Российское банковское право. Банковское право в российской федерации. Понятие банковской системы, ее элементы и свойства

Банковское право является отраслью права, которая регулирует деятельность банков и иных кредитных организаций.

Под "банковским правом" понимается:

Во-первых, отрасль права;

Во-вторых, наука, которая изучает закономерности построения и функционирования банковской системы, правовых норм, регулирующих банковские отношения и практику их применения;

В-третьих, учебная дисциплина, которая преподается в высших учебных заведениях.

Система банковского права включает три уровня:

а) подотрасли банковского права;

б) правовые институты (отраслевые и межотраслевые);

в) нормы банковского права.

Пример подотрасли - валютное право в той части, в которой оно регулируется соответствующими банковскими законами и нормативными актами Банка России.

Институт банковского права - это совокупность правовых норм, которые регулируют взаимосвязанные банковские отношения определенного вида. Банковское право состоит из таких институтов, как например, банковская система, правовой статус кредитной организации, правовой статус Банка России, пруденциальное регулирование, пруденциальный надзор, правовое регулирование бухгалтерского учета в кредитной организации, открытие и ведение банковского счета, расчеты, кассовые операции, валютные операции, валютный контроль, операции по банковским вкладам, операции по кредитам, операции с драгоценными металлами и некоторые другие.

    Предмет банковского права, его структура по группам отношений.

Можно сказать о том, что у банковского права существует свой собственный предмет правового регулирования – общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия банковских и иных кредитных организаций.

Банковское право регулирует, во-первых, банковскую систему, возглавляемую Банком России, и, во-вторых, банковскую деятельность. Соответственно, предметом правового регулирования для банковского права являются банковская система, банковская деятельность и банковские отношения.

    Предпосылки выделения банковского права в самостоятельную науку.

    Соотношение банковского права с другими отраслями права (конституционным, уголовным, административным, гражданским, финансовым и т.д.)

Отраслями, смежными с банковским правом, являются гражданское, административное, финансовое и предпринимательское право.

Банковское и предпринимательское право

Наиболее тесно банковское право связано с предпринимательским. Эта связь главным образом выражается в том, что банковская деятельность является разновидностью предпринимательской деятельности со всеми присущими ей признаками: самостоятельность, систематичность, направленность на извлечение прибыли, рисковый характер, легальность, профессионализм. Вместе с тем банковская деятельность - обособленная сфера предпринимательства, специфику которой подробно изучает банковское право. Если предмет предпринимательского права составляют предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества, то банковское право целиком и полностью концентрирует внимание на той группе отношений, которые складываются по поводу банковской деятельности, имеют ближайшее соприкосновение с банковской системой.

Банковское и административное право

В переводе с латинского «администрация» означает «управление». Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления). Главная особенность административных отношений состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т. с. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ. Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью.

Отношения, регулируемые банковским правом, не относятся к сфере исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ и Законом о Банке России ЦБ РФ также не является органом исполнительной власти.

Кроме того, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), в то время как административное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

В то же время близость банковского и административного права обусловлена тем, что и Банк России, и органы исполнительной власти осуществляют публично-правовое регулирование соответствующих общественных отношений, оказывают публично-правовое воздействие на соответствующие субъекты.

Банковское и финансовое право

Финансовое право как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач. Иными словами, предмет финансового права - отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Таким образом, из всего круга финансовых и банковских отношений смежными являются лишь отношения между Банком России и кредитными организациями по поводу формирования и использования фонда обязательных резервов (ст. 38 Закона о Банке России). В этой связи в юридической литературе справедливо отмечается, что отношения по поводу образования и использования фонда обязательных резервов ЦБ РФ не относятся к отношениям, возникающим в процессе финансовой деятельности государства, поскольку внутри банковской системы не образуются финансовые фонды денежных средств, а фонд обязательных резервов Банка России не является государственным финансовым фондом денежных средств, он не направлен на покрытие государственных затрат, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Эти отношения не входят в сферу финансовой деятельности государства, т. с. в ту сферу, которая охватывается предметом финансового права. Отношения Банка России с кредитными организациями составляют предмет регулирования не финансового, а банковского права.

Вместе с тем Банк России может участвовать в финансовых отношениях и в этом качестве быть субъектом финансового права. Пример таких отношений - отношения по поводу перечисления Банком России в федеральный бюджет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов (ст. 26 Закона о Банке России).

Банковское и гражданское право

Нормы гражданского права определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулируют договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В соответствии с п. 2 ст. 1 Г К РФ граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В банковском праве такая достаточно широкая автономия воли сторон - скорее исключение, чем правило, поскольку большинство норм банковского права императивны. К примеру, нормами гл. 44 ГК РФ регулируется такая банковская сделка, как договор банковского вклада. В соответствии с п. 1 ст. 836 ГК РФ договор банковского вклада должен быть заключен в письменной форме. Причем ГК РФ не конкретизирует, должен ли это быть один документ, подписанный сторонами, либо достаточно оферты и акцепта. Часть 2 ст. 36 Закона о банках в императивном порядке устанавливает, что привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику. Несоблюдение этого правила является правонарушением, за которое банк привлекается к ответственности по нормам не гражданского, а банковского законодательства.

Кроме того, согласно положениям ст. 3 ГК РФ издавать подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, могут только Президент РФ. Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. В соответствии же со ст. 4 Закона о Банке России ЦБ РФ устанавливает правила осуществления расчетов и правила проведения банковских операций, т. е. имеет право издавать подзаконные акты банковского права, и не наделен полномочиями по изданию подзаконных актов, содержащих нормы гражданского права.

    Банковское правоотношение, его виды.

Предметом банковского права являются банковско-правовые отношения – правовые отношения, возникающие и развивающиеся в сфере банковской деятельности.

Банковские правоотношения по своему субъектному составу бывают двух видов, каждый из которых, в свою очередь, представляет собой совокупность определенных правовых отношений:

1. Отношения между ЦБ РФ и иными участниками банковской системы, в первую очередь – с коммерческими банками. Они состоят из двух подвидов:

1) отношения властного характера, связанные:

а) с регулированием банковской системы (регистрация создаваемой кредитной организации, ее лицензирование, установление Банком России банковских правил и т. д.);

б) осуществлением ЦБ РФ банковского контроля и контроля за соблюдением банковского законодательства;

в) привлечением кредитных организаций к ответственности за нарушение банковского законодательства и т. д.;

2) отношения, основанные на относительном равенстве сторон, связанные с осуществлением ЦБ РФ банковской деятельности;

2. Возникающие в процессе осуществления кредитными организациями банковской деятельности:

1) межбанковские отношения между участниками нижнего уровня банковской системы (кредитными организациями);

2) отношения кредитных организаций и их клиентов (физических и юридических лиц).

Банковские правоотношения – это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере банковской деятельности, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами банковского права.

Признаки банковских правоотношений:

1) это общественные отношения, то есть отношения между лицами (юридическими и физическими), имеющие общественную значимость;

2) банковские правоотношения – денежные по своей экономической сущности отношения, заключающиеся в перераспределении денежных средств между отраслями экономики и регионами страны, эффективном обеспечении расчетов;

3) банковское правоотношение представляет собой юридическую связь субъектов таких правовых отношений посредством субъективных прав и юридических обязанностей.

Под составом каждого конкретного банковского правоотношения понимается совокупность его участников, то есть субъектов банковских правоотношений. Под структурой банковских правоотношений понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения.

Структуру банковских правоотношений, как и любых правовых отношений, образуют следующие три элемента:

1) субъекты правоотношения – это его участники (стороны);

3) объект правоотношения – то, по поводу чего или ради чего субъекты правовых отношений вступают в правовую связь. В качестве объекта правоотношений выступают разнообразные материальные и нематериальные блага.

В процессе банковской деятельности структура правоотношения, с одной стороны, определяется содержанием прав и обязанностей субъектов (юридическая структура), с другой – проявляется в поведении субъектов в ходе реализации прав и обязанностей (фактическая структура).

В случае правомерного поведения участников банковского правоотношения имеет место совпадение юридической и фактической структур, при несовпадении – нарушение банковского законодательства – правонарушение либо преступление.

    Участники банковских правоотношений.

Банковская деятельность регулируется по преимуществу гражданским и банковским правом, поэтому в зависимости от правоотношений их субъекты могут относиться к субъектам банковских правоотношений или гражданско-правовых правоотношений.

К субъектам банковских правоотношений могут относиться:

государство в целом;

государственные органы;

субъекты РФ;

административно-территориальные единицы и органы местного самоуправления;

должностные лица государственных органов;

юридические лица;

физические лица;

Банк России и кредитные организации – основные субъекты банковских правоотношений.

Все вышеназванные субъекты имеют различные полномочия в области банковского права, но банковские операции может осуществлять только кредитная организация. Банковские операции и банковские сделки проводятся кредитной организацией в целях оказания банковских услуг и получения прибыли, которые в свою очередь могут рассматриваться как часть банковской деятельности. Но при этом банковская деятельность может быть объектом других правоотношений – гражданско-правовых, финансовых или налоговых.

Субъектами гражданско-правовых отношений в сфере банковской деятельности являются:

1) клиенты кредитных организаций, акционеры и вкладчики. Банковское право при этом регулирует банковские операции и взаимосвязанные со спецификой банковской деятельности сделки в той части, в которой это связано с осуществлением банковских технологий;

2) вкладчик или другое лицо, которое пользуется банковскими услугами, не является субъектом банковских правоотношений, так как им не предоставлено право проверять, как ведется бухгалтерский учет в банке, в том числе и по его собственному вкладу, правильно ли оформляются и учитываются банковские операции, соблюдаются ли банком соответствующие экономические нормативы, которые касаются именно вкладчиков. Вкладчик не знает и не имеет права требовать от банка предоставления информации о том, как банк управляет рисками, какие информационные продукты он использует, куда размещает привлеченные денежные средства. Он лишь заключает договор банковского вклада.

При осуществлении банковских операций кредитная организация обязана по требованию физического или юридического лица предоставить лицензию на осуществление банковских операций, информацию о своей финансовой отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.

Объект банковского правоотношения – банковская деятельность и возникающие в связи с ней общественные отношения, содержанием которых является банковская операция или банковская сделка.

Разграничение правоотношений имеет важное значение для определения характера прав, обязанностей и ответственности участников соответствующих правоотношений. Банковская деятельность – это общий объект для всего комплекса правоотношений, которые с ней так или иначе связаны. Но в этом общем объекте есть такие элементы, которые становятся объектами конкретных отраслевых правоотношений.

    Принципы банковского права.

Выделяют следующие принципы банковской деятельности, как:

1. Принцип экономической свободы определен в ст. 8 и 34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

2. Принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты. В ст. 8 Конституции в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

3. Принцип единого экономического пространства.Согласно ст. 8 Конституции РФ в России гарантируется свободное перемещение финансовых средств. В соответствии с данным принципом на территории РФ ни законодательно, ни в административном порядке никто не вправе устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие экономическое пространство РФ.

4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения монополизации и недобросовестной конкуренции. Данный конституционный принцип получил дальнейшее развитие в ФЗ «О защите конкуренции».

5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

6. Принцип законности лежит в основе построения правового государства. Принцип законности обязателен как для кредитных организаций, так и для государственных органов, регулирующих их деятельность. Законность обеспечивает стабильность экономики и особенно ее финансовой системы. Во исполнение данного принципа действуют правила регистрации ведомственных нормативных актов в Министерстве юстиции РФ до официального опубликования и вступления в правовую силу.

7. Принцип инициативности и добросовестности банкира является основой его подхода к делу и к отношениям с партнерами, конкурентами и потребителями, а также этот принцип определяет качество этих отношений.

8. Принцип свободы договора означает, что участники банковских правоотношений свободны в выборе партнера при заключении договора, в определении вида и условий договора, в установлении для регулирования своих взаимоотношений определенных правил.

9. Принцип информационной безопасности означает наличие общего для предпринимателей информационного пространства, включающего установленные правила операций с информационными продуктами, единую информационную систему (сведения о добросовестных и недобросовестных кредиторах и заемщиках, а также сведения о некачественных услугах), наличие коммерческой тайны.

10. Принцип защиты прав и интересов предпринимателя.Кредитная организация может использовать как юрисдикционные, так и неюрисдикционные способы защиты, причем можно обращаться в суд с иском о возмещении убытков к государственным и муниципальным органам, если незаконными действиями этих органов был причинен ущерб.

    Методы банковского права.

Основными методами банковского праваявляются:

1) публично-правовой метод (императивный метод, административно-правовой метод, метод власти и подчинения, метод субординации, авторитарный метод и т. д.);

2) частно-правовой метод (гражданско-правовой метод);

3) комплексный метод, представляющий собой сочетание двух вышеуказанных методов. Наличие этого метода обусловлено комплексным характером банковского права.

    Банковское право как наука и учебная дисциплина.

Наука банковского права – это система категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет собой определенную совокупность знаний, теоретических положений и выводов о содержании, роли и значении, а также развитии банковского права как составной части российского права.

Наука банковского права изучает:

1) принципы банковского права;

2) нормы банковского права и их развитие;

3) пути совершенствования банковского законодательства; общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования и развития банковской системы России; 4) общественные отношения, формирующиеся в процессе банковской деятельности, а также по защите прав и законных интересов участников банковских правоотношений и пользователей банковских услуг, а так же многое другое.

Наука банковского права исследует закономерности и тенденции развития банковского права, как составной части российского права.

Предметом науки банковского права являются общественные отношения, которые возникают в процессе регулирования и осуществления субъектами банковского права банковской деятельности, в том числе:

1) властные отношения, возникающие в процессе регулирования банковской системы соответствующими органами государства;

2) правовые отношения, возникающие в процессе построения, развития и функционирования банковской системы РФ и др.

Нормативную базу науки банковского правасоставляют акты банковского законодательства, а также правоприменительная и судебная практика в этой сфере.

Теоретическую основу науки банковского права составляют юридические, философские, общесоциологические науки, положения теории государства, теории финансов и экономической теории.

Основными методами науки банковского права выступают:

1) специально-юридический метод – заключается в описании и анализе норм и правоотношений, их объяснении, толковании и классификации;

2) сравнительно-правовой – основывается на сопоставлении правовых институтов, принадлежащих правовым системам различных стран;

3) конкретно-социологический – включает такие приемы, как личное наблюдение за деятельностью банковских органов, проведение социологических исследований;

4) исторический – предполагает историческое ретроспективное исследование, направленное на выявление истоков сегодняшних правовых проблем, выявление закономерностей правовой эволюции тех или иных правовых институтов;

5) метод живого познания – предполагает личное участие исследователя в интересующих его правоотношениях;

6) используются также системный и статистический методы.

Функции науки банковского права:общетеоретическую; аналитическую; критическую; конструктивную; воспитательную.

Банковское право как учебная дисциплина представляет собой предмет преподавания в высшей школе на юридических и экономических факультетах вузов. Благодаря этой учебной дисциплины будущие специалисты – экономисты и юристы – получают необходимые знания о банковской системе и банковском праве. В настоящее время курс «Банковского права» изучается в большинстве юридических и экономических вузов.

В отличие от учебной дисциплины банковского права, наука банковского права, помимо прочего, включает в себя и еще не доказанные теоретические гипотезы, предположения, многие из которых могут впоследствии оказаться ошибочными. В учебном процессе они не используются. Кроме того, в учебном курсе также не освещаются устаревшие и оказавшиеся за пределами законодательства и правоприменительной практики положения.

    Банковская деятельность и банковские операции как предмет банковского права, их правовые формы.

Банковская деятельность является предметом банковского права.

Особенности банковской деятельности:

1) это предпринимательская, коммерческая деятельность, то есть направленная на извлечение прибыли;

2) она может осуществляться только специальными субъектами: кредитными организациями и только на основании разрешения ЦБ РФ (лицензии) и самим ЦБ РФ;

3) основным содержанием такой деятельности выступает систематическое совершение банковских операций и банковских сделок.

Банковская деятельность – это направленная на извлечение прибыли деятельность кредитных организаций и ЦБ РФ по систематическому совершению банковских операций и банковских сделок.

Выделяют три вида сделок, совершаемых кредитными организациями:

1) банковские сделки;

2) банковские операции;

3) иные сделки кредитных организаций.

Банковские операции – это сделки, совершать которые могут только кредитные организации. Совершение банковских операций лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковской деятельности, преследуется по закону и карается применением мер юридической ответственности вплоть до уголовной.

Банковские сделки – это те сделки, которые помимо банков и небанковских организаций могут совершать и другие организации и индивидуальные предприниматели. В случаях же, когда такие сделки совершают кредитные организации, сами сделки считаются банковскими, и образуют банковскую деятельность. Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии ЦБ РФ – и в иностранной валюте.

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение таких привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Кредитная организация помимо перечисленных выше банковских операций вправе осуществлять следующиесделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договорам с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

За исключением банковских операций и банковских сделок кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством РФ. Их совершение не образует банковской деятельности и носит для ее осуществления вспомогательный характер. К таким иным сделкам кредитных организаций относятся, например: сделки по приобретению необходимого специального оборудования, автомобилей и оргтехники, аренде; покупка помещений необходимых для осуществления банковской деятельности, и др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ИСТОЧНИКИ БАНКОВСКОГО ПРАВА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА

Вопрос об источниках банковского права непосредственно связан с проблемой норм банковского права, поскольку нормы банковского права не могут быть оторваны от форм своего выражения.

Источник права - это форма выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права определенного содержания, на его формирование, изменение или констатацию факта его прекращения.

Нормы, регулирующие банковские правоотношения, можно поделить на две группы:

1) регулирующие банковскую деятельность;

2) непосредственно посвященные банковской деятельности.

В современной юридической науке и соответствующей учебной и научной литературе понятие "источники права" может использоваться в двух взаимосвязанных значениях - как "материальный источник права" (источник права в материальном смысле) и как "формальный источник права" (источник права в формальном смысле).

В первом случае к источникам права относят объективные факторы, "порождающие" право как социальное явление, т. е. то, что стало причиной образования права. В качестве таких факторов выступают материальные и духовные аспекты жизни общества, природа вещей, божья воля и воля законодателя и т. д.

Под формальным источником права действительно имеется в виду форма внешнего выражения содержания действующего права. При этом понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно--юридических документов.

Источники банковского права представляют собой совокупность официально определенных внешних форм, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения.

Систему источников банковского права России составляют:

1) Конституция Российской Федерации;

2) нормы международного права;

3) международные договоры Российской Федерации;

4) Решения Конституционного Суда РФ;

5) банковское законодательство, которое включает в себя федеральные законы, содержащие нормы банковского права: ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ФЗ "О банках и банковской деятельности", ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", ФЗ "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О валютном регулировании и валютном контроле"; Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.;

6) внутренние нормативные акты банковских организаций (нормативные акты Центрального банка - это указания, положения и инструкции, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц).

При определении понятия источника банковского права, следует исходить из общеизвестных и принятых в правовой науке и практике подходов. Не вдаваясь здесь в тонкости разных мнений на этот счет, укажем, что уже давно сложилось два подхода к определению источника права. Один из этих подходов отчетливо зафиксирован в работах С.С. Алексеева и последователь- но используется в общей теории права значительным числом юристов. "Объективированный в документальном виде акт правотворчества, -- писал С.С. Алексеев, -- является юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования". И далее автор в соответствии с характером внешних форм бытия юридических норм выделяет такие традиционные источники права, как нормативные юридические акты, прецедентные индивидуальные акты (в основном судебные) и санкционированные обычаи.

Несколько иначе проблему источников права видят Ю.А. Тихомиров и И.В. Котелевская. Следуя традициям иной школы права, они рассматривают источники права не только в собственно юридическом смысле, но изучали возможность обнаружения всех "нормативно-овеществленных" проявлений права, его разновидностей. При этом авторы считают возможным отнести к источникам права нормативно-овеществленные проявления права, его разновидности. Среди таких форм авторы выделяют следующие источники права: нормативно-правовые акты, договоры нормативного содержания, общие правовые принципы, научные идеи и концепции, правовые обычаи, прецеденты, фиксированные результаты народного волеизъявления.

Кроме традиционных нормативных актов, следует назвать и банковское правовое мышление, о котором уже шла речь выше. Оно основывается на экономико-финансовых потребностях банковской деятельности, и формирует оценку эффективности и объективности правовых норм и в значительной степени корректирует общие деловые обычаи страны.

2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖНИЕ ЦБ В РФ. КОМПЕТЕНЦИЯ ЦБ. ИМУЩЕСТВЕННАЯ БАЗА ЦБ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЦБ

банковский конституция судовой законодательство

Правовое положение Центрального банка РФ определяется:

Конституцией РФ;

Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят:

1) центральный аппарат;

2) территориальные учреждения;

3) расчетно-кассовые центры;

4) вычислительные центры;

5) полевые учреждения;

6) учебные заведения;

7) другие организации.

Основными целями деятельности Банка России являются:

Защита и обеспечение устойчивости рубля;

Развитие и укрепление банковской системы РФ;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Однако, поскольку ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, прибыль он все же получает. Закон предписывает Банку России 50 % полученной по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с налоговым кодексом РФ, перечислять в федеральный бюджет. Банк России уплачивает налоги и сборы в соответствии с налоговым кодексом РФ. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд руб. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства. Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его функций и полномочий. Банк России подотчетен Государственной Думе, что выражается в следующем:

1) председатель Банка России назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой;

2) члены совета директоров Банка России назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой по представлению председателя Банка России;

3) Государственная Дума направляет и отзывает своих представителей в Национальный банковский совет;

4) Госдума рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

5) Госдума принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

6) Председатель Банка России представляет Госдуме доклад о деятельности Банка России;

7) Госдума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

8) Госдума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей.

Компетенция Центрального Банка РФ

Компетенция Банка России включает в себя тот объем полномочий, который необходим для реализации возложенных на него функций. Основными функциями Банка России являются следующие:

1) разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики;

2) осуществление банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. При реализации этой функции Банк России является органом контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ;

3) обеспечение и поддержание стабильности в банковской системе РФ. Банк России является центром банковской системы страны, взаимодействуя с органами государственной власти, органами местного самоуправления и кредитными организациями;

4) осуществление банковских операций. В этом случае Банк России имеет право совершать практически все банковские операции и сделки;

Компетенция банка России как органа денежно-кредитной политики РФ:

1) ежегодно не позднее 26 августа представляет в Госдуму проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год;

2) осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ;

3) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

4) участвует в разработке экономической политики Правительства РФ;

5) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

6) осуществляет кредитование Минфина РФ для покрытия разрывов между текущими бюджетными доходами и расходами, приобретение государственных ценных бумаг при их первичном размещении.

Компетенция Банка России как органа контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ:

1) принятие решения о государственной регистрации; выдача и отзыв лицензии кредитных организаций;

2) установление квалификационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации;

3) осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;

5) регистрация эмиссии ценных бумаг организациями;

6) осуществление валютного регулирования;

7) организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ.

Компетенция Банка России как центра банковской системы России:

1) установление обязательных правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля;

2) публикация сводной статистической и аналитической информации о банковской системе РФ;

3) установление правил осуществления расчетов в РФ;

4) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций;

5) установление обязательных нормативов.

Органы управления Банком России

Высшим органом Банка России является совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

В совет директоров входят председатель Банка России и 12 членов совета директоров. Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год не позднее 31 декабря предшествующего года, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

4) определяет структуру Банка России;

5) устанавливает формы и размеры оплаты труда председателя Банка России, членов совета директоров, заместителей председателя Банка России и других служащих Банка России;

6) принимает решения:

О создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

Об установлении обязательных нормативов для кредитных учреждений;

О величине резервных требований;

Об изменении процентных ставок Банка России;

Об определении лимитов операций на открытом рынке;

Об участии в международных организациях;

Об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

О выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;

О порядке формирования резервов кредитными организациями и т. д.;

7) вносит в Государственную Думу предложения об изменении уставного капитала Банка России;

8) утверждает порядок работы совета директоров;

9) назначает главного аудитора Банка России;

10) утверждает внутреннюю структуру Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;

11) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ в соответствии с федеральными законами;

12) выполняет иные функции, отнесенные настоящим Федеральным законом к ведению совета директоров Банка России.

Председатель Банка России:

1) действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;

2) председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос председателя Банка России является решающим;

3) подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России;

4) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;

5) подписывает приказы и дает указания, обязательные для всех служащих Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;

6) несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;

7) обеспечивает реализацию функций Банка России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. M., 1981. С. 314.

2. Олейник О.М. Основы банковского права

3. Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. М., 1995. С. 6.

4. Конституция РФ 1993 года;

5. ФЗ "О центральном банке Российской федерации (банке России)" в ред. от 29.12.2006 года;

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и виды источников гражданского права. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Конституция Российской Федерации и федеральные конституционные законы. Гражданское законодательство.

    реферат , добавлен 30.06.2008

    Понятие и классификация источников земельного права. Конституция Российской Федерации, международные договоры, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источники земельного права.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2011

    Система источников налогового права и налогового законодательства Российской Федерации. Основной источник налогового права. Международные договоры Российской Федерации. Законодательство о налогах федерального, регионального и муниципального уровня.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2015

    Учреждение Международной организации труда, ее структура и основополагающие документы. Международные трудовые нормы, контрольный механизм МОТ. Ратифицированные Конвенции МОТ, Конституция и трудовое законодательство Российской Федерации об охране труда.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Ссылки на международное право, содержащиеся в Конституции Российской Федерации и кодексах. Федеральное Собрание и Конституционный Суд как органы имплементации международно-правовых норм. Нормы о соотношении международного и внутригосударственного права.

    реферат , добавлен 23.05.2015

    Понятие Конституции. Виды конституций. Этапы развития Конституции Российской Федерации. История Российской Федерации насчитывает 5 конституций – 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годов. Первая, вторая, третья, четвертая Конституция. Конституция Российской Фед

    курсовая работа , добавлен 03.04.2005

    Виды источников избирательного права в РФ. Международные договоры, Конституция РФ, подзаконные акты как источники избирательного права. Понятие международных избирательных стандартов. Перспективы развития системы источников избирательного права в РФ.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2015

    Классификация источников трудового права по характеру принятия, сфере действия, юридической силе. Иерархия правовых актов: международные договоры, Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс и законы государства. Юридическая сила соглашения о труде.

    презентация , добавлен 14.10.2013

    Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации как представительный и законодательный орган государства, его главные права и обязанности, круг полномочий. Отражение в Конституции России его положения в структуре государственного управления.

    реферат , добавлен 02.04.2016

    Конституция Российской Федерации как основной закон, регулирующий правовое положение иностранных граждан на территории РФ. Федеральное законодательство о правовом положении иностранцев в России. Ответственность за нарушение Федерального закона.


В юридической науке различают основные и комплексные отрасли права.
К основным (первичным, базовым) отраслям права относят конституционное, гражданское, уголовное, административное и процессуальное право. Каждая такая отрасль права обладает предметным единством, в их состав не входят нормы других отраслей права, каждой из них присущ особый метод регулирования соответствующей группы общественных отношений.
Комплексные отрасли права не обладают такими однозначно простыми характеристиками и представляют собой более сложные, интегративные явления: в них речь идет обычно о регулировании групп разнородных (но в то же время связанных друг с другом, не реализующихся в действительности друг без друга) общественных отношений и соответственно о наличии норм и методов регулирования, «привлеченных» из разных (основных) отраслей права. Однако комплексная отрасль права (если имеется в виду реально работающий механизм) - это не механическое объединение норм, почерпнутых из разных основных отраслей права, а качественное новое и по-своему целостное юридическое явление.
Такая целостность обеспечивается по меньшей мере двумя обстоятельствами: внутренней взаимной востребованностью разных (в смысле отраслевой принадлежности) групп отношений; тем, что комплексная отрасль, если таковая имеется, всегда включает в «сферу своей компетенции» некое специфичное предметное ядро, т.е. такие действительно комплексные общественные отношения, которые нельзя отнести ни к какой другой отрасли права, а также определенное количество конкретных правовых норм, присущих только этой комплексной отрасли (наряду и в единстве с нормами из основных отраслей права).
Характеристика банковского права как специфической (комплексной) отрасли права означает следующее.
Имеется общественная потребность в отдельном, целенаправленном правовом регулировании банковской отрасли (сферы, сектора) хозяйства, банковской деятельности во всех ее проявлениях.
Существует самостоятельный предмет правового регулирования в виде четко идентифицируемых отношений, связанных с банковской деятельностью. Это во многом уникальные общественные отношения, наблюдающиеся в процессах: возникновения, последующего функционирования, реорганизации и ликвидации банков (иных кредитных организаций), включая их вйутренние (внутрибанковские) отношения; взаимодействия банков с клиентурой; взаимодействия банков между собой, а также с иными коммерческими организациями, включая взаимодействие как с коммерческими целями (в рамках банковских групп и иных объединений), так и с некоммерческими целями (в рамках ассоциаций и союзов банков); построения, функционирования и развития национальной системы банков; регулирования (управления) банковской деятельностью (включая как деятельность каждого от-дельного банка внутри страны и за ее пределами, так и механизмы функционирования и развития банковской системы в целом) со стороны Банка России и других органов государственной власти. Вся названная совокупность отношений - это объективные банковские отношения (отношения по поводу банковской деятельности).
В силу исключительной специфичности банковских отношений имеется необходимость в особом методе их правового регулирования (в дополнение к первичным методам - гражданско-правовому и административно-правовому).
Есть необходимость в специальных источниках права, регулирующих банковские отношения. И она в определенной мере реализована - ряд принципов банковского права закреплен в Конституции, официально введено в оборот понятие «банковское законодательство» и принято несколько специальных банковских законов;
Имеется целая совокупность специфических, присущих только данной отрасли права понятий (категорий).
Изложенное позволяет сделать вывод: банковское право как комплексная отрасль права - это совокупность содержащихся в законодательных и иных нормативных актах правовых норм (предписаний), регламентирующих систему банковских отношений (отношений по поводу банковской деятельности). Оно включает в себя нормы законов (собственно банковских и иных) и нормы прочих правовых актов. Соответственно следует различать банковское законодательство и подзаконную часть банковского права.
Банковские отношения, урегулированные нормами права, исполняемыми их участниками, - это банковские правоотношения. Они имеют свои особенности, важнейшими из которых можно считать следующие.
Банковские іїравоотношения возникают только в ходе банковской деятельности, которая включает в себя по меньшей мере две принципиально разные группы отношений: присущие только банкам (а также только банкам и НКО), а также общие для банков и любых других (некредитных) хозяйствующих субъектов (см. § 1.1).
Соответственно одна часть названных отношений регулируется специальным банковским правом (нормами специального банковского законодательства и нормами «отраслевых» подзаконных актов), которое ни на какие иные отношения не распространяется, тогда как другая их часть - иными, первичными отраслями права (гражданским, административным и другим законодательством и соответствующими подзаконными нормативными актами, распространяющимися на всех, в том числе на банки и иные кредитные организации).
Это означает, что банковское право в целом и банковское законодательство в частности могут иметь два правомерных толкования: узкое, в строгом смысле слова, - как право (законодательство), которое должно регулировать отношения, характерные исключительно для банков (кредитных организаций); в широком смысле - как право (законодательство), регулирующее все стороны деятельности банков (кредитных организаций), все их как специфические, так и общие (неспецифические) отношения, т.е. как «вообще все применимое к банкам, что имеется в праве, законодательстве в целом». Для реальной жизни первого недостаточно, зато оно входит во второе в качестве его ядра.
Банковские правоотношения носят одновременно публично-правовой и частноправовой характер.
Это отношения в основном по поводу рыночного (прямого и возвратного и платного) движения денег, но также по поводу движения ценных бумаг и валютных ценностей, а также по поводу информации, составляющей банковскую тайну.
Как минимум одной из сторон рассматриваемых отношений всегда выступает банк (кредитная организация). Банк России выступает стороной данных отношений и тогда, когда он проводит банковские операции, и когда в рамках своих властных полномочий оказывает управляющее воздействие на деятельность банков.
Банковское право реализуется и развивается в границах, определяемых принципами двух типов: общими для предпринимательской деятельности в целом и характерными яменно для банковской деятельности.
К принципам общего типа, определяющим конституционный статус субъектов банковской деятельности как вида предпринимательства, можно отнести: принцип защиты собственности; принцип регламентируемой (ограниченной) свободы банковской деятельности; принцип поощрения конкуренции и ограничения монополизации; принцип ведения банковской деятельности в рамках единого в масштабах страны экономического и правового пространства; принцип паритета интересов всех субъектов банковского права (включая паритет частного и публичного начал в этом праве).
Принципы, специфичные для банковской деятельности, можно разделить на следующие подгруппы.
Принципы построения и развития банковской системы: двухуровневого построения банковской системы; привязки организационного построения ЦБ (его ТУ) к экономическим районам; полисубъектности верхнего уровня банковской системы (в России сейчас в этот уровень входят только Банк России и государственная корпорация АСВ, но в принципе их может быть и больше); независимости ЦБ от других органов власти в пределах полномочий, предоставленных ему в законах.
Принципы осуществления банковской деятельности: ответственности ЦБ за выполнение законодательно закрепленных за ним функций и задач; монопольного выпуска Центробанком наличных денег и организации их обращения; сочетания государственного управления банковской системой с ее самоуправлением; невмешательства органов власти в оперативную деятельность банков; преобладания разрешительного характера регулирования деятельности банков (в крайнем варианте он звучит так: «Запрещено все, что не разрешено»); преобладания исключительной правоспособности банков как юридических лиц (касается выполнения ими сугубо банковских видов деятельности); его также можно трактовать как принцип сочетания общей, специальной и исключительной их правоспособности; соблюдения банковской тайны.
Нормы банковского права в соответствии с разными критериями можно структурировать на следующие составные элементы (части):
законодательные нормы и нормы подзаконных правовых актов;
общие нормы (Общая часть банковского права) и частные нормы (Особенная часть банковского права), причем первые регламентируют наиболее общие, важные, основополагающие параметры банковских отношений, вторые имеют узкое целевое значение, так как регулируют отдельные направления банковской деятельности или банковских отношений (такие, как операции привлечения ресурсов, операции размещения ресурсов, налогообложение банков и т.д.).
Своеобразным вариантом структурирования банковского права на составные части можно считать также выделение различных его источников (см. ниже).
Языком банковского права принято считать институты банковского права - основные понятия, термины, за которыми подразумеваются соответствующие им нормы права, такие, как «кредитная организация», «банк», «банковский счет», «банковский вклад», «безналичные платежи», «кредит», «банковская тайна» и т.д.
В России имеют место следующие источники банковского права.
Конституция РФ. Имеются в виду положения Конституции, в той или иной степени регламентирующие (разрешающие и ограничивающие) банковскую деятельность в стране (п. «ж», «з» ст. 71; ст. 74, 75; п. «г» ст. 83; п. «в» ч. 1 ст. 103; ч. 3 ст. 104; п. «в» ст. 106; п. «б» ч. 1 ст. 114 и др.).
Федеральное банковское законодательство. Оно, в свою очередь, состоит из специального и общего законодательства. Основной источник банковского права - специальное банковское законодательство, ныне включающее в себя следующие основные федеральные законы: «О Центральном банке РФ»; «О банках и банковской деятельности»; «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ». Специальное банковское законодательство России продолжает формироваться.
Общее банковское законодательство - это нормы, содержащиеся в кодексах РФ (Гражданском, Бюджетном, Налоговом, Уголовном, Таможенном, Арбитражном процессуальном, Об административных правонарушениях и др.), а также в очень большом числе законов РФ и федеральных законов («О валютном регулирований и валютном контроле», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «О простом и переводном векселе», «О несостоятельности (банкротстве)», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О финансовой аренде (лизинге)», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «Об исполнительном производстве» и т.д.), которые в той или иной мере регламентируют банковскую деятельность.
Банковское законодательство субъектов Федерации. Наличие таких законов (из разряда, законов не специального, а общего характера) бесспорно, равно как и то, что под их влиянием банковская деятельность и ее регламентация в регионах могут приобретать некоторые особенные черты.
Подзаконные акты, содержащие нормы банковского права. Имеются в виду: нормативные акты Банка России (указания, положения, инструкции); продолжающие действовать некоторые нормативные акты Госбанка СССР; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты федеральных министерств и ведомств; нормативные акты органов власти субъектов Федерации; внутренние акты банков; акты ассоциаций (союзов) банков;
Решения Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, акты иных су-дебных органов.
Нормы международного права и международные договоры РФ.
Договоры, стороной которых являются банки.
Банковские обычаи делового оборота.

Банковское право является отдельным комплексом норм права. К его функциям относится регулирование связанных с деятельностью Центрального Банка (ЦБ) и банков коммерческих.

Банковское право включает в себя как гражданского, так и финансового. К гражданским нормам относят регулирование формирования и деятельности банков в качестве коммерческих организаций, а также отношений между клиентурой и кредитными организациями. Правовые финансовые нормы формируют принципы системы кредитования, определяют статус регулируют отношения между ЦБ и коммерческими банками.

Любую правовую отрасль можно рассматривать как структуру в общероссийском праве, а также в качестве учебной дисциплины.

Юридическое значение регулирования отношений в этой области обусловлено политическим и экономическим влиянием деятельности банков на хозяйство страны в определенный период времени. Регулирование взаимоотношений, кроме того, обладает специфическими методами регулирования.

Банковское право в качестве учебной дисциплины представлено комплексом знаний. Выработан этот комплекс наукой и преподается он в соответствии с планом и по определенной методике в учебном заведении.

Система банковского права состоит из трех основных уровней:

  1. Подотрасли (к примеру, валютное право).
  2. Правовые институты в качестве комплекса правовых норм, призванных регулировать взаимосвязанные отношения конкретного типа (например, институт по
  3. Нормы банковского права. Эта разновидность правовой нормы обладает всеми ее признаками. Вместе с этим, имеются и отличительные особенности. Так, не только банковское право своими нормами может регулировать банковские отношения. Существуют и другие отрасли, нормы которых применяют в регулировании деятельности банков. В частности, к ним относят финансовую, гражданскую, налоговую, административную и прочие отрасли.

Нормы права (банковского) обладают формально-определенным характером, устанавливают обязанности и в банковских отношениях, закрепляют их положение (правовое). Соблюдение норм также обеспечено возможностью применять санкции (принуждение к исполнению).

Источники банковского права являются совокупностью внешних форм. Они определены официально и содержат регулирующие нормы в общественных отношениях.

К системе источников российского банковского права относят Конституцию РФ, международные договоры РФ, нормы межнационального права, решения российского Конституционного Суда, банковское законодательство.

Последнее включает в себя законы о ЦБ, деятельности банков, банкротстве (несостоятельности) кредитных организаций и прочие нормативные акты.

К источникам следует также отнести и внутренние нормативные акты в банковских организациях. Так, в ЦБ - это положения, указания и инструкции, являющиеся обязательными для федеральных органов в составе государственной власти, всех физических, юридических лиц, органов в местном самоуправлении.

В представлена структурой, основанной на конкретных принципах, с урегулированными правовыми нормами в общественных отношениях. Взаимоотношения при этом складываются в процессе надзора и контроля банков, осуществления деятельности банками, а также при привлечении (за нарушение норм соответствующего законодательства) к ответственности.

В процессе функционирования вышеуказанной системы между ее участниками отношения могут развиваться по двум путям. В первом случае правоотношения называют вертикальными. Отношения при этом устанавливаются между ЦБ России и другими участниками в банковской системе. Во втором случае правоотношения называют горизонтальными. Они предполагают взаимодействие между клиентами и кредитными организациями, а также между несколькими кредитными организациями.

В юридической науке различают основные и комплексные отрасли права.

К основным (первичным, базовым) отраслям права относят конституционное, гражданское, уголовное, административное и процессуальное право.

Каждая такая отрасль права обладает предметным единством, в их состав не входят нормы других отраслей права, каждой из них присущ особый метод регулирования соответствующей группы общественных отношений.

Комплексные отрасли права не обладают такими однозначно простыми характеристиками и представляют собой более сложные, интегративные явления: в них речь идет обычно о регулировании групп разнородных (но в то же время связанных друг с другом, не реализующихся в действительности друг без друга) общественных отношений и соответственно о наличии норм и методов регулирования, «привлеченных» из разных (основных) отраслей права. Однако комплексная отрасль права (если имеется в виду реально работающий механизм) - это не механическое объединение норм, почерпнутых из разных основных отраслей права, а качественное новое и по-своему целостное юридическое явление.

Такая целостность обеспечивается по меньшей мере двумя обстоятельствами: внутренней взаимной востребованностью разных (в смысле отраслевой принадлежности) групп отношений; тем, что комплексная отрасль, если таковая имеется, всегда включает в «сферу своей компетенции» некое специфичное предметное ядро, т.е. такие действительно комплексные общественные отношения, которые нельзя отнести ни к какой другой отрасли права, а также определенное количество кон-кретных правовых норм, присущих только этой комплексной отрасли (наряду и в единстве с нормами из основных отраслей права).

Характеристика банковского права как специфической (комплексной) отрасли права означает следующее.

Имеется общественная потребность в отдельном, целенаправленном правовом регулировании банковской отрасли (сферы, сектора) хозяйства, банковской деятельности во всех ее проявлениях.

Существует самостоятельный предмет правового регулирования в виде четко идентифицируемых отношений, связанных с банковской деятельностью. Это во многом уникальные общественные отношения, наблюдающиеся в процессах: возникновения, последующего функционирования, реорганизации и ликвидации банков (иных кредитных организаций), включая их внутренние (внутрибанковские) отношения; взаимодействия банков с клиентурой; взаимодействия банков между собой, а также с иными коммерческими организациями, включая взаимодействие как с коммерческими целями (в рамках банковских групп и иных объединений), так и с некоммерческими целями (в рамках ассоциаций и союзов банков); построения, функционирования и развития национальной системы банков; регулирования (управления) банковской деятельностью (включая как деятельность каждого отдельного банка внутри страны и за ее пределами, так и механизмы функционирования и развития банковской системы в целом) со стороны Банка России и других ор-ганов государственной власти. Вся названная совокупность отношений - это объективные банковские отношения (отношения по поводу банковской деятельности).

В силу исключительной специфичности банковских отношений имеется необходимость в особом методе их правового регулирования (в дополнение к первичным методам - гражданско-правовому и административно-правовому).

Есть необходимость в специальных источниках права, регулирующих банковские отношения. И она в определенной мере реализована - ряд принципов банковского права закреплен в Конституции, официально введено в оборот понятие «банковское законодательство» и принято несколько специальных банковских законов;

Имеется целая совокупность специфических, присущих только данной отрасли права понятий (категорий).

Изложенное позволяет сделать вывод: банковское право как комплексная отрасль права - это совокупность содержащихся в законодательных и иных нормативных актах правовых норм (предписаний), регламентирующих систему банковских отношений (отношений по поводу банковской деятельности). Оно включает в себя нормы законов (собственно банковских и иных) и нормы прочих правовых актов. Соответственно следует различать банковское законодательство и подзаконную часть банковского права.

Банковские отношения, урегулированные нормами права, исполняемыми их участниками, - это банковские правоотношения. Они имеют свои особенности, важнейшими из которых можно считать следующие.

Банковские йравоотношения возникают только в ходе банковской деятельности, которая включает в себя по меньшей мере две принципиально разные группы отношений: присущие только банкам (а также только банкам и НКО), а также общие для банков и любых других (некредитных) хозяйствующих субъектов (см. § 1.1).

Соответственно одна часть названных отношений регулируется специальным банковским правом (нормами специального банковского законодательства и нормами «отраслевых» подзаконных актов), которое ни на какие иные отношения не распространяется, тогда как другая их часть - иными, первичными отраслями права (гражданским, административным и другим законодательством и соответствую-щими подзаконными нормативными актами, распространяющимися на всех, в том числе на банки и иные кредитные организации).

Это означает, что банковское право в целом и банковское законодательство в частности могут иметь два правомерных толкования: узкое, в строгом смысле слова, - как право (законодательство), которое должно регулировать отношения, характерные исключительно для банков (кредитных организаций); в широком смысле - как право (законодательство), регулирующее все стороны деятельности банков (кредитных организаций), все их как специфические, так и общие (неспецифические) отношения, т.е. как «вообще все применимое к банкам, что имеется в праве, законодательстве в целом». Для реальной жизни первого недостаточно, зато оно входит во второе в качестве его ядра.

Банковские правоотношения носят одновременно публично-правовой и частноправовой характер.

Это отношения в основном по поводу рыночного (прямого и возвратного и платного) движения денег, но также по поводу движения ценных бумаг и валютных ценностей, а также по поводу информации, составляющей банковскую тайну.

Как минимум одной из сторон рассматриваемых отношений всегда выступает банк (кредитная организация). Банк России выступает стороной данных отношений и тогда, когда он проводит банковские операции, и когда в рамках своих властных полномочий оказывает управляющее воздействие на деятельность банков.

Банковское право реализуется и развивается в границах, определяемых принципами двух типов: общими для предпринимательской деятельности в целом и характерными яменно для банковской деятельности.

К принципам общего типа, определяющим конституционный статус субъектов банковской деятельности как вида предпринимательства, можно отнести: принцип защиты собственности; принцип регламентируемой (ограниченной) свободы банковской деятельности; принцип поощрения конкуренции и ограничения монополизации; принцип ведения банковской деятельности в рамках единого в масштабах страны экономического и правового пространства; принцип паритета интересов всех субъектов банковского права (включая паритет частного и публичного начал в этом праве).

Принципы, специфичные для банковской деятельности, можно разделить на следующие подгруппы.

Принципы построения и развития банковской системы: двухуровневого построения банковской системы; привязки организационного построения ЦБ (его ТУ) к экономическим районам; полисубъектности верхнего уровня банковской системы (в России сейчас в этот уровень входят только Банк России и государственная корпорация АСВ, но в принципе их может быть и больше); независимости ЦБ от других органов власти в пределах полномочий, предоставленных ему в законах.

Принципы осуществления банковской деятельности: ответственности ЦБ за выполнение законодательно закрепленных за ним функций и задач; монопольного выпуска Центробанком наличных денег и организации их обращения; сочетания госу-дарственного управления банковской системой с ее самоуправлением; невмеша-тельства органов власти в оперативную деятельность банков; преобладания разрешительного характера регулирования деятельности банков (в крайнем варианте он звучит так: «Запрещено все, что не разрешено»); преобладания исключительной правоспособности банков как юридических лиц (касается выполнения ими сугубо банковских видов деятельности); его также можно трактовать как принцип сочетания общей, специальной и исключительной их правоспособности; соблюдения банковской тайны.

Нормы банковского права в соответствии с разными критериями можно структурировать на следующие составные элементы (части):

законодательные нормы и нормы подзаконных правовых актов;

общие нормы (Общая часть банковского права) и частные нормы (Особенная часть банковского права), причем первые регламентируют наиболее общие, важные, основополагающие параметры банковских отношений, вторые имеют узкое целевое значение, так как регулируют отдельные направления банковской деятельности или банковских отношений (такие, как операции привлечения ресурсов, операции размещения ресурсов, налогообложение банков и т.д.).

Своеобразным вариантом структурирования банковского права на составные части можно считать также выделение различных его источников (см. ниже).

Языком банковского права принято считать институты банковского права - основные понятия, термины, за которыми подразумеваются соответствующие им нормы права, такие, как «кредитная организация», «банк», «банковский счет», «банковский вклад», «безналичные платежи», «кредит», «банковская тайна» и т.д.

В России имеют место следующие источники банковского права.

Конституция РФ. Имеются в виду положения Конституции, в той или иной степени регламентирующие (разрешающие и ограничивающие) банковскую деятельность в стране (п. «ж», «з» ст. 71; ст. 74, 75; п. «г» ст. 83; п. «в» ч. 1 ст. 103; ч. 3 ст. 104; п. «в» ст. 106; п. «б» ч. 1 ст. 114 и др.).

Федеральное банковское законодательство. Оно, в свою очередь, состоит из специального и общего законодательства. Основной источник банковского права - специальное банковское законодательство, ныне включающее в себя следующие основные федеральные законы: «О Центральном банке РФ»; «О банках и банковской деятельности»; «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ». Специальное банковское законодательство России продолжает формироваться.

Общее банковское законодательство - это нормы, содержащиеся в кодексах РФ (Гражданском, Бюджетном, Налоговом, Уголовном, Таможенном, Арбитражном процессуальном, Об административных правонарушениях и др.), а также в очень большом числе законов РФ и федеральных законов («О валютном регулирований и валютном контроле», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «О простом и переводном векселе», «О несостоятельности (банкротстве)», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О финансовой аренде (лизинге)», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «Об исполнительном производстве» и т.д.), которые в той или иной мере регламентируют банковскую деятельность.

Банковское законодательство субъектов Федерации. Наличие таких законов (из разряда, законов не специального, а общего характера) бесспорно, равно как и то, что под их влиянием банковская деятельность и ее регламентация в регионах могут приобретать некоторые особенные черты.

Подзаконные акты, содержащие нормы банковского права. Имеются в виду: нормативные акты Банка России (указания, положения, инструкции); продолжающие действовать некоторые нормативные акты Госбанка СССР; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты федеральных министерств и ведомств; нормативные акты органов власти субъектов Федерации; внутренние акты банков; акты ассоциаций (союзов) банков;



Просмотров