Рассредоточение и эвакуация из зон чс. Вывод: В данной главе была рассмотрена защита населения при чрезвычайных обстоятельствах, а так же были рассмотрены мероприятия, которые будут проводится при эвакуации. Отправки эваконаселения в места постоянного раз

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

  • Введение
  • 2.1 Эвакуация и ее виды
  • Заключение
  • Глоссарий
  • Список литературы

Введение

На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

Формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов :

защите от чрезвычайных ситуаций подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;

подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного само управления;

при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;

мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;

планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера;

объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности выше указанных сил и средств, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также, при необходимости, силы и средства других субъектов Российской Федерации.

Данная работа актуальна потому что, мы живем в мире, где может произойти любая из видов чрезвычайных ситуаций, чрезвычайных обстоятельств и другое. Население и сотрудники должны быть готовыми к любым возможным бедствиям. Все граждане Российской Федерации должны знать правила эвакуации и рассредоточения. Уметь применять эти знания на практике, если это потребуется.

Объект : рассредоточение и эвакуация.

Предмет : действия сотрудников ОВД при эвакуации и рассредоточения.

Цель : изучение рассредоточения и эвакуации.

Задачи :

1. Рассмотреть понятия "рассредоточение" и "эвакуация".

2. Анализ действий проводимой эвакуации среди населения.

3. Выявить способы защиты населения и пострадавших при эвакуационных действиях.

Структура курсовой работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка литературы.

В первой главе рассматривается организация эвакуации населения, а так же эвакуационные органы, их структура и задачи.

Вторая глава посвящена проведению эвакуации и рассредоточения, инженерной защите.

В заключении подводятся итоги работы, формируются окончательные выводы по рассредоточению и эвакуации.

эвакуация населения чрезвычайная ситуация

Глава 1. Организация эвакуации населения, эвакуационные органы, их структура и задачи

Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, научно-технических программ, планов развития и совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также с помощью комплекса мер организационного, инженерно-технического, экономического и административного характера.

1.1 Комплекс мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Комплекс мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя :

оповещение населения об опасности, его информировании о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

эвакуацию и рассредоточение;

инженерную защиту населения и территорий;

радиационную и химическую защиту;

медицинскую защиту;

обеспечение пожарной безопасности;

подготовку населения в области гражданской обороны (далее ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) и другие.

1.2 Защита пострадавших при чрезвычайных ситуациях

Для непосредственной защиты пострадавших от поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС. Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

1.3 Оповещение и информирование населения при защитных мероприятиях

Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Процесс оповещения включает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее РСЧС), а также населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности "Внимание всем!". Услышав этот звук (сигнал), необходимо немедленно включить средства приема речевой информации - радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации по рациональным способам поведения в создавшихся условиях. Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС различают несколько уровней, на которых должны создаваться системы оповещения - федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый.

На объектовом уровне основными являются локальные системы оповещения . Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов и информации оповещения до :

руководителей и персонала объекта,

объектовых сил и служб;

руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района;

населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Решение на задействование систем оповещения ГО принимает соответствующий руководитель. Руководители на подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения населению имеют право приостановки трансляции программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди, с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения подтверждают их получение, немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему руководителю (лицу его замещающему).

Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и неавтоматизированном режиме. Основной режим - автоматизированный. В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами связи сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, а также сетями вещания. В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи и ведомственных сетей связи, а также сетей вещания. Основной способ оповещения и информирования населения - передача речевых сообщений по сетям вещания.

1.4 Эвакуационные органы взаимодействующие с органами гражданской обороны при чрезвычайных ситуациях

Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий решениями руководителей ГО территориальных и отраслевых (объектовых) органов управления создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управления ГО и ЧС и службами гражданской обороны.

Заблаговременно в мирное время формируются следующие эвакоорганы:

1. Эвакуационные комиссии - республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктов и объектовые;

2. Эвакуационные комиссии министерств (ведомств) и организаций;

3. Сборные эвакуационные пункты (далее СЭП) - городские и объектовые;

4. Эвакоприемные комиссии - при органах местного самоуправления;

5. Промежуточные пункты эвакуации (далее ППЭ);

6. Приемные эвакуационные пункты (далее ПЭП);

7. Оперативные группы (далее ОГ) - по организации вывоза эваконаселения;

8. Группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

9. Администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).

Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления, отраслевые (объектовые) эвакуационные комиссии - заместителями руководителей отраслей (объектов) экономики. В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администрации (департаментов, управлений, служб, отделов), транспортных органов, органов народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти, органов управления ГО и ЧС. Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные предписания в состав эвакуационных органов не назначаются.

Основными задачами эвакуационных комиссий являются организация разработки и корректировки планов эвакуации, контроль за всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий, своевременным комплектованием, качественной подготовкой эвакуационных органов, подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий.

СЭП предназначаются для сбора, учета эвакуированного населения, организованной отправки его в загородную зону и создаются на базе одного предприятия (учреждения, организации). Располагаются СЭП вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации, как правило, в зданиях общественного назначения. Каждый СЭП обеспечивается связью с районной эвакомиссией, пунктом посадки (станцией, пристанью), исходным пунктом на маршруте пешей эвакуации, эвакоорганами в загородной зоне. Ему присваивается номер и за ним закрепляются автомобильный транспорт, расположенные вблизи защитные сооружения и соответствующие объекты экономики, рабочие и служащие которых с членами семей и остальное население будет эвакуироваться через данный СЭП.

Приписка населения к СЭП производится из расчета 4000-5000 человек на один пункт, количество транспортных средств, подаваемых на СЭП, определяется в соответствии с численностью приписанного населения. В составе СЭП находится начальник и его заместитель; группа регистрации и учета; группа формирования эвакуационных эшелонов (пеших колонн); комната матери и ребенка; медицинский пункт; пост (группа) охраны общественного порядка; стол справок; группа связи и комендантская служба.

Основные задачи СЭП:

1. Поддержание связи с эвакокомиссией города (района), объектами, приписанными к СЭП, транспортными органами, исходными пунктами маршрутов пешей эвакуации, информирование их о времени прибытия населения на СЭП и времени отправления его в загородную зону;

2. Контроль за своевременной подачи транспортных средств, организацией, отправки эваконаселения в загородную зону;

3. Ведение чета эвакуируемого населения, вывозимого всеми видами транспорта и выходимого пешим порядком, и представление в установленном порядке сроки донесений в эвакокомиссию города (района);

4. Оказание необходимой медицинской помощи больным во время нахождения их на СЭП;

5. Обеспечение соблюдения населением общественного порядка и укрытие его в защитных сооружениях по сигналам гражданской обороны.

ППЭ предназначаются для кратковременного размещения эваконаселения за пределами зон возможных разрушений (загрязнений, заражений) в ближайших населенных пунктах загородной зоны.

Основные задачи ППЭ:

1 Организация встречи пеших и автомобильных колонн, эвакуационных эшелонов и временное размещение прибывшего эваконаселения в ближайших населенных пунктах загородной зоны;

2. Согласование с эвакоприемными комиссиями районов загородной зоны графиков движения транспортных средств, организация посадки и отправки эваконаселения в конечные пункты его размещения в загородной зоне транспортом, а также пешим порядком;

3. Организация медицинской помощи заболевшим из числа прибывшего населения;

4. Обеспечение поддержания общественного порядка в районе пункта и укрытия населения, находящегося на ППЭ, по сигналам гражданской обороны;

5. Своевременные доклады начальнику маршрута пешей эвакуации и эвакоприемным комиссиям соответствующих районов загородной зоны о времени прибытия, количестве прибывшего эваконаселения и отправке его в конечные пункты размещения в загородной зоне.

Для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка на маршрутах решением администрации города (района) назначаются начальники маршрутов пешей эвакуации и группы управления . В состав группы входят представители основных предприятий и организаций, персонал который выводится по данному маршруту, представители органов местного самоуправления районов загородной зоны, по территориям которых проходят маршруты.

Основные задачи группы управления :

1 Организация движения пеших колонн на маршруте;

2. Подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии;

3. Регулирование движения и организация охраны общественного порядка;

4. Ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;

5. Оказание медицинской помощи заболевшим в пути следования.

В целях обеспечения необходимой слаженности в работе группа управления делится на звенья (отделения) связи, учета прохождения колонн, обеспечения движения, регулирования движения и охраны общественного порядка, медицинской помощи. Для обслуживания пеших колонн на маршруте создаются подвижные медицинские бригады на санитарных автомашинах. Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на исходных пунктах маршрутов и организуют выполнение возложенных задач методом патрулирования по маршруту на подвижных средствах. Эвакоприемные комиссии предназначаются для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения в загородной зоне. В районе (городе) загородной зоны по решению администрации органов местного самоуправления создается районная (городская) эвакоприемная комиссия, возглавляемая заместителем главы администрации. В состав комиссии включаются начальники или заместители начальников отделов и служб администрации района, представители органов внутренних дел, а также другие работники, связанные с приемом, размещением и всесторонним обеспечением прибывающего эваконаселения.

В эвакоприемной комиссии создаются группы:

1. Учета эваконаселения и информации;

2. Приема и организации размещения эваконаселения;

3. Дорожного и транспортного обеспечения.

Основные задачи эвакоприемной комиссии:

1. Руководство работой эвакоприемных комиссий городов, и объектов про приему, размещению и обеспечения эваконаселения;

2. Организация первоочередного жизнеобеспечения и защиты эваконаселения;

3. Уточнение численности эваконаселения, прибывающего на ППЭ и в пункты размещения, порядка подачи транспорта;

4. Оценка санитарно-эпидемологической, радиационной и химической обстановки на территории района и внесение изменений в план размещения эваконаселения;

5. Сбор и обобщение данных о ходе приема и размещения эваконаселения и доклад их начальнику ГО района и вышестоящей эвакомиссии.

6. Эвакоприемные комиссии органов местного самоуправления создаются по аналогичной схеме и имеют в своем составе группы учета эваконаселения;

7. Приема и размещения эваконаселения;

8. Отправки эваконаселения в места постоянного размещения;

9. Первоочередного жизнеобеспечения и защиты эваконаселения.

ПЭП предназначаются для приема, учета и размещения прибывшего эваконаселения. Они располагаются вблизи пунктов (станций, пристаней) высадки. Под ПЭП отводятся общественные и административные здания. Местным транспортом или пешими колоннами эваконаселение вывозится (выводится) с ПЭП в места постоянного размещения.

Основные задачи ПЭП:

1. Встреча прибывающих эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн и обеспечение высадки эваконаселения совместно с администрацией пункта высадки;

2. Во взаимодествии с автотранспортной службой района организация отправки эваконаселения в пункты его постоянного размещения автомобильным транспортом или пешим порядком;

3. Доклады эвакоприемной комиссии района о времения прибытия, количестве прибывшего эваконаселения и отправке его в места расселения;

4. Организация оказания оказания медицинской помощи заболевшим из числа прибывшего эваконаселения;

5. Обеспечение поддержания общественного порядка в районе пункта высадки и укрытие эваконаселения по сигналам гражданской обороны.

В структуру ПЭП входят группы:

1 Встречи, приема и размещения эваконаселения;

2. Охраны общественного порядка;

3. Учета эваконаселения;

4. Отправки и сопровождения эваконаселения;

5. Комната матери и ребенка;

6. Комендантская служба;

7. Стол справок и медицинский пункт.

В случае локальных военных конфликтов с цель. Ускорения вывоза гражданского населения из пунктов приграничной зоны, задачи организации эвакомероприятий возлагаются на ОГ. Оперативные группы формируются из представителей органов местного самоуправления, соответствующих эвакоорганов, офицеров органов управления ГОЧС и органов военного управления.

Вывод: В данной главе была рассмотрена защита населения при чрезвычайных обстоятельствах, а так же были рассмотрены мероприятия, которые будут проводится при эвакуации.

Глава 2. Проведение эвакуации населения

2.1 Эвакуация и ее виды

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация . Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из категорированных городов и размещению его в загородной зоне.

В отдельных ситуациях (например, возникновении катастрофического затопления, длительном радиоактивном загрязнении местности) этот способ является наиболее эффективным.

Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, катастрофического затопления и др.;

по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим, комбинированным способом;

по удаленности: локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);

по длительности проведения: временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная - до 1 месяца; продолжительная - более месяца.

По времени начала проведения: упреждающая (заблаговременная ) и экстренная (безотлагательная ).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для проведения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, над временем, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация .

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т.п.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих воздействий.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям. Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу.

В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

2.2 Рассредоточение сил и средств во время эвакуационных действий

Одним из действенных мероприятий по защите от ЧС (в основном военного характера) является рассредоточение. Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха персонала объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах. Рассредоточению подлежит персонал:

уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;

организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи и т.п.).

Рассредоточиваемый персонал размещается в ближайших к границам категорированных городов районах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне оборудуются противорадиационными и простейшими укрытиями.

2.3 Инженерная защита как один из видов защиты населения, когда эвакуация невозможна

В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях входят и мероприятия инженерной защиты. Особенностью инженерной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является то, что она используется не только для защиты населения, но служит важным направлением обеспечения защиты территорий. По некоторым оценкам рационально спланированные, подготовленные и реализованные мероприятия инженерной защиты обеспечивают снижение возможных людских потерь и материального ущерба до 30%, а в сейсмо-, селе - и лавиноопасных районах - до 70%.

Инженерная защита планируется и осуществляется на основе:

оценки характеристик возможной опасности;

учета категорий защищаемого населения;

результатов инженерно-геодезических, геологических, гидрометеорологических изысканий;

схем инженерной защиты территории (генеральных, детальных, специальных);

учета особенностей использования территории.

Основными мероприятиями инженерной защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

укрытие людей и материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленном под защитные сооружения подземном пространстве городов (подвальных помещениях, цокольных этажах, подземных пространствах объектов торгово-социального назначения, метрополитенах и др.);

использование в качестве жилья, мест работы и отдыха жилых, общественных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий;

использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам;

укрытие семей и трудовых коллективов в квартирах и производственных помещениях, в которых ими в оперативном порядке проведена самостоятельная герметизация;

предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ путем обваловки или заглубления емкостей с аварийно химически опасными веществами (АХОВ);

проведение защитных мероприятий путем возведения и эксплуатации инженерных защитных сооружений от неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.

Одним из наиболее эффективных среди указанных мероприятий является укрытие в защитных сооружениях ГО. Защитные сооружения гражданской обороны по своему назначению и защитным свойствам делятся на убежища и противорадиационные укрытия. Кроме того, для защиты людей могут применяться и простейшие укрытия. Убежища классифицируются по защитным свойствам, по вместимости, по месту расположения, по обеспечению фильтровентиляционным оборудованием, по времени возведения. По защитным свойствам (от воздействия ударной волны) убежища делятся на классы.

По вместимости (количеству укрывающихся) убежища подразделяют на: малые - до 600 человек, средние - от 600 до 2000 человек и большие - свыше 2000 человек.

По месту расположения убежища могут быть встроенные и отдельно стоящие. К встроенным относятся убежища, расположенные в подвальных и цокольных помещениях зданий, а к отдельно стоящим - расположенные вне зданий.

По времени возведения убежища бывают построенные заблаговременно еще в мирное время и быстровозводимые, строящиеся при угрозе или возникновении ЧС.

Убежища должны обеспечивать защиту укрывающихся в них людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, ударной волны, отравляющих веществ, бактериологических средств и теплового воздействия при пожарах; строиться на участках местности, не подвергающихся затоплению, иметь входы и выходы с той же степенью защиты, что и основные помещения, а на случаи завала их - аварийные выходы, иметь свободные подходы, где не должно быть сгораемых и сильно дымящих материалов; кроме того, иметь основные помещения высотой не менее 2,2 м и уровень пола, лежащий выше уровня грунтовых вод не менее чем на 20 см.

Противорадиационные укрытия (ПРУ) используются главным образом для защиты от радиоактивного заражения населения сельской местности и небольших городов. Часть из них строится заблаговременно в мирное время, другие возводятся (приспосабливаются) только в предвидении чрезвычайных ситуаций или возникновении угрозы вооруженного конфликта. Особенно удобно устраивать их в подвалах, цокольных и первых этажах зданий, в сооружениях хозяйственного назначения - погребах, подпольях, овощехранилищах.

ПРУ должны обеспечить необходимое ослабление радиоактивных излучений, защитить при авариях на химически опасных объектах, сохранить жизнь людям при некоторых стихийных бедствиях: бурях, ураганах, смерчах, тайфунах, снежных заносах. Поэтому располагать их надо вблизи мест проживания (работы) большинства укрываемых. Высота помещений должна быть, как правило, не менее 1,9 м от пола до низа выступающих конструкций перекрытия.

Составной частью общего комплекса мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются мероприятия радиационной и химической защиты. Важность этих мероприятий для защиты населения обусловлена наличием в стране большого числа опасных радиационных и химических объектов, а также сложившимся на территории страны состоянием радиационной и химической безопасности.

Вывод: В данной главе были рассмотрены понятия "эвакуация" и "рассредоточение", а так же всевозможная защита населения при невозможной эвакуации.

Заключение

Итак, эвакуационные мероприятия планируются, обеспечиваются и проводятся во взаимодействии с органами военного управления. Эвакуация населения в безопасные районы планируется, обеспечивается и проводится во взаимодействии с мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) и органами военного управления и согласовывается (увязывается) с мероприятиями (планами) по переводу экономики страны на работу в условиях военного времени, мобилизационного развертывания войск, воинских формирований и органов, специальных формирований здравоохранения в части использования транспорта и транспортных коммуникаций, материально-технических средств, обеспечения трудовыми (людскими) ресурсами, финансирования, а также решения вопросов размещения эвакуированного населения в загородной зоне и обеспечения его жизнедеятельности.

Планирование, подготовка и проведение эвакуации материальных и культурных ценностей осуществляются с учетом мероприятий по эвакуации населения (рассредоточению гражданского персонала организаций, продолжающих свою деятельность в городах и иных населенных пунктах, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне) в части использования транспорта и транспортных коммуникаций, обеспечения финансовыми, материальными и людскими ресурсами, а также размещения и жизнеобеспечения эвакуированного населения в безопасных районах.

Эвакуированное население размещается в жилых, общественных и административных зданиях, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глоссарий

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из категорированных городов и размещению его в загородной зоне.

Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха персонала объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Список литературы

Нормативные документы

1. Федеральный закон "Об утверждении Положения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы" от 22.05.2004 № 303-ФЗ.

2. Федеральных закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 № 63-ФЗ.

3. Федеральных закон "О гражданской обороне" от 12.02.1998 № 28-ФЗ.

Научная литература

4. Афанасьев Ю. Г, Безопасность жизнедеятельности. Часть 1. / Овчаренко А.Г., Трутнева Л.И., Раско С.Л., Мякшин А.Д. - Издательство Алт. Гос. Техн. Ун-т, БТИ, Бийск, 2006-336с.

5. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. КОЗЬЯКОВ и др.; под общ. ред. С.В. Белова. - Изд.3-е, испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2007. - 377 с

6. Бобок С.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2006. - 336 с.

7. Раско, С.Л., Овчаренко А.Г. Введение в курс "Безопасность жизнедеятельности": метод, рекомендации по выполнению практических занятий по курсу "Безопасность жизнедеятельности" / Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск, 2006. - 41 с.

Интернет источники

8. О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных ситуациях - URL: www/allmedia.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций, его своевременное оповещение и информирование о угрозе возникновения опасности. Укрытие людей в защитных сооружениях. Рассредоточение и эвакуация населения. Использование средств индивидуальной защиты.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2015

    Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Принципы и способы эвакуации населения. Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации. Действия населения при эвакуации. Организация инженерной защиты населения.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2007

    Рассредоточение и эвакуация населения как важнейший способ защиты жителей крупных городов. Организация и проведение рассредоточения и эвакуации населения, требования, предъявляемые к данному процессу. Прием и размещение рассредоточиваемого населения.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2013

    Классификация чрезвычайных ситуаций. Защита населения путём эвакуации. Организация радиационной и химической защиты населения. Организация медико-биологической защиты населения. Инженерная защита населения. Оповещение населения при чрезвычайной ситуации.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Понятие и сущность эвакуации, ее роль и значение. Организация эвакуации населения, эвакуационные органы, их структура и задачи. Проведение эвакуации населения, его организация и особенности. Комплекс мероприятий для обеспечения безопасности для населения.

    реферат , добавлен 08.02.2009

    Основные способы и мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях. Информация и оповещение, инженерная, медицинская, биологическая, радиационная и химическая защита. Укрытие населения в защитных сооружениях и эвакуационные мероприятия.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2011

    Понятие землетрясений, цунами, наводнений, оползней и ураганов как основных видов стихийных бедствий. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Способы улучшения защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях. Правила эвакуации населения.

    реферат , добавлен 20.09.2014

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ. Задачи и структура РСЧС. Организация защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в мирное и военное время. Особенности и организация эвакуации из зон ЧС.

    лекция , добавлен 23.01.2012

    Эвакуация - способ защиты населения. Сущность и способы эвакуации, особенности ее организации. Мероприятия по обеспечению эвакуируемого населения. Пример расчета сил и средств по отдельным видам обеспечения эвакомероприятий населения и работающих.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2010

    Основные задачи, направления, формы, методы и порядок подготовки всех категорий населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Организация обучения работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Рассредоточение и эвакуация являются одним из способов защиты населения от поражения ядерным оружием.

Рассредоточение рабочих и служащих - это организованный вывоз из крупных городов (других населенных пунктов) и размещение в загородной зоне свободной от работы смены рабочих и служащих объектов народного хозяйства, продолжающих работу в военное время.

Эвакуация заключается в организованном выводе (вывозе) населения из крупных городов (других населенных пунктов) и размещении его в загородной зоне, а также в выводе (вывозе) населения из зон возможного катастрофического затопления.

О начале эвакуации рабочим, служащим и членам их семей объявляет администрация предприятий, учреждений, организаций; остальной части населения - администрация жилищно-эксплуатационных контор по месту жительства.

Получив извещение о начале эвакуации, вы должны как можно быстрее собрать все, что надлежит взять с собой:

  • средства индивидуальной защиты (противогаз, респиратор, ПТМ-1 или ватно-марлевую повязку; одежду и обувь, приспособленные для защиты кожи);
  • аптечку индивидуальную АИ-2 вместе с другими каждодневно необходимыми лекарствами, индивидуальный противохимический пакет ИПП-8, пакет перевязочный медицинский (ППМ) или другие перевязочные материалы, йод;
  • комплект верхней одежды и обуви по сезону (в летнее время необходимо захватить и теплые вещи);
  • постельное белье и туалетные принадлежности;
  • двухдневный запас непортящихся продуктов;
  • документы (паспорт, военный билет, профбилет, документы об образовании, трудовую книжку, свидетельства о рождении детей), деньги.

Все вещи и медикаменты необходимо аккуратно уложить в рюкзак или любой мешок, удобный для переноски (при отсутствии - в чемодан),на который прикрепляется бирка с указанием фамилии, имени и отчества, адреса постоянного места жительства владельца.

Выключив газ, электроприборы, обесточив электропроводку, закройте квартиру и сдайте ключ в ЖЭК (ДЭЗ) или их представителям, после чего к назначенному времени прибудьте на сборный эвакуационный пункт, к которому вы приписаны. Там вас зарегистрируют и укажут транспорт или колонну, в составе которой предстоит следовать в пункт назначения.

В пути следования соблюдайте установленный порядок, неукоснительно выполняйте распоряжения, команды руководителей, старших, быстро и грамотно действуйте по сигналам оповещения. При следовании на транспортных средствах не покидайте своих мест без разрешения старшего, не выходите без команды, а при следовании пешком оказывайте помощь отстающим.

После прохождения регистрации на приемном эвакуационном пункте вам укажут место жительства, а представитель органов гражданской обороны сообщит о месте нахождения защитного сооружения, в котором вы будете укрываться при объявлении соответствующих сигналов оповещения, или место и время, когда вы должны прибыть для участия в строительстве противорадиационного укрытия.

В пункте вашего размещения должна быть организована торговля продуктами и товарами первой необходимости, а также коммунально-бытовое и медицинское обслуживание. В свою очередь вы незамедлительно включаетесь в трудовую деятельность и точно выполняете все распоряжения местных органов власти.

Эвакуированное население в своих пунктах размещения должно принять активное участие в строительстве укрытий для себя и членов семей. Кроме того, население должно посещать беседы, смотреть кинофильмы, передачи по телевидению по вопросам ГО, принимать участие в практических занятиях.

Местное население, к которому будут подселены горожане, должно принять деятельное участие в подготовке жилья для эвакуированного населения. Патриотический и гражданский долг каждого жителя села - оказать необходимую помощь людям, вынужденным покинуть свой дом, оставить свое имущество. Доброжелательная встреча местным населением прибывших из городов эвакуированных людей - одно из условий преодоления ими трудностей устройства на новом месте.

8. ЭВАКУАЦИЯ И РАССРЕДОТОЧЕНИЕ

Для защиты городского населения осуществляют его эвакуацию и рассредоточение, т. е. вывозят или выводят людей в сельскую местность из-под вероятных ударов противника.

Рассредоточением называют вывоз из городов рабочих и служащих производственных предприятий и расселение их в загородной зоне. При этом они посменно выезжают на работу в город.

Под эвакуацией понимают переселение в сельскую местность городского населения на то время, пока существует угроза нападения противника. Члены семей рассредотачиваемых рабочих и служащих эвакуируются, как правило, вместе с ними. Однако если их совместное размещение невозможно, то члены семей направляются в районы эвакуации, расположенные дальше от города, чем районы рассредоточения.

Рассредоточение рабочих и служащих и эвакуация членов их семей, а также студентов вузов, учащихся техникумов и профтех-училищ организуются администрацией предприятий и учебных за-

ведений. Остальное население эвакуируется через жилищно-эксп-луатационные конторы и домоуправления.

Вывоз и вывод населения необходимо осуществить в кратчайшие сроки. Для этого применяется комбинированный способ - используются все виды транспорта, а часть людей выводится пещ-

ком. Транспортом вывозятся рассредотачиваемые рабочие и служащие, медицинские учреждения, больные, престарелые, женщины

с детьми, а также часть невоенизированных формирований.

Вывод населения пешим порядком осуществляется, как правило, на расстояние одного суточного перехода (30-40 км). При

большем удалении районов эвакуации от города пешие колонны следуют до промежуточных пунктов эвакуации, откуда доставляются в места расселения транспортом. Колонны студентов и учащихся могут следовать непосредственно в пункты эвакуации на расстояние нескольких суточных переходов.

Население, эвакуируемое пешком, распределяется по колоннам

численностью 500-1000 человек. Маршруты следования колонн выбираются по дорогам, менее занятым автотранспортом, и колонным путям. В крайних случаях используются обочины автомобильных дорог. Колонны следуют со средней скоростью 4-5 км/ч.

В пути назначаются привалы: малые (10-15 мин) через 1-1,5 ч движения и большой (1-2 ч) во второй половине суточного перехода. На маршрутах выставляются посты регулирования движения. Связь осуществляется с помощью постоянных телефонных линий и радиосредств.

Для планирования и организации эвакуации и рассредоточения в городах, городских районах и на объектах народного хозяйства создаются эвакуационные комиссии, а в сельских районах, сельсоветах, колхозах и совхозах - эвакоприемные комиссии для руководства приемом и размещением прибывающего городского населения.

Для сбора и регистрации населения городов, подлежащего эвакуации и рассредоточению, для формирования колонн и транспортных эшелонов создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП).

СЭП размещаются вблизи станций посадки на транспорт или исходных пунктов маршрутов пешей эвакуации. В местах прибытия рассредотачиваемых b эвакуируемых развертываются приемные эвакуационные пункты (ПЭП).

На СЭП, станциях посадки, промежуточных пунктах эвакуации и станциях высадки оборудуются простейшие укрытия и развертываются медицинские пункты. В составе пеших колонн и транспортных эшелонов следуют медицинские работники.

С получением сообщения о начале эвакуации (рассредоточения) необходимо в установленное время прибыть на СЭП, взяв с собой личные документы, индивидуальные средства защиты, самое необходимое из Одежды, обуви и белья, туалетные принадлежности, а также продовольствие на несколько суток и питьевую воду. В пути следования все граждане должны соблюдать организованность и дисциплину, выполнять все указания начальника колонны (эшелона) и старшего по вагону (автомашине).

В пунктах размещения, расположенных в загородной зоне, всем прибывшим указывают место жительства. Для расселения используются дома местных жителей, дома отдыха, туристские и спортивные базы, пионерские лагери, клубы и т. д. Для защиты эвакуируемого и рассредотачиваемого населения используются противорадиационные укрытия (приспособленные подвалы, погреба и другие заглубленные помещения, а также первые этажи зданий).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Омский институт

по курсу «Безопасность жизнедеятельности»

Эвакуация и рассредоточение населения в чрезвычайных ситуациях

Выполнила:

Студентка 1 курса ЭУ

Заочной полной

Формы обучения

зачетной книжки

ЭУ-09-74

Костомахина Любовь

Юрьевна

Проверила:

Преподаватель

Гончарова

Оксана Владимировна

Г. Омск - 2009

Введение.

Прогресс науки и развитие техносферы создали ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания. Вместе с тем, развитие техносферы сегодня - необходимое условие выживания. Кроме того, очевидно, что сотни тысяч людей страдают от всевозможных чрезвычайных ситуаций вовсе не из-за различных пороков техносферы. Причина кроется в сложнейших процессах развития общества.

Перед человечеством стоит ряд глобальных проблем, которые возникли в ходе развития цивилизации. Это, прежде всего, демографическая проблема, порождаемая перенаселением, миграцией, старением и являющаяся одной из первопричин ряда других глобальных проблем. Это - экологическая проблема с ее многочисленными составляющими, в том числе изменением глобального климата и истощением озонового слоя. Это - проблемы войны и мира, проблемы природных катастроф и техногенной безопасности, это, наконец, проблемы энергетики, истощения невозобновимых ресурсов, бедности, занятости, нехватки продовольствия, межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, организованной преступности, терроризма, информационной безопасности, здравоохранения, генетической безопасности, наркомании, деградации духовно-нравственной сферы и др.

Каждая неразрешенная, непреодоленная глобальная проблема становится возможной причиной катастрофы. И только знание потенциальных опасностей позволяет принимать превентивные меры, чтобы избежать беды. В качестве примера успешно разрешенных глобальных проблем можно назвать острую в 1960-1980-х годах проблему "информационного взрыва", на сегодня весьма эффективно смягченную благодаря новым информационным технологиям, а также решенную во многом благодаря достижениям медицины проблему эпидемий, охватывавших ранее обширные территории Земли.

Однако для человечества традиционным является пренебрежение предупредительными мерами. Предпочтение отдается конъюнктурным потребностям момента. В результате даже уже изученные опасные тенденции оказываются неучтенными, и как результат возникают чрезвычайные ситуации.

1. Классификация чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайная ситуация - в РФ – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Источник чрезвычайной ситуации – это опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Опасный производственный объект – это производственные объекты на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные вещества; вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды; а также используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия; используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; получаются расплавы черных и цветных металлов; ведутся –горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные).

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

Ликвидация региональной чрезвычайной

К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн., минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы двух субъектов Российской Федерации.

Ликвидация федеральной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Войска гражданской обороны Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Эвакуация и рассредоточение городского населения

Эвакуация и рассредоточение городского населения - один из способов защиты населения. Он во много раз снижает плотность населения городов, а следовательно, и потери населения могут быть значительно уменьшены.

1 Способы и порядок проведения эвакуации и рассредоточения населения

Эвакуация - организованный вывод (вывоз) населения, не занятого в сфере производства, в том числе учащихся и студентов учебных заведений, из городов в загородную зону.

Рассредоточение - организованный вывоз из городов рабочих и служащих объектов, работающих в военное время, и их размещение в загородной зоне для отдыха.

Рассредоточение рабочих и служащих и членов их семей осуществляется по производственному принципу. При этом сохраняется целостность предприятия, облегчается отправка рабочих смен на работу, медицинское обслуживание и обеспечение питанием.

Для проведения эвакуации и рассредоточения используются все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный). В целях проведения эвакуации в сжатые сроки основная часть населения выводится из городов в пешем порядке, остальная часть вывозится транспортом до мест размещения в загородной зоне.

Руководят рассредоточением рабочих и служащих и эвакуацией остального населения штабы гражданской обороны всех уровней. Оповещают население об эвакуации штабы ГО с помощью средств массовой информации: по радио, телевидению, через печать, а также через ЖЭК (домоуправления).

На каждом предприятии, в учреждении, учебном заведении, ЖЭК, домоуправлении заблаговременно составляют эвакуационные списки на всех рабочих, служащих и членов их семей. Списки и паспорта (удостоверения личности) эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.

Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения населения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, Дворцах культуры, школах и других общественных зданиях. Каждому СЭП приписывается порядковый номер.

К СЭП приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах ЖЭК (домоуправлений), расположенных в этом районе.

2 Обязанности эвакуируемых, их экипировка

С объявлением эвакуации граждане обязаны быстро подготовить средства индивидуальной защиты, личные вещи, деньги и документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, свидетельства о рождении детей). Все вещи укладывают в чемодан, вещевой мешок или сумку, к ним прикрепляют ярлычок с указанием фамилии, имени и отчества, постоянного адреса и места, куда эвакуируются. Детям дошкольного возраста необходимо пришить на одежду метки из белой ткани с указанием фамилии, имени и отчества, года рождения, адреса родителей и конечного пункта эвакуации.

Поскольку время на подготовку к эвакуации может весьма ограниченно, в каждой семье желательно заранее определить и составить список вещей и продуктов, которые нужно взять с собой в то или иное время года. Количество вещей и продуктов питания должно быть рассчитано на то, что человеку придется нести их самому. При эвакуации на транспортных средствах общая масса вещей и продуктов питания должна составлять примерно 50 кг на взрослого человека; при эвакуации пешим порядком она может быть значительно меньше - в соответствии с физической выносливостью каждого человека.

В квартире необходимо отключить газ, электроприборы, с окон снять занавески. Все легковоспламеняющиеся вещи и предметы поставить в простенки квартиры, закрыть форточки. После этого закрыть квартиру и сдать ключ под охрану домоуправления .

Прибыть к указанному сроку на сборный эвакуационный пункт, пройти регистрацию. С собой, помимо вещей и документов, необходимо иметь средства индивидуальной защиты, одежду, обувь, постельные принадлежности, набор медикаментов и двух- трехсуточный запас продуктов питания и воды.

3 Правила поведения на СЭП, в пути следования

Организованность и дисциплинированность, своевременное и неукоснительное выполнение всех требований и указаний администрации сборных эвакуационных пунктов являются основными правилами поведения населения. При следовании на транспорте необходимо строго соблюдать установленные правила, поддерживать дисциплину и порядок, выполнять указания старшего по вагону, автомобилю или судну и без их разрешения не покидать транспортные средства. При выводе населения пешим порядком вблизи СЭП формируются колонны от 500 до 1000 человек.

Для контроля за организацией марша назначаются исходный пункт движения и пункты регулирования. Скорость движения планируется 4-5 километров в час. Для отдыха совершающих марш пешим порядком предусматриваются привалы: малый (на 10-15 минут) - через каждые 1-1,5 часа движения, и большой (на 1-2 часа) в начале второй половины перехода. Маршрут пеших колонн обычно планируется на расстояние одного суточного перехода с задачей выйти за зону возможных разрушений.

При эвакуации пешим порядком необходимо соблюдать указанный темп движения и быть готовым по сигналу Воздушная тревога укрыться в ближайшем защитном сооружении или воспользоваться защитными свойствами местности (овраги, карьеры, ущелья т.п.).

Непосредственно перед маршем, если есть возможность, следует принять горячую пищу, ибо возможность ее приготовления и принятия в пути следования маловероятна.

При совершении марша необходимо соблюдать порядок. Нельзя покидать колонну без разрешения ее начальника. При плохом самочувствии нужно обратиться к медицинскому работнику, сопровождающему колонну. В случае появления в колонне посторонних лиц следует немедленно сообщить об этом начальнику колонны. Зимой на маршрутах организуются пункты обогрева.

4 Прием и размещение прибывшего населения

Прием и размещение прибывшего населения в загородной зоне осуществляют местные органы администрации со штабами гражданской обороны сельских районов. Для этого при администрации создаются приемные эвакуационные пункты (ПЭП), а в местах прибытия организуются пункты встречи.

Заключение.

Все мы являемся свидетелями активизации глобальных природных процессов в последние годы, которые проявляются во всевозможных землетрясениях, ураганах, цунами, небывалых снегопадах и т.д. Не вдаваясь в исследования причин, мы говорим о следствиях. А следствия таковы, что стихийные бедствия приносят огромный экономический ущерб, угрожают жизни и здоровью человека. Кроме природных катаклизмов, сегодня огромную опасность для человечества представляет само человечество, точнее, созданная человеком "техносфера". Реальность такова, что люди производят ядовитые вещества - чудовищные по своей силе, используют энергию расщепления ядра, способную уничтожить все живое. Может ли развиваться цивилизация иначе? Кто знает? Впрочем мы все равно говорим о следствиях.

Человечеству брошен вызов. Бедствия, катастрофы, чрезвычайные ситуации подают сигнал: траектория мирового развития стала неустойчивой, и задача современной науки - найти выход и предложить его обществу. Символами уходящего XX века был технический прогресс, расширенное воспроизводство, экстенсивный роста. Императивы XXI века иные. Во главу угла ставятся устойчивость, безопасность, качество. Сегодня ученым недостаточно указать обществу выбор, надо изучить его последствия и выяснить цену этого выбора до того, как он будет сделан. И тогда у нашего и следующих поколений появится надежда. Сегодня в центре нашего внимания - человек, люди, общество, и цель этого общества - защита жизни и интересов человека. А чтобы научиться защищать человека, нужна не только научная система взглядов на способы управления рисками катастроф и стихийных бедствий. Необходима конкретная система программных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. И соответствующие государственные структуры, одной из которых является МЧС России.

Населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются: ... 10 и пакет перевязочный индивиду­альный (ПП). рассредоточение и эвакуация населения из опасной зоны (подготовка эвакомероприятий...

  • Защитное действие населения от чрезвычайных ситуаций и их возможное последствие

    Реферат >>

    Защитное действие населения от чрезвычайных ситуаций и их возможное последствие 1. ... первый этап эвакуации . Существует два вида эвакуации : 1)Плановая (план эвакуации , место... превышать 30-40 км. Рассредоточение населения с целью максимально сократить возможные...

  • Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них

    Книга >> Безопасность жизнедеятельности

    Разновидностями опасных и чрезвычайных ситуаций являются опасные и чрезвычайные ситуации социального происхождения, которые... защитных сооружениях; использование населением средств индивидуальной защиты; эвакуация и рассредоточение в безопасную зону; ...

  • Чрезвычайные ситуации (6)

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    На крышу. Эвакуация населения в этом случае... возникающих в незначительных количествах и рассредоточенных во времени и по площади; ... В. Н. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях : учебное пособие / А. С. Гринин, ...

  • Рассредоточение и эвакуация населения (РЭН) - один из способов его защиты от поражающих факторов при ЧС.

    Рассредоточение - это организованный вывоз (вывод) и размещение в загородной зоне персонала ОЭ, свободного от работы, а также персонала, обеспечивающего жизнедеятельность города (работников коммунального хозяйства). Рассредотачиваемые постоянно приезжают на свои рабочие места, а по окончании работы - возвращаются в загородную зону. Время на дорогу в город и обратно не должно превышать 2 ч.

    Эвакуация - это организованный вывод (вывоз) из города и размещение в загородной зоне персонала ОЭ, прекращающего работу в городе, а также остального населения. Эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне до особого разрешения.

    Загородной зоной называется территория за пределами зоны возможных разрушений. Ее граница устанавливается в зависимости от категории (важности) города. Каждому ОЭ в загородной зоне назначается район размещения.

    Рассредоточение рабочих, служащих и членов их семей осуществляется по территориально-производственному принципу комбинированным способом, т.е. всеми видами транспорта или пешком в минимальные сроки (в течение 24 ч с момента получения сигнала). Должны быть обеспечены движение колонн и транспорта, питание, медицинское обслуживание, защита.

    Население эвакуируют по территориальному принципу, т.е. по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы. Транспортом вывозятся рассредотачиваемые и формирования ГО, больные, престарелые, инвалиды, женщины с детьми до 10 лет. Остальное население может выводиться пешком до пункта промежуточной эвакуации. Выполнение мероприятий РЭН во много раз уменьшит плотность населения города, что резко снизит потери. Кроме того, на оставшееся население должно быть достаточное количество мест в ЗС ГО.

    При организации движения пеших колонн разрабатываются их маршрут, состав колонн, исходный пункт и рубежи регулирования движения, время их прохождения. Назначаются места и продолжительность привалов, расположение медпунктов, пунктов обогрева, промежуточных пунктов эвакуации, а также возможность вывоза людей транспортом обратно в места постоянного размещения. Определяются сигналы управления и порядок их доведения до людей.

    Эвакуация организуется через сборные эвакуационные пункты , которые размещаются в общественных зданиях (школах, клубах, театрах). Сборный эвакопункт обеспечивает сбор, регистрацию и отправку населения на станции посадки или на исходные пункты формирования пеших колонн. В районе расположения сборного эвакопункта должны быть защитные сооружения и другие учреждения обеспечения жизнедеятельности. Каждому сборному эвакопункту присваивается номер.

    Об эвакуации население оповещается через ОЭ, милицию, жилищно-эксплуатационные органы, сеть радио- и телевещания. По этому сигналу люди, взяв с собой документы, деньги, необходимые вещи, медикаменты, запас продуктов и воды, прибывают на сборный эвакопункт.

    На каждый транспорт (эшелон, судно, автоколонну) назначается начальник, который должен обеспечить выполнение графика движения.

    В пешей колонне может быть до 1 тыс. человек с разделением на группы по 50-100 человек. У начальника колонны имеется схема маршрута, рассчитанная на один суточный переход, совершаемый за 10-12 ч движения. Скорость движения колонны - до 5 км/ч, дистанция между колоннами - 500 м.

    Через каждые 1,5 ч движения делается привал на 15 мин, а через 6 ч - большой привал (до 2 ч). На привалах осуществляются подтягивание колонн, оказание медицинской помощи, проверка наличия людей, обеспечивается прием горячей пищи. На маршруте оборудуются защитные сооружения и пункты водоснабжения.

    В загородной зоне для приема эвакуированных создаются приемные эвакопункты . Они обеспечивают размещение эвакуированных и снабжение их всем необходимым. Приемные эвакопункты создаются в помощь соответствующему штабу ГО и формируются аналогично СЭП из числа руководителей сельских районов. Составу приемного эвакопункта сообщаются график прибытия транспорта и пеших колонн, их численность, место промежуточного пункта эвакуации, вид и количество транспорта, который можно использовать для доставки людей от промежуточного пункта эвакуации . Приемные эвакопункты также развертываются в общественных зданиях вблизи пункта высадки.

    Эвакомероприятия планируются заранее, тщательно и регулярно проверяется возможность их выполнения и обеспеченность.

    При планировании эвакомероприятий необходимо отработать вопросы обеспечения жизнедеятельности населения

    Транспортное обеспечение заключается в организации вывоза людей в районы РЭН, вывоза материальных ценностей, перевозки рабочих смен из районов рассредоточения на ОЭ и обратно.

    Медицинское обеспечение планируется осуществлять через действующую сеть больниц, поликлиник и медпунктов сельской местности, усиленную за счет вывозимых из города лечебных учреждений и медперсонала.

    Из-за значительной миграции населения надо быть готовыми к появлению очага бактериологического поражения. В этих условиях значительно возрастет роль оказания медпомощи на дому.

    На сборных, приемных, промежуточных пунктах эвакуации, станциях посадки, пересадки и высадки усиливаются существующие или развертываются дополнительные (новые) медпункты. Для оказания медицинской помощи в пути на каждый эшелон (колонну) выделяются медработники с необходимым оборудованием, а на некоторые маршруты - санитарные машины с подвижной бригадой медпомощи.

    Противорадиационное и противохимическое обеспечение предусматривает организацию разведки, обеспечение населения индивидуальной и медицинской защитой, подготовку средств специальной обработки и обеззараживания, строительство ЗС ГО на путях РЭН, приспособление существующих помещений для защиты людей, доведение до населения режимов радиационной защиты, правил пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, организацию контроля радиоактивного облучения.

    Организация питания, обеспечение водой и предметами первой необходимости осуществляются через соответствующие службы сельских районов (торговли, бытового обслуживания, общественного питания), усиленные за счет эвакуированных. На маршрутах в холодное время организуются пункты обогрева и снабжения водой из закрытых источников. Первые 2 суток люди могут питаться взятыми с собой запасами.

    Успешное проведение РЭН в огромной степени зависит от морально-психологического состояния населения, что достигается проведением целеустремленной и кропотливой работы соответствующими инстанциями.

    укрытие население защитный сооружение



    Просмотров