срок не более 3 месяцев они освобождаются от основной работы; 2)

на этот период сохраняется средний заработок; 3)

компенсируются затраты, связанные с участием в переговорах.

Статья 39 ТК предусматривает сохранение места работы и среднего заработка на период не более 3 месяцев, т.е. предполагается, что коллективные переговоры должны быть проведены в этот срок и завершены подписанием коллективного договора или соглашения.

Оплата услуг экспертов, специалистов, посредников, которые оказывают сторонам содействие в согласовании условий и подготовке проекта коллективного договора, соглашения, производится представителями той стороны, которая пригласила их для участия в коллективных переговорах. По соглашению сторон, нашедшему отражение в коллективно-договорном акте, оплата услуг указанных участников переговоров может быть возложена на работодателя (объединение работодателей, иного представителя работодателей) (ст. 39 ТК). ?

Для представителей работников установлены дополнительные гарантии, связанные с возможностью их преследования за осуществление представительских полномочий.

В период ведения коллективных переговоров для них устанавливается особый режим привлечения к дисциплинарной ответственности, изменения и расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Помимо соблюдения общего порядка, указанные действия должны быть согласованы с тем представительным органом работников, который уполномочил их на участие в коллективных переговорах. Профсоюз (совет трудового коллектива, иной орган) должен дать предварительное согласие на применение дисциплинарного взыскания (кроме увольнения), перевод на другую работу (в том числе временный), увольнение работника по инициативе работодателя, за исключением увольнения за виновное поведение (п. 5, 6, 8, 11 ст. 81 ТК).

Применяя указанные гарантии, необходимо иметь в виду Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 по делу о проверке конституционности положений ч. 2 ст. 170 и ч. 2 ст. 235 Кодекса законов о труде РФ и п. 3 ст. 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с запросом Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда г. Кемерово.

В указанном Постановлении Конституционный Суд РФ обосновал необходимость соблюдения соразмерности между ограничением прав работодателя и теми общественно значимыми целями, для достижения которых такое ограничение вводится.

С учетом этого можно отметить, что отсутствие согласия представительного органа работников на применение дисциплинарного взыскания, перевод или увольнение работника, участвующего в проведении коллективных переговоров, не должно рассматриваться как абсолютное запрещение совершить указанные правоприменительные действия. В противном случае, видимо, допустимо ставить вопрос о лишении работодателя возможности в судебном порядке защищать свои права и законные интересы, т.е. ограничении конституционного права на судебную защиту.

По общему правилу коллективные переговоры должны завершиться подписанием коллективного договора или соглашения. Однако это возможно лишь в том случае, когда представители сторон пришли к согласию по всем вопросам, вынесенным на обсуждение. К сожалению, такое завершение переговоров не является единственно возможным.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий.

Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в примирительном порядке, предусмотренном для разрешения коллективных трудовых споров.

Разногласия, возникшие при заключении коллективного договора, могут быть урегулированы также в ходе дополнительных переговоров после заключения коллективного договора (ст. 40 ТК).

2.2. Второй формой социального партнерства, названной в ст. 27 ТК, является проведение взаимных консультаций по ряду вопросов.

Консультации между социальными партнерами традиционно осуществлялись на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом уровнях в соответствующих комиссиях (ст. 35 ТК). Так, в качестве одной из задач Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), которая формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», названо проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения; согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики.

Консультации проводят и региональные трехсторонние комиссии, создаваемые в соответствии с законодательством субъектов РФ. Например, Закон г. Москвы от 22.10.97 № 44 «О социальном партнерстве» предусматривает создание Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Эта комиссия активно сотрудничает с органами государственной власти субъекта РФ, в частности проводит консультации по выработке и реализации социально ориентированной политики экономических преобразований в Москве.

Консультации могут проводиться и территориальными трехсторонними комиссиями, которые формируются на основе регионального законодательства о социальном партнерстве.

Отдельные законодательные и иные нормативные правовые акты предусматривают проведение консультаций социальных партнеров в иных формах, например, ст. 21 Закона о занятости населения предусматривает участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения.

В частности, по предложению профессиональных союзов органы исполнительной власти, работодатели проводят взаимные консультации по проблемам занятости населения. По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ предусмотрен новый вид консультаций - консультации, проводимые с участием сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения, работодателя, который отказывается присоединиться к данному соглашению, действующей у него первичной профсоюзной организации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 48 ТК).

Консультации на локальном уровне проводятся в рамках участия работников в управлении организацией. Проведение консультаций предусматривается, например, ст. 372, 373 ТК при осуществлении локального регулирования трудовых отношений или расторжении трудового договора по инициативе работодателя.

В указанных случаях выборному профсоюзному органу, представляющему интересы работников, предоставляется право выразить свое мнение. Если выборный профсоюзный орган не согласен с содержанием проекта локального нормативного акта или с решением работодателя об увольнении, в течение 3 дней после получения мотивированного мнения работодатель проводит с ним дополнительные консультации.

Консультации должны проводиться и при решении вопроса о присоединении к заключенному на федеральном уровне отраслевому соглашению (ст. 48 ТК).

Коллективным договором могут быть предусмотрены и иные случаи проведения консультаций с представителями работников, например при решении вопроса о проведении реорганизации предприятия, признании его банкротом, осуществлении массового увольнения работников. Консультации проводятся с целью учета законных интересов работников при принятии управленческих решений и обеспечения соблюдения их трудовых прав.

2.3. В качестве следующей формы социального партнерства названо участие работников в управлении организацией. Такое взаимодействие работников и их представителей с работодателем осуществляется, как это ясно из самого наименования, исключительно на локальном уровне. В соответствии со ст. 52 ТК за работниками закреплено право непосредственно или через свои представительные органы участвовать в управлении организацией.

Участие работников в управлении организацией должно обеспечить возможность влияния на принимаемые работодателем решения.

Трудовой кодекс выделяет несколько форм участия, которые могут использоваться на практике (ст. 53 ТК). К сожалению, законодательство не отличается четкостью при разделении форм социального партнерства и форм участия работников в управлении. Так, проведение консультаций названо и в качестве самостоятельной формы социального партнерства (ст. 27 ТК), и в качестве формы участия работников в управлении (ст. 53 ТК). То же самое можно сказать и о разработке и заключении коллективного договора. К тому же и само участие в управлении организацией признается формой социального партнерства.

Вряд ли можно будет четко разграничить такие формы участия работников в управлении организацией, как проведение консультаций и учет мнения, поскольку консультации проводятся в процессе соблюдения процедуры учета мнения представителей работников.

Указанные противоречия тем не менее не должны влиять на использование всех возможных видов взаимодействия работников и работодателей, поскольку главная идея концепции социального партнерства - создание системы всестороннего сотрудничества сторон. Выбор формы сотрудничества носит второстепенный характер и в основном зависит от волеизъявления сторон.

В качестве форм участия работников в управлении организацией ст. 53 ТК называет (помимо проведения консультаций и заключения коллективного договора) учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом либо коллективным договором, получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию, участие в заседаниях органов управления организации при рассмотрении внесенных предложений, иные формы, установленные работодателем и работниками в коллективном договоре, локальном нормативном акте, учредительных документах.

Мнение представительного органа работников учитывается при принятии некоторых локальных нормативных актов, например при составлении графиков сменности (ст. 103 ТК), принятии локального нормативного акта, предусматривающего разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК), локального нормативного акта, устанавливающего нормы труда (ст. 162 ТК), правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК), инструкций по охране труда (ст. 212 ТК).

Представительный орган работников участвует также в установлении повышенных размеров оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК), а также за работу в ночное время (ст. 154 ТК); в определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников (ст. 196).

Процедура учета мнения представительного органа работников предусмотрена ст. 372 ТК.

При осуществлении правоприменительных действий учитывается мнение лишь выборного профсоюзного органа, иные представители работников не участвуют в решении вопросов введения неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест (ст. 74 ТК), увольнения работников, являющихся членами профсоюза (ст. 82 ТК), привлечения к сверхурочным работам (ст. 99 ТК), к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК), определения очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 123 ТК), принятия необходимых мер при угрозе массовых увольнений (ст. 180 ТК), увеличения продолжительности вахты (ст. 299 ТК).

Одной из форм участия работников в управлении организацией является получение от работодателя информации по вопросам реорганизации или ликвидации организации, изменения технологических или организационных условий труда, которые могут повлечь изменение существенных условий трудового договора, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Информацию должны получать как профсоюзные, так и иные представители работников, поскольку не предусмотрено иного.

Перечень, предложенный ст. 53 ТК, является примерным. Стороны по соглашению могут расширить его.

2.4. Своеобразной формой социального партнерства является участие представителей работников и работодателя (работодателей) в досудебном и внесудебном разрешении трудовых споров.

Сотрудничество работников и работодателя (работодателей) осуществляется при разрешении как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров. При разрешении индивидуальных трудовых споров представителями работников и работодателя на паритетных началах создается комиссия по трудовым спорам, которая рассматривает большинство индивидуальных трудовых споров (ст. 384-389 ТК).

При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура рассмотрения спора: по соглашению сторон из их представителей создается примирительная комиссия, стороны участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража, проводят переговоры по определению минимума необходимых работ (услуг), переговоры в ходе проведения забастовки с целью урегулирования существующих разногласий (ст. 398, 401-404 ТК). Все эти действия необходимо рассматривать как сотрудничество сторон спора, их участие во внесудебном разрешении коллективного трудового спора.

2.5. Помимо указанных форм в соответствии с законодательством и сложившейся практикой используются: ?

создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координационных органов; ?

участие социальных партнеров в управлении внебюджетными социальными фондами; ?

рассмотрение и учет работодателями и органами государственной власти предложений профессиональных союзов.

В соответствии со ст. 20 Закона о занятости населения создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Их основная задача - выработка согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях. Членами таких комитетов являются представители объединений профессиональных союзов, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами.

В качестве примера можно привести организацию деятельности координационного комитета содействия занятости населения г. Москвы, созданного согласно ст. 7 Закона г. Москвы «О социальном партнерстве».

Координационный комитет содействия занятости населения Москвы формируется Правительством Москвы, общегородскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов, общегородскими объединениями (ассоциациями) работодателей.

В его функции входит содействие разработке и реализации программ по проблемам занятости, разрабатываемых в системе социального партнерства Москвы; проведение консультаций и экспертизы проектов нормативных актов органов исполнительной власти Москвы по проблемам занятости. Он принимает рекомендации в адрес Правительства Москвы, общегородских объединений (ассоциаций) профсоюзов, общегородских объединений (ассоциаций) работодателей, других общественных организаций по проблемам занятости в Москве.

По соглашению сторон могут создаваться другие двусторонние или трехсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений по отдельным направлениям. Например, ст. 218 ТК предусматривает создание в организациях комитетов (комиссий) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и работников. Деятельность комитета (комиссии) направлена на обеспечение требований охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, содействие работе службы охраны труда в организации.

Социальные партнеры участвуют в управлении внебюджетными социальными фондами. Закон о профсоюзах предусматривает право профсоюзов на участие в управлении государственными внебюджетными фондами социального страхования, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов. Закон об объединениях работодателей (ст. 13) устанавливает, что объединения работодателей имеют равные с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти права на паритетное представительство в органах управления государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством РФ.

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101, предусматривает, что правление Фонда является коллегиальным органом. В состав правления Фонда среди прочих представителей входят 7 представителей от общероссийских объединений профсоюзов и 4 - от работодателей (п. 22).

В качестве формы социального партнерства необходимо выделить и право социальных партнеров направлять свои предложения друг другу или в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления.

В большей степени это касается профессиональных союзов и их объединений. Именно им как представителям трудящихся законодательство предоставляет более широкие возможности, гарантируя право обращения как в государственные органы (органы местного самоуправления), так и в организации работодателей (к работодателю) с предложениями рассмотреть значимые для работников проблемы. У работодателей или органов государственной власти, органов местного самоуправления возникает обязанность такие предложения рассмотреть и учесть при решении того или иного вопроса, иногда - провести консультации или переговоры с профсоюзом.

Законодательством о профессиональных союзах предусматривается право профессиональных союзов, их объединений на выдвижение предложений о разработке, внесении изменений и дополнений в проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, о принятии законов и других нормативных актов, касающихся социально-трудовой сферы. Они имеют право участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями и их объединениями своих предложений (ст. 11 Закона о профсоюзах).

Предложения профессиональных союзов в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством РФ порядке (ст. 21 Закона о занятости населения).

Общероссийские объединения профсоюзов или территориальные объединения организаций профсоюзов высказывают свое мнение (которое подлежит учету) о необходимости и масштабах привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы (ст. 12 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников (ст. 12 Закона о профсоюзах).

Взаимодействие профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта (ст. 15 указанного Закона) также может осуществляться в форме внесения предложений.

Объединения работодателей в соответствии со ст. 13 Закона об объединениях работодателей также могут вносить предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и связанные с ними отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, а также участвовать в их разработке.

Законом о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и региональными законами о социальном партнерстве предусмотрена возможность внесения в федеральные органы государственной власти предложений о принятии законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, участия РТК и региональных трехсторонних комиссий в подготовке разрабатываемых законопроектов.

Российская трехсторонняя комиссия может участвовать по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания РФ в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Трудовой кодекс предусматривает участие РТК в принятии некоторых решений Правительства РФ. Это совершенно новая форма социального сотрудничества, активно включающая представителей работников и работодателей в процесс нормотворчества. В частности, с учетом мнения РТК утверждаются перечни производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 117 ТК); особенности порядка исчисления среднего заработка для отдельных категорий работников или в особых обстоятельствах (ст. 139 ТК). С учетом мнения РТК Правительство РФ определяет перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК), перечень профессий творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов (ст. 153); перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет (ст. 265 ТК), и др.

Еще одна форма социального партнерства предусмотрена ст. 351 ТК, введенной Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ.

Это участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. Под органами социального партнерства в данном случае понимаются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений - Российская трехсторонняя, областные, краевые, республиканские и территориальные комиссии. В тех случаях, когда соответствующие комиссии не созданы, их правами по участию в разработке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда наделяются соответствующие профсоюзы (объединения профсоюзов) и объединения работодателей.

Этим правам корреспондирует обязанность государственных органов (федеральных и региональных) и органов местного самоуправления обеспечить условия для их реализации.

Порядок участия в разработке и обсуждении указанных правовых актов в общих чертах определен ч. 2 и 3 ст. 351 ТК. Проекты соответствующих правовых актов направляются в комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а при их отсутствии - профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей. Последние принимают решения, отражающие их мнение по поводу представленных проектов, замечания и предложения, и доводят их до сведения органов, разработавших соответствующие проекты.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны рассматривать и учитывать решения органов социального партнерства (или социальных партнеров) при принятии окончательного решения.

Более детально порядок участия трехсторонних комиссий (профсоюзов и объединений работодателей) в разработке правовых актов должен быть определен федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Необходимо, в частности, определить сроки направления проектов правовых актов в органы социального партнерства, сроки и форму принимаемых трехсторонними комиссиями решений, способ их учета органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Социальное партнерство прежде все система, которая объединила под своим понятием комплекс взаимоотношений между людьми разного статуса. Когда цивилизацией были стерты классовые противоречия, образовались конфликты между предприятиями, которые должны разрешаться даже, по мнению судей, мирным путём.

Достижение в различных интересах, согласованности цивилизованным методом – задача социального партнерства. Защищать выгоду каждого берутся представители сторон – профсоюзы трудящихся, главы предприятий работодателей и госорганы государство.

Трудовые отношения может регулировать только сотрудничество, основанное на договорных соглашениях и законах.

С помощью гражданского сотрудничества сглаживаются противоречия социально-трудовой сферы. Невозможно урегулировать господствующую частную собственность, в условиях соперничества труда и капитала.

Без основных принципов, на которых основано социальное партнерство, не достигнуть настоящего эффекта в любой деятельности общества:

  • равноправия между сторонами, вправе каждого инициировать переговорный процесс;
  • взаимоуважения с учетом интересов партнеров;
  • заинтересованности участников в договоренности;
  • государство содействует и укрепляет развитие демократических отношений;
  • фигуранты соблюдают утверждения из законодательства, нормативные акты по трудовому праву, выполняют требования подписанных соглашений;
  • полномочия представителей подтверждают документально протоколом, приказом;
  • рассматриваются любые вопросы из производственной сферы в соответствии с ТК;
  • обязательства принимаются в добровольном порядке, угрозы и принуждения исключены;
  • фискальные, надзорные органы контролируют выполнение ;
  • на стороны накладывается ответственность за нарушения в трудовых соглашениях.

Когда нужно проводить индексацию заработной платы? Смотрите .

Для следования в соответствии с принципами существует порядок, где властвует закон и право, всегда видны внешние проявления взаимодействий в обществе.

Уровни

Прежде всего, ТК разделяет социальное партнерство по уровням:

  • федеральным – регулирующим отношения;
  • региональным – устанавливающих порядок в районах;
  • отраслевым – управляющим конкретной отраслью;
  • территориальным – функционирующим в населенном пункте;
  • локальным – работающим на определенном предприятии.

Что такое социальное партнерство? Смотрите видео:

Формы

Взаимоотношения на любом уровне должны осуществляться на основании законодательных актов, а деловая, экономическая деятельность представлена в следующих формах:

  • договора составляются в условиях коллективных переговоров;
  • проведение взаимных консультаций в случае споров профсоюза с работодателем;
  • совместное управление предприятием рабочими, профсоюзом во главе администрации;
  • примирение в досудебном порядке работников с работодателями.

В чем выражено социальное партнерство в социальной сфере

Двусторонним типом деловых отношений служат мирные переговоры между руководством и его сотрудниками в организации.

При этом персонал заинтересован:

  • в стабильности ;
  • достойной ;
  • оптимальном соотношении выполненного объёма работ и вознаграждений;
  • социальных привилегий.

Руководитель старается осуществить:

  1. Получение максимальной прибыли.
  2. Снижение затрат.
  3. Оптимизации производственных процессов.

Что такое социальное партнерство в социальной сфере? Фото: ppt-online.org

Каждая составляющая общества в своем противостоянии между разными целями, но единым консенсусом в итоге добивается своего результата – удовлетворения в борьбе социального партнерства.

Результат нестабильности

В условиях нестабильных отношений между двумя противоположными сторонами проявляется равнодушие к интересам своего партнера в производственной деятельности.

В результате:

  • снижается прибыль;
  • уходят инвесторы;
  • ухудшаются условия труда.

Если производительность невозможно повысить, спорную ситуацию разрешить двусторонним порядком, подключают третью сторону – государство.

Для этого случая в нашей стране действуют специальные комиссии из представителей от профсоюза, руководства компаний, правительственных должностных лиц. В обязанность ведомства входит урегулирование социальных и трудовых отношений.

Субъекты тоже создают свои комиссии, которые действуют по законам и локальным распоряжениям от местных органов.

Представление о социальной системе

Социальным менеджментом служит ключевое понятие, которым управляет:

  • целенаправленность;
  • иерархическая лестница;
  • управление в совокупности с синергией.

Что грозит работодателю при нарушении ТК? Узнаете .

Гражданственной организацией, как высшего уровня в развитии муниципальной системы, образуется механизм для разрешения возникших в обществе проблем, с помощью которого стремятся достигнуть своих замыслов.

Они в виде целостного образования могут включать в себя:

  • социальную группу;
  • общность;
  • отдельное общество;
  • и даже мировое сообщество.

Как применяется социальное партнерство в социальной сфере? Ответ в видео:

Сотрудников определенной организации, связанных совместным рабочим процессом, социологи рассматривают, как разновидность социальной системы.

К её особенностям принадлежит сложность отдельной частицы, которую представляет человек с собственной субъективностью и поведением.

Кроме всего система наделена характерными чертами с неопределенным функционированием и границами управления.

Распределение организационных структур

В социальной организации главным направлением является достижение цели. Под организацией следует понимать выполнение конкретных задач в общественном управлении, над ними работают объединенные в группу люди, их труд разделен на выполнение отдельных обязанностей.

Образования, которые в обществе называют организациями, представляют собой разделенные по отраслям социальные сферы.

К ним принадлежат подразделения, которые действуют в индустрии:

  • образовательной;
  • культурной;
  • туристической;
  • спортивной;
  • в области искусства или здравоохранения;
  • отдыха;
  • научной;

Как величина МРОТ влияет на зарплаты в России? Подробнее по .

Создают подобные предприятия госорганами РФ, и её субъектами.

Какие намерения раскрывает

Особая форма сотрудничества в круге данной деятельности носит не коммерческий характер. Расходы на обеспечение берут соответствующие бюджеты по сметам.

Целью данного направления может служить благополучие в сфере:

  • социальной;
  • благотворительной;
  • культурной;
  • образовательной.

Работа подобного общества может быть организована в виде предпринимательского бизнеса, который не мешает основной структуре, а помогает своими доходами.

Чем живет и как действует

Три взаимосвязанных процесса придают жизнедеятельность социальной организации.

К ним относятся:

  • ресурсы, полученные со стороны;
  • сторонние предприятия, доходы которых идут для поддержания работоспособности;
  • положительный результат, переданный внешней среде.

Принципы социального партнерства. Фото: ppt-online.org

Госбюджет не всегда может обеспечить социальную сферу деятельности, в этом случае менеджеры занимаются поиском источников, где образование, здравоохранение, спорт, туризм все больше превращаются в коммерческие компании.

Партнерство и цель

Подобное партнерство преследует единственную цель – согласованные интересы рабочих и руководителей предприятий.

Где рабочие мероприятия, проводятся в обоюдной договоренности, позволяют увеличить производительность труда и в результате получить максимальную прибыль.

Соглашения между субъектами в трудовых отношениях определяет круг гарантий, они необходимы для соблюдения прав наемного персонала.

Развивать мирное эффективное сотрудничество можно с помощью договоров, совместных программ с материальным уклоном, которые станут стимулом для производственных достижений.

Заключение

Соревнования в спорте, на производстве, в быту, прочно вошли в нашу жизнь еще в прошлом веке. Подобная традиция несет позитивный характер.

Люди соревнуются городами и районами, организациями, медучреждениями и учебными заведениями, где социальное партнерство стоит во главе мероприятий. Целью этих слаженных действий в работе является достижение рекордных результатов, претворение в жизнь планов.

В результате изучения материалов главы б обучающийся должен:

знать

  • понятие и основные принципы социального партнерства;
  • перечень сторон социального партнерства и их особенности;
  • формы социального партнерства;
  • правила ведения коллективных переговоров;
  • понятие коллективного договора и его содержание;
  • понятие и виды соглашений, порядок их разработки и заключения;

уметь

Решать правовые коллизии при выявлении противоречий между положениями нормативных правовых актов и статьями коллективного договора, соглашения;

владеть

  • навыками составления проектов коллективных договоров и соглашений;
  • способностью применять положения коллективных договоров и соглашений для решения конкретных практических задач в сфере трудового права.

Понятие и основные принципы социального партнерства. Его стороны и система. Общая характеристика форм социального партнерства

Социальное партнерство – это новый институт российского трудового права, появившийся в ТК РФ с момента его принятия в 2002 г. Ему отведена целая часть – часть вторая Кодекса, содержащая раздел II "Социальное партнерство в сфере труда". Данный раздел состоит из семи глав, с третьей по девятую, ст. 23–55.

Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

До введения в ТК РФ легального определения данного понятия специалисты трактовали его по-разному. Так, А. Силин определял социальное партнерство как "систему регулирования трудовых отношений" ; Г. Ю. Семигин – как "способ регулирования... социально-трудовых отношений" ; И. Я. Киселев отмечал, что социальное сотрудничество – это взаимодействие партнеров в ходе создания и применения трудовых норм, как национальных, так и международных, а также при разрешении трудовых споров . В. Л. Михеев, использующий междисциплинарный подход, рассматривал социальное партнерство как цивилизованную систему общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящуюся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления . По мнению А. Ф. Нуртдиновой, социальное партнерство является сложным социологическим феноменом. Оно, с одной стороны, представляет собой систему сотрудничества работников и работодателей, с другой – идеологию такого сотрудничества .

Ряд авторов указывает на "условность" данного понятия, поскольку "истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов. Однако наряду с конфликтом интересов у работников и работодателей наличествует и общность интересов: обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников.

Наличие как противоположных, так и общих интересов обусловливает, с одной стороны, конфликтность взаимоотношений между работниками и работодателем, с другой – необходимость заключения соглашения о “социальном мире”, выработки механизмов, позволяющих обеспечить сочетание производственных и социальных аспектов в деятельности организации (работодателя)" .

Несомненно, что социальное партнерство – это сложное социальное, правовое, скорее всего, философское и мировоззренческое явление. Более того, оно является новым для российской истории, поскольку в дореволюционный период оно еще просто не успело сформироваться, а в советский период – не существовало в связи с его ненужностью для этого государственного строя. И мы только начинаем привыкать к нему: постепенно и медленно; стороны трудовых отношений применяют принципы социального партнерства к общественным отношениям, складывающимся между ними.

Основные принципы социального партнерства изложены в ст. 24 ТК РФ. Их 12:

  • – равноправие сторон;
  • – уважение и учет интересов сторон;
  • – заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • – содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • – соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • – полномочность представителей сторон;
  • – свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • – добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • – реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • – обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • – контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • – ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Рассмотрим наиболее важные из данных принципов подробнее.

Равноправие сторон является первым из них. Это связано с тем, что только стороны переговоров, обладающие равными правами и одинаковым юридическим инструментарием, способны обеспечить реальное согласование взаимоприемлемых условий сотрудничества. Обеим сторонам трудового договора и социального партнерства ТК РФ гарантирует равные права по участию в коллективных переговорах, обсуждению вопросов, касающихся труда и социального развития, созданию комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и иных органов социального партнерства.

В трудовом праве в целом и в рассматриваемом институте в частности реализация, законодательное воплощение данного принципа имеет свою специфику, которая выражается в том, что законодатель предусмотрел для работников и их представителей дополнительные гарантии и возможности. То есть обеспечение равенства прав достигается в трудовом праве путем их "выравнивания" с помощью либо предоставления бо́льших прав работникам, либо возложения бо́льших обязанностей на работодателей.

В рассматриваемой области установлены, в частности, обязанность работодателя создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников (ст. 32 ТК РФ), запрещение уклоняться от ведения коллективных переговоров, обязанность предоставлять необходимую информацию, дополнительные гарантии для работников, участвующих в коллективных переговорах (ст. 39 ТК РФ).

Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе в качестве принципа социального партнерства является необходимым условием его развития, поскольку, как указывалось выше, достижение взаимоустраивающих договоренностей между сторонами, имеющими подчас противоположные интересы, весьма сложный процесс. Государственные органы в связи с этим призваны помогать сторонам начать такой диалог, выступить в нем в роли посредников и своего рода медиаторов. В некоторых случаях государство устанавливает ответственность за нарушения, допущенные сторонами в сфере социального партнерства. Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления участвуют в качестве третьей, равноправной стороны при заключении соглашений, являющихся, наряду с законодательными актами, важными регуляторами социально-трудовых отношений.

Следующий принцип – принцип законности – является традиционным и входит в перечень принципов практически любого правового института. Его содержание в рамках социального партнерства заключается в том, что стороны обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов при реализации всех форм социального партнерства.

Достаточно нетипичным в этом ряду выглядит принцип полномочности представителей сторон . Несомненно, что необходимые полномочия у лиц, принимающих те или иные решения или акты, должны иметься, однако в качестве принципа данное обстоятельство, как правило, не выделяется. В институте же социального партнерства данный вопрос имеет принципиальное значение в связи с возможной множественностью представителей сторон, особенно в части представителей работников. Трудовой кодекс РФ подробно регламентирует виды представителей сторон, порядок их избрания и наделения полномочиями (гл. 4).

Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений , в общем виде закрепляющий возможность наступления санкций за невыполнение коллективного договора или соглашения, конкретизирован в законодательстве весьма специфически. За данные действия (бездействие) установлена административная ответственность, однако в диспозициях ст. 5.28–5.34 КоАП РФ в качестве субъектов ответственности предусмотрены только работодатели и лица, их представляющие.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Подробнее о представителях сторон см. параграф 6.2.

Специфической стороной являются органы государственной власти и органы местного самоуправления. Несмотря на то, что в ТК РФ не конкретизирована ветвь власти, уполномоченная быть представителем государства или муниципального образования, на практике таковыми выступают органы исполнительной власти. Они участвуют в социальном партнерстве в двух качествах: 1) как работодатели; 2) как третья сторона.

Если органы государственной власти и органы местного самоуправления являются в социальном партнерстве работодателями, то на них в полной мере распространяются все права, обязанности и ответственность представителей работодателей, установленные гл. 4. Если же им отводится роль третьей стороны социального партнерства, то здесь статус данных органов особый, не похожий на статус иных сторон. Часто эту роль называют "второстепенной", отводя органам государственной власти и местного самоуправления место "содействующей" стороны в поиске взаимоприемлемых решений, представляющей и защищающей интересы общества в целом. Между тем в современных условиях без вмешательства (участия) государства взаимодействие социальных партнеров трудно назвать партнерством, пока именно государственные органы обеспечивают начало и продвижение переговорного процесса между работодателями и работниками.

Тем не менее органы государственной власти и местного самоуправления принимают участие далеко не во всех формах социального партнерства, установленных ст. 27 ТК РФ. Так, их "сфера присутствия" – это участие в коллективных переговорах по подготовке проектов соглашений и заключению соглашений, а также проведение взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В настоящее время участие государства наиболее заметно на федеральном, региональном и отраслевом (межотраслевом) уровнях. Для регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов в сфере трудового права на федеральном уровне создана РТК , в состав которой входит координатор стороны, представляющей Правительство РФ, назначаемый им же. К полномочиям РТК относится в том числе заключение Генерального соглашения, устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Практически во всех субъектах Федерации приняты региональные законы, учредившие трехсторонние комиссии на уровне соответствующего субъекта. Например, на территории Нижегородской области Нижегородская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений образована Законом Нижегородской области от 27.04.1999 № 40-3 "О социальном партнерстве".

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ в ТК РФ была введена ст. 35.1 "Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда", установившая обязанность органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере труда, а также обязательность направления проектов таких актов на рассмотрение в соответствующие комиссии и обязательность рассмотрения принятых ими решений.

Указанным Законом также была отредактирована ст. 48 ТК РФ в части придания практически обязательной силы для работодателей заключенным на федеральном уровне отраслевым соглашениям. В результате чего на данный момент заключено и действует более полусотни таких соглашений в самых различных отраслях народного хозяйства, начиная от организаций текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности и заканчивая организациями, учреждениями, подразделениями и органами внутренних дел РФ.

Система социального партнерства представляет собой совокупность различных уровней социального партнерства, на которых возможны различные виды взаимодействия партнеров. Структура уровней состоит из двух обособленных ветвей (рис. 6.1).

Рис. 6.1.

На каждом из данных уровней социального партнерства оно возможно в различных формах и форматах. Исключение составляют только некоторые их них, в частности на федеральном уровне возможен только трехсторонний диалог, а на локальном, напротив, – только двусторонний.

Формы социального партнерства перечислены в ст. 27 ТК РФ, это те правовые и фактические виды взаимодействия сторон, в которых возможно согласование их интересов. Несмотря на то что в данной статье дан их исчерпывающий перечень и формулировка статьи не позволяет считать его открытым, с учетом принципов социального партнерства можно предположить, что возможны и иные способы и варианты партнерства. Аналогичного мнения придерживаются и другие авторы .

Основной правовой формой социального партнерства является ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений. Ее значимость связана с тем, что именно по результатам коллективных переговоров принимаются обязательные для исполнения документы: коллективные договоры и соглашения. Проведение таких переговоров возможно на всех уровнях социального партнерства и с участием всех его сторон. Их итогом является подписание коллективного договора или соглашения – правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения у конкретного работодателя либо в пределах территории или отрасли соответственно. Подписанные сторонами коллективные договоры, соглашения содержат трудоправовые нормы и являются источниками права, однако их положения не могут противоречить нормативным правовым актам.

Взаимные консультации (переговоры) по различным вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений также достаточно подробно прописаны в действующем законодательстве. Как уже указывалось выше, с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ поле этих переговоров было расширено. Кроме того, консультации проводятся и на уровне конкретного работодателя, например, при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ) или расторжении трудового договора по ряду оснований по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ).

Здесь следует отметить, что учет мнения представительного органа работника в случаях, предусмотренных ст. 372 и 373, отнесен ст. 53 ТК РФ к участию работников в управлении организацией, а это следующая форма социального партнерства. Очевидна непоследовательность и противоречивость норм ТК РФ в данном вопросе. Тем не менее сама суть данных процедур от этого не страдает.

В соответствии со ст. 23 Трудового кодекса социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Социальное партнерство осуществляется на нескольких уровнях:

    федеральном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

    межрегиональном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

    региональном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

    отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

    территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

    локальном, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Социальное партнерство в сфере труда осуществляется в следующих формах:

    коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

    взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений;

    участия работников в управлении организацией;

    участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Принципы социального партнерства:

    равноправие сторон;

    уважение и учет интересов сторон;

    заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

    содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

    соблюдение сторонами законов и иных нормативных правовых актов;

    полномочность представителей сторон;

    свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

    добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

    реальность обязательств;

    обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

    контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений;

    ответственность сторон за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений.

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На федеральном уровне образуется постоянно действующая российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений из представителей общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ. Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут образовываться в субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут создаваться на федеральном, межрегиональном, территориальном уровнях социального партнерства. На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения. Трудовой кодекс РФ устанавливает порядок ведения коллективных переговоров. Инициативу могут проявить как работники, так и работодатели. Представители стороны, получившие предложение о начале коллективных переговоров. Обязаны вступить в них в течение семи календарных дней. Представители сторон свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Стороны обязаны предоставить друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса всю имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон. Если по каким-либо вопросам в ходе переговоров не удается принять согласованное решение, составляются протокол разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших переговоров или коллективного трудового спора.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В него включаются взаимные обязательства сторон по таким вопросам, как: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий и компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен и т.п.; занятость работников, условия их высвобождения, переобучения; рабочее время и время отдыха; улучшение условий и охраны труда; соблюдение интересов работников при приватизации; охрана здоровья работников и экологическая безопасность; льготы работникам, совмещающим работу с обучением; отдых работников и членов их семей; контроль за выполнением колдоговора; отказ работников от забастовок при выполнении его условий и т.п.

Коллективный договор заключается на срок до трех лет и может быть продлен на срок до трех лет. Действие колдоговора распространяется на всех работников организации.

Соглашение – это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом или территориальном уровнях.

В соответствие со ст. 46 Трудового кодекса РФ в соглашение могут включиться взаимные обязательства сторон по таким вопросам, как оплата труда, условия и охрана труда, режимы труда и отдыха, развитие социального партнерства и иные вопросы, определенные сторонами.

Соглашения заключаются на срок не более трех лет и могут быть продлены на срок не более трех лет. Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили своих представителей на его заключение, на органы государственной власти и местного самоуправления (в пределах взятых ими на себя обязательств), а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения. Если работодатели в течение 30 дней со дня опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду свой мотивированный отказ, то соглашение считается распространенным на этих работодателей.

За уклонение сторон от участия в коллективных переговорах, непредоставление необходимой информации, а также за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения установлена ответственность в виде штрафа.

Трудовой кодекс РФ в ст. 53 предусматривает основные формы участия работников в управлении организацией:

    учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных законом или колдоговором;

    проведение представительным органом работников консультаций по вопросам принятия локальных нормативных актов;

    получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

    обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

    обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

    участие в разработке и принятии коллективных договор и др.



Просмотров