Если у школы нет аккредитации. Как проверить ВУЗ на лицензию и аккредитацию

1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами , за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

2. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

3. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными и настоящего Федерального закона, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Государственная аккредитация образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, проводится по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует проведение государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществляемой в таких филиалах, во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

7. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы. Основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и относятся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, являются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию.

8. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом ее филиале.

10. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы представляются в аккредитационный орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе направить в аккредитационный орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Формы указанных заявления и прилагаемых к нему документов, а также требования к их заполнению и оформлению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

11. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

12. Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (далее - аккредитационная экспертиза). При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится.

13. В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям. Эксперты и экспертные организации не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательной деятельности такой организации.

14. Аккредитационный орган осуществляет аккредитацию экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций. Указанный реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

15. Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, порядок их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

16. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы расходов производятся в порядке и в размерах , которые установлены Правительством Российской Федерации.

17. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

18. Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным указанным в части 29 настоящей статьи положением.

19. При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:

1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;

2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

20. Формы свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему, а также технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

21. При прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации прекращается со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией и которые имели государственную аккредитацию. Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме слияния, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, срок действия которого истекает раньше.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

1) выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

24. Аккредитационный орган лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца;

3) истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации).

25. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии основания для лишения государственной аккредитации по одной или нескольким реализуемым ею основным профессиональным образовательным программам.

26. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа в государственной аккредитации или лишения ее государственной аккредитации.

Аккредитация - форма признания качества. Это процесс, в течение которого школа проверяется на предмет соответствия стандартам, установленным аккредитующими органами.

Цель аккредитующих органов - защитить студентов. Аккредитация проводится школьными инспекторами, которые проверяют, предоставляет ли школа необходимый уровень образования для своих учащихся. Аккредитующий орган - это организация, которая тщательно проверяет школы и, если школа удовлетворяет всем требованиям, а ее уровень услуг достаточно высок по всем параметрам, дает ей право на аккредитацию. Аккредитующие органы следят за школами в своей стране. Только школы с высоким уровнем предлагаемых образовательных услуг получают аккредитацию. Таким образом, наличие аккредитации дает гарантию получения высококвалифицированных услуг в школах.

Аккредитация - международный вид признания, показывающий, насколько хорошее образование дает школа своим учащимся. Школы проходят тщательный отбор. Прежде чем удостаиваются права быть аккредитованными.

Как школа получает аккредитацию?

Получить аккредитацию непросто. Аккредитацию нельзя купить, за процессом постоянно следят ведущие агентства. Чтобы получить аккредитацию проводится довольно много проверок, чтобы убедиться, что школа соответствует стандартам, разработанным аккредитующими органами. Аккредитующие службы посещают школы, чтобы разобраться во всем досконально. Затем по окончании проверки пишется отчет, на основании которого выносится решение о предоставлении аккредитации данной школе. Если комиссия остается удовлетворена проверкой и убеждается, что школа способна предоставить высокий уровень образовательных услуг для своих клиентов, то школа становится аккредитованным учебным заведением.

В процессе аккредитации проверяется и оценивается:

  • Школьный персонал (включая учителей)
  • Классные комнаты
  • Школьные объекты
  • Уровень социального обеспечения учащихся
  • Резиденции
  • Предлагаемые английские курсы и занятия
  • Финансы и счета
  • Способ управления школой
  • Отзывы студентов

Все проверки осуществляются в процессе собеседований (с персоналом и учащимися), открытых уроков, методичной проверки школьной документации и посещения всех школьных объектов и резиденций. Только когда аккредитующий орган удостоверяется в соответствии всем критериям, выдается аккредитация.

Аккредитованные школы проходят проверки каждые несколько лет, также каждый год несколько случайно выбранных школ подвергаются скрытым проверкам без предупреждения.

Это означает, что аккредитованные школы следят, чтобы уровень предоставляемого образования не снижался. Школы пристально следят за рейтингами.

Почему стоит выбирать аккредитованную школу?

Аккредитованные учебные заведения официально признаются миграционными службами. На данный момент студенческие визы выдаются только студентам аккредитованных школ (особенно это актуально для и Великобритании).

Так как школы постоянно следят за тем, чтобы во время текущей проверки не потерять аккредитацию, уровень преподавания в них действительно высокий.

Все школы российской федерации проходят обязательную аккредитацию. Под аккредитацией школы принято понимать процесс признания качества, соответствия стандартам, которые были установлены аккредитирующими органами.

Процедура открывает учебному заведению право выдавать аттестаты об окончании учебы и является средством защиты учащихся.

После прохождения процедуры аккредитации директор школы получает лицензию и сертификат и .

Немного истории

Понятие «аккредитация» было введено в Законе «Об образовании» редакции 1992 года, спустя годы сформировалась экспертная система, принципы оценки и принятия решений. Специфика развития аккредитационной модели в России обусловлена особенностями ее становления. В отличие от европейских примеров, где в формате независимой системы объективной общественной оценке , в РФ долгое время институционная система оценки образовательных учреждений была монопольной процедурой.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:

1. Проведение аккредитационной экспертизы в ходе госаккредитации образовательной деятельности 2. Образовательная программа: что эксперты проверят на аккредитации

Сегодня образовательную деятельность аккредитуют согласно ст. 92 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Оценка проводится не для установления статуса образовательного учреждения (школа, гимназия или лицей), как это было ранее, а для подтверждения соответствия ФГОС по основным программам образования и подготовки учеников.

Лицензия позволяет осуществлять образовательную деятельность, а аккредитация школы – подтверждает качество образования и ее соответствие ФГОС.

Процедура аккредитации школы

Образовательные учреждения, как и педагоги, аккредитуются каждые пять лет. Даже аккредитованные образовательные учреждения периодически без предупреждения подвергаются скрытым проверкам для подтверждения качества образовательных услуг.

Аккредитацией занимаются школьные инспектора и .

Процедуре предшествует сбор пакета необходимых документов:

  • учебный план школы на три года;
  • школьная образовательная программа;
  • отчетность о результативности внутренних комиссий;
  • школьный устав;
  • справку о материальном и техническом состоянии образовательного учреждения.

В качестве дополнительных сопроводительных бумаг для аккредитации школы подается список педагогического коллектива, опись всех документов и план материально-хозяйственной работы. Помимо вышеперечисленного анализируется успеваемость учащихся школы и учителей. Средний уровень освоения программы должен составлять не менее 60%. Многочисленные тестирования позволяют проверить не только школьников, но и учителей. Анализ поданных в комиссию документов занимает около трех месяцев.

Проводится согласно Положению о государственной аккредитации образовательной деятельности (постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1039).

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Положение определяет:

  • порядок принятия решений;
  • причины отказа в госаккредитации;
  • приостановления действия свидетельства о госаккредитации.

Опытные эксперты, которые сдали квалификационный экзамен и прошли спецподготовку, составляют экспертную группу. Эксперты собирают независимую и объективную информацию о качестве преподавания в школе, используя данные сведения о школе, которые находятся в открытом доступе в глобальной сети, на официальном сайте образовательного учреждения.

По истечении этого срока инспектора составляют отчет, в котором сообщают, удовлетворены они проверкой или нет. За каждым экспертом закрепляется определенная образовательная программа, а по окончанию проверки он готовит по ней отчет.

Руководитель экспертной группы подготавливает заключение, в которое вносит выводы по каждой из представленных образовательных программ. На основании заключения экспертов выносится решение об отказе или выдаче свидетельства о госаккредитации по каждой образовательной программе.

Важно подчеркнуть, что оценке подвергается не только степень освоения учебных программ, но и классные помещения, принципы управления образовательным учреждением, счета и финансы, школьные объекты, предлагаемые курсы и занятия по иностранным языкам.

В отдельных случаях изучаются отзывы учащихся и их родителей, которые получают в форме собеседований. Для оценки качества образования в школе инспектора посещают открытые уроки, проверяют объекты и помещения образовательного учреждения, школьную документацию.

Новое в аккредитации образовательных учреждений

В 2015 году Федеральный закон от 31.12.2014 №500-ФЗ существенно облегчил процесс аккредитации школ, которые прошли процесс реорганизации :

  • Реорганизованные образовательные учреждения в форме выделения или разделения могут получить временное свидетельство о государственной аккредитации. Если образовательное учреждение было реорганизовано в форме слияния и присоединения, свидетельство необходимо переоформить .
  • Если после реорганизации образовательное учреждение получило временное свидетельство о госаккредитации, переоформление свидетельства проходит по упрощенной формуле. Нужно только заполнить заявление, аккредитационная экспертиза в этом случае не проводится.

Особенности аккредитации образовательных учреждений

Основные образовательные программы должны аккредитоваться раз в 12 лет, а профессиональные образовательные программы – раз в 6 лет. Образовательной организации следует самостоятельно подать заявление установленного образца на аккредитацию.

Если школа не реализует программы в сетевой форме, тогда при подаче заявления к документации прилагаются данные о реализации программ образования и документы, которые дают право действовать от имени образовательного учреждения.

Чтобы предстоящая процедура аккредитации школы прошла без проблем, администрации следует выполнить самоаудит, оценив:

  • состояние документов;
  • уровень освоения учащимися образовательных программ;
  • степень подготовки педагогов;
  • соответствие структуры образовательных программ требованиям ФГОС.

Поскольку аккредитацию школы проходит каждая программа, одна из них может получить свидетельство, а другая – нет. Так, в образовательном учреждении могут быть аккредитованы программы основного общего и среднего общего образования, а программа начального образования – нет.

Исправить недостатки в документах или восполнить недостающие бумаги можно в течение двух месяцев с момента подачи их аккредитирующим органам.

Администрации школы важно понимать, что подавать заявление и документы на аккредитацию следует до истечения срока действия свидетельства об аккредитации. Чем раньше будут поданы соответствующие бумаги, тем больше шансов на то, что образовательное учреждение не останется без свидетельства.

В противном случае на некоторое время школа может лишиться свидетельства, без которого администрация не имеет права выдавать аттестаты о среднем и основном общем образовании. и приложения следует разместить на сайте школы.

В свете глубоких структурных изменений, которые испытывает в последнее время отечественная аккредитация школы призвана стать инструментом, с помощью которого государство будет контролировать, насколько полно отвечают проводимые им реформы общим потребностям общества.

Согласно российскому законодательству, аккредитация средней школы представляет собой обязательную, регулярно проводимую процедуру, основная цель которой - подтверждение того, что процесса в данном учебном заведении полностью соответствует требованиям государственного стандарта. В последние годы этому процессу власти стали уделять особое внимание, так как происходит постепенный переход к стандартам третьего поколения, которые предъявляют повышенные требования именно к основному образовательному звену - школам.

Аккредитация школы - процедура регулярная. В соответствии с Законом об образовании она должна проводиться не реже, чем раз в шесть лет. При этом заявление должно подаваться самим образовательным учреждением в установленном законом порядке. После этого соответствующее ведомство принимает решение о проведении аккредитации, при этом временной промежуток между данным решением и собственно процедурой не может превышать ста пяти дней.

Аккредитация школы, документы по которой должны быть направлены образовательным учреждением вместе с заявлением, включает в себя несколько этапов. Первый из них - заочный, когда комиссия изучает присланные школой документы, которые должны подтвердить, что данное учреждение работает строго по государственным стандартам, имеет все необходимые лицензии на ведение образовательной деятельности. Если в каких-то документах будут обнаружены ошибки, то администрация школы будет иметь семь дней, чтобы все исправить.

Важнейшим этапом аккредитации является личное знакомство членов комиссии с образовательным учреждением. При этом особое внимание обращается на состояние материальной базы школы, на основные показатели качества образовательного процесса, на профессионализм учителей и других сотрудников. Кроме того, обязательно должна быть проведена аккредитационная экспертиза всех используемых в данной школе а также основных показателей деятельности образовательного учреждения. Последнее важно для тех школ, которые ставят перед собой цель получить статус гимназии или лицея.

Одним из самых интригующих этапов, без которого не обходится ни одна аккредитация школы, является проверка знаний учащихся по основным предметам. В этом случае полученные цифры должны отражать качество подготовки учащихся и выпускников, которые выражаются в средних баллах по основным изучаемым дисциплинам.

По итогам всех проверок аккредитационная комиссия выносит решение о соответствии образовательного процесса в данной школе основным положениям государственного стандарта и Закона об образовании. Переоформление аккредитационных материалов обычно занимает сорок пять дней, после чего администрация данного образовательного учреждения может спокойно работать следующие пять лет.



Просмотров