Российское банковское право. Дальнейшее развитие банковской системы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ИСТОЧНИКИ БАНКОВСКОГО ПРАВА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА

Вопрос об источниках банковского права непосредственно связан с проблемой норм банковского права, поскольку нормы банковского права не могут быть оторваны от форм своего выражения.

Источник права - это форма выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права определенного содержания, на его формирование, изменение или констатацию факта его прекращения.

Нормы, регулирующие банковские правоотношения, можно поделить на две группы:

1) регулирующие банковскую деятельность;

2) непосредственно посвященные банковской деятельности.

В современной юридической науке и соответствующей учебной и научной литературе понятие "источники права" может использоваться в двух взаимосвязанных значениях - как "материальный источник права" (источник права в материальном смысле) и как "формальный источник права" (источник права в формальном смысле).

В первом случае к источникам права относят объективные факторы, "порождающие" право как социальное явление, т. е. то, что стало причиной образования права. В качестве таких факторов выступают материальные и духовные аспекты жизни общества, природа вещей, божья воля и воля законодателя и т. д.

Под формальным источником права действительно имеется в виду форма внешнего выражения содержания действующего права. При этом понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно--юридических документов.

Источники банковского права представляют собой совокупность официально определенных внешних форм, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения.

Систему источников банковского права России составляют:

1) Конституция Российской Федерации;

2) нормы международного права;

3) международные договоры Российской Федерации;

4) Решения Конституционного Суда РФ;

5) банковское законодательство, которое включает в себя федеральные законы, содержащие нормы банковского права: ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ФЗ "О банках и банковской деятельности", ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", ФЗ "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О валютном регулировании и валютном контроле"; Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.;

6) внутренние нормативные акты банковских организаций (нормативные акты Центрального банка - это указания, положения и инструкции, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц).

При определении понятия источника банковского права, следует исходить из общеизвестных и принятых в правовой науке и практике подходов. Не вдаваясь здесь в тонкости разных мнений на этот счет, укажем, что уже давно сложилось два подхода к определению источника права. Один из этих подходов отчетливо зафиксирован в работах С.С. Алексеева и последователь- но используется в общей теории права значительным числом юристов. "Объективированный в документальном виде акт правотворчества, -- писал С.С. Алексеев, -- является юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования". И далее автор в соответствии с характером внешних форм бытия юридических норм выделяет такие традиционные источники права, как нормативные юридические акты, прецедентные индивидуальные акты (в основном судебные) и санкционированные обычаи.

Несколько иначе проблему источников права видят Ю.А. Тихомиров и И.В. Котелевская. Следуя традициям иной школы права, они рассматривают источники права не только в собственно юридическом смысле, но изучали возможность обнаружения всех "нормативно-овеществленных" проявлений права, его разновидностей. При этом авторы считают возможным отнести к источникам права нормативно-овеществленные проявления права, его разновидности. Среди таких форм авторы выделяют следующие источники права: нормативно-правовые акты, договоры нормативного содержания, общие правовые принципы, научные идеи и концепции, правовые обычаи, прецеденты, фиксированные результаты народного волеизъявления.

Кроме традиционных нормативных актов, следует назвать и банковское правовое мышление, о котором уже шла речь выше. Оно основывается на экономико-финансовых потребностях банковской деятельности, и формирует оценку эффективности и объективности правовых норм и в значительной степени корректирует общие деловые обычаи страны.

2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖНИЕ ЦБ В РФ. КОМПЕТЕНЦИЯ ЦБ. ИМУЩЕСТВЕННАЯ БАЗА ЦБ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЦБ

банковский конституция судовой законодательство

Правовое положение Центрального банка РФ определяется:

Конституцией РФ;

Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят:

1) центральный аппарат;

2) территориальные учреждения;

3) расчетно-кассовые центры;

4) вычислительные центры;

5) полевые учреждения;

6) учебные заведения;

7) другие организации.

Основными целями деятельности Банка России являются:

Защита и обеспечение устойчивости рубля;

Развитие и укрепление банковской системы РФ;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Однако, поскольку ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, прибыль он все же получает. Закон предписывает Банку России 50 % полученной по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с налоговым кодексом РФ, перечислять в федеральный бюджет. Банк России уплачивает налоги и сборы в соответствии с налоговым кодексом РФ. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд руб. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства. Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его функций и полномочий. Банк России подотчетен Государственной Думе, что выражается в следующем:

1) председатель Банка России назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой;

2) члены совета директоров Банка России назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой по представлению председателя Банка России;

3) Государственная Дума направляет и отзывает своих представителей в Национальный банковский совет;

4) Госдума рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

5) Госдума принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

6) Председатель Банка России представляет Госдуме доклад о деятельности Банка России;

7) Госдума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

8) Госдума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей.

Компетенция Центрального Банка РФ

Компетенция Банка России включает в себя тот объем полномочий, который необходим для реализации возложенных на него функций. Основными функциями Банка России являются следующие:

1) разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики;

2) осуществление банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. При реализации этой функции Банк России является органом контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ;

3) обеспечение и поддержание стабильности в банковской системе РФ. Банк России является центром банковской системы страны, взаимодействуя с органами государственной власти, органами местного самоуправления и кредитными организациями;

4) осуществление банковских операций. В этом случае Банк России имеет право совершать практически все банковские операции и сделки;

Компетенция банка России как органа денежно-кредитной политики РФ:

1) ежегодно не позднее 26 августа представляет в Госдуму проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год;

2) осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ;

3) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

4) участвует в разработке экономической политики Правительства РФ;

5) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

6) осуществляет кредитование Минфина РФ для покрытия разрывов между текущими бюджетными доходами и расходами, приобретение государственных ценных бумаг при их первичном размещении.

Компетенция Банка России как органа контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ:

1) принятие решения о государственной регистрации; выдача и отзыв лицензии кредитных организаций;

2) установление квалификационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации;

3) осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;

5) регистрация эмиссии ценных бумаг организациями;

6) осуществление валютного регулирования;

7) организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ.

Компетенция Банка России как центра банковской системы России:

1) установление обязательных правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля;

2) публикация сводной статистической и аналитической информации о банковской системе РФ;

3) установление правил осуществления расчетов в РФ;

4) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций;

5) установление обязательных нормативов.

Органы управления Банком России

Высшим органом Банка России является совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

В совет директоров входят председатель Банка России и 12 членов совета директоров. Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год не позднее 31 декабря предшествующего года, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

4) определяет структуру Банка России;

5) устанавливает формы и размеры оплаты труда председателя Банка России, членов совета директоров, заместителей председателя Банка России и других служащих Банка России;

6) принимает решения:

О создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

Об установлении обязательных нормативов для кредитных учреждений;

О величине резервных требований;

Об изменении процентных ставок Банка России;

Об определении лимитов операций на открытом рынке;

Об участии в международных организациях;

Об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

О выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;

О порядке формирования резервов кредитными организациями и т. д.;

7) вносит в Государственную Думу предложения об изменении уставного капитала Банка России;

8) утверждает порядок работы совета директоров;

9) назначает главного аудитора Банка России;

10) утверждает внутреннюю структуру Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;

11) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ в соответствии с федеральными законами;

12) выполняет иные функции, отнесенные настоящим Федеральным законом к ведению совета директоров Банка России.

Председатель Банка России:

1) действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;

2) председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос председателя Банка России является решающим;

3) подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России;

4) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;

5) подписывает приказы и дает указания, обязательные для всех служащих Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;

6) несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;

7) обеспечивает реализацию функций Банка России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. M., 1981. С. 314.

2. Олейник О.М. Основы банковского права

3. Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. М., 1995. С. 6.

4. Конституция РФ 1993 года;

5. ФЗ "О центральном банке Российской федерации (банке России)" в ред. от 29.12.2006 года;

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и виды источников гражданского права. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Конституция Российской Федерации и федеральные конституционные законы. Гражданское законодательство.

    реферат , добавлен 30.06.2008

    Понятие и классификация источников земельного права. Конституция Российской Федерации, международные договоры, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источники земельного права.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2011

    Система источников налогового права и налогового законодательства Российской Федерации. Основной источник налогового права. Международные договоры Российской Федерации. Законодательство о налогах федерального, регионального и муниципального уровня.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2015

    Учреждение Международной организации труда, ее структура и основополагающие документы. Международные трудовые нормы, контрольный механизм МОТ. Ратифицированные Конвенции МОТ, Конституция и трудовое законодательство Российской Федерации об охране труда.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Ссылки на международное право, содержащиеся в Конституции Российской Федерации и кодексах. Федеральное Собрание и Конституционный Суд как органы имплементации международно-правовых норм. Нормы о соотношении международного и внутригосударственного права.

    реферат , добавлен 23.05.2015

    Понятие Конституции. Виды конституций. Этапы развития Конституции Российской Федерации. История Российской Федерации насчитывает 5 конституций – 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годов. Первая, вторая, третья, четвертая Конституция. Конституция Российской Фед

    курсовая работа , добавлен 03.04.2005

    Виды источников избирательного права в РФ. Международные договоры, Конституция РФ, подзаконные акты как источники избирательного права. Понятие международных избирательных стандартов. Перспективы развития системы источников избирательного права в РФ.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2015

    Классификация источников трудового права по характеру принятия, сфере действия, юридической силе. Иерархия правовых актов: международные договоры, Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс и законы государства. Юридическая сила соглашения о труде.

    презентация , добавлен 14.10.2013

    Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации как представительный и законодательный орган государства, его главные права и обязанности, круг полномочий. Отражение в Конституции России его положения в структуре государственного управления.

    реферат , добавлен 02.04.2016

    Конституция Российской Федерации как основной закон, регулирующий правовое положение иностранных граждан на территории РФ. Федеральное законодательство о правовом положении иностранцев в России. Ответственность за нарушение Федерального закона.

В условиях происходящего в нашем государстве реформиро­вания социально-экономических отношений формируются новые отрасли и институты в системе национального права. Это касает­ся, в частности, и такого феномена, как банковское право.

В истории российского государства правовое регулирование банковской деятельности в отдельные периоды осуществлялось различными методами, причем не только в соответствии с эко­номической политикой, но и исходя из степени проникновения банковских операций на товарно-денежный рынок.

Сведения о первых банковских операциях в России относят­ся к эпохе Русской правды и связаны с регулированием кредитных операций. Они осуществлялись в основном в тех городах, которые были центрами торговли и, как правило, имели выход к водным торговым путям. В период господства натурального хозяйства, ко­гда товарно-денежные отношения отсутствовали как таковые, ус­ловий для совершения любых видов банковских операций, без­условно, не было. Вообще, истории российского кредита известны факты, в соответствии с которыми купцы считали дурным тоном вести свои дела в долг, а первые банки распадались в связи с не­возвратом выданных ссуд.

В современных условиях зарождение банковского права как отрасли права связано с принятием в 1990 г. двух «банковских» за­конов - о статусе центрального банка и о банках и банковской деятельности, которые официально закрепили за банковской сис­темой ее двухуровневый характер. Однако правовое регулирова­ние банковской деятельности как атрибута рыночной экономики началось несколько ранее, в связи с принятием Закона о ко­операции, когда стали создаваться акционерные и кооператив­ные банки. В 1995-1996 гг. «банковские» законы были изложены в новых редакциях, что соответствовало не только потребностям экономики, но и правовой культуре отечественного банковского законодательства.

Одновременно с образованием отрасли банковского права стала формироваться отечественная наука банковского права, а в 1995 г. на страницах периодического издания «Государство и право» была опубликована программа учебного курса «Основы банковского права».

Триаду характеристик феномена «банковское право» - в ка­честве отрасли права, учебной дисциплины и науки - на сего­дняшний день целесообразно представить следующим образом.

Как самостоятельный элемент системы российского права бан­ковское право является комплексным правовым образованием, вбирающее в себя нормы конституционного, гражданского, фи­нансового, международного и даже уголовного права, которые ре­гулируют деятельность Центрального банка РФ и кредитных ор­ганизаций как основных элементов банковской системы, а также участие иностранного капитала в банковской системе России и других субъектов банковского сообщества, к которым можно отнести Агентство по страхованию вкладов, банковские холдин­ги и ассоциации, союзы кредитных организаций. Иными сло­вами, предметом банковского права являются любые общест­венные отношения, связанные с деятельностью организаций, выполняющих банковские операции или оказывающих влияние на их совершение.

Мнения ученых по данному вопросу разделились. Одни рас­сматривают банковское право как комплексную отрасль россий­ского права (Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин), складывающуюся из норм иных отраслей права лишь по преимуществу и содержащую в

своем составе ряд норм, присущих исключительно данной от­расли комплексного права, например нормы-дефиниции и нормы-принципы. Важно то, что указанные авторы в комплексном ха­рактере указанной отрасли отмечают качественно новое, юриди­чески целостное правовое образование, а не механическое объе­динение норм основных отраслей права.

О.М. Олейник, исследуя понятие «банковское право», полага­ет «совершенно правильным подходом» объяснять традиционное употребление анализируемого термина необходимостью выделения и обозначения круга норм, так или иначе связанных с дея­тельностью банков. При этом он проводит аналогию с семейным, экологическим, наследственным, авторским и «каким угодно пра­вом» «в целях удобства для практического использования». В ре­зультате, автор делает вывод о том, что, по господствующему мне­нию юристов, банковское право представляет собой совокупность норм права, содержащих предписания, относящиеся к банковской деятельности, и регулирующих публичные отношения банков, же частно-правовые отношения банков с клиентами, т.е. норм, в той или иной степени соотносимых с банковской деятельностью. А. Г. Братко рассматривает банковское право как самостоя­тельную отрасль российского права, состоящую из правовых норм, регулирующих организацию банковской системы, денежное обра­щение, правовой статус и банковские операции кредитных организаций.

Как представляется, следует согласиться с позицией Й.В. Рукавишниковой, которая полагает преждевременным и теоретически недостаточно обоснованным выделение банковского права в качестве отрасли российского права, а обособление законодательного и научно-практического материала, посвященного дея­тельности кредитных организаций и Банка России, целесообраз­ным только с точки зрения формирования учебной дисциплины.

Отсутствие теоретического обоснования и общенаучного при­знания банковского права в качестве самостоятельной отрасли права означает продолжение существующей ныне порочной прак­тики, при которой различные аспекты правового регулирования банковской деятельности освещаются отдельно друг от друга, что делает невозможным формирование целостного представления о таком сложном и в ряде отношений противоречивом предме­те, каким является банковское право России.

При изучении проблем правового регулирования деятельно­сти кредитных, организаций лишь в рамках различных отраслей юридической науки (конституционное право, гражданское пра­во, административное право, финансовое право, уголовное пра­во и т.д., каждое из которых имеет свой особый взгляд на вещи, что совершенно обоснованно) постигаются, как правило, лишь частные вопросы, не охватывающие правовые проблемы банков­ской деятельности во всей их полноте.

Необходимо отметить и тот факт, что возникновение систем­ного финансово-банковского кризиса 1998 г. в Российской Фе­дерации и его столь тяжелые последствия были напрямую взаимосвязаны с отсутствием профессионализма в банковском управлении, недостаточным уровнем правовой подготовки не только многих руководителей и работников кредитных организаций, но и авторов ряда нормативных актов Банка России.

Словом, сегодня невозможно успешно решать проблемы управления банковской системой и процессом ее развития, ограничиваясь изучением вопросов правовой регламентации создания и деятельности кредитных организаций и других элементов банковской деятельности лишь в рамках курсов конституционного, гражданского, финансового, административного, уголовного права, в которых правоотношения с участием кредитных организаций рассматриваются в аспекте, обусловленном спецификой предмета соответствующей отрасли права, что вполне естественно.

По нашему мнению, систематизированное, целостное изло­жение научного материала банковского права (как самостоятельной комплексной отрасли права) является необходимым условием не только его глубокого усвоения, но и качественного управления банковским сектором страны.

Разрешение данного вопроса во многом зависит от того, ка­кова степень самостоятельности самой банковской системы, ко­торую регулируют нормы банковского права. Является ли она самостоятельным экономическим явлением или частью финан­совой системы. Кроме того, при этом нельзя забывать и о таком институте, как денежная система, о ее месте и роли в экономи­ческом пространстве государства.

В рамках финансовой системы функционирует множество финансовых звеньев (институтов), в том числе банковская сис­тема. Она является нишей, в которую стекается колоссальное количество временно свободных денежных средств, как в наличной, так и в безналичной форме.

Банковская система является не только кредитным институ­том, но и системой, через которую движется денежная масса как средство платежа. Кроме того, благодаря проводимой Банком Рос­сии деятельности, связанной с разработкой денежно-кредитной политики (совместно с Правительством РФ) и ее реализацией поддерживается устойчивость национальной валюты. Вместе с тем банковская система является одним из механизмов, внутри ко­торого осуществляются валютные операции и контроль над их со­вершением со стороны других субъектов.

Иными словами, финансовая, банковская и денежная систе­мы - это совокупность перечисленных экономико-правовых яв­лений, находящихся в неразрывном единстве и взаимообусловливающих друг друга.

Нижний уровень банковской системы представлен субъекта­ми частного права (по форме собственности и частично по сво­боде волеизъявления при совершении проводимых ими опера­ций), но одновременно он является и представителем публично-правовых отношений. В связи с общезначимым характером вы­полняемых функций деятельность кредитных организаций явля­ется объектом особой заботы государства во благо поддержания их платежеспособности (для реальной защиты прав вкладчиков и кредиторов), а соответственно и стабильности всей банковской системы. В свою очередь, здоровая банковская система - залог экономической безопасности и отдельно взятого человека, и всей национальной экономики, и государства в целом.

Поскольку самостоятельность любой отрасли права предопре­деляется прежде всего предметом правового регулирования, мож­но предположить, что нормы, регулирующие банковскую дея­тельность, составляют самостоятельный институт финансового права, так как банковская деятельность осуществляется в рамках финансовой деятельности государства. Из сферы частно-правового регулирования банковское право черпает лишь методы правово­го регулирования, к числу которых редко относится метод равен­ства сторон в чистом виде, чаще всего это методы согласования, дозволения, рекомендаций и т.п.

Банковское право как отрасль российского права представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, возникаю­щие в процессе организации, функционирования и развития бан­ковской системы Российской Федерации, в том числе в процес­се регулирования банковской системы со стороны Банка России и других государственных органов, а также союзов и ассоциаций кредитных организаций.

Банковское право как относительно самостоятельная отрасль права выделяется в системе российского права в силу следующих обстоятельств :

1. Наличие общественной потребности и государственного инте­реса в самостоятельном правовом регулировании банковского сектора, обусловленное особой значимостью банковской системы для нормаль­ного функционирования рыночной экономики.

Особая значимость банковской системы, наличие общественной потребности и госу­дарственного интереса в самостоятельном правовом регулирова­нии банковской деятельности обусловлены тем, что деятельность коммерческих банков и Банка России непосредственно влияет на реализацию государственной экономической политики и обес­печение экономической безопасности страны. Данный тезис полу­чил нормативное закрепление в Указе Президента РФ «О госу­дарственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» от 29 апреля 1996 г. № 608, где сказано, что нормализация финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивость банковской системы и национальной валюты, степень защищенности интересов вкладчиков являются важнейшими критериями, определяющими состояние экономи­ческой безопасности государства.

2. Наличие самостоятельного предмета правового регулирования, обусловленное четким выделением специфики регулируемых банков­ским правом общественных отношений.

О банковском праве как об относительно самостоятельной отрасли права можно говорить в связи с тем, что наряду с другими видами человеческой дея­тельности законодатель особо выделил такой вид как банковская деятельность.

Однако отношениями, возникающими по поводу осуществле­ния кредитными организациями и Банком России банковской деятельности, предмет банковского права не исчерпывается. Предмет банковского права составляют также правоотношения, возникаю­щие в процессе регулирования банковской системы РФ со стороны Банка России и других органов государственной власти в целях обеспечения интересов граждан, организаций и государства.

Таким образом, в самом общем виде можно сказать, что пред­мет банковского права составляют общественные отношения, воз­никающие в процессе функционирования банковской системы РФ.

3. Потребность в особом методе правового регулирования.

Спе­цифика методов банковского права обусловлена специфическими чертами общественных отношений, составляющих предмет банковского права, - это банковские, гражданские, административные, финансовые и т.д. правоотношения. Следовательно, банковское право использует первичные (гражданско-правовой и админист­ративно-правовой) методы правового регулирования, а также ком­плексный метод, представляющий собой своеобразное сочетание первичных методов.

Комплексный метод банковского права регулирует смешанные правоотношения, возникающие в процессе функционирования банковской системы РФ, и характеризуется сочетанием импера­тивных и диспозитивных приемов юридического воздействия, которые в концентрированном виде выражаются в правовом поло­жении (статусе) кредитных организаций.

В банковском праве первичные методы в зависимости от ха­рактера регулируемых отношений и других факторов выступают в различных вариациях. На своеобразие этих вариаций влияют конкретные способы регулирования - дозволение, запрет, пози­тивное связывание.

4. Наличие либо потребность в особых (специальных) источни­ках права.

Наличие особых источников банковского права при­знано на законодательном уровне путем введения в официальный оборот понятия «банковское законодательство», которое было осуществлено путем употребления указанного термина в тексте ст. 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В пре­дыдущем законе (ст. 30 Закона РСФСР «О Центральном Банке РСФСР (Банке России)») употреблялся термин «законодательство РСФСР о банках». Думается, что о банковском законодательстве правомерно говорить как о самостоятельной отрасли российского законодательства с момента принятия в 1990 г. первых двух спе­циальных банковских законов: «О банках и банковской деятельно­сти в РСФСР» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)».

Специальное банковское законодательство является комплекс­ной отраслью законодательства и в этом качестве представляет собой специфическое структурное образование в системе россий­ского законодательства, которое использует для комплексного пра­вового регулирования всех сторон деятельности банковской сис­темы нормы различных отраслей права.

5. Конституционное и (или) законодательное закрепление прин­ципов данной отрасли права.

6. Наличие специфической (присущей только данной отрасли права) системы понятий и категорий.

В юридической науке различают основные и комплексные отрасли права.

К основным (первичным, базовым) отраслям права относят конституционное, гражданское, уголовное, административное и процессуальное право.

Каждая такая отрасль права обладает предметным единством, в их состав не входят нормы других отраслей права, каждой из них присущ особый метод регулирования соответствующей группы общественных отношений.

Комплексные отрасли права не обладают такими однозначно простыми характеристиками и представляют собой более сложные, интегративные явления: в них речь идет обычно о регулировании групп разнородных (но в то же время связанных друг с другом, не реализующихся в действительности друг без друга) общественных отношений и соответственно о наличии норм и методов регулирования, «привлеченных» из разных (основных) отраслей права. Однако комплексная отрасль права (если имеется в виду реально работающий механизм) - это не механическое объединение норм, почерпнутых из разных основных отраслей права, а качественное новое и по-своему целостное юридическое явление.

Такая целостность обеспечивается по меньшей мере двумя обстоятельствами: внутренней взаимной востребованностью разных (в смысле отраслевой принадлежности) групп отношений; тем, что комплексная отрасль, если таковая имеется, всегда включает в «сферу своей компетенции» некое специфичное предметное ядро, т.е. такие действительно комплексные общественные отношения, которые нельзя отнести ни к какой другой отрасли права, а также определенное количество кон-кретных правовых норм, присущих только этой комплексной отрасли (наряду и в единстве с нормами из основных отраслей права).

Характеристика банковского права как специфической (комплексной) отрасли права означает следующее.

Имеется общественная потребность в отдельном, целенаправленном правовом регулировании банковской отрасли (сферы, сектора) хозяйства, банковской деятельности во всех ее проявлениях.

Существует самостоятельный предмет правового регулирования в виде четко идентифицируемых отношений, связанных с банковской деятельностью. Это во многом уникальные общественные отношения, наблюдающиеся в процессах: возникновения, последующего функционирования, реорганизации и ликвидации банков (иных кредитных организаций), включая их внутренние (внутрибанковские) отношения; взаимодействия банков с клиентурой; взаимодействия банков между собой, а также с иными коммерческими организациями, включая взаимодействие как с коммерческими целями (в рамках банковских групп и иных объединений), так и с некоммерческими целями (в рамках ассоциаций и союзов банков); построения, функционирования и развития национальной системы банков; регулирования (управления) банковской деятельностью (включая как деятельность каждого отдельного банка внутри страны и за ее пределами, так и механизмы функционирования и развития банковской системы в целом) со стороны Банка России и других ор-ганов государственной власти. Вся названная совокупность отношений - это объективные банковские отношения (отношения по поводу банковской деятельности).

В силу исключительной специфичности банковских отношений имеется необходимость в особом методе их правового регулирования (в дополнение к первичным методам - гражданско-правовому и административно-правовому).

Есть необходимость в специальных источниках права, регулирующих банковские отношения. И она в определенной мере реализована - ряд принципов банковского права закреплен в Конституции, официально введено в оборот понятие «банковское законодательство» и принято несколько специальных банковских законов;

Имеется целая совокупность специфических, присущих только данной отрасли права понятий (категорий).

Изложенное позволяет сделать вывод: банковское право как комплексная отрасль права - это совокупность содержащихся в законодательных и иных нормативных актах правовых норм (предписаний), регламентирующих систему банковских отношений (отношений по поводу банковской деятельности). Оно включает в себя нормы законов (собственно банковских и иных) и нормы прочих правовых актов. Соответственно следует различать банковское законодательство и подзаконную часть банковского права.

Банковские отношения, урегулированные нормами права, исполняемыми их участниками, - это банковские правоотношения. Они имеют свои особенности, важнейшими из которых можно считать следующие.

Банковские йравоотношения возникают только в ходе банковской деятельности, которая включает в себя по меньшей мере две принципиально разные группы отношений: присущие только банкам (а также только банкам и НКО), а также общие для банков и любых других (некредитных) хозяйствующих субъектов (см. § 1.1).

Соответственно одна часть названных отношений регулируется специальным банковским правом (нормами специального банковского законодательства и нормами «отраслевых» подзаконных актов), которое ни на какие иные отношения не распространяется, тогда как другая их часть - иными, первичными отраслями права (гражданским, административным и другим законодательством и соответствую-щими подзаконными нормативными актами, распространяющимися на всех, в том числе на банки и иные кредитные организации).

Это означает, что банковское право в целом и банковское законодательство в частности могут иметь два правомерных толкования: узкое, в строгом смысле слова, - как право (законодательство), которое должно регулировать отношения, характерные исключительно для банков (кредитных организаций); в широком смысле - как право (законодательство), регулирующее все стороны деятельности банков (кредитных организаций), все их как специфические, так и общие (неспецифические) отношения, т.е. как «вообще все применимое к банкам, что имеется в праве, законодательстве в целом». Для реальной жизни первого недостаточно, зато оно входит во второе в качестве его ядра.

Банковские правоотношения носят одновременно публично-правовой и частноправовой характер.

Это отношения в основном по поводу рыночного (прямого и возвратного и платного) движения денег, но также по поводу движения ценных бумаг и валютных ценностей, а также по поводу информации, составляющей банковскую тайну.

Как минимум одной из сторон рассматриваемых отношений всегда выступает банк (кредитная организация). Банк России выступает стороной данных отношений и тогда, когда он проводит банковские операции, и когда в рамках своих властных полномочий оказывает управляющее воздействие на деятельность банков.

Банковское право реализуется и развивается в границах, определяемых принципами двух типов: общими для предпринимательской деятельности в целом и характерными яменно для банковской деятельности.

К принципам общего типа, определяющим конституционный статус субъектов банковской деятельности как вида предпринимательства, можно отнести: принцип защиты собственности; принцип регламентируемой (ограниченной) свободы банковской деятельности; принцип поощрения конкуренции и ограничения монополизации; принцип ведения банковской деятельности в рамках единого в масштабах страны экономического и правового пространства; принцип паритета интересов всех субъектов банковского права (включая паритет частного и публичного начал в этом праве).

Принципы, специфичные для банковской деятельности, можно разделить на следующие подгруппы.

Принципы построения и развития банковской системы: двухуровневого построения банковской системы; привязки организационного построения ЦБ (его ТУ) к экономическим районам; полисубъектности верхнего уровня банковской системы (в России сейчас в этот уровень входят только Банк России и государственная корпорация АСВ, но в принципе их может быть и больше); независимости ЦБ от других органов власти в пределах полномочий, предоставленных ему в законах.

Принципы осуществления банковской деятельности: ответственности ЦБ за выполнение законодательно закрепленных за ним функций и задач; монопольного выпуска Центробанком наличных денег и организации их обращения; сочетания госу-дарственного управления банковской системой с ее самоуправлением; невмеша-тельства органов власти в оперативную деятельность банков; преобладания разрешительного характера регулирования деятельности банков (в крайнем варианте он звучит так: «Запрещено все, что не разрешено»); преобладания исключительной правоспособности банков как юридических лиц (касается выполнения ими сугубо банковских видов деятельности); его также можно трактовать как принцип сочетания общей, специальной и исключительной их правоспособности; соблюдения банковской тайны.

Нормы банковского права в соответствии с разными критериями можно структурировать на следующие составные элементы (части):

законодательные нормы и нормы подзаконных правовых актов;

общие нормы (Общая часть банковского права) и частные нормы (Особенная часть банковского права), причем первые регламентируют наиболее общие, важные, основополагающие параметры банковских отношений, вторые имеют узкое целевое значение, так как регулируют отдельные направления банковской деятельности или банковских отношений (такие, как операции привлечения ресурсов, операции размещения ресурсов, налогообложение банков и т.д.).

Своеобразным вариантом структурирования банковского права на составные части можно считать также выделение различных его источников (см. ниже).

Языком банковского права принято считать институты банковского права - основные понятия, термины, за которыми подразумеваются соответствующие им нормы права, такие, как «кредитная организация», «банк», «банковский счет», «банковский вклад», «безналичные платежи», «кредит», «банковская тайна» и т.д.

В России имеют место следующие источники банковского права.

Конституция РФ. Имеются в виду положения Конституции, в той или иной степени регламентирующие (разрешающие и ограничивающие) банковскую деятельность в стране (п. «ж», «з» ст. 71; ст. 74, 75; п. «г» ст. 83; п. «в» ч. 1 ст. 103; ч. 3 ст. 104; п. «в» ст. 106; п. «б» ч. 1 ст. 114 и др.).

Федеральное банковское законодательство. Оно, в свою очередь, состоит из специального и общего законодательства. Основной источник банковского права - специальное банковское законодательство, ныне включающее в себя следующие основные федеральные законы: «О Центральном банке РФ»; «О банках и банковской деятельности»; «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ». Специальное банковское законодательство России продолжает формироваться.

Общее банковское законодательство - это нормы, содержащиеся в кодексах РФ (Гражданском, Бюджетном, Налоговом, Уголовном, Таможенном, Арбитражном процессуальном, Об административных правонарушениях и др.), а также в очень большом числе законов РФ и федеральных законов («О валютном регулирований и валютном контроле», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «О простом и переводном векселе», «О несостоятельности (банкротстве)», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О финансовой аренде (лизинге)», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «Об исполнительном производстве» и т.д.), которые в той или иной мере регламентируют банковскую деятельность.

Банковское законодательство субъектов Федерации. Наличие таких законов (из разряда, законов не специального, а общего характера) бесспорно, равно как и то, что под их влиянием банковская деятельность и ее регламентация в регионах могут приобретать некоторые особенные черты.

Подзаконные акты, содержащие нормы банковского права. Имеются в виду: нормативные акты Банка России (указания, положения, инструкции); продолжающие действовать некоторые нормативные акты Госбанка СССР; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты федеральных министерств и ведомств; нормативные акты органов власти субъектов Федерации; внутренние акты банков; акты ассоциаций (союзов) банков;

Банковское право является отдельным комплексом норм права. К его функциям относится регулирование связанных с деятельностью Центрального Банка (ЦБ) и банков коммерческих.

Банковское право включает в себя как гражданского, так и финансового. К гражданским нормам относят регулирование формирования и деятельности банков в качестве коммерческих организаций, а также отношений между клиентурой и кредитными организациями. Правовые финансовые нормы формируют принципы системы кредитования, определяют статус регулируют отношения между ЦБ и коммерческими банками.

Любую правовую отрасль можно рассматривать как структуру в общероссийском праве, а также в качестве учебной дисциплины.

Юридическое значение регулирования отношений в этой области обусловлено политическим и экономическим влиянием деятельности банков на хозяйство страны в определенный период времени. Регулирование взаимоотношений, кроме того, обладает специфическими методами регулирования.

Банковское право в качестве учебной дисциплины представлено комплексом знаний. Выработан этот комплекс наукой и преподается он в соответствии с планом и по определенной методике в учебном заведении.

Система банковского права состоит из трех основных уровней:

  1. Подотрасли (к примеру, валютное право).
  2. Правовые институты в качестве комплекса правовых норм, призванных регулировать взаимосвязанные отношения конкретного типа (например, институт по
  3. Нормы банковского права. Эта разновидность правовой нормы обладает всеми ее признаками. Вместе с этим, имеются и отличительные особенности. Так, не только банковское право своими нормами может регулировать банковские отношения. Существуют и другие отрасли, нормы которых применяют в регулировании деятельности банков. В частности, к ним относят финансовую, гражданскую, налоговую, административную и прочие отрасли.

Нормы права (банковского) обладают формально-определенным характером, устанавливают обязанности и в банковских отношениях, закрепляют их положение (правовое). Соблюдение норм также обеспечено возможностью применять санкции (принуждение к исполнению).

Источники банковского права являются совокупностью внешних форм. Они определены официально и содержат регулирующие нормы в общественных отношениях.

К системе источников российского банковского права относят Конституцию РФ, международные договоры РФ, нормы межнационального права, решения российского Конституционного Суда, банковское законодательство.

Последнее включает в себя законы о ЦБ, деятельности банков, банкротстве (несостоятельности) кредитных организаций и прочие нормативные акты.

К источникам следует также отнести и внутренние нормативные акты в банковских организациях. Так, в ЦБ - это положения, указания и инструкции, являющиеся обязательными для федеральных органов в составе государственной власти, всех физических, юридических лиц, органов в местном самоуправлении.

В представлена структурой, основанной на конкретных принципах, с урегулированными правовыми нормами в общественных отношениях. Взаимоотношения при этом складываются в процессе надзора и контроля банков, осуществления деятельности банками, а также при привлечении (за нарушение норм соответствующего законодательства) к ответственности.

В процессе функционирования вышеуказанной системы между ее участниками отношения могут развиваться по двум путям. В первом случае правоотношения называют вертикальными. Отношения при этом устанавливаются между ЦБ России и другими участниками в банковской системе. Во втором случае правоотношения называют горизонтальными. Они предполагают взаимодействие между клиентами и кредитными организациями, а также между несколькими кредитными организациями.

В юридической науке различают основные и комплексные отрасли права.
К основным (первичным, базовым) отраслям права относят конституционное, гражданское, уголовное, административное и процессуальное право. Каждая такая отрасль права обладает предметным единством, в их состав не входят нормы других отраслей права, каждой из них присущ особый метод регулирования соот-ветствующей группы общественных отношений.
Комплексные отрасли права не обладают такими однозначно простыми харак-теристиками и представляют собой более сложные, интегративные явления: в них речь идет обычно о регулировании групп разнородных (но в то же время связанных друг с другом, не реализующихся в действительности друг без друга) общественных отношений и соответственно о наличии норм и методов регулирования, «привле-ченных» из разных (основных) отраслей права. Однако комплексная отрасль права (если имеется в виду реально работающий механизм) - это не механическое объе-динение норм, почерпнутых из разных основных отраслей права, а качественное новое и по-своему целостное юридическое явление.
Такая целостность обеспечивается по меньшей мере двумя обстоятельствами: внутренней взаимной востребованностью разных (в смысле отраслевой принадлеж-ности) групп отношений; тем, что комплексная отрасль, если таковая имеется, всегда включает в «сферу своей компетенции» некое специфичное предметное ядро, т.е. такие действительно комплексные общественные отношения, которые нельзя отнести ни к какой другой отрасли права, а также определенное количество конкретных правовых норм, присущих только этой комплексной отрасли (наряду и в единстве с нормами из основных отраслей права).
Характеристика банковского права как специфической (комплексной) отрасли права означает следующее.
1. Имеется общественная потребность в отдельном, целенаправленном правовом регулировании банковской отрасли (сферы, сектора) хозяйства, банковской деятель-ности во всех ее проявлениях.
2. Существует самостоятельный предмет правового регулирования в виде четко идентифицируемых отношений, связанных с банковской деятельностью. Это во многом уникальные общественные отношения, наблюдающиеся в процессах: возникновения, последующего функционирования, реорганизации и ликвидации банков (иных кредитных организаций), включая их внутренние (внутрибанковские) отношения; взаимодействия банков с клиентурой; взаимодействия банков между собой, а также с иными коммерческими организациями, включая взаимодействие как с коммерческими целями (в рамках банковских групп и иных объединений), так и с некоммерческими целями (в рамках ассоциаций и союзов банков); построения, функционирования и развития национальной системы банков; регулирования (управления) банковской деятельностью (включая как деятельность каждого от-дельного банка внутри страны и за ее пределами, так и механизмы функционирова-ния и развития банковской системы в целом) со стороны Банка России и других ор-ганов государственной власти. Вся названная совокупность отношений - это объ-ективные банковские отношения (отношения по поводу банковской деятельности).
3. В силу исключительной специфичности банковских отношений имеется необ-ходимость в особом методе их правового регулирования (в дополнение к первичным методам - гражданско-правовому и административно-правовому).
4. Есть необходимость в специальных источниках права, регулирующих банков-ские отношения. И она в определенной мере реализована - ряд принципов банков-ского права закреплен в Конституции, официально введено в оборот понятие «бан-ковское законодательство» и принято несколько специальных банковских законов;
5. Имеется целая совокупность специфических, присущих только данной отрасли права понятий (категорий).
Изложенное позволяет сделать вывод: банковское право как комплексная отрасль права - это совокупность содержащихся в законодательных и иных нормативных актах правовых норм (предписаний), регламентирующих систему банковских отношений (отношений по поводу банковской деятельности). Оно включает в себя нормы законов (собственно банковских и иных) и нормы прочих правовых актов. Соответственно следует различать банковское законодательство и подзаконную часть банковского права.
Банковские отношения, урегулированные нормами права, исполняемыми их участниками, - это банковские правоотношения. Они имеют свои особенности, важнейшими из которых можно считать следующие.
Банковские йравоотношения возникают только в ходе банковской деятельности, которая включает в себя по меньшей мере две принципиально разные группы отно-шений: присущие только банкам (а также только банкам и НКО), а также общие для банков и любых других (некредитных) хозяйствующих субъектов (см. § 1.1).
Соответственно одна часть названных отношений регулируется специальным банковским правом (нормами специального банковского законодательства и нормами «отраслевых» подзаконных актов), которое ни на какие иные отношения не распространяется, тогда как другая их часть - иными, первичными отраслями права (гражданским, административным и другим законодательством и соответствующими подзаконными нормативными актами, распространяющимися на всех, в том числе на банки и иные кредитные организации).
Это означает, что банковское право в целом и банковское законодательство в част-ности могут иметь два правомерных толкования: узкое, в строгом смысле слова, - как право (законодательство), которое должно регулировать отношения, характерные исключительно для банков (кредитных организаций); в широком смысле - как право (законодательство), регулирующее все стороны деятельности банков (кредитных организаций), все их как специфические, так и общие (неспецифические) отношения, т.е. как «вообще все применимое к банкам, что имеется в праве, законодательстве в целом». Для реальной жизни первого недостаточно, зато оно входит во второе в качестве его ядра.
Банковские правоотношения носят одновременно публично-правовой и частно-правовой характер.
Это отношения в основном по поводу рыночного (прямого и возвратного и платного) движения денег, но также по поводу движения ценных бумаг и валютных ценностей, а также по поводу информации, составляющей банковскую тайну.
Как минимум одной из сторон рассматриваемых отношений всегда выступает банк (кредитная организация). Банк России выступает стороной данных отношений и тогда, когда он проводит банковские операции, и когда в рамках своих властных полномочий оказывает управляющее воздействие на деятельность банков.
Банковское право реализуется и развивается в границах, определяемых принци-пами двух типов: общими для предпринимательской деятельности в целом и харак-терными яменно для банковской деятельности.
К принципам общего типа, определяющим конституционный статус субъектов банковской деятельности как вида предпринимательства, можно отнести: принцип защиты собственности; принцип регламентируемой (ограниченной) свободы бан-ковской деятельности; принцип поощрения конкуренции и ограничения монополи-зации; принцип ведения банковской деятельности в рамках единого в масштабах страны экономического и правового пространства; принцип паритета интересов всех субъектов банковского права (включая паритет частного и публичного начал в этом праве).
Принципы, специфичные для банковской деятельности, можно разделить на следующие подгруппы.
Принципы построения и развития банковской системы: двухуровневого построения банковской системы; привязки организационного построения ЦБ (его ТУ) к экономическим районам; полисубъектности верхнего уровня банковской системы (в России сейчас в этот уровень входят только Банк России и государственная корпора-ция АСВ, но в принципе их может быть и больше); независимости ЦБ от других орга-нов власти в пределах полномочий, предоставленных ему в законах.
Принципы осуществления банковской деятельности: ответственности ЦБ за вы-полнение законодательно закрепленных за ним функций и задач; монопольного вы-пуска Центробанком наличных денег и организации их обращения; сочетания госу-дарственного управления банковской системой с ее самоуправлением; невмеша-тельства органов власти в оперативную деятельность банков; преобладания разре-шительного характера регулирования деятельности банков (в крайнем варианте он звучит так: «Запрещено все, что не разрешено»); преобладания исключительной правоспособности банков как юридических лиц (касается выполнения ими сугубо банковских видов деятельности); его также можно трактовать как принцип сочетания общей, специальной и исключительной их правоспособности; соблюдения банковской тайны.
Нормы банковского права в соответствии с разными критериями можно структурировать на следующие составные элементы (части):
законодательные нормы и нормы подзаконных правовых актов;
общие нормы (Общая часть банковского права) и частные нормы (Особенная часть банковского права), причем первые регламентируют наиболее общие, важные, основополагающие параметры банковских отношений, вторые имеют узкое целевое значение, так как регулируют отдельные направления банковской деятельности или банковских отношений (такие, как операции привлечения ресурсов, операции размещения ресурсов, налогообложение банков и т.д.).
Своеобразным вариантом структурирования банковского права на составные части можно считать также выделение различных его источников (см. ниже).
Языком банковского права принято считать институты банковского права - основные понятия, термины, за которыми подразумеваются соответствующие им нормы права, такие, как «кредитная организация», «банк», «банковский счет», «бан-ковский вклад», «безналичные платежи», «кредит», «банковская тайна» и т.д.
В России имеют место следующие источники банковского права.
1. Конституция РФ. Имеются в виду положения Конституции, в той или иной степени регламентирующие (разрешающие и ограничивающие) банковскую дея-тельность в стране (п. «ж», «з» ст. 71; ст. 74, 75; п. «г» ст. 83; п. «в» ч. 1 ст. 103; ч. 3 ст. 104; п. «в» ст. 106; п. «б» ч. 1 ст. 114 и др.).
2. Федеральное банковское законодательство. Оно, в свою очередь, состоит из специального и общего законодательства. Основной источник банковского права - специальное банковское законодательство, ныне включающее в себя следующие основные федеральные законы: «О Центральном банке РФ»; «О банках и банковской деятельности»; «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ». Специальное банковское законодательство России продолжает формироваться.
Общее банковское законодательство - это нормы, содержащиеся в кодексах РФ (Гражданском, Бюджетном, Налоговом, Уголовном, Таможенном, Арбитражном процессуальном, Об административных правонарушениях и др.), а также в очень большом числе законов РФ и федеральных законов («О валютном регулирований и валютном контроле», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «О простом и переводном векселе», «О несостоятельности (банкротстве)», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О финансовой аренде (лизинге)», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «Об исполнительном производстве» и т.д.), которые в той или иной мере регламентируют банковскую деятельность. 3. Банковское законодательство субъектов Федерации. Наличие таких законов (из разряда, законов не специального, а общего характера) бесспорно, равно как и то, что под их влиянием банковская деятельность и ее регламентация в регионах могут приобретать некоторые особенные черты.
4. Подзаконные акты, содержащие нормы банковского права. Имеются в виду: нормативные акты Банка России (указания, положения, инструкции); продолжающие действовать некоторые нормативные акты Госбанка СССР; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты федеральных министерств и ведомств; нормативные акты органов власти субъектов Федерации; внутренние акты банков; акты ассоциаций (союзов) банков;
5. Решения Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, акты иных су-дебных органов.
6. Нормы международного права и международные договоры РФ.
7. Договоры, стороной которых являются банки.
8. Банковские обычаи делового оборота.

Еще по теме Российское банковское право:

  1. Понятие «банковское право» и условия его возникновения


Просмотров