Государственный метрологический контроль и надзор. Государственный метрологический надзор и контроль

Функции государственного метрологического контроля (надзора).

Государственный метрологический контроль (ГМК) включает:

    утверждение типа СИ;

    поверка СИ;

    лицензирование деятельности на право изготовления, ремонта, продажи и проката СИ.

Утверждение типа СИ – решение о признании типа СИ узаконенным для применения на основании их испытаний государственным научным метрологическим центром или другой организацией, аккредитованной на этот вид деятельности Решение утверждается и удостоверяется сертификатом. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр СИ.
Поверка СИ – установление органом ГМС пригодности СИ к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям.
Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждаются в установленном порядке. Право поверки СИ может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Порядок аккредитации определяется Правительством РФ. Поверка осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом Государственной метрологической службы. Положительные результаты поверки СИ удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке. Поверительное клеймо может наноситься как на приборы, так и на сопроводительные документы на приборы. Различают несколько видов поверки:

    первичная поверка изготовленные и отремонтированные в РФ или ввезенные по импорту;

    периодическая поверка, которой подлежат приборы, находящиеся в эксплуатации;

    внеочередная поверка проводится в некоторых случаях;

    инспекционная поверка – это поверка при осуществлении ГМН.

Лицензирование – выполняемая в обязательном порядке процедура выдачи лицензии на осуществление деятельности на какой-либо вид деятельности. Деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ, применяемых в сферах распространения ГМКиН, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь при наличии лицензии. Основанием для выдачи лицензии служит заявление юридического или физического лица и положительные результаты проверки условий осуществления

Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКиН) осуществляется ГМС с целью проверки соблюдения правил законодательной метрологии.

Объектами ГМКиН являются: средства измерений, эталоны, методики выполнения измерений, количество товаров, другие объекты, предусмотренные правилами законодательной метрологии.

В соответствии со ст. 13 вышеназванного Закона ГМКиН распространяется на строго ограниченные сферы (их 23), объединенные в 10 направлений:

1) здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности;

2) торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе операции с применением игровых автоматов и устройств;

3) государственные учетные операции;

4) обеспечение обороны государства;

5) геодезические и гидрометеорологические работы;

6) банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

7) продукция, поставляемая по государственным контрактам в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1994 № 60-ФЗ ≪О поставках продукции для федеральных государственных нужд≫;

8) испытания и контроль качества продукции на соответствие обязательным требованиям государственных стандартов РФ и при обязательной сертификации продукции;

9) измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитража, других органов государственного управления;

10) регистрация национальных и международных спортивных рекордов.

Что касается восьмого направления, то требования, касающиеся обязательных требований стандартов и обязательной сертификации, утратили актуальность.

В соответствии с ФЗ ≪О техническом регулировании≫, ≪Об энергосбережении≫ в сферу законодательной метрологии будут включены:

Обеспечение единства измерений при разработке и реализации технических регламентов;

Измерения, проводимые при добыче, производстве, переработке, транспортировании, хранении и потреблении энергетических ресурсов.

ФЗ ≪Об обеспечении единства измерений≫ предусмотрено три вида контроля и три вида надзора.

Виды государственного метрологического контроля

Государственный метрологический контроль включает:

Утверждение типа средств измерений (СИ);

Поверку средств измерений, в том числе эталонов;

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений.

Утверждение типа СИ необходимо для новых марок (типов) СИ, предназначенных для выпуска с производства или ввоза по импорту. Указанная процедура предусматривает обязательные испытания СИ, принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию, выдачу сертификата об утверждении типа.

Испытания СИ проводятся государственными научными метрологическими центрами, аккредитованными в качестве государственных центров испытаний СИ (ГЦИ СИ). Решением Ростехрегулирования в качестве ГЦИ СИ могут быть аккредитованы специализированные организации вне системы Ростехрегулирования. Испытания проводят по утвержденной программе, которая может предусматривать определение метрологических характеристик конкретных образцов СИ и экспериментальную апробацию методики поверки.

Положительные результаты испытаний являются основанием для принятия ФА ≪Ростехрегулирование≫ решения об утверждении типа СИ, которое удостоверяется сертификатом. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр, который ведет ФА ≪Ростехрегулирование≫. На СИ утвержденного типа и эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа установленной формы (рис. 2).

Рис. 2 – Знаки в метрологии

а) - знак утверждения типа СИ;

б) - поверительное клеймо;

в) - знак системы добровольной сертификации СИ

При истечении срока действия сертификата, наличии информации от потребителей об ухудшении качества СИ, при внесении в их конструкцию или технологию изготовления изменений, влияющих на нормированные метрологические характеристики, проводятся испытания на соответствие СИ утвержденному типу. Если СИ изготавливаются или ввозятся из-за рубежа в единичных экземплярах, то процедура утверждения типа проводится по упрощенной схеме.

В соответствии с международными соглашениями, заключенными Россией с другими странами, бывшим Госстандартом было принято решение о признании результатов испытаний или утверждении типа СИ, что является основанием для внесения типа импортируемых СИ в Государственный реестр и их применения в Российской Федерации.

Информация об утверждении типа СИ и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях ФА ≪Ростехрегулирование≫. Информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц данными об утвержденных типах СИ осуществляется ВНИИ метрологической службы Ростехрегулирования. Информация об утверждении типа и решение о его отмене оперативно публикуются в журнале ≪Измерительная техника≫. Осуществляется также официальное издание описаний утвержденных типов СИ, что позволяет ЦСМ иметь достоверную информацию и использовать ее при выполнении надзорных функций.

Поверка СИ . СИ, подлежащие ГМКиН, подвергаются поверке органами ГМК при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. В отличие от процедуры утверждения типа, в которой участвует типовой представитель СИ, поверке подлежит каждый экземпляр СИ.

Согласно законодательству РФ допускается продажа и выдача напрокат только поверенных СИ. Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждаются Ростехрегулированием. Развернутые перечни СИ, подлежащие поверке, составляют юридические и физические лица - владельцы СИ. Правильность указанных перечней контролируется органами ГМС.

Анализ (проведенный ВНИИ метрологической службы) сфер распространения ГМКиН показал, что более 50% парка СИ должны подвергаться поверке. Учитывая, что на территории РФ эксплуатируется около 1,5 млрд. СИ, ежегодная потребность в поверке составляет 750 – 1200 млн. единиц СИ.

Положение осложняется тем, что в последнее время этот парк интенсивно пополняется новыми типами приборов, используемых в сфере ГМКиН, - электрическими и газовыми счетчиками, бытовыми счетчиками холодной и горячей воды, теплосчетчиками и т.п. Поэтому органы ГМС не в состоянии обеспечить поверку только своими силами. По решению Ростехрегулировання право поверки может быть предоставлено аккредитованным МС юридическим лицам. Поверка СИ осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя. Результатом поверки является подтверждение пригодности СИ к применению или признание СИ непригодным к применению. Если СИ признано пригодным, то на него или на техническую документацию наносится оттиск поверительного клейма или выдается ≪Свидетельство о поверке≫.

Поверительные клейма должны содержать следующую информацию:

а) знак федерального органа по метрологии РФ - ФА Ростехрегулирование;

б) условный шифр органа ГМС (например, функционирующая под контролем Ростест Москва МС 000 ≪Научно-производственное предприятие КИП-Контроль≫ имеет шифр ≪БНК≫);

в) две последние цифры года применения клейма;

г) индивидуальный знак поверителя (одна из букв, взятых из русского, латинского или греческого алфавита).

СИ подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке.

Первичной поверке подлежат СИ утвержденных типов при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту. Первичной поверке могут не подвергаться СИ при ввозе по импорту на основании заключенных международных соглашений о признании результатов поверки, произведенной в зарубежных странах.

Периодической поверке подлежат СИ, находящиеся в эксплуатации или на хранении. Результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала. Первый межповерочный интервал устанавливается при утверждении типа. Периодическая поверка может производиться на территории пользователя, органа ГМС или аккредитованного на право поверки юридического лица. Место поверки выбирает пользователь СИ, исходя из экономических факторов и возможности транспортировки поверяемых СИ и эталонов.

Внеочередную поверку производят при эксплуатации (хранении) СИ в следующих случаях:

При повреждении знака поверительного клейма, а также утрате свидетельства о поверке;

При вводе в эксплуатацию СИ после длительного хранения (более одного межповерочного интервала);

При неудовлетворительной работе прибора или проведении повторной настройки после ударного воздействия на СИ.

Инспекционную поверку производят для выявления пригодности к применению СИ при осуществлении государственного метрологического надзора.

Лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту. Как известно, лицензирование - выполняемая в обязательном порядке процедура выдачи лицензии юридическому или физическому лицу на осуществление им деятельности, не запрещенной законодательством РФ. Лицензии на вышеуказанную деятельность выдают органы ГМС на территориях субъектов РФ.

Основанием для выдачи юридическому или физическому лицу (лицензиату) лицензии являются положительные результаты проверки компетентным органом условий осуществления деятельности.

Так, лицензиаты, претендуемые на получение лицензии на ремонт СИ для сторонних организаций (причем на коммерческой основе), должны иметь: рабочее помещение, соответствующее требованиям к организации ремонта СИ и условиям хранения СИ; необходимое технологическое оборудование СИ, ремонтную документацию, квалифицированные кадры, выполняющие работы по ремонту, наладке СИ, аттестат аккредитации на право поверки СИ данного типа или договор на проведение поверки данных СИ с организацией, обладающей этим правом.

Лицензия выдается на срок не более пяти лет. Повторное лицензирование может быть осуществлено по сокращенной или полной программе по решению компетентного органа.

Осуществление всех видов ГМК является, по существу, предоставлением метрологических услуг; которые оплачиваются приборовладельцем в соответствии со ст. 27 ФЗ ≪Об обеспечении единства измерений≫.

6.4.1. Понятие о надзоре и контроле

Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществ­ляемая органом ГМС (государственный контроль и надзор) или МС юридического лица для проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

Метрологические службы юридических лиц осуществляют мет­рологический контроль и надзор путем:

Калибровки средств измерений;

Надзора за состоянием и применением СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки СИ, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

Выдачи обязательных предписаний, направленных на пре­дотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологи­ческих правил и норм;

Проверки своевременности представления СИ на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку и калибровку.

Аккредитация МС юридических лиц на право проведения надзо­ра осуществляется в соответствии с рекомендациями МИ 2492-98.

Государственный метрологический контроль и надзор, осуще­ствляемые с целью проверки соблюдения метрологических пра­вил и норм, распространяются на жизненно важные для государ­ства сферы деятельности, перечисленные в ст. 13 Закона "Об обес­печении единства измерений" (см. 6.3.2). ■

Государственный метрологический контроль включает:

Утверждение типа средств измерений (см. 6.4.2);

Поверку средств измерений, в том числе эталонов (см. 6.4.3);

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измере­ний.

Государственный метрологический надзор осуществляется:

За выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованны­ми МВИ, эталонами единиц величин, соблюдением метрологичес­ких правил и норм на предприятиях, деятельность которых отно­сится к сферам, определенным ст. 13 указанного Закона;

За количеством товаров, отчуждаемых при совершении тор­говых операций. Этот вид надзора проводится в целях определе­ния массы, объема, расхода или других величин, характеризую­щих количество товаров. Порядок проведения устанавливается Госстандартом в соответствии с законодательством РФ;

За количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. Он осуществляется в тех случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без вскры­тия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливает Госстандарт в соответствии с законодательством РФ.



Первый вид надзора проводится в соответствии с правилами ПР 50.2.002-94. Основными задачами надзора является определе­ние соответствия выпускаемых СИ утвержденному типу; состояния и правильности применения СИ; наличия и правильности приме­нения аттестованных МВИ, а также контроль соблюдения метроло­гических правил и норм в соответствии с"действующими норматив­ными документами.

Результаты каждой проверки оформляются соответствующим ак­том, в котором отражается состояние дел по всем вопросам проверки и раскрываются причины выявленных нарушений метрологических правил и норм. Акт проверки передается руководству проверенного предприятия, а копия - органу ГМС и заинтересованным организа­циям. Руководитель проверенного предприятия на основе акта провер­ки утверждает план организационно-технических мероприятий, на­правленных на устранение выявленных нарушений.

Проверки проводят должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспек­торы по обеспечению единства измерений, действующие на соот­ветствующих территориях и аттестованные в установленном по­рядке. Государственные инспекторы при предъявлении служебно­го удостоверения вправе беспрепятственно:

Посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ре­монтируются, продаются, содержатся или хранятся СИ незави­симо от подчиненности и форм собственности этих объектов;

Проверять соответствие используемых единиц величин допу­щенным к применению;

Поверять средства измерения - их состояние и условия приме­нения, а также соответствие утвержденному типу;

Проверять применение аттестованных МВИ, состояние эта­лонов, используемых для поверки СИ;

Проверять количество товаров, отчуждаемых при соверше­нии торговых операций;

Отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора;

Использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому кон­тролю и надзору.

При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:

Запрещать применение и выпуск СИ неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповерен­ных;


Гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке, если СИ дает неправильные показания или просрочена ддта очередной поверки;

При необходимости изымать СИ из эксплуатации;

Представлять предложения по аннулированию лицензии на из­готовление, ремонт, продажу и прокат СИ в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;

Давать обязательные предписания и устанавливать сроки уст­ранения нарушений метрологических правил и норм;

Составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм.

Государственные инспекторы обязаны строго соблюдать зако­нодательство РФ и нормативные документы ГСИ. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, пре­вышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, они могут быть при­влечены к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

6.4.2. Государственные испытания средств измерений

В сферах распространения государственного метрологического контроля средства измерения подвергаются обязательным испы­таниям с последующим утверждением их типа. Порядок проведе­ния испытаний и утверждения типа СИ включает:

Испытания СИ с целью утверждения их типа. Утверждение типа СИ - правовой акт ГМС, заключающийся в признании типа СИ пригодным в стране для серийного выпуска;

Принятие решения об утверждении типа, его государствен­ную регистрацию и выдачу соответствующего сертификата;

Испытания СИ на соответствие утвержденному типу. Соот­ветствие утвержденному типу СИ - правовой акт ГМС, заключа­ющийся в признании соответствия выпускаемых серийно СИ ра­нее утвержденному типу;

Признание утвержденного типа или результатов испытаний СИ, проведенных компетентными органами зарубежных стран;

Информационное обслуживание потребителей измерительной техники.

Указанные испытания проводят ГНМЦ и иные специализи­рованные организации, аккредитованные в качестве государствен­ных центров испытаний (ГЦИ) средств измерения. Испытания образцов СИ проводятся в установленном Госстандартом России порядке, приведенном в правилах ПР 50.2.009-94.


Испытания СИ с целью утверждения их типа проводят по ут­вержденной ГЦИ программе, которая должна содержать следующие разделы:

Рассмотрение технической документации;

Экспериментальное исследование СИ;

Оформление результатов испытаний.

В ходе испытаний необходимо проверить соответствие докумен­тации и характеристик СИ требованиям задания на его разработку, технические условия и нормативные документы на них, включая методики поверки. Решение об утверждении типа СИ принимает Госстандарт России по результатам испытаний и удостоверяет сер­тификатом, срок действия которого устанавливают при выдаче. Ут­вержденный тип СИ вносится в Государственный реестр СИ, кото­рый ведет Госстандарт в соответствии с правилами ПР 50.1.011-94. Информация об утверждении типа СИ и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях Госстандарта. На СИ утверж­денного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа установлен­ной формы.

Соответствие средств измерений утвержденному типу на терри­тории РФ контролируют органы ГМС по месту расположения изго­товителей или пользователей. Контроль осуществляется путем ис­пытаний отобранных образцов СИ, проводимых по утвержденной ГЦИ программе.

Испытания на соответствие СИ утвержденному типу проводят:

При наличии информации от потребителей об ухудшении ка­чества выпускаемых или импортируемых СИ;

При внесении в их конструкцию или технологию изменений, влияющих на их нормированные MX;

При истечении срока действия сертификата об утверждении типа

По результатам испытаний составляют акт, который направля­ют во ВНИИМС.

6.4.3. Поверка средств измерений

Поверка средства измерений - это установление органом ГМС (другими уполномоченными на то организациями) пригодности СИ к применению на основании экспериментально определяе­мых MX и подтверждение их соответствия установленным обяза­тельным требованиям.

По действующему законодательству СИ, подлежащие государ­ственному метрологическому контролю и надзору, должны подвер­гаться поверке при выпуске из производства или после ремонта, при ввозе по импорту и в процессе эксплуатации. Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждает Госстандарт России в соот­ветствии с МИ 2273-93, а требования к организации и проведе­нию поверки СИ устанавливают правила ПР 50.2.006-94. Поверка производится в соответствии с нормативными документами, утвер­ждаемыми по результатам испытаний.

Результатом поверки является:

Подтверждение пригодности СИ к применению. В этом случае на него и (или) техническую документацию наносится оттиск пове- рительного клейма и (или) выдается Свидетельство о поверке. Пове- ритвльное клеймо - знак установленной формы, наносимый на СИ, признанные в результате их поверки годными к применению. Прави­ла использования клейм описаны в ПР 50.2.007-94;

Признание СИ непригодным к использованию. В этом случае оттиск поверительного клейма и (или) Свидетельство о поверке аннулируются и выписывается Свидетельство о непригодности.

Форма клейма и Свидетельства о поверке, порядок нанесения поверительного клейма устанавливает Госстандарт России.

Средства измерения подвергаются первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной поверкам.

Первичная поверка проводится при выпуске СИ из производства или после ремонта, а также при ввозе СИ из-за границы партиями. Такой поверке подвергается, как правило, каждый экземпляр СИ.

Периодическая поверка выполняется через установленные интервалы времени (межповерочные интервалы). Ей подвергаются СИ, находящи­еся в эксплуатации или на хранении. Конкретные перечни СИ, подле­жащих поверке, составляют их владельцы - юридические и физичес­кие лица. Органы ГМС в процессе надзора за соблюдением метрологи­ческих норм и правил проверяют правильность составления этих перечней.

Периодическую поверку должен проходить каждый экземпляр СИ. Исключения могут составлять СИ, находящиеся на длительном хранении. Результаты такой поверки действительны в течение меж­поверочного интервала. Первый интервал устанавливается при ут­верждении типа СИ, последующие определяются на основе различ­ных критериев, обзор которых дан в разд. 4.4.


Внеочередная поверка СИ проводится до наступления срока его периодической поверки в случаях:

Повреждения знака поверительного клейма или утрате Свиде­тельства о поверке;

Ввода в эксплуатацию СИ после длительного хранения (более одного межповерочного интервала);

Проведения повторной настройки, известном или предполага­емом ударном воздействии на СИ или при неудовлетворительной его работе;

Отправки потребителю СИ, не реализованных по истечении срока, равного половине межповерочного интервала;

Применения СИ в качестве комплектующих по истечении сро­ка, равного половине межповерочного интервала.

Инспекционная поверка проводится органами МС при осуще­ствлении государственного надзора или ведомственного контроля за состоянием и применением СИ. Ее допускается проводить не в полном объеме, предусмотренном методикой поверки. Результа­ты инспекционной поверки отражаются в акте.

Экспертная поверка проводится при возникновении спорных вопросов по MX, исправности СИ и пригодности их к использо­ванию. Ее проводят органы ГМС по письменному требованию за­интересованных лиц.

Порядок представления СИ на поверку устанавливает Госстан­дарт России. Поверка проводится в соответствии с методиками, тре­бования к которым изложены в МИ 187-86 и МИ 188-86. Экс­пертная поверка включает следующее:

Установление периодичности работ (определение межпове­рочных интервалов) в соответствии с ИСО 10012, МИ 2187-92, МИ 1872-88;

Разработку и документирование методик проведения работ в соответствии с инструкцией РД 50-660-88;

Ведение соответствующих протоколов, отражающих резуль­таты проведенных работ;

Организацию хранения и использования документации по поверке СИ.

Основной MX, определяемой при поверке, является погреш­ность. Она находится на основании сравнения показаний поверя­емого СИ и более точного рабочего эталона:


Сличением (методами противопоставления или замещения) с более точной мерой посредством компарирующего прибора. Общим для этих методов поверки СИ является выработка сигнала о нали­чии разности размеров сравниваемых величин. Если этот сигнал пу­тем подбора образцовой меры будет сведен к нулю, то реализуется нулевой метод измерения;

Измерением эталонным СИ величины, воспроизводимой ме­рой. В этом случае поверка часто называется градуировкой. Градуи­ровка- нанесение на шкалу отметок, соответствующих показаниям рабочего эталона, или определение по его показаниям уточненных значений величины, соответствующих нанесенным отметкам на шкале поверяемого СИ;

Способом калибровки, когда с более точной мерой сличается лишь одна мера из набора или одна из отметок шкалы многознач­ной меры, а действительные размеры других мер определяются пу­тем их взаимного сравнения в различных сочетаниях на приборах сравнения и при дальнейшей обработке результатов измерений.

Поверка измерительных приборов проводится:

Методом непосредственного сравнения измеряемых величин и величин, воспроизводимых рабочими эталонами соответствую­щего разряда или класса точности. Значения величин на выходе мер выбираются равными соответствующим (чаще всего оцифрованным) отметкам шкалы прибора. Наибольшая разность между результатом измерения и соответствующим ему размером эталонов является в этом случае основной погрешностью прибора;

Методом непосредственного сличения показаний поверяемого и эталонного приборов при одновременном измерении одной и той же величины. Разность их показаний равна абсолютной погрешнос­ти поверяемого СИ.

Существуют и другие методы поверки, которые используются реже .

Важным при поверке является выбор оптимального соотноше­ния между допускаемыми погрешностями эталонного и поверяе­мого СИ. Обычно это соотношение принимается равным 1:3 (исхо­дя из критерия ничтожно малой погрешности), когда при поверке вводят поправки на показания образцовых СИ. Если поправки не вводят, то эталонные СИ выбираются из соотношения 1:5. Соот­ношение допускаемых погрешностей поверяемых и эталонных СИ Устанавливается с учетом принятого метода поверки, характера погрешностей, допускаемых значений ошибок первого и второго Рода и иногда может значительно отличаться от указанных ранее цифр. . ■;< ..

По решению Госстандарта России право поверки СИ может быть предоставлено аккредитованным МС юридических лиц, де­ятельность которых осуществляется в соответствии с действую­щим законодательством и нормативными документами по обеспе­чению единства измерений. Порядок аккредитации определяется правилами ПР 50.2.014-94, разработанными с учетом руководств

Аккредитация МС предусматривает следующие этапы:

Экспертиза документов, представленных МС;

Аттестация МС комиссией из представителей ГНМЦ и ГМС;

Принятие решения об аккредитации по результатам эксперти­зы;

Оформление, регистрация и выдача Госстандартом аттестата аккредитации на срок до пяти лет. Аккредитуемая МС должна иметь:

Положение, разработанное в соответствии с ПР 50-732-93;

Квалифицированный и опытный персонал, аттестованный в установленном порядке в качестве поверителей в соответствии с ПР 50.2.012,- 94;

Помещения и окружающую среду, удовлетворяющие требо­ваниям нормативных документов;

Поверенные эталоны и иное вспомогательное оборудование, необходимое для проведения поверки, определенной областью акк­редитации;

Документированные методики и процедуры поверки, обработ­ки и использования измерительной информации, а также актуали­зации нормативных документов;

Систему менеджмента качества проведения поверочных ра­бот;

Документированные правила приемки, хранения и возврата СИ, поступающих на поверку;

Систему регистрации, использования и хранения результа­тов поверки.

Детальные требования по перечисленным выше этапам опи­саны в МИ 2284-94.

Аккредитованная МС имеет право:

Проводить поверку СИ в рамках, определенных аттестатом ак­кредитации, выдавать Свидетельство о поверке, ставить клеймо на поверенные СИ или гасить поверительные клейма;

Разрабатывать предложения по корректировке межповероч­ных интервалов;

Участвовать в разработке и корректировке нормативной документации, регламентирующей вопросы аккредитации МС.

Госстандарт осуществляет периодический инспекционный кон­троль за деятельностью аккредитованной МС.

Поверка СИ осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве доверителя органом ГМС в соответствии с ПР 50.2.012-94. Поверитель (физическое лицо) - сотрудник органа ГМС или юри­дического лица, аккредитованного на право поверки, непос­редственно производящее поверку СИ и прошедшее аттестацию в установленном порядке.

Проводятся два вида аттестации: первичная и периодическая (не реже одного раза в пять лет), к которым допускаются лица, имею­щие специальную подготовку и практический стаж работы в пове­рочных подразделениях. Аттестация проводится специально создава­емой комиссией из числа высококвалифицированных специалис­тов-метрологов.

6.4.4. Калибровка средств"измерений

В сферах деятельности, где государственный метрологический надзор и контроль не являются обязательными, для обеспечения метрологической исправности СИ применяется калибровка. Ка­либровка (калибровочные работы) - совокупность операций, вы­полняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к при­менению средства измерений, не подлежащего государственному мет­рологическому контролю и надзору.

Для проведения калибровочных работ создана Российская сис­тема калибровки (РСК) - совокупность субъектов деятельности и калибровочных работ, направленных на обеспечение единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метроло­гическому контролю и надзору и действующих на основе установ­ленных требований к организации и проведению калибровочных работ. Деятельность РСК регулируется правилами ПР 50.2.016-94 и ПР 50.2.017-95.

Основные направления деятельности РСК:

Регистрация органов, осуществляющих аккредитацию МС юридических лиц на право проведения калибровочных работ;

Аккредитация МС юридических лиц на право проведения ка­либровочных работ:

Калибровка СИ;

Установление основных принципов и правил РСК, организа-

9 Метрология,

Стандартизация, сертификация


ционное, методическое и информационное обеспечение его дея­тельности;

Инспекционный контроль за соблюдением аккредитованны­ми МС требований к проведению калибровочных работ.

Российская система калибровки имеет свой знак, наносимый на калиброванное СИ. Его форма и размеры приведены в правилах ПР 50.2.017-95.

Организационная структура РСК приведена на рис. 6.3. Цент­ральный орган и научно-методический центр РСК назначает Гос­стандарт. Центральный орган РСК выполняет следующие функции:

- Рис. 6.3. Структура РСК

Устанавливает основные принципы и правила РСК;

Принимает решения о регистрации аккредитирующих орга­нов в соответствии с правилами ПР РСК 001-95;

Осуществляет контроль за их деятельностью;

Рассматривает апелляции по результатам аккредитации;

Взаимодействует с калибровочными службами других стран и международными калибровочными союзами.

Основные задачи научно-методического центра:

Разработка нормативных документов, регламентирующих ка­либровочную деятельность в стране;

Ведение реестра РСК;

Подготовка и представление на утверждение в центральный орган РСК материалов по регистрации аккредитирующих орга­нов, участие в их проверках;

Организация и координация разработки, экспертизы и аттеста­ции методик калибровки СИ;

Создание и ведение базы данных по нормативным документам и калибровочной деятельности в РФ;

Осуществление консультативной деятельности по вопросам РСК;

Проведение мероприятий по повышению квалификации кад­ров в области калибровочных работ.

Из числа руководителей МС государственных органов управ­ления, аккредитирующих органов, представителей ГМС и ГНМЦ центральный орган формирует совет РСК, который:

Разрабатывает предложения по основным принципам работы РСК;

Рассматривает проекты законодательных и нормативных актов в области калибровки и готовит предложения по их изменению;

Определяет основные направления проведения исследований в области калибровки;

Рассматривает экономические и финансовые аспекты в ра­боте РСК.

Главными задачами аккредитирующего органа РСК являются:

Проведение аккредитации МС в соответствии с правилами ПР 50.2.018-95;

Осуществление инспекционного контроля, требования к ко­торому приведены в правилах ПР РСК 003-98.

Основой РСК являются аккредитованные МС юридических лиц. Их главной функцией является калибровка СИ в области аккреди­тации и в соответствии с действующими нормативными докумен­тами. Требования к подразделениям, проводящим калибровочные Работы, изложены в рекомендациях Р РСК 001-95.

Организация, выполняющая калибровочные работы, должна иметь:

Поверенные и идентифицированные средства калибровки - эта­лоны, установки и другие СИ, применяемые при калибровке в соответствии с установленными правилами. Они призваны обеспе­чить передачу размера единиц от государственных эталонов калиб­руемым СИ;

Актуализированные документы, регламентирующие органи­зацию и проведение калибровочных работ. К ним относятся доку­мент на область аккредитации, документация на средства измере­ний и калибровки, нормативные документы ГСИ на калибровку, процедуры калибровки и использования ее данных;

Профессионально подготовленный и квалифицированный персонал;

Помещения, удовлетворяющие нормативным требованиям.

Результаты калибровки удостоверяются калибровочным знаком,

наносимым на СИ, или Свидетельством о калибровке, а также записью в эксплуатационные документы.

Требования к калибровочным лабораториям приведены в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000.

6.4.5. Метрологическая аттестация средств измерений и испытательного оборудования

Метрологическая аттестация- это признание средства измере­ний (испытаний) узаконенным для применения (с указанием его метрологического назначения и MX) на основании тщательных ис­следований метрологических свойств этого средства, проводится в соответствии с ГОСТ 8.326-89.

Метрологической аттестации могут подвергаться СИ, не под­лежащие государственным испытаниям или утверждению типа орга­нами ГМС, опытные образцы СИ, измерительные приборы, вы­пускаемые или ввозимые из-за границы в единичных экземплярах или мелкими партиями, измерительные системы и их каналы.

Основными задачами аттестации СИ являются:

Определение MX и установление их соответствия требовани­ям нормативной документации; ;

Установление перечня MX, подлежащих контролю при по­верке;

Опробование методики поверки.

Метрологическая аттестация проводится органами государ­ственной или ведомственной МС по специально разработанной и утвержденной программе. Результаты оформляются в виде прото­кола определенной формы. При положительных результатах выда­ется Свидетельство о метрологической аттестации установленной формы, где указывают его установленные MX.


Как известно (см. разд. 5.1), между измерением и испытанием имеется различие, состоящее в том, что погрешность испытания складывается из пофешности измерения и пофешности воспро­изведения режимов испытания. Измерение можно считать част­ным случаем испытания, при котором условия последнего не пред­ставляют интереса.

В соответствии с этим существует различие в аттестации СИ и испытательного оборудования, основные положения и порядок проведения которого приведены в ГОСТ Р 8.568-97.

Основная цель аттестации испытательного оборудования - подтверждение возможности воспроизведения условий испытаний в пределах допустимых отклонений и установление пригодности использования данного оборудования в соответствии с его назна­чением.

Аттестация, как и поверка, бывает первичной, периодичес­кой и повторной.

Первичная аттестация заключается в экспертизе эксплуатаци­онной и проектной документации, экспериментальном определе­нии технических характеристик испытательного оборудования и подтверждении пригодности его к использованию. Технические и метрологические характеристики, подлежащие определению, вы­бирают из числа нормированных и установленных в документа­ции характеристик. Они должны определять возможность оборудо­вания воспроизводить условия испытаний в течение установленно­го времени.

В процессе первичной аттестации устанавливают:

Возможность воспроизведения внешних воздействующих фак­торов и (или) режимов функционирования объекта испытания, установленных в документах на методики испытаний конкретных видов продукции;

Отклонения параметров условий испытаний от нормирован­ных значений;

Обеспечение безопасности персонала и отсутствие вредного воздействия на окружающую среду;

Перечень характеристик оборудования, которые должны про­веряться при периодической аттестации, а также методы, сред­ства и периодичность ее применения.

Периодическую аттестацию проводят в процессе эксплуатации испытательного оборудования в объеме, необходимом для подтвер­ждения соответствия его характеристик требованиям нормативных документов на методики испытаний и экcплyafaциoнныx докумен­тов. Результаты аттестации оформляются протоколом. При положи­тельных результатах на оборудование выдается аттестат определен­ной формы и делается запись в эксплуатационные документы.

6.4.6. Система сертификации средств измерений

Система предназначена для проведения добровольной серти­фикации средств измерения в соответствии с законами "Об обес­печении единства измерений" и "О сертификации продукции и услуг".

Система сертификации - это система, располагающая соб­ственными правилами процедуры проведения сертификации со­ответствия (см. Руководство ИСО/МЭК 2, п. 14.1). Сертифика­том соответствия называют документ, который выдается после проведения сертификации. В нем указывается, что должным об­разом идентифицированная продукция, процесс или услуга со­ответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Основные положения и порядок проведения работ в рамках системы сертификации средств измерения, не подлежащих приме­нению в сферах распространения государственного метрологическо­го контроля и надзора, определяют МИ 2277-93.

Основными целями системы сертификации СИ являются обес­печение единства измерений, содействие экспорту и повышение конкурентоспособности СИ. В соответствии с этими целями сис­тема выполняет следующие функции:

Проверку и подтверждение соответствия СИ установленным в нормативных документах метрологическим нормам и требова­ниям;

Проверку обеспеченности сертифицируемых СИ методами и средствами калибровки для передачи размеров от утвержденных эталонов;

Проверку соответствия СИ дополнительным требованиям, указанным организациями или гражданами, обратившимися в орган по сертификации.


Система является открытой для вступления и участия в ней юридических лиц и предусматривает свободный доступ к инфор­мации о ее деятельности. Сертификацию СИ проводят аккредито­ванные органы по результатам испытаний, проведенных независи­мыми испытательными лабораториями (центрами), как самостоя­тельными, так и входящими в состав органов по сертификации. Аккредитацию испытательных лабораторий (центров) проводят в соответствии с правилами по метрологии ПР 50.2.010-94. При ак­кредитации выдается аттестат с приложением к нему, устанавлива­ющим область аккредитации.

Организационно система сертификации СИ состоит из цент­рального органа, координационного совета, апелляционного коми­тета, научно-методического центра, органов по сертификации, ис­пытательных лабораторий. Центральный орган системы:

Организует, координирует и осуществляет методическое ру­ководство работами по сертификации;

Устанавливает основные принципы и правила сертификации;

Осуществляет аккредитацию органов по сертификации и ис­пытательных лабораторий;

Выполняет функции органа по сертификации при его отсут­ствии;

Организует инспекционный контроль за деятельностью акк­редитованных органов по сертификации;

Взаимодействует с международными и зарубежными органи­зациями по вопросам сертификации;

Осуществляет признание документов об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) других стран, зарубежных сертификатов и знаков соответствия, а также результатов испытаний средств измерений;

Ведет реестр системы - книги и (или) электронного журна­ла, содержащего сведения об объектах, участках работ и докумен­тах в области сертификации. Подробно этот процесс изложен в МИ 2279-93.

Научно-методический центр системы осуществляет:

Разработку основных принципов, правил и структуры системы;

Организацию работ, связанных с аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

Формирование банка данных и информационное обеспече­ние системы, касающиеся сертифицированных средств измере­ний, органов по сертификации, испытательных лабораторий (цен­тров) и нормативных документов.

Координационный совет разрабатывает рекомендации по воп­росам совершенствования системы. Апелляционный комитет рас­сматривает случаи несогласия с результатами сертификации СИ, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабора­торий (центров), испытаний или инспекционного контроля.


Орган по сертификации должен располагать необходимыми сред­ствами и документированными процедурами, позволяющими про­изводить сертификацию, включая: квалифицированный персонал, актуализированный фонд нормативных документов на СИ и мето­ды испытаний, административную структуру, юридические и эко­номические возможности (условия) для управления сертифика­цией, в том числе для организации испытаний, испытательную базу, аккредитованную в качестве испытательной лаборатории (цен­тра).

Основные функции органа по сертификации, установленные в Положении об органе по сертификации:

Формирование и актуализация фонда нормативных докумен­тов, используемых при сертификации СИ;

Проведение и (или) организация испытаний СИ;

Рассмотрение заявок на сертификацию, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями при проведении серти­фикации;

Определение по каждой конкретной заявке испытательной лаборатории (центра), организация испытаний на основе взаимо­действия с ней;

Оформление на основе лицензионного соглашения с централь­ным органом системы сертификата соответствия, регистрация в ре­естре системы и выдача его заявителю;

Организация инспекционного контроля стабильности харак­теристик СИ;

Отмена и приостановление действия выданных сертификатов и знаков соответствия;

Организация повышения квалификации и аттестации персо­нала испытательных лабораторий (центров).

Детальные требования к органам по сертификации изложены в МИ 2278-93.

Порядок проведения сертификации в общем случае включает:

Представление в центральный орган заинтересованной орга­низацией заявки на проведение сертификации;

Рассмотрение заявки и направление решения по ней;

Проведение испытаний по утвержденной программе, вклю­чающей объем и сроки проведения испытаний, методы и сред­ства испытаний СИ, объем и состав технической документации, представляемой на испытания, количество и порядок отбора об­разцов, представляемых на испытания;

Анализ полученных результатов, оформленных в виде дати­рованного и зарегистрированного отчета, включающего наиме­нование и адрес испытательной лаборатории, проводившей ис­пытания, ссылку на документ, на соответствие которому проводи­лись испытания, идентифицирующие данные испытанных образ­цов, наименование и адрес изготовителя, время и место проведе­ния испытаний, заключение о соответствии образцов требованиям нормативных документов;

Принятие решения о возможности выдачи сертификата соот­ветствия;

Регистрацию материалов испытаний и выдачу сертификата соответствия;

Информацию о результатах сертификации.

Орган по сертификации рассматривает результаты испытаний СИ, оформляет сертификат соответствия и направляет его ко­пию, подписанную руководителем органа, вместе с одним экзем­пляром отчета об испытаниях с приложениями в научно-методи­ческий центр системы на регистрацию. Научно-методический центр оформляет дело по сертификации, регистрирует сертификат и сообщает его номер по реестру систему органу по сертификации.

После получения регистрационного номера орган по серти­фикации выдает организации сертификат соответствия. При по­лучении сертификата соответствия заявитель обеспечивает мар­кировку образцов, тары, упаковки и документации знака соот­ветствия.

Органы по сертификации ведут учет выданных ими сертифика­тов. Документы и материалы, подтверждающие сертификацию СИ, находятся на хранении в органе по сертификации, выдавшем сер­тификат.

В ст. 12 определены виды государственного метрологического контроля и надзора (ГМКиН): государственный метрологический контроль (ГМК) и государственный метрологический надзор (ГМН).

Сферы распространения ГМКиН, которые осуществляются с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, указаны в ст.13 Закона. Все разрабатываемые, производимые и находящиеся в эксплуатации СИ делятся на две группы:

Применяемые в сферах распространения ГМКиН;

Не применяемые в сферах распространения ГМКиН.

Средства измерений первой группы могут применяться только после утверждения типа, проведения их первичной поверки и последующих периодических поверок в процессе эксплуатации. Для СИ второй группы надзор со стороны государства не проводится.

Государственный метрологический контроль (ГМК) включает:

Утверждение типа СИ;

Поверка СИ;

Лицензирование деятельности на право изготовления, ремонта, продажи и проката СИ.

Утверждение типа СИ – решение (уполномоченного на это государственного органа управления) о признании типа СИ узаконенным для применения на основании их испытаний государственным научным метрологическим центром или другой организацией, аккредитованной на этот вид деятельности Решение утверждается и удостоверяется сертификатом. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр СИ.

Поверка СИ – установление органом ГМС (или другим официально уполномоченным на то органом, организацией) пригодности СИ к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям.

Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждаются в установленном порядке. Право поверки СИ может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Порядок аккредитации определяется Правительством РФ. Поверка осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом Государственной метрологической службы. Положительные результаты поверки СИ удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке. Поверительное клеймо может наноситься как на приборы, так и на сопроводительные документы на приборы (паспорта, технические описания и т.п.). Различают несколько видов поверки:



Первичная поверка, которой подвергаются СИ, изготовленные и отремонтированные в РФ или ввезенные по импорту;

Периодическая поверка, которой подлежат приборы, находящиеся в эксплуатации;

Внеочередная поверка проводится в некоторых случаях (повреждение поверительного клейма, ввод в эксплуатацию СИ после хранения и т.п.);

Инспекционная поверка – это поверка при осуществлении ГМН.

Лицензирование – выполняемая в обязательном порядке процедура выдачи лицензии на осуществление деятельности на какой-либо вид деятельности. Деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ, применяемых в сферах распространения ГМКиН, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь при наличии лицензии. Основанием для выдачи лицензии служит заявление юридического или физического лица и положительные результаты проверки условий осуществления лицензируемого вида деятельности.

Государственный метрологический надзор (ГМН) осуществляется за:

Выпуском, состоянием и применением СИ;

Соблюдением метрологических правил и норм;

Количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций (переход материальных ценностей от одного лица к другому);

За количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их фасовке и продаже.

Основная цель ГМН – защита интересов граждан и государства от отрицательных последствий, вызванных недостоверными результатами измерений. Функции ГМН возложены на органы Государственной метрологической службы. ГМКиН осуществляют должностные лица Госстандарта – государственные инспекторы по ОЕИ, права и обязанности которых изложены в ст. 20 Закона.

Калибровка СИ

Средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке.

Калибровка СИ – совокупность операций, устанавливающих соотношение между значением величины, полученным с помощью данного средства измерений и соответствующим значением величины, определенным с помощью эталона с целью определения действительных метрологических характеристик этого СИ.

Особенности калибровки :

Подвергаются СИ, не подлежащие ГМКиН;

Добровольная процедура;

Выполняется любой метрологической службой;

Необязательность (добровольность) аккредитации на право калибровки;

Следствие разгосударствления процессов контроля за исправностью СИ – отказ от всеобщей обязательности поверки СИ.

Калибровка может проводиться любой метрологической службой. Это добровольная процедура, однако для ее проведения необходимы определенные условия. Основное условие – прослеживание измерений, т.е. обязательная передача размера единицы от эталона к рабочему средству измерений.

Появление калибровки является следствием процесса разгосударствления процесса контроля за состоянием СИ, своего рода либерализация метрологического контроля.

В РФ создана Российская система калибровки (РСК ), в которую входят государственные научные метрологические центры, органы ГМС, метрологические службы юридических лиц, объединенные целью ОЕИ в сферах, не подлежащих ГМКиН.

РСК базируется на принципах:

Обязательность передачи размеров единиц от государственных эталонов к рабочим СИ;

Профессионализм и техническая компетентность;

Самоокупаемость.

В этой статье мы рассмотрим понятие государственного и метрологического а также уделим внимание различным отдельным вопросам, относящимся к данной гос. структуре. Будут затронуты темы определения данных служб, предназначение, различные включения в понятия и др.

Введение

Метрологическая служба (МС) обладает данными о базе эталона, в соответствии с которым нанимаются подготовленные и аттестованные поверители. А также включает в себя ряд нормативных документов и помещений, которые необходимы для проведения мер по проверке СИ, что соответствует конкретной области аккредитации. Закон обеспечения и единства измерений передает право осуществлению проверки документов, продукции т. д. органам государственного метрологического контроля и надзора. Данные организации осуществляют ряд проверок, целью которых является наблюдение за соблюдением метрологических нормативных положений и стандартов, распространенных в определенной сфере деятельности.

Отвечая на вопрос о том, можно сказать, что это наука об общем разнообразии измерительных средств (ИС) и методиках. Ее главной задачей является обеспечение единства данных методов и единиц измерений, а также метрология старается достичь максимальной точности в своих исследованиях.

Предназначение

Конкретными областями анализа, наблюдения и проверки, являются:

  • сфера здравоохранения, ветеринарии, охраны окружающей среды;
  • осуществление трудовой безопасности;
  • общая масса рыночных операций и взаимных расчетов между торгующим и покупающим субъектом;
  • игровые автоматы;
  • гос. учет операций;
  • обеспечение гос. обороны;
  • детальное слежение за проведением геодезических и гидрометеорологических работ;
  • все операции, связанные с банковским, налоговым, таможенным и почтовым делом;
  • процесс производства продукции, что поставляют в соответствие договорам и контрактам на гос. уровне;
  • проверка и контроль качественных параметров изготавливаемой продукции по соответствию с государственными стандартами РФ;
  • проведение сертификации по отношению к изготавливаемой продукции и предоставляемым услугам;
  • измерение чего-либо, по обращению органов суда, включая арбитражный, а также прокуратуры и органов управления РФ;
  • регистрирование всех международных спортивных достояний, а именно рекордов.

Государственный метрологический контроль и надзор в РФ разделяет весь спектр производимых, разрабатываемых, а также импортирующихся средств на 2 типа:

  • Созданные с целью применения в областях, где распространен гос. метро. контроль и надзор. Весь набор средств становится применимым лишь после проведения ряда экспериментов и расчетов, позволяющих понять их правильность и непогрешимость результатов.
  • Не созданных для применения в вышеупомянутых областях.

Группы средств

Государственный метрологический контроль и надзор, юридические лица осуществляют путем:

  • Калибровки общего количества измерительных средств.
  • Надзора за качеством и способами применения измерительных средств, эталонов единичных величин, а также за соблюдением всего спектра метрологических нормативных указаний, соответствующих определенной документации.
  • Выдачи особых предписывающих бумаг, нацеленных на устранение и/или предотвращение возможных отступлений от определенных стандартов.
  • Исследования и анализа современного представления об измерительных средствах, нацеленных на их испытание и утверждение.

В метрологической экспертизе системы испытаний и утверждения измерительных средств присутствуют следующие пункты:

  • Проверка средства измерения, проведенная для утверждения.
  • Проведение согласования и принятия, относительно решения, что собираются утвердить.
  • Гос. регистрация, а также присвоение сертификата, подтверждающего утверждение средства.
  • Проверка измерительного средства в условиях соответственного типа.
  • Признание постановления об утверждении методологического приема или результатов испытаний, которым занимается особая компетентная организация за рубежом.
  • Проведение информационного обслуживания для потребителей конкретной техники измерительного типа.

Мы уже ознакомились с общим видом ответа на вопрос о том, что такое метрология, однако важно понимать, что это многосоставная наука. С ней связано множество тонкостей ее определения в областях деятельности. Важно понимать, что испытующие программы, применимые к измерительным средствам могут предусматривать лишь наличие конкретной метрологической характеристики, для определенного образца измерений и экспериментальной апробации методологии приемов, применимых к самому образцу. По показателям равносильности объема работы, подобные исследования приравниваются к метрологической аттестации.

Соответствие набору положений международного соглашения России, передает право анализа импортируемой продукции в государство и из него, органам государственного и метрологического контроля и надзора РФ. Право работы таким структурам предоставляется и для работы за рубежом, что является обязательным условием для приписки товара (особенно закупаемого) к списку дозволенного и проверенного, а также применимого на территории России.

Включения

Гос. метроконтроль включает в себя явление:

  • Утверждения типологии измерительных средств.
  • Испытание измерительных средств, что справедливо и к эталонам.
  • Проведение лицензирования деятельности субъектов физического и юридического типа, изготавливающих и ремонтирующих данные средства.

Утверждение методологических приемов и измерений осуществляется в соответствии с утверждениями Госстандарта РФ, подписанного и приведенного в силу 8 февраля 1994 года и пронумерованного как № 6. Положения закона о порядке проведения ряда испытаний и экспериментов и утверждение типологии измерительных средств удостоверяться может только особым сертификатом. Срок, в течение которого он действует, устанавливается в ходе выдачи. Госстандарт занимается внесением конкретного способа измерений в гос. реестр.

Научный гос. метролог. центр Госстандарта РФ занимается также испытаниями средств измерений, применимых с целью фактического утверждения методологического приема. Проводиться также аккредитование самих центров исследований.

Установки системы испытаний

Метрологический контроль - это осуществление технического анализа документации, а также оценивание технических решений, применимых в области конкретного обеспечения исследований.

Периодические контроли, осуществляемые с целью испытания изделий на их соответствие утвержденным типам, проводятся, если:

  • Имеется информация, поступившая от потребителей, об уменьшении параметров качества выпускаемого или импортируемого измерительного средства.
  • Вносятся в конструкцию и/или технологию изготовления ИС определенные изменения, что могут влиять на их нормированное состояние метрологической характеристики.
  • Истек срок, в течение которого сертификат обладает действительной силой.
  • Госстандарт РФ принимает решение о постановке и утверждении измерительного средства.
  • Выдается лицензия на права по изготовлению ИС, предприятию, не входящему ранее в группу изготовителей образов для конкретных измерений, в соответствие с результатами утвержденных испытаний их типа.

Сферы государственного метрологического контроля и надзора, как ясно из пункта о «предназначении», являются крайне разнообразными, а потому и проверка ИС представляет собой крайне многогранный процесс.

Юрисдикция

Проверка ИС лежит в пределах юрисдикции служб, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью в метрологической сфере деятельности человека. Любая продукция, входящая в состав подобных областей, должна в обязательном порядке подвергаться испытанию на соответствие всем стандартам, прежде чем она вступит в импорт, ввоз и эксплуатацию. Допущение к продажам и выдаче напрокат может быть осуществимо лишь после признания и проверки ИС. Важно помнить, что данному анализу и испытаниям долежит абсолютно все экземпляры измерительных систем. Утверждение групп средств, которые обязаны подвергаться проверка, совершается Госстандартом РФ. По его решению, ревизия может проводиться особыми аккредитованными юридическими лицами, входящими в состав структуры метролог. служб. Разбор всех свойств ИС лежит на плечах выше упомянутых специалистов, однако контроль их деятельности осуществляет ряд органов гос. метролог. служб, предназначенных для конкретных мест и в соответствии с их расположением.

Метрологический контроль - это средство, не только позволяющее производить измерение и проверку производства изготовляемой продукции, но также он отвечает за ее ремонт, прокат, торговлю и своевременное предоставление к проведению самой проверки. Положительный результат ревизии должен быть удостоверен особым клеймом, обладающим статусом поверительного. Также может быть использовано в качестве признание создание свидетельства о проверке.

Проведение лицензирования

Процесс лицензирования действий каждого юридического и/или физического лица по созданию и реконструкции измерительных средств производится только после того, как уполномоченные органы, в соответствии со стандартами законодательной метрологии, осуществят ревизию на наличие необходимого перечня условий, который требуется для конкретной деятельности. Также особое внимание уделяется проверке соблюдения лицами, что осуществляют данную деятельность, всего ряда метрологических постановлений о правилах и нормах. Если присутствует нарушение, то лицензия подвергается аннулированию.

Лицензия может быть выдана на промежуток времени, не превышающий 5 лет. Органом, которым она была выдана, должна проводиться периодическая проверка. Ее предназначение заключается в контроле соблюдения различных требований, в соответствии с которым лицензируемая деятельность должна осуществляться.

Понятие метрологической экспертизы включает в себя ряд различных договоренностей. Одной из них является соглашение «О взаимном признании результатов гос. испытаний и утверждение типа метролог. аттестации, проверке и калибровке средств измерений, а также о результатах аккредитации лабораторий, занятых осуществлением испытаний, проверкой и/или калибровкой ИС». В ходе развития понятия о метрологии в данное соглашение был включен документ о порядке взаимного признания лабораторной аккредитации, зданий и помещений, осуществляющих конкретные испытания, а также осмотр и/или калибровку ИС.

Предназначение надзора

Итак, мы уже ознакомились с ответом на вопрос о том, кто проводит государственный метрологический надзор и контроль. Рассматривая пункт о его предназначении, можно сказать, что его главные задачи - это:

  1. Слежение за выпуском, состоянием, эксплуатацией измерительных средств, что были аттестованы в соответствии с особыми, утвержденными измерительными методиками, а также подходят под стандарты эталона различных величин. Не обходят стороной и пункт о соблюдении метролог. правил и нормативных постановлений;
  2. Слежение за количественной величиной товара, что отчуждается в ходе совершения торговой операции;
  3. Слежение за количеством финансового ряда товаров, что упаковывается и расфасовывается для продажи.

Метрологический контроль средств измерений и надзор, осуществляют осмотр объединений, предприятий, организаций и различных учреждений, вне зависимости от их уровня подчиненности и формы проведения собственных проверок. Однако, это справедливо только по отношению к средствам измерений, что входят в сферу, на которую распространяется деятельность метрологических структур надзора и испытаний. При введении особых нормативных актах, их деятельность может быть распространенной и в других областях деятельности человека.

Деятельность государственных метрологических центров регламентируется Государственным надзором и прописана в своде правил ПР50.2.002-94 ГСИ.

Задача проверки

Мы уже рассмотрели предназначение метролог. надзора и контроля. Давайте теперь более детально ознакомимся с главными задачами, среди которых выделяют:

  • Определение степени соответствий между выпускаемым измерительным средством и типом, по которому оно должно утверждаться.
  • Определение функциональности, состояния и верности эксплуатации ИС, что справедливо и по отношению к эталонам, применяемым в ходе проверки самого средства.
  • Важно определять наличие и способы применения методик, в соответствии с которыми осуществляется аттестация измерений.
  • Осуществление контроля, по отношению к соблюдению метрологического свода норм и правил. Данный пункт, в обязательном порядке, подчиняется установкам, прописанным в Законе РФ «об обеспечении единства измерений».

Объектом гос. метролог. надзора и контроля служит перечень всех совершенных операций в области торговой сферы деятельности, в ходе которых товар переходит из собственности одного юридического или физического субъекта в собственность другого. Количественная величина товара определяется при проведении анализа результатов измерений.

Нарушением метролог. правил и норм в ходе определения количественной величины отчуждаемого товара считается:

  • Подвергание отчуждению меньшего количества товаров, не соответствующего информации, содержащейся в заявлении о продажи.
  • Подвергание отчуждению количества продукции, не соответствующего оплаченной цене.
  • Эксплуатация измерительных средств, не подходящих под тип, а также не испытанных и обладающих нарушенным клеймом. Сюда же входят средства, дающие неверные результаты показаний.

Важно будет знать о том, что при создании продукции, метрологические требования распространяются также и на упаковки, в которые она помещается. Они делятся на 2 типа: требование к индивидуальности упаковки и требование к товару, внутри упаковки. Все требования, относящиеся к первому типу, сводятся к положению о том, что при вложении товара, недовложение, не должно превысить допускаемый предел, утвержденный в нормативном документе о данной продукции. В случае отсутствий подобных норм следует руководствоваться рядом требований, что включен в международную документацию МР № 87 МОЗМ о величине нетто в упаковке.

В настоящее время множество подобных служб располагается на конкретных территориях России, что соответствует и другим странам. Например, существует метрологическая служба Москвы, отвечающая за установку, осмотр и смену счетчиков воды. Она расположена по адресу ул. Академика Королева, д. 13. Несмотря на то что требования к точности и соответствию показаний и результатов измерений по всей стране являются общими, тем не менее, в соответствии с регионами, метрологический контроль осуществляется разными службами, действующими в конкретном месте.

Подводя итоги

Виды метрологического государственного контроля, перечисленные в пунктах выше, включены в законодательство и им охраняются. Несоблюдение стандартов может привести к аннулированию лицензии, а эксплуатация в незаконных целях карается и расценивается как преступление.

Существует большое количество знаков в метрологии, которые соответствуют определенным сертификатам. Они показывают нам принадлежность измерительного средства к группе утвержденных и проверенных. Знаки могут делиться на: национальные, международные, отраслевые и специализированные, для определенной промышленности.



Просмотров