Что такое адрес субъекта персональных данных. Права субъекта персональных данных. Уведомление о работе с информацией

Предоставление персональных данных

1. Субъект персональных данных самостоятельно решает вопрос о предоставлении кому-либо любых своих персональных данных за исключением случаев, установленных законом.

Персональные данные предоставляются субъектом лично либо через доверенное лицо.

2. В целях реализации своих прав и свобод субъект предоставляет данные в объеме, определяемом законодательством, а также сведения об их изменениях в соответствующие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, имеющих право на работу с персональными данными в пределах их компетенции.

3. Перед предоставлением своих персональных данных субъект должен быть ознакомлен держателем (обладателем) массива персональных данных с перечнем собираемых данных, основаниями и целями их сбора и использования, с возможной передачей персональных данных третьей стороне, а также информирован об ином возможном использовании персональных данных.

Доступ субъекта к своим персональным данным

1. Субъект персональных данных имеет право знать о наличии у держателя (обладателя) относящихся к субъекту персональных данных и иметь к ним доступ. Право на доступ может быть ограничено только в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

2. Информирование граждан о наличии персональных данных у держателей (обладателей) массивов данных осуществляется на основе общедоступного Реестра держателей (обладателей) массивов персональных данных, публикуемого в средствах массовой информации.

3. Информация о наличии и содержании персональных данных субъекта должна быть выдана ему держателем (обладателем) массива персональных данных в общедоступной документированной форме, четко и ясно выраженная, и не должна содержать персональных данных, относящихся к другим субъектам.

4. Персональные данные предоставляются их субъекту по его инициативе на основании письменного запроса субъекта и документа, удостоверяющего его личность, за плату, не превышающую затраты на поиск и выдачу информации. Информация о наличии персональных данных и сами персональные данные предоставляются субъекту данных в срок, не превышающий недели с момента подачи заявления.

5. Субъект персональных данных имеет право знакомиться с документами, содержащими сведения персонального характера о нем.

Внесение субъектом изменений в свои персональные данные

При наличии оснований, подтвержденных соответствующими документами, субъект персональных данных вправе требовать от держателя (обладателя) этих данных внесения изменений в свои персональные данные.

Блокирование и снятие блокирования персональных данных

Если субъект персональных данных выявляет их недостоверность или оспаривает правомерность действий в отношении его персональных данных, он вправе потребовать от держателя (обладателя) заблокировать эти данные.

Обжалование неправомерных действий в отношении персональных данных

Если субъект персональных данных считает, что в отношении его персональных данных совершены неправомерные действия, он вправе обжаловать эти действия в общем порядке, установленном действующим законодательством, либо обратиться с жалобой в уполномоченный орган государственной власти по персональным данным.

Порядок обращения в уполномоченный орган государственной власти по персональным данным

Обращение (жалоба, заявление, предложение) должно быть пода но в письменной форме и содержать фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных, наименование и адрес держателя (обладателя) массива персональных данных, чьи действия обжалуются изложение существа действий или решений, нарушивших, по мнению субъекта, его права.

Возмещение убытков и (или) компенсация морального вреда

В случае установления неправомерности действий держателя (обладателя) массива персональных данных при работе с ними субъект данных имеет право на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

В случае передачи одних и тех же персональных данных от одного держателя (обладателя) к другому и невозможности определения конкретного виновника нанесения ущерба ответственность несет каждый держатель (обладатель) этих данных.

Ограничение прав субъекта на предоставление и получение своих персональных данных

Ограничение прав субъекта на предоставление и получение своих персональных данных возможно в отношении:

1) права предоставления субъектом своих персональных данных держателям (обладателям) массивов персональных данных - для субъектов персональных данных, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, - в пределах, установленных Законом РФ «О государственной тайне»;

2) права доступа субъекта к своим персональным данным, внесения в них изменений, блокирования своих персональных данных:

а) для персональных данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, за исключением случаев, когда эта деятельность проводится с нарушением действующего законодательства;

б) для персональных данных субъектов, задержанных по подозрению в совершении преступления, либо которым предъявлено обвинение по уголовному делу, либо к которым применена мера пресечения до предъявления обвинения, в органах, проводящих указанные действия;

в) для иных персональных данных в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Еще по теме 18.4. Права субъекта персональных данных:

  1. 18.7. Уполномоченный по правам субъектов персональных данных
  2. 18.5. Права и обязанности держателя (обладателя) по работе с массивами персональных данных
  3. ГЛАВА 18 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
  4. 18.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении персональных данных

Персональными данными называют любые сведения, относящиеся к конкретному или определяемому на их основании физлицу. К ним относят Ф. И. О., место, дату рождения, семейный, социальный, имущественный статус, адрес проживания, профессию, образование и пр. Субъект персональных данных - это, проще говоря, носитель такой информации. В качестве источников сведений могут выступать паспорт, медицинская карта, финансовые ведомости и так далее.

Ограниченный доступ

Персональные данные без согласия субъекта не могут вноситься ни в какие документы и базы. С разрешения в общедоступные источники могут включаться сведения о его Ф. И. О., адресе, месте, дате рождения, абонентском номере и пр. Действующим законодательством гарантируется защита прав субъектов персональных данных. Лица, осуществляющие сбор и последующую работу с такими сведениями, за нарушение конфиденциальности сведений несут ответственность, вплоть до уголовной.

Операторы

Они осуществляют сбор и работу с информацией, относящейся к личности гражданина. Субъекты обработки персональных данных - муниципальные или госструктуры, физлица и организации. Они не только осуществляют работу с информацией, но и определяют цели и содержание тех или иных операций с информацией. При этом для совершения каких-либо действий оператор должен получить .

Доступ к личным сведениям

Одна из возможностей, которой наделен субъект персональных данных, - это получение информации об операторе. Носитель сведений может знать адрес нахождения, наличие соответствующих сведений у лица. Аналогичными возможностями обладает представитель субъекта персональных данных . Полномочия этого лица должны подтверждаться документами, оформленными в соответствии с законодательными требованиями. Ознакомление со сведениями, которыми располагает оператор, - еще одна возможность, которой обладает субъект персональных данных. Это необходимо, в частности, для проверки достоверности сведений. Эта возможность может быть ограничена только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Носитель информации может предъявить требование оператору о ее уточнении, блокировании или уничтожении. Эта возможность реализуется в случаях, когда сведения являются устаревшими, неполными, незаконно полученными, недостоверными, не являются необходимыми для целей, заявленных оператором.

Субъект персональных данных - это главный участник операций с информацией о его личности. В соответствии с этим, он может предпринимать законные меры по обеспечению охраны сведений и предотвращению ущерба его личности, доброму имени, репутации.

Предоставление информации

Сведения о наличии данных у оператора должны передаваться субъекту в доступной форме. Не допускается включение в них личной информации других лиц. Предоставление доступа к сведениям возможно по запросу субъекта-носителя данных или его поверенного. Заявление должно содержать информацию об основном документе, подтверждающем личность гражданина, - номер, дату и место выдачи, наименование уполномоченной структуры. В запросе в обязательном порядке ставится подпись субъекта.

Если от его имени действует другое лицо, приводятся сведения о документе, подтверждающем полномочия. Подпись в заявлении в таком случае ставит представитель. Обращение может направляться в электронном виде. В этом случае заявление должно содержать цифровую подпись.

Перечень доступных сведений

Субъект вправе получить информацию, содержащую разные данные. К ним, в том числе, относят:

  1. Подтверждение факта работы с личными сведениями и ее цель.
  2. Методы обработки данных, используемые оператором.
  3. Сведения о работниках, имеющих доступ к информации, или которым он может быть предоставлен.
  4. Перечень сведений, с которыми осуществляется работа, источники их получения.
  5. Срок обработки и хранения имеющихся данных.
  6. Сведения о юридических последствиях работы с информацией.

Предписания законодательства

Как выше было сказано, право на доступ к личным данным может ограничиваться. Это происходит, если:

  1. Работа с информацией, полученной в рамках разведывательной, оперативно-розыскной, иной подобной деятельности производится для обороны страны, обеспечения ее безопасности и охраны порядка в обществе.
  2. Обработку данных осуществляют сотрудники, задержавшие субъекта по подозрению в преступлении, или предъявившие ему обвинение, или применившие к нему одну из существующих мер пресечения. Исключение составляют случаи, закрепленные УПК.
  3. Предоставление информации нарушит конституционные свободы и права третьих лиц.

Сбор информации

Законодательство может предусматривать обязанность субъекта предоставить свои данные для обработки. В таких случаях оператор должен разъяснить лицу последствия отказа от выполнения предписаний. Если информация была получена не от носителя, кроме случаев, когда она была предоставлена на основании ФЗ, или если она является общедоступной, лицо, осуществляющее сбор сведений, должно предоставить следующие данные субъекту:

  1. Наименование оператора и его адрес (для физлиц - Ф. И. О.).
  2. Цель работы с информацией, юридическое основание.
  3. Потенциальные пользователи сведений.
  4. Права субъекта, установленные законодательством.

Меры безопасности

Оператор обязан использовать все доступные и допустимые средства, которыми обеспечивается защита прав субъекта персональных данных . В частности, он должен применять криптографические приемы, предотвращающие случайный либо незаконный доступ к сведениям, их уничтожение, блокирование, изменение, распространение и копирование. Требования к безопасности данных при их обработке, к материальным носителям, технологиям хранения устанавливаются Правительством. Надзор за исполнением предписаний возлагается на исполнительную федеральную структуру власти в рамках ее компетенции. Орган по защите прав субъектов персональных данных осуществляет контроль без возможности ознакомления со сведениями.

Работа с заявлениями

Законодательство регламентирует порядок, в соответствии с которым осуществляется . На операторов, работающих с информацией, возлагается ряд обязанностей. В первую очередь при поступлении запроса необходимо сообщить субъекту или его доверенному лицу о наличии соответствующих данных. Оператору надлежит предоставить возможность ознакомиться с информацией в десятидневный срок с даты получения заявления.

В случае принятия решения о неудовлетворении запроса, уполномоченное лицо должно направить мотивированный ответ. В нем должна присутствовать ссылка на положения нормативного акта, предусматривающего соответствующее основание. Это необходимо сделать в семидневный срок с даты обращения носителя личной информации или получения заявления. Возможность ознакомления с данными предоставляется субъекту/представителю безвозмездно.

При необходимости оператор вносит в сведения изменения, уничтожает или блокирует информацию. Для этого субъект (представитель) предоставляет информацию, подтверждающую, что данные устарели, были получены противоправным способом, являются недостоверными и пр. О внесенных корректировках оператор уведомляет самого носителя сведений, а также сторонних лиц, которым они были переданы.

Устранение нарушений

При выявлении недостоверных сведений, обнаружении незаконных действий оператора при обращении либо по заявлению субъекта/его представителя к уполномоченной структуре о блокировке, она должна быть проведена незамедлительно. Заинтересованное лицо может предоставить документы, в соответствии с которыми информация может быть уточнена. Если выявлены незаконные действия оператора, он в трехдневный срок с момента их обнаружения обязан устранить нарушения. Если это сделать не представляется возможным, сведения полежат уничтожению. Это действие должно быть совершено в течение трех дней с даты обнаружения нарушений.

При достижении цели, для которой была необходима обработка данных, оператор обязан немедленно прекратить всю работу с информацией. При этом он должен уничтожить сведения в трехдневный срок, если другое не предусматривается законодательством. О совершенных действиях оператор уведомляет субъекта или его представителя. Если обращение либо заявление были направлены уполномоченной структурой, реализующей функции в сфере безопасности личных сведений, то извещается и она.

Форма согласия субъекта персональных данных

Разрешение лица на работу с его личными сведениями может предоставляться в любом виде, позволяющем подтвердить факт получения, если другое не закрепляется ФЗ № 152. В своих разъяснениях Роскомнадзор (орган по защите прав субъектов персональных данных) рекомендует оформлять его письменно. Требования к документу присутствуют в 9 статье указанного выше Закона. В письменное согласие включают:

  1. Ф. И. О., адрес лица, сведения о документе, подтверждающем личность (номер, серия, дата выдачи и наименование учреждения, его оформившего).
  2. Информацию о представителе субъекта. Кроме Ф. И. О., адреса, сведений о паспорте, приводятся реквизиты доверенности.
  3. Наименование либо адрес, Ф. И. О. оператора.
  4. Цель обработки личной информации.
  5. Перечень сведений, на работу с которыми дает разрешение их носитель.
  6. Наименование либо адрес и Ф. И. О. лица, осуществляющего обработку информации по поручению оператора.
  7. Конкретные действия, которые будут совершаться с информацией. Должно присутствовать также общее описание способов, используемых оператором при обработке данных.
  8. Период, в течение которого действует разрешение, если другое не устанавливается законодательством.
  9. Подпись субъекта-носителя данных.

Разрешение может предоставляться в электронном виде. В этом случае документ удостоверяется цифровой подписью.

Ответственность за неисполнение предписаний законодательства

Лицам, признанным виновными в нарушении требований ФЗ № 152, могут вменяться санкции в соответствии с действующими нормами. В частности, ст. 13.11 КоАП предусматривает наказания за незаконные сбор, хранение, использование, распространение сведений о гражданах. В качестве самой мягкой санкции выступает предупреждение. Кроме этого, ст. 13.11 предусматривает штрафы для:

  • физлиц - 300-500 р.;
  • служащих - 500-1 000 р.;
  • организаций - 5-10 тыс. р.

Моральный вред субъекту персональных данных, возникший в связи с ущемлением его интересов, нарушением предписаний действующего законодательства, подлежит возмещению в рамках гражданского судопроизводства. Его компенсация осуществляется вне зависимости от взыскания имущественного ущерба и понесенных убытков.

Уведомление о работе с информацией

До начала обработки данных оператор должен известить уполномоченную структуру (Роскомнадзор) о своем намерении. Исключение из этого правила закреплены 22 статьи ФЗ № 152. Оператор может не уведомлять уполномоченный орган, если он работает с данными:

  1. Относящимися к лицам, с которыми он связан трудовыми отношениями.
  2. Полученными при заключении договора, в качестве одной из сторон которого выступает субъект данных. При этом действует оговорка. Информация, полученная оператором, не должна распространяться и передаваться третьим лицам. Она используется исключительно для реализации условий договора и оформления соглашений с субъектом-носителем сведений.
  3. Относящихся к участникам религиозной или общественной организации. При этом полученная информация не должна распространяться без их разрешения.
  4. Являющимися общедоступными.
  5. Включающими только Ф. И. О. носителя.
  6. Необходимыми для однократного пропуска лица на территорию, где располагается оператор, либо в других подобных целях.
  7. Содержащимися в информационных базах, имеющих статус автоматизированных систем.
  8. Обрабатываемыми без применения средств автоматизации, согласно ФЗ или других нормативных актов, предусматривающих требования к безопасности информации при работе с ней и соблюдению интересов ее носителей.

Оформление уведомления

Извещение должно быть оформлено письменно. Оно подписывается уполномоченным служащим. Допускается направление уведомления в электронном виде. В этом случае оно заверяется цифровой подписью. В извещении необходимо указать:

  1. Наименование (Ф. И. О.) и адрес оператора.
  2. Цель работы со сведениями.
  3. Категории данных, которые будут обрабатываться.
  4. Юридическое основание для работы со сведениями.
  5. Категории лиц-носителей информации.
  6. Перечень конкретных действий оператора.
  7. Описание мер, которые будут предприняты для обеспечения безопасности сведений.
  8. Дату начала работы с информацией.

В уведомлении также должен присутствовать срок прекращения либо условие, при котором завершается обработка личных данных.

Трудовой кодекс РФ, вступивший в силу с 01.02.2002, впервые закрепил основополагающие требования о защите персональных данных работника (гл. 14 ст. 86-90 ТК РФ). Работа любой кадровой службы организации связана с подбором персонала, а также с накоплением, формированием, обработкой, хранением и использованием значительных объемов сведений о работниках. Эти сведения помогают работодателю более точно определить деловые качества работника. Следует отметить, что термин «деловые качества», упоминаемый, в частности, в ст. 3, 64 ТК РФ, законодатель не расшифровывает. Можно предположить, что работодатель может ориентироваться на следующий перечень критериев оценки деловых качеств будущего работника:

Деловая ориентация – установка работника на продуктивную деятельность по достижению результатов;

Способность к обучению – способность работника к поиску новых знаний, овладение умениями и навыками;

Организаторские способности;

Коммуникативные способности и т.д.

Процесс выявления названных критериев, характеризующих деловые качества работника, безусловно, достаточно, сложный. По определению американского Общества по управлению кадрами, работа с персоналом - это «искусство набирать, подготавливать и сохранять квалифицированную рабочую силу таким образом, чтобы добиться максимальной эффективности и экономии при выполнении функции и достижения целей организации».

Прием работника по деловым качествам предлагает применение определенных приемов сбора сведений о работнике, с тем, чтобы они достаточно полно выявили заранее обозначенный круг критериев, необходимых для занятия той или иной должности с вероятной степенью достоверности и надежности, т.е. работодатель фактически осуществляет сбор персональных данных работника.

На сохранение конфиденциальности тайны сведений о работнике, помимо ТК РФ, направлен ряд других законов. Так, в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных (частями 3 и 4 статьи 13).

Работодатель, кроме того, не имеет право запрашивать информацию о состоянии здоровья работников, за исключением случаев, когда существует необходимость получения таких сведений, связанных с выполнением работником трудовой функции. В частности, допустимо обращение за информацией о состоянии здоровья беременной женщины при решении вопроса о ее переводе на другую работу.



В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящиеся у работодателя в соответствии со ст. 89 ТК РФ работники имеют право:

На полную информацию об их персональных данных и обработке этих данных;

Свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника, за исключением случаев предусмотренных федеральным законом;

Доступ к относящимся к ним медицинским данным с помощью медицинского специалиста по их выбору;

Требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполноценные персональные данные работника, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях;

Обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при обработке и защите персональных данных работника.

Закрепление прав работника, предусматривающих защиту его персональных данных, обеспечивает сохранность полной информации о нем.

Субъектами персональных данных являются граждане Российской федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, к личности которых относятся соответствующие персональные данные. Операторы персональных данных – органы государственной власти и местного самоуправления, работодатели всех организационно-правовых форм хозяйствования, осуществляющие владение и пользование этими данными.

Перечень лиц, которые имеют доступ к персональным данным работника, обычно оформляют в локально нормативных актах организации. В первую очередь это сотрудники кадровой службы, поскольку они собирают и формируют данные о работнике, руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель, руководители структурных подразделений.



Таким образом, работники бухгалтерии, которые вправе запрашивать не любые данные, а только те, которые необходимы для выполнения конкретных трудовых функций (например, данные, требующие для персонифицированного и налогового учета).

Проще говоря, субъектами таких отношений выступает работник, его представитель, работодатель, должностные лица, осуществляющие обработку персональных данных работника, а также третьи лица, получающие (или представляющие) информацию о работнике.

Объектами отношений по защите персональных данных работника являются непосредственно сами «персональные данные».

Под защитой персональных данных работника понимается деятельность управомочных лиц (работодателя, должностных лиц работодателя) по обеспечению конфиденциальности информации о конкретном работнике, полученной работодателем в связи с трудовыми отношениями.

Защита персональных данных обеспечивается системой правовых (локальное регулирование порядка обработки персональных данных) и организационно-технических мер.

Защита нарушений прав в сфере защиты персональных данных обеспечивается мерами государственного принуждения (мерами дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности) в соответствии с федеральными законами.

Классификация локальных нормативных правовых актов, содержащих нормы об охране персональных данных работника, позволяет адекватно оце­нить их значение и роль в обеспечении права работников на неприкосновен­ность частной жизни.

Внутренние локальные нормативные правовые акты могут быть общего и специального характера. Критерием в данном случае является круг лиц, на которых распространяется действие акта. Ло­кальные нормативные правовые акты общего характера воздействуют на по­ведение всех или большинства работников организации, а под действие специальных актов попадают только определенные категории должностных лиц. К документам первого вида относятся коллективный договор, правила внут­реннего трудового распорядка, положение о подразделении организации. Специальными локальными правовыми актами являются инструкция по де­лопроизводству, положение о защите информации, положение о персонале организации, положения о функциональных органах, должностные инструк­ции.

Коллективный договор является основным локальным правовым актом организации. Согласно ст. 40 ТК РФ коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заклю­чаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллектив­ный договор отличается от иных локальных правовых актов особым поряд­ком принятия, широким кругом регулируемых отношений. Как правило, зна­чительное количество локальных нормативных правовых актов принимается в качестве приложений к нему. Нормы, регулирующие отношения по защите персональных данных работника, отражаются в коллективных договорах опосредованно.

Одним из локальных нормативных правовых актов, в котором может ус­танавливаться порядок хранения и использования персональных данных, яв­ляются правила внутреннего трудового распорядка организации. Основыва­ясь на требованиях ТК РФ, в разделе «Права и обязанности работников» уме­стно перечислить права и обязанности работников в этой области.

Предоставление персональных данных
1. Субъект персональных данных самостоятельно решает вопрос о предоставлении кому-либо любых своих персональных данных за исключением случаев, установленных законом. Персональные данные предоставляются субъектом лично либо через доверенное лицо.
2. В целях реализации своих прав и свобод субъект предоставляет данные в объеме, определяемом законодательством, а также сведения об их изменениях в соответствующие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, имеющих право на работу с персональными данными в пределах их компетенции.
3. Перед предоставлением своих персональных данных субъект должен быть ознакомлен держателем (обладателем) массива персональных данных с перечнем собираемых данных, основаниями и целями их сбора и использования, с возможной передачей персональных данных третьей стороне, а также информирован об ином возможном использовании персональных данных.
Доступ субъекта к своим персональным данным
1. Субъект персональных данных имеет право знать о наличии у держателя (обладателя) относящихся к субъекту персональных данных и иметь к ним доступ. Право на доступ может быть ограничено только в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
2. Информирование граждан о наличии персональных данных у держателей (обладателей) массивов данных осуществляется на основе общедоступного Реестра держателей (обладателей) массивов персональных данных, публикуемого в средствах массовой информации.
3. Информация о наличии и содержании персональных данных субъекта должна быть выдана ему держателем (обладателем) массива персональных данных в общедоступной документированной форме, четко и ясно выраженная, и не должна содержать персональных данных, относящихся к другим субъектам.
4. Персональные данные предоставляются их субъекту по его инициативе на основании письменного запроса субъекта и документа, удостоверяющего его личность, за плату, не превышающую затраты на поиск и выдачу информации. Информация о наличии персональных данных и сами персональные данные предоставляются субъекту данных в срок, не превышающий недели с момента подачи заявления.
5. Субъект персональных данных имеет право знакомиться с документами, содержащими сведения персонального характера о нем.
Внесение субъектом изменений в свои персональные данные
При наличии оснований, подтвержденных соответствующими документами, субъект персональных данных вправе требовать от держателя (обладателя) этих данных внесения изменений в свои персональные данные.
Блокирование и снятие блокирования персональных данных
Если субъект персональных данных выявляет их недостоверность или оспаривает правомерность действий в отношении его персональных данных, он вправе потребовать от держателя (обладателя) заблокировать эти данные.
Обжалование неправомерных действий в отношении персональных данных
Если субъект персональных данных считает, что в отношении его персональных данных совершены неправомерные действия, он вправе обжаловать эти действия в общем порядке, установленном действующим законодательством, либо обратиться с жалобой в уполномоченный орган государственной власти по персональным данным.
Порядок обращения в уполномоченный орган государственной власти по персональным данным
Обращение (жалоба, заявление, предложение) должно быть пода но в письменной форме и содержать фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных, наименование и адрес держателя (обладателя) массива персональных данных, чьи действия обжалуются изложение существа действий или решений, нарушивших, по мнению субъекта, его права.
Возмещение убытков и (или) компенсация морального вреда
В случае установления неправомерности действий держателя (обладателя) массива персональных данных при работе с ними субъект данных имеет право на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.
В случае передачи одних и тех же персональных данных от одного держателя (обладателя) к другому и невозможности определения конкретного виновника нанесения ущерба ответственность несет каждый держатель (обладатель) этих данных.
Ограничение прав субъекта на предоставление и получение своих персональных данных
Ограничение прав субъекта на предоставление и получение своих персональных данных возможно в отношении:
1) права предоставления субъектом своих персональных данных держателям (обладателям) массивов персональных данных - для субъектов персональных данных, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, - в пределах, установленных Законом РФ «О государственной тайне»;
2) права доступа субъекта к своим персональным данным, внесения в них изменений, блокирования своих персональных данных:
а) для персональных данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, за исключением случаев, когда эта деятельность проводится с нарушением действующего законодательства;
б) для персональных данных субъектов, задержанных по подозрению в совершении преступления, либо которым предъявлено обвинение по уголовному делу, либо к которым применена мера пресечения до предъявления обвинения, в органах, проводящих указанные действия;
в) для иных персональных данных в случаях, предусмотренных действующим законодательством.



Просмотров